Виды смет и их назначение. Смета: ее роль и правовое значение. Виды смет. Читаем локальную ресурсную смету
Основной формой планирования затрат являются сметы, которые разрабатываются как в целом по организации, так и по центрам ответственности или местам возникновения затрат.
Смета - план, предварительный расчет предстоящих доходов и расходов, связанных с осуществлением какой-либо деятельности.
Смета затрат - расчет расходов предприятия на производство и реализацию продукции за определенный календарный период (год, квартал), составленный по экономическим элементам расходов.
Плановая смета затрат на производство продукции составляется с целью определения общей суммы всех плановых затрат предприятия (по экономическим элементам) и взаимной увязки плана себестоимости с другими разделами тактического плана.
Смета затрат на производство и калькуляция себестоимости товарной продукции различаются между собой. Смета рассчитывается по экономическим элементам на определенный календарный период, калькуляция включает калькуляционные статьи затрат и рассчитывается на единицу продукции.
Плановая смета затрат на производство составляется по следующей структуре:
− материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
− затраты на оплату труда;
− отчисления на социальные нужды;
− амортизация;
− прочие затраты.
Исходной базой для составления смет является программа сбыта. Эта программа устанавливает объем, номенклатуру и ассортимент реализуемой продукции, определяющих план производства.
Различают несколько видов смет в зависимости от информации, которая в них отражается:
1. Сметы затрат на производство по предприятию в целом и по производственным подразделениям (цехам) - в них устанавливается общая сумма затрат на производственную деятельность.
2. Смета затрат на содержание функциональных отделов и служб (бюджеты).
3. Комплексные сметы - расходы на подготовку и освоение производства; транспортно-заготовительные и общепроизводственные расходы, в том числе на содержание и эксплуатацию оборудования; общехозяйственные, коммерческие и прочие производственных расходы.
4. Целевые сметы – командировочные, представительские расходы, расходы на страхование, рекламу, связь и др.
Состав расходов, включаемых в ту или иную смету, регламентируется существующими на предприятии инструкциями или положениями по планированию, учету и калькулированию затрат.
Методы сметного планирования затрат и результатов
При составлении сметы затрат используются следующие методы:
1) сметный метод основан на определении всех затрат на производство и реализацию по данным соответствующих разделов годового плана.
Порядок определения сметных затратобычно следующий:
1.Затраты на основные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также вспомогательные материалы устанавливаются на основе плана годовой потребности материальных ресурсов.
2. Основная и дополнительная заработная плата всех категорий персонала определяется по действующим тарифным ставкам и окладам с учетом сложности и трудоемкости выполняемых работ, численности и квалификации работников.
3. На общий фонд заработной платы промышленно-производственного персонала планируются начисления на социальные нужды по действующим в плановый период ставкам.
4. Общий размер амортизационных отчислений зависит от существующих норм амортизации, срока службы оборудования и первоначальной стоимости основных производственных фондов.
5. Прочие денежные расходы включают затраты, не предусмотренные в предыдущих статьях сметы производства. По каждой из статей прочих расходов необходимо обосновать величину соответствующих затрат по существующим нормам или опытным данным.
2) сводный метод предполагает составление сметы затрат по цехам основного и обслуживающего производства, которые затем объединяются в сводную смету путем суммирования цеховых смет затрат с последующим исключением из общей суммы внутреннего оборота и корректировкой имеющихся производственных запасов.
При этом в цеховую смету затрат включаются 2 группы расходов:
Во-первых, прямые издержки цеха (на материальные ресурсы, основную и дополнительную заработную плату, начисления на заработную плату, амортизацию, прочие денежные расходы);
Во-вторых, комплексные расходы на услуги других цехов, а также цеховые расходы и пр.
3)калькуляционный метод разработки сметы затрат на производство продукции основан на использовании калькуляций себестоимости всех видов продукции, работ или услуг, запланированных в годовой производственной программе предприятия, а также остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов.
На основе имеющихся расчетов себестоимости отдельных изделий с учетом годовых объемов производства, разрабатывается шахматная ведомость, в строках которой даны статьи расходов основного производства, а в графах раскрыты элементы затрат на основную программу с учетом изменения остатков незавершенного производства и других планируемых расходов.
