Влияние человеческого капитала на устойчивое развитие экономики. Оценка влияния человеческого капитала на экономическое развитие россии Влияние человеческого капитала на развитие общества
Человеческий фактор - это реальная, действующая живая производительная сила, личность, которая работает. Сущностный признак «личного фактора», раскрывающий его функциональное назначение, состоит в том, что он соединяется с вещественным фактором, приводит в движение средства производства. За пределами процесса труда, строго говоря, нет человеческого фактора. Может быть только индивид, обладающий рабочей силой, то есть потенциальный работник .
В развитии личного фактора общественного производства можно выделить две ступени: первая, когда работник, выполняя от начала до конца весь набор операций по изготовлению продукта, выступал как единичный; вторая, когда с появлением подетального и пооперационного разделения труда его производственная деятельность становилась лишь частью общего труда по созданию готовых изделий и услуг, а сам он при этом превращался в часть совокупного работника.
В экономической теории взаимоотношения труда и капитала - основных факторов производства - занимают особое место, и это неудивительно. Принципы распределения производимого продукта касаются практически всех членов общества - от малоквалифицированных наемных работников до крупнейших собственников. Доминирующее в современной экономической науке и образовании неоклассическое учение дает однозначный «рецепт» оптимального распределения. В соответствии с ним максимальная эффективность использования производственных ресурсов достигается, когда каждый фактор производства вознаграждается согласно своей предельной производительности, то есть пропорционально степени участия в создании добавленной стоимости .
Производственная функция в интенсивном виде (в расчете на одного работника) призвана отражать зависимость производительности от капиталовооруженности труда. Если на оси абсцисс отложена капиталовооруженность труда (k), а на оси ординат - производительность на одного работника (у), то кривая данной функции повышается с ростом капиталовооруженности. Рост характеризуется замедляющимися темпами, что отражает предложение о снижении предельной производительности труда при добавлении дополнительной единицы капитала. Уровень наклона касательной к функции при некотором значении капиталовооруженности (то есть прирост производительности при вложении дополнительной единицы капитала) определяет долю капитала в производстве добавленной стоимости. Оставшаяся часть соответственно приходится на зарплату работника .
Несостоятельность основ неоклассической теории была показана еще в 1950-1970-е годы в ходе так называемой кембриджской дискуссии о капитале. Одним из ярких критиков неоклассической школы стал П.Сраффа, работавший в английском Кембридже. Он построил математическую модель распределения продукта, используя введенное понятие относительной цены. Главный фундаментальный вывод Сраффы заключался в том, что цена и распределение определяются одновременно. Этим выводом он возвратил экономическую теорию в лоно классической политической экономии, согласно которой цена не складывается под действием обезличенных рыночных сил, а является выражением общественных отношений. Нобелевский лауреат П.Самуэльсон предпринял наиболее основательную атаку на позиции сторонников постклассической парадигмы. Но в результате дискуссии он был вынужден признать весомость аргументов своих оппонентов. Таким образом, еще в середине прошлого века западная экономическая наука поставила под сомнение положения ортодоксальной теории о свободном замещении факторов производства и о предельной производительности как основе эффективного распределения.
Между тем произошедшие с тех пор изменения в экономической жизни позволяют говорить о создании новой экономики постиндустриального общества. Если в эпоху развитого индустриализма важными факторами роста действительно являлись концентрация труда и капитала, насыщение производства оборудованием, то в настоящее время высоких технологий, темпах обновления производства и сфере услуг (особенно на образовании и здравоохранении). Можно говорить о том, что происходит трансформация самого традиционного понимания капитала и труда. Ранее накопление капитала осуществлялось в течение жизни нескольких поколений владельцев предприятия, что позволяло оправдывать претензии подтвердивших свою эффективность собственников на часть прибыли. Теперь самый крупный капитал может создаваться практически моментально и при вложении в дело незначительного первоначального капитала. Ярким примером того может служить компания Microsoft. Ее огромная капитализация отражает смещение ценностных представлений общества в сторону интеллектуального продукта, по сути являющегося трудом в новом выражении. Такой труд бессмысленно измерять классическими человеко-часами пусть даже с возможной корректировкой по квалификации.
Чтобы наглядно отобразить влияние происходящих изменений на экономическую теорию, воспользуемся интенсивной производственной функцией. Пусть два предприятия имеют равные по стоимости и физическим параметрам производственные площади. Владельцы предприятий вложили капитал в размере К в различные технологии (оборудование плюс «ноу-хау»). При этом первый владелец купил «старую» технологию, которая характеризуется меньшей производительностью по сравнению с некой «новой» технологией, купленной вторым владельцем. Подобная ситуация, когда на рынке присутствуют одновременно две технологии, реализующие одинаковые функции, но обеспечивающие разную производительность, становится реальностью. Появление «новой технологии снижает стоимость «старой», но такое обесценивание происходит с некоторым временным лагом. Именно в течение этого времени, пока рынок не оценил возможности «новой» технологии, первое предприятие и может купить «старую» технологию по цене «новой» (или даже дороже). Постоянное обновление технологии ускоряющимися темпами будет только повышать остроту проблемы. Если на обоих рассматриваемых предприятиях работает одинаковое количество работников, то капиталовооруженность труда будет одинаковой. Однако кривая производственной функции второго предприятия будет располагаться выше, чем производственная функция первого (рисунок 3) .
