Как будет проходить цкад. Живой журнал московской области. Концепция будущего развития
О строительстве ЦКАД
не слышал только ленивый. Чем обернется для Московской области этот проект? Правительство твердит про решение транспортных проблем, но многие экологические организации выразили свое негативное отношение к нему, ведь строительство серьезно ударит по экологии области. Позиция Гринпис по ЦКАД : новая трасса уничтожит весь лесозащитный пояс Москвы.
Понимаю, что большинству жителей области скорее всего на проблемы экологии плевать, но потерять свои “6 соток” из-за строительства трассы им будет неприятно. Вот, жители деревни Петровское уже устраивали народный сход, так как трасса затронет их населенный пункт
Чтобы наглядно видеть, где именно пройдет трасса, и посмотреть, какие участки попадут под строительство, я попросила своего друга Николая Охотникова разметить ЦКАД на карте. Вот результат его работы
“Карта подготовлена на основании детального описания планируемой зоны размещения ЦКАД, приведенной в разделе 3.1.1 “Схемы территориального планирования Московской области”, утверждённой постановлением Правительства Московской области от 11.07.2007 г. № 517/23. Существует еще как минимум три постановления Правительства МО на ту же тему, однако они на данный момент утратили силу, и актуальной является именно “Схема территориального планирования”.
Разобраться с картой несложно. Здесь жирная красная линия - это линия, соединяющая ключевые точки, описанные в “Схеме территориального планирования”. Оранжевым цветом вокруг неё выделена зона размещения трассы. По этой карте вы можете оценить, насколько строительство ЦКАД вас коснётся. При этом нужно иметь в виду следующее.
Отметки на карте могут иметь погрешность в несколько десятков метров из-за неточности привязки, искажения изображений со спутника и т.д. Поэтому, если вы видите, что зона строительства пролегла аккурат по участку соседа, а ваш не затронула, это не повод успокаиваться и злорадно посмеиваться над соседом. Кроме того, отдельные точки не удалось привязать точно из-за неточности или даже противоречивости описания их местоположения, или же из-за неразличимости ориентиров, к которым они привязаны. Для таких точек (их к счастью немного) погрешность расположения может достигать нескольких сотен метров, поэтому эти точки выделены на карте метками синего цвета. Щелкнув на одну из таких меток, вы можете прочитать, по какой именно причине точка отмечена неточно, и каково приблизительное значение погрешности ее местоположения.
И еще одна особенность. Зона строительства в разных местах имеет разную ширину, но в описании не сказано, как именно сопрягаются между собой её участки. Поэтому вблизи ключевых точек зона может быть отмечена несколько неправильно.
Вот и всё, что я хотел сказать. Сама карта доступна по ссылке:
Имейте в виду, что зона строительства - это ещё не сама трасса. Дорога имеет заведомо меньшую ширину и пройдёт внутри отмеченного “коридора”, а что будет с оставшейся частью территории: останется ли она нетронутой, или же её используют для строительства придорожных и промышленных объектов (что по-моему более вероятно) пока неизвестно. Поэтому, если ваша собственность попала в “оранжевую зону”, или же расположена вплотную к ней, советую вам сделать следующее.
Изучите внимательно публичную кадастровую карту .На ней размечены все участки, поставленные на кадастр, и если землеотвод под ЦКАД в вашей местности завершен, вы увидите точные границы соответствующего земельного участка.
Узнайте, утвержден ли в вашем поселении генеральный план. Если да, то в нем на картах также будет нанесена трасса ЦКАД.
Выясните, в каких газетах публикуются официальные объявления и документы вашего поселения и муниципального района. Регулярно просматривайте эти издания: в них будет опубликовано объявление о проведении публичных слушаний, на которые обязательно надо прийти - там можно будет не только уточнить, как именно собираются проложить дорогу, но и высказать своё несогласие с проектом.
Не дожидаясь публичных слушаний, объединяйтесь с соседями - ведь если дорога пройдёт по вашему населённому пункту, плохо будет всем. Организуйте инициативную группу, заручитесь поддержкой грамотного юриста, пишите обращения в правительство области, привлекайте внимание прессы массовыми акциями - и у вас будут неплохие шансы “отодвинуть” трассу подальше от ваших домов. Удачи!
