Предмет и метод современной экономической теории. Междисциплинарные связи экономической теории Предмет междисциплинарной экономической теории
Определение границ, разделяющих эти дисциплины, позволяет более четко обозначить предмет экономической социологии. М.Вебер сформулировал содержание этого предмета так: экономическая социология изучает экономическое действие как форму социального действия. Социальное действие выступает основанием и вместе с тем внутренним элементом экономического действия. Социальное действие внутренне мотивировано, а субъект, производящий такое действие, ожидает от других людей такой реакции, с которой он обязан считаться.
Таким образом, в определении предмета экономической социологии мы переходим на позицию так называемого методологического индивидуализма, то есть к выяснению того, какими мотивами руководствуется субъект в своей деятельности. Но ведь и традиционная экономическая наука начинает анализ с тех же позиций. Чем руководствуется хозяйствующий субъект в принятии решений? Ответ экономиста прост: стремлением к получению скорейшей и максимальной прибыли (выгоды). Данный ответ совершенно верен с точки зрения элементарного здравого смысла и целиком соответствует логике рыночной системы: ведь иное решение принесет убыток и может привести к разорению субъекта.
В реальной жизни, однако, люди нередко руководствуются в своих поступках более сложными и, если угодно, высокими побуждениями, идущими вразрез с соображениями прямой и ежеминутной выгоды. В задачу экономической социологии входит исследование таких мотивов и побуждений. В. Радаев совершенно прав, утверждая, что «интенции двух дисциплин прямо противоположны: экономическая теория производит редукцию к обыденному, а экономическая социология – «остранение» обыденного». 1 Социологи как раз и занимаются выяснением внутренней мотивации человеческих действий, то есть «остранением» поверхностного и обыденного. Поиски эти могут вестись в социокультурной, религиозной сфере, в области межличностных, национальных и властных отношений 2 Н.Смелзер расширяет границы экономической социологии, полагая, что «эта дисциплина, изучающая отношения между экономическими и неэкономическими аспектами социальной жизни. Следует обратить внимание и на то, что «методологический индивидуализм» экономической теории заметно отличается от «методологического индивидуализма» экономической социологии. Первый исходит из того, что индивиды (хозяйственные субъекты) полностью свободны и независимы в принятии решений, например, в процессе аллокации имеющихся ресурсов. В противоположность экономистам социологии исходят из того, что индивид всегда связан в своих поступках как внутренними, так и внешними обстоятельствами 3 .
Было бы, однако, глубоким заблуждениям считать, что упомянутая «связанность» агентов экономического процесса всегда и всюду выступает помехой в принятии рационально обоснованных решений. Социологи, занимающиеся проблемами регионального развития, например, обратили внимание на феномен бурного хозяйственного роста в отдельных районах Италии и Франции, наблюдавшийся как раз в период (середина 1970-х годов), когда страны Западной Европы пребывали в тисках жестокого экономического кризиса. Разгадку такого «странного» явления они отыскали в экономическом поведении хозяйствующих субъектов, сумевших в пределах территориального округа на основе единообразной системы ценностей и менталитета, взаимных обязательств организовать сотрудничество, которое в сочетании со здоровой конкуренцией принесло всем участникам социоэкономического процесса благотворные результаты 1 .
В данном случае (как и во многих других) экономическая социология оказалась в состоянии дать убедительные ответы на возникшие проблемы (и представить необходимые рекомендации) в тех областях, где «чистая» экономическая теория была бессильной. Развиваясь на протяжении длительного времени отдельно от экономической науки и параллельно с ней, экономическая социология в последние три десятилетия все активнее вторгается в сферу интересов экономической теории, используя эмпирический материал, традиционно используемый экономистами в своих исследованиях. Широкое применение такого материала дает социологам возможность приходить к более обоснованным выводам и прогнозам. Категория социального действия, ставшая объектом изучения двух родственных дисциплин, выступает связующим звеном, объединяющим экономическую теорию и экономическую социологию. Последняя, сохраняя самостоятельность отдельной науки, все чаще предоставляет свои услуги экономической теории и хозяйственной практике в решении сложных вопросов современной общественной жизни.
Предисловие
В условиях развития новых форм хозяйствования возникает необходимость приобретения и постоянного обновления экономических знаний, требует изучения основ экономической теории.
В учебнике изложены систематический курс экономической теории, который рассматривает экономические категории, закономерности и процессы на уровне микро- и макроэкономики, а также международных экономических отношений. При написании учебника авторы использовали научные достижения известных представителей различных экономических направлений, опыт преподавания этой учебной дисциплины в юридической академии и опубликованную учебную литературу, в учебнике представлены особенности развития переходной экономики Украины. При этом важное место занимают вопросы правового регулирования новых экономических явлений и процессов в условиях становления рыночных отношений, а также появления негативных явлений - кризиса, инфляции, резкого снижения спроса населения, криминализации и обострение угроз экономической безопасности государства.
