Особые экономические зоны как объект инвестиционной политики. Оэз как инструмент стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности и развития территорий. проведение эффективной амортизационной политики
Глава 2. Организационно-правовой статус особых экономических зон (ОЭЗ) в Российской Федерации
2.2. Порядок и особенности осуществления предпринимательской деятельности в особых экономических зонах
Разграничение ОЭЗ на промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые зоны проводится в первую очередь в зависимости от видов деятельности, которыми резиденты могут заниматься на территориях соответствующих ОЭЗ. Виды деятельности, осуществление которых разрешено в ОЭЗ, при ее создании определяет Правительство РФ.
На определение конкретных видов деятельности, которые резиденты ОЭЗ смогут осуществлять на их территории, влияет социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации и муниципального образования, в границах которого предполагается создать ОЭЗ, стратегия социально-экономического развития региона, характеристика и направление деятельности потенциальных резидентов ОЭЗ. Эти данные среди прочих высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ совместно с исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований указывают в заявках на создание ОЭЗ.
Под промышленно-производственной деятельностью понимается производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация.
Под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.
Под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.
Под портовой деятельностью понимаются следующие осуществляемые на территориях морских портов, речных портов, аэропортов виды деятельности погрузочно-разгрузочные работы, складирование и хранение товаров, а также оказание транспортно-экспедиторских услуг, снабжение и снаряжение судов или воздушных судов, в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами, оснащение судов или воздушных судов, ремонт, техническое обслуживание, модернизация морских и речных судов, воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий, переработка водных биологических ресурсов, операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке, простые сборочные и иные операции, биржевая торговля товарами, оптовая торговля товарами, обеспечение функционирования объектов инфраструктуры портовой особой экономической зоны .
Конкретный вид деятельности, который будет осуществлять резидент ОЭЗ, определяется предметом соглашения о ведении деятельности, заключаемого резидентом ОЭЗ с органами управления ОЭЗ.
Кроме того, существует ряд ограничений на проведение в ОЭЗ таких операций, как:
1) добыча полезных ископаемых и металлургическое производство;
2) переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов;
3) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
Запрет на данные виды деятельности связан с тем, что они и так являются сверхрентабельными и не нуждаются в применении льготного режима. Правительство Российской Федерации может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне.
Когда говорят о преимуществах, предоставляемых в ОЭЗ, в первую очередь вспоминают о налоговых и таможенных льготах. Однако налоговые и таможенные льготы по привлекательности для инвесторов находятся только на третьем-четвертом месте.
На первом месте для потенциальных инвесторов создание инженерной инфраструктуры за счет средств государства – дороги, коммуникации, энергетика, здания. В нашей стране создание ОЭЗ основано на государственно-частном партнерстве, заключающемся в совместном вложении средств бюджета и частных инвестиций в развитие той или иной территории. Государство отвечает за строительство инфраструктуры, а частный бизнес – за коммерческие объекты. Кроме того, рядом с территорией ОЭЗ создается социальная инфраструктура: жилье, детские сады, школы - все необходимое для жизни и деятельности специалистов - резидентов. Финансирование из федерального бюджета для создания внутренней инфраструктуры осуществляется через уставный капитал ОАО «Особые экономические зоны», которое создано весной 2006 г. и 100 % акций которого принадлежит Российской Федерации. ОАО «ОЭЗ» является заказчиком – застройщиком объектов зон. В строительство инженерной инфраструктуры инвестируют и регионы. На строительство внутриплощадочной инфраструктуры ОЭЗ было выделено из федерального бюджета в 2008 – 2010 гг. 31 млрд руб., которые были внесены в уставный капитал ОАО «Особые экономические зоны». Кроме того расходы федерального бюджета на строительство внешней инфраструктуры, обеспечивающей доступность к ОЭЗ составили в 2007 – 2010 гг. около 38 млрд руб. .
Второй блок позитивных факторов связан с режимом дружественного администрирования, то есть реальным снижением административных барьеров и количества контрольных мероприятий. Стимулирование инвестиционной активности резидентов ОЭЗ осуществляется не только посредством предоставления налоговых льгот и установления специального таможенного режима – свободной таможенной зоны, но и путем установления особенностей административного режима. Специфика административного режима, действующего на территориях ОЭЗ, состоит прежде всего в закреплении особого порядка осуществления деятельности органами государственного контроля на территории ОЭЗ. Мероприятия по контролю, за исключением налогового и таможенного контроля, проводимого должностными лицами налоговых и таможенных органов РФ, осуществляются органами государственного контроля (надзора) в виде плановых комплексных проверок, по согласованию с органами управления особыми экономическими зонами. Срок проведения плановых комплексных проверок не может превышать две недели. Внеочередные проверки проводятся по согласованию с органами управления особыми экономическими зонами. Срок проведения внеочередной проверки не может превышать одну неделю. В ОЭЗ обеспечивается четкое сопровождение менеджмента проектов, вплоть до того, что в администрации должен находиться юрист, нотариус, представители пенсионного и медицинского фондов, налоговой службы, страховые и всевозможные другие специалисты для осуществления в режиме «одного окна» всего комплекса работ, связанных с оформлением прав собственности, получением различных разрешений на строительство, урегулирование миграционных вопросов и т.д.
Третий блок – режим свободной таможенной зоны, что является хорошим стимулом для импорта высокотехнологичного оборудования. Этот режим предполагает, что все сырье и технологические компоненты будут импортироваться в зону и вывозиться за рубеж без уплаты НДС и таможенной пошлины. Для импортозависимых производств с длительным сроком производства это хорошая инвестиционная возможность.
Наконец, предоставление налоговых преференций, пусть и не самых больших в мировой практике: освобождение от земельного и имущественного налогов, льготы по налогу на прибыль, осуществляется региональными и местными законами, принимаемыми региональными и местными законодательными собраниями. Все эти факторы и дают уникальную синергию предпринимательского потенциала в особых зонах.
Особое внимание уделяется государственному регулированию деятельности ОЭЗ. Это система скоординированных действий государства, направленных на достижение целей и задач, решаемых в ходе реализации зональной политики в интересах эффективного функционирования национальной экономики страны в целом и ее составляющих . Роль государственного регулирования ОЭЗ сводится к организации работ, определению приоритетных проектов, выбору регионов, подготовке и обеспечению организационно-правовой базы. Сфера государственного регулирования ОЭЗ охватывает все финансовые, организационно-экономические, нормативно-правовые проблемы, предвидеть и решить которые на более низком уровне хозяйствования объективно невозможно.
