Норму предоставления площади жилого помещения устанавливают. Учетная норма площади жилого помещения на человека
Хотели воспользоваться программой молодая семья (содействие) мне 24 года, мужу 27 лет. Отказали, потому что много квадратных метров. Я прописана в общежитии в г. Москве (я, моя мама, сын, дочь, сестра) - комната 25,1 кв.м, коридорная система-общий туалет, душ, кухня. У мамы есть 1-комнатная квартира(собствен.) в Подмосковье по наследству, она там не прописана-34,7 кв.м. Муж прописан во Владимирской области имеет 52,8 кв.м на 8 человек, не собственник. В документах, которые я подавала (финансово-лицевой счет) вместо общежития пишут однокомнатная квартира 25,1 кв.м., в паспорте прописка улица Большая Очаковская, дом №37 общ. Общежитие каким-то образом департамент переименовал в многоквартирный дом, состоящий из двух квартир(1-квартира на 1 этаже 8 комнат-25 человек) 2-квартира на 2этаже (9 комнат-26 человека). Отказ: В соответствии с п.1 ч.1 ст.8, ч.1 ч.3 ст.9, п.3 ч.1 ст.12 закона города Москвы от 14.06.2006 номер 29"об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". Какая учетная норма в нашем случае (10 или 15 кв. м) Как суммируется площадь и на сколько человек делится? Законно ли отказали?
Ответил адвокат - Королева С.О.:
Здравствуйте Евгений!
Согласно ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 2 части 1 ст. 51 ЖК РФ предусмотрена возможность быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как для нанимателей жилых помещений и их членов семей, так и для собственников жилых помещений и их семей, при условии соблюдении ими требований, установленных относительно обеспеченности жилой площадью.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 8 Закона N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях, если размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы.
Согласно п. 1 ст. 9 указанного Закона, в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Пунктами 3 и 4 ст. 9 данного Закона установлена учетная норма площади жилого помещения в Москве
в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.
Поскольку квартира, в которой находится жилое помещение, не является отдельной квартирой, проживающие в ней лица не являются членами одной семьи, то оснований для применения к спорным правоотношениям учетной нормы в размере 10 кв. м площади жилого помещения по моему мнению не имеется.
За более подробной консультацией вы можете обратиться к нашим адвокатам в офисе, и на основе изучения ваших документов мы сможем дать ответ о законности отказа и возможных перспективах его обжалования в суде.
Учетная норма (сколько площади должно приходиться на каждого члена семьи, чтобы поставили на очередь на получение жилья)
и на какую площадь можно рассчитывать при предоставлении жилья (норма предоставления)
Согласно ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно указанной статьи ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Согласно указанной статьи норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Примечание ЮК "Стратегия": Согласно Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека , а для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы - от 18 до 36 кв.м общей площади жилого помещения ( Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Перед принятием решения проверяйте актуальность приведенных ниже данных!!!
