Событие которое относится к периоду застоя. «Застой». Л.И. Брежнев. Кризис советской системы
История любой страны, как правило, разделяется учеными на определенные периоды развития. Например, говоря о России XVII-XVIII веков, нередко выделяют Петровскую эпоху, Дворцовые перевороты, Екатерининские реформы. В свою очередь, XX век делят на период сталинизма, оттепель, застой, перестройку. Отношение к ним у каждого из нас разное. Например, период застоя в СССР одни характеризуют исключительно негативно, другие же считают его едва ли не самой лучшей советской эпохой. Давайте попробуем разобраться с этим подробнее.
Определение понятия
Что подразумевают историки, говоря о периоде застоя? Главным образом эпоху в развитии страны, которая отличалась относительно высоким уровнем жизни советских граждан, стабильностью во всех сферах государственной жизни, а также отсутствием серьезных политических и социальных потрясений.
Термин «застой» вошел в обиход после выступления Михаила Горбачева с докладом на XXVII съезде Компартии. Генсек использовал его для объяснения замедления экономического прогресса страны. Напротив, по его словам, в советском обществе отчетливо стали проступать застойные явления.
Эпоха благополучия
Подобно любому историческому периоду, временные рамки застоя довольно условны. Чаще всего под ним подразумевается время, когда страной руководил Леонид Брежнев. Однако думать, что сразу после его смерти в СССР началась перестройка, тоже неправильно. Приблизительно историки определяют годы периода застоя следующим образом: с 1964 по 1986-й. Таким образом, он охватывает правление Брежнева Л., Андропова Ю. и Черненко К.
Слово «застой» вызывает у большинства из нас отрицательные ассоциации. Тем не менее многие исследователи эту эпоху не отождествляют с полным отсутствием поступательного движения страны. Более того, указывают, что за двадцать лет застоя Советский Союз в действительности достиг наивысшего расцвета в разных сферах государственной жизни, о чем не лишним будет узнать.
«Золотой век» СССР
Так иногда характеризуют годы, когда страной руководил Леонид Брежнев. Период застоя, и об этом мало кто помнит, начался с внедрения хозрасчета - системы экономических отношений, которая присуща капиталистической экономике. Даже в условиях планового социалистического хозяйства результаты 8-й пятилетки оказались впечатляющими.
Впрочем, экономические достижения были не единственными. Советский Союз достиг больших успехов в освоении космоса, в спорте, в сфере культуры. Поднялся жизненный уровень советских людей, возросла их социальная защищенность, а также укрепилась уверенность в завтрашнем дне.
Промышленность
Однако, как отмечают многие ученые, стабильность в экономике тех лет была связана, с одной стороны, с резким повышением мировых цен на нефть, а с другой - с открытием месторождений черного золота в Сибири. Таким образом, руководство страны могло отложить проведение дальнейших реформ, при этом не теряя прибыли. Хотя экономический рост в период застоя замедлился, но доходы от продажи нефти до поры сглаживали последствия этого негативного процесса.
В эти годы в СССР были построены многие крупные предприятия, включая автомобильный завод в Тольятти. В 1974 г. тысячи комсомольцев отправились в тайгу на строительство железнодорожной магистрали - БАМ, которая, по замыслу советского руководства, должна была сыграть ключевую роль в развитии Дальнего Востока. Стройка оказалась очередным долгостроем, причем пока не окупившимся.
Аграрный сектор
В 70-е ухудшилась ситуация в сельском хозяйстве. После аграрной реформы многие колхозники стали переселяться в города, а на сбор урожая массово приезжали студенты, не имевшие необходимых навыков. Аграрный сектор советской экономики постепенно приходил в упадок, и к середине 80-х в стране назрела угроза продовольственного кризиса. Дефицит товаров и длинные очереди у магазинов стали обычным явлением повседневной жизни в период застоя.
