Охарактеризуйте фонд обязательного медицинского страхования. Финансы онлайн. Финансовый справочник. Управление финансами. Список использованной литературы
Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден постановлением Правительства РФ 29 июня 1998 г. № 857 "Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования". Руководство деятельностью Федеральным фондом осуществляется правлением и исполнительной дирекцией во главе с исполнительным директором (назначается Правительством по согласованию с правлением). Контроль за деятельностью Фонда осуществляет ревизионная комиссия. Отчеты о доходах и расходах Федерального фонда представляются сначала в Правительство РФ, а затем в Государственную Думу.
Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлена на выполнение следующих функций:
- финансовое обеспечение установленных Законом РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования;
- обеспечение реализации Закона "О медицинском страховании граждан РФ"; достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;
- обеспечение финансовой устойчивости системы медицинского страхования;
- аккумуляция финансовых средств Федерального фонда медицинского страхования;
- финансирование целевых программ.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
- части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;
- ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
- добровольных взносов юридических и физических лиц;
- доходов от использования временно свободных финансовых средств;
- поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
- Выплату з.платы; начисления на з.плату и прочие выплаты работникам мед.организаций, работающим в системе ОМС
- На приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, личного инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов.
- На оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в мед.организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в мед.организации).
- На оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества
- На арендную плату за пользованном имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников мед.страхования, установленного законодательством РФ
- Прочие расходы
- Приобретение оборудования стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу
Еще по теме 43. Характеристика фонда медицинского страхования:
- 2.2. Характеристика государственных,муниципальных финансов и страхования
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - обособленное некоммерческое государственное финансово-кредитное учреждение.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - это юридическое лицо, имеющее самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в Центральном банке РФ и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, бланки и штампы установленного образца.
ФФОМС необходим для реализации политики государства в области обязательного медицинского страхования граждан как одной из частей программы государственного социального страхования.
ФФОМС осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ .
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет следующие функции:
· принимает участие в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
· аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, обеспечивает собственную финансовую устойчивость за счет формирования использования в случае необходимости резервов.
· обладает правом начислять и взыскивать со страхователей для неработающих граждан недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, штрафы и пени;
· устанавливает формы отчетности и определяет порядок ведения учета и порядок ведения отчетности оказанной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
· издает нормативные правовые акты и методические указания в соответствии с полномочиями, установленными законодательством РФ;
· ведет единый регистр застрахованных лиц, единый реестр медицинских организаций,
· имеет право на обработку персональных данных застрахованных лиц;
· проводит проверку достоверности информации, предоставленной субъектами, контролирует соблюдение законодательства субъектами обязательного медицинского страхования;
· иные функции .
Система ОМС в России
В настоящее время медицинское страхование осуществляется в России в двух формах: обязательном (ОМС) и добровольном (ДМС). ОМС является всеобщим и реализуется по единым правилам и программам ОМС. Программы включают «гарантируемый» объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам. ДМС обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг сверх установленных программами ОМС. ДМС может быть коллективным и индивидуальным.
В качестве участников программы медицинского страхования выступают:
Застрахованные -- все граждане РФ как потребители медицинских услуг;
Страхователи -- юридические и физические лица; для работающих -- предприятия, учреждения, организации, для неработающих -- органы исполнительной власти;
Страховая медицинская организация (СМО), которая обязана заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным и оплачивать оказанную услугу в случае наступления страхового случая;
Медицинское учреждение, которое лечит застрахованного и получает денежные средства от СМО;
Федеральный и территориальный фонды ОМС.
Страхователями при ОМС являются: для неработающего населения (пенсионеры, дети, студенты, инвалиды, безработные) -- органы государственной власти всех уровней; для работающего населения -- работодатели (предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью).
Страхователями при ДМС выступают сами граждане (индивидуальное страхование) или работодатели, представляющие интересы своих работников. При этом работодатели могут финансировать ДМС только при наличии прибыли, так как лишь она может быть источником средств на ДМС. ДМС осуществляется различными страховыми компаниями, получившими лицензию на данную деятельность.
Документом, дающим гарантии человеку предоставление медицинской помощи в рамках ОМС или ДМС, является страховой полис.
Для сбора обязательных страховых взносов в системе ОМС созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования -- ФФОМС и ТФОМС. Денежные средства ФФОМС являются государственной собственностью. Страхователи перечисляют отчисления в ФФОМС и ТФОМС. ТФОМС переводит средства на счета страховых медицинских организаций (СМО). СМО -- это организации, имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. СМО выплачивают медицинским учреждениям деньги за лечение граждан. В целом финансирование в рамках обязательного медицинского страхования представлено на рисунке 2.