Для получения плановой производственной себестоимость валовой продукции (Свп) из общей суммы плановых затрат (Зпр-во) исключаются затраты на работы (услуги), не включаемые в состав валовой продукции (Знвп). Учитывается изменение остатков расходов будущих периодов (Орбп): при увеличении остатка этих расходов сумма прироста вычитается из общей суммы затрат на производство, а при уменьшении – прибавляется. Учитывается изменение остатков предстоящих расходов (Опр): их прирост прибавляется к итогу затрат на производство, уменьшение – вычитается.
Предстоящие расходы – это суммы средств, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и реализацию продукции. Это суммы, зарезервированные для:
Предстоящей оплаты отпусков работникам;
Выплаты ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
Выплаты вознаграждений по итогам работы за год;
Ремонта основных средств;
Производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;
Предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;
Предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору;
Гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.
Создание резервов предстоящих расходов отражается в бухгалтерском учете предприятия по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов»
Расходы будущих периодов – затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам.
К расходом будущих периодов относят:
Расходы на подготовку и освоение производств;
Взносы арендной платы за последующие периоды;
Расходы по подписке на техническую и экономическую литературу.
В сельском хозяйстве, кроме того, к этим расходам относят затраты по устройству некапитальных сооружений и временных приспособлений для нужд производства (летние лагеря и загоны для животных, расходы по устройству траншей, сооружений для силосования, сеннажирования и других сооружений и приспособлений), а также затраты на мероприятия по улучшению земель, включаемых в себестоимость продукции в течение ряда лет, исходя из определенных для отдельных мероприятий сроков их действия или использования.
Формула для расчета себестоимости валовой продукции имеет следующий вид:
Свп = Зпр-во – Знвп ± Орбп ± Опр
Производственная себестоимость товарной продукции (Стп) – сумма затрат на выпуск валовой продукции измененная на величину прироста (уменьшения) остатков незавершенного производства (Онзп).
Формула для расчета себестоимости товарной продукции имеет следующий вид:
Стп = Свп ± Онзп
прирост незавершенного производства вычитается, сокращение – прибавляется.
Полная себестоимость товарной продукции (С пол тп) получается прибавлением к производственной себестоимости товарной продукции внепроизводственных расходов (Рвп):
С пол. тп = Стп + Рвп
Себестоимость реализуемой продукции (Срп) рассчитывается путем прибавления (вычитания) к полной себестоимости товарной продукции изменения расходов в остатках нереализованной продукции (Онп):
С рп = С пол. тп + Он – Ок
Он – фактическая производственная себестоимость остатков нереализованной продукции на начало периода;
Ок – плановая производственная себестоимость остатков нереализованной продукции на конец периода.
Для определения сметной стоимости строительства проектируемых предприятий, зданий, сооружений или их очередей составляется сметная документация, состоящая из (пункты 3.16 – 3.22 МДС 81-35.2004 ):
локальных смет,
локальных сметных расчетов,
объектных смет,
объектных сметных расчетов,
сметных расчетов на отдельные виды затрат,
сводных сметных расчетов стоимости строительства (ремонта),
сводок затрат и др.
Образцы составления сметной документации приведены в МДС 81-35.2004, приложении №2.
Локальные сметы относятся к первичным сметным документам и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации (РД).
Локальные сметные расчеты составляются в случаях, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основании РД, или в случаях, когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства.
Объектные сметы объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных смет и относятся к сметным документам, на основе которых формируются договорные цены на объекты.
Объектные сметные расчеты объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных сметных расчетов и локальных смет и подлежат уточнению, как правило, на основе РД.
Сметные расчеты на отдельные виды затрат составляются в тех случаях, когда требуется определить лимит средств в целом по стройке, необходимых для возмещения затрат, которые не учтены сметными нормативами (компенсации в связи с изъятием земель под застройку; расходы, связанные с применением льгот и доплат, установленных решениями органов государственной власти и т.п.).
Сводные сметные расчеты стоимости строительства (ремонта) предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляются на основе объектных сметных расчетов, объектных смет и сметных расчетов на отдельные виды затрат.
В случаях, когда наряду с объектами производственного назначения составляется проектно-сметная документация на объекты жилищно-гражданского и другого назначения рекомендуется составлять сметный документ (сводку затрат ), определяющий стоимость строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей.
Одновременно со сметной документацией в составе проекта (рабочего проекта) и РД могут разрабатываться
ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс;
ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей среды.
Ведомость сметной стоимости объектов, входящих в пусковой комплекс (МДС 81-35.2004, приложение № 2), рекомендуется составлять в том случае, когда строительство и ввод в эксплуатацию предприятия, здания и сооружения предусматривается осуществлять отдельными пусковыми комплексами. Ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс, приводится в составе проекта (рабочего проекта), а в составе РД в случаях, когда производится уточнение сметной стоимости объектов и работ по рабочим чертежам. Указанная ведомость включает в себя сметную стоимость входящих в состав пускового комплекса объектов, а также общеплощадочные работы и затраты, при этом сохраняется нумерация объектов, работ и затрат, принятая в сводном сметном расчете.
В тех случаях, когда ведомость сметной стоимости объектов, входящих в пусковой комплекс не составляется, в сводном сметном расчете после суммы по объектным сметам (сметным расчетам), итогам по главам и сводного сметного расчета в скобках приводятся суммы соответствующих затрат по пусковым комплексам.
При проектировании предприятий и сооружений, строительство которых осуществляется по очередям, составляется отдельно объектные сметные расчеты относящиеся к очереди и полному развитию, сводные сметные расчеты стоимости строительства каждой очереди строительства и на полное развитие (сводка затрат на полное развитие предприятия).
Ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей природной среды (МДС 81-35.2004, приложение № 2) составляется в том случае, когда при строительстве предприятия, здания и сооружения предусматриваются мероприятия по охране окружающей природной среды. При этом в ней, как правило, сохраняется нумерация объектов и работ, принятая в сводном сметном расчете. В ведомость включается сметная стоимость объектов и работ, непосредственно относящихся к природоохранным мероприятиям.
В случае привлечения к строительству двух и более генеральных подрядных организаций сметную стоимость работ и затрат, подлежащих осуществлению каждой генеральной подрядной организацией, рекомендуется оформлять в отдельную ведомость, составляемую применительно к сводному сметному расчету.
Для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) рекомендуется составлять следующую документацию :
в составе проекта (рабочего проекта):
сводку затрат (при необходимости);
сводный сметный расчет стоимости строительства (ремонта);
объектные и локальные сметные расчеты;
сметные расчеты на отдельные виды затрат;
в составе рабочей документации (РД) – объектные и локальные сметы.
Результаты вычислений и итоговые данные в сметной документации рекомендуется приводить следующим образом (п. 3.26 МДС 81-35.2004 ).:
в локальных сметных расчетах (сметах) построчные и итоговые цифры округляются до целых рублей;
в объектных сметных расчетах (сметах) итоговые цифры из локальных сметных расчетов (смет) показываются в тысячах рублей (в текущем уровне цен) с округлением до двух знаков после запятой;
в сводных сметных расчетах стоимости строительства или ремонта (сводках затрат) итоговые суммы из объектных сметных расчетов (смет) показываются в тысячах рублей с округлением до двух знаков после запятой.
Аналогично приводятся результаты вычислений и итоговые данные в расчетах стоимости строительства.
Сметная документация составляется в текущем уровне цен (п. 3.24 МДС 81-35.2004 ).
В сметной документации допускается указывать стоимость работ в двух уровнях цен :
в базисном уровне, определяемом на основе действующих сметных норм и цен 2001 года;
в текущем уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления сметной документации.
Решение об учитываемом в сводном сметном расчете уровне цен принимается заказчиком в задании на проектирование. (п. 4.72 МДС 81-35.2004 ).
Введение
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых отношений состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).
Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.
В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение: они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики, методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях, решаемых обществом экономических, социальных задач и т.п.
Смета: ее роль и правовое значение. Виды смет
Смета - финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, обеспечивающих функционирование бюджетных учреждений и организаций. Она является планом финансирования учреждений и расходования бюджетных средств. Смета действует в течение финансового года - с 1 января по 31 декабря.
Правовое значение сметы состоит в том, что она определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, отпускаемых из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по отпуску этих средств и их права на осуществление контроля за целевым использованием бюджетных ресурсов. На основании соответствующим образом утвержденной сметы у участников правоотношений по исполнению расходной части бюджета - руководителей бюджетных учреждений, с одной стороны, и у финансовых органов, представляющих интересы государства, - с другой, возникают права и обязанности. С принятием Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) кардинально возросло значение сметы. Особенно значение сметы возрастает с переходом на казначейскую систему исполнения бюджета. И поскольку для федерального уровня такая система юридически сложившийся факт (есть соответствующие нормативные акты), смета начинает проникать во все сферы государственной деятельности. Применительно к сметно-бюджетному финансированию это означает, что ни один расход не сможет быть осуществлен без обоснованной сметы.