Социальный парадокс
И все-таки в сравнении с предыдущими периодами в истории Советского Союза годы застоя были более благоприятными. Товары и продукты стоили относительно дешево, большинство граждан имели возможность ездить летом к морю или бесплатно отдыхать в профсоюзных пансионатах и санаториях. В 1967 г. страна перешла на пятидневную рабочую неделю, многим стало доступно приобретение бытовой техники и автомобилей.
При этом, разумеется, речь не идет о сравнении благосостояния советских граждан с жизненным уровнем в западных странах. В этом отношении СССР определенно проигрывал.
Внешняя политика
В период застоя руководство страны проводило двоякую политику. С одной стороны, были подписаны важные договоры, направленные на снятие международной напряженности. А с другой, СССР ввел войска в Чехословакию (1968 г.) и в Афганистан (1979 г.). Эти демонстрации военной мощи нанесли большой ущерб имиджу страны на мировой арене.
В начале 70-х по ядерному потенциалу Советский Союз догнал Соединенные Штаты. Наращивание военной мощи имело катастрофические последствия для экономики страны. Колоссальные средства из государственного бюджета направлялись не на развитие индустрии и сельского хозяйства, а на нужды армейских конструкторов. Подобная милитаризация подрывала и без того деградирующую экономику страны.
Борьба с инакомыслием
Хотя при Брежневе Л. И. атмосфера тотального страха исчезла, это никоим образом не означает, что в годы, когда он стоял у кормила власти, в Советском Союзе можно было свободно выражать недовольство. Напротив, КГБ, особенно после событий в Чехословакии, активизировало борьбу с диссидентами. Правда, главным методом устрашения теперь были не лагеря, а психиатрические больницы. О свободе слова не было и речи, партия полностью контролировала искусство, сделав его рупором официальной пропаганды.
Итоги
Несмотря на некоторые положительные моменты, в общем и целом период застоя стал прелюдией перестройки. Необходимость перемен в середине 80-х осознавали уже не только диссиденты, но и партийное руководство. Главными причинами, побудившими Горбачева М. выступить с докладом об экономическом застое, стали:
- неэффективность командных методов управления народным хозяйством;
- развал финансовой системы;
- отставание СССР в области технологий;
- товарный и продовольственный дефицит;
- падение жизненного уровня;
- снижение мировых цен на нефть;
- отсутствие экономических реформ.
Однако для многих советских граждан годы правления Брежнева Л. И. стали синонимами стабильности и благополучия.
Внутренняя и внешняя политика СССР в 1965-1984 гг.
Этот период вошел в историю как «Эпоха застоя». Термин «застой» впервые был введен в оборот в политическом докладе М.С. Горбачев на 27 Съезде ЦК КПСС , когда он в своей речи отметил, что в развитии Советского Союза и жизни граждан начали проступать некие застойные явления. С тех пор этот термин стал широко использоваться политиками, экономистами и историками.
Под «застоем» понимают, как положительные, так и негативные явления . С одной стороны, именно в эти двадцать лет, по мнению историков, СССР достиг своего наивысшего развития – строилось огромное количество больших и мелких городов, активно развивалась военная промышленность, Советский Союз начал осваивать космос и выбился в лидеры в этой сфере; также страна достигла значительных успехов в спорте, культурной сфере и самых разных отраслях, включая социальную сферу – уровень благосостояния граждан существенно возрос. Стабильность – вот главный термин, который описывает тот период .
Однако у понятия «застой» есть и другое значение. Экономика страны в этот период фактически прекратила свое развитие. Произошел так называемый «нефтяной бум», что позволило руководству страны получать прибыль от продажи нефти. В то же время экономика сама по себе не развивалась и требовала реформ, однако из-за общего благосостояния на это обращали меньше внимания, чем требовало. Из-за этого многие называют период застоя – «затишьем перед бурей».
Вторая половина 60-х - середина 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества . Они проявлялись:
· в стагнации экономики,
· росте оппозиционных настроений населения,
Принимавшиеся руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы.
