Средний уровень налоговой нагрузки по отраслям. Расчет налоговой нагрузки: формулы, методы, примеры. Совокупная налоговая нагрузка: формула расчета
По данным Федеральной налоговой службы, в среднем по России безопасная доля вычетов за 3 квартал 2017 года составляет 87,9%. Цифра выросла по сравнению со 2 кварталом: тогда она была 87,8 %. Правда, по сравнению с началом года показатель снизился. В 1 квартале среднероссийская доля безопасных вычетов была 88,5%.
Данные в среднем по России на практике инспекторы не используют. Ориентироваться надо на региональные показатели. Именно на них будут ориентироваться, «камераля» вашу декларацию за 3 квартал 2017 года.
Мы приводим безопасную долю вычетов по регионам России. Расчет проводился на основании формы 1-НДС с сайта Федеральной налоговой службы .
Если данные у компании выше данных по региону, налоговики заинтересуются организацией. Возможны требования пояснений, комиссии и даже назначение выездных проверок. Раньше налоговики открыто об этом заявляли в письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722. Но оно было отменено (письмо Минфина России от 21 марта 2017 г. № ЕД-4-15/5183). Но эксперты говорят, что больше налоговых комиссий в привычном нам виде уже не будет, останутся только комиссии по легализации налоговой базы для выплаты заработной платы и страховых взносов. Их задачи и методы работы закреплены .
Образец пояснений о доле вычетов НДС.
Безопасная доля вычетов по НДС в регионах России (в %, по 3 кварталу 2017 года)
Регион | Доля вычетов, % | Регион | Доля вычетов, % |
---|---|---|---|
Алтайский край | Приморский край | ||
Амурская область | Псковская область | ||
Архангельская область | Республика Адыгея | ||
Астраханская область | Республика Алтай | ||
Белгородская область | Республика Башкортостан | ||
Брянская область | Республика Бурятия | ||
Владимирская область | Республика Дагестан | ||
Волгоградская область | Республика Ингушетия | ||
Вологодская область | Республика Калмыкия | ||
Воронежская область | Республика Карелия | ||
Город Москва | Республика Коми | ||
Город Санкт-Петербург | Республика Крым | ||
Город Севастополь | Республика Марий Эл | ||
Еврейская автономная область | Республика Мордовия | ||
Забайкальский край | Республика Северная Осетия — Алания | ||
Ивановская область | Республика Татарстан | ||
Иркутская область | Республика Тыва | ||
Кабардино-Балкарская Республика | Республика Хакасия | ||
Калининградская область | Республика Саха (Якутия) | ||
Калужская область | Ростовская область | ||
Камчатский край | Рязанская область | ||
Карачаево-Черкесская Республика | Самарская область | ||
Кемеровская область | Саратовская область | ||
Кировская область | Сахалинская область | ||
Костромская область | Свердловская область | ||
Краснодарский край | Смоленская область | ||
Красноярский край | Ставропольский край | ||
Курганская область | Тамбовская область | ||
Курская область | Тверская область | ||
Ленинградская область | Томская область | ||
Липецкая область | Тульская область | ||
Магаданская область | Тюменская область | ||
Московская область | Удмуртская Республика | ||
Мурманская область | Ульяновская область | ||
Ненецкий автономный округ | Хабаровский край | ||
Нижегородская область | Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | ||
Новгородская область | Челябинская область | ||
Новосибирская область | Чеченская Республика | ||
Омская область | Чувашская Республика | ||
Оренбургская область | Чукотский автономный округ | ||
Орловская область | Ямало-Ненецкий автономный округ | ||
Пензенская область | Ярославская область | ||
Пермский край |
Налоговая нагрузка - это показатель, рассчитываемый как отношение суммы налогов, уплаченных налогоплательщиком, к сумме его выручки по бухгалтерской отчетности, умноженное на 100%. Каждая организация может рассчитать его самостоятельно по формуле:
Налоговики в свою очередь определяют коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, т. е. некое среднее значение для каждой отрасли (п. 1 Общедоступных критериев оценки рисков ВНП, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). И если получается, что уровень нагрузки в конкретной организации ниже, чем среднеотраслевой показатель, это может стать основанием для включения компании в план выездных проверок (п. 1 разд. 4 Концепции системы планирования ВНП, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ , Письмо Минфина России от 23.06.2016 N 03-02-08/36472). Ведь это значит, что организация платит меньше налогов (их доля составляет меньшую часть ее выручки), чем другие компании, работающие в той же сфере. Что вызывает у контролирующих органов определенные подозрения.