Автомобилисты, которым приходится ездить по Пятницкому шоссе от Зеленограда в сторону области, не могли не заметить масштабные вырубки леса, которые ведутся у пересечения трассы с «малой бетонкой» (она же — Малое московское кольцо, она же — трасса А107) и вдоль самой «бетонки». Да, там будет возводиться развязка и расширяться дорога, но это лишь малая часть глобального проекта под названием «строительство Центральной кольцевой автодороги». Что подразумевает этот проект, в какие сроки он будет реализован и как изменит автомобильное движение на западе Московской области и, в частности, в окрестностях Зеленограда — рассказываю со схемами, картинками развязок и фотками симпатичных старых грузовиков. :) (Большая часть информации в посте — с сайта «Автодора», иное — указано отдельно.)
Итак, ЦКАД — трасса, которая строится на территории Новой Москвы и Московской области. Ее предполагается сделать преимущественно платной. Общая протяженность ЦКАД будет равна примерно 530 километрам. 339 из них составит кольцо, которое пройдет параллельно «малой бетонке», обходя при этом населенные пункты. Исключением в плане обхода населенки станут несколько отрезков, включая большой участок от Ленинградского шоссе до Звенигорода, — из-за отсутствия места для нового строительства здесь все ограничится реконструкцией существующей трассы А107. При этом и проезд на ней останется бесплатным.
В качестве «компенсации» в 30 километрах западнее построят дублер этого участка (отмечен пунктиром на схеме выше и бордовым и фиолетовым цветами на схеме ниже). Он пройдет примерно на уровне существующей «большой бетонки» (она же — Большое московское кольцо, она же — трасса А108) и будет пересекать Ленинградское шоссе чуть южнее Клина. Соединяться с «малым кольцом» ЦКАД этот участок-дублер будет в Наро-Фоминском районе и посредством продолжения Новой Ленинградки (трасса М11), для строительства которой сейчас снова ищут соинвестора.
Все строительство ЦКАД разбито на пять пусковых комплексов. «Дальний дублер» — это второй пусковой комплекс, к реализации которого, по данным ТАСС
, собираются приступить после 2020 года. А вот закончить основное кольцо ЦКАД «Автодор» намерен в 2018 году, хотя по двум из четырех оставшихся пусковых комплексов еще нет подписанных соглашений с соинвесторами — пока лишь рассматриваются конкурсные предложения.
Ближайший к Зеленограду участок трассы входит в состав пятого пускового комплекса (самый темный отрезок на карте ниже). Это 76 километров от Новой Ленинградки примерно до Киевского шоссе. Из них 28 километров составляют участки нового строительства и 48 — отрезки «малой бетонки», подлежащие реконструкции.
Изображение с сайта стройкомплекса Москвы (кликабельно)
К реконструкции, подразумевающей расширение дороги до четырех полос с устройством 3-метровых обочин с каждой стороны и 3-метровой разделительной полосы, уже приступили. Эти фотографии сделаны между Пятницким и Волоколамским шоссе. Где-то еще только валят лес вдоль трассы...
А где-то уже вовсю готовят «подушку» под будущее дорожное покрытие.
На этих фотографиях, по-моему, отлично понятен масштаб того, что было, и того, что будет.
Не удержался от того, чтобы сфотографировать крупным планом самосвал Tatra из детства. Сто лет таких не видел — думал, их уже и нет у нас особо, а оказалось, что на строительстве ЦКАД в наших краях, в основном, они и трудятся.
Вот схема пятого пускового комплекса ЦКАД. На нем будет устроено 26 мостовых переходов и пять развязок: на пересечениях с Ленинградским, Пятницким, Волоколамским и Минским шоссе, а также на обходе Звенигорода (у Звенигорода будет фактически две развязки, но формально они считаются двумя разными очередями одного объекта).
Вот небольшая видеопрезентация пятого пускового комплекса.
В видео имеетс визуализация проекта развязки на пересечении будущей ЦКАД с Ленинградским шоссе. Вот она. Ленинградка идет сверху вниз, ЦКАД — горизонтально. Слева от М10 нынешняя «бетонка», направо пойдет несуществующее сейчас продолжение в сторону Новой Ленинградки.