Характеристики эпохи застоя
1. Консервация политического режима .
· За время пребывания Брежнева у власти, административно-управленческий аппарат мало изменился. Уставшие от постоянных перестановок и реорганизаций, члены партии с радостью восприняли основной лозунг Брежнева - «обеспечить стабильность» - что привело не просто к отсутствию серьезных изменений в структуре правящего аппарата, но фактически заморозило ее.
· За весь период не было проведено никаких перестановок в партии, а все должности фактически стали пожизненными. В результате, средний возраст членов структуры государственного управления составлял 60-70 лет. Подобная ситуация также привела к усилению партийного контроля – партия теперь контролировала деятельность многих, даже крайне мелких, государственных учреждений.
2. Возрастание роли военной сферы .
· Страна находилась в состоянии холодной войны с США, поэтому одной из основных задач, было повысить свою военную мощь. В этот период начали производить в больших количествах оружие, в том числе ядерное и ракетное, велась активная разработка новых боевых систем.
· Промышленность, как и в период Великой Отечественной войны, во многом работала на военную сферу. Снова возросла роль КГБ не только во внутренней, но и во внешней политике.
3. Упадок аграрной промышленности и прекращение развития экономики .
· Несмотря на то, что в целом страна успешно двигалась вперед, росло благосостояние, экономика погрузилась в «застой» и резко снизила темпы своего развития. Основные средства СССР получал от продажи нефти, большая часть предприятий постепенно перебралась в крупные города, а сельское хозяйство потихоньку загнивало.
· После проведенной аграрной реформы, многие крестьяне фактически лишились работы, так как была введены знаменитые «поездки на картошку» среди студентов. Колхозы и совхозы все чаще приносили лишь убыток, так как работу выполняли студенты, а не профессионалы, потери урожая возросли в некоторых областях до 30%.
Смена политического курса . С отставкой Н. С. Хрущева завершился процесс.
либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г.- Генеральным секретарем) стал Л. И. Бережнев , находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н. С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой правительства был назначен А. Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности .
Часть новых руководителей, в том числе А. Н. Косыгин и секретарь ЦК партии Ю. В. Андропов, считали необходимым дальнейшее развитие страны, опираясь на решения XX съезда партии. Они полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно политической жизни, с тем, чтобы укрепить существующую систему. В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Л. И. Брежнев, М. А. Суслов, А. К. Шелепин и некоторые другие работники партийно-государственного аппарата. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ.
Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской «оттепели» к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 60-х годов концепция «развитого социализма». В официальных документах «развитой социализм» трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма - этапа «развитого социализма». Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика «совершенствования» социализма. Активными проводниками концепции «развитого социализма» были Л. И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю. В. Андропов и преемник последнего - К. У. Черненко.
Две тенденции развития. В общественно-политической жизни 60-70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы. Под видом борьбы с волюнтаризмом Н. С. Хрущева свертывались начатые им преобразования . В конце 1964 г. состоялось объединение промышленных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена территориальная система управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству. Начался отход от курса десталинизации . В печати прекратились критика культа личности И. В. Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, ограничивался доступ к источникам научной информации - отечественной и зарубежной - для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые последствия для развития науки. Ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства республик достигнуто не было . Более того, в межнациональных отношениях возникали новые проблемы, требовавшие незамедлительного разрешения. Представители республик требовали расширения сети школ с преподаванием на родном языке. Усилилось Движение в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарастающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального самосознания народов, выступления в защиту национальных интересов рассматривались как проявление Местного национализма. В развитии общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая . Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами. На рубеже 60-70-х годов значительно расширились полномочия местных Советов. Они координировали и контролировали деятельность предприятий, учреждений, колхозов в области жилищного строительства, народного образования, здравоохранения. Депутаты местных и Верховных Советов получили право вносить предложения о заслушивании на сессиях отчетов любых органов власти или должностных лиц, подконтрольных Советам. В 70-х - начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещани я (ПДПС). Широкое распространение получили добровольные народные дружины по охране общественного порядка . Деятельность массовых объединений, руководили которыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении общественным производством широких слоев населения. Руководство деятельностью государственных и общественных организаций осуществляла Коммунистическая партия.
