Налоговое планирование. Методы и этапы налогового планирования Общеэкономические принципы налогового планирования
1. Методы налогового планирования, применяемые в организации
В налоговом планировании необходимо использовать всю совокупность имеющихся в арсенале финансового управления методов. На каждом этапе или стадии наиболее эффективны свои методы. Но только комплексное и последовательное их применение обеспечит результативность работы. В экономической литературе предлагаются различные подходы к методам налогового планирования.
А. В. Брызгалин к методам налоговой оптимизации относит: разработку приказа по учетной политике, оптимизацию через договор, метод замены отношений, метод разделения отношений, метод отсрочки налогового платежа, метод сокращения объекта налогообложения, метод оффшора, применение льгот и освобождений.
И. Г. Русакова и В. А. Кашин выделяют такие методы: замена объекта налога; замена субъекта налога (налогоплательщика); замена налоговой юрисдикции, замена обстоятельств, сопутствующих той или иной облагаемой налогом деятельности; другие методы снижения налоговых обязательств: обмен налоговыми льготами, обмен долгами, передача имущества в зарубежный траст, использование международных соглашений об устранении двойного налогообложения. В. А. Кашин выделяет также в качестве методов: текущий финансовый контроль, метод предварительной налоговой экспертизы, метод вариационно-сравнительного анализа.
В. Я. Кожинов рассматривает балансовый метод и метод микробалансов. Он также относит к методам налогового планирования ситуационный метод и численные балансовые методы: микробалансов, графоаналитических зависимостей, матрично-балансовый, комбинированные методы.
Т. А. Козенкова выделяет следующие методы, которые наглядно представлены на рисунке 1.
Рис. 1
Согласно рис. 1., расчетно-аналитический метод предполагает расчет показателей на основе анализа достигнутых величин за прошедшие периоды, индексов их изменения и экспертных оценок развития. Этот метод применим при расчете и анализе налогооблагаемых баз, а также их составляющих - объемов реализации продукции, прибыли, доходов; при составлении средне- и краткосрочных планов налоговых платежей. Расчетно-аналитический метод предполагает налоговое планирование на основе производственных, финансовых планов, прогнозов объемов продаж, затрат, то есть обеспечивает тесную связь всех элементов планирования и финансового управления между собой.
Нормативный метод применяется при расчете плановых показателей по действующим нормативам - налоговым ставкам, тарифам, нормам амортизационных отчислений. Так как все ставки налоговых платежей, отчислений, взносов устанавливаются государственными органами, т.е. носят нормативный характер, то указанный метод используется при любых расчетах, связанных с налогами.
Если при расчетно-аналитическом методе налогового планирования учитываются факторы, влияющие на формирование налоговых баз, то нормативный метод предполагает учет изменений условий налогообложения, главным образом налоговых ставок.
Нормативный метод применим при расчете и составлении конкретных планов налоговых платежей - средне-, краткосрочных, текущих, а также налоговых календарей. Но поскольку он основывается, как правило, на уже рассчитанных, готовых налогооблагаемых базах, то носит вспомогательный характер и целесообразен к использованию в совокупности с другими методами налогового планирования.
Балансовый метод состоит в создании бухгалтерской модели хозяйственной или финансовой ситуации. То есть он предполагает рассмотрение той или ной ситуации путем составления бухгалтерских проводок и на их основе - расчета баланса. Этот метод широко применяется во многих организациях. Балансовый метод наиболее целесообразно использовать в налоговом планировании, во-первых, при проведении анализа с точки зрения налоговых последствий текущих хозяйственных и финансовых операций на стадии заключения договоров, определении оптимальной формы сделки и, во-вторых, в некоторых случаях при формировании учетной политики организации, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. Этот метод удобен при разработке схем и форм взаимодействия головной организации с дочерними и зависимыми обществами, когда существует необходимость определения совокупной величины налоговых обязательств и общего (корпоративного) финансового результата.
Максимально полную информацию о критериях оптимальности о налоговом планировании представляет использование экономико-математических методов, что позволяет организации по каждой конкретной ситуации не только рассчитать эффективность различных вариантов решения, но и обозначить критерии выбора оптимального.
И балансовый, и экономико-математический методы направлены на определение минимальной величины налоговых обязательств, возникающих при реализации того или иного варианта управленческого решения. Но для оптимизации принимаемого решения этого недостаточно. Сумму налоговой экономии, получаемой по наиболее выгодному с точки зрения налоговых последствий варианту необходимо сравнить с величиной дополнительных затрат (финансовых, трудовых, моральных и прочих), связанных с реализацией данного решения. Кроме того, необходимо оценить вероятность изменений законодательства в планируемом периоде, касающихся рассматриваемой хозяйственной ситуации, и скорректировать в соответствии с этим расчеты налоговых обязательств.
Учет и сравнение данных факторов составляют сущность метода оптимизации плановых решений. Он заключается в разработке ряда вариантов возможных решений, оценки эффективности каждого и выборе наиболее оптимального. С помощью указанного метода решаются основные задачи стратегического налогового планирования. А именно, путем оценки налоговых последствий выбираются оптимальные, наиболее эффективные направления виды деятельности хозяйствующей единицы, структура, место расположения головной фирмы и ее дочерних и иных структурных подразделений.
Кроме общих методов, используемых в системе финансового управления в целом, в налоговом планировании применяется метод формирования налогового поля. Суть этого метода заключается в следующем. После выбора хозяйствующим субъектом вариантов правовой организации фирмы, осуществления хозяйственной и финансовой деятельности, а также формирования учетной политики составляется полный перечень обязательных платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. По каждому платежу разрабатывается оптимальная система льгот, фиксируются ставки, источники начисления, сроки уплаты.
Налоговое поле представляет собой информационную налоговую базу, включающую в себя перечень налогов, подлежащих уплате хозяйствующим субъектом исходя из осуществляемых им видов деятельности, статуса, места (региона) расположения, наличия структурных подразделений, размеров ставок, источников начисления, видов и размеров льгот, сроков уплаты и получателей.
Налоговое поле формируется в основном на этапе стратегического налогового планирования, конкретизируется в процессе оперативного планирования, подлежит постоянному обновлению в соответствии с изменениями условий функционирования и налогообложения предпринимательского объединения.
