Бюджет как основное звено системы государственных финансов. Понятие финансовой системы. Государственный бюджет как основное звено централизованных финансов. Целью курсовой работы является изучение бюджета государства - как основное звено финансовой систем
Государственный бюджет – представляет собой основной финансовый план образования и использования фонда денежных доходов и расходов государства.
По экономической сущности государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и юридическими, физическими лицами по поводу создания, распределения и использования общегосударственного фонда денежных средств. Его определяют также как ежегодную смету (роспись) доходов и расходов государства.
Доходная часть показывает откуда поступают денежные средства. Расходная часть показывает на какие именно цели направляются средства государства. Источниками доходной части государственного бюджета являются: налоги (прямые и косвенные). Они составляют от 80 до 90% дохода государства:
государственные займы, составляющие от 10 до 20% доли государственного бюджета;
эмиссия бумажных и кредитных денег. Этот источник правительство использует в том случае, когда располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов.
Расходная часть бюджета используется, прежде всего, на социальные пособия, образование, здравоохранение. С помощью этих расходов государство снижает разрыв в доходах различных социальных групп. Большая часть расходов государства направляется на финансирование производства, административно-управленческую деятельность, на оборону и т. д. Особо предусматриваются субсидии сельскому хозяйству. В период кризисов выделяет из расходной части бюджета значительные средства для финансирования антикризисной деятельности. Все правительства стремятся, чтобы доходная часть равнялась расходной. Их соответствие называют балансом дохода. На практике же расходная часть обычно превышает доходную. Это называется «бюджетным дефицитом».
В основе построения бюджета лежит ряд принципов, важнейшим из которых является принцип единства. Он означает, что бюджет объединяет все доходы и расходы государства. Следующим можно назвать принцип полноты , который предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Можно отметить также принцип реальности , который предусматривает правдивое отражение в бюджете всех доходов, расходов, финансовых операций и соответствие утверждаемых в бюджетах сумм их использованию. Принцип гласности означает, что правительство обязано публиковать бюджет, сообщать о его исполнении.
Бюджет выполняет следующие функции: распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода). Он выполняет также контрольную функцию (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать). Регулирующая функция позволяет через изменение доходов и расходов госбюджета смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции, т.е. стабилизировать экономику.
Структура бюджета определяется государственным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство (Англия, Франция, Япония), он включает бюджет правительства и местные (муниципальные) бюджеты. В государствах с федеральным устройством он трехзвенный, так как помимо центрального и местного, включает также бюджеты промежуточного уровня: штатов (США), земель (Германия), республик (Россия). Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Организация, принципы построения бюджетной системы, связь между ее звеньями определяется бюджетным устройством . В его основе лежит бюджетный (фискальный) федерализм. Он означает четкое разграничение функций между бюджетами разных уровней, их самостоятельность. Это проявляется в том, что бюджеты разрабатываются, утверждаются и исполняются соответствующими уровню органами власти.
Каждый бюджет имеет собственные источники доходов, которые закреплены за ним законодательно. Соответствующие органы власти устанавливают направления расходования бюджетных средств, которые определяются конкретными социально-экономическими задачами, стоящими перед страной, регионом, городом.
Так, за счет центрального бюджета финансируются крупные общегосударственные программы, национальная оборона, космос, внешнеэкономические отношения, государственное управление и т.д.
Региональные, муниципальные денежные ресурсы направляются на развитие регионов, городов, содержание учреждений социальной сферы, развитие местного хозяйства, благоустройство территорий и т.п.
Построение государственного бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией. Она представляет собой научно обоснованную группировку расходов и доходов бюджетов всех уровней. Бюджетная классификация позволяет определить цели расходования бюджетных средств, источники финансовых ресурсов государства и используется при планировании и исполнении бюджетов.
Расходы бюджета связаны с функциями государства и показывают направления бюджетных ассигнований. Существуют следующие виды бюджетной классификации по затратам: ведомственная (расходы классифицируются по министерствам и ведомствам); предметная (расходы распределяются по отраслям хозяйства и управления и делятся на разделы, параграфы, соответствующие их отраслевому характеру; экономическая (расходы дифференцируются по хозяйственным признакам: капитальные вложения, заработная плата, субсидии, стипендии и т.д.); смешанная , при которой расходы классифицируются по ведомствам, министерствам, а в них - по предметам. Находят распространение и новые виды бюджетной классификации: целевая и функциональная . При целевой расходы распределяются в соответствии с общенациональными политическими, экономическими и социальными программами. Функциональная классификация делит расходы с учетом основных функций государства: на образование, на оборону и т.д. Все бюджетные расходы в зависимости от их роли в процессе общественного воспроизводства делятся на текущие и капитальные.
Текущие расходы составляют бюджет текущего потребления, а капитальные - бюджет развития. К первым относят затраты на оборону, трансфертные платежи, расходы на содержание органов государственной власти и управления, науку, выплату процентов по государственному долгу и т.п. Капитальные - затраты на финансовые вложения в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.
Структура расходов бюджета имеет свои особенности в разных странах. Однако везде действует одна тенденция - доля государственных расходов в национальном доходе возрастает.
Доходы государственного бюджета традиционно классифицируются по источникам (налоги, сборы, займы и т.д.) и видам (подоходный налог, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и т.д.). Наиболее часто применяется классификация доходов по источникам. Основным источником финансовых ресурсов государства являются налоги . В государственном бюджете России они составляют от 80 до 90% всех поступлений.
Источником доходов могут быть неналоговые поступления: доходы от государственной торговли, от продажи государственной собственности, золотовалютных резервов страны. Важным источником доходов государственного бюджета являются внутренние и внешние займы. Их размер может устанавливаться при планировании бюджета.
Чтобы не путаться в терминологии бюджет-документ логично называть бюджетным планом , а бюджет-денежный фонд - называть бюджетным фондом .
Бюджетный план – финансовый документ страны. В нем система денежных отношений выражена количественно. В процессе исполнения бюджетного плана образуется и используется бюджетный фонд – основной государственный централизованный денежный фонд.
Функции бюджета как финансовой категории
Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории проявляется в ее функциях. Так как бюджет является категорией финансовой, то ему присущи те же функции, что и финансам :
- образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);
- использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);
- контрольная функция.
Первую функцию бюджета выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий) и эмиссии ценных бумаг. При этом бюджетный фонд формируется за счет доходов хозяйствующих субъектов, полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта :
- заработной платы рабочих и служащих;
- доходов лиц, работающих не по найму;
- предпринимательской прибыли;
- ренты, процентов.
