Методические рекомендации федеральной службы судебных приставов по исполнению судебных актов о сносе самовольно возведенных строений. Аналитика публикации Составление сметы на расходы сноса самовольного строения
Составление смет на демонтаж (разборку, снос) потребуется в случае обоснования или возмещения затрат при износе здания, дома или инженерных сетей при критическом физическом снижении несущей способности, при аварийном состоянии в следствии причинения объекту урона, при моральном износе в следствии отклонения основных эксплуатационных показателей от нормативных, при несоответствии объекта по отношению к существующей концепции планирования территории, при решении о сносе самовольного строения, освобождение площадки под застройку и т.д.).
При определении лимита денежных средств необходимо учесть отдельно следующие затраты подрядной организации, осуществляющей демонтажные работы:
- ограждение территории выполнения работ, с последующей разборкой;
- демонтаж (разборку) внутренних инженерных коммуникаций на объекте;
- демонтаж (разборку) наружных инженерных коммуникаций (до первого колодца);
- демонтаж крупногабаритного инженерного оборудования, находящегося на объекте;
- демонтаж годных строительных элементов для повторного использования, с перемещением или вывозом на промежуточный склад (указывает как правило заказчик);
- снос или поэлементная разборка надземной части, в зависимости от конструктивных элементов объекта, а также наличие иных существующих зданий (сооружений) в зоне производства работ, как правило данные сведения указаны в проекте организации демонтажа (ПОД);
- демонтаж (разборка) подземной части объекта или проведения иных мероприятий;
- уборка строительного мусора со строительной площадки (переноска на носилках или механизированная);
- погрузка строительного мусора в транспортные средства (механизированная и ручная);
- вывоз на полигон приема твёрдых бытовых отходов (ТБО) строительного мусора;
- компенсация затрат (приобретение талонов) на утилизацию строительного мусора;
- рекультивация земельного участка (вывоз отработанного и завоз нового грунта, посадка деревьев и кустарников).
! Нужно помнить: при подсчёте данных затрат необходимо учесть расчётом возвратные суммы или прибыль, которую подрядная организация выполняющие демонтажные работы получит, например от сдачи металлических конструкций в пункты их приёма (данные затраты указываются в расчётах со знаком «минус» ).
В случае необходимости освобождение площадки под застройку затраты по демонтажу (разборке, сносе) здания, дома или инженерных сетей учитываются в сводном сметном расчёте в первой главе «Подготовка территории строительства».
РУБРИКА «ВОПРОС - ОТВЕТ»
Расходы по утилизации строительного мусора на свалке - читать …
Вопрос:
Заказчик отказывается оплачивать расходы подрядной организации по утилизации строительного мусора на свалке. При этом он ссылается на стр. 18 книги И.Ю. Носенко «Сметное дело в строительстве» том 1, где размещен ответ на вопрос о том, в какую главу Сводного сметного расчета следует включать затраты за сдачу строительного мусора. В частности, в ответе сказано следующее:
«Затраты, связанные с уборкой строительного мусора при производстве работ по возведению новых конструктивных элементов, включая вывоз мусора и сдачу его на свалку, относятся к накладным расходам и включению в сметную документацию не подлежат».
Прав ли Заказчик?
Ответ:
Заказчик в данном вопросе не прав.
В пункте 11 «Расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок» раздела III «Расходы на организацию работ на строительных площадках» приложения 6 «Перечень статей затрат накладных расходов в строительстве» к «Методическим указаниям по определению величины накладных расходов в строительстве» МДС 81-33.2004 приведена информация о том, что накладными расходами учтены затраты: «— на оплату труда (с отчислениями на ЕСН от расходов на оплату труда) и другие расходы по уборке и очистке (с вывозкой мусора) территории строительства и прилегающей к ней уличной полосы, включая участки дорог и тротуаров, устройству дорожек, мостиков и другим работам, связанным с благоустройством территории строительных площадок;».
Затраты подрядной организации по утилизации мусора, вывозимого на свалку, нормативами накладных расходов не учтены и должны оплачиваться отдельно. По данному вопросу было разъяснение Госстроя России, приведенное ниже:
ПИСЬМО
Государственного комитета Российской Федерации
по строительству и жи-лищно-коммунальному комплексу (Госстрой России)
от 28 декабря 1999 г. № 10-466
Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве по поставленному вопросу разъясняет.
В соответствии с пунктом 10 «Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-1.99», принятых постановлением Госстроя России от 26.04.99 № 31, в сметной документации в составе накладных расходов предусмотрены затраты на уборку и очистку мусора территории строительства. Учет затрат по утилизации негодного грунта и мусора, вывозимого на свалку, действующими нормативными документами не предусмотрен.
Начальник Управления В.А. Степанов
Следует отметить, что сказанное выше относится к утилизации технологического мусора, образую-щегося при производстве строительно-монтажных работ при новом строительстве, к которому, например, относятся отходы кирпича и остатки раствора при производстве кирпичной кладки.
Если же речь будет идти о строительных отходах, образующихся при демонтаже зданий или их час-тей, то в сметной документации должны учитываться затраты по погрузке, разгрузке и транспортировке строительных отходов от демонтажа зданий. Кроме этих затрат в сметной документации должны учиты-ваться затраты на оплату услуг по размещению и утилизации отходов на полигонах по переработке отхо-дов («свалках»).
Если работы по демонтажу зданий являются подготовительным этапом для дальнейшего строитель-ства, то указанные затраты в сметной документации могут быть отражены в 1 главе сводного сметного расчета «Подготовка территории строительства» с отнесением работ по погрузке, разгрузке и транспорти-ровке к строительно-монтажным работам. Услуги по размещению и утилизации отходов на полигонах по переработке отходов относятся к прочим затратам и могут быть учтены в 1 или 9 главе сводного сметного расчета.
В письме Минрегиона от 03.05.2011 № 11086-ИП/08 рекомендуется учитывать затраты по размеще-нию и утилизации строительных отходов в 9 главе Сводного сметного расчета.
«Затраты на размещение и утилизацию (обезвреживание) строительного мусора, загрязненного грунта и отходов определяются сметным расчетом на основании данных раздела 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» проектной документации, а в случае необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства также описания решений по вызову, дезактивации и утилизации отходов и загрязненных грунтов, приводимого в разделе 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства», и справки (калькуляции) предприятия о стоимости размещения и утилизации строительного мусора и отходов. Затраты, связанные с оплатой указанных услуг определяются расчетами и учитываются в соответствии с п. 4.85 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 в главе 9 «Прочие работы и затраты» (гр. 7, 8) сводного сметного расчета стоимости строительства. Затраты по погрузке строительного мусора и материалов негодных для дальнейшего применения, образовавшихся в результате разборки зданий, конструкций и оборудования, в транспортное средство и его вывозке со строительной площадки к месту складирования или на свалку определяются по действующим тарифам и учитываются в локальных сметах».
(извлечение из письма Минрегиона от 03.05.2011 №11086-ИП/08)
Источник: Консультации и разъяснения №4 2016 (84).
Возврат стоимости материалов (металлолом) - читать …
Вопрос:
Прошу дать разъяснения, каким образом должен быть учтен возврат стоимости материалов в локальной смете от разборки металлоконструкций при реконструкции зданий и сооружений. А также правомерно ли требование заказчика о включении возвратных сумм в сметную документацию, если металлолом был утилизирован на полигоне с получением соответствующих справок, а не реализован?
Ответ:
В соответствии с п. 4.12 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 в случаях, когда согласно проектным решениям осуществляется разработка конструкций или снос зданий и сооружений, по конструкциям, материалам и изделиям, пригодным для повторного применения, за итогом локальных сметных расчетов (смет) справочно приводятся возвратные суммы (суммы, уменьшающие размеры выделяемых заказчиком капитальных вложений).
Эти суммы не исключаются из итога локальных смет и из объема выполняемых работ.
Они показываются отдельной строкой под названием "в том числе возвратные суммы" и определяются на основе приводимых также за итогом сметы номенклатуры и количества получаемых для последующего использования конструкций, материалов и изделий. Стоимость таких конструкций, материалов и изделий в составе возвратных сумм определяется по цене возможной реализации за вычетом расходов по приведению их в пригодное для использования состояние и доставке к месту складирования.
В случае невозможности использования или реализации материалов от разборки их стоимость в возвратных суммах не учитывается.
Судебные акты о сносе самовольно возведенных строений хотя и занимают незначительную долю в общем количестве исполнительных производств, находящихся на исполнении, однако с точки зрения общественной важности играют весьма существенную роль.
Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт
С.Ю. ГУСАКОВ,
начальник отдела организации исполнительного производства Управления ФССП России по Волгоградской области
Судебные акты о сносе самовольно возведенных строений хотя и занимают незначительную долю в общем количестве исполнительных производств, находящихся на исполнении, однако с точки зрения общественной важности играют весьма существенную роль.
Это обусловлено не только тем, что объект самовольного строительства представляет собой объект повышенной опасности, создающий угрозу жизни и здоровья граждан, но и тем, что в последние годы финансирование из федерального бюджета на организацию принудительного исполнения подобных судебных актов существенно снижено.
С точки зрения создания правовой определенности процедуры исполнения данных судебных актов в последнее время были приняты некоторые существенные шаги. Например, Федеральным законом от 28.12.2013 № 441-ФЗ изменена редакция ст. 107 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) именно в части детализации процедуры принудительного сноса самовольно возведенных строений.
В развитие положений Закона об исполнительном производстве письмом ФССП России от 31.03.2014 № 8 до территориальных органов доведены Методические рекомендации по исполнению судебных решений о сносе самовольно возведенных строений.
Однако названные документы предусматривают, что в случае неисполнения решения суда должником после применения мер административной ответственности вопрос о привлечении соответствующей специализированной организации для исполнения указанных требований за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) и указанием ФССП России от 31.01.2011 № 12/08-1872-ВМ.
Вместе с тем, как уже отмечалось, выделяемых из федерального бюджета денежных средств на финансирование указанных исполнительных действий явно недостаточно. В связи с этим особенную актуальность в практической деятельности приобретают методы, позволяющие обеспечить исполнение данных судебных актов без привлечения соответствующего бюджетного финансирования.
Возможные варианты практической реализации этих методов могут выглядеть следующим образом.
1. Исполнение требований исполнительного документа о сносе самовольно возведенного строения взыскателем самостоятельно или путем привлечения последним третьих лиц с последующим взысканием расходов по совершению исполнительных действий с должника.
1.1. Финансирование взыскателем расходов на совершение исполнительных действий. Возможность использования этого способа исполнения судебного акта следует из положений ч. 1 ст. 206 ГПК РФ и ст. 174 АПК РФ.
Данная форма также прямо предусмотрена ч. 8 ст. 107 Закона об исполнительном производстве, согласно которой в целях обеспечения принудительного сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель может предложить взыскателю произвести расходы на применение мер принудительного исполнения с последующим их возмещением за счет должника.
Однако в ходе практического применения указанной нормы возникает вопрос о способе реализации взыскателем своего права на финансирование данных расходов в части того, кто будет являться получателем средств: структурное подразделение территориального органа ФССП России, в котором ведется исполнительное производство, или непосредственно лицо, которое будет фактически осуществлять работы по сносу самовольно возведенного строения?
Принимая во внимание тот факт, что п. 3 Инструкции о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (утв. приказом Минюста России № 11, Минфина России № 15н от 25.01.2008) не предусматривает возможности учета средств, поступающих в качестве компенсации расходов по совершению исполнительных действий и применению мер принудительного исполнения, расчеты между взыскателем и лицом, привлеченным для осуществления демонтажа объекта, должны производится непосредственно, т. е. минуя Службу судебных приставов.
1.2. Непосредственное совершение взыскателем действий, направленных на снос самовольно возведенного строения. В судебной практике неоднократно возникали споры о законности участия взыскателя в качестве лица, непосредственно осуществляющего действия по исполнению судебного акта о сносе самовольного строения.
Практически во всех случаях подобные споры заканчивались признанием подобного способа исполнения решения суда правомерным.
Например, по одному из исполнительных производств о сносе самовольно возведенного строения должник обратился в суд с требованием о признании незаконным действий судебного пристава-исполнителя по привлечению взыскателя (ОАО «РЖД») в порядке, предусмотренном ч. 8 ст. 107 Закона об исполнительном производстве, в качестве специализированной организации, непосредственно осуществляющей действия по демонтажу строения. Свои требования должник мотивировал тем, что, поскольку ОАО «РЖД» выступает в качестве стороны спора, то указанное юридическое лицо не может выступать в качестве специализированной организации, выполняющей функции, предусмотренные ч. 8 ст. 107 Закона об исполнительном производстве.
Решением Красносельского районного суда г. Санкт-Петербурга от 10.05.2017 должнику в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 01.08.2017 № 33а16739/2017 по делу № 2а-2617/2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Принимая апеллляционное определение, суд разъяснил, что, поскольку должник по исполнительному производству добровольно решение суда об освобождении земельного участка не исполнил, при этом доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа в силу чрезвычайных обстоятельств судебному приставу не представил, судебный пристав-исполнитель законно и обоснованно произвел принудительное исполнение решения суда путем освобождения земельного участка от движимого имущества должника.
ОАО «РЖД» имеет техническую возможность выполнить демонтаж ограждения земельного участка и расположенной на нем подстанции, поэтому в данном случае является надлежащей специализированной организацией, обоснованно привлеченной судебным приставом-исполнителем к исполнению решения суда путем освобождения земельного участка от имущества должника.
С точки же зрения законодательной техники формулировка ч. 8 ст. 107 Закона об исполнительном производстве представляется не совсем удачной и на практике может вызывать неоднозначные выводы при толковании содержащегося в ней термина относительно субъекта, способного быть привлеченным для исполнения решения суда. Часть 8 ст. 107 Закона об исполнительном производстве предоставляет судебному приставу-исполнителю право привлечь для исполнения решения суда специализированную организацию. Термин «организация» по смыслу, придаваемому ему ч. 1 ст. 1 Закона об исполнительном производстве, п. 1 ст. 48 ГК РФ, обозначает не что иное как юридическое лицо.
Таким образом, если следовать букве закона, то для принудительного сноса строения в рамках исполнительного производства может быть привлечено только юридическое лицо. Фактически это означает невозможность привлечения в таковом качестве индивидуальных предпринимателей, в том числе и тех, которые имеют все необходимые разрешительные документы на осуществление подобного рода деятельности.
Представляется, что формулировка, использованная законодателем в ч. 8 ст. 107 Закона об исполнительном производстве, является неточной и предполагает возможность привлечения для исполнения решения суда не только юридических лиц, но и индивидуальных предпринимателей.
2. Исполнение требований исполнительного документа о сносе самовольно возведенного строения с предварительным взысканием с должника в судебном порядке расходов на совершение исполнительных действий по сносу этого самовольно возведенного строения с последующим использованием взысканных средств для исполнения решения суда.
Судебная практика реализации указанного способа действия немногочисленна и основана на применении следующего алгоритма действий:
Судебный пристав-исполнитель или взыскатель привлекает соответствующего специалиста, который проводит оценку стоимости работ по сносу самовольно возведенного строения;
На основании представленных документов об оценке стоимости указанных работ судебный пристав-исполнитель или взыскатель направляет в суд, выдавший исполнительный документ, заявление об изменении способа исполнения решения суда путем взыскания с должника денежных средств в размере сумм, необходимых для исполнения требований о сносе самовольно возведенного строения;
На основании определения об изменении способа исполнения решения о сносе самовольно возведенного строения суд выдает исполнительный лист о взыскании с должника в пользу взыскателя необходимых средств для организации соответствующих работ.
Например, на исполнении в Межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Волгоградской области находилось исполнительное производство об обязании юридического лица снести объект самовольного строительства.
Несмотря на принятые меры принудительного исполнения требования, содержащиеся в исполнительном документе, должником-организацией исполнены не были. В связи с этим судебный пристав-исполнитель на основании ст. 37 Закона об исполнительном производстве обратился в суд, выдавший исполнительный документ с заявлением об изменении способа исполнения решения суда.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.11.2017 по делу № А12-26231/2012 заявленные требования удовлетворены; способ исполнения судебного акта изменен путем взыскания с должника-организации денежных средств в размере 227 987,80 руб., необходимых для исполнения требований о сносе самовольно возведенного строения.
Удовлетворяя указанные требования, суд подчеркнул, что изменение способа исполнения судебного акта обусловлено невозможностью его самостоятельного исполнения ответчиком, а избрание нового способа исполнения соответствует цели восстановления нарушенных прав. Поскольку в ст. 324 АПК РФ в качестве основания для изменения способа исполнения судебного акта указано наличие обстоятельств, затрудняющих его исполнение, то сам факт длящегося неисполнения должником решения суда о сносе самовольно возведенного строения является основанием для изменения способа исполнения судебного акта.
По аналогичным основаниям определением Арбитражного суда Красноярского края от 18.08.2015 по делу № А33-7596/2014 удовлетворены заявленные взыскателем требования об изменении способа исполнения решения суда о сносе самовольно возведенного строения.
3. Привлечение для принудительного сноса самовольно возведенного строения специализированной организации на безвозмездной основе (без финансирования исполнительных действий из федерального бюджета) с последующим взысканием произведенных расходов с должника в пользу специализированной организации.
Практическая реализация подобного механизма принудительного исполнения судебного акта может осуществляться следующими способами.
3.1. Обращение в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения судебного акта о сносе самовольного строения путем допущения третьей организации в качестве участника исполнительного производства. Например, на исполнении у судебного пристава-исполнителя Лазаревского районного отдела судебных приставов г. Сочи УФССП России по Краснодарскому краю находилось исполнительное производство о сносе самовольного строения.
В связи с длительным неисполнение требований исполнительного документа должником судебный пристав - исполнитель обратился в суд с заявлением об изменении способа исполнения данного решения суда.
Определением Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 17.10.2017 по делу № 2-131/2016 заявленные требования были удовлетворены. Суд изменил способ и порядок исполнения первоначального решения суда о сносе самовольно возведенного строения, разрешив третьему лицу, не являющемуся стороной исполнительного производства, осуществить демонтаж самовольного строения с последующим взысканием расходов по совершению исполнительных действий с должника.
Подобный порядок действий является вполне применимым, однако такая практика представляется неоднозначной, поскольку фактически суд своим определением санкционирует участие специализированной организации в качестве лица, содействующего исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (п. 3 ст. 48 Закона об исполнительном производстве).
Вместе с тем анализ взаимосвязанных положений ч. 8 ст. 107, ст. 61, п. 3 ст. 48 Закона об исполнительном производстве показывает, что привлечение специализированной организации для участия в исполнительных действиях (мерах принудительного исполнения) не нуждается в судебном санкционировании и входит в исключительную компетенцию судебного пристава-исполнителя.
Возможность последующего взыскания расходов по совершению исполнительных действий, понесенных привлеченной к принудительному исполнению организацией, предусмотрено нормами ст. 117 Закона об исполнительном производстве; в соответствие с этими нормами возмещение расходов лицу, которое их понесло, производится на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом или его заместителем.
3.2. Заключение со специализированной организацией безвозмездного (не предусматривающего оплату работы за счет бюджетных средств) договора на выполнение работ по сносу самовольного строения с последующим взысканием подтвержденных организацией расходов с должника.
Механизм реализации подобного способа исполнения решения суда выглядит следующим образом.
Территориальный органа ФССП России размещает в региональных средствах массовой информации и (или) на своем интернет-сайте объявление о готовности привлечь специализированную организацию для участия в исполнении судебных решений о сносе самовольных строений на безвозмездной основе. В объявленной информации особо оговаривается, что привлечение организации к участию в исполнительных действиях не предполагает оплату работ из средств федерального бюджета. С организацией, изъявившей желание на участие в исполнительных действиях и имеющей необходимую разрешительную документацию на осуществление указанного вида деятельности, территориальным органом ФССП России заключается договор на выполнение работ по сносу самовольного строения.
В заключаемом договоре в обязательном порядке следует отразить:
Дословное содержание резолютивной части исполнительного листа, на основании которого происходит принудительный снос самовольного строения;
Условие о том, что договор является безвозмездным (п. 2 ст. 423 ГК РФ) и не предусматривает оплату работ из бюджета, однако не исключает возможности взыскания понесенных расходов с должника в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
Условие о том, что на организацию возлагаются обязанности не только по осуществлению сноса объекта самовольного строительства, но и по уборке (утилизации) строительного мусора, оставшегося после завершения работ. Конкретный способ сноса объекта и способ уборки строительного мусора, оставшегося после выполнения работ, определяются специализированной организацией самостоятельно исходя из технических, технологических и иных условий выполнения работ;
Сроки начала и завершения работ по сносу самовольного строения.
Следует обратить внимание, что законность заключения подобного договора, а также содержание его условий были предметом контроля со стороны органов судебной власти.
Так, должник по исполнительному документу о сносе самовольно возведенного строения обратился в суд с иском к УФССП России по Волгоградской области о признании недействительным договора на выполнение работ по сносу самовольно возведенного строения, заключенного 12.12.2016.
В обоснование заявленных требований должник указал на то, что данный договор носит «притворный» характер, так как заключен на безвозмездной основе, однако в нем присутствует условие о возможном взыскании с него расходов по совершению исполнительных действий; он также указал, что договор заключен с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности, и противоречит Закону № 44-ФЗ.
Решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 02.05.2017 по делу № 2-1247/2017 в удовлетворении заявленных требований должнику отказано.
По доводу должника о том, что его права нарушены тем, что с него, возможно, будут взысканы расходы, связанные с демонтажем здания самовольной постройки в пользу специализированной организации суд указал, что расходы по совершению исполнительных действий возмещаются лицам, понесшим указанные расходы, за счет должника в силу ч. 1 ст. 117 Закона об исполнительном производстве.
Доводы должника о том, что договор заключен с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности, и противоречит Закону № 44-ФЗ, судом также были отклонены и указано, что положения данного нормативного правового акта распространяются на отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд за счет средств соответствующих бюджетов. В рассматриваемом случае договор заключен на безвозмездной основе, оплата услуг специализированной организации за счет средств бюджета не производится, в связи с чем положения Закона № 44-ФЗ на эти правоотношения не распространяются.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 09.08.2017 по делу № 33-13543/2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Дальнейший алгоритм действий заключается в том, что на основании заключенного договора, а также положений статей 61, 107 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель выносит постановление о привлечении указанной организации для участия в исполнительных действиях. С этого момента организация приобретает статус специалиста со всеми вытекающими правовыми последствиями.
Предложенные первые три варианта организации работы по сносу самовольно возведенного строения предполагают необходимость взыскания в рамках исполнительного производства понесенных расходов по совершению исполнительных действий. В этой связи возникает необходимость обеспечения взыскания указанных расходов путем наложения ареста (запрета) на имущество должника.
В законодательстве об исполнительном производстве, а также в Методических рекомендациях по исполнению судебных решений о сносе самовольно возведенных строений (утв. Директором ФССП России 31.03.2014) не урегулирован вопрос о возможности применения обеспечительных (ограничительных) мер в отношении имущества должника на той стадии исполнительного производства, когда еще не вынесено постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий (т. е. в рамках требований неимущественного характера).
Однако указанный вопрос разрешен в правоприменительной практике.
Так, в рамках исполнительного производства о сносе самовольно возведенного строения должником не были исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе, однако при этом он регулярно в добровольном порядке оплачивал все налагаемые на него имущественные санкции в виде исполнительского сбора и административных штрафов по ст. 17.15 КоАП РФ. В этой связи судебный пристав-исполнитель 17.10.2016 в рамках указанного исполнительного производства вынес постановление о запрете на отчуждение принадлежащего должнику земельного участка, расположенного вне места нахождения объекта, подлежащего сносу.
Решением Красноармейского районного суда г. Волгограда от 19.12.2016 по делу № 2а-5228/2016 указанное постановление судебного пристава-исполнителя признано незаконным.
Как следует из мотивировочной части данного судебного акта, суд пришел к выводу о незаконности постановления судебного пристава-исполнителя в связи с тем, что земельный участок, в отношении которого установлен запрет, не является предметом исполнительного производства.
Указанное решение обжаловано судебным приставом-исполнителем в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 20.04.2017 по делу № 33а-6516/2017 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований должнику отказано.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции отметил, что из оспариваемого постановления следует, что оно вынесено в целях обеспечения исполнения решения суда, арест выражен в запрете на совершение регистрационных действий. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что арест является гарантией обеспечения прав и законных интересов взыскателя и не может рассматриваться как нарушающий права и законные интересы должника.
4. Исполнение требований исполнительного документа о сносе самовольно возведенного строения путем организации работы по принудительному сносу этого строения органами местного самоуправления самостоятельно, своими силами и средствами.
Известно, что в большинстве случаев взыскателями по исполнительным документам являются органы местного самоуправления либо органы прокуратуры, обратившиеся в суд в защиту интересов муниципального образования в порядке ст. 45 ГПК РФ.
В отличие от Федеральной службы судебных приставов, которая не имеет в распоряжении специальной техники, необходимой для непосредственного выполнения работ по демонтажу, а также штата сотрудников, способных осуществлять работы на такой технике, органы местного самоуправления в силу широкого круга вверенных им полномочий имеют соответствующие ресурсы.
Как правило, органы местного самоуправления являются учредителями различных муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, в функции которых входит, в том числе, осуществление работ, тесно связанных как со строительством, так и с демонтажем зданий, строений, сооружений.
В ряде муниципальных образований специально принимаются муниципальные нормативные правовые акты, определяющие порядок осуществления демонтажа объектов самовольного строительства в административном порядке.
Например, постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 № 764 утверждены Порядок демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, а также Положение о комиссиях по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда.
Указанный документ регламентирует деятельность администрации Волгограда, ее структурных подразделений, организаций и учреждений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем самовольно установленных нестационарных объектов, для установки которых не требуется разрешение на строительство, размещенных на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и расположенных внутри объектов, находящихся в муниципальной собственности.
При этом решения о демонтаже объектов на территории Волгограда принимают комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, создаваемые в администрациях соответствующих районов Волгограда, без обращения в органы судебной власти.
Внесудебный порядок сноса объектов самовольного строительства был предметом проверки как со стороны органов прокуратуры, так и со стороны органов судебной власти.
Так, заместитель прокурора Волгоградской области обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации Волгограда о признании недействующим постановления администрации Волгограда от 12.04.2013 № 764 как не соответствующего ст. 35 Конституции РФ, статьям 11, 209 ГК РФ, ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В обоснование заявленных требований прокуратура указала, что, поскольку гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, оспариваемый нормативный правовой акт принят с превышением компетенции органов местного самоуправления, нарушает права собственников нестационарных объектов движимого имущества и конституционные гарантии защиты права частной собственности в Российской Федерации.
Вместе с тем решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.09.2013 по делу № А12-14507/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.11.2013 по делу № А12-14507/2013 указанное решение оставлено без изменения.
В целом подобная позиция органов судебной власти представляется не только правильной, но и соответствующей фактическому положению дел, связанному с техническими возможностями осуществления действий по демонтажу объектов самовольного строительства.
В развитие подобной инициативы отдельных органов местного самоуправления, с учетом имеющихся у них ресурсов и возможностей, о которых было сказано выше, представляется более правильным вообще вывести из ведения ФССП России необходимость принудительного исполнения судебных актов о сносе самовольно возведенных строений, расположенных на муниципальных землях. Органы местного самоуправления являются вполне самодостаточными публично-правовыми образованиями не только с точки зрения наличия соответствующих властных (административных и распорядительных) полномочий, но и с точки зрения обладания техническими и людскими ресурсами, необходимыми для исполнения требования о сносе самовольно возведенных строений.
Библиография
1 Согласно данным ведомственной статистической отчетности ФССП России по форме № 1-1 «Основные показатели работы судебных приставов-исполнителей ФССП России» за 2017 год доля исполнительных производств о сносе самовольно возведенных строений в общем количестве исполнительных производств, находившихся на исполнении, составила 0,02%.
2 Следует напомнить, что членами саморегулируемой организации в строительной области могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели (ч. 1 ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ). При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие все необходимые документы, пользуются равными правами.
3 См. главу 3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Обзор документа
Определен порядок исполнения судебных актов о сносе самовольно возведенных строений. Он распространяется как на объекты капитального строительства, так и на временные постройки (гаражи, киоски, рекламные щиты и др.).
Исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. К делу приобщается план-схема земельного участка с указанием входов и въездов на него. Прилагаются фотографии объекта, подлежащего сносу. Судебный пристав-исполнитель принимает меры, направленные на запрет совершения регистрационных действий как в отношении подлежащего сносу строения, так и земельного участка, на котором он расположен.
Должнику отводится срок, в течение которого он добровольно может исполнить требования о сносе объекта. В случае их неисполнения выносится постановление о взыскании исполнительского сбора, устанавливается новый срок, по истечении которого будет произведено принудительное исполнение. Если должник не исполнил требования без уважительных причин во вновь установленный срок, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении.
По итогам сноса составляется акт. Он подписывается лицами, присутствовавшими при этом.
Расходы по сносу, а также по хранению арестованного имущества подлежат возмещению за счет должника.
Установлен порядок действий судебного пристава-исполнителя, если подлежащий сносу объект эксплуатируется, в нем постоянно проживают граждане или там обнаружены посторонние лица и домашние животные.
Снос или перенос незаконной постройки соседа - вопрос не простой, вот почему важно получить советы нашего адвоката.
Основания для сноса самовольной постройки
Иск о сносе построек по меже участков к соседу. Безусловно, постройка соседа или иных лиц на вашем земельном участки является нарушением Ваших прав. Однако не все иски о сносе самовольной постройки предъявляются соседями. Такой иск может быть предъявлен администрацией муниципального образования к вашей постройке. Рассмотрим основания для подачи иска о сносе, как к соседу, так и предъявления его к Вам третьими лицами или государственными органами:
- Строительство без согласования с соседом . Вы можете подать иск о сносе самовольной постройки, нарушающей права соседей. По закону строительство капитальных строений по меже участков запрещено без получения соответствующего согласия владельцев соседних участков. Споры возникают, если собственник одного из участков меняется, а у соседей идет строительство. Новый владелец может подать иск о сносе, мотивируя это тем, что он не давал на это разрешение. Если ответчик предоставит официальное разрешение предыдущего владельца, этого будет достаточно, чтобы доказать правомерность своих действий.
- Строительство без разрешения . Снос гаража на границе с соседним земельным участком возможен, если его ворота перекрывают участок соседа, а выезд автомобиля осуществляется на чужую территорию. Еще одно основание для сноса - отсутствие официального разрешения от властей на постройку. Если гаража нет на плане участка, в кадастровом и техническом паспорте, то суд может обязать владельца участка снести самовольную постройку. Легализовать постройку будет проблематично и дорого, но часто нарушители закона идут на это.
- Нарушение санитарных норм и правил . Вы можете подать иск о переносе туалета, который расположен на улице у границы участков, мотивируя это тем, что биологические отходы загрязняют почву, а неприятные запахи негативно влияют на качество жизни.
- Самовольное строительство . Отсутствие соответствующей документации легализирующей право возведения объекта. Указанные обстоятельства являются основанием для предъявления к Вам искового заявления о сносе. В такой ситуации единственным оптимальным решением Вашей проблемы будет предъявление встречного иска о признании права собственности на самовольно возведенный объект.
- Нарушение границ собственного участка . Возведение Вами постройки за пределами границ вашего земельного участка. В данном случае в качестве рекомендации советуем вам произвести кадастровые работы по выносу границ в натуре. Определив границы своего участка с точностью, Вы исключите возможность постройки, например, на землях общего пользования, которые отнесены к администрации.
- Нарушение правил землепользования и застройки . Сегодня часто встречаются ситуации, когда люди возводят объекты на территориях, которые на то не предусмотрены. Ну, например, ИЖС на землях огородничества. В данном случае защита ваших прав также возможна лишь в судебном порядке.
- Отсутствие у лица права пользования земельным участком . Такая ситуация может сложиться в случае прекращения срока действия договора аренды или изначального самовольного захвата земли. Для урегулирования сложившейся ситуации Вам необходимо обратиться к собственнику земельного участка, по вопросу , пожаловаться в контролирующие органы или составить иск в суд - все это можно сделать в т.ч. с нашей помощью.
Отсутствие вообще каких-либо правопритязаций к земельному участку, на котором производится строительство. Иными словами - пользование земельным участком без законных на то оснований, а сам участок не принадлежит Вам не на одном виде прав (собственности, иное возмездное/безвозмездное пользования). В такой ситуации законодатель предусмотрел возможность защиты нарушенных прав посредством (что можно изучить по ссылке на возможность применения данных положений закона).
ВНИМАНИЕ : как выиграть судебные споры по земельным участкам между соседями и иными лицами - смотрите видео. Подпишитесь на YouTube канал и бесплатная консультация по земельным вопросам в комментариях ролика пройдет профессионально и в срок.
Порядок сноса самовольной постройки по решению суда
Спорные вопросы с соседями и иными собственниками смежных земель, можно решить, не прибегая к обращениям в суд, но иногда добиться мирного решения проблемы невозможно. В суде нужно быть последовательными и предъявить реальные доказательства самовольного захвата земли или нарушения прав соседей.
Если все же Вам не удалось договорится в досудебном порядке по организацию и проведению будущей и/или идущей застройки Вашим соседом, защитить свои права мы можете лишь в суде. Судебное производство будет включать в себя следующие этапы:
Досудебное урегулирование спора и подготовка к суду
Досудебная подготовка. Данный этап будет включать в себя подготовку непосредственно самого искового заявления, а также сбор доказательств. В рамках указанного спора, Вам как лицу чьи права нарушены необходимо будет доказать следующие обстоятельства в зависимости от основания иска:
- возведение ответчиком объекта на территории вашего земельного участка полностью или частично;
- нарушение соседом строительных норм и правил в части нормативных отступов от смежной границы, и/или от Вашего капитального строения;
- возведение соседом постройки, которая может создавать угрозу Вам или иным лицам;
- подача официального искового заявления о сносе забора или переносе иной постройки;
Суд по переносу (сносу) туалета, сарая или иной постройки
Судебное разбирательство. В ходе проведения данной стадии судье необходимо будет установить факт нарушения Ваших прав. Вы в свою очередь обязаны предоставлять доказательства в обоснование Ваших требований и заявлений. В качестве таких доказательств Вы можете представить:
Заключение кадастрового инженера. В заключении специалист должен указать на возведение объекта на границы (в границах) Вашего участка.
Строительно-техническое заключение. В указанном заключение специалист определит не нарушены ли нормы при возведении объекта в части застройки объекта. Более того эксперту надлежит определить соответствует ли объект строительному проекту, взведен в соответствии с требованиями строительных норм и права.
Исполнение решения суда о сносе или переносе постройки
Вынесение решение суда и его исполнение. В случае вынесения решения суда в Вашу пользу, вашему оппоненту все же предстоит нести или перенести подстроку. Сделать это лучше всего добровольно. На случай уклонения ответчиком от исполнения судебного акта Вы может обратиться с заявлением о выдаче исполнительного листа и предъявления его в компетентный орган. Судебный пристав с привлечением сторонних организаций исполнит решение суда, а расходы, связанные с его исполнением возложит на нарушителя.
Иногда ход событий приобретает совсем иной поворот и органы государственной власти ставят вопрос о прекращении права собственности в отношении вашего объекта недвижимости - строения и земельного участка под ним. Такой момент урегулирован на законодательном уровне и называется он . Как правило, споры, возникающие на фоне такой проблемы, вытекают из определения стоимости имущества, которое подлежит изъятию. Оценки, предоставленные государственными органами, не всегда являются объективными. Урегулировать такой спор может только суд.
Шансы на успех значительно повышаются, если вы пользуетесь услугами нашего адвоката. Обращайтесь к тем экспертам, которые специализируются на подобных делах. Они самостоятельно заполнят исковое заявление о демонтаже забора, точно расскажут, как вам нужно действовать, реально оценят вероятность позитивного исхода мероприятий и расскажут о том, как проходит процедура (подробнее по данной теме по ссылке).
Неисполнение решения суда о сносе самовольной постройки
Согласно вступившим в законную силу изменениям в гражданское законодательство от 04.08.2018 г. сроки сноса самовольной постройки составляют от 3-х до 12 месяцев в зависимости от характера объекта. Что же делать, если ответчик в течение установленного судом времени так и не снес постройку?
В этом случае начинает работать механизм принудительного исполнения, которым занимается Федеральная служба судебных приставов. Воспользовавшись услугами эксперта, постоянно взаимодействующим с данными структурами, вы значительно повышаете свои шансы на положительный исход дела:
- После того, как исполнительный лист получен судебным приставом, ситуация будет разворачиваться следующим образом: поскольку срок, установленный для добровольного исполнения, истек, судебный пристав-исполнитель устанавливает должнику новый срок для исполнения для сноса самостроя.
- Если же должник и в этом случае не исполняет требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин, судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении . При этом важно понимать, что применение к должнику мер, влекущих для него неблагоприятные последствия, не всегда может привести к нужному результату. Часто должники по таким категориям дел стремятся уклониться от исполнения обязанности о сносе самовольной постройки.
- В случае если после всех предпринятых действий судебным приставом-исполнителем так и не произошло сноса постройки, судебный пристав вправе самостоятельно произвести снос
незаконного строения. Действия по сносу самовольной постройки при этом будут осуществляться за счет бюджетных средств с последующим их взысканием с должника. Стоит только при этом учитывать, что данная процедура не осуществляется быстро и на практике является достаточно сложной. Поскольку необходимо согласовать выделение денежных средств с управлением ФССП РФ в субъекте. Помимо этого, снос незаконной постройки зачастую предполагает вложение значительных сумм денег, организацию конкурса на проведение работ и много других сопутствующих действий в сочетании со значительной занятостью самих судебных приставов-исполнителей - все это позволяет сделать вывод о том,
что процедура сноса самовольной постройки может растянуться на весьма длительное время.
И здесь очень важно осуществление контроля со стороны специалиста, который может проанализировать работу судебного пристава на предмет законности действий и своевременно устранить ошибки и недочеты в его работе.
Отсрочка исполнения решения суда о сносе
Гражданское законодательство наделяет должника, взыскателя, а также судебного пристава-исполнителя правом поставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения решения суда при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления. Как правило, по делу о сносе самовольной постройки, чаще всего заявителем выступает должник, который по каким-то причинам не может исполнить решение суда в срок.
ЗАКОН : согласно статье 203 ГК РФ суд вправе предоставить отсрочку должнику исходя из его имущественного положения или других обстоятельств.
Предоставление отсрочки исполнения решения суда напрямую затрагивает интересы взыскателя и отдаляет защиту его прав. Поэтому основания ее предоставления должны носить исключительный характер. Заявителем должны быть предоставлены доказательства наличия обстоятельств, которые существенно препятствуют исполнению судебного решения. В свою очередь, взыскателем может быть представлены суду возражения на заявление об отсрочке исполнения решения суда о сносе самовольной постройки. Затем суд, оценив доводы обеих сторон, приходит к следующим выводам: являются ли причины предоставления отсрочки уважительными и обоснованными, отвечает ли предоставление отсрочки критериям справедливости и не затрагивает ли сущность конституционных прав участников исполнительного производства. В случае если суд устанавливает факт наличия оснований для предоставления отсрочки, выносится определение с указанием срока предоставления отсрочки.
Таким образом, процедура сноса самовольной постройки достаточно непростая и сложности могут возникнуть на любом этапе. Именно поэтому, прибегая к помощи профессионалов, можно значительно облегчить разрешение данного вопроса и с уверенностью утверждать, что вы использовали все возможности для достижений нужной цели.
Помощь адвоката по самовольным постройкам
При самовольном захвате земельного участка лицом, не имеющим законных прав, реальные владельцы недвижимости могут подать исковое заявление о переносе забора или другого капитального строения. Подобные вопросы желательно решить полюбовно, но если мирный исход нереален, стоит обратиться в суд. Обязательно получите услуги наших юристов, которые расскажут, как действовать в определенной ситуации.
Следуя нашим рекомендациям, Вы можете миновать прохождения судебных инстанций и осуществить строительство без дополнительных обременений в виде судебных тяжб. На случай если спор возник между долевыми собственниками участка, Вы можете урегулировать его путем подготовки . Если такое соглашение не удается достичь долевым собственникам объекта, единственным его решением является , в чем вам может помочь наш адвокат уже сегодня.
P.S. : если у Вас проблема - позвоните нашему адвокату и мы постараемся решить Ваш вопрос: профессионально, на выгодных условиях и в срок
Наше новое предложение — бесплатная консультация юриста через заявку на сайте.
Мотивированное
решение
изготовлено 17.08.2015
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13.08.2015 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Торичной М. В., с участием представителя заявителя З. Я. , заинтересованного лица Д., при секретаре Т. , рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1272/2015 по заявлению З. о признании бездействия судебного пристава-исполнителя Сысертского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области незаконным,
УСТАНОВИЛ:
З. обратился в суд с заявлением о признании бездействия судебного пристава-исполнителя Сысертского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области незаконным, указав, что судебным приставом исполнителем Сысертского районного отдела судебных приставов УФССП по Свердловской области Б., на основании исполнительного листа по делу №40817810604900317040, выданного Сысертским районным судом, ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №40817810604900317040 об устранении препятствий в пользовании земельным участком, расположенным по адресу: отношении Д. (далее по тексту -«Должник») в пользу З. (далее по тексту - «Заявитель»).
На момент подачи жалобы, исполнение в рамках данного производства так и не было совершено, препятствия в пользовании земельным участком путем сноса самовольной постройки пристроя к магазину «» «Должником» не устранены. Судебный пристав-исполнитель не предоставляет «Заявителю» информацию о ходе мероприятий, проводимых в рамках исполнительного производства.
С момента возбуждения исполнительного производства прошло уже три года, однако исполнение до сих пор не осуществлено.
В случае длительного неисполнения должником судебного решения судебному приставу-исполнителю рекомендуется пересматривать в сторону уменьшения срок исполнения требований исполнительного документа и более активно применять к должнику меры административного воздействия.
Согласно пункту 3.8. указанного Письма, в случае если должником по исполнительному производству является гражданин, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
Согласно пункту 3.9. указанного Письма судебный пристав-исполнитель применяет все меры, направленные на исполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в соответствии со ст. (ред. от 02.12.2019) > "> (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) > Глава 13. Исполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах > Статья 105. Общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий)" target="_blank">105 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно пункту 3.10 указанного Письма, в целях принудительного сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель вправе привлечь соответствующую специализированную организацию в соответствии с положениями ФЗ «Об исполнительном производстве».
В случае необходимости организации дальнейшего исполнения за счет средств федерального бюджета судебный пристав-исполнитель информирует об этом старшего судебного пристава, который после проверки материалов исполнительного производства и установления факта применения в полном объеме мер принудительного характера в соответствии с положениями ст. 105 Закона обращается с докладной запиской на имя руководителя соответствующего территориального органа, в которой излагает суть требований исполнительного документа неимущественного характера, а также в хронологическом порядке описывает действия, предпринятые для исполнения требований исполнительного документа.
Привлечение соответствующей специализированной организации для исполнения указанных требований за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и указанием ФССП России от 31.01.2011 N 12/08-1872-ВМ.
В соответствии с пунктом 4.5. Письма, принудительное исполнение требования о сносе самовольно возведенного строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций, производится с участием понятых (в необходимых случаях - при содействии сотрудников органов внутренних дел) с составлением соответствующего акта о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций и описи имущества в соответствии с положениями ст. 107 Закона.
Таким образом, так как принятые в рамках исполнительного производства меры неэффективны и не привели к самостоятельному сносу строения должником, судебный пристав-исполнитель должен был привлечь специализированную организацию для осуществления принудительного сноса самовольной постройки.
Следует отметить, что принудительное исполнение исполнительного документа «Заявителем» самостоятельно с последующим взысканием расходов с «Должника» может быть осуществлено только в том случае, если взыскатель примет такое решение, на основании сведений, полученных в рамках исполнительного производства, свидетельствующих о материальном положении «Должника», которое обеспечит в дальнейшем взыскание с него расходов на произведённый снос самовольной постройки (пункт 4.1. указанного Письма).
В нашем случае «Заявитель» не принимал решение о самостоятельном сносе самовольной постройки с последующим отнесением расходов на «Должника», значит, судебный пристав-исполнитель должен осуществлять мероприятия в рамках исполнительного производства, направленные на исполнение «Должником» исполнительного документа и устранения препятствий пользования земельным участком вплоть до его исполнения.
Кроме того, «Заявитель» предполагает, что продолжается использование объекта, подлежащего сносу.
Согласно пункту 6.1. указанного Письма, в случае установления факта эксплуатации подлежащего сносу объекта капитального строительства, судебный пристав-исполнитель составляет акт о совершении исполнительных действий, в котором указывает данные обстоятельства, а также вручает лицам, осуществляющим эксплуатацию подлежащего сносу объекта, требования о прекращении указанных действий.
В случае повторного установления факта эксплуатации подлежащего сносу объекта этими же лицами судебный пристав-исполнитель принимает меры по привлечению их к административной ответственности в соответствии со ст. . КоАП РФ.
Таким образом, «Заявитель» полагает, что судебный пристав-исполнитель не совершал необходимых действий, направленных на исполнение исполнительного документа, а именно сноса самовольно возведенного пристрой, создающего препятствия пользования земельным участком, расположенным по адресу: №40817810604900317040 в течении трех лет с момента возбуждения исполнительного производства.
Просил признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Сысертского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области по исполнительному производству №40817810604900317040 возбужденному «29» августа 2012 года; обязать Сысертский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области предоставить полный отчет о мероприятиях, проведенных в ходе исполнительного производства.
Заявитель З. в судебное заседание не явился. Направил в суд своего представителя.
В судебном заседании представитель заявителя З. Я. заявленные требования подержала в полном объеме, дополнительно суду пояснила, что решение до настоящего времени не исполнено, что нарушает права истца.
Заинтересованное лицо Д. в судебном заседании возражал против заявленных требований, пояснил, что приставом сделано много действий, просто было вынесено неисполнимое решение. Приставы многократно выезжали на участок и убедились в том, что технически решение не исполнить.
Предоставил в суд отзыв, указав, что у судебных исполнителей существуют объективные причины, которые препятствуют исполнению решения Сысертского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ г.
Одна часть причин организационно-техническая. Конструкция здания не позволяет снести его часть на расстояние в 1 метр от границы земельного участка, как то требует судебное решение. Демонтаж несущей стены станет причиной разрушения всего здания. В городе такое действо будет равно террористическому акту. Кроме прочих опасностей, существует реальная вероятность разрушения объектов инфраструктуры, находящихся в непосредственной близости от здания. Это ЛЭП, газопровод, линии связи. Среди линий связи есть одна, федерального значения, которую курирует ФСБ.
Провоцируя приставов-исполнителей к действию, З. толкает их на совершение большой беды. Заявляя о необходимости привлечения специализированной организации, он, по незнанию либо осознано, создает картину простоты исполнения судебного решения. Не существует такого рода специализированных организаций. Необходимо участие нескольких организаций. Проектной, в том числе. Никак не обозначена роль властей города, где З. намерен совершить разрушительный процесс.
Другая причина правовая. В судебном решении указано снести часть самовольной постройки, определенное пристроем. Мое здание не может определяться самовольной постройкой. При его строительстве был соблюден законный порядок. Правила регистрации, также, соблюдены. Это подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на указанное здание, выданное заинтересованному лицу Росреестром на основании документов, заверяющих соблюдение законного порядка.
Указывает, что в здании нет конструкций, которые можно определить пристроем. конструкционно, здание представляет собой целостное двухуровневое строение.
Все обозначенное известно З. Он признает невозможность исполнения судебного решения. Его неоднократные заявления о том, в том числе в Сысертском районном суде, являются подтверждающими фактами.
Претензии З. к приставам-исполнителям безосновательны. Нельзя определять бездействиями неисполнение невозможного. Невозможного, в рамках права и технического потенциала. Порядок исполнения судебного производства соблюден строго в соответствии с законом.
В судебное заседание судебный пристав – исполнитель не явился. Причина неявки не известна. О времени и месте слушания дела были извещены должным образом.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, и на основании ст. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения представителя заявителя, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей.
Часть 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает право гражданина, организации оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии со ст. 122 ФЗ "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействия).
Аналогичные положения содержатся в ч. 2 ст. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.
На основании исполнительного листа №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Сысертским районным судом, судебным приставом-исполнителем Б. возбуждено исполнительное производство №40817810604900317040 в отношении должника Д. в пользу взыскателя З. , предмет исполнения: устранить препятствие в пользовании земельным участком №40817810604900317040 по в, что подтверждается постановлением о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.14 Федерального Закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Из представленных суду материалов исполнительного производства видно, что до настоящего времени требования исполнительного документа исполнены не были.
В ходе исполнительного производства были проведены следующие исполнительские действия: в адрес Д. направлялись требования об исполнении решения суда и предоставить судебному приставу-исполнителю подтверждающие документы: ДД.ММ.ГГГГ
Актом совершения исполнительских действий от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что решение суда должником Д. не исполнено.
В связи с тем, что решение суда должником Д. не исполнено З. было предложено найти специализированную организацию и осуществить снос самовольной постройки «» на расстоянии не менее 1 метра от границы земельных участков №40817810604900317040 и №40817810604900317040 по в и освободить от указанной постройки земельный участок №40817810604900317040 по ул.к., кадастровый номер №40817810604900317040, привести данный участок в первоначальное состояние. Данные расходы будут взысканы с Д.
ДД.ММ.ГГГГ Д. вновь было выставлено требование об исполнении решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ на основании акта совершения исполнительских действий установлено, что решение суда Д. не исполнено. ДД.ММ.ГГГГ взыскателю З. вновь было предложено исполнить решение суда, с отнесением расходов по исполнению на должника Д.
ДД.ММ.ГГГГ Д. вновь были выставлены требования об исполнении решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ с Д. был взыскан исполнительский сбор в размере
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель обращался в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства в связи с вновь открывшимися обстоятельствами (предоставлением свидетельства о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, а именно земельный участок, расположенный по адресу: , кадастровый номер №40817810604900317040.
Определением Сысертского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя отдела УФССП по К. о прекращении исполнительного производства № №40817810604900317040 возбужденного ДД.ММ.ГГГГ отказано.
Апелляционным определением Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ определение Сысертского районного суда оставлено без изменения, частная жалоба Д. – без удовлетворения.
Также в материалах исполнительного производства находится жалоба З. в Управление Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области на действия судебного пристава-исполнителя. Однако процессуального решения по данной жалобе материалы исполнительного производства не содержат.
Иных документов, подтверждающих выполнение судебным приставом-исполнителем действий, направленных на исполнение решения суда материалы исполнительного производства не содержат.
Таким образом, судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ года, то есть на протяжении белее года судебным приставом-исполнителем вообще не совершалось действий, направленных на исполнение решения суда.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принудительное исполнение судебных актов возлагается на соответствующие службы судебных приставов, непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей (статья 5 Федерального закона N 229-ФЗ).
Согласно статьям 12, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со ст. 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
В силу части 2 статьи 68 указанного Закона меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Так, статьей 107 Федерального закона N 229-ФЗ определены особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об освобождении земельного участка, о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций.
Согласно части 8 указанной статьи в целях принудительного освобождения земельного участка или сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель вправе привлечь соответствующую специализированную организацию.
В соответствии с частью 9 статьи 107 Федерального закона N 229-ФЗ в целях обеспечения принудительного выселения и освобождения нежилого помещения, земельного участка или сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель может предложить взыскателю произвести расходы на применение мер принудительного исполнения с последующим их возмещением за счет должника.
Кроме того, ФССП РФ от 31 марта 2014 года были разработаны и утверждены "Методические рекомендации по исполнению судебных актов о сносе самовольно возведенных строений" (ранее действовавшие Методические рекомендации утратили силу в связи с изданием указанных).
Согласно пункту 2.4 Методических рекомендаций, сфера его действия может применяться при исполнении требований исполнительных документов об освобождении земельных участков путем сноса строений либо их отдельных частей, о сносе отдельных элементов зданий и сооружений (этажей, надстроек, пристроек) и других исполнительных документов аналогичного характера.
При этом снос расположенных на земельном участке строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций производится в случае, если это указано в исполнительном документе, в соответствии с положениями статьи 107 Закона.
В целях принудительного сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель вправе привлечь соответствующую специализированную организацию в соответствии с положениями Закона.
В случае необходимости организации дальнейшего исполнения за счет средств федерального бюджета судебный пристав-исполнитель информирует об этом старшего судебного пристава, который после проверки материалов исполнительного производства и установления факта применения в полном объеме мер принудительного характера в соответствии с положениями статьи 105 Закона обращается с докладной запиской на имя руководителя соответствующего территориального органа, в которой излагает суть требований исполнительного документа неимущественного характера, а также в хронологическом порядке описывает действия, предпринятые для исполнения требований исполнительного документа.
Расходы по сносу самовольного строения относятся к расходам по совершению исполнительных действий и подлежат возмещению за счет должника в соответствии с главой 16 Закона "Об исполнительном производстве".
Последовательность действий работников территориальных органов ФССП России по возмещению расходов по совершению исполнительных действий, определена Методическими рекомендациями по организации работы по возмещению расходов по совершению исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ N 01-10 (пункт 4.6).
Более того, с учетом специфики предмета исполнения, Методические рекомендации предписывают при исполнении требований исполнительных документов о сносе самовольно возведенных строений, руководствоваться внутренними индикаторными показателями, характеризующими уровень эффективности принимаемых мер, установленных письмом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ N 12/01-28214-ТИ.
Методические рекомендации по исполнению судебных актов о сносе самовольно возведенных строений разъясняют порядок действий, как территориальных подразделений, так и УФССП субъектов РФ при исполнении требований исполнительного листа указанной категории.
В случае исполнения требований исполнительного листа в порядке, предусмотренном статьей 107 ФЗ "Об исполнительном производстве" и указанных Методических рекомендаций, задачи исполнительного производства за период со дня возбуждения исполнительного производства были бы выполнены своевременно и правильно.
Требование исполнительного листа не возлагает обязанность снести самовольное строение на службу судебных приставов-исполнителей и указывает на снос строений за счет должников. Однако, данное обстоятельство не освобождает должностных лиц подразделения от выполнения возложенных на них законом и должностной инструкцией обязанностей.
Из содержания статьи 107 ФЗ "Об исполнительном производстве" следует, что данная статья Закона регулирует именно исполнение требований исполнительного листа о сносе самовольного строения, об освобождении земельного участка, об обязании должника освободить земельный участок. В частях 3, 4 статьи 107 Закона четко дается перечень действий, которые включает в себя освобождение земельного участка, указанного в исполнительном документе, от движимого и недвижимого имущества. Указано, что снос строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций включает в себя разборку, демонтаж или разрушение строения, здания или сооружения, указанных в исполнительном документе, либо их отдельных конструкций независимо от типа, назначения и степени завершенности, а также уборку строительного мусора.
Исполнение требований исполнительного листа указанной категории не ставится в зависимость, за чей счет должен производится снос строений, либо освобождение земельного участка. Указанные в статье 107 Закона "Об исполнительном производстве", в Методических рекомендациях, рычаги подлежат применению, в случае неисполнения должником добровольно в установленные сроки требований исполнительного листа.
Таким образом, в целях исполнения исполнительного документа, содержащего требование об обязании должника за свой счет снести строения, указанные в исполнительном листе и освободить занимаемый самовольными строениями земельный участок, судебный пристав-исполнитель обязан был руководствоваться именно положениями статей 68, 107 Федерального закона N 229-ФЗ, и, соответственно, принять меры к освобождению земельного участка от строений, по результатам соответствующих действий составить акт.
Согласно материалам исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем неоднократно выносились требования в адрес должника об исполнении решения суда, кроме того, сведения о направлении данных требований должнику в материалах исполнительного производства отсутствуют. Также из материалов дела следует, что постановление о взыскании исполнительского сбора с Д. в связи с неисполнением исполнительного документа в установленный законом срок выносилось один раз. К административной ответственности по ст. РФ за неисполнение требований исполнительного документа без уважительных причин Д. судебным приставом-исполнителем не привлекался. Каких-либо иных действий, направленных на принудительное исполнение судебного решения, в рамках исполнительного производства не предпринималось.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Положения Федерального закона "Об исполнительном производстве", предоставляют судебному приставу-исполнителю право применения таких мер принудительного исполнения, как совершение судебным приставом-исполнителем от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в том числе сноса самовольной постройки, в случае, если такое действие может быть совершено и без личного участия должника.
Как следует из материалов дела, судебным приставом-исполнителем не представлено доказательств невозможности исполнения исполнительного документа без личного участия должника с последующим взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий в соответствии с пп. 7 п. 3 ст. 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Также в деле отсутствуют сведения о принятии судебным приставом-исполнителем каких-либо мер, направленных на совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе.
Разработанные Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации Методические рекомендации по исполнению судебных актов о сносе самовольно возведенных строений, также предусматривают в случае неисполнения должником судебного решения применение судебным приставом-исполнителем к должнику всех мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа, в частности, вынесение постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, а также организацию исполнения решения суда без участия должника за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением должником расходов по сносу строения.
Бездействие судебного пристава-исполнителя привело к затягиванию срока исполнения решения суда, что нарушило гарантированное взыскателю ст. Российской Федерации право на судебную защиту, включающее право на исполнение судебного акта в разумный срок.
Таким образом, учитывая, что судебный пристав-исполнитель на протяжении длительного времени не предпринимал эффективных и достаточных мер для реального и своевременного исполнения требований исполнительного документа, суд приходит к выводу о незаконности бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившегося в длительном неисполнении требований, содержащихся в исполнительном листе Сысертского районного суда Свердловской области.
Доводы Д. о том, что у судебного пристава-исполнителя существуют объективные причины, которые препятствуют исполнению решения суда, такие как, невозможность снести часть строения ввиду его конструкции, а именно, снос несущей стены станет причиной обрушения всего здания, а также то обстоятельство, что в настоящее время нет пристроя как объекта, а существует единое строение, на которое получено свидетельство о государственной регистрации права, судом отклоняются, поскольку не имеют правового значения для дела и оправдании бездействия судебного пристава-исполнителя.
На основании изложенного, в соответствии со ст. ст. - Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление З. о признании бездействия судебного пристава-исполнителя Сысертского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области незаконным, удовлетворить.
Признать бездействия судебного пристава-исполнителя Сысертского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области незаконным.
Обязать судебного пристава-исполнителя Сысертского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области устранить допущенные нарушения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Сысертский районный суд.
Судья: Торичная М. В.