В 1977 году была принята новая Конституция СССР, которая юридически закрепила построение «развитого социализма» . В Конституции были расширены социальные права граждан: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых и др. Конституция СССР впервые официально закрепила особую роль КПСС в обществе.
Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними Конституциями политическая основа государства - Советы. Отныне они стали называться Советами народных депутатов. Все Советы народных депутатов - Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие Советы составляли единую систему органов государственной власти (схема 1).
Во главе системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Его обязанностями являлись: принятие и изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР (схема 2). Ядром политической системы общества развитого социализма называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества , определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Подтверждалась основа экономической системы - социалистическая собственность на средства производства в двух ее формах: государственной и кооператив . Отдельные разделы Конституции были посвящены вопросам социального развития и внешней политики. Были сформулированы принципы отношений СССР с другими державами мира: суверенное равенство, взаимный отказ от применения силы, соблюдение территориальной целостности государств, мирное урегулирование спорных вопросов.
С конца 1964 года руководство страны пытается провести экономические реформы . Мартовский пленум ЦК КПСС (1965 г.) наметил меры по сельскому хозяйству:
· установить твердый план закупок на 6 лет (1965-1970 гг.) повысить закупочные цены,
· ввести 50%-ную надбавку за сверхплановую продукцию,
· увеличить капиталовложения в деревню,
· сократить налоги.
Реализация этих мер привела к временному ускорению сельско-хозяйственного производства.
Суть экономической реформы в промышленности (сентябрь 1965 г.) состояла в следующе м:
· переход к отраслевому управлению,
· перевод предприятий на хозрасчет,
· сокращение числа плановых показателей (вместо 30-9),
· создание поощрительных фондов на предприятиях.
В подготовке и проведении реформы активную роль сыграл А.Н. Косыгин (Председатель Совета Министров СССР).
Экономическая реформа 1965 г. проявила себя успешно в годы 8-й пятилетки (1966 – 1970 гг.):
· объем промышленного производства вырос на 50%.
· было построено 1900 крупных предприятий (Волжский автозавод в Тольятти выпустил 1970 г. первые «Жигули»).
· сельхозпроизводство выросло на 20%.
К началу 1970-х годов реформа перестала действовать . Рыночные механизмы управления производством были парализованы командно-административной системой. Сельское хозяйство вновь отошло на 2-й план. Экономическая реформа, не подкрепленная реформой политической системы, была обречена.
С начала 70-х гг. возросли темпы падения производства:
· Экономика продолжала развиваться на экстенсивной основе, (вовлечение в производство дополнительных материальных и людских ресурсов).
· На вновь строящихся заводах и фабриках не хватало рабочих рук из-за низкой рождаемости. Упала производительность труда.
· Экономика стала невосприимчивой к нововведениям. Только предприятия, работавшие на военные заказы, отличались высокой технологией.
· Экономика страны была милитаризована. Военные расходы росли в 2 раза быстрее, чем национальный доход.
· Гражданская промышленность несла потери. К началу 80-х годов было автоматизировано лишь 10% - 15% предприятий. В годы 9-ой пятилетки (1971 – 1975 гг.) экономический рост прекратился.
Видимость благополучия народного хозяйства обеспечивалась за счет продажи природных богатств – газа и нефти. «Нефтедоллары» расходовались на освоение восточных районов страны, создание гигантских территориально-производственных комплексов. Осуществлялись стройки века (ВАЗ, КАМАЗ). С 1974-1984 гг. строилась Байкало-Амурская магистраль (БАМ) – 3 тыс. км.
