Контрольная работа: Общая характеристика доходов бюджета. Общая характеристика доходов бюджетов субъектов рф и их структуры Доходы бюджета характеризуются
Доходы бюджетов как установлено в Бюджетном кодексе РФ это денежные средства поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ субъектов РФ и органов местного самоуправления. В состав доходов бюджетов включаются налоговые и неналоговые доходы а также безвозмездные перечисления. Обособленно в составе доходов бюджетов учитываются доходы целевых бюджетных фондов рис. Состав доходов бюджетов Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и...
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм> |
|||
6847. | Общая характеристика основных принципов избирательной системы Российской Федерации | 7.25 KB | |
Избирательные права граждан РФ: 1 право участвовать в выдвижении кандидатов списков кандидатов; 2 участвовать в предвыборной агитации; 3 участвовать в наблюдении за проведением выборов работой избирательных комиссий включая установление итогов голосования и определение результатов выборов; 4 принимать участие в других избирательных действиях в порядке установленном Конституцией РФ федеральными законами конституциями уставами законами субъектов РФ. Реализацию принципа всеобщего избирательного права обеспечивает право граждан... | |||
18020. | Роль налога на доходы физических лиц при формировании доходной части федерального и региональных бюджетов Российской Федерации | 205.33 KB | |
Сравнительный анализ налогообложения доходов физических лиц в развитых странах. Формирование доходов федерального и региональных бюджетов Российской Федерации на примере НДФЛ. Проблемы налогообложения доходов физических лиц в России и пути их решения. Налоги с населения имеют большое социально-экономическое значение поскольку через механизм налогообложения государство контролирует доходы граждан сглаживает различия между уровнем доходов населения а следовательно вытекающие из этого имущественное неравенство и причины... | |||
19695. | Роль местных налогов и сборов в формировании доходов бюджетов территорий (на примере Мендыкаринского района Костанайской области) | 71.06 KB | |
2Эволюция налоговой системы в Республике Казахстан: переход от социализма к рыночной экономике Как известно налоги действовавшие в бывшем СССР в 1990 году явились шагом вперед по сравнению с предыдущими периодами когда прибыль изымалась волюнтаристски или распределялась нормативным методом. Не отвечали экономическим условиям и ставки прогрессивного подоходного налога введенного в 1990 году. Особенно разительные изменения произошли в связи с принятием в 1991 году закона о налоговой политике в Республике Казахстан. После реформы в 1995... | |||
20536. | Прием гражданства Российской Федерации. Удостоверение гражданина Российской Федерации | 3.23 MB | |
Удостоверение гражданина Российской Федерации Выполнила: студентка группы 02-4731 3-2 А. Основания приобретения гражданства Российской Федерации. Понятие и сущность гражданства Российской Федерации. | |||
7032. | Бюджетное устройство Российской Федерации. Бюджетный процесс в Российской Федерации | 165.21 KB | |
Правовое регулирование деятельности органов власти в области бюджета. Понятие исполнения бюджета. Правовое регулирование деятельности Центрального банка РФ Федерального казначейства по кассовому исполнению бюджета органов Министерства по налогам и сборам по бюджетным вопросам. Права представительных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по контролю за исполнением бюджета. | |||
6762. | Общая характеристика судебной системы | 20.82 KB | |
Низшим звеном выступают арбитражные суды первой инстанции в республиках краях областях городах федерального значения автономной области автономных округах арбитражные суды субъектов РФ. До их создания функции апелляционной инстанции в системе арбитражных судов будут по прежнему выполнять арбитражные суды субъектов РФ. Суд первой инстанции это суд подразделение суда рассматривающий и разрешающий дело по существу. Судопроизводство в первой инстанции осуществляется с участием обеих сторон-обвинения и защиты истца и ответчика и с... | |||
14178. | Общая характеристика ценных бумаг | 29.48 KB | |
Понятие и правовая природа ценной бумаги. Документарные и бездокументарные ценные бумаги и их особенности. Понятие и правовая природа ценной бумаги Ценная бумага является категорией как юридической так и экономической. В экономике ценные бумаги выполняют следующие функции. | |||
6157. | Происхождение права общая характеристика | 18.3 KB | |
Основные пути возникновения права I. По вопросу о понятии сущности и условиях происхождения права существует целый ряд мнений взглядов теорий. Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный но и политико-практический характер. | |||
12941. | Общая характеристика рецепторов растений | 22.16 KB | |
Рецепторы растений это молекулы или молекулярные комплексы воспринимающие внешние или внутренние сигналы физической механической химической электрохимической осмотической или иной природы трансформирующие эти сигналы и передающие их структуре обеспечивающей формирование ответной реакции. Рецепторы растений можно охарактеризовать по крайней мере двумя особенностями. Рецепторные системы растений и животных Рецепторная система Растения Животные Специализированные рецепторные клетки нет есть Гликокаликс на внешней поверхности клетки... | |||
10716. | Глобальные сети. Общая характеристика | 138.57 KB | |
Глобальные сети. Глобальные сети Wide re Networks WN которые также называют территориальными компьютерными сетями служат для того чтобы предоставлять свои сервисы большому количеству конечных абонентов разбросанных по большойтерритории в пределах области региона страны континента или всего земногошара. Ввиду большой протяженности каналов связи построение глобальной сетитребует очень больших затрат в которые входит стоимость кабелей и работ по ихпрокладке затраты на коммутационное оборудование и промежуточную... |
Доходы бюджета
Тема 7.
Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.
Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.
1. Общая характеристика доходов бюджета
2. Бюджетная классификация доходов
3. Доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов
Доходы бюджета представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований денежные средства – финансовые ресурсы, необходимые для осуществления государством и муниципальными образованиями возложенных на них публичных, социальных, экономических и иных функций.
В юридической литературе государственные доходы (т.е. доходы федерального и региональных бюджетов) определяются как часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности государства.
В свою очередь, под муниципальными доходами (т.е. доходами местных бюджетов) понимается часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение муниципального образования с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности органов местного самоуправления.
Система государственных и муниципальных доходов в совокупности образует доходы бюджета .
По своему экономическому содержанию доходы бюджета представляют финансовые отношения, возникающие между государством (органами местного самоуправления), хозяйствующими субъектами и гражданами в процессе формирования и использования соответствующего бюджета. При этом формой проявления таких финансовых отношений служат различные виды налоговых и неналоговых платежей юридических и физических лиц в бюджеты бюджетной системы РФ.
Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Доходная часть бюджета должна формироваться на основе следующих принципов:
Ø денежной формы поступлений в бюджет;
Ø регулярности и полноты поступления средств в бюджет;
Ø равенства условий налогообложения;
Ø стабильности, устойчивости налоговой системы.
Бюджет каждого уровня формируется в соответствии с установленными правилами, которые предполагают наличие собственных и несобственных источников. Последние образуются в результате перераспределения денежных средств между центром и регионами.
Известны пять основных видов поступлений государственного бюджета: налоговые доходы, неналоговые доходы, займы, эмиссии и трансферты . В реальной действительности их соотношений неодинаково и определяется различными факторами:
ü характером денежно-кредитной и финансовой политики;
ü экономическим состоянием страны;
ü политико-экономической конъюнктурой;
ü конкретными особенностями исторического периода.
Таким образом, при формировании бюджета используются два механизма - основной, финансовый (однонаправленное, безвозмездное движение денежных средств) и неосновной, кредитный (срочное, возвратное, возмездное движение) для финансирования дефицита бюджета. В основе финансового механизма формирования доходной части бюджета лежат налоговые и неналоговые методы, в соответствии с этим доходы бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых источников, а также за счет безвозмездных перечислений. Кредитный механизм используется для финансирования дефицита бюджета. Кредиты, займы, не являются доходами бюджетов.
Следует отметить, что в современной финансовой науке для целей более глубокого изучения рассматриваемой категории принято классифицировать доходы бюджетов по различным основаниям. Одной из значимых является классификация видов доходов, выделяемых в зависимости от формы их образования. При использовании указанного основания деления различают три вида доходов бюджетов:
неналоговые доходы бюджетов;
налоговые доходы бюджетов;
безвозмездные перечисления.
Нельзя не отметить, что состав каждого из указанных видов доходов и в целом критерии и принципы классификации видов доходов бюджетов в процессе эволюции финансовой науки неоднократно становился предметом дискуссий.
С 2005 г. за каждым уровнем бюджетной системы закрепляются на постоянной основе налоговые, неналоговые доходы и безвозмездные перечисления. Все они образуют собственные доходы каждого бюджета. Не относятся с собственным доходам только субвенции из фондов компенсаций на выполнение полномочий того уровня бюджетной системы, которая передает субвенции.
К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.
Налоговая система России включает
Федеральные налоги и сборы
· налог на добавленную стоимость;
· акцизы;
· налог на доходы с физических лиц;
· единый социальный налог (до 2010 г.);
· налог на прибыль организаций;
· налог на добычу полезных ископаемых;
· водный налог;
· сборы за право пользования объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов;
· государственная пошлина
Региональные налоги и сборы
· налог на имущество организаций;
· налог на игорный бизнес;
· транспортный налог
Местные налоги и сборы
· земельный налог;
· налог на имущество физических лиц
В современной литературе к неналоговым доходам принято относить:
ü платежи штрафного характера и административные сборы (взимаемые штрафы; суммы, полученные от реализации конфискованного имущества);
ü доходы от использования объектов федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности (например, от сдачи в аренду зданий и сооружений);
ü доходы от экономической деятельности государственных и муниципальных органов, государственных и муниципальных предприятий;
ü финансовые средства, полученные в возмещение ущерба;
ü доходы от внешнеэкономической деятельности, продажи государственных ценных бумаг и т.д.
В свою очередь, с учетом положений статей 41-54 БК РФ система неналоговых доходов представлена следующим образом: к неналоговым доходам бюджетов относятся:
Ø доходы от использования имущества , находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, а именно:
o доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
o средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;
o средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в залог, в доверительное управление;
o плата за пользование бюджетными кредитами;
o доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
o часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
o другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.