В этих условиях у населения появилась потребность определенного самостоятельного толкования путей улучшения своего экономического жизни, реформирования экономики страны. Все готовы дать рецепты по лечению старых и формирование новых экономических и правовых отношений. Но следует помнить, что для этого нужно научное обоснование моделей и тенденций экономического развития. Это возможно сделать только на профессиональном уровне, опираясь на научные знания экономической теории как науки и учебной дисциплины. Это издание позволит читателю понять основные понятия и закономерности построения в Украине новой экономической системы - социально ориентированной рыночной экономики. При этом авторы курса основ экономической теории составили такую его структуру, которая позволит выяснить взаимосвязь экономики и права, теории и практики экономического развития.
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Экономическая теория как наука и учебная дисциплина
Предмет курса "Основы экономической теории"
Экономическая теория - многоплановая общественная теоретическая наука, которая последовательно в течение всего своего существования приобрела целостной системы научных взглядов и представлений об экономической жизни общества, закономерности развития народного хозяйства, его субъектов в условиях рыночных отношений. Экономическая теория, как и все науки, имеет свои объект исследования и предмет изучения, которые в процессе развития хозяйственной деятельности человека и общества постоянно приобретают новые характерных черт и особенностей. Человек выступает активным участником и субъектом экономической жизни общества, производителем материальных благ, которые необходимы для удовлетворения его потребностей и интересов. Впоследствии возникают новые потребности, обеспечить которые можно лишь путем организации эффективной деятельности в рамках семьи, коллектива, фирмы, предприятия, отрасли, региона, страны или всего мира. Поэтому экономическая теория имеет сложный предмет, постоянно формируется и развивается.
Существует много определений экономической науки и ее предмета: экономика (IV-III вв. До н.э.) - это экономические взгляды на искусство ведения домашнего хозяйства; политическая экономия (XVII-XX вв.) - наука, изучающая экономические отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления; экономико (XIX-XX вв.) - наука об эффективном использовании ограниченных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека и общества. Современное понимание термина "экономическая наука" включает определение таких элементов ЕЕ предмета: хозяйственная деятельность; закономерности развития экономических систем; отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ; отношения собственности и рынка; использование людьми редких или ограниченных ресурсов для производства различных товаров и услуг и распределение их между членами общества в целях удовлетворения их потребностей; механизмы решения главных экономических проблем (что, как, для кого, сколько производить и способность экономической системы к реформированию) и др. Определение этих элементов предмета экономической теории находятся во взаимосвязи, дополняют друг друга и отражают различные стороны и проблемы экономической жизни.
Предмет экономической теории в зависимости от уровня исследования экономических явлений и масштаба функционирования экономики имеет сложную многоярусную структуру (рис. 1).
Объектом изучения экономической теории на уровне микроэкономики выступает отдельный экономический субъект - хозяйственная деятельность человека, семьи, фирмы, предприятия, которая является конкретной и доступной для восприятия.
Национальная экономика как единое целое. ее предмет имеет комплексный, обобщенный, агрегированный характер, требует глубокого научного исследования и государственного регулирования.
Экономика должна отрасли народного хозяйства, промежуточные системы и комплексы (военно-промышленный, агропромышленный, энергетический и др.), Которые составляют мезоэкономику.
Экономическая теория изучает экономические явления и процессы также на уровне международной экономики как системы мирового хозяйства, международных экономических отношений и связей, то есть супермакроекономику.
Все эти уровни экономики являются составными экономической теории, находятся во взаимосвязи, дополняют друг друга и способствуют изучению ее предмета.
Экономическую теорию в зависимости от сферы применения разделяют на позитивную и нормативную. Положительная экономическая теория познает и прогнозирует объективные экономические явления, формирует целостную систему научных взглядов, гипотез и концепций. Экономическая теория как учебная дисциплина вообще имеет положительный характер. Ученый-экономист, исследуя факты хозяйственной жизни, констатирует состояние экономики, формулирует характерные черты, объясняет их природу и содержание, делает выводы о будущем ее развития.
Нормативная экономическая теория - это наука о рациональном поведении людей и деятельность экономических институтов. Она призвана отвечать на вопрос о том, что следует делать, что должно быть, как действовать, чтобы достичь желаемых конечных результатов, надо иметь.
Экономическая теория как теоретическая наука и учебная дисциплина содержит положительные выводы и обобщения, но практика хозяйствования, особенно на уровне макроэкономики, требует конкретных рекомендаций, нормативных указаний о том, как уменьшить дефицит государственного бюджета, уровень инфляции, как преодолеть кризис и др.
