Доходы населения и социальная политика. Доходы населения и социальная политика государства Государственные пособия и другие выплаты
Доходы населения - это сумма денежных средств и материальных благ, полученных в общественном производстве, произведенных домашним хозяйством или в результате какой-либо другой деятельности за определенный промежуток времени.
Источниками доходов населения является: заработная плата; предпринимательский доход; дивиденды на имеющиеся у населения акции; проценты на сбережения, вложенные в банк; рента на сданную в аренду недвижимость и др.
Доходы характеризуют уровень благосостояния населения и определяют возможности в питании и одежде, в получении образования и медицинских услуг; возможности посещать театры и приобретать книги, активно путешествовать по миру и т. д.
Доходы населения подразделяются на следующие виды: денежные, натуральные, номинальные, располагаемые, реальные.
Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, доходов от продажи товаров, доходов от оказания различных услуг и др.
Натуральные доходы включают продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления, а также полученную в общественном производстве.
Номинальные доходы представляют собой общее количество денег, которое получено домашними хозяйствами за определенный период времени с учетом начисленных (неуплаченных) налогов и обязательных платежей.
Располагаемый доход представляет только ту часть номинального дохода, которая может быть использована непосредственно на личное потребление и сбережения. Этот доход меньше номинального дохода на величину взносов, налогов и обязательных платежей (отчисления в Пенсионный фонд, на социальные нужды и др.).
Реальные доходы отражают покупательную способность денежного дохода и представляют собой количество товаров и услуг (в стоимостном выражении), которое можно купить на располагаемый доход (с учетом инфляции) в течение определенного периода времени.
Существенное значение в макроэкономической политике государства отводится распределению доходов между экономическими субъектами. Выделяют следующие основные принципы распределения доходов.
- 1. Уравнительное распределение. Этот принцип имеет место, когда все члены общества получают равные доходы. Этот принцип характерен для коммунистического (социалистического) способа производства.
- 2. Рыночное распределение. Такой принцип распределения доходов предполагает, что каждый из владельцев того или иного фактора производства (земля, труд, капитал) получает разный доход в соответствии с хозяйственной деятельностью и эффективностью использования своего фактора производства.
- 3. Распределение по накопленному имуществу. Этот принцип проявляется в получении дополнительных доходов теми, кто накапливает и передает по наследству какую-либо собственность (землю, предприятия, дома, ценные бумаги и другое имущество).
- 4. Привилегированное распределение. Этот принцип характерен для стран с неразвитой демократией и пассивным гражданским обществом. В этом случае чиновники перераспределяют общественные блага в свою пользу, устанавливают себе повышенные оклады и пенсии, создавая хорошие условия жизни, труда, лечения, отдыха и другие льготы.
Любая система распределения доходов в современном обществе неизбежно приводит к неравенству доходов среди различных категорий населения. Основными причинами, вызывающими неравенство доходов, являются:
- 1. Различия в индивидуальных способностях. Эти причины обусловлены тем, что люди отличаются по своим интеллектуальным, физическим, творческим и другим способностям. Эти особенности формируют различную предрасположенность людей к эффективному выполнению тех или иных видов работ.
- 2. Различия в квалификации и опыте. Люди получают разный уровень образования, обладают разным опытом в выполнении определенных работ. Более сложный труд требует более высокого уровня образовательной подготовки, уменьшает количество претендентов, способных выполнить такую работу, а тот, кто способен заниматься более сложной работой, как правило, получает больший доход.
- 3. Различия в готовности работать в особых условиях. Работа шахтеров связана с большим риском и с высокой физической нагрузкой. Работа на атомных электростанциях сопряжена с высокой ответственностью и сложностью, а предпринимательская деятельность требует умения рисковать и интенсивно трудиться.
- 4. Различия в собственности. Эти причины обусловлены тем, что в условиях рынка расширяется число людей, получающих доходы от владения капиталом, ценными бумагами и предпринимательской деятельности. Распределение капитала, акций и других активов является одним из основных факторов, вызывающих дифференциацию доходов.
Дифференциация доходов населения представляет собой реально существующие различия в уровне доходов различных групп населения. В странах с развитой рыночной экономикой уровень дохода является одним из важнейших признаков, определяющих социальное положение в обществе. Общество с относительно равномерной дифференциацией доходов является более стабильным, а многочисленный средний класс имеет высокую мобильность и сильные стимулы к социальному продвижению и профессиональному росту.
Дифференциация доходов фиксируется статистикой, распределяющей население по группам (долям) в зависимости от среднедушевых доходов. Показатели, отражающие дифференциацию доходов населения, важны для анализа различных социально-экономических процессов и их мониторинга при проведении социальной политики. Эти показатели используются при разработке и реализации государственной политики социально-экономического развития общества.
Социальная политика государства направлена на улучшение условий жизни населения и его основных слоев, групп и категорий. Она включает в себя политику регулирования доходов, занятости, социального обеспечения, политику в сферах образования и здравоохранения, предусмотренную международным и национальным законодательством, и ориентирована на человека, защиту его прав. Конечной целью социальной политики является поддержание и развитие человека как высшей ценности любого общества.
Особое значение в социальной политике отводится проблеме защиты денежных доходов населения (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.
В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий, занятых в производстве, государство регулирует только размер минимальной заработной платы.
Важным направлением социальной политики государства является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит смягчающим обстоятельством в решении многих проблем.
Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью двух основных видов прожиточного минимума: социального и физиологического.
Социальный минимум представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения тех потребностей, которые необходимы для сохранения приемлемого уровня жизни. Он рассчитан на обеспечение нормальной жизнедеятельности человека на основе около 200 видов товаров и услуг (в том числе 80 видов продуктов питания). Затраты на непродовольственные товары в минимальном потребительском бюджете включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары, а также на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату налогов и сборов.
Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только основных физических потребностей человека и оплату основных услуг в течение относительно короткого периода, т. е. без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров.
Таким образом, социальная политика направлена на ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Поэтому важной задачей государственной социальной политики является адресная поддержка со стороны государства слабозащищенных слоев населения. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной части населения и доходами нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.
Контрольные вопросы
- 1. Назовите основные причины провала рынка.
- 2. Каковы основные задачи государственной социально- экономической политики?
- 3. Дайте характеристику частным и общественным благам.
- 4. Назовите основные цели и инструменты государственного регулирования.
