Мсфо 1 и пбу 4 99 сравнение. Новое в бухгалтерском учёте. III. Изменение учетной политики
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ»
Кафедра финансов и кредита
Тема: «Сравнительный анализ МСФО 1 И ПБУ 4/99»
Выполнил Сухоцкая Н.В
Проверил
САНКТ – ПЕТЕРБУРГ
1.Сравнительная характеристика МСФО 1 с ПБУ 4/99 4
2. Сравнение отчета о движении денежных средств по МСФО (IAS) 7
3. Список использованной литературы 9
1.Сравнительная характеристика МСФО 1 с ПБУ 4/99
В МСФО основными стандартами, регулирующими состав показателей отчетности, которые должны быть раскрыты непосредственно в отчетности и требования к порядку их раскрытия, являются МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" и МСФО (IAS) 7 "Отчеты о движении денежных средств".
В РСБУ требования к порядку составления бухгалтерской отчетности, составу форм отчетности и порядку формирования отчетных показателей установлены ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" и Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". МСФО (IAS) 1 определяет, что полный комплект финансовой отчетности включает:
Отчет о прибылях и убытках;
Отчет об изменениях в собственном капитале;
Отчет о движении денежных средств;
Примечания, включая краткое описание существенных элементов учетной политики, и прочие пояснительные примечания.
Статья 13 Закона "О бухгалтерском учете" определяет, что бухгалтерская отчетность организаций состоит из следующих документов:
Бухгалтерского баланса;
Отчета о прибылях и убытках;
Приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
Аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
Пояснительной записки.
Проводя сопоставление требований к составу финансовой (бухгалтерской) отчетности в МСФО и РСБУ, в качестве одного из различий можно привести в пример, что международные стандарты устанавливают требования к составу и порядку раскрытия информации в каждой из компонентных составляющих финансовой отчетности и подробно регламентируют порядок обозначения финансовой отчетности, тогда как РСБУ устанавливают "рекомендуемые формы" отчетности.
Сказанное справедливо в первую очередь для баланса, поскольку МСФО (IAS) 1 не содержит предписаний ни в отношении формы баланса, ни в отношении конкретного перечня подлежащих раскрытию в нем статей, ни в отношении их расположения относительно друг друга в балансе.
МСФО (IAS) 1 определяет лишь перечень статей (именуемых линейными), которые в достаточной степени различны по характеру или назначению, чтобы повлечь необходимость их раздельного представления непосредственно в балансе. Суждение о том, представлять ли дополнительные статьи отдельно, должно основываться на оценке природы и ликвидности активов, их назначения в организации, а также размера, характера и распределения во времени обязательств.
МСФО (IAS) 1 предусматривает два основных подхода к классификации активов и обязательств при их отражении в балансе.
Первый подход предусматривает представление активов и обязательств с их разделением на краткосрочные и долгосрочные.
Второй подход предусматривает классификацию активов и обязательств и их представление в балансе в порядке их ликвидности, если такая классификация позволяет предоставить пользователям отчетности такую информацию, которая является надежной и более показательной.
Использование такой классификации статей баланса МСФО (IAS) 1 предусмотрено, например, для тех организаций, которые не занимаются поставкой товаров или услуг в рамках четко определенного операционного цикла (в частности, для финансовых организаций). Однако и при классификации активов и обязательств в порядке их ликвидности МСФО (IAS) 1 обязывает организации по каждой линейной статье раскрывать ту сумму, погашение или возмещение которой ожидается по истечении более чем 12 месяцев.
МСФО (IAS) 1 предусматривает возможность сочетания двух указанных подходов при формировании баланса, представляя одни активы и обязательства с подразделением на краткосрочные и долгосрочные, а другие - в порядке ликвидности, если это позволяет представить информацию в той форме, которая надежна и более показательна.
Такое представление информации об активах и обязательствах может быть использовано, в частности, организациями, которые занимаются большим количеством разнообразных видов деятельности (как с определенным производственным циклом, так и без него).
В РСБУ предусмотрена обязанность организации по раскрытию в бухгалтерском балансе активов и обязательств с подразделением на долгосрочные и краткосрочные. Возможность классификации активов и обязательств в целях составления бухгалтерской отчетности в зависимости от их ликвидности нормативными документами РСБУ не предусмотрена.