Рисунок 2. Взаимодействие участников системы ОМС
С принятием Закона РСФСР от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» в стране впервые было введено медицинское страхование, которое осуществляется в двух видах - обязательном и добровольном.
Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью обязательного социального страхования. Оно призвано обеспечивать всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами ОМС.
Обязательное медицинское страхование в стране является всеобщим для населения страны. Оно осуществляется за счет двух основных финансовых источников. Первый источник - это ассигнования из государственного бюджета. Они предназначены главным образом на страхование неработающих и иных категорий граждан, определяемых законом. Вторым наиболее существенным финансовым источником этого вида страхования являются страховые платежи работодателей (всех форм собственности) за своих работников, а также платежи, осуществляемые гражданами, самостоятельно обеспечивающими себя работой.
Обязательное медицинское страхование осуществляется на основе договорных отношений между субъектами данного вида страхования. В качестве таких субъектов выступают: 1) застрахованные граждане (работающие и неработающие); 2) страхователи (работодатели, индивидуальные предприниматели и иные категории самозанятого населения), исполнительные органы субъектов РФ, местная администрация районов (городов), муниципальные органы; 3) страховщик (федеральный фонд ОМС). Участниками ОМС являются: территориальные фонды ОМС (ТФОМС); страховые медицинские организации (СМО); медицинские организации (МО). Страховая медицинская организация признается таковой, если она: 1) имеет специальную лицензию, дающую ей право осуществлять деятельность в сфере ОМС; 2) заключила соответствующие договоры в сфере ОМС; 3) включена в реестр СМО. Страховая медицинская организация может осуществлять отдельные полномочия страховщика, которые предусмотрены законодательством.
Медицинские организации (организации любой организационно-правовой формы; индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой) допускаются к сфере ОМС при соблюдении ими двух главных условий: 1) наличие права на осуществление медицинской деятельности; 2) включение в реестр МО, осуществляющих деятельность в данном страховании.
Цель договора ОМС заключается в организации и финансировании предоставления застрахованным работающим гражданам медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам ОМС.
Таким образом, Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании» определены правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения страны. Цель ОМС заключается в том, чтобы гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи и финансировать профилактические мероприятия.
В последние годы ПФР также финансирует дополнительные платежи на ОМС неработающих пенсионеров, получающих трудовую пенсию по старости 1 . Тем самым частично оплачиваются некоторые расходы на оказание медицинской помощи неработающим пенсионерам.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы специальные органы - фонды ОМС. Финансовые средства таких фондов формируются за счет страховых платежей, которые с 1 января 2001 г. поступали от страхователей в составе ЕСН. Исчисление, уплата (перечисление) страховых взносов и их тарифы с 1 января 2010 г. регулируются Федеральным законом от 24 июля 2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
- Он утратил силу с 1 января 2011 г. в связи с принятием Федерального законаот 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании».
2.2.1 Характеристика фондов обязательного медицинского страхования, их правовой статус
Медицина - область науки и лечебной практики, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Понятие медицины связано с понятием здравоохранения.
Здравоохранение - система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека. Здравоохранение в СССР было организовано на высоком уровне, на принципах бесплатной и общедоступной медицинской помощи и профилактическом направлении медицины. За годы Советской власти в России (1918-1990) создана материально-техническая база здравоохранения, развернута сеть больниц и амбулаторно-поликлинических учреждений (поликлиник, диспансеров, профилакториев), создана санитарно-эпидемиологическая служба, сеть учреждений для оказания специализированной медицинской помощи (родильные дома и др.). В России и других республиках СССР ликвидированы особо опасные инфекции (оспа, туберкулез и др.). Значительно снизилась заболеваемость инфекционными болезнями, снизилась общая детская и материнская смертность, увеличилась продолжительность жизни людей. Здравоохранение представляло собой регламентируемые государством мероприятия преимущественно в области противоэпидемиологической работы. На промышленных предприятиях, в совхозах, в сельских населенных пунктах были созданы здравпункты (врачебные, фельдшерские) для оказания первой врачебной помощи при внезапных заболеваниях.
В стране бурно развивалась медицинская наука. Для подготовки специалистов по медицине в столице и в ряде городов России были созданы медицинские высшие учебные заведения.
Политические и экономические разрушительные реформы в России коснулись и здравоохранения, его материально-технической базы. Бесплатное медицинское обслуживание пошло на сокращение, стало увеличиваться платное медицинское обслуживание.
Реформы в России сопровождаются нарастанием проблем в социальной области. Сократилась продолжительность жизни людей в России. Так, средняя продолжительность в России жизни мужчин в 1990 году была 63,9 года, в 2000 году она сократилась до 58,9, что на 3 года меньше, чем в Индии и на 13 лет меньше, чем в Финляндии, на 5 лет меньше, чем было в России в 1990 году.
Средняя продолжительность жизни женщин в 1990 году в России была 74,2 года, в 2000 году - уже 72,4 года. По данным Госкомстата России, численность безработных в 1992 г. была 3,8 млн человек, в 1999 г. - 9,1 млн человек, что составляет 15% экономически активного населения.
Возросла заболеваемость населения, появились ранее не известные для населения России болезни (СПИД, новообразования, болезни крови, облучения). Снизилась рождаемость, увеличилась смертность от сердечно-сосудистых заболеваний.
Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья от любой причины.
Медицинское страхование ставит целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая (т.е. заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных государственных средств и финансирование профилактических мероприятий.
Медицинское страхование в Российской Федерации введено в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан РСФСР» (в ред. Закона РФ от 2 апреля 1993 г.). Закон определяет правовые, экономические и организационные основы заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения в охране здоровья граждан, поэтому и стороны при договоре медицинского страхования аналогичны договору обычного страхования.
Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения Российской Федерации.
Объектом медицинского страхования служит страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.
Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного медицинским страхованием, служит специальный Фонд медицинского страхования.
В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РСФСР», вступившим в действие с 1 января 1993 года, в России создаются фонды обязательного медицинского страхования:
· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
· территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Правовой базой этих фондов является: Положение, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от Т24 февраля 1993 г. № 4543-1.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является юридическим лицом. Он подотчетен Правительству РФ. Средства Фонда находятся в государственной собственности. Фонд работает на основе Устава.
Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден постановлением Правительства РФ 29 июня 1998 г. № 857 «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования».
Руководство деятельностью Федеральным фондом осуществляется правлением и исполнительной дирекцией во главе с исполнительным директором (назначается Правительством по согласованию с правлением).
Контроль за деятельностью Фонда осуществляет ревизионная комиссия.
Отчеты о доходах и расходах Федерального фонда представляются сначала в Правительство РФ, а затем в Государственную Думу.
Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлена на выполнение следующих функций:
1) финансовое обеспечение установленных Законом РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования;
2) обеспечение реализации Закона «О медицинском страховании граждан РФ»; достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;
3) обеспечение финансовой устойчивости системы медицинского страхования;
4) аккумуляция финансовых средств Федерального фон да медицинского страхования;
5) финансирование целевых программ.
Основная функция Федерального фонда состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
1) части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;
2) ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
3) добровольных взносов юридических и физических лиц;
4) доходов от использования временно свободных финансовых средств;
5) поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются по решению органов государственной власти субъекта РФ. Положение о территориальных фондах обязательного медицинского страхования утверждено постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1993 г. В регионах (областях, краях, республиках) могут создаваться филиалы.
Территориальный фонд создается для финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Руководство деятельностью Фонда осуществляется правлением и его исполнительным директором. Контроль осуществляет ревизионная комиссия. Состав правления утверждается законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования выполняет следующие функции:
· аккумулирует финансовые средства территориального фонда на обязательное медицинское страхование;
· осуществляет финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования;
· осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
· выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
· совместно с налоговыми органами осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением в территориальный фонд страховых взносов;
· осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом и другими территориальными фондами.
Для выполнения своих функций территориальный фонд может создавать в городах и районах свои филиалы.
Финансовые средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования формируются за счет:
· части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством РФ;
· страховых взносов предприятий и организаций;
· бюджетных ассигнований;
· кредитов банков и иных кредиторов;
· страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемых органа ми исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления с учетом программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в бюджетах на здравоохранение;
· иных поступлений (штрафы, пени, от вкладов на депозит).
Размер страховых взносов определяется федеральным законом по представлению Правительства РФ.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивает в Фонд правительства субъектов РФ и местная администрация за счет средств, предусмотренных в бюджетах.
От уплаты на обязательное медицинское страхование освобождаются общественные организации инвалидов и находящихся в собственности этих организаций предприятия, созданные для осуществления их уставных целей.
Страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования перечисляются на собирательные счета Федерального и территориального фондов, открытые в расчетно-кассовых центрах (РКЦ) или учреждениях банков, обслуживающих налоговую инспекцию данной территории.
Расходование средств Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с их бюджетами, утвержденными соответственно федеральным законом и законом субъектов Федерации.
Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в фонды возложен на Государственную налоговую службу РФ.
В структуре поступлений преобладающую долю составляют страховые взносы (более 9/10).