Наиболее слабой отраслью в 70-е – 80-е годы оставалось сельское хозяйство . Старая система управления мешала самостоятельности руководителей колхозов и совхозов. Закупочные цены на сельхозпродукцию были низкими, а на сельхозтехнику – высокими. Государство было вынуждено импортировать зерно (1979 – 1084 гг. – 40 млн. т. в год).
В70-е годы широко развернулся поход на «вторую целину» - Нечерноземье (29 областей и республик России). Главный упор делался на агропромышленную интеграцию, т.е. объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают – промышленностью, транспортом, торговлей. Началась массовая ликвидация «неперспективных деревень» (200 тыс.). В 1982 г. была разработана продовольственная программа, призванная решить продовольственный вопрос в ССССР к 1990 г.
В социальной сфере постепенно накапливались кризисные явления. Приостановился подъем жизненного уровня населения, наблюдался дефицит, скрытый рост цен. Это стало экономической предпосылкой образования «теневой экономики».
Подобная ситуация в селе привела к тому, что граждане стали массово переселяться в города, урожайность падала и к концу периода застоя начал назревать продовольственный кризис. Особенно тяжело в этот период пришлось Украине, Казахстану и другим регионам, основной деятельностью которых, было сельское хозяйство и добывающая промышленность.
Диссидентское движение. Внутренняя политика брежневской администрации носила консервативный характер («неосталинизм» ).
· со 2-й половины 60-х годов была запрещена критика культа Сталина,
· прекратился процесс реабилитации репрессированных,
· начались гонения на инакомыслящих.
В 1970-е годы инакомыслие влилось в диссидентское движение , характерными чертами которого были антикоммунизм и антисоветизм. (академик А.Д. Сахаров, писатель А.И. Солженицын, музыкант М.А. Ростропович).
Сначала деятельность диссидентов (лиц. взгляды которых шли вразрез с официальной идеологией) была направлена на улучшение существующей системы, позднее - на отказ от нее. Наиболее яркими их представителями были: историк Рой Медведев, писатель А. И. Солженицын, физик А. Д. Сахаров. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами , обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц.
В 1966 г. группа либерально настроенной интеллигенции - художники, писатели, музыканты - обратилась с открытым письмом к Л. И. Брежневу . В письме шла речь о появлении опасности реабилитации И. В. Сталина и о недопустимости возрождения неосталинизма.
В 1968 г. участники правозащитного движения организовали демонстрации протеста в связи с вторжением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию .
В 70-е годы усилилось противостояние между оппозиционным движением и властью. Окончательный отход партийно-государственного руководства от реформаторского курса, ограничения в области распространения информации, стремление правительства воспрепятствовать широкому развитию контактов интеллигенции е внешним миром способствовали активизации оппозиции. Диссидентами была налажена публикация за рубежом литературных произведений, запрещенных в стране («Тамиздат»). Возникла так называемая бесцензурная печать («Самиздат») . Издавались машинописные журналы («Вече», «Память»), информационный бюллетень правозащитного движения «Хроника текущих событий» .
В середине 70-х годов диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнению хельсинкских соглашений. Действия диссидентов расценивались руководством страны как «вредные» и «враждебные». Представители диссидентского движения подвергались преследованиям, их сажали в тюрьмы (генерал Григоренко), высылали за рубеж (писатель А. И. Солженицын).
Хозяйственные реформы середины 60-х годов. Реорганизации и реформы в экономике конца 50-х - начала 60-х годов не привели к позитивным сдвигам. Падали темпы экономического развития. Для нового руководства страны была очевидной необходимость продолжения экономических реформ. Преобразования коснулись прежде всего сельского хозяйства. В марте 1965 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродукция на несколько лет вперед. Повышались заготовительные цены на зерновые культуры. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Были сняты ограничения с развития их личных хозяйств. Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. Ей предшествовала длительная дискуссия, в которой участвовали хозяйственные работники и крупные ученые-экономисты, в их числе В. С. Немчинов, Л. М. Бирман и др. В ходе дискуссии высказывались мысли о необходимости внедрения полного хозрасчета и самоокупаемости предприятий. Идеи эти были расценены как несвоевременные, тем не менее, в реформу были заложены некоторые принципы рыночной экономики (прибыль, хозрасчет). Принятая реформа устанавливала одним из главных показателей работы предприятий объем реализованной продукции . Упразднялись Советы народного хозяйства, и восстанавливалось отраслевое управление.