Определение понятий "долгосрочные" и "краткосрочные" применительно к активам и обязательствам в РСБУ сформулировано крайне лаконично:
"Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные".
При этом РСБУ выводят классификацию за рамки профессионального суждения бухгалтера, поскольку непосредственно в тексте нормативных документов, регламентирующих составление отчетности, активы и обязательства представлены в соответствующей группировке.
МСФО (IAS) 1 определяет порядок классификации активов и обязательств на краткосрочные и долгосрочные более подробно. Для активов и обязательств установлены критерии их признания в качестве краткосрочных (оборотных) и долгосрочных, а также ряд исключений из общих правил классификации, что требует в большинстве случаев применения профессионального суждения, знания особенностей операционного цикла и намерений руководства организации в отношении судьбы активов и обязательств в целях корректного распределения линейных статей по соответствующим категориям.
Требования МСФО и РСБУ к составу информации, подлежащей обязательному раскрытию в балансе
Линейные статьи - МСФО (IAS) 1 (п. 68) |
Группы статей - ПБУ 4/99 (п. 20) |
(a) Основные средства |
Основные средства |
(b) Инвестиционное имущество |
Доходные
вложения в |
(c) Нематериальные активы |
Нематериальные активы |
(f)
Финансовые активы (кроме |
Долгосрочные и краткосрочные |
(e) Инвестиции, учтенные по методу участия |
финансовые вложения |
(g) Запасы |
|
Налог
на добавленную стоимость |
|
(h) Торговая и прочая дебиторская задолженность |
Дебиторская задолженность |
(i) Денежные средства и их эквиваленты |
Денежные средства |
(j)
Торговая и прочая |
Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками; задолженность перед персоналом организации; авансы полученные; прочие кредиторы |
(k) Оценочные обязательства |
Краткосрочные и долгосрочные заемные |
(l) Финансовые обязательства (кроме (j), (k)) |
средства; задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов |
(m)
Обязательства и активы |
Задолженность
перед бюджетом и |
(n) Отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы |
Отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы |
(o) Доля меньшинства, представленная в составе собственного капитала |
|
(p)
Выпущенный капитал и резервы,
относящиеся к владельцам собственного
|
Капитал и резервы |
Список использованной литературы
Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Одобрена Приказом Минфина России от 01.07.2004 N 180.
Российская система учета и отчетности всегда отличалась от зарубежного бухгалтерского (финансового) учета жесткой системой нормативного регулирования, осуществляемого на государственном уровне.
На современном этапе отечественная система учета и отчетности переживает сложный период адаптации. Основная цель реформирования сформулирована как приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Российскому бухгалтерскому учету необходимо впитать в себя лучшие традиции и правила зарубежной практики учета, сохраняя при этом национальную специфику системы организации бухгалтерского учета. Основными задачами реформы являются создание отчетности, отвечающей требованиям рыночной экономики, понятной зарубежным инвесторам и соответственно способствующей привлечению инвестиций.
При проведении реформирования бухгалтерского учета и отчетности в России за основу были взяты международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), разработанные Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.
В России было признано, что МСФО целесообразно использовать:
- при создании концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике для обеспечения сопоставимости бухгалтерской информации, формируемой российскими и иностранными компаниями;
- в процессе разработки национальных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету в качестве отправной точки, образца и критерия соответствия международной принятой практике. Данный метод используется большинством экономик развитых стран мира.
Таблица 1. Соответствие МСФО и ПБУ
Международные стандарты финансовой отчетности | Соответствующие ПБУ |
МСФО 1 Представление финансовой отчетности |
ПБУ 1/2008 Учетная политика организации ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации |
МСФО 2 Запасы | ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов |
МСФО 7 Отчет о движении денежных средств | Аналог отсутствует |
МСФО 8 Чистая прибыль (убыток) за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике | Аналог отсутствует |
МСФО 10 События, происшедшие после отчетной даты | ПБУ 7/98 События после отчетной даты |
МСФО 11 Договоры подряда | ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда |
МСФО 12 Налоги на прибыль | ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций |
МСФО 14 Сегментная отчетность | ПБУ 12/2000 Информация по сегментам |
МСФО 15 Информация, отражающая влияние изменения цен | Аналог отсутствует |
МСФО 16 Основные средства | ПБУ 6/01 Учет основных средств |
МСФО 17 Аренда | Аналог отсутствует |
МСФО 18 Выручка | ПБУ 9/99 Доходы организации |
МСФО 19 Вознаграждение работникам | Аналог отсутствует |
МСФО 20 Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи | ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи |
МСФО 21 Влияние изменений валютных курсов | ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте |
МСФО 22 Объединение компаний | Аналог отсутствует |
МСФО 23 Затраты по займам | ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам |
МСФО 24 Раскрытие информации о связанных сторонах | ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах |
МСФО 26 Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам) | Аналог отсутствует |
МСФО 27 Консолидированная и отдельная финансовая отчетность | |
МСФО 28 Учет инвестиций в ассоциированные компании | ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений |
МСФО 29 Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции | Аналог отсутствует |
МСФО 30 Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов | Аналог отсутствует |
МСФО 31 Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности | ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности |
МСФО 32 Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации | Аналог отсутствует |
МСФО 33 Прибыль на акцию | Аналог отсутствует |
МСФО 34 Промежуточная финансовая отчетность | Аналог отсутствует |
МСФО 35 Прекращаемая деятельность | ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности |
МСФО 36 Обесценение активов | ПБУ 21/2008 Изменение оценочных значений |
МСФО 37 Резервы, условные обязательства и условные активы | ПБУ 8/01 Условные факты хозяйственной деятельности |
МСФО 38 Нематериальные активы | ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов |
МСФО 39 Финансовые инструменты: признание и оценка | ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений |
МСФО 40 Инвестиционная собственность | Аналог отсутствует |
МСФО 41 Сельское хозяйство | Аналог отсутствует |
В результате изменений, связанных с реформированием учета и отчетности, сегодняшняя российская бухгалтерская отчетность по составу мало отличается от отчетности, представляемой согласно МСФО. Основные отличия отчетности, сформированной по международным стандартам, от российской представлены в табл. 2.
Таблица 2. Основные отличия отчетности, составленной согласно МСФО, от российской
Показатель | МСФО | Российская практика |
Достоверность отчетности | Объективное и правдивое отражение реального положения организации | Соответствие действующим правилам, нормативным актам |
Принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности | Признание в отчетном периоде всех доходов и расходов, относящихся к этому периоду | Признание в отчетном периоде относящихся к этому периоду доходов и расходов, подтвержденных первичными оправдательными документами |
Принцип осмотрительности (консерватизма) | Большая готовность к учету расходов и пассивов, чем возможных доходов и активов | Провозглашено, но редко соблюдается, так как способы реализации в большинстве случаев не признаются для целей налогообложения |
Возможность профессионального суждения при подготовке отчетности | Предполагается при решении многих вопросов | Допускается только в рамках принятых нормативными документами вариантов отражения операций в учете и отчетности |
Требование существенности (значимости) | Финансовая отчетность должна включать все показатели, достаточно значимые для оценок и решений пользователей. Значимость рассматривается прежде всего как качественная характеристика | Провозглашено, но не соблюдается на практике. Существенность определяется через количественные величины (5% к итогу) |
Трактовка активов (имущества) | Объект контролируется организацией в результате прошлого события и заключает в себе будущие экономические выгоды | Объект принадлежит организации на праве собственности или ином вещном праве |
Интересы какой группы пользователей превалируют | В первую очередь инвесторов | Регулирующих (государственных) органов |
Следует отметить, что отчетность, составленная в соответствии с МСФО, нацелена на отражение реальной картины происходящего, в то время как российская отчетность организаций направлена в первую очередь на минимизацию налогов.
Главное отличие балансового отчета, составленного по МСФО, от российского баланса состоит не только в структуре самого отчета, но и в том, что российский баланс характеризуется уравнением
Активы = Пассивы,
а балансовый отчет, подготовленный в соответствии с требованиями МСФО:
Активы — Обязательства = Собственный капитал.
Кроме того, в российском балансе статьи строго закреплены за разделами, согласно же МСФО этого нет.
В составе российской отчетности центральное место занимает бухгалтерский баланс. Составленный по МСФО отчет о прибылях и убытках по своей структуре более аналитичный и содержательный, чем аналогичный российский. В составе международной финансовой отчетности этот отчет занимает центральное место, и процесс его составления весьма трудоемок. Он хорошо раскрывает всю хозяйственную деятельность фирмы за отчетный период, а также служит основным источником показателей для финансового анализа.