В состав расходной части федерального бюджета включаются: расходы на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов, на выполнение целевых программ по оказанию медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Законом «Об обязательном медицинском страховании» предусмотрено образование страховых медицинских компаний, учредителями которых выступает местная администрация. Осуществлять деятельность такие компании могут лишь при наличии лицензий на обязательное медицинское страхование. Их задача состоит в подборе дееспособных медицинских учреждений, быть посредником между территориальным фондом и медицинским учреждением.
Средства территориального фонда направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация.
Всем гражданам России по месту жительства или по месту работы компания выдает страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем войдет, как минимум, «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.
Однако введение новой системы медицинского обслуживания в ряде регионов население не одобряет. Медицинские страховые компании в системе обязательного медицинского страхования, по мнению Министерства здравоохранения РФ, не нужны, их роль могут выполнять сами фонды, без посредников.
Следует отметить, что наряду с обязательным медицинским страхованием есть добровольное медицинское страхование, введенное с 1 октября 1992 года.
Добровольное медицинское страхование осуществляется за счет прибыли (доходов) предприятий и личных средств граждан путем заключения договоров. Оно позволяет гражданам получить дополнительные медицинские услуги сверх установленных обязательным медицинским обслуживанием, может быть коллективным и индивидуальным. Размер страховых взносов устанавливается соглашением сторон.
2.2.2 Перспективы развития здравоохранения
В ближайшие пять лет здравоохранение, возможно полностью перейдёт на страховые принципы финансирования. О дальнейшем реформировании системы рассказал руководитель Федерального фонда обязательного страхования (ФОМС) Дмитрий Рейхарт. Обязательное медицинское страхование было введено в России 15 лет тому назад как дополнительный источник финансирования здравоохранения. Однако это не повлияло на улучшение качества обслуживания в российских клиниках, и всё большую популярность приобретают частные медицинские центры. На совещании в Клину президент Дмитрий Медведев выразил недовольство действующей системой ОМС. «Пока претензии идут либо к главврачу, либо к местным властям, а люди не совсем понимают, зачем вообще нужны страховые компании», - возмутился президент. По мнению Медведева, для многих россиян медицинские страховые полисы воспринимаются просто как бумажки. Поэтому он считает, что нужно заставить страховые организации выполнять закон и работать для пациента.
Участники Федерального фонда ОМС обозначили приоритеты развития отрасли на ближайшие годы. Первое, что предстоит сделать, это обеспечить одинаковое качество медуслуг на всей территории страны. Как пояснил Дмитрий Рейхарт, Министерство здравоохранения и социального развития уже готовит единые медико-экономические стандарты оказания помощи. Вторая задача - перевод здравоохранения исключительно на страховое финансирование. Сейчас больницы и поликлиники получают средства сразу из нескольких источников. По данным Минздравсоцразвития, в 2007 году в общем объёме финансирования федеральные средства составили 18,1%, доля консолидированного бюджета - 45,3%, ОМС - 36,6%.
Однако начиная с 2011 года все денежные потоки будут концентрироваться в ФОМС и затем распределяться между лечебно-профилактическими учреждениями на основе тарифа. «Мы хотим сделать так, чтобы деньги следовали за пациентом», - сказал г-н Рейхарт. - Оказали помощь, выставили фонду счёт». Введение «подушевых нормативов» повлечёт за собой повышение тарифов на оказание медпомощи, утверждает глава ФОМС. Они должны покрывать реальные затраты медецинских учреждений. Несомненно, затраты ФОМС существенно увеличатся, что потребует увеличения поступлений в фонд. Сейчас с Федеральный ФОМС поступает 1,1% единого социального налога и 2% - в территориальные фонды. Чтобы перейти на 100% финансирование клиник, нужно повысить нормативы отчислений как минимум в два раза.
И, наконец, будет реализовано право пациента на выбор клиники и врача. Для этого планируется ввести единый страховой полис, с которым гражданин сможет обратиться как в государственную больницу, так и частную клинику. Негосударственные медучреждения, «встроенные» в систему ОМС, будут бесплатно оказывать минимальный набор медицинских услуг, утверждённый действующим законодательством.
Медицина - область науки и лечебной практики, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Понятие медицины связано с понятием здравоохранения.
Здравоохранение - система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека.
В стране бурно развивалась медицинская наука. Для подготовки специалистов по медицине в столице и в ряде городов России были созданы медицинские высшие учебные заведения.
Политические и экономические разрушительные реформы в России коснулись и здравоохранения, его материально-технической базы. Бесплатное медицинское обслуживание пошло на сокращение, стало увеличиваться платное медицинское обслуживание.