Ø доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности,после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
Ø доходы от платных услуг , оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
Ø средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности , в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
Ø средства самообложения граждан ;
Ø иные неналоговые доходы.
В Российской Федерации соотношений налоговых и неналоговых доходов в бюджетах из года в год меняется, но в целом тенденции остаются в пределах общемировых – роль доходов, аккумулируемых вне налогообложения, в большинстве зарубежных стран, как правило, минимальна.
Между налоговыми и неналоговыми платежами можно выделить общие черты:
§ установление законодательным порядком размеров и условий взимания;
§ обязательность уплаты;
§ принудительный характер изъятия;
§ связь с бюджетом или внебюджетными фондами;
§ безэквивалентность платежа.
В то же время неналоговые платежи существенно отличаются от налогов свойственным им возмездным характером. Признак же обязательности имеет в этих платежах особое проявление – обязанность уплатить их возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой (регистрацией места жительства, разрешением на перевоз товаров через таможенную границу, предоставлением права на определенную деятельность и т.п.).
При этом порядок установления неналоговых поступлений, их исчисление и взимание отличаются от налоговых доходов:
1) для некоторых из них не установлены элементы (ставки, льготы, сроки оплаты и др.);
2) размер отдельных неналоговых доходов регулируется не БК РФ и НК РФ, а специальными нормативными актами. К примеру, санкции определяются ГК РФ и УК РФ;
3) целый ряд неналоговых платежей не носят обязательного и регулярного характера, например, средства от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Неналоговые доходы зачисляются преимущественно в соответствующие бюджеты в полном объеме. Следовательно, налоговый платеж – это обязательный взнос, входящий в налоговую систему и устанавливаемый налоговым законодательством, а неналоговый платеж не включается в налоговую систему и регулируется не налоговыми законами.
К безвозмездным поступлениям относятся:
Ø дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
Ø субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
Ø субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
Ø иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
Ø безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
2. Классификация доходов бюджетов .
Классификация доходов бюджетов является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Структура кода классификации доходов состоит из 20 разрядов и включает в себя коды:
1) главного администратора доходов бюджета;
2) вида доходов;
3) подвида доходов;
4) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.
Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.
Согласно классификации доходов бюджетов Федеральный бюджет РФ формируется за счет налоговых и неналоговых доходов и безвозмездных перечислений.
Налоговые доходы (Таблица 2), формирующие основную часть доходов Федерального бюджета РФ - 94,5% (2005 г.), включают:
- 1. Налоги на прибыль, доходы (налог на прибыль организаций; налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам). Их доля в общем объеме налоговых доходов Федерального бюджета РФ составила в 2005 г. 8% или 259 млрд. руб. в абсолютном значении, что на 2% и 0,5% больше, чем в 2004 г. и 2003 г. соответственно.
- 2. Налоги и взносы на социальные нужды (единый социальный налог). Если в период 2003-2004 гг. доля ЕСН составляла 16-17% от всех налоговых поступлений Федерального бюджета РФ, то в 2005 г. тенденция изменилась, и его удельный вес уменьшился до 8%.
- 3. Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации ( на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ; акцизы). Эта группа имеет наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов, в частности, основная часть поступлений приходится на НДС - в пределах 75-90%.Однако характеристика динамики доходов Федерального бюджета РФ 2003-2005 гг. показывает, что ее доля в налоговых доходах с каждым последующим годом уменьшается (в 2003 г. она составляла 40%, в 2004 г. - 32%, а в 2005 г. - 25%).
- 4. Налоги на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ (налог на добавленную стоимость на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ акцизы). В 2003 и 2004 гг. их удельный вес в составе налоговых доходов Федерального бюджета РФ был на уровне 11 % (259 млрд. руб. и 283,1 млрд. руб. в 2003 г. и 2004 г. соответственно), что на 2 % меньше, чем в 2005 г. (их абсолютное значение составило 413,7 млрд. руб.).
- 5. Налоги на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ (налог на добавленную стоимость на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ; акцизы). В 2003 и 2004 гг. их удельный вес в составе налоговых доходов Федерального бюджета РФ был на уровне 11 % (259 млрд. руб. и 283,1 млрд. руб. в 2003 г. и 2004 г. соответственно), что на 2 % меньше, чем в 2005 г. (их абсолютное значение составило 413,7 млрд. руб.).
- 6. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (налог на добычу полезных ископаемых; регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции; водный налог; сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов). Как видно из данных Таблицы 2, они составили в 2005 г. 2,6% к ВВП, что на 0,8% и 1,2% больше, чем в 2004 г. и 2003 г. соответственно. Эта группа доходов обеспечила Федеральный бюджет РФ в 2005 г. 15% всех налоговых поступлений (или 483 млрд. руб.), а в 2003 г. и 2004 г. - соответственно 8% и 11% (181,9 млрд. руб. и 275,4 млрд. руб.).
