Основные формы и методы финансового контроля хозяйственной деятельности. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества Виды контроля и их классификация
Финансово-хозяйственная деятельность предприятия связана с формированием и расходованием денежных средств, а следовательно, затрагивает интересы государства, работников предприятия, акционеров и всех возможных контрагентов предприятия. Контроль проявляется через анализ финансовых показателей деятельности предприятия и меры воздействия различного содержания (например, анализ финансового состояния на предприятии в целях его улучшения, контроль за уплатой налогов в бюджет и применении штрафных санкций, контроль за целевым расходованием предоставленных финансовых ресурсов и т.д.).
Различают внутренний и внешний финансовый контроль. Внутренние органы финансового контроля на предприятии - это финансовый отдел или финансовая дирекция, бухгалтерия, ревизионная комиссия. К внешним органам контроля относится налоговая инспекция, аудиторская фирма, органы налоговой полиции, органы государственных внебюджетных фондов, банковские учреждения, отделения федерального казначейства, отделения по делам о несостоятельности (банкротстве). Цели, задачи и функции органов контроля регулируются соответствующими законодательными актами.
Главные задачи организации финансов предприятия - рациональное размещение средств, эффективное их использование и поиск длительных источников для финансирования.
Необходимыми условиями эффективного функционирования финансов являются:
ü Многообразие форм собственности;
ü Наличие рынков товаров, труда и капитала;
ü Самофинансирование предпринимательства;
ü Свобода предпринимательства и самостоятельность в принятии решений;
ü Рыночное (свободное) ценообразование и конкуренция;
ü Регламентация государственного вмешательства в деятельность предприятий и организаций;
ü Наличие правового обеспечения правил экономического поведения и др.
ТЕМА 2. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ предпринимательскую деятельность могут вести физические лица (граждане без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя) и юридического лица.
Юридическим лицом признается организация, прошедшая государственную регистрацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Юридическими лицами могут быть коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли. Коммерческие организации создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений). Благотворительных или иных фондов, а также в других формах предусмотренных законом.
В соответствии с законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР» от 25.12.90.:
Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной деятельности, которая осуществляется в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей.
Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам :
· Виду деятельности
· Формам собственности
· Количеству собственников
· Организационно-правовым формам
· Организационно-экономическим формам
· Степени использования наемного труда и др.
По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др.. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.
По формам собственности имущество предприятий может быть частным, государственным, муниципальным, а также находится в собственности общественных объединений (организаций). При этом государство не может устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении прав собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности или собственности общественных объединений (организаций).
По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективная собственность – это собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжением имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляется по соглашению всех собственников.
В числе организационно-правовых форм – хозяйственные товарищества и общества, кооперативы.
Согласно Гражданскому кодексу РФ ст.66 хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделением на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
Унитарное предприятие – государственное или муниципальное предприятие, не наделенное правом собственности на имущество, закрепленное за ним.
Производственный кооператив – это добровольное объединение на основе членства для совместной хозяйственной деятельности, основанной на личном участии членов производственного кооператива.
К основным организационно-экономическим формам предпринимательства можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово- промышленные группы.
Образование новых предприятий и расширение действующих определяется следующими факторами:
· Наличие неудовлетворительного спроса на продукцию (услуги);
· Наличие ресурсов, необходимых для организации производства продукции;
· Уровень развития науки и техники в соответствующей отрасли производства.
Определяющим является спрос на продукцию.
Уже с момента принятия решения об организации предприятия возникает необходимость строгого выполнения комплекса требований законодательства о порядке создания новых предприятий.
Перечень, как и содержание учредительных документов, зависит от избранной предпринимателем организационно-правовой формы будущего предприятия.
Для государственной регистрации предприятия в местные органы власти представляется решение о создании предприятия и его устав. При этом к решению приравнивается заявление учредителя с просьбой зарегистрировать предприятие. Решение принимается на собрании учредителей и фиксируется протоколом. В протоколе № 1 собрания необходимо указать фамилию, имя, отчество каждого присутствующего на собрании учредителя. На собрании учредителей , как правило, рассматриваются три основных вопроса:
1. Об организации предприятия и его наименовании
2. О принятии устава предприятия
3. Выбор директора предприятия и председателя ревизионной комиссии.
В протоколе следует изложить предложения учредителей по обсуждаемым вопросам, а в постановляющей части отразить результаты голосования по вопросам повестки. Протокол подписывается учредителями предприятия.
Составляется и подписывается учредительный договор - он регламентирует отношения между учредителями как будущими владельцами предприятия.
Устав является важным юридическим документом, и к его составлению следует относиться предельно внимательно. При разработке устава следует исходить из требований законодательных актов, действующих на территории РФ, которыми определяются права собственности, а также права и обязанности предприятий в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Устав регламентирует взаимоотношения между предприятием и государством.
В устав предприятия указывается:
· Полное наименование
· Юридический адрес
· Определяется ее организационно-правовая форма
· Данные об учредителях
· Порядок образования имущества, в том числе право собственности на имущество предприятия
· Формулируются основные цели деятельности
· Указывается величина уставного капитала и порядок его формирования
· Порядок распределения прибыли и покрытия убытков
· Определяются права и обязанности учредителей
· Указывается структура предприятия и порядок управления ее деятельностью.
· Приводятся положения о порядке ликвидации фирмы, о порядке внесения изменений в устав
· Об ответственности предприятия по своим имущественным обязательствам.
На титульном листе устава в верхнем углу проставляется дата его утверждения, и подписать учредителя. Если устав утвержден решением собрания учредителей, указывается его дата и номер протокола. Перед сдачей на государственную регистрацию устав должен быть прошит.
Регистрация осуществляется местными органами власти. Отказ в регистрации возможен только в случае нарушения действующих законов, а также в том случае, если учредительные документы не соответствуют требованиям, предъявленным действующим законодательством.
Государственная регистрация предприятий – услуга платная, поэтому к комплексу учредительных документов прикладывают квитанцию об уплате государственной пошлины.
При состоявшемся факте государственной регистрации предприятия заявитель (учредитель или лицо, уполномоченное учредителями) получает временное свидетельство о регистрации , которое действительно в течение 30 дней с момента выдачи. в течении этих 30 дней заявитель должен осуществить все те мероприятия, которые необходимы для получения вновь создаваемым предприятием статуса юридического лица.
Эти мероприятия включают в себя следующие действия:
· Получение кодов ОКПО, ОКОНХ в органах Госкомстата
· Постановка на учет в налоговую инспекцию по месту регистрации. Сюда сдаются копии учредительных документов и приказы о назначении директора и главного бухгалтера. В налоговой инспекции открывается дело, в котором хранятся финансовые отчеты предприятия, назначается инспектор, который будет курировать это предприятие, присваивается идентификационный номер налогоплательщика ИНН и выдается справка о постановке на учет для предоставления в банк с целью открытия расчетного счета. Карта постановки на налоговый учет.