Налоговые и таможенные органы РФ осуществляют налоговый и таможенный контроль на территории особой экономической зоны в соответствии с законодательством Российской Федерации и уведомляют органы управления особыми экономическими зонами о выявленных нарушениях. При двух и более существенных нарушениях резидентом особой экономической зоны налогового и (или) таможенного законодательства лицо может быть лишено статуса резидента особой экономической зоны по результатам рассмотрения судом заявления органов управления особыми экономическими зонами.
В соответствии с Законом об ОЭЗ общее управление ОЭЗ в РФ, как и в большинстве имеющих СЭЗ стран, возлагается на федеральный орган исполнительной власти, которым является Министерство экономического развития РФ и осуществляющее свою деятельность непосредственно и через территориальные органы и подведомственные организации. Для координации деятельности органов исполнительной власти создается Наблюдательный совет ОЭЗ. Органы управления особыми экономическими зонами составляют единую централизованную систему управления особыми экономическими зонами.
К числу основных целей и задач, стоящих и решаемых с помощью государственного регулирования ОЭЗ, следует отнести:
Отбор приоритетных проектов для создаваемых в стране зон, способствующих развитию экономики регионов и страны в целом;
Формирование необходимой нормативно-правовой и организационно-экономической базы для осуществления зонирования;
Обеспечение эффективного и целесообразного характера проистекающих в ОЭЗ социально-экономических процессов;
Адаптация всех элементов хозяйственного механизма ОЭЗ друг к другу и складывающейся конъюнктуре в производстве и распределении;
Обоснование и установление всех видов льгот, требующихся для реализации каждой из принятых к реализации программ в ОЭЗ;
Обеспечение экономической безопасности региона и страны в целом.
Благодаря совершенствованию процесса законодательного регулирования ОЭЗ, курс на организацию особых экономических зон позволит решать насущные задачи российской экономики:
Создание условий для развития инновационной инфраструктуры, обеспечивающей использование результатов научных исследований и разработок при ограниченном привлечении государственных средств;
Применение механизмов и стимулов развития инновационных организаций, работающих в области коммерциализации технологий;
Подготовка менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической и промышленной сферах;
Привлечение в приоритетные отрасли экономики капитальных вложений;
Повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, замещение импортной продукции продукцией собственного производства;
Повышение эффективности промышленных организаций на основе новых технологий и освоения производства наукоемкой продукции;
Расширение информационных услуг, разработка новых технологий производства продукции;
Повышение конкурентоспособности туристской и другой деятельности в сфере туризма, развитие деятельности по использованию природных лечебных ресурсов;
Создание новой и реконструкция существующей инфраструктуры аэропортов, морских и речных портов в РФ.
Для реализации данных задач инвесторы получают от государства широкий спектр налоговых и таможенных преференций, направленных на стимулирование ведения предпринимательской деятельности в этих территориальных образованиях. Однако преимуществами льготного режима осуществления предпринимательской деятельности может воспользоваться не каждая хозяйствующая организация, а лишь та, которая признается резидентом ОЭЗ.
Статья 9 Закона об ОЭЗ дает определение понятия резидента особой экономической зоны.
Резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности.
Резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности.
Резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если туристско-рекреационная особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности.
Резидентом портовой особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если портовая особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне.
Некоммерческие организации не могут приобретать статус резидента ОЭЗ, поскольку извлечение прибыли не является основной целью их создания . Предпринимательской деятельностью некоммерческие организации вправе заниматься лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.
Хотя унитарные предприятия и являются коммерческими организациями, но Законом об ОЭЗ они исключены из числа лиц, которые вправе осуществлять хозяйственную деятельность на территории промышленно-производственных ОЭЗ в качестве резидентов. Это обусловлено прежде всего тем, что унитарные предприятия не являются собственниками закрепленного за ними имущества (ч. 1 ст. 113 Гражданского кодекса РФ). Унитарные предприятия обладают ограниченным вещным правом (правом хозяйственного ведения или правом оперативного управления) на переданное им имущество и на имущество, которое приобретено ими в результате предпринимательской деятельности (ч. 2 ст. 113 Гражданского кодекса РФ).
Иностранные юридические лица также не могут быть резидентами ОЭЗ, поскольку в Законе об ОЭЗ содержится требование о регистрации коммерческой организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории промышленно-производственных ОЭЗ может осуществляться посредством создания коммерческой организации с иностранными инвестициями, т.е. коммерческой организации, в состав участников которой входит иностранный инвестор (п. 6 ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» ).
Не смогут стать резидентами ОЭЗ филиалы и представительства коммерческих организаций, поскольку они являются обособленными подразделениями юридического лица, расположенными вне места его нахождения (ст. 55 Гражданского кодекса РФ), а следовательно, не являются коммерческими организациями.
Особый статус имеют резиденты портовых зон (ПЗ). Резидент ПЗ вправе осуществлять в этой зоне только портовую деятельность и деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта. В связи с этим установлен специальный перечень видов работ, которые относятся именно к портовой деятельности: разного рода погрузочно-разгрузочные, сборочные и ремонтные работы; складирование и хранение товаров; оказание транспортно-экспедиторских услуг; снабжение, снаряжение и оснащение судов. Кроме того, разрешены такие работы, как переработка водных биологических ресурсов, биржевая и оптовая торговля товарами. Резидентом ПЗ не может быть индивидуальный предприниматель.
Органы управления ОЭЗ проводят регистрацию лица в течение трех дней со дня подписания с ним соглашения об осуществлении (ведении) деятельности в ОЭЗ и выдают резиденту особой экономической зоны свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны.
Лишение лица статуса резидента особой экономической зоны допускается только в судебном порядке в случаях, предусмотренных Законом об ОЭЗ, и влечет за собой прекращение действия Соглашения об осуществлении (ведении) деятельности в ОЭЗ. Органы управления ОЭЗ вносят в реестр резидентов ОЭЗ запись о лишении лица статуса резидента ОЭЗ в течение трех дней с момента получения вступившего в законную силу решения суда о лишении лица статуса резидента ОЭЗ.
Хозяйствующие субъекты, не являющиеся резидентами ОЭЗ, вправе осуществлять на территории ОЭЗ (кроме портовой) не только виды деятельности, определенные в постановлении Правительства РФ о создании ОЭЗ, но и любые другие виды деятельности, не запрещенные российским законодательством.
Резидент особой экономической зоны не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории особой экономической зоны.
Следуя зарубежному опыту, Закон об ОЭЗ предусмотрел ряд гарантий для резидентов ОЭЗ , одной из которых является широко применяемая в мировой практике гарантия от неблагоприятного для инвестора изменения законодательства Российской Федерации. Смысл ее в том, что законодательные акты России и ее субъектов, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ, за исключением актов законно-дательства РФ о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока их деятельности в ОЭЗ.