- 7. Государственная пошлина. Ее удельный вес в составе налоговых доходов Федерального бюджета РФ незначителен - 0,6% в 2005 г., и по 0,2% в 2003 и 2004 гг.
- 8. (таможенные пошлины; таможенные сборы; доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана и др.). В динамике доходов Федерального бюджета РФ 2003-2005 гг. наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли данной группы доходов с 15,5% в 2003 г. до 29% в 2005 г. в общем объеме налоговых поступлений.
Таблица 2. Структура налоговых доходов Федерального бюджета РФ в 2003-2005 гг. (млрд. руб.).
Наименование показателей |
|||||||||
Утверждено законом |
Удель-дах |
Утверждено законом |
Удель-дах |
Утверждено законом |
Удель-дах |
||||
Налоговые доходы |
|||||||||
Налоги на прибыль |
|||||||||
Налог на прибыль организаций |
|||||||||
Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по гос. и муниц. ценным бумагам |
|||||||||
Налоги и взносы на социальные нужды |
|||||||||
Единый социальный налог |
|||||||||
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
|||||||||
Налог на добавленную стоимость |
|||||||||
Налоги на товары и услуги, ввозимые на территорию |
|||||||||
Налог на добавленную стоимость |
|||||||||
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
|||||||||
Налог на добычу полезных ископаемых |
|||||||||
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции |
|||||||||
Водный налог |
|||||||||
Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов |
|||||||||
Государственная пошлина |
|||||||||
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
|||||||||
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
|||||||||
Доходы по отмененным налогам |
|||||||||
Валовый внутренний продукт |
Неналоговые доходы (Таблица 3), составляющие незначительную долю доходов Федерального бюджета РФ - 5,5% (2005 г.), включают:
- 1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Эта группа доходов имеет наибольший вес в структуре неналоговых поступлений. В динамическом ряде доходной части Федерального бюджета РФ 2003-2005 гг. наблюдается отчетливая тенденция уменьшения их доли в общем объеме неналоговых поступлений - в 2003 г. она составила 57,8%, в 2004 г. - 43,2%, а в 2005 г. - 41,9%.
- 2. Платежи при пользовании природными ресурсами (плата за негативное воздействие на окружающую среду; платежи при пользовании недрами; плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям; платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню; плата за перевод лесных земель лесного фонда в земли иных категорий). В 2003 г. поступления по этим платежам составили 7,6% (7,8 млрд. руб.) от всех неналоговых доходов Федерального бюджета РФ, что значительно меньше, чем в последующие годы. Так, в 2004 г. и 2005 г. их удельные веса в общей массе неналоговых поступлений превысили уровень отметки в 17,4% (32,6 млрд. руб.) и 20,1% (35,1 млрд. руб. в) соответственно.
- 3. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (плата за выдаваемые паспорта, пробирная плата, лицензионные сборы и т.д.). В 2005 г. удельный вес по данному виду доходов составил 33,3% или 58 млрд. руб. (спад на 0,4% к уровню 2004 г., и рост на 5,5% к уровню 2003 г.).
- 4. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов. Удельный вес данных доходов в составе неналоговых поступлений Федерального бюджета РФ незначителен - 0,2% в 2003 г., 1,1% - в 2004г. и 0,5% - в 2005 г.
- 5. Административные платежи и сборы. Доля данного вида неналоговых поступлений по отношению к ВВП за период 2003-2005 гг. находилась на постоянном уровне - 0,01%. Тем не менее, их вес в структуре неналоговых доходов за тот же период колебался с 1,4% в 2003 г. до 0,7% в 2004 г. и с 0,7% в 2004 г. до 1% в 2005 г.
- 6. Штрафы, санкции, возмещение ущерба. Они так же, как и административные платежи и сборы, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, составляют малую часть неналоговых доходов Федерального бюджета РФ - 0,9-1,4% (0,01% к ВВП) за рассматриваемый период.
- 7. Прочие неналоговые доходы. Их доля в общем объеме неналоговых поступлений в 2005 г. составила 2,4% (или 4,1 млрд. руб. в абсолютном значении), что на 0,7% и 1,4% меньше, чем в 2004 г. и 2003 г. соответственно.
Таблица 3. Структура неналоговых доходов Федерального бюджета РФ в 2003-2005 гг. (млрд. руб.).
Наименование показателей |
||||||
Утверждено законом |
Утверждено законом |
Утверждено законом |
||||
Неналоговые доходы |
||||||
Доходы от использования имущества, находящегося в гос. и муниц. Собственности |
||||||
Платежи при пользовании природными ресурсами |
||||||
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
||||||
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
||||||
Административные платежи и сборы |
||||||
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
||||||
Прочие неналоговые доходы |
||||||
Валовый внутренний продукт |
Таблица 4. Основные статьи доходов Федерального бюджета РФ в 2003-2005 гг. (млрд. руб.).