Осуществлялись программы создания территориально-производственных комплексов . С их помощью также предполагалось укрепить хозяйственные связи республик. Были сформированы территориально-производственные комплексы в Сибири (Красноярско-Ачинский), в Казахстане (Чимкентеко-Джамбулский), в Таджикистане и других районах. Прокладывалась Байкало-Амурская железнодорожная магистраль (БАМ). Курс на интеграцию экономик союзных республик, директивное управление республиканскими хозяйствами из центра вызывали диспропорции в их структуре. Одним из последствий этого стали общественное недовольство и рост оппозиционных настроений в союзных республиках. В Латвии, Литве и Эстонии на почве экономических противоречий усилилось стремление к выходу республик из состава СССР. Сепаратистские настроения в них особенно активизировались в 80-е годы.
К началу 80-х годов в стране был создан мощный промышленный потенциал. Вместе с тем приоритетное внимание к отраслям военно-промышленного и топливно-энергетического комплексов усугубляло деформации в структуре промышленности. Директивное управление, недостаточный учет региональных особенностей производства вели к падению экономических показателей индустриального развития.
Период от прихода Леонида Брежнева к власти (середина 1960-х) до начала перестройки (вторая половина 1980-х) обычно характеризуется в публицистике как «эпоха застоя».
Термин «застой» ведет свое происхождение от политического доклада ЦК XXVII съезду КПСС (1986), сделанного Михаилом Горбачевым, в котором констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» как в экономической, так и в социальной сферах.
Со сменой руководства в 1964 году в экономике СССР произошли существенные изменения. Правительство предприняло попытку провести масштабные экономические реформы. 30 сентября 1965 года вышло постановление «Об улучшении управления промышленностью», а 4 октября 1965 года - постановление «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». Главным инициатором проводимых реформ стал председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин.
Сущность реформ сводилась к комплексу мер, направленных на усиление экономических рычагов, на увеличение самостоятельности предприятий и организаций, на обновление методов централизованного планирования.
Косыгинская реформа 1965 года делала ставку и на сельское хозяйство. Примерный Устав колхозов от ноября 1969 года давал коллективным хозяйствам значительную самостоятельность, вводились элементы хозрасчета. За колхозниками оставалось право содержания личного подсобного хозяйства, приусадебного участка и домашнего скота и птицы. В этот период были провозглашены широкомасштабные программы мелиорации и строительства ирригационных каналов, стабилизации эксплуатации целинных земель и особый план возрождения нечерноземных земель центра России.
Коренные экономические реформы не затрагивали социальную и политическую систему общества и не ставили под сомнение механизм партийного руководства.
В первые постреформенные годы (1966-1970) среднегодовые темпы прироста национального дохода выросли в среднем на 1,1% по сравнению с предыдущей пятилеткой, а прирост валовой продукции сельского хозяйства в те же годы увеличился на 1,7 %. В этот период валовой общественный продукт вырос более чем на 350%. В стране производилось продукции в 4 раза больше, чем за предыдущие четыре пятилетки . Выпуск промышленной продукции увеличился на 485%, а сельскохозяйственной - на 171%.
К 1968 году экономическая реформа Косыгина забуксовала, а вскоре и вовсе сошла на нет в силу отсутствия политических преобразований. В 1970-1971 годах началось обсуждение новой экономической реформы. Предложенную концепцию могли начать реализовывать в 1972-1973 годы, но в 1973 году произошел скачок цен на нефть на мировом рынке, и все экономические реформы были отложены.
