Федеральная программа финансовая грамотность. Проект Минфина РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» и возможности его реализации. Результаты мониторинга готовности Регион
Разделы: Технология , Экономика
I. Пояснительная записка по предмету «Основы финансовой грамотности»
Рабочая программа предмета «Основы финансовой грамотности» составлена в соответствии с УМК В.В.Чумаченко «Основы финансовой грамотности», а также в соответствии со следующими документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/
3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/node/11143 .
4. Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 года http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586 .
5. Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Гимназия № 3».
6. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №3» от 30.08.2018.
Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Актуальность программы «Основы финансовой грамотности» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Поэтому введение курса «Основы финансовой грамотности» помогает создать условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся всех категорий, наша гимназия создаёт условия для получения дополнительного экономического образования, в том числе его прикладных аспектов – финансовой грамотности, основ потребительских знаний в старших классах в рамках элективных курсов.
Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников о личном финансировании, управлении домашней бухгалтерией, функционировании фондового рынка и банковской системы, а выполнение творческих работ, практических заданий позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, повышать свою профессиональную компетентность в будущем, применить полученные знания в реальной жизни.
Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы ЕГЭ.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы предмета «Основы финансовой грамотности» является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.
Цель программы: формирование ключевых компетенций старшеклассников для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.
Задачи программы:
Создать комфортные условия, способствующие формированию коммуникативных компетенций;
Формировать положительное мотивационное отношение к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости;
Изучить нормативные и методические документы Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования учащихся;
Освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
Овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
Формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
Формировать у обучающихся готовность принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
Формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
Воспитывать ответственность за экономические решения.
II. Общая характеристика учебного предмета «Основы финансовой грамотности»
Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая технология.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
- Деловые гры.
- Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
- Работа с источниками экономической информации.
- Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках и в регионе.
- Интерактивные технологии.
- Групповая, фронтальная и индивидуальная работа.
- Экскурсии.
III. Описание места учебного предмета «Основы финансовой грамотности» в учебном плане
Настоящая программа предназначена для обучающихся 10 х классов.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
IV. Планируемые результаты освоения предмета «Основы финансовой грамотности»
Структура и содержание предмета « Основы финансовой грамотности»» предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.
В течении учебного года обучающиеся старших классов демонстрируют общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.
Планируемые результаты обучения
Предметные результаты изучения данного предмета – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса формирует навыки старшеклассников принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.
Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.
Личностными результатами изучения курса – это воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Таким образом , в результате обучения по данному предмету выпускник научится :
Принимать рациональные финансовые решения в сфере управления личными финансами;
Проводить своевременный финансовый анализ;
Ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;
Планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;
Определять направления взаимодействия граждан с фондовыми и валютными ранками;
Основам взаимодействия с кредитными организациями;
Основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;
Основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;
Выбирать страховые продукты и страховые компании;
Принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;
Составлять личный финансовый план.
Выпускник получит возможность научиться :
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;
Понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
Понимать права и обязанности в сфере финансов;
Владеть коммуникативными компетенциями;
Анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;
Определять задачи в области управления личными финансами;
Находить источники информации для решения финансовых задач;
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-исследовательской деятельности;
Формировать собственную финансовую стратегию;
Решать финансовые задачи;
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
V. Содержание программы учебного предмета «Основы финансовой грамотности» (35 часов)
Личное финансовое планирование (11 часов).
Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого капитала.
Принятие решений о личном финансировании. Определение целей, подбор альтернатив.
Активы и пассивы. Доходы и расходы. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. Основные источники дохода. Типичные уровни доходов и расходов в течение жизни человека.Составление текущего личного финансового плана.
Личное финансовое планирование. Стратегия и тактика в финансовой игре.
Урок-лекция, урок открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок-обобщения, урок - деловая игра, творческая работа.
Основные виды деятельности.
Знать роль предмета «Основы финансовой грамотности», понятие «человеческий капитал», «деньги», их функции. Уметь объяснять, что такое потребление, что является основными источниками доходов, распознавать свои активы и пассивы, уметь вести их учет. Знать как составлять бюджет, уметь оптимизировать расходы. Уметь разрабатывать стратегию достижения своих целей, создавать личный финансовый план достижения целей. Уметь работать в команде, стремиться к сотрудничеству.