Таким образом, приведенная характеристика динамики и структуры доходов Федерального бюджета РФ 2003-2005 гг., показала, что основными источниками доходной части бюджета являются: единый социальный налог (8-16% от доходов бюджета), налог на добавленную стоимость (33,7-39,1%), таможенные пошлины (13,9-26,1%), налог на добычу полезных ископаемых (7,5-14%), налог на прибыль организаций (5,8-7,6%) и акцизы (2,5-9,6%).
Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета. Доходная часть бюджетов состоит из налоговой и неналоговой частей, причем налоговые доходы являются определяющими.
Налоговые доходы - обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи различных экономических субъектов в бюджет. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, региональные и местные налоги, а также пени и штрафы по ним. Через налоговые платежи мобилизуются денежные средства в распоряжение органов государственной и муниципальной власти.
Неналоговые доходы - это прежде всего:
О доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
О доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
О средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
О средства самообложения граждан;
О доходы от внешнеэкономической деятельности;
О иные неналоговые доходы.
В бюджет включаются также поступления в виде заимствований.
К безвозмездным поступлениям относятся дотации и субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ, субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ, иные межбюджетные трансферты, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Структура доходов бюджетов определяется на стадии его формирования, но зависит от фактического поступления запланированных доходов, прежде всего налогов. Налоговые и неналоговые доходы, полученные в соответствии с Налоговым и Бюджетным кодексами РФ, и доходы от управления государственной и муниципальной собственностью называются собственными доходами.
Если для исполнения полномочий, закрепленных за определенным уровнем власти, собственных доходов недостаточно, в рамках межбюджетных отношений используются:
О дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования;
О межбюджетные субвенции (ст. 41 БК РФ) - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия;
О бюджетный кредит нижестоящему бюджету может быть получен в коммерческом банке или привлечен путем выпуска государственных и муниципальных облигаций.
Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета. Расходы бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов на выполнение органами власти своих функций. Каждый вид расходов обладает качественной характеристикой, которая, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, и количественной, определяющей их величину.
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы осуществляется в соответствии с расходными обязательствами публично-правового образования, обусловленными законом, иным нормативным правовым актом перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения.
Расходы бюджета классифицируются по разным основаниям в зависимости от финансирования выполняемых государством функций - экономической, социальной, оборонной и т.д. Кроме того, современная классификация бюджетных расходов использует понятия «действующие» и «вновь принимаемые», что связано с наличием финансовых ресурсов на выполнение существующих обязательств и новых обязательств, которые необходимо брать, например строительство новой школы.
Основной принцип разграничения расходов между бюджетами - их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.
Расходная часть бюджетов предполагает движение средств в бюджеты нижестоящего уровня для финансовой поддержки и решения социально-экономических проблем.
Средства бюджетов могут направляться на финансирование долгосрочных целевых программ, выходящих за пределы одного финансового года и включаемых в бюджеты последующих лет. Перечень и объем финансирования целевых программ утверждается на очередной финансовый год и плановый период.
Доходы и расходы федерального бюджета (рис. 3.3). Федеральный бюджет - это центральный бюджет России, являющийся гарантом выполнения социальных и экономических программ на территории России. В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
О налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет;
О налога на прибыль организаций в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам;
О налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции - 20 %;
Рис. 3.3.
1 , 2-доходы и расходы федерального бюджета
О налога на добавленную стоимость - 100 %;
- 0 акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по 50 %;
- 0 акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - 100 %;
- 0 акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 %;
- 0 акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 % - 60 %;
- 0 акцизов на табачную продукцию - 100 %;
- 0 акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, с 1 января 2014 г. - 28 %;
- 0 акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - 100 %;
- 0 акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию России, - по нормативу 100 %;
- 0 налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 %;
- 0 налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - 100 %;
- 0 налога на добычу других полезных ископаемых - 40 %;
- 0 налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ - 100 %;
- 0 регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - 100 %;
- 0 регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - 95 %;
- 0 регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ при выполнении соглашений о разделе продукции - 100 %;
- 0 сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - 20 %;
- 0 сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - 20 %;
- 0 водного налога - 100 %;
О государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты и указанной в ст. 56, 61, 61.1 и 61.2 БКРФ)- 100%.
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются:
- 0 из доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности РФ;
- 0 доходов от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ, - 100 %;
- 0 доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности РФ, за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, - 100 %;
- 0 части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;
- 0 лицензионных сборов - 100 %;
- 0 таможенных пошлин и таможенных сборов - 100 %;
- 0 платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда - 100 %;
- 0 платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, - 100 %;
- 0 платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - 100 %;
- 0 платы за негативное воздействие на окружающую среду - 20 %; с 01.01.2016-5%;
- 0 консульских сборов - 100 %;
- 0 патентных пошлин - 100 %;
- 0 платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, - 100 %;
- 0 утилизационных сборов - 100 %;
- 0 прибыль Центрального банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- 0 доходы от внешнеэкономической деятельности.
Расходные обязательства РФ возникают в результате:
0 принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения РФ и (или) полномочий по предметам совместного ведения;
О заключения Российской Федерацией договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения;
О заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными казенными учреждениями;
О принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетныхтрансфертов.