В налоговое поле включаются все параметры начисления и уплаты налогов согласно выбранным условиям функционирования хозяйствующего субъекта и его стратегической политике. Налоговое поле определяет налоговые рамки, в которых группа компаний может осуществлять свою деятельность, формировать финансовую политику, принимать управленческие решения, регулировать уровень налогообложения.
Н.А. Попонова кроме представленных методов выделяет также имитационный метод, расчет налогов по частям, статический и динамический методы минимизации налоговых отчислений.
В.А. Бабанин и Н.В. Воронина выделяют четыре группы методов с позиции внутреннего налогового планирования. К внутреннему налоговому планированию можно отнести все методы, не связанные с использованием географических (как в рамках одного государства, так и за его пределами) различий, представленные на рисунке 2.
Рис. 2. Группы методов налогового планирования
В соответствии с рис. 2. к фискальным методам относится решение об использовании налоговых льгот и различного рода освобождений. Помимо льгот, предоставляемых по отдельным налогам, имеют значение и другие льготы, предоставляемые неналоговым законодательством. Например, рядом льгот пользовались малые предприятия, медицинские организации.
Экономико-правовые методы составляют группу методов, относящихся к внутреннему планированию, которые включают:
Выбор вида деятельности. Ряд видов деятельности имеет существенные льготы по некоторым налогам;
Выбор организационно-правовой формы организации. Имеет значение в основном в части выплаты дивидендов или иных выплат участникам;
Выбор основных операций, подготовка и юридическое оформление основных контрактов. Нередко от выбранного вида договора (его гражданско-правового оформления) существенно зависит объем налоговых платежей.
Учетные методы, несмотря на то, что налоговый учет имеет существенные отличия от бухгалтерского, подразумевают, что огромную роль играет учетная политика организации, как для целей налогообложения, так и для целей бухгалтерского учета. Так, большое значение имеют способы оценки и порядок списания на затраты. В настоящее время учетная политика является одним из основных инструментов налогового планирования в организации. По мнению авторов, по силе влияния учетная политика практически стоит в одном ряду с нормативными актами.
К финансово-контрольным относится организация внутреннего контроля и налогового аудита в организации. Данный подход отличается комплексностью и ясностью структуры методов налогового планирования, так как демонстрирует охват всех сфер деятельности организации, таких как правовой аспект, экономический, финансовый и контроль.
С. М. Джаарбеков предлагает построить классификацию методов налогового планирования на основе одного из трех следующих подходов:
По целям налогоплательщика;
По видам налогов, то есть «налоговой нагрузки» отдельных налогов - доли, которую составляют эти налоги по отношению к объему продаж;
По способам налогового планирования.
Первые два подхода имеют в основном практическую направленность. Третий подход имеет в большей степени теоретическое значение, но позволяет построить наиболее полную классификацию.
На рис. 3. представлена классификация, где определяющими признаками служат:
Законность действий налогоплательщика;
Оптимизация налогоплательщиком налоговой нагрузки, то есть, платит ли он налоги, не предпринимая действий по уменьшению налогообложения, либо каким-то образом оптимизирует налоговые платежи.
Рис. 3.
Согласно рисунку 3 противозаконное налоговое планирование основано на том, сто предприятие-налогоплательщик применяет незаконные методы уменьшения налогов, в результате которых налоговые платежи не производятся совсем или производятся минимально.
Налоговое планирование, осуществляемое предприятиями в рамках закона, предполагает использование двух основных групп методов: классическое налоговое планирование заключается в планировании правильной и своевременной уплаты налогов. Содержание классического налогового планирования вытекает из организации правильного налогового учета и отчетности, а также планирования деятельности в определенных законом рамках.
Один из основных методов классического налогового планирования - выявление ошибок, допущенных предприятием, когда обнаруживается переплата налогов либо их недоплата. Самостоятельно выявленные и должным образом исправленные ошибки, связанные с недоплатой налогов, исключают применение штрафов и пеней к предприятию, а выявление ошибок в сторону переплаты налогов может принести ему экономию на налоговых платежах.
Оптимизационное налоговое планирование заключается в том, что предприятие планирует и организует свою деятельность так, чтобы платить по возможности меньше налогов.
Применение льгот - самый простой законный способ уменьшить сумму налогов. В настоящее время законодательством установлено много льгот по налогам, но далеко не все хозяйствующие субъекты их применяют. Данный метод заключается в том, чтобы правильно применить все льготы, установленные действующем законодательством.
На практике в процессе налогового планирования используются общеизвестные и широко применяемые традиционные методы: балансовый, экспертных оценок, корреляции, ранжирования, построения хронологических рядов, факторного анализа и другие. Использование этих методов совершенно правомерно, так как они являются унифицированными и не зависят от специфики исследуемых процессов (таблица 1). Эффективность выбранного метода оценивается с помощью системы показателей эффективности налогообложения, при расчете которых используется отношение совокупности налоговых издержек или их составляющих к объему продаж, себестоимости или прибыли.
При определении эффективности метода налогового планирования следует учитывать не только налоговые издержки, но также затраты и потери, которые могут при этом возникнуть у предприятия.
Следует отметить, что при разработке сложных производственных и финансовых схем, где необходимо учитывать множество факторов и условий налогообложения, целесообразно использовать несколько методов налогового планирования одновременно.
Таблица 1 Система методов налогового планирования
Наименование метода |
|
Метод экспертных оценок |
В основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки |
Методы прогнозной экстраполяции |
Изучаются сложившиеся в прошлом и настоящем устойчивые тенденции развития объекта прогноза и переносятся на будущее. Различают формальную и прогнозную экстраполяцию |
Метод моделирования и экономико-математические методы |
Конструируются модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделяются его существенные характеристики или признаки |
Метод экономического анализа |
Налоговая проблема расчленяется на составные части, выделяется взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития налоговой системы. Анализ позволяет вскрыть сущность анализируемой проблемы, определить закономерности ее изменения в прогнозируемом периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленной цели |
Балансовый метод |
Балансовый метод наиболее целесообразен к применению в налоговом планировании при проведении анализа с точки зрения налоговых последствий текущих хозяйственных и финансовых операций на стадии заключения договоров, определения оптимальной формы сделки, и при формировании учетной политики организации, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения |
Нормативный метод |
Этот метод находит применение при расчете плановых показателей по действующим нормативам: налоговым ставкам, тарифам нормам амортизационных отчислений |
Таким образом, все рассмотренные методы налогового планирования можно привести в итоге к построению в той или иной форме модели хозяйственной или финансовой операции, с помощью которой может определяться степень влияния совокупной величины возникающих налоговых обязательств на конечный финансовый результат организации.
