Страны добывающей промышленности. География мировой промышленности. Отрасли химической промышленности
География промышленности - отрасль экономической географии, изучающая размещение промышленного производства, его факторы и закономерности, условия и особенности развития и размещения промышленности в различных странах и районах.
Для географии промышленности наиболее существенны следующие важные особенности промышленного производства:
- чёткое и далеко идущее членение на отрасли, число которых беспрерывно увеличивается, особенно в период современной научно-технической революции;
- исключительная сложность производственно-технологических и экономических связей, обусловленная многогранностью типов промышленных предприятий;
- многообразие форм общественной организации производства (комбинирование, специализация, кооперирование);
- образование локальных и районных производственно-территориальных сочетаний (в социалистических условиях планомерное, преимущественно в форме комплексов);
- высокая степень производственной и территориальной концентрации (из всех видов материального производства промышленность наименее равномерно распространена по территории земли), связанная с необходимостью определённых условий для данного вида производства (наличие сырья, энергии, кадров, потребность в продукции, благоприятное экономико-географическое положение, обеспеченность инфраструктурой и т.д.).
Промышленность (от рус. промышлять, промысел) – совокупность предприятий, занятых производством орудий труда, добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии и дальнейшей обработкой продуктов. В географии рассматривается как отрасль хозяйства.
Промышленность состоит из двух больших групп отраслей:
- Добывающей.
- Обрабатывающей.
С XIX века промышленность является основой развития общества. И хотя сегодня примерно лишь один из шести работающих трудится в промышленности, это все равно много – примерно 17%. Промышленность составляет важнейшую часть мирового хозяйства, а на уровне экономики страны является отраслью, от которой зависят достижения всего народного хозяйства любого государства.
В зависимости от времени возникновения все отрасли промышленности обычно делятся на три группы: старые, новые и новейшие отрасли.
Старые отрасли промышленности: каменноугольная, железорудная, металлургическая, текстильная, судостроения.
Новые отрасли промышленности: автомобилестроение, алюминиевая промышленность, производство пластмасс.
Новейшие отрасли промышленности (возникли в эпоху НТР): микроэлектроника, атомное и аэрокосмическое производство, химия органического синтеза, микробиологическая промышленность, роботостроение.
В настоящее время возрастает роль новых и новейших отраслей промышленного производства. Страны-лидеры по общему объему промышленного производства: США, Китай, Индия, Германия, Бразилия, Россия, Япония, Франция, Индонезия, Австралия, Италия и др.
Промышленность природного газа
К 1990 г. в лидеры добычи вышла Восточная Европа при ведущей роли СССР. Возникла значительная газодобыча в Западной Европе и Азии. Итогом явилось изменение географии газовой промышленности мира. США утратили свое монопольное положение, и их доля уменьшилась до 1/4, а лидером стал СССР (ныне Россия сохранила свое лидерство). Россия и США сосредоточивают половину добываемого в мире природного газа. Россия остается стабильным, самым главным в мире экспортером газа.
Угольная промышленность
Уголь добывают более чем в 60 странах мира, но из них свыше 10 млн.т. в год добывают 11 стран - Китай (месторождение - Фу-Шунь), США, Россия (Кузбасс), Германия (Рур), Польша, Украина, Казахстан (Караганда).
Экспортёры угля - США, Австралия, ЮАР.
Импортёры - Япония, Западная Европа.
Нефтяная промышленность
Нефть добывается в 75 странах мира, лидируют Саудовская Аравия, Россия, США, Мексика, ОАЭ, Иран, Ирак, Китай.
Электроэнергетика мира
Роль электроэнергетики заключается в обеспечении электроэнергией других отраслей хозяйства. А значение её в эпоху НТР, особенно по мере развития электронизации и комплексной автоматизации особенно велико.
Свыше 100млрд киловатт в час вырабатывается в 13 странах - США, России, Японии, Германии, Канаде, Италии, Польше, Норвегии и Индии.
По объёмам выработки электроэнергии на душу населения лидерами являются: Норвегия (29 тыс. кВт. ч), Канада (20), Швеция (17), США(13), Финляндия (11 тыс. кВт. ч), при среднемировом показателе 2 тыс. кВт. ч.
Металлургическая промышленность мира
Металлургия – одна из главных базовых отраслей промышленности, обеспечивающая другие отрасли конструкционными материалами (черными и цветными металлами).
На протяжении достаточно длительного времени размеры выплавки металлов едва ли не в первую очередь определяли экономическую мощь любой страны. И во всём мире они быстро возрастали. Но в 70-е годы XX века темпы роста металлургии замедлились. Но сталь остаётся по-прежнему основным конструкционным материалом в мировой экономике.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность мира
Лесная и деревообрабатывающая промышленность одна из старейших отраслей промышленности. На протяжении долгого времени она обеспечивала другие отрасли конструкционными материалами и сырьем.Главными импортерами древесины являются - Япония, страны Западной Европы, отчасти США.
Включает: лесозаготовку, первичную обработку леса, целлюлозно-бумажную промышленность и производство мебели
Лёгкая промышленность мира
Лёгкая промышленность обеспечивает потребности населения в тканях, одежде, обуви, а также другие отрасли специализированными материалами.
Лёгкая промышленность включает в себя 30 крупных отраслей, которые объединяются в группы:
- первичная переработка сырья;
- текстильная промышленность;
- швейная промышленность;
- обувная промышленность.
Главные экспортёры - Гонконг, Пакистан, Индия, Египет, Бразилия.
Машиностроение
Машиностроение является одной из старых отраслей промышленности. Но по числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции, до сих пор, занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики.
Северная Америка. Выпускает около30% всей машиностроительной продукции. Присутствуют практически все виды продукции, но особо стоит назвать - производство ракетно-космической техники, ЭВМ.
