Установлены скоростные лифты оборудованы места. Номинальная скорость лифта. Самые быстрые лифты в мире
С массовым строительством многоэтажных домов, торгово-развлекательных центров и индивидуального жилья высокого класса потребность в лифтах и их обслуживании возросла в несколько раз. Современные модели подъемных механизмов различного типа (пассажирские , грузовые и специальные) обладают усовершенствованными техническими характеристиками.
В каждом техническом паспорте изделия обязательно присутствует описание скорости лифта. Скорость лифта - это величина, которая отображает соотношение пути подъема или опускания кабины лифта со временем. Иными словами: за сколько секунд подъемное устройство перемещается на 1 м. Эту характеристику всегда учитывают при установке механизмов в жилых и коммерческих зданиях.
Согласно классификации по скоростным характеристикам, лифты подразделяют на:
- тихоходные (скорость подъема кабины до 1,0 м/с);
- быстроходные (скорость подъема - от 1,0 до 2,0 м/с);
- скоростные (скорость - от 2,0 до 4,0 м/с);
- высокоскоростные (свыше 4,0 м/с и примерно до 17 м/с).
Самый быстрый лифт установлен в тайваньском небоскребе Taipei-101. В здании 101 этаж, подъемное устройство поднимается со скоростью 16,83 м/с.
Тип скорости лифта
Существует несколько технических понятий этого термина. Скорость, на которую рассчитан лифт, называют номинальной. Эта характеристика указана в техническом паспорте устройства. Номинальная скорость должна соответствовать требованиям проекта здания.
Для современных лифтов, которые массово применяются в жилых зданиях и коммерческих постройках, диапазон номинальных скоростей находится пределах от 0,18 до 4 м/с. Высокоскоростные лифты с показателем выше 4 м/с редко применяют в жилых домах. Такой быстрый подъем и опускание на 10-20 этажей может вызвать у пассажиров шум в ушах. Застройщики отдают предпочтение скоростным и быстроходным механизмам. Высокоскоростные лифты используют в зданиях максимальной высоты.
Кроме номинальной, у лифта есть рабочая скорость. По сути, это фактическая скорость подъемного механизма, проявляющаяся в определенных эксплуатационных условиях. Рабочая скорость зависит от степени полезной нагрузки лифта, перебоев напряжения в электросети, сопротивления подвижных частей устройства. Рабочие скорости почти всегда отличаются от номинальных.
Самую большую скорость лифта, при которой срабатывают аварийные ловушки, называют предельной. Аварийные устройства включаются при превышении номинальных показателей более чем на 15%. В лифтах с двухскоростными лебедками есть остановочная скорость. При ней лебедка обесточивается и одновременно осуществляется действие механического тормоза. Для точности остановки кабины лифт переводится с рабочей на пониженную остановочную скорость, при которой механизм полностью прекращает движение. Для осмотра лифта и лифтового оборудования с крыши кабины предусмотрено движение устройства с ревизионной скоростью, которая не должна превышать 0,36 м/с.
Особенности установки лифтов
При установке подъемного оборудования руководствуются «Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов» (ПУБЭЛ). В зависимости от грузоподъемности лифта и его скорости, лифты бывают пассажирские (с грузоподъемностью 320, 500, 1000 кг и скоростью 0,71; 1,0 и 1,4 м/с) и пассажирские скоростные (с грузоподъемностью 1000 и 1600 кг и скоростью 2 и 4 м/с). Этими устройствами оборудуют многоквартирные дома и офисные здания.
Для коттеджных лифтов , которые устанавливают в двух-трехэтажных особняках, производители предусмотрели невысокую скорость. Например, при грузоподъемности 250, 315, 385 лифты бренда Privat имеют скорость - 0,15 или 0,3 м/с. Подъемные коттеджные механизмы производства Kleemann Maison обладают скоростью 0,14 - 0,5 м/с при грузоподъемности до 450 кг.
Существует множество разновидностей грузовых лифтов с различной скоростью. Они устанавливаются в жилых, коммерческих и общественных зданиях.
Где заказать лифт с оптимальной скоростью?
Наша компания занимается монтажом, продажей и обслуживанием лифтового оборудования в зданиях различного назначения. Высокое качество механизмов и профессионализм сотрудников гарантируют бесперебойную и безопасную работу лифтов, установленных СП «Энергия».
Квалифицированные мастера нашей компании рассчитают идеальную скорость для подъемного устройства, которое устанавливает заказчик. Если лифт правильно смонтирован и регулярно обслуживается, то он может успешно работать много лет.
Решение лифтового хозяйства (число, скорость подъема и грузоподъемность лифтов) зависит от целого ряда взаимосвязанных факторов: числа жителей в здании и его этажности, количества остановок лифта, времени открывания и закрывания дверей. В связи с тем, что подсчеты, необходимые для правильного расчета, исключительно сложны, необходимо пользоваться расчетной таблицей возможных вариантов наряду с эмпирическими данными, и архитектору следует положиться на мнение опытного консультанта. Хотя годы опыта позволят проектировщику с достаточным пониманием подойти к выбору лифтов, тем не менее ответственность за решение этого вопроса столь велика, что необходимо пригласить специалиста во всех случаях, и уж безусловно - когда число жителей в здании превышает 400 человек.
Проектировщик обязан иметь предварительное решение еще до того, как он обратится к консультанту. Для этого он может сделать некоторые прикидки, пользуясь приведенной таблицей.
Очевидно, что одного лифта достаточно для зданий в три и четыре этажа. Если лифт выйдет из строя, необходимость подняться пешком на верхний этаж не вызывает слишком серьезного дискомфорта. В пяти- и шестиэтажных домах лифты с гидравлическими двигателями достаточно надежны и чрезвычайно редко портятся. В шестиэтажных зданиях, однако, применение гидравлических лифтов должно ограничиваться в связи с их низкой скоростью. В зданиях от 13 до 45 этажей возможен выбор между тремя лифтами со стандартной скоростью и двумя лифтами с повышенной скоростью, что в значительной степени зависит от наличия места в плане здания.
Число этажей | Пассажирские лифты (минимальная грузоподъёмность 910 кг; если используется для грузов, то 1150 кг) | Грузовой лифт (минимальная грузоподъёмность 1150 кг) |
3 - 4 | 1 гидравлический (45,6 м/мин) | 1 * |
5 - 6 | 2 гидравлических (45,6 м/мин) или 2 электрических (106 м/мин) | 1 * |
7 - 12 | 2 электрических (106 м/мин) | 1 * |
13 - 20/25 | 1 * | |
20/25 - 40/45 | 3 электрических (106 м/мин) или 2 электрических (150 - 210 м/мин) | 1+1 * |
50 | 2 группы по 3 электрических (150 - 210 м/мин) | 2 |
* В качестве грузового лифта может быть использован пассажирский, если его грузоподъемность 1150 кг.
Требования к грузовому лифту обусловлены частотой смены жильцов и расстоянием от лифта до входов в квартиры (смена жильцов в больших городах колеблется от 6 до 13% в наиболее загруженный месяц; в домах, где квартиры продаются, смена жильцов минимальная, но, как правило, очень большая доставка посылок). Как видно из таблицы, в зданиях высотой от 20 до 25 этажей необходим только один грузовой лифт, который также может быть использован в качестве пассажирского. В зданиях большей этажности требуется два грузовых лифта, один из которых может использоваться и для подъема пассажиров. Преимущество иметь грузовой лифт в одном блоке с пассажирскими лифтами для гибкого его использования совершенно очевидно. При этом предпочтительна погрузка на уровне подвала или первого этажа через заднюю дверь, чтобы избежать прохода через главный вестибюль. Устройство боковой двери также возможно, но стоит дороже. В том случае, когда грузовой лифт размещен не в одном блоке с пассажирскими, он должен открываться в небольшой холл на каждом этаже. Необходимо, чтобы грузовой лифт имел высоту не меньше 3 м или подвижную верхнюю стенку, чтобы можно было перевозить крупные вещи. Если этого нет, то длинные предметы можно будет поднимать только на крыше лифтовой кабины, что весьма трудоемко и опасно.
Жилой дом оборудуют пассажирскими лифтами при соблюдении следующих условий (что должно быть подтверждено консультантом):
1) перевозка 6% жителей обеспечивается не более чем за 5 мин;
2) время ожидания лифта не превышает 60 с (если время ожидания более 55 с, нужно, чтобы кабина спустилась с верхнего этажа к вестибюлю на первом этаже за 45-50 с).
ЧИСЛО ЖИТЕЛЕЙ . Число жителей может быть от двух человек на спальню (в дешевых домах) до одного человека на две спальни (в роскошных, дорогостоящих домах). Рекомендуются следующие средние данные (исключая государственное строительство): 1 человек на однокомнатную квартиру площадью 28,3 м2 и менее и 1,5-при площади выше этого предела; 1,8 человека - на двухкомнатную квартиру;
2,5 человека - на трехкомнатную квартиру; 3,5 человек - на четырехкомнатную квартиру и т. д. Хотя число одновременно поднимающихся в лифте требует сложного расчета, архитектору следует знать, по крайней мере, что кабина грузоподъемностью 910 кг может поднять 11 человек, а кабина грузоподъемностью 11 50 кг -13 человек. Максимальной загрузки, однако, практически почти не бывает.
ВРЕМЯ ОЖИДАНИЯ ЛИФТА . Время ожидания лифта исчисляют следующим образом: число остановок лифта (только специалист может определить это число), помноженное на сумму времени, уходящего на ускорение и торможение, плюс время действия дверей, плюс время входа и выхода пассажиров, плюс прочие потери времени. К этому добавляется время полного подъема и спуска лифта без остановок. Общая сумма времени, деленная на число лифтов, даст время ожидания лифта в секундах.
Пример . Предположим, что в здании 20 этажей высотой 2,58 м. Путь лифта в обоих направлениях составит 2х51,7 = 103,4 м; лифт, движущийся со скоростью 106 м в минуту, пройдет этот путь примерно в одну минуту; следовательно, лифт пройдет полный путь в обоих направлениях за 60 с.
Дополнительное время на остановки:
Время на ускорение и торможение лифта, движущегося со скоростью 106м в минуту..... 2,35 с
Время, требующееся на открывание и закрывание дверей лифта на каждой остановке (это время может быть сокращено на 1,4 с, если двери открываются в обе стороны, а не в одну)..... 4,30 с
Время, необходимое на загрузку и разгрузку лифта..... 2 с
Прочие потери времени: 0,1X2,35 (ускорение и торможение) плюс 0,1x4,30 (открывание и закрывание дверей)..... 0,63 с
Итого..... 9,28 с
Если принять 10 остановок, то 10X9,28 = 92,80 с; общее время движения лифта 60 с+ 92,80 с = 152,80 с.
При трех лифтах 152,80:3 = 50,93 с - время ожидания лифта очень хорошее. Если интервал будет меньше 40 с, вероятно, можно считать, что в оборудовании здания допущено излишество.
Детали шахты, кабины и дверей лифтов, показанные на с. 60, соответствуют промышленным стандартам и требованиям строительных норм. Могут применяться и другие размеры кабин лифтов, во всяком случае любое решение должно быть согласовано с консультантом.
Машинные отделения лифтов для гидравлических лифтов (насосы) размещаются в небольших (примерно 2,4х3 м) помещениях рядом с нижним уровнем остановки лифта. Над крышей обычно требуется оставлять небольшое (60х90 см) пространство, если высота верхнего этажа не больше, чем у типовых жилых этажей, что позволяет избежать надстройки.
Машинное отделение для электрических лифтов (за исключением некоторых типов лифтов, редко используемых в жилищном строительстве) размещается на крыше. Высота машины (М) составляет минимум 2,27 м для шестеренчатых лифтов и 2,58 м для бесшестеренчатых лифтов (со скоростью движения более 106 м в минуту). С увеличением высоты подъема до 30-35 этажей эти цифры должны быть согласованы с производителями лифтов либо со специальными консультантами.
А - пассажирский лифт (или грузовой с открыванием только спереди); Б - грузовой лифт с открыванием спереди и сзади (а - сдвинутый проем с одной дверью; б - сдвинутый проем, два полотна двери, открываю¬щиеся с разной скоростью; в - центральное расположение проема): 1 - Если лифт гидравлический без противовеса, достаточна ширина 2 дюйма; 2 - противовес; 3 - максимальная площадь для колонны; 4 - брус для жесткости направляющей; 5 - направляющая; 6 - расстояние определяется размерами кабины лифта; 7- колонна может вдаваться; 8 - выгрузка на всех этажах; 9 - загрузка на первом этаже; 10 - загрузка с задней стороны лифта
Размеры углубления дна шахты должны учитывать достаточное пространство для размещения амортизаторов на случай, если кабина опустится до низа на полной скорости из-за выхода из строя управления. Для расчета величины растяжения каната должно быть учтено пространство между воспринимающей удар плитой и буфером, а на случай превышения скорости движения лифта под кабиной требуется предусмотреть аварийное устройство.
Толщина дна кабины от пола до воспринимающей удар плиты должна быть 40-45 см. Согласно нормам, ниже уровня сжатого амортизатора должно оставаться не менее 60 см на случай падения кого-либо в шахту под падающую кабину. В очень высоких зданиях, где предусмотрена повышенная скорость движения лифтов и большая масса противовеса, глубина шахты должна быть очень большой для компенсации растяжения каната.
Каким образом пассажирские лифты связаны с вестибюлем и грузовой лифт связан с местом приема посылок и грузов, рассмотрим позднее. Будет показано, что прямая связь между грузовым лифтом и местом приема грузов не всегда возможна или требует значительных затрат и что иногда посылки и грузы поступают через общий вестибюль. Такое компромиссное решение не рекомендуется принимать в жилых домах, предназначенных для пожилых людей, так как в этих домах грузовой лифт часто используется для перевозки людей на носилках, что является не очень приятным зрелищем для остальных жильцов, которые имеют обыкновение собираться в вестибюле. В связи с этим одна из шахт должна быть глубже и лифт должен иметь заднюю дверцу, выходящую в помещение для приема грузов.
Среди технических параметров лифтов чаще всего рассматриваются (при изучении их свойств) такие как: скорость движения кабины и ее грузоподъемность, значение максимальной высоты подъема грузов, а также количество остановок.
Все эти параметры не могут выбираться изготовителями произвольно, так как они регламентированы:
. ГОСТами Российской Федерации;
. нормативами и стандартами стран, поставщиков лифтового оборудования.
1. Скорость движения
С точки зрения инженерной скорость движения может быть:
А) номинальной;
Б) рабочей;
В) предельной;
Г) ревизионной;
Д) остановочной.
1.1. Скорость номинальная
Так называют расчетную скорость лифта, которую, предполагается, он будет иметь при нормальной эксплуатации. Современные лифты, находящиеся сегодня в применении, имеют номинальные скорости, равные 0,18…4 м/сек. Скорости, превышающие четыре метра в секунду, используются очень редко: быстрое опускание/подъем обычно вызывают неприятные ощущения у пользователей лифтов, а иногда и боль в ушах. А, кроме того, применение больших скоростей в подъемных устройствах не всегда способствует увеличению производительности этого оборудования. Лифты с большими скоростями перемещения кабин применяются только в многоэтажных зданиях, и, как правило, для повышения эффективности использования таких лифтов нижние этажи ими не обслуживается. В этой зоне работают более простые (а, значит, и более дешевые) подъемные устройства, имеющие небольшие скорости перемещения кабин. Например, лифты гидравлические и имеющие реечный или винтовой привод. У таких лифтов скорость перемещения кабин обычно не более одного метра в секунду.
1.2. Скорость рабочая
Это реальная скорость лифта. Согласно требованиям ПУБЭЛ она не должна значительно отличаться от номинальной паспортной скорости: максимум на величину в 15 %. Значение рабочей скорости зависит:
А) от напряжения, имеющегося в данный момент в электросети;
Б) от величины полезной нагрузки;
В) от сил трения и иных сил, противодействующих движению кабины лифта;
Г) от характеристик электродвигателей, электролебедок и иного оборудования, входящего в конструкцию данного конкретного лифта, из-за чего лифты, даже будучи одинаково нагруженными, могут иметь разные отличия своих рабочих скоростей от величин скоростей номинальных.
1.3. Скорость предельная
Под величиной, называемой предельной скоростью, понимают ту наибольшую скорость передвижения лифта, при достижении которой обязательно происходит срабатывание устройств, называемых ловителями и обеспечивающих безопасность использования лифтового оборудования. Величина диапазона скоростей срабатывания ловителей занимает область, начиная от значения скорости, превышающей на 15 % значение номинальной скорости, и до скорости предельной.
1.4. Скорость ревизионная
Такую скорость лифт должен иметь при необходимости проведения осмотра лифта изнутри шахты работником, находящимся на крыше лифтовой кабины. Ее значение должно быть равным 0,4 м/сек (или менее). Но если лифт имеет номинальную скорость, равную 0,71 м/сек (и менее), и привод, не способный обеспечить более низкую скорость, равную 0,36 м/сек, допускается проводить ревизию при значении скорости равной номинальной, но только при движущейся вниз кабине.
1.5. Скорость остановочная
При этой скорости происходит включение автоматики, обеспечивающей точную остановку (в заданных пределах), а электрический привод обесточивается, затормаживаясь до наступления полной остановки. Учет величины остановочной скорости особенно важен при использовании лифтов, имеющих двухскоростные лебедки. Для получения необходимой точности остановки лифта, перед началом остановки понижают скорость перемещения его кабины до значения, равного остановочной скорости.
2. Грузоподъемность
Этот параметр лифта определяет расчетную максимальную массу груза, измеряемую в килограммах, которую данный лифт может перевезти за один раз. При этом не учитывается ни масса самой кабины лифта, ни масса того оборудования, которое находится в этой кабине постоянно, в том числе такого, как: монорельсы или рельсы и тали.
Но при определении грузоподъемности лифта учитывается масса тары (например, ящиков, цистерн) и транспортных средств (например, таких, как вагонетки и тележки) и др. оборудования (и устройств), которое не находится в пределах кабины постоянно.
Номинальную грузоподъемность задают, исходя из ряда значений, предписываемого стандартами, и в соответствии с предназначением лифта. При этом грузоподъемность лифтов, предназначенных для перевозки пассажиров, вычисляют, предполагая их свободное заполнение, а также с учетом таблиц с рекомендациями, приведенных в Правилах и того, какая площадь пола реально доступна для пассажиров в лифте.
3. Площадь пола
Площадь пола в кабинах лифтов, используемых самостоятельно, определяют на основании их грузоподъемности. При этом вместимость лифтовых кабин вычисляют по следующей формуле:
E = Q/ Qn
Где:
1) Q — номинальная грузоподъемность кабины пассажирского лифта (в килограммах);
2) Qn — усредненная масса пассажира, равная 80 кг (по стандартам, принятым в европейских странах, это значение равно 75 кг);
3) E — количество пассажиров, которое может перевозить данный лифт.
4. Точность остановки
Она измеряется расстоянием от пола остановившейся кабины до уровня пола загрузочной площадки, измеряемым по вертикали. В случае если это расстояние не равно нулю, имеющийся порог не только делает более сложной посадку пассажиров в лифт и высадку из него, но и представляет определенную угрозу для здоровья людей, желающих воспользоваться лифтом. Кроме того, наличие ступеньки при входе может затруднить погрузочно-разгрузочные операции, или сделать их вообще невозможными. Поэтому так важна точность осуществляемой в автоматическом режиме процедуры остановки кабины. Во всех случаях точность остановки при нормальной эксплуатации лифта не должна превышать ±35 миллиметров, причем она отличается в зависимости от направления движения кабины.
Возрастание скорости перемещения кабины лифта приводит к увеличению ее тормозного пути, а, значит, как следствие, к понижению точность остановки. Так, если отрицательное ускорение, с которым замедляется кабина равно 1,5 м/(сек) 2 , то тогда при скорости кабины до начала торможения 0,15 м/сек, точность остановки равна ±10 миллиметров, 0,5 м/сек — ±50 миллиметров, а 0,8 м/сек — ±120...150 миллиметров.
Поэтому если необходимо обеспечить увеличенную скорость движения лифта, имеющего односкоростной двигатель, неизбежно снижение требований к точности его остановки. А применение лифтов со скоростями движения 1...2 м/сек, требует использования двухскоростных двигателей, которые обеспечивают нужную скорость на протяжении всего пути следования лифтов, а непосредственно перед их остановкой переходят на меньшую в четыре—восемь раз скорость движения, называемую остановочной. Одновременно при этом происходит отключение электропитания двигателей и включение механического торможения.
В лифтах высокоскоростных для обеспечения большего комфорта перевозки пассажиров часто используют либо электродвигатель безредукторный постоянного тока, либо электродвигатель переменного тока, но запитанный с использованием частотного преобразователя. Что позволяет регулировать скорость вращения вала таких приводов в значительном диапазоне и добиваться высокой точности остановки.
5. Высота подъема
Она зависит от высоты здания, в котором установлен лифт, и определяется, как расстояние от нижней посадочной площадки до площадки верхней.
6. Производительность грузовых и пассажирских лифтов
Этот параметр для пассажирских подъемных устройств определяется количеством перевозимых лифтом пассажиров в течение часа вверх или вниз (но в одном лишь направлении). А для подъемных грузовых устройств его значение находят аналогичным образом, но только вместо количества пассажиров в час, приводится количество грузов, перевозимых лифтом за это же время по определенному направлению (соответственно, вверх или вниз).
Производительность лифта находится в зависимости от таких параметров, как:
А) площадь его пола;
Б) заполнение кабины;
В) время, затрачиваемое на операции выхода/входа пассажиров (или для грузовых лифтов на операции, связанные с выгрузкой/загрузкой);
Г) высота подъема;
Д) скорость движения лифта;
Е) время, затрачиваемое на управление дверьми;
Ж) время отработки других команд, связанных с работой лифтового оборудования.
Знание производительности лифтов необходимо:
. при расчете пассажиропотока или грузопотока;
. для определения грузоподъемности лифтов;
. и также при расчете требуемого в сооружении количества лифтов.
Если лифты имеют большое количество остановок, то много времени уходит на операции торможения и другие, связанные с управлением лифтовым оборудованием, поэтому при повышении скорости лифта становится более дорогим его использования, не приводя к пропорциональному возрастанию его производительности.
2016.06.03
ГОСТ 5746-2003
(ИСО 4190-1-99)
Группа Ж22
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ЛИФТЫ ПАССАЖИРСКИЕ
Основные параметры и размеры
Passenger lifts. Basic parameters and dimensions
МКС 91.140.90
ОКП 48 3611
Дата введения 2004-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 "Лифты, строительные подъемники и эскалаторы"
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 23 от 22 мая 2003 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Армения | Армгосстандарт |
Республика Беларусь | Госстандарт Республики Беларусь |
Грузия | Грузстандарт |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызская Республика | Кыргызстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Республика Таджикистан | Таджикстандарт |
Туркменистан | Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
Республика Узбекистан | Узгосстандарт |
Госстандарт Украины |
3 Разделы (подразделы) настоящего стандарта, за исключением 4.1 (таблица 1) и 4.3 (таблица 2), представляют собой аутентичный текст ИСО 4190-1:1999 "Установка пассажирских и служебных лифтов. Часть 1. Лифты классов I, II, III и VI" с Изменением от 01.03.2001 (ISO 4190-1:1999 "Installation of passenger and service lifts - Part 1: Class I, II, III and VI lifts") (with corrections of 01.03.2001)
4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 23 октября 2003 г. N 300-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 5746-2003 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2004 г.
5 ВЗАМЕН ГОСТ 5746-83
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 8, 2004 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Введение
Введение
Настоящий стандарт содержит требования к основным параметрам и размерам лифтов, изложенным в международном стандарте ИСО 4190-1-99 "Установка пассажирских и служебных лифтов. Часть 1. Лифты классов I, II, III и VI".
Стандарт разработан с целью:
- создания благоприятных условий для потребителей лифтов за счет значительного увеличения номенклатуры и исполнений пассажирских лифтов, в том числе лифтов с гидроприводом, а также лифтов, оснащенных телескопическими дверями;
- расширения возможностей использования пассажирских лифтов инвалидами;
- обеспечения перевозки лежачих больных на носилках, каталках и других средствах горизонтального транспортирования с различными системами жизнеобеспечения;
- расширения ряда грузоподъемностей и скоростей пассажирских лифтов для зданий большой заселенности и этажности с интенсивными пассажиропотоками;
- уменьшения объемов, занимаемых лифтами в зданиях, за счет сокращения размеров шахт.
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт распространяется на пассажирские электрические и гидравлические лифты, устанавливаемые в глухих шахтах.
1.2 Пассажирские лифты, включенные в настоящий стандарт, предназначены для оборудования зданий (сооружений):
- строящихся;
- эксплуатирующихся (при замене лифтов);
- реконструируемых.
1.3 Настоящий стандарт не распространяется на лифты номинальной скоростью более 6 м/с. Требования стандарта являются рекомендуемыми, кроме требований, регламентированных национальными "Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов" (ПУБЭЛ) .
2 Нормативные ссылки
3 Определения
3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
3.1.1 грузоподъемность лифта номинальная:
Значение, равное массе груза, на транспортирование которого рассчитан лифт.
3.1.2 дверь (кабины, шахты) горизонтально-раздвижная:
Дверь, створка(и) которой перемещается(ются) в горизонтальном направлении.
3.1.3 дверь кабины (шахты) телескопическая:
Горизонтально-раздвижная дверь, створки которой перемещаются в параллельных плоскостях, при открывании заходя одна за другую.
3.1.4 дверь кабины (шахты) центрального открывания:
Горизонтально-раздвижная дверь, створки которой перемещаются в противоположных направлениях от центра.
3.1.5 здания с интенсивными пассажиропотоками:
Здания большой этажности и (или) заселенности.
3.1.6 кабина:
Грузонесущее устройство, предназначенное для размещения людей (пассажиров).
3.1.7 лифт:
Стационарная грузоподъемная машина периодического действия, предназначенная для подъема и спуска людей и (или) грузов в кабине, движущейся по жестким прямолинейным направляющим, у которых угол наклона к вертикали не более 15°.
3.1.8 лифт гидравлический:
Лифт с электронасосным гидроприводом поступательного движения.
3.1.9 лифт пассажирский:
Лифт, предназначенный, в основном, для подъема и спуска людей.
3.1.10 лифт электрический:
Лифт с электроприводом.
3.1.11 лифт пассажирский для зданий лечебно-профилактических учреждений (больничный лифт):
Пассажирский лифт, размеры кабины и конструкция которого позволяют перевозить пациентов лечебно-профилактических учреждений, в том числе на средствах горизонтального транспортирования (каталках, кроватях и т.д.) и (или) медицинское оборудование.
3.1.12 машинное помещение:
Огороженное со всех сторон пространство, оснащенное дверью, в котором размещаются привод, вводное устройство, станция управления и другое оборудование лифта.
3.1.13 приямок шахты:
Часть шахты, расположенная ниже уровня пола нижней посадочной (погрузочной) площадки.
3.1.14 скорость номинальная:
Скорость движения кабины, на которую рассчитан лифт.
3.1.15 шахта:
Сооружение, в котором движутся кабина и противовес.
3.2 Обозначение размеров
3.2.1 Внутренние размеры кабины и дверного проема (см. рисунок 1)
3.2.1.1 Ширина кабины * - горизонтальное расстояние между внутренними поверхностями стен кабины, измеренное параллельно передней стенке входа в кабину.
________________
3.2.1.2 Глубина кабины * -
горизонтальное расстояние между внутренними поверхностями передней и задней стен кабины, измеренное перпендикулярно ширине кабины.
________________
* Должны измеряться, как указано на рисунке 1а, на высоте 1 м от уровня пола кабины. Декоративные или защитные панели или поручни (при наличии) должны размещаться внутри этих размеров.
3.2.1.3 Высота кабины - вертикальное внутреннее расстояние между порогом входа в кабину и конструктивным потолком кабины.
Устройства освещения кабины и декоративные потолки размещены внутри этого размера.
3.2.1.4 Ширина дверного проема - размер ширины входа в свету, измеренный при полностью открытых дверях кабины и шахты.
3.2.1.5 Высота дверного проема - размер высоты входа в свету, измеренный при полностью открытых дверях кабины и шахты.
3.2.2 Внутренние размеры шахты (см. рисунки 2а и 2б)
3.2.2.1 Ширина шахты - горизонтальное расстояние между внутренними поверхностями стен шахты, измеренное параллельно ширине кабины.
3.2.2.2 Глубина шахты - горизонтальное расстояние, перпендикулярное ширине шахты.
3.2.2.3 Глубина приямка - наименьшее расстояние, измеренное параллельно направляющим, от уровня пола нижней посадочной (погрузочной) площадки до пола шахты.
3.2.2.4 Высота шахты от верхней посадочной (погрузочной) площадки -
наименьшее расстояние, измеренное параллельно направляющим, от уровня чистого пола верхней посадочной (погрузочной) площадки до выступающих частей перекрытия над шахтой.
3.2.3 Внутренние размеры машинного помещения (см. рисунки 2а и 2б)
3.2.3.1 Ширина машинного помещения - горизонтальный размер, измеренный параллельно ширине кабины.
3.2.3.2 Глубина машинного помещения -
горизонтальный размер, измеренный перпендикулярно ширине машинного помещения.
3.2.3.3 Высота машинного помещения - наименьший размер между уровнем размещения лебедки (гидроагрегата) и потолком машинного помещения, измеренный в соответствии с положениями ПУБЭЛ .
4 Основные параметры
4.1 Числовые значения грузоподъемностей пассажирских лифтов выбирают из ряда чисел, близких к ряду предпочтительных чисел R10 по ГОСТ 8032 .
Рекомендуемые значения номинальных грузоподъемностей пассажирских лифтов соответствуют ряду: 320, 630, 800, 1000, 1275, 1600, 1800, 2000, 2500 кг.
Значения грузоподъемностей пассажирских лифтов для зданий различных видов рекомендуется выбирать согласно таблице 1.
Таблица 1 - Значения грузоподъемностей лифтов для зданий различных видов
Вид здания | Общественные и промышленные (сооружения) | Большой этажности | Лечебно- |
|
Номинальные грузоподъемности лифтов, кг | 1275, 1600, | 1275*, 1600*, |
||
* Для больничных лифтов. |
4.2 Числовые значения скоростей пассажирских лифтов выбирают из ряда чисел, близких к ряду предпочтительных чисел R5 по ГОСТ 8032 .
Рекомендуемые значения номинальных скоростей движения кабин пассажирских лифтов соответствуют ряду: 0,40; 0,63; 1,00; 1,60; 2,00; 2,50; 3,00; 3,50; 4,00; 5,00; 6,00 м/с.
Номинальные скорости для пассажирских лифтов в зависимости от привода следует принимать в диапазоне:
0,63-6,00 - электрический привод;
0,40-1,00 - гидравлический привод.
4.3 Для зданий различных видов высотой до 25 этажей включительно скорость лифта, как правило, принимают согласно таблице 2.
Таблица 2 - Значения скорости лифта в зависимости от этажности здания
Номинальная скорость лифта, | Максимальное число этажей |
|
Жилые здания | Общественные и промышленные здания (сооружения) |
|
0,40; 0,63; 1,00* | ||
* Для электрических и гидравлических лифтов. |
Для зданий высотой более 25 этажей выбор скорости лифта производят при проектировании в соответствии с расчетом и по согласованию с производителем лифта.
4.4 При невозможности оборудования зданий (сооружений) лифтами в соответствии с требованиями настоящего стандарта, применяют лифты с параметрами и размерами, отвечающими требованиям национальных ПУБЭЛ .
5 Основные размеры
5.1 Основные размеры (внутренние) кабин, шахт, машинных помещений выбирают по таблицам 3, 3.1, 4 и рисункам 1-6. Электрические лифты могут иметь исполнения, которые не предусматривают машинного помещения.
Таблица 3 - Высота кабины, дверного проема, частей шахты пассажирских лифтов
Размеры в миллиметрах
Номи- | Жилые здания | Здания общественные | Здания |
|||||||||
Высота кабины | ||||||||||||
| ||||||||||||
Глубина приямка | ||||||||||||
Высота шахты от верхней посадочной (погрузочной) площадки | ||||||||||||
3,50- | ||||||||||||
*
Определяется поставщиком лифта. |
||||||||||||
Примечания |
||||||||||||
1 Высота кабины допускается 2100 мм. |
||||||||||||
2 Высота дверного проема лифтов грузоподъемностью более 320 кг допускается 2000 мм. |
||||||||||||
3 Высота верхнего этажа допускается 3500 мм для лифтов номинальной скоростью менее 1,00 м/с при высоте кабины 2100 мм. |
Таблица 3.1 -
Габариты машинного помещения пассажирских лифтов
Размеры в миллиметрах
Номинальная скорость , м/с | Номинальная грузоподъемность, кг |
|||||
Машинное помещение | Электрический лифт | |||||
Гидравлический лифт | Ширина или глубина шахты2000 |
Таблица 4 - Высота кабины, дверного проема, частей шахты, габариты машинного помещения электрических больничных лифтов
Размеры в миллиметрах
Грузоподъемность, кг | ||||||
Высота кабины | ||||||
Высота дверного проема кабины и шахты | ||||||
Глубина приямка для лифтов номинальной скоростью , м/с: | ||||||
Высота шахты от верхней посадочной (погрузочной) площадки для лифтов номинальной скоростью , м/с: | ||||||
Машинное помещение для лифтов номинальной скоростью , м/с | Площадь, м | |||||
Ширина | ||||||
Глубина | ||||||
Площадь, м | ||||||
Ширина | ||||||
Глубина | ||||||
* Только для номинальной скорости 2,00 м/с. |
||||||
Примечания |
||||||
1 Значения и минимально допустимые. Фактические размеры должны обеспечить площадь машинного помещения. |
||||||
2 Высота кабины допускается 2200 мм. |
-
ширина кабины; - ширина дверного проема; -
глубина кабины; - высота дверного проема;
- высота кабины; 1 -
отделочные (декоративные) панели; 2 -
подвесной потолок
Рисунок 1 - Обозначения основных размеров кабины и дверных проемов, а также внутренних размеров шахты
Рисунок 2а - Регламентированные размеры шахты и машинного помещения электрических лифтов (одиночная установка)
-
ширина шахты; - ширина машинного помещения; - глубина шахты; - глубина приямка;
- глубина машинного помещения; - высота шахты от уровня верхней посадочной площадки
до выступающих частей перекрытия над шахтой; - высота машинного помещения
Примечания
1 Машинное помещение должно быть оснащено дверью (на рисунке не указана).
2 Электрические лифты могут иметь исполнение, не предусматривающее машинное помещение.
Рисунок 2а - Регламентированные размеры шахты и машинного помещения электрических лифтов
(одиночная установка)
Рисунок 2б - Регламентированные размеры шахты и машинного помещения гидравлических лифтов (одиночная установка)
Ширина шахты; - ширина машинного помещения; -
глубина шахты; -
глубина приямка;
- глубина машинного помещения; - высота шахты от уровня верхней посадочной (погрузочной)
площадки до выступающих частей перекрытия над шахтой; -
высота машинного помещения
Примечание - Машинное помещение должно быть оснащено дверью (на рисунке не указана)
Рисунок 2б - Регламентированные размеры шахты и машинного помещения гидравлических лифтов
(одиночная установка)
Примечания
3 Лифты с кабинами в плане 1100х2100 мм доступны для транспортирования больного на носилках с убирающимися ручками (размер носилок 600х2000 мм).
Рисунок 3 - Пассажирские лифты для жилых зданий
Примечания
1 Шахты лифтов скоростью более 2,50 м/с должны быть увеличены по ширине и глубине на 100 мм.
2 Лифты, обозначенные символом , доступны для инвалидов.
3 Лифты, обозначенные символом , имеют габариты кабины, позволяющие инвалиду в кресле-коляске маневрировать.
4 Лифты с кабинами в плане 1100х2100 мм доступны для транспортирования больного на носилках с убирающимися ручками (размер носилок 600х2000 мм).
Рисунок 4 - Пассажирские лифты для общественных и промышленных зданий (сооружений)
Рисунок 5 - Лифты скоростью 2,50 м/с и более для зданий большой этажности и заселенности с интенсивными пассажиропотоками
________________
* Только для лифтов скоростью 2,50 м/с.
Примечание - Лифты, обозначенные символом , имеют габариты кабины, позволяющие инвалиду в кресле-коляске маневрировать.
Рисунок 5 - Лифты скоростью 2,50 м/с и более для зданий большой этажности и заселенности
с интенсивными пассажиропотоками
Примечания
1 Лифты, обозначенные символом , имеют габариты кабины, доступные для инвалидов.
2 Лифты, обозначенные символом , имеют габариты кабины, позволяющие инвалиду в кресле-коляске маневрировать.
3 Кабины лифтов предназначены для транспортирования больного на кроватях, максимальные габариты которых (см. символы на чертеже):
a) 900х2000 мм;
b) 1000х2300 мм;
c) 1000х2300 мм, с дополнительным медицинским оборудованием.
Рисунок 6 - Пассажирские лифты для зданий лечебно-профилактических учреждений (больничные лифты)
5.2 Рисунки не определяют конструкцию лифтов, а также расположение машинных помещений (в плане) относительно шахт и входных дверей в машинное помещение.
Размеры машинных помещений указаны с учетом наличия демонтажного люка в полу и расположения оборудования одиночного лифта. Расстояние от уровня площадки, где располагается привод лифта, до выступающих частей перекрытия машинных помещений, а также размеры общего машинного помещения для двух и более лифтов определяются производителем лифтов с учетом требований ПУБЭЛ .
Пассажирские лифты могут иметь исполнение, не требующее наличия машинного помещения (лифты без машинных помещений).
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2004
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"
Скоростные лифты - это особый тип подъемников, предназначенный для установки в высотных зданиях для перевозки пассажиров с одного уровня на другой за максимально короткий временной промежуток.
Такие подъемники могут устанавливаться как в высотных зданиях, так и в небоскребах. Если обычной скоростью пассажирского лифта, установленного в 7-15 этажном здании, считается 1-1,6 метров в секунду, в зданиях средней высоты (15-30 этажей) нормальной скоростью считается 1,6 – 3,5 метра в секунду, то в небоскребах эти цифры могут быть значительно выше. Скоростные лифты передвигаются в среднем со скоростью от 5 до 17 метров в секунду.
На сегодняшний день самый скоростной лифт установлен в небоскребе «Тайбэй 101», в Китае. Здание высотой 508 метров, состоящее из 101 этажа, оснащено 61 лифтом, из них 34 единицы подъемников двухэтажные. Кабины такого подъемника вмещают в себя 24 пассажира. Также в здании работает 50 эскалаторов .
Лифт в высотке «Тайбэй 101» перевозит пассажиров со скоростью 17 метров в секунду. Этот скоростной лифт способен за 30 секунд поднять пассажиров на высоту 382 метра (высота шахты одного из уровней китайского небоскреба). Этот показатель даже зафиксирован в Книге рекордов Гиннеса.
За счет чего достигается высокая скорость лифтов?
Для обеспечения максимальной скорости в лифтах продумывается каждая деталь: от внутренней начинки до формы кабины.
В скоростные лифты внедрены системы пространственной стабилизации кабины. Они отвечают за погашение вибрационных волн, которые активизируются после получения сигнала со специального датчика.
Немаловажным элементом является система стабилизации барометрического параметра воздуха. Благодаря ей перевозка на высоких скоростях не доставляет дискомфорта пассажирам. В то время как при отсутствии этой системы, у людей во время поездки может заложить уши, закружиться голова, повыситься давление.
Первый мировой рекорд по скорости лифтов был зафиксирован в 1955 году и занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Самый высокоскоростной лифт на тот момент поднимал пассажиров со скоростью 25,6 км в час на высоту 426 метров. Сегодня скорость лифтов в высотках выше как минимум на 50%.
Аэродинамическая, обтекаемая форма кабины лифта способствует не только увеличению скорости, но и повышает акустический комфорт при движении. Корпус кабины обшит специальным звукоизоляционным материалом. Таким образом, при движении на высокой скорости в узкой шахте уровень шума составляет 45 децибел, что не превышает комфортные для человеческого уха параметры.
Благодаря тому, что кабина является герметичной, электронная система управления в процессе движения автоматически корректирует нарастание и падение давления до комфортного для пассажиров уровня. Отдельная система направлена на преодоление сопротивления воздуха в шахте.
Такие лифты обладают надежной аварийной системой, которая при малейшем сбое останавливает работу лифта и, в зависимости от ситуации, перевозит кабину на ближайший этаж или главную посадочную площадку. Даже при самых экстремальных ситуациях аварийная система должна мгновенно сработать, чтобы избежать падения лифта с большой высоты.
Естественно, что для скоростных лифтов используется усиленный трос. В данном случае он должен не только выдерживать вес кабины, но и преодолевать резонансную частоту колебаний, которая имеет свойство изменяться по мере сматывания и разматывания. Помимо этого, трос в скоростном лифте должен справляться с резонансной частотой колебаний самого здания.
Особое внимание уделяется тормозному устройству. В скоростных моделях кремниево-азотные тормоза обеспечивают плавное замедление и остановку подъемника, выдерживания при этом тысячеградусный нагрев.
Скоростные лифты, в отличие от обычных пассажирских, оснащены дополнительным гидравлическим демпфером, который располагается на дне шахты.
Высотные здания со скоростными лифтами должны быть оснащены специальным противовесом. Например, в высотке «Тайбэй 101» на 87 этаже установлена плита массой 900 тонн, которая отвечает за устойчивость здания во время землетрясения или тайфуна.
Шахты в высотках могут быть предназначены как для 1 кабины, так и приспособлены для функционирования нескольких подъемных механизмов. При этом каждая единица, в таком случае, оснащается собственным приводом и противовесом, которые управляются единой автоматической системой.
Конечно же, за работу скоростных лифтов отвечает интеллектуальная система управления. Она следит за скоростью вертикального транспорта на всех участках, что также позволяет обеспечивать плавный и безударный старт, быстроту набора скорости, мягкое «приземление». Также система следит за равномерным распределением нагрузки на колеблющийся трос.
Наибольшее количество скоростных лифтов сегодня установлено в высотных зданиях США, Китая, ОАЭ и Сингапура. С каждым днем увеличивается спрос на данный вид подъемного оборудования и среди российских клиентов.
Сегодня ведущими производителями, специализирующимися на разработке и монтаже скоростных лифтов, являются компании ThyssenKrupp Elevator AG , KONE, Toshiba Elevator and Building Systems,