· Получение справки в Минфине РФ о внесении регистрируемого предприятия в Государственный реестр
· Открытие текущего счета в банке и внесение на этот счет 50% уставного фонда. В банк сдаются образцы подписей руководителей предприятия и образцы оттисков печати, заверенные нотариусом. Заполняются анкеты на предприятие и на его учредителей и руководителей. Заключается договор на обслуживание, который подписывается обеими сторонами. Выдается чековая книжка.
· Получение разрешения в органах милиции на изготовление печати
· Заказ и изготовление печати
· Постановка на учет: в Пенсионном фонде, Фонде социального страховании, Фонде занятости, Фонде обязательного медицинского страхования, в автодорожном фонде, в военкомате, Экологический фонд.
· Документ подтверждающий оплату не менее 50% уставного капитала предприятия, указанного в решении о создании предприятия или в учредительном договоре.
По истечении 30 дней с момента получения временного свидетельства заявитель должен вернуть в орган, зарегистрировавший предприятие, временное свидетельство со всеми необходимыми отметками и справками и получит взамен него постоянное свидетельство о регистрации предприятия. С этого момента предприятие становится самостоятельным юридическим лицом со всеми вытекающими последствиями право- и дееспособности.
Если предприятие создается, как акционерное общество , то его учредителям предстоит также осуществить подписку на акции. При открытой подписке учредители публикуют извещение о предстоящей подписке, в котором называется предмет, цели и сроки деятельности будущего акционерного общества, состав учредителей и дату проведения учредительной конференции, намечаемый размер уставного фонда, количество и виды акций, их номинальную стоимость, сроки начала и окончания подписки на акции и другие требуемые сведения. Подписавшиеся на акции обязаны внести до дня созыва учредительной конференции не менее 30% номинальной стоимости акций. Если же все акции распределены между учредителями, то взнос должен составлять не менее 50%. Полностью же выкупить акции акционер обязан не позднее года после регистрации акционерного общества.
Затем проводится учредительная конференция. В ее задачу входит решение следующих вопросов:
· О создании акционерного общества
· Утверждение Устава АО
· О размере уставного фонда после завершения подписки на акции
· Выбор руководящих органов АО и др.
· После успешного завершения учредительной конференции осуществляется регистрация вновь созданного акционерного общества. И оно может начинать функционировать.
Практически отсутствуют какие-либо ограничения на виды деятельности и ассортимент реализуемых товаров, на процесс ценообразования и использования прибыли. Исключение составляют те виды деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию.
Лицензирование.
Исполнительные органы власти устанавливают перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
Лицензии выдаются в бланковой форме. Бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне ценных бумаг и относятся к документам строгой отчетности.
В лицензии указываются следующие обязательные реквизиты:
· Наименование органа, выдавшего лицензию;
· Наименование и юридический адрес юридического лица – получателя лицензии;
· ФИО и паспортные данные физического лица;
· Вид деятельности, осуществление которой разрешается лицензией;
· Срок действия лицензии;
· Условия осуществления лицензионной деятельности;
· Регистрационный номер лицензии и дата ее выдачи.
Для получения лицензия предприятия направляет в лицензирующие органы следующие документы:
· Заявление
· Копии учредительных документов, заверенные нотариусом
· Копию свидетельства о государственной регистрации предприятия
· Документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления
· Справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа
Плата, взимаемая за рассмотрение заявления и выдачу лицензии, поступает в доход бюджета, за счет средств которого содержится орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности.
В заявлении указывается наименование и организационно-правовая форма юридического лица, адрес, номер расчетного счета и соответствующего банка, вид деятельности, запрашиваемый срок действия лицензии.
Решение о выдаче или отказе принимается в течение 30 дней. Для выдачи лицензии может потребоваться проведение дополнительной экспертизы. В этом случае срок увеличивается до 60-90 дней.
Срок действия лицензии зависит от специфики вида деятельности, но не может быть меньше трех лет. Лицензия не подлежит передаче другому предприятия. Филиалы лицензиата получают заверенные копии лицензий.
Порядок переоформления лицензии при реорганизации предприятия аналогичен получению.
Действие лицензии может быть приостановлено, а также она может быть аннулирована по решению лицензионных органов.
Выдача, регистрация, приостановление и аннулирование лицензий отражается в реестрах, которые ведут органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности.
Помимо необходимости выполнения всех юридических требований в процессе создания фирмы начинающий предприниматель должен решить и ряд организационно- экономических вопросов, связанных с обеспечением нормальных условий деятельности предприятий (помещение; необходимое оборудование; запасы сырья и материалов, необходимых для начала деятельности; энергообеспечение; обеспечение необходимыми трудовыми ресурсами, включая наемный персонал, если в нем имеется необходимость).
Созданная фирма может функционировать неопределенно долгое время, причем в случае надобности могут вносить изменения и дополнения в ее устав и другие учредительные документы.
Решение о ликвидации или реорганизации предприятия , так же, как и о его создании, принимает его владелец или арбитражный суд, если предприятие оказалось банкротом.
Причины прекращения деятельности или кардинальной перестройки работы предприятия могут быть следующими:
· Отсутствие или резкое падение спроса на выпускаемую продукцию;
· Убыточность производства;
· Экологическая опасность предприятия для окружающей среды и населения.
· Возможность использования зданий, сооружений, оборудования и других средств предприятия для организации выпуска более экономически выгодной или более необходимой потребителям продукции.
Во всех случаях при ликвидации фирмы должен соблюдаться следующий порядок первую очередь удовлетворяются все претензии наемного персонала (выплачивается заработная плата и другие виды вознаграждения, оговоренные трудовым законодательством или контрактом с нанимаемым работником), затем удовлетворяются обязательства фирмы перед государственными органами (налоговой службой, спец. Фондами) и, наконец, в последнюю очередь имущественные и денежные претензии сторонних коммерческих организаций (кредиторов).
При ликвидации предприятия в обязательном порядке создается ликвидационная комиссия , а объявление о ликвидации предприятия с указанием предельного срока предъявления к предприятию соответствующих претензий публикуется в печати.
Ликвидационная комиссия определяет источники удовлетворения и очередность погашения всех обязательств предприятия (остатки денежных средств на расчетном счете и в кассе предприятия, взыскание дебиторской задолженности и реализация принадлежащего фирме имущества – материальных и нематериальных активов). Остающиеся после ликвидации предприятия и удовлетворения всех имущественных претензий к ней средства передаются собственникам фирмы и распределяются между ними в порядке, оговоренном в уставе или ином оформленном в надлежащем порядке документе.