Зарубежная Европа. Объём продукции примерно такой же, как в Северной Америки. Выпускает массовую продукцию, продукцию станкостроения и автомобилестроения.
Восточная и Юго-Восточная Азия. Выделяется продукцией точного машиностроения и продукцией точных технологий.
СНГ. 10% общего объёма, выделяется тяжелое машиностроение.
Химическая промышленность мира
Химическая промышленность является одной из авангардных отраслей, обеспечивающих развитие хозяйства в эпоху НТР.
Выделяется 4 крупных региона химической промышленности:
- Зарубежная Европа (лидирует Германия);
- Северная Америка (США);
- Восточная и Юго-Восточная Азия (Япония, Китай, Новые индустриальные страны);
- СНГ (Россия, Украина, Беларусь).
Химическая промышленность оказывает существенное влияние на природу. С одной стороны, химическая промышленность обладает широкой сырьевой базой, позволяющей утилизировать отходы и активно использовать вторичное сырьё, что способствует более экономному расходованию природных ресурсов. Кроме того, она создает вещества, которые применяют для химической очистки воды, воздуха, защиты растений, восстановлению почв.
С другой стороны, она сама относится к числу наиболее «грязных» отраслей, воздействующих на все компоненты природной среды, что требует проведения регулярных природоохранных мероприятий.
Если рассматривать политическую или экономическую карты мира, можно проследить одну существенную закономерность в размещении стран с показателями экономического развития выше среднестатистического. Эти страны создают несколько групп, территории которых близко расположены. И это не просто интересный географический факт, а важная закономерность географии современного мирового хозяйства.
Промышленность является важнейшей отраслью производстве нной сферы. И хотя в эпоху НТР удельный вес промышленности в структуре занятости населения снизился за счет непроизводственной сферы, это больше говорит об успехах автоматизации и роботизации промышленного производства.
Условно промышленность делится на добывающие и обрабатывающие отрасли. Доля этих отраслей в экономике страны говорит об уровне ее экономического развития. Чем более развита экономика страны, тем шире там представлены обрабатывающие отрасли. В наши дни около $80\%$ продукции обрабатывающей промышленности приходится на страны с высоким уровнем развития – Япония, США, страны Западной Европы. Доля добывающих производств в их экономике незначительна (до $6\%$). Роль развивающихся стран в развитии промышленности постепенно возрастает. А в отдельных современных отраслях некоторые развивающиеся страны вышли на лидирующие позиции (страны новой индустриализации).
В структуре обрабатывающих отраслей доминирующую роль играют химическая промышленность, машиностроение, электроэнергетика, цветная металлургия . Каждой из этих отраслей характерны свои особенности размещения и развития. Рассмотрим эти вопросы подробнее.
Энергетика
Определение 1
Энергетика – сложный комплекс взаимосвязанных отраслей, обеспечивающих добычу и переработку энергоресурсов, выработку и передачу электроэнергии.
В состав энергетики входят топливная промышленность и электроэнергетика. За последнее время в структуре топливной промышленности произошли существенные изменения. Вместо угля шире начали использовать нефть и газ.
Сегодня нефтедобывающая промышленность развита в $75$ странах мира. Благодаря нефтяным ресурсам Ближний Восток превратился в главную мировую топливно-энергетическую базу. Самые высокие показатели добычи нефти у Саудовской Аравии, Ирана, Ирака, ОАЭ, Кувейта.
Ближневосточные месторождения дают около $30\%$ мировой добычи нефти. $20\%$ нефти добывают страны Северной Америки. Среди нефтедобывающих стран южной Америки лидирует Венесуэла. В Европе на шельфе Северного моря ведут добычу нефти Великобритания и Норвегия. Морские месторождения нефти разрабатывают также Дания, Испания, Нидерланды. Среди стран СНГ высокие показатели добычи нефти имеют Россия, Казахстан и Азербайджан.
Нефтеперерабатывающая промышленность сосредоточена в экономически развитых странах мира.
Возрастает роль газовой промышленности. Газ является не только топливом, но и ценным химическим сырьем. Главными газодобывающими странами мира являются:
- Россия,
- Туркменистан,
- Иран,
- Индонезия,
- Катар,
- Великобритания,
- Канада.
Замечание 1
Электроэнергетика – одна из наиболее ведущих отраслей НТР. В производстве и потреблении электроэнергии выделяются развитые страны мира. Среди них выделяют США, Китай, Японию, Германию, Канаду, Францию, Россию, Великобританию. Большую часть электроэнергии производят на ТЭС ($75\%$). ГЭС строятся в районах с бурными реками – в Северной Европе, Южной Америке. Сегодня ГЭС дают около $17\%$ электроэнергии. Возросла роль АЭС. Ныне на них производят почти $7\%$ мировой электроэнергии. Здесь лидируют Франция, Бельгия, Швеция. Используют также нетрадиционные источники энергии – Солнце, ветер, внутреннюю энергию Земли.
Металлургия
Горнодобывающая промышленность размещена в местах сосредоточения промышленных запасов сырья. Китай, Австралия, Бразилия, Швеция, Украина, Канада, Россия, США, Казахстан знамениты месторождениями железных руд. Медными рудами славятся Чили, США Канада . Эти же страны являются лидерами мировой цветной и черной металлургии. Черная металлургия на привозном сырье развита в Японии. В последнее время в развитых странах усиленно развивается порошковая металлургия.
Машиностроение
Мировое машиностроение состоит приблизительно из $70$ отраслей и обеспечивает $37\%$ стоимости мирового промышленного производства. В настоящее время повышается процент наукоемких отраслей машиностроения. Условно машиностроительный комплекс делится на общее машиностроение, точное и транспортное.