Рисунок 3 - Кривая производственной функции
Таким образом, при одинаковой капиталовооруженности труда предприятий одной отрасли промышленности будет нарушаться принцип единственности оптимального распределения прибыли между трудом и капиталом, поскольку при одной капиталовооруженности наклон касательной к данным кривым будет разным. В эпоху индустриализма, когда внедрение новой технологии требовало гораздо больше времени, а новации часто лишь развивали уже существующие машины и механизмы, данный эффект можно было не учитывать. Очевидно, что через некоторое время появится еще более производительная технология, которая может сделать эффективное предприятие (второе в приведенном примере) отстающим от остальных предприятий.
Главной проблемой становится разработка методов оценки вклада работников в создание капитала предприятия. Оценивать рост капитала очень сложно, если вообще возможно, поскольку основной капитал может обесцениваться по-разному по отношению к нескольким технологиям. Критерий изменения стоимости компании на рынке ценных бумаг (рыночной капитализации), который часто используется для оценки работы управленцев высшего звена, не может применяться напрямую, так как даже сохранение рыночной стоимости капитала можно считать его ростом, поскольку при сохранении «старой» технологии капитализация предприятия снижается.
В подобной ситуации представляется целесообразным строить систему распределения так, чтобы работники получали достаточные материальные стимулы для выполнения в том числе и новых задач, которые ставит перед ними новая экономика.
ФИО студента
Название работы
Руководитель
Факультет
Программа
Год защиты
Целью данного исследования является выявление значимости влияния качественных характеристик генерального директора на устойчивость роста компании. Анализ влияния личных качеств генерального директора поможет заинтересованным сторонам в принятии стратегически важных решений, способных оказать воздействие на устойчивый рост компании. Таким образом, практическая значимость данной работы заключается в помощи советам директоров и акционерам в принятии стратегических решений, оказывающих влияние на развитие компании. В рамках эмпирического исследования на данных 72 российских компаний было выявлено, что компании, которым свойственен устойчивый рост, в среднем приносят своим инвесторам большую совокупную доходность. Данное утверждение дало возможность анализировать деятельность компании, опираясь на прокси показатель, которым выступает переменная TSR. Более того, в данном исследовании также используется современная методология по оценке устойчивости роста компании – индекс SGI (Ивашковская, 2008). Важные выводы были получены в данной работе относительно качественных характеристик генеральных директоров и их влияния на развитие компании. Высшее руководство принимает стратегически важные решения и оказывают влияние на траекторию развития компании. Эмпирическое исследование показало, что устойчивыми компаниями управляют в среднем более образованные и опытные генеральные директора. Более того, была выявлена статистическая значимость образования, опыта работы и репутации генерального директора. Фактор репутации был рассчитан на теоретической базе предыдущих научных работ, но с использованием российской специфики На основе регрессионного анализа детерминант был построен индекс профессионализма генерального директора, значимость которого была так же статистически доказана.
Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским и Правилами, определенными каждой образовательной программой.
Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.
Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.
В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
Изосимова Ирина Юрьевна 1 , Ибрагимов Урал Фаритович 2
1 Башкирский Государственный Университет, студентка
2 Башкирский Государственный Университет, кандидат социологических наук, доцент, Институт экономики, финансов и бизнеса
Аннотация
Актуальность изучаемой темы напрямую корелирует с экономическими потребностями социума и диктуется современным состоянием мировой и отечественной экономики, связанным трансформацией в развитии к постиндустриальной фазе, на которой главной причиной развития производительных сил общества и экономического роста выступает человеческий капитал. Современный подход в экономике к человеку и его поведению, имеющийся в границах теории человеческого капитала, применяется в практике развития экономики постиндустриальных стран. Современные зарубежные и отечественные исследователи изучают финансирования в области науки, образования, здравоохранения, трудовую мобильность как актуальный вид инвестиций и один из центральных факторов роста национального богатства. Однако вопрос эффективности инвестиций, его факторы и показатели, конкретное влияние на человеческий капитал имеют весьма малое отражение в научной литературе и требуют дополнительных исследований.
ASSESSMENT OF THE IMPACT OF HUMAN CAPITAL ON ECONOMIC GROWTH
Izosimova Irina Yurievna 1 , Ibragimov Ural Faritovich 2
1 Bashkir State University, Student
2 Bashkir State University, candidate of sociological Sciences, associate Professor, Institute of Economics, business and Finance
Abstract
The Relevance of the subjects directly corallium with the economic needs of society and is dictated by the current state of the global and national economy, the associated transformation in the development to the post-industrial phase in which the main cause of development of the productive forces of society and economic growth is human capital. The modern approach in the economy of man and his behavior, existing within the boundaries of the human capital theory, is used in the practice of economic development of post-industrial countries. Modern foreign and domestic researchers studying Finance in the field of science, education, health, labour mobility as a relevant type of investment and one of the Central factors in the growth of national wealth. However, the question of efficiency of investments, factors and indicators specific impact on human capital have very little reflected in the scientific literature and require additional research.
В последние двадцать лет в России происходит возникновение разнообразных деструктивных явлений, в их числе такие, как уменьшение численности населения, падение объема денежных доходов населения, моральное и физическое устаревание основных фондов и снижение качества образования и «утечка умов». На фоне данных событий, саморегулирование рынком данных процессов представляется маловероятным. В начала 21 века проводились масштабные исследования экономистов, которые показали, что рыночный механизм не в состоянии обеспечить полного удовлетворения спроса в долгосрочной перспективе на профессиональную рабочую силу.
