Атэс расшифровка. Краткая характеристика и особенности атэс. Основные принципы атэс
Форум «Азиатско-Тихоокеанское Экономическое Сотрудничество» (АТЭС) создан в 1989 году по инициативе премьер-министра Австралии Дж.Хоука на встрече министров экономики и иностранных дел двенадцати стран Азиатско-Тихоокеанского региона – Австралии, Брунея, Индонезии, Канады, Малайзии, Новой Зеландии, Республики Корея, Сингапура, США, Таиланда, Филиппин и Японии.
В 1991 году к форуму присоединились Китайская Народная Республика, а также, в качестве самостоятельных участников, Гонконг и Китайский Тайбэй, по Конституции КНР, соответственно особый административный район и провинция Китая.
В 1993 году в АТЭС вошли Мексика и Папуа — Новая Гвинея, в 1994 году – Чили.
В 1998 году одновременно со вступлением в АТЭС России, Вьетнама и Перу принято решение о введении 10-летнего моратория на дальнейшее расширение числа участников форума (продлен в 2008 году).
В 1993 году состоялся Первый саммит АТЭС в Сиэтле (США) и с тех пор встречи лидеров экономик АТЭС проводятся ежегодно.
Лидеры определили свое видение созданной организации, приняли и сформулировали основные принципы и направления деятельности.
1994
Основной программный документ, называемый Богорской декларацией, определил стратегию форума. Богорские цели: «создание в АТЭС системы свободной и открытой торговли и инвестиционной деятельности» в соответствии с правилами ГАТТ и принципами открытого регионализма по двум направлениям (либерализация торговли и инвестиций, экономическое и техническое сотрудничество).
1995
Принята Программа действий, определяющая тактику реализации заявленных Богорских целей. Ключевым элементом Программы стала договоренность участников АТЭС подготовить индивидуальные планы действий, направленные на либерализацию торгового и инвестиционного режимов, а также коллективные планы по развитию экономического и технического сотрудничества. Названы пятнадцать областей, в которых членам АТЭС необходимо произвести преобразования: тарифы и нетарифные ограничения, услуги, инвестиции, стандарты и соответствия, таможенные процедуры, права интеллектуальной собственности, госрегулирование, политика в области конкуренции, правительственные заказы, выполнение обязательств ВТО (включая правила происхождения товаров), посредничество в спорах, мобильность деловых людей, сбор и анализ информации, укрепление законодательной базы.
1996
Декларация ознаменовала переход к выработке конкретных механизмов сотрудничества. Принят Манильский План действий для АТЭС (Manila Action plan for APEC, MAPA), в основу которого были положены индивидуальные планы действий (Individual Action Plan, IAP) экономик-участниц и коллективные планы по либерализации торговли и инвестиций, а также Декларация АТЭС «Рамки для укрепления экономического сотрудничества и развития» (Framework for Strengthening Economic Cooperation and Development). IAP готовятся по единой схеме, но каждый из участников АТЭС самостоятельно определяет темпы и порядок проводимой либерализации с учетом состояния национальной экономики и внешней торговли. Коллективные Планы Действий (Collective Action Plan, CAP) детализируют совместные действия экономик – членов АТЭС по всем областям сотрудничества согласно Осакской Программе Действий.
1997
Утверждены критерии членства в АТЭС и согласована Программа ускоренной добровольной секторальной либерализации (Early Voluntary Sectoral Liberalization, EVSL), предусматривающая устранение к 2010 году тарифных и нетарифных барьеров в 15 секторах торговли. Принята рамочная программа «О совершенствовании государственно-частного партнерства в области развития инфраструктуры» (The Vancouver Framework For Enhanced Public-Private Partnerships In Infrastructure Development) и декларация «К укреплению связей в сообществе АТЭС» (Connecting The APEC Community).
1998
Принято решение по Программе ускоренной добровольной секторальной либерализации EVSL (Early Voluntary Sectoral Liberalization) в 9 секторах, а также о необходимости соглашений по EVSL с экономиками, не являющимися членами АТЭС, в рамках ВТО. Значительное внимание участники саммита уделили поиску согласованных подходов к преодолению финансово-экономического кризиса и обеспечению общей экономической стабильности в АТР. Приняты программы действий в отношении электронной торговли (APEC Blueprint For Action On Electronic Commerce), а также по повышению уровня профессиональной подготовки (Action Programme On Skills Development).
1999
Основными темами форума стали уроки азиатского финансового кризиса, меры по восстановлению и поддержанию экономического роста в регионе. Принята Декларация «Вызов Окленда» (The Auckland Challenge APEC Economic Leaders’ Declaration). Лидерами АТЭС одобрены принципы АТЭС по развитию конкуренции и проведению реформ системы регулирования. Рассмотрены итоги деятельности Форума за десять лет и обозначены перспективы развития АТЭС в новом тысячелетии.
2000
В центре внимания были процессы глобализации с присущими ей рисками и возможностями ускорения темпов экономического развития, повышения благосостояния населения, освоения новейших информационных и телекоммуникационных технологий. Принята Программа действий для новой экономики (Action Agenda for the New Economy). Была введена система электронных IAP (electronic Individual Action Plan, e-IAP), установлена цель троекратного увеличения доступа в Интернет к 2005 году.
2001
Было подписано Шанхайское Cогласие, предусматривающее расширение Осакской Программы Действий, включая разработку идеи «новой экономики», укрепление функционирования рынков и реализацию стратегии «Электронный АТЭС» (e-APEC), цель которой – создание «цифрового» общества (digital society) в регионе. Участники согласились на снижение стоимости торговых сделок в региональной торговле на 5% к 2010 году. Лидеры сделали первое Заявление по борьбе с международным терроризмом (APEC Leaders’ Statement On Counter-Terrorism).
