Информационное обеспечение деятельности налоговых органов. Информационные системы в налоговых органах - реферат. Комплекс “Ведение Государственного реестра предприятий”
(Загузов Г. В.) («Административное и муниципальное право», 2008, N 4)
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Г. В. ЗАГУЗОВ
Загузов Георгий Валерьевич, соискатель кафедры финансового и административного права Всероссийской государственной академии Министерства финансов Российской Федерации.
Характерной особенностью современного периода развития Российского государства является интенсивное преобразование информационной сферы. Оно обусловлено не только широким внедрением в жизнь современных средств связи, вычислительной техники, систем телекоммуникации, но и проводимыми политическими и социально-экономическими преобразованиями России <1>. ——————————— <1> См.: Копылов В. А. Информационное право. М., 1997. С. 12.
В настоящее время при переходе общества к постиндустриальному этапу развития в условиях влияния современных информационных технологий на все сферы жизни общества, его политическую и экономические системы информатизация становится самостоятельным фактором развития социальных отношений. В настоящее время в развитых странах мира реализуются различные государственные программы, основной задачей которых является развитие электронного государственного управления. В России также создаются условия для формирования государственного управления, основанного на широкомасштабном использовании современных информационных технологий <2>. ——————————— <2> См.: Сериков С. Электронное государственное управление — состояние, перспективы, проблемы // Storage News. 2003. N 4.
Деятельность налоговых органов по исполнению фискальной и контрольной функций предполагает внедрение и использование современных информационных технологий. В юридической литературе и в правовых актах достаточно часто используется понятие «современные информационные технологии», под которыми принято понимать совокупность технических, программных, математических, организационных, правовых средств, кадровых ресурсов и методов, объединенных в единый технологический комплекс, обеспечивающий целенаправленный сбор, обработку, хранение, передачу и выдачу информации, необходимой в какой-либо сфере жизнедеятельности общества <3>. ——————————— <3> См.: Кулинко М. В. Теоретические основы использования современных информационных технологий и обеспечения информационной безопасности в органах внутренних дел (правовые и организационные аспекты): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002.
Фискальная и контрольная деятельность налоговых органов невозможна без информационного обеспечения, так как требует обработки колоссальных объемов информации. А информация, обрабатываемая налоговыми органами, обладает определенными особенностями, которые заключаются: — в регулировании специальными нормативными правовыми актами системы сбора, обработки, хранения, передачи, выдачи информации; — в соблюдении определенных сроков обработки информации в системе налоговых органов; — в логическо-правовой обработке входящей и исходящей информации с учетом требований действующих нормативно-правовых актов ФНС России. Поэтому дальнейшее совершенствование деятельности налоговых органов должно быть связано с внедрением электронного документооборота как части системы современных информационных технологий. Для этого в системе налоговых органов необходимо продолжать создание современной информационной системы, соответствующей требованиям действующего законодательства и улучшению служебной деятельности сотрудников налоговых органов. В связи с чем основой информационной деятельности налоговых органов должна стать технология централизованной обработки данных. Централизованная обработка данных налоговыми органами должна основываться на: 1) использовании и совершенствовании налоговыми органами автоматизированной информационной системы (АИС) по обработке информации. Автоматизированная информационная система выполняет функции единого комплекса сбора, хранения, обработки и распространения данных, используемых в деятельности налоговых органов, в следующих ключевых процессах: учет, контроль и обработка налоговых деклараций и отчетности; учет информации о налогоплательщиках, поступившей из внешних источников; контроль за уплатой налогов и сборов; регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и учет налогоплательщиков; информационное взаимодействие с налогоплательщиками; выявление нарушений законодательства о налогах и сборах; управление задолженностью; управление санкциями и взысканиями; 2) информационных ресурсах налоговых органов. Под информационными ресурсами понимаются отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). К основным информационным ресурсам должны относиться: — информация о налогоплательщиках, плательщиках сборов, налоговых агентах: Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый государственный реестр налогоплательщиков, идентификационный номер налогоплательщика, декларация о доходах, акты проверки уплаты налогов и сборов, суммы недоимки по налогам и сборам, данные о наложенных штрафах; — информация федеральных органов исполнительной власти: информация о заседаниях Правительства, Государственной Думы по вопросам налогообложения и организации работы налоговых органов; — информация оперативно-бухгалтерского учета: реестр поступлений платежей, акты сверки расчетов с налогоплательщиками, акты расчетов по бюджетным счетам, заключения, инкассовые поручения; — информация результатов налоговых проверок: отчеты и расчеты по налогам и сборам, распределение доначисленных сумм, справки о предоставлении деклараций, акты выездных налоговых проверок и решения по ним; — оперативно-правовая информация: исковые заявления в судебные органы, протоколы и постановления по делам об административных правонарушениях, протоколы и предписания о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в кредитных организациях; — информация, поступающая из банков: списки должников, не исполнивших обязательства по возврату кредитов, реестр взыскания задолженности по исполнительным листам, информация о юридических лицах, открывающих счета в банках, и т. д.; — информация, необходимая для организации работы налоговых органов: законодательство о налогах и сборах, нормативно-правовые акты Минфина России, иных органов исполнительной власти, аналитические записки и статистические данные, информация для вышестоящих органов и т. д.; 3) наличии электронных каналов связи, с использованием которых осуществляется передача электронных документов между налоговыми органами и налогоплательщиками. Электронные каналы связи можно рассматривать как составляющее термина «сети электросвязи», к которым относятся технологические системы, обеспечивающие передачу данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, звуковое и иные виды вещания <4>. ——————————— <4> См.: ст. 2 Федерального закона от 16 февраля 1995 г. «О связи» // Собрание законодательства РФ. 2003. N 28. Ст. 2895.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. «Об электронной цифровой подписи» <5> электронный документ — это документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме, электронная цифровая подпись (ЭЦП) — реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. ——————————— <5> См.: Собрание законодательства РФ. 2002. N 2. Ст. 127.