Вот как эта развязка выглядит на схеме из презентационных материалов «Автодора».
Для развязки с Пятницким шоссе визуализацию найти не удалось — только схему.
Именно с упоминания этого места я начал свой пост. Вот так оно теперь выглядит.
Место не узнать. Еще прошлой осенью к перекрестку со всех сторон вплотную подходил лес, а теперь там большой голый участок, позволяющий просматривать местность во все стороны. Масштабы вырубки впечатляют. Лес, конечно, жалко, но здесь его действительно рубят для нужного дела, и вопроса, почему именно здесь (в отличие от маршрута, по которому проложили Новую Ленинградку) в данном случае не возникает.
Наблюдаю это место с начала мая и буквально до последних дней ни на этом перекрестке, ни на том участке «бетонки», что мы проезжаем по дороге на дачу, не было ни одного щита с информацией о том, что тут происходит. И только в эти выходные заметил сразу два таких стенда.
Буквально в нескольких сотнях метров от этого места ЦКАД будет пересекать будущий (нижняя дорога на схеме ниже). Впрочем, прямого съезда между ними не будет.
Строительство пятого пускового комплекса ЦКАД ведет ООО «Кольцевая магистраль», с которым госкомпания «Автодор» в декабре 2014 года заключила по результатам конкурса долгосрочное инвестиционное соглашение. Сумма контракта превышает 42,1 млрд рублей, причем большую часть этой суммы составляют субсидии федерального бюджета и средства Фонда национального благосостояния и только 4,8 млрд — инвестиционные средства. (Общая стоимость строительства Центральной кольцевой автодороги, по данным ТАСС, оценивается в 300 млрд рублей.) Соглашение между «Автодором» и «Кольцевыми магистралями» будет действовать до 2038 года — помимо строительства, которое, напомню, завершится в 2018 году, оно включает в себя также последующее содержание и ремонт дороги.
Вообще, разговоры о строительстве ЦКАД, которые шли последние лет десть, за это время успели так надоесть, что я, признаюсь, даже пропустил момент перехода от этих разговоров к реальным делам. Между тем, официальный старт строительству дороги был дан еще в августе 2014 года. Правда, на юге региона. В наших краях активная фаза работ началась этой весной. И, кстати, думаю, нам повезло с тем, что тут не нашли, где строить новую дорогу, и просто расширят старую. Участок «бетонки» от Ленинградки до Волоколамки и раньше был очень неплохим и, насколько я могу судить, не сильно загруженным, а теперь станет еще лучше. Плюс под это дело появятся действительно необходимые развязки на пересечениях с Пятницей и Ленинградкой, которые без ЦКАД мы еще неизвестно сколько ждали бы. И все это — в отличие от других районов Подмосковья — бесплатно в плане проезда.
(г. Москва и Московская область)
Статус: в проекте \ строится.
Трасса пройдет по территории Подмосковья в 50 километрах от МКАД.
ЦКАД - платная трасса (за исключением 5-го пускового комплекса и участка № 5 2-го пускового комплекса).
Описание:
Протяжённость – 525 (529,02) км.
Количество полос – 4-8.
Расчетная скорость движения – 100-140 км\ч.
Альтернатива : А-107 (Малое московское кольцо, ММК)
Сайт: http://crusandr.livejournal.com/53249.html , http://4sotki.ru/news-stroim-ckad/;
http://roads.ru/forum/index.php?showforum=461 ; http://russianhighways.ru/for_drivers/CCAD/
***
Участки:
ЦКАД разделена на 5 пусковых комплексов (ПК) или 10 участков.
Кроме того, есть небольшой соединительный участок между 3 ПК и 5 ПК длиной 5,3 км. Он не входит в пусковые комплексы ЦКАД и ГК «Автодор» строит его за собственные средства.
- (км 95+700 - км 209+150 ЦКАД)
Текущий статус: строится.
- (км 209+150 - км 298+450 ЦКАД) и обход г. Клин (от км 0+000 до км 28+560)
Текущий статус: в проекте.
- (км 298+450 км - 403+100 ЦКАД)
Текущий статус: в проекте.