- Общее машиностроение , которое основывается на металлургической базе и сырье, размещено в Приозерном районе США, в Рурском бассейне Германии, в Верхнесилезском бассейне Польши, на Урале и в северо-восточном Китае.
- Транспортное машиностроение особо развито в таких странах, как США, Япония, Германия, Франция и Южная Корея. Авиа- и ракетостроением знамениты США, Россия, Франция, Китай. Разрабатывается ракетостроение и в КНДР.
- Точное машиностроение получило развитие в конце $ХХ$ века, с развитием НТР. Наряду с традиционно высокоразвитыми странами (США, Японией, Германией), конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию на мировой рынок начали массово поставлять Китай, Индия и страны «новой индустриализации» - Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Филиппины, Индонезия, Малайзия.
Сегодня на экономической карте мира выделяются три основных мировых центра машиностроения: Северная Америка, Западная Европа, Восточная Азия, Юго-Восточная Азия.
Химическая промышленность
Химическая промышленность также считается одной из ведущих отраслей НТР. Ныне в мире используется более $400$ тыс. химических веществ. Они часто вытесняют из потребления и производства природные материалы. Успехам химической промышленности способствует то, что она имеет широкую сырьевую базу.
Традиционно ведущим регионом развития химической промышленности остается Западная Европа. На долю стран этого региона приходится около $40\%$ мировой химической продукции. Первенство здесь занимают Германия, Италия и Франция. Традиционные производства основной химии основаны на собственном сырье, а химия органического синтеза ориентируется на импортное сырье.
Химическая промышленность США, развивающаяся на базе отходов черной металлургии Приозерья и нефти Юга. По своему объему она не уступает европейскому производству. А продукция химической промышленности широко используется населением, как в производстве, так и в быту.
В странах Восточной и Юго-Восточной Азии (Япония, Китай, страны «новой индустриализации») быстрыми темпами развивается химия органического синтеза на импортном (за исключением Китая и Индонезии) сырье.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность
В зоне лесов находятся такие страны, как США, Канада, Россия, страны Скандинавского полуострова, Бразилия. Именно там находятся крупнейшие центры размещения лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Предприятия тяготеют к источникам сырья, воды и к потребителю.
Легкая промышленность
Замечание 2
Отрасль легкой промышленности считается одной из старейших отраслей мирового хозяйства. Ее подотраслями являются текстильная, швейная, меховая, обувная и кожгалантерейная промышленности.
Главными производителями ткани выступают США, Китай, Индия, Бразилия, Мексика, Аргентина.
Швейная промышленность развита в Италии, Франции, Индии, Южной Корее.
Париж, Вена и Нью-Йорк считаются центрами мировой моды.
В последнее время в географии легкой промышленности наблюдается сдвиг постепенно в сторону развивающихся стран.
Легкая промышленность мира играет значимую роль в современной экономике. Она обеспечивает население товарами бытового и промышленного назначения, предметами потребления. Легкая промышленность тесно взаимодействует с сельским хозяйством и другими областями.
Основные характеристики
Под легкой промышленностью понимают совокупность отраслей, изготавливающих для населения предметы из разной сырьевой базы. Условно разделяют на две группы:
- Первая – в ее состав входит дешевая массовая продукция. Характеризуется нетрудоемким производством и присутствием рабочей силы с невысокой квалификацией.
- Вторая – выпускает дорогие товары и характеризуется квалифицированными работниками и высокотехнологичным оборудованием.
В мебельном производстве Италии принадлежит 8% (от мирового количества), США – 15%, а Китаю около 25%.
К особенностям легкой промышленности относят:
- плотная привязка к территории и потребителю;
- зависимость от экономического уровня населения;
- изменения моды и предпочтений;
- периодические изменения требований к технологиям производства и сырью;
- быстрая смена ассортимента.
Отрасли легкой промышленности имеют свою структуру, в состав входят следующие производства:
- сырьевое – обработка кожи, получение льна, хлопка и прочее;
- полупродуктовое – красильное, текстильное;
- готовый товар – галантерея, обувь, одежда.
Мировая легкая промышленность включает основные отрасли – текстильную (на первом месте), обувную и швейную. Особенность: в мировом хозяйстве они представлены неравномерно.
Отрасли успешно развиваются преимущественно в развивающихся странах. Это объясняется присутствием дешевой рабочей силы и сырья, несложным производством. В развитых странах часто ведется производство дорогостоящих изделий с участием квалифицированного труда и высоких технологий.
Текстильная отрасль
Лидирующее место в легкой индустрии мира занимает . Занятость работников и объемы производства являются ведущими среди всех остальных. Изготавливают:
- синтетические и натуральные ткани;
- нетканые материалы;
- канаты;
- пряжи;
- ковровые изделия.
Текстильная отрасль самая старая, она включает производство хлопчатобумажных (первое место), шерстяных, шелковых, а также химических волокон.
Наибольшую популярность приобретают смешанные ткани, в состав входит около 50% хлопковых и 50% синтетических волокон. В мировом производстве значительно увеличилась доля синтетических волокон, а натуральных – сократилась.
За последние 20 лет изготовление текстиля перемещается в сторону стран азиатского региона. Главные лидеры:
- Китай;
- Тайвань;
- Южная Корея;
- Индия, Турция.
Доля развитых стран в отрасли значительно сократилась, им удается удержать позиции за счет производства более дорогого текстиля. Многие развитые страны часть своей промышленности перенесли в развивающиеся регионы. Увеличивается изготовление нетканых материалов, используемых для технических целей. Большая часть в этом секторе принадлежит Китаю и странам ЕС (25%).
Отрасли легкой промышлености
Швейная отрасль
Считается более трудоемкой, чем текстильная. Характеризуется большим спросом и разнообразием товаров. Производство переместилось из развитых в развивающиеся страны.