Экономические факторы, сдерживающие внедрение МСФО:
- дорогостоящие издержки на услуги аудиторов (консультантов);
- затраты на замену или модернизацию программного обеспечения;
- издержки на сбор и раскрытие информации об организации;
- затраты на переквалификацию кадров, в том числе аудиторских и консалтинговых организаций.
- Возможность доступа к дешевым по сравнению с российской банковской системой иностранным инвестициям для стимулирования инвестиционных процессов. Российские банки предпочитают работать с так называемыми короткими деньгами, а длинные предоставляют под проценты, которые делают получение кредитов своим пользователям делом невыгодным. Получение кредитов в зарубежных банках отечественными предпринимателями практически недоступно. Выход на зарубежные рынки капитала сталкивается с требованиями кредиторов предоставить качественную финансовую информацию, т. е. финансовой отчетности в соответствии с МСФО.
- Рост рыночной капитализации. Акции значительной части российских организаций недооценены по сравнению с акциями европейских компаний по причине разных подходов в применении стандартов финансовой отчетности.
Федеральное агентство по образованию
Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования -
Всероссийского заочного финансово-экономического института
Контрольная работа
по дисциплине
«Международные стандарты учета и финансовой отчетности»
Вариант 1.
Выполнила: студентка 5(2) курса
Факультета: учетно-статистического
Специализации: бухучет, анализ и аудит
Группы: дневной
номер личного дела:
Проверила: Лёвкина Н. Н.
Теоретическая часть |
|
Введение |
|
1. Сравнительная характеристика МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" и ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" |
|
2. Сравнительная характеристика МСФО (IAS) 7 "Отчеты о движении денежных средств" и ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" |
|
3. Сравнительная характеристика МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки" и ПБУ 1/08 "Учетная политика организации" |
|
Заключение |
|
Список литературы |
|
Практическая часть |
Теоретическая часть
Введение
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - это совокупность общепринятых правил квалификации, признания, оценки и раскрытия хозяйственных операций и финансовых показателей для составления финансовой отчетности хозяйствующими субъектами большинства стран мира.
Каждый из принятых стандартов содержит требования к объекту учета для его квалификации и признания, к порядку оценки объекта и раскрытию информации об объекте в финансовой отчетности. Наиболее близким российским аналогом стандартов являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утверждаемые Министерством финансов РФ.
Выполнение контрольной работы направленно на развитие теоретических знаний и закрепление практических навыков по дисциплине «МСУ и ФО» в целях формирования комплексного представления об особенностях международных стандартов учета, и их влияние на развитие системы бухгалтерского учета в РФ.
Цель контрольной работы – сравнительный анализ сущности и взаимосвязи МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности", МСФО (IAS) 7 "Отчеты о движении денежных средств" и ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", а также МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки" и ПБУ 1/08 "Учетная политика организации".
Для достижения цели были решены следующие задачи:
Представлены особенности представления финансовой отчетности по МСФО 1 и отличия от ПБУ 4/99;
Показан порядок формирования отчета о движении денежных средств МСФО (IAS) 7;
Рассмотрены основные особенности учетная политика в соответствие с МСФО и проведено сравнение ПБУ 1/2008.
В ходе выполнения работы были использованы МСФО 1, МСФО 7, МСФО 8, нормативно-правовые акты, регулирующие ведение учета в РФ, книги и статьи периодической печати по исследуемой теме, а также материалы справочно-правовых систем.
1. Сравнительная характеристика МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" и ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации".
1.1. Сфера применения
МСФО
(IAS)
1 формулирует правила по представлению
организацией финансовой отчетности,
сопоставимой как во времени (за ряд
отчетных периодов), так и с финансовой
отчетностью других организаций, а также
устанавливает требования по представлению
финансовой отчетности, содержит указания
по ее структуре, а также определяет
минимальные требования к содержанию
отчетности.
Положения МСФО (IAS) 1 относятся ко всей финансовой отчетности, представленной в соответствии с МСФО.
МСФО (IAS) 1 не распространяется на промежуточную финансовую отчетность (см. МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность»). МСФО (IAS) 1 действует в равной степени для всех организаций, независимо от того, должны ли они составлять консолидированную или индивидуальную финансовую отчетность.
Дополнительные требования для банков и аналогичных финансовых институтов, не противоречащие МСФО (IAS) 1, устанавливает МСФО (IFRS) 7.
ПБУ 4/99 устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций. Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование ПБУ 4/99.
Положение применяется Министерством финансов Российской Федерации при установлении:
типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;
упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;
особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;
особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;
особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;
порядка публикации бухгалтерской отчетности.
1.2. Основные определения
По МСФО (IAS) 1 финансовая отчетность – это структурированное представление информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации.
Задача финансовой отчетности состоит в представлении информации о финансовом положении, финансовых результатах и движении денежных средств, которая может оказаться полезной для широкого круга лиц при принятии решений.
Финансовая отчетность также показывает результаты деятельности руководства по управлению ресурсами организации. Для решения указанной задачи финансовая отчетность представляет следующую информацию об организации:
(i) активы;
(ii) обязательства;
(iii) капитал;
(iv) доходы и расходы, включая прибыли и убытки;
(v) прочие изменения капитала;
(vi) денежные потоки.
Сравнительный анализ этих понятий представлен в таблице 1.
Таблица 1
Понятийный аппарат финансовой (бухгалтерской) отчетности
(сравнительная характеристика)
Наименование |
Комментарий |
||
Определение активов отсутствует. Активы представляются в виде показателей разделов «Внеоборотные активы» и «Оборотные активы» автива бухгалтерского баланса. |
Ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых периодов, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем (п. 49 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности). |
В ПБУ4/99 в отличие от МСФО 1 не содержится определения активов. |
|
Обязательства |
Определение обязательств отсутствует. Обязательства представляются в виде показателей бухгалтерского баланса в разделах «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства». |
Текущая задолженность компании, возникающая из событий прошлых периодов, погашение которой приведет к оттоку из компании ресурсов, приносящих экономическую выгоду (там же). |
В ПБУ 4/99 в отличие от МСФО не содержится определения обязательств. |
Определение капитала отсутствует. Капитал представляется в виде показателей раздела «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса. |
Доля в активах компании, остающаяся после вычета всех ее обязательств (там же). |
В ПБУ 4/99 в отличие от МСФО не содержится определения капитала. |
|
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества) (п.2 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). |
Приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов или уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала (подп.(a) п.70 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности). |
Различия отсутствуют. |
|
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) (п.2 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). |
Уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме оттока или истощения активов или увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала, не связанных с его распределением между участниками акционерного капитала (подп.(b) п.70 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности). |
Различия отсутствуют. |
Наряду с информацией, приведенной в примечаниях, указанные сведения помогают пользователям финансовой отчетности прогнозировать движение денежных средств организации, определять сроки возникновения и степень определенности денежных потоков.
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ»
Кафедра финансов и кредита
Тема: «Сравнительный анализ МСФО 1 И ПБУ 4/99»
Выполнил Сухоцкая Н.В
Проверил
САНКТ - ПЕТЕРБУРГ
1.Сравнительная характеристика МСФО 1 с ПБУ 4/99 4
2. Сравнение отчета о движении денежных средств по МСФО (IAS) 7
3. Список использованной литературы 9
1.Сравнительная характеристика МСФО 1 с ПБУ 4/99
В МСФО основными стандартами, регулирующими состав показателей отчетности, которые должны быть раскрыты непосредственно в отчетности и требования к порядку их раскрытия, являются МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" и МСФО (IAS) 7 "Отчеты о движении денежных средств".
В РСБУ требования к порядку составления бухгалтерской отчетности, составу форм отчетности и порядку формирования отчетных показателей установлены ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" и Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". МСФО (IAS) 1 определяет, что полный комплект финансовой отчетности включает:
Отчет о прибылях и убытках;
Отчет об изменениях в собственном капитале;
Отчет о движении денежных средств;
Примечания, включая краткое описание существенных элементов учетной политики, и прочие пояснительные примечания.
Статья 13 Закона "О бухгалтерском учете" определяет, что бухгалтерская отчетность организаций состоит из следующих документов:
Бухгалтерского баланса;
Отчета о прибылях и убытках;
Приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
Аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
Пояснительной записки.