Структура бюджетных доходов не является постоянной, она зависит от конкретных экономических условий на каждом этапе развития страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с динамикой экономических процессов.
Вторая функция бюджета связана с конкретными целевыми бюджетными расходами. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, и бюджетные расходы охватывают все сферы и отрасли хозяйства.
Потребность в соблюдении макроэкономических пропорций в народном хозяйстве предполагает регулирование объемов бюджетного финансирования его отдельных отраслей, социальной сферы, экономических регионов (административно-территориальных образований), отдельных хозяйствующих субъектов различных форм собственности. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем бюджетных доходов .
Третья функция бюджета предполагает создание условий для проведения контроля. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.
Реализуя возлагаемые на него функции, бюджет выполняет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. При этом стратегические задачи государства по развитию экономики и социальной сферы находят отражение в приоритетах бюджетной политики. Предсказуемость бюджетной политики - основной фактор общей макроэкономической устойчивости.
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей. Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности. отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (республиканский, местный).
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.
Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:
«непосредственная подвластность государству, Государство является организатором всех финансовых отношений, но в бюджете с большой силой проявляется его роль как главного распорядителя материальных и финансовых ресурсов страны. Ни один финансовый план страны не утверждается как Закон Жогорку Кенешем, кроме государственного бюджета:
Не менее важной особенностью является его единство и высокая степень централизации. Несмотря на многочисленность бюджетов различных административно-территориальных единиц, все они сводятся в едином консолидированном бюджете с соблюдением последовательной относительной подчиненности нижестоящих звеньев вышестоящим подразделениям.
В государственном бюджете, как ни в каком другом подразделении финансовой системы существует терминологическое совмещение двух понятий, бюджета как экономической категории и бюджета как основного финансового плана.
Как основной финансовый инструмент распределения общественного продукта госбюджет имеет и другие особенности. Если распределительная функция финансов материального производства и непроизводственной сферы осуществляется в условиях частой смены форм стоимости, многочисленных актов купли-продажи, распределение общественного продукта через бюджет всегда происходит несколько изолированно от обмена.
Движение стоимости через бюджет полностью отрывается от движения материального продукта и носит чисто стоимостной характер. Взгляд на бюджет как на экономическую категорию не сразу получил свое признание.
Особенностью государственного бюджета является также органическая связь со всеми подразделениями финансовой системы и другими экономическими категориями (ценой, заработной платой, кредитом и т.д.);
Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;
С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;
Пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими пере обществом на каждом историческом этапе его развития;
Область бюджетного распределения занимает - центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются Особенности государственного бюджета как экономической категории -; накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определенней спецификой. Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно: других звеньев не осуществляет такого многовидового (межотраслевое межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (республиканский, областной, районный, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.
Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределен; является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, иногда и национального богатства.
Распределение общественного продукта через бюджет имеет взаимосвязанные, но до некоторой степени обособленные стадии:
1) формирование общегосударственного денежного фонда;2) создание многочисленных бюджетных фондов территориального и целевого назначения;3) использование бюджетного фонда (расходы бюджета).
На первой стадии происходит концентрация денежных средств в руках государства путем изъятия их у хозяйствующих субъектов и граждан. На этой основе возникают финансовые отношения государства как получателя средств с плательщиками. В большинстве своем эти отношения носит обязательный характер, но часть средств поступает в бюджет на основе добровольности. Характерной особенностью распределительного процесса на этой стадии является то, что поступившие средства в бюджет обезличены и не получают еще строго определенного разграничения. При формировании бюджетного фонда употребляются два понятия: платежи в бюджет и доходы государственного бюджета. Это тождественные понятия, так как выражают одни и те же распределительные отношения между" государством и плательщиками. Платежи в бюджет - это прежде всего расходы плательщиков, являющиеся вычетом из Доходов, тогда как в госбюджете эти платежи выступают в качестве доходов государства. Отсюда и возникают некоторые различия в интересах сторон. Государство заинтересовано в увеличении доходов бюджета, но изъятие средств у плательщиков в той или иной степени задевает интересы трудовых коллективов.
Дохода госбюджета отличаются единством и служат единой цели - удовлетворению общественных потребностей. Несмотря на большие различия по методам изъятия, составу плательщиков, срокам уплаты и т.д., все они - носители распределительных отношений между государством и плательщиками. Следовательно, и являются бюджетной категорией. Отличительной чертой категории - доходов госбюджета является то, что они всегда выступают как результат распределения и объект дальнейшего распределении.
На второй стадии, как уже было указано, происходит формирование многочисленных фондов территориального и целевого назначения, т.е. осуществляется наиболее сложный распределительный процесс дробления общегосударственного денежного фонда. На этой стадии перекрещиваются интересы всех предприятий, организаций и членов общества. Поскольку каждая административно-территориальная единица располагает своим бюджетом, то имеет большое значение правильное определение общих объемов этих бюджетов, т.е. фондов территориального назначения. Так как часто расходы того или иного бюджета в отдельности не совпадают с объемом получаемых на местах доходов, то возникает необходимость дополнительного обеспечения средствами из вышестоящего бюджета. Таким образом происходит сложный распределительный процесс, в орбите которого находятся все административно-территориальные подразделения, причем одни из них передают свои средства, а другие получают их через бюджетный механизм. Одновременно в бюджете и во всех его подразделениях формируются фонды целевого назначения, предназначенные для удовлетворения потребностей общества в денежных средствах.
На третьей стадии бюджетные фонды расходуются по территориальному и целевому назначению, т.е. происходит безвозвратная передача бюджетных средств в большинстве случаев в рамках одной формы собственности, а фактическое расходование осуществляется только, предприятиями и учреждениями, получившими бюджетные средства к последней стадии бюджетного распределительного процесса.
Расходы госбюджета так же, как и его доходы имеют двойственный характер. С одной стороны, это расходы государства, а с другой безвозвратные поступления средств в распоряжение предприятии и учреждений. Именно эта двойственность свидетельствует о том, что расходы госбюджета являются не окончательной, а только промежуточной стадией распределительного процесса, который будет продолжен в материальном производстве и непроизводственной сфере.
Расходы бюджета в качестве бюджетной категории проявляется по-разному и продиктованы теми или иными экономическими соображениями. Они могут быть в форме:
Сметного финансирования;
Передачи средств в распоряжение государственных предприятий, где объектами финансирования являются только капитальные вложения и другие расходы
Дотации, субсидии, субвенции, категориальные и выравнивающие гранты регионам
Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
Важная роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства.
Бюджетные ресурсы направляются также з непроизводственную сферу (образование, здравоохранение культуру и т.д.). Финансирование предприятий и учреждений социально-культурного направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они подавляют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, повышать уровень их социального обеспечения, осуществлять социальную защиту.