Последние занимают большую часть в отраслевом сегменте – около 80% экспорта одежды. Лидируют Китай, регионы Азии и Латинской Америки. Развитые страны специализируются, преимущественно, на пошиве дорогих или эксклюзивных изделий.
К швейной отрасли следует отнести и изготовление (пошив) игрушек. Производство развито практически в каждом регионе. Наиболее значимые поставщики – Китай, Япония и США.
Наблюдается рост поступления инвестиций для развития индустрии в страны Балтии. Это объясняется близостью западного рынка, низкой оплатой труда при достаточной квалификации сотрудников.
Кожевенно-обувная отрасль
Обувная промышленность равномерно концентрируется как в развивающихся, так и в развитых регионах. Она отличается широким ассортиментом, он не уступает швейной отрасли, разнообразием сырья. Для применяют натуральные (кожа, нубук, замш), синтетические (кожзам), текстильные материалы.
В развитых странах изготавливают более качественную продукцию из дорогого сырья. Бесспорным лидером выступает крупный производитель Италия, она еще в 50-е славилась своей обувью. Не уступают позиции такие страны, как Чехия, Испания, Португалия, Великобритания. Дорогая обувь занимает третью часть всей обувной продукции.
Не менее насыщен сегмент дешевой обувью из текстиля и кожзама. Позиции лидера по праву принадлежат Китаю – он охватывает 40% общего производства, в середине рейтинга идут Корея, Бразилия, Таиланд. Россия значительно сократила объемы, постепенно переместившись от производителя к импортеру.
Изготовление меховой продукции принадлежит Китаю, США, России. Отдельное место в этом сегменте занимает Греция, в ней происходит переработка меховых обрезов.
Китай выступает лидером в легкой индустрии, страна сегодня продолжает развиваться и завоевывать новые рынки сбыта.
Прогнозы для отраслей
В развивающихся регионах сконцентрированы ключевые отрасли легкой промышленности, сориентированные на массовом потреблении (дешевая обувь, одежда). За развитыми странами закреплено изготовление высококачественных изделий для ограниченного потребительского круга (высокотехнологичные изделия из дорогого сырья).
Значение легкой промышленности имеет социальную направленность в мировом хозяйстве. Она обеспечивает население необходимыми предметами потребления и быта, формирует комфорт и благосостояние граждан, играет весомую роль в экономике страны.
Темпы потребления разнятся, но среднее значение постепенно растет, покупатели часто возвращаются к стратегии накопления базовых предметов обихода, это увеличивает спрос на товар.
Маркетологи уверяют, регламент на выполнение объемов потребительской корзины существует на каждом предприятии, снабдить население необходимым количеством единиц несложно. Интерес покупателей изучается, показатели проверяются социальными опросами, тенденция модных дизайнеров также учитывается.
Видео: Легкая промышленности России
Анализируя топливно-энергетический баланс за некоторый исторический период, необходимо отметить, что топливная промышленность мира прошла в своём развитии несколько этапов:
- угольный этап (первая половина XX века);
- нефтегазовый этап (со второй половины XX века).
Добыча нефти в мире в 1950 - 2000 гг. выросла почти в 7 раз (с 0,5 до 3,5 млрд. т). Нефтяная промышленность - одна из самых монополизированных добывающих отраслей. Кроме немногих стран, где добыча нефти находится в ведении государственных компаний, отрасль полностью контролируется крупнейшими ТНК и . В противовес им -экспортеры нефти создали организацию , борющуюся за право распоряжаться нефтью на своей территории и контролирующую свыше половины ее добычи.
До 2-й мировой войны 80% нефти добывали Северная. и , где выделялись США (свыше половины добычи в мире) и . Но уже после войны с открытием крупных месторождений нефти на Ближнем и Среднем Востоке, а также в СССР доля Америки стала быстро сокращаться (2000 г. - 21%). Основную часть нефти теперь дает (до 38%). Доли отдельных стран-лидеров в добыче в 2000 г. (США или ) не превышают 12 - 13%. СССР в конце 80-х гг. достиг максимального уровня добычи нефти среди всех нефтедобывающих государств - 624 млн. т (20% мировой добычи), который ни одна страна не превзошла.
Нефть - один из важнейших экспортных товаров мировой торговли. На экспорт поступает половина всей добываемой нефти (свыше 1,5 млрд. т). Важнейшими ее поставщиками являются страны Ближнего и Среднего Востока. Подавляющая часть экспортируемой нефти перевозится в танкерах по морским путям. Крупнейший поток по трубопроводам идет из России во многие страны Западной и . И хотя доля нефти несколько снизилась, она остается на первом месте по показателям мирового энергопотребления.
Промышленность природного газа
Нефтяная промышленность
Газовая промышленность
Газ добывают 60 стран, лидируют Россия, США, .
Основными проблемами топливной промышленности являются:
- истощение запасов топлива (по расчетам специалистов, разведанных запасов угля, хватит примерно на 240 лет, нефти - на 50 лет, газа - 65);
- нарушение окружающей среды при добыче и транспортировке топлива;
- территориальный разрыв между основными районами добычи и районами потребления.
Для решения этих проблем разрабатываются новые ресурсосберегающие технологии, осуществляется поиск новых месторождений.
Электроэнергетика мира
Доля различных видов станций в производстве энергии в разных странах неодинакова, так ТЭС преобладают в Нидерландах, Польше, ЮАР, Китае, Мексики, Италии. Значительна доля ГЭС в Норвегии, Бразилии, Канаде, . В конце 80-х активно строились и работали АЭС. В этот период они были построены в 30 странах мира. Значительную долю энергии на АЭС вырабатывают во Франции, Республике Корея, Швеция, .
Основными проблемами электроэнергетики являются:
- истощение запасов первичных энергоресурсов и их удорожание;
- загрязнение окружающей среды.