Район/город |
Норма предоставления* |
Учетная норма** |
Нормативно-правовой акт |
Г. Москва |
3. Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека. 4. Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ решением уполномоченного органа власти города Москвы, определяется как произведение количества заявителей по данному решению и нормы предоставления на одного человека. При этом заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В состав заявителей включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела. |
3. Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир. 4. Учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям. 5. Жители города Москвы, проживающие в общежитиях коридорной системы по месту жительства на законных основаниях не менее 10 лет, принимаются на жилищный учет при условии соблюдения положений статей 7 и 8 настоящего Закона (часть в редакции, введенной в действие с 19 июля 2008 года Законом города Москвы от 18 июня 2008 года N 24. |
ГОРОДА МОСКВЫ от 14 июня 2006 года N 29 |
Московская область |
Жилое помещение предоставляется гражданам, как правило, в виде отдельной квартиры на семью в пределах от 9 до 12 кв. м на человека, кроме одиноких граждан, которым может быть предо-ставлена однокомнатная квартира или комната больших размеров. |
Решение Мособлисполкома и Президиума Московского областного Совета профсоюзов от 29 декабря 1984 г. № 1728/24 "Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области" (с изменениями от 22 мая 1986 г., 18 июня 1987 г., 22 сентября 1988 г., 26 февраля 1992 г., 30 декабря 1994 г.): |
|
Московская область |
61. Предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение предоставляется гражданам, как правило, в виде отдельной квартиры на семью в пределах от 9 до 12 кв. м на человека, кроме одиноких граждан, которым может быть предоставлена однокомнатная квартира или комната больших размеров. 68. Если в квартире освободилось жилое помещение, не изолированное от занимаемого другим нанимателем жилого помещения, освободившееся помещение подлежит передаче в его пользование. Освобождающееся изолированное жилое помещение в квартире, где проживают несколько нанимателей (в том числе и в случаях, предусмотренных в п. 67 настоящих Правил), должно предоставляться проживающим в этой квартире гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а при отсутствии таковых - гражданам, имеющим жилую площадь менее установленной нормы на одного человека (при этом учитывается право на дополнительную жилую площадь). В таких случаях общий размер жилой площади, как правило, не должен превышать на каждого члена семьи установленной нормы жилой площади (12 кв. м) и полагающейся нанимателю или членам его семьи дополнительной жилой площади (ст. 39 Жилищного кодекса РСФСР). При отсутствии в квартире указанных граждан освободившееся жилое помещение заселяется в общем порядке. |
9. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: 9.1. Имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 5 кв. м. |
Постановление Правительства Московской области от 5 февраля 2004 г. № 51/46 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области" Диапазон действия данной редакции: c 30.12.1994 по 04.02.2004 (до этого действовало Решение Мособлисполкома и Президиума Московского областного Совета профсоюзов от 29 декабря 1984 г. № 1728/24) |
Красногорский район |
от 15 до 18 кв. м. |
10 кв. м общей площади для проживающих в отдельных квартирах и в размере 15 кв. м общей площади для проживающих в коммунальных квартирах. |
|
Химкинский район |
от 15 до 18 кв. м. |
Постановление Главы Химкинского района Московской области |
|
Мытищинский район |
от 15 до 18 кв. м. |
Решение Совета депутатов Мытищинского района Московской области от 18 октября 2001 г. N 23/2 "Об утверждении Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда Мытищинского района в новой редакции" (с изменениями от 17 февраля, 19 мая, 20 октября 2005 г., 21 июня 2006 г.) |
|
Пушкинский район |
от 14 до 18 кв. м. |
Решение Совета депутатов муниципального образования "Пушкинский район" Московской области от 15 апреля 2005 г. N 145/14 |
|
Щелковский район |
от 16 до 23 кв. м. |
|
|
Балашихинский район |
от 14 до 18 кв. м. |
Постановление Главы городского округа Балашиха Московской области от 1 марта 2006 г. N 8/55 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в городском округе Балашиха" |
|
Городской округ Балашиха |
2. Установить норму предоставления площади жилого помещения не менее 18 кв. м общей площади на одного человека. |
1. Установить учетную норму площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере не более 9 кв. м общей площади на одного члена семьи. |
СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ УЧЕТНОЙ НОРМЫ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ПРИНЯТИЯ ГРАЖДАН НА УЧЕТ В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ И НОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ |
Люберецкий район |