2. Этапы налогового планирования в организации
налоговый планирование учетный политика
В экономической литературе сложилось относительное единодушие по поводу этапов налогового планирования.
Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые, как считает российский экономист Евстигнеев Е.Н., не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств (рис. 4). Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы и науки, и искусства финансового аналитика.
Е.Н. Евстигнеев считает, что до регистрации и начала функционирования организации необходим ответ на общие вопросы стратегического характера. На первых трех этапах налогового планирования и происходит обозначение стратегии. Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.
Рис. 4
Первый этап налогового планирования носит характер ожидаемого. На данном этапе хозяйствующий субъект осуществляет действия, направленные на получение результата - минимизации налоговых обязательств в перспективе. На этом этапе принимается решение о наиболее выгодном с позиции налогообложения местонахождении структур управления и непосредственно самого хозяйствующего субъекта, его филиалов или дочерних организаций, их регистрации, а также об использовании «налоговых оазисов» - оффшорных территорий и свободных экономических и торговых зон и «налоговых убежищ» - законно или незаконно специализирующихся предприятий. При этом решение принимается не только с позиции наиболее льготного режима налогообложения, но и с точки зрения более выгодных условий перевода полученных доходов из одной страны в другую, получения налоговых кредитов, избежания двойного налогообложения и с учетом других возможностей. На данном этапе разрабатывается также стратегия размещения капиталов, инвестиционной политики, финансирования. Этот же этап включает выбор организационно-правовой формы предприятий, способов реорганизации экономических субъектов с целью создания или ликвидации групп предприятий, вида хозяйственной деятельности, методов ведения бухгалтерского учета и некоторые другие аспекты.
Первый этап по существу, представляет собой стратегическое налоговое планирование на микроуровне. Именно здесь вырабатывается долговременный курс хозяйствующего субъекта - выбор пути экономического развития и планирования налогов. От принятых на данном этапе решений в значительной степени будут зависеть объем налоговых обязательств хозяйствующего субъекта, размер полученных льгот.
Второй этап характеризуется выбором наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и конторских помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.
На этом этапе хозяйствующий субъект совершает действия, направленные на получение текущего результат планирования. На данном этапе используются с учетом итогов первого этапа возможности налогового и иного законодательства для непосредственной минимизации налоговых обязательств - налоговые льготы, учетная и амортизационная политика, пробелы в действующем законодательстве. Здесь действия экономического субъекта направлены на оказание целенаправленного воздействия для выгодного, в первую очередь ему, отражения финансовых результатов своей деятельности в целях минимизации налогообложения.
Третий этап налогового планирования в организации подразумевает выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.
Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.
Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия, с целью анализа налоговых льгот. Налоговое поле может быть представлено в виде перечня и характеристик налогов, взимаемых с юридического лица, с указанием основных параметров налога. В частности, к таким параметрам налога относятся: источник платежа, бухгалтерская проводка, налогооблагаемая база, ставка, сроки уплаты, пропорции перечисления в бюджеты разных уровней, реквизиты организаций, куда делаются перечисления, льготы или особые условия исчисления налога. На основе проведенного анализа формируется план использования льгот по выбранным налогам.
Пятый этап представляет собой разработку (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия. Для этого с учетом налоговых последствий осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и прочее. В итоге образуется договорное поле хозяйствующего субъекта.
Шестой этап начинается с составления журнала типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета. Затем выполняется анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями.
Седьмой этап непосредственно связан с организацией надежного налогового учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.
Анализируя данный подход необходимо отметить его особенность, а именно - деление этапов налогового планирования на две группы: этапов до регистрации и начала функционирования организации и этапов текущего планирования. Данный аспект можно рассматривать как с положительной стороны, так как существует четкое деление мероприятий налогового планирования, так и с отрицательной стороны, так как, на наш взгляд, такое деление ограничивает возможность принятия решений стратегического характера в процессе деятельности организации. Минусом данного подхода можно считать то, что автор не выделяет как этап оценку эффективности налогового планирования, так как любая деятельность должна быть направлена на достижение определенных результатов.
Авторы Т.А. Козенкова и А.В. Ройбу дают схожее с Е.Н. Евстигнеевым представление об этапах налогового планирования. Однако необходимо заметить, что данные авторы делят этапы налогового планирования на стратегическое и оперативное налоговое планирование, а также как этап, выделяют оценку эффективности налогового планирования.
Т.А. Козенкова выделяет этапы налогового планирования для целей определения налогового поля: стратегическое, оперативное и оценка эффективности налогового планирования. В рамках каждого этапа данный автор выделяет отдельные направления, представленные в таблице 2.
Таблица 2 Этапы налогового планирования
Стратегическое планирование |
Оперативное планирование |
Оценка эффективности налогового планирования |
создание действующей хозяйствующей единицы |
расчет и управление налоговыми базами |
установление величины отклонений фактических результатов от плановых, анализ причин |
кардинальные изменения условий функционирования предприятия и в процессе текущей деятельности предприятия |
составление многовариантных налоговых моделей |
определение системы показателей, характеризующих эффективность разработанных моделей |
определение целей и задач организации, сферы производства и обращения, направлений деятельности (выбор организационно правовой формы, структуры и места расположения предприятия и его структурных подразделений). |
рациональное размещение активов и прибыли предприятия |
|
анализ предоставляемых законодательством налоговых |
составление налоговых календарей |
|
формирование налоговой учетной политики |
Похожую точку зрения высказывает экономист Ройбу А.В.
Сущность стратегического налогового планирования заключается в том, что при решении важнейших условий своего функционирования организация проводит анализ налоговых последствий при выборе того или иного варианта и определяет оптимальный, наиболее соответствующий реализации поставленных стратегических целей. На этом этапе происходит формирование основных элементов учетной политики организации, определяющих принципы ведения налогового учета на ряд лет и оказывающих прямое влияние и на величину наиболее существенных налоговых платежей как таковых, и на поток денежных средств в целом.