Вопросы понятия и значения человеческого капитала и его роли в экономике издавна интересовали экономистов. Наиболее первая теория по оценке человеческого капитала была составлена одним из основателей западной политэкономии У. Петти в своем труде «Политическая арифметика» (1676). Также данным вопросом интересовались немецкий статистик Э. Энгель и английский экономист Дж. Николсон, а также глава кембриджской высшей школы политэкономии А. Маршалл.
Анализ значения человеческого капитала в экономике в условиях научно-технической революции спровоцировал зарождение и распространение на рубеже 60-х годов ХХ в. научной теории человеческого капитала.
Теория человеческого капитала – это научная теория, которая включает в себя различные взгляды и положения о процессе формирования, применения профессиональных навыков и умений работника как основы получения доходов и создания различных экономических благ.
Данную теорию разработали основоположники теории свободной конкуренции и ценообразования в западной политической экономии американские экономисты Т. В. Шульц и Г. С. Беккер. Также денными вопросами занимались Дж. Кендрик, Ц. Грилихес, Э. Денисон и др.
Одной из наиболее острой проблем российской экономической теории выступает разработка новых теоретическо-методологических подходов и подходов к анализу влияния качества образования на объемы общественного производства, личные доходы и размеры потребления населения, темпы экономического роста и технологического прогресса, позволяющих практически применять результаты такого рода исследований.
Центром трудовых исследований в России было проведено исследование динамики и структуры человеческого капитала в стране на современном этапе. Исследование проводилось по следующей методике: за основу исследования были взяты данные 2002 и 2012 годов. В качестве показателей исследования были взяты такие показатели, как заработок на протяжении трудовой жизни. В расчете участвовали представители населения в возрасте от 15 до 64 лет. Дисконтирование капитала составило в среднем 4%, ежегодный прирост зарплат – 5,2% (по прогнозу до 2030 года). Можно сказать, что человеческий капитал будет чаще востребован на временной, а не на постоянной основе, причем как на производстве, так и в сфере услуг. Массивы ЧК будут сокращаться, а человеческий капитал будет состоять из инженеров, разработчиков, маркетологов – словом, людей, осуществляющих image creation, созидающих ценность.
Согласно полученным исследованиям, за десятилетний период человеческий капитал в России возрос почти в 2 раза. Если в 2002 году человеческий капитал составлял 120,8 трлн. руб., в 2012-м, данный показатель вырос до 262 трлн. руб.
Данная величина исследуемого человеческого капитала в 2012 году в 5,5 раз превзошла уровень физического капитала государства.
Динамику показателей иллюстрирует таблица 1.
Таблица 1. Показатели человеческого капитала в сопоставлении с некоторыми макрохарактеристиками экономики России, 2002 и 2012 гг.
Из результатов анализа можно сделать вывод, что общий объем человеческого капитала России составляет 600 трлн. рублей. Его доля возрастает высокими темпами в национальном богатстве, а значит, и инвестиции в человеческий капитал на современном этапе должны быть в приоритете. Также данный анализ продемонстрировал, что динамика душевых запасов человеческого капитала России сложилась под воздействием двух основных факторов – роста образовательного уровня кадровых ресурсов и старения населения. Поэтому, в ситуации, когда второй фактор перевешивает первый, существует риск снижения обеспеченности человеческим капиталом. Человеческий капитал на современном этапе несет важное значение для совершенствования конкурентоспособности национальной экономики России. На наглядном примере многих регионов России можно проиллюстрировать, что человеческий капитал сейчас является движущей силой экономического роста и производительности труда общества.
Актуальная проблема создания инновационной системы в рамках национальной экономики России предъявляет жесткие требования к качеству и уровню подготовки кадрового потенциала человеческого капитала.
Однако среди негативных современных тенденций следует отметить некоторое искусственное занижение стоимости труда высококвалифицированного человеческого капитала, как ключевого элемента производительных сил общества. Сравнительный анализ данных процессов в России в сравнении с развитыми странами показал, что для многих работодателей на территории страны человеческий капитал несет минимальное практическое значение. Это весьма негативная тенденция в рамках всей экономики страны, поскольку как показывают исследования ученых, увеличение показателя качества человеческого капитала на один процент приводит к повышению темпов увеличения ВВП на душу населения с 3 до 8 %.
Человеческий капитал также складывается из нескольких составляющих: это капитал здоровья, способности к труду, профессиональных знаний и умений и т.д.
Снижение уровня капитала здоровья негативно сказывается на экономической и демографической ситуации, которые являются весьма сложными в настоящее время. Численность населения России снизилась на 4,2 миллиона человек с 148,2 млн. человек: на 1 января 1993 года до 132 млн. человек на 1 января 2013 года и дальше продолжает сокращаться.
Прогнозные демографические показатели позволяют предугадать возможные структурные и количественные сдвиги в потенциале здоровья населения в начале 21 века. В целом прогноз демографической ситуации свидетельствует о том, что даже в случае развития оптимистичного сценария развития событий и росте инвестиций в социальную сферу, убыль численности населения составит 7% к 2025 году. Продолжительность жизни сокращают многие факторы, такие как болезни, увечья и инвалидность, преждевременная смертность. Данные выводы позволила сделать следующая тенденция: за 1 трудовой человеко-год в 2012 году производилось 62,5 млрд. руб. ВВП, то экономические потери России от преждевременной смерти мужчин составили в этом году около 68,75 млрд. рублей, что в среднем составляет 62,5 тысяч рублей на 1,1 млн. человек. В этом и состоит экономическая цена низкого капитала здоровья населения России и предел экономии альтернативных издержек на формирование капитала здоровья.