Оба эти направления применения экономической теории должны работать эффективно и способствовать изучению ее предмета и формированию у человека экономического мышления, рыночной экономического поведения.
Экономическое мышление у человека формируется в процессе его деятельности как субъекта хозяйственной жизни и приобретения знаний о экономические понятия, явления и законы. Экономическое мышление - это процесс отражения, воспроизведения сознания людей, их экономических отношений в форме представлений, понятий, теорий или усвоения людьми приобретенных обществом экономических знаний, переработки информации. Поэтому экономическое мышление есть двух типов: обычное и научное.
Обыденное экономическое мышление - это мышление человека на уровне его жизненного опыта, практики производства и потребления товаров. Как правило, оно имеет субъективный, поверхностный, односторонний характер и может сопровождаться низкой результативностью. Такое мышление особенно недопустимо для руководителей макроэкономики.
Научное экономическое мышление - это мышление человека, который овладел приобретенные обществом и экономической наукой знания и их реализацию на профессиональном уровне с использованием понятийного, категориального аппарата. Человек, который имеет научное мышление, познает все звенья развития экономики, объективно оценивает экономическую действительность и сознательно пользуется системой научных экономических категорий, концепций и законов.
Экономическое мышление дает возможность субъектам экономики более сознательно реализовывать свои способности, ценностные ориентиры, эффективную экономическую поведение.
Экономическое поведение - это определенные поступки субъекта экономики, его деяния отношению к окружающей среде, реакция на конкретные цели, ценности и задачи. Экономическое поведение субъектов рыночной экономики должен руководствоваться открытыми экономической наукой принципами ограниченности (редкости) ресурсов, неограниченности потребностей, альтернативности и свободы экономического выбора.
Развитие экономики требует ресурсов (материальных, человеческих, природных, инвестиционных), которые имеют свойство быть ограниченными, во-первых, природой или территории страны; во-вторых, невозможностью их воспроизведения; в-третьих, ростом численности населения, производства товаров и услуг, неограниченным увеличением разнообразия, количества и уровней потребностей. Ограниченность ресурсов, постоянная потребность в них для производства материальных благ и услуг обусловливают необходимость выбора путей рационального, результативного использования этих ресурсов, то есть достижения эффективности. Экономическая эффективность как цель деятельности требует учета связи между количеством редких ресурсов, необходимых для производства (расходов), и полученными результатами (выпуском). Эффективность экономической деятельности имеет место, когда расходы уменьшаются или остаются неизменными при росте объема выпуска нужных материальных благ. Итак, характерной чертой экономического поведения всех субъектов хозяйственной жизни является их деятельность по эффективному использованию редких ресурсов для удовлетворения потребностей.
Ограниченность ресурсов остро чувствуют человек и общество, потому что экономические потребности постоянно растут. Экономическая теория изучает потребности, которые являются движущим мотивом деятельности человека по ликвидации нужд в чем-то. Понятие потребности означает особое психологическое состояние человека, осознание условий, необходимых для жизни. Чтобы жить, люди должны производить материальные блага, обменивать их и удовлетворять не только свои физиологические потребности (в пище, одежде, жилье, отдыха и т.п.), но и потребности, обусловленные их положением в данном социальном окружении (в образовании, культуре, спорте и др.).
Потребности классифицируют на определенные виды в зависимости от критериев:
По субъекту - индивидуальные, групповые, коллективные, общественные;
По объекту - материальные, духовные, культурные и тому подобное;
По сфере деятельности - в труде, отдыхе и др.;
По степени реализации: абсолютные (обусловленные современным уровнем развития мировой экономики), действительные (которые соответствуют уровню развития экономики данной страны), платежеспособные (которые человек может удовлетворить в соответствии с собственных доходов и уровня цен)
По значимости - первичные (физиологические, потребности в безопасности и защищенности) и вторичные (интеллектуальные, социальные).
Экономические потребности - это часть человеческих потребностей, для удовлетворения которых необходимы производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. Существование человека тесно связано с удовлетворением всех потребностей, но прежде всего первичных, материальных (в пище, воде, воздухе и т.д.). Экономика развитых стран создает экономический потенциал, что позволяет удовлетворить потребности высшего уровня (интеллектуальные), которые являются неограниченными.
Неограниченность экономических потребностей означает, что их невозможно полностью удовлетворить, они обладают способностью увеличиваться и воспроизводиться. Потребности тесно связаны с экономическим интересом, который возникает, когда удовлетворение потребности осознается как конкретная цель. Экономические интересы оказываются в целях и действиях, направленных на удовлетворение потребностей.