Средняя продолжительность жизни женщин в 2013-2014 году в России была 75 лет
Возросла заболеваемость населения, появились ранее не известные для населения России болезни (СПИД, новообразования, болезни крови, облучения). Снизилась рождаемость, увеличилась смертность от сердечно-сосудистых заболеваний.
Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья от любой причины.
Медицинское страхование ставит целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая (т.е. заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных государственных средств и финансирование профилактических мероприятий.
Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения Российской Федерации.
Объектом медицинского страхования служит страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.
Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного медицинским страхованием, служит специальный Фонд медицинского страхования.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является юридическим лицом. Он подотчетен Правительству РФ. Средства Фонда находятся в государственной собственности. Фонд работает на основе Устава.
Руководство деятельностью Федеральным фондом осуществляется правлением и исполнительной дирекцией во главе с исполнительным директором (назначается Правительством по согласованию с правлением).
Контроль за деятельностью Фонда осуществляет ревизионная комиссия.
Отчеты о доходах и расходах Федерального фонда представляются сначала в Правительство РФ, а затем в Государственную Думу.
Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлена на выполнение следующих функций:
- 1) финансовое обеспечение установленных Законом РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования;
- 2) обеспечение реализации Закона «О медицинском страховании граждан РФ»; достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;
- 3) обеспечение финансовой устойчивости системы медицинского страхования;
- 4) аккумуляция финансовых средств Федерального фон да медицинского страхования;
- 5) финансирование целевых программ.
Основная функция Федерального фонда состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
- 1) части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;
- 2) ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
- 3) добровольных взносов юридических и физических лиц;
- 4) доходов от использования временно свободных финансовых средств;
- 5) поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
Территориальный фонд создается для финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Руководство деятельностью Фонда осуществляется правлением и его исполнительным директором. Контроль осуществляет ревизионная комиссия. Состав правления утверждается законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования выполняет следующие функции:
аккумулирует финансовые средства территориального фонда на обязательное медицинское страхование;
осуществляет финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования;
осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
совместно с налоговыми органами осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением в территориальный фонд страховых взносов;
осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом и другими территориальными фондами.
Для выполнения своих функций территориальный фонд может создавать в городах и районах свои филиалы.
Финансовые средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования формируются за счет:
части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством РФ;
страховых взносов предприятий и организаций;
бюджетных ассигнований;
кредитов банков и иных кредиторов;
страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемых органа ми исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления с учетом программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в бюджетах на здравоохранение;
иных поступлений (штрафы, пени, от вкладов на депозит).
Размер страховых взносов определяется федеральным законом по представлению Правительства РФ.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивает в Фонд правительства субъектов РФ и местная администрация за счет средств, предусмотренных в бюджетах.
От уплаты на обязательное медицинское страхование освобождаются общественные организации инвалидов и находящихся в собственности этих организаций предприятия, созданные для осуществления их уставных целей.
Страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования перечисляются на собирательные счета Федерального и территориального фондов, открытые в расчетно-кассовых центрах (РКЦ) или учреждениях банков, обслуживающих налоговую инспекцию данной территории.
Расходование средств Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с их бюджетами, утвержденными соответственно федеральным законом и законом субъектов Федерации.
Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в фонды возложен на Государственную налоговую службу РФ.
В структуре поступлений преобладающую долю составляют страховые взносы (более 9/10).
В состав расходной части федерального бюджета включаются: расходы на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов, на выполнение целевых программ по оказанию медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Законом «Об обязательном медицинском страховании» предусмотрено образование страховых медицинских компаний, учредителями которых выступает местная администрация. Осуществлять деятельность такие компании могут лишь при наличии лицензий на обязательное медицинское страхование. Их задача состоит в подборе дееспособных медицинских учреждений, быть посредником между территориальным фондом и медицинским учреждением.
Средства территориального фонда направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация.
Всем гражданам России по месту жительства или по месту работы компания выдает страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем войдет, как минимум, «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.
Однако введение новой системы медицинского обслуживания в ряде регионов население не одобряет. Медицинские страховые компании в системе обязательного медицинского страхования, по мнению Министерства здравоохранения РФ, не нужны, их роль могут выполнять сами фонды, без посредников.
Добровольное медицинское страхование осуществляется за счет прибыли (доходов) предприятий и личных средств граждан путем заключения договоров. Оно позволяет гражданам получить дополнительные медицинские услуги сверх установленных обязательным медицинским обслуживанием, может быть коллективным и индивидуальным. Размер страховых взносов устанавливается соглашением сторон.