Другой гарантией для резидентов ОЭЗ является использование экономических методов стимулирования их деятельности путем предоставления широкого спектра преференций, направленных на стимулирование ведения предпринимательской деятельности. Резиденты ОЭЗ получают льготы по налогу на прибыль, земельному налогу, налогу на имущество, упрощение процедур таможенного администрирования и снижение (отмену) ставок таможенных пошлин на товары, помещаемые ими в ОЭЗ.
Резиденты ОЭЗ для получения права использовать все преференции и льготы, предоставляемые в зоне, должны заключить с органами управления ОЭЗ Соглашение о ведении предпринимательской деятельности (далее – Соглашение).
Заключение Соглашения относительно ведения деятельности в ОЭЗ предусматривается и в ряде зарубежных законодательств. В частности, процедура создания совместных предприятий в свободных экономических зонах Китая начинается с подачи заявления о намерении открыть дело с приложением данных по оценке планируемых капиталовложений, о размере необходимого земельного участка, требований к инфраструктурным объектам и информации о предполагаемых каналах сбыта. Наличие таких документов позволяет провести переговоры и подписать контракт. Это открывает возможность получения визы городского народного правительства, а также лицензии таможни и составления списка необходимого импорта компонентов для будущего предприятия. Иностранному инвестору для открытия дела необходимо получить разрешение в муниципальном бюро торгово-промышленной администрации, после чего можно получить санкцию на отвод земельного участка и заключить договор на долгосрочную аренду земли. Координация государственного плана с планом совместного предприятия может осуществляться путем краткосрочных и долгосрочных контрактов. После получения разрешения местное народное правительство подписывает контракт на освоение участка, где оговариваются площадь, цели использования, срок контракта, размер платы и т.д. Затем составляются подробный план освоения участка и технико-экономическое обоснование, утверждаемые соответствующими органами провинциального уровня. Участки, находящиеся в ведении администрации свободной экономической зоны, могут передаваться другим владельцам с регистрацией в местном управлении и внесением регистрационного сбора .
В Российской Федерации предмет Соглашения различается в зависимости от типа зоны.
По Соглашению об осуществлении (ведении) промышленно-производственной деятельности резидент особой экономической зоны обязуется в течение срока действия соглашения осуществлять в особой экономической зоне промышленно-производственную деятельность, которая предусмотрена соглашением, в том числе осуществить инвестиции в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением, а органы управления особыми экономическими зонами обязуются в срок, указанный в соглашении, заключить с резидентом особой экономической зоны договор аренды земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны и прошедшего кадастровый учет за счет резидента, для осуществления промышленно-производственной деятельности на срок действия соглашения, если меньший срок не заявлен резидентом.
По Соглашению о ведении промышленно-производственной деятельности резидент особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 10 млн евро (за исключением нематериальных активов) по курсу Центрального банка РФ на день представления заявки на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности в органы управления особыми экономическими зонами. При этом резидент особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 1 млн евро (за исключением нематериальных активов) по курсу Центрального банка РФ на день представления заявки на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности в органы управления особыми экономическими зонами, в течение года с даты заключения указанного соглашения.
Соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности должно предусматривать срок представления резидентом в органы управления особыми экономическими зонами проектной документации, необходимой для осуществления мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, для проведения ее экспертизы.
По Соглашению о ведении технико-внедренческой деятельности резидент особой экономической зоны в течение срока действия соглашения обязуется вести технико-внедренческую деятельность, предусмотренную соглашением, а органы управления особыми экономическими зонами обязуются в срок, указанный в соглашении, заключить с резидентом особой экономической зоны договор аренды государственного и (или) муниципального имущества, расположенного в границах особой экономической зоны, для ведения технико-внедренческой деятельности.
Соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности может предусматривать обязанность органов управления особыми экономическими зонами заключать с резидентом особой экономической зоны договор аренды земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны и прошедшего кадастровый учет за счет резидента, на срок действия соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности, если меньший срок не заявлен резидентом.
Соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности может предусматривать срок представления резидентом в органы управления особыми экономическими зонами проектной документации, необходимой для осуществления мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, для проведения ее экспертизы.
Договор аренды государственного и (или) муниципального имущества заключается с резидентом особой экономической зоны на срок действия соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности, если меньший срок не заявлен резидентом.
По Соглашению об осуществлении туристско-рекреационной деятель-ности резидент особой экономической зоны обязуется осуществлять в особой экономической зоне туристско-рекреационную деятельность, предусмотренную соглашением, в течение срока его действия, а органы управления особыми экономическими зонами обязуются заключить с резидентом ОЭЗ договор аренды земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны и прошедшего кадастровый учет за счет резидента, в срок, указанный в соглашении, на срок его действия, если меньший срок не заявлен резидентом.
Соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности может предусматривать обязанность органов управления особыми экономическими зонами заключать с резидентом особой экономической зоны договор аренды государственного или муниципального недвижимого имущества, расположенного на земельных участках в границах особой экономической зоны, на срок действия соглашения, если меньший срок не заявлен резидентом.
Соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности должно предусматривать срок представления резидентом особой экономии-ческой зоны в органы управления особыми экономическими зонами проектной документации, необходимой для осуществления мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, для проведения экспертизы такой документации.
В соответствии с Соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне резидент портовой особой экономической зоны обязуется в течение срока действия такого соглашения осуществлять в портовой особой экономической зоне предусмотренную соглашением предпринимательскую и иную деятельность и капитальные вложения в объеме и в сроки, предусмотренные таким соглашением, и (или) обеспечивать исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации, а органы управления особыми экономическими зонами обязуются в указанный в таком соглашении срок заключить с резидентом портовой ОЭЗ договор аренды земельного участка, расположенного в границах портовой ОЭЗ и прошедшего кадастровый учет за счет средств резидента, на срок действия соглашения, если меньший срок не заявлен резидентом портовой ОЭЗ и ранее для данного земельного участка не был установлен иной режим землепользования, и контролировать исполнение резидентом соглашения об осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ.
В случае, если соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне предусматривается осуществление деятельности по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта, резидент портовой особой экономической зоны обязуется в течение срока действия такого соглашения осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной:
1) не менее 100 млн евро (за исключением нематериальных активов) по курсу Центрального банка РФ на день представления заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне в органы управления особыми экономическими зонами при строительстве объектов инфраструктуры нового морского порта;
2) не менее 50 млн евро (за исключением нематериальных активов) по курсу Центрального банка РФ на день представления заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне в органы управления особыми экономическими зонами при строительстве объектов инфраструктуры нового речного порта;
3) не менее 50 млн евро (за исключением нематериальных активов) по курсу Центрального банка РФ на день представления заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне в органы управления особыми экономическими зонами при строительстве объектов инфраструктуры нового аэропорта;
4) не менее 3 млн евро (за исключением нематериальных активов) по курсу Центрального банка РФ на день представления заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне в органы управления особыми экономическими зонами при реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта.
Осуществление резидентом портовой особой экономической зоны портовой деятельности обусловлено представлением им в таможенный орган обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне, предусматривающим осуществление деятельности по строительству объектов инфраструктуры новых морских портов, речного порта, аэропорта и (или) деятельности по реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта, резидент портовой особой экономической зоны обязуется в течение срока, предусмотренного таким соглашением, осуществить разработку проектной документации, провести государственную экспертизу проектной документации, выполнять функции генерального заказчика и инвестора строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта.
В соответствии с Соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне, предусматривающим осуществление деятельности по строительству объектов инфраструктуры новых морских портов, речного порта, аэропорта, могут выполняться работы в акватории морского порта, речного порта и на территории аэропорта. В этом случае органы управления особыми экономическими зонами организуют выдачу всех необходимых разрешений на выполнение таких работ в соответствии с согласованной в установленном порядке проектной документацией.
В соответствии с Соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне, предусматривающим осуществление деятельности по строительству объектов инфраструктуры новых морского порта, речного порта, аэропорта, вне пределов портовой особой экономической зоны может осуществляться строительство объектов транспортной и энергетической инфраструктур, систем водоснабжения и водоотведения, линий связи в случае, если это необходимо для осуществления деятельности в портовой особой экономической зоне. При осуществлении такого строительства не действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
Соглашением об осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ может предусматриваться обязанность органов управления особыми экономическими зонами заключать с резидентом ОЭЗ договор аренды государственного и (или) муниципального недвижимого имущества, находящегося на земельных участках, расположенных в границах портовой особой экономической зоны, на срок действия такого соглашения, если меньший срок не заявлен этим резидентом.
Соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне может предусматриваться обязанность резидента портовой особой экономической зоны при расторжении указанного соглашения распорядиться расположенными в границах портовой особой экономической зоны и принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимого имущества, в том числе объектами незавершенного строительства, путем продажи их лицу, зарегистрированному в качестве резидента портовой особой экономической зоны.
Резидент портовой особой экономической зоны оказывает содействие органам управления особыми экономическими зонами, осуществляющим контроль за выполнением условий соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне, в том числе осуществляет беспрепятственный допуск должностных лиц органов управления особыми экономическими зонами к объектам инфраструктуры, принадлежащим ему и находящимся в портовой особой экономической зоне, предоставляет в устной и письменной форме необходимую информацию, касающуюся осуществляемого этими органами контроля.
Органы управления особыми экономическими зонами готовят и заключают с заявителем Соглашение в течение десяти рабочих дней с даты принятия решения о заключении с заявителем соглашения. Соглашение заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Соглашение заключается на срок, не превышающий срока, оставшегося до прекращения существования особой экономической зоны. Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами. Резидент особой экономической зоны не вправе передавать свои права и обязанности по Соглашению другому лицу.
Условия Соглашения могут быть изменены по соглашению сторон. В случае, если резидент особой экономической зоны намерен изменить условия Соглашения, он представляет в органы управления особыми экономическими зонами следующие документы:
1) бизнес-план, форма которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон;
2) положительное заключение на представленный заявителем бизнес-план, подготовленное банком или иной кредитной организацией, соответствующей критериям, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон . Для резидентов технико–внедренческих зон представление положи-тельного заключения банка или иной кредитной организации не требуется.
Действие Соглашения прекращается:
1) по окончании срока, на который Соглашение было заключено;
2) в случае расторжения Соглашения;
3) в случае прекращения предусмотренного Соглашением договора аренды земельного участка, за исключением случаев, когда договор аренды расторгается в связи с выкупом земельного участка (только для резидентов промышленно-производственных, туристско-рекреационных и портовых зон);
4) в случае лишения лица статуса резидента особой экономической зоны;
5) в случае досрочного прекращения существования особой экономической зоны.
Расторжение Соглашения допускается по соглашению сторон.
Соглашение может быть расторгнуто судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением условий соглашения другой стороной, существенным изменением обстоятельств. В случае прекращения действия соглашения лицо утрачивает статус резидента особой экономической зоны.
Лицо, утратившее статус резидента особой экономической зоны, в том числе в связи с досрочным прекращением действия Соглашения, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на территории особой экономической зоны на общих основаниях. Резиденты не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность после прекращения действия Соглашения, а договор аренды земельного участка с ними подлежит расторжению.
Лицо, утратившее статус резидента особой экономической зоны, в том числе в связи с досрочным прекращением действия Соглашения, вправе распорядиться принадлежащим ему движимым и недвижимым имуществом, находящимся на территории особой экономической зоны, по своему усмотрению в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
При досрочном прекращении действия Соглашения в связи с существенными нарушениями его условий резидентом особой экономической зоны лицо, утратившее статус резидента особой экономической зоны, обязано уплатить штраф в размере, предусмотренном Соглашением.
Организационно-правовой статус различных видов ОЭЗ представлен в прил. 14.
Статья 10 Федерального закона от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» // СЗ РФ. 2005. №30 (ч. 2). Ст. 3127.
Предыдущая |
Источники, законодательство.
Общее законодателсьтво – конститцуия, НК, БК, ГК, ЗК.
Специальное законодательство. Закон об инвестиционной деятельности в РФ, 1991г. Закон об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальный вложений, 1999г. Закон об иностранных инвестициях в РФ, 1999г. О порядке осуществления иностранных инвестиций в хоз общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, апрель 2008г №57. ФЗ о соглашениях о разделе продукции, 1995г. Закон 2001г об инвестиционных фондах. Закон об особых экономических зонах в РФ, 2005г (изменения на 2009). Закон об экономической зоне в калинигнрадской области и в магаданской области (2 разных закона). Закон 1998г об исключительной экономической зоне. Закон о концессионных соглашениях 2005г. Законы ЛО и СПб о гос поддержке инвестиционной деятельности на территории….
Понятие инвестиционной деятельности и инвестиций.
Инвестиционная деятельность – ложение инвестиций и осущ практических дейсвтий в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.
Инвестиции – денежные средства, ЦБ, иное имущество, в т.ч. имущественные права, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности с целью получения прибыли или достижения или иного полезного эффекта. Т.е. мат блага, по поводу которых складывается инвестиционная деятельность.
Цель – всегда прибыли или иной эффект, но как правило – что инвестор получит.
Виды инвестиций – материальные (вещественные) (капитальные вложения в недвижимость) и финансовые (вложение капитала в ценные бумаги, внематериальные ресурсы – обучение кадров).
М.б. прямые – в реальное производство и портфельные – в ЦБ.
В зависимости от того, кто инвестор – иностранные и отечественные.
Субъекты.
Законы одинаково определяют перечень субъектов. Основной – инвестор, тот, кто осуществляет соответствующие вложения на территории РФ. Средства м.б. свои или привлеченные. М.б. и государство в лице органов.
Заказчик – лицо, уполномоченное инвестором на реализацию инвестиционного проекта. Заказчиком может быть сам инвестор.
Исполнитель (подрядчик) – лица, кот выполняют работу по договору подряда или гос контракта. Договор заключается с заказчиком на выполнение работ.
Пользователи объектов вложений – те лица (физ/юр), для кот этот объект создается. Это м.б. сами инвесторы.
Отношения между субъектами осущесвтляются на основе договора и/или гос контракта, заключаемых в соответствии с ГК. Ст.8 и ст.7 законом соответственно.
Договор? Инвестиционный договор.
Форма осуществления.
Договорные и иные формы. Иные могут быть тоже с заключением иных видов договоров.
Договорные: концессионное соглашение (согл о привлечении инвесторов), соглашение о разделе продукции (только поиск, разведка и добыча минерального сырья), договор о совместной деятельности, финансовая аренда (лизинг).
Особые экономические зоны. Инвестиционные фонды. Негосударственные пенсионные фонды, акционерные фонды. Приватизация.
Концессионные соглашения.
Концессионер и концедент. Концессеонер реконструирует и эксплуатирует, а концедент обязуется на срок предоставить владение и пользование этим объектом недвижимости.
Концессионер – РФ. Концедент – гос компания (рос автодор) или унитарные предприятия, если объект соглашения – объект комумунального хозяйста/тинфраструктуры (утилизация бытовых отходов, освещение, отопление). Концессионер – еще ИП, юр лица, простые товарищества.
Объекты соглашения:
Ст.4 закона, кот перечисляет, что является объектами концессионного соглашения – это недвижимость в различных сферах деятельности.
Операционная и инвестиционная концессия. Первая – уже существулющий объект (реконструкция), во втором – будущий. Еще может быть смешанная.
Правительство утвердило типовые концессионные соглашения относительно той недвижимости, которая указана в законе.
Существенные условия – предмет, срок, размер концессионной платы. Концессионер вносит концеденту концессионную плату. М.б. твердая сумма, может быть доля продукции, может быть имущество.
Доп гарантии, кот предоставляются концессионеру. Гарантии, связанные с осуществлением деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, гарантии равноправия концессионеров
Особые экономические зоны.
Закон об экономических зонах – изменения, кот вносились в 2006, 7, 8, 9 годах.
Постановление правительства, утверждающее положение о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон от 13.09.2005.
Постановление – положение о наблюдательном совете особой экономической зоны, декабрь 2005г.
Утверждены формы бизнес плана,договор ареды земельного участка в особой экономической зоне.
Апрель 2006г – Правительство – создание ООО «Особые экономические зоны». 100% акций – государству. В СПб есть филиал.
Возникли изначально в США, но в Ирландии их больше. Сейчас в Китае много. И в Польше. В России 17 зон 4 типов. Промышленные, иннговационные, туристичесие, портовые.
Особая экономическая зона – территория, на кот действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
По закону: промышленно-производственные ОЭЗ (промышленные), технико-внедренческие ОЭЗ (инновационные) – 3 шт., туристско-рекриационные (туристические) – 8 шт., портовые – 2 шт.
Кроме туристической - нельзя размещать объекты жилищного фонда. Подакцизное нельзя производить.
ОЭЗ м. создаваться на срок 20 лет, портовые – 49. Спрок продлению не подлежит. Возможно прекращение существования ОЭЗ в случаях, установленных в законе. Если 3 года никто не вложится туда, например.
Резидент – любая организация, крмое унитарного предприятия.
Режим иностранных инвесторов.
2 ФЗ: об иностранных инвестициях в РФ 1999г и об осуществлении иностранных инвестиций в хоз общества, имеющие значения для… №57.
Постановление правительства, касающееся работы правительственной комиссии, кот должна давать согласие на совершение сделок.
М.б. пямая иностранная инвестиция (не менее 10% доли или акций или вклада в уставный капитал). Приоритетный инвестиционный проект – те проекты, кот включены в перечень, утвержденный правительством.
Договоры прошли. Тема 7, гос регулирование. Программа с сайта.
Указ президента в 1992г.
Закон об инвестиционных фондах. Постановления правительства РФ, акты ФС по финансовым рынкам.
Инвестиционный фонд – либо акционерный инвестиционный фонд либо паевой инвестиционный фонд (ПИФ). Это все сейчас существует.
Требования к АИФ: размер собственных средств на дату представления документов на получение лицензии, кот уст ФС по фин рынкам, там 35 млн рублей. Повышается периодически.
Оплата акций только деньгами или тем имуществом, кот предусмотрено декларацией этого фонда. И оплата – только полностью.
АИФ имеет устав и инвестиционную декларацию, про декларацию в законе написано как что.
Обязательно совет директоров, требования к членам его – в законе. Единоличный и коллегиальный исполнительный орган.
Все собрания могут проводиться заочно.
ПИФ – обособленный имущественный комплекс, кот состоит из имущества, переданного учредителями доверительного управления. Т.е. это просто мешок с деньгами, в кот все вносят какие-то средства. Мешок в общей долевой собственности. Передается управляющей компании по договору ДУ. Каждый имеет инвестиционный пай, кот является ценной бумагой.
ПИФ – не юр лицо, а имущественный комплекс. ПИФ имеет индивидуальное обозначение (название).
Виды ПИФов в зависимости от срока и как учредитель может распорядиться паем.
Закрытый и закрытый ПИФ, интервальный ПИФ.
Все имеют типовые правила ДУ, кот утверждены правительством.
ФС по фин рынкам (фед орган ИВ) осуществляет регулирование деятельности, принимает акты, ведет реестры, осуществляет внутренний контроль. Все квалификационные требования и требования к органам тоже оттуда.
Изменения коснулись понятийного аппатара.
Легальное понятие ст.2. Инновация, инновационный проект, инновационная инфраструктура, инновационная деятельность, комерциональзиация научных и научно-технических результатов.
Закон об инновационном центре Сколково. Фонд Сколково, работает на основании мандата. Это вроде управляющая компания.
Малые инновационные предприятия = хозяйственные общества.
Малые инновационные предприятия. Малые научные – относительный термин. Терминология вся неверная, это ООО – хоз общества.
Бюджетные научные учреждения и научные учреждения, созданные гос академией наук.
Автономные учреждения – только в тех сферах, кот предусмотренны законом, есть закон о них. Те, кто не предусмотрен, будут иметь статус бюджетного.
Малые инновационные – только бюджетные, финансируются за счет бюджета, имеют смету.
Еще их могут создавать бюджетные образовательные учреждения. И те ВУЗы, кот созданы гос академиями наук.
В качестве вклада научные учреждения передают:
Право использования результатов интеллектуальной деятельности;
Бизнес-инкубаторы, парки инкубаторного типа. Легального понятия нет, но это не только форма инновационной деятельности, но и вообще поддержка малого и среднего предпринимательства.
Договоры, опосредующие инновационную деятельности. Опосредуют от идеи до практического результата. Договоры НИР и ОКР. Лицензионные соглашения, комерческая концессия. Положения, касающиеся комерческой концессии – новая редакция от 21.10.11.
Правовое регулирование деятельнсоти по производству работ. Деятельность строительная.
Источники, правовое положение, система подрядных договоров, регулирование и контроль. Договор строительного подряда.
Виды подряда. См. лекции Павлова.
Инженерные изыскания, проектировка, строительство – саморегулируемые организации, а не лицензирование.
Правовое регулирование деятельности по возмездному оказанию услуг.
Аудирторская деятельность (источники, правовое положение субъектов, гос контроль). Оценочная деятельность. Юридические услуги. Хранение товаров (договоры и складские документы). Регулирование доверительного управления имуществом.
Услуга – объект граданских прав. Выполнение дейсвтий, осуществление деятельности, целью кот является достижение положительного эффекта. Результат неотделим от действий, но материализованного результата может не быть.
Закон об аудиторской деятельности, new редакция.
Закон об оценочной деятельности.
Закон о связи, 2003г.
Закон об основе туристской деятельности.
Договор на ведение реестра акционеров. Регистратор – проф участник рынка ценных бумаг. Держатель реестра. Действует положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утверждено, ред. 1998г.
Ст. 44 закона об АО.
Платные юридические услуги. Постановление КС от 23.01.07г о проверке конституционности п.1 ст.779 и п.1 ст.781 ГК в связи с жалобами ООО и гражданина. Про гонорар успеха, как мы помним от Павлова еще.
«Сокращайте ВУЗы, оставьте нас одних» ©
- Что у вас общего с медициной?
- Вред можем причинить одинаково, те здоровью, а мы душой занимаемся!
Федеральные правила аудиторской деятельности. Принимаются Минфином.
Саморегулирование. На основе фед стандартов саморегулируемые организации принимают свои стандарты, кот не могут противоречить федеральным.
Андеррайтер – лицо, кот участвует в процессе выпуска ЦБ или их распределения.
Маркетмейкер – делатель рынка О_о
Закон о Центральном Банке РФ. Закон о банках и банковской деятельности.
Закон о кредитных историях, 2004г.
Похожая информация.
ФЗ от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах» (посл. изм. от 25 декабря 2009 года)
Особая экономическая зона (ОЭЗ) – определяемая Правительством РФ территория РФ, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности.
4 вида ОЭЗ :
1. Промышленно-производственная;
2. Технико-внедренческая;
3. Туристко-рекреационная;
4. Портовая
В мире около 3.000 ОЭЗ.
Промышленно-производственная зона создается только на территорию площадью в 20 км 2 , а для технико-внедренческой – 4 км 2 .
Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ и оформляется Постановлением Правительства РФ.
Высший орган власти субъекта РФ подает в правительство РФ заявку на создание ОЭЗ с обоснованием целесообразности и эффективности.
Правила оформления и подачи заявки определены Постановлением Правительства от 13 сентября 2005 № 564.
Отбор заявок осуществляется на конкурсной основе.
Положение о проведении конкурса по отбору заявок утверждено Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2005 года № 563.
Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территории которого создается ОЭЗ, заключают соглашение, в котором устанавливаются перечень мероприятий, финансов, объемы, сроки и др.
ОЭЗ создается на 20 лет (общий срок), а портовая – на 49 лет.
Законом определено, что срок существования ОЭЗ продлению не подлежит. Досрочное прекращение деятельности ОЭЗ допускается (к примеру, если более 3 лет подряд ни одним резидентом не ведется указанная деятельность)
Управление ОЭЗ
Разработкой единой государственной политики в сфере создания и функционирования ОЭЗ и управление ОЭЗ возложено на министерство экономического развития. До внесения изменений – управление осуществляло Федеральное агентство по управлению ОЭЗ (в настоящее время ликвидируется).
Отдельные полномочия по управлению ОЭЗ могут быть переданы органу исполнительной власти субъекта РФ; либо переданы управляющей компании; либо акционерному обществу, 100% которого принадлежит РФ (создано ОАО «Особые экономические зоны»).
Министерство экономического развития, орган исполнительной власти субъекта РФ, управляющая компания и ОАО «Особые экономические зоны» составляют единую централизованную систему управления ОЭЗ.
Ст. 8 «Об ОЭЗ» перечислены полномочия органов управления, которые могут передаваться и которые не могут быть переданы.
Для координации деятельности органов управления ОЭЗ и хозяйствующих субъектов, а также для контроля выполнения соглашения, контроля за расходованием средств, создается Наблюдательный Совет ОЭЗ (в него входят представители различных интересов).
Положение о Наблюдательном Совете ОЭЗ утверждено Постановлением Правительства РФ 13 декабря 2005 года № 758.
Резиденты
Общего понятия закон не дает, а дает понятие к каждому виду.
Резидентом промышленно-производственной ОЭЗ признается коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированная на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившая с органами управления ОЭЗ соглашение о ведение промышленно-производственной деятельности.
Под промышленно-производственной деятельностью понимается производство или переработка товаров продукции и их реализация.
Индивидуальный предприниматель и коммерческая организация признаются резидентами ОЭЗ с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ. Органы управления ОЭЗ выдают резиденту о внесении в реестр (свидетельство резидента). Форма свидетельства утверждена Минэкономразвития от 31 марта 2006 года № 84. Органы управления ОЭЗ сообщают сведения о регистрации резидента в налоговые и таможенные органы в течение дня следующего за днем регистрации.
Хозяйствующие субъекты, которые намереваются получить статус резидента, подают заявку на получение соглашения на ведение той или иной деятельности. Форма заявки и требования утверждены Приказом Минэкономразвития от 22 апреля 2006 года № 105.
Форма бизнес-плана, предоставляемая будущим резидентом, утверждена Приказом Минэкономразвития от 23 марта 2006 № 75.
С резидентом ОЭЗ заключается соглашение на ведение определенного вида деятельности.
Существует типовая форма соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности (определена Минэкономразвития 10 марта 2006 года № 64).
Резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами ОЭЗ.
Законом определены формы контроля над деятельностью резидента.
Контроль осуществляется в соответствии с законом № 294-ФЗ.
Соглашением о ведении деятельности в ОЭЗ предусматриваются права и обязанности резидента.
В частности резидент промышленно-производственной ОЭЗ обязан осуществить инвестиции в форме капитальных вложений в рублях, сумме эквивалентной не менее 3 млн. евро, в течение всего срока своей деятельности. При этом инвестиции в размере не менее 1 млн. евро, должны быть осуществлены не менее чем в течение года с даты заключения соглашения.
Резидент ОЭЗ не вправе передавать свои права и обязанности по соглашению о ведении деятельности другому лицу.
Особенности предпринимательской деятельности в ОЭЗ связаны с тем, что на их территории устанавливается особый налоговой режим, предусмотренный налоговым кодексом и таможенный режим свободной таможенной зоны. Таможенный режим предусматривает, что иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к таким товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ о регулировании внешнеторговой деятельности. Российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акцизов и без уплаты вывозных таможенных пошлин. Подробно режим расписан в ст. 37 закона «Об ОЭЗ».
Резидентом ОЭЗ предоставляется гарантия от неблагоприятного изменения законодательства. Суть этой гарантии сводится к тому, что акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также акты субъектов РФ и местного самоуправления, ухудшающие положение налогоплательщиков-резидентов (за исключением актов, касающихся подакцизных товаров) не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения.
Мировой опыт убеждает, что создание в определенных городах или регионах специальных (свободных) экономических зон с установкой льготного режима экономической деятельности, стимулированием инвестирования в экономике этих территорий, является одним из эффективных решений проблем инвестирования.
Специальной (свободной) экономической зоной (СЄЗ) считается часть территории Украины, на которой установлен специальный правовой режим хозяйственной деятельности, особенный порядок применения и действия законодательства Украины. На территории специальной (свободной) экономической зоны могут внедряться льготные таможенные, налоговые, валютно-финансовые и другие условия предпринимательства отечественных и иностранных инвесторов.
СЄЗ создаются с целью привлечения инвестиций и эффективного их использования, активизации совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности с целью увеличения экспорта товаров, поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг, внедрения новых технологий, развития инфраструктуры рынка, улучшения использования природных, материальных и трудовых ресурсов, ускорения социально-экономического развития Украины.
На территории Украины могут создаваться специальные (свободные) экономические зоны разных функциональных типов: свободные таможенные зоны и порты, экспортные, транзитные зоны, таможенные составы, технологические парки, технополисы, комплексные производственные зоны, туристически-рекреационные, страховые, банковские и тому подобное. Отдельные экономические зоны могут соединять в себе функции, свойственные разным типам специальных (свободных) экономических зон.
Специальные (свободные) экономические зоны являются одним из инструментов достижения открытости экономики Украины внешнему миру и стимулирования международного экономического сотрудничества на основе привлечения иностранных инвестиций. В сочетании с другими элементами общей стратегии экономического развития страны ВЕЗ способные обеспечить активизацию предпринимательской деятельности, привлечение новых технологий, развитие рыночных методов ведения хозяйства, а в окончательном итоге - увеличение производства и снабжения высококачественных товаров и услуг как на внутренней, так и на внешние рынки.
Статус и территория СЄЗ, а также срок, на который она создается, определяется Верховной Радой Украины путем принятия отдельного закона для каждой СЄЗ. В Украине принят ряд нормативных актов о введении специального режима инвестирования на определенных территориях.
Так, Закон Украины "О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в Житомирской области" определяет порядок внедрения и функционирования специального режима инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в Житомирской области.
Территория приоритетного развития - территория, на которой сложились неблагоприятные социально-экономические и экологические условия и на которой внедряется специальный режим инвестиционной деятельности для создания новых рабочих мест.
Специальный режим инвестиционной деятельности - режим, который предусматривает введение налоговых, таможенных и других льгот для субъектов предпринимательской деятельности, которые реализуют инвестиционные проекты, одобренные Советом по вопросам территорий приоритетного развития.
Специальный режим инвестиционной деятельности внедряется с целью привлечения инвестиций в приоритетные отрасли производства для:
1) сохранение существующих и создание новых рабочих мест;
2) внедрение новых технологий;
3) развития внешнеэкономических связей;
4) увеличение объемов высококачественных товаров и услуг;
5) создание современной производственной, транспортной и рыночной инфраструктуры;
6) эффективного использования природных ресурсов;
7) возобновление радиационное загрязненных земель;
8) внедрение передовых сельскохозяйственных технологий.
Специальный режим действует на протяжении 30 лет и применяется к субъектам предпринимательской деятельности, которые реализуют инвестиционный проект стоимостью, эквивалентной не менее чем:
- 200 тыс. долларов США - в сельском хозяйстве, пищевой, текстильной промышленности, обработке древесины и производстве изделий из древесины, целлюлозно-бумажной промышленности, производстве мебели, производстве готовой одежды и меха, здравоохранении, образовании;
- 300 тыс . долларов США - в строительстве;
- 500 тыс . долларов США - в добывающей промышленности, химическом производстве, производстве изделий из минеральных материалов, производстве машин и оборудования, транспорте.
Началом реализации инвестиционного проекта является дата фактического внедрения инвестиции.
К субъектам предпринимательской деятельности во время реализации ими инвестиционных проектов применяется специальный правовой режим предпринимательской деятельности и предоставляются льготы из уплаты ввозной пошлины, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль предприятий и платы за землю.
Кабинетом Министров Украины утверждена Программа развития в стране специальных (свободных) экономических зон и территорий со специальным режимом инвестиционной деятельности на период до 2010 года, которая должна способствовать активизации процесса развития и оптимизации процесса создания СЄЗ и осуществление специальных режимов, в то же время предотвращая формирование избыточного их количества и неэффективную конкуренцию относительно привлечения инвесторов. Программа состоит из двух частей - Подпрограммы развития Украине специальных (свободных) экономических зон и Подпрограммы развития в Украине территорий со специальным режимом инвестиционной деятельности . Первая подпрограмма направлена на создание условий для экономического роста, развития внешнеэкономической деятельности, привлечения инвестиций (в том числе - иностранных), возобновления инновационных процессов, развития национального производства и экспортного потенциала, обеспечения занятости населения, улучшения социально-экономической ситуации в регионах.
Целью второй подпрограммы является определение и реализация государственной стратегии в сфере формирования территорий приоритетного развития со специальным режимом инвестиционной деятельности, согласованной с программами социально-экономического развития и структурной перестройки экономики Украины, концепциями государственной региональной экономической политики: научно-технологического и инновационного развития.
Ее основным заданием является улучшение экономической деятельности в регионах и отработка механизмов предоставления дополнительных функций управления местным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления.
Реализация подпрограммы будет способствовать практическому воплощению государственной политики в сфере перестройки территорий со специальным режимом инвестиционной деятельности в Украине. Функционирование основанных территорий со специальным режимом инвестиционной деятельности даст возможность до 2010 года дополнительно обеспечить работой 304,3 тыс. человек, увеличить производство продукции на сумму 25 млрд гривен, инвестировать свыше 13,7 млрд долларов США.
Получившие большое развитие в настоящее время в Российской Федерации ОЭЗ являются одной из разновидностей более широкого понятия - СЭЗ.
Свободная экономическая зона - часть территории страны с особым действующим режимом, который регулируется специальным законодательством, охватывающим таможенное регулирование, налогообложение, лицензирование, визовое оформление, банковскую деятельность, управление свободной зоной и другие вопросы.
При всем многообразии СЭЗ, действующих в мире, выделяют ряд общих для всех критериев: во-первых, это локальность территории, где создается зона; во-вторых, более льготный правовой и финансовый режим; в-третьих, наличие определенной специализации предпринимательской и инвестиционной деятельности .
Опыт использования СЭЗ в развитых и развивающихся странах принципиально различается. В развитых странах создание СЭЗ используется в основном как инструмент региональной политики с целью повышения уровня экономического и социального развития региона.
В развивающихся странах главными целями создания СЭЗ являются достижение более высокого уровня индустриализации и включение страны в международную торговлю. При этом главным источником инвестиций являются иностранные капиталы. В развитых странах в связи с тем, что главной целью создания СЭЗ является попытка придания импульса экономического развития отдельной территории, их главной движущей силой являются государственные дотации, национальный частный капитал, кредиты, а не иностранные инвестиции.
Структура и виды СЭЗ достаточно разнообразны. В литературе выделяют до 30 различных видов и подвидов, которые можно свести к пяти основным: торговые, промышленно-производственные, технико-внедренческие, сервисные и комплексные .
Торговые зоны в виде свободных таможенных зон появились в XVII- XVIII вв. и относятся к зонам первого поколения. Термин «зоны свободной торговли» используется с начала XIX в и широко распространен в мире.
Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда те стали заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью. Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах, получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Современная модель таких зон берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г. в ирландском аэропорту «Шеннон». Наибольший эффект от таких зон был получен в новых индустриальных странах (Япония, Южная Корея, Китай и др.).
Логика образования ЭПЗ определялась экономической стратегией развивающихся стран, когда в конце 1960-х гг. возникла необходимость стимулирования промышленного экспорта и обеспечения занятости за счет притока иностранных компаний.
Технико-внедренческие зоны относятся к зонам третьего поколения (1970-80-е гг.). Они создавались стихийно, как в США, а также специально при государственной поддержке вокруг крупных научных центров, как в Японии или Китае. В них концентрировались национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные компании, которым предоставлялась единая система налоговых и финансовых льгот.
Наибольшее число таких зон функционирует в США, Японии и Китае. В США они называются технопарками, в Японии - технополисами, в Китае - зонами развития новой и высокой технологии.
Всего в США функционирует более 80 подобных зон, крупнейшей и наиболее известной в мире является технопарк «Силиконовая долина», где производится около 20% всех средств вычислительной техники и компьютеров, производимых в мире.
В Японии в рамках специальных правительственных программ создано более 20 технополисов на базе ведущих научных организаций. В Китае в 1990-е годы было создано более 50 зон развития новой и высокой технологии.
Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.
К числу таких зон относятся офшорные зоны и налоговые гавани. Роль и значение таких зон оценивается достаточно неоднозначно. В настоящее время они оцениваются как инструмент отмывания «грязных денег», уклонения от уплаты налогов и разного рода банковских афер.
Более подробно офшорные зоны будут рассмотрены в гл. 9.
Комплексные СЭЗ появились сравнительно недавно, в начале 1980-х гг. Их особенностью является то, что льготный режим хозяйствования устанавливается на территории отдельного административного образования. Большинство из них образовалось на базе зон с экспортно ориентированной обрабатывающей промышленностью и представляют собой более высокую степень организации. Отличие комплексных СЭЗ от других форм состоит в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности.
К числу таких зон относят пять специальных экономических зон и несколько «открытых районов» Китая, зону «Манаус» в Бразилии, территорию «Огненная земля» в Аргентине и др. 1
Общее число СЭЗ в мире установить достаточно трудно из-за терминологического разнообразия и сознательного сокрытия информации о них отдельными странами. Вместе с тем даже имеющаяся информация позволяет говорить о взрывном росте числа СЭЗ в мире, особенно в 1990-х гг. За 20 лет (с 1966 до 1986 г.) число зон увеличилось с двух до 176, т.е. в 88 раз. За последующие 20 лет их число увеличилось до 5174 в 2004 г., т.е. почти в 30 раз .
В мире накоплен большой опыт создания и функционирования СЭЗ разных видов. Для нашей страны особый интерес представляет опыт, накопленный в Китае (КНР), где в настоящее время действует четыре специальные экономические зоны, 27 открытых приморских городов, 14 зон свободной (беспошлинной) торговли, 53 зоны высоких и новых технологий, более 70 научно-технических зон для специалистов, получивших образование за границей, 38 зон переработки продукции, СЭЗ Хайнань и другие. Как видно, в Китае используются самые различные виды СЭЗ.
Создание особых экономических районов стало важным шагом в модернизации страны. Целью их создания является привлечение иностранных инвестиций, ввоз передовых высоких технологий, заимствование управленческого опыта зарубежных партнеров, создание дополнительных рабочих мест для граждан Китая, повышение профессионального уровня кадров и общего уровня хозяйствования.
В настоящее время в КНР на долю зон высоких и новых технологий приходится более 4% национального ВВП и 10% совокупной стоимости экспорта и импорта. Китайские СЭЗ сегодня превратились в главную движущую силу развития сферы высоких и новых технологий, о чем свидетельствует тот факт, что их экономические показатели с 1991 г. возрастали в среднем на 40% ежегодно