В прошлые периоды инвестиции на развития здравоохранения в России составляли лишь 3,1-3,5% от размера национального дохода, тогда как в большинстве развитых стран они находились на уровне 8-10%.
Современной актуальной задачей для реформирования социальной сферы в России является обеспечение объема инвестиций, который мог бы обеспечить устойчивость социально-демографической ситуации в России.
Высокий уровень здоровья населения может быть результатом оптимальной и всесторонне продуманной социальной политики правительства в области здравоохранения. Так как уровень здоровья человеческого капитала – залог его долгой продолжительности жизни, более эффективных темпов производительности труда, можно сделать выводы, что финансирование здравоохранения – это рентабельные инвестиции с долгосрочной и растущей отдачей.
Что касается демографических тенденций, то можно отметить, что ситуация является достаточно благоприятной с точки зрения предложения рабочей силы на рынке. За последние 10 лет прирост трудоспособной части населения составил 4 миллиона человек. Однако специалисты прогнозируют, что к началу следующего этапа ситуация начнет ухудшаться. В 2016-2025 годах ожидается снижение численности трудоспособного населения на 14,3-15,5 миллионов человек. Специалисты прогнозируют, что характер динамики демографической нагрузки на трудоспособное население будет волнообразным.
Тенденции старения населения и сокращение числа детей повлекут за собой дополнительные социальные проблемы.
По данным Министерства труда РФ, современный уровень занятости трудоспособного населения в России избыточен, по сравнению с переходными странами и имеет довольно низкую производительность труда. Высококвалифицированными специалистами являются лишь 5% от рабочей силы, для сравнения, данный показатель в Германии составляет 56%, в США 43%. При этом, в одних отраслях существует огромное количество рабочих мест, а в других наблюдается избыток занятости. Главная причина подобной неравномерности распределения человеческих ресурсов заключается в том, что система профессиональной подготовки специалистов не отвечает требованиям рынка. Также существует причина дифференциации размера оплаты труда, которая является причиной оттока кадров из низкооплачиваемых отраслей.
При анализе современного качества человеческого капитала в России следует учитывать такой фактор, как интеллектуальный капитал. К сожалению, творческая деятельность в России пока не получает должного поощрения со стороны государства. До конца не сформировано законодательство о продуктах интеллектуальной деятельности и авторском праве, в нем существует еще много спорных вопросов.
Также важным показателем качества человеческого капитала выступает культурно-нравственный капитал. Высокая производственная культура человеческих ресурсов также необходимы в становлении современной экономики, как квалификация и интеллект. Деловая этика и профессиональный кодекс чести создают оптимальный морально-психологический климат в коллективе, повышают уровень производительности труда и дохода предприятий. Репутация фирмы и работников, имидж также важны для инвесторов и клиентов, как и деловые показатели бизнеса. Данные деловые ценности высоко ценятся в цивилизованных деловых отношениях, поэтому культурно-нравственный капитал следует учитывать как полноправную составляющую человеческого капитала страны.
Из всего вышесказанного можно сделать обобщающие выводы, что для повышения темпов роста уровня занятости и реального денежного дохода населения России, следует уделять особое внимание сфере образования и подготовки квалифицированной рабочей силы, когда на настоящем этапе данная сфера находится в кризисном состоянии. Разрешение данных проблем, а также рост доступности образования для способной молодежи из малообеспеченных семей, повышение уровня образованности населения в целом, невозможно без следующих основополагающих мер:
Повышение оплаты труда работникам учебных заведений, что повысит престиж профессии педагога и уровень преподавания дисциплин в учебных заведениях;
Доступность образования для всех социальных слоев населения, льготы для наиболее способной молодежи, от которой зависит будущее российской науки;
Необходимо обеспечить молодежи условия для получения образования, без отвлечения на заработки в процессе обучения, что существенно снижает качество усвояемого материала, необходимо внедрить пособия для студентов, показавших успехи в обучении хотя бы до величины прожиточного минимума.
Факторы, от которых зависит формирование человеческого капитала, возможно объединить в следующие группы: социально- демографическая, институциональная, интеграционная, социально- ментальная, экологическая, экономическая, производственная, демографическая, социально-экономическая (рисунок 12) .
Таким образом, человеческий капитал стоит рассматривать на национальном, региональном, отраслевом уровнях, а также на уровне предприятия и отдельного человека.
На макроэкономическом уровне человеческий капитал включает вклад региона, страны в уровень образования, профессиональной подготовки и компетентности, здоровья и так далее. Этот уровень состоит из совокупности человеческого капитала всего населения региона или страны. На уровне предприятия человеческий капитал представляет совокупную квалификацию и продуктивные способности всех его работников. На уровне индивида человеческий капитал - это знания, умения, накопленный опыт и другие производственные характеристики, приобретаемые человеком в процессе учебы, профессиональной подготовки, практического опыта с помощью которых он может получать доход.
К основным факторам макросреды можно отнести демографические, экономические, природные, научно-технические, политические факторы и факторы культурного окружения.
К факторам национального уровня, влияющим па формирование и развитие человеческого капитала можно отнести:
- - уровень экономического развития государства;
- - особенности исторического этапа развития экономики;
- - особенности текущей экономической политики;
- - особенности и состояние финансовой системы государства.