Решение проблемы - в использовании энергии, таких как:
- геотермальная (уже используется в Исландии, Италии, Франции, Японии, США);
- солнечная ( , Испания, Япония, США);
- (Франция, Россия, Китай, совместно Канада и США);
- ( , Швеция, Германия, Великобритания, Нидерланды).
Металлургическая промышленность мира: состав, размещение, проблемы.
Металлургия – одна из главных базовых отраслей промышленности, обеспечивающая другие отрасли конструкционными материалами (черными и цветными металлами).
На протяжении достаточно длительного времени размеры выплавки металлов едва ли не в первую очередь определяли экономическую мощь любой страны. И во всём мире они быстро возрастали. Но в 70-е годы XX века темпы роста металлургии замедлились. Но сталь остаётся по-прежнему основным конструкционным материалом в .
Металлургия включает в себя все процессы от добычи руды до выпуска готовой продукции. В состав металлургической промышленности входит две отрасли: черная и цветная.
мира: значение, состав, особенности размещения, проблемы окружающей среды.
Химическая промышленность является одной из авангардных отраслей, обеспечивающих развитие хозяйства в эпоху НТР. От её развития зависит развитие всей экономики, поскольку она обеспечивает другие отрасли промышленности новыми материалами, - минеральными удобрениями и средствами защиты растений, а население - разнообразными бытовыми химическими средствами.
Химическая промышленность имеет сложный отраслевой состав. Она включает:
- горно- (добыча сырья: серы, апатитов, Фосфоритов, солей);
- основную химию (производство солей, кислот, щелочей, минеральных удобрений);
- химию органического синтеза (производство полимеров – пластмасс, синтетического каучука, химических волокон);
- прочие отрасли (бытовая химия, парфюмерная, микробиологическая и т. д.).
- Особенностями размещения определяются совокупностью различных факторов.
Для горно-химической - природно-ресурсный фактор определяющий, для основной и химии органического синтеза - потребительский, водный и энергетический.
Выделяется 4 крупных региона :
- Зарубежная Европа (лидирует Германия);
- Северная Америка (США);
- Восточная и Юго-Восточная Азия (Япония, Китай, Новые индустриальные страны);
- СНГ (Россия, Украина, ).
В производстве отдельных видов химической продукции лидируют следующие страны:
- в производстве серной кислоты - США, Россия, Китай;
- в производстве минеральных удобрений - США, Китай, Россия;
- в производстве пластмасс - США, Япония, Германия;
- в производстве химических волокон - США, Япония, ;
- в производстве синтетического каучука - США, Япония, Франция.
Химическая промышленность оказывает существенное влияние на природу. С одной стороны, химическая промышленность обладает широкой сырьевой базой, позволяющей утилизировать отходы и активно использовать вторичное сырьё, что способствует более экономному расходованию природных ресурсов. Кроме того, она создает вещества, которые применяют для химической очистки воды, воздуха, защиты растений, восстановлению .
С другой стороны, она сама относится к числу наиболее «грязных» отраслей, воздействующих на все компоненты природной среды, что требует проведения регулярных природоохранных мероприятий.
Промышленность - это ведущие отрасли материального производства; предприятия, занятые добычей сырья, производством и переработкой материалов и энергии, изготовлением машин. Существует большое количество групп отраслей промышленности, выделяемых по разным признакам: по назначению выпускаемой продукции, по используемому сырью, технологии производства. Основными из них являются добывающая и обрабатывающая отрасли.
Отрасли промышленности иногда различают по другому принципу:
■ тяжелая промышленность: добывающая, часть производств машиностроения, химической промышленности, энергетическая, металлургическая, стройматериалов;
■ легкая промышленность: все виды легкой, пищевой и др.
Каждая из отраслей и производств промышленности характеризуется разной степенью капиталоемкости, трудоемкости, материалоемкости, энергоемкости, водоемкости, наукоемкости. Они могут быть даже внутри одной отрасли очень разными для отдельных производств (например, в химической промышленности материалоемкими являются добыча химического сырья, производство минеральных удобрений, многих видов кислот и щелочей, а другой полюс представляют нематериалоемкие: парфюмерно-косметическая, фармацевтическая, фотохимическая, производство реактивов и т.д.).
Исторический экскурс. Роль промышленности постоянно возрастала по мере развития капитализма, особенно в период промышленной революции конца XVIII-XIX вв., когда происходило интенсивное развитие горнодобывающей промышленности, строительство новых заводов и фабрик, наращивание производственных мощностей, рост потребления энергии всех видов и, как следствие этого, резкое обострение экологических проблем. Промышленная революция характеризовалась изобретением парового двигателя, массовым производством текстиля, строительством железных дорог, изобретением телеграфа и т.д. Быстрый рост промышленности в конце XIX и первой половине XX в. превратил ее в главную отрасль материального производства по величине стоимости продукции (по этому показателю промышленность превосходила сельское хозяйство к 1950 г. в 2 раза, а к концу XX в. в 7-8 раз). Сельское хозяйство было и остается ведущей отраслью хозяйства в странах, не прошедших процесс индустриализации. В развитых странах сельское хозяйство и добывающие производства оставались ведущими до тех пор, пока не произошли промышленные революции (в большинстве из них до начала XX в.).
В начале XXI в. наибольшая в мире доля промышленности - на уровне 50-60% ВВП характерна для развивающихся стран, обладающих запасами полезных ископаемых мирового значения, на основе которых развивается экспортоориентированная добывающая промышленность и для некоторых стран с переходной экономикой. Поиски альтернативных видов энергии, интенсификация производства, снижение его энергоемкости, а главное, приоритетное развитие сферы услуг привели к постепенному снижению доли промышленности в экономически развитых странах до уровня 20-40%. Эта тенденция характерна и для начала XXI в.: доля промышленности в ВВП развитых стран Запада уменьшится до 15-20% в 2020 г. против 23% в 2000 г.