Для исключения предприятия из Государственного реестра ликвидационная комиссия представляет в налоговый орган следующие документы:
· Копию протокола собрания (приказа), решения суда или другого уполномоченного органа о принятии решения о ликвидации предприятия;
· Акт ликвидационной комиссии;
· Ликвидационный баланс;
· Уведомления Пенсионного и Дорожного фондов, Фонда занятости, отдела статистики о снятии с учета и отмене кодов; Медстрах, соцстрах, военкомат;
· Акт проверки налоговым инспектором финансово-хозяйственной деятельности ликвидируемого предприятия;
· Справка банка или кредитного учреждения о закрытии счета;
· Документ, подтверждающий уничтожение печати и штампов;
· Первый экземпляр карты постановки на налоговый учет и включения в Госреестр;
· Документ о сдаче документов в архив (акт приема-передачи на госхранение).
Хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики обобщается с использованием денежного измерителя, т.е. финансового критерия. Поэтому в системе экономического контроля сформировался финансовый контроль. Содержанием этого контроля являются производственные отношения и производительные силы в сфере макро- и микроэкономики хозяйственной деятельности. В сфере макроэкономики функционирует государственный финансово-экономический контроль, который осуществляет Счетная палата Верховной Рады Украины. Объектами его являются Государственный бюджет Украины (формирование и расходование), сметы высших органов государственной исполнительной, судебной власти, иностранные валютные кредиты, иностранные инвестиции в крупномасштабные программы и т. д.
На уровне микроэкономики функционирует финансово-хозяйственный контроль, который осуществляют Государственная контрольно-ревизионная служба Украины и контрольно-ревизионные подразделения владельцев капитала, а также по заказу последних - независимые аудиторские организации (фирмы).
Цель финансово-хозяйственного контроля - способствовать рациональному использованию денежных средств и предметов труда, а также самого труда в предпринимательской деятельности для получения наибольшей прибыли. Задачи финансово-хозяйственного контроля подразделяются на частные и общие. Решение частных задач предусматривает проверку одной из сторон хозяйственной деятельности (использование сырья в производстве, выпуск продукции и ее себестоимость, сохранность ценностей), а общих - всей хозяйственной деятельности объединения, корпорации с определением рентабельности и конкурентоспособности продукции, прибыльности хозяйствующих субъектов.
Основными задачами финансово-хозяйственного контроля являются выявление и профилактика нарушений в технологии производства, имеющих причинные связи с выпуском недоброкачественной продукции, перерасходами сырья и материалов, топливно-энергетических ресурсов; невыполнением договорных обязательств по кооперированным поставкам; неконкурентоспособностью продукции; убыточной работой отдельных хозяйствующих субъектов.
Финансово-хозяйственный контроль в Украине осуществляется государственными контрольными органами, общественным и независимым аудиторским контролем, а также самими владельцами капитала, вложенного в предпринимательскую деятельность. Так, от Министерства финансов Украины финансово-хозяйственный контроль на предприятиях, в объединениях, концернах, корпорациях осуществляет Главная государственная налоговая администрация; от местных Советов народных депутатов и их комиссий - контрольно-ревизионные подразделения; независимый контроль осуществляют аудиторские фирмы. Собственник, который имеет в своей предпринимательской деятельности хозрасчетные предприятия, организации, осуществляет финансово-хозяйственный контроль за их деятельностью через бухгалтерию, специальные контрольно-ревизионные службы, а также подразделения внутреннего аудита.
Формами финансово-хозяйственного контроля являются тематические проверки, ревизии, аудит. Тематические проверки производят все контролирующие органы;ревизии - собственники и Государственная контрольно-ревизионная служба;аудит - независимые специализированные хозрасчетные аудиторские организации.
Основным контролирующим органом финансово-хозяйственной деятельности предпринимателей является Государственная налоговая администрация Украины, в состав которой входят государственные налоговые администрации в областях, районах, городах. Задачи и функции ее определены Указом Президента Украины о Государственной налоговой администрации Украины.
Основной задачей государственной налоговой администрации является обеспечение соблюдения законодательства о налогах, полный учет всех плательщиков налогов и других обязательных платежей в бюджет, осуществление контроля и обеспечение правильности исчисления и уплаты этих налогов.
Государственная налоговая администрация Украины выполняет следующие функции:
осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет, а также за индивидуальной трудовой деятельностью;
организовывает работу государственных налоговых администраций по учету, оценке и реализации конфискованного, а также имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и сокровищ;
организовывает с привлечением государственных налоговых администраций проверку правильности взыскания и сохранности денежных средств, полученных в уплату государственной пошлины, а также при осуществлении кассовых операций исполнительными комитетами сельских и поселковых Советов народных депутатов, при приеме от населения средств в уплату налоговых платежей;
разрабатывает и издает инструкции, методические указания и другие нормативные документы о порядке применения законодательных актов о налогах и других платежах в бюджет.
Государственные налоговые администрации в районах и городах выполняют следующие функции:
контролируют соблюдение законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
обеспечивают своевременный и полный учет плательщиков налогов и других платежей в бюджет;
контролируют своевременность представления налогоплательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением платежей в бюджет, а также проверяют достоверность их относительно правильности определения прибыли, дохода, других объектов налогообложения и исчисления налогов и других платежей в бюджет;
контролируют соблюдение гражданами законодательства об индивидуальной трудовой деятельности;
обеспечивают взыскание финансовых санкций за нарушение обязательств перед бюджетом;
передают правоохранительным органам материалы о фактах нарушений, за которые предусмотрена криминальная ответственность, а также подают в арбитражные и судебные органы иски к предприятиям, организациям и гражданам о взыскании в доход государства средств, полученных ими по незаконным соглашениям, и в других случаях получения средств без установленных законом оснований.
Государственные налоговые администрации имеют широкие права в финансово-хозяйственном контроле. В частности, им предоставлено право у субъектов предпринимательской деятельности проверять и в случае необходимости изымать денежные документы, проверять бухгалтерский учет и отчетность, планы, сметы, декларации и другие документы, связанные с вычислением и уплатой налогов, получать необходимые объяснения, справки по этим вопросам. Они имеют право фактического контроля производственных, складских, торговых помещений предприятий и граждан, используемых для получения доходов.
Государственные налоговые администрации имеют право применять к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам финансовые санкции в виде взыскания штрафов за неправильную уплату налогов, а также налагать административные штрафы на должностных лиц предприятий, виновных в сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или других объектов налогообложения, отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка и бухгалтерских отчетов, в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении в неустановленной форме бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с вычислением и уплатой налогов. За аналогичные действия на граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, государственные налоговые администрации имеют право также накладывать административные штрафы. Размер административных штрафов установлен законодательными актами.