Человек (фирма, государство) не может иметь все, что пожелает, она имеет выбирать из существующих возможностей и принимать решения о расходах редких ресурсов для удовлетворения определенной потребности. Например, экономика не может увеличить производство какого-то конкретного блага, если не откажется от другого. Поэтому развитие экономики связан с выбором рационального использования редких ресурсов и удовлетворения потребностей.
Альтернатива - это выбор одного решения (варианта) из двух возможных, исключающие друг друга. Альтернативный выбор в экономике должно сопровождаться эффективностью производства и ростом уровня удовлетворения потребностей. Например, развитие экономики можно обеспечить, производя из металла, как ограниченного ресурса, пушки или станки. Если производить орудия, хватит металла на производство станков. Поэтому правительство должно сделать правильный альтернативный выбор между этими производствами. Оптимальный выбор обеспечит рост выгоды и снижение расходов.
Альтернативность выбора сопровождается альтернативностью расходов, связанных с потерей производства тех товаров, которые можно было бы произвести из использованных ресурсов.
Владислав Фельдблюм
Междисциплинарная общеэкономическая теория в действии
(электронная версия книги)
http://i41.tinypic.com/55m443.jpg
Ярославль – 2015
Автор книги, доктор химических наук, профессор, в течение многих лет самостоятельно изучал политическую экономию и производственную экономику, математическую экономику, высшую и прикладную математику, историю, философию, психологию и другие научные дисциплины. Его целью было по-новому подойти к решению важной и сложной задачи – к созданию общей теории социально-экономического развития. Как известно, первую попытку такого рода предприняли в своих трудах Карл Маркс и Фридрих Энгельс, но эта задача не могла быть решена научными средствами того времени и на базе только прежнего исторического опыта. Теперь это стало возможным. Для этого потребовались нетривиальные подходы и исследования на стыке наук, применение методов естествознания и математики в гуманитарных науках, анализ дополнительного исторического опыта от времен Маркса и Энгельса до наших дней. Результатом стало создание междисциплинарной общеэкономической теории, которой и посвящена настоящая книга. Новая теория может рассматриваться как продолжение и обобщение экономических учений Карла Маркса, Альфреда Маршалла, Василия Леонтьева и других выдающихся экономистов применительно к современным историческим условиям. Автор не только излагает свою теорию, но и показывает, как она «работает», насколько ее результаты, выводы и прогнозы подтверждаются на практике, в реальной жизни. В книге рассматриваются актуальные вопросы внешней и внутренней политики России. Выдвигается и обосновывается концепция нового гуманного общества, к которому, по мнению автора, придет страна при условии продолжительного осуществления оптимальной государственной политики.
Книга адресована политикам, ученым, общественным деятелям и, конечно, всем тем, кто хочет понять объективные законы общественно-экономического развития, кому небезразлична судьба нашей страны и перспективы ее развития в современном мире.
К моему 80-летию и 20-летию моей книги
«К общеэкономической теории через взаимодействие наук» (1995)
Автор
«Нам нужны экономисты типа Нильса Бора, де-Бройля, Гейзенберга и Дирака, чтобы реконструировать или революционизировать экономическую теорию так же, как эти люди революционизировали физическую теорию»
Гардинер Минс
Введение…………………………………………………………….8
Глава 1. Основы междисциплинарной общеэкономической
теории……………………………………………………………….9
О предмете междисциплинарной общеэкономической теории...10
Политическая экономия и естествознание……………………….11
Политическая экономия и математика…………………………...13
Об аналогии природных и общественных процессов…………...16
Процесс труда и его необычная аналогия………………………..19
Одушевленная производственная функция……………………...25
Макроэкономический баланс. Революционная ситуация
Производительные силы, производственные отношения и
Мотивация труда как основа производственных отношений…..33
Научно-технический прогресс……………………………… 38
Общественно-экономические формации……………………..45
Первобытное, рабовладельческое и феодальное
Ранний капитализм…………………………………………….55
Современный капитализм……………………………………..61
Обуздание рыночной стихии……………………………65
Макроэкономическое регулирование…………………..68
Гуманизация труда ………………………………………76
Научно-технический прогресс…………………………..79
Наследие раннего капитализма………………………….80
Основной экономический закон……………………… 82
Социализм и коммунизм………………………………………85
теории…………………………………………………….86
Коммунизм в междисциплинарной общеэкономической
теории…………………………………………………….88
Экономический парадокс коммунизма…………………93
Советский вариант социализма…………………………94
Перестройка………………………………………………100
Россия на перепутье……………………………………………107
Глава 2. К новому гуманному обществу: программа для России