Основными региональными факторами, оказывающими влияние
на состояние человеческого капитала в регионах России, можно считать:
- - экономико-географическое положение;
- - природно-климатические условия;
- - природно-ресурсный потенциал;
Рисунок 12. Группы факторов, формирующих человеческий капитал
- - демографический потенциал и структуру населения;
- - структуру и специализацию хозяйства;
- - финансовую обеспеченность;
- - тип (уровень) социально-экономического развития региона.
Факторы внешней среды национального и регионального уровня
можно подразделить на две основные группы: прямого и косвенного воздействия.
К факторам прямого воздействия относят поставщиков трудовых, финансовых, информационных, материальных и пр. ресурсов, потребителей, конкурентов и т.д.
Факторы косвенного воздействия играют роль фоновых факторов, увеличивающих или уменьшающих экономическую устойчивость. К данной группе факторов относят состояние экономики, природные, социально-политические, нормативно-правовые факторы и т.д.
Одно из важных положений теории человеческого капитала заключается в том, что его увеличение находится среди главных причин экономического развития, поскольку человеческий капитал составляет большую часть благосостояния общества. В современных условиях эффективность развития экономики государства во многом зависит от того, сколько средств оно вкладывает в человеческий капитал, являющийся важнейшей составной частью современного производительного капитала, которая представлена свойственным человеку богатым запасом знаний, развитых способностей, определяемых интеллектуальным и творческим потенциалом. Основным фактором существования, развития и повышения стоимости человеческого капитала являются инвестиции. Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Все виды затрат, которые могут быть оценены в денежной или иной форме и которые носят целесообразный характер, а также способствуют росту в будущем заработков (доходов) человека, рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал.
По данным Всемирного банка инвестиции в человеческий капитал дают отдачу в 5-6 раз больше, чем материальное производство, что только 15-16% экономического роста обусловлено физическим капиталом, около 20 - природным капиталом, а 65 % - это в основном связано с человеческим и социальным капиталом. Здесь же было отмечено, что наш бизнес сейчас все больше стал понимать, что именно инвестиции в человеческое развитие наиболее рентабельны. Люди - это главный стратегический ресурс социально-экономического развития. Поэтому необходимо рассматривать человеческий капитал как важнейшую самостоятельную ценность, а не как вспомогательные средства для повышения прибыли, рентабельности. Пока, несмотря на то, что это постоянно декларируется и у нас, и за рубежом о том, что концепция устойчивого развития человеческого потенциала приходит на смену теориям экономического роста, практически по сути своей ничего не меняется.
Инвестирование - это важнейшая предпосылка производства человеческого капитала, но еще не само его производство, которое осуществляется в процессе деятельности, где владелец этого капитала выступает либо объектом, либо субъектом, либо результатом воздействия. Человеческий капитал создается как в общественном секторе экономики посредством рыночного механизма, так и в личном в том смысле, что затраты труда и усилий по саморазвитию и самосовершенствованию играют решающую роль в этом процессе. Но эти затраты неизбежно включаются затем в общественные затраты во всем воспроизводственном процессе, ибо накопленный запас знаний, умений и иных производительных качеств человека может быть реализован и может получить оценку только в обществе посредством активной деятельности их обладателя. Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.
- 1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу. Но нужно иметь в виду, что более качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и более долговременный эффект.
- 2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, по и способен накапливаться и умножаться. Износ человеческого капитала определяется, во-первых, степенью естественного износа (старения) человеческого организма и присущих ему психофизиологических функций, а во-вторых, степенью морального (экономического) износа вследствие устаревания знаний или изменения ценности полученного образования. Накопление человеческого капитала осуществляется в процессе периодического переобучения работника и накопления им производственного опыта. Если данный процесс осуществляется непрерывно, то по мере использования человеческого капитала его качественные и количественные (качество, объем, ценность) характеристики улучшаются и увеличиваются.
- 3. По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а потом резко снижается.
- 4. При формировании человеческого капитала имеет место «обоюдный множительный эффект». Его суть заключается в том, что в процессе обучения улучшаются и возрастают характеристики и способности не только у обучаемого, но и у того, кто обучает, что впоследствии приводит к росту заработков как первого, так и второго.
- 5. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.
- 6. Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями. Так, уровень образования и выбор профессии детьми в значительной мере зависят от семейных традиций и уровня образования их родителей.
- 7. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества.
К. Макконнелл и С. Брю дают следующее определение: «Инвестиции в человеческий капитал - это любое действие, которое повышает квалификацию и способности и тем самым производительность труда рабочих. Затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы, или издержки, осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем». Они выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:
- - расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;
- - расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
- - расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью.
Своеобразием отличается подход Дж. Кендрика к классификации инвестиций в человеческий капитал. Все виды инвестиций ои разделил на следующие категории: вещественные, воплощенные в людях; вещественные, не воплощенные в людях; невещественные, воплощенные в людях. Инвестиции в человеческий капитал он делит на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (в основном издержки рождения и воспитания детей). Ко вторым - накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы. Особенностью невещественных вложений является то, что, несмотря на свой «неосязаемый» характер, эти затраты, умножая знания и опыт людей, способствуют росту производительности капитала, воплощенного в людях .