Большую роль в формировании доходов федерального бюджета играют поступления налогов на добычу полезных ископаемых и связанных с реализацией нефти и газа за рубеж. Производство и экспорт сырой нефти в 2011 гг. по наиболее крупным странам-производите- лям (включая страны ОПЕК) представлены в табл. 3.2.
Таблица 3.2. Производство и экспорт нефти на мировом уровне в 2011 г.
Производство, баррели в сутки |
В % к мировому производству |
Экспорт, баррелей в сутки |
В % к мировому экспорту |
|
Норвегия |
||||
Великобритания |
||||
Саудовская Аравия |
||||
Окончание табл.3.2
Источник: OPEC Annual Statistical Bulletin. 2012.
На рис. 3.4 представлены данные по экспорту нефти из России и доле этих поставок в общем объеме экспорта нефти по странам-потребителям.
Рис. 3.4.
1 - экспорт нефти из России, млн баррелей; 2 - доля в общем объеме экспорта
Цены на нефть марки «Юралс» и другие товары традиционного российского экспорта будут и дальше формироваться в центрах влияния, расположенных вне пределов России, с соответствующими дисконтами и потерями для отечественной экономики и, в частности, для бюджетной системы РФ, а степень их предсказуемости всегда будет низкой, если не решить проблему зависимости российского федерального бюджета от состояния рынка нефтегазовых ресурсов. Такая проблема поставлена, и сегодня используются понятия нефтегазового и ненефтегазового бюджета.
За последнее десятилетие зависимость федерального бюджета и бюджетной системы РФ в целом от нефтегазовых доходов существенно усилилась. Если в 2000 г. доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета составляла около 20 %, то к 2004 г. она выросла до 30 %, а в 2012 г. нефтегазовые доходы превысили 50 % всех доходов. В таких условиях существенное снижение цены на нефть может привести к значительному сокращению доходной части бюджета и росту его дефицита. Ненефтегазовый дефицит вырос с 2-3 % ВВП в 2002-2007 гг. до 10,6 % ВВП к 2012 г. (рис. 3.5, 3.6).
Рис. 3.5.
/ - доходы федерального бюджета, % ВВП; 2- ненефтегазовый дефицит, % ВВП
В настоящее время действует механизм использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, определяемый Бюджетными правилами. Бюджетное правило - закрепленный в Бюджетном кодексе РФ механизм определения предельного (максимально возможного) объема бюджетных расходов, основанный на долгосрочном уровне цен на нефть. Предельные расходы равны доходам федерального бюджета при базовой (средней за последние несколько лет) цене на нефть, увеличенным на 1 % ВВП. Если фактическая цена на нефть выше базовой, избыток нефтегазовых доходов (доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти и газа) направляется на пополнение Резервного фонда, в противном случае - на расходы направляются средства из Резервного фонда.
Рис. 3.6. Динамика доходов нефтегазового 1 и ненефтегазового 2 федерального
Если при формировании проекта бюджета прогнозная цена на нефть превышает базовую, дополнительные нефтегазовые доходы подлежат направлению в Резервный фонд до достижения им нормативного объема 7 % ВВП. После достижения Резервным фондом 7 % ВВП: не менее 50 % дополнительных нефтегазовых доходов направляются в Фонд национального благосостояния, а оставшиеся средства могут направляться на финансовое обеспечение инфраструктурных и других приоритетных проектов, не влекущих длящихся обязательств.
Сопоставление основных параметров бюджетных систем РФ и зарубежных стран показывает, что уровень доходов бюджетной системы в РФ в процентах к ВВП в 2013-2015 гг. прогнозируется ниже, чем в большинстве развитых зарубежных стран G7 (табл. 3.3).
Таблица 3.3. Доходы, расходы и дефиците России и странах G7,% к ВВП (поданным официальных сайтов министерств финансов зарубежных стран и МВФ)
|
|
|
|
|||
Профицит |
||||||
Германия |
||||||
британия |
||||||
Данные Счетной палаты РФ говорят о том, что по сравнению со странами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) уровень дефицита бюджетной системы РФ ниже дефицита бюджета Индии (8,2 % ВВП в 2013 г., 8,1 % ВВП в 2014 г. и 7,9 % ВВП в 2015 г.), Бразилии (2,4 % ВВП в 2013 г., 2,3 % ВВП в
- 2014 и 2015 гг.) и Южной Африки (3,7 % ВВП в 2013 г., 3,1 % ВВП в
- 2014 г. и 2,4 % ВВП в 2015 г.) и сопоставим с уровнем дефицита бюджетаКитая(1 % ВВП в2013 г., 0,6 % ВВП в2014г., 0,1 % ВВПв
- 2015 г.). В странах СНГ, таких, как Белоруссия и Украина, прогнозируется дефицит бюджета в 2013-2015 гг. в пределах 1-2 % ВВП, в Казахстане - профицит бюджета на уровне 3,3-4,4 % ВВП.