- 5. Каковы особенности и основные лаги государственного регулирования?
- 6. Каковы основные методы государственного регулирования и их особенности?
- 7. Раскройте суть и содержание теории общественного выбора.
- 8. Расскажите об особенностях парадокса Кондорсе и теории невозможности К. Эрроу.
- 9. Дайте характеристику провалам государственного регулирования.
- 10. В чем особенности государственной социальной политики?
Дифференциация доходов и её причины. Государственная социально-экономическая политика доходов населения: её роль элементы цели и методы. Дифференциация доходов и её причины.
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
Тема 19. Доходы населения и социальная политика государства
19.2 Государственная социально-экономическая политика доходов населения: её роль, элементы, цели и методы. Сравнение социально-экономической политики в РФ в 1990-х и 2000-х гг. и ее результативность. Зарубежный опыт в области «сглаживания» дифференциации населения по доходам (на примере не менее 2-х стран).
19.1 Доходы населения, их виды и показатели измерения. Дифференциация доходов и её причины. Кривая Лоренца. Особенности дифференциации населения по доходам в России (2000-е гг.).
Уровень благосостояния людей характеризуется, прежде всего, получением доходов. Доходы населения это сумма денежных средств и материальных благ, полученных в общественном производстве или произведенная домашним хозяйством, или какой-либо другой деятельности за определенный промежуток времени.
В доходы населения входит заработная плата, предпринимательский доход, дивиденды на имеющиеся у населения акции, проценты на сбережения, вложенные в банк, рента на сданную в аренду недвижимость и др. Источником доходов предприятий или фирм является прибыль, процент или рента, в зависимости от типа предприятия. Однако в доходы предприятий входит не вся прибыль. Из валовой прибыли делают внешние отчисления. Часть прибыли, полученной предпринимателем, становится его личным предпринимательским доходом. Оставшаяся часть прибыли составляет собственно доход самого предприятия, которая используется на расширение производства, подготовку кадров, социальную сферу и т.д.
Именно доходы определяют наши возможности в питании и одежде, в получении образования и медицинских услуг; возможности посещать театры и приобретать книги, активно путешествовать по миру и т. д.
Доходы населения подразделяются на: денежные, натуральные, номинальные, располагаемые, реальные.
Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, доходов от продажи товаров, доходы от оказания на сторону различных услуг и др.
Натуральные доходы включают, прежде всего, продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления, а так же полученную в общественном производстве.
Номинальные доходы это общее количество денег, которое получено за определенный период времени. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен (рис. 19.1).
Рисунок 19.1 - Структура номинальных доходов населения
Располагаемый доход представляет только ту часть номинального дохода, которая может быть использована непосредственно на личное потребление товаров и услуг, а так же на сбережения. Иными словами, располагаемый доход равен номинальному доходу минус взносы налоги, обязательные платежи (отчисления в пенсионный фонд, на социальные нужды и другие).
Реальный доход отражает покупательную способность нашего денежного дохода. Он представляет собой количество товаров и услуг (в стоимостном выражении), которое может купить на располагаемый доход в течение определенного периода времени (т. е. здесь учитываются возможности изменения цен).
Выделяют следующие основные принципы (виды) распределения доходов:
1. Уравнительное распределение имеет место, когда все члены общества получают равные доходы. Такой принцип характерен для первобытного общества и коммунистического, способа производства.
2. Рыночные распределительные предлагает, что каждый из владельцев того или иного фактора производства (земли, труд, капитала) предпринимательство получает разный доход в соответствии с хозяйственной полезностью и продуктивностью своего фактора.
3. Распределение по накопленному имуществу проявляется в получении дополнительных доходов теми, кто накапливает и передает по наследству какую-либо собственность (землю, предприятия, дома, ценные бумаги и другое имущество).
4. Привилегированное распределение особо характерно для стран с неразвитой демократией и гражданским пассивным обществом. Там правители самоуправно перераспределяют общественные блага в свою пользу, устанавливают себе повышенные доклады и пенсии, создавая хорошие условия жизни, труда, лечения отдыха и другие льготы.
Какая бы система распределения не была справедливой, в любом современном обществе неизбежно неравенство доходов людей.
Причины, вызывающие неравенство доходов:
1. Различие в индивидуальных способностях. Люди разные по своим интеллектуальным, физическим, творческим и другим способностям. Эти особенности формируют различную предрасположенность людей к эффективному выполнению тех или иных видов работ.
2. Различия в квалификации и опыте. Люди получают разный уровень образования, в том числе и профессионального, и обладают разным опытом в выполнении определенных работ. Более сложный труд требует, как правило, более высокого уровня образовательной подготовки. Более сложный труд уменьшает количество претендентов, способных выполнить такую работу. Как следствие, в стабильном обществе тот, кто способен заниматься более сложной работой, как правило, получает больший доход.
3. Различия в готовности и способности работать в особых условиях . Работа, например, шахтеров связана с большим риском, с высокой степенью физической интенсивности труда. Работа на атомных электростанциях сопряжена с высокой ответственностью, здесь применяются очень сложные технологические системы, следствия нарушения в которых потенциально могут принести большой ущерб. Если взять предпринимательскую деятельность, то она также требует готовности и умения рисковать, много и интенсивно трудиться.
4. Различия в собственности. С начала 90-х годов заметно расширяется число людей, получающих доходы от владения капиталом, ценными бумагами. Среди них выделяются, прежде всего, те, кто занимается предпринимательской деятельностью. Распределение капитала, акций и других активов является одним из факторов, вызывающих дифференциацию доходов.
Дифференциация доходов населения реально существующие различия в уровне дохода населения, в значительной степени, предопределяющие социальную дифференциацию в обществе, характер его социальной структуры. В стране с развитой рыночной экономикой уровень дохода является одним из важнейших конструирующих социальное положение признаков (наряду с собственностью, отношение к власти и т.д.)
Общество с рациональной дифференциацией доходов, относительно равномерной, наиболее устойчиво за счет многочисленного среднего класса, имеет интенсивную социальную мобильность, сильные стимулы к социальному продвижению и профессиональному росту. И наоборот, как свидетельствует исторический опыт латиноамериканских стран, общество с резкой дифференциацией доходов крайних полюсных групп населения отличается социальной неустойчивостью, отсутствию сильных стимулов к профессиональному росту, значительной степени криминогенности социальных отношений.