Полноправное использование электронных документов в документообороте как в системе налоговых органов, так и при взаимоотношениях с налогоплательщиками стало возможным с принятием Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об электронной цифровой подписи» и получило свое развитие в правовых документах Федеральной налоговой службы. Централизованная обработка данных в системе налоговых органов положительным результатом отражается на следующих направлениях работы: — при исполнении фискальной функции; — при осуществлении мероприятий налогового контроля; — при проведении информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками, в том числе с помощью внедрения новых информационных технологий; — при минимизации как материальных, так и человеческих ресурсов при обработке больших потоков информации, повышении ее достоверности, сокращении рутинного труда сотрудников налоговых органов; — при создании единого информационного пространства налоговых органов РФ путем образования дополнительного межрегионального уровня в информационной модели налоговых органов; — при создании дополнительных предпосылок для оптимизации структуры налоговых органов за счет их специализации и функциональной организации. Централизованная обработка данных должна создать массив полной информации о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, электронный паспорт налогоплательщика, т. е. обеспечить решение текущих задач налогового контроля. Таким образом, развитие централизованной обработки данных в системе налоговых органов РФ должно стать платформой для модернизации всей системы деятельности налоговых органов. Дальнейшее внедрение технологии централизованной обработки данных в деятельность налоговых органов должно сопровождаться и решением вопросов правового характера. Поэтому в правовом плане необходимо устранить препятствие по поступлению информации непосредственно в специализированные инспекции по централизованной обработке данных, минуя территориальные налоговые органы. Двойной учет, в инспекции ФНС России и МРИ по ЦОД, обеспечит без значительного изменения налогового законодательства перенаправление информационных потоков и обработку информации централизованным способом, что позволит оперативно принимать индивидуальные решения в отношении данных налогоплательщиков. Для решения этого вопроса необходимо разработать регламент ФНС России по информационному обслуживанию инспекций МРИ по ЦОД, а также порядок предоставления доступа к информационным ресурсам МРИ по ЦОД как налоговыми органами, так и сторонними организациями, предоставить право использования графических образов подписи руководителя и печати налогового органа по централизованной обработке данных, утвержденных ФНС России, внести изменения в Налоговый кодекс РФ в части обязательного представления налогоплательщиками в налоговые органы налоговых деклараций (отчетность) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Налоговые декларации и отчетность должны быть подготовлены самими налогоплательщиками с использованием специализированного программного обеспечения, предоставляемого налоговыми органами. Сдача отчетности в электронном виде имеет ряд преимуществ как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, так как: — программа, с помощью которой формируется электронная отчетность, позволяет проконтролировать правильность заполнения высылаемых документов; — документы можно отправить в налоговые органы в любой день недели и любое время суток; в течение нескольких дней можно провести с инспекцией сверку платежей; кроме того, избавляет налогоплательщиков от потери времени в очереди в пиковые дни сдачи налоговых деклараций и отчетности, а сотрудников инспекций ФНС России — от наиболее трудоемкой операции: ввода налоговой отчетности в автоматизированную информационную систему. Использование современных информационных технологий налоговыми органами требует и защиты информации, поступающей в налоговые органы, а именно обеспечения информационной безопасности. Поэтому одной из важнейших задач в сфере внедрения и использования современных информационных технологий является создание организационных и технических способов защиты информации, передаваемой по телекоммуникационным каналам связи в налоговые органы от налогоплательщика, на предмет ее защиты от утраты или разглашения. Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что информационное обеспечение деятельности налоговых органов в рамках развития и внедрения современных информационных технологий зависит от совершенствования налогового законодательства в направлении закрепления в правовых актах функций и полномочий налоговых органов в сфере аккумуляции, аналитической обработки и распространения информации, информационных баз данных, средств телекоммуникаций. Организационное развитие деятельности налоговых органов должно быть направлено на дальнейшее развитие модели специализированных налоговых органов, которые будут разрабатывать условия широкомасштабного внедрения электронного документооборота. Внутри структуры налоговых органов внедрение и использование современных информационных технологий должно неминуемо привести к повышению эффективности работы должностных лиц налоговых органов, что непосредственно повлияет на собираемость налогов, сокращение размеров потерь бюджета, связанных с уклонением налогоплательщиков от выполнения ими налоговых обязанностей.
——————————————————————
В. В. Нестеров,
директор Регионального вычислительного центра
Госналогслужбы России в Чувашской Республике
Мировой опыт показывает, что внедрение достижений информационных технологий (ИТ) является наиболее прогрессивным и экономически эффективным направлением в работе предприятий и организаций любой сферы деятельности, в том числе налоговых органов. Ускоренное развитие информационных технологий позволяет сделать вывод о том, что производительность и качество работы информационных систем (ИС) будут повышаться при незначительном росте их стоимости.
Сразу после образования Госналогслужбы России в 1991 году были определены следующие основные направления информатизации:
Создание ИС налоговой службы;
Разработка и внедрение новых эффективных ИТ;
Развертывание современной коммуникационной сети, обеспечивающей информационный обмен как внутри системы, так и с другими ведомствами России;
Подготовка кадров к работе в новой компьютерной среде.
Внедрение целевой комплексной программы информатизации в налоговых органах позволило обеспечить сбор и обработку больших объемов информации. Вместе с тем электронные образы документов, массивы аналитической, обработанной и обобщенной информации постоянно увеличиваются и накапливаются в налоговых инспекциях как на юридические, так и физические лица.
Эффективное и полноценное применение достижений ИТ потребует сложной многовариантной обработки практически всего этого объема информации. При этом для получения ответов на запросы работников налоговой инспекции особенно важна скорость реакции ИС ввиду того, что работа осуществляется в процессе диалога “компьютер-человек”.
В настоящее время отлажена и функционирует специализированная ИС - АИС “Налог”, которая служит основой информатизации Госналогслужбы России. Одна из основных частей АИС “Налог” создана для эксплуатации в инспекциях местного уровня - районных и городских, которые непосредственно занимаются работой по сбору налогов с физических и юридических лиц. Именно через ГНИ местного уровня проходит основной поток самых разнообразных документов - отчетных, платежных, справочных, нормативных, методических и др. В то же время они являются в силу организационной структуры обработки документооборота в Госналогслужбе России основными потребителями информационных технологий - в настоящее время практически все местные ГНИ (более 2700) эксплуатируют в промышленном режиме различные программные комплексы АИС “Налог”. Создание прикладных программных комплексов для данных инспекций - это исключительно трудоемкий процесс, так как организационная структура, экономическая и статистическая информация, циркулирующая как внутри инспекции, так и вне ее, пока слабо ориентированы на электронную обработку. Основным принципом проектирования является обязательное соблюдение действующего общегосударственного и налогового законодательств при формализации процессов работы инспекции.
Массовое внедрение достижений ИТ во все сферы хозяйственной деятельности человека приводит к тому, что ни одна организация не может не иметь компьютерных средств выхода на внешние электронные связи - каналы обмена информацией. Уже в настоящее время основной внешний межуровневый документооборот в Госналогслужбе России (от районной к региональной инспекции и далее в федеральные органы ведомства) проходит по электронным каналам.
Взаимодействие с государственными организациями является одним из условий, позволяющих обеспечить исполнение доходной части бюджетной системы страны. Основа решения этой задачи - осуществление организационных мероприятий по информационному взаимодействию между различными ведомствами. В настоящее время государственные органы имеют различные технические (программные и аппаратные) платформы, на основе которых созданы их ИС, в связи с чем возникает проблема их совместимости, которую необходимо решить на прикладном уровне ввиду того, что ее решение на физическом уровне представляется в настоящее время исключительно технически сложным и дорогостоящим мероприятием. Основными инструментами взаимодействия должны в этом случае стать прикладные форматы протоколов обмена, программные комплексы обмена и конвертации (преобразования) данных во внутреннее представление конкретной ИС (в ее базы данных).