Государственная контрольно-ревизионная служба осуществляет финансово-хозяйственный контроль организаций, финансируемых из бюджета, путем проведения ревизий и тематических проверок расходования средств в соответствии с утвержденными сметами, а также сохранности государственной собственности, соблюдения законодательства и нормативных актов в их деятельности.
Государственная инспекция по контролю за ценами - важное звено финансово-хозяйственного контроля, который она осуществляет в составе Минэкономики Украины. В соответствии с возложенными на нее задачами она проводит проверку соблюдения законодательства при установлении и применении цен и экономическом их обосновании во всех отраслях экономики, выполняя эту работу вместе с налоговыми администрациями, правоохранительными и другими контролирующими органами; может лишать субъекты предпринимательства права применять договорные (свободные) цены в случае чрезмерного их роста и сокращения производства товаров в натуральных показателях, а также отменяет цены и тарифы, утвержденные с нарушением требований законодательных актов Украины по вопросам ценообразования, с одновременным представлением соответствующим органам управления предложений по установлению фиксированных или регулированных цен и тарифов. Государственная инспекция издает обязательные для выполнения министерствами и ведомствами, объединениями, предприятиями указания об устранении нарушений дисциплины цен, причин и условий, порождающих эти нарушения. Кроме того, она разрабатывает и издает инструктивные и методические указания, другие нормативные документы о порядке применения законодательных актов по вопросам контроля за ценами; применяет по отношению к субъектам предпринимательства в соответствии с действующим законодательством экономические санкции за нарушение порядка установления и применения цен; проводит мероприятия по профессиональной подготовке и переподготовке кадров.
В условиях рыночных отношений возникают конфликтные ситуации между объектами предпринимательства и органами государственного контроля относительно размера налогов, которые следует платить в бюджет, цен и порядка их применения. Эти спорные вопросы решаются правоохранительными и государственными органами управления при условии, что стороны представляют письменные заключения независимого аудиторского контрольного органа.
Цели финансово-хозяйственного контроля зависят от среды, в которой он функционирует и для обслуживания которой он создан. Под средой понимают все то, что окружает объект контроля или его элементы и воздействует на них. Такие воздействия можно разделить на вещественные, энергетические и информационные. Проведение финансово-хозяйственного контроля основывается в значительной степени на информационном факторе, который связан с вещественными элементами производства, его технологией и маркетингом, а также планированием, учетом, анализом и управлением финансово-хозяйственной деятельностью.
Технологические процессы контролируют с помощью статистических методов, где объект контроля выступает как «черный ящик». Количественная характеристика цели финансово-хозяйственного контроля обусловлена выбором системы оценки показателей хозяйственной деятельности, которые объединяют в следующие группы:
экономическая - эффективность, себестоимость продукции, рентабельность, рыночная стоимость и прибыль;
технико-экономическая - производительность труда, надежность работы оборудования;
технологическая - точность, качество и конкурентоспособность продукции, надежность и прогрессивность технологии.
Следовательно, содержание, цели и задачи финансово-экономического контроля определяют его функции в управлении хозяйственной деятельностью.
По времени осуществления контроль финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий подразделяют на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль применяется на стадии принятия управленческих решений, до начала совершения какой-либо деятельности.
Его целью является предупреждение нарушений законности, нецелесообразного, неэффективного использования финансовых средств, материальных ценностей, принятия необоснованных решений. Это наиболее эффективный вид контроля, так как он имеет предупредительный характер. Объекты такого контроля - проектно-сметная документация, договоры, сметы, документы, отражающие поступление и движение товарно-материальных ценностей, денежных средств.
Текущий контроль осуществляется в ходе ведения хозяйственных операций. Его цель - оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений при выполнении производственных заданий, поиск и освоение внутрихозяйственных резервов роста эффективности производства. Основными объектами текущего контроля являются показатели оперативной отчетности, первичные документы, отражающие те или иные хозяйственные операции.
Последующий контроль проводится после совершения хозяйственных операций по истечении определенного отчетного периода. Цель данного вида контроля - установить правильность, законность и экономическую целесообразность произведенных хозяйственных операций, выявить факты бесхозяйственности и хищений. Эта форма контроля является самой распространенной и применяется в работе всех контролирующих органов. Такой контроль обеспечивает объективную оценку деятельности всех звеньев экономики и отдельных должностных лиц. Объектами последующего контроля служат первичные документы, отражающие совершенные хозяйственные операции, регистры бухгалтерского учета и отчетности.
По источникам проведения контроль финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий подразделяют на документальный и фактический контроль.
Документальный контроль заключается в проверке различного рода первичных документов, бухгалтерских и оперативных регистров, статистической, бухгалтерской, оперативной отчетности и других документальных носителей экономической информации. Целью его является выявление правильности, достоверности, законности и экономической целесообразности документально отраженных хозяйственных операций. Специфика источников документального контроля состоит в том, что они могут быть как достоверными, так и недостоверными, полными и неполными, что сказывается на выборе технических приемов его осуществления, которые связаны главным образом с проверкой документов.
Фактический контроль предполагает проверку состояния, наличия и использования основных и оборотных средств организации и предприятия, осуществляемую путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания. Его целью является обеспечение безусловной достоверности контрольных данных. Объектами фактического контроля служат товарно-материальные ценности, наличные деньги и ценные бумаги, готовая продукция, товары, незавершенное производство, выполненный объем работ и т.д.
Фактический контроль не в состоянии обеспечить воссоздание всей картины хозяйственных процессов из-за отсутствия полной необходимой информации, поэтому его следует применять в сочетании с документальным контролем, что в конечном итоге повышает качественный уровень контрольно-ревизионной работы.
По методам осуществления контроль финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий подразделяют на ревизию и проверку.
Ревизия - совокупность обязательных контрольных мероприятий, обеспечивающих возможность достоверного документального подтверждения обоснованности и (или) не обоснованности действий руководства и ответственных сотрудников ревизуемой организации (предприятия), совершенных по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности.
Проверка - совокупность контрольных мероприятий, обеспечивающих возможность достоверного и документального подтверждения обоснованности и (или) необоснованности действий руководства и ответственных сотрудников проверяемой организации (предприятия), совершенных по отдельным направлениям финансово-хозяйственной деятельности.
Еще по теме Виды контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и предприятий:
- 1.2. Финансовая отчетность - информационная база анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- ВОПРОС 14 Аудит как вид независимого финансового контроля, его содержание и правовое регулирование
- 11.2. Экономическое содержание финансов организаций: функции и принципы организации
Тема 1. Сущность, роль и функции контроля в управлении экономикой.
Виды финансово-хозяйственного контроля.
Методические приемы финансово-хозяйственного контроля.
Вопрос 1. Содержание финансово-хозяйственного контроля, его цели и задачи.