По данным ЦРУ США, в мировой экономике в целом промышленность составляла в 2009 г. 30,6% мирового валового продукта, сфера услуг - 63,4%, а на долю сельского хозяйства и добывающих производств приходилось 6%.
Добывающая промышленность. В состав добывающей промышленности входят отрасли, в которых осуществляется процесс добычи сырья и топлива из земных недр, лесов и водоемов (горнодобывающая, нефтедобывающая, угольная и др.).
Добывающая промышленность (включает:
■ получение электроэнергии;
■ все отрасли горнодобывающей промышленности;
■ лесозаготовку, лесные промыслы;
■ охоту, рыболовство, добычу морского зверя. Иногда лесозаготовку и лесные промыслы рассматривают вместе с деревообработкой, выделяя лесную и деревообрабатывающую промышленность.
Основные предприятия добывающей промышленности: в электроэнергетике - электростанции; в горнодобывающей промышленности - карьеры, рудники, разрезы, шахты, прииски; в лесозаготовках - леспромхозы; в охотничьем и рыболовецком промыслах - охотничьи, рыболовецкие, зверобойные хозяйства и артели. Это - самая материалоемкая отрасль мировой индустрии, дающая ежегодно несколько десятков миллиардов тонн разнообразных полезных ископаемых и большое количество руд черных и цветных металлов, строительных материалов (песка, глины, сырья для цементной промышленности и т.д.). При этом количество добытых полезных ископаемых в начале XXI в. удвоилось по сравнению с 1970 г. Однако стоимость продукции добывающей промышленности составляет всего около 10% мировой индустрии, так как цена добываемого сырья в большинстве случаев невелика. На разработку карьеров и добычу полезных ископаемых приходится менее 1% валового мирового продукта. Потребление полезных ископаемых также сконцентрировано в нескольких регионах мира. США, Канада, ЕС, Япония, Австралия в которых живет 15% населения планеты, вместе потребляют большую часть металлов, производимых в мире: около 61% алюминия, 60% свинца, 59% меди, 49% стали. Показатели потребления на душу населения также в пользу развитых стран: в США на душу населения приходится 22 кг алюминия, в Индии - 2 кг, в Африке - 0,7 кг.
В составе добывающей промышленности около 75% общего объема производства приходится на горнодобывающие отрасли. Она обладает повышенной фондоемкостью и энергоемкостью - на ее долю приходится 1/5 всех производственных основных фондов, т.е. столько, сколько имеет машиностроение, и в два раза больше, чем химическая и нефтехимическая промышленность. На добычу и обогащение полезных ископаемых ежегодно расходуется 7-10% мировой добычи нефти, газа, угля, производства электроэнергии. Именно поэтому горнодобывающая промышленность оказывает отрицательное воздействие на экологию. В начале XXI в. во всем мире было добыто более 900 млн т металлов, после которых осталось 6 млрд т пустой породы. При этом количество отходов продолжает возрастать, так как снизилось процентное содержание металлов в некоторых рудах. Так, на одно золотое обручальное кольцо приходится 3 т отходов.
Таблица 10.1. Горнодобывающая промышленность в мировой экономике (в начале XXI в.)
Улучшить ситуацию в горнодобывающей промышленности может производство металлов из вторичного сырья, поскольку оно менее энергоемко, чем из руд. Но для некоторых металлов уровень переработки не только не возрастает, но продолжает снижаться.
Обрабатывающая промышленность. К этой группе относятся отрасли, занимающиеся переработкой сырьевых материалов. В зависимости от исходного сырья обрабатывающая промышленность подразделяется на отрасли, перерабатывающие сырье промышленного происхождения (производство черных, цветных металлов и др.), и отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье (мясная, сахарная, хлопчатобумажная и др.).
Цифры и факты. Доля меди в мировом производстве, полученная после вторичной переработки, составляет всего лишь 13% в начале XXI в., в то время как этот показатель в 1980 г. был 20%. Только 4% цинка в мире производится из переработанного сырья.
По целевому назначению продукции обрабатывающая промышленность делится на основные отрасли: машиностроение, химическую, легкую промышленность и агропромышленный комплекс.
Таблица 10.2. Обрабатывающая промышленность
Отрасли обрабатывающей промышленности составляют основу так называемой тяжелой индустрии. На их долю приходится примерно 90% общего объема продукции промышленности в мировой экономике. Специализированные отрасли, сходные между собой по назначению производимой продукции (например, отрасли топливной промышленности), общности используемого сырья (например, отрасли машиностроения) или по характеру технологии (например, отрасли химической промышленности), группируются в так называемые комплексные отрасли: тяжелая промышленность (топливная, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, строительные материалы и т.д.) и легкая промышленность: текстильная, швейная, кожевенная, меховая и обувная; перерабатывающие отрасли АПК (пищевая, мясная и молочная, рыбная, лесная).
Обрабатывающая промышленность дает подавляющую часть вырабатываемой в мире продукции как по стоимости, так и по ее видам.
Ведущей среди них является машиностроение (около 40% стоимости мировой промышленной продукции). Ему значительно уступают химическая и пищевая промышленность (примерно по 15%), легкая и группа отраслей по переработке древесины -деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (9-10%), и замыкают список металлургия и электроэнергетика (по 5-7%). Таким образом, большинство отраслей обрабатывающей промышленности превосходит по стоимости продукции всю добывающую промышленность.