2.1 Научная основа программы………………………………………146
Карл Маркс…………………………………………………….148
Междисциплинарная общеэкономическая теория и
«экономикс»……………………………………………………154
Идеология и наука……………………………………………..154
2.2 О «Стратегии 2020» и «Стратегии XXI»…………………………155
2.3 Новое гуманное общество – не капитализм…………………… 165
2.4 Новое гуманное общество – не социализм и не коммунизм……169
2.5 Новое гуманное общество – не «постиндустриальное
общество»…………………………………………………………..175
2.6 К новому гуманному обществу………………………………… 178
2.7 Программа для России: стратегия и тактика……………………. 181
2.8 Программа для России: темпы и качество экономического
роста…………………………………………………………………184
2.9 Программа для России: принципы оптимальной политики……..207
Государственное строительство и эффективность власти….209
Демографическая политика…………………………………...212
Экономическая политика……………………………………...216
Инфляция и конкуренция с российской спецификой……….218
Борьба с коррупцией…………………………………………..222
Социальная политика………………………………………….224
Аграрная политика…………………………………………….225
Кредитно-денежная и налоговая политика…………………..226
Жилищная политика…………………………………………..227
Здравоохранение………………………………………………228
Наука и образование…………………………………………..229
Молодежная политика………………………………………...230
Импортозамещение как актуальная задача промышленной,
аграрной и научно-технической политики…………………..231
Внешняя политика и обороноспособность страны…………237
Вместо заключения: ответы на основные вопросы моих
читателей…………………………………………………………...241
Перечень литературных источников……………………………..243
Приложение………………………………………………………..250
Предисловие
Страсть к познанию - вот источник высоких радостей,
уготованных для благородных душ.
Гюстав Флобер
В преддверии восьмидесятилетия пора подводить итоги жизненного пути. Мне крупно повезло! Нет, я не выиграл миллион, не заполучил груду имущества или кучу денег. Я не стал начальником, академиком, заслуженным деятелем или почётным членом. Я - обычный профессор. Но у меня есть нечто большее, чего никогда не было у многих: мне посчастливилось испытать те высокие радости, о которых сказал великий Флобер.
Мне повезло в главном: судьба позволила мне прожить с чистой совестью. Я не угодничал, не выпрашивал послаблений и привилегий. Не растрачивал силы и время на поиски выгоды, на обзаведение нужными знакомствами, на интриги и всё такое, без чего не пробиться в сильные мира сего. Конечно, не всегда бывал до конца откровенным, не резал правду-матку, но не врал, не льстил, не пресмыкался. Никому не сделал подлостей, но и не прощал, когда пакостили мне. Людям останутся мои книги, изобретения, публикации в журналах, статьи в интернете. Я испытал радости от любви и дружбы, от научных находок, от искреннего уважения подчинённых, от воспитания молодых учёных, от общения со студентами, от встреч и совместной работы с очень интересными людьми.
Как химик и технолог я успел сделать всё, что запланировал. Но судьба преподнесла мне сюрприз: я увлёкся исследованиями на стыке наук, созданием современной общеэкономической теории, новой политической экономии, междисциплинарной и математической по своей сути. На этом поприще удалось сделать то, чего даже не ожидал от себя. Я не ограничился научными исследованиями и внёс свой вклад в общественную практику, повлиял на весь ход нашей жизни.
Я это не афишировал. Только благодаря многолетней закрытости мне удалось на протяжении десятилетий сосредоточенно работать над важной и сложной проблемой, без помех, ни на кого не оглядываясь, не спрашивая ни у кого разрешения. Иначе я не смог бы сделать ничего. Не смог бы на протяжении достаточно продолжительного времени проверять, как работает моя общеэкономическая теория, согласуется ли теория с практикой, подтверждаются ли мои выводы и прогнозы реальной жизнью. Оказалось - подтверждаются! Это главный мой итог. Я работал как вол, выложился полностью, не требуя ничего взамен. Люди ещё вспомнят обо мне и, может быть, скажут спасибо.
Введение
Предлагаемая читателям книга является завершающей в своеобразной «трилогии». В 1995 году в Ярославле вышла моя книга «К общеэкономической теории через взаимодействие наук». Она была издана небольшим тиражом, очень скромно. В продажу не поступала, весь тираж был передан в дар библиотекам, научным институтам, вузам, общественным организациям и отдельным лицам. Я получил благодарственные письма от библиотек, многие читатели высказали свое мнение, критические замечания и вопросы. Старался всем отвечать. Главное, что заинтересовало читателей – как случилось, что химик пришел в политическую экономию. Я ответил на него во второй книге «Вторжение в незыблемое: путь химика в политическую экономию». Книга была опубликована в 2007 году и размещена в интернете. И вот теперь эта, третья книга. Основным мотивом к ее написанию стали многочисленные просьбы читателей сообщить, как они могли бы ознакомиться с первой книгой. Чем можно было им помочь? Ведь первая книга стала библиографической редкостью.