Структура основных видов доходов бюджетной системы РФ заметно отличается от соответствующей структуры доходов экономически развитых стран, стран с переходной экономикой, отдельных стран СНГ (табл. 3.4, 3.5).
Таблица 3.4. Структура основных видов доходов бюджетных систем стран «Группы семи» (по данным МВФ) и РФ, % общей суммы доходов
Германия |
Великобритания |
|||||||||||
Налог на прибыль |
||||||||||||
Налог на доходы физических лиц |
||||||||||||
Налог на имущество |
||||||||||||
НДС и налог с продаж |
||||||||||||
Другие доходы |
Таблица 3.5. Структура основных видов доходов бюджетных систем отдельных стран СНГ (по данным МВФ) и Российской Федерации, % общей суммы доходов
Казахстан |
Белоруссия |
Молдавия |
|||||||
Налог на прибыль |
|||||||||
Налог на имущество |
|||||||||
НДС и налог с продаж |
|||||||||
Отчисления на социальное страхование |
|||||||||
Другие доходы |
Значительная доля других доходов в структуре доходов бюджетной системы РФ объясняется тем, что в их число входят налоги на добычу природных ресурсов и таможенные пошлины.
Доходы и расходы субъектов Федерации. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих налогов:
1) региональных
О налога на имущество организаций - по нормативу 100 %;
- 0 налога на игорный бизнес - по нормативу 100 %;
- 0 транспортного налога - по нормативу 100 %;
- 2) федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами:
- 0 налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ;
- 0 налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, - по нормативу 80 %;
О налога на доходы физических лиц - по нормативу 80 %;
- 0 налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории РФ трудовой деятельности на основании патента, - 100 %; с 01.01.2014 - 50 %;
- 0 акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - 50 %;
- 0 акцизов на спиртосодержащую продукцию - 50 %;
- 0 акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - 100 %; с 01.01.2014 - 72 %;
- 0 акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 % за исключением пива и вин - 40 %;
- 0 акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 %, включающую пиво, вина, фруктовые вина, игристые вина (шампанские), винные напитки, - 100 %;
- 0 акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 % включительно - 100 %;
- 0 налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - 100 %;
- 0 налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - 60 %;
- 0 налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов - 100 %;
- 0 регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - 5 %;
- 0 сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - 80 %;
- 0 сбора за пользование объектами животного мира - 100 %;
- 0 налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - 100 %;
- 0 государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - 100 % (перечень действий определен Б К РФ).
Неналоговые доходы бюджетов субъектов Федерации формируются в соответствии со ст. 41,42, 46 БК РФ, в том числе за счет:
О доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, - 100 %;
- 0 доходов от продажи имущества - 100 %;
- 0 доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями субъектов Федерации;
- 0 части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, определяемых в порядке, установленном законами субъектов Федерации;
- 0 платы за негативное воздействие на окружающую среду - 40%;
- 0 платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, - 100 %;
- 0 доходов от передачи в аренду земельных участков, на которые государственная собственность не разграничена и которые расположены в границах городских округов, - 20 %;
- 0 доходов от продажи земельных участков, на которые государственная собственность не разграничена и которые расположены в границах городских округов, - 20 %;
- 0 доходов от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Федерации, от передачи в аренду таких земельных участков и продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - не более 50%;
- 0 доходов от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Федерации, - не более 50 %;
- 0 платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Федерации, - 100 %.
В бюджеты субъектов Федерации городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению:
О плата за негативное воздействие на окружающую среду - 80 %; с 01.01. 2016-95 %;
- 0 доходы от передачи в аренду земельных участков, на которые государственная собственность не разграничена и которые расположены в границах указанных городов, - 100 %;
- 0 доходы от продажи земельных участков, на которые государственная собственность не разграничена и которые расположены в границах указанных городов, - 100 %;
- 0 доходы от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Федерации, - 100%;
- 0 доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Федерации, - 100 %.
Расходные обязательства субъекта Федерации возникают в результате:
- 0 принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Федерации, а также заключения субъектом Федерации (от имени субъекта Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Федерации полномочий по их предметам ведения;
- 0 принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Федерации, а также заключения субъектом Федерации (от имени субъекта Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Федерации полномочий по предметам совместного ведения;
- 0 заключения от имени субъекта Федерации договоров (соглашений) с казенными учреждениями субъекта Федерации;
- 0 принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Федерации межбюджетных трансфертов;
- 0 принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации при осуществлении ими переданных им полномочий Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Федерации и работников государственных учреждений субъекта Федерации.
Для примера рассмотрим структуру доходов и расходов бюджета Томской области (табл. 3.6, рис. 3.7). В таблице представлены материалы проекта бюджета. Реально бюджет на 2013 г. принят с дефицитом 3 млрд руб.
Таблица З.б. Основные параметры областного бюджета на 2012-2015 гг.
Рис. 3.7.
- 1 - налог на прибыль организаций;
- 2 - налоги на имущество; 3 - НДФЛ;
- 4 - остальные доходы
Если обратиться к экономической структуре расходов, то следует отметить, что наибольшую долю в областных расходах составляет финансовая помощь муниципальным образованиям Томской области (рис. 3.8).