- (км403+100/км 0+000 - км 95+700 ЦКАД)
Текущий статус: в проекте.
- (10 участок)
Текущий статус: в проекте.
Строительство ЦКАД разбито на 2 этапа.
На первом этапе , до 2018 года построят 6 участков из 10, которые образуют кольцо длиной 338,35 км, практически дублирующее ММК. Ширина дороги будет в основном 4 полосы.
На втором этапе , с 2020 по 2025 гг., построят остальные 4 участка длиной 190,67 км шириной 6 полос, а все построенное в рамках этапа 1 расширят с 4 до 6 полос (местами до 8).
Исторические факты:
30 декабря 2003 года – впервые Постановлением Правительства Московской области была зафиксирована необходимость строительства ЦКАД.
2005 год - резервирование земельных участков в зоне строительства и реконструкции ЦКАД.
2005 год - создание Открытого акционерного общества "Центральная кольцевая автомобильная дорога".
2005-2006 годы – разработка обоснований инвестиций в строительство ЦКАД.
Декабрь 2007 года - правительственной комиссией была одобрена концепция реализации проекта строительства ЦКАД, одобрено выделение денежных средств из Инвестиционного фонда РФ в размере 8,9 миллиарда рублей на разработку проектной документации.
2008-2013 годы – разработка проектной и финансово-юридической документации по проекту.
2009 год - включение проекта в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» Вступила в силу с 1 января 2010 г.
2009 год - включение проекта в Программу деятельности ГК «Автодор» на долгосрочный период (2010-2020 гг.).
2011 год - запланированное начало строительства, которое потом было перенесено на 2014 год .
В связи со строительством скоростных дорог к чемпионату мира по футболу 2018 года сроки строительства ЦКАД ещё больше отодвинулись. Реализацию проекта планировалось завершить к 2025 году. Однако 2 августа 2013 года было объявлено, что кольцо замкнут уже в 2018 году.
7 июля 2011 года – подписано распоряжение Правительства РФ о передаче ЦКАД в доверительное управление ГК «Автодор».
7 февраля 2013 года – подписано соглашение о сотрудничестве в сфере строительства автомобильных дорог правительством Московской области и государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»).
3 марта 2015 года – утвержден паспорт инвестиционного проекта «Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД), одобрено финансирование проекта Правительством.
Нормативные документы:
Постановление Правительства Российской Федерации № 848 от 5 декабря 2001 г. "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)".
Постановление Правительства Российской Федерации № 338 от 31 мая 2006 г. (Подпрограмма «Развитие экспорта транспортных услуг» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002- 2010годы)»).
Постановление Правительства РФ № 377 от 20.05.2008 (Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)»).
Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1724-р от 29 декабря 2004 года «О разработке предпроектной документации на строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области».
Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1734 от 22 ноября 2008 г. «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года».
Распоряжение Правительства Российской Федерации № 897-р от 23 июня 2008 г. об утверждении паспорта инвестиционного проекта «Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта «Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области», реализуемого при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2146-р от 31 декабря 2009 г. «Программа деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010 - 2020 годы)» (в редакции от 24.04.2013 г. N 672-р).
Поручение Президента Российской Федерации № Пр-930 от 12 апреля 2012 г. о начале строительства проекта ЦКАД.
Поручение Президента Российской Федерации № Пр-1474 от 05 июля 2013 г. о софинансировании проекта строительства ЦКАД МО с привлечением средств Фонда национального благосостояния.
Постановление Правительства Московской области № 743/48 от 30 декабря 2003 г. «Об утверждении основных направления устойчивого градостроительного развития Московской области».
Постановление Правительства МО № 735/40 от 12.10.2005 г. "О мерах по строительству и реконструкции Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области" (в редакции постановлений Правительства МО от 19.05.2006 № 429/17 и от 29.12.2006 № 1251/51).
Постановление Министерства транспорта Российской Федерации и Правительства Московской области № 6/974/44 от 27.12.2005 г. («Предложения по строительству Центральной кольцевой автомобильной дороги», одобренные коллегией Министерства транспорта Российской Федерации и Правительства Московской области 26 октября 2005 года).