Исключительно важно обеспечить конфиденциальность информации как при передаче и приеме, так и при использовании в других организациях и ведомствах. Основные информационные потоки поступают в Госналогслужбу России из Минфина России и его федерального казначейства, ФСНП России, ГТК России. При слиянии и взаимном обмене этих потоков возможно создание и совместное использование таких важных банков данных, как Государственный реестр налогоплательщиков и банк данных по нарушениям налогового законодательства. В перспективе возможен доступ налогоплательщиков к открытой информационно-справочной информации по вопросам налогообложения, а также переход к компьютерной технологии подачи налоговой отчетности.
Техническую основу информатизации Госналогслужбы России составляют в настоящее время локальные вычислительные сети, созданные на базе персональных компьютеров типа IBM PC. Основное системное программное обеспечение (ПО) - операционные системы фирм Microsoft (MS DOS и Windows 95 для рабочих станций) и Novell (NetWare для локальных сетей), хотя в ряде регионов получили распространение операционные системы типа UNIX и Windows NT. В качестве программных инструментов обработки информации используются различные системы управления базами данных (СУБД) - FoxPro, Clipper, MS SQL Server, Access, Informix, Oracle, Pick и др. Общесистемные и прикладные пакеты программ, входящие в состав ИС Госналогслужбы России, распространяются, как правило, централизованно.
Основные прикладные программные продукты функционируют по технологии “файл-сервер”, хотя начались централизованные разработки по технологии “клиент-сервер” (в некоторых регионах они внедрены самостоятельно). В последнее время все сильнее заявляют о себе чисто сетевые технологии обработки данных, в том числе с использованием глобальных, территориально широко распределенных сетей, например, Internet. Важное значение для внедрения таких технологий имеет наличие развитых телекоммуникационных средств со специальными средствами защиты информации, хотя физически они могут быть развернуты и в масштабах предприятия.
Использование глобальной международной сети Internet в информационной системе Госналогслужбы России имеет и другое важное назначение - оно позволит сделать доступными для населения страны нововведения в налоговой сфере. Информация, содержащаяся в сети Internet, доступна для пользователей, находящихся в самых отдаленных районах нашей страны. Внедрение технологии Internet позволит оперативно информировать о новых нормативных документах, касающихся налогового законодательства, обучать налогоплательщиков, оказывать им помощь при работе с налоговыми органами и т.д.
Прикладное программное обеспечение АИС “Налог”, разработанное в Региональном вычислительном центре Госналогслужбы России в Чувашской Республике
Вычислительный центр в г. Чебоксары был создан на основании приказа Министерства финансов РСФСР от 21.03.80 № 26/90 и до 1992 года занимался разработкой, внедрением, эксплуатацией и сопровождением автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР) и автоматизированных систем страховых органов (АСУ - Госстрах). В соответствии с распоряжением Президента РСФСР от 11.12.91 и по согласованию с Государственным Комитетом РСФСР по управлению государственным имуществом в целях разработки и поэтапной реализации единой научно-технической политики информатизации Госналогслужбы России центр был преобразован в Региональный вычислительный центр Государственной налоговой службы Российской Федерации в Чувашской Республике - РВЦ ГНС РФ в ЧР. С 1992 года РВЦ занимается разработкой, внедрением и сопровождением программного обеспечения, специально предназначенного для налоговых органов России. По состоянию на начало 1998 года более полутора тысяч инспекций в 73 регионах страны используют программное обеспечение, разработанное РВЦ.
Все программные продукты РВЦ проходят обязательную ведомственную сертификацию и подвергаются постоянному контролю как со стороны пользователей, эксплуатирующих данные программы, так и со стороны Госналогслужбы России. Вычислительный центр обеспечивает промышленный режим сопровождения эксплуатации программных комплексов - после прохождения всех технологических циклов создания или модификации ПО (проектирования, программирования и тестирования), программное обеспечение передается средствами электронной связи в центр дальнейшего распространения по регионам - в Фонд алгоритмов и программ (ФАП) Главного научно-исследовательского вычислительного центра ГНС РФ (ГНИВЦ ГНС РФ). Доработки ПО комплектуются по мере поступления предложений и замечаний пользователей с учетом изменений налогового законодательства и других нормативных актов, а также в целях повышения качества программ. РВЦ оказывает консультационные услуги с использованием средств связи - телефонных и электронных каналов. Основной информационный обмен ведется по электронной почте; создан собственный почтовый сервер в сети Internet. С помощью электронной почты передаются текстовые запросы и ответы, факсимильные документы в графическом виде (официальные письма), программные утилиты, специально написанные для конкретных регионов.
Основными программными комплексами РВЦ, которые эксплуатируются во многих регионах страны, являются:
АРМ работника налоговой инспекции (RNAL);
Ведение Государственного реестра предприятий (GRP);
Бухгалтерский учет исполнения сметы расходов (BU);
Учет и начисление заработной платы (ZPT);
Кадры (KADR);
Автоматизированное ведение делопроизводства в ГНИ (DELO).
Комплекс “АРМ работника налоговой инспекции”
Комплекс “АРМ работника налоговой инспекции” является программным продуктом РВЦ, получившим наибольшее распространение в налоговых инспекциях Госналогслужбы России. Первые версии комплекса были созданы в 1992 году. В настоящее время эксплуатируется в промышленном режиме версия 3.14. Пользователи отзываются об этом комплексе как о программном продукте, в полной мере отвечающем задачам, решаемым налоговыми инспекциями по учету и налогообложению юридических лиц. По данным Управления информационных технологий Госналогслужбы России на начало 1998 года пакет RNAL используется в 906 ГНИ 40 регионов страны. Программный комплекс стал в местных инспекциях многих регионов необходимым инструментом в технологическом процессе обработки налоговой информации.
Функционально комплекс состоит из нескольких подсистем, связанных на уровне общей технологии обработки данных:
Учет налогоплательщиков - юридических лиц (автоматизация работ по постановке на налоговый учет и включению юридических лиц в Государственный реестр предприятий);
Оперативно-бухгалтерский учет налогов (учет налогов, ведение лицевых карточек налогоплательщиков, книг по учету поступлений и возвратов и др.);
Учет результатов проверок (учет результатов документальных проверок юридических лиц, формирование графиков и составление отчетов по контрольной работе, учет административных нарушений налогового законодательства, контрольно-кассовых машин);
Ввод и контроль отчетов предприятий (сбор, контроль, хранение и анализ информации по результатам камеральных проверок, получение регламентных отчетов);
Функции администратора (системная поддержка эксплуатации всего программного комплекса - защита, сохранение и восстановление информации, настройка и др.).