2002
Были сделаны Заявления лидеров по выполнению стандартов транспарентности (Leaders’ Statement to Implement APEC Transparency Standards) и политики в области торговли и цифровой экономики (Statement To Implement APEC Policies On Trade And the Digital Economy). Лидеры сделали второе Заявление по борьбе с международным терроризмом (APEC Leaders´ Statement On Fighting Terrorism And Promoting Growth), Заявление о последних террористических актах в экономиках — членах АТЭС, а также Заявление по Северной Корее. Принята Инициатива по обеспечению безопасной торговли в регионе (Secure Trade In the APEC Region, STAR).
2003
В итоговой Декларации «Партнерство во имя будущего» (Bangkok Declaration on Partnership for the Future) подчеркнуто, что АТЭС берет на себя обязательства по противодействию международному терроризму и распространению оружия массового поражения в регионе. Подчеркнуто, что региональные и двусторонние соглашения о свободной торговле должны соответствовать принципам ВТО и содействовать достижению Богорских Целей. Подписано Заявление по безопасности в области здравоохранения (APEC Leaders’ Statement on Health Security) и обновленное Заявление по выполнению стандартов транспарентности.
2004
В Сантьягской Декларации лидеры подтвердили главенствующую роль многосторонней торговой системы и подчеркнули, что борьба с коррупцией и обеспечение транспарентности являются важными инструментами развития экономик. В декларации отмечены положительные результаты реализации Дохийского плана действий, отраженные в пакете документов, принятом Генеральным Советом ВТО. Принята новая Инициатива по расширению торговли между экономиками-участницами АТЭС.
2005
Принята Пусанская Декларация «АТЭС-2005» и Заявление лидеров «Дохийский раунд развития» (Doha Development Agenda, DDA). Подтвержден курс на достижение Богорских целей посредством ряда мер, обозначенных как Пусанская «дорожная карта» (Busan Roadmap), включающих поддержку многосторонней торговой системы, региональных торговых соглашений и соглашений о свободной торговле. Лидеры проанализировали выполнение Шанхайского Соглашения и призвали снизить стоимость торговых сделок в региональной торговле еще на 5% к 2010 году.
2006
Принята «Ханойская программа действий» (Hanoi Action Plan), направленная на достижение Богорских целей, реализацию Пусанской «дорожной карты» и создание в регионе зоны свободной торговли. Сделано Заявление лидеров по повестке дня Дохийского раунда развития ВТО (WTO Doha Development Agenda) в контексте снятия торможения процесса переговоров.
2007
Впервые в истории АТЭС принята Декларация по проблемам изменения климата, энергетической безопасности и «чистого развития» — Сиднейская декларация (Sydney APEC Leaders’ Declaration on Climate Change, Energy Security and Clean Development) , намечающая план будущих действий, совместных акций и инициатив. Лидеры приняли Заявление по многосторонним торговым переговорам в ВТО. Они приветствовали новый план АТЭС по упрощению процедур в области внешней торговли, предусматривавший снижение стоимости торговых сделок на 5% к 2010 году.
2008
Лидеры принимают Декларацию «Новые обязательства по развитию АТЭС» (A New Commitment to Asia-Pacific Development), а также Заявление по глобальной экономике (Lima APEC Leaders’ Statement on the Global Economy) в контексте мирового экономического и финансового кризиса. Лидеры выразили намерение воздерживаться от наращивания протекционизма и содействовать скорейшему завершению Дохийского раунда многосторонних торговых переговоров.
2009
Лидеры наметили новую модель экономической интеграции для выхода из кризиса и приняли Заявление о создании «Новой парадигмы роста для единого Азиатско-Тихоокеанского региона в XXI веке» (A new Growth Paradigm For a Connected Asia-Pacific in the 21st Century), включающей 3 составляющие: сбалансированный, всеобъемлющий и устойчивый рост. Лидеры высказались за дальнейшее создание содружества в регионе.
2010
По итогам саммита лидеры приняли Йокогамскую декларацию о достижениях в реализации Богорских целей. Лидеры продлили до 2013 года мораторий на протекционистские меры в торговле и инвестициях. Лидеры подтвердили приверженность скорейшему завершению Дохийского раунда переговоров в рамках ВТО, назвав 2011 год «окном возможностей». Принято решение переходить к конкретным мерам по формированию Азиатско-Тихоокеанской Зоны Свободной Торговли (Free Trade Area in the Asia Pacific, FTAAP). Поставлена задача выработать всеобъемлющее соглашение о свободной торговле, учитывающее региональные инициативы.
Лидеры приняли стратегию развития до 2015 года.
2011
В целях создания «целостной региональной экономики» лидеры согласились принять конкретные шаги в трех сферах: укрепление региональной экономической интеграции и расширение торговли, содействие «зеленому» росту, а также сближение регулирования.
Лидеры отметили продвижение в обсуждении вопросов торговли и инвестиций следующего поколения, в том числе вопросов рыночно ориентированной инновационной политики и включения малых и средних предприятий в глобальные цепочки. Экономики согласились начать работу над перечнем экологических товаров и услуг для оследующего снижения тарифов и нетарифных барьеров. Лидеры также договорились сближать подходы к развитию систем регулирования и внедрять успешные практики регулирования в своих экономиках.
2012
Принимая во внимание нестабильность мировой экономики, ключевой задачей для экономик-участниц АТЭС стала разработка предложений по сдерживанию протекционизма, продвижению по пути к реализации Богорских целей в области формирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе системы свободной и открытой торговли и инвестирования.
Основные инициативы были реализованы в рамках четырех ключевых приоритетов.
Либерализация торговли и инвестиций, региональная экономическая интеграция:
- принятие модельной главы АТЭС по транспарентности в соглашениях о ЗСТ;
- формирование списка экологических товаров, обязательства по противодействию «зеленому» протекционизму;
- распространение лучших практик защиты иностранных инвестиций.
Формирование надежных цепочек поставок:
- реализация мер по диверсификации маршрутов поставок между АТР и основными партнерами;
- внедрение современных технологий в управление цепочками поставок;
- управление рисками и вопросы безопасности цепочек поставок.
- укрепление продовольственной безопасности.