В процессе хозяйственной деятельности складывается и постоянно действуют определенные отношения социально-экономического характера. Основными участниками этих отношений и носителями соответствующих прав и обязательств является государство как высшая общественная инстанция и предприятие.
В процессе постановки и решения хозяйственных задач возникают противоречия, оказывающие влияние на все общественные и хозяйственные ситуации. Они возникают первоначально в виде деловых противоречий, обостряются в случае повышения интенсивности хозяйственных операций, переходят в острую форму при отсутствии контроля. Хозяйственные противоречия выявляются и разрешаются путем проведения контрольных действий. При помощи контроля вскрываются и устраняются причины таких противоречий.
Вопрос к семинарскому занятию: Можно выдвинуть предположение, что в основе необходимости контрольных действий при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности лежит конфликт интересов между ее сторонами-участниками. Рассмотрим это на примере. Во взаимоотношениях исполнитель-собственник желание исполнителя – как минимум, заключается:
- в сокращении трудоемкости работы;
- повышении финансовой отдачи от своего труда, в том числе путем использования возможностей, которые предоставлены профессиональной деятельностью.
Вряд ли подобный подход удовлетворит собственника, заинтересованного в достижении полноценного качественного результата и недопущения халатного отношения к делу при одновременной экономии затрат. В этой связи собственником устанавливаются требования, к нарушению которых исполнитель психологически мотивирован в силу указанных выше причин, что и определяет необходимость контроля за их выполнением. Согласны ли Вы с приведенной логикой? Исчерпывающе ли указанный пример характеризует причины возникновения контроля? Приведите собственные суждения по предмету дискуссии.
Почему, на Ваш взгляд, деловые противоречия обостряются в случае повышения интенсивности хозяйственных операций и усиливают необходимость контроля? Опишите Ваше видение этапов трансформации системы финансово-хозяйственного контроля по мере экономического развития (возникновения долевой собственности, появления финансового рынка и т.д.).
Как функция управления контроль двояко проявляет свою сущность:
1. Он служит универсальным средством в получении информации по каналу обратной связи. Для успешной реализации своей функции управляющая система должна получить результаты своего воздействия на объект управления. Эта информация позволяет выявлять соответствие их деятельности намеченной программе, а так же недостатки их функционирования.
2. Субъект контрольной деятельности на основе собранной информации определят способ устранения недостатков и в результате появляется возможность принятия решения для нормального функционирования подконтрольного объекта.
Таким образом, контроль – это система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект путем выявления отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений.
Вопрос к семинарскому занятию: приведите ситуационные примеры указанных аспектов экономической сущности контроля как функции управления.
Различают 2 основных объекта контроля:
1. Хозяйственные средства (если быть более точным и руководствоваться бухгалтерским терминологическим аппаратом – виды хозяйственных средств) - имущество экономического субъекта. Основной целью контрольных действий здесь является их сохранность и рациональное использование.
2. Хозяйственные операции. Целью является законность и эффективность их осуществления.
Субъект контроля (контролирующий орган, функциональное звено в организации) зависит от существенной системы его функционирования. Субъектов много и они существуют на разных уровнях системы хозяйствования. К их числу можно отнести не только государственные структуры, реализующие различные направления контрольных мероприятий, например, Счетную палату РФ, органы внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями, но и подразделения хозяйствующих субъектов, например, службу внутреннего аудита на предприятии.
Вопрос к семинарскому занятию: При рассмотрении объектов контроля были затронуты категории: «законность, рациональность, сохранность, эффективность». Очевидно, что понятие законности, присутствующее в приведенном выше определении, не вызывает существенных вопросов в контексте его предметной связи с контролем – контроль здесь имеет классическое выражение и предполагает оценку соответствия реального положения дел нормативным стандартам. Менее однозначно обстоит дело с категориями «рациональное использование имущества и эффективность осуществления хозяйственных операций». Можно ли оценить рациональность и эффективность при помощи контроля, не прибегая к инструментам экономического анализа, задачами которого выступает контроль за выполнением планов и управленческих решений, поиск резервов повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности?
На рис. 1 представлена базовая классификация приемов экономического анализа, построенная на базе учебно-методических источников В.В. Ковалева.
Базовые методы и приемы, используемые в анализе
финансово-хозяйственной деятельности
Жестко неформализо-ванные (логические) | Формализованные (математические) | ||||
традиционные методы экономической статистики | способы детерминированного факторного анализа | способы стохастического анализа | методы теории принятия решений | методы финансовых вычислений | |
- разработка системы показателей | - метод сравнения | - способ цепных подстановок | - корреляционный анализ | - имитационное моделирование | - дисконтирование и наращение |
- построение аналитических таблиц | - балансовый метод | - способ абсолютных разниц | - регрессионный анализ | -метод построения дерева решений | - методы оценки денежных потоков |
- прием детализации | - метод относительных и средних величин | - способ относительных разниц | - математическая теория игр | ||
- методы экспертных оценок | - метод группировки | - интегральный метод | - линейное программирование | ||
- элементарные методы обработки рядов динамики | - анализ чувствительности | ||||
-индексный метод |
Рис.1Базовые методы и приемы, используемые в анализе
Очевидно, что реализация контроля без применения методов статистики едва ли возможна: прием сравнения с планом, определение процента выполнения плана – неотъемлемый элемент процедур контроля. Нередко факторный анализ используют с целью количественного измерения отклонения фактической величины результирующего показателя от его плановых значений за счет влияния факторных признаков. Примером тому выступает анализ отклонения общей величины материальных затрат, за счет изменения количественной нормы расхода материалов и их закупочной стоимости.
Встает закономерный вопрос: не возникает ли дублирования понятий контроль и анализ? Какое из понятий, на Ваш взгляд, является более емким?
Вопрос 2. Виды финансово-хозяйственного контроля.
Приведенное в предыдущем вопросе лекционного материала определение контроля может рассматриваться как универсальное и относится к любому виду контроля.
Вместе с тем с позиции настоящего курса более актуальным представляется понятие экономического контроля.
Контроль за хозяйственной деятельностью, выраженной в экономических показателях, часто называют экономическим контролем. В данном случае конкретизируются субъекты и объекты контроля.
Экономический контроль – это система органов государственного и хозяйственного управления, осуществляющих наблюдение за экономическим состоянием организации, соответствие ее деятельности законодательному регулированию и установленным критериям экономической эффективности.
Хозяйственная деятельность предприятия обобщается при помощи денежного измерителя. Для оценки деятельности по этому критерию в системе экономического контроля сформировался финансовый контроль.
Финансовый контроль - это система органов, обеспечивающих соблюдение финансовых интересов управляющего субъекта в части контроля соблюдения законодательства, формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех звеньях экономики.