Депозит (7 часов).
Накопления, инфляция, причины инфляции, расчет инфляции. Депозит. Оценка рисков. Проценты по депозитам. Преимущества и недостатки депозита. Условия и содержание депозита. Номинальная ставка, реальная ставка, депозитный договор. Виды банковских депозитов. Банки, банковские вклады, финансовые риски.
Формы организации учебных занятий.
Урок - открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения знаний.
Основные виды деятельности.
Знать понятия накопление и инфляции, причины инфляции. Рассчитывать инфляцию.
Знать понятие депозит. Уметь давать собственную оценку рискам, знать способы начисления процентов по депозитам. Уметь характеризовать особенности депозита в России. Знать способы начисления процентов по депозитам. Уметь вычислять простые и сложные проценты по депозиту, приводить примеры виды банковских депозитов, проявлять креативность в творческой работе.
Кредит (7 часов).
Понятие кредита. Знакомство с основными характеристиками кредита. Выгода при выборе кредита. Стоимость кредита. Вычисления по уменьшению стоимости кредита. Типичные ошибки при использовании кредита.
Формы организации учебных занятий.
Урок - открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения, творческая работа.
Основные виды деятельности.
Знать понятие «кредит», его характеристики. Знать необходимые документы при оформлении кредита. Научиться анализировать и сравнивать условия по кредиту в различных банках. Уметь характеризовать особенности кредита в России, приводить собственные примеры прав и обязанностей кредитополучателя, давать оценку изученному явлению, проявлять креативность в творческой работе.
Расчетно-кассовые операции (7 часов).
Банковская система, экономические ситуации.Знакомство с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Банковская прибыль. Основные виды банковских процентов. Пластиковые карты. Банкоматы, мобильные банки. Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. Хранение обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания. Повторение изученного по блоку. Экскурсия в банк.
Формы организации учебных занятий.
Урок - открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения, урок -экскурсия.
Основные виды деятельности.
Знать понятие «Банковская система», функции центрального банка. Уметь решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические ситуации. Знать виды банковских карт. Понимать, в чем состоит механизм получения банковской прибыли. Уметь характеризовать основные виды банковских процентов. Знать правила пользования банкоматами, мобильными банками, онлайн-банками.
Повторение изученного (3 часа).
Личное финансовое планирование, депозит, кредит, расчетно-кассовые операции. Стратегия и тактика в деловой игре «Золотая корона».
Формы организации учебных занятий.
Урок – деловая игра, урок обобщения знаний.
Основные виды деятельности.
Уметь применять на практике знания полученные на уроках по предмету «Основы финансовой грамотности», разрабатывать стратегию и тактику в командной игре, проявлять креативность, инициативу.
VI. Описание учебно-методического комплекта по учебному предмету «Основы финансовой грамотности»
- В.В.Чумаченко. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2018 г.
- В.В.Чумаченко. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2018 г.
- В.В.Чумаченко. Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2018 г.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя
VII. Календарно-тематическое планирование предмета «Основы финансовой грамотности»
№ п/п | Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения урока по плану |
Дата проведения урока по факту |
|
Личное финансовое планирование (11 часов) |
|||||
Знакомство с курсом «ОФГ» |
|||||
Человеческий капитал и успех |
|||||
Принятие решений о личном финансировании |
|||||
Домашняя бухгалтерия. Активы и пассивы |
|||||
Домашняя бухгалтерия. Доходы и расходы |
|||||
Составление личного финансового плана |
|||||
Творческая работа «Составление личного плана» |
|||||
Деловая игра «Моя стратегия» |
|||||
Депозит (7 часов) |
|||||
Накопления и инфляция |
|||||
Что такое депозит и какова его природа? |
|||||
Условия депозита |
|||||
Управление рисками по депозиту |
|||||
Повторение изученного по блоку «Депозит» |
|||||
Кредит (7 часов) |
|||||
Что такое кредит? |
|||||
Основные характеристики кредита |
|||||
Как выбрать наиболее выгодный кредит |
|||||
Как уменьшить стоимость кредита |
|||||
Типичные ошибки при использовании кредита |
|||||
Творческая работа «Кейс» |
|||||
Расчетно-кассовые операции (7 часов) |
|||||
Хранение, обмен и перевод денег |
|||||
Различные виды платежных средств |
Изменения, произошедшие за последние десятилетия в экономике, а также политике России, не оставили россиянам выбора – чтобы нормально жить в новых условиях, им пришлось волей-неволей овладевать азами финансовой грамотности. Сегодня быть финансово грамотным стало необходимостью практически для каждого члена общества, чтобы уметь правильно оценивать ситуацию на рынке, получая от этого выгоду, принимая правильные решения.