|||
Ленинский район |
от 16 кв. м. |
Решение Совета депутатов Ленинского района Московской области |
|
Домодедовский район |
от 12 до 18 кв. м. |
Решение Совета депутатов муниципального образования |
|
Подольский район |
14 кв. м общей площади жилого помещения на 1 человека (для семьи, состоящей из 2 и более человек); 25 кв. м - на одиноко проживающего гражданина |
Решение Совета депутатов муниципального образования |
|
Одинцовский район |
от 14 до 18 кв. м. |
Решение Совета депутатов Одинцовского района Московской области от 17 июня 2005 г. N 4/46"Об утверждении учетной нормы общей площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях |
|
Волоколамский район |
от 16 до 18 кв. м. |
Решение Совета депутатов Волоколамского района Московской области от 19 декабря 2005 г. N 282-38 "Об установлении нормы представления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения, определяющей уровень обеспеченности граждан в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" (с изменениями от 6 апреля 2006 г.) |
|
Воскресенский район |
от 14 до 16 кв. м. |
Решение Совета депутатов муниципального образования |
|
Дмитровский район |
|||
Егорьевский район |
|||
Сергиево-Посадский район |
|||
Зарайский район |
|||
Истринский район |
от 14 до 18 кв. м. |
Решение Совета депутатов муниципального образования |
|
Каширский район |
от 12 до 18 кв. м. |
Решение Совета депутатов муниципального образования |
|
Клинский район |
от 14 до 18 кв. м. |
Решение Совета депутатов Клинского муниципального района |
|
Коломенский район |
|||
Лотошинский район |
Решение Совета депутатов муниципального образования |
||
Луховицкий район |
от 15 до 18 кв. м. |
Постановление Главы муниципального образования |
|
Можайский район |
Решение Совета депутатов муниципального образования |
||
Наро-фоминский район |
Решение Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 24 мая 2006 г. N 5/30 "Об установлении нормы представления площади жилых помещений по договору социального найма и учетной нормы жилого помещения на территории Наро-Фоминского муниципального района Московской области" |
||
Ногинский район |
отдельная квартира - 8 м2, коммунальная квартира - 10 м2 |
В соответствии со ст. 50 Жилищного Кодекса РФ учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет нуждающихся установлен органом местного самоуправления (на основании Решения Совета депутатов городского поселения Ногинск Московской области № 13/39 от 30.12.2008 г: (опубликовано в газете «Волхонка» от 12.01.2009г.). |
|
Озерский район |
|||
Орехово-зуевский район |
|||
Павлово-Посадский район: |
|||
Раменский район |
от 15 до 18 кв. м. |
Решение Совета депутатов Раменского района Московской области от 30 марта 2005 г. N 3/8-СД "О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения в Раменском районе" |
|
Рузский район |
|||
Серебряно-прудский район |
|||
Серпуховской район |
от 15 до 18 кв. м. |
Решение Совета депутатов муниципального образования |
|
Солнечногорский район |
|||
Ступинский район |
|||
Талдомский район |
|||
Чеховский район |
|||
Шатурский район |
Решение Совета депутатов муниципального образования |
||
Шаховский район |
Решение Совета депутатов муниципального образования |
||
Города |
|||
Бронницы |
от 15 до 18 кв. м. |
9 кв. м - для граждан, проживающих в отдельных квартирах; 10 кв. м - для граждан, проживающих в коммунальных квартирах. |
Решение Совета депутатов муниципального образования |
Дзержинский |
Решение Совета депутатов муниципального образования |
||
Долгопрудный |
Нормативное решение Совета депутатов |
||
Домодедово |
|||
Решение Совета депутатов города Дубны Московской области |
|||
Железнодорожный |
от 12 до 16 кв. м. |
Решение Совета депутатов города Железнодорожный Московской области от 16 февраля 2005 г. N 09/57 |
|
Жуковский |
Решение Совета депутатов муниципального образования |
||
Звенигород |
от 15 до 18 кв. м. |
10 кв. м - для граждан, проживающих в отдельных квартирах; 15 кв. м - для граждан, проживающих в коммунальных квартирах. |
Решение Совета депутатов города Звенигород Московской области от 28 июня 2005 г. N 27/6 "Об установлении норм площади жилого помещения" |
Ивантеевка |
от 15 до 18 кв. м. |
Решение Совета депутатов города Ивантеевки Московской области |
|
Калининград |
|||
Климовск |
Решение Совета депутатов города Климовска Московской области |
||
от 14 до 19 кв. м. |
Решение Совета депутатов муниципального образования |
||
от 15 до 22 кв. м. |
Решение Совета депутатов города Королева Московской области |
||
Красноармейск |
Решение Совета депутатов муниципального образования |
||
Краснознаменск |
|||
18 кв. м. на одного человека, 14 кв. м. общей площади при заселении вторичного жилья |
Решение Совета депутатов города Лобня Московской области |
||
Лосино-Петровский |
|||
Лыткарино |
|||
Орехово-Зуево |
33 кв. м общей площади на семью из одного человека; 42 кв. м общей площади на семью из двух человек. |
Решение Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево |
|
Подольск |
|||
Протвино |
от 15 до 20 кв. м. |
Решение Совета депутатов города Протвино Московской области |
|
от 15 до 18 кв. м. |
Решение Совета депутатов муниципального образования |
||
Решение Совета депутатов города Реутова Московской области |
|||
Серпухов |
от 15 до 18 кв. м. |
Решение Совета депутатов города Серпухова Московской области |
|
Решение Совета депутатов города Троицка Московской области |
|||
от 13 до 18 кв. м. |
12 квадратных метров общей площади для отдельных квартир и 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения |
Решение Совета депутатов города Фрязино Московской области |
|
Черноголовка |
|||
Щербинка |
Решение Совета депутатов городского округа Щербинка Московской области от 26 января 2006 г. N 503/142 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" |
||
СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЩЕЛКОВО ЩЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ УЧЕТНОЙ НОРМЫ И НОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ |
|||
Электрогорск |
|||
Электросталь |
9 кв. м. общей площади для отдельных квартир и 11 кв. м. общей площади для квартир коммунального заселения на каждого члена семьи. |
Решение Совета депутатов города Электросталь Московской области от 28 июля 2005 г. N 316/50 "Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения" |
|
Юбилейный |
|||
Учетные нормы и нормы предоставления Краснодарский край |
|||
Установить учетную норму площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании "Город Майкоп" в размере: 10 кв. метров и менее общей площади жилого помещения. |
СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД МАЙКОП" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ УЧЕТНОЙ НОРМЫ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ |
Законодательная норма предоставления и учетная норма
В части 1 статьи 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласитесь, уж больно мудрено сформулировали определение нормы предоставления законодатели. Это – минимальное количество квадратных метров жилья, которое предоставляется в расчете на одного человека. Например, норма предоставления в г.Лыткарино составляет 14 кв. метров общей площади на одного человека. Меньше быть не должно, больше – может быть.
Размер общей площади квартиры определяется как сумма площади всех ее частей, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (часть 5 статьи 15 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма. В части 3 сказано, что федеральными законами, законами субъектов РФ, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма иным категориям граждан (о них разговор велся раньше), могут быть установлены для этих категорий граждан иные нормы предоставления.
Учетная норма
Это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4 статьи 50 ЖК). Другими словами – это норма постановки на учет. Например, в г.Лыткарино учетная норма установлена в размере 9 кв. метров общей площади. То есть, если на каждого члена семьи приходится – 9 кв. метров общей площади или меньше, такая семья должна быть принята на учет (при наличии, естественно, других условий).
Учетная норма также устанавливается органом местного самоуправления. Размер ее не может превышать размера нормы предоставления, установленной данным органом. То есть, теоретически, учетная норма может быть равна норме предоставления.
В тексте Жилищного кодекса РФ норма предоставления и учетная норма встречаются и в других местах, поэтому, в соответствии с частью 1 статьи 80, наймодатель вправе запретить проживание временных жильцов в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на каждого проживающего составит для отдельной квартиры менее учетной нормы, а для коммунальной квартиры – менее нормы предоставления.
Напридумывали, блин!
1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
Комментарий к Ст. 50 ЖК РФ
1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из следующего расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.
Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования.
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали нормой средней обеспеченности.
Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.
2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 комментируемой статьи на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.
Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 комментируемой статьи). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.
Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 комментируемой статьи (о том, что учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, перешагнув который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.
Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).
Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий разрыв. Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?
5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.
Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма