О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства. Специальные технические условия (СТУ) — НЕ являются разделом проектной документации Требования к разработке спе
Электронные услуги
Полное название услуги
Согласование специальных технических условий для подготовки проектной документации объектов капитального строительства, включая объекты метрополитена, при строительстве, реконструкции которых государственный строительный надзор осуществляется органом исполнительной власти города Москвы
Условия получения услуги на сайте
Кто может обратиться за услугой:
Физические лица
В роли заявителей могут выступать физические лица являющиеся застройщиками или техническими заказчиками
Юридические лица
В роли заявителей могут выступать юридические лица являющиеся застройщиками или техническими заказчиками
Индивидуальный предприниматель
В роли заявителей могут выступать индивидуальные предприниматели являющиеся застройщиками или техническими заказчиками
Стоимость услуги и порядок оплаты:
Бесплатно
Перечень необходимых сведений:
Запрос (заявление) о предоставлении государственной услуги (оригинал, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется без возврата
Пояснительная записка, содержащая информацию о необходимости разработки СТУ (оригинал, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется без возврата
Положительное заключение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (заверенная копия, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется без возврата
Проект СТУ (заверенная копия, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется без возврата
Копия технического задания на разработку СТУ (заверенная копия, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется без возврата
Копия согласованных в установленном порядке СТУ и копия Решения о согласовании (заверенная копия, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется без возврата
Документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя действовать от имени заявителя (оригинал, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется без возврата
Сроки предоставления услуги
22 рабочих дня
Результат оказания услуги
Выдается:
- Решение о согласовании СТУ (заверенная копия, 1 шт.)
Решение в форме распоряжения о согласовании СТУ. По запросу заявителя копия решения выдаётся заявителю на бумажном носителе.
Направляется заявителю в электронном виде. В случае указания в запросе на необходимость получения копии результата предоставления государственной услуги на бумажном носителе, копия результата выдаётся на бумажном носителе.
- Решение в форме распоряжения об отказе в согласовании СТУ (заверенная копия, 1 шт.)
Выписка из протокола заседания Нормативно-технического совета Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов с указанием причин отказа в согласовании.
- Выписка из протокола заседания Нормативно-технического совета Москомэкспертизы (заверенная копия, 1 шт.)
Решения в форме распоряжения об отказе в согласовании СТУ.
- Решение о согласовании СТУ (заверенная копия, 1 шт.)
Формы получения
Через законного представителя
На WEB сайте
Отказ в приеме документов
Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:
Представление заявителем документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не соответствующих требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями и Регламентом предоставления государственной услуги.
Представление заявителем неполного комплекта документов, необходимых для получения государственной услуги, предусмотренного Регламентом предоставления государственной услуги.
Представление документов, утративших силу или срок действия которых истек на день подачи запроса (заявления) о предоставлении государственной услуги, в случае если срок действия документа указан в самом документе либо определен законодательством.
Представление документов, содержащих недостоверные и (или) противоречивые сведения.
Подача запроса (заявления) от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.
Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с Регламентом предоставления государственной услуги.
Запрос (заявление) и иные документы в электронной форме подписаны с использованием электронной подписи, не принадлежащей заявителю.
Обращение заявителя в Москомэкспертизу за государственной услугой, которая не предоставляется Москомэкспертизой (в том числе в случае, если согласование СТУ должно осуществляться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства).
Некорректное заполнение обязательных полей в интерактивной форме запроса на Портале.
Электронные копии (электронные образы) документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не поддаются прочтению и (или) не соответствуют требованиям к форматам их предоставления.
Отказ в согласовании СТУ
Основанием для отказа в согласовании СТУ является несоответствие проекта СТУ требованиям главы II Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 апреля 2016 г. № 248/пр.
Отказ в предоставлении государственной услуги
Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является противоречие документов или сведений, полученных с использованием межведомственного информационного взаимодействия, включая использование сведений Базового регистра, представленным заявителем документам или сведениям.
Ведомство:
(МОСКОМЭКСПЕРТИЗА)
В данной статье мы хотим подробно осветить такие вопросы как:
входят ли специальные технические условия (СТУ) на проектирование в части обеспечения пожарной безопасности в состав проектной документации?
можно ли сказать, что «разработка СТУ» входит в понятие «разработка (подготовка) проектной документации»?
Итак, что такое СТУ (Специальные технические условия) и из чего состоит проектная документация (ПД)? Состав проектной документации утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87 (ред. от 10.12.2014) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Всё содержимое Положения о составе разделов проектной документации, утвержденного Постановлением №87, это как раз и есть ответ на вопрос: из чего состоит ПД и что в себя включает?
Проектная документация для объектов капитального строительства состоит из нескольких разделов: Пояснительная записка, Архитектурные решения, Конструктивные и объёмно-планировочные решения и т.д. В том числе ПД содержит и раздел «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (МОПБ), в который включаются описания и обоснования проектных решений в части обеспечения пожарной безопасности проектируемого объекта, включая графические материалы в виде структурных схем систем противопожарной защиты и схем эвакуации. СТУ по обеспечению пожарной безопасности не содержатся в составе какого-либо раздела проектной документации, а также не фигурируют в постановлении как самостоятельный раздел. О специальных технических условиях в Постановлении №87 упомянуто только однажды — в пункте 5:
«В случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных технических условий. …»
Разработка СТУ должна предшествовать разработке проектной документации! Даже, если не погружаться глубоко в нормативно-техническую взаимосвязь между СТУ и проектной документацией, с точки зрения логики русского языка, уже понятно, что наличие слова «предшествовать» в п.5 Постановления №87 отделяет понятия «разработка СТУ» и «разработка ПД» друг от друга, формально расставляя эти два события по разным местам на временной шкале. Уже нельзя сказать что СТУ и проектная документация — это одно и то же.
Что такое СТУ? Исходя из того же пункта 5 Постановления №87, специальные технические условия — это документ, который содержит вновь разработанные нормы — те самые, недостающие или отсутствующие в нормативной базе РФ нормативные требования для проектирования конкретного уникального объекта или объекта с нестандартными проектными решениями. Примерно такое же определение «Специальным техническим условиям» дают ч. 8 статьи 6 Федерального Закона №384-ФЗ от 30.12.2009 (ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ) и ч. 2 статьи 78 Федерального Закона №123-ФЗ от 22.07.2008 (ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ). Приказ Минрегиона России №36 от 01.04.2008 (пункт 2) прямо говорит о том, что «СТУ являются техническими нормами , содержащими (применительно к конкретному объекту капитального строительства) дополнительные к установленным или отсутствующие технические требования в области безопасности, отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, а также демонтажа (сноса) объекта».
Таким образом, СТУ по обеспечению пожарной безопасности — документ, содержащий нормы, нормативные требования .
Получается, что по своему техническому смыслу любые СТУ — это индивидуальный нормативный документ , в соответствии с требованиями которого осуществляется проектирование конкретного объекта, для которого СТУ и были разработаны.
На графической схеме (ниже) просто, но наглядно, показано, что нормативные требования в части обеспечения пожарной безопасности, включенные в СТУ, стоят в одном ряду с требованиями, содержащимися в других документах: ФЗ №123-ФЗ и в нормативных документах (Сводах Правил). Проектная организация, имея на руках разработанные и согласованные в установленном порядке СТУ по пожарной безопасности, разрабатывает все разделы ПД (особенно это касается раздела МОПБ) для своего уникального (нестандартного) объекта в соответствии со следующими группами «пожарных норм»:
нормативными требованиями Федерального Закона №123-ФЗ,
нормативными требованиями нормативных документов (Сводов Правил),
нормативными требованиями СТУ.
Специальные технические условия по пожарной безопасности, Федеральный Закон №123-ФЗ и нормативные документы по ПБ – вместе составляют комплекс документов, формирующих единый, полный набор нормативных требований в области пожарной безопасности (для уникального объекта).
В данной статье мы не затрагиваем вопрос значимости и юридического статуса Специальных технических условий как нормативного документа, равного по статусу Сводам Правил, например. Мы рассматриваем только назначение и роль документа «Специальные технические условия» с нормативно-технической точки зрения, основываясь на определениях этого документа, закрепленных в законодательстве.
Понятно, что если Специальные технические условия содержат обоснование отступлений от нормативных требований пожарной безопасности, то это не могут быть отступления от требований ФЗ, это могут быть только отступления от требований Сводов Правил. Поэтому разработчик проектной документации имеет право при проектировании объекта рассматривать и применять требования СТУ, как более приоритетные, в части противоречащей требованиям Сводов Правил. Для этого собственно законодательством и предусмотрена возможность обоснования в СТУ отступлений от требований нормативных документов, коими являются Своды Правил, но не является ФЗ.
И кстати говоря, сам факт того, что документ «Специальные технические условия» является инструментом, позволяющим обосновать отступления от требований нормативных документов (СП), — это ещё один веский аргумент в подтверждение того, что СТУ — это, по смыслу, нормативный документ. Получается, что нормы, содержащиеся в СТУ, фактически способны заменить в определённой части нормы Сводов Правил в случае отступления от СП. Кроме того, часть 9 статьи 6 Федерального Закона №384-ФЗ от 30.12.2009 говорит о том, что согласованные в установленном порядке специальные технические условия могут являться основанием для включения содержащихся в таких специальных технических условиях требований к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки в национальные стандарты и своды правил, применение которых обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона. То есть, СТУ — это нормы для конкретного объекта, но они имеют теоретическую возможность «перекочевать» в нац. стандарты и СП, в случае массового применения и схожести.
Надо отметить, что существует несколько факторов, из-за которых может ошибочно показаться, что СТУ – это всё-таки часть проектной документации. Во-первых, СТУ – это, как и проектная документация, адресный, индивидуальный документ, который, как и все разделы ПД, разрабатывается для одного конкретного объекта кап. строительства. При этом, СТУ и проектная документация вместе должны направляться в органы Экспертизы. И если не погружаться глубоко в суть вопроса, то можно принять СТУ за раздел проекта. Только надо понимать, что на самом деле СТУ направляются в Экспертизу не в качестве раздела ПД, а в качестве нормативного документа, в соответствии с которым были разработаны разделы ПД, содержащие уникальные проектные решения. Во-вторых, несмотря на то, что по логике и в теории разработка специальных технических условий (адресного нормативного документа) должна предшествовать разработке проектных решений, на практике очень часто получается наоборот. Зачастую только в процессе проектирования можно понять, что заказчик строительства или проектная организация планирует применить нестандартное проектное решение, которое выходит за рамки актуальной нормативной базы в области ПБ, и для которого недостаточно нормативных требований по пожарной безопасности. То есть только тогда, когда уже началась разработка ПД, становится понятно, что объект превращается в уникальный (нестандартный) в той или иной степени, и поэтому необходима разработка СТУ по пожарной безопасности на проектирование этого объекта. Это влечет за собой ввод нового этапа «разработка СТУ», который выполняется параллельно разработке ПД. Поэтому может показаться, что СТУ – это просто один из разделов проектной документации. Возникает ситуация, при которой СТУ фактически подгоняются максимально близко, насколько это возможно, под уже готовое уникальное проектное решение, которое заказчик предполагает, планирует применить на своём объекте. И в принципе, такой ход событий является нормальным, если говорить о практической стороне вопроса: по-другому просто невозможно иной раз, не начав проектировать, выявить недостаточность норм и, как следствие, необходимость в разработке СТУ. Как же понимать тогда Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 №87, в котором говорится о том, что разработке ПД должны предшествовать разработка и согласование специальных технических условий, если на практике всё получается вроде бы наоборот? Дело в том, что если говорить о взаимосвязи двух процессов: 1) разработка и согласование СТУ и 2) разработка и согласование ПД , в начале проектирования, то картина одна: как правило, действительно, первым начинается процесс разработки проектной документации. Однако слово «предшествовать» п.5 Постановления №87 несёт в себе более глубокий смысл. Если рассматривать как связаны оба эти процесса цельно, от начала и до конца каждого из них, на всём отрезке проектирования, то картина вырисовывается совсем другая. Сначала завершается процесс: разработка и согласование СТУ – то есть, официально появляются нормативные требования (после согласования СТУ в МЧС и в Минстрое). И только потом завершается процесс разработки и согласования (экспертизы) ПД – то есть официально появляется окончательный проект с положительным заключением Экспертизы. И даже если в самом начале проектирования заказчик строительства заложил в проект некое нестандартное проектное решение, то оно пока ещё является его планом ; заказчик может на этом начальном этапе только планировать и предполагать , что в будущем будут разработаны и согласованы СТУ, легализующие возможность использования этого уникального решения именно в том виде, в котором хочет заказчик. Полноценные основания для включения этого проектного решения в проект у заказчика появляются только после, того как официально получены нормы, по которым это проектное решение было (будет) спроектировано, то есть после разработки и согласования СТУ. Также надо понимать, что СТУ это далеко не всегда постоянный, неменяющийся документ, который от разработки 1-ой редакции и до окончания всех согласований не подвергается никаким корректировкам. Процедура согласования специальных технических условий заключается в том, что СТУ рассматриваются и обсуждаются на двух нормативно-технических советах МЧС России и Минстроя России по очереди, где члены советов (эксперты, учёные) могут посчитать необходимым откорректировать, доработать СТУ (имеют полное на это право). Поэтому специальные технические условия в процессе согласования могут преобразиться в такую редакцию, которая будет отличаться от планируемой в начале. Бывает, что корректировки, вносимые в СТУ на стадии согласования, носят принципиальный характер. Это бывает нечасто, но теоретически такое возможно в рамках действующей процедуры соглсасования СТУ. В этом случае, заказчику иногда приходится корректировать своё нестандартное проектное решение так, чтобы оно соответствовало требованиям окончательной редакции СТУ, учитывающей мнения членов НТС. Иначе проект не пройдёт Экспертизу, т.к. будет на лицо несоответствие проекта требованиям согласованных СТУ в части обоснования нестандартных решений. Именно в таких ситуациях и становится очевидным, что сначала должны всё-таки появится нормы в окончательном варианте (согласованные СТУ), полностью прошедшие те этапы создания, на которых были возможны какие-либо изменения, а уже потом появляется основание использовать в проекте планируемое ранее нестандартное проектное решение с учетом приведения проекта в точное соответствие с требованиями этих норм (полностью согласованных СТУ). И в конечном итоге проект разрабатывается в соответствии с СТУ, проект подгоняется под финальную редакцию СТУ (с учетом мнения членов НТС), а не наоборот.
СТУ по пожарной безопасности — это по сути нормативные требования, необходимые для проектирования нестандартного объекта, то есть это нормативный документ, который в идеале уже нужно иметь на руках к моменту разработки проектных решений (точно также как мы имеем на руках ФЗ №123-ФЗ и Своды Правил). И несмотря на то, что на практике почти всегда СТУ разрабатываются одновременно с ПД, — формально применять требования СТУ при проектировании можно только после разработки и согласования СТУ, когда этот документ приобретает свою финальную редакцию и официальный статус, пройдя через все необходимые нормативно-технические советы (МЧС России и Минстроя России).
Проектная документация — это по сути описание и обоснование (текстовое, графическое, расчетное) проектных решений. Как нельзя сказать, что фраза «описание проектных решений» по смыслу включает в себя «разработку нормативных требований», так и нельзя сказать, что термин «проектная документация» включает в себя «Специальные технические условия».
Специальные технические условия по своему определению в рамках действующего законодательства ни при каких обстоятельствах не могут входить в состав проектной документации, являться её составной частью или самостоятельным разделом проекта. СТУ — это нормы, которые необходимы проектировщику для разработки конкретных проектных решений (проектной документации).
Соответственно, такой вид деятельность как «разработка (подготовка) проектной документации» не может включать в себя по умолчанию такую работу как «разработка СТУ».
Необходимость написания данной статьи вызвана тем, что, на практике в рамках своей деятельности профессиональные разработчики СТУ постоянно сталкиваются со случаями полного непонимания и незнания со стороны заказчиков СТУ, генеральных проектных организаций, и даже экспертов государственной (или негосударственной) экспертизы простой истины: ни формально, ни технически, специальные технические условия (СТУ) по пожарной безопасности — это не проектная документация, а индивидуальный нормативный документ, имеющий свой (особый) статус.
Каким образом проявляется это непонимание, и к чему оно приводит, мы постараемся подробнее рассказать в следующих статьях на примере конкретных случаев из реальной деятельности в области разработки СТУ.
Порядок разработки и согласования специальных технических условий (СТУ) - это поэтапный процесс создания и координации технических норм для определенного объекта строительства, которые содержат дополнительные либо отсутствующие требования в сфере пожарной безопасности.
Специальные ТУ отражают особенности проектирования, инженерных решений, возведения, а также последующей эксплуатации и демонтажа (сноса) зданий.
В зависимости от степени защищенности объекта установленными нормативными нормами, по решению заявителя, СТУ могут разрабатываться нескольких видов:
Требования, которые содержат технические решения на планировку, возведение и эксплуатацию сооружений, а также других зданий, для проектирования которых положения по защите и надежности объекта отсутствуют;
Нормы, которые включают технические правила по обеспечению сейсмической защиты;
Положения, содержащие технические нормы на планировку и строительство сооружений в сфере обеспечения пожарной защиты.
Порядок разработки и согласования СТУ
Разработка СТУ осуществляется согласно техническому заданию заявителя научно-исследовательской, проектной либо другой организации, которая обладает научно-технической базой и стажем практической деятельности в данной области.
Перед разработкой СТУ проводится определение технических, конструктивных, планировочно-объемных решений сооружения, используемых изделий и материалов. Также анализируется нормативная база объекта, которая служит основанием для создания недостающих положений либо разработки отсутствующих требований. Технические решения могут подготавливаться к объекту в целом, его частям либо отдельным инженерным системам и конструкциям.
Специальные ТУ должны включать следующие сведения:
Детальное обоснование необходимости подготовки СТУ и недостающие нормативные положения для данного сооружения, которые излагаются согласно структуре действующих правил;
Перечень необходимых отклонений от правил действующей нормативной документации, который содержит обоснование их разработки и мероприятия, компенсирующие данные отступления;
Основания для возведения объекта;
Сведения о названии, месторасположении сооружения и условиях его строительства;
Данные о заказчике, проектном предприятии и создателе СТУ;
Описание здания в целом и его основных элементов с указанием планировочно-объемных и конструктивных решений, которые дополняются схемами земельного участка и чертежами планировочно-архитектурных решений.
Структура технических условий определяется на этапе составления задания на их подготовку. Как правило, она должна отвечать структуре действующих положений в данной сфере.
Положения, которые содержатся в установленной нормативной документации в специальные ТУ не включаются. Единицы величин и обозначения, которые используются в СТУ, должны соответствовать строительным требованиям и государственным стандартам.
Порядок согласования специальных ТУ
Процедура согласования СТУ проводится в органах Минстроя и МЧС.
Для координации технических условий заказчик строительства должен представить в соответствующие органы следующую документацию:
Заявление заказчика, которое составляется в произвольной форме, подписывается руководителем и заверяется печатью предприятия;
Пояснительная записка, которая содержит сведения о необходимости подготовки СТУ, принятых проектных решениях, компенсирующих мероприятиях. Кроме того, в записке указываются нормативные правила, которые содержат новые технические нормы, а также данные об обеспечении защиты объекта;
Проект технических условий в 2-х экземплярах;
Копия задания на подготовку СТУ, заверенная руководителем заявителя строительства.
Как правило, предоставленная заказчиком документация не подлежит возврату, за исключением случаев, утвержденных действующим законодательством.
Постановление о согласовании либо об отказе рассмотрения технических условий принимается Министром на протяжении месяца со дня подачи документов в Минрегион. В определенных ситуациях срок рассмотрения технических условий может быть увеличен до трех месяцев. Если документация предоставляется в органы с нарушением действующего перечня, она возвращается заказчику в течение десяти дней.
Рассмотрение документации специальных ТУ заключается в изучении структуры представленных материалов и документов, осуществлении научно-технической оценки, подготовке заключения по итогам экспертизы и принятии решения об утверждении либо об отказе в рассмотрении ТУ.
При принятии положительного решения, СТУ оформляется посредством проставления подписи Министра на титульном листе и подписей уполномоченного лица на каждом листе технических условий. После согласования ТУ подлежат утверждению у заявителя.
О принятом решении заказчик оповещается на протяжении 3-х рабочих дней Минрегионом путем направления письменного уведомления. При этом к СТУ прикрепляется один экземпляр технических условий, который оформляется согласно действующим нормам.
При отказе в согласовании к уведомлению прилагается один экземпляр СТУ и копия заключения. После устранения факторов, которые стали причиной отказа в согласовании, заказчик может повторно отправить документацию на рассмотрение.
Согласованные технические условия подлежат учету в специальном реестре и архивному хранению.
Заказчик строительства имеет право на любом этапе рассмотрения документов отозвать заявление, направив в Минрегион письменное уведомление. При этом согласование СТУ прекращается, после чего составляется соответствующее заключение, которое утверждается Министром либо доверенным лицом.
Компания ГОСТ-НОРМ предоставляет весь спектр услуг по разработке и координации СТУ для объектов различных форм собственности и функциональности. Подготовка и согласование СТУ осуществляется опытными, профессиональными специалистами. Эксперты компании обладают широкой научно-технической базой и многолетним стажем, что является залогом качества и оперативности выполненных услуг.
Сокращения, используемые в статье:
- Порядок — Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства, утвержденный приказом Минстроя России №248/ПР от 15.04.2016,
- Старый порядок — Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства, утвержденный приказом Минрегиона России №36 от 01.04.2008,
- Положение — Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства РФ №87 от 16.02.2008,
- 123-ФЗ — Федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»,
- 384-ФЗ — Федеральный закон №384-ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и сооружений,
- Перечень 474 — Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований 123-ФЗ, утвержденный приказом Росстандарта №474 от 16.04.2014,
- Перечень 1521 — Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ, утвержденный постановлением Правительства РФ №1521 от 26.12.2014,
- Регламент — Административный регламент МЧС России предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий … , утвержденный приказом МЧС России №710 от 28.11.2011.
Минстрой России подготовил и зарегистрировал в Минюсте свой новый приказ об утверждении порядка разработки и согласования СТУ.
«О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» зарегистрирован в Минюсте России 31.08.2016 №43505. Дата вступления данного документа в силу — 12.09.2016.
Ранее Минстрой предпринимал несколько попыток подготовить и зарегистрировать в Минюсте свой новый порядок разработки и согласования СТУ взамен старому порядку, утвержденному .
В данной статье мы отмечаем: чем новый порядок разработки и согласования СТУ (утвержденный приказом Минстроя №248/ПР) отличается от старого порядка (утвержденного приказом Минрегиона №36), и даём комментарии по новому документу.
В представленном ниже анализе мы упоминаем не обо всех изменениях Порядка разработки и согласования СТУ, а только о тех, которые показались нам наиболее интересными.
1. Сам факт подготовки и утверждения нового Порядка, установленного Минстроем России, наконец делает возможным соблюдение требования пункта 5 «Положения о составе разделов проектной документации … «, утвержденного Постановлением Правительства РФ №87 от 16.02.2008 (далее — Положение).
Пункт 5 Положения гласит:
5. В случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке
специальных технических условий.
|
Для соблюдения условий п.5 Положения важным критерием является то, что СТУ должны быть разработаны
и утверждены
(согласованы) в порядке, установленном именно Минстроем России
, а не каким-либо другим министерством! Однако на протяжении последних трёх лет такого Порядка — установленного Минстроем России и имеющего статус нормативного правового акта (зарегистрированного в Минюсте), не существовало. Таким образом, соблюсти требования п.5 Положения, то есть разработать и утвердить специальные технические условия в рамках несуществующего Порядка, было невозможно.
Всё это время действовал порядок разработки и согласования СТУ, установленный другим министерством — Минрегионом России (было упразднено сразу после создания Минстроя).
На практике, все разрабатывали СТУ в порядке, установленном Приказом Минрегиона России №36 от 01.04.2008, т.к. это был единственный порядок, зарегистрированный в Минюсте и действующий на тот момент. Но надо понимать, что такая процедура не соответствовала требованиям п.5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ №87.
Данное несоответствие можно считать устраненным только сейчас, когда появился Порядок разработки и согласования СТУ, установленный именно Минстроем.
2. Пункт 1. Порядка — о том, что вообще устанавливает настоящий Порядок:
Обращаем внимание на то, что в п.1 ничего не сказано о том устанавливает ли настоящий Порядок требования к разработке и согласованию СТУ в случае, установленном частью 2 стать 78 ФЗ N 123-ФЗ
!
Однако, далее в п.3 Порядка упоминается такой вид СТУ со ссылкой на 123-ФЗ (подпункт г)
).
Выглядит это как некое противоречие и несогласованность между пунктами внутри одного документа.
Если попытаться объяснить это противоречие, то просматривается два основных варианта:
1) Возможно, что вид СТУ со ссылкой на 123-ФЗ (подпункт г)
) по ошибке был включен в п.3 Порядка (виды СТУ). Иначе зачем в список видов СТУ включать такой вид, к которому данный Порядок не устанавливает требования к разработке и согласованию? Из п.1 очевидно, что данный Порядок устанавливает требования только
к СТУ, разработанным на основании 384-ФЗ.
Или же ошибка закралась в п.1, где надо было написать, что настоящий Порядок устанавливает требования к разработке и согласованию СТУ в случаях
, установленных ч.8 ст.6 384-ФЗ и ч.2 ст.78 123-ФЗ
. Но с другой стороны, если бы так был сформулирован п.1, то получилось бы, что в части процедуры согласования образовалось два порядка: этот, утвержденный приказом №248/ПР Минстроя, и Регламент согласования СТУ, утвержденный приказом №710 МЧС России. Ведь Регламент МЧС России – это по сути тоже порядок согласования СТУ, который предписывает согласовывать СТУ, разработанные на основании 123-ФЗ, в МЧС
, а не в Минстрое. Двух разных порядков согласования для одного и того же вида СТУ существовать не должно (дублирование процедур запрещено законодательством РФ). Возможно, что во избежание такого формального дублирования «порядков согласования СТУ», в п.1 настоящего Порядка не стали указывать о том, что он распространяется на СТУ, разработанные на основании 123-ФЗ.
2) Возможно, никакой ошибки нет. Что если Минстрой России (автор документа) имеет ввиду, что все те случаи разработки СТУ, которые установлены 123-ФЗ, всегда подпадают и под случаи разработки СТУ, установленные 384-ФЗ? Но для того, чтобы в этом убедиться, надо было выполнить сравнение случаев (критериев) необходимости разработки СТУ, установленных этими двумя законами
. А это не простой вопрос.
На данный момент существует две «системы документов», содержащих в себе требования пожарной безопасности для проектирования зданий и сооружений – это «123-ФЗ + перечень 474
» и «384-ФЗ + перечень 1521
». Эти системы при желании можно считать понятными, сбалансированными и продуманными только если рассматривать каждую отдельно. Но применить эти две системы вместе практически невозможно, т.к. они противоречат друг другу, дублируют друг друга и просто не согласованы между собой. Причина — в их основе заложены абсолютно разные принципы и логика нормирования. В нашей мы писали о том, что это дублирование начинается с того, что у МЧС России и у Минстроя России накладываются (дублируются) функции по нормативно-правовому регулированию
в области пожарной безопасности в строительстве.
Соответственно, далее это дублирование перетекло в создание двух Федеральных законов и перечней нормативных документов к ним. Оба закона затрагивают область пожарной безопасности в строительстве, но принципы и подходы настолько разные, что мы называем их разными «системами документов».
Так вот, для того, чтобы утверждать, что все те случаи разработки СТУ, которые установлены 123-ФЗ, всегда подпадают и под случаи разработки СТУ, установленные 384-ФЗ, надо сравнивать не только две формулировки законов 123-ФЗ и 384-ФЗ (ч.2 ст.78 и ч.8 ст.6 соответственно), описывающие случаи (критерии) необходимости разработки СТУ, а в целом эти системы. Например, основная несогласованность касательно СТУ заключается в том, что критерии необходимости разработки СТУ сформулированы очень по-разному. По одному закону основанием для разработки СТУ может быть только отсутствие требований пожарной безопасности, по другому — отсутствие и отступление
от требований. При этом, у каждого закона есть «свои» перечни нормативных документов. Критерии определения необходимости разработки СТУ (отсутствия норм и отступления от норм) логически привязаны к разным перечням. Таким образом, надо делать детальный сравнительный анализ требований пожарной безопасности, содержащихся в системе «123-ФЗ + перечень 474
» и в системе «384-ФЗ + перечень 1521
». В общем, это предмет для отдельной большой работы.
Провел ли Минстрой такой анализ перед тем как утвердить новый Порядок в такой редакции? Это большой вопрос. Но сейчас всё это выглядит как неуклюжая попытка присвоить более высокий статус системе «384-ФЗ + перечень 1521
» в части определения критериев необходимости разработки СТУ.
В Старом порядке этот же пункт 1 был сформулирован совсем по-другому — в нём не было привязки к какому-либо закону:
3. Пункт 2 Порядка:
В Старом порядке было так:
Смысл не изменился. По факту СТУ — это документ, содержащий нормативные требования. И старая и новая формулировки подтверждают, что СТУ — это не проектная документация (не проектные решения), как многие считают, а это требования для проектирования . По смыслу содержания СТУ намного ближе к понятию «нормативный документ», чем к понятию «проектная документация». Подробнее об этом мы писали в . Кстати, почти все ГУ МЧС России по субъектам РФ так и пишут в своих письмах: «… согласовать данный нормативный документ».
4. Пункт 3 Порядка определяет виды специальных технических условий:
3. СТУ разрабатываются следующих видов: |
Ранее было 3 вида СТУ, сейчас — 4. Появился отдельный вид — «СТУ по промышленной безопасности» (б) (ранее его формально не было).
Также поменялись формулировки определений видов СТУ — в каждом виде появилась привязка к законам: 384-ФЗ или 123-ФЗ.
Первое, что хочется отметить: виды СТУ б), в) и г)
определены по некоему единому признаку «вид безопасности»: б)
— промышленная безопасность, в)
— сейсмическая безопасность, г)
— пожарная безопасность. Однако вид СТУ — а)
сформулирован так, что включает в себя другие виды СТУ.
И не совсем понятно зачем нужен такой неопределенный и, в то же время, всеобъемлющий вид СТУ, как а).
Или, зачем после вида а)
перечислять ещё какие-то виды СТУ, которые являются частными случаями вида а)
. С такой общей формулировкой подпункта а) теряется смысл разделения СТУ на виды. Очевидно же, что вид а) включает в себя и б), и в).
5. Пункт 4 Порядка также претерпел интересные изменения.
Старая формулировка:
Новая формулировка:
Во-первых, раньше разработка СТУ должна была выполняться по заданию заказчика (инвестора)
. Заявление должно было направляться в Минстрой от него же — заказчика строительства (инвестора)
. Сейчас из документа удалены термины «инвестор» и «заказчик строительства», и введены термины «заказчик», «технический заказчик» и «заинтересованное лицо». Исключение терминов «инвестор» и «заказчик строительства» означает, что теперь под термином «заказчик (заинтересованное лицо)» может подразумеваться просто «заказчик СТУ» (так как теперь не указано заказчик чего?). А заказчик СТУ — это далеко не всегда инвестор и заказчик строительства. Например, для разработчика СТУ, заказчиком СТУ часто являются проектные институты, выполняющие функции ген. проектировщика, технические заказчики, и т.д. Одним словом, заинтересованным лицом теперь может быть любая организация-заказчик, необязательно «заказчик строительства», может быть и «заказчик СТУ».
Хотя это всё теория. На практике Минстрой России, скорее всего, по-прежнему будет понимать под «Заказчиком» инвестора, а не Заказчика СТУ. Время покажет.
Во-вторых, как и ранее п.4 Порядка устанавливает — кем должны разрабатываться СТУ. Здесь существенных изменений мы не видим, однако хотим отметить, что разработка СТУ может проводиться (как и раньше) «… или другой организацией» , то есть любой организацией. Никаких ограничений или хотя бы намеков на необходимость иметь разработчику СТУ лицензии или допуски СРО нет! В очередной раз подтверждается, что на сегодняшний день «разработка СТУ» — это деятельность, не подлежащая лицензированию.
Также важно отметить, что, исходя из формулировки п.4, разработка СТУ проводится организациями
. В российском законодательстве термин «организация» почти всегда тождественен понятию «юридическое лицо». Так, например, Налоговый кодекс четко определяет, что организации это — юридические лица, а индивидуальные предприниматели – это физические лица. Кроме того, в ГК РФ установлено, что юридическим лицом признается организация. То есть видно, что эти понятия («организация» и «юридическое лицо») в различных отраслях российского права определяются друг через друга.
Разработка СТУ кем-то, кто не является «организацией», будет являться нарушением п.4 Порядка. И если согласиться с тем, что понятие «организация» и «юридическое лицо» тождественны, то получается, что физические лица, индивидуальные предприниматели, (не упомянутые в п.4 Порядка), не имеют права на осуществление деятельности по разработке СТУ.
6. В новом Порядке удален п.6 Старого порядка:
7. Пункт 6 нового Порядка устанавливает требования к содержанию СТУ:
Особое недоумение вызывает необходимость включать в специальные технические условия основание для строительства и чертежи! То есть в СТУ нужно включать не реквизиты документа, являющегося основанием для строительства, а сам этот документ.
Что касается «чертежей архитектурно-планировочных решений»,
то здесь надо просто знать, что формально СТУ — это нормативные требования, разрабатываемые для
проектирования. Сначала — разработка СТУ, потом — проектирование. Теоретически «чертежей архитектурно-планировочных решений»
ещё может не существовать на стадии разработки СТУ: чертежи появятся потом, в процессе проектирования.
Как правило, эти требования никто из разработчиков СТУ не выполняет, никто не включает в текст СТУ документ, являющийся основанием для строительства. Обычно в СТУ указывают только реквизиты документа, а копию прикладывают к СТУ, и, как правило, никто не прикладывает чертежи архитектурно-планировочных решений. Но тем не менее, безусловное требование о необходимости включения в СТУ «правоустанавливающего документа» и чертежей есть в Порядке.
8. Добавлен новый пункт 13:
В принципе эта мысль и раньше была очевидна, так как и в Старом порядке в перечне направляемых в Минстрой документов значился подпункт: «- проект СТУ в двух экземплярах, подписанный должностными лицами разработчика ;» . Это значит, что и раньше не требовалось утверждение СТУ заказчиком до согласования документа в Минстрое, достаточно было подписать СТУ разработчику. Сейчас этот момент просто дополнительно уточнен отдельным пунктом.
9. Пункт 14 устанавливает перечень документов, которые необходимо направить в Минстрой для согласования СТУ:
14. Для согласования проекта СТУ заинтересованное лицо направляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — Министерство) следующие документы и материалы (далее — документация)
: |
Основные изменения по сравнению со старым Порядком:
1) Удален пункт — «составленное в произвольной форме заявление заказчика строительства». Это вряд ли означает, что заявление теперь не нужно. В любом случае при обращении в орган исполнительной власти придётся подготовить письмо с просьбой рассмотреть СТУ. В этом плане ничего по сути не изменилось.
2) Добавлены пункты «сведения о заинтересованном лице … » и «сведения об организации разработчике проекта СТУ … ». Ранее аналогичные пункты содержались в п.7 старого Порядка, то есть эти сведения о заказчике и разработчике должны были включаться в текст СТУ. И это было логично. Сейчас же исходя из п.14 нового Порядка «сведения о заинтересованном лице» и «сведения об организации разработчике проекта СТУ» являются отдельными документами, так как они указаны в виде отдельных подпунктов в перечислении после слов «документы и материалы (далее — документация) ». Что это за два таких документа (а и б)? В каком виде и по какой форме нужно готовить документ — «сведения о заинтересованном лице », и документ — «сведения об организации разработчике проекта СТУ » не установлено! Но очевидно, что это должны быть два отдельных документа!
Кстати, в текст СТУ эти сведения тоже должны включаться, как и раньше, (пункт 6 подпункт д нового Порядка).
3) В подпункте в) добавлено новое требование о необходимости прошивать и пронумеровывать СТУ.
4) Пояснительная записка (ПЗ) к СТУ нужна была и раньше, но если раньше её достаточно было утвердить или завизировать разработчику СТУ, то сейчас в соответствии с подпунктом г) ПЗ должна быть завизирована заинтересованным лицом (заказчиком)! И это чистой воды инновация! Это реально то, чего нам всем (разработчикам СТУ) так не хватало.
5) Подпункт д) — о копии технического задания, никаких новшеств не принёс.
Но хотелось бы отметить, что в соответствии с этим подпунктом в Минстрой нужно направлять не заваренную
копию
технического задания, а копию заверенного
технического задания
. Это значит, что надо сначала заверить ТЗ (поставить подпись и печать Заказчика), а потом сделать копию заверенного ТЗ. После этого на саму копию никаких подписей и печатей дополнительно ставить не требуется! Кто-то может прочитать этот пункт так, что нужно заверять ещё и саму копию, хотя русским по белому написано: копию заверенного
технического задания
!
(Слово «заверенного» относится к «задания», а не к «копию»).
6) Подпункт е) о сканированных копиях всех документов на электронном носителе — вообще новый. Хотя такая практика (направлять в Минстрой копию документации на носителе) уже давно существует.
10. Пункт 15 — о необходимости предоставлять в Минстрой письмо-заключение МЧС для согласования пожарных СТУ, разработанных на основании 123-ФЗ:
В новом Порядке это положение вынесено в отдельный пункт 15. В старом Порядке аналогичная формулировка входила в пункт 14:
Основные изменения:
1) В соответствии с новым Порядком нужно прикладывать к основным документам (перечисленным в п.14) ещё и «документ по согласованию СТУ с МЧС России», оформленный в соответствии с законодательством РФ. Обратите внимание, нужно прикладывать сам документ (то есть оригинал), а не его копию.
«Документ по согласованию СТУ
» — формулировка странная, в Регламенте МЧС России (и в законодательстве вообще) такого термина нет. Под этим очевидно подразумевается письмо МЧС и/или заключение МЧС, выданные заказчику в результате предоставления гос. услуги по согласованию СТУ в МЧС России. Так вот теперь нужно будет оригинал письма (или заключения) МЧС направлять в Минстрой, и при этом, вряд ли этот документ будет возвращен Минстроем Заказчику после рассмотрения СТУ. Это очень неоднозначная формулировка, но слова «копия» перед словом «документ» увы в п.15 нет!
2) Раньше было написано, что пожарные СТУ направляются в Минстрой при наличии положительного заключения МЧС.
Это означало, что СТУ надо согласовать в МЧС положительно
(никак иначе).
Сейчас в новом Порядке под термином «Документ по согласованию
СТУ с МЧС России, оформленный в соответствии с законодательством
» можно подразумевать, как письмо МЧС о согласовании СТУ, так и письмо МЧС о необходимости доработки СТУ (по Регламенту МЧС результатом гос. услуги могут быть оба варианта). Ведь письмо о направлении СТУ на доработку — это тоже «документ по
согласованию СТУ
», так как он выдан в результате оказания гос. услуги по
согласованию СТУ
. В п.15 Порядка не указано должен быть «Документ по согласованию
СТУ с МЧС России»
положительным или отрицательным, главное для Минстроя, чтоб он был «оформлен в соответствии с законодательством Российской Федерации
».
11. Пункт 16:
Минстрой оставляет за собой право отказывать в рассмотрении СТУ в случае, если заинтересованное лицо не представило документ по согласованию СТУ с МЧС России, оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации
. Оформлен ли документ по согласованию СТУ с МЧС России в соответствии с законодательством — будет решать (проверять), очевидно, Минстрой. Таким образом, Минстрой косвенно контролирует деятельность МЧС России в части правильности оформления документа по согласованию СТУ (на соответствие Регламенту МЧС).
Если заинтересованное лицо в результате гос. услуги по согласованию СТУ получило от МЧС документ (заключение МЧС), оформленный не
в соответствии с законодательством
, и далее направило этот «некорректный» документ для согласования СТУ в Минстрой (в соответствии с п.15 Порядка), то Минстрой имеет право отказать в рассмотрении СТУ (на основании п.16 Порядка). Заинтересованное лицо в таком случае ни в чем не виновато (МЧС неправильно оформило свой документ, а Минстрой по этому поводу отказал), однако ему (заинтересованному лицу) придётся тратить уйму времени на то, чтобы после отказа в Минстрое разобраться в ситуации. Такую причину отказа заинтересованное лицо самостоятельно устранить никак не может, ему придётся писать запросы, вопросы, просьбы в МЧС, чтоб МЧС переоформило свой документ по согласованию СТУ (письмо-заключение). При этом, МЧС имеет полное право не признать своей ошибки и не согласиться «переоформлять» письмо и/или заключение, которое они выдали заявителю в результате предоставления гос. услуги. К тому же, какой-то ускоренной процедуры переоформления заключения МЧС не существует, любое официальное обращение в МЧС будет рассматриваться как новое (в течение 1-ого месяца).
В общем, всё это может затянуться на несколько месяцев только по той причине, что, либо МЧС некорректно оформило «документ по согласованию СТУ», либо Минстрой ошибся при оценке корректности оформления документа, подготовленного МЧС.
Кроме того, никаких особенных требований к оформлению заключения или письма МЧС России не установлено законодательством РФ. Регламент МЧС России устанавливает только требования к содержанию заключения нормативно-технического совета (п. 32.1), но требований к оформлению в Регламенте не содержится.
12. Пункт 17:
В Старом порядке сроки согласования СТУ были такие же, как и сейчас в новом: 30 календарных дней. Только если раньше Минрегион (а потом и Минстрой) мог продлевать рассмотрение СТУ до 3 месяцев без объяснения причин, то сейчас продление до 90 дней возможно только в случае направления Минстроем межведомственного запроса.
13. Пункт 20:
Этот пункт новый. В старом Порядке не были обозначены случаи (причины), при которых в согласовании СТУ может быть отказано. Здесь важно не путать термин «согласование СТУ» с «рассмотрение СТУ», т.к. причины отказа в рассмотрении СТУ были и в Старом порядке раньше — это непредставление комплекта документов. А вот причин отказа в согласовании СТУ не было.
Сейчас в согласовании СТУ может быть отказано только
в случае «несоответствия проекта СТУ требованиям главы II настоящего Порядка».
Этим пунктом впервые хотя бы в общих чертах определен предмет проверки в рамках процедуры согласования СТУ Минстроем (что конкретно проверяет, анализирует Минстрой при рассмотрении СТУ).
Допустим, если раньше Минстрой мог отказывать в согласовании СТУ на основании того, что требования в СТУ не соответствуют требованиям в заключении МЧС России, то сейчас уже не сможет (если будет действовать в рамках Порядка). Сейчас Минстрой может отказывать только в случае несоответствия проекта СТУ требованиям главы II Порядка
, а в главе II нет никаких требований касательно того, что СТУ и заключение МЧС должны как-то соответствовать друг другу. То есть, если в заключении МЧС написаны какие-то требования отличные от требований СТУ, то теперь ничего страшного в этом нет (бывает, что сотрудники МЧС переносят в своё заключение основные решения из СТУ, перефразируя их на свой вкус – это абсолютно нормально).
Таким образом, во-первых, Минстрой теперь не проверяет заключение МЧС, а проверяет проект СТУ . А во-вторых, Минстрой не проверяет проект СТУ на соответствие заключению МЧС , а проверяет проект СТУ на соответствие требованиям главы II Порядка .
14. В пунктах 17, 21 и 22 установлено, что в трёх случаях:
- продление срока рассмотрения СТУ,
- принятие решения о согласовании СТУ,
- принятие решения об отказе в согласовании СТУ,
заинтересованное лицо «письменно информируется » о таких решениях в течение 5 дней со дня их принятия!
«Письменно информируется в течение 5 дней» — это не значит, что эти 5 дней предназначены только для оформления и подписания письма Минстроем, а срок отправки этого письма почтой России не входит в эти 5 дней. «Письменно информируется в течение 5 дней» — это значит, что информация должна в течение 5 дней уже поступить заинтересованному лицу, хотя бы по электронной почте в виде сканированного письма Минстроя.
Для того, чтобы условие «в течение 5 дней» безусловно выполнялось, Минстрою видимо придётся направлять письменное уведомление заинтересованному лицу ну уж точно не почтой России, а либо экспресс доставкой (курьером), либо в сканированном виде на электронную почту заинтересованного лица. Если 5 дней Минстрой будет тратить только на оформление письма, а потом отправлять его почтой России (как это происходило всегда), то требования пунктов 17, 21 и 22 не будут выполняться Минстроем в части соблюдения срока информирования заказчика.
В каких случаях необходимо получение СТУ? Какие существуют виды специальных технических условий? Как собрать пакет документов для согласования? Из чего складывается стоимость разработки СТУ? Обо всем этом и многом другом рассказывают эксперты компании “ЛенТехСертификация”.
Что такое СТУ?
Специальные технические условия — это технические нормы, в которых содержатся требования в области безопасности и данные об особенностях проектирования, строительства, инженерных изысканий, эксплуатации и демонтажа объекта. Документ необходим в случае, если описываемых требований нет в уже существующих нормах или невозможно соблюдение этих норм в ходе проектирования.
Важно знать! Требования СТУ являются приоритетными на территории РФ. Другие строительные нормы (СНиП, СП, ГОСТ, ГОСТ Р, ВСН, ВНТП и др.) не имеют силы, если они противоречат требованиям СТУ.
Классификация и виды специальных технических условий
Могут быть разработаны СТУ 4-х видов:
- По промышленной безопасности опасных производственных объектов капитального строительства.
- По сейсмической безопасности объектов капитального строительства на территориях с сейсмоактивностью свыше 9 баллов.
- Специальные технические условия по пожарной безопасности.
- Технические требования к строениям уникального типа (дизайнерские сооружения, памятники и т.п.)
Когда требуются СТУ?
Разработка и согласование специальных технических условий могут потребоваться в следующих случаях:
- Проектируемый объект является нестандартным.
- Строительство ведется в районах с повышенной сейсмической активностью.
- Отсутствуют требования пожарной безопасности к проектированию жилых зданий высотой более 75 м, а также других объектов (офисных, многофункциональных, производственных) выше 50 м.
- Отсутствуют системы автоматического пожаротушения на объектах, где по нормам они должна быть спроектированы и установлены.
- При проектировании пожарных проездов в зданиях с нестандартной архитектурой.
Это далеко не все ситуации, в которых понадобится разработка СТУ. Если у вас есть сомнения, лучше всего проконсультироваться со специалистами компании “ЛенТехСертификация” — вам расскажут обо всех необходимых документах и сориентируют по стоимости и срокам.
Кроме того, разработка СТУ может помочь:
- урегулировать спорные вопросы из-за противоречий в нормативных документах;
- найти наиболее эффективные проектные решения;
- составить грамотный и эффективный перечень компенсирующих противопожарных мероприятий.
Что включают в себя специальные технические условия?
В СТУ указывается:
- Обоснование необходимости разработки спец ТУ;
- Перечень дополнительных требований, которые будут разработаны для объекта;
- Информация о самом объекте (заказчик, цель строительства и назначение объекта, месторасположение, застройщик, проектировщик);
- Данные о разработчике СТУ;
- Основные инженерные и планировочные решения с приложенными чертежами, планами и схемами.
Разработка и согласование специальных технических условий
Разработка
СТУ разрабатываются в строгом соответствии с приказом Минстроя РФ от 15.04.2016 г. №248/пр «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства». В документе указываются требования к оформлению и содержанию техусловий.
Стоит отметить, что разработка специальных технических условий (СТУ) — это нелицензируемый вид деятельности. То есть от исполнителя не требуют получения специальных лицензий или аккредитаций. Согласно вышеуказанному приказу, заниматься данной деятельностью может организация, обладающая научно-техническим потенциалом и опытом работы в соответствующей области. Поэтому при выборе исполнителя стоит в первую очередь опираться на его репутацию, отзывы и квалификацию сотрудников.
Согласование
Согласование специальных техусловий проводит Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Если СТУ разработаны для обеспечения пожарной безопасности, то необходимо также заключение МЧС.
Перед согласованием нужно подготовить следующий комплект документов:
- Информация о заявителе
- Информация о разработчике проекта СТУ
- Сам проект СТУ в двух оригинальных экземплярах
- Пояснительная записка к проекту
- Копия технического задания на разработку проекта, заверенную печатью
- Сканированные копии документации, указанной в подпунктах «а — д» пункта 14 Порядка, на электронном носителе
Порядок разработки и согласования специальных технических условий
Всю процедуру можно разделить на 5 основных этапов:
- Предоставление исходных данных. Исходные данные предоставляет заказчик и именно он отвечает за сроки этого этапа. Разработчик, в свою очередь, может помочь, дав подробный список требуемого.
- Разработка СТУ (первая редакция). Когда вся необходимая информация предоставлена, исполнитель приступает к работе. Конкретный срок зависит от сложности объекта, но в среднем это от 14 до 40 рабочих дней.
- Согласование с заказчиком. Готовые СТУ тщательно проверяются заказчиком. Разработчик отвечает на все возникающие вопросы и при необходимости вносит правки.
- Внесение правок. Сроки этого этапа во многом зависят от самого заказчика — чтобы сократить время работ, лучше внимательно рассмотреть проект еще на первом согласовании.
- Согласование с Минстроем и другими структурами. Здесь срок определен Порядком разработки и согласования СТУ и составляет 1 месяц (может быть продлен до 3 мес.). При разработке специальных технических условий по пожарной безопасности вам потребуется согласование пожарных СТУ в МЧС. В таком случае общий срок увеличится, т.к. процедуры невозможно запускать одновременно.
Стоимость СТУ
Стоимость разработки и согласования специальных техусловий зависит от их типа, конкретного объекта строительства, а также факторов, влияющих на его постройку. Существует также корректирующий стоимость коэффициент, возрастающий с количеством отступлений от нормативных требований. Для того, чтобы узнать точную цену разработки СТУ, обратитесь к экспертам компании.
Получить бесплатную консультациюМы приглашаем обращаться за услугами по разработке и согласованию СТУ к нам, в компанию “ЛенТехСертификация”. Эксперты бесплатно проконсультируют вас по имеющимся вопросам и всего за 4 часа произведут индивидуальный расчет стоимости и условий. Звоните или заполняйте форму обратной связи — мы оперативно примемся за работу!
![Bookmark and Share](http://s7.addthis.com/static/btn/v2/lg-share-en.gif)