Постановление Правительства МО № 1008/52 от 30.12.2005 г. "О мерах по развитию территорий Московской области, связанных со строительством и реконструкцией Центральной кольцевой автомобильной дороги".
Постановление Правительства МО № 376/16 от 04.05.2006.
Постановление Правительства МО № 1251/51 от 29.12.2006 "О внесении изменений в постановления Правительства Московской области от 12.10.2005 № 735/40 и от 30.12.2005 № 1008/52".
Постановление Правительства Московской области № 517/23 от 11 июля 2007 «Об утверждении схемы территориального планирования Московской области – основных положений градостроительного развития». (п. 3.1.1. Закрепление границ зоны размещения ЦКАД).
Постановление Правительства Московской области N 1141/54 от 22 декабря 2009 г. "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области в сфере строительства и реконструкции Центральной кольцевой автомобильной дороги".
Распоряжение Федерального дорожного агентства № ОБ-432-р от 30 декабря 2004 г. «Об осуществлении комплекса мероприятий по разработке обоснований инвестиций в строительство скоростной автомобильной магистрали «Москва - Санкт-Петербург» и Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) Московской области».
Градостроительное задание на проект: «Разработка обоснования инвестиций в строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области (ЦКАД)», утвержденное Губернатором Московской области Б.В. Громовым 10.02.2006 г.
Тарифы:
Реализацию инвестиционного проекта предполагается осуществить на принципах государственно-частного партнерства:
- пусковые комплексы № 1 и 5 - в рамках долгосрочных инвестиционных соглашений;
- пусковые комплексы № 3 и 4 - в рамках концессионных соглашений.
Привлечение оператора, оказывающего услуги по взиманию платы за проезд по автомобильной дороге, будет осуществляться путем заключения самостоятельного соглашения на основании отдельного конкурсного отбора. Это обусловлено целесообразностью установления единого оператора, осуществляющего свою деятельность на Центральной кольцевой автомобильной дороге Московской области (всех пусковых комплексах).
Размер средневзвешенного тарифа при проезде по ЦКАД будет 2 рубля 32 копейки за километр. По расчетам 2009 года за километр пути по ЦКАД водителям легковых авто придется платить около 2 рублей, грузовых - около 5 рублей, большегрузных - около 7 рублей.
Плата за проезд по ЦКАД будет варьироваться в зависимости от времени суток и вида транспорта.
Участки N 5 (от трассы М-3 "Украина" до пересечения с трассой "Москва - Санкт-Петербург") и N 10 (протяженностью 89 км, проходит через город Звенигород по трассе Московского малого кольца) будут бесплатными.
Обсуждается, чтобы проезд по платным участкам ЦКАД для жителей Подмосковья был бесплатным.
Спроектирована в соответствии федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 года.
Реализация проекта ЦКАД позволит решить следующие основные транспортные, социальные и экономические задачи:
- Разгрузить радиальные выходы из Москвы и уличную сеть города от движения большегрузного и транзитного транспорта.
- Рационализировать структуру грузораспределения, «перехватить» на дальних подъездах к Москве большегрузные транспортные средства, с последующей пересортировкой грузов и отправкой их в иные регионы мелкими партиями.
- Создать автодорожную составляющую международных транспортных коридоров (МТК) - №2 (Лондон - Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород), №9 (Хельсинки - Санкт- Петербург - Москва - Киев - Юго-восточная Европа), МТК «Север-Юг» и МТК «Хельсинки - Москва - Нижний Новгород», проходящих через территорию Московской области.
- Сформировать условия комплексного развития инфраструктуры и территорий Москвы и Московской области, а также смежных областей - Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Калужской, Тульской и Смоленской на основе мультипликативного эффекта от строительства ЦКАД.
- Интенсифицировать социальные, хозяйственные, межрегиональные и международные связи, повысить уровень мобильности населения и субъектов рынка.
- Повысить безопасность дорожного движения и качество обслуживания пользователей автомобильной дороги.
- Снизить себестоимость перевозок и уровень транспортных издержек для грузоотправителей.
- Снизить уровень негативного воздействия на окружающую среду за счет разгрузки головных участков радиальных дорог в Московской области.
- Оптимизировать (сократить) бюджетные расходы на этапе строительства за счет привлечения в проект внебюджетных инвестиций в рамках заключаемых концессионных соглашений.
- Оптимизировать (снизить) бюджетные расходы на этапе эксплуатации за счет привлечения концессионеров к расходованию средств на содержание автомобильной дороги.
- Обеспечить транспортной инфраструктурой реализацию комплексных программ развития части территорий Московской области, осуществляемых без финансирования из бюджета Российской Федерации.
Элементы трассы
В целях проектирования автодорога разделена на 5 пусковых комплексов и 10 участков
1 пусковой комплекс:
В районе Малого Московского кольца от трассы М-4 «Дон» до трассы М-1 «Беларусь» в районе Большого Московского кольца
(1 участок; протяженность 49,9 км ; полос - 4-6 ; развязки - 3 )
(2 участок; протяженнось 63,85 км ; полос - 4 ; развязок 3 )
2 пусковой комплекс:
- В районе Большого Московского кольца от трассы М-1 «Беларусь» до скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург
(3 участок; протяженность 52,1 км ; полос - 4-6 ; развязки - 3 )
(4 участок; протяженность 37,2 км ; полос - 6-8 ; развязки - 1 )
(5 участок; протяженность 28,56 км ; полос - 4-6 ; развязки - 3 )
3 пусковой комплекс:
- В районе Малого Московского кольца от скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург до трассы М-7 «Волга»
(6 участок; протяженность 53,9 км ; полос - 4-6 ; развязки - 4 )
(7 участок; протяженность 50,75 км ; полос - 4-6 ; развязки - 4)
4 пусковой комплекс:
- В районе Малого Московского кольца от трассы М-7 «Волга» до трассы М-4 «Дон»
(8 участок; протяженность 59,1 км ; полос - 4-8; развязки - 5 )
(9 участок; протяженность 36,6 км ; полос - 4-6 ; развязки - 2 )
5 пусковой комплекс:
- В районе Малого Московского кольца от трассы М-3 «Украина» до скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург
(10 участок; протяженность 89,97 км ; полос - 4 ; развязки - 6 )
ИТОГО: протяженность - 521,63, развязок - 34
Концессии:
1 пусковой комплекс - 1 участок
3 и 4 пусковые комплексы - 7,8,9 участки
На этапе обоснования инвестиций на основе данных экономических изысканий был составлен прогноз интенсивности движения автотранспорта и рассмотрены два сценария развития ЦКАД. По первому сценарию трасса прокладывалась с максимальным использованием полосы отвода и конструктивных элементов Московского малого кольца (ММК) и Московского большого кольца (МБК), по второму - по новому направлению. В результате всестороннего анализа было установлено, что автомобильные дороги А-107 и А-108 имеют параметры III-IV категорий, значительное количество участков с кривыми малого радиуса в плане и продольными уклонами, превышающими 40%, многочисленные пересечения и примыкания в одном уровне, смещения участков дорог в плане. На протяжении более 40 км дорога А-107 проходит по городам Ногинск, Электросталь, Бронницы, Звенигород и другим населенным пунктам. В этих местах расстояние до застройки составляет 5-30 м. Реконструкция этих дорог по параметрам I категории связана с практически полной их перестройкой и согласно выводам, сделанным в Обосновании инвестиций нецелесообразна.
Еще одним аргументом в пользу строительства новой трассы является возможность повысить плотность дорог в Московской области. Сейчас одной из причин высокой интенсивности движения на автомобильных дорогах Подмосковья является низкая плотность автомобильных дорог. При уровне автомобилизации населения Московской области сопоставимом с уровнем автомобилизации населения стран Европы плотность сети автомобильных дорог на территории области в 4 и более раз ниже, чем в странах Европы, размер территории которых близок территории Московской области. За десять лет резко возросло количество легковых автомобилей, как в Москве (1,6 раза), так и в Московской области (2,9 раза). Количество грузовых автомобилей по Москве и Московской области возросло в 2,6 раза. Строительство ЦКАД увеличит плотность автомобильных дорог с твердым покрытием. Новая трасса станет основой скоростных магистральных автодорог Подмосковья. Общая протяженность автомобильной дороги составит 521,63 км.