Рис. 3.8. Экономическая структура расходов областного бюджета, млн руб., по действующим расходным обязательствам на 2013 г. (без учета целевых средств федерального бюджета):
- 1 - резервные фонды (296,1 %); 2 - капитальный ремонт и содержание имущества областных учреждений (3986, 11 %);
- 3 - страховые взносы ОМС (4550, 13 %);
- 4 - господдержка отдельных отраслей экономики (2993, 9 %); 5- расходы на обслуживание госдолга (772,2 %); 6 - финансовая помощь местным бюджетам (11 462, 32 %); 7 - меры социальной поддержки (5772, 16 %); 8 - ФОТ с начислениями
- (573, 16 %)
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ.
В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.
К неналоговым доходам относятся:
– доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
– доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
– средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
– иные неналоговые доходы.
К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:
– финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
– субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;
– субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;
– иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы РФ;
– безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;
– безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.
В доходах бюджетов учитываются:
– средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
– средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
– средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
– плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
– доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
– часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
– другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Указанные выше доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
Средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.
К собственным доходов бюджетов относятся:
– налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;
– неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ;
– доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций.
Доходы федерального и региональных бюджетов находятся в пропорциональной зависимости от динамики социально-экономического развития России в целом и регионов. Оценка социально-экономического развития федеральных округов в 2005 г. показывает, что в каждом из них имеются неблагополучные регионы. В наихудшем положении находятся Сибирский, Дальневосточный и Южный федеральные округа.
Комплексная оценка динамики развития субъектов РФ, входящих в Центральный федеральный округ, позволяет сделать вывод о некоторой стабилизации социально-экономического положения в них. Вместе с тем несколько регионов этого округа отстают по уровню социально-экономического развития.
По таким показателям, как объем инвестиций в основной капитал, объем среднедушевого внешнеторгового оборота, среднедушевая финансовая обеспеченность региона, доля занятых на малых предприятиях, отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума и доля среднедушевого розничного товарооборота, неблагополучными в Центральном федеральном округе являются Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Курская, Орловская, Смоленская и Тамбовская области. В Рязанской, Тверской, Тульской и Ярославской областях в последние годы наблюдается улучшение по основным социально-экономическим показателям.
При оценке социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа можно сделать вывод об улучшении ситуации. Вместе с тем ухудшились показатели развития отраслей социальной инфраструктуры и уменьшились объемы инвестиций в основной капитал на душу населения.
К неблагополучным относятся Архангельская и Псковская области, в которых практически без изменений остаются показатели регистрируемой безработицы и развития отраслей социальной инфраструктуры, а в отношении доли населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума, уровня общего объема розничного товарооборота и платных услуг на душу населения показатели улучшились.
В Южном федеральном округе в группу неблагополучных входят Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика и Волгоградская область.
Низкие значения таких показателей, как валовой региональный продукт на душу населения, объем внешнеторгового оборота на душу населения, уровень финансовой обеспеченности региона на душу населения, общий объем розничного товарооборота и платных услуг на душу населения, основные фонды на душу населения и развитие отраслей социальной инфраструктуры, составляют основу отсталости этих субъектов РФ. В Приволжском федеральном округе наблюдается тенденция к стабилизации социально-экономического развития, хотя практически все показатели этого региона ниже среднего по России. К неблагополучным относятся Коми-Пермяцкий автономный округ, Пензенская, Кировская и Ульяновская области, Чувашская Республика, Республика Мордовия и Республика Марий Эл. Улучшение социально-экономической ситуации характерно для Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Нижегородской, Самарской и Саратовской областей.
Наибольшее отклонение от среднего по России уровня наблюдается в отношении валового регионального продукта на душу населения, финансовой обеспеченности региона на душу населения, доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, общего объема розничного товарооборота платных услуг на душу населения, наличия основных фондов на душу населения и коэффициента плотности дорог.
В Сибирском федеральном округе к неблагополучным относятся Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и Эвенкийский автономный округ.
В каждом федеральном округе есть регионы, относящиеся к группе отстающих. В совокупности они составляют почти половину всех субъектов РФ. Абсолютное большинство этих регионов являются приграничными. Такое положение явилось результатом неодинаковой адаптации регионов к новым рыночным условиям и значительного уменьшения объемов государственной поддержки. Сохраняющаяся диспропорция в социально-экономическом развитии регионов является существенным фактором ослабления системы федеративных отношений в Российской Федерации, ее социально-экономического развития и уменьшения возможностей преодоления внутреннего кризиса.
В 2001 г. была принята Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002–2010 годы и до 2015 года)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 717. Основными целями Программы являются сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации, уменьшение разрыва по основным показателям социально-экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами к 2010 г. в полтора раза, а к 2015 г. – в два раза. Финансирование мероприятий, направленных на решение этих задач, предполагается осуществлять за счет средств Фонда регионального развития, бюджетов субъектов РФ, кредитных ресурсов, иностранные инвестиции.