Восполнить этот пробел я постарался в настоящей, третьей книге. Она состоит из двух глав. В первой главе излагаются основы междисциплинарной общеэкономической теории, над которой я работал без малого тридцать лет и до сих пор продолжаю эту работу. Эта глава, по сути, является переработанным и дополненным вариантом первой книги. Анализ проблемы доведен до наших дней. С целью упрощения исключена часть математического аппарата. Значительно расширен перечень использованной литературы: он включает ссылки как на фундаментальные труды классиков сто-двухсотлетней давности, так и на публикации самого последнего времени. Расширен перечень ссылок на зарубежные издания. Из перечня исключены многие ссылки на журнальные статьи непринципиального характера, предпочтение отдано отечественным и зарубежным научным монографиям, освещающим те или иные крупные проблемы экономики, социологии, политики.
Вторая глава – это, собственно говоря, иллюстрация применения междисциплинарной общеэкономической теории к пониманию новейшей истории России. В отличие от естествознания, где правильность научных выводов можно проверить, поставив научный эксперимент, в гуманитарных науках надежность и адекватность научных теорий можно оценить главным образом тем, насколько они подтверждаются общественной практикой, жизнью. Этот тезис и стал лейтмотивом второй главы. Она показывает, как «работает» междисциплинарная общеэкономическая теория. Более того, предлагается концепция нового гуманного общества и принципиальная программа его создания в нашей стране. Отдаю себе отчет в дискуссионности моих взглядов. Мой долг – аргументированно высказать их, а не заставлять в них поверить.
Глава 1. Основы междисциплинарной общеэкономической теории
О предмете междисциплинарной общеэкономической теории
Для целей этой книги, прежде всего, важно выяснить три вопроса: Что является предметом междисциплинарной общеэкономической теории? Насколько объективны результаты этого исследования? Применимы ли в междисциплинарной общеэкономической теории методы исследования, используемые в естествознании и математике?
Советские учебники политической экономии много лет ориентировали читателей на определение Фридриха Энгельса из «Анти-Дюринга»: «Политическая экономия, в самом широком смысле, есть наука о законах, управляющих производством и обменом материальных жизненных благ в человеческом обществе» . По его мнению, политическая экономия исследует сначала специфические законы каждой отдельной ступени развития производства, и лишь «в конце этого исследования она может установить немногие, совершенно общие законы, применимые к производству и обмену вообще». Развивая эту мысль, Энгельс поясняет, что такая теория «еще только должна быть создана», а пока что экономическая наука «ограничивается почти исключительно генезисом и развитием капиталистического способа производства».
Итак, Энгельс верил в возможность создания общеэкономической теории, называя ее политической экономией «в самом широком смысле». Не менее оптимистично высказывался по этому вопросу Карл Маркс: «Нет никакого сомнения в том, что человеческое производство во всех формах имеет известные неизменные законы или отношения. Это идентичное является совершенно простым и может быть суммировано очень немногими общими местами» . Маркс был убежден, что впоследствии естествознание и наука о человеке станут «одной наукой» .
Менее оптимистично оценивал перспективы создания общеэкономической теории Альфред Маршалл. По его мнению, «объединенная общественная наука хотя и желательна, но не достижима» .
В советское время лишь в ходе перестройки была признана необходимость создания цельной общеэкономической теории, раскрывающей общие для всей цивилизации закономерности. Как справедливо отметил академик В.А.Медведев, современная политическая экономия уже немыслима без общеэкономической теории как своей основы. В учебнике политической экономии было впервые со всей определенностью сказано, что во времена Маркса, Энгельса и Ленина анализ общих экономических законов не был настолько актуален, как в современных условиях, а «в известной мере он был бы и преждевременным». В современных же условиях раскрытие общих экономических закономерностей «стало настоятельной необходимостью, ибо это позволяет рассматривать общественное развитие как единый мировой процесс». Признавалось и то, что «современная наука накопила достаточно большой запас знаний, позволяющий выявить и сформулировать эти законы». К сожалению, это осознание необходимости и возможности создания общеэкономической теории не было подкреплено конкретными делами. Слишком велика была инерция мышления тех, кто в то время делал погоду в официальном обществоведении. Слишком большой она остается и в образе мышления их последователей. Провозглашаемая на словах необходимость междисциплинарного подхода для решения новой сложной задачи на деле воспринимается с трудом.