Комплекс “Ведение Государственного реестра предприятий”
Программный комплекс “Ведение Государственного реестра предприятий” (GRP-IBM PC или GRP-MX-300) предназначен для автоматизации работ по постановке на налоговый учет и включению юридических лиц в Государственный реестр предприятий на местном (районном и городском) и региональном уровнях. Программа разработана в соответствии с методическими требованиями, определенными федеральными органами Госналогслужбы России (Управлением организации учета налогоплательщиков), и стала инструментом создания баз данных (БД) Государственного реестра предприятий в большинстве регионов России. В настоящее время информация, передаваемая на федеральный уровень, является основой для создания и поддержания в актуальном состоянии федеральной базы данных Государственного реестра предприятий. В регионах программа интенсивно используется для автоматизированного обмена запросами и ответами между различными государственными органами и ведомствами.
Основными функциями комплекса являются:
Автоматизированный ввод в базу данных;
Информационно-аналитическое обслуживание;
Обмен данными по стандартизированному протоколу;
Администрирование базы данных.
Комплекс “Бухгалтерский учет исполнения сметы расходов”
Комплекс программ “Бухгалтерский учет исполнения сметы расходов” (BU) предназначен для ведения бухгалтерского учета исполнения сметы расходов в ГНИ местного и регионального уровней. Комплекс совместим на уровне общих баз данных с программой “Кадры”, позволяет реализовать полный синтетический и аналитический учет (до пяти уровней аналитического учета) по всем счетам Плана счетов и решать все основные задачи бухгалтерского учета в ГНИ. В состав комплекса входит подсистема начисления заработной платы, которая обеспечивает полную автоматизацию данного процесса - ведение лицевых карточек, расчеты всех начислений с учетом различных надбавок, компенсаций, удержаний и др.
Программа “Учет и начисление заработной платы”
Программа предназначена для автоматизации процесса учета и начисления заработной платы в бухгалтериях небольших ГНИ. Она предъявляет минимальные требования к вычислительной технике, проста в освоении и эксплуатации. В последнее время отмечается тенденция перехода пользователей данной программы на работу с более мощным пакетом “Бухгалтерский учет исполнения сметы расходов”, в котором имеется подсистема начисления заработной платы.
Комплекс программ “Кадры”
Комплекс предназначен для автоматизации процессов деятельности отдела кадров или работников, ответственных за работу с кадрами, их учет и управление в ГНИ местного и регионального уровней. Программа совместима на уровне общих баз данных с комплексом “Бухгалтерский учет исполнения сметы расходов”.
Программа “Автоматизированное ведение делопроизводства в ГНИ”
Программа предназначена для автоматизации делопроизводства в различных подразделениях налоговых инспекций для решения задач по учету, систематизации, анализу и контролю исполнения входящей и исходящей информации - писем, заявлений, жалоб и других служебных документов.
Модернизация программных комплексов и их перевод на новые технологические платформы
Поддержка в актуальном состоянии существующих комплексов, находящихся в промышленной эксплуатации, необходима до полного внедрения иных программных продуктов во всех ГНИ. Этого мнения придерживаются также представители многих региональных налоговых инспекций (по Ростовской, Свердловской, Саратовской, Владимирской области и др.). Процесс поддержки ПО в актуальном состоянии можно разделить на две части:
Сопровождение эксплуатации программно-информационных комплексов;
Модернизация комплексов.
Текущее сопровождение программных комплексов включает предоставление консультаций подразделениям информатизации в региональных инспекциях и конкретным пользователям пакетов, доработки при изменениях налогового законодательства. В настоящее время, в период реформирования экономики, когда изменяется законодательство и выпускаются новые нормативные ведомственные акты, процесс сопровождения эксплуатации требует серьезных усилий как от разработчиков, так и от сотрудников налоговых инспекций. Создание “сверхгибкого” ПО не оправданно - не все нюансы новых законодательных актов смогут “вписаться” в любую сколь угодно гибкую и функционально полную основу программных комплексов. В любой гибкой системе данные “нюансы” все равно придется настраивать разработчикам или самим пользователям прикладных комплексов (администраторам, региональным отделам АИС “Налог”), а это - сложный и длительный процесс.
Модернизация ПО - это не просто дополнение собственно процесса сопровождения и в то же время доработка новых функций внедренных программных пакетов, но и переложение данных пакетов на новые технологические платформы, с чем согласились представители ряда регионов, высказавших свое мнение по проблеме модернизации (Республики Бурятия, Коми, Карелия, Чувашия, Владимирская, Омская, Ростовская, Саратовская, Свердловская области и др.). Перевод эксплуатируемых пакетов на новые технологические принципы является наиболее безболезненным методом адаптации АИС “Налог” (как системы) к современным информационным технологиям и к внедрению новых документов налогового законодательства (например, Налогового кодекса). При модернизации ПО обеспечивается сохранение привычных технологических приемов работы с налоговым документооборотом, соблюдается преемственность методов сопровождения существующих комплексов, выдержавших испытание временем, что позволит сотрудникам ГНИ легко переобучиться.
Длительность эксплуатации существующих комплексов обеспечивается корректностью соответствия алгоритмов, заложенных в ПО, основополагающим нормам ведомственных методик. При этом достигается математическая корректность расчетов, встроенных в технологические постановки ПО. Разработка совершенно новых пакетов такого класса трудоемкости при обеспечении абсолютной корректности налоговых расчетов потребует больших затрат (временных и материальных) на тестирование в реальных условиях и базах данных по всем регионам России.
Немаловажным фактором, обеспечивающим успех внедрения пакетов, является взаимопонимание на техническом уровне служб информатизации регионов и разработчика, которое достигается во время внедрения и сопровождения комплексов. Разработчик, имеющий опыт внедрения систем в регионах с разным техническим уровнем и темпами оснащения, понимает текущие проблемы этих регионов и задачи, которые эти регионы постоянно ставят перед ним.
В финансовом плане модернизация является более экономичным методом развития информационных технологий, чем новая разработка. Финансовые показатели, достигнутые в ходе выполнения Плана информатизации в 1997 году, по нашему мнению, подтверждают данный вывод. Разработка совершенно новых пакетов, направленных на внедрение технических или прикладных новшеств, стоит гораздо больше, чем решение тех же задач, но в рамках существующих программных пакетов. По нашему мнению, направление средств на модернизацию имеющихся программных пакетов является более перспективным и экономически целесообразным направлением информатизации в таком крупном ведомстве, как Госналогслужба России.
Как при переходе на новые технологические платформы, так и при внедрении новых налоговых методик и инструкций (Налогового кодекса) необходимо обеспечить правильность преобразования и сохранность имеющейся в ГНИ информации. В силу исключительной важности данных, имеющихся в настоящее время в подсистемах АИС “Налог”, это одна из главных задач. Несомненно, все налоговые инспекции, эксплуатирующие в настоящее время прикладные пакеты, как при переходе на новые технологические платформы, так и при внедрении новых налоговых методик будут настаивать на полноценном и правильном переводе информации, имеющейся в их базах данных. В большинстве крупных налоговых инспекций лицевые счета налогоплательщиков ведутся только на компьютерах - ценность данной информации исключительно велика, и потеря информации по этим данным невосполнима, так как возврат к ручной обработке практически не возможен. В подсистемах АИС “Налог” на местах используются большие объемы БД - например, на 1500 юридических лиц общий объем БД в местной ГНИ может достигать более 300 Мбайт, то есть в целом по стране объем может равняться (по нашим оценкам) 300 х 2000 = 300 Гбайт. Если в расчеты добавить данные по физическим лицам и БД регионального уровня (например, данные Государственного реестра предприятий), объем данных будет измеряться террабайтами. Конвертация такого объема разнородной информации представляет собой технически сложную задачу. Во всех прикладных пакетах имеются гибкие элементы - настройки, локальная нормативно - справочная информация. Алгоритмы конвертации, включаемые при переходе на новые технологические платформы или при крупных изменениях законодательства, например, таких как внедрение положений Налогового кодекса, становятся исключительно сложными и со множеством нюансов для каждого прикладного пакета. И чем более распространен пакет, тем больше этих нюансов необходимо учесть. Вместе с тем следует иметь в виду, что с экономической точки зрения выгодна разработка конверторов именно этих пакетов. Полноценные, корректно преобразующие конверторы могут быть созданы только самими разработчиками эксплуатируемых в настоящее время пакетов, что достигается в процессе их модернизации.
В течение определенного времени (различного для каждого региона) будет параллельно использоваться компьютерная техника разной мощности и класса. Проблема связана с наличием в эксплуатации большого количества персональных компьютеров типа i386 и i486. По данным Управления информационных технологий по состоянию на начало 1998 года они составляют около 60 % всего парка компьютеров. Использование этой техники с давно внедренными и эксплуатируемыми приложениями имеет экономический эффект. На это указывают представители многих региональных подразделений информатизации ГНИ. За научно - техническим прогрессом в сфере ИТ довольно трудно угнаться в таком крупномасштабном ведомстве, как Госналогслужба. Полная смена оборудования - это экономически сложная задача, предполагающая использование широкого спектра компьютерной техники - от ПК с i386 до мощных многопроцессорных серверов. Эксплуатация “файл-серверных” приложений (типа RNAL, PRO, NALOG) в ГНИ с небольшими объемами информации является в настоящее время экономически оправданной задачей. Данная техника может использоваться для работы программ, специально разработанных для обеспечивающих подразделений (бухгалтерии, отдела кадров, делопроизводства).
В настоящее время завершается работа над созданием интегрированного программно-информационного комплекса (ИПИК) местного уровня, разрабатываемого по технологии “файл-сервер”. В работе по ИПИК участвуют ГНИВЦ ГНС РФ и наша организация. Комплекс предназначается для автоматизации деятельности ГНИ района или города по налогообложению как юридических, так и физических лиц. Предполагается, что ИПИК будет устанавливаться в небольших и средних налоговых инспекциях страны. Разработка основной части комплекса базируется на адаптации программных пакетов RNAL и NALOG к их совместному функционированию. Все прикладные модули ИПИК используют общую нормативно - справочную информацию, единую базу данных Государственного реестра налогоплательщиков, банковских счетов, контрольно-кассовых машин, налоговой отчетности. Для внедрения ИПИК потребуется создание полноценных конверторов данных для основных программных пакетов централизованной разработки, которые сейчас эксплуатируются в налоговых инспекциях местного уровня - RNAL, PRO, NALOG. При этом следует иметь в виду, что при существующих масштабах документооборота технология “файл-сервер”, на основе которой создается ИПИК, не всегда будет удовлетворять требованиям, предъявляемым крупными налоговыми инспекциями.
Учитывая предложения ряда регионов (Владимирской, Омской, Свердловской, Саратовской, Ростовской, Ульяновской областей, Красноярского края, Республик Адыгея, Бурятия, Коми, Карачаево-Черкессия и др.), а также необходимость дальнейшей модернизации эксплуатируемых программных комплексов РВЦ начал по своей инициативе в 1997 году разработку интегрированного пакета для автоматизации деятельности ГНИ местного и регионального уровней по налогообложению юридических и физических лиц. В просьбах вышеуказанных регионов отмечалось, что для решения проблем, связанных с перегрузкой локальных сетей большими объемами информации, недостаточностью средств обеспечения целостности баз данных и отсутствием интегрированных функций учета и налогообложения, назрела необходимость создания пакета по новой технологии “клиент-сервер” на основе опыта промышленной эксплуатации существующих программ.
Окончание разработки первой очереди пакета запланировано на конец второго квартала 1998 года. ПО ориентировано на применение в средних и крупных налоговых инспекциях с использованием существующего технического оборудования и системного обеспечения - Windows NT, Windows 95, MS SQL Server. При проектировании основное внимание уделялось обеспечению полноты автоматизации главных технологических процессов налогообложения - учета налогоплательщиков, ввода и расчета платежных и отчетных налоговых документов, ведения лицевых карточек и получения регламентной ведомственной отчетности. Учитывались также предложения пользователей, накопленные РВЦ за пять лет сопровождения программных продуктов. Выполняя работу по согласованию технического задания на автоматизированное взаимодействие территориальных органов федерального казначейства, налоговых и финансовых органов, специалисты РВЦ спроектировали специализированные модули обмена, встраиваемые в подсистемы администрирования не только данного пакета, но и в ПО, разработанное для финансовых органов.
В состав первой очереди пакета входят следующие подсистемы:
Администрирование (ведение НСИ, доступ, настройка комплекса, обмен и взаимодействие с другими ведомствами);
Учет налогоплательщиков (Государственный реестр предприятий, учет физических лиц - предпринимателей, граждан, объектов налогообложения);
Ввод налоговых документов (отчетных, расчетных и всех иных документов налогоплательщика, передача их в подсистему оперативно - бухгалтерского учета);
Оперативно-бухгалтерский учет (учет поступлений, работа с лицевой карточкой, формирование выходных документов);
Отчетность (настройка и формирование);
Камеральные проверки юридических лиц (расчет начислений и их передача в подсистему оперативно-бухгалтерского учета);
Расчет начислений по налогам физических лиц;
Информационно-аналитическое обслуживание - запросная система.
Во второй очереди пакета планируется реализация подсистем “Документальные проверки”, “Административные правонарушения” и “Контрольно-кассовые машины”.
С более подробной информацией о Региональном вычислительном центре Государственной налоговой службы Российской Федерации в Чувашской Республике можно ознакомится в сети Internet по адресу http://rvcgns.chtts.ru.