Дифференциация доходов фиксируется органами статистики и «распределяет» население по группам (долям) в зависимости от среднедушевых доходов.
Показатели, отражающие дифференциацию доходов населения, важны для анализа различных социально-экономических процессов, их мониторинга при проведении активной социальной политики, используются также при составлении государственных программ социально-экономического развития.
Итак, различие в уровнях доходов на душу начисления называются дифференциацией доходов . Она характерна для всех экономических систем.
Для количественной оценки дифференциации доходов применяют различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рис. 18.2).
Рисунок 18.2 - Кривая Лоренца
Кривая Лоренца показывает соотношение процентов всех доходов и процентов всех получателей. Степень неравенства доходов определяется областью между линией обозначающей идеальное равенство и кривой Лоренца.
Неравномерное распределение характеризуется кривой Лоренца, т.е. линии фактического распределения, относящихся от прямой тем дальше, чем больше дифференциация доходов. Например, 20 % населения с самыми низкими доходами получают 5 % общего дохода, 40 % с низкими доходами 15 % и т.д.
Кривую Лоренца можно использовать для сравнения распределение доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.
Теоретическая возможность равного распределения доходов представлена прямой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40 60 % семей получают соответственно 20, 40, 60 % от всего дохода, то соответствующие точки будут располагаться на прямой.
Самое вредное для человека говорит Форд утверждать, что все люди равны. Они очень разные, и тот, «кто много создает», должен и «много приносить в свой дом», и наоборот. Именно в этом состоит «строгая социальная справедливость, проистекающая только через труды». Благотворительности в оплате труда места нет. Каждый получает ровно столько, сколько заслуживает.
Другое дело уровень социальной политики государства. Оно призвано смягчить неравенство в доходах людей, чтобы не допускать чрезмерного социального расслоения и напряженность в обществе.
19.2 Государственная социально-экономическая политика доходов населения: её роль, элементы, цели и методы. Сравнение социально-экономической политики в РФ в 1990-х и 2000-х гг. и ее результативность.
Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.
Социальные трансферты это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности национальной экономики. Выплаты населению производятся из местных бюджетов, государственных внебюджетных социальных фондов, а также средств общественных организаций.
Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.
Социальные трансферты включают:
Все виды пенсий по старости, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии;
Все виды стипендий учащимся высших и средних специальных учебных заведений, профессиональностью технических школ и училищ;
Все виды получаемых населением доходов по социальному страхованию, ежемесячные пособия на детей, пособия по безработице и другие;
Компенсационные выплаты и льготы, а также денежную благотворительную помощи в форме оплаты стоимости или части стоимости путевок в санатории, дома отдыха;
Компенсация затрат на общественный транспорт и др.
Социальные трансферты в натуральной форме состоят из индивидуальных товаров и услуг, предоставляемых населению бесплатно или по льготным ценам, например услуги в области образования, культуры, здравоохранения, спорта, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и др.
В последние годы в нашей стране стали формироваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых соглашений, которые называются социальным партнерством. Социальное партнерство это сотрудничество работников, работодателей и представителей государство для достижения согласованных решений в сфере трудовых отношений механизму социального партнерства служит переговорный процесс между профсоюзами и работодателями, результатом которого является коллективный доход, затрагивающий вопросы занятости, оплаты и организации труда и некоторые аспекты социального положения работника на предприятии в обществе.
Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства.
Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и заканчивая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.
Социальная политика государства , связана с воздействием на условия жизни населения, его основных слоев, групп, категорий. Она включает в себя политику регулирование доходов, занятости, социального обеспечения, политику в сферах образования и здравоохранения, жилищную и прочую. Социальная политика ориентирована на человека, защиту его прав, предусмотренным международным и национальным законодательством. Цель социальной политики поддержание и развитие человека как высшей ценности любого общества.
Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платье пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация , т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.
В России индексация денежных доходов установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий занятых в производстве государство регулирует только размер минимальной заработной платы. Индексация должна производиться при росте розничных цен свыше 6%.
Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной, защите этих слоев населения имеет развитая, система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.
Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Который выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум.
Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни; при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия.
Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой социальный минимум средств, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России МПБ составлен на основе более 200 видов товаров и услуг, в том числе 80 видов продуктов питания. Затраты на непродовольственные товары в МПБ включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары. В МПБ включены также расходы на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату налогов и сборов.
Структура минимального потребительского бюджета:
- питание 46,1%;
- непродовольственные товары 39%;
- услуги 13,2%;
- налоги и сборы - 2,7%.
Социальная политика государства направлена на решение следующих задач:
- стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;
- сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных;
- поддержание стабильного уровня реальных доходов населения;
- развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).
Социальная политика направлена на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Поэтому важной задачей социальной политики, является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь слабо защищенных слоев. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.
Дополнительные вопросы к семинарскому занятию по теме 19:
1. Особенности дифференциации населения по дох о дам в России (2000-е гг.).
2. Сущность и методика расчета показателей, характеризующих дифференциацию коэ ф фициент Джини и децильный коэффициент.
3. Основные направления социальной политики.
4. Особенности социальной политики государства в России в 90-е гг. и 2000-е гг. сходства и ра з личия.
5. Сущность понятий, предусмотренных в законодательстве РФ: прожиточный минимум, потреб и тельская корзина, минимальный размер оплаты труда.
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм> |
|||
19673. | Политика доходов и социальная защита населения | 353 KB | |
Проблемы справедливого распределения доходов стояли перед человечеством вовсе времена. На почве разделения прибылей вспыхивали конфликты и войны, но мы живём в цивилизованном обществе и вопросы дифференциации доходов для всех нас более чем важны. | |||
854. | Доходы населения. Уровень и качество жизни | 61.73 KB | |
В связи с этой целью, поставлены основные задачи работы - дать определение понятий уровень жизни и качество жизни, описать индикаторы измерения, раскрыть важность изучения данных понятий, на основе анализа определить современное состояние уровня и качества и качества жизни населения России. | |||
5865. | Социальная работа и социальная политика: взаимосвязь и взаимовлияние | 9.42 KB | |
Сущность социальной политики ее принципы и функции. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. Сущность социальной политики ее принципы и функции. Среди факторов способствующих гармонизации интересов личности и общества гарантирующих защиту интересов человека его прав и свобод особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения. | |||
1227. | Социальная политика организации | 2.29 MB | |
Изучение затрат рабочего времени сотрудников в организации. Изучение затрат рабочего времени сотрудников в организации Проанализируйте свой рабочий день и дайте рекомендации по снижению потерь рабочего времени. Хронометраж рабочего дня № операции. | |||
21565. | Социальная политика организации в период экономического кризиса | 17.8 KB | |
Одни считают что социальная политика предприятия локальный нормативный акт компании определяющее концепцию стратегию и принципы принятия решений в процессах нематериальной и материальной мотивации персонала компании. Социальная политика организации должна решать ряд задач: Повышение привлекательности компании на рынке труда привлечение квалифицированных специалистов. Следует разделять следующие виды социальных программ компании: Материальные социальные программы социальные программы в результате применения которых работник получает... | |||
20591. | Социальная политика и социаьная работа в негосударственных общественных организациях | 495.52 KB | |
Проблемами беженцев в России занимается Федеральная миграционная служба и подведомственные ей учреждения. К основным направлениям работы федерального органа миграционной службы и территориальных органов миграционной службы с беженцами и вынужденными переселенцами относятся прием беженцев предоставление им статуса вынужденного переселенца или беженца ведение учета оказание им содействия в обустройстве и всесторонняя их поддержка в пределах своих полномочий. Проблема беженцев несет международный характер и последнее время актуальность этой... | |||
20679. | Финансовая политика государства | 30.49 KB | |
Экономическое содержание и цели финансовой политики государства. Сущность цели и задачи финансовой политики государства. Организация финансовой политики государства. Типы финансовой политики государства. | |||
16481. | Антимонопольная политика государства | 10.33 KB | |
В основном исследователи подробно останавливаются на вопросах антитрестовской политики в США которая разрабатывается с 1890 года а в России первые неудачные попытки создания такого законодательства были предприняты только перед первой мировой войной. Современная литература по проблеме Российского антимонопольного законодательства не столь разнообразна. Цель данной работы провести исследование по вопросам возникновения становления и развития антимонопольного законодательства. Задачи: изучить этапы возникновения становления и развития... | |||
16818. | Социальная политика компании как инструмент управления социальными факторами повышения корпоративной устойчивости | 9.86 KB | |
Вместе с тем особую практическую значимость имеют исследования факторов повышения корпоративной устойчивости вопрос о степени и характере влияния корпоративной социальной ответственности КСО на устойчивость компании. Корпоративная устойчивость на наш взгляд может быть определена как способность компании обеспечивать устойчивые финансовые результаты эффективно управлять рисками адаптироваться к постоянно меняющейся внешней среде ведения бизнеса внедрять инновации формировать долгосрочные устойчивые конкурентные преимущества.... | |||
18691. | Современная финансовая политика государства | 31.56 KB | |
Раскрыть содержание и сущность финансовой политики государства; Рассмотреть виды финансовой политики; Изучить роль государства в жизни общества; Рассмотреть финансовую политику государства в России. |
1. Сущность социальной политики. Социальной политикой называется
комплекс осуществляемых государством, местным органом власти или предприятием мероприятий, направленных на регулирование общественных отношений в социальной сфере. Социальная политика –одно из важнейших направлений государственного регулирования экономики, т.к. конечной целью деятельности государства является достижение высокого уровня благосостояния общества и создание условий для его дальнейшего развития. В социальной политике находит свое отражение уровень заботы государства о человеке, степень удовлетворения постоянно растущих потребностей и социально-политической стабильности общества.
Социальная политика решает следующие задачи:
Распределение произведенного общественного продукта и доходов населения для удовлетворения личных и общественных потребностей;
Защита наименее обеспеченных слоев населения;
Создание стимулов для предпринимательства и высокопроизводительного труда, обеспечивающих достижение наивысшей эффективности экономики;
Обеспечение населения достойным жильем, создание наиболее благоприятных условий для труда, быта, отдыха, образования и здравоохранения;
Обеспечение социально-политической стабильности общества как условия эффективности экономики;
В настоящее время основными целями социальной политики являются:
1) достижение улучшения материального положения и условий жизни;
2) обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
3) улучшение демографической обстановки в стране, снижение смертности, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;
4) развитие социальной инфраструктуры
Социальная политика по своей сути должна быть долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является выбор перспективной модели социально-экономического устройства общества. Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.
Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе – когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной. Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, – последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений. Не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства. Вот с чем столкнулась власть, начавшая работать в 2000 году. Вот в каких условиях необходимо было одновременно и решать острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые, долгосрочные тенденции роста. С этой целью были разработаны и реализуются Приоритетные Национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и «Развитие агропромышленного комплекса». Именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» – образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему.
2. Понятие и виды доходов. Главное звено в социальной политике
государства занимает политика формирования доходов населения. Понятие "доход" представляет собой показатель результатов экономической деятельности.
Доход характеризует сумму денежных поступлений из всех источников за
определенный период времени. Источниками доходов могут быть как хозяйственная деятельность в рамках правовых норм, так и противоправная. Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, т.к. определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения различных потребностей.
Доходы населения могут зависеть и не зависеть от рыночной деятельности их субъектов. Первый случай называется функциональным или горизонтальным распределением доходов. К этому виду дохода относят: прибыль предпринимателей, ЗП рабочих и служащих, рента собственников имущества и процент по ЦБ и кредитам.
Во втором случае доходы не зависят от рыночной деятельности (вертикальное распределение) . Такой вид доходов получает та часть населения, которая по независящим от нее причинам не может участвовать в рыночной деятельности. К таким категориям населения относятся пенсионеры, инвалиды, иждивенцы, безработные и т.д. В таком распределении всегда участвует государство.
Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода. Номинальный доход – количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода. Располагаемый доход – доход, который может быть использован на личное потребление или сбережение. Он меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей. Реальный доход – представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.
Существует несколько видов доходов: доходы от трудовой деятельности, от собственности, от предпринимательской деятельности, от ценных бумаг, заемные, передаваемые, донорские доходы, трансфертные платежи, неучитываемые и безденежные доходы.
Глава 28. Доходы населения и социальная политика
Определение дохода
Классификация доходов
Распределение доходов
Дифференциация доходов
Социальная ориентация экономики в переходный период
4. Социальная политика государства
Выводы
Термины и понятия
Вопросы для самопроверки
Доходы участников рыночной экономики распределяются по факторам производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, знания). Рыночная система влечет за собой значительное неравенство в распределении доходов между различными слоями населения. С целью смягчения этого неравенства государство проводит социальную политику, главным содержанием которой является перераспределение доходов между отдельными категориями населения.
1. Доходы и их измерение. Проблема дифференциации доходов
Определение дохода
Под доходами населения
понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.
Д е н е ж н ы е д о х о д ы н а с е л е н и я включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты (по вкладам, ценным бумагам, недвижимости) от продажи продукции сельского хозяйства и различных изделий, доходов от оказанных на сторону различных услуг, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и др. Н а т у р а л ь н ы е д о х о д ы включают прежде всего продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.
Классификация доходов
С о в о к у п н ы е д о х од ы представляют собой общую сумму 1нежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг, оказываемых за счет социальных фондов.
Н о м и н а л ь н ые д о х о ды характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Р а с п о л а г а е м ы е д о х о д ы — это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен. Р е а л ь н ы е д о х о д ы характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен (и тарифов). Р е а л ь н ы е р а с п о л а г а е м ы е д е н е ж н ы е д о х о д ы определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен.
Заработная плата
— это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками разных профессий при реализации их деловой активности. Н о м и н а л ь н а я з а р а б о т н а я п л а т а — это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.). Р е а л ь н а я з а р а б о т н а я п л а т а — это номинальная заработная плата с учетом движения розничных цен (и тарифов). Так, повышение номинальной заработной платы на 15% приросте уровня розничных цен на 10% дает прирост реальной заработной платы на 5%. Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата.
Распределение доходов
Функциональное распределение доходов происходит между владельцами факторов производства. Однако в реальной жизни многие из факторных доходов переплетаются (например, участие наемных работников в прибыли предприятия) и перераспределяются (как в случае с социальными трансфертами).
Главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты (пенсии, стипендии и т.д.).
При переходе к рыночной экономике в России произошли значительные изменения в структуре денежных доходов населения (табл. 28.1). Формируются и интенсивно развиваются новые формы доходов: от предпринимательства и от собственности (проценты, дивиденды, рента, поступления от продажи ценных бумаг).
Таблица 28.1. Структура денежных доходов населения России в 1990—1996 гг., % к итогу
Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества.
Дифференциация доходов
Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией
доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Наибольший разрыв в уровне доходов отмечался в традиционной системе. Этот разрыв был больше, чем в эпоху капитализма свободной конкуренции. Затем при переходе к современной рыночной экономике различия в уровне доходов (и имущества) заметно уменьшаются. При переходе от административно-командной к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются.
Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рис. 28.1), при построении которой по оси абсцисс откладывали доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат — доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода).
Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20, 40, 60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе. Кривая Лоренца
представляет собой кумулятивное распределение численности населения и соответствующих этой численности доходов. В результате она показывает соотношение процентов всех доходов и процентов всех их получателей. Если бы доходы распределялись равномерно, т.е. 10% получателей имели бы десятую часть доходов, 50% — половину и т.д., то такое распределение имело бы вид л и н и и р а в н о м е р н о г о р а с п р е д е л е н и я. Неравномерное распределение характеризуется кривой Лоренца, т.е. л и н и е й ф а к т и ч е с к о го р а с п р е д е л е н и я, отстоящей от прямой тем дальше, чем больше дифференциация. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами — 15%и т.д.
Заштрихованная область между линией абсолютно равного распределения и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы.
Кривую Лоренца можно использовать для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения (рис. 28.2).
Рис. 28.2. Кривая Лоренца в России (1996 г.)
Одним из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является квинтильный (децильный) коэффициент,
выражающий соотношение между средними доходами 20% (10%) наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 20% (10%) наименее обеспеченных (табл. 28.2).
Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).
Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т.е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю. Коэффициент Джини рассчитывается по формуле:
где S — нарастающие проценты денежного дохода; (Fi - F(i-l))— доля населения, относящегося к i - му интервалу; S(i-l) , S i -доля суммарного дохода, приходящегося на начало и конец i -го интервала.
Объем доходов каждой интервальной группы определяется на основании кривой распределения населения по размеру среднедушевого дохода путем умножения середины доходного интервала на численность населения в этом интервале.
Для переходной экономики России первой половины 90-х гг. был характерен рост показателей дифференциации доходов.
Таблица 28.2. Распределение доходов населения и уровень дифференциации
2. Государственная политика доходов.
Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.
Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.
Социальные трансферты
— это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.
Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.
Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.
Главный аргумент в пользу равного распределения доходов заключается в том, что оно необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов состоит в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному труду, а следовательно, снизится эффективность экономики и народное хозяйство (при прочих равных условиях) рискует войти в полосу затяжной стагнации (что и произошло в СССР в 70-х — первой половине 80-х гг.).
Перераспределение доходов от богатых к бедным американский экономист А. Окунь (Оукен) сравнил с «дырявым ведром», т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы «утечки» из «ведра Окуня» определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).
Регулирование доходов
Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития.
Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут быть различными. Предпочтение обычно отдается методам добровольного согласия работодателей и работников при участии правительства, что не исключает применения административных мер государственного контроля за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями предприятия. В ряде стран Западной Европы существуют так называемые допустимые пределы ее повышения, зафиксированные в общенациональных программах социального партнерства.
Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.
В России с 1991 г. действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В условиях высокой инфляции в первой половине 90-х гг. данный показатель утратил связь с прожиточным минимумом.
В 1994—1999 гг. МРОТ колебался в пределах 10—20% от прожиточного минимума и поэтому в небольшой степени влиял на реальную оплату труда лишь в бюджетной сфере.
Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказывает инфляция. Поэтому одним из важнейших условий рационального государственного регулирования доходов является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению).
Индексация доходов
Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами — пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.
Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.
В России индексация денежных доходов установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия.
Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Гак, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.
Поддержка бедных слоев населения
Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Бедность
можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.
Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.
А б с о л ю т н а я ч е р т а б е д н о с т и — это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.
П р о ж и т о ч н ы й м и н и м у м представляет собой натуральный набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджета низкодоходных семей. В России продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума, дифференцированы по различным социально-демографическим группам (мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, дети до и после 6 лет). Минимальная продовольственная корзина дифференцирована по восьми природно-климатическим зонам России; она включает 35 наименований продуктов питания (общей калорийностью 2300 ккал. в сутки) и 79 непродовольственных товаров. Часто прожиточный минимум называют чертой бедности.
О т н о с и т е л ь н а я ч е р т а б е д н о с т и показывает, сколько стоит минимальная потребительская корзина (черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране (регионе). Так, в России относительной чертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 40% от среднего дохода в данном регионе, в странах — членах ЕС — менее 50% средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране.
Бедность также характеризуется распространенностью (число бедных) и глубиной. В большинстве стран с переходной экономикой в середине 90-х гг. она затрагивала существование почти четверти населения (в России в 1995—1997 гг. — 20—25%). Г л у б и н а б е д н о с т и— это среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума. Так, в России в среднем для бедного это отклонение составляет более 40% (в Эстонии — 25%, в Польше и Венгрии — 20%), т.е. бедность в нашей стране отличается большей глубиной, чем в странах Центральной и Восточной Европы.
Д е ф и ц и т д о х о д а оценивается как величина дополнительных средств, необходимых для доведения доходов бедных слоев населения до уровня прожиточного минимума. Для общества относительное бремя расходов на поддержку бедных слоев населения определяется тем, насколько высоко над чертой бедности находятся доходы средних граждан, т.е. насколько велик дефицит доходов по отношению к ВВП. Так, совокупный дефицит доходов населения по отношению в ВВП составлял в 1997 г.: в России — 3%; Эстонии — 2,7; Польше — 0,6 и Венгрии - 0,2%.
Для количественной оценки бедности и социальной дифференциации в целом используются также более широкие по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.
М и н и м а л ь н ы й п о т р е б и т е л ь с ки й б ю д ж е т представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России этот бюджет составлен на основе более 200. товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Структура минимального потребительского бюджета, %: питание — 45,1; непродовольственные товары — 39,0;услуги — 13,2; налоги и сборы — 2,7.
Р а ц и о н а л ь н ый п о т р е б и т е л ь с к и й б ю д ж е т отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального по структуре затрат — в частности, в нем существенно ниже доля затрат на питание. Его составляющие таковы, %: продукты питания — 30; непродовольственные товары — 47 (из них ткани, одежда, обувь — 20, мебель, предметы культуры и быта — 18, прочие товары — 9%); все услуги—23.
Дифференциация населения по уровню доходов на основе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить следующие группы с разным уровнем материальной обеспеченности:
1) «бедные» семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует прожиточному минимуму;
2) «малообеспеченные» семьи, душевой доход в которых находится в интервале между прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом;
3) «обеспеченные» семьи, душевой доход в которых находится в интервале между минимальным потребительским бюджетом и рациональным потребительским бюджетом;
4) «богатые» семьи, уровень душевого дохода в которых выше рационального потребительского бюджета.
В России во второй половине 90-х гг. на бедные семьи приходилось 30—35% населения, малообеспеченные — 35—40, обеспеченные — 20—25, состоятельные и богатые — 6—6,5%.
3. Проблема социальной ориентации экономики. Противоречия социальной справедливости и экономической эффективности
Социальная ориентация экономики предполагает подчинение хозяйства задачам развития личности. Необходимость формирования социально ориентированной экономики обусловлена следующими факторами:
. задачами гуманизации общественных отношений, предотвращения роста бедности и преступности;
. научно-технической революцией, главным двигателем которой является творческий труд, немыслимый без удовлетворения разумных потребностей работника;
. необходимостью создания нормальных условий жизнедеятельности людей, когда уровень экономического развития многих стран позволяет удовлетворить их основные потребности.
Социально ориентированная экономика сформировалась в странах Северной Америки и Западной Европы. Что касается России, то ее экономика при господстве административно-командной системы в сравнительно спокойный период 1953—1985 гг. могла обеспечить минимально нормальный уровень жизни, но в целом она не обеспечивала возможности раскрытия творческого потенциала личности, а многие разумные потребности не могли быть удовлетворены из-за постоянного дефицита потребительских товаров и услуг и выделения средств на развитие социальной сферы по «остаточному принципу».
Тем не менее административно-командная система имела и ряд достижений в социальной области: бесплатные образование и здравоохранение, гарантия рабочего места при практически всеобщей занятости. Уступая рыночной экономике в эффективности хозяйственной деятельности, насыщенности потребительского рынка товарами и услугами, административно-командная система опережала рыночную в перечисленных социальных моментах. Поэтому переходная экономика — это желание сочетать социалистическую социальную систему с эффективностью рыночной экономики.
Социальная ориентация экономики в переходный период
Создание социально ориентированной переходной экономики означает:
. достижение рационального уровня потребления для большинства населения, что предполагает, в частности, сокращение дифференциации в уровне потребления благ и услуг до пределов, при которых сохраняются стимулы к квалифицированному труду и эффективному предпринимательству;
. создание условий для квалифицированного творческого труда, что тесно связано с качественным изменением структуры экономики (прежде всего сокращение до минимума применения тяжелого физического труда и экологически вредных производств);
. переход от хронического дефицита потребительских товаров и услуг к широкому предложению их на рынке;
. формирование эффективной системы социальной защиты, которая должна включать защиту от безработицы, обеспечение пособий для нетрудоспособных групп населения, соединение государственной и страховой систем социальной защиты.
В России создание социально ориентированной экономики затруднено в силу следующих обстоятельств:
1) сильного отставания от современного технического уровня в ряде отраслей, особенно в сельском хозяйстве, что не позволяет быстро удовлетворить на высоком уровне потребности преобладающей части населения;
2) крайне нерациональной структуры экономики со слабым развитием отраслей, ориентированных на потребительский рынок;
3) сохранения бюрократических традиций управления, ведущих к значительной роли в экономической политике отраслевых интересов в ущерб социальным задачам:
4) преобладания в общественном поведении пассивных форм социальной адаптации (иждивенческие настроения некоторых социальных слоев);
5) необходимости при возобновлении экономического роста значительных инвестиций для технологического перевооружения экономики.
Противоречия социальной справедливости и экономической эффективности
Социальная справедливость в сфере экономики — это соответствие системы экономических отношений (преимущественно отношений распределения) представлениям, потребностям, интересам, господствующим в данном обществе. Так, в разные эпохи считалось справедливым распределение благ в зависимости от следующих критериев: по статусу рождения (аристократ, свободный плебей, раб); по положению (чиновник, простолюдин); по имуществу (собственник, пролетарий); по труду; по едокам (в крестьянской общине в России). В настоящее время в общественном сознании россиян сложились три основных критерия социальной справедливости: уравнительный, рыночный (распределение доходов по факторам производства) и трудовой.
Экономическая эффективность — это способ действий, обеспечивающий получение в результате осуществляемых усилий и затрат ресурсов максимального (наилучшего) результата. В принципе она противоречит социальной справедливости в таких сферах, как перераспределение ресурсов в пользу малоимущих, поддержание всеобщей занятости, решение экологических проблем и др. Противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью — это отражение противоречия между производством и потреблением.
В современных условиях применяется более широкое понятие социально-экономической эффективности, включающее категории социальных издержек (заболеваемость, загрязнение окружающей среды и т.д.) и социальных благ (здоровье, образование, научный потенциал). Такое расширение понятия экономической эффективности связано со стремлением к социальному консенсусу или хотя бы к смягчению социальных противоречий, без чего вообще невозможно нормальное функционирование экономики.
Экономическая эффективность, направленная на увеличение общественного «пирога», наилучшим образом достигается, как показал опыт последних десятилетий (ГДР и ФРГ, Северная и Южная Корея, КНР и Тайвань — до начала 80-х гг.), в рамках рыночной системы с преобладанием частной собственности и при определенной регулирующей роли государства. Такая система неизбежно порождает усиление социальной дифференциации, так как в ней преобладает распределение по факторам производства, если государство устраняется от крупномасштабного перераспределения доходов граждан. Социальная справедливость реализуется главным образом через перераспределение доходов между различными группами населения, что ограничивает стихийное действие механизмов рыночной экономики.
Развитие современной рыночной экономики предполагает определенную меру выравнивания доходов, создания социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения. Опыт развитых стран демонстрирует механизм соединения социальной справедливости и экономической эффективности. «Дорогая» рабочая сила побуждает экономику достигать прироста производства и улучшения качества за счет научно-технического прогресса, применения ресурсе- и трудосберегающих технологий.
В переходной экономике России реализация задач социальной справедливости затруднена довольно скромными размерами общественного «пирога», что сдерживает перераспределительные процессы.
4. Социальная политика государства
Социальная политика направлена на решение следующих задач:
1) стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;
2) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;
3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов-
4) развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).
Таким образом, политика доходов представляет собой составную часть социальной политики государства. Последняя направлена, в частности, на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.
Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов. Социальная политика в переходный период отличается не столько набором своих направлений, функций и целей сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами. В условиях переходной экономики действует объективное противоречие между целями и средствами. С одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на расширение социальных программ, с другой — решение этой задачи наталкивается на крайне скудные и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества (сокращение ВВП, снижающаяся собираемость налогов и др.).
Как уже отмечалось, для переходной экономики характерно резкое увеличение дифференциации доходов населения. В дополнение к различиям в степени адаптации к рыночным условиям отдельных групп населения неравенство в доходах усиливается трансформационным спадом, высокой инфляцией, массовой вынужденной безработицей, которые вызывают значительное снижение уровня жизни преобладающей части населения, особенно в самом начале переходного периода.
В этих условиях государство вынуждено (даже вопреки объективной логике сокращения государственного вмешательства в экономику) активно участвовать в перераспределении доходов. Как говорилось выше, главными средствами перераспределения доходов населения являются прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Однако возможности государства в этот период весьма ограниченны. Во-первых, приватизация объективно ведет к сокращению государственных доходов. Во-вторых, значительное повышение налоговых ставок ослабляет стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям. В-третьих, резкий рост социальных трансфертов ослабляет стимулы к труду. Поэтому социальная политика в переходный период призвана сократить разрыв в доходах различных категорий населения, не подорвав при этом заинтересованности в труде, включая предпринимательскую деятельность.
Социальная политика государства включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме с о ц и а л ь н о г о п а р т н е р с т в а, которое предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами «об щественного договора» в области экономической и социальной политики.
Практически эта идея получила свое воплощение в ФРГ, где с 60-х гг. стали проводиться «согласованные акции», в рамках которых при непосредственном участии правительства представители объединений предпринимателей и лидеры профсоюзов принимают решения по вопросам экономической политики страны.
Социальное партнерство активно используется в промышленно развитых и переходящих к рыночной экономике странах для выработки и проведения политики доходов. Инструментом такого взаимодействия являются трехсторонние комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов, которые ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику заработной платы и некоторых социальных выплат. Соглашения о социальном партнерстве регламентируют деятельность работодателей (своевременная выплата и индексация заработной платы, создание новых рабочих мест, соблюдение техники безопасности) и наемных работников (соблюдение технологической дисциплины и др.).
Выводы
1. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы является установление гарантированного минимума,
2. Прожиточный минимум - это стоимость товаров и услуг, признаваемых существом необходимыми для поддержания приемлемого уровня жизни.
3. Квинтильный (децильный) коэффициент применяется для оценки степени дифференциации доходов и выражает соотношение между средними доходами 20% (10%) наиболее высокооплачиваемых слоев населения и средними доходами 20% (10%) наименее обеспеченных. Минимальный потребительский бюджет - социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Рациональный потребительский бюджет - набор товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение рациональных потребностей человека.
4. Социальная ориентация экономики предполагает ее подчинение задачам развития личности. Социальная справедливость в сфере экономики - соответствие системы экономических отношений представлениям, которые господствуют в данном обществе.
5. Социальная политика есть система мер государства, направленных на смягчение неравенства в распределении доходов, урегулирование противоречий
между участниками рыночной экономики.
6. Бедность представляет собой такое экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Различают абсолютную и относительную бедность, глубокую и неглубокую (измеряемую дефицитом доходов бедных слоев по отношению к прожиточному минимуму).
7. Социальное партнерство - это согласование экономической и социальной политики (особенно доходов и налогов) между правительством, предпринимателями и профсоюзами.
Термины и понятия
Распределение доходов
Совокупные доходы
Номинальные доходы
Денежные доходы населения
Располагаемые доходы
Реальные доходы
Реальные располагаемые доходы
Номинальная и реальная заработная плата
Социальные трансферты
Социальная политика
Политика доходов
Индекс потребительских цен
Индексация доходов
«Дырявое ведро» А. Окуня
Прожиточный минимум (социальный и физиологический)
Кривая Лоренца
Квинтильный (децильный) коэффициент
Индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини)
Минимальный размер оплаты труда
Социальная справедливость
Социально ориентированная экономика
Бедность
Абсолютная черта бедности
Относительная черта бедности
Дефицит дохода
Вопросы для самопроверки
1. Какие цели может преследовать политика доходов в странах с рыночной экономикой:
а) пополнение доходов госбюджета,
б) противодействие инфляции;
в) повышение конкурентоспособности отечественных товаров;
г) смягчение неравенства доходов?