Оперативное налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий, осуществляемых в процессе текущей деятельности организации и направленных на регулирование уровня ее налоговой нагрузки. Оперативное налоговое планирование имеет среднесрочный и краткосрочный характер и базируется на условиях хозяйствования и налогообложения хозяйствующего субъекта, определенных на уровне стратегического налогового планирования.
Завершающий этап налогового планирования - оценка его эффективности. Любое планирование бессмысленно без сравнения полученных результатов с запланированными.
Элементами данного этапа являются:
Сравнение фактических данных с плановыми показателями, определение величин отклонений, выявление и анализ их причин, установление максимально допустимых размеров отклонений (определение точности налогового планирования);
Разработка системы показателей, позволяющих определить эффективность применяемых методов налогового планирования, а также степень воздействия на результативные финансовые характеристики организации (определение эффективности налогового планирования);
Корректировка действующей системы налогового планирования, принятие решений об отказе то нерезультативных методов и о разработке новых.
Сравнение плановых и фактических показателей величин налоговых платежей производится при подведении итогов выполнения тех или иных планов.
В. Я. Кожинов выделяет следующие 7 этапов: формирование налогового поля организации, образование системы договорных отношений, подбор типичных хозяйственных операций, определение возможных хозяйственных ситуаций, предварительный выбор вариантов хозяйственных ситуаций, составление журнала хозяйственных ситуаций, сравнительный анализ.
А. Н. Медведев выделяет 6 этапов налогового планирования: на первом этапе определяются цели и задачи фирмы, решается вопрос о направлении деятельности и размере бизнеса; на втором - решается вопрос о наиболее выгодном расположении предприятия и его органов; на третьем - выбирается организационно-правовая форма; на четвертом - анализируется льготы; на пятом - анализируются возможные формы сделок; на шестом - решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия.
Четыре этапа налогового планирования выделяются: С. Г. Пепеляев, Н. А. Попонова, О.А.Фомина, И. Н. Кокорев предлагает их при рассмотрении международного налогового планирования, И. Г. Русакова и В.А. Кашин называют их стадиями. На практике выделяют четыре основные стадии. На первой стадии принимается решение о наиболее выгодном с точки зрения налогового планирования расположении самого предприятия, его руководящих органов, филиалов, дочерних и зависимых обществ для оптимизации налогов, исходя из целей деятельности предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных стран.
Различия в налоговых режимах между странами помогают уйти от налогообложения с использованием «принципа неограниченной налоговой ответственности». На практике возможно использование двустороннего и многостороннего соглашения о ликвидации двойного налогообложения. Следует отметить, что существуют страны (Франция, Швейцария), которые ограничивают свою налоговую юрисдикцию только доходами, извлекаемыми на их территории, и не облагают доходы, полученные за рубежом. Что касается Российской Федерации, например, используются свободные экономические зоны и закрытые территориально-административные образования, где происходит снижение налогового бремени.
На второй стадии решается вопрос о выборе организационно-правовой формы юридического лица и его внутренней структуры с учетом характера и целей деятельности и соответствия режима налогообложения юридического лица с его гражданско-правовой ответственностью по обязательствам.
При этом в западных странах сложилась общая тенденция: чем меньше ответственность по обязательствам перед своими кредиторами, тем больше налоговые обязательства и наоборот. Установлено, что если участники полного товарищества полностью отвечают по долгам товарищества всем имуществом, то они, как правило, не признаются плательщиками налога на прибыль или платят его по минимальной ставке, а предприятия в западных странах. Как правило, акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью, не имеют льготного режима налогообложения прибыли.
На третьей стадии осуществляется текущее налоговое планирование. Оно состоит из следующих элементов.
Использование налоговых освобождений и льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства с целью оперативного реагирования на эти изменения, включая реорганизацию предприятия;
Использование оптимальных форм договоров при прогнозировании и определении налогооблагаемого дохода и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
Разработка учетной политики для целей налогообложения.
На четвертой стадии принимается решение по наиболее рациональному размещению активов и прибыли предприятия и по проблемам инвестирования и аккумулирования средств, так как правильное размещение прибыли и капитала позволяет получить дополнительные льготы, а в отдельных случаях - обеспечить возврат части уплаченных налогов.
В большинстве стран происходит освобождение от налогообложения инвестиций в государственные ценные бумаги, доходов по ним. Освобождаются также, как правило, капитальные вложения. В рамках косвенного налогообложения и налогообложении недвижимости стимулируется инвестиционная политика.
В дополнение к четырем основным стадиям можно добавить стадию формирования целей и задач предприятия в начале его организации и стадию контроля, анализа и оценки эффективности налогового планирования.
На практике стадии налогового планирования могут присутствовать в совокупности или в отдельности в зависимости от того, создается ли предприятие или уже действует.
Рассмотрение различных мнений по поводу этапов налогового планирования позволяет сделать следующие выводы. Этапы налогового планирования не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, так как организация налогового планирования зависит от разных факторов: этапа развития предприятия, целей организации. Не следует строить систему налогового планирования в соответствии с подходом какого-либо одного автора, целесообразно учесть положительные аспекты всех подходов и постараться избежать использования отрицательных сторон. Необходимо так же заметить, что, несмотря на различия в рассмотрении вопроса этапов налогового планирования в организации, все действия в рамках данных этапов сводятся к одной цели - оптимизации налоговых платежей в организации.
Планирование как функцию управления необходимо осуществлять на всех этапах предпринимательской деятельности. В частности, налоговое планирование – это одна из важных частей финансового планирования и оно неотделимо от деятельности организации. При налоговом планировании разрабатывается оптимальная структура деятельности с использованием имеющихся возможностей, а также направлений и вероятности изменения законодательства. Существует много методов такого планирования и оптимизации налогов. Рассмотрим используемые методы в процессе деятельности организации.
Основание для осуществления налогового планирования
Такое планирование является действенным инструментом повышения эффективности работы организации и сокращают расходы по налоговым обязательствам при условии соблюдения требований закона.