Основные технические параметры центральной кольцевой автомобильной дороги
Автомобильная дорога будет оснащена современной автоматической системой управления дорожным движением, станциями метеорологического наблюдения, вертолетными площадками, средствами экстренной связи, стоянками для отдыха водителей и зонами дорожного сервиса.
September 1st, 2014В каком порядке будут строить участки ЦКАД?
Начнем с терминологии. Почти все СМИ сейчас употребляют термин «участок» и пишут о «4-х участках до 2018 года». На самом деле ЦКАД разделена на 5 пусковых комплексов (ПК) или 10 участков
.
Кроме того, есть небольшой соединительный участок между 3 ПК и 5 ПК длиной 5,3 км. Он не входит в пусковые комплексы ЦКАД и ГК «Автодор» строит его за собственные средства.
Далее, строительство ЦКАД разбито на 2 этапа
. На первом этапе, до 2018 года построят 6 участков из 10, которые образуют кольцо длиной 338,35 км, практически дублирующее ММК. Ширина дороги будет в основном 4 полосы. На втором этапе, с 2020 по 2025 гг., построят остальные 4 участка длиной 190,67 км шириной 6 полос, а все построенное в рамках этапа 1 расширят с 4 до 6 полос (местами до 8).
Этапы строительства на анимированной схеме:
Основные технические параметры пусковых комплексов ЦКАД.
Все ли участки ЦКАД будут платными и сколько будет стоить проезд?
Платными будут все участки, кроме 5 ПК - реконструируемого участка трассы А-107, так называемого Звенигородского хода «малой бетонки. Планируется, что стоимость проезда по платным участкам для легковых машин будет 2,32 рубля за 1 км.
Какую пользу принесет ЦКАД?
Эффект от дороги трудно переоценить. Причем он будет колоссальным и для Москвы, и Московской области, и России в целом.
Москве ЦКАД поможет тем, что оттянет на себя часть транзитного и большегрузного потока с МКАД и обеспечит связность присоединенных территорий с Московской областью. Более того, это позволит избавить Москву от ее нынешней роли всероссийского грузо-распределительного центра, перехватив грузы для других регионах на дальних подступах с пересортировкой и отправкой по регионам. И то и другое - мощное средство борьбы с московскими пробками.
Московской области ЦКАД будет еще более полезна. Прежде всего, она разгрузит от транзита «малую бетонку» А-107 и западный участок «большой бетонки», а также «головные» участки радиальных магистралей между МКАД и ЦКАД. Далее, ЦКАД поможет решить одну из главных проблем Московской области и Москвы - нехватку рабочих мест в Подмосковье, из-за которой сотни тысяч жителей ежедневно участвуют в «маятниковой» миграции, ездя утром в столицу, вечером домой. По оценкам властей, ЦКАД позволит создать аж 200 тысяч новых рабочих мест ! Думается, эта оценка оправдана: дорога такого уровня неизбежно «притянет» не один десяток инвест-проектов, как производственных, так и логистических. И первые заявки, по словам губернатора Воробьева, уже поступили. Не будем забывать и об инфраструктуре дорожного сервиса: уже сейчас вдоль ЦКАД запланировано строительство 32 АЗС с минимаркетами и фастфуд-кафе, 30 многофункциональных АЗС с 22 кафе-ресторанами, 18 станций техобслуживания, 18 мотелей.
Что до России в целом, ЦКАД позволит сформировать хордовые дороги, которые станут частью четырех международных транспортных коридоров (МТК).
Вместе с уже проводимой и планируемой до 2020 г. реконструкцией главных федеральных трасс (М-4 «Дон, М-5 «Урал», М-7 «Волга», М-8 «Холмогоры», М-10 «Россия») все это позволит стране реализовать свой транзитный потенциал. Сейчас, смешно сказать, Россия зарабатывает на транзите 5% от того, что могли бы. И недополучает в бюджет страны, по оценке комитета Госдумы по транспорту, до 2,5 трлн. рублей в год . Развитие транзита - отличный способ возобновить экономический рост, создать сотни тысяч рабочих мест, привлечь дополнительные инвестиции в логистику и нефтепереработку. (Еще про транзитный потенциал РФ).