Интенсивное взаимодействие для обеспечения инновационного роста:
- формирование образовательного пространства в АТЭС и развитие сотрудничества в сфере образования;
- активное обсуждение вопросов инновационного роста, создание рабочих органов в АТЭС для обсуждения вопросов инновационной политики;
- обсуждение мер по развитию человеческого капитала.
Прочие:
- декларация по сотрудничеству в сфере энергетики;
- декларация по противодействие коррупции.
Декларация по итогам саммита АТЭС 2012 г.
2013
Индонезийское председательство в АТЭС обозначило острые вопросы будущего развития глобальной экономики, учитывая возникнувшие в развитых экономиках (в частности, США и ЕС) экономические проблемы. Тема председательства подчеркивает необходимость поддержания устойчивого экономического роста в регионе АТР как одного из основных двигателей глобального роста. Выделены три основных приоритета:
1) Либерализация торговли и инвестиций, достижение Богорских целей:
- Создание платформы для диалога, работа которого направлена на реализацию обязательств по сокращению тарифных ограничений в рамках перечня экологически чистых товаров;
- Работа, направленная на стимулирование торговли товарами, способствующих зеленому росту, развитию сел и борьбе с нищетой.
2) Содействие взаимосвязанности между экономиками в регионе:
- Рамочный механизм АТЭС в области взаимосвязанности;
- План действий по развитию трансграничного сотрудничества в сфере образования в АТЭС;
- Сотрудничество между экономиками АТЭС в сфере содействия передвижения спасателей.
3) Достижение устойчивого роста на справедливой основе:
- Дорожная карта партнерства АТЭС по вопросам продовольственной безопасности на период до 2020 г.;
- Инициатива АТЭС по всестороннему учёту проблем океана;
- Инициатива по содействию чистому, возобновляемому и устойчивому использованию энергии с целью укрепления энергетической безопасности.
Прочие:
Принятие «Отдельного заявления лидеров экономик АТЭС о поддержке многосторонней торговой системы и девятой Министерской конференции Всемирной торговой организации: для разработки сбалансированного и эффективного пакета решений на Бали».
Декларацию по итогам саммита можно получить по ссылке: Декларация двадцать первой встречи лидеров экономик – участниц АТЭС
2014
Несмотря на постепенное восстановление мировой экономики, экономический рост в различных экономиках мира остается слабым, углубляются риски фрагментации мировой экономики. В связи с этим, Китай в год своего председательства фокусировался на том, как регион АТЭС может исследовать новые области роста, усилить взаимосвязанность экономик и способствовать развитию многосторонней торговой системы. Китай сформулировал три приоритета председательства:
1) Укрепление региональной экономической интеграции:
- Рабочий план по вкладу АТЭС в создание АТЗСТ;
- Создание механизма АТЭС в области обмена информацией по РТС/ЗСТ;
- Стратегический план АТЭС по развитию и взаимодействию ЦДС;
- Создание стратегического рамочного механизма АТЭС для анализа ЦДС на базе таблиц затрат-выпуска;
- Альянс АТЭС по взаимосвязанности цепочек поставок;
- Модельная сеть взаимодействия электронных портов в АТР;
- Стратегия по развитию взаимосвязанности цепочек поставок посредством взаимного признания, содействия и обмена информацией между таможенными службами;
- Государственно-частное партнерство по экологическим товарам и услугам.
2) Усиление всеобъемлющей взаимосвязанности экономик АТЭС и развитие инфраструктуры в регионе:
- Стратегический план по взаимосвязанности 2015-2025;
- Многолетний план по развитию инфраструктуры и инвестициям в данную область;
- Стратегическая рамочная инициатива по вопросам таможни в АТЭС.
3) Инновационное развитие, проведение экономических реформ и достижение экономического роста:
- Соглашение АТЭС по инновационному развитию, экономическим реформам и росту;
- Развитие Интернет-экономики;
- Сотрудничество в области Голубой экономики;
- Инициатива, направленная навстречу инновационному развитию;
- Пекинская декларация по борьбе с коррупцией;
- Инициатива, направленная на формирование здорового АТР к 2020 г.;
- Сотрудничество в области урбанизации и устойчивого развития городов;
- Сотрудничество в сфере преодоления «ловушки» среднего дохода»;
- Заявление о поддержке торговли и инвестиций в сфере возобновляемой и чистой энергии.
Декларацию по итогам саммита можно получить по ссылке: ДЕКЛАРАЦИЯ ПО ИТОГАМ 22-й ВСТРЕЧИ ЛИДЕРОВ ЭКОНОМИК-УЧАСТНИЦ ФОРУМА АТЭС
2015
Признавая неравномерность роста мировой экономики и наличие соответствующих рисков, лидеры АТЭС подтвердили важность интеграции и повышения уровня участия микро -, малых и средних предприятий на региональных и глобальных рынках; создания устойчивых сообществ; развития человеческого капитала; совершенствования региональной экономической интеграции. Кроме того, была выражена поддержка в достижении качественного роста и формирования эффективных рынков услуг, которые составляют значительную долю региональной экономики. Основными приоритетами председательства Филиппин на 2015 год являлись следующие:
1) Усиление региональной экономической интеграции:
- Сформирован рабочий план по проведению коллективного стратегического исследования по вопросам АТЗСТ;
- Рамочная программа действий по сотрудничеству в сфере услуг (Приложение B к Декларации лидеров 2015);
- Развитие Портала по внешнеэкономической информации (APEC Trade Repository APECTR);
- Развитие сотрудничества в области обеспечения взаимосвязанности цепочек поставок;
- Отчет о выполнении обязательств по снижению тарифов на экологические товары до уровня 5% и ниже.