Республиканские и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.
Перераспределение финансовых ресурсов все в большей степени осуществляется через финансовый рынок, исходя из спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций к льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.
В настоящее время бюджетная система Кыргызской Республики состоит из двух элементов: республиканского бюджета и местных бюджетов
Бюджетная система Кыргызской Республики в соответствии с госбюджетным законодательством базируется на двух основных принципов: единства бюджетной системы и самостоятельности бюджетов.
Принцип единства по своему содержанию отличается от ранее действующего принципа: он обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, которая была введена по образцу бюджетной классификации США, единством форм документации с представлением необходимой статистической и бюджетной документации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированного бюджета страны. В соответствии с бюджетным законодательством госбюджет Кыргызстана является основным финансовым планом государства, утверждаемым Жогорку Кенешем, и имеет статус республиканского закона, местные бюджеты утверждаются местными властями.
Через госбюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всего Кыргызстана.
Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающей из основных функций государства.
Для инвестиционной деятельности 1996-1998 гг. было характерно повышение роли собственных источников накопления предприятий для финансирования их инвестиционных проектов при сокращении централизованных капитальных вложений. При государственной поддержке центр тяжести переместился с безвозвратного финансирования на бюджетное кредитование на возвратной и платной основе.Государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения производилось на конкурсной основе. бюджетная классификация должна обеспечивать возможность экономического анализа государственных расходов.
Программа курса
Тема 1. Основные понятия финансов. | |
Тема 2. Государственный бюджет как основное звено финансовой системы. | |
Тема 3. Региональные и местные бюджеты. | |
Тема 4. Внебюджетные фонды. | |
Тема 5. Финансы страхового рынка. | |
Тема 6. Финансы предприятий и организаций. | |
Тема 7. Основы финансового контроля и регулирования. | |
Тема 8. Понятие и сущность денег. | |
Тема 9. Денежное обращение и денежная система. | |
Тема 10. Основы монетарной политики. | |
Тема 11. Понятие и сущность кредита. | |
Тема 12. Основы регулирования и функционирования кредитной системы. | |
Глоссарий |
Лекция 1. Основные понятия финансов
1. Экономическая сущность финансов.
2. История финансов и финансовых отношений.
3. Финансовая система и финансовая политика.
Лекция 2. Государственный бюджет как основное звено финансовой системы
1. Функция государственного бюджета.
2. Общие принципы построения государственного бюджета.
3. Расходы государственного бюджета.
4. Доходы государственного бюджета.
5. Секвестр расходов.
6. Бюджетный процесс.
Лекция 3. Региональные и местные бюджеты
1. Принцип бюджетного федерализма.
2. Отношения между бюджетами различных уровней.
3. Расходы региональных и местных бюджетов.
4. Доходы региональных и местных бюджетов.
Лекция 4. Внебюджетные фонды
1. Цель создания и функционирования внебюджетных фондов.
2. Основы регулирования деятельности фондов.
3. Виды доходов и расходов фондов.
4. Взаимосвязь фондов с другими звеньями финансовой системы.
Лекция 5. Финансы страхового рынка
1. Понятие, сущность и место страхования в финансовой системе.
2. Участники страхового рынка.
3. Основы регулирования деятельности участников страхового рынка.
Лекция 6. Финансы предприятий и организаций
1. Принципы корпоративных финансов.
2. Роль финансов предприятий в перераспределении общественных благ.
3. Финансовое регулирование деятельности предприятий.
4. Основы финансового анализа деятельности предприятий и эффективности функционирования их финансов
Лекция 7. Основы финансового контроля и регулирования
1. Функции и сущность финансового контроля.
2. Виды и методы финансового контроля.
3. Санкции финансового контроля.
4. Фискальное регулирование экономики.
Лекция 8. Понятие и сущность денег
1. Историческое развитие денег.
2. Функции денег.
Лекция 9. Денежное обращение и денежная система
1. Понятие денежного обращения.
2. Элементы денежной системы и их взаимодействие.
3. Законы денежного обращения.
4. Инфляция: понятие, суть и виды.
5. Последствия инфляционного воздействия на денежное обращение.
Лекция 10. Основы монетарной политики
1. Причины возникновения и основные постулаты монетаризма.
2. Методы денежного регулирования экономики.
3. Функция центрального (эмиссионного) банка.
Лекция 11. Понятие и сущность кредита
1. Понятие кредита.
2. Функции кредита.
3. Классификация кредита.
Лекция 12. Основы регулирования и функционирования кредитной системы
1. Понятие кредитной системы. Банки и банковские операции.
2. Регулирование наличных и безналичных расчетов.
3. Рынок ценных бумаг.
I. Финансы и финансовая система
Тема 1. Основные понятия финансов
Основные понятия и функции финансов
Финансы представляют собой отношения по созданию и перераспределению общественных благ и богатств. В этом смысле они тесным образом связаны с денежным обращением и сферой кредита. Вместе с тем, деньги выполняют различные функции, основной из которых можно назвать функцию всеобщего эквивалента, товара, который служит измерителем ценности и стоимости других товаров, работ и услуг. В отличие от них, финансы представляют собой отношения, т.е. являются инструментом накопления и распределения богатства, что осуществляется, в том числе, при помощи денежных средств.
Наглядно суть финансов и их составные компоненты можно представить следующим образом:
Финансы - отношения по
Финансы также тесно связаны с кредитом: последний создает основу для расширенного воспроизводства и ускоренного накопления богатства. Через кредитные отношения частично реализуется распределительная функция финансов и направляется движение денежных и товарных потоков. Здоровое функционирование финансов во многом зависит от состояния денежного обращения и кредита: чем более развита денежная и кредитная системы, тем эффективнее происходит накопление и перераспределение общественного богатства.