2. Чем отличается социальный прожиточный минимум от физиологического минимума?
3. Каковы основные факторы, определяющие дифференциацию доходов и заработной платы в России в переходный период?
4. В чем состоит противоречие социальной справедливости и экономической эффективности?
5. Номинальные доходы населения выросли за год на 20%, а индекс потребительских цен за этот же период составил 16%. Как изменились реальные доходы населения?
6. Чем характеризуется бедность в России и каковы ее масштабы?
7. Что такое индексация доходов и какова ее социальная роль?
Доходы населения и социальная политика
государства в условиях рыночной экономики
1.Доходы граждан, их виды и источники формирования
2. Проблема дифференциации доходов
3. Социальная роль государства в рыночной экономике
Доходы граждан, их виды и источники формирования
Под доходами понимается вся совокупность денежных средств и материальных благ, которыми обладают человек, семья, социальная группа, население в целом на конкретный момент времени.
Необходимо различать следующие виды доходов:
– номинальный доход, который представляет собой всю сумму денежных поступлений без учета их изменения под воздействием налогообложения и динамики цен;
– располагаемый доход, т. е. доход, который может быть использован на личное потребление и личное сбережение (он меньше номинального на сумму налогов и других обязательных платежей);
– реальный доход – совокупность материальных и нематериальных благ, которые может приобрести население на располагаемый доход с учетом изменения розничных цен и тарифов.
В зависимости от источников формирования доходы населения могут быть в денежной и натуральной форме.
Показатели дохода:
– модальный доход (мода в статистике – величина признака, чаще всего встречающегося в совокупности единиц или вариационном ряду);
– медианный (если все население по уровню дохода разместить на одной вертикальной оси, то медианным будет доход, выше и ниже которого находится одинаковое число людей).
На государственном уровне информация о доходах домашних хозяйств и структуре их источников позволяет произвести анализ влияния различных доходных составляющих на величину общего неравенства населения в доходах. Это, в свою очередь, позволяет координировать социальные программы, направленные на ограничение бедности и неравенства в доходах, и их эффективность, а также состояние потребительского рынка области и степень зависимости бедных слоёв населения от государственной политики.
Проблема дифференциации доходов
Доходы населения зависят от воздействия множества факторов, сила действия которых неодинакова, направленность (рост или снижение доходов) их различна.
Причинами, вызывающими неравенство в распределении доходов граждан, могут стать следующие факторы:
1) социально-экономические (род занятий или вид деятельности, отношения владения собственностью, тип производства, форма предприятия, его положение на рынке товаров и услуг и т. д.);
2) социально-демографические (пол, возраст, выносливость, наличие талантов, способностей и т.д);
3) социально-профессиональные факторы (профессия, специальность, образование, квалификация, условия и сложность труда и т. д;
4) социально-географические (природно-климатические особенности места жительства, городская или сельская местность);
5) социально-статусные – занятость члена семьи общественно полезной деятельностью: ребенок, учащийся, наемный работник, владелец собственности, пенсионер, безработный и т. д;
6) социально-политические.
Для оценки степени неравенства в распределении доходов используются:
коэффициент децильности (всё население разделяют на 10 групп по уровню доходов, и коэффициент показывает, во сколько раз средний доход 10% наиболее обеспеченных людей превышает доход 10% наименее обеспеченных).
«Лук Лоренца»:если бы доходы всех членов общества были равны, то кривая выглядела бы как биссектриса. Но так как существуют различия в доходах, то кривая Лоренца отклоняется от биссектрисы (рис. 1). И чем выше уровень различия, тем более вогнутой становится кривая. При абсолютном неравенстве все доходы получал бы 1 человек. Ломаная OFE – линия абсолютного неравенства.
Население, %
0 25% 50% 75% 90% 100%
Рис 1 . Кривая концентрации доходов населения (кривая Лоренца)
коэффициент Джини,характеризующий степень отклонения фактического объема доходов от линии их равномерного распределения. Его величина рассчитывается путем деления площади отклонения (ОАВСЕ) на ΔOFE. Этот коэффициент изменяется в пределах от 0 до 1. Чем выше его значение, тем сильнее концентрация доходов в руках отдельных групп граждан.
Социальная роль государства в рыночной экономике
Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем.
Социальная политика государства – это целенаправленная деятельность правительства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.
Все сложившиеся сегодня в разных странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы:
1. Остаточная: социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии должным образом осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Типичным примером является Американская модель.
2. Институциональная: здесь социальная политика государства играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. Например, Шведский вариант социального государства.
Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением и степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства. Социальная роль государства во всех остальных странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами.
Целью реализации социальной политики является предоставление социальной защиты населения и обеспечение определенного уровня благосостояния. Социальная защита населения представляет собой совокупность мероприятий и государственных органов, отвечающих за их осуществление. Существуют 2 формы социальной защиты:
Активная форма – государственная финансовая поддержка системы под Пассивная форма сводится в основном к использованию механизма выплаты социальных трансфертов, пособий, дотаций и оказанию других видов социальной помощи.
К основным мероприятиям социальной защиты относят:
Социальную гарантию – это определенный набор благ, предоставляемых государством независимо от материального положения гражданина (бесплатное здравоохранение, образование).
Социальное обеспечение – это предоставление определенным группам населения социальных благ со стороны государства (детские сады, ясли, пенсии).
Социальную помощь – предоставление определенных благ малообеспеченным слоям населения в виде пособий, дотаций.
Социальная защита населения должна основываться на принципах гуманизма и адресности.
Помимо социальной защиты государство осуществляет выравнивание доходов граждан через систему налогообложения, проводит политику в сфере занятости, защищает права работающих граждан через законодательство о труде и граждан как покупателей товара с помощью закона о потребителях.
Особое значение в системе мер государственной социальной политики имеет задача защиты денежных доходов населения (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, под которой понимаются мероприятия по пересчету доходов населения в соответствии с ростом потребительских цен в условиях инфляции.
Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет.