Доходы населения, их формы и виды. Уровень жизни. Структура денежных доходов населения россии Зависит от величины денежных доходов населения
10.1 Доходы населения и их виды
В условиях рыночной системы доходы хозяйствующим субъектам не гарантированы и распределяются между различными слоями населения неравномерно. Неравенство в доходах - одна из главных причин социальной нестабильности в обществе. Для того чтобы смягчить неравенство и предупредить социальные конфликты, государство проводит социальную политику, важнейшим направлением которой выступает перераспределение доходов между отдельными категориями населения.
Определим, что такое доход и какие бывают виды доходов.
Доходы населения - это сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Уровень потребления населения напрямую зависит от уровня доходов.
Доходы населения можно разделить на денежные и натуральные. Денежные доходы - это доходы, включающие в себя все поступления денег в бюджет семьи в виде оплаты труда работников, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности (проценты по вкладам, ренты, дивидендов по ценным бумагам, доходов от недвижимости), гонораров и др.
Натуральные доходы - это доходы, включающие продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.
Доходы можно также классифицировать как:
Совокупные, представляющие собой общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступлений;
Номинальные, характеризующие уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен;
Располагаемые, номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережения;
Реальные, характеризующие номинальные доходы с учетом инфляционного роста цен и тарифов;
Реальные располагаемые денежные доходы, которые определяются исходя из денежных доходов текущего периода за вычетом обязательных платежей и налогов, скорректированных на индекс потребительских цен.
Основным доходом трудящихся является заработная плата, составляющая до 70% доходов работников. Различают номинальную и реальную заработную плату.
Номинальная заработная плата - это те средства, которые работник получает (или которые начислены ему) в денежном выражении за свой труд за определенный промежуток времени. Номинальная заработная плата зафиксирована в трудовом договоре (контракте), заключаемом между работником и работодателем.
Реальная заработная плата отражает покупательную способность полученных денежных средств и представляет собой номинальную заработную плату, скорректированную на индекс потребительских цен. Если темпы увеличения номинальной заработной платы ниже темпов роста уровня цен на товары и услуги, то реальная заработная плата понижается. Поэтому при повышении номинальной заработной платы необходимо учитывать рост цен, иначе увеличение размеров оплаты труда не будет нести в себе стимулирующей функции.
Распределение доходов происходит между владельцами экономических факторов производства - труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. Однако если наемные работники участвуют в прибылях предприятия, то часть факторных доходов получают и они.
Кроме заработной платы, денежные доходы населения включают доходы от предпринимательской деятельности (прибыль), доходы от собственности (проценты, дивиденды, арендная плата), социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии) и другие поступления (страховые возмещения, выигрыши, доходы, поступившие в порядке наследования, и пр.). В условиях рыночной экономики в России в связи с развитием предпринимательства и различных форм собственности структура денежных доходов населения значительно изменилась по сравнению с плановой экономикой СССР (табл. 10.1).
Таблица 10.1
* С 1995 г.- включая скрытую(официально не учтенную) заработную плату
Источник: www.gks.ru/free_doc/2006/606_13/06-07.htm
Из приведенной таблицы видно, что структура доходов по оплате труда в России начиная с 1995 г. снижается, в то время как социальные выплаты (трансферты) остаются примерно на том же уровне, что свидетельствует о слабой социальной защищенности наемных работников и малообеспеченных слоев населения. Позитивным проявлением рыночной экономики является рост доходов от собственности и доходов от предпринимательской деятельности, хотя их получает меньшая часть населения. В период плановой экономики СССР наблюдался высокий процент доходов по оплате труда и социальных выплат населению, что свидетельствовало о высокой социальной защищенности трудящихся, однако доходы от собственности и предпринимательской деятельности были крайне малы, так как в рамках действующего законодательства практически все виды такой деятельности считались незаконными.
Соотношение в структуре денежных доходов населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в мотивации труда работников. Если в структуре денежных доходов преобладает заработная плата или доходы от предпринимательской деятельности, то это свидетельствует о росте предпринимательской инициативы и хозяйственной самостоятельности. Тенденция к увеличению социальных трансфертов в структуре денежных доходов может привести к психологии социального иждивенчества у части работоспособного населения.
Различия в уровне доходов на душу населения называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для любой экономической системы. Однако с ростом уровня социально-экономического развития страны показатели дифференциации доходов снижаются. В современной России дифференциация доходов населения существенно выше, чем в экономически передовых странах, и имеет тенденцию к дальнейшему росту. В значительной степени это связано с тем, что многие предприятия, бывшие прежде градообразующими и зачастую единственными источниками доходов многих граждан, оказались неконкурентными и закрылись. Одновременно с этим возник общественный слой, живущий и действующий по законам рынка, «вписавшийся в рыночные отношения» и имеющий неизмеримо более высокие доходы. Но по мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения, а также расширения государственной поддержки социально уязвимых слоев населения размеры неравенства должны сократиться.
Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рис. 10.1). По оси абсцисс откладывается процент домашних хозяйств, а по оси ординат - процент получаемых совокупных доходов. Кривая Лоренца представляет собой кумулятивное распределение численности населения и соответствующих этой численности доходов.
Рис. 10.1. Кривая Лоренца:
ОСА - полное равенство; ODA - после вычета налогов; ОЕА - до вычета налогов
Абсолютно равномерное распределение доходов (полное равенство) представлено на рис. 10.1 линией ОСА, которая указывает на то, что любой процент семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца ODA отражает степень неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства доходов.
Для преодоления социального неравенства в большинстве стран мира применяется пропорционально-прогрессивное налогообложение доходов. В России до 2001 г. также действовал пропорционально-прогрессивный подоходный налог. С 2001 г. налог на доходы физических лиц (НДФЛ) взимается по единой ставке 13%. С одной стороны, это, конечно, неплохо, так как большинство населения страны пока еще находится рядом с чертой бедности, но с другой - отмена пропорционально-прогрессивного налога противоречит демократическому принципу, который гласит: «Кто больше зарабатывает, тот больше и платит». Прогрессивные налоги уменьшают социальное неравенство общества. Этот принцип справедливости, сформулированный еще А. Смитом, наглядно демонстрирует изображенная кривая Лоренца. На рисунке 10.1 видно, что пропорционально-прогрессивные налоги делают распределение доходов более равномерным.
В мировой практике для количественного измерения уровня неравенства доходов используют следующие коэффициенты:
Коэффициент фондов - соотношение между средними значениями доходов сравниваемых групп или их долями в общем объеме доходов;
Децильный коэффициент - соотношение между средними доходами 10% наиболее обеспеченных и средними доходами 10% наименее обеспеченных граждан;
Индекс концентрации доходов населения, или коэффициент Джини, изменяющийся от 0 до 1; чем ближе этот коэффициент к единице, тем сильнее неравенство в обществе.
(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)
Уровень жизни во многом определяется доходами населения, от которых главным образом и зависит степень удовлетворения личных потребностей.
Источниками доходов населения являются:
Оплата труда;
Доходы работников от предприятий и организаций, кроме оплаты труда;
Доходы от предпринимательской деятельности;
Социальные трансферты;
Доходы населения от собственности;
Доходы населения от продажи иностранной валюты;
Прочие поступления.
Для измерения уровня и структуры доходов населения используются показатели: совокупные ,номинальные, денежные ,располагаемые ,реальные доходы .
Совокупные доходы населения (СДН) – общая сумма денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг, оказываемых населению за счет социальных фондов.
Номинальные доходы (НД) – это сумма начисленных доходов. Основным показателемденежных трудовых доходов является номинальная заработная плата, как сумма денег, начисленная работникам и являющаяся вознаграждением за выполненную работу.
Располагаемые доходы (РД) – это номинальные доходы за вычетом налогов и обязательных платежей (НП), т.е. это доходы, фактически остающиеся в распоряжении населения. Поэтому их можно считать конечными доходами. К ним относится показатель фактически выплаченной (чистой) заработной платы.
РД = НД – НП.
Доля этой части в общем объеме номинальных доходов составит –
Реальные доходы характеризуются количеством потребительских товаров и услуг, которые может приобрести население на располагаемые (конечные) доходы для удовлетворения своих личных потребностей.
Существенные расхождения между размером номинальных и реальных доходов связаны с изменением покупательной способности рубля – показателя, обратного уровню цен. Реальное значение показатели доходов приобретают, если для расчетов используются постоянные цены, либо их изменение учитывается с помощью индекса покупательной способности рубля (I пср.) или индексов цен на потребительские товары и услуги (I р).Реальные располагаемые доходы населения рассчитываются по формуле:
или
,
.
.
Аналогично рассчитываются реальные совокупные доходы (РСД) населения как совокупные доходы (СД) с поправкой на покупательную способность рубля:
.
Для характеристики динамики денежных доходов населения строятся соответствующие индексы. При этом следует учитывать, что не всякий рост денежных доходов при наличии инфляции в экономике может свидетельствовать о повышении уровня жизни населения, а только рост в реальном выражении с корректировкой на индекс потребительских цен. Важнейшим является индекс реальных располагаемых доходов:
Следовательно, скорость изменения реальных располагаемых доходов зависит от трех факторов: темпов роста номинальных доходов, изменения ставок налоговых платежей и изменения покупательной способности рубля.
Индекс реальных доходов в расчете на душу населения:
Особое значение в анализе доходов населения имеют показатели средней номинальной исредней реальной заработной платы. Средняя номинальная заработная плата (НЗП) рассчитывается по отдельным предприятиям, учреждениям, организациям, по отраслям и формам собственности, регионам и по стране в целом как отношение начисленного фонда оплаты труда (ФОТ) к соответствующей численности работников (Т):
Номинальная заработная плата – это заработная плата, фактически начисленная работникам в соответствии с количеством затраченного ими труда. Ее реальное содержание определяется покупательной способностью рубля.
Средняя реальная заработная плата характеризует ее покупательную способность, т.е. выражается через количество продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, которое работающие могут приобрести на свою среднюю заработную плату. Средняя реальная заработная плата определяется исходя из средней номинальной заработной платы за вычетом налогов и обязательных платежей (НП) и индекса цен на потребительские товары и услуги населению (I р):
Индекс реальной заработной платы может быть рассчитан –
или
Например, если номинальная заработная плата увеличилась в текущем году на 33%, а цены за этот же период возросли на 18,5%, то реальная заработная плата увеличилась только на 12,2 процентов. Это означает, что работающие могли приобрести на свою заработную плату товаров и услуг больше, чем в предыдущем году, только на 12,2%.
Произведенный в национальной экономике ВВП подлежит использованию в двух направлениях: одна его часть идет на возмещение израсходованных в общественном производстве средств производства и на его дальнейшее развитие, а другая поступает в личное потребление населения страны, образуя его доходы.
Доходы населения – это сумма денежных средств и материальных благ, получаемых за определенный промежуток времени и предназначенных для удовлетворения личных потребностей. Доходы поступают членам общества двумя путями.
В соответствии с первым они распределяются в зависимости от их участия в национальной экономике. Такое распределение называется горизонтальным, или функциональным, распределением доходов , когда часть национального дохода получают категории населения, активно участвующие в рыночной экономике. Свою долю дохода они получают в виде заработной платы (рабочие), прибыли (предприниматели), жалования (служащие), ренты (собственники земли и домовладельцы), процента (собственники денежного капитала).
По второму пути они поступают той части населения, которая по независящим от нее причинам не может участвовать в рыночной экономической деятельности. К таким категориям населения относятся пенсионеры, инвалиды, безработные, учащаяся молодежь. В этом направлении распределения доходов, называемым вертикальным , всегда участвует государство, регулируя этот процесс в соответствии с установленными социальными нормами. Данные категории населения обеспечиваются доходами в виде платежей из государственного бюджета, которые носят название социальных трансфертов и осуществляются в виде пенсий, различных пособий и стипендий.
Таким образом, основными источниками доходов населения являются: оплата труда, поступления от использования собственности и от результатов предпринимательской деятельности, социальные выплаты (трансфертные платежи).
Основными направлениями использования доходов являются: покупка товаров и оплата услуг, уплата налогов и разнообразных взносов, накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, покупка валюты.
Доходы населения могут существовать в двух формах – денежной и натуральной. В денежной форме оплачивается труд работников, выплачиваются доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, различные пособия, доходы от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, доход от продажи ценных бумаг и т.д.
В натуральной форме доходы поступают населению в виде продукции дачных и приусадебных участков, даров природы, а также результатов выполнения всевозможных домашних работ (ремонт жилья, домашней мебели, изготовления предметов домашнего обихода).
Существует нескольковидов доходов , основными из которых являются следующие:
· трудовые доходы , которые представляют собой доходы, получаемые по результатам трудовой деятельности в виде заработной платы и предпринимательской прибыли. Заработная плата – это сумма денежных средств, компенсирующая затраты труда работника и обеспечивающая определенный уровень удовлетворения его личных потребностей и потребностей членов его семьи. Существует номинальная и реальная заработная плата. Номинальная заработная плата – это сумма денег, полученная за определенный промежуток времени после выплаты налогов и других обязательных платежей. Реальная заработная плата представляет собой количество товаров и услуг, которое можно приобрести за номинальную заработную плату при данном уровне цен;
· нетрудовые доходы , представляющие собой доходы, не связанные с трудовой деятельностью (проценты по банковским вкладам, дивиденды по ценным бумагам, выигрыши в лотерею, наследство, дарение и т.д.);
· легальные доходы , к которым относятся все виды доходов, получаемые от любого вида хозяйственной деятельности, не противоречащие законодательству и прошедшие регистрацию в государственных органах;
· нелегальные (теневые) доходы , включающие доходы, получаемые от незаконной, скрытой от общества, экономической деятельности. Сюда можно отнести доходы от наркобизнеса, от продажи краденого имущества, контрабанды, доходы от «теневой» экономической деятельности. От легального теневой доход отличается прежде всего тем, что его получатель не платит налоги;
· номинальный доход – это количество денег, полученное отдельными лицами за определенный период времени (зарплата, прибыль, проценты по вкладам, рента, трансфертные платежи – пособия по безработице, пенсии, стипендии, выплаты по социальному страхованию);
· располагаемый доход – доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Он образуется, когда из номинального дохода выплачиваются налоги и обязательные платежи;
· реальный доход, представляющий собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного времени с учетом изменения цен.
В период перехода к рыночной экономике в связи с быстрым ростом цен возникает необходимость приведения в соответствие доходов населения и возрастающей стоимости жизни. С целью сохранения определенного достигнутого жизненного уровня используются следующие способы:
· индексация , которая представляет собой корректировку доходов населения в случае повышения цен на товары и услуги, ведущего к снижению уровня жизни;
· компенсация доходов , означающая возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением цен на группы товаров, пользующихся массовым спросом;
· адаптация доходов , выражающаяся в повышении фиксированных доходов (пенсий, стипендий, пособий) по мере роста стоимости жизни.
Величина доходов и их распределение по группами населения определяет уровень жизни. Уровень жизни – это обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами, степень удовлетворения его потребностей. Уровень жизни выражается с помощью таких показателей, как общий объем потребляемых благ и услуг, реальные доходы населения, размер оплаты труда, условия труда, продолжительность свободного времени, жилищные условия, развитие образования, здравоохранения и культуры, продолжительность жизни, потребительская корзина.
В мировой практике используются также укрупненные и обобщающие показатели уровня жизни. Специалисты ООН оценивают уровень жизни через индекс развития человека (ИРЧ) , который учитывает ВВП на душу населения (или материальную обеспеченность), среднюю продолжительность жизни, уровень образования и здравоохранения.
Наиболее важным показателем уровня жизни является потребительская корзина , представляющая собой набор товаров и услуг для удовлетворения потребностей среднестатистической семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей школьного возраста, и обеспечения минимального уровня жизни. Потребительская корзина формируется по таким основным статьям расходов:
· питание;
· одежда, белье, обувь;
· предметы санитарии, гигиены, лекарства;
· мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;
· жилище и коммунальные услуги;
· культурно-просветительные мероприятия и отдых;
· бытовые услуги. транспорт и связь;
· налоги, обязательные платежи и накопления;
· прочие расходы.
Расходы на приобретение набора товаров и услуг потребительской корзины лежат в основе минимального потребительского бюджета .
Исходя из минимального потребительского бюджета определяют минимальную заработную плату , которая представляет собой норматив, определяющий минимально допустимый уровень оплаты труда работника нанимателем за выполненную для него работу.
Если общий доход семей или одиноких граждан находится на уровне 60% минимального потребительского бюджета, то такое население живет в условиях прожиточного минимума, или на черте бедности . Население, которое имеет денежные доходы ниже прожиточного минимума, определяется как бедное.
Анализ основных показателей доходов и направлений их использования позволяет понять потребительские возможности российских семей и предсказать наиболее вероятные изменения уровня жизни в условиях
рецессии. Оценку потребительских возможностей мы начнем с международных сопоставлений, позволяющих понять, насколько российский сектор домохозяйств беден или богат в сравнении с другими странами. Для решения данной задачи могут быть использованы два источника информации: данные МВФ о душевом ВВП, оцененном в соответствии с паритетом покупательной способности, и оценки Мирового Банка о распределении мировых душевых денежных доходов населения.
В соответствии с данным МВФ, в октябре 2014 года душевой ВВП в России составил 24 298 долларов США, что соответствовало 45-ому месту в страновом рейтинге по этому показателю. Сведения Всемирного Банка о распределении населения России по 5%-ным мировым группам душевых денежных доходов, в сумме составляющим мировые доходы населения, свидетельствуют о том, что 5% самых бедных российских домохозяйств находятся в четвертой децильной группе распределения мирового богатства, а 75% россиян -- в шестой децильной группе и выше. В совокупности результаты сравнения указывают на преимущественно серединное расположение российских семей на шкале мировых доходов. Следовательно, в соответствии с этими оценками, массовое потребление в нашей стране уже выходит за пределы минимальных потребительских нужд а сектор домохозяйств, имеющий ресурсы для развития и выбирающий направления их использования, становится важным регулятором экономических изменений.
Этот вывод подтверждают и официальные данные Росстата о динамике душевых денежных доходов населения в целом и в разрезе основных источников денежных поступлений за годы постсоветского развития (Рисунок 1). Несмотря на то, что на протяжении анализируемого периода Россия четырежды проходила через годы существенного снижения реальных доходов граждан, в 2013 году они более чем в полтора раза превысили уровень последних советских лет. Оценим масштаб влияния кризисов на доходы граждан посредством определения их реального размера в декабре соответствующего года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Экономические и политические изменения начала 90-х годов прошлого века привели к падению реальных доходов в декабре 1992 года до 44% от уровня декабря предыдущего года. Бюджетно-банковские проблемы 1995 года спровоцировали снижение данного показателя до 78,9%, а глобальные экономические кризисы 1998 и 2008 годов понизили данный показатель до 71,8% и 89,7%, соответственно. Важно подчеркнуть, что падение доходов всегда заканчивалось одним годом, за которым наступал более длительный период роста.
Поскольку бюллетень выпускается в условиях, когда наблюдается существенное обесценение рубля и практически двукратный рост инфляции по сравнению с предыдущим годом (111,4% в 2014 году против 106,5% в 2013 году), особенно важно внимательно посмотреть на динамику доходов в годы высокой инфляции и волатильности обменного курса рубля. В данном случае мы опять обратимся к данным за декабрь.
Рисунок 1 -- Динамика ВВП, денежных доходов, заработной платы и пенсии, в % от 1991 г. в сопоставимых ценах, декабрьские данные
За рассматриваемый период экономика и население научились адаптироваться к различным моделям экономической политики. Первая из них -- это гиперинфляция 1992 года, когда индекс потребительских цен по декабрьским данным составил 2 604% от уровня предыдущего года, что сопровождалось, как уже отмечалось, самым масштабным снижением реальных доходов населения (Рисунок 1). При этом темпы снижения доходов в 2 раза превышали темпы падения ВВП. Однако уже в следующем году после этого спада началось восстановление: гиперинфляция сохранилась, но на более низком уровне (941%), а реальные доходы населения выросли на 28,6% по сравнению с предыдущим годом.
События 1994 года, когда 11 октября случился «чёрный вторник» и произошло обвальное падение рубля по отношению к доллару (за один день валютной курс доллара вырос с 2 833 до 3 926 рублей за доллар), не привели, тем не менее, к сокращению реальных доходов населения по итогам года. В этот год они выросли на 3,2%, а индекс потребительских цен по сравнению с прошлым годом снизился практически в 3 раза. 1995 год стал годом политики финансовой стабилизации посредством снижения государственных расходов, которое осуществлялось методами административно-волевого сокращения или задержки финансирования статей, существенно влияющих на доходы населения. Такая политика таргетирования инфляции привела к снижению индекса потребительских цен с 320% в 1994 году до 230%, но одновременно, как показано выше, вызвала падение реальных доходов. Затем, в 1997 году, инфляция снизилась до 112%, но доходы россиян выросли и составили 109,4% от уровня предыдущего года.
В дефолтном 1998 году индекс потребительских цен составил 184%, а доходы по сравнению с прошлым годом снизились на 28,2% и оказались ниже уровня 1992 года. Зато в 1999 году сложились желанные для нынешних властей условия импортозамещения, и при годовой инфляции в 135,5% доходы снова выросли -- на 12%.
Вслед за описанным волатильным периодом наступили семь лет высоких темпов роста экономики и душевых реальных доходов населения, которые за это время возросли в 3 раза при условии, что ВВП увеличился лишь в 1,8 раз. Знаковым стал 2005 год, когда восстановился предреформенный уровень доходов, а в 2007 году они уже поднялись до 131,3% от уровня 1991 года.
В 2008 году Россия столкнулась с очередным экономическим кризисом, и тогда было зафиксировано четвертое падение реальных доходов (на 10,3%). Обесценение рубля привело к росту инфляции (по декабрьским данным она составила 113,3% в 2008 году, а в 2007 году -- 111,9%), но это не стало единственной причиной снижения доходов, поскольку пенсия и заработная плата в наблюдаемом сегменте экономики показали рост. Важным обуславливающим фактором стало сокращение за год номинальных доходов от собственности и продажи валюты, которое, соответственно, составило 17% и 28%. На снижение доходов работала динамика предпринимательского дохода и заработная плата в ненаблюдаемом сегменте экономики, темпы роста номинального размера которых отставали от темпов инфляции. В 2009 году кризисное падение доходов было полностью компенсировано, и тенденция роста, но с более низкими темпами, продолжалась до недавнего времени. В 2013 году реальные доходы населения достигли 158,7% от предреформенного уровня, примерно таким же масштабом описываются изменения в трудовых доходах, включающих и скрытый от наблюдения фонд оплаты труда, а пенсия и наблюдаемая заработная приблизились к отметке в 120%.
Для анализа ситуации в 2014 году обратимся к характеристикам динамики месячных и квартальных уровней реальных доходов, заработной платы и пенсии, выраженных в процентах от соответствующего периода предыдущего года. На момент завершения подготовки данного бюллетеня мы располагали поквартальными официальными данными Росстата только за три квартала, а в помесячном выражении данные о доходах населения, заработной плате и пенсиям представлены за период с января по ноябрь включительно (Рисунки 2 и 3).
Рисунок 2 -- Квартальная динамика реальных доходов населения, в % к соответствующему периоду предшествующего года, I-III кв. 2013-2014 гг.
По сравнению с 2013 годом квартальные и месячные данные по заработной плате и пенсиям за 2014 год явно указывают на смену тренда: происходит видимое снижение темпов роста (Рисунки 2 и 3). Помесячная динамика доходов отличается волатильностью, а квартальные данные указывают на существенное снижение доходов в первом квартале, последующий рост во втором и стагнацию -- в третьем. Несовпадение динамики доходов с изменениями заработной платы и пенсий обусловлено рядом причин, которые мы рассмотрим подробно на помесячных данных. Здесь в первую очередь следует отметить, что доходы населения чувствительны к валютообменным операциям: стоимость проданной населением валюты включается в доходы, при этом списание денег с валютных карточек воспринимается как продажа валюты. В спокойные годы всплески ее продажи наблюдаются в январе и мае, когда проявляется эффект покупок с использованием платежных карт в период зарубежных туристических поездок на длинные новогодние и майские праздники. Летний заграничный отдых распределен между июнем-сентябрем, поэтому он не так ярко сказывается на динамике покупки и продажи валюты, которая отражается на доходах и расходах населения. В 2014 году важным фактором снижения или роста доходов населения стало падение обменного курса рубля относительно доллара, которое активизирует три фактора, понижающих реальные доходы граждан: (1) рост инфляции, (2) сокращение объема продаж валюты населением и (3) повышенную активность с точки зрения перевода в наличную валюту части предпринимательского дохода.
Рисунок 3 -- Месячная динамика реальных доходов населения, в % к соответствующему периоду предшествующего года, январь-ноябрь 2014 гг.
Остановимся подробнее на четырех месяцах, отличающихся наиболее высокой волатильностью реальных доходов населения относительно аналогичного периода предыдущего года (март, май, июнь и ноябрь, см. Рисунок 3). В марте наблюдалось самое сильное падение доходов (до 92,7%), которое по силе перекрыло рост в другие месяцы квартала, и спустило уровень доходов в целом за первый квартал 2014 года до 96,6% от уровня предыдущего года. В этот период динамика зарплат и пенсии работали на рост доходов. Снижению доходов способствовал, во-первых, отклик граждан на существенное ослабление рубля относительно доллара и евро: отказ от продажи валюты снизил доходы примерно на 2,5%, что было усилено переводом части предпринимательской выручки в наличную валюту. Во-вторых, проявился эффект базы сравнения, т.к. в предыдущем году в данном месяце наблюдался самый высокий рост реальных доходов (109,6%) после кризиса 2008 года. Причиной этому послужила выплата дивидендов по итогам года, которая была максимальной в 2013 году и существенно снизилась в 2014 году. В-третьих, сыграло роль сокращение предпринимательской активности в наблюдаемом и ненаблюдаемом секторах экономики, в данном случае связанное с проведением Олимпийских игр в Сочи в начале года. Наконец, в-четвертых, на снижение доходов повлияло сжатие региональных социальных выплат, обусловленное смещением приоритетов в сторону роста заработной платы в бюджетном секторе. На наличие третьего и четвертого факторов указывает динамика структуры доходов населения. Так, в первом квартале 2014 года мы наблюдаем заметное снижение доли социальных трансфертов: с 18,6% в первом квартале 2013 года до 17% в этот же период 2014 года. Предпринимательство, которое активизировалось в январе-феврале в связи с проведением олимпиады, по итогам первого квартала 2014 года несколько снизило свой вклад в доходы (с 8,5% в 2013 году до 8,3% в 2014 году), следовательно, именно в марте наблюдался существенный спад также и предпринимательских доходов.
В мае текущего года, когда доходы достигли максимума роста по отношению к соответствующему периоду предыдущего года, и составили 106,0%, основным фактором их увеличения стала продажа валюты. С одной стороны, пенсия и заработная плата в этот месяц росли с минимальными темпами. В то же время многие граждане провели длинные майские праздники за пределами страны, но из-за мартовского обесценения рубля они предварительно трансформировали рублевые карточки в валютные, и поэтому их покупки отразились как продажа валюты. Однако, начиная с июля, отложенные летние поездки за рубеж и общая установка на приоритетность валютных сбережений минимизировали объемы продажи валюты.
Вторая точка падения доходов приходится на июнь (96,5%), когда эффектов от валютных шоков не наблюдалось, а заработная плата и пенсия все еще росли, хотя и с более низкими темпами по сравнению с началом года. На показателях этого периода не сказывается эффект базы (в июне 2013 года реальные денежные доходы населения составляли 102,1% от показателя соответствующего периода предыдущего года), а вот изменения структуры доходов указывают на продолжающееся снижение значимости социальных пособий (их доля упала с 19,1% во втором квартале 2013 года до 18,7% во втором квартале 2014 года) и предпринимательского дохода (его вклад сократился с 8% во втором квартале 2013 года до 7,3% во втором квартале 2014 года). Пожалуй, фактор падения предпринимательства стал главным в этом месяце, и одной из причин этого стало снижение предпринимательской активности в конце квартала в соответствии с регулярным деловым циклом.
Третья точка -- ноябрь, когда доходы составили 95,3% от уровня предыдущего года. В этом месяце средний размер назначенных пенсий в реальном выражении впервые за год опустился ниже уровня предыдущего года -- в первую очередь, из-за высоких темпов инфляции. Данные о реальных доходах и заработной плате, которая в ноябре сохранилась на уровне 2013 года, базируются на предварительных оценках, но события на валютном рынке свидетельствуют о том, что падение курса рубля, скорее всего, стало главной причиной сокращения всех компонент доходов в конце 2014 года.
В целом наблюдаемая в течение года динамика доходов населения похожа на преддверие экономического спада. Она подтверждает последний макроэкономический прогноз Минэкономразвития РФ, согласно которому после двух лет стагнации российская экономика постепенно вползает в рецессию. Вследствие этого, мы ожидаем падения реальных доходов населения, которое в данном случае может не ограничиться только одним годом.
Рассматривая модели адаптации к различным политическим мерам, отдельно остановимся на главных составляющих доходов, к которым относятся заработная плата и пенсия. Наблюдаемая реальная заработная плата работников крупных и средних предприятий, которая в официальной статистике выполняет роль индикатора начисленной заработной платы без учета скрытой оплаты труда (Рисунок 1), характеризуется максимальной волатильностью в периоды кризиса и подъема. Темпы ее роста, как правило, существенно отстают от темпов роста доходов. На протяжении экономического спада 1991-1998 годов агенты российского рынка труда шли по пути «придерживания излишней рабочей силы» за счет резкого сокращения оплаты труда. Основными механизмами «зарплатной гибкости» стали изменение переменной и -- особенно -- скрытой части заработной платы, задержки ее выплаты, а также отсутствие обязательной индексации заработной платы с учетом инфляции. В период экономического подъема 1999-2007 годов произошел стремительный (в 3,3 раза) рост реальной заработной платы на крупных и средних предприятиях, правда, численность занятых на этих предприятиях при этом сократилась на 3,2 млн. чел. Те же процессы происходили и в период кризиса, стартовавшего в 2008 году, однако заработная плата тогда стала расти более низкими темпами, а численность занятых на предприятиях этого типа сокращалась еще стремительней (с 40,4 млн. чел. в ноябре 2007 ода. до 35,6 млн. чел. в ноябре 2013 года). С точки зрения роста заработной платы в этот период самым успешным оказался 2012 год когда она увеличилась со 111% до 115,2% в ценах 1991 года. Однако уже в 2013 году мы снова наблюдаем снижение темпов роста, а в 2014 году, как уже упоминалось выше, анализ помесячной динамики размера реальной заработной платы, выраженной в процентном отношении к соответствующему периоду предыдущего года, показывает падение темпов ее роста вплоть до 98,8% от показателя 2013 года в августе (Рисунок 3).
Повышенная гибкость заработной платы при весьма устойчивом уровне занятости в России способствовала развитию нестандартных форм оплаты труда, выводящих ее за пределы статистического наблюдения. Проводимые Росстатом исследования по количественному измерению скрытой заработной платы позволили получить ценовые оценки масштабов данного явления: в среднем около 40% фонда оплаты труда скрыто от статистического наблюдения и не участвует в формировании страховых и иных взносов, привязанных к заработной плате. Специфика неформальных трудовых доходов заключается в том, что, с одной стороны, они в большей степени подвергаются рискам сокращения в условиях кризиса, а с другой стороны, они легче адаптируются к условиям неопределенности. Важно подчеркнуть, что неформальные доходы от занятости создают серьезные проблемы для формирования доходов солидарной части пенсионной системы. Как результат, в 2012 году при среднегодовой численности занятых 71,6 млн. чел. плательщиками взносов в Пенсионный фонд РФ являлись только 46,6 млн. чел. Именно данное явление и неблагоприятный для пенсионной системы демографический прогноз максимизируют риски неустойчивости пенсионного обеспечения. Кривая изменения реальной заработной платы, оцененной с учетом скрытого фонда оплаты труда 3 , повторяет тенденции динамики душевых денежных доходов (Рисунок 1).
Динамика пенсий в целом похожа на динамику заработной платы на крупных и средних предприятиях. Отличие ситуации состоит в том, что численность пенсионеров, в отличие от численности занятых на указанных предприятиях, неуклонно растет. Большую часть 1990-х годов, вплоть до кризиса 1998 года, социальным приоритетом правительства была индексация пенсий. В результате чего материальное положение пенсионеров на протяжении этого периода в относительном выражении было лучше, чем у других социальных групп. Ситуация изменилась после кризиса 1998 года, когда рост реальной заработной платы впервые начал обгонять рост реальной пенсии. Особенно драматичным это отставание стало после начала пенсионной реформы 2002 года. Соответственно, в период экономического роста 2000-х годов благосостояние семей, основным источником которых выступали пенсии, стало ухудшаться относительно других групп -- прежде всего тех, чьи доходы преимущественно зависят от заработной платы. Именно провал пенсионной системы в этот период предопределил модель ее развития в период кризиса 2008-2009 годов, когда власти приняли ряд мер, направленных на существенное повышение пенсий. Политика ориентации на ускоренный рост пенсии дала свои результаты: за период с 2007 по 2013 годы реальные доходы выросли в 1,2 раза, наблюдаемая реальная заработная плата -- в 1,3 раза, а реальная пенсия -- в 1,7 раз. Самые высокие за всю постсоветскую историю темпы роста реальной пенсии наблюдались в 2010 году (на 34,8% по отношению к прошлому году). В последующие годы в среднем пенсия росла медленнее, чем заработная плата, а уже в ноябре 2014 года ее реальный размер оказался ниже по сравнению с предыдущим годом (и перелома этой динамики в декабре не ожидается).
Следующим важным источником информации о возможных реакциях на экономические изменения является структура денежных доходов населения. В последние годы советского периода она в основном соответствовала стандарту стран, прошедших этап индустриального развития, в которых доходы наемных работников являются главным источником (80% и более) денежных поступлений семей. Принципиальное отличие заключалось в отсутствии предпринимательских доходов и доходов от собственности, доля которых в общем объеме доходов уже в первые годы становления российской рыночной экономики поднялась до 20% и удерживалась на этом уровне до 2008 года (Рисунок 4).
Доступ к данным источникам денежных поступлений стал главным позитивным эффектом рыночных преобразований и обеспечил, несмотря на более чем двукратное падение реальных доходов, определенную лояльность населения к проводимым реформам. Предпринимательская активность достигала своего максимума в начале рыночных реформ, когда доходы от этого вида деятельности стали составлять 16% от всех доходов населения. В настоящий момент мы наблюдаем двукратное сокращение их удельного веса. Доля доходов от собственности достигла своего максимума в последние «тучные годы», что было связано с развитием фондового рынка, но и этот драйвер роста постепенно ослабевает. Так, в период последнего кризиса и посткризисного замедления экономики доля новых рыночных источников доходов постоянно сокращалась, несмотря на рост совокупных реальных денежных доходов. В 2013 году она достигла 13,5%, что указывает на сжатие возможностей для устойчивого развития сектора домашних хозяйств за счет диверсификации источников доходов.
Рисунок 4 -- Динамика структуры денежных доходов населения, 1990-2013 гг., в процентах
Главным источником денежных доходов российского населения была и остается заработная плата наемных работников. Относительно высокие темпы роста средней заработной платы способствовали увеличению ее доли в структуре доходов населения: с 63% в 2000 году до 68% в 2007 году. На кризис 2009 года зарплата отреагировала сокращением своего удельного веса, что было быстро компенсировано мерами политики, направленной на повышение минимальной заработной платы и уровня оплаты труда в бюджетном секторе. При этом ускоренный рост зарплаты в бюджетном секторе наиболее очевидно проявился в структуре денежных доходов населения в 2013 году.
В числе изменений последних лет важно обратить особенное внимание на увеличение доли социальных трансфертов в структуре доходов населения (до 18-18,5% в 2010-2013 годах) в связи с резким ростом пенсий и пособий. Даже в лучшие советские годы (1985 год) доля социальных трансфертов не поднималась до такого уровня. Возрастающий удельный вес пособий и пенсий -- это реакция на высокое неравенство, попытка снизить его за счет перераспределения доходов через систему социальных выплат. По итогам проведения такой политики к настоящему моменту обязательства по пенсиям достигли самого высокого уровня за всю историю развития пенсионной системы. Необходимо еще раз отметить, что это произошло в условиях, когда не менее трети заработков не принимают участие в формировании пенсионных отчислений.
Таблица 1 - Объем и структура денежных доходов населения по источникам поступления, 2013-2014 гг.
денежных |
в том числе в процентах: |
|||||
доходы от предпринимательской деятельности |
оплата труда, включая скрытую заработную плату |
социальные |
доходы от собственности |
|||
Данные за три квартала 2014 года (Таблица 1) указывают на то, что продолжающаяся политика повышения заработной в бюджетном секторе увеличивает долю заработной платы в доходах населения, а предпринимательская активность населения продолжает снижаться. Социальные выплаты, за исключением пенсий, постепенно снижаются (Рисунок 4), что, как уже отмечалось, обусловлено политикой региональных властей, которые сместили социальные приоритеты в сторону повышения заработной платы в бюджетном секторе.
Таким образом, в настоящее время среднедушевые денежные доходы населения более чем в полтора раза превышают уровень доходной обеспеченности в последние годы советского периода. Рост средней пенсии и заработной платы отстает от темпов роста доходов. В основном это обусловлено динамикой новых источников доходов, к которым мы относим предпринимательский доход доходы от собственности и скрытые от статистического наблюдения трудовые доходы. Со второй половины 2000-х годов наблюдается сокращение доли доходов от собственности и предпринимательской деятельности в общей структуре доходов населения, что связано с ухудшением институциональных условия для развития бизнеса. Доля социальных трансфертов, наоборот, увеличивается и отражает попытки государства сдерживать рост неравенства за счет включения перераспределительных механизмов. Изменения последних месяцев фиксируют снижение денежных доходов населения, что объясняется ростом инфляции, сокращением предпринимательской активности и падением темпов роста заработной платы и пенсии. В целом, можно отметить, что в условиях нынешнего экономического спада в наиболее уязвимом положении снова оказываются домохозяйства с единственным источником доходов, которым чаще всего является либо заработная плата, либо пенсия.
Денежные доходы населения - это часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т. е. все физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства. Однако в современном обществе из-за провала экономических реформ и резкого социального расслоения населения денежные доходы у определенных его категорий находятся на крайне низком уровне, чтобы поддержать их жизненные силы.
На динамику и структуру доходов населения и домохозяйств в 90-е гг. XX в. и на современном этапе оказывали и оказывают серьезное влияние такие факторы социально-экономического характера, как:
неустойчивость экономического развития, дефолт 1998 г., финансово-экономический кризис 2008-2010 гг.;
- инфляция, которая на протяжении первой половины 90-х гг. носила гиперинфляционную форму;
- невыплаты зарплаты (особенно работникам бюджетной сферы), государственных пенсий, пособий;
- многочисленные финансовые злоупотребления и нарушения в области оплаты труда.
Реальные (располагаемые) денежные доходы населения (с учетом индекса потребительских цен) хотя в период 2000- 2010 гг. возрастали более высокими темпами, чем промышленное и сельскохозяйственное производство, однако их уровень в 2010 г. еще оставался на 12% ниже уровня 1990 г., в 2012 г. - ниже на 6% и, судя по прогнозам Минэкономразвития, он не достигнет уровня 1990 г. и в 2013 г.
Денежные доходы населения формируются за счет следующих источников:
- оплата труда членов домохозяйств, полученная при выполнении трудовых соглашений при найме, а также премии, постоянные надбавки к зарплате, выплаты работодателями на социально-культурные цели: пособия, оплата транспортных услуг, путевок и т. п.;
- доходы от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидендов, процентов по ценным бумагам и вкладам, арендная плата, доходы от реализации имущества и др.;
- государственные социальные выплаты (трансферты) - пенсии, пособия и другие платежи из бюджета и внебюджетных социальных фондов.
Соотношения между указанными тремя источникам доходов зависят от социального состава конкретной семьи, например работающая супружеская пара без детей и супруги- пенсионеры. Естественно, в первой из них основным источником доходов будет оплата труда, а во второй - социальные выплаты.
На структуру доходов семей (домохозяйств) оказывает влияние место проживания -- город или село. Материалы Росстата о выборочных обследованиях бюджетов домохозяйств свидетельствуют, что в структуре доходов городского населения более 90% приходится на денежные доходы, в то время как в сельской местности почти треть приходится на натуральные поступления (в стоимостном выражении).
Главными источниками натуральных поступлений являются производимые в подсобных хозяйствах продукты или произведенные для собственного потребления на приусадебных участках, а также полученные семьями от работодателей или государства товарно-материальные ценности.
В практике анализа и планирования денежные доходы населения классифицируют не только в зависимости от источника их поступления, но и в зависимости от равномерности и надежности поступления.
В зависимости от равномерности
- регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);
- периодические (авторские гонорары, доходы по ценным бумагам и др.);
- случайные и разовые (подарки, доходы от реализации имущества).
В зависимости от надежности поступления различают доходы:
- гарантированные (пенсии, доходы по госзаймам);
- условно-гарантированные (оплата труда);
- негарантированные (гонорары, комиссионное вознаграждение).
Основное место в доходах населения занимают оплата труда (включая предпринимательскую деятельность) и государственные социальные выплаты. На них приходится более 90% всех доходов (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Структура доходов домохозяйств за 1995-2011 гг.
(в % к общим доходам) 22
На уровень денежных доходов населения государство воздействует с помощью законодательных актов и через налоговый механизм.
В целях регулирования уровня оплаты труда и социальной защиты населения еще с декабря 1991 г. был установлен минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в размере 200 руб. в месяц. За период с 1991 г. по настоящее время МРОТ десятки раз изменялся, стремясь оградить минимальную оплату от обесценения из-за инфляции. Однако, несмотря на изменения, он отстает от темпов инфляции и не соответствует реальному содержанию российской денежной единицы. С 1 октября 2005 г. МРОТ был установлен в размере 747 руб. в месяц при прожиточном минимуме 3018 руб., или в 4 раза меньше прожиточного минимума. В 2011 г. он составлял 4471 руб. при прожиточном минимуме
6369 руб. или меньше прожиточного минимума в 1,4 раза . На 2013 г. величина МРОТ установлена в размере 5205 руб. в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 № 232-ФЗ.
Согласно действующему законоположению предприятия и организации всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие наем рабочей силы, не имеют права платить работникам меньше установленного минимума.
В соответствии же с принятым в 2002 г. новым Трудовым кодексом РФ оплата труда должна быть поэтапно доведена до прожиточного минимума.
Понятие «прожиточный минимум» введено Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
Прожиточный минимум - это стоимость потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы. Так называемая потребительская корзина включает в себя минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания (50% в целом по РФ), необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Прожиточный минимум определяется для основных социально-демографических групп населения: трудоспособные, пенсионеры, дети, а также в среднем на душу населения.
Потребительская корзина составляется тоже для трех основных групп населения в целом по стране и по регионам не реже одного раза в пять лет. Она разрабатывается по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ с участием Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, а в субъектах РФ - с участием комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов РФ. Одновременно с предложениями о потребительской корзине в целом по РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ вносится методика определения потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ, на основе которой разрабатывается потребительская корзина в целом по РФ. Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах РФ утверждаются Правительством РФ.
В табл. 2.2 приведены данные о потреблении важнейших продуктов питания на одного человека в соответствии с потребительской корзиной, утвержденной Федеральным законом от
03.12.2012 № 227-ФЗ.
Таблица 2.2
Потребление продуктов питания в расчете на 1 человека в год, исходя из утвержденной потребительской корзины на 2013 г.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по группам населения в целом по стране и в регионах определяется исходя из потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Порядок исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ устанавливается Правительством РФ.
Так, величина прожиточного минимума в 2001 г. в среднем на душу населения в РФ составляла 1500 руб. в месяц, в 2002 г. - 1808 руб., 2003 г. - 2112 руб., в том числе для трудоспособного населения - 2304 руб., пенсионеров -1605 руб., детей - 2090 руб., в 2004 г. (IV кв.) - 2451 руб., в том числе для трудоспособного населения - 2690 руб., пенсионеров - 1849 руб., детей - 2394 руб. .
Прожиточный минимум необходим и используется:
- во-первых, для оценки уровня жизни населения при разработке федеральных и региональных социальных программ;
- во-вторых, для обоснования минимального размера оплаты труда и минимальной пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, для оказания государственной социальной помощи малоимущим.
В 2003 г. МРОТ составлял лишь 25,6% от величины прожиточного минимума. Рядом законов, как отмечалось, установлено, что МРОТ и минимальная пенсия по старости поэтапно повышаются до величины прожиточного минимума (в 2010 г. указанное соотношение составляло 76,1%. К сожалению, в 2011 г. - лишь 70,2%).
По данным Росстата, в 2011 г. населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума насчитывалось 18,1 млн чел, или 12,8% от общей численности населения страны .
В соответствии с действующим законодательством, если среднедушевой доход семьи (или одинокого человека) ниже величины прожиточного минимума, установленного в конкретном субъекте РФ, то такая семья (гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.
Представительные органы субъектов РФ, учитывая слабую обеспеченность работников бюджетной сферы, оказывают им финансовую поддержку исходя из размеров своего бюджета.
Ограничение максимального размера оплаты труда государство установить не может, так как он зависит от финансовых возможностей работодателей.
В частном секторе конкретные размеры ставок оплаты по профессиям на крупных предприятиях определяются условиями коллективных трудовых договоров, а у индивидуальных предпринимателей, где работают несколько человек, - договором с отдельным работником.
В составе денежных доходов населения заметное место занимают, как отмечалось, государственные социальные выплаты - пенсии, пособия и другие выплаты из средств бюджетов разного уровня и внебюджетных фондов.
Пенсионной системой в России охвачено 40,2 млн престарелых, инвалидов, членов семей, потерявших кормильца. Идет процесс ухудшения демографической ситуации. На конец 2011г. соотношение работающих и пенсионеров составляло 1,7:1, а к 2030 г., по некоторым прогнозам, это соотношение может достигнуть 1:1 (в то время как в развитых странах 2,2-2,4:1). На 1 января 2012 г. средний размер месячных пенсий с учетом компенсационных выплат составил 8203 руб., что равно 128,8% величины прожиточного минимума. С 1 января 2002 г. в стране проводится реформирование системы пенсионного обеспечения, с тем чтобы существенно увеличить доходы пенсионного фонда, повысить заинтересованность работающих к уплате отчислений в Пенсионный фонд с целью заработать в перспективе соответствующую пенсию. Введена трехуровневая система пенсий - базовая, страховая и накопительная, вместо единого социального налога введены страховые взносы.
Кроме пенсий российские граждане из Фонда социального страхования РФ получают пособия. Наибольший удельный вес занимают пособия по временной нетрудоспособности и пособия на детей. Лица, потерявшие работу, получают пособие по безработице из бюджета (Государственный фонд занятости населения РФ с 1 января 2001 г. упразднен).
Расширение рыночных отношений в России вызвало резкое расслоение в обществе и социально-имущественную дифференциацию населения. Поляризация общества усугубляется. Это можно видеть, сравнивая 20% группы домохозяйств самых обеспеченных и самых необеспеченных. В 2011 г. в 20-процентной группе богатых было сосредоточено 47,4% всех денежных доходов, а в 20-процентой группе самых бедных - лишь 5,2%, т. е. в 9,1 раза меньше .
В результате реформирования экономики в нашей стране, по выражению акад. РАН Д. С. Львова, возникли две России, не похожие друг на друга. Один ее образ - это богатое государство, успешно возводящее капиталистическое общество благоденствия. Другой - бедная страна с множеством жгучих социальных и экономических проблем.
В России богатой 15% ее населения аккумулирует в своих руках 85% всех сбережений банковской системы, 57% денежных доходов, 92% доходов от собственности и 96% расходов на покупку валюты. В России бедной 85% населения имеет лишь 8% доходов от собственности и 15% всех сбережений .
В России среди населения появилась значительная доля бедняков с низким уровнем денежных и натуральных доходов, недостаточных для удовлетворения основных жизненных (биологических) потребностей - в жилье, питании, одежде, услугах. Показателем бедности в экономической литературе признан удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума. В России он составлял, как отмечалось, на начало 2012 г. 12,8% от общей численности населения.
Обследования бюджетов домохозяйств свидетельствуют, что доля бедных выше среднего в сельской местности. Крайне бедны малоимущие семьи, воспитывающие трех и более детей.
Высокий уровень бедности российского населения требует от государства проведения разнообразных мероприятий по поддержанию лиц, находящихся за чертой бедности. Государственная помощь домохозяйствам должна выражаться не только в финансово-экономической защите населения, но и в правовом и организационном стимулировании индивидуально-трудовой деятельности и семейного бизнеса.
В целях реализации конституционных прав граждан в области социальных гарантий и определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов Правительством РФ в 2004 г. был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона, разрабатываемый с 1996 г. в соответствии с Указом Президента России от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов». В проекте закона предусматривалось законодательное закрепление системы социальных нормативов и норм, регламентирующих основные массовые виды выплат населению, общедоступных и бесплатных услуг социальной сферы, как приоритетные при формировании бюджетов и устанавливаемые законодательством РФ, нормативноправовыми актами Президента и Правительства РФ, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов РФ. В систему государственных минимальных социальных стандартов включались социальные стандарты в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения, жилищно-коммунального обслуживания. К сожалению, законопроект до сих пор не принят, а необходимость его принятия очень велика.