Каковы функции финансов? Принято выделять три функции, суть которых можно представить следующим образом:
Функции финансов | ||
Распределительная | Контрольная | Регулирующая |
В процессе производства и торговли возникают различные доходы - прибыль предпринимателя, доход его работников, торговая наценка посредников и т.д. Однако для целей удовлетворения потребностей общества в развитии требуется перераспределить часть этих и иных доходов. Это осуществляется путем изъятия (добровольного либо принудительного) части указанных доходов, создания за счет этих средств фондов и расходования фондов на общественно полезные цели: образование, медицину, строительство, оборону и т.д. К примеру, срок окупаемости железнодорожного транспорта или метрополитена может достигать десятки лет. Это означает, что далеко не каждая корпорация, фирма или банк смогут позволить себе подобные инвестиции; роль инвестора в подобных малоэффективных и низко рентабельных отраслях берет на себя государство. Для постройки железной дороги и метрополитена требуются колоссальные средства - их аккумулирование и расходование осуществляется при помощи распределительной функции финансов. А куда расходовать (на что распределить) ресурсы? Ведь они ограничены, и из двух проектов строительства железной дороги необходимо выбрать наиболее оптимальный. На подобные вопросы можно ответить, использовав контрольную функцию. | Функционирование общества и взаимодействие его членов возможно благодаря тому. Что существуют и постоянно совершенствуются механизмы контроля и управления. В этом смысле финансы более чем «демократичны», поскольку имеют многочисленные механизмы контроля за правильностью аккумулирования и распределения фондов и ресурсов. Представим себе указанных ранее работников и предпринимателей, у которых изымается весь доход и накопления: теряется сама суть расширенного воспроизводства и повышения рентабельности. Финансы позволяют регулировать (при участии этих работников и предпринимателей) норму изъятия их денежных средств. Представим также, что Собранные таким образом средства расходуются не на метрополитен, а на ведение ненужной войны или строительство дачи чиновнику. Было ли тогда оправдано создание централизованного фонда ресурсов? Скорее всего, нет. Поэтому финансы позволяют также определить наиболее оптимальные пути расходования аккумулированных средств, с тем, чтобы потребности общества были удовлетворены максимально. | Представим теперь, что ресурсы были аккумулированы, правильно (по крайней мере, по формальным признакам верно) были выбраны пути инвестирования, к примеру, строительство гидроэлектростанции. Однако в результате постройки выяснилось, что были затоплены ценные сельхозземли, и прилежащие районы переживают экономическую стагнацию. Как помочь людям выровнять уровень развития их района и сравнять его со среднегосударственным? Как создать современное производство, которое могло бы способствовать замедлению оттока молодежи и в перспективе принести повышение жизненного уровня населения этого района? Один из путей - предоставить ресурсы, необходимые для выправления сложившейся ситуации, постройки завода по производству компьютеров, обеспечения жителей жильем и т.д. Эти ресурсы могут быть предоставлены банком или финансовой компанией. Но они вряд ли захотят осуществлять долгосрочные и пока не сулящие высоких прибылей вложения, тем более. Что в определенной степени речь не идет о получении прибыли, а о предоставлении помощи оказавшимся в беде людям. Предоставлении дотации государственным бюджетом в таком случае характеризует третью – регулирующую - функцию финансов. |
Что же является основой для того, чтобы финансы могли осуществлять описанные функции? Безусловно, основой является материальная предпосылка аккумулирования и распределения ресурсов. Выше использовался термин «общественное богатство», который необходимо уточнить: материальной основой финансов является национальный доход.
Национальный доход представляет собой добавленную стоимость, т.е. то улучшение товара, работы, услуги, которое на каждой стадии взаимодействия производителей, посредников и потребителей «добавляется» каждым из них. Для того, чтобы студент ИДО мог получить диплом РУДН, кто-то должен его напечатать на гербовой бумаге, для чего кто-то, в свою очередь должен эту бумагу изготовить из сырья (несложно достроить цепочку: кто-то должен срубить дерево, обработать его и т.д.) На каждой стадии изготовления бумаги каждый работник «добавлял стоимость», т.е. вкладывал свой труд и ресурсы, что увеличивает цену конечного продукта. Так вот, совокупность всех доходов, которые были получены каждым работником на стадии обработки и продажи продукта, называется национальным доходом (он может быть подсчитан путем сложения всей вновь созданной стоимости и вычитания стоимости, потребленных в ходе ее создания ресурсов).
Национальный доход является основой финансов. Через два главных компонента национального дохода - фонды накопления и фонды потребления - происходит аккумулирование и распределение ресурсов общества, выравнивание пропорций и тенденций экономического развития и контроль за правильностью указанных мер. Если показатель национального дохода сокращается, то это служит верным знаком к тому, что финансовые отношения необходимо корректировать (к примеру, уменьшить размер обязательных изъятий дохода работников и предпринимателей, либо начать жить «по средствам» - сократить расходы и вложения в неэффективные отрасли).
Секвестр расходов
Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. В целях сбалансированности бюджета могут устанавливаться предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи. Состав защищенных статей определяется Федеральным Собранием РФ, а также представительными органами власти субъектов РФ в рамках их компетенции. Покрытие дефицита бюджета развития осуществляется также за счет выпуска государственных займов или использования кредитных ресурсов.
Бюджетный процесс
Бюджетный процесс - это регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Регулирование бюджетного процесса - очень важная процедурная часть функционирования финансовой системы. Указанная деятельность состоит из нескольких этапов, которые вкратце рассмотрены ниже. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, на основании которых органы исполнительной власти вносят предложения о постатейном санкционировании бюджетных расходов. Одновременно представляются расчеты по определению доходов бюджетов.
Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает Президент РФ за 18 месяцев до начала соответствующего финансового года. На основании этого решения Правительство организует поэтапную работу по составлению проекта бюджета. В течение первых трех месяцев составляются прогноз социально-экономического развития РСФСР, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики, рассчитываются контрольные цифры проекта бюджета на соответствующий период.
В течение последующих четырех месяцев территориальными органами исполнительной власти ведется детальная проработка и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр проекта бюджета.
В течение следующих двух месяцев Правительство готовит проект бюджетного послания и представляет его Президенту. Президент представляет бюджетное послание в Федеральное Собрание и направляет его для опубликования в печати. Бюджетное послание Президента включает:
(1) основные показатели социально-экономического развития РФ на соответствующий период;
(2) сводный финансовый баланс по территории РФ;
(3) основные направления бюджетной политики РФ;
(4) сведения о государственных доходах на территории РФ;
(5) проект бюджета РФ;
(6) проект консолидированного бюджета РФ;
(7) оценку исполнения бюджетов предшествующего и текущего финансовых годов.
Президент выступает с бюджетным посланием на совместном палате в начале апреля года, предшествующего соответствующему финансовому году.
Постоянные комиссии Федерального Собрания с момента внесения проекта бюджета РФ до 15 мая проводят постатейное рассмотрение представленного проекта бюджета и выносят по нему заключения. На совместном палат с 15 по 25 мая заслушивается постатейно заключение по бюджету, планам, налогам и ценам и проводится дискуссия по основным направлениям бюджетной политики. В течение следующих трех недель, не позднее 15 июня, на раздельных заседаниях палат принимаются постановления о санкционировании доходной части бюджета и бюджетных ассигнований. Бюджетные расходы санкционируются в соответствии со статьями функциональной бюджетной классификации. В случае возникновения расхождений в постановлениях палат создается согласительная комиссия в составе восьми человек из равного числа представителей палат. Решение согласительной комиссии утверждается на совместном заседании палат. Постановление Федерального Собрания о санкционировании бюджета может содержать разрешение о выделении ассигнований, как на предстоящий финансовый год, так и на двух - трехлетний период.
Законопроекты, требующие внесения изменений (увеличения или уменьшения) в размеры бюджетных расходов, в обязательном порядке должны быть рассмотрены в процессе санкционирования бюджетных расходов. В случае не санкционирования соответствующих бюджетных расходов вступление законов в действие в части выделения ассигнований откладывается до принятия решения о санкционировании соответствующих расходов в следующем финансовом году.
Комиссия по бюджету, планам, налогам и ценам организует процесс рассмотрения проекта бюджета, подготавливает предварительное заключение по проекту бюджета и готовит проект постановления Федерального Собрания о санкционировании бюджетных расходов для рассмотрения на совместном заседании палат.
На основании постановления Федерального Собрания о санкционировании бюджетных расходов Президент организует доработку и уточнение проекта бюджета. Уточненный проект бюджета вносится Президентом на рассмотрение парламента не позднее 15 сентября года, предшествующего очередному финансовому году. При рассмотрении проекта бюджета парламент принимает решение по следующим основным характеристикам:
· верхний предел объема ассигнований бюджета текущих расходов и бюджета развития (расходная часть);
· пределы несбалансированности бюджета (излишек или дефицит в форме абсолютной величины или процентной доли от прогнозируемых доходов).
После утверждения основных характеристик проекта бюджета утверждаются бюджетные ассигнования по статьям в соответствии с функциональной бюджетной классификацией. В рамках утверждаемых бюджетных статей данной классификации любой вид ассигнований на сумму, равную или превышающую 1 млрд. рублей, должен быть указан отдельной строкой.
С 15 сентября до 15 октября комиссии парламента принимают заключения по указанным выше основным характеристикам и по отдельным статьям представленного проекта бюджета. На основании принятых парламентскими комиссиями заключений комиссия по бюджету, планам, налогам готовит по проекту бюджета сводное заключение и представляет его парламенту. С 15 октября по 30 ноября Федеральное Собрание постатейно утверждает бюджет в форме закона.
Утверждение бюджета происходит на совместном заседании палат. Доклад о бюджете представляет Президент или по его поручению иное должностное лицо.
Содоклад от имени парламента представляет соответствующая парламентская комиссия. Решение об утверждении основных характеристик бюджета и по статьям функциональной классификации принимаются простым большинством голосов. На голосование выносятся предложения по конкретным размерам ассигнований, содержащихся в окончательном варианте проекта бюджета, представленном Президентом.
В случае не утверждения отдельных статей представленного проекта бюджета Федеральное Собрание проводит повторное голосование по перераспределению бюджетных ассигнований в рамках верхнего предела объема бюджетных ассигнований. Решение принимается простым большинством голосов.
В течение двух недель Президент обязан подписать закон либо вернуть его в парламент с замечаниями для повторного рассмотрения. Президент имеет право отлагательного вето (отклонения и возвращения на рассмотрение и утверждение в парламенте) отдельных статей государственного бюджета. В случае применения
Президентом права вето вопрос по данной статье выносится на совместное заседание палат, он должен быть рассмотрен в течение недели. Для отклонения вето необходимо решение парламента, принятое простым большинством голосов. В случае согласия с вето Президент должен принять соответствующий указ по ассигнованиям по данной статье. В течение периода до принятия окончательного решения по вето Правительство имеет право использовать ежемесячно бюджетные ассигнования по спорной статье в размере 1/12 их величины в предшествующем финансовом году.
Правительство ежегодно в мае следующего за отчетного года представляет парламенту отчетный доклад и отчет об исполнении республиканского бюджета за прошедший финансовый год. Отчет об исполнении бюджета рассматривается и утверждается парламентом простым большинством голосов.
Вопросы:
1. Перечислите функции государственного бюджета.
2. Охарактеризуйте общие принципы построения государственного бюджета.
3. Что относится к бюджету расходов и бюджету развития.
4. Перечислите федеральные налоги.
Статья 9. Самостоятельность бюджетов
Республиканский бюджет РСФСР, республиканские бюджеты республик в составе РСФСР, бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований являются самостоятельными.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования.
К собственным источникам доходов бюджетов относятся:
1. закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета;
2. отчисления по регулирующим доходным источникам;
3. дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно Верховными Советами республик в составе РСФСР, местными Советами народных депутатов в рамках законодательства РСФСР. Самостоятельностью бюджетов означает, помимо наличия собственных источников, также право определять направления их использования и расходования. Таким образом, самостоятельность бюджетов является основным и важнейшим элементом бюджетного федерализма. Другой элемент - это точная процедура взаимоотношений бюджетов.
Статья 1
Общие принципы обложения налогами и сборами, определяющие виды налоговых платежей, размер отчислений по регулирующим доходным источникам, нормативы и механизм распределения доходов между федеральным и _________ бюджетами определяются законодательством Российской Федерации.
Статья 2
Формирование бюджета ______________, а также взаимоотношения между федеральным бюджетом и бюджетом ______________ осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти _________ в пределах своей компетенции определяют вопросы бюджетного устройства и бюджетного процесса в _______________.
Статья 3
Органы исполнительной власти _______________ обеспечивают своевременное и полное перечисление в федеральный бюджет поступивших налогов и других платежей согласно действующему законодательству Российской Федерации.
Статья 4
В целях ускорения расчетов между бюджетами и сокращения встречных финансовых потоков финансирование федеральных программ и организаций, расположенных на территории _______________ и финансируемых за счет средств федерального бюджета в пределах утвержденных лимитов и смет федеральных органов исполнительной власти через Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, осуществляется путем прямого перечисления сумм с расходного счета территориального управления федерального казначейства по _________________ в пределах доходов федерального бюджета, собираемых на территории ________________. [далее заключительные положения - вступление Соглашения в силу, срок действия и процедура продления, др.]
Что касается разграничения налоговых платежей между бюджетами, то обычно это достигается либо закреплением за различными бюджетами различных налогов, либо закреплением за бюджетами нижестоящего уровня части собираемых налогов. Так, в России налог на прибыль «имеет две ставки» - 13% зачисляются в федеральный бюджет, а от 22 до 30% - региональный. Также закреплены «двойные» ставки на акцизы, НДС, подоходный налог, платежи за пользование теми или иными ресурсами.
Помимо разделения налоговых поступлений, отношения между бюджетами могут быть построены по образу и подобию гражданских правоотношений. Имеется в виду то, что в случае несения нижестоящим бюджетом каких-либо расходов за вышестоящий бюджет, последний возмещает эти расходы согласно представляемым ежеквартально сведениям о произведенных расходах.
В исключительных случаях при недостаточности средств местных бюджетов на возмещение расходов по сообщению финансовых органов Министерство финансов Российской Федерации производит авансовое перечисление средств на эти цели с последующим их зачетом согласно представленной финансовыми органами установленной отчетности. Авансовые поступления отражаются в учете исполнения бюджета в финансовых органах как средства, полученные из республиканского бюджета Российской Федерации. Так, из общегосударственного бюджета могут возмещаться расходы на содержание органов государственной власти, расходы, связанные с обеспечением деятельности народных депутатов, возмещение расходов по уплате разницы в процентных ставках, возмещение ущерба, причиненного гражданам, возмещение ущерба и расходы на выплату компенсаций реабилитированным гражданам, выплата компенсаций жертвам политических репрессий, расходы, связанные с хранением, ремонтом, пересылкой, перевозкой конфискованного имущества и кладов, которые подлежат передаче в федеральную собственность, расходы на выплату льгот и компенсаций и другие расходы.
Основой взаимоотношений между бюджетами различных уровней является необходимость достижения так называемого минимального бюджета, т.е. проводимого в соответствие с закрепления в соответствии с социальной политикой определенных гарантий для жителей данного региона. Минимальный бюджет представляет собой расчетный объем доходов соответствующего консолидированного бюджета нижестоящего территориального уровня, покрывающих гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности расчетного объема закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями по решению вышестоящего представительного органа власти.
Расходная часть минимального бюджета исчисляется по единым или групповым минимальным социальным и финансовым нормам и нормативам, установленным вышестоящим представительным органом власти на основании действующих актов законодательства в пределах его финансовых возможностей. Разработка минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, представляемых на утверждение Парламента, производится Правительством.
Расходная часть минимального бюджета определяется:
а) суммой затрат, включаемых в бюджет текущих расходов, учитываемых вышестоящими органами власти в расчетах к бюджету года, предшествующего планируемому (в сопоставимых условиях), с учетом увеличения (снижения) этих расходов, вызванного:
· согласованной с вышестоящим органом власти в установленном законодательством порядке суммой затрат в связи с изменением состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию;
· решениями вышестоящих органов власти об изменении социальных и финансовых норм и нормативов;
· изменением индекса цен и тарифов по расчетам вышестоящих исполнительных органов власти, осуществляемым в установленном порядке;
б) минимально необходимой суммой затрат, включаемых в бюджет развития данного национально-государственного или административно - территориального образования.
И, наконец, взаимоотношения между бюджетами строятся на основе уважения закрепленных законодательством либо договором право и обязанностей. Это гарантируется тем, что органы государственной власти обязаны возместить в полном объеме ущерб, причиненный юридическим и физическим лицам в результате принятия указанными органами с превышением своей компетенции решений по бюджетным вопросам. Причиненный ущерб подлежит возмещению за счет средств соответствующего бюджета на основании решения суда или арбитражного суда.
Тема 4. Внебюджетные фонды
Участники страхового рынка.
Всех участников страхового рынка можно условно представить следующими группами:
Покупатели | Посредники | Продавцы | Государство |
Страхователи | Страховые агенты и страховые брокеры | Страховщики | Контролирующие органы |
Лица, испытывающие потребность либо обязанные по закону страховать свою жизнь, имущество либо ответственность. Это те, чьи финансовые ресурсы «изымаются» страховщиком и передаются в другие сегменты финансового рынка | Лица, которые сводят спрос и предложение. Страховые агенты выступают от имени страховщика, а страховые брокеры – от своего имени, но и те, и другие – по поручению страховщика. | Должным образом лицензированные субъекты страхового рынка - в подавляющем количестве случаев юридические лица (включая государство). Именно они аккумулируют средства страхователей и размещают эти средства в надежные и ликвидные активы | Речь идет о тех случаях, когда государство не участвует в страховых отношениях в качество представителя одной из трех ранее перечисленных групп. Имеется в виду участие государства в регулировании страхового рынка, что осуществляется различными способами (речь о них пойдет ниже) |
Таблица 1
Под знаком «З» обозначаются затраты (на приобретение активов и увеличение оборотного капитала), учитываемые со знаком «минус»; под знаком «П» - поступления (от их продажи и уменьшения оборотного капитала), учитываемые со знаком «плюс».
При этом строка (5) = (1) + (2) + (3) + (4) ф1(t) = строка (7) = (5) + (6).
Ликвидация относится к графе «Шаг Т». Расчет чистого потока реальных денег на стадии ликвидации объекта - см. таблицу 4 и пояснения к ней.
Поток реальных денег от операционной деятельности включает в себя следующие виды доходов и затрат (см. таблицу 2):
Таблица 2
№ | Наименование показателя | Значение показателя по шагам | ||||
Шаг 0 | Шаг 1 | Шаг 2 | ... | Шаг Т | ||
Объем продаж | ||||||
Цена | ||||||
Выручка (=1х2) | ||||||
Внереализационные доходы | ||||||
Переменные затраты | ||||||
Постоянные затраты | ||||||
Амортизация зданий | ||||||
Амортизация оборудования | ||||||
Проценты по кредитам | ||||||
Прибыль до вычета налогов | ||||||
Налоги и сборы | ||||||
Проектируемый чистый доход | ||||||
Амортизация (=7+8) | ||||||
Чистый приток от операций (=12+13) |
При этом строка (12) = (10) - (11), строка (13) = (7) + (8), ф2(t) = [ф+(t)] = строка (14) = (12) + (13), а строка (10) равна для проекта в целом: строка (10) = (3) + (4) - (5) - (6)- (7) - (8), для реципиента строка (10) = (3) + (4) - (5) - (6) - (7) - (8) - (9).
Поток реальных денег от финансовой деятельности включает в себя следующие виды притока и оттока реальных денег (см. таблицу 3):
Таблица 3
При этом для проекта в целом:
фз(t) = строка(6) = (1) + (2) + (3) - (4), (3.5), а для свободных средств реципиента:
фз(t) = строка(6) = (1) + (2) + (3) - (4) - (5).
Чистая ликвидационная стоимость объекта (чистый поток реальных денег на стадии ликвидации объекта) определяется на основании данных, приводимых в таблице 4.
Таблица 4
№ | Наименование | Земля | Здания и т.д. | Машины, оборудование | Всего |
Рыночная стоимость | |||||
Затраты (Таблица 1) | |||||
Начислено амортизации | |||||
Балансовая стоимость на Т-м шаге | |||||
Затраты по ликвидации | |||||
Доход от прироста стоимости капитала | нет | нет | |||
Операционный доход (убытки) | нет | ||||
Налоги | |||||
Чистая ликвидационная стоимость |
Порядок оценки ликвидационной стоимости объекта при ликвидации его на Т-ом шаге (первом шаге за пределом установленного для объекта срока службы) следующий.
Рыночная стоимость элементов объекта оценивается независимо, исходя из тех изменений, которые ожидаются в районе его расположения. Балансовая стоимость объекта для шага Т определяется как разность между первоначальными затратами (строка 2) и начисленной амортизацией (строка 3), т.е. строка 4 = строка 2 - строка 3. При этом величина амортизации определяется из таблицы 2. Прирост стоимости капитала (строка 6) относится к земле и определяется как разность между рыночной (строка 1) и балансовой (строка 4) стоимостью имущества. Операционный доход (убытки), показываемый по строке 7, относится к остальным элементам капитала, которые реализуются отдельно, т.е. строка 7 = строка 1 - (строка 4 + строка 5). Чистая ликвидационная стоимость каждого элемента представляет собой разность между рыночной ценой и налогами, которые начисляются на прирост остаточной стоимости капитала и доходы от реализации имущества, т.е. строка 9 = строка 1 - строка 8.
Государственный бюджет представляет собойцентрализованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функцийгосударства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за ихэффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциямифинансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем,применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции,связанные с государственным устройством:
(1) вмешательство вэкономику;
(2) поддержаниегосударственного аппарата управления;
(3) правоохранительныеорганы и судоустройство;
(4) медицина,здравоохранение и образование;
(5) оборона страны.
Все эти функции во многом возможны именно благодаряфинансовой системе.
2. Общие принципы построениягосударственного бюджета
Принципами бюджетной системы являются ееосновополагающие начала и правила: единства, полноты, реальности, гласности исамостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.
Единство бюджетной системы обеспечивается единойправовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формыбюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетнойинформации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированныхбюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежнойсистемы. Помимо этого. Принцип единства бюджетной системы основывается навзаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использованиерегулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетныхфондов, их частичное перераспределение. Механизмом реализации принципа единствабюджетной системы является единая социально-экономическая, включая налоговую,политика.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличиемсобственных источников доходов и правом определять направления их использованияи расходования. К собственным источникам доходов бюджетов относятся:закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисленияпо регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемыесамостоятельно представительными органами власти субъектов и местными органамивласти.
Решения представительных органов власти побюджетным вопросам подлежат опубликованию в средствах массовой информации всроки, установленные соответствующим представительным органом власти, илидоводятся до сведения населения иным способом исходя из возможностейсоответствующего представительного органа власти. В случае принятия решения оботклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджета ииспользовании средств внебюджетных и валютного фондов в средствах массовойинформации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятиятакого решения.
Указанные принципы бюджетного устройства могут быть защищены в судебномпорядке - через арбитражный суд.
3. Расходы государственногобюджета
Выше указывалось, на какие цели расходуются средства. Составляющиегосударственный бюджет. Поскольку государству необходимо. Прежде всего.Обеспечить стабильность в обществе, то этими направлениями расходов являются:правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели. С первойтрети двадцатого века повышается роль государства, а следовательно, и расходнаячасть госбюджета в экономическом регулировании.
При составлении проектов бюджетов, уточнении бюджетов в ходе их исполнения,при рассмотрении проектов бюджетов, утверждении бюджетов:
o определяется объем финансирования мероприятий посоциально-экономическому развитию соответствующих национально-государственных иадминистративно-территориальных образований в пределах планируемых бюджетныхдоходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемыхзаемных средств;
определяются направления использования средств бюджета на инвестиции, собственные целевые программы; на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), восстановление памятников природы и культуры, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления и на другие цели; определяются и уточняются нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов милиции общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;
o определяются размеры дотаций, субвенций бюджетам нижестоящеготерриториального уровня и их целевое назначение.
Расходы бюджета, предусмотренные бюджетной классификацией, подразделяются нарасходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.
К бюджету текущих расходов относятся расходы натекущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный)жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды,образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социальногообеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовойинформации, органов государственной власти и управления, органов местногосамоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития. К бюджетуразвития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность,связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, насобственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды(сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иныерасходы на расширенное воспроизводство. Именно второй бюджет - развития - определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР.
4. Доходы государственного бюджета
Доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов.Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемныесредства.
Порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций изгосударственного бюджета Российской Федерации устанавливаются законодательнымиактами Российской Федерации, а порядок и условия предоставления и использованиядотаций и субвенций из других бюджетов устанавливаются законодательными актамиреспублик в составе Российской Федерации и решениями соответствующихпредставительных органов власти, принятыми в пределах их компетенции.
При недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающихминимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессеисполнения утвержденного бюджета возможно получение процентных илибеспроцентных ссуд, а также выпуск займов на инвестиционные цели. Максимальныйразмер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательствбюджета и объема его расходов устанавливается законами Российской Федерации.
Вместе с тем, основной статьей дохода государственного бюджета (около 95% вРФ) являются налоги. Основы налоговой системы России установлены в различныхнормативных актах, в частности, в Законе «Об основах налоговой системы вРоссийской Федерации». Так, следующие основные налоги являютсяфедеральным:
а) налог на добавленнуюстоимость;
б) акцизы на отдельныегруппы и виды товаров;
в) налог на операции сценными бумагами;
г) таможенная пошлина;
д) отчисления навоспроизводство минерально-сырьевой базы;
ж) платежи запользование природными ресурсами;
з) налог на прибыльпредприятий и организаций;
и) налоги, служащиеисточниками образования дорожных фондов;
к) гербовый сбор;
л) государственнаяпошлина;
м) сбор за использованиенаименований «Россия», «Российская Федерация» иобразованных на их основе слов и словосочетаний;
н) налог на покупкуиностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностраннойвалюте;
о) налог на доходы(дивиденды, проценты и др.).
5. Секвестр расходов
Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условиембюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляетдефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированиюподлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. В целяхсбалансированности бюджета могут устанавливаться предельные размеры дефицитабюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровнядефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, товводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональномснижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов)ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущегофинансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.
Состав защищенных статей определяется Федеральным Собранием РФ, а такжепредставительными органами власти субъектов РФ в рамках их компетенции. Покрытиедефицита бюджета развития осуществляется также за счет выпуска государственныхзаймов или использования кредитных ресурсов.
6. Бюджетный процесс
Бюджетный процесс - это регламентированная законом деятельность органоввласти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.Регулирование бюджетного процесса - очень важная процедурная частьфункционирования финансовой системы. Указанная деятельность состоит изнескольких этапов, которые вкратце рассмотрены ниже.
Составлению проектов бюджетов предшествует разработка планов и прогнозовразвития территорий и целевых программ, на основании которых органыисполнительной власти вносят предложения о постатейном санкционированиибюджетных расходов. Одновременно представляются расчеты по определению доходовбюджетов.
Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает ПрезидентРФ за 18 месяцев до начала соответствующего финансового года. На основанииэтого решения Правительство организует поэтапную работу по составлению проектабюджета. В течение первых трех месяцев составляются прогнозсоциально-экономического развития РСФСР, сводный баланс финансовых ресурсов,основные направления бюджетной политики, рассчитываются контрольные цифрыпроекта бюджета на соответствующий период.
В течение последующих четырех месяцев территориальными органамиисполнительной власти ведется детальная проработка и согласование показателейсоциально-экономического развития и контрольных цифр проекта бюджета.
В течение следующих двух месяцев Правительство готовит проект бюджетногопослания и представляет его Президенту. Президент представляет бюджетноепослание в Федеральное Собрание и направляет его для опубликования в печати.Бюджетное послание Президента включает:
(1) основные показатели социально-экономическогоразвития РФ на соответствующий период;
(2) сводный финансовый баланс по территории РФ;
(3) основные направления бюджетной политики РФ;
(4) сведения о государственных доходах натерритории РФ;
(5) проект бюджета РФ;
(6) проект консолидированного бюджета РФ;
(7) оценку исполнения бюджетов предшествующего итекущего финансовых годов.
Президент выступает с бюджетным посланием на совместном палат в началеапреля года, предшествующего соответствующему финансовому году.
Постоянные комиссии Федерального Собрания с момента внесения проекта бюджетаРФ до 15 мая проводят постатейное рассмотрение представленного проекта бюджетаи выносят по нему заключения. На совместном палат с 15 по 25 мая заслушиваетсяпостатейно заключение по бюджету, планам, налогам и ценам и проводитсядискуссия по основным направлениям бюджетной политики. В течение следующих трехнедель, не позднее 15 июня, на раздельных заседаниях палат принимаютсяпостановления о санкционировании доходной части бюджета и бюджетныхассигнований. Бюджетные расходы санкционируются в соответствии со статьямифункциональной бюджетной классификации. В случае возникновения расхождений впостановлениях палат создается согласительная комиссия в составе восьми человекиз равного числа представителей палат. Решение согласительной комиссииутверждается на совместном заседании палат. Постановление Федерального Собранияо санкционировании бюджета может содержать разрешение о выделении ассигнованийкак на предстоящий финансовый год, так и на двух - трехлетний период.
Законопроекты, требующие внесения изменений (увеличения или уменьшения) вразмеры бюджетных расходов, в обязательном порядке должны быть рассмотрены впроцессе санкционирования бюджетных расходов. В случае несанкционированиясоответствующих бюджетных расходов вступление законов в действие в частивыделения ассигнований откладывается до принятия решения о санкционированиисоответствующих расходов в следующем финансовом году.
Комиссия по бюджету, планам, налогам и ценам организует процесс рассмотренияпроекта бюджета, подготавливает предварительное заключение по проекту бюджета иготовит проект постановления Федерального Собрания о санкционировании бюджетныхрасходов для рассмотрения на совместном заседании палат.
На основании постановления Федерального Собрания о санкционированиибюджетных расходов Президент организует доработку и уточнение проекта бюджета.Уточненный проект бюджета вносится Президентом на рассмотрение парламента непозднее 15 сентября года, предшествующего очередному финансовому году. Прирассмотрении проекта бюджета парламент принимает решение по следующим основнымхарактеристикам:
o верхний предел объема ассигнований бюджета текущих расходов ибюджета развития (расходная часть);
пределы несбалансированности бюджета (излишек или дефицит в форме абсолютной величины или процентной доли от прогнозируемых доходов).
После утверждения основных характеристик проекта бюджета утверждаютсябюджетные ассигнования по статьям в соответствии с функциональной бюджетнойклассификацией. В рамках утверждаемых бюджетных статей данной классификациилюбой вид ассигнований на сумму, равную или превышающую 1 млрд. рублей, долженбыть указан отдельной строкой.
С 15 сентября до 15 октября комиссии парламента принимают заключения поуказанным выше основным характеристикам и по отдельным статьям представленногопроекта бюджета. На основании принятых парламентскими комиссиями заключенийкомиссия по бюджету, планам, налогам готовит по проекту бюджета сводноезаключение и представляет его парламенту. С 15 октября по 30 ноября ФедеральноеСобрание постатейно утверждает бюджет в форме закона.
Утверждение бюджета происходит на совместном заседании палат. Доклад обюджете представляет Президент или по его поручению иное должностное лицо.Содоклад от имени парламента представляет соответствующая парламентскаякомиссия. Решение об утверждении основных характеристик бюджета и по статьямфункциональной классификации принимаются простым большинством голосов. Наголосование выносятся предложения по конкретным размерам ассигнований,содержащихся в окончательном варианте проекта бюджета, представленномПрезидентом.
В случае неутверждения отдельных статей представленного проекта бюджетаФедеральное Собрание проводит повторное голосование по перераспределениюбюджетных ассигнований в рамках верхнего предела объема бюджетных ассигнований.Решение принимается простым большинством голосов.
В течение двух недель Президент обязан подписать закон либо вернуть его впарламент с замечаниями для повторного рассмотрения. Президент имеет правоотлагательного вето (отклонения и возвращения на рассмотрение и утверждение впарламенте) отдельных статей государственного бюджета. В случае примененияПрезидентом права вето вопрос по данной статье выносится на совместноезаседание палат, он должен быть рассмотрен в течение недели. Для отклонениявето необходимо решение парламента, принятое простым большинством голосов. Вслучае согласия с вето Президент должен принять соответствующий указ поассигнованиям по данной статье. В течение периода до принятия окончательногорешения по вето Правительство имеет право использовать ежемесячно бюджетныеассигнования по спорной статье в размере 1/12 их величины в предшествующемфинансовом году.
Правительство ежегодно в мае следующего за отчетным года представляетпарламенту отчетный доклад и отчет об исполнении республиканского бюджета запрошедший финансовый год. Отчет об исполнении бюджета рассматривается иутверждается парламентом простым большинством голосов.