Финансовая образованность людей в России находится сегодня, к сожалению, на довольно низком уровне. Всего лишь небольшая часть населения способна сориентироваться в финансовой сфере и её продуктах.
Основы финансовой грамотности не изучаются в школах, не преподаются в ВУЗах, кроме профильных. В некоторых учреждениях наблюдаются робкие попытки вводить такой предмет, однако, подобное явление массового распространения не получило. Разноплановые программы в регионах, связанные с повышением финансовой грамотности населения, значительных результатов не дают. Поэтому имеет смысл задуматься, как решить данную проблему, занимаясь самостоятельно.
Важность экономической грамотности
Обладая необходимыми знаниями в экономике и в сфере финансов, человек имеет возможность грамотно, с пользой для себя использовать собственные сбережения и финансовые средства в целом. Финансовая грамота позволяет полноценно осуществлять учет средств, избегать ненужных трат, а также долгов, учит планировать бюджет, что важно для его сохранения. Привычка тратить денег больше, нежели можно себе позволить, становится одной из причин, приводящих к бедности. Помимо этого, зная основы финансовой грамотности, жители страны могут с легкостью ориентироваться в самых различных денежных премудростях, которые сегодня предлагает экономическая среда, накапливать и страховать собственные деньги.
Также от общего уровня образованности россиян будет во многом влиять экономическое положение страны. Борьба с финансовой необразованностью важна как в отношении каждого человека, так и в целом для государства. Осуществление программных разработок, связанных с достижением образованности людей, становится ключевым моментом в позиции государства, и не только для Российской Федерации, но также и для большинства развитых государств. Образованность будет способствовать снижению риска личных задолженностей населения по потребительским кредитам, а также рисков, связанных с мошенническими действиями участников рынка.
Неконтролируемые займы вкупе с потребительскими кредитами подрывают семейное и личное благосостояние граждан, неся в себе потенциальную социальную опасность. Поэтому в настоящее время особенно актуальна финансовая грамотность в сферах отношений по страхованию, банковских вкладов (депозиты), денежных переводов, в том числе услуги интернет-банкинга, кредитов (займы), виртуальных валют, инвестиций денег в строительство жилья, ценных бумаг, паевых инвестиционных фондов, а также накопительной части пенсий. Что такое финансовая грамотность? Под понятием финансовой грамотности подразумевается способность населения:
- эффективно управлять собственными финансами;
- производить учет расходов, а также доходов и осуществлять долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование;
- уметь оптимизировать соотношение между потреблением и сбережениями;
- разбираться в тонкостях финансовых продуктов, а также услуг (рынок ценных бумаг, коллективные инвестиции), а также владеть актуальными данными о ситуации, которая складывается на финансовых рынках;
- обоснованно принимать решения по отношению к финансовым продуктам, а также услугам и нести за них осознанную ответственность;
- компетентно планировать, а также осуществлять пенсионные накопления.
Читайте также: ЗАО и ОАО: в чем разница
Существуют два ключевых момента, характерных для человека финансово грамотного.
Способы повышения грамотности в отношении финансов
Существует несколько способов, как повысить финансовую грамотность. Можно применять один из приведённых методов, но лучше воспользоваться сразу несколькими.