Еще одна попытка оживления советской экономики была осуществлена в 1979 году. Тогда было принято постановление ЦК КПСС «О совершенствовании планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ». Однако оно не оказало существенного воздействия на происходившее в экономике. За 1970-е годы структура экономики существенно изменилась , она стала абсолютно зависимой от нефтяных доходов, с одной стороны, и поставок продовольствия, ширпотреба и машиностроения из развитых стран, с другой.
В промышленности в 1970-е годы акцент переносится на освоение и развитие территориально производственных комплексов (ТПК). Ускоренными темпами развивалась энергетика СССР. В строй были введены новые мощности уже действующих АЭС, построено несколько новых атомных станций. За десятую пятилетку выработка электроэнергии атомными электростанциями увеличилась в 3,6 раза.
Единая энергетическая система объединила каскады гидроэлектростанций на Днепре, Волге, Каме, Ангаре и Енисее. В энергетике, как и в топливно сырьевом комплексе, была сделана ставка на экстенсивный путь развития . Доля топливно сырьевого экспорта из СССР поднялась за 1960-1985 годы с 16,2 до 54,4%.
Сложная ситуация сложилась в сельском хозяйстве, которое становилось все более дотационным. Эффективность сельского хозяйства неуклонно падала, и правительство шло на увеличение импорта. В 1979-1984 годах в страну ввозилось около 40 млн тонн продовольствия ежегодно.
В конце 1970-х - начале 1980 годов в развитии народного хозяйства СССР стала обнаруживаться тенденция к заметному снижению темпов роста национального дохода. Если в 8-й пятилетке его среднегодовой прирост составлял 7,8 % и в 9-й - 5,7 %, то в 10-й он снизился до 4,3 %, а в 11-й составил около 3,6 %.
Тем не менее, реформы 1960-1970 годов оказали положительное воздействие на развитие народного хозяйства СССР. В 1980 году Советский Союз занимал первое место в Европе и второе место в мире по объемам производства промышленности и сельского хозяйства. Если в 1960 году объем промышленной продукции СССР по сравнению с США составлял 55%, то в 1980 году - уже более 80%.
В социальном плане за 18 брежневских лет реальные доходы населения выросли более чем в 1,5 раза. Население России увеличилось на 12 млн человек. При Брежневе было введено в эксплуатацию 1,6 млрд кв. метров жилой площади, благодаря чему бесплатным жильем было обеспечено 162 млн человек. При этом квартплата в среднем не превышала 3% семейного дохода. Доступность жилья, медицинского обслуживания и высшего образования были беспрецедентными.
По данным опроса Фонда «Общественное мнение», проведенного в 2006 году, 61% опрошенных считают годы правления Леонида Брежнева благополучным временем для страны, и только 17% - неблагополучным. Среди тех, кому от 36 до 54 лет, позитивную оценку той эпохе дали 75% респондентов, среди тех, кто старше - 74% (негативную - соответственно 14% и 18%). Молодые респонденты (до 35 лет), естественно, гораздо чаще затруднялись дать оценку временам Брежнева, но и они гораздо чаще признавали их благополучными, нежели неблагополучными (35% и 20% соответственно).
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.
Критики культа личности и Карибского кризиса, чуть не ввергнувшего мир в третью мировую, пришел Брежнев Леонид Ильич, годы правления которого запомнились закономерно обратным процессом.
Застой, усиление значения Сталина в глазах общественности, смягчение в отношениях с Западом, но при этом попытки влиять на мировую политику - такими характеристиками запомнилась эта эпоха. Годы правления Брежнева в СССР были одними из ключевых, внесших свой вклад в последующий экономический и политический кризис девяностых. Каким же был этот политик?