Как видно из формулы, страховые взносы в сумму уплаченных налогов за год не включаются (Письмо ФНС России от 22.03.2013 N ЕД-3-3/1026@).
Показатели среднеотраслевой налоговой нагрузки
Значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности находятся в свободном доступе. ФНС публикует их по окончании каждого года на своем сайте не позднее 5 мая следующего года (п. 6 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). На данный момент в документе содержатся данные за период с 2006 по 2015 гг. И разброс значений по отраслям достаточно большой: за 2015 год - от 1,4% до 41,5%.
Показатели налоговой нагрузки по конкретным налогам
Низкий уровень нагрузки по конкретному налогу (налогу на прибыль, налогу при УСН и т.д.) может стать поводом для отбора налогоплательщика в список тех, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии. Так, нагрузка по налогу на прибыль определяется по данным декларации по налогу на прибыль как отношение исчисленного налога к сумме выручки и внереализационных доходов, умноженное на 100%. Если полученное значение составляет менее 3% (а для торговых организаций - менее 1%), то уровень нагрузки считается низким. И значит, компания попадет в «комиссионный» список.
Налоговая нагрузка по НДС определяется по-другому: как отношение суммы вычетов по НДС за 4 предыдущих квартала к сумме начисленного НДС за тот же период, умноженное на 100%. Здесь низкой признается нагрузка при значении показателя 89% или более (
И налога на прибыль не идентичны. Во-первых, есть довольно много статей затрат и поступлений, которые могут по-разному отражаться в расчете этих двух платежей. Так, зарплата сотрудников является расходом по налогу на прибыль, но не учитывается для целей расчета НДС. Аналогично и полученные проценты по депозиту - не отражаются в декларации по налогу на добавленную стоимость, но налог на прибыль с них уплачивается. Во-вторых, важен момент включения той или иной операции в две отдельные налоговые базы. Он может сильно разниться. Так, при получении аванса в счет предстоящих поставок товаров или услуг плательщик НДС обязан выписать счет-фактуру и уплатить данный налог в бюджет. В то же время, если он применяет метод начисления по налогу на прибыль, обязанность рассчитаться по данному платежу у него возникнет лишь по факту отгрузки товара или оказания услуги, то есть по дате накладной или акта. Таким образом, если предоплата прошла в одном квартале, а фактическая реализация в другом, то одна и та же сделка будет отражена в различных расчетных кварталах по прибыли и по НДС. Выше изложенное опять же подводит нас к мысли о том, что планирование операций в течение квартала поможет снизить сумму налогов к перечислению, причем абсолютно законными способами.
Как рассчитать налоговую нагрузку по НДС
Отдельно взятую налоговую нагрузку по НДС можно снизить дополнительно, если компания на общей системе налогообложения будет стараться приобретать товары или услуги у таких же плательщиков на ОСН. Фирмы и ИП на упрощенке не уплачивают НДС и не выставляют его в стоимости своей реализации. Следовательно, их покупатели лишаются возможности вычета по данному налогу. Впрочем, в этом случае всю выставленную, согласно документам, стоимость они учтут в качестве расходов по налогу на прибыль.
Кроме того, говоря о снижении налоговой нагрузки по НДС и по налогу на прибыль нельзя не упомянуть о некоторой разнице в подходе к расчету этих платежей. Если расходы по прибыли превысили сумму доходов, то у компании образовывается убыток, и сумма налога к уплате по итогам расчетного периода признается равной нулю. Если же суммы вычетов по НДС оказываются выше налога на добавленную стоимость с реализации, то возникает ситуация, в которой НДС нужно возвращать из бюджета. Однако само по себе предъявление НДС к возврату всегда означает дополнительную проверку деятельности компании, в ходе которой контролеры наверняка найдут изъяны в налоговой базе, и часть вычетов просто снимут. Что ж, возвращать деньги из бюджета контролеры традиционно не любят.
Налоговая нагрузка по НДС: формула расчета
ООО «Астра» (на общей системе налогообложения, метод начисления по налогу на прибыль) во 1 квартале 2017 года осуществила следующие хозяйственные операции:
- 22 января был отгружен покупателю товар общей стоимостью 112 000 ,00 рублей, в том числе НДС – 17084,75 рублей. Оплата за эту партию товара была получена в декабре 2016 года, с оформлением счета-фактуры на аванс и уплатой налога.
- 4 февраля была получена предоплата – 50% в счет предстоящей поставки продукции. Сумма предоплаты составила 40 000 ,00 рублей, выставлен счет-фактура на аванс. Отгрузка продукции на общую сумму 80 000 ,00 рублей в том числе НДС 12203,39 в адрес покупателя состоялась 24 февраля, остаток оплаты покупатель перечислил в марте.
- 9 марта оказаны услуги стоимостью 100 000 ,00 рублей в том числе НДС 15 254,20 рублей, акт подписан с поставщиком, выставлен счет-фактура. Оплата по оказанным услугам была произведена в апреле.
- В течение 1 квартала ООО «Альфа» пробрело товаров и услуг с выделенным НДС на сумму 65800 рублей, в том числе НДС 10037,29 рублей, а также на сумму 42560 рублей без выделения УСН.
- Заработная плата персонала с учетом уплачиваемых взносов составила 64560,00 рублей.
Для определения налоговой базы по налогу на прибыль доходы составят:
(112 000,00 - 17084,75) + (80 000,00 - 12203,39) +(100 000,00 - 15 254,20) = 247457,70 рублей.
Расходы составят:
(65800 -10037,29) + 42560,00 + 64560,00 = 162 882,71 рублей.
Таким образом налог на прибыль составит:
(247457,70-162 882,71) х 20% = 16 914,98 рублей.
Налоговая база по НДС исходя из налога, выделенного в авансовых счетах-фактурах и в реализации составит:
40 000,00 х 18/118 +12203,39 +15 254,24 = 33 559,32 рублей.
Сумма НДС к вычету:
17084,75 + 40 000,00 х 18/118 + 10037,29 = 33223,73 рублей.
Итого НДС к уплате:
33 559,32 - 33223,73 = 335,59 рублей.
Совокупный показатель налоговой нагрузки по налогу на прибыль и НДС за рассматриваемый квартал составит:
(16 914,98 + 335,59) / 247457,70 х 100% = 6,97%.
В рассмотренном примере нагрузка по налогу на прибыль сама по себе довольно высока – 6,84% от выручки. НДС же минимален. Однако данная ситуация сложилась из-за необходимости включить налоговую базу по НДС полученный в предыдущем квартале аванс, в текущем же периоде после реализации товара, оплаченного авансом, ранее начисленный НДС принимается к вычету. В то же время размер налоговой нагрузки рассмотрен по итогам квартала. Цифры по году в целом могут отличаться, как в большую, так и в меньшую сторону. К тому же рассчитанный показатель может быть выше за счет других налогов, которые также уплачивает компания.
Формула расчета налоговой нагрузки по НДС такова. Под проверку попадут те налогоплательщики, у которых по итогам нескольких кварталов отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы составила 89% и более.
По данным выше приведенного примера расчет налоговой нагрузки по НДС будет произведен следующим образом:
- 33223,73 / 33 559,32 х 100% = 99%
Таким образом, если ситуация с низкой налоговой нагрузкой по НДС будет повторяться из квартала в квартал, к деятельности компании почти наверняка возникнут вопросы.
Так называемая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок утверждена приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333. Она позволяет понять, насколько ваш бизнес рискует попасть под выездную ревизию налоговиков. Один из основных критериев при этом – налоговая нагрузка по видам экономической деятельности. В середине мая 2018 года Налоговая служба России опубликовала обновлённые показатели налоговой нагрузки по виду экономической деятельности за 2017 год. Приводим их полный перечень в данном обзоре (можно скачать), чтобы каждая фирма (ИП) могла сравнить их со своим значением.