Схематично совокупность рассмотренных понятий представлена на рис.1:
Рис.1 Взаимосвязь видов контроля
Справедливости ради необходимо отметить, что однозначное разграничение понятий «экономический» и «финансовый» контроль в специализированной литературе найти сложно. На наш взгляд, критерием отнесения к блоку экономического контроля, не имеющего финансового контекста, является отсутствие прямой связи со стоимостными категориями хозяйственной деятельности. В частности, на макроэкономическом уровне наблюдение органов государственной статистики за динамикой миграции трудовых ресурсов является примером именно экономического (а не финансового) контроля на макроуровне. На уровне коммерческой организации большинство контрольных процедур в экономике предприятия носит финансовый характер: контроль сохранности имущества актуален с позиции стоимости активов, законность и эффективность хозяйственной деятельности рассматривается по данным бухгалтерского учета, использующего стоимостной измеритель в качестве основного.
Необходимо отметить, что вопрос о соотношении финансового контроля и бухгалтерского учета заслуживает особого рассмотрения. Некоторые экономисты отрицают правомерность отделения финансового контроля от бухгалтерского учета. При этом обычно приводится такой аргумент, что у бухгалтерского учета и финансового контроля общий предмет - состояние и использование средств предприятий, организаций и учреждений в процессе расширенного воспроизводства.
Профессор Я.В. Соколов в работе «Очерки развития аудита» пишет: «После некоторых раздумий можно сделать вывод о том, что учет возникает в связи с потребностью в контроле; теперь же, наоборот, считается, что контроль - одна из функций бухгалтерского учета....»
Высказанная проф. Я.В. Соколовым мысль о том, что что учет возникает в связи с потребностью в контроле имеет существенную глубину.
С одной стороны, бухгалтерский учет служит основным источником информационного обеспечения для выполнения разных функций управления, в том числе и контроля. Одновременно в самом процессе учета осуществляется контроль за рациональным использованием материальных, трудовых к финансовых ресурсов, сохранностью собственности. Контрольные функции выполняются бухгалтерским учетом через все элементы его метода: документацию и инвентаризацию, оценку и калькуляцию, систему счетов и двойной записи, балансовое обобщение и отчетность. Можно утверждать, что процедуры бухгалтерского учета сами по себе несут контрольное значение .
Вопрос к семинарскому занятию: опишите, каким образом, в системе бухгалтерского учета реализуются процедуры контроля? Укажите, в связи с чем понятия «финансовый контроль» и «бухгалтерский учет» не идентичны по своему содержанию?
Другими важнейшими признаками классификации финансово-хозяйственного контроля выступает его подразделение:
1. По признаку времени:
Предварительный (превентивный);
Оперативный;
Последующий.
Предварительный контроль проводится непосредственно перед выполнением хозяйственной операции. С точки зрения формы его осуществления подобный контроль можно назвать превентивным – его цель препятствовать возникновению отклонений до момента совершения хозяйственной операции. Например, при выдаче кредита оценивается текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, определяющее рациональность предоставления ему заемных денежных средств. Превентивный контроль выраженно проявляется в системе бухгалтерского учета. В частности - наличие санкционирующих подписей уполномоченных должностных лиц на финансовых документах, с одной стороны, определяет их ответственность за совершенную хозяйственную операцию, а с другой - позволяет осуществлять непрерывный контроль за ведением хозяйственной деятельности. В любом случае угроза неправомерных либо неэффективных действий со стороны исполнителей в этом случае снижается.
Вопрос к семинарскому занятию: Можно утверждать, что проведение эффективного предварительного контроля, реализуется путем постановки алгоритмов деятельности, четкое следование которым уменьшает риск возникновения отклонений. Приведите примеры построения подобных алгоритмов.
Оперативный контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственной операции. Его основной задачей является своевременное выявление отклонений и недостатков и принятие мер по их устранению.
Вопрос к семинарскому занятию: Организация оперативного контроля является достаточно сложной задачей. Сформулируйте основные причины этого.
Последующий контроль проводится после совершения хозяйственной операции. Основной задачей является проверка рациональности и законности операции, а главной формой такого контроля выступает ревизия.
Вопрос к семинарскому занятию: Если предварительный контроль препятствует возникновению отклонений до момента совершения хозяйственной операции, значит ли это, что осуществление оперативного и последующего контроля необходимо потому, что предварительный контроль организован не надлежащим образом?
2. По информационному обеспечению:
Документальный;
Фактический.
Документальный означает установление сущности и достоверности хозяйственной операции по данным документов, в которых она нашла отражение.
Фактический контроль не исключает использовании данных документов, однако он не ограничивается их содержанием и предполагает определение реального наличия, измерения физических характеристик объекта контроля путем взвешивания, обмера, пересчета, оценки физических свойств и т.д.
3. По полноте охвата операций управляемого субъекта:
Тематический (частичный);
Комплексный (полный).
4. По месту проведения контрольных мероприятий:
Камеральный - осуществляется по месту нахождения контрольного органа и, как правило, реализуется документальными методами;
Выездной - проводится по месту нахождения поверяемой организации и может быть, как документальным, так и фактическим.
Важнейшим основанием классификации видов контроля является его разделение по структуре взаимоотношений субъекта и объекта контроля на внешний и внутренний. Более подрбно об этом будет рассказано в теме 3 данного курса.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения - это самый надёжный и точный метод подтверждения факта того, что организация работает продуктивно, в соответствии с действующими законами, а все ее работники трудятся добросовестно. Рекомендовано организовывать мероприятия по аудиту деятельности регулярно, анализируя полный спектр факторов.
Проверки как способ идти к успеху
Экономические инструменты были придуманы не случайно: все они так или иначе направлены на то, чтобы предприятие развивалось эффективно, быстро, добивалось успеха и показывало хорошую доходность. Для достижения этих целей были придуманы управленческие технологии, но только лишь внедрение их на производстве все равно не позволяет добиться нужного результата. Для максимальной эффективности придется регулярно организовывать проверки финансово-хозяйственной деятельности организации.
Оптимальный вариант - привлечение сторонних, независимых специалистов-аудиторов. Эксперты, имеющие высокий уровень квалификации, большой опыт работы, могут провести проверку точно, четко, с учетом всех важных факторов, а в качестве итога предоставить отчет с выводами и рекомендациями, позволяющими оптимизировать работу компании. Аудиторские проверки финансово-хозяйственной деятельности охватывают разные области и стороны хозяйствования, что дает руководству полную картину происходящего в компании.
Работа аудитора: важные особенности
Специалист, осуществляющий проверки плана финансово-хозяйственной деятельности, собирает информацию о процессах на предприятии и оценивает полноту применяемых методик, учетных форм. Аудитор изучает, насколько достоверный учет деятельности компании ведется, и предлагает на рассмотрение руководителю план мероприятий, которые позволят повысить эффективность работы компании. Как правило, внедрение новых методик требует определенных усилий. Аудитор формулирует рекомендации, позволяющие их минимизировать и оптимизировать. По результатам нововведений в обозримом будущем компания получит более высокий доход на фоне оптимизации производственных трат.
Польза аудита
Проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности необходимо уже потому, что любой современный бизнес - это сложная структура, включающая в себя бухгалтерский учет и налогообложение. Обращение к аудитору - лучший способ получить результаты независимой оценки учета на предприятии. В перспективе это позволяет уточнить данные о том, полный ли учет ведется, какие недостатки он имеет, какие ошибки допускаются систематически. Квалифицированные внешние работники предложат пути устранения имеющихся проблем.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия предполагает комплексное изучение корпорации, призванное выявить:
- финансовое положение;
- обязательства фирмы;
- активы и пассивы.
По результатам проверок финансово-хозяйственной деятельности выявляется информация, с высокой эффективностью используемая для управленческих решений в ближайшем будущем. Но эта задача очень ответственная, поэтому поручать аудит кому попало нельзя. Рекомендовано привлекать внешних специалистов: это независимые субъекты, способы оценивать все процессы без вовлечения эмоциональной, финансовой, иной личной заинтересованности. Аудитор должен хорошо знать действующие законы и понимать нормативы, основные действующие в предприятиях требования, а также механизмы, позволяющие оптимизировать рабочий процесс.
Основные мероприятия анализа
Как правило, порядок проверки финансово-хозяйственной деятельности следующий:
- изучение документов;
- анализ экономических данных о предприятии;
- изучение учредительной, сертификационной, лицензионной документации;
- изучение кадровой документации, включая аспекты обязанностей, инструкций, полномочий;
- экспертная оценка заключенных договоренностей, анализ достоверности бумаг, удовлетворения нормативам законов, своевременности;
- изучение кредитной составляющей баланса;
- анализ использования ресурсов предприятия.
Методики ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности:
- изучение документации;
- интервьюирование работников;
- проведение тестов персонала и рабочего процесса;
- наблюдение за рабочим процессом;
- анализ.
Последнее производится применение математических инструментов, формальных, логических правил и законов.
Задача аудита
Проверка финансово-хозяйственной деятельности казенного учреждения, бюджетного, частной корпорации - словом, совершенно любого предпринимательства - преследует в качестве основной цели изучить и проанализировать отчётность. На фоне полученной информации удастся сделать выводы относительно того, какие у организации имеются резервы, пока незадействованные в работе, но допустимые для привлечения к производственному процессу.
Итак, аудит - мероприятие, которое в результате имеет экспертное заключение, демонстрирующее, к чему пришли проверяющие, что они смогли выявить и какие методы улучшения ситуации были обнаружены. Документы, формируемые в конце проверки, направляются в адрес руководителей организации, чтобы те могли принять обоснованное решение о том, какие пути развития компании будут наиболее эффектны и результативны.
Особенности мероприятия
Проводимая внештатными квалифицированными специалистами налоговая проверка, проверка финансово-хозяйственной деятельности всегда индивидуальна. Это означает, что руководители очерчивают круг хозяйственных, финансовых, налоговых вопросов. Именно на них фокусируется внимание проверяющих.
Чем больше в фирме документов, чем круг аспектов для анализа шире, чем поле работы и сложность технического задания больше, тем больше времени займет аудит. Если было выбрано сотрудничество со сторонней организацией, от этого будет зависеть и цена услуги. В целом привлечение к аудиту работников организации позволяет сэкономить на мероприятии, но лучшие итоги показывают проверки, выполненные сторонними аудиторами, так как эти лица более объективны.
Ревизия: взгляд изнутри
По мере необходимости проверка финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения осуществляется собственными ресурсами. Как правило, используют работников, задействованных во внутренних контрольных системах. При необходимости можно запросить помощь государственных инстанций, органов, ответственных за контроль, а также независимых структур. Предпочтение рекомендовано отдавать тем, у кого уже есть опыт проведения аудита.
Как правило, на предприятии из числа собственных работников или от приглашенной организации формируют ревизионную группу. В ее составе будут контролеры, эксперты, специалисты нескольких направлений. Работа регламентируется составляемым в самом начале техническим заданием, из него следуют аспекты, ради выявления которых организована проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
На основе технического задания формируют план мероприятий с указанием сроков и объемов прорабатываемой информации. Планы являются основой для создания рабочих графиков. Для каждого из комиссии создают индивидуальный график. В результате совместными усилиями готовят акт проверки финансово-хозяйственной деятельности. В некоторых случаях он будет иметь форму отчета, иногда оформляется как заключение. К нему обязательно идут приложения. Как в будущем применять акт проверки финансово-хозяйственной деятельности, решать генеральному директору, руководителю организации. В частности, широко распространена практика направления такой бумаги в вышестоящие инстанции.
Проверки, контроль и доверие
Зачем вообще нужна проверка финансово-хозяйственной деятельности? Это не просто метод удостовериться, что фирма эффективна и надежна. Это еще и инструмент, позволяющий добиться расположения, доверия инвесторов, управленческих органов, государственных инстанций. В любой коммерческой организации аудит помогает защитить деньги акционеров, общественные активы.
На предприятии необходимо организовать:
- наличие и принятие в работу финансового, хозяйственного плана;
- введение внутреннего контроля;
- обеспечение прозрачной управленческой системы, позволяющей исключить злоупотребление полномочиями;
- меры предупреждения и обнаружения рисков, связанных с деньгами, операциями;
- достоверность публикуемых данных.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности направлена на определение того, в какой степени все перечисленные пункты реализуются на практике. Чтобы аудит был корректным, можно организовать специальный комитет, а контроль за проверкой возложить на совет директоров.
Система контроля: путь к успеху
Для начала стоит уяснить один факт: сколько бы ни была современной, эффективной, продуманной и прогрессивной внедренная на предприятии система контроля за его тратами, это не может служить абсолютной гарантией отсутствия непредвиденных потерь. С другой стороны, внедрение подобной системы уменьшает риск их возникновения.
Создание системы и ее внедрение в рабочий процесс - задача, которую компания должна решать самостоятельно. При этом система контроля за деятельностью должна функционировать каждый день, необходима регулярность. По закону проверка финансово-хозяйственной деятельности ложится на ревизионную комиссию. Чтобы контроль был достаточно эффективным, внутри корпорации должны работать четко отлаженные механизмы ежедневного отслеживания динамики событий. Только такое тотальное слежение за хозяйственными операциями позволит полностью исключить некорректность ведения бизнеса.
Теоретические аспекты
Прежде чем на предприятии будет внедрена система регулярного ежедневного контроля за деятельностью компании, необходимо внутренними документами установить определения терминов, сопряженных с деятельностью ревизионной структуры.
Обязательно определение понятия «внутренний контроль». Можно сформулировать его следующим образом: контроль за всеми видами хозяйствования, финансовых операций организации, включая следование утвержденному плану, в разрезе подразделений, отделений, органов, имеющихся в структуре предприятия. Процедуры, из которых состоит такой контроль, не мешают собственно операциям, но позволяют находить из их числа нестандартные и проводить их с высокой эффективностью, без потерь. Внутренняя проверка финансово-хозяйственной деятельности - это еще и управление рисками.
Внутренний контроль: пренебрежение недопустимо
Регулярный аудит - это самый надежный метод выявления рисков, предупреждения злоупотреблений. Если удалось организовать его эффективно и корректно, компания несет меньшие расходы при повышенном качестве управленческой системы. Для максимальной эффективности в структуре создают специальный отдел - службу, ответственную за ревизию контроль.
Это такое подразделение, которое каждый день проводит проверку. Важно, чтобы оно было независимым от исполнительных органов компании. Устав должен содержать правила, согласно которым выбирают работников ревизионного отдела. Состав, структуру, требования определяют в локальных нормативных актах организации или другой внутренней документации. Все бумаги, связанные с деятельностью ревизионной службы, должны быть утверждены главным руководителем компании.
Эффективность и надежность
Создание ревизионной комиссии позволяет следить за воплощением в реальность хозяйственного, денежного плана предприятия. Таковой предварительно утверждается главным руководителем организации или советом директоров. В будущем этот управленческий орган влияет на работу проверочного органа. Чтобы управленцы могли эффективно контролировать рабочий процесс, они создают комитет по аудиту. Он отвечает только за внутренние проверки в компании. То, как работает ревизионная комиссия, генеральный директор контролирует либо лично, либо через аудиторскую комиссию.
Рекомендовано так наладить рабочий процесс, чтобы лица, органы, связанные с хозяйственной деятельностью, финансовой имели четко ограниченную компетенцию, зафиксированную на бумаге. Одни должны отвечать за разработку мер внутреннего контроля, другие - за утверждение, кто-то должен нести ответственность за применение плана в действительности, иные - за оценку результата.
Этот подход позволяет добиться эффективности управленческой системы на предприятии. Эксперты советуют возложить обязанности по проработке процедур контроля на аудиторский комитет, ревизионную службу и исполнительные структуры компании. Утверждать проекты может только совет директоров (или генеральный директор).
Обязанности и применение мер на практике
Исполнительным структурам организации в обязанность следует вменить практическое применение мер контроля. Оценка эффективности, разработка рекомендаций по улучшению обстановки в фирме должна быть возложена на аудиторский комитет. Состав такового назначают, ориентируясь на достижение максимального контроля за хозяйственной финансовой работой.
Чтобы контроль был налажен не просто эффективным, но и объективным, важно, чтобы в аудиторском комитете были независимые лица, в том числе управленцы. Если объективные причины не допускают подбора такого состава, в качестве управляющего комитетом выбирают независимого директора, а в число членов включают неисполнительных директоров, независимых.
Кого включаем?
Устав должен содержать упоминание о квалификации участников аудиторского комитета и ревизионной комиссии. Необходимо, чтобы лица имели образование в области бухгалтерского учета, точно представляли себе, по каким правилам и нормам составляются финансовые отчеты.
Оптимальное соотношение работников комиссии таково: две трети участников и руководитель должны быть лицами с высшим экономическим, юридическим образованием. Без такового могут быть только технические работники. Руководителем следует назначать человека, обладающего стажем не менее пяти лет по направлению, соответствующему полученному образованию.
Особенное внимание при подборе участников аудиторской комиссии обращают на личные свойства и качества потенциальных членов. Никто из них не должен вызывать сомнения в своей лояльности фирме, надежности и честности, трудолюбии и ответственности. Рекомендовано выбирать только тех сотрудников, чья репутация безупречна, так как успех проверки напрямую зависит от того, насколько все участники работают на интересы компании, а не в пользу личной выгоды. Категорически не рекомендовано допускать к участию в подобной комиссии тех, у кого за плечами экономические преступления, самоуправство, правонарушения, сопряженные с предпринимательством.
Еще один аспект, заслуживающий особенного внимания: возможный конфликт интересов у участников ревизионной комиссии. Как только есть подозрение на такую ситуацию, тут же понижается эффективность проверки, падает достоверность результатов. Так, если некий участник ревизионной комиссии также занимает должность, состоит в управляющем органе, в силу чего в его интересах будет скрыть нечто из общей картины деятельности предприятия, необходимо предотвратить его участие в работе. Исходя из этого, заранее стоит исключить из числа потенциальных аудиторов тех, кому принадлежат высокие должности в рамках юридических лиц, конкурирующих с компанией, организовывающей у себя аудит.
Независимость как залог надежности
Выбирая участников ревизионной комиссии, нужно брать только тех, на кого не могут давить исполнительные органы предприятия. Только полная независимость может быть гарантом точных и корректных результатов проверки. При наличии давления, рычагов управления аудиторами проверка превращается в малоэффективную, особенно над нестандартными операциями.
Чтобы подобрать независимых аудиторов и гарантировать эффективность их работы, нужно не только тщательно отбирать каждого участника проверки, но и заключить со всеми выбранными лицами договора от лица совета директоров. В договорах прописывается ответственность за несоблюдение принципов достоверной проверки и вознаграждение, положенное аудитору, достойно справившемуся со своими обязанностями.
В договорах прописывается и то, насколько часто аудиторам придется присутствовать на заседаниях, посвященных внутренней проверке на предприятии. Рекомендовано организовывать такие мероприятия ежемесячно. К каждому очередному совещанию комиссии придется готовить рекомендации исходя из полученной за прошедшее время информации. На заседаниях не только рассматривают итоги проведенных за месяц работ, но и анализируют, насколько выполняется план, какие операции заслуживают особенного внимания руководящего состава, какие должностные обязанности вызывают сомнения. Руководить подобным совещанием должен председатель. Если к работе привлекаются сторонние аудиторские предприятия, их представители обязаны присутствовать на каждом мероприятии.
Подводя итоги
Проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия - незаменимый инструмент контроля эффективности компании, выявления резервов и устранения нарушений. В ходе аудиторских мероприятий определяют, каковы обязательства, капитал компании, активы и состояние в целом. Результаты проверки необходимы для принятия управленческих решений, позволяющих вывести предприятие на новый уровень. Пренебрегать регулярными проверками недопустимо, а к участию в них следует привлекать только независимых профессионалов с юридическим, экономическим образованием.
![Bookmark and Share](http://s7.addthis.com/static/btn/v2/lg-share-en.gif)