Первые шаги к власти
Леонид Ильич родился в обычной семье рабочих в 1906 году. Он проходил учебу поначалу в землеустроительном техникуме, а затем учился на металлурга. Будучи директором Техникума металлургии, который находится в Днепродзержинске, он стал членом партии КПСС в 1931 году. Когда нагрянула Великая Отечественная война, на Южном фронте Брежнев работал заместителем начальника политического управления. К окончанию войны Леонид Ильич стал генерал-майором. Уже в 1950 он работает первым секретарем в Молдавии, а в последующие годы замещает начальника в Политуправлении армии Советского Союза. Потом он становится председателем в Президиуме Верховного Совета. Известно, что между Хрущевым и Брежневым сложились абсолютно доверительные отношения, которые позволили второму продвинуться к рычагам управления страной после болезни Никиты Сергеевича.
Реформы Брежнева
Годы правления Леонида Брежнева (1964-1982) можно охарактеризовать как время консервативных мер. Сельскохозяйственный подъем не был основной задачей для правителя. Хотя в этот период была осуществлена реформа Косыгина, её итоги стали провальными. Расходы на строительство жилья и здравоохранения только уменьшались, а растраты на военный комплекс росли как на дрожжах. Брежнев Леонид Ильич, годы правления которого запомнились ростом бюрократического аппарата и чиновнического произвола, был больше нацелен на внешнюю политику, по-видимому, не находя способов разрешения внутреннего застоя в обществе.
Внешняя политика
Именно над политическим влиянием Советского Союза в мире работал больше всего Брежнев, годы правления которого полны внешнеполитических событий. С одной стороны, Леонид Ильич делает важные шаги в деэскалации конфликта между СССР и США. Страны, наконец, находят диалог и договариваются о сотрудничестве. В 1972 году президент Америки впервые посещает Москву, где подписывается договор о нераспространении ядерного оружия, а в 1980 году столица принимает у себя гостей со всех стран для проведения Олимпийских игр.
Однако Брежнев, годы правления которого известны активным участием в различных военных конфликтах, не был абсолютным миротворцем. Для Леонида Ильича было важно обозначить место СССР среди мировых держав, способных влиять на разрешение внешнеполитических вопросов. Так, Советский Союз вводит войска в Афганистан, участвует в конфликтах во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. К тому же меняется отношение дружественных до этого времени к СССР социалистических стран, во внутренние дела которых также вмешивается Брежнев. Годы правления Леонида Ильича запомнились подавлением чехословацких выступлений, ухудшением отношений с Польшей и конфликтом с Китаем на острове Даманский.
Награды
Леонид Ильич Брежнев особенно отличался своей любовью к наградам и званиям. Порой она доходила до такого абсурда, что в результате этого появилось множество анекдотов и выдумок. Однако с фактами трудно спорить.
Первую свою награду Леонид Ильич получил еще в сталинское время. После войны он был награжден орденом Ленина. Можно только вообразить, как гордился этим званием Брежнев. Годы правления Хрущева принесли ему еще несколько наград: второй орден Ленина и орден Великой Отечественной войны первой степени. Всего этого тщеславному Леониду Ильичу не было достаточно.
Уже во время своего правления Брежнев был награжден званием Героя Советского Союза целых четыре раза из возможных трех. Также он получил звание Маршала СССР и орден «Победа», которым удостаивались только великие полководцы, участвовавшие в активных боевых действиях, куда Брежнев никогда не попадал.
Итоги правления
Главным определяющим словом эпохи правления Брежнева стало «застой». Во время руководства Леонида Ильича экономика окончательно показала свою слабость и отсутствие роста. Попытки провести реформы не привели к ожидаемым результатам.
Как консерватора Брежнева не устраивала политика смягчения идеологического давления, поэтому в его время контроль над культурой только усилился. Одним из ярких примеров этого является изгнание А. И. Солженицына из СССР в 1974 году.
Хотя во внешней политике и намечались относительные улучшения, агрессивная позиция СССР и попытка влиять на внутренние конфликты других стран ухудшили отношение мирового сообщества к Советскому Союзу.
В целом Брежнев оставил после себя целый ряд тяжелых экономических и политических вопросов, решить которые предстояло его преемникам.