В условиях инновационной экономики, когда основой производства конкурентоспособной продукции являются научные знания и информация, вложения в развитие человеческого капитала приобретает первостепенное значение. Следует иметь в виду, что при грамотном управлении максимальная сумма прибыли от инвестиций в человеческий капитал почти втрое превышает прибыль от инвестиций в технику. Исследование зависимости производительности труда от образования показало: при десятипроцентном повышении уровня образования производительность возрастает на 8,6 %. При таком же увеличении акционерного капитала производительность растет на 3-4 %.
Для воспроизводства человеческого капитала необходимы значительные затраты и различные виды ресурсов как со стороны индивида, так и со стороны общества (государственных учреждений, частных фирм, семьи и т.д.). Подчеркивая схожесть таких затрат с вложениями других видов капитала, экономисты относятся к ним как к инвестициям в человеческий капитал. Источниками инвестиций в человеческий капитал являются затраты работодателей, бюджетные расходы государства, индивидуальные расходы граждан.
Инвестирование в человеческий капитал предполагает для работника -повышение уровня доходов, удовлетворение от работы, улучшение условий труда, рост самоуважения, улучшение качества жизни. Для работодателя - это повышение производительности труда, сокращение потерь рабочего времени и рост эффективности производства, что в конечном итоге способствует повышению конкурентоспособности фирмы. Для государства - это повышение благосостояния граждан, рост валового дохода, повышение экономической активности граждан.
Осуществление инвестиций - очень важный процесс в воспроизводстве человеческого капитала, в котором он выступает либо объектом, либо субъектом, либо результатом воздействия. Таким образом, инвестиции лишь создают основу для производства человеческого капитала в системе образования, здравоохранения, повышения квалификации, экономической мотивации, географической мобильности и т.д. Их содержание - не просто вложение средств, а еще и реальная, осознанная и целенаправленная деятельность инвестора. При этом важную роль в создании человеческого капитала играют затраты труда и усилий по саморазвитию и самосовершенствованию. Произведенные затраты неизбежно включаются в общественные затраты во всем воспроизводственном процессе.
Несмотря на отличие физического и человеческого капитала, их формирование имеет определенное сходство: и физический, и человеческий капитал требуют значительных отвлечений средств в ущерб текущему потреблению, и тот и другой накапливаются в результате привлечения экономических ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ в целях текущего потребления, от обоих зависит уровень развития экономики в будущем, в течение времени и тот и другой производят определенный продукт, и, наконец, они ограничены сроком использования - машины изнашиваются, люди умирают.
Структура вложений в человеческий капитал включает в себя следующие виды инвестиций: (см. рисунок 13).
Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, а, следовательно, увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные. Формальные инвестиции - это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение второго образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные - это самообразование индивида; к этому виду относятся чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства.
При повышении уровня образования эффективность труда работника повышается либо посредством увеличения производительности труда, либо посредством получения знаний, которые делают работника способным осуществлять такую трудовую деятельность, результаты которой представляют большую ценность.
Рисунок 13. Структура вложений в человеческий капитал
Накопление человеческого капитала подразумевает не столько наращивание объема знаний, сколько развитие навыков применения этих знаний, осознание своей значимости и своего места в обществе, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям в свою пользу.
В развитых странах особое значение имеют профессиональная подготовка, выступающая как механизм, с помощью которого человек, приходящий па предприятие, может лучше ознакомиться со своей работой, больше узнать о предприятии на производстве и курсы переподготовки, предоставляющие работникам возможность приобретения знаний по новым перспективным направлениям в рамках имеющейся специальности.
Во время обучения человек часто лишается возможности получать нормальный доход, ограничивается в свободном времени, работник соглашается на снижение доходов на время профессионального обучения. Эти потери заработков называются потерями утраченных возможностей и составляют значительные суммы. Учеба рассматривается как отвлечение рабочей силы из сферы экономической деятельности.
Из всех видов инвестиций, наряду с образованием, наиболее важными являются вложения в здоровье человека, так как охрана здоровья действительно продлевает жизнь человека, а, следовательно, и время функционирования человеческого капитала.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека лишь на 8-10 % зависит от здравоохранения, еще на 20 % - от экологических условий, еще 20 % определяются генетическими факторами и на 50 % здоровье человека зависит от образа жизни самого человека (рациональный суточный режим, применение различных методов быстрейшего восстановления и стимуляции работоспособности, гигиена рационального питания, избавление от вредных привычек и излишнего веса, формирование красивой фигуры), профилактика и ликвидация стрессов, применение различных комплексов физических упражнений, традиционные и необычные методы закаливания, различные виды массажа и т.д.
К основным факторам деградации человеческого капитала, оказывающим непосредственное влияние на состояние здоровья населения, относят: ухудшение здоровья населения, саморазрушительное поведение (алкоголизм, курение, наркомания), сокращение потребления медицинских услуг вследствие роста количества платных услуг и снижения качества бесплатного медицинского обслуживания, ухудшение социальных условий жизни.
Наряду со способностью к работе (здоровьем и квалификацией) структура человеческого капитала любого работника предполагает и наличие желания к работе. В связи с этим как компонент инвестиций в человеческий капитал необходимо рассматривать и затраты, связанные с мотивацией работника к повышению качества своего труда. Результаты зарубежных исследований свидетельствуют о возрастании важности внутренних стимулов (возможность самореализации, удовлетворенность делом, которым занимается работник, ощущение собственного успеха и т.д.) в сравнении с внешними, особенно для высококвалифицированного персонала.