2) Стимулирование участия малых и средних предприятий в региональной и глобальной экономике:
3) Инвестиции в человеческий капитал:
4) Построение сбалансированных и устойчивых сообществ:
Прочие:
2016
В 2016 году в АТЭС продолжилась работа по стимулирвоанию свободной и открытой торгово-инвестиционной деятельности, устойчивому экономическому росту и всеобщему процветанию в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Для достижения данных целей основными приоритетами председательства Перу на 2016 год стали следующие:
1) Продвижение региональной экономической интеграции:
2) Модернизация малых и средних предприятий:
3) Развитие человеческого капитала:
4) Укрепление продовольственного рынка в регионе:
Прочие:
Доступ к тексту Декларации по итогам саммита можно получить по ссылке: ДЕКЛАРАЦИЯ ЛИДЕРОВ АТЭС 2016 ГОДА, ЛИМА, 21 НОЯБРЯ 2016 ГОДА .
2017В 2017 г. АТЭС продолжил вести деятельность с целью формирования мирного, стабильного региона, характеризующегося стабильным, динамическим и устойчивым экономическим ростом. Основная деятельность Форума была направлена на стимулирование проведения структурных реформ для обеспечения быстрого восстановления мировой торговли и экономического роста после мирового экономического кризиса, в условиях четвертой промышленной революции и глобализации. Основные вопросы, обсуждаемые в рамках всех рабочих органов АТЭС, затрагивали необходимость обеспечения экономической интеграции на фоне возрастающих протекционистских настроений, проведения структурных реформ, развития человеческого потенциала, формирование цифровой экономики и обеспечение социально-экономической интеграции, а также интеграции микро-, малого и среднего бизнеса в глобальные цепочки поставок.
Помимо этого, активно обсуждались институциональные аспекты работы АТЭС, в т. ч. механизм ведения проектной деятельности и видение АТЭС после 2020 г.
Вьетнам, в качестве Председателя АТЭС 2017 г. определил следующие ключевые приоритеты деятельности АТЭС в 2017 г.:
- Обеспечение устойчивого, инновационного и инклюзивного роста
- Структурные реформы: продолжение реализации «Дорожной карты АТЭС по повышению конкурентоспособности в сфере услуг» , продолжение реализации индивидуальных планов действий по внедрениию «Обновленной повестки дня АТЭС в области структурных реформ» , публикация «Отчета Экономического комитета 2017 г. о структурных реформах и развитии человеческого капитала» , продолжение обменом лучшими государственными практиками, упрощение механизмов ведения бизнеса в АТЭС.
- Инновации: утверждение «Дорожной карты АТЭС по цифровой и Интернет-экономике» , проведение мероприятий инновационного форума медико-биологической отрасли.
- Развитие человеческого капитала в цифровую эпоху: утверждение », обсуждение вопросов по развитию экологически безопасного туризма, формирования инициативы по экономической интеграции удаленных регионов и создания электронной платформы по продаже технических средств реабилитации инвалидов.
- Углубление региональной экономической интеграции
- Достижение Богорских целей путем ведения подготовки к их обновлению.
- Формирование повестки АТЭС после 2020 г. посредством формирования специальной целевой рабочей группы.
- Ведение деятельности, направленной на формирование АТЗСТ: утверждение «Плана действий по реализации 3-й инициативы по повышению компетенций в области региональной интеграции» , а также продолжение реализации «Лимской декларации по АТЗСТ» .
- Поддержка развития многосторонней системы торговли, путем поддержки деятельности ВТО и мониторинга прогресса по его реализации в экономиках АТЭС.
- Поддержка взаимосвязанности АТЭС, цепочек добавленной стоимости (ЦДС) и вспомогательных отраслей: продолжение реализации Плана действий АТЭС по усилению взаимосвязанности на 2015 – 2025 гг. , Плана действий АТЭС по взаимосвязанности цепочек поставок (SCFAP), фаза 2 и расширения «Сети сотрудничества АТЭС по экологичным цепочкам поставок» , а также обсуждение возможности формирования платформы для сотрудничества в области ЦДС и утверждение «Отчета об улучшении инвестиционного климата АТЭС» .
- Упрощение механизмов трансграничной электронной коммерции, инвестиций и предоставления услуг: утверждение Приложения А к Министерской декларации «Рамочного соглашения по упрощению механизмов трансграничной электронной коммерции АТЭС» , Приложения А к заявлению министров финансов , а также путем обсуждения нетарифных ограничений в продовольственном секторе и проведения диалогов по вопросам торговой политики в сфере цифровой торговли.
- Увеличение конкурентоспособности и инновационного потенциала ММСП в цифровую эпоху
- Содействие более активному участию ММСП в глобальных ЦДС: продолжение деятельности по реализации «Боракайской программы действий по глобализации ММСП» и проведение ряда мероприятий по вовлечению ММСП в глобальные цепочки поставок.
- Создание благоприятной предпринимательской среды для успешной работы ММСП в цифровую эпоху: утверждение заявления министров, ответственных за развитие ММСП «Повышение конкурентоспособности и инновационности ММСП в цифровую эпоху» и проведение мероприятий по участию ММСП в электронной коммерции.
- Оказание содействия развитию стартапов и инновационных ММСП: утверждение Приложения В к министерской декларации «Стратегии АТЭС по экологичным, инновационным и устойчивым ММСП» и утверждение «Стратегии АТЭС по оказанию содействия развитию инновационных стартапов» .
- Укрепление продовольственной безопасности и развитие устойчивого сельского хозяйства в условиях изменения климата
- Рассмотрение вопроса продовольственной безопасности сквозь призму изменения климата: утверждение приложения к министерской декларации «Многолетнего плана АТЭС по продовольственной безопасности в условиях изменяющегося климата» .
- Устойчивое управление морскими и лесными ресурсами, в том числе с использованием современных технологий, в том числе посредством утверждения «Сеульского заявления министров, ответственных за лесопромышленный комплекс» .
- Устойчивое развитие городских и сельских территорий: утверждение приложения к министерской декларации «Плана действий по развитию городских и сельских территорий для укрепления продовольственной безопасности и обеспечения качественного роста» .
- Содействие торговле с/х продуктами и инвестициям в с/х.
- Гармонизация стандартов безопасности пищевых продуктов и сокращение продовольственных потерь, путем проведения мероприятий по данной тематике.