Налоговое планирование начинается с определения налоговой нагрузки, что отразит необходимость внесения изменений в систему управления. Организации ориентируются на такие показатели налоговой нагрузки:
Налоговое планирование осуществляется посредством снижения нагрузки за счет:
- налоговых льгот, в соответствии с НК РФ
- контроля своевременной уплаты налогов
- внесения изменений в учетную политику
Важно! Для снижения платежей организации задействуют фирмы-однодневки. Это незаконный способ, а уклонение связано с налоговыми рисками. И работа с однодневками не оправдывает возможную выгоду.
Основные виды налогового планирования
Налоговое планирование основано на таких принципах:
- законности, т.е. соблюдении требований НК РФ
- оперативности, т.е. своевременное реагирование на изменения в налоговом законодательстве
- оптимальности – от проведения процедур должен быть эффект
- обоснованности – доказанная правомерность и целесообразность действий
- комплексности – учитываются все нормативные акты
- профессионализма – налоговое планирование должно осуществляться квалифицированными специалистами
- конфиденциальности – используемые методы нельзя разглашать.
Выделяются такие виды налогового планирования:
Вид | Сущность |
Классическое | в организации и контроле за погашением обязательств в соответствии с законодательством и предполагает прогнозирование в соответствии с требованиями закона |
Оптимизационное | в максимизации использования пробелов в законодательстве для организации |
Противозаконное | в уклонении налогоплательщиков от погашения обязательств за счет применения незаконных инструментов, что противоречит законодательству и может навлечь за собой определенные меры ответственности |
Долгосрочное | основывается на стратегии развития организации и заключается в минимизации нагрузки организации на несколько лет вперед |
Текущее | в применении инструментов и методов для снижения налоговой нагрузки на краткосрочный период или через изменение и оптимизацию форм договоров компании и корректировку учетной политики для цели минимизации нагрузки |
Элементы системы налогового планирования
- Система учета компании, соответствующие и не противоречащем действующему законодательству друг другу
- Учетная политика – отражает порядок ведения учета, где указываются такие правила: метод расчета выручки, метод начисления амортизации, учет выбытия активов и др.
- Налоговые льготы – применение не всех налоговых льгот по законодательству, что требует проведения анализа возможных последствий при заключении сделок.
- Налоговый контроль обеспечивает контроль за сроками погашения обязательств и исключить просрочки за исключением отсрочки, предусмотренной законодательством.
- Налоговый календарь – своевременная оплата налоговых обязательств и предоставление отчетности.
- Система эффективного управления для цели достижения максимизации прибыли за счет оптимизации и разработки планов по налоговому планированию
- Применение льготных спецрежимов предполагает минимизацию за счет регистрации в оффшорных зонах. Все эти схемы необходимо обосновать иначе ФНС может оспорить и привлечь к ответственности.
- Имитационные модели предполагают рассмотрение налоговой нагрузки в разных ситуациях и при изменении параметров среды.
- Аналитическая деятельность требует информатизацию анализа эффективности методов и инструментов посредством проведения факторного анализа, выявления слабых и сильных сторон для поиска путей максимизации прибыли.
Роль системы налогового планирования
Результат должен обеспечиваться за счет комплексных и согласованных действий.
На налоговое планирование, которое направлено на оптимизацию, не влияет размер налоговой нагрузки для чего используются все возможности легальных средств.
Для процесса организации планирования необходимо создать отдел, который будет заниматься налогами: планированием платежей, работой с аудиторами и др. и его работа регулируется возможностью финансировать его содержание.
Подготовка к планированию начинается с определения бюджета на планирование и расчета окупаемости и рентабельности затрат на планирование.
Основные методы налогового планирования
Ситуационный метод предполагает: на основе учредительных документов и НК РФ формируется перечень налогов, подлежащих уплате, с указанием ставок и льгот и производится их анализ и выбор подходящих схем оптимизации
Метод микробалансов – оценка работы под влиянием различных факторов среды, определяют проводки и формируют баланс, на основании их сравнения выбирается подходящий вариант.
Метод графоаналитики основан на выделении элементов баланса, оказывающих влияние на размеры финансовых результатов, строится график, отражающий зависимость прибыли организации от выбранной переменной и выбирается эффективный вариант.
Матрично-балансовый метод является методом математического анализа множества переменных и реализуется через масштабные исследования и прогноз результатов и нахождении узких мест в балансе.
Статистический балансовый метод – это построение модели на основе усредненных значений из бухгалтерских балансов аналогичных действующих организаций.
Метод определения финансовых потоков основан на предположении выплаты 2 налогов: налогу на прибыль организаций и НДС. Определяется связь между ставками НДС и налога на прибыль с другими показателями.
Пример экономии НДС
Организация заключает договор с посредником на реализацию услуг физическим лицам. Агент находится на УСН. Он приобретает услугу у поставщика и реализует покупателю по более высокой стоимости и получает вознаграждение в виде разницы между ценой покупки и продажи, предполагается, что выгода в является собственностью агента полностью. В этом случае поставщик экономит на платежах в бюджет.
Поставщик передал агенту для продажи услугу стоимостью 7000 руб. и назначил вознаграждение 100 руб. Агент реализовал услугу за 10000 руб.
При условии, что и 100, и 7000 руб. являются вознаграждением, то поставщик выставил бы счет-фактуру на сумму 10000 руб. (3000 + 7000), заплатив НДС, равный 1542 руб. (10000 руб. / 118% * 18%).
По договору 3000 руб. – выгода-собственность агента и поставщик не включает ее в свой оборот. Значит, будет выставлен счет-фактура только на 7000 руб. и НДС составит 1067 руб. (7000 руб. / 118% * 18%). Значит, налоговая оптимизация достигнет 475 руб. (1542 – 1067).
Применение такой схемы не отразится на турагенте и в любом случае агент на УСН, заплатит налог в размере 186 руб.((100 руб. + 3000 руб.) * 6%).
Схемы оптимизации налога на прибыль
Законные методы:
- формирование резерва позволит равномерно распределять нагрузку
- применение нелинейного метода начисления амортизации по основным средствам, что нужно отразить в учетной политике
Незаконные методы:
- использование переноса базы на льготный режим – отдельные средства относятся к косвенным расходам, уменьшат налогооблагаемую базу
- отсутствие аффилированности – организации не должны быть взаимозависимыми
Существует риск со стороны налоговых органов, которые могут проанализировать деловую переписку, из которой делают выводы.
