Реформа жкх портал управления домами. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Что нужно знать о реформе ЖКХ
Сектор жилищно-коммунального хозяйства подлежит различным реформам уже на протяжении десятилетий, но несмотря на все предпринимаемые усилия по модернизации, данная отрасль так и остается малоэффективной. Непродуктивное расходование бюджетных средств, необходимость в работающих инструментах управления жилищным фондом, государственная и муниципальная монополия, высокая доля износа жилого фонда стали предпосылками к запуску программы «Реформа ЖКХ».
Запуск проекта «Реформа ЖКХ»
Проект стартовал в России с 2010 года, когда Правительство РФ и Всемирный банк заключили соглашение о реализации соответствующей программы.
Внедрением мероприятий реформы занимается Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, созданный 21 июля 2007 г.
Данная государственная корпорация призвана стимулировать формирование эффективных методов управления жильем и переход на ресурсосберегающие технологии.
В начале проекта участвовало 14 городов:
десять «основных»: Братск, Волжский, Иваново, Набережные Челны, Нефтеюганск, Новокуйбышевск, Оренбург, Саранск, Тула, Чебоксары;
четыре «резервных»: Архангельск, Димитровград, Пятигорск и Череповец.
Проект осуществлялся в два этапа:
Институциональный : проведение реформ жилищно-коммунального комплекса за счет собственного бюджета при техническом содействии экспертов, финансируемых за счет средств проекта.
Инвестиционный : направление инвестиций в объекты инфраструктуры ЖКХ из средств проекта, ориентируясь на инвестиционные планы городов.
Уже в процессе исполнения программы во всех 14 городах было достигнуто ощутимое улучшение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Так, например, в городе Набережные Челны были реконструированы разводящие сети водоснабжения и напорные коллекторы двух канализационно-насосных станций. Это позволило снизить уровень аварийности коллекторов и обеспечить бесперебойное водоотведение стоков города .
Проект по реконструкции тепловых сетей был реализован в городе Нефтеюганск. Благодаря этому существенно повысилась бесперебойность снабжения тепловой энергией посредством сокращения потерь тепла, снижения уровня утечек и общей аварийности сетей .
Примеры успешных реконструкций можно найти в любом из перечисленных городов. Проведенный комплекс мероприятий в значительной степени повлиял на программу реформирования и сферу ЖКХ в городах-участниках программы:
практически полная ликвидация задолженности по социальным выплатам ЖКХ;
разработаны муниципальные планы инвестиций в коммунальную инфраструктуру;
увеличено число многоквартирных домов, которые обслуживают профессиональные управляющие компании;
Получив положительные результаты и опыт, накопленный в ходе реформирования, государство развивает данную реформу в других регионах и городах России.
Основные направления и перспективы реформы ЖКХ
Проект «Реформа ЖКХ в России» направлен на реализацию следующих направлений:
переход коммунального сектора на рыночные отношения;
увеличение доли участия частного бизнеса;
стимулирование конкуренции;
улучшение качества коммунальных услуг;
ликвидация образовавшихся монополий в отрасли;
обновление жилищно-коммунального комплекса;
развитие института эффективного собственника;
капитальный ремонт жилого фонда;
ввод и эксплуатация энергоэффективных технологий;
сохранение системы соцзащиты и поддержка льготных слоев населения.
В соответствии Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» многоквартирный дом – совместная собственность владельцев помещений в нем.
Из этого следует, что во владении собственников квартир находится весь дом. Они ответственны за его состояние и обязаны в положенное время обеспечивать проведение капремонта. Для реализации данных прав законодательство наделило собственников широким перечнем полномочий. Но в процессе приватизации значительная часть жилого фонда передавалась в ветхом виде. Следовательно, собственники не обладают необходимыми ресурсами для проведения ремонта и соответствующими навыками модернизации жилой инфраструктуры в таком состоянии.
Одним из пунктов данной реформы, как мы уже упоминали выше, является внедрение рыночных механизмов в систему ЖКХ. Что впоследствии должно привести к переходу на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг. В результате реформы расходы граждан на жилищно-коммунальные услуги могут увеличиться в среднем на 20-25 %. При этом для социально-незащищенных категорий продолжит работать система компенсационных выплат.
Стандарт раскрытия информации
Сейчас любой гражданин может посмотреть информацию о деятельности своей управляющей компании и сведения по конкретному дому.
Это регламентируется Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731 , которое обязаны исполнять управляющие организации, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
В Стандарте указаны виды информации об управлении домом, которые в обязательном порядке должны быть размещены в свободном доступе для жильцов. Необходимо обеспечить доступность и сохранность данных в течение 5 лет. К ним относятся:
основная информация об организации (название, адрес, организационно-правовая форма и др.);
список домов в управлении и общие сведения о каждом из них (адрес, количество этажей, уровень благоустройства, год и др.);
данные о выполняемых работах и предоставляемых услугах;
информация о коммунальных услугах;
сведения об эксплуатации общего имущества дома;
информация о капремонте общего имущества, если управляющая компания – исполнитель работ;
данные об общих собраниях собственников дома;
годовые отчеты;
информация об устных выговорах, письменных предписаниях, штрафах или дисквалификации (если таковые имеются).
Также в документе перечислены необходимые источники:
официальный портал Реформа ЖКХ;
стенд в офисе компании.
Иными словами, управляющие компании должны иметь сайт и быть зарегистрированы на официальном сайте проекта «Реформа ЖКХ». Невыполнение данных требований влечет за собой штрафные санкции.
Портал «Реформа ЖКХ» - цели создания и особенности работы. Пошаговая иллюстрированная инструкция для регистрации УК на официальном сайте «Реформа ЖКХ» и раскрытия необходимых сведений. Как получить на портале информацию о своем доме и управляющей компании – читайте в нашей статье.
из статьи вы узнаете:
В нашей стране уже несколько лет работает портал «Реформа ЖКХ». Он создан по инициативе правительства и предназначен для размещения информации управляющими компаниями. Для УК требование о внесении на сайт необходимых сведений обязательно. Однако многие организации продолжают игнорировать это предписание закона, поэтому часть информации остается нераскрытой.
Реформа ЖКХ в России
Задача сайта «Реформа ЖКХ» заключается в упрощении для обычного человека процедуры получения сведений о своем доме. Всю необходимую информацию сюда вносят управляющие организации, которые проходят необходимые регистрационные процедуры. Гражданам регистрация не требуется. Чтобы найти на сайте интересующую информацию, достаточно вписать в поисковую строку адрес дома. Если он введен правильно, то появляются сведения о нем и о деятельности УК.
«Реформа ЖКХ» - официальный сайт для раскрытия информации управляющими организациями, разработанный под контролем Фонда содействия реформированию ЖКХ. Он нужен не только для того, чтобы УК размещали сведения о себе и домах, а жильцы знакомились с ними. На сайте все интересующиеся могут также отслеживать ход происходящих в отрасли реформ.
Портал имеет несколько разделов. Во вкладке «Мой дом» можно найти основные сведения об МКД и деятельности обслуживающей его УК (проводящихся работах и оказывающихся услугах). Вкладка «Мой управляющий» позволяет узнать больше об управляющей организации. Здесь же приводится рейтинг УК, на который можно ориентироваться в процессе смены такой компании. Рейтинг составляется путем оценки эффективности работы организаций.
Вскоре после запуска официального сайта на нем появились дополнительные разделы. Сейчас на портале можно:
- следить за процессом переселения из домов, исчерпавших свой ресурс и признанных непригодными для проживания;
- изучать в отдельной вкладке все, что касается капитального ремонта – как в целом по стране (руководящие документы, статистика, новости), так и в конкретном доме (он выбирается через поисковую строку);
- знакомиться с материалами о ведущейся в РФ модернизации коммунальной инфраструктуры;
- изучать статистическую и аналитическую информацию, касающуюся управления многоквартирными домами в разных регионах. Для облегчения восприятия сведения предоставляются с использованием современных возможностей инфографики.
Регистрация на официальном сайте реформы ЖКХ
Размещать информацию на портале могут только авторизированные пользователи. Для этого управляющей организации необходимо зарегистрироваться, чтобы затем иметь возможность входить на сайт по уникальным логину и паролю. Регистрация новых пользователей происходит в два этапа.
Ввод логина, e-mail и пароля. Кроме этого, указываются полностью фамилия, имя и отчество человека, который осуществляет регистрацию. В завершении вводится стандартный код с картинки, позволяющий отсечь попытки массового автоматического получения аккаунтов недобросовестными пользователями.
На указанную электронную почту отправляется сообщение, с помощью которого активируется учетная запись.
Отправка заявки на регистрацию управляющей организации. Для этого нужно вписать название УК и ее ИНН. Администратор сайта проверяет поданную информацию и при соответствии сведений одобряет заявку.
Если заявка отклоняется, то в поле «Комментарий» указывается причина. Например, при проверке администратор может выяснить, что организации с указанным ИНН не существует. В таком случае открывается возможность для редактирования и повторной подачи заявки. Это позволяет оперативно исправить ошибочно введенный номер и другие сведения, чтобы успешно зарегистрироваться на портале «Реформа ЖКХ».
При одобрении заявки ее податель получает статус администратора управляющей компании. Ему предоставляется возможность по раскрытию сведений об организации, доме и ведущейся работе.
Раскрытие информации на официальном сайте реформы ЖКХ
Освоение «Рабочей области».
Переход в «Рабочую область» осуществляется через личный кабинет во вкладке «Организации». У администратора УК есть возможность самому указать сведения о его организации или назначить операторов. Во втором случае внесением информации будут заниматься именно эти дополнительные пользователи.
По любым моментам, касающимся действий в «Рабочей области» на сайте «Реформа ЖКХ» есть необходимые инструкции. С ними можно ознакомиться как в текстовом виде, так и в качестве видеороликов. Все это очень наглядно, поэтому у пользователей обычно не остается каких-либо вопросов.
Раскрытие информации об управляющей организации.
В «Рабочей области» выбирается вкладка «Мои организации», в котором указаны все УК, закрепленные за администратором. При открытии нужной организации можно перейти к заполнению ее анкеты. Внесенные сюда сведения и их изменения публикуются в течение семи рабочих дней с момента выполнения записей администратором.
Раскрытие информации по многоквартирным домам.
В «Рабочей области» имеется вкладка «Мои дома», в которой можно вносить сведения об имеющихся в управлении МКД. В список при необходимости добавляются новые дома, для которых указывается:
- регион;
- адрес;
- управляющая компания;
- площадь.
При нажатии кнопки «Открыть» напротив конкретного дома открывается его анкета, куда вносится необходимая информация. Изменения раскрытых сведений вступают в силу в те же сроки, что и в предыдущем пункте – в течение 7 дней с момента ввода соответствующей информации администратором.
Здесь же можно по нажатию кнопки «Прекратить управление» убрать дом из списка обслуживаемых объектов.
«Мой дом» на сайте реформы ЖКХ
Во вкладке «Мой дом» на сайте «Реформа ЖКХ» содержится полный набор сведений о каждом многоквартирном доме в России. Пользователю сайта достаточно набрать адрес, и он сможет выяснить:
- текущее техническое состояние здания;
- список работ, которые должна проводить на объекте управляющая организация;
- дату проведения капитального ремонта и перечень выносимых на него мероприятий, и многое другое.
«Мой дом» включает подраздел «Паспорт», куда вносятся все технические сведения. Здесь можно уточнить год возведения здания, его конструктивные особенности, характеристики имеющихся инженерных сетей, наличие общедомовых счетчиков различных ресурсов и многое другое.
В этой же вкладке прописывается кадастровая информация. К дому обязательно относится прилегающий земельный участок. Его описание также имеется на сайте «Реформа ЖКХ». Здесь же указываются присутствующие элементы благоустройства, например, детская и спортивная площадка и прочее.
Вкладка «Мой дом» содержит подраздел «Управление», где должна выкладываться рабочая документация управляющей организации:
- договор управления;
- список работ, которые проводятся в доме;
- протоколы общедомовых собраний в хронологическом порядке.
Кроме общих сведений о количестве проведенных и запланированных работ указывается также их стоимость. Возможность видеть финансовую информацию – это один из главных инструментов контроля со стороны простых жильцов. Если управляющая компания допускала какие-то нарушения в работе, и они оказались зафиксированы, то сведения об этом тоже остаются на «Реформе ЖКХ». Они будут храниться вместе с информацией о штрафных санкциях.
На сайте размещается архив важных данных о доме и процессе управления им. Управляющие компании могут меняться, но сведения о прошлых УК будут оставаться доступными для ознакомления.
Во вкладке «Мой дом» на сайте «Реформа ЖКХ» недавно появился подраздел «Домовая книга». К ней по понятным причинам доступ могут получить только зарегистрированные пользователи.
Важный для владельцев квартир подраздел касается капитального ремонта. Вкладка «Мой дом» позволяет ознакомиться с тем, какие работы по капремонту проведены и запланированы, в какое время они будут выполняться и сколько стоить. Тут же отражаются суммы, полученные от собственников в качестве оплаты на текущее время.
«Мой управляющий» на сайте реформы ЖКХ
В разделе «Мой управляющий» на портале «Реформа ЖКХ» можно ознакомиться с наиболее полной информацией о работающих в городе УК. Все организации приводятся в виде алфавитного списка с указанием следующих основных данных:
- название УО;
- число находящихся в управлении домов;
- общая площадь обслуживаемых МКД;
- рейтинг по пятибалльной шкале.
УК сортируются в таблице по любому из перечисленных параметров. Например, можно выбрать организации с наиболее высоким рейтингом или максимальным числом подконтрольных домов.
При нажатии на название УК производится переход на ее страницу. На ней можно во всех подробностях ознакомиться с особенностями работы организации. В том числе, здесь приводится следующая информация:
- перечень конкретных МКД, находящихся под управлением;
- перечень МКД, ранее бывших в управлении этой компании;
- ФИО руководителя, адрес, все контактные данные;
- общие сведения, в том числе, номер лицензии;
- основные финансовые показатели;
- зафиксированные нарушения (этот раздел заполняет сама организация, она же отвечает за достоверность информации).
На странице каждой УО на сайте «Реформа ЖКХ» приводится ее текущий рейтинг. Он обновляется ежедневно в автоматическом режиме. Итоговая цифра рейтинга выводится на основе имеющейся информации о масштабе работы компании, ее эффективности, финансовой устойчивости, прозрачности и репутации. На эти показатели можно ориентироваться при выборе новой УК для своего дома.
О том, как собирать взносы в фонд капитального ремонта , читайте в отдельной статье.
- Условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ
- Региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов
- Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда
- Порядок принятия решений о приостановлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда
Современный этап реформы ЖКХ "запущен" Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" , который в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок ее создания и деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Для достижения этих целей государством создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, которая на безвозмездной основе осуществляет слудующие функции:
- рассматривает представленные субъектами Российской Федерации заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда;
- принимает решение о соответствии заявок и прилагаемых к заявкам документов установленным требованиям;
- принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок;
- осуществляет методическое обеспечение подготовки субъектами Российской Федерации заявок и прилагаемых к заявкам документов;
- осуществляет мониторинг реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также выполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда;
- осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.
Средства поддержки выделяются тем регионам, а затем муниципалитетам, которые на деле создают у себя рынок жилищно-коммунальных услуг. Поощряют конкуренцию среди управляющих компаний, поддерживают товарищества собственников жилья, в общем, выполняют основные условия Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ, по которому реформируется жилищно-коммунальное хозяйство России.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ Фонд должен был действовать до 1 января 2012 года и подлежать ликвидации, однако, учитывая накопленный положительный опыт его работы было внесено ряд изменений, предусматривающих в итоге продление срока действия Фонда до 1 января 2026 года.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 270-ФЗ , изменяются условия и порядок предоставления финансовой поддержки за счёт средств Фонда. В частности, уточняется определение аварийного жилищного фонда:
"аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации",
а к условиям предоставления финансовой поддержки за счёт средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства относятся:
- реализация региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
- осуществление работ по формированию и проведению государственного кадастрового учёта земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома;
- проведение мероприятий, связанных с установкой коллективных (общедомовых) приборов учёта потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг;
- проведение мероприятий, касающихся обеспечения осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предусмотренных жилищным законодательством,
а также ряд некоторых других мероприятий, направленных на повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Новости по теме
Популярные ответы на вопросы по ЖКХ
Что выгоднее жильцам?Если же в вашем доме будет учреждено товарищество собственников жилья, то оно самостоятельно будет разрабатывать смету расходов на год, которая должна утверждаться общим собранием членов товарищества. Вы вправе будете не только знать, как расходуются ваши деньги, но и потребовать в любой момент проверки хозяйственной деятельности вашего товарищества. А правление обязано ежегодно перед вами отчитываться в своей деятельности на общем собрании...
Портал Административной реформы в Российской Федерации о совершенствовании государственного управления: ar.gov.ru
Одним из ключевых факторов успешного экономического развития России является качество государственного управления. Новые рыночные условия предъявляют более высокие требования к эффективности государственного аппарата и самой исполнительной власти.
За последнее десятилетие тематика совершенствования государственного управления по сложившейся практике и особенностям правового регулирования разбивалась на несколько базовых блоков: административная реформа, реформа государственной службы, электронное правительство, бюджетная реформа. Как показал опыт реализации данных реформ, их содержательное пересечение по составу мероприятий, подходам, идеологии больше не позволяет их разделять на отдельные частные реформы. Объектом реформирования становится государственный сектор со всеми его компонентами – государственной службой, финансами, системой управления, информационными ресурсами.
Ключевые направления совершенствования системы государственного управления были обозначены в программных документах – «Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы» и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
При этом центральными направлениями совершенствования системы государственного управления, по которым ведется систематическая работа, остаются:
- снижение избыточного государственного регулирования;
- повышение качества государственных услуг;
- повышение эффективности органов власти;
- повышение информационной открытости.
Оптимизация предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций
Размещению в федеральном реестре и регламентации подлежат не только государственные и муниципальные услуги, предоставляемые по запросам граждан и предпринимателей, но и другие функции, которые предполагают непосредственное взаимодействие органов власти с физическими и юридическими лицами (прежде всего, контрольные и надзорные полномочия, связанные с проведением проверок).
На федеральном уровне насчитывается 809 государственных услуг и функций, связанных с непосредственным взаимодействием органов власти и граждан. По каждой из государственных функций и услуг федеральными органами исполнительной власти в Федеральном реестре государственных услуг (функций) и на Портале государственных и муниципальных услуг размещена информация.
Всего в региональном разделе федерального реестра размещена информация более чем о 22531 услуге (функции) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На муниципальном уровне в Сводный реестр внесены сведения более чем по 177717 муниципальным услугам (функциям).
Организация предоставления государственных услуг по принципу «одного окна»
Основной идеей создания системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.
Создаваемые на территории Российской Федерации МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем, популярность МФЦ постоянно растет.
В настоящее время МФЦ может быть учреждение любой организационной правовой формы, соответствующее требованиям к функциям МФЦ, помещениям МФЦ, к взаимодействию МФЦ с заявителем и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и прочим условиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закреплены особенности организации предоставления государственных услуг в МФЦ, функции, права и обязанности МФЦ, требования к соглашениям о взаимодействии, а также обязанности органов, предоставляющих государственные услуги и муниципальные услуги, в том числе их обязанность предоставлять МФЦ необходимые для осуществления госуслуг сведения и доступ к информационным системам, содержащим такие сведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены требования к функционированию МФЦ в целях обеспечения единообразного применения таких требований в каждом из МФЦ на территории страны, в том числе требования к материально-техническому обеспечению МФЦ, к информационно-коммуникационным технологиям, применяемым в деятельности МФЦ, к взаимодействию МФЦ с организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, к количеству окон обслуживания, режиму работы, к площади, зонированию, к расположению МФЦ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» определены вопросы взаимодействия МФЦ с органами государственной власти, местного самоуправления, заключения соглашений о взаимодействии, а также утверждены перечни услуг, предоставление которых организуется в МФЦ. Утвержденные перечни включают в себя наиболее массовые и востребованные населением услуги, предоставление которых организуется во всех МФЦ страны.
Основными функциями МФЦ являются:
- прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
- представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
- представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями;
- информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, о ходе выполнения запросов о предоставлении госуслуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
- взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении госуслуг;
- выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- прием, обработка информации из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Работа МФЦ строится по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление услуг федерального, регионального, муниципального уровня осуществляется в одном месте. Таким образом, МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг.
Межведомственное взаимодействие организуется на основе соглашений, фиксирующих порядок документационного и информационного обмена, предельные сроки выполнения необходимых административных процедур и ответственность органов и МФЦ при предоставлении государственных услуг.
По состоянию на 1 января 2016 г. на территории Российской Федерации создано 2 684 центра и 10130 офисов государственных и муниципальных услуг. Значение показателя охвата населения «одним окном» составило более 94%.
В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2013 года Минэкономразвитием России выполнены работы по созданию единого бренда для системы МФЦ в Российской Федерации. В рамках проекта разработан единый для всех регионов страны бренд МФЦ, ставший отражением существующих возможностей и особенностей новой организации системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ по жизненным ситуациям заявителей.
Идея общего бренда системы МФЦ заключается в том, что документы нужны людям в важные и значимые моменты их жизни. Первый паспорт, свадьба, рождение ребенка, свое дело или новый дом - в этих ситуациях людям важно получить нужные им документы без проблем и как можно быстрее вернуться к решению своей текущей жизненной ситуации. Система МФЦ стремится быть надежным спутником человека на протяжении всей жизни, быть рядом и делать процесс получения документов простым и необременительным.
Этой логике соответствует и текущее совершенствование нормативной-правовой базы, определяющее новую организацию системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ. Скоро гражданину в рамках его жизненной ситуации не нужно будет обращаться в разные организации, чтобы собрать все необходимые ему документы, а будет достаточно обратиться в один МФЦ. Для этого в нормативные-правовые акты внесены правки, расширяющие текущий перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ в рамках девяти основных жизненных ситуаций: рождение ребенка , смена фамилии , выход на пенсию , индивидуальное жилищное строительство и земельно-имущественные отношения , утрата документов , открытие своего дела (малое предпринимательство) , смена места жительства , утрата близкого человека , приобретение жилья .