Состав видов деятельности
Традиционно показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности закреплены Приложением № 3 к упомянутому приказу. Теперь уже – за 2017 год (ФНС обновляет их ежегодно). В документе речь идёт об укрупненных направлениях деятельности согласно классификатору ОКВЭД-2. Ищите тот который наиболее соответствует вашей сфере.
Виды показателей
Отметим, что коэффициенты налоговой нагрузки по видам экономической деятельности в Концепции выездных проверок ФНС всегда представлены в табличном виде. И их 2 вида:
Обращаем внимание, что значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2017 год показаны в процентах.
Налоговая нагрузка – это отношение налогов (в т. ч. НДФЛ) и сборов по данным официальной статотчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100%.
Вид экономической деятельности (по ОКВЭД-2) | Период 2017 года | |
ВСЕГО | 10,8 | 3,6 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего | 4,3 | 5,5 |
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях | 3,5 | 5,4 |
лесоводство и лесозаготовки | 7,5 | 6,8 |
рыболовство, рыбоводство | 7,9 | 5,5 |
Добыча полезных ископаемых – всего | 36,7 | 1,8 |
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых -всего | 45,4 | 1,0 |
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических | 18,8 | 4,1 |
Обрабатывающие производства – всего | 8,2 | 2,2 |
производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий | 28,2 | 2,4 |
производство текстильных изделий, одежды | 8,1 | 4,2 |
производство кожи и изделий из кожи | 7,9 | 4,7 |
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения | 2,0 | 3,6 |
производство бумаги и бумажных изделий | 4,4 | 1,8 |
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации | 9,2 | 4,3 |
производство кокса и нефтепродуктов | 5,1 | 0,2 |
производство химических веществ и химических продуктов | 1,9 | 2,4 |
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях | 6,9 | 3,0 |
производство резиновых и пластмассовых изделий | 6,3 | 2,6 |
производство прочей неметаллической минеральной продукции | 8,9 | 3,5 |
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования | 4,4 | 2,4 |
производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки | 8,8 | 3,9 |
производство электрического оборудования, производство компьютеров, электронных и оптических изделий | 9,9 | 4,3 |
производство компьютеров, электронных и оптических изделий | 12,5 | 5,3 |
производство электрического оборудования | 6,7 | 3,0 |
производство прочих транспортных средств и оборудования | 4,7 | 4,8 |
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов | 5,1 | 1,7 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха – всего | 6,8 | 2,4 |
производство, передача и распределение электроэнергии | 8,1 | 2,2 |
производство и распределение газообразного топлива | 1,3 | 1,4 |
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха | 6,5 | 4,5 |
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений – всего | 8,4 | 4,8 |
Строительство | 10,2 | 4,3 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов – всего | 3,2 | 1,2 |
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт | 2,7 | 1,1 |
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 3,1 | 0,9 |
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 3,6 | 2,2 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания – всего | 9,5 | 5,7 |
Транспортировка и хранение – всего | 6,8 | 4,8 |
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки | 8,5 | 6,8 |
деятельность трубопроводного транспорта | 4,5 | 2,1 |
деятельность водного транспорта | 9,3 | 4,1 |
деятельность воздушного и космического транспорта | отр. | 3,0 |
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность | 14,4 | 11,6 |
Деятельность в области информации и связи – всего | 16,4 | 5,2 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом | 21,3 | 6,3 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | 15,4 | 9,2 |
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году — опубликованые ФНС России данные о налоговой нагрузке, на основании которых налоговая служба определяет, кого будет проверять. Данные налоговой нагрузки публикуются ежегодно в Приложении 3 к .
Здесь приведены данные за 2016 год, которые были опубликованы в мае 2017 года.