Но это еще не все. Эффект от магистрали, хоть и меньший, ожидается для экономик соседних областей - Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Калужской, Тульской и Смоленской. Вырастет безопасность дорожного движения и скорость поездок, повысится мобильность людей. Будет ускорено и удешевлено перемещение грузов внутри страны, повысится конкурентоспособность любой российской продукции.
Как ни странно, снизится и уровень негативного воздействия на окружающую среду: ведь вредные выбросы при 5-10 км/ч в 4-10 раз выше, чем при скоростях 60-80 км/ч.
Зачем нужна новая трасса? Почему просто не реконструировать кольцевые А-107 или А-108?
Этот вариант рассматривался, но от него отказались по трем причинам.
Первая причина социальная. Обе эти дороги проходят через города и поселки. На А-107 длина «населенных» участков - более 40 км, бетонка проходит через Ногинск, Электросталь, Бронницы, Звенигород и другие, расстояние до застройки местами 5-30 м. При реконструкции до 6 полос пришлось бы либо строить массу обходов городов, либо выкупать множество собственности. Причем во втором варианте все равно осталось бы много недовольных - ведь выкупалась бы только сносимая собственность, а вовсе не дома всех нежелающих жить рядом с транзитной магистралью.
Вторая причина техническая. Чтобы магистраль стала привлекательной для транзита, она должна быть рассчитана на скорость 130-150 км/ч и иметь I техническую категорию . Это означает очень высокие требования к кривизне, продольным уклонам, ширине обочин, количеству примыканий и т.д. Но ни ММК, ни МБК этим требованиям не соответствуют даже близко! Реконструировать любую из них до категории I - значит полностью ее перестраивать, по сути снести старую дорогу и построить на ее месте новую.
Третья причина планировочно-градостроительная. Учитывая, что в Московской области плотность дорожной сети в 4-5 раз ниже, чем в европейских странах с аналогичной плотностью населения, куда лучше иметь 2 дороги, местную и транзитную, а не одну гибридную. При реконструкции ММК или МБК на «скоростной» трассе оказался бы и медленный местный, и быстрый транзитный трафик. По одной дороге по-прежнему ехали бы и трактора, и пассажирские автобусы, и местные «Газельки», и международные большегрузы. К тому же пришлось бы решать проблему тех сотен примыканий и перекрестков, которые есть на «бетонках» сейчас. И либо создавать местному трафику колоссальные перепробеги в десяток-другой километров, либо строить лишние десятки эстакадных разворотов и развязок. Именно по этой причине реконструируемый в рамках ЦКАД «Звенигородский ход» трассы А-107 будет шириной 4 полосы, на нем сохранят светофоры (хоть и построят несколько развязок), и он будет иметь лишь II техническую категорию.
В общем, выбранное решение, с моей точки зрения - оптимальное.
А что будет с «бетонками» и ж/д переездами на них?
Обе бетонки останутся бесплатными и будут использоваться преимущественно местным трафиком. А все ж/д переезды будут реконструированы, вместо них построят путепроводы. 2 путепровода в Алабине и в Белых столбах на А-107 уже достраиваются.
Строящийся путепровод на А-107 в Белых столбах (кликабельно)
Строящийся путепровод на А-107 в Алабине (кликабельно).
Еще 3 путепровода, в Львовском на А-107, в Шараповой охоте и Липитино на А-108 начнут строить в этом году. Сейчас идет подготовка к строительству.
Путепровод на А-107 в Львовском (кликабельно).
Путепровод на А-108 в Шараповой охоте (кликабельно).
На очереди переезды Голицыно и Юрово на Малом кольце, Дорохово - на Большом. Путепровод в Голицыне (Больших Вязёмах) построят до 2018 года по отдельному титулу одновременно с 5-м пусковым комплексом ЦКАД. По остальным двум адресам путепроводы тоже запланированы, сроки ввода от 2018 до 2020 года.
Спасибо госкомпании «Автодор» и форуму Roads.ru за предоставленную информацию. Если нашли ошибки в этой статье, напишите об этом, но только с надежным пруфлинком.