Машиностроение. Важнейшей отраслью потребления черных и цветных металлов является машиностроение, в которое входят: общее машиностроение, специализирующееся на выпуске производственного оборудования; транспортное машиностроение; электротехническая и электронная промышленность; приборостроение; производство вооружения и военной техники и ряд других отраслей. Иногда в него включают и производство металлоизделий. Со времени первой промышленной революции XVIII-XIX вв. эта отрасль играет ключевую роль во всем хозяйственном развитии человечества. Ее доля в общем объеме промышленного производства возрастает, в продукции обрабатывающей промышленности развитых стран она составляет обычно от 1/3 до 2/5 и более (доля общего - до 37%; транспортного - до 35%; электротехники - до 30%). Ожидается, что к 2020 г. машиностроение составит почти половину промышленного производства данных стран.
Исторический экскурс. Создание отдельных специализированных отраслей машиностроения: производство локомотивов, станков, горно-шахтного и металлургического оборудования относится еще к первой половине XIX в. На рубеже XIX и XX вв. было положено начало развитию таких отраслей как автомобильная, электротехническая, приборостроение и др. До Первой мировой войны в мировом машиностроении лидировала Западная Европа, по производству продукции машиностроения она превосходила США более чем в 2 раза. Вторая мировая война резко изменила расстановку сил в мировом машиностроении. Позиции лидера безоговорочно заняли США и удерживали их на протяжении всей второй половины прошлого века, тогда как машиностроение наиболее пострадавших в войне стран Западной Европы лишь к середине 1950-х гг. постепенно восстановило свои позиции, однако к концу XX в. на их долю приходилось в среднем лишь 19% мирового машиностроительного производства.
Машиностроение лидирует по стоимости продукции в развитых странах: на отрасль приходится до 35-40 % всей стоимости промышленной продукции и до 1/3 всех работающих в индустрии.
Она является самой наукоемкой отраслью современной индустрии, все достижения НТП внедряются, прежде всего, в этой отрасли. Ассортимент видов и типов продукции машиностроения насчитывает несколько миллионов наименований. Ни одна страна в мире не может вырабатывать такое количество изделий.
Машиностроение определяет не только отраслевую структуру промышленности, но и ее размещение. Во-первых для него характерно углубление специализации производства и расширение его масштабов. Именно машиностроение занимает лидирующие позиции по использованию ЭВМ и другой электронной техники. Поэтому производства продукции наукоемких отраслей машиностроения все более ориентируется на районы, обладающие высокоразвитой научной базой. Во-вторых, выпуск машиностроительной продукции требует гораздо больших затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость отрасли. В-третьих, достаточно высока металлоемкость отрасли, поэтому предприятия машиностроения часто ориентируются на ее центры, хотя в эпоху НТР ориентация заводов на металл значительно снизилась за счет увеличения трудоемкости и наукоемкости отрасли. В-четвертых, стадии производства машиностроительной продукции осуществляются, как правило, на отдельных специализированных предприятиях - велика роль специализации и кооперирования, вследствие этого приобретает исключительное значение транспортный фактор. В-пятых, вследствие специфики многих предприятий машиностроения (например, выпускающих комбайны или оборудование для горнодобывающей промышленности и т.п., которые сложно транспортировать), многие из них ориентируются на потребителя.
На протяжении XX в. объем продукции мирового машиностроения увеличился примерно в 100 раз, в США - почти в 300 раз, В Западной Европе - в 33 раза, в Японии - в 5500 раз. Еще одно перераспределение сил в мировом машиностроении имело место в последней четверти XX в., когда резко увеличившая объемы машиностроительного производства Япония, а вслед за ней и некоторые страны Тихоокеанского региона заметно потеснили позиции и Западной Европы, и США.
В 2008-2009 гг. в связи с мировым экономическим кризисом рост мировой промышленной продукции, по данным ЦРУ США, впервые за много лет составил отрицательную величину (-2,7% в 2009 г.).
Быстрый рост машиностроения во всех ведущих странах мира в значительной мере был обусловлен ростом капиталовложений. В результате этого оказалась возможной не только существенная интенсификация традиционной техники и технологии, но, что не менее важно, форм и методов организации машиностроительного производства. Лидируют в мировом машиностроении США, Япония и Германия. В этих странах выпускается наиболее разнообразная продукция. В состав первой десятки входят также Франция, Великобритания, Италия, Испания, обладающие весьма широкой номенклатурой машиностроения, Китай, Канада и Бразилия.
На экономической карте мира можно также выделить четыре машиностроительных региона. Первый - Северная Америка, где производится большая часть мировой машиностроительной продукции. Второй - зарубежная (по отношению к СНГ) Европа, который производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, в нем высоко развиты также некоторые новейшие отрасли. Третий - Восточная и Юго-Восточная Азия, в котором лидируют Япония и Китай, также сочетающие продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии. Четвертый - страны с переходной экономикой (в основном СНГ), отличающиеся большим объемом производства машин и оборудования, но отстающие по развитию наукоемких отраслей.
Доля развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировом машиностроении незначительна: примерно 7% в начале XXI в. Но в некоторых из них машиностроение развивается высокими темпами - в Бразилии, Индии, Аргентине, Мексике и особенно - в новых индустриальных странах, что в целом связано со строительством в них филиалов западных ТНК.
По стоимости продукции в мировом машиностроении вырвалась вперед такая новейшая отрасль, как электронная. Электронная промышленность - самая наукоемкая и инновационная отрасль современного машиностроения. В машиностроении отдельных стран (Япония, США, Республика Корея и др.) электронная промышленность заняла ведущие позиции. С 1997 г. в США продукция электронной промышленности учитывается отдельно от электротехнической и ее доля в машиностроительном комплексе постоянно возрастает: 20,1% в 1980 г., 28,6% в 2000 г. и по прогнозам составит 38,9% в 2020 г.