Директор правового департамента ООО «Аудиторская компания РЕСПЕКТ»
О. Иванова
Ошибка при проведении налогового контроля организации
Работники ФНС имеют достаточно прав при проведении контроля. Они вправе: проверять первичные документы, отчетность, наличие денежных средств, а также могут опечатывать помещения, подавать запросы, изымать документы. Контроль ФНС – основной инструмент налогового законодательства посредством деятельности через контроль соблюдения законодательства, установленном НК РФ. Сотрудники ФНС ведут учет соблюдения законодательства такими методами:
- наблюдение
- проверка фактов хозяйственной деятельности
- обследование
- анализ
- ревизия
Налоговое планирование в организации – наиболее эффективный способ оптимизации работы предприятия, основанный на определенных методах и включающий несколько этапов.
Внедрение этой системы объясняется желанием минимизировать предприятий, не нарушая закон.
Для высокой эффективности процедуры, были выделены определенные элементы и способы проведения планирования.
Определение и суть процедуры
Налоговое планирование на предприятии – это мероприятия, направленные на организацию всей деятельности предприятия, с целью минимизации налоговых выплат с помощью законных методов.
Для достижения оптимального эффекта, могут быть использованы все возможные преимущества и льготы, предусмотренные законодательством РФ.
Планирование налогов вводят для достижения определенной цели: сформировать оптимальную модель управления, которая снизит налоговую нагрузку предприятия.
В России данная концепция оптимизации только начала получать распространение. Принципы действенности системы основаны на неоднозначности норм законодательной базы.
Большинство прописанных норм не имеют точного определения, и могут быть трактованы по-разному. На их основании, для снижения выплат, могут применяться все допустимые методы и способы оптимизации налогов, особенно при грамотной .
Основные виды налогового планирования
Планирование налогов на предприятии, как и любая другая система оптимизации работы компании, имеет свои внутренние отличия, на основании которых различают несколько видов.
В зависимости от статуса налогоплательщика, различают индивидуальную и корпоративную систему налогового планирования.
Опираясь на масштаб территориального воздействия компании, может быть применено местное, международное или национальное планирование.
Наиболее востребованный вид планирования в нашей стране основан на задачах, которые необходимо решить и период действия программы. В данном случае выделяют два вида: долгосрочное и текущее планирование.
Долгосрочное (стратегическое)
Данный вид направлен на использование тех методов и приемов, которые снижают общий объем налоговых обязательств в течение длительного периода.
Особенность данной процедуры в том, что она может проводиться на протяжении всего существования компании.
Как правило, стратегический вид системы налогового планирования является основой для всех решений по управлению предприятием и складывается из определенных элементов:
- определение наиболее оптимального расположения компании, формирования внутренней структуры, как руководящего отдела (во главе, к примеру, с ), так и подразделений;
- организация наиболее подходящей правовой формы и хозяйственной структуры компании.
Текущее
Данная система налогового планирования, позволяет скорректировать их объем в меньшую сторону за небольшой промежуток времени или в конкретной ситуации хозяйственной деятельности предприятия. Для этого используют следующие элементы:
- создание оптимальной формы договоров;
- применение налоговых преимуществ (льгот) организации с учетом всех изменений основного налогообложения, определенным законодательством;
- разработка максимально эффективной политики ведения учета, и .
Методы налогового планирования
Для обеспечения эффективности проведения мероприятий по снижению налоговых выплат на предприятии применяют определенные методы:
- оптимизированная стратегия по налоговым обязательствам, на основании которой разрабатывается план реализации программы;
- создание налогового календаря. Он предназначен для осуществления точного контроля и прогнозирования результатов, соблюдения всех сроков выплат и отчетности по налогам, во избежание штрафных санкций;
- финансовое прогнозирование и контролирование дебиторской задолженности. В этом случае, в организации не допускается задолженность по выплатам за оказанные услуги или предоставление товара, сроком более 4 месяцев;
- грамотное оформление сделок и использование налоговых льгот с учетом отсрочек и снижения платежей;
- полный контроль бух.учета и финансовой отчетности. Это позволит оперативно получать объективную информацию о деятельности предприятия;
- рациональное применение прибыли и активов организации. Внедрение лоббирования и офшоров.
Важно: несмотря на законность действий, государством не приветствуется подобная оптимизация и в ряде случаев трактуется как «избежание оплаты налогов». Нередко налоговыми органами осуществляются выездные налоговые проверки. Поэтому прежде, чем использовать некоторые методы, стоит просчитать все возможные риски организации.
Этапы программы
Налоговое планирование предприятий представляет собой многогранный ступенчатый процесс, учитывающий множество факторов.
Условно, всю проводимую работу можно разделить на четыре основных этапа:
- Первый этап. На данном периоде определяется максимально выгодное, с точки зрения налогов, местоположение основного предприятия и его филиалов. Здесь же выбирают режим и форму . Прорабатываются все варианты, приводящие к минимизации выплат: безналоговый перевод, льготы, условия внутренних соглашений и др.
- Второй этап. Определяются с оптимальной организационно-правовой формой деятельности, как с образованием юридического лица, так и без.
- Третий этап. Этот этап предусматривает полный контроль и корректировку использования всех налоговых преимуществ, относящихся к данной предпринимательской деятельности в организации. Здесь осуществляют глубокий анализ и финансовое прогнозирование всех форм сделок, определяются с формой оплаты и реализацией социальной политики. Все действия должны быть ориентированы на действующее законодательство, с учетом изменений.
- Четвертый этап. Внимание уделяют рациональному внедрению прибыли и активов компании. В данном случае рассматривается не только предполагаемый доход от инвестиций и их , но и те налоги, которые должны быть уплачены после получения данного дохода.
Важно: 1 и 2 этапы применяются только при образовании предприятия. В отличие от них, 3 и 4 этапы востребованы при каждой сделке.
Особенности планирования
Для учредителей компаний, система налогового планирования – это хороший вариант, позволяющий устроить наиболее выгодное инвестирование получаемого капитала и осуществление деятельности.
Для того чтобы оптимизация имела максимальную эффективность, следует учитывать особенности данной процедуры:
- для успешной деятельности, необходимо учитывать принцип резидентства. В нашей стране налогообложение более лояльно к своим гражданам;
- при выборе формы налогообразования, прежде всего, стоит ориентироваться не на ставки, а на правила расчета дохода, который будет облагаться в организации;
- активы, получаемые предприятием, рекомендуется перемещать как движения капиталов, на не внутренней прибыли.
Перечисленные особенности позволят минимизировать затраты на налоговые обязательства предприятия, законным путем с полным раскрытием информации.
Эльвира Митюкова: Налоговое планирование в 2016 году
Налоговое планирование конкретного субъекта предпринимательской деятельности - это выбор оптимального, с точки зрения конкретного налогоплательщика, сочетания и построения правовых форм деятельности в целях снижения налогового бремени в рамках действующего налогового законодательства.
Назовем основные принципы налогового планирования, которые можно сформулировать следующим образом:
- 1) законность, то есть соответствие действующему законодательству;
- 2) знание и подробное изучение позиции налоговых органов, а также судебной практики по тем аспектам налоговых правоотношений, которых касается оптимизация;
- 3) перспективность. Налогоплательщик должен предвидеть последствия некорректного применения различных методов и схем налоговой оптимизации, которые могут повлечь за собой крупные финансовые потери;
- 4) этапность планирования;
- 5) предварительный расчет финансовых последствий планирования (расчет вариантов сумм налогов, в том числе с оборота, по результатам общей деятельности по отношению к конкретной сделке или проекту в зависимости от различных правовых форм ее реализации);
- 6) индивидуальность налогового планирования. Налоговая схема работы каждой организации и финансовая схема каждой сделки во многом уникальны, и практические советы могут даваться в каждом конкретном случае после предварительной правовой экспертизы специалистов;
- 7) коллегиальность в принятии решений о методах и формах налоговой оптимизации. Специалисты отмечают, что процесс налоговой оптимизации - это:
- - совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя (менеджера);
- - постоянный поиск новых оригинальных решений и схем работы организации;
- - постоянное изучение специальной литературы, изучение и анализ опыта других организаций этого профиля и смежных сфер бизнеса.
Процесс налогового планирования на предприятии можно разбить на несколько этапов.
- 1. Принятие решения. На основе подготовленной информации первый руководитель или его заместители осуществляют акт решения;
- 2. Подготовка решения. Комплексная подготовка решения с привлечением указанных в матрице подразделений или должностных лиц;
- 3. Участие в подготовке решения, заключающегося в подготовке отдельных вопросов или информации по поручению подразделений или должностного лица, ответственного за подготовку решения;
- 4. Обязательное согласование на стадии подготовки решения или его принятия;
- 5. Исполнение решения;
- 6. Контроль исполнения решения.
Помимо создания адекватной сегодняшним экономическим реалиям структуры налогового планирования, определения полномочий и требований к участникам процесса планирования налоговых платежей, для успешной постановки деятельности по планированию налогов необходимо наличие финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов, которые формируются при составлении ежегодного налогового плана.
Материально-технические ресурсы, задействованные в процессе налогового планирования, определяются до создания группы планирования мероприятий по оптимизации налогового портфеля, и формируются из двух частей: первая часть состоит из элементов материально-технической базы, находящейся в распоряжении тех подразделений предприятия, сотрудники которых заняты планированием налоговых платежей; вторая часть создается специально в целях функционирования налоговой группы. Среди всего перечня материально-технических ресурсов, необходимых для успешного осуществления функций налогового планирования, существенное место должны занимать: обеспечение налоговой группы современными информационно-вычислительными комплексами, необходимыми для применения статистико-математических методов определения вариантов распределения мероприятий по налоговой оптимизации; использование в процессе работы обширного библиотечного фонда, состоящего из нормативной, научной, практической и периодической литературы; применение баз данных законодательства РК, облегчающих поиск необходимой документации нормативно-правового характера.
Финансовая база организации налогового планирования формируется исходя из потребностей в осуществлении мероприятий по налоговой оптимизации. Кроме того, руководство предприятия должно сформировать политику стимулирования работников налогового сектора за достижение положительных результатов процесса налогового планирования.
В целях повышения интеллектуального уровня специалистов системы налогового планирования составляется график участия в тематических семинарах, конференциях, учебных курсах, курсах повышения квалификации, на что отводятся дополнительные финансовые ресурсы. Указанный график также входит в налоговый план предприятия.
В зависимости от характера управленческих решений налоговое планирование разделяют на:
- 1) текущий налоговый контроль - мероприятия ежедневного мониторинга изменения законодательной базы
- 2) контроль правильности вычисления и перечисления налоговых обязательств, а также исследование причин разных изменений среднестатистических показателей предприятия;
- 3) текущее налоговое планирование - мероприятия из текущей оптимизации налогообложения, складывание типичных схем хозяйственных операций и реализации соглашений;
- 4) стратегическое налоговое планирование (вариационно-налоговый анализ) - составление прогнозов налоговых обязательств предприятия, а также схем реализации мероприятий по снижению налоговой нагрузки на предприятие.
В зависимости от инструментов, которые используют в налоговом планировании, оно может базироваться на:
- 1) использовании налоговых льгот - полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты определенных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции,
- 2) использовании налоговых лазеек - отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством,
- 3) использовании специально разработанных схем, оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются основным инструментом налогового планирования.
Налоговое планирование может базироваться и на прямых нарушениях налогового законодательства, но тогда оно перестает отвечать основным принципам, которые лежат в основе этого планирования.
В зависимости от действенности субъектов налогового планирования относительно использования возможных инструментов, оно делится на пассивное и активное. В основе пассивного налогового планирования лежит альтернативная оптимизация. Такая оптимизация возможна тогда, когда в налоговом законодательстве существует две и больше альтернативных нормы, а целесообразность использования какой-либо из них решает специалист предприятия или физическое лицо - налогоплательщик. Примером пассивного налогового планирования может быть решение вопроса относительно целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения субъекта малого предпринимательства. К активному налоговому планированию относят специфические методы планирования деятельности предприятия с использованием специально разработанных оптимизационных схем.
Налоговая схема деятельности каждого предприятия в общем, как и реализации каждого отдельного соглашения в частности, является индивидуальной и требует предварительного планирования и расчетов. Элементы налогового планирования, даже если оно специально не организовывается и не реализуется, присутствуют в деятельности каждого предприятия и каждого предпринимателя. Человек, который только-только становится на путь предпринимательской деятельности и решает, в какой форме эту деятельность осуществлять - быть предпринимателем без создания юридического лица или регистрировать предприятие - уже занимается налоговым планированием, поскольку, просчитывая затраты, связанные с приобретением патента или регистрацией предприятия, он одновременно считает и налоги, которые будет платить в первом и во втором случаях.
Таким образом, эффективность налогового планирования значительно повышается при условии правильной и целенаправленной организации, которая предусматривает формирование коллектива людей, которые будут заниматься этой работой, разработкой плана, целей и задач налогового планирования, а также разработкой и реализацией схем минимизации налоговых платежей.
ХИМЧЕНКО ГАЛИНА
Новая страница 1
Налоговые платежи составляют значительную долю финансовых потоков хозяйствующих субъектов. Поэтому управление налогообложением как вид деятельности на предприятии входит в практику хозяйственной жизни. Среди способов управления налогообложением важное место занимает налоговое планирование.
Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законом средства, приемы и способы (в т.ч. и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Таким образом, налоговое планирование - это законный способ уменьшения сумм налоговых платежей с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.
Налоговое планирование подразделяется на 2 вида: корпоративное и личное. Корпоративное налоговое планирование предусматривает выработку и оценку управленческих решений исходя из целевых установок организации с учетом величины возможных налоговых последствий. Организации стремятся максимизировать свой доход и прибыль, а потому основной задачей налогового планирования является выбор такой системы уплаты налогов, которая позволяет их оптимизировать. Это означает не только снижение налогового бремени по отдельным налогам и в целом по организации, но и оптимальное распределение налоговых платежей по времени.
Цели налогового планирования:
❏ соблюдение налогового законодательства;
❏ сведение до минимума излишних налоговых выплат;
❏ максимальное увеличение прибыли;
❏ разработка структуры взаимовыгодных сделок;
❏ управление потоками денежных средств;
❏ эффективное сотрудничество с участниками налогового планирования;
❏ влияние на законодательные органы власти, налоговые и финансовые органы, суды.
Поскольку возможны различные модели поведения налогоплательщика, то следует разграничивать понятия «налоговое планирование» и «уклонение от уплаты налога», «обход налогов».
Уклонение от уплаты налогов - это несвоевременная уплата налогов, непредоставление документов, незаконное использование налоговых льгот и т.д.
Обход налогов - это ситуация, в которой лицо не является налогоплательщиком в силу различных причин.
Налоговая оптимизация - это достижение экономического эффекта в виде уменьшения налоговых платежей путем квалифицированной организации дел по исчислению и уплате налогов, которая исключает или снижает случаи необоснованной переплаты налогов. Действия по легальному уменьшению налоговых платежей иначе называют налоговым планированием, однако понятие налоговой оптимизации намного шире.
Налоговая оптимизация - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.
Существуют два вида налоговой оптимизации:
1. Перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация предполагает применение таких приемов и способов, которые уменьшают налоговое бремя налогоплательщика в процессе всей его деятельности.
2. Текущая налоговая оптимизация предполагает применение некоторой совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае.
Таким образом, налоговое планирование - это комплексное и целенаправленное применение налогоплательщиком мер, направленных на полное использование совокупности всех методов налоговой оптимизации.
Налоговое планирование может использовать юридические пробелы в законодательстве, а также толкования норм налогового права в пользу налогоплательщика. Но данный метод носит нерегулярный и рискованный характер, поскольку прогнозировать направление судебной практики по тому или иному вопросу невозможно.
Принципы налогового планирования :
1. Налоговое планирование не должно нарушать закон.
2. Принцип разумности уплаты налогов. Платить необходимо только минимальную сумму положенных налогов, т.е. полностью использовать всю совокупность налоговых льгот, причем платить налоги необходимо в последний день установленного для этого срока.
3. Налоги нельзя просто механически минимизировать, их необходимо оптимизировать, поскольку:
❏ сокращение одних налоговых платежей зачастую ведет к увеличению других;
❏ простое сокращение налогов путем отнесения расходов на затраты уменьшает финансовый результат и сдерживает развитие бизнеса;
❏ механическая минимизация налогов может привести к превосходству формы над существом сделки и к ее оспоримости налоговыми органами.
4. Планировать налоги следует в общем контексте планирования бизнеса. Необходимо применять принцип комплексного расчета экономии и потерь, т.е. учитывать многофакторность налоговой минимизации, видеть последствия таких действий, взвешивая эффективность действий по минимизации налогового бремени.
5. Кредо налогового планирования - ориентация на логику, а не на временные пробелы в законодательстве.
6. Сокращать налоги нужно не путем ухода от них, а точным и скрупулезным планированием, расчетами и оптимизацией деятельности всего предприятия.
7. Принцип конфиденциальности.
8. Необходимо уделять внимание документальному оформлению.
Элементы налогового планирования:
❏ стратегия оптимального управления предприятием и план ее реализации. Наиболее эффективным способом увеличения прибыли является не механическое сокращение налогов, а построение такой системы управления и принятия решений, при которой оптимальной является вся структура бизнеса. Такой подход обеспечивает устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу;
❏ учетная политика, т.е. выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета. Учетная политика охватывает методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, приемы организации документооборота, методы погашения стоимости активов, способы применения счетов бухучета и обработки данных;
❏ должное состояние бухгалтерского учета и отчетности, позволяющее получать информацию и для налоговых целей. Для того чтобы предприятию было выгодно сделать информацию бухгалтерского учета прозрачной, т.е. понятной как в отношении принятия инвестиционных решений, так и при расчете налогов, необходимо создать соответствующие условия;
❏ схемы налогового планирования, которые логично и естественно вписываются в бизнес клиента и служат обоснованием законного снижения налогов. Если схема будет выглядеть неубедительно, контролирующие всегда найдут доводы, чтобы оспорить всю схему либо доставить неприятности постоянными проверками;
❏ налоговый календарь, необходимый для контроля за правильностью исчисления и соблюдения сроков уплаты налоговых платежей, а также представления отчетности;
❏ четкое исчисление обязательств (налоговых и прочих), недопущение дебиторской задолженности по договорам за отгруженную продукцию на срок свыше 3-х месяцев.
Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных этапов, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 11 (17), ноябрь 2004 г. Воспроизведение возможно только с