Миграция и поиск информации способствуют перемещению рабочей силы в районы и отрасли, где труд лучше оплачивается, т.е. туда, где цена за услуги человеческого капитала выше.
К инвестициям в человеческий капитал сегодня актуально относить и расходы на фундаментальные научные разработки. В процессе развития науки не только создаются интеллектуальные новации, на основании которых затем формируются новые технологии производства и способы потребления, но и происходит преобразование самих людей как хозяйствующих субъектов, которые выступают носителями новых способностей и потребностей. В информационном обществе наука превращается в своеобразный генератор «человеческого капитала».
Культура (в том числе религиозная культура) накладывает свой отпечаток на процесс воспроизводства человеческого капитала, затрагивая прежде всего, его психологическую составляющую. В культуре концентрируется опыт поколений, сохраняются и не исчезают со смертью конкретного человека знания, умения, навыки, формируются и получают свое развитие встроенные регуляторы отношений между людьми и структуры приложения трудовых усилий. Культурный уровень граждан в значительной степени определяет экономические достижения общества, его социально-политическую, идеологическую, образовательную и духовно-моральную структуру.
В своем развитии от рождения до смерти человек проходит через ряд естественных возрастных стадий, каждая из которых характеризуется особым состоянием его природных и приобретенных свойств и определяет особенности его участия в образовательной, производственной, научной и культурной деятельности. На каждой стадии требуются особые вложения в формирование человека, отсутствие которых нельзя полностью возместить никакими запоздавшими затратами на последующих стадиях.
Основной проблемой, с которой приходится сталкиваться современным предприятиям - это оценка эффективности вложений в человеческий капитал. Существуют различные подходы к ее решению.
Так Фитц-енц Я., проводя исследования, в качестве простейших подсчетов окупаемости инвестиций в человеческий капитал делил доход на число сотрудников. Это был первый показатель, появившийся в Докладе об эффективности человеческих ресурсов в 1985 году. Им же предложен коэффициент окупаемости инвестиций в человеческий капитал.
Одним из показателей экономической эффективности человеческого капитала является уровень интеллектуальности производства (или квалификационной емкости производства). Он исчисляется как отношение фонда образования (интеллектуального капитала) к валовому национальному продукту и показывает, сколько денежных единиц, аккумулированных в образовательном фонде, приходится на каждую стоимостную единицу произведенной продукции:
где ВНП - валовой национальный продукт;
ФО - денежная оценка общего фонда образования.
По методологии Т. Шульца, величина общего фонда образования равна стоимости одного года обучения каждого уровня (с включением потерянных заработков), умноженной на число человеко-лет образования (с поправкой па неодинаковую продолжительность учебного года), накопленного населением страны к тому или иному моменту времени. Дж. Кендрик определял величину ФО с помощью специально разработанных индексов цен и с учетом амортизации знаний и навыков.
Имеет место подход, согласно которому определяется доход, получаемый в результате инвестиций в образование конкретного работника:
где Y n - заработки человека, имеющего п лет образования;
Хо - заработки человека, имеющего нулевое образование;
R - текущая норма отдачи вложений в образование;
С„ - объем инвестиций в течение п лет обучения 16,с. 246]
После процедуры определения издержек образования и выгод от его получения производят сравнение величин выгод с величиной издержек, приведенных к одному моменту времени путем дисконтирования. Разность между дисконтированными величинами выгод и издержек дает чистую приведенную стоимость приобретения образования, которая рассчитывается по формуле:
где NPV - чистая приведенная стоимость;
B, - доход от образования в момент времени t;
C, - издержки обучения в момент времени t;
п - число периодов времени;
/" - норма процента.
Здесь необходимо учитывать то, что величина приведенной стоимости пожизненных заработков очень сильно зависит от выбранного коэффициента (нормы) дисконтирования. Подбор нужной нормы дисконтирования - достаточно трудоемкий процесс.
Существуют различные методы вычисления нормы отдачи от образования. Наиболее часто используется следующий метод: для каждого периода времени от О до п рассчитываются соответствующие чистые выгоды, а затем подбирается норма дисконта, при которой суммарные приведенные чистые выгоды становятся равны нулю. Такая норма дисконта получила название внутренней нормы отдачи. Другой метод приближенной оценки нормы отдачи основывается па анализе статистических зависимостей между уровнем заработков работника и уровнем его образования.
Внутренняя норма отдачи представляет собой такую норму процента, при которой приведенная величина будущих выгод обучения равна приведенной величине его издержек:
где г - внутренняя норма отдачи.
Чем выше г, тем прибыльнее инвестиции в образование.
Г. Псахаропулос приводит данные по динамике социальной отдачи на инвестиции в образование по доходам стран на душу населения. В большинстве беднейших развивающихся стран с низким уровнем дохода на душу населения социальная отдача начального образования равна 23 %, среднего - 15 %, а отдача высшего - 11 %. В наиболее развитых странах мира с высоким уровнем дохода (ОЭСР) социальная отдача начального образования равна 14%, среднего- 10%, высшего - 8 %. Отметим, что при разработке государственной политики в области образования ряд правительственных структур этих стран начинают использовать явные или расчетные ставки дисконта, составляющие ниже 8 %, при оценке проектов в области общественного образования.
Исследования, в которых сравнивалось академическое, или общее, и техническое, или профессиональное, среднее образование показали, что в среднем отдача первых 16 %, а вторых- 11 %. И здесь решающим фактором являются издержки: профессиональное обучение требует больших затрат, чем общеакадемическое образование.