Проводя сопоставление требований к составу финансовой (бухгалтерской) отчетности в МСФО и РСБУ, в качестве одного из различий можно привести в пример, что международные стандарты устанавливают требования к составу и порядку раскрытия информации в каждой из компонентных составляющих финансовой отчетности и подробно регламентируют порядок обозначения финансовой отчетности, тогда как РСБУ устанавливают "рекомендуемые формы" отчетности.
Сказанное справедливо в первую очередь для баланса, поскольку МСФО (IAS) 1 не содержит предписаний ни в отношении формы баланса, ни в отношении конкретного перечня подлежащих раскрытию в нем статей, ни в отношении их расположения относительно друг друга в балансе.
МСФО (IAS) 1 определяет лишь перечень статей (именуемых линейными), которые в достаточной степени различны по характеру или назначению, чтобы повлечь необходимость их раздельного представления непосредственно в балансе. Суждение о том, представлять ли дополнительные статьи отдельно, должно основываться на оценке природы и ликвидности активов, их назначения в организации, а также размера, характера и распределения во времени обязательств.
МСФО (IAS) 1 предусматривает два основных подхода к классификации активов и обязательств при их отражении в балансе.
Первый подход предусматривает представление активов и обязательств с их разделением на краткосрочные и долгосрочные.
Второй подход предусматривает классификацию активов и обязательств и их представление в балансе в порядке их ликвидности, если такая классификация позволяет предоставить пользователям отчетности такую информацию, которая является надежной и более показательной.
Использование такой классификации статей баланса МСФО (IAS) 1 предусмотрено, например, для тех организаций, которые не занимаются поставкой товаров или услуг в рамках четко определенного операционного цикла (в частности, для финансовых организаций). Однако и при классификации активов и обязательств в порядке их ликвидности МСФО (IAS) 1 обязывает организации по каждой линейной статье раскрывать ту сумму, погашение или возмещение которой ожидается по истечении более чем 12 месяцев.
МСФО (IAS) 1 предусматривает возможность сочетания двух указанных подходов при формировании баланса, представляя одни активы и обязательства с подразделением на краткосрочные и долгосрочные, а другие - в порядке ликвидности, если это позволяет представить информацию в той форме, которая надежна и более показательна.
Такое представление информации об активах и обязательствах может быть использовано, в частности, организациями, которые занимаются большим количеством разнообразных видов деятельности (как с определенным производственным циклом, так и без него).
В РСБУ предусмотрена обязанность организации по раскрытию в бухгалтерском балансе активов и обязательств с подразделением на долгосрочные и краткосрочные. Возможность классификации активов и обязательств в целях составления бухгалтерской отчетности в зависимости от их ликвидности нормативными документами РСБУ не предусмотрена.
Определение понятий "долгосрочные" и "краткосрочные" применительно к активам и обязательствам в РСБУ сформулировано крайне лаконично:
"Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные".
При этом РСБУ выводят классификацию за рамки профессионального суждения бухгалтера, поскольку непосредственно в тексте нормативных документов, регламентирующих составление отчетности, активы и обязательства представлены в соответствующей группировке.
МСФО (IAS) 1 определяет порядок классификации активов и обязательств на краткосрочные и долгосрочные более подробно. Для активов и обязательств установлены критерии их признания в качестве краткосрочных (оборотных) и долгосрочных, а также ряд исключений из общих правил классификации, что требует в большинстве случаев применения профессионального суждения, знания особенностей операционного цикла и намерений руководства организации в отношении судьбы активов и обязательств в целях корректного распределения линейных статей по соответствующим категориям.
Требования МСФО и РСБУ к составу информации, подлежащей обязательному раскрытию в балансе
Линейные статьи - МСФО (IAS) 1 (п. 68) |
Группы статей - ПБУ 4/99 (п. 20) |
(a) Основные средства |
Основные средства |
(b) Инвестиционное имущество |
Доходные вложения в |
(c) Нематериальные активы |
Нематериальные активы |
(f) Финансовые активы (кроме |
Долгосрочные и краткосрочные |
(e) Инвестиции, учтенные по методу участия |
финансовые вложения |
(g) Запасы |
|
Налог на добавленную стоимость |
|
(h) Торговая и прочая дебиторская задолженность |
Дебиторская задолженность |
(i) Денежные средства и их эквиваленты |
Денежные средства |
(j) Торговая и прочая |
Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками; задолженность перед персоналом организации; авансы полученные; прочие кредиторы |
(k) Оценочные обязательства |
Краткосрочные и долгосрочные заемные |
(l) Финансовые обязательства (кроме (j), (k)) |
средства; задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов |
(m) Обязательства и активы |
Задолженность перед бюджетом и |
(n) Отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы |
Отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы |
(o) Доля меньшинства, представленная в составе собственного капитала |
|
(p) Выпущенный капитал и резервы, относящиеся к владельцам собственного |
Капитал и резервы |
Список использованной литературы
- Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
- Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Одобрена Приказом Минфина России от 01.07.2004 N 180.
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н
- Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» ПБУ 4/99: приказ Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н
- Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности» (ред. от 29.12.2006 г.)
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ»
Кафедра финансов и кредита
Тема: «Сравнительный анализ МСФО 1 И ПБУ 4/99»
Выполнил Сухоцкая Н.В
Проверил
САНКТ – ПЕТЕРБУРГ
1.Сравнительная характеристика МСФО 1 с ПБУ 4/99 4
2. Сравнение отчета о движении денежных средств по МСФО (IAS) 7
3. Список использованной литературы 9
1.Сравнительная характеристика МСФО 1 с ПБУ 4/99
В МСФО основными стандартами, регулирующими состав показателей отчетности, которые должны быть раскрыты непосредственно в отчетности и требования к порядку их раскрытия, являются МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" и МСФО (IAS) 7 "Отчеты о движении денежных средств".
В РСБУ требования к порядку составления бухгалтерской отчетности, составу форм отчетности и порядку формирования отчетных показателей установлены ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" и Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". МСФО (IAS) 1 определяет, что полный комплект финансовой отчетности включает:
Отчет о прибылях и убытках;
Отчет об изменениях в собственном капитале;
Отчет о движении денежных средств;
Примечания, включая краткое описание существенных элементов учетной политики, и прочие пояснительные примечания.
Статья 13 Закона "О бухгалтерском учете" определяет, что бухгалтерская отчетность организаций состоит из следующих документов:
Бухгалтерского баланса;
Отчета о прибылях и убытках;
Приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
Аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
Пояснительной записки.
Проводя сопоставление требований к составу финансовой (бухгалтерской) отчетности в МСФО и РСБУ, в качестве одного из различий можно привести в пример, что международные стандарты устанавливают требования к составу и порядку раскрытия информации в каждой из компонентных составляющих финансовой отчетности и подробно регламентируют порядок обозначения финансовой отчетности, тогда как РСБУ устанавливают "рекомендуемые формы" отчетности.
Сказанное справедливо в первую очередь для баланса, поскольку МСФО (IAS) 1 не содержит предписаний ни в отношении формы баланса, ни в отношении конкретного перечня подлежащих раскрытию в нем статей, ни в отношении их расположения относительно друг друга в балансе.
МСФО (IAS) 1 определяет лишь перечень статей (именуемых линейными), которые в достаточной степени различны по характеру или назначению, чтобы повлечь необходимость их раздельного представления непосредственно в балансе. Суждение о том, представлять ли дополнительные статьи отдельно, должно основываться на оценке природы и ликвидности активов, их назначения в организации, а также размера, характера и распределения во времени обязательств.
МСФО (IAS) 1 предусматривает два основных подхода к классификации активов и обязательств при их отражении в балансе.
Первый подход предусматривает представление активов и обязательств с их разделением на краткосрочные и долгосрочные.
Второй подход предусматривает классификацию активов и обязательств и их представление в балансе в порядке их ликвидности, если такая классификация позволяет предоставить пользователям отчетности такую информацию, которая является надежной и более показательной.
Использование такой классификации статей баланса МСФО (IAS) 1 предусмотрено, например, для тех организаций, которые не занимаются поставкой товаров или услуг в рамках четко определенного операционного цикла (в частности, для финансовых организаций). Однако и при классификации активов и обязательств в порядке их ликвидности МСФО (IAS) 1 обязывает организации по каждой линейной статье раскрывать ту сумму, погашение или возмещение которой ожидается по истечении более чем 12 месяцев.
МСФО (IAS) 1 предусматривает возможность сочетания двух указанных подходов при формировании баланса, представляя одни активы и обязательства с подразделением на краткосрочные и долгосрочные, а другие - в порядке ликвидности, если это позволяет представить информацию в той форме, которая надежна и более показательна.