Информационное обеспечение АИС «Налог» представляет собой информационную модель налоговых органов. Задачи информационного обеспечения системы налоговых органов зависят от основных функций, выполняемых ее структурами. Информационное обеспечение должно снабжать пользователей АИС информацией, необходимой для выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Система должна иметь возможность распределенного хранения и обработки информации, накопления информации в банках данных в местах использования, предоставления пользователям автоматизированного, санкционированного доступа к информации, одноразового ее ввода и многократного, многоцелевого использования. Должна быть обеспечена информационная взаимосвязь как между задачами, решаемыми каждой функциональной подсистемой, так и с внешними уровнями. Внешними по отношению к АИС «Налог» являются не только предприятия, организации и физические лица, но и такие органы, как налоговая полиция РФ, финансовые органы, банки, таможенные органы и т.д. Информационное обеспечение автоматизированной системы налогообложения, как и любой другой системы организационного типа, состоит из внемашинного и внутримашинного. Внемашинное информационное обеспечение -- это совокупность системы показателей, системы классификации и кодирования информации, системы документации и документооборота, информационных потоков. Внутримашинное обеспечение -- это представление данных на машинных носителях в виде разнообразных по содержанию и назначению специальным образом организованных массивов, баз данных и их информационных связей.
Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей, которые собираются, преобразуются и выдаются АИС для целей обеспечения деятельности налоговых органов. Показатели характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д. Показатели содержатся в документах, являющихся наиболее распространенным носителем исходной и результатной информации. В системе налогообложения функционирует унифицированная система документации, которая отвечает определенным требованиям к форме, содержанию, порядку заполнения документов. Унифицированные документы используются на всех уровнях системы. К ним можно отнести большинство документов, циркулирующих в налоговых органах, начиная от бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, представляемых налогоплательщиками в налоговые инспекции, и кончая отчетностью, составляемой налоговыми органами. Информационные потоки представляют собой направленное стабильное движение документов от источников их возникновения к получателям. Информационные потоки дают наиболее полную картину информационной системы налогообложения в связи с тем, что с их помощью выявляются пространственно-временные и объемные характеристики, отражается динамичность информационных процессов и их взаимодействие. Информационные потоки отражают организационно-функциональную структуру налоговых органов. Единицами информационных потоков могут быть документы, показатели, реквизиты, символы. Документы и содержащаяся в них информация классифицируются:
- а) по отношению к входу и выходу:
- * входные (поступающие в инспекции);
- * выходные (исходящие из инспекции).
- б) по срокам представления:
- * регламентные -- документы, для которых определен срок исполнения и представления.
К документам, выдаваемым по регламенту, можно отнести, например, отчеты «О поступлении налогов и других обязательных платежей в бюджеты РФ», «О результатах контрольной работы налоговых инспекций», «Структура поступлений основных видов налогов», «Недоимка по платежам в бюджет» и другие статистические отчеты, составляемые в налоговых органах;
- * нерегламентированные -- документы, исполняемые позапросам.
- в) по функциональным направлениям деятельности налоговой инспекции:
- * правовые и нормативно-справочные документы (законы, указы, постановления органов государственной власти и управления) и организационно-методические документы (приказы, директивы, инструкции, методики, решения коллегий ГНС и т.д.);
- * документы исчисления и учета поступления налогов, сборов и других платежей (лицевые счета плательщиков налогов, банковские документы, налоговые расчеты, декларации);
- * документы по контрольной работе инспекции (бухгалтерские отчеты, балансы, акты проверок предприятий и организаций, журналы учета контрольной работы);
- * другие виды документов.
Группирование документов по функциональным направлениям в соответствии с особенностями и назначением содержащейся в них информации определяет основные потоки информации в структуре управления функционированием налоговых органов.
Важной составляющей внемашинного информационного обеспечения является система классификации и кодирования. В условиях функционирования АИС методы, способы кодирования, рациональная классификация номенклатур должны служить полному удовлетворению запросов пользователей, сокращению временных и трудовых затрат на заполнение документов и эффективному использованию вычислительной техники, так как позволяют снизить объем и время на поиск информации, необходимой для решения задач, облегчить обработку информации. АИС «Налог» должна использовать единую систему классификации и кодирования информации, которая строится на основе применения:
- а) общероссийских классификаторов:
- * стран мира (ОКСМ);
- * экономических районов (ОКЭР);
- * объектов административно-территориального деления и населенных пунктов (СОАТО);
- * органов государственного управления (СООГУ);
- * отраслей народного хозяйства (ОКОНХ);
- * видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОВДП);
- * валют (ОКБ);
- * единиц измерений (СОЕЙ);
- б) ведомственных классификаторов:
- * форм собственности (КФС);
- * организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ);
- * доходов и расходов бюджетов в РФ (КДРБ);
- * типовых банковских счетов (КБС);
- * банков (КБ);
- в) системных классификаторов:
- * налогов и платежей (КНП);
- * объектов налогообложения (КОН);
- * налоговых льгот (КНЛ);
- * типов льгот по налогам (КТНЛ);
- * штрафных санкций (КШС);
- * идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН);
- * системы обозначения Государственных налоговых инспекций (СОГНИ).
Внутримашинное информационное обеспечение формирует информационную среду для удовлетворения разнообразных профессиональных потребностей пользователей системы налогообложения. Оно включает все виды специально организованной информации для восприятия, передачи и обработки техническими средствами. Поэтому информация представляется в виде массивов, баз данных, банков данных. По содержанию внутримашинное информационное обеспечение должно адекватно отражать реальную деятельность налоговых органов. Массивы, также как и содержащиеся в них данные, по степени устойчивости можно разделить на переменные и постоянные. Переменные содержат информацию, объем изменений в которой в течение года превышает 20 % годового объема. Массивы, содержащие остальную информацию, считаются постоянными (условно-постоянными). В переменных массивах содержится информация:
- * по результатам оперативного контроля, обеспечения полноты и своевременности поступления налогов, сборов, других платежей и отчетности;
- * по анализу и прогнозированию базы налогообложения и поступления налогов, сборов и других платежей;
- * по результатам контрольной работы налоговых органов;
- * по правовой практике налоговых органов и т.д. В постоянных массивах содержатся:
- * тексты законов, постановлений и указов Президента и Правительства РФ, постановлений местных органов власти, других правовых актов;
- * тексты решений коллегии ГНС РФ, приказов, распоряжений и планов;
- * тексты организационно-методических документов;
- * классификаторы, справочники и словари, используемые в АИС «Налог»;
- * данные Госреестра предприятий и учетные данные налогоплательщиков;
- * нормативно-справочная информация финансового, материально-технического обеспечения, учета и движения кадров. Основной формой организации данных для их накопления, обработки и хранения в ЭВМ должны быть базы данных (БД). Базы данных состоят из массивов. Структурирование данных в информационные массивы БД должно осуществляться в соответствии со следующими требованиями:
- *объединения в единую БД данных, характеризующихся общим физическим смыслом и реализующих информационную технологию одного или нескольких взаимосвязанных процессов деятельности налоговых органов;
- * полноты и достаточности обеспечения информацией должностных лиц налоговых органов, в пределах номенклатуры данных, содержащихся во входных документах;
- * организации данных в информационные структуры и управления ими путем использования систем управления базами данных (СУБД) и обеспечения информационной совместимости между различными базами данных;
- * организации данных в БД с учетом существующих информационных потоков между объектами АИС «Налог» и внутри налоговых органов;
- * обеспечения информационной совместимости с данными, поступающими с внешних уровней, с которыми взаимодействует данная система;
- * выполнение принципа системности и однократного ввода -- данные, используемые несколькими задачами, должны быть структурированы в общесистемные структуры и поддерживаться, средствами программного обеспечения. Функциональный и информационный состав БД зависит от специфики каждого рабочего места и от квалификации специалиста. К профессиональным БД в налоговых органах относятся:
- * базы исходных и отчетных данных по налоговым поступлениям в разрезе разделов и параграфов бюджетной классификации, бюджетов, территорий, временных периодов по регламентированным отчетным формам;
- * базы оперативных данных по налоговым поступлениям;
- * базы писем, прецедентов, ответов, предложений по налоговому законодательству,
- * базы производных и интегрированных данных на основе отчетных форм;
- * базы документов внутреннего пользования различного назначения и т.д.
Работа таких баз данных обеспечивается специальным программным обеспечением.
Значительное место в информационном обеспечении АИС «Налог» занимают информационно-справочные системы. Для их функционирования создают:
- * БД по законодательным и нормативным актам по налогообложению;
- * БД инструктивных и методических материалов;
- * БД по общеправовым вопросам.
Особенностью этих баз данных является то, что они активно используются всеми подразделениями налоговой инспекции.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ РОССИИ
Чл.-корр. МАИ В. Ф. ПИЛИПЕНКО
В начале 90-х годов в Российской Федерации образованы федеральные органы налоговой полиции как правоохранительная структура и составная часть сил обеспечения эргономической безопасности государства, совершенно новое ведомство в структуре государственных органов.
В соответствии с Российским законодательством на указанную структуру возложено решение следующих задач:
Выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
Обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, зашита их должностных лиц от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;
Государственная защита должностных лиц налоговых органов, федеральных органов налоговой полиции и их близких;
Выявление, предупреждение и пресечение коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции.
Информационно-аналитическая работа (ИАР) занимает ключевое положение в обеспечении федеральных органов налоговой полиции своевременной и объективной информацией для использования в процессе оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и документально-проверочной деятельности.
В предлагаемом материале раскрывается организация ИАР в Федеральной службе налоговой полиции (ФСНП) России и ее органах на местах по состоянию на начало 1999 года. В настоящее время осуществляется комплекс организационно-штатных и материально-технических мероприятий по ее совершенствованию.
1. Задачи, правовые основы и основные направления деятельности информационно-аналитических подразделений федеральных органов налоговой полиции.
Нормативно-правовую основу деятельности ФСНП, включая информационно-аналитические подразделения федеральных органов налоговой полиции, составляют:
3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации
4. Нормативные документы исполнительных органов государственной власти и управления
5. Ведомственные и межведомственные нормативные документы
Нормативно - правовая база определяет и регулирует организацию и содержание ИДР в федеральных органах налоговой полиции по следующим основным направлениям:
Целенаправленный сбор, накопление, обработка, анализ и обобщение сведений о подготовке и совершении налоговых преступлений и правонарушений (объекты и субъекты преступлений):
Подготовка информационно-аналитических материалов и документов, направляемых для информирования и принятия решений в органы государственной власти по актуальным проблемам в сфере налогообложения, относящимся к компетенции федеральных органов налоговой полиции;
Информационные ресурсы федеральных органов налоговой полиции представляют собой систему:
Типовых банков данных общего пользования;
Локальных банков данных оперативного назначения;
Банков данных внешних организаций. .
Их формирование, ведение и использование в интересах федеральных органов налоговой полиции составляет основное содержание информационной работы ИАП.
Сбор и обработка первичной информации осуществляется преимущественно по безбумажной технологии. В настоящее время 82 территориальных органа ФСНП России передают информацию по нарушениям налогового законодательства на магнитных дискетах, по налоговым преступлениям - 80 органов (по состоянию на конец 1997 года, соответственно, 40 и 59 органов).
Ежегодный прирост накапливаемой в бачках данных информации составляет около 37%. Количество запросов только в ИАУ ФСНП России превысило 12 тысяч и по сравнению с 1997 годом возросло на 67%.
Для обеспечения формирования сводных (ежеквартальных) статистических отчетов отработана технология представления информации в электронном виде.
Важным направлением информационной работы является получение из банков данных внешних организаций информации, необходимой для решения оперативно-служебных задач и совершенствования информационного обслуживания подразделений федеральных органов налоговой полиции. Как правило, такая работа ведется на основе двусторонних соглашений об информационном взаимодействии.
В рамках Соглашения осуществляется взаимодействие с Госкомстатом России, в частности, ФСНП России были переданы необходимые данные для актуализации словарной системы, проведена работа по уточнению используемых в органах налоговой полиции общероссийских классификаторов.
Проводится работа по поддержанию в актуальном состоянии имеющихся правовых баз данных Минюста России.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральном банке данных о нарушениях налогового законодательства Российской Федерации " от 10 февраля 1998 года N 169 ФСНП России формирует и ведет федеральный банк данных о нарушениях налогового законодательства Российской Федерации (ННЗ РФ), который является федеральным информационным ресурсом. В целях практической реализации этого постановления подготовлены и согласовываются с заинтересованными организациями проекты Положения о федеральном банке данных о ННЗ РФ и Инструкции о порядке формирования банка данных о ННЗ РФ.
4. Правовые основы и содержание поэтапной разработки и создания информационной системы федеральных органов налоговой полиции "ИСИНПОЛ".
Основным средством ИAP ФСНП России является создаваемая в соответствии с утвержденным Техническим заданием информационная система федеральных органов налоговой полиции - "ИСИНПОЛ". Ее создание начато с момента образования Главного управления налоговых расследований (ГУНР) при Государственной налоговой службе Российской Федерации.
Создание программно-технической платформы ИСИНПОЛ. Французскими участниками (BULL S. A.) выполнены все поставки оборудования по контракту в полном объеме. Введены в эксплуатацию вычислительные комплексы в 76 территориальных органах ФСНП России. Общее количество поставленного оборудования составляет: около 4500 персональных компьютеров (рабочих станций), 410 серверов, 264 локальных вычислительных сети.
Работы в рамках первой очереди проекта ИСИНПОЛ решают вопросы создания каркаса информационной системы на федеральном, региональном и территориальном уровнях. Местные органы налоговой полиции в городских и районных звеньях управления пока не оснащены средствами информатизации. Поэтому в рамках второй очереди проекта ИСИНПОЛ предстоит оснащение местных органов налоговой полиции, а также большой объем работ по технорабочему проектированию функциональной части системы - типовым прикладным задачам и подсистемам, а также комплексу мероприятий по информационной безопасности (совместно с ФАПСИ).
АРМ Руководитель.
Основу ИСИНПОЛ составляет межрегиональная информационно-вычислительная сеть (МИВС), реализующая принципы централизованной и территориально распределенной обработки и хранения данных. Центры управления МИВС размещаются на федеральном и региональном уровнях ИСИНПОЛ.
МИВС состоит из совокупности взаимосвязанных локальных вычислительных сетей, в составе которых осуществляется функционирование банков данных общего пользования федерального, регионального и территориального уровней и локальных банков данных по линиям работы подразделений федеральных органов налоговой полиции на каждом уровне иерархии системы. Формирование и ведение банков данных общего пользования и локальных банков данных линейных подразделений осуществляется посредством АРМ, обеспечивающих также решение всей совокупности функциональных задач соответствующих подразделений.
Формирование многоуровневой системы банков данных и объединение их в единое информационное пространство является ключевым направлением создания ИСИНПОЛ.
Выполнение функций, которые должны реализовываться в рамках эксплуатации ИСИНПОЛ, может быть обеспечено только при наличии и надежном функционировании системы связи и передачи данных.
МИВС как межрегиональная многофункциональная система изначально создавалась в качестве технологического инструмента поддержки решения общих взаимосвязанных задач, стоящих перед ФСНП России.
Основным системообразующим звеном МИВС на региональном уровне является региональный центр, объединяющий соответствующий корпоративный контингент пользователей - сотрудников территориальных органов.
Системообразующим звеном МИВС на территориальном уровне является узел системы, на который замкнуты местные органы налоговой полиции.
Система управления МИВС в целом и ее участками построена на принципах сочетания организационных и технологических методов и средств управления.
Структура системы управления МИВС ФСНП России иерархическая, древовидная. Часть полномочий по управлению делегируется с вышестоящего уровня на нижестоящий.
Организационную основу управления составляет система администрирования МИВС ФСНП России, Положение о которой утверждено приказом ФСНП России от 16 апреля 1997 года N 118.
Технологическую основу системы управления МИВС ФСНП России составляет единая интегрированная система - ISM (Integrated System Management), установленная на федеральном и региональных уровнях, а также специальное программное обеспечение в составе операционных систем.
1. Понятие информационных систем и их классификация
2. Функции информационных систем
3. АИС в налогообложении
1. Понятие информационных систем и их классификация
По-гречески система (Systema) – это целое, составленное из частей. Другими словами, система есть совокупность элементов, взаимосвязанных друг с другом и таким образом образующих определенную целостность. Количество элементов, из которых состоит система, может быть любым, важно, чтобы они были между собой взаимосвязаны. Примеры систем: техническое устройство, состоящее из узлов и деталей; живой организм, состоящий из клеток; коллектив людей; предприятие; государство и т.д.Cистемы очень разнообразны, но все они обладают рядом общих свойств.
Элемент системы – часть системы, выполняющая определенную функцию. Элемент системы может быть сложным, состоящим из взаимосвязанных частей, т.е. тоже представляет собой систему. Такой сложный элемент часто называют подсистемой.
Организация системы – внутренняя упорядоченность и согласованность взаимодействия элементов системы. Организация системы проявляется, например, в ограничении разнообразия состояний элементов в рамках системы.
Структура системы – совокупность внутренних устойчивых связей между элементами системы, определяющая ее основные свойства. Например, в иерархической структуре отдельные элементы образуют соподчиненные уровни и внутренние связи образованы между этими уровнями.
Целостность системы – принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств ее элементов. В то же время свойства каждого элемента зависят от его места и функции в системе.
(ФЗ от 20,02,1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации") Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Экономическая информационная система (ЭИС) - это совокупности внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.
Автоматизированной информационной системой (АИС) называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства, информационные ресурсы, а также персонал обеспечивающий поддержку динамической информационной модели предметной области для удовлетворения информационных потребностей пользователей.
В автоматизированных ИС часть функций управления и обработки данных выполняется компьютерами, а часть человеком.
Классификация систем, как и любая классификация, может проводиться по различным признакам. В наиболее общем плане системы можно разделить на материальные и абстрактные.
Материальные системы представляют собой совокупность материальных объектов. Среди материальных систем можно выделить неорганические, органические и смешанные. Важное место среди материальных систем занимают социальные системы с общественными отношениями (связями) между людьми. Подклассом этих систем являются социально-экономические системы, в которых общественные отношения людей в процессе производства являются связями между элементами.
Абстрактные системы – это продукт человеческого мышления: знания, теории, гипотезы и т.п.
По временной зависимости различают статические и динамические системы. В статических системах с течением времени состояние не изменяется, в динамических системах происходит изменение состояния в процессе ее функционирования.
Динамические системы с точки зрения наблюдателя могут быть детерминированными и вероятностными (стохастическими). В детерминированной системе состояние ее элементов в любой момент полностью определяется их состоянием в предшествующий или последующий момент времени. Иначе говоря, всегда можно предсказать поведение детерминированной системы. Если же поведение предсказать невозможно, то система относится к классу вероятностных (стохастических) систем.
Любая система входит в состав большей системы. Эта большая система как бы окружает ее и является для данной системы внешней средой. По тому, как взаимодействует система с внешней средой, различают закрытые и открытые системы. Закрытые системы не взаимодействуют с внешней средой, все процессы, кроме энергетических, замыкаются внутри системы. Открытые системы активно взаимодействуют с внешней средой, что позволяет им развиваться в сторону совершенствования и усложнения.
По сложности системы принято делить на простые, сложные и большие (очень сложные).
Простая система – это система, не имеющая развитой структуры (например, нельзя выявить иерархические уровни).
Сложная система – система с развитой структурой, состоящая из элементов – подсистем, являющихся в свою очередь простыми системами.
Большая система – это сложная система, имеющая ряд дополнительных признаков: наличие разнообразных (материальных, информационных, денежных, энергетических) связей между подсистемами и элементами подсистем; открытость системы; наличие в системе элементов самоорганизации; участие в функционировании системы людей, машин и природной среды.
Информационные системы могут быть классифицированы по множеству признаков.
По характеру использования информации информационные системы можно разделить на информационно-поисковые и информационно-решающие системы.
Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделить два класса: управляющие и советующие.
Управляющие информационные системы вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерен тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером могут служить система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета.
Советующие информационные системы вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.
По характеру обрабатываемых данных выделяют информационно-справочные системы (ИСС) и системы обработки данных (СОД). ИСС выполняют поиск информации без ее обработки. АИСОД осуществляют как поиск, так и обработку информации.