С точки зрения Мясоедовой Т. Г. при осуществлении инвестиций в человеческий капитал необходимо учитывать, что каждая из составляющих человеческого капитала носит вероятностный характер и зависит от многих факторов. Некоторые составляющие человеческого капитала можно рассматривать как независимые величины, а некоторые - как условно зависимые. Например, наличие хороших или плохих природных способностей не изменяет вероятности существования хорошего или плохого здоровья, наличия тех или иных знаний, хорошей или плохой мотивации к постоянному развитию или производительному труду. Наличие профессиональных знаний может повышать вероятность существования высокой мотивации к труду, но (при отсутствии высокой общей культуры) может не оказать на неё никакого влияния.
Если предположить, что все составляющие человеческого капитала являются независимыми событиями, то в соответствии с правилом умножения независимых событий вероятность совместного наступления нескольких независимых в совокупности событий равна произведению вероятностей этих событий. Применительно к человеческому капиталу это означает, что
где Р, - вероятностные величины составляющих человеческого капитала.
Чем больше вероятностная величина каждой из составляющих человеческого капитала, тем больше сам человеческий капитал. Уменынение любой из переменных приведёт к уменьшению человеческого капитала в целом. Более того, увеличение одной из составляющих без соответствующего увеличения других будет приводить лишь к незначительному общему увеличению человеческого капитала. Вероятность существования высокого человеческого капитала зависит как от наличия всех его составляющих, так и от высокой вероятности существования каждой из них. Такой подход означает, что значительных результатов в развитии человеческого капитала можно добиться только при сбалансированных инвестициях во все его составляющие. С данной точкой зрения можно согласиться, однако на практике это не всегда выполнимо.
Применительно к человеческому капиталу предприятия вероятностная величина человеческого капитала предприятия будет равна сумме вероятностных величин человеческого капитала каждого из его работников. В соответствии с общепринятой классификацией работников, человеческий капитал предприятия можно представить в виде суммы человеческих капиталов каждой категории работников:
Общий человеческий капитал (ЧК) предприятия = общий ЧК рабочих + общий ЧК специалистов и служащих + общий ЧК руководителей
Поэтому для каждой категории работников должна быть продумана и реализована своя программа обучения и развития, направленная на повышение эффективности деятельности, что напрямую способствует увеличению стоимости человеческого капитала.
Поскольку образование оказывает влияние на все составляющие человеческого капитала, то инвестиции в образование - один из наиболее важных видов инвестиций. Знания, закреплённые в человеческом капитале и технологиях, являются двигателями производительности и экономического роста. По оценкам экспертов, в промышленно развитых странах примерно 40 % ВВП уже сейчас создаётся на базе знаний, а успех национальной экономики определяется эффективностью в сборе и использовании знаний и технологий. Вложения в знания, создание сетей знаний являются ключевыми факторами развития нововведений, а их распространение - источником роста производительности и конкурентоспособности. Таким образом, вложения в образование приводят к увеличению стоимости человеческого капитала.
Последние годы период устаревания профессиональных знаний сократился до двух-трёх лет, а продолжительность жизни человека увеличилась. Появление новых технологий, материалов, оборудования требует постоянного пополнения профессионального багажа, то есть непрерывного образования. Чем больше размер человеческого капитала и чем быстрее протекают изменения в экономике и обществе, тем большее количество ресурсов необходимо в него вкладывать. Образование человека требует постоянных и достаточно больших инвестиций.
Инвестиции в человеческий капитал и в капитал знаний дают экономические и неэкономические выгоды личности, организации, обществу. Экономические выгоды выражаются в виде прироста заработной платы, производительности труда или в экономическом росте, тогда как неэкономические выгоды - в увеличении социальной сплоченности, снижении преступности, улучшении здоровья и качества жизни, в улучшении окружающей среды. Инвестиции в интеллектуальный капитал и в капитал знаний способствуют росту социального капитала, который проявляется в увеличении доверия, выработке и соблюдении морально-правовых норм, а также пониманию и уважению разных культурных традиций.
Многие мировые лидеры современной экономики уже осознали важность и сбалансированность инвестиций в человеческий капитал, их пользу для собственного роста и процветания. Всемирно известная компания «Дюпон» провозгласила четыре ключевых стратегических направления развития:
- 1. инвестиции в своих работников;
- 2. широкое присутствие фирмы в деловых и производственных кругах стран, па территории которых размещены производственные мощности компании;
- 3. масштабные научные исследования и опытно-конструкторские разработки в различных направлениях деятельности компании;
- 4. приверженность высоким этическим стандартам, охране труда, безопасности, сбережению окружающей среды .
Французская компания «Юнилевер» полагает, что одним из наиболее эффективных способов поддержки устойчивого развития является социально осознанное и ответственное ведение бизнеса, забота о здоровье и инвестиции в развитие своих работников, охрана окружающей среды.
Таким образом, передовые фирмы всех стран основную ставку делают на человеческий капитал, считая его основой технологических, управленческих и финансовых новаций, порождаемых творческими способностями человека.
В заключении можно отметить следующее: благополучие и устойчивое развитие любой нации зависит от человеческого капитала, поэтому необходима продуманная и последовательная политика в области развития человеческих ресурсов и сбалансированных инвестиций в человеческий капитал, как на уровне отдельной фирмы, так и в целом на уровне государства.