Сметы подразделяются:
На индивидуальные , содержащие расходы и доходы только одного учреждения и позволяющие учитывать все особенности его назначения, характера и масштаба деятельности. Они составляются бюджетным учреждением и содержат только расходы этого бюджетного учреждения. Для однотипных бюджетных организаций устанавливаются типовые формы смет расходов. Они включают три основных раздела: 1) общие сведения об учреждении, общую сумму расходов с распределением по кварталам и направлениям расходов; 2) оперативно-производственные показатели, необходимые для определения расходов: количество штатных единиц, обслуживаемый контингент (число классов, коек в больнице и т.д.); 3) расчеты по отдельным статьям сметы;
Сводные, в которых объединяются индивидуальные сметы; обычно они формируются федеральными министерствами и ведомствами по своему ведомству, исполнительными органами субъектов федерации и органами местного самоуправления в территориальном размере. Сводные делятся на: 1) индивидуальные сметы бюджетных учреждений в качестве сводных; 2) сметы расходов на централизованные мероприятия в качестве сводных. Сводные сметы представляются в соответствующие финансовые органы для включения в бюджет; сметы централизованных мероприятий, которые составляются федеральными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов и органами местного самоуправления для централизованных мероприятий (например, учебный семинар для врачей). Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер и не подлежащих произвольному изменению. Данные положения следуют из требований сметно-бюджетной дисциплины и природы самого бюджета, имеющего силу закона. Все учреждения финансируются по трем укрупненным статьям: заработная плата, текущие расходы и капитальные вложения (в том числе капитальный ремонт). Статьи расходов составляются на основе норм расходов. Составление проектов сметы совпадает по времени с составлением проекта бюджета. Составление сметы осуществляется на основе контрольных цифр, которые сообщаются высшими органами управления. Контрольные цифры сообщают информацию о лимитах бюджетных ассигнований. Вышестоящие организации доводят такие контрольные цифры до каждого подведомственного учреждения, причем сами вышестоящие организации получают цифры от соответствующего финансового органа.
При составлении сметы помимо контрольных цифр бюджетное учреждение руководствуется нормативами расходов (размеры затрат на расчетную единицу, установленные компетентными органами). Нормы затрат определяются по различным объектам Правительством РФ.
Сметы бюджетного учреждения составляются и подписываются руководителем и главным бухгалтером учреждения, и направляются в вышестоящую организацию, где включаются составной частью в сводную смету вышестоящей организации; в свою очередь сводные сметы включаются составной частью в расходную часть соответствующего бюджета. Сметы бюджетных учреждений утверждаются главными распорядителями бюджетных средств. Ежемесячно, ежеквартально, по истечении года, бюджетные учреждения составляют отчеты об исполнении сметы. Существуют типовые сметы, которые утверждаются в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Необходимо также сказать, что из всех составных расходов сметы, главной является статья оплаты труда. Бюджетный кодекс РФ ввел новую форму сметы (ст. 221 БК РФ) - теперь в ней может быть не только расходная часть, но и доходная.
Сметы бывают нескольких видов, но наиболее часто встречаются два: коммерческие и на основании официальных расценок, которые, в свою очередь, делятся на федеральные и территориальные. Бывают еще сметы, основанные на отраслевых, фирменных и индивидуальных сметных нормативах. Но в данной статье мы ознакомительно расскажем о наиболее распространенных видах смет.
Коммерческая смета - это документ на строительно-монтажные или ремонтные работы, в которой обычно отражают необходимые для работы материалы, состав работ и их стоимость по договорным расценкам. Единого формата у этого документа не существует - многие организации (как Заказчики, так и Исполнители) используют свой формат. Например, коммерческая смета может быть составлена по-разному с точки зрения детализации: описание работ может быть более или менее подробным. Большим плюсом коммерческой сметы является простота ее составления, т.к. не нужно основываться на нормативных базах.
К Федеральным единичным расценкам (ФЕРам) относят сметные нормативы, которые содержат стоимостные расценки на выполнение того или иного вида строительных единичных работ на всей территории Российской Федерации. ФЕРы регламентируют отдельные элементы прямых затрат, которые приходятся на единицу объёма строительных работ и конструктивных элементов. К таковым элементам могут относиться: трудовые затраты строителей, расходы строительных материалов, время работы строительных машин.
Территориальные сборники единичных расценок (ТЕР) разработаны для использования на различных региональных территориях нашей страны. Сметы по ТЕРам созданы с учетом различных климатических условий в разных регионах, а значит, и разных условий труда и пр. В случае если в ТЕРах на данный регион не оказалось расценок на какие-то виды работ, то при составлении смет руководствуются ФЕРами или расценками, оговоренными между Заказчиком и Исполнителем (т.е., по сути, коммерческими).
В Москве действуют Территориальные сметные нормативы для Москвы (ТСН), которые используются, чтобы определить сметную стоимость возведения новых объектов и конструкций, их расширения, обновления или технического перевооружения и ремонта. Расценки разрабатываются центрами ценообразования РФ с привязкой к Москве.
Своё название ФЕРы получили ввиду того, что их разработкой занимается Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС). Таким образом, в данных нормативах содержатся расценки на виды работ, выполняемые на всей территории Российской Федерации. Сборники, представляющие собой примеры смет в ТЕР создаются специалистами-сметчиками региональных Центров ценообразования в строительстве (РЦЦС) с последующим утверждением расценок. Позже они проходят регистрацию как нормативные документы и вводятся в действие в ФЦЦС. Любая смета, составленная в ТЕРах, действует только на той территории, для которой она разрабатывалась, так как именно в ней учтены индексы на осуществление строительных услуг и затраты на материалы. И только на этой территории смета имеет юридическое и фактическое основание.
Интересно, что Федеральные единичные расценки составляются на основе 1-го базового района (Московской области (МО)), то есть расценки на строительные работы в МО являются основой для составления ФЕРов.
Основное место в единичных расценках занимает таблица, в которой указаны номера расценок, наименования работ, а так же затраты на эти работы (материалы). Помимо этого, в расценках содержатся такие главы, как «Общие указания» и «Правила исчисления объёмов работ».
Виды ФЕРов:
- на строительные и специальные строительные работы;
- на ремонтные работы (ФЕРр);
- на монтаж оборудования (ФЕРм);
- на пусконаладочные работы (ФЕРп).
Для определения стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ (далее строительства), осуществляемого на территории Российской Федерации, а также формирования цен на строительную продукцию используются:
МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (с Изменениями от 16.06.2014)», которая принята и введена в действие с 9 марта 2004 г. Постановлением Госстроя России от 05.03.2004г. N 15/1;
МДС 81-33.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (в редакции Изменений и дополнений, утв. Росстроем, с изменениями, внесенными письмом Минрегиона РФ от 17.03.2011 N 6056-ИП/08)», которые приняты и введены в действие с 12 января 2004г. Постановлением Госстроя России от 12 января 2004г. N 6;
Письмо Госстроя России от 23.06.2004г. № АП-3230/06 «О порядке применения Приложения № 1 к Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004)».
Статья написана с использованием материалов сайта http://newsmeta.ru
Процесс составления проектно-сметной документации предполагает оформление ее центрального элемента - сметы. Речь идёт об особом финансовом документе, где указывается перечень предполагаемых затрат со стороны заказчика строительства на разработку и осуществление мероприятий, ориентировочная сумма финансовых инвестиций. Что касается капитальных вложений, то они необходимы для осуществляются для работ, требующих денежных вливаний.
Речь идёт о затратах по проектно-изыскательным мероприятиям и финансовый доход, получаемой компанией при выполнении сметы организацией-подрядчиком.
Под сметной стоимостью подразумевается конкретная денежная сумма, необходимая для разработки, реализации проекта и осуществления строительства на основе имеющихся технологических решений, материалов. Для расчёта сметной стоимости применяются специальные нормативы и методики по ценообразованию. В некоторых случаях сметную стоимость определяют в гораздо более широком понимании.
Сметная стоимость, подсчитанная специалистами - основной параметр, с помощью которого:
- определяют значение предполагаемых капитальных инвестиций;
- организовывают финансирование строительных мероприятий;
- оформляют договорную стоимость необходимой продукции;
- рассчитываются с подрядными компаниями по выполненным работам;
- оплачивают расходы, связанные с приобретением и доставкой оборудования;
- возмещать финансовые средства в соответствии с пунктами, предусмотренными сводным сметным расчётом.
В современных реалиях составление сметной документации осуществляется на основе методологии, где учтены рыночные взаимоотношения, имеющие место быть между участниками строительного и инвестиционного процесса. На этапе определения стоимости в рыночных условиях основной является возможность применения договорных цен на строительные мероприятия и сопутствующую продукцию.
В актуальную систему сметных нормативов, которая была разработана ещё в 2001 году, заложено несколько принципов, с помощью которых участники рассматриваемой деятельности вступают в двух-трехсторонние договорные отношения, и определяют сметную стоимость:
- цена строительных товар часто корректируется, исходя из стадии реализации проекта;
- стоимость строительной продукции регламентируется в договорном порядке;
- нормативно-сметные базы государственного уровня, учитывающие местные, территориальные и отраслевые особенности реализации работ;
- подрядные торги позволяют определиться с оптимальными сроками, стоимостью и качеством реализации проекта;
- ценники на проектно-подрядные работы формируются по гибкому или вариативному подходу, где отсутствует жесткая централизация и регламент;
- в сметные нормативы могут вноситься корректировки с учётом отраслевых, фирменных, территориальных и региональных поправок.
Итоговое значение стоимости строительной продукции составляется несколькими субъектами, работающими независимо друг от друга:
- компанией-подрядчиком;
- проектировщиком;
- заказчиком строительства;
- инвестиционной компанией.
Повышение возможно всего 2 основными способами:
- посредством удорожания стройматериалов или смежной продукции;
- за счёт роста цен на строительные работы.
Стоимость строительной продукции, а также производственные объёмы корректируются спросом. Зависимость здесь простая - по мере удорожания загородной недвижимости, растёт стоимость возведения 1 квадратного метра. Но и количество возводимых домов увеличивается.
Составлять сметы могут представители участников строительно-инвестиционного процесса. К указанным специалистам относятся :
- генподрядчик, устанавливающий стоимость работ, проводя подрядные торги;
- заказчик строительства, оценивающий предварительную стоимость на этапе подготовки ТЭ. Часто инвесторская смета под конкретный пакет составляется посредством анализа тендерной документации;
- проектировщик, предварительно подписавший договор со стороной заказчика. В рассматриваемом случае, имеет место быть составление сметы затрат при помощи твердой цены и ресурсного метода.
Что касается стоимости строительной продукции, ее оценивают, как подрядчик, так и заказчик, поскольку условия между ними равноправные. На основании договоренностей составляется и подписывается контракт. Точность определения стоимости основывается из вида сметы, а также дополнительной информации, представленной для подготовки сметной документации.
Традиционно специалисты выделяют несколько видов смет, представленных ниже.
- Инвесторская смета. В преобладающем большинстве случаев она проводится на этапе, предшествующем составлению проектной документации, в соответствии с заявкой инвесторов. Главная его цель - определить первоначальную стоимость предмета торгов. Для определения ориентировочной стоимости проекта, применяют следующую документацию:
- эскиз проектируемого здания;
- генплан строительства;
- схема по размещению объекта;
- подробная спецификация, а также объём используемых строительных материалов, дополнительного оборудования.
- Концептуальная смета. Сметы данного типа подготавливаются при разработке специализированных предложений со стороны инвесторов. С учётом собранных данных определяется величина инвестиций. Точность определения сметы в указанном случае не выше 17%.
- Смета сметного отдела или проектировщика. Для этого важно подготовить полную и точную документацию. Она составляется на основе готового проекта, рабочих чертежей, единичных расценок, элементных сметных норм, применяющихся в строительстве. Значение точности в рассматриваемом случае приближается к отметке в 2%.
- Смета подрядчика. В рассматриваемом варианте разработка сметной документации осуществляется на этапе подготовки к составлению подрядного договора, с учётом тендерной документации, составленной инвестором или заказчиком. Подрядчику необходимо определиться с ценой собственного предложения, опираясь на актуальные ТЕР-2001 и ФЕР-2001. В указанном случае смета на строительно-монтажные мероприятия приближается к фирменной смете. Сторона подрядчика уточняет всю необходимую дополнительную информацию. Во внимание принимаются прайс-листы. Помимо всего прочего в этом документе предусматривается и собственная прибыль заказчика. Сметы на строительство в рассматриваемом случае не выше 5%.