Очень велик удельный вес экспортной составляющей в производстве всех электронных товаров. В составе отрасли самую большую долю по стоимости занимает производство различных видов вычислительной техники - до 40-45 %. Основную часть этой продукции дают крупные фирмы (ТНК) США, Японии, ряда стран Юго-Восточной Азии (Республика Корея, Тайвань и др.) и в меньшей степени Западной Европы. Фирмы Западной Европы специализируются на выпуске мобильных средств связи, оборудования для промышленности, научных приборов.
Транспортное машиностроение (производство наземных, водных и воздушных транспортных средств) - вторая по значению отрасль современного машиностроения. Транспортное машиностроение имеет 2 направления - гражданское и военное. По стоимости и количеству выпускаемой продукции лидирует в отрасли автомобилестроение. Почти половина всех автомобилей в мире выпускается четырьмя крупнейшими компаниями: "Дженерал моторе", "Форд", "Фольксваген", "Тойота". Основные страны производители: Германия, США, Франция, Япония. Мировой экономический кризис затронул данную отрасль в значительной степени. Так, в январе 2009 г. производство автомобилей в Германии сократилось на 34% к январю 2008 г., а экспорт - на 39%. Сильнее всего пострадало автомобилестроение в Италии, где в декабре 2008 г. падение составило 50%. В США и Великобритании продажи упали на 37%, в Швеции - на 36%, во Франции - на 14%. Китай, Индия и Бразилия пострадали в меньшей степени, поскольку выпускаемые ими автомобили имеют доступные цены и экономичный двигатель.
Авиаракетно-космическая промышленность - (АРКП) - одна из самых современных отраслей машиностроения и включает в себя большое количество различных производств. Она является наукоемкой высокотехнологичной отраслью, требующей больших научно-технических разработок и больших капиталовложений. АРКП - это отрасль машиностроения, возникшая в эпоху НТР и объединяющая созданную ранее авиационную промышленность с новейшей ракетно-космической. В структуре отрасли выделяют самолето- и вертолетостроение, ракетостроение, производство космических летательных аппаратов, производство двигателей, авиационное приборостроение и др. Полным набором подотрослей обладают лишь несколько экономически высокоразвитых стран. Поэтому только промышленно развитые страны способны производить все виды ее продукции (средняя стоимость 1 кг магистрального пассажирского самолета составляет 1000 долл. США, а стоимость 1 кг автомобиля - 20 долл.).
Все производства АРКП - наукоемкие, трудоемкие с высокой долей среди персонала инженерно-технических работников и высококвалифицированных рабочих. В мире существуют только три центра - Россия, США и ЕС, - имеющие научно-исследовательскую и экспериментальную базу, конструкторские бюро и промышленные предприятия, которые обеспечивают разработку и производство авиационной и космической техники в широком спектре потребностей мирового рынка. Высокая наукоемкость производственного процесса обусловлена сложностью продукции, которая выпускается в небольших количествах (авиалайнеров - в мире около 1 тыс. в год, вертолетов - 600-1000). А высокая степень капиталоемкости отрасли определяет высокую ее монополизацию (даже в ведущих странах насчитывается лишь по 3-4 фирмы).
Для размещения крупных предприятий АРКП внутри отдельных стран характерно тяготение к крупным агломерациям и городам, располагающим научно-исследовательскими учреждениями. Оказывают влияние и другие факторы, например, заинтересованность фирм, военно-стратегические соображения и пр.
В США официальная правительственная поддержка осуществляется путем бюджетного финансирования разработок новых технологий, около 50% всех государственных субсидий приходится на авиакосмическую отрасль. В результате в этой отрасли около 70% общего объема затрат на НИОКР (около 20 млрд. долл. в год) идет за счет государственного финансирования.
Авиационная промышленность формировалась первоначально как военная отрасль и лишь со временем стали производиться и гражданские самолеты (крупные пассажирские авиалайнеры и небольшие самолеты и вертолеты, необходимые для нужд народного хозяйства). В настоящее время самолеты и вертолеты делают более 20 стран мира, но лидируют в мировом авиастроении США, они контролируют 2/3 мирового рынка гражданской авиации. Крупнейшими транснациональными компаниями мира (по объемам продаж) в аэрокосмической отрасли являлись "Боинг" (США), "Локхид Мартин" (США) и "Юнайтед Текнолоджиз" (США). Лидерами в отрасли, кроме США, являются Россия, Франция, Великобритания, Германия. Россия на мировом рынке гражданской авиастроения занимает около 1% (к 2020 г. поставлена задача увеличить долю до 10-15%), а на рынке военного авиастроения - 25%.
В состав общего машиностроения включены заводы по изготовлению машин и оборудования для всех отраслей народного хозяйства. Общее машиностроение - эта группа машиностроительных отраслей, характеризующаяся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Продукция отрасли очень разнообразна и востребована всеми государствами мира, но почти 90% ее выпускается в четырех государствах - США, Германии, Японии, России. Среди крупнейших машиностроительных компаний лидируют ТНК США.
Таблица 10.3. Крупнейшие мировые машиностроительные компании
Доля общего машиностроения в обшей структуре машиностроительного комплекса медленно снижается в США (с 24,2% в 1980 г. до 22,0% в 2000 г. и по прогнозам снизится до 20,0% в 2020 г.) и Японии (с 28,4% в 1980 г. до 24,1% в 2000 г. и по прогнозам снизится до 20,0% в 2020 г.). Только в Германии ожидается увеличение доли общего машиностроения (с 25,9% в 1980 г. до 27,7% в 2000 г. и по прогнозам увеличится до 28,0% в 2020 г.). В общем машиностроении этой страны функционируют свыше 4,5 тыс. фирм, в основном специализированных на мелкосерийном производстве с учетом требований заказчиков. Их положение во многом зависит от спроса на внешнем рынке.