- Делай как я . Совсем необязательно учиться у докторов экономических наук. Значительно больше пользы будет от мастер-классов действующих профессионалов, потративших огромное количество времени на непосредственное изучение практических вопросов. Чтобы стать успешным предпринимателем необходимо учиться у бизнесмена, маркетологом – у маркетологов, писателем – у писателя и так далее.
- Самостоятельное обучение. Если возможности контактировать непосредственно со специалистами выбранного направления отсутствуют либо есть желание воспользоваться сразу несколькими источниками знаний, то можно воспользоваться огромным количеством статей вкупе с видеороликами, обучающими программами вкупе с уроками в Сети. К тому же подобный способ — хорошая возможность сэкономить деньги и время. Только стоит помнить, что многое в Сети является откровенным бредом, который не имеет ничего общего с реальностью. Однако есть и хорошие материалы, иногда абсолютно уникальные.
- Обучение на собственном опыте. Финансовая грамотность – отрасль достаточно не изученная, появившаяся относительно не так давно. Поэтому на свет постоянно выводятся новые законы и правила, поэтому замечательный способ добиться личного успеха – это стать первооткрывателем. Исключительно на чужих знаниях далеко уехать не получится и развивать умение анализировать информацию придется в любом случае, дополняя перенятый у профессионалов опыт собственными наработками, неустанно совершенствуясь.
Гришакина Ольга Петровна,
руководитель Чеховского отделения НС «Интеграция»,
учитель экономики МБОУ гимназии №7 г. Чехова,
руководитель РМО учителей экономики
Чеховского района Московской области
Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» реализуется Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком, при поддержке Министерства образования и науки РФ, ведущих банков России. Его идеи возникли в 2011 году, проект рассчитан вначале до VI 2016 года, продлен до 2018 года.
Целью Проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан (особенно учащихся школ и высших учебных заведений, а также взрослого населения с низким и средним уровнями доходов), содействие формированию у российских граждан разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.
- Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между субъектами хозяйствования, между населением и государством в результате использования денег.
- Под финансовой грамотностью понимают совокупность знаний и практических умений человека разбираться в ситуациях, связанных с денежными вопросами, бюджетом, финансовыми рынками, их инструментами (депозиты, платежные и кредитные карты и т.д.), продуктами и услугами, работой банков, налоговой системой; навыки принятия финансовых решений и ответственности за них, заботу о своем экономическом благополучии.
Основные задачи Проекта:
1. На основе оценки уровня финансовой грамотности населения и эффектов пилотируемых программ разработать и начать реализацию среднесрочной национальной Стратегии повышения финансовой грамотности населения;
2. Создать устойчивые институциональные механизмы реализации программ повышения финансовой грамотности на федеральном и региональном уровнях с участием органов исполнительной власти, учебных заведений, неправительственных организаций, финансового сектора;
3. Создать кадровый потенциал в области реализации программ повышения финансовой грамотности на федеральном и региональном уровнях;
4. Разработать, протестировать и распространить образовательные программы и инструменты повышения финансовой грамотности, используя институты и каналы как формального, так и неформального образования учащихся школьного возраста, студентов и взрослых;
5. Создать систему эффективных и доступных информационных ресурсов в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, провести масштабную информационную кампанию; разработать, протестировать и распространить широкий спектр информационных материалов по защите прав потребителей финансовых услуг;
6. Поддержать на конкурсной основе широкий круг инициатив «снизу», направленных на повышение финансовой грамотности, развитие финансового образования и повышение защиты прав потребителей финансовых услуг;
7. Обеспечить укрепление потенциала органов государственного управления и негосударственного сектора в сфере защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг, включая повышение квалификации кадров, улучшение состояния дел с раскрытием и доступным представлением информации участниками финансовых рынков и взаимодействие с организациями частного сектора;
8. Провести комплексную масштабную оценку и организовать мониторинг уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения.
Основные компоненты проекта
1. Разработка стратегии повышения финансовой грамотности, мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности и защиты прав потребителей.
2. Создание потенциала в области повышения финансовой грамотности, в том числе:
- Обучение и организация семинаров и открытых обсуждений для национальных групп экспертов, а также для учителей и педагогов разных уровней системы образования и неформального образования, расширение кадрового потенциала в области повышения финансовой грамотности;
- Создание информационно-образовательного портала по вопросам финансовой грамотности и защиты прав потребителей;
- Осуществление региональной программы развития финансовой грамотности в Пилотных и других регионах, которая предусматривает: создание Региональных центров финансовой грамотности; разработку и апробацию образовательных программ и материалов по вопросам финансовой грамотности; осуществление указанных учебных программ, мониторинг и оценку вышеперечисленных мероприятий; проведение информационных кампаний;
- Оказание поддержки в подготовке последующих мероприятий в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей.
3. Разработка и реализация образовательных программ и информационных кампаний по повышению финансовой грамотности, в том числе:
- Разработка и реализация образовательных программ по повышению финансовой грамотности.
- Разработка и реализация информационных кампаний по повышению финансовой грамотности: определение концепции кампании, разработка материалов и инструментов кампании, реализация программ обучения журналистов.
- Реализация Подпроектов, направленных на повышение финансовой грамотности, в том числе, оказание поддержки ряда инициатив в области финансовой грамотности, осуществляемых представителями частного и государственного секторов, неправительственными и некоммерческими организациями и профессиональными ассоциациями
4. Совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг, в том числе:
- Разработка и реализация плана укрепления потенциала Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.
- Осуществление Подпроектов, направленных на повышение финансовой грамотности, за счет поддержки ряда инициатив по защите прав потребителей финансовых услуг, включая инициативы по предоставлению потребителям юридических консультаций и информации представителями частного и государственного секторов, неправительственных и некоммерческих организаций и профессиональных ассоциаций
- Оказание содействия в создании института финансового омбудсмена, а также в совершенствовании системы независимого мониторинга в области защиты прав потребителей. Проект рассчитан вначале на 5 лет до июня 2016 года, имеет национальный масштаб. Объем финансирования - 113 млн.$. Действие продлено до 2018 года.
Общее руководство Проектом.
Исполнителем и главным распорядителем бюджетных средств по Проекту является Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России). Проект реализуется во взаимодействии с Роспотребнадзором, Банком России, Минобрнауки и Минэкономразвития России и другими ведомствами и организациями. Экспертную поддержку Проекта обеспечивает Экспертный совет. Функции по координации текущих работ по подготовке и реализации Проекта выполняются Рабочей группой Минфина России. Председатель Рабочей группы одновременно является Директором Проекта.
Существует несколько вариантов участия в Проекте:
- вы можете ознакомиться с перечнем запланированных к реализации в ближайшем будущем контрактов Проекта, в отношении которых на сайте ФРП размещены приглашения к выражению заинтересованности (объявления о закупках) http://fer.ru/fefl/procnotices.htm;
- если среди них есть интересные для вашей компании или для вас лично как индивидуального консультанта – подать выражения заинтересованности с описанием вашего опыта и возможностей реализации данного контракта (все контактные данные и существенная информация о конкретных контрактах содержатся в соответствующих приглашениях)
с полным перечнем всех контрактов Проекта – как уже реализованных, текущих, так и запланированных на будущее – можно также ознакомиться на сайте ФРП, изучив План закупок Проекта: http://fer.ru/fefl/procplan.htm;
- если же вы занимаетесь деятельностью в области финансовой грамотности или защитой прав потребителей финансовых услуг, но среди контрактов Проекта не нашлось такого, который отвечал бы вашим интересам и особенностям ведущейся вами работы, – вы можете подать заявку на финансирование такой работы в рамках Фонда хороших идей Проекта – специального механизма конкурсного отбора и поддержки местных инициатив по тематике Проекта: www.goodideasfund.ru.
Контакты проекта:
- Ильина Е.С. – главный специалист-эксперт Отдела содействия международному развитию Департамента международных финансовых отношений Министерства финансов Российской Федерации.Тел. 8-495-913-47-01 Факс 8-495-913-43-15 E-mail:
- Зеленцова А.В. – Руководитель Группы проектных консультантов.Тел. 8-915-480-02-80 E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
- http://goodideasfund.ru/konkurs/ Фонд Хороших идей – конкурсный отбор инициатив по финансовой грамотности. Aинансирование инициатив до 200 000 $для юридических лиц и до 50 000 $для физических лиц и ИП http://goodideasfund.ru/kontakty/ контакты к конкурсу
Стадия проекта:
Проект реализован
Цель проекта:
Создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.
Задачи проекта:
Организация мероприятий для обучающихся общеобразовательных учреждений;
- ликвидация финансовой безграмотности населения города;
- привлечение специалистов в области банковского дела, бухгалтерии, финансов и экономики к сотрудничеству;
- создание площадки для развития бизнес-идей студенческой молодежи;
- организация тематических недель.
Достигнутые результаты за последний год:
Доступность информации от компетентных специалистов в области финансов, банковского дела. экономики и предпринимательства;
- предупреждение финансовых ошибок и разъяснение современной ситуации на рынке;
- внедрение навыков бережливости в условиях экономии ресурсов;
- обучение и вовлечение в процесс ликвидации финансовой безграмотности преподавателей образовательных учреждений и старших школьников;
- предоставление новых возможностей для повышения знаний широким слоям населения, а также заинтересованным профильным структурным подразделениям организаций;
- помощь в продвижении и реализации молодежных предпринимательских инициатив.
Социальная значимость проекта:
В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов вопросы финансовой грамотности населения
стали чрезвычайно актуальными для большинства стран мира. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей.
Во многих странах мира осознание необходимости повышения финансовой грамотности населения привело к формированию национальных стратегий или программ финансового образования.
Основными факторами их формирования являются:
экономический кризис, в период которого повышается актуальность
рационального использования финансовых средств при явном снижении
стоимости сбережений;
усложнение предлагаемых на рынке финансовых услуг;
несоответствие финансовых знаний населения динамично меняющемуся финансовому рынку.
Кроме того, в период нестабильности и малой предсказуемости развития финансовых рынков еще более повышается значимость получения населением доступа к достоверной и надежной информации о
финансовых услугах и защите своих прав в качестве потребителей финансовых услуг.
Примерно 60 стран уже разрабатывают или реализуют национальные стратегии повышения финансовой грамотности. Каждое государство ставит конкретную цель и определяет ожидаемые конечные результаты
при формировании такой стратегии.
Во многих странах национальные стратегии повышения финансовой грамотности направлены на всех потребителей финансовых услуг и стремятся охватить самые широкие слои населения. Вместе с тем
выделяются приоритетные целевые группы. Как свидетельствует анализ международного опыта, наиболее часто предпочтение отдается обучающимся общеобразовательных организаций и образовательных
организаций высшего образования, работающему населению, гражданам предпенсионного и пенсионного возраста.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта:
Викторина для школьников "Финансовая грамотность" - сентябрь 2016 года, сентябрь 2017 года (до 70 участников за 2 года)
- Мастер-класс "Финансовый ликбез или что мы должны знать о деньгах в 21 веке" - декабрь 2016 года (60 участников)
- Открытый лекторий "Нобелевские лауреаты" - март 2017 года (65 участников)
- День финансиста в филиале "Котельники" - сентябрь 2017 года (150 участников)
- Лекторий "Основные принципы международного коучинга" совместно с профессором, доктором экономических наук, израильским ученым Гольдман Натальей Дмитриевной - октябрь 2017 года (70 участников)
- Открытый семинар "Уроки бережливости". приуроченный к завершению года экологии в России - ноябрь 2017 года (40 участников)
- Семинар "Информационные ресурсы для обеспечения деятельности финансовых структур организации" совместно с медиакомпанией "Актион-МЦФЭР" и информационным порталом "Главбух" с последующим тестированием и вручением сертификатов участникам - декабрь 2017 года (30 участников)
- заключение договора между филиалом "Котельники" и медиакомпанией "Актион-МЦФЭР" о создании на базе образовательного учреждения центра повышения квалификации бухгалтеров и специалистов в области финансов - март 2018 года
- организация и проведение совместно с отделом экономики, поддержки малого и среднего предпринимательства конкурса бизнес-проектов "Мой start up" - апрель-май 2018 года (более 100 участников)
Охват проекта:
Обучающиеся старших классов общеобразовательных учреждений, студенты среднего профессионального и высшего образования, жители г.о. Котельники и близлежащих районов.
Затраченные ресурсы:
1,5 года (проект продолжает свою работу)
Дата старта проекта:
Пугановская Тамара Ивановна автор Шаренков Сергей Алексеевич Абдукаримов Нурилло Хайруллаевич Алешина Анна Александровна Афанасьева Татьяна Анатольевна Голикова Татьяна Юрьевна Платонова Алла Михайловна Орлов Николай Николаевич Павликова Татьяна Александровна
Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
В ситуации глобального финансового кризиса даже западные экономисты и общественные деятели поднимают вопрос о необходимости повышения финансовой грамотности населения и улучшения финансовой подготовки в школе. Для нашей страны этот вопрос является гораздо более актуальным в связи с тем, что у российских граждан практически отсутствует опыт жизни в условиях рыночной экономики. Как следствие, многие семьи не умеют рационально распорядиться своими доходами и сбережениями, правильно оценить возможные риски на финансовых рынках, часто становятся жертвами финансовых мошенников.
Поэтому был разработан специальный учебно-методический комплекс (УМК), включающий в себя следующие элементы:
- учебная программа,
- материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения,
- методические рекомендации для преподавателя,
- контрольные измерительные материалы (КИМы),
- материалы для родителей.
Курс «Финансовая грамотность» для этого образовательного уровня построен на методике обучения в процессе действия (learning-by-doing). Это позволяет дать обучающимся не только базовые знания финансового характера, но и навыки грамотного финансового поведения.
Финансовая грамотность: учебная программа. Профессиональное обучение
Учебная программа ориентирована на компетентностный подход в обучении и активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Программа предусматривает получение не только базовых знаний в финансовой сфере (предметные результаты), но также определённого набора умений, компетенций, личных характеристик и установок (метапредметные и личностные результаты) в соответствии с ФГОС.
Учебная программа (PDF, 297 Кб)
Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Профессиональное обучение
В результате изучения курса обучающиеся узнают, как составлять семейный бюджет и осуществлять финансовое планирование в семье, рационально тратить деньги и делать сбережения; в чём суть страховой защиты и принципов функционирования пенсионной системы; что значит правильно пользоваться банковскими кредитами и вкладами; как защититься от финансовых рисков и подготовиться к открытию собственного бизнеса.
Материалы для учащихся (PDF, 112.63 Мб)
Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. Профессиональное обучение
Главное достоинство и отличительная особенность методических рекомендаций по этому курсу состоит в том, что они базируются на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию обучающихся. Пособие поможет преподавателю в формировании у обучающихся необходимых умений, компетенций в финансовой сфере, личных характеристик и установок. В нём подробно описываются тренажёры – задачи, упражнения, практические задания с родителями, эссе, кейсы. Даются рекомендации по проведению оценочных процедур, командных игр, дискуссий, викторин и др.
Методические рекомендации для учителя (PDF, 2.34 Мб)
Финансовая грамотность: материалы для родителей. Профессиональное обучение
Пособие содержит материалы просветительского характера, в которых рассказано о том, как рационально распорядиться своими доходами и сбережениями, правильно оценить возможные риски на финансовых рынках и не стать жертвой финансовых мошенников. Один из наиболее важных видов работы в рамках курса - совместные задания для обучающихся и родителей, которые позволят родителям стать активными участниками процесса по финансовому обучению детей.
(PDF, 1.24 Мб)
Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. Профессиональное обучение
Контрольные измерительные материалы представляют собой сборник заданий ко всем темам курса. Материалы содержат задачи, открытые вопросы, тесты, где нужно выбрать один правильный ответ из нескольких предлагаемых, и задания с множеством правильных ответов. Преподаватель может использовать эти задания при составлении контрольной и зачётной работ. Все задания в КИМах сгруппированы парами - по два теста или по две задачи, посвящённые одной и той же проблеме.