Говоря о важности познания, общеэкономических законов, необходимо сразу же ответить на вопрос, являются ли эти законы действительно объективными, не зависящими от воли и сознания людей. С одной стороны, экономические законы – это законы человеческой деятельности, а всякая человеческая деятельность – это деятельность сознательная. С другой стороны утверждается, что экономические законы объективны. Нет ли здесь противоречия? «Противоречие здесь разумеется есть. А где его нет? Важно другое: оба высказанные положения верны», - писал академик Л.И.Абалкин . Хотя книга советского академика об экономических законах социализма с сегодняшних позиций может вызвать возражения, но его глубокая констатация объективного характера экономических законов абсолютно верна. Каждый человек действует вполне сознательно. Он совершенствует технику, производит и обменивает продукты. В ходе этой деятельности он взаимодействует с другими людьми. В результате возникает такая система общественных отношений и связей, которая уже не зависит от сознания людей и развивается по своим объективным законам.
Что же является предметом междисциплинарной общеэкономической теории? Приведенное выше определение Энгельсом предмета политической экономии – далеко не единственное. Многие авторы давали другие определения, акцентирующие внимание на тех или иных чертах экономической деятельности. На общем фоне представляется очень ценной формулировка, которую предложил Маршалл в своей фундаментальной книге, впервые изданной в 1890 году. Определяя сущность предмета политической экономии как науки, он пишет: «Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни» . Таким образом, Маршалл, в отличие от Энгельса, прямо включает психологический аспект в сферу экономической теории. По его мнению, «нам в поисках ключевых мотивов развития истории человечества надлежит обратиться к изучению форм трудовых усилий и деятельности человека» . С таким подходом соглашались не все. Например, французский экономист Эмиль Жамс считал, что «психологическая мотивировка человеческих поступков не относится к предмету экономической теории» .
Думается, что определение Маршалла столь же верно, как и определение Энгельса. Они не противоречат, а дополняют друг друга. Каждое из них характеризует какую-то одну сторону общественного производства. Поэтому лучше всего их объединить. Но этого мало. Как будет показано в дальнейшем, от способа мотивации труда зависит общественно-экономический строй, направление его развития и те коренные перемены, которые принято называть социальными революциями. Кроме того, как читатель увидит далее, представление Маршалла об определяющей роли «побудительных мотивов» согласуется с современным анализом понятия «труд», данного Марксом в первом томе «Капитала». На основании всего сказанного, можно считать, что междисциплинарная общеэкономическая теория – это наука о труде и способах его мотивации, о наиболее общих законах производства и распределения материальных благ, об общественно-экономических формациях в истории человечества.
Вопросы к междисциплинарному экзамену «Экономическая теория»
1. Предмет и метод экономической теории
2. Экономические ресурсы. Ограниченность экономических ресурсов.
3. Типы и формы собственности.
4. Сущность, место и роль государственной собственности.
5. Основные черты рыночной экономики. Функции рынка.
6. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.
7. Предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.
8. Рыночное равновесие и его нарушение.
9. Сущность и функции денег, их виды.
10. Товар и его свойства: полезность и цена.
11. Конкуренция: сущность и методы.
12. Антимонопольная политика государства.
13. Социально-экономическое понятие предприятия.
14. Рынок земли и его особенности.
15. Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда.
16. Рынок капитала и его особенности. Основные формы физического капитала. Физический и моральный износ основного капитала.
17. Экономические риски и неопределенность рисков
18. Основные макроэкономические показатели.
19. Валовой национальный продукт и методы его исчисления. Номинальный, реальный и потенциальный ВНП.
20. Национальное богатство, отраслевая и секторальная структура национальной экономики.
21. Безработица: сущность, виды, последствия. Естественный уровень безработицы.
22. Инфляция: сущность, причины, виды. Методы измерения инфляции.
23. Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования.
24. Налоговая система и ее элементы.
25. Государственный бюджет: принципы построения, доходы и расходы.
26. Бюджетный дефицит: виды и методы финансирования.
27. Государственный долг.
28. Кредит: сущность, функции, источники. Виды кредита.
29. Современная банковско-кредитная система. Центральный банк и его функции.
30. Экономический рост: сущность, типы, факторы.
31. Социальная политика. Политика доходов и занятости.
Вопросы к междисциплинарному экзамену по специальности «Менеджмент организации»
1. Понятие и основные элементы организации. Внешняя и внутренняя среда организации.
2. Характер управленческого труда и роли менеджера в организации. Требования к профессиональной компетенции менеджеров.
3. Основные теории и концепции научной и административной школы управления.
4. Основные теории и концепции школы человеческих отношений и поведенческих наук.
5. Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту.
7. Основные задачи и компоненты организации как общей функции менеджмента.
10. Сущность и классификация мотивационных теорий.