Данные по налоговой нагрузке за 2017 год (опубликовано в мае 2018 года) по ссылке:
Комментарий
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности ежегодно рассчитывается Федеральной налоговой службой Российской Федерации (ФНС РФ) и публикуется в Приложении 3 к .
Налоговая нагрузка используется ФНС РФ как один из критериев для назначения выездной налоговой проверки. Так, если фактическая налоговая нагрузка налогоплательщика существенно ниже среднеотраслевой, то налоговый орган считает это как подозрительный признак и может провести налоговую проверку (см. ).
Анализ налоговой нагрузки входит в состав - сравнение налоговых показателей организации (налогоплательщика) с показателями других компаний отрасли или соответствующего рынка.
В 2017 году известна налоговая нагрузка за 2016 год. Дело в том, что налоговая нагрузка рассчитывается после обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности за календарный год. Налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность за календарный год ФНС получает к концу марта следующего года. Затем ФНС РФ обрабатывает эти данные и к началу мая следующего года публикует Налоговую нагрузку по видам экономической деятельности за календарный год (например, в мае 2017 года публикуется налоговая нагрузка за 2016 год).
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности за 2016 год *
Вид экономической деятельности | 2014 год** | 2015 год** | 2016 год** |
ВСЕГО | 9,8 | 9,7 | 9,6 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 3,4 | 3,5 | 3,5 |
Рыболовство, рыбоводство | 6,2 | 6,5 | 7,7 |
Добыча полезных ископаемых в том числе: |
38,5 | 37,9 | 32,3 |
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых | 42,6 | 41,5 | 35,6 |
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических | 8,3 | 11,3 | 11,9 |
Обрабатывающие производства в том числе: |
7,1 | 7,1 | 7,9 |
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака | 19,4 | 18,2 | 19,7 |
текстильное и швейное производство | 8,1 | 7,8 | 7,7 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви | 6,3 | 6,2 | 7,3 |
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели | 3,9 | 2,8 | 2,2 |
производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них | 2,8 | 3,5 | 4,3 |
издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации | 13,3 | 13,4 | 11,6 |
производство кокса и нефтепродуктов | 3,4 | 2,6 | 4,7 |
химическое производство | 3,2 | 4,2 | 3,5 |
производство резиновых и пластмассовых изделий | 5,6 | 5,6 | 6,0 |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов | 8,0 | 8,6 | 8,6 |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий | 3,8 | 4,5 | 4,3 |
производство машин и оборудования | 11,7 | 12,9 | 13,7 |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования | 10,9 | 11,2 | 11,1 |
производство транспортных средств и оборудования | 6,0 | 6,0 | 5,2 |
прочие производства | 5,4 | 4,3 | 4,0 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды в том числе: |
4,8 | 5,4 | 6,1 |
производство, передача и распределение электрической энергии | 4,9 | 5,7 | 6,4 |
производство и распределение газообразного топлива | 2,7 | 1,9 | 3,3 |
производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) | 5,2 | 5,6 | 4,7 |
Строительство | 12,3 | 12,7 | 10,9 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт авто-транспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования в том числе: |
2,6 | 2,7 | 2,8 |
торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт | 2,2 | 2,8 | 2,4 |
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 2,4 | 2,4 | 2,6 |
розничная торговля, кроме торговли автотранспортыми средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования | 3,6 | 3,7 | 3,7 |
Гостиницы и рестораны | 9,0 | 9,0 | 9,5 |
Транспорт и связь в том числе: |
7,8 | 7,3 | 7,2 |
деятельность железнодорожного транспорта | 9,5 | 10,2 | 8,4 |
транспортирование по трубопроводам | 3,5 | 1,7 | 3,2 |
деятельность водного транспорта | 11,1 | 13,6 | 13,1 |
деятельность воздушного транспорта | 2,9 | 1,4 | отр. |
связь | 12,9 | 12,8 | 12,6 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 17,5 | 17,2 | 15,4 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг в том числе: |
25,8 | 25,6 | 23,4 |
деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта | 29,1 | 29,1 | 25,6 |
* - Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц
** - Расчет за 2006 г., 2010-2016 гг. произведен без учета поступлений по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование