Движение населения: понятие, виды, функции. Влияние миграции на социально-экономическое состояние территории. Миграционное движение населения: понятие, факторы, классификация и роль в управлении Передвижение населения
В данной статье рассматриваются миграции армянского населения исторической Армении, происходившие в XI XX вв. под влиянием различных военно политических и экономических факторов. Содержание 1 Вытеснение армянского населения с территории… … Википедия
Миграции населения - перемещения населения, связанные с переменой места жительства. М. н. являются одной из важнейших проблем народонаселения (См. Народонаселение) и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный… … Большая советская энциклопедия
Миграции населения России - Плотность н … Википедия
КАТЕГOРИИ НАСЕЛЕНИЯ - (от греч. kategoria высказывание, признак) в демографии общая характеристика совокупности жителей к. л. насел, пункта или терр. в зависимости от их связи с этим насел. пунктом. Передвижение людей между отд. областями, р нами, городами вызывает… …
ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ - ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ, число людей в к. л. их совокупности, рассматриваемой как нас. Одна из наиболее общих количеств. демографич. характеристик. Различают теоретич. Ч. н. как человеческой популяции в демографич. анализе и демографич. моделях… … Демографический энциклопедический словарь
ГОСТ Р 52495-2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения - Терминология ГОСТ Р 52495 2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения оригинал документа: 2.1.6 адресность: Принцип социального обслуживания населения, предусматривающий предоставление социальных услуг конкретным лицам… …
СП 136.13330.2012: Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения - Терминология СП 136.13330.2012: Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения: 3.1 аванвестибюль: Дополнительный предвестибюль, как правило перед зоной контроля, для ожидания,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ПОДВИЖНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ - миграционная, совокупность межпоселенных и внутрипоселенных передвижений людей (независимо от продолжительности нахождения на новом месте), связанных и не связанных со сменой мест приложения труда; пространственная форма социально экон.… … Демографический энциклопедический словарь
БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ НАСЕЛЕНИЯ - бюджет, который характеризует структуру затрат суточного фонда времени (в рабочие, выходные дни и в среднем за день недели) отдельных лиц, семей, различных групп населения в зависимости от пола, возраста членов семьи, места проживания, занятости… … Большой экономический словарь
Миграция и эмиграция населения - (population migrations and emigrations), массовое, иногда вынужденное, передвижение людей через границы и континенты. Крупнейшим движением 19 в. была великая миграция из Европы через Атлантику. Благодаря ей ок. 5 млн. чел., гл. обр. из… … Всемирная история
Свободное время населения - часть внерабочего времени, предназначенная для культурного, интеллектуального, физического развития и отдыха, включает время на домашний труд и самообслуживание, сон и еду, передвижение к месту работы и обратно, время, затрачиваемое на учебу,… … Социология: словарь
Города В XII - первой половине XIII в. происходят некоторые изменения в размещении и передвижении населения на землях, заселенных восточными славянами, и прилегающих к ним территориях.
М. Н. Тихомиров считал, что многие города возникают и «теснятся друг к другу там, где имеется более плотное сельское население». Указанные выше пять сгустков городов: Киевская, Переяславская, Чернигово-Северская земли; Галицко-Волынская земля; Полоцкая и Смоленская земли; Ростово-Суздальская земля; Рязанская земля - и были районами наибольшей густоты населения. К сравнительно заселенным районам, видимо, следует отнести новгородские и псковские земли.
Однако внутри этих районов размещение населения было различным как по количеству, так и по плотности. К сожалению, материалов, которые могли бы дать нам более или менее достоверные сведения о населении этого времени, в нашем распоряжении нет, а существующие методы исчисления населения еще несовершенны и, зачастую, игнорируют географические и другие особенности того или иного района.
На размещение населения влияли многие причины. Среди них важное место принадлежало особенностям географического положения данной территории: рельефу, почвам и растительности, климатическим условиям, безопасности района. При сравнительно невысоком техническом уровне сельского хозяйства - основного занятия населения - осваивались прежде всего наиболее благоприятные в сельскохозяйственном отношении районы и участки земли. Не менее важное значение имело наличие рек, озер, которые давали возможность заниматься рыбной ловлей и использовались населением как транспортные магистрали.
В целом для XII - начала XIII вв. по-прежнему характерна слабая заселенность земель. Население концентрировалось пятнами, вокруг которых простирались огромные безлюдные пространства.
Значительная часть левобережья Днепра длительное время была безлюдной. В южной лесостепной полосе население стремилось осваивать северные стороны лесных массивов, загораживаясь лесами как естественными преградами от степных кочевников.
На Руси имелись обширные районы с громадными пространствами глухих лесов и болот. Слабою заселенностью отличалась территория между Березиной, Днепром и Припятью. Незаселенные пространства лежали между Муромо-Рязанской и Черниговской землями, которые в представлении современников были глухими, лесными. Редко населена была Турово-Пинская земля, северная часть Волынской земли, южные пределы Рязанской земли, юго-запад Новгородской земли, заволжские районы Владимиро-Суздальской земли. Наиболее заселенными в это время стали районы междуречья Волги и Клязьмы - Залесская земля. Здесь население сосредоточивается в лесостепных пространствах - «опольях», благоприятных для земледелия. Выделяются Ростовское, Суздальское, Переяславль-Залесское, Юрьев-Польское ополья. Очевидно, развитие сельскохозяйственного производства приводит к появлению группы городов и в округах Червеня и Владимира-Волынского.
Определенным показателем степени заселенности и освоения земель может служить развитие городской жизни. Выше говорилось о динамике развития городов на Руси до татаро-монгольского нашествия. Особенно быстрый рост количества городов отмечается для XII в.
Хронологически это совпадает с усиленным развитием феодальных отношений, приводящих к феодальной раздробленности. Политическое возвышение местных феодальных центров было невозможно без их экономического укрепления, роста сельскохозяйственного, ремесленного населения городов.
Поэтому представляется важным выяснить, где, в каких землях возникают новые города. Следует оговориться, что местоположение отдельных городов устанавливается предположительно в что приводимые подсчеты дают лишь общую картину. Но они помогают выявить тенденцию в районировании городов, и, возможно, степень заселенности земель.
Учитывая неполноту данных о городах, мы все же должны признать, что они дают определенное представление как о хозяйственном освоении того или иного района, так и о степени его заселенности. Города развиваются, прежде всего, там, где скапливалось население. Такими районами были Черниговская, Волынская, Киевская, Владимиро-Суздальская, Переяславская и Галицкая земли. Характерно, что скопление городов в Киевской, Волынской, Переяславской землях отмечается и в предшествующее время.
Как уже указывалось, особой густотой городов выделяются Переяславская. Черниговская, Киевская, Волынская и Галицкая земли. На востоке эта область ограничена Посульем, а на юге р. Росью, верховьями Южного Буга, Днестра и Прута. На западе города идут по рекам Сану и Бугу (в его верхнем и среднем течении), на севере рубежи проходят по верховьям правых притоков Припяти - Стыри, Горыни, Ужу. В пределах Черниговской земли города больше теснятся в междуречье Днепра и Десны. Сравнительно небольшое число городов было в южных и юго-западных районах Галицкой земли, в Берестейской земле Волынского княжества, северных и восточных районах Черниговского княжества. Всего же в Переяславской, Киевской. Черниговской. Галицкой и Волынской землях насчитывается почти 200 городов, показанных М. Н. Тихомировым для Руси IX - начале XIII вв. Это значительное число городов, если учесть, что в середине XIII в. было около 300 городов. Важно и то, что здесь расположены многие города, которые по праву можно считать крупными: Киев, Переяславль, Чернигов, Владимир, Галич, Путивль, Новгород-Северский, Берестье, Перемышль.
Появляется значительное количество укрепленных городов военного типа, в частности в Переяславской земле: Баруч, Полкостен, Римов. Такие же города имелись в Киевской (по рекам Роси и Стугне) и в Галицкой землях.
Размещение городов соответствовало заселенности земель. Именно Среднее Поднепровье и Волынь отличаются высокой, для своего времени, плотностью населения. В Поднепровье оно тяготело к Киеву и прилегающим правобережным землям. На Волыни население сосредоточивалось в лесостепях Волыно-Подольской возвышенности по верховьям Горыни, Западного и Южного Буга. Характерно, что в северном направлении, за верховьями Припяти плотность населения резко падала.
В Переяславской земле наиболее заселенные районы лежали к западу от Сулы к Днепру. В Черниговской земле население располагалось по Десне. Сейму и их притокам, в т как большие юго-восточные и северо-восточные пространства оставались почти безлюдными.
Около 50 городов размещено во Владимиро-Суздальской, Смоленской и Муромо-Рязанской землях. Однако между этими районами есть существенные различия. 24 города приходятся на Владимиро-Суздальскую землю. Они, в основном, лежат в междуречье Волги и Клязьмы, в том самом Залесском крае, где ополья успешно осваивались в хозяйственном отношении. Из городов этой земли, несомненно, выделяются Владимир, Суздаль, Ростов, Переяславль. В Муромо-Рязанской земле, в ее Муромской части, был один более или менее значительный город - Муром, остальные лежали в пределах Рязанской земли, где выделялись Рязань и, пожалуй, Переяславль-Рязанский и Пронск.
В пределах Смоленской земли большинство городов сосредоточивалось между Верхним Поднепровьем и Сожем. Смоленск был тем центром, к которому тяготели сравнительно мелкие города земли. Лишь в северной части выделялся Торопец, стоявший на важном пути между бассейнами Западной Двины и Ловати.
И здесь размещение городов соответствовало степени заселенности. Владимиро-Суздальская земля в этом отношении делилась как бы на две части. Ее север был очень мало населен. Население концентрировалось главным образом у Белоозера, по Шексне, у Кубенского озера, у Вологды, Галича Мерского. В южной части, в Волго-Клязьминском междуречье, жила основная масса населения земли. Но и здесь оно концентрировалось в определенных районах - у Суздаля, Переяславля, Ростова, Юрьева, Дмитрова, по Москва-реке, Клязьме (в среднем и верхнем течениях). Довольно заселенной была полоса вдоль Волги, в ее правобережье. Кашин, Углечеполе, Ярославль выделялись сравнительно высокой плотностью населения. Особенно было заселено Поволжье у Костромы. В то же время значительные пространства востока, севера и запада Владимиро-Суздальской земли, насыщенные лесом, почти не имели населения.
В Муромо-Рязанской земле заселенными были, главным образом, приречные земли по Оке, Мокше, Проне. Наиболее были заселены районы Мурома, Средней Оки у Рязани и Переяславля-Рязанского, Пронска. Окско-Клязьминское междуречье отличалось слабой заселенностью, так же как и земли к югу от Оки и Прони.
В смоленских землях население было сосредоточено в Поднепровье у Смоленска, в верховьях Сожа, Десны, Угры. Отдельные сравнительно заселенные земли шли вверх по Днепру, в Днепровско-Западнодвинском междуречье, особенно в районе Касплинского волока и Торопца.
Неравномерно размещались города в Новгородской земле. К тому же такие города как Юрьев (Эстония), Котельнич (Вятка), Олонец не входили в собственно Новгородскую землю. Пусты были земли между Волховом и р. Наровой и Чудским озером, Волховом и Шексной. Крайний северный город - Ладога отстоит от Новгорода более чем на 200 км. На западе, опять в отдалении, лежат Исков н Изборск. И, наконец, район между Ловатью и Тверцой (притока Волги) можно считать наиболее «городским»; здесь лежат Великие Луки, Торжок и некоторые другие мелкие города.
Новгородская земля отличалась высокой заселенностью. Население сосредоточивалось, в основном, в Водской земле (между Лугой и Невой), на северо-восточном побережье Чудского озера и в южной части Псковского, полосами от Ильменя по Шелони и Ловати, по среднему течению Мсты, а также в верховьях Мсты и Тверцы, на юго-западе Ладожского озера, по Мологе, у Ильменя. Большие междуречные пространства между Лугой и Шелонью, Лугой и Волховом, земли к востоку от Волхова были мало населены.
В новгородских владениях наиболее заселенными были Нижняя Онега. Терский берег Белого моря, Северная Двина и ее притоки Вага и Сухона. В целом, северные и северо-восточные новгородские владения отличались очень слабой заселенностью.
Города Полоцкой земли больше сосредоточены к востоку и югу от Полоцка в бассейне Западной Двины, в междуречье Днепра и Березины с притоками. Кроме Полоцка относительно выделялись Минск и Витебск.
Почти полное отсутствие городов в Турово-Пинской земле соответствовало низкой населенности области. Этот болотистый лесной район был мало пригоден для жизни. Севернее р. Припять, ближе к полоцким рубежам, находились маленькие городки Клеческ и Случеск. Два наиболее крупных города - Туров и Пинск тесно связаны с Припятью. Первый стоит на р. Припять, а второй - на р. Пине, там, где сходятся многочисленные реки, впадающие в Припять.
Очень трудно говорить о численности населения древнерусских городов. В какой-то степени показателем может быть площадь, которую занимали города, их кремли и детинцы. Для Новгорода начала XI в. называется цифра в 10-15 тыс. человек, а в начале XIII в.- в 20-30 тыс. человек. К числу больших городов, не уступавших Новгороду по числу жителей, относят Чернигов, Владимир-Волынскнй и Владимир на Клязьме, Галич, Полоцк, Смоленск, а также Ростов. Суздаль, Рязань. Витебск, Переяславль (южный). Несомненно, что большое число жителей было в Киеве.
Города в 1000 жителей выделялись своим размером. Большинство же городов имело мало жителей. Кремли, детинцы, посады этих городов были невелики и вмещали по нескольку сотен жителей.
В движении русского населения в XII - первой половине XIII вв. отмечается ряд особенностей. Помимо постепенного расширения осваиваемых площадей в районах старого заселения шло перемещение части населения в новые районы. Усиливается движение новгородцев на север и северо-восток. Это приводит к заселению земель по Свири в Ладожско-Онежском межозерье. Интенсивно продвигались новгородцы в Заволочье - в бассейны Онеги, Северной Двины и Мезени. Здесь, главным образом в Подвинье, возникают погосты - населенные пункты, ставшие административными центрами определенной округи, носящей такое же название. Большинство их тяготело к рекам - Северной Двине, Ваге. Новгородцы шли и дальше на восток, к Уральским горам, постепенно расширяя район проникновения в Перми, Печоре, Югре. Следует отметить продвижение русского населения в область Вятской земли, где возникают Котельнич, а затем Хлынов, Никульцын н другие поселения. Основной путь сюда шел с Северной Двины через Сухону и Югу на притоки Вятки - Малому и Летку.
Определенное передвижение русского населения идет из Залесского края в заволжские районы. Этот обширный край левобережных притоков Волги, в прошлом заселенный племенами меря, имел важное значение для владимиро-суздальских князей. Болотистые и лесистые земли, лежавшие на Мологе, Шексне, Костроме. Унже, в хозяйственном отношении было трудно освоить. Однако их роль в политической борьбе с Новгородом нельзя недооценивать. Примыкавший к ним Белозерский край с древним городом Белоозеро был центром волоковых путей, ведущих из Новгорода в северо-восточные земли. Продвижение по этим территориям владимиро-суздальцев шло по течениям рек с выходом в Нижнее и Среднее Посухонье. Видимо, отправными пунктами были города, стоящие по Волге,- Угличе-поле, Ярославль. За Волгой возникает город Галич-Мерский, название которого свидетельствует о земле и людях ее населявших. Это город в земле мери.
К XII - началу XIII вв. относится продвижение населения вниз по Волге. Летопись под 1171 г. упоминает Городец Радилов, а возникновение в устье р. Оки Нижнего Новгорода (1221 г.) вплотную приблизило владения владимиро-суздальских князей к землям черемисы (мари) и мордвы.
Важным в движении населения было перемещение значительной части русского населения из Поднепровья на северо-восток и запад. Для этого передвижения было две причины. С одной стороны, экстенсивный метод ведения сельского хозяйства приводит к расширению территорий, втягиваемых в сельскохозяйственное производство. С другой стороны, земли лесостепной зоны, обращенные в степь, испытывали давление кочевников. Жить в приграничных районах было тревожно. Поэтому еще в X -XI вв. для защиты Киевщины были созданы укрепления, так называемые «змиевы» валы, основная гряда которых шла вдоль Стугны. Позже, к середине XI в., когда пограничные укрепления были вынесены на Сулу и Рось, основные земли Переяславщины и Киевщины имели сравнительно надежное прикрытие. Земли, лежащие к юго-востоку от Сулы и югу от Роси, были слабо заселены славянами, хотя там уже были и города и села, а население занималось хлебопашеством, скотоводством и другими видами хозяйственной деятельности.
Галицкая, Черниговская, особенно Переяславская и Киевская земли, начиная со второй половины XI в., стали подвергаться все усиливающемуся давлению половцев. Углубление феодальной раздробленности на Руси не способствовало успешной защите ее южны: рубежей. Пустеют и приходят в упадок многие города и села, население уходит в районы, сравнительно благоприятные с точки зрения природных, климатических условий для ведения сельского хозяйства (земледелия, в первую очередь) и безопасные для проживания. Из Среднего Поднепровья - Киевщины и Переяславщины - население идет в соседние земли - Галицко-Волынскую (западная ветвь передвижения) и в Черниговскую землю (северное направление). Движение на запад шло, главным образом, из Киевской земли. В северном же направлении население шло как из Киевской, так и Переяславской земель. Этот поток захватил не только черниговские земли, но продвинулся дальше - в Муромо-Рязанскую и Владимиро-Суздальскую земли.
Расселение племен к востоку и юго-востоку от русских земель за рассматриваемое время не изменилось сколь-либо существенно. Здесь можно отметить некоторое расширение границ Болгарского государства в северо-западном и юго-восточном направлениях, что привело к передвижению болгарского населения в бассейн р. Казанки и на правобережье Волги до р. Суры, а также междуречье Самары и Большой Кинели.
Следует отметить, что в источниках XII в. появляется упоминание об удмуртах (вотяках), район расселения которых занимал Вятско-Камское междуречье.
Передвижение – это перемещение людей от пункта отправления до пункта
назначения.
Виды передвижения населения:
Пешеходные
Транспортные
Поездка – это передвижение пассажира от момента входа в транспортное
средство до момента выхода из него.
Виды поездок(передвижений):
Простые (пешком или на 1 т.с А-Б)
Сложные(пешеходные+ т.с или с пересадками)
Возвратные(утром на работу, вечером домой)
Встречные(одновременно народ туда и оттуда)
Корреспонденция – это устойчивые транспортные связи между двумя
пунктами, для которых характерны встречное и (или) возвратное передвижения.
Организованное транспортное облуживание передвижений населения
осуществляется с учетом корреспондентских связей, которые являются основой
маршрутных сообщений.
Интенсивность передвижений количественно выражается показателем
подвижности населения.
45. Подвижность населения р – это количество передвижений, приходящихся на
одного человека от общего числа участников передвижений за расчетный
промежуток времени, как правило, год:
где П – количество передвижений за год; К – число участников передвижений.
Пешеходная подвижность есть число пеших передвижений в год,
приходящихся на одного жителя.
Транспортной подвижностью называется количество поездок в расчете на
одного жителя в год:
где Птр – количество передвижений на транспорте в течение года; Кж – число
жителей населенного пункта; Qг – число пассажиров, перевезенных за год.
Потенциальная подвижность соответствует запросу населения на
передвижения. Количественно потенциальная подвижность определяется числом
желаемых передвижений (транспортных или пешеходных) жителей.
Латентная (скрытая) подвижность – это существующий, но фактически не
предъявленный спрос на передвижения. В этом случае население не обращается к
перевозчику в виду низкого качества услуг, отсутствия информации о
существующих маршрутах и др.
Фактическая подвижность – это число заявленных передвижений.
Применительно к пассажирским перевозкам число подошедших на остановочный
пункт пассажиров составит их фактическую подвижность
Реализованная подвижность – это число совершенных передвижений,
выполненных в конкретных условиях места и времени. Количественно
реализованная подвижность оценивается выполненным объемом перевозок.
Нереализованная подвижность – это нереализованная потребность в
передвижениях, вызванная низким уровнем транспортного обслуживания
населения.
Абсолютной подвижностью называют число передвижений, приходящихся в
год на одного человека из определенной группы населения, участвующей в
передвижениях. Например, для групп жителей города Кг, пригорода Кпр, других
городов Кдг подвижность будет рассчитываться:
где рг, рпр, рдг – абсолютная подвижность соответственно жителей городов; Пг,
Ппр, Пдг – количество передвижений соответственно населения города, пригорода
и приезжих из других городов.
Общей подвижностью робщ называется количество передвижений,
совершенных всеми группами населения, отнесенное к числу жителей Кж,
проживающих в границах города (района обслуживания):
Перспективную транспортную подвижность устанавливают на основании
обработки отчетно-статистических данных и данных обследований с учетом ее
перспективного роста. Q’ = р’тр ⋅ К’ж,
где Q’ – вероятный объем перевозок на перспективу (пасс.); р’тр –
перспективная транспортная подвижность населения по прогнозам; К’ж –
прогнозируемое число жителей на перспективу.
46. Общие принципы организации авто перевозок
В транспортном процессе участвуют 3 стороны:
Отправитель
Получатель
Транспортная организация
В зависимости от роли каждой стороны в транспортном процессе различают: централизованные и децентрализованные перевозки.
Централизованные перевозки грузов – наиболее прогрессивная форма организации вто перевозок обеспечивающая производительность п.с., снижение себестоимости перевозок и сокращение транспортных издержек грузовладельцев. Повышают культуру обслуживания грузовладельцев и улучшают организацию транспортной работы.
Принципы централизованных перевозок:
Заказчик транспорта- грузоотправитель
Погрузку груза осуществляет грузоотправитель или организация.
Транспортировка грузов осуществляется автотранспортн предприятием общего пользоывния
Разгрузку груза производит получатель
Экспедирует груз автотранспортн предприятие(шофер)
Расчеты за перевозку с автотранспортн предприятием ведет грузоотправитель- заказчик т.с.
Перевозки осущ по единому графику согласован межде 3мя сторонами
При децентрализованных перевозках получатель обеспечивает погрузку груза, его экспедицию и разгрузку.
Недостатки децентрализован перевозок:
Простои подвижного состава при погрузке/разгрузке
Отсутствие стимула к механизации
Нерациональное использование погрузчиков экспедиторов
47. Документальное оформление централизованных перевозок:
1. Договор на перегрузов т.с. общ пользования
2. Договор на перевозку контейнеров
3. Договор на перевозку грузов в торговой сети и
48. Методы организации централизованных перевозок: отправительский, отраслевой и транспортный.
При отправительском методе все функции организации перевозок берет на себя грузоотправитель, который заказывает автомобиль на транспортном предприятии. Этот метод применяется при наличии крупного поставщика, который организует специальное подразделение по сбыту и доставке своей продукции многочисленным потребителям. Основным преимуществом данного метода является возможность эффективной организации погрузки автомашины за счет согласования графиков производства продукции, ежедневных объемов сбыта и производительности погрузочно-разгрузочных машин. Недостатком является невозможность эффективного использования автомашины, так как при таком методе в основном могут применяться только маятниковые маршруты.
При отраслевом методе
необходимо наличие дистрибьютора (поставщика), который организует сбыт продукции сходного назначения от разных производителей. В отличие от отправительского метода здесь предусматривается не только доставка заказанной продукции потребителю, но и ее завоз от различных производителей на склад, который используется для комплектования заказов.
Тем самым расширяются возможности для более эффективного использования автотранспортного средства.
При транспортном методе организатором централизованных перевозок является перевозчик или транспортно-экспедиционная организация. В этом случае организатор перевозок не привязан к какой-то конкретной продукции или производителю, а организует перевозки в соответствии с поступающими заказами. За счет этого существуют наиболее широкие возможности повышения эффективности использования автомашины.
Под воспроизводством населения понимают исторически и социально-экономически обусловленный процесс непрерывного во-зобновления поколений людей. Органической частью воспроиз-водства населения является воспроизводство ресурсов для труда.
В процессах воспроизводства населения различают виды, типы и режимы, а в воспроизводстве ресурсов для труда кроме того вы-деляют еще фазы или стадии.
Виды воспроизводства населения определяются особенностя-ми движения численности и состава населения в стране и ее реги-онах. Это движение может быть естественным, миграционным (механическим) и социальным.
Естественное и социальное движение населения
Естественное движение населения есть следствие рождаемос-ти и смертности людей. В зависимости от того, что из них преобла-дает, образуются естественный прирост или естественная убыль на-селения. На величину и направленность естественного движения населения влияют экономические, социальные и биологические факторы. Показатели естественного движения населения в России за период 1992--2004 годы приведены в табл. 1
Показатели естественного движения населения России
Родившиеся |
Естественный прирост, убыль (-) |
Умершие в возрасте до одного года |
||
В России, начиная со второй половины XX века, установилась устойчивая тенденция сокращения рождаемости. В 50-х годах этому способствовала отмена запрета на искусственное прерыва-ние беременности. В 60--70-х годах преобладающей стала модель семьи с двумя детьми, а затем с конца 80-х годов начался резкий спад рождаемости. Если для простого воспроизводства коэффици-ент рождаемости (число детей, приходящихся на сто женщин репродуктивного возраста) должен составлять 215, то в 1991 г. сум-марный коэффициент рождаемости составил всего 190, в 1993 г. он был уже равен 139, в 1996 г. -- 128, в 1997--98 гг. -- 124, в 2000 г. на сто женщин репродуктивного возраста приходилось 117 детей.
Необходимо отметить, что тенденция к падению рождаемости характерна не только для России, но также и для всех стран Евро-пы. В бывших социалистических странах Восточной и Централь-ной Европы этот коэффициент составляет 130, а в странах Запад-ной Европы -- 160. Но, тем не менее, Россия в настоящее время находится в числе стран с наименьшей рождаемостью, что может быть оценено только как негативное явление.
Отмечая низкую рождаемость в России, следует подчеркнуть, что ее величина имеет большие отличия в разных регионах страны. Наимень-шая рождаемость характерна для Санкт-Петербурга, Ленинградской, Московской, Тульской, Смоленской, Ивановской областей. Наиболь-шая -- в Республике Дагестан (19,5 рождений на 1000 населения), в Ре-спублике Ингушетия (18,8). Выше среднего уровня рождаемость в Республике Северная Осетия -- Алания, в Кабардино-Балкарской и Кара-чаево-Черкесской республиках, в Алтае, Республике Тыва, Республике Саха (Якутия), в Ненецком, Эвенкийском, Усть-Ордынском, Бурятском, Агинском Бурятском, Корякском автономных округах.
Крайне неблагоприятно положение с показателями смертности населения. Из данных, приведенных в табл. 1, видно, что, во-первых, в России число умерших превышало число ро-дившихся на 1000 чел. населения, т.е. происходила естественная убыль населения. Во-вторых, величина смертности и убы-ли населения увеличиваются последнее десятилетие из года в год.
Коэффициенты смертности по основным классам причин смерти (число умерших на 100 000 человек населения)
Умершие от всех причин |
|||||||
в том числе: |
|||||||
от болезней системы кровообращения |
|||||||
от новообразований |
|||||||
от несчастных случаев, отравлений и травм |
|||||||
от транспортных травм (всех видов) |
|||||||
от случайных отравлений алкоголем |
|||||||
от случайных утоплений |
|||||||
от самоубийств |
|||||||
от убийств |
|||||||
от болезней органов дыхания |
|||||||
от болезней органов пищеварения |
|||||||
Очень высок уровень преждевременной смертности населения из-за несчастных случаев, отравлений, травм. При этом уровень смертности мужчин по этим причинам, а также от болезней систе-мы кровообращения, органов дыхания, инфекционных и парази-тарных болезней превышает уровень смертности женщин. В ре-зультате средняя продолжительность жизни мужчин в России бо-лее чем на 10 лет меньше средней продолжительности жизни женщин. Сравнение же средней продолжительности жизни муж-чин и женщин в России с аналогичным показателем в развитых странах мира показывает, что она у мужчин на 13--15 лет, а у жен-щин -- на 5--8 лет короче.
На естественное движение населения влияют процессы брачности (образования супружеских пар путем регистрации или без нее; в последнем случае это должен быть устойчивый во времени союз супругов, ведущих совместное хозяйство и воспитывающих детей без юридического оформления) и разводимости (распада супружеских пар вследствие расторжения брака или прекращения супружеских отношений). В современной России на 1000 чел. населения наблюдается снижение числа бра-ков и увеличение числа разводов, что, конечно, не способствует росту рождаемости.
Социальное движение населения проявляется в изменениях различных социальных структур: образовательной, профессио-нальной, национальной и др. В процессе воспроизводства населе-ния происходит не только замещение поколений, но и формирова-ние его новой социально-демографической структуры. Так, каж-дое поколение людей отличается уровнем образования и культуры, профессионально-квалификационной структурой, половозраст-ным составом и другими характеристиками.
Отмеченные три вида движения находятся во взаимосвязи и взаимозависимости и в совокупности определяют численность и состав населения района, региона, страны.
В естественном движении населения выделяют типы его вос-производства, среди которых в большей степени изучены два -- традиционный (экстенсивный) и современный (интенсивный).
Для традиционного типа воспроизводства, преобладавшего на ранних стадиях развития человеческого общества, были харак-терны высокая смертность из-за низкого уровня медицины, эпиде-мий, голода и высокая рождаемость, которая по религиозным и ме-дицинским условиям не регулировалась в обществе в целом и в се-мье. Высокий уровень смертности нейтрализовывал высокий уровень рождаемости, в результате чего общие темпы роста насе-ления были невелики, преобладала молодая часть населения при низком удельном весе людей старших возрастов и пожилых.
Современный тип воспроизводства населения обусловлен: по-вышением уровня жизни людей; достижениями медицины и здра-воохранения; научно-техническим прогрессом и связанным с ним ростом производительности труда; эмансипацией женщин и вовле-чением их в общественное производство, следствием чего стало падение рождаемости; увеличением средней продолжительности жизни за счет профилактики ранее губительных для людей заболеваний, снижения детской смертности. При данном типе воспроиз-водства общий рост численности населения происходит не столь-ко за счет высоких темпов рождаемости (темпы здесь как раз уме-ренные), сколько за счет снижения уровня смертности. В современных условиях возрастает доля пожилого населения, рас-тет средняя продолжительность жизни.
Основным источником пополнения экономически активное населения является молодежь, вступающая в трудоспособный воз-раст. Численность этой категории населения зависит от режима его воспроизводства, от уровня брачности и рождаемости в стра-не, а также от величины детской смертности. При расширенном воспроизводстве населения и повышении уровня рождаемости бу-дет расти число вступающих в трудоспособный возраст. Но следу-ет иметь в виду, что каждый скачок рождаемости отразится на чис-ленности ресурсов для труда лишь через 15 лет.
Ресурсы для труда зависят также от состояния здоровья населе-ния, уровня инвалидности в трудоспособном возрасте и уровня смертности. Изменение структуры населения в сторону его повзросления, то есть увеличение среднего возраста людей, чревато повышенный темпом выхода людей за пределы трудоспособного возраста и сокращением ресурсов для труда.
Миграция населения. Численность и состав населения меняются не только вследст-вие естественных процессов рождаемости и смертности, но так-же в силу - механического прибытия и выбытия населения путем перемещения его через границы административно-территориальных образований или государств с целью перемены мес-та жительства или места работы. Подобное движение населения вызывается различными экономическими, политическими, рели-гиозными, бытовыми и другими причинами и связано с серьез-ными изменениями в положении людей, их статусе, перспективах жизни.
За счет миграции люди решают свои проблемы устройства жизни, места проживания и работы, реализуя важное право чело-века демократического общества, соответствующее общепризнан-ным нормам международного права и Конституции Российской Федерации на свободное передвижение по территории страны, свободный выезд за ее пределы и беспрепятственное возвращение, свободный выбор места жительства.
Миграционные процессы многообразны, поэтому для их изу-чения и управления ими они классифицируются в зависимости от разных признаков:
· по отношению к территории своей страны различают миграцию внутреннюю и внешнюю;
· по степени добровольности миграцию подразделяют на добровольную и вынужденную;
· по характеру миграция может быть возвратной и безвозвратной;
· по периодичности перемещения миграция бывает периодической (эпизодической), сезонной, маятниковой;
· с точки зрения соблюдения норм действующего законода-тельства миграция населения может быть законной и незаконной.
· по причинам возникновения выделяют миграцию трудовую.
· Миграционные процессы, которые происходят внутри страны, образуют внутреннюю миграцию. Миграция людей внутри Рос-сии -- страны, обладающей огромной территорией, осуществляет-ся между регионами, городами, районами и связана с освоением новых территорий, с перемещением населения из трудоизбыточ-ных районов в трудодефицитные и с другими причинами.
После распада СССР внутренняя миграция в России изменила характер и направленность. Если раньше люди ехали на Север и в Сибирь на заработки, кроме того государством проводилось мас-совое переселение людей на освоение Сибири, Дальнего Востока и районов Крайнего Севера, то теперь в силу сокращения финан-сирования ряда государственных программ, ухудшения условий проживания в далеких от центра районах потоки людей двинулись в обратную сторону -- в обжитые районы страны, из мест с тяже-лыми естественно-природными условиями в места с более благо-приятными условиями жизни.
К внутренней миграции относится и перемещение людей в пределах региона (республики, края, области).
Миграционные потоки между государствами образуют внеш-нюю, или межгосударственную миграцию.
Внешняя миграция, связанная с изменением постоянного мес-та жительства, состоит из двух потоков: эмиграции -- выезда из страны и иммиграции -- въезда в страну и, соответственно, люди, покидающие страну, называются эмигрантами, а те, кто въезжает в страну для проживания в ней, -- иммигрантами.
Добровольная миграция населения -- это перемещение лю-дей с одной территории в другую по собственной инициативе и желанию, которое может быть обусловлено разными причинами: демографическими (переезд, связанный с вступлением в брак, съезд с детьми или родителями и др.); экономическими (более под-ходящие жилищные и социально-бытовые условия, больший раз-мер оплаты труда, возможность заниматься любимым делом и др.); медицинскими (более благоприятные климатические условия про-живания, наличие целебных природных факторов, необходимых для поддержания-здоровья и др.), этническими (переезд в мест-ность, населенную людьми родной национальности, народности, этноса) причинами другого характера.
Вынужденная миграция населения обусловлена причинами, не зависящими от мигрантов. Среди них: государственное переселение (отселение), связанное с созданием искусственных водохранилищ, разработкой полезных ископаемых, крупным промышленным строи-тельством, организацией заповедников и др.; военные действия, по-литические и этнические конфликты; стихийные бедствия, экологи-ческие катастрофы, аварии и другие подобные потрясения, вынужда-ющие людей переезжать из обжитых районов подальше от беды.
Среди вынужденных мигрантов различают вынужденных пе-реселенцев и беженцев.
Вынужденный переселенец -- это гражданин своей страны, покинувший место постоянного жительства вследствие совершен-ных в отношении него или членов его семьи насилия, преследова-ния или наличия реальной опасности подвергнуться этому по признакам национальной принадлежности, вероисповедования, языка, политических убеждений и других дискриминационных действий. Статус вынужденных переселенцев определен Феде-ральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации о вынужденных переселенцах», в ко-тором установлены правовые, экономические и социальные гаран-тии защиты их прав и интересов на территории Российской Феде-рации.
Беженец -- это лицо, прибывшее на территорию государства по причине совершенных в отношении него или членов его семьи насилия, преследования или наличия реальной опасности подверг-нуться этому по признакам национальной принадлежности, вероисповедования, языка, политических убеждений и других дискри-минационных действий, и не имеющее гражданства той страны, в которую прибыл. Правовое положение беженцев в нашей стране определено Законом Российской Федерации «О беженцах».
Большие потоки таких мигрантов возникли в России вследст-вие распада СССР, из-за усилившейся межнациональной розни, военных действий, нестабильности и напряженности социально-экономической и политической обстановки, ухудшения уровня жизни в отдельных регионах и в бывших союзных республиках. При этом, начиная с 1992 г., число прибывших в Россию в несколь-ко раз превышало и превышает число выбывших из нее. Пик миграции был в 1994 г., когда в Россию прибыло 1147 тыс. чел., а вы-было 337 тыс. чел., причем в основном миграция шла между Рос-сией и странами СНГ, Латвией, Литвой и Эстонией.
Возвратная миграция -- это такой процесс, когда человек однократно или периодически меняет место жительства на некото-рое время, предполагая вернуться затем к первоначальному месту жительства. В таком положении могут быть люди, выезжающие в другие районы страны или за рубеж на учебу или на работу по кон-тракту на продолжительное время. К возвратным мигрантам отно-сятся люди с двойным гражданством, что не противоречит россий-скому законодательству. Указанные причины образуют периодиче-скую (эпизодическую) возвратную миграцию.
Возвратная миграция может быть также сезонной и маятниковой. Сезонная миграция вызывается сезонной потребностью в работни-ках (например, на сельскохозяйственные работы) и связана с переме-щениями людей из трудоизбыточных районов в трудодефицитные.
Маятниковая миграция характерна для мегаполисов, других крупных городов и представляет собой ежедневное или с другой периодичностью перемещение людей, как правило, из пригородов и районов, в которых люди проживают, на учебу или работу в город.
Безвозвратная миграция -- это выезд на постоянное место жительства в другой район или другую страну без намерения вер-нуться обратно.
Серьезной проблемой для России, да и не только для нее, ста-ла незаконная миграция населения, то есть та миграция, которая в отличие от законной осуществлена с нарушением законодатель-ства, регулирующего въезд и выезд людей из страны в страну. По официальным данным в России находится около 1,5 млн. неле-гальных иммигрантов, по неофициальным -- около 10 млн. чел. Опасность вызывает положение, когда баланс между числом коренного населения и нелегальными мигрантами складывается не в пользу первого.
Отрицательные последствия нелегальной иммиграции заключа-ются в расширении теневой экономики, игнорирующей налоговое и другое экономическое законодательство, криминализации бизне-са, в вытеснении с рынка труда граждан России, усиление социаль-ной напряженности и обострении межнациональных отношений. Но, с другой стороны, дешевые товары, реализуемые украинскими, китайскими, вьетнамскими и другими нелегалами, помогают вы-жить многим россиянам с низким уровнем достатка. Услуги по вы-полнению, например, ремонтных работ в квартирах у нелегалов в несколько раз ниже, чем у российских коммерческих или государ-ственных фирм. Спрос на такие товары и услуги у небогатого насе-ления страны стимулирует нелегальную иммиграцию.
С подобными проблемами столкнулась не только Россия, они имеют место во многих странах Западной и Восточной Европы.
Трудовая миграция -- это перемещение населения, обусловлен-ное поиском места работы. К такой разновидности миграции относит-ся сезонная и маятниковая миграции. Это может быть и внутренняя и внешняя миграция. В условиях ежегодного естественного сокращения численности населения России все более актуальным становится во-прос преодоления дефицита работников за счет притока иммигрантов.
Миграция населения оказывает существенное воздействие на географию размещения и плотность населения, его численность и структурный состав, на социально-экономическое положение, как региона выбытия, так и региона прибытия.