11. Понятие и характеристика основных типов организационных структур управления.
12. Принципы менеджмента. Эволюция научных представлений о принципах менеджмента.
13. Понятие и содержание методов менеджмента.
14. Понятие и классификация управленческих решений.
15. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
16. Процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений.
17. Понятие коммуникации в управлении. Содержание коммуникационного процесса.
18. Понятие и характеристики организационной культуры. Факторы, определяющие культуру организации.
19. Управление процессом адаптации человека и организации.
20. Природа и типы конфликтов в организации. Фазы развития конфликта.
21. Причины конфликтов в организации и методы их разрешения.
22. Понятие и содержание власти. Источники власти в организации.
23. Понятие и характеристика основных стилей управления.
24. Управленческая решетка Р.Блейка и Дж. Мутона (ГРИД). Характеристика основных и дополнительных (типов) стилей управления.
26. Структура стратегического менеджмента в системе управления организации.
27. Эталонные (базисные) стратегии развития организации.
28. Стратегические единицы бизнеса. Основные подходы к формированию товарного портфеля предприятия.
29. Деловая среда организации. Стратегические группы конкурентов и партнеров по бизнесу.
30. Факторы и показатели конкурентоспособности организации, оценка ее конкурентных позиций.
31. Организация как субъект и объект управления. Основные параметры высокоэффективной организации.
32. Личность в организационном поведении. Научение. Принципы и виды научения.
33. Сущность и значимость восприятия. Атрибуция, ошибки при восприятии. Управление впечатлением.
34. Природа установки. Виды, функции, изменение установки, ее значение в управленческой деятельности.
35. Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
36. Факторы группового поведения. Исследования Шехтера. Сплоченность и эффективность группы.
37. Конфликты, типология, причины возникновения. Управление конфликтами.
38. Понятие лидерства, подходы, стили. Ситуационное лидерство.
39. Стресс и стрессоры, причины стресса. Организационные и личностные способы управления стрессом.
40. Деловые переговоры, виды, принципы, этапы переговорного процесса. Тактика ведения переговоров.
41. Набор, отбор и наем персонала.
42. Кадровая политика организации.
43. Система управления персоналом, ее основные подсистемы.
44. Цели и функции системы управления персоналом.
45. Аттестация персонала, основные этапы. Анализ результатов аттестации.
46. Карьера: понятия и этапы, виды деловой карьеры. Планирование деловой карьеры.
47. Адаптация персонала, ее направления. Технология управления адаптацией.
48. Обучение персонала: подготовка кадров, повышение квалификации и переподготовка кадров.
49. Современные факторы мотивации персонала организации. Система стимулирования, основные формы, функции.
50. Оценка деятельности кадровой службы.
51. Миссия и видение организации. Построение дерева целей организации. Основные требования, предъявляемые к целям.
52. Основные направления и инструменты анализа внешней среды организации.
53. Анализ движущих сил конкуренции и ключевых факторов успеха в отрасли.
54. Концепции жизненного цикла отрасли и жизненного цикла товара.
55. Основные направления и инструменты анализа внутренней среды организации.
56. Понятие ключевых компетенций организации. Методика проведения SWOT-анализа.
57. Конкурентоспособность товара: сущность понятия и методика расчета.
58. Финансовый менеджмент как система управления.
59. Система показателей учета и отчетности используемые в финансовом менеджменте.
60. Механизм разработки финансового плана: этапы, разделы; план и бюджет.
61. Управление инвестициями: цели, задачи, условия инвестирования.
62. Выбор стратегии финансирования оборотных активов.
63. Управление запасами предприятия и их оптимизация.
64. Основы бюджетирования. Особенности формирования бюджета капитальных вложений.
65. Управление дебиторской задолженностью.
66. Формирование кредитной политики: типы, этапы разработки.
67. Расчёт точки безубыточности. Порог рентабельности и запас финансовой прочности.
68. Понятие предпринимательства и основные черты предпринимательской деятельности.
69. Виды предпринимательской деятельности.
Предмет и метод экономической теории
термин "экономика" :
· все народное хозяйство страны или его часть, включая отрасли и отдельные виды материального производства и непроизводственной сферы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.).
Любая наука должна иметь свой предмет (что исследуется) и метод исследования (как исследуется)
Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):
· экономия – как набор знаний по организации хозяйства;
· политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;
· экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.
Таким образом, в целом предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.
Метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач.
В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.
В экономической теории применяются два противоположных философских метода – метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический. Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку:
· он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;
· он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;
· он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов)
Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.
метод научной абстракции Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.
анализ и синтез . Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.
индукция и дедукция . Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.
единствоисторического и логического подходов . Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы
качественный и количественный анализ . Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.
В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.