Лидерскую декларацию по итогам саммита можно получить по ссылке: Декларация по итогам саммита АТЭС 2017 г.
Министерскую декларацию по итогам саммита можно получить по ссылке: Декларация по итогам Министерской встречи АТЭС 2017 г.
2018Несмотря на готовность сторон идти на уступки по вопросам цифровой повестки, экономики не смогли принять Лидерскую декларацию и Заявление министров торговли и иностранных дел по итогам работы форума. Существенные различия в позициях (в первую очередь, США и Китая) в отношении роли ВТО и ее будущей реформы не позволили экономикам прийти к формулировкам, которые устроили бы все стороны. Экономики АТЭС сошлись во мнении относительно необходимости реформирования ВТО, однако конкретные предложения по реализации данной работы вызвали серьезные разногласия. Камнем преткновения стали и позиции экономик по борьбе с «несправедливыми» торговыми практиками.
2019
В АТЭС ежегодно проводятся тесно связанные между собой конференции и встречи различного уровня. Главные из них – неформальные саммиты высших руководителей экономик-участниц, а также приуроченные к ним встречи министров иностранных дел и торговли.
Экономика-председатель избирается на один год и отвечает за организацию всех проходящих на ее территории заседаний. Она также определяет приоритеты деятельности форума на срок своего председательства.
Административно-технические функции выполняет международный секретариат АТЭС, находящийся в Сингапуре. Секретариат включает исполнительного директора, его заместителя, дипломатов от каждого участника форума и местный вспомогательный персонал. Секретариат ответственен перед старшими должностными лицами (СДЛ) экономик-участниц и может быть уполномочен действовать от имени членов АТЭС.
Работа АТЭС включает как «физические» встречи, так и использование электронных средств связи (межсессионная работа). Участие гостей (экономик, не вошедших в состав АТЭС, международных организаций и представителей бизнеса) предусмотрено в деятельности рабочих групп и регулируется консолидированными руководящими принципами (Consolidated Guidelines on Non-Member Participation in APEC Working Group Activities).
Высший орган АТЭС – встречи лидеров экономик АТЭС (APEC Economic Leaders’ Meeting, AELM).
По результатам AELM принимаются итоговые декларации и разного рода приложения, дополняющие их и определяющие принципы сотрудничества.
Саммитам АТЭС всегда предшествуют встречи министров (APEC Ministerial Meetings, AMM) – совещания министров иностранных дел и министров торговли. На них дорабатываются совместные заявления, представляемые затем на рассмотрение и утверждение лидерам. Перед министерскими встречами на регулярной основе проводятся совещания руководителей отраслевых министерств (Sectoral Ministerial Meetings, SMM). Эти встречи могут проходить на территории любой страны, которая соглашается на ее организацию.
Для подготовки встреч на уровне министров и координации деятельности рабочих органов проводятся совещания старших должностных лиц (Senior Officials’ Meeting, SOM). СДЛ координируют работу по реализации принятых на саммите решений, а также контролируют бюджет рабочих органов и проектов АТЭС. С 2005 года также проводятся совещания старших финансовых должностных лиц (Senior Finance Officials Meeting, SFOM), предшествующие совещаниям министров финансов.
В качестве автономного бизнес-форума с 1995 года на постоянной основе работает Деловой консультативный совет (ДКС) (APEC Business Advisory Council, ABAC). ДКС проводит четыре заседания в год с приглашением известных бизнесменов экономик – участниц. ДКС участвует в саммитах АТЭС в качестве официального делегата и имеет свой секретариат.
На рабочем и проектном уровне функционирование АТЭС координируется СДЛ, курирующих четыре основных комитета.
- (Committee on Trade and Investment, CTI) координирует вопросы по реализации, расширению и продвижению либерализации торговли и инвестиций. Является главным рабочим органом АТЭС и координирует работу восьми рабочих органов и трех «промышленных диалогов». Стратегический отдел АТЭС (PSU) поддерживает CTI в аналитической работе, связанной с его ключевыми приоритетами. CTI также проводит торгово-политические диалоги (TPDs) для большего понимания не только технических, но и политических аспектов обсуждаемых в комитете проблем.
- (Steering SOM Committee on ECOTECH, SCE) занимается вопросами экономического и технического сотрудничества в целях достижения устойчивого роста и справедливого развития в АТР. В соответствии с решением СДЛ 2010 г. приоритетными областями деятельности Комитета в среднесрочной перспективе являются региональная экономическая интеграция, социальное измерение глобализации, улучшение качества жизни путём обеспечения устойчивого роста, структурные реформы и безопасность человека. SCE координирует работу семнадцати специальных и рабочих групп.
- (Economy Committee, EC) проводит анализ тенденций экономического развития региона, вырабатывает реформы, направленные на снижение структурных и административных барьеров. Комитет активно пользуется консультациями ученых, исследователей, бизнесменов, разрабатывает планы действий по облегчению ведения бизнеса.
- (Budget and Management Committee, BMC) вырабатывает рекомендации по структуре бюджета, составляет обоснование финансирования проектов АТЭС. BMC осуществляет мониторинг за деятельностью комитетов и рабочих групп, предоставляет СДЛ отчеты об их эффективности.
Текущая макроэкономическая обстановка располагает к развитию экспортных отраслей российской экономики. Мы уже обсуждали с одним из наших экспертов — академиком Андреем Спартаком перспективы рынков Азиатско-Тихоокеанского региона для нашей страны. Россия уже почти 20 лет является членом АТЭС — международной организации, которая объединяет ведущие страны АТР. Используется ли этот инструмент для продвижения российского экспорта и каковы перспективы этого сотрудничества — в интервью с Татьяной Флегонтовой, директором Российского центра исследований АТЭС.
Что представляет из себя Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество и какова его роль в мировой экономической системе?
Форум АТЭС был создан в 1989 году по инициативе австралийского премьер-министра Хоука. Россия вступила в АТЭС в 1998 году и в 2012 году было её первое и пока единственное председательство. Сегодня АТЭС играет достаточно серьёзную роль в мировой экономической системе. По итогам прошлого года 64% мирового ВВП приходилось на совместный ВВП экономик АТЭС, а доля экономик АТЭС в мировом товарообороте составила 48%.
ВВП и доля стран АТР в глобальной экономике в 2000-2017 гг. Источник:В чем состоят ключевые особенности АТЭС по сравнению с другими международными организациями?
Во-первых, это организация клубного типа. Решения, принимаемые в АТЭС, не имеют обязательного характера, но тем не менее, важно отметить, они принимаются методом консенсуса. Высокая вероятность выполнения договоренностей экономик связана с ежегодно формируемой отчетностью о достижениях экономик АТЭС и имиджевой составляющей. Результаты работы стран на техническом уровне обсуждаются в рамках саммитов в конце года.
Источник: РИА Новости
Во-вторых, АТЭС — это одна из немногих площадок, где происходит открытый диалог между развитыми и развивающимися странами. Можно выделить несколько ключевых групп экономик или блоков, которые участвуют в деятельности АТЭС. Это англосаксонский блок (Австралия, США, Новая Зеландия, Канада) плюс Япония, ведущие азиатские игроки – Япония, Китай, Россия и Корея. Можно также выделить группу азиатских тигров – помимо Кореи сюда входят Гонконг, Тайвань и Сингапур, государства-члены АСЕАН и южноамериканские экономики – Мексика, Перу и Чили. Особняком стоит Папуа — Новая Гвинея, но её деятельность в АТЭС в последние годы активизируется. В следующем году все мероприятия будут проходить под эгидой Папуа — Новая Гвинея и на территории этой страны.
Источник: Российский центр исследований АТЭС
Зачастую про АТЭС говорят только в ключе проведения саммитов . Проводятся ли какие-то другие мероприятия на площадке АТЭС?
АТЭС – это структура, которая функционирует в течение всего года, когда происходят три ключевых кластера встреч рабочих групп, которые заканчиваются встречами старших должностных лиц. Проводится ряд других встреч различного уровня. Они более технического характера, но именно там происходит основной объём работы экономик АТЭС. Помимо этого, активную работу ведет деловой консультационный совет и проводятся ежегодные встречи представителей бизнеса экономик АТЭС.
Почему сотрудничество интересно для национальных экономик?
Площадка АТЭС может быть интересна с точки зрения продвижения интересов национальных компаний в регионе. Во-первых, в рамках АТЭС, проводится большое количество семинаров и диалогов, исследований и опросов как представителей властных структур экономик, так и представителей бизнеса. Формируются базы данных, информационные ресурсы, которые позволяют с большей легкостью получить информацию о регулировании экономик АТЭС, о том, каким образом функционирует бизнес в экономиках АТЭС, как встраиваться в международную торговлю, международное экономическое сотрудничество бизнесу из экономик АТЭС.
Во-вторых, АТЭС зачастую является площадкой для апробирования тех или иных решений, и в случае успеха рекомендательные решения АТЭС в дальнейшем переносятся на другие площадки, например, на площадку ВТО, и там уже принимают обязательный характер. Можно отметить достаточно серьезный уровень взаимодействия форума АТЭС с Большой двадцаткой, ОЭСР, рядом других форумов и организаций.
В-третьих, одни из наиболее обсуждаемых региональных интеграционных инициатив были сформированы именно в Азиатско-Тихоокеанском регионе или с участием экономик АТЭС. Это и Транстихоокеанское партнерство, и Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство, и Тихоокеанский альянс. Несмотря на то, что в последние полгода наблюдается некоторое замедление этих процессов, тем не менее Азиатско-Тихоокеанский регион остается ключевым в плане развития региональной торгово-экономической интеграции. Поэтому, формируя и развивая наши инициативы, в том числе, ЕАЭС, проект Большой Евразии, проект по сопряжению ЕАЭС с китайской инициативой Шелкового пути, нужно учитывать происходящие интеграционные процессы в АТР и включаться в них.
Источник: Российский центр исследований АТЭС
Что может получить бизнес от участия в АТЭС?
Первое – это, наверное, наиболее простой вариант – это поиск партнёров и обмен опытом. АТЭС активно работает по направлению развития малых и средних предприятий, в т.ч., проводится масса форумов и различного рода выставок и ярмарок. Здесь можно и себя показать, и на людей посмотреть. Например, проводить кампании по обмену лучшими практиками с представителями бизнеса аналогичных индустрий.
Второе – это снижение издержек при выходе на внешние рынки. Хотя рекомендации АТЭС не носят обязательный характер, тем не менее, долгосрочные работы приводят к гармонизации ряда стандартов, к сокращению тарифных и нетарифных ограничений. И если у бизнеса есть долгосрочные цели по выходу и по закреплению собственных интересов на том или ином рынке Азиатско-Тихоокеанского региона, то ему стоит участвовать в работе АТЭС.
Третье – это продвижение собственных наработок. На площадках АТЭС обсуждаются вопросы торговли отдельными товарами, вопросы технологического сотрудничества, формирования общих новых или гармонизации существующих стандартов. Последнее особенно важно для инновационных, высокотехнологичных товаров, в том числе цифровых товаров, для многих из которых ещё не сформированы общепризнанные технические стандарты.
Источник: Российский центр исследований АТЭС
Насколько активно Россия участвует в АТЭС?
Основной пик активности России в АТЭС пришелся на 2012 год, когда Россия в нем председательствовала. Приоритеты года и ключевые инициативы были сформированы именно благодаря российским предложениям.
О каких приоритетах и инициативах идет речь?
Первый приоритет – это либерализация торговли. В частности, был сформирован перечень экологических товаров, по которым к концу прошлого года экономики договорились, и уже, кстати говоря, снизили тарифные ограничения до уровня 5% и ниже. Другим приоритетом было формирование надежных цепочек поставок. В рамках этой инициативы большое внимание уделялось проблематике развития Дальнего Востока. В рамках следующего приоритета значительное внимание уделялось вопросам содействия продовольственной безопасности. И, наконец, – это инновационный рост, инновационное развитие.
Эти инициативы сегодня развиваются?
Как это ни печально, но заинтересованность России в работе в АТЭС сегодня стала гораздо меньше. Тем не менее, на сегодняшний день работа по всем начатым трекам продолжаются – инициативы, которые Россия выдвигает сегодня, зачастую берут начало именно из председательства 2012 года.
Второй блок вопросов – это развитие человеческого капитала. Здесь хотелось бы отметить работу, которая ведется в области сотрудничества по высшему образованию. Например, ежегодно во Владивостоке проходит конференция по высшему образованию. В этом году она будет посвящена вопросу признания дипломов и квалификаций в регионе АТЭС. Также ведется работа по направлению обеспечения культуры профилактики в охране труда. На площадке ВНОТ (Всероссийская неделя охраны труда) в этом году была проведена пробная конференция АТЭС по данной тематике и в следующем году планируется проведение мероприятия высокого уровня, то есть на уровне министров и замминистров. Большое значение имеет работа АТЭС по поддержке инновационных конкурентоспособных МСП и стимулированию включения их в международную торговлю. Основным из направлений работы является формирование информационной базы данных (APEC MarketPlace), которая дает полную информацию малым и средним предприятиям, необходимую для выхода на рынки экономик АТЭС. Россия активно в этом участвует, предлагает свои направления и свои разработки.
Третий блок вопросов, которые активно продвигаются Россией в АТЭС – это проведение структурных реформ и обеспечение инновационного роста. В этом году Россией было выдвинуто несколько инициатив и проектов, которые были успешно приняты и поддержаны экономиками АТЭС.
Данные опроса ВЦИОМ, подготовленные к саммиту стран АТЭС. Источник: ВЦИОМКакие это инициативы?
Во-первых, – инициативы по развитию инновационных кластеров и технологических рынков будущего. Они развиваются совместно с НИУ-ВШЭ, планируется подключение АСИ и РВК. Также мы активно привлекаем бизнес к этим направлениям.
Во-вторых, – комплексная инициатива развития удалённых регионов экономик АТЭС. Это связано с задачей по продвижению интересов российского Дальнего Востока, тем не менее, инициатива была поддержана и Китаем, и Индонезией, и рядом других стран, у которых есть свои интересные наработки по развитию удалённых регионов. Уже в августе этого года будет проведена соответствующая конференция уровня старших должностных лиц по данной проблематике. По результатам данной работы планируется сформировать комплексный стратегический план АТЭС по этому вопросу.
В последнее время происходят большие изменения в мировой экономике и торговле, в том числе связанные с развитием новых технологий. Они как-то отражаются на дискуссиях в АТЭС? Появляются ли какие-то новые вопросы, которые до этого не обсуждались?
Да, конечно, дискуссии меняются. Если раньше ключевым вопросом была региональная экономическая интеграция, традиционное снижение тарифных барьеров, то сейчас ключевыми вопросами являются, во-первых, инновационное развитие, и здесь Россия, как я уже говорила, продвигает ряд интересных инициатив и проектов. Во-вторых, – это развитие цифровой экономики, что тоже для России принципиально важно. В этом году планируется формирование общей дорожной карты АТЭС по развитию цифровой экономики.
Можете рассказать подробнее об идеях, которые закладываются в такую карту?
Для начала речь идет о развитии физической инфраструктуры, то есть обеспечении всеобщего доступа в интернет. Здесь мы говорим не только о наличии широкополосного интернета по всей территории экономик АТЭС, но и о его доступности.
Второй блок вопросов – это обеспечение создания регуляторной базы, которая должна быть сформирована для развития цифровой экономики. На сегодняшний день ни в одной из экономик АТЭС комплексного законодательства в этой области нет. Есть отдельные законы, которые касаются персональных данных, цифровой подписи, электронного документооборота, других вопросов.
Третий блок вопросов касается обеспечения безопасности системы Интернет и цифровой экономики в целом. Это одно из ключевых направлений, потому что «большие данные» являются стимулом роста, некой валютой современной экономики, при этом необходимо обеспечивать должную защиту этих данных на разных уровнях. Роль государства в этом случае имеет принципиальное значение.
Четвертый блок – это формирование инклюзивной цифровой экономики. Здесь снова встаёт вопрос и удалённых регионов, и малых и средних предприятий, и обеспечения доступа к цифровым технологиям лиц с ограниченными возможностями.
Также важно отметить необходимость поддержания развития соответствующих технологий.
Отдельный вопрос – это формирование инструментария статистической оценки цифровой экономики.
А что с электронной торговлей?
Электронная коммерция является отдельным направлением работы АТЭС. В этом году председательствует в АТЭС Вьетнам, и по его инициативе разрабатывается рамочное соглашение по развитию электронной коммерции в экономиках АТЭС.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество - — Тематики электросвязь, основные понятия EN Asia Pacific economic cooperationAPEC … Справочник технического переводчика
Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество - … Википедия
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО - (Asian Pacific Economic Cooperation) Межправительственная организация 21 государства региона, среди которых США, Канада, Япония, Мексика, Чили, Австралия, Новая Зеландия, Китай, Южная Корея, страны АСЕАН и др., создан в 1989 г. по инициативе… … Внешнеэкономический толковый словарь
Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - ASIA PACIFIC ECONOMIC COOPERATION (APEC) Региональный экономический блок, образованный в 1990 г. с целью создания зоны свободной торговли. В группировку вошли: Австралия, Бруней, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, Республика Корея, Малайзия,… … Словарь-справочник по экономике
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - региональная группировка, созданная в 1989 г. В объедиение входят государства бассейна Тихого океана, сильно различающиеся по уровню экономического развития. В 1995 г. принята Программа, предусмативающая создания зоны свободной торговли и… … Геоэкономический словарь-справочник
Форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" Энциклопедия ньюсмейкеров
Форум Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество - В связи с предстоящим саммитом глав государств и правительств АТЭС, 18 19 ноября. Межправительственный форум "Азиатско Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) создан в ноябре 1989 года на первой конференции министров… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) - Азиатско Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС, Asia Pacific Economic Cooperation Forum) межгосударственный форум, созданный для содействия экономическому росту, сотрудничеству, торговле и инвестициям в Азиатско Тихоокеанском регионе.… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Азиатско-Тихоокеанский регион - Страны Азиатско Тихоокеанского региона Азиатско Тихоокеанский регион политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметру Тихого океана и многочисленные островные государства в сам … Википедия
АТЭС - Азиатско Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) международная (региональная) экономическая организация. АТЭС крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 60 % мирового ВВП и 47 % объёма мировой торговли… … Википедия
Книги
- Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Вчера, сегодня, завтра , Книга продолжает серию изданий, посвященных развитию макрорегиона, под общим названием `Стратегия развития Дальнего Востока и Прибайкалья`. Во второй книге серииделается попытка ответить на… Категория: Экономика предприятия Серия: Библиотека GSL Издатель: , Производитель: Издательство Дальневосточного университета , Купить за 2750 грн (только Украина)
- Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество: вчера, сегодня, завтра , Курилов В.И. , Монография продолжает серию изданий, посвященных развитию макрорегиона, под общим названием 171;Стратегия развития Дальнего Востока и Прибайкалья 187;. В ней делается попытка ответить на… Категория: Внешняя политика. Международные отношения Серия: Издатель:
42. Атэс: цели и направления деятельности. Организационная структура.
Цели и задачи атэс
Ее главная долгосрочная цель - углубление внутрирегиональных экономических отношений путем устранения препятствий в торгово-инвестиционном и технологическом взаимодействии.
Цели деятельности Азиатско-Тихоокеанского Форума Экономического Сотрудничества были официально определены в 1991 в Сеульской декларации:
1) Поддержание экономического роста стран региона;
2) Укрепление взаимной торговли;
3) Обеспечение режима свободной открытой торговли согласно нормам ГАТТ/ВТО и укрепление регионального сотрудничества.
Деятельность в АТЭС направлена на обсуждение и поиск согласованных решений по следующим направлениям:
1. Достижение выгод от глобализации и новой экономики. Ведется работа по расширению экономического и технологического сотрудничества путем принятия индивидуальных планов действий в этой сфере
2. Продвижение либерализации торговли и инвестиций. Расширяется применение методов упрощения торговых процедур для повышения эффективности торговли,
3. Поддержание устойчивого экономического роста. Предусматривается расширение сотрудничества в финансовой сфере,
Структура АТЭС
Сеульская декларация установила приверженность стран-участниц достижению свободной торговли и региональному экономическому сотрудничеству на основе прин-ципа открытого регионализма. Деятельность АТЭС базируется также на принципе консенсуса при принятии решений, недискриминации, взаимного уважения и равен-ства, соответствия нормам ВТО и «сетевого» сотрудничества (с учетом возможностей каждой страны-участницы).
Структура АТЭС носит децентрализованный характер.
Каждая страна председательствует в АТЭС в течение года, а ее лидер является председателем Форума и возглавляет встречи лидеров, министров, высших должностных лиц, групп АТЭС по проблемам туризма, малого и среднего бизнеса, таможни, стандартов и соответствия. В других рабочих группах АТЭС председатель избирается на основе принципа консенсуса.
На встречах глав государств-членов АТЭС (Economic Leader"s Meeting) принимаются важнейшие политические решения. Первая встреча глав государств - членов АТЭС состоялась в 1993 г. в Сиэтле (США). Десятая встреча лидеров стран - членов АТЭС состоялась в Лос-Кабосе (Мексика) 26-27 октября 2002 г.
Направления деятельности АТЭС определяются на ежегодных встречах мини-стров иностранных дел и экономики (Ministerial Meeting).
Совещания министров (Sectoral Ministerial Meetings) отраслей: образования, энер-гетики, труда, науки и технологий, связи, транспорта, финансов, торговли, малых и средних предприятий, экологии и др. проводятся отдельно.
Перед очередной встречей министров регулярно проводятся встречи должностных лиц старшего состава (Senior Officials Meeting - SOM). Должностные лица старшего состава подготавливают рекомендации для решений, принимаемых на уровне министров. Они осуществляют мониторинг и координируют бюджет и рабочие программы для форума АТЭС.
Ведущую роль в обеспечении взаимодействия между государственными структу-рами и деловым сообществом играет Деловой консультативный совет АТЭС - ДКС (APEC Business Advisory Council), который был создан в соответствии с ре-шением Осакского саммита в ноябре 1995 года. Члены ДКС назначаются непо-средственно главами государств и правительств из числа наиболее авторитетных и компетентных представителей деловых кругов. От каждой страны в совет входит до трех человек, нередко одно место резервируется для руководителей малого и среднего бизнеса. Члены ДКС встречаются три-четыре раза в год и вырабатывают рекомендации по вопросам улучшения делового и инвестиционного климата в регионе. Рекомендации представляются главами государств и правительств АТЭС на их ежегодных саммитах в форме доклада. Одобренные главами государств и правительств рекомендации ДКС становятся в дальнейшем "руководством к действию" для АТЭС в целом. Комитет по мониторингу планов действий ДКС наблюдает за реализацией Индивидуальных планов действий (ИПД) членов форума, которые служат основным инструментом либерализации в области торговли и инвестиций. КМПД отслеживает внедрение ИПД в электронном формате и изучает пути их совершенствования.
Административно-технические функции выполняет созданный в 1993 г. Секрета-риат (APEC Secretariat) со штаб-квартирой в Сингапуре. Круг обязанностей, исполня-емых Секретариатом, определен в официальном заявлении, утвержденном государ-ствами - членами АТЭС. На основании этого документа Секретариат является основ-ным рабочим органом АТЭС. Руководство Секретариатом осуществляет исполни-тельный директор в строгом соответствии с приоритетными направлениями деятель-ности, установленными на совещании должностных лиц старшего состава (действу-ющих от лица министров).