Кто является плательщиком есхн. Единый сельскохозяйственный налог есхн
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусмотренная гл. 26.1 НК РФ, является специальным налоговым режимом, применяемым налогоплательщиками в добровольном порядке.
Целью введения ЕСХН является, прежде всего, сокращение численности исчисляемых налогов и налогового бремени для определенной категории товаропроизводителей.
Основными задачами введения ЕСХН являются:
упорядочение системы налогообложения сельскохозяйственных производителей;
снижение налогового бремени сельскохозяйственных производителей;
снижение затрат на ведение учета налогооблагаемой базы;
способствование повышению эффективности сельскохозяйственного производства.
Налогоплательщики : организации и индивидуальные предприниматели производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее переработку и реализацию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля доходов от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70%.
Не вправе перейти на уплату ЕСХН:
организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
организации и индивидуальные предприниматели в сфере игорного бизнеса.
Уплата ЕСХН заменяет уплату следующих налогов:
налог на прибыль организаций (НДФЛ);
НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ);
налог на имущество организаций (налог на имущество физических лиц).
Объект налогообложения – доходы (от реализации и внереализационные) уменьшенные на величину расходов. Доходы и расходы для целей налогообложения ЕСХН определяются согласно гл. 25 Налогового кодекса РФ.
Налоговая база – денежное выражение объекта налогообложения. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
Налоговый период – календарный год.Отчетный период – полугодие.
Налоговая ставка – 6% от налоговой базы.
Порядок и срок уплаты. ЕСХН исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма авансовых платежей по ЕСХН исчисляется исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Авансовые платежи уплачиваются не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода.
Налогоплательщики предоставляют налоговые декларации не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Упрощенная система налогообложения
Упрощенная система налогообложения (УСН) была введена Законом РФ от 29.12.1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Цель – обеспечение более благоприятных экономических условий для деятельности организаций малого бизнеса. В настоящее время действует система, которая вступила в действие с 1 января 2003 г., тем самым был расширен круг плательщиков и введены принципиально новые положения по порядку исчисления налога, наряду с существующей уже тенденцией снижения количества уплачиваемых налогов. УСН регулируется гл. 26.2 Налогового кодекса РФ. Сущность УСН и ее привлекательность заключается в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога.
Налоги, заменяемые единым налогом при применении УСН
Иные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения. Перейти на применение УСН организации и индивидуальные предприниматели могут в добровольном порядке при соблюдении определенных условий.
Налогоплательщики организации и индивидуальные предприниматели, у которых:
по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе, доход от реализации не должен превышать 45 млн. руб. . * на коэффициент-дефлятор.
Не имеют право использовать УСН:
страховщики;
негосударственные пенсионные фонды;
инвестиционные фонды;
бюджетные учреждения;
ломбарды;
профессиональные участники рынка ценных бумаг;
организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
анимающиеся производством подакцизной продукцией, а также добычей полезных ископаемых;
нотариусы, адвокаты, занимающиеся частной практикой;
организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие Единый сельскохозяйственный налог.
организации, имеющие филиалы;
иностранные организации, имеющие филиалы;
Объект налогообложения . Налогоплательщик вправе самостоятельно выбирать объект налогообложения, который будет применяться в течение всего срока применения упрощенной системы. Объект налогообложения может меняться ежегодно (изменение с 01.01.2009 г.). Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.
Существует два вида объекта:
доходы (от реализации и внереализационные);
доходы, уменьшенные на величину расходов.
Налоговая база – денежное выражение объекта налогообложения, определенная нарастающим итогом с начала налогового периода, причем, если в качестве объекта выбраны «доходы минус расходы», то налогоплательщик обязан исчислить так же и сумму минимального налога, которая определяется в размере 1% от доходов и уплачивается по большему результату. Если исчисленная сумма налога в общем порядке по итогам налогового периода меньше минимального налога или получены убытки (налоговая база отсутствует), то налогоплательщики отчисляют в бюджет сумму минимального налога
Налоговый период : календарный год.Отчетный период : І квартал, полугодие, 9 месяцев.
Налоговые ставки :
если объектом налогообложения являются доходы – 6% ;
если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов – 15% .
При объекте доходы, уменьшенные на величину расходов ставки по единому налогу законами субъектов РФ могут быть дифференцированы в пределах от 5-15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (п.2 ст. 346.20 НК РФ).
В Забайкальском крае при применении УСН в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере 5% для налогоплательщиков, у которых за соответствующий налоговый период не менее 70% доходов составили доходы от осуществления видов экономической деятельности, таких как:
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака;
производство мяса и мясопродуктов;
производство молочных продуктов;
текстильное и швейное производство;
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;
производство машин и оборудования;
производство оружия и боеприпасов;
производство транспортных средств и оборудования. 1
Порядок и срок уплаты. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Налогоплательщики – индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Срок уплаты налога – не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций.
Основание и правовые основы
Система налогообложения в виде ЕСХН - единого сельскохозяйственного налога - это один из пяти специальных налоговых режимов. Он предназначен для применения в сельском хозяйстве, как следует и из названия.
Как и все остальные спецрежимы, ЕСНХ заменяет собой уплату налога на прибыль и НДС, а также ЕСХН заменяет и уплату налога на имущество организаций.
Единый сельхозналог введен главой 26.1 Налогового кодекса РФ. Формы отчетности, как обычно, устанавливаются финансовым ведомством. Также в правовую базу по ЕСХН можно включать и разъяснения Минфина и ФНС РФ - эти разъяснения не имеют нормативного характера, но помогают разобраться в разных аспектах применения налога.
Порядок перехода на ЕСХН
Переход на единый сельхозналог - добровольное дело. Определиться с желанием применять ЕСХН нужно до 31 декабря года, предшествующего тому году, с которого будет применяться ЕСХН. Именно в этот срок - до 31 декабря - нужно подать в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) соответствующее уведомление. В нем указываются данные о доле дохода от реализации произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции.
Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на уплату ЕСХН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в его свидетельстве.
Обращаем внимание!
Особые условия уведомления о переходе на ЕСХН установлены статьей 346.3 НК РФ для организаций, которые внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ.
Организации и предприниматели, не представившие уведомление о переходе на уплату ЕСХН в установленные сроки, не признаются плательщиками ЕСХН и, соответственно, не смогут применять этот режим налогообложения в новом году.
Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на иные режимы налогообложения.
Если по итогам налогового периода налогоплательщик перестаёт соответствовать указанным выше обязательным условиям, то он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала года, в котором допущено или выявлено данное нарушение.
Если налогоплательщик утратил право на применение ЕСХН, он обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода.
Налогоплательщики вправе перейти с ЕСХН на другой режим налогообложения с начала нового календарного года. Для этого нужно вновь уведомить об этом налоговый орган по местонахождению организации (или месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января.
Налогоплательщики, перешедшие на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через год после утраты права на его применение.
Налогоплательщики
Налогоплательщики ЕСХН - это организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого с/х налога в порядке, установленном НК РФ.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями могут быть:
- Организации и индивидуальные предприниматели:
- производящие сельскохозяйственную продукцию;
- осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах);
- реализующие эту продукцию.
Все перечисленные выше условия должны быть соблюдены одновременно. Если компания не производит сельхозпродукцию, а только закупает ее, перерабатывает и продает, то они плательщиком ЕСХН стать не сможет.
Обязательное условие для перехода на ЕСХН - по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о переходе на уплату ЕСХН, доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции должно составлять не менее 70% от общего дохода налогоплательщика.
- Сельскохозяйственные потребительские кооперативы - если по итогам их работы за предыдущий календарный год доля их доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от работ (услуг) для членов этих кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70%.
- Градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. Для них обязательным (для перехода на ЕСХН) являются следующие условия:
- в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год доля их дохода от реализации их уловов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции составляет не менее 70%;
- они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
- Рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели.
Обязательные условия для перехода на ЕСХН:
- средняя численность работников, за каждый из двух календарных лет, предшествующих подаче уведомления, не превышает 300 человек;
- в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов за предшествующий год составляет не менее 70%.
Полный перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые вправе перейти на уплату ЕСХН, указан в статье 346.2 НК РФ.
Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:
- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
- организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
- казенные, бюджетные и автономные учреждения.
К сельхозпродукции в целях налогообложения ЕСХН относятся:
- продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства;
- продукция животноводства в т.ч. полученная в результате выращивания и доращивания рыб, а также других водных биологических ресурсов.
Закрытый перечень сельскохозяйственной продукции утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 года N 458.
Освобождение от налогов
Организации, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:
- налога на прибыль организаций;
- налога на имущество организаций;
Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:
- налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
- налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
- налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией).
Иные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Обращаем внимание!
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.
Объект налогообложения и налоговая база
Объект налогообложения при ЕСХН - это доходы, уменьшенные на расходы. Порядок определения доходов и расходов установлен статьей 346.5 Налогового кодекса РФ.
Налоговая база - это денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (кассу), получения иного имущества (работ, услуг), имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).
Расходами признаются затраты после их фактической оплаты.
Доходы и расходы в валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному соответственно на дату получения доходов (дату осуществления расходов). Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены договора с учетом рыночных цен, определяемых правилами ст. 105.3 НК.
Налоговую базу можно уменьшить за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Налогоплательщики вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.
Организации обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основании данных бухгалтерского учета.
Индивидуальные предприниматели бухгалтерский учет могут не вести, но обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по ЕСХН в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН. Форма и Порядок заполнения этой книги утверждены Приказом Минфина России от 11 декабря 2006 года N 169н.
Обращаем внимание !
Налоговый период
Налоговый период - календарный год.
Отчетный период - полугодие.
Налоговые ставки
Налоговая ставка по ЕСХН установлена Налоговым кодексом в размере 6% и неизменна в общем случае.
Однако с 2015 года для Крыма и Севастополя введена возможность понижения ставки ЕСХН. На период 2015-2016 гг. этих власти регионов могли уменьшить ставку до 0%. На период 2017-2021 гг. уменьшение возможно лишь до 4%.
В 2016 году и в Севастополе, и в республике Крым была установлена ставка налога при ЕСХН в размере 0,5%.
В 2017 году Законами республики Крым и г. Севастополя ставка ЕСХН повышена до минимальных 4%.
Обращаем внимание!
По п. 2 ст. 346.8 НК РФ ставка по ЕСХН, установленная законами Крыма и Севастополя на 2017 г., не будет повышаться до 2021 г., то есть в течение всего этого периода она будет равна 4%.
Порядок исчисления и уплаты ЕСХН. Отчетность
При применении ЕСХН налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщик должен сам рассчитать налог по правилам, установленным НК РФ.
По итогам отчетного периода необходимо рассчитать сумму авансового платежа, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Аванс должен быть уплачен не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода.
По истечении налогового периода налогоплательщики представляют налоговые декларации и уплачивают ЕСХН в налоговые органы:
- организации - по месту своего нахождения;
- индивидуальные предприниматели - по месту своего жительства.
Сдать налоговую декларацию и уплатить налог за предыдущий год нужно не позднее 31 марта года.
Форма налоговой декларации утверждена приказом ФНС России от 28.07.2014 N ММВ-7-3/ Может подаваться как в бумажном, так и в электронном виде.
При прекращении деятельности в качестве сельхозтоваропроизводителя, организация или индивидуальный предприниматель должны уплатить налог и подать декларацию по ЕСХН не позднее 25-го числа месяца, следующего за тем, в котором согласно уведомлению прекращена деятельность.
Обращаем внимание!
Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.
Подробнее о сдаче электронной отчетности можно посмотреть .
С полным списком федеральных операторов электронного документооборота , действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.
ЕСХН: что нового в 2017 году?
С 1 января 2017 года налогоплательщики, применяющие ЕСХН, могут учитывать в расходах затраты на проведение независимой оценки квалификации работников. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ в пп. 26 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.
В 2017 году Законами республики Крым и г. Севастополя ставка ЕСХН повышена до минимально возможных 4% и согласно п. 2 ст. 346.8 НК РФ ставка по ЕСХН, больше не будет повышаться до 2021 г., то есть в течение всего этого периода она будет равна 4%.
Обращаем внимание !
При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.
Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:
- исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
- исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.
При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.
При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.
Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей заменяет собой основной комплекс установленных обязательных бюджетных сборов. Данная система предусмотрена как для физических (ИП), так и для юрлиц.
Общие сведения
Действующая редакция гл. 26.1 НК РФ устанавливает новые принципы системы обложения. В настоящее время она максимально приближена к упрощенной схеме. Применение единого сельскохозяйственного налога индивидуальными предпринимателями осуществляется вместо:
- НДФЛ.
- Налога с продаж.
- Транспортного сбора (в отношении ТС, эксплуатируемых при осуществлении деятельности, связанной с предпринимательством).
- Налога на имущество физлиц (в отношении объектов, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности).
Для юридических лиц он заменяет:
- НДС (кроме НДС, который подлежит уплате при ввозе продукции на российскую таможенную территорию).
- Отчислений с имущества организации.
- Налог на прибыль.
Субъекты
Налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога должны соответствовать ряду требований. В частности:
Специфика использования
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) введен в 2001 году. Он может использоваться строго определенными субъектами. Общие понятия и условия расчета приводятся в НК. В специальной главе отражены все основные определения и правила. Кроме этого, в ней устанавливается порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога. Соответствующие положения приведены в специальной главе закона. В качестве одной из основных особенностей использования системы выступает обязанность субъектов вести учет показателей деятельности. Они будут использоваться для расчета налоговой базы и суммы единого отчисления. В качестве одного из требований выступает признание расходов и доходов по кассовому методу. В бухучете это осуществляется в соответствии с определенностью фактов деятельности во времени. В этой связи субъектам, в целях исполнения требований, содержащихся в гл. 26.1 НК РФ, следует корректировать показатели в отдельных регистрах.
Потребительские кооперативы
Эти предприятия занимаются сбытом, переработкой и исполняют животноводческие, огороднические, садоводческие и снабженческие функции. Для них доля от реализации с/х продукции собственного производства участников кооперативов, товаров, выпущенных из сельскохозяйственного сырья своего изготовления членов объединения в общей прибыли должна также составлять не меньше 70%.
Важный момент
Требование о ведении бухучета и корректировки его показателей распространяется на юрлиц, фермерские (крестьянские) хозяйства, предпринимателей. Однако по ФЗ № 129 последние не обязаны это делать. Согласно подп. 2, ст. 4 указанного закона, им надлежит вести учет расходов и доходов в порядке, предусмотренном в НК. В данном случае законодательство требует, чтобы показатели, которые используются при расчете базы обложения, были определены в соответствии с информацией, присутствующей в бухгалтерской отчетности.
Признание доходов
Процедура аналогична той, которая предусматривается для субъектов, использующих упрощенную систему. При определении объекта обложения единым сельскохозяйственным налогом организации учитывают прибыль от реализации продукции и имущественных прав, внереализационный доход. В расчет не принимаются поступления, предусмотренные в ст. 251 Кодекса. Индивидуальным предпринимателям следует учитывать только доход, полученный от их предпринимательской деятельности. Датой получения считается день, в который средства поступили в кассу или на счет в ослуживающей банковской организации. При этом Кодекс особо оговаривает признание отдельных видов дохода при изменении режима обложения теми юридическими лицами, которые определяли базу налога на прибыль методом начисления.
На дату, в которую произошел учет поступлений, таким предприятиям следует включить в прибыль авансовые суммы по договорам, которые предполагается исполнить в период использования специального режима. Вместе с этим такие субъекты не относят к доходам, по которому рассчитывается единый сельскохозяйственный налог РФ, некоторые поступления, исключенные из их состава законодательством. В частности, не включаются в них суммы, поступившие в период использования спецрежима по продукции (работам/услугам), прибыль от реализации которых входит в расчетную базу за время нахождения юрлица на общем режиме. У индивидуальных предпринимателей таких сложностей не возникает. Это обуславливается тем, что определение доходов этих субъектов осуществляется по кассовому методу до и после того, как был осуществлен переход на единый сельскохозяйственный налог.
Расходы
В п. 2, ст. 346.5 Кодекса установлен их закрытый перечень. Указанные в списке расходы аналогичны тем, которые учитываются субъектами при использовании упрощенной системы. Однако перечень их несколько больше. Единый сельскохозяйственный налог рассчитывается с учетом расходов на:
Дополнительно также учитываются затраты в виде штрафов и пени за неисполнение либо ненадлежащее выполнение обязательств по договорам и сумм возмещения причиненного ущерба. Признание всех расходов осуществляется только после их уплаты. Затраты необходимо экономически обосновать и документально подтвердить.
Особенные правила
Затраты на приобретение ОС и НМА учитываются и признаются почти так же, как и при упрощенной схеме. По этим средствам и активам, приобретенным после перехода на единый с/х налог, расходы учитываются в момент их ввода в эксплуатацию. Однако таким способом признать затраты можно не во всех случаях. Если налогоплательщик реализует (передает) объекты, приобретенные в период применения спецрежима, до истечения трех лет с момента их приобретения (а для объектов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения), то у него возникают негативные налоговые последствия. В соответствии с абзацем 8 подпункта 2 пункта 4 статьи 346.5 НК РФ налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период использования реализованных (переданных) объектов с учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
База
В качестве нее выступают доходы, уменьшенные на сумму расходов. Они определяются нарастающим итогом с начала периода. Расходы/доходы, которые выражены в инвалюте, пересчитывается по курсу ЦБ, установленному на момент получения прибыли/осуществления затрат. Денежное выражение дохода в натуральной форме определяется в соответствии с рыночной ценой (за вычетом НДС) по положениям ст. 40 Кодекса. Если субъект обложения этого не сделает, надзорные органы вправе пересчитать поступления сами. Уменьшение базы осуществляется исключительно на сумму убытка, который был получен в прошлых периодах, в которых использовался единый сельскохозяйственный налог. Потери, понесенные в период осуществления расчетов по иным режимам, специальным в том числе, не признаются. Ставка единого сельскохозяйственного налога - 6%.
Сроки сдачи
Отчетный период при рассматриваемом спецрежиме равен полугодию, а налоговый составляет календарный год. Данное положение устанавливается в ст. 346.7 Кодекса. По окончании периода субъекты обязаны рассчитать авансовую сумму. Это требование установлено в ст. 346.9, п.1. Авансовые суммы, уплаченные в течение года, будут включены в счет уплаты единого с/х налога по итогам периода. Срок перечисления Кодекс не устанавливает. Декларация по ЕСХН за полугодие сдается до 25 июля текущего (отчетного) года. Сроки представления отчетности по итогам периода совпадают с теми, что установлены для перечисления годовой суммы. Юрлица перечисляют единый сельскохозяйственный налог до 31 марта, а предприниматели - до 30 апреля следующего года.
Объекты
В качестве них выступают сельскохозяйственные угодья, которые находятся во владении, собственности либо пользовании субъекта обложения. При определении объектов учитывают реализационные и внереализационные доходы. В них не включают поступления, приведенные в ст. 251, а также суммы дивидендов, обложение которых осуществляется агентом. Определяя объекты, доходы уменьшаются на расходы на:
Уменьшение также осуществляется на суммы:
- НДС по приобретенной и оплаченной продукции, затраты на которые подлежат включению в расходы в соответствии с положениями Кодекса.
- Процентов, которые выплачиваются за предоставление займов, кредитов.
- Связанные с перечислениями за оказываемые услуги финансовыми организациями, в том числе касающиеся продажи инвалюты при взыскании пеней, сбора, штрафа.
- Таможенных платежей, предусмотренных при ввозе продукции на таможенную территорию страны и не подлежащие возврату.
Особенности учета
Расходы на техническое перевооружение, реконструкцию, модернизацию, дооборудование, достройку, изготовление, сооружение, приобретение ОС и НМА принимаются в момент ввода в эксплуатацию. Затраты на получение имущественных прав на землю учитываются равномерно на протяжении срока, установленного субъектом обложения, но не меньше 7 лет. Суммы принимаются одинаковыми долями за налоговый и отчетный периоды. Признание расходов и доходов осуществляется на дату поступления средств в кассу либо банковские счета, получения имущественных прав или продукции (работ, услуг), а также при погашении задолженности прочими способами.
Специфика перечисления
Определение налоговой ставки осуществляется с одного сопоставимого гектара с/х угодий. Размер рассчитывается в форме 1/4 от величины сборов, вмененных в предыдущий календарный год при работе по общей системе обложения. Выплата осуществляется по месту расположения с/х угодий не позднее 20-го числа того месяца, который следует за прошедшим периодом.
Особенности изменения режима
Для перехода на ЕСХН субъекты обложения должны подать соответствующее заявление в налоговый орган по месту своего расположения (жительства). Инспекторы рекомендуют использовать типовую форму. Подать заявление можно в определенный срок - с 20 октября по 20 декабря года, который предшествует тому, с которого субъект переходит на новый режим. Вновь сформированные юрлица и зарегистрированные предприниматели могут принять систему с даты постановки на учет. Для этого заявление о переходе на ЕСХН подается вместе с документами на госрегистрацию.
Ограничения
Они касаются одновременного использования других спецрежимов. Так, субъекты, применяющие ЕСХН, не могут изменить его на УСН и наоборот. Ограничения также предусмотрены для тех предприятий, которые для отдельных видов деятельности используют ЕНВД. Они не могут перейти на ЕСХН, но вправе использовать упрощенную схему.
Дополнительно
Доля реализации сельхозпродукции, которая должна составлять 70%, определяется за 8 мес. того года, в котором субъект подает заявление об использовании единого с/х налога. Впоследствии необходимо подтверждение возможности осуществлять перечисления в рамках данного режима. Для этого субъекту следует определять удельный вес прибыли от реализации с/х продукции своего производства ежегодно по окончании периода. Переход на выплату ЕСХН не могут осуществлять организации, которые имеют представительства либо филиалы, осуществляющие выпуск подакцизных изделий. Ограничения распространяются на бюджетные учреждения. Не могут перейти на ЕСХН организации, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Организации и ИП, работающие в сельскохозяйственной отрасли, пользуются государственными льготами и преференциями. Для них разработан особый фискальный режим – единый сельхозналог. Ставка ЕСХН установлена на уровне 6%, налоговая база рассчитывается как разница между доходной и расходной частью. Это сокращает бюджетные платежи до минимума, что создает благоприятные условия для развития растениеводства, животноводства и лесного хозяйства.
В 2017 году налоговая ставка ЕСХН установлена на уровне 6%. Это значение действует по всей территории страны, за исключением двух областей:
- Крыма;
- Севастополя.
В указанных регионах на 2017-2018 годы установлена льготная ставка – 4%, прописанная региональным законодательством. В 2016 году она была еще ниже – 0,5%.
Важно! Льгота распространяется только на те компании и ИП, которые осуществляют деятельность непосредственно на территории указанных субъектов РФ.
Кто может стать плательщиком единого сельхозналога?
Специальная ЕСХН ставка налога доступна для ограниченного круга компаний, удовлетворяющих законодательным требованиям. К их числу относятся:
- Фирмы и ИП, производящие, перерабатывающие и продающие сельхозтовары.
- Сельскохозяйственные потребительские и производственные кооперативы, признанные таковыми в согласно действующему законодательству.
- Градо- и селообразующие рыболовецкие компании (если в них занято не менее половины жителей населенного пункта, включая работников и их семьи).
- Компании и ИП в сфере рыбного хозяйства, привлекающие не более 300 работников, имеющие суда в собственности или использующие их по договорам фрахтования.
Для всех перечисленных категорий налогоплательщиков действует общее правило по структуре выручки: не менее 70% поступлений должно приносить сельское хозяйство.
Важно! В 2017 году к сельскохозяйственной относится вспомогательная деятельность: выпас скота, выбраковка птицы, распыление химикатов против насекомых-вредителей и т.д.
Какие налоги заменяет ЕСХН?
Особенность единого сельхозналога – освобождение его плательщиков от перечисления других бюджетных платежей, характерных для ОСНО. Это означает снижение фискальной нагрузки и упрощенный порядок ведения учета.
Компании-сельскохозяйственники не платят в казну:
- налог на имущество;
- НДС (за исключением случаев исполнения обязательств агента и провоза продукции через государственную границу РФ);
- налог на прибыль;
- НДФЛ (касаемо бюджетных обязательств ИП без работников).
Особое значение имеет освобождение от уплаты НДС – наиболее сложного налога с точки зрения учета и вычислений. Организациям и предпринимателям не нужно выписывать счета-фактуры, вести журналы полученных и выданных счетов-фактур, книгу учета покупок и продаж. Это позволяет экономить время и средства на оплату труда бухгалтерских работников.
Какие налоги платят сельхозпроизводители?
Организации и ИП, привлекающие наемных работников, обязаны выполнять функции налогового агента и перечислять 13% дохода персонала в государственную казну. Выплата налога производится не позднее следующего дня после перечисления заработной платы, для отпускных и листков нетрудоспособности – не позднее последнего дня отчетного месяца.
Использование наемного труда предполагает обязанность компании или ИП уплачивать страховые взносы. В 2017 году ставки по ним установлены на следующем уровне:
Внебюджетный фонд | Ставка |
ПФР | 22 |
ФСС | 2,9 |
ФФОМС | 5,1 |
Важно! ИП-сельскохозяйственник без работников обязан совершать фиксированные страховые платежи за себя.
Согласно п. 3 ст. 346.1 НК РФ, организации и ИП, перешедшие на ЕСХН, не теряют обязанности платить транспортный налог на находящиеся у них в собственности автомобили, автобусы, средства водного и воздушного транспорта.
От транспортного налога освобождается техника, поименованная в п. 2 ст. 358 НК РФ. Это комбайны, тракторы и специальные машины (скотовозы, молоковозы и т.д.). Важно, чтобы одновременно соблюдались два условия:
- техника применяется для ведения сельхоздеятельности;
- машины зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей.
ЕСХН не освобождает компанию или ИП от уплаты таможенных платежей, необходимых для провоза товаров через границу РФ. Они обязаны выполнять агентские обязательства по НДС, возникающие при совершении сделок с органами власти и иностранными партнерами.
Как рассчитать налогооблагаемую базу по ЕСХН?
Формула расчета единого сельхозналога установлена как:
Налог = (Доходы – Расходы)* 0,06.
В состав доходов включается выручка от реализации производимой продукции и внереализационной деятельности (предоставление площадей и сельскохозяйственной техники в аренду, выдача прав пользования на объекты интеллектуальной собственности, продажа имущества, участие в других организациях и т.д.).
Важно! Для исчисления доходов используется кассовый метод, т.е. в расчет принимается выручка, фактически поступившая в кассу или на расчетный счет. В нее включаются полученные от покупателей авансы.
В состав расходной части, уменьшающей налогооблагаемую базу, можно включить траты из перечня, приведенного в п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Он строго ограничен и не подлежит трактовке в сторону расширения.
В числе прочих в НК РФ упомянуты следующие расходы:
- на покупку новых основных средств и ремонт, модернизацию имеющихся;
- на приобретение нематериальных активов;
- на оплату труда персоналу;
- на уплату налогов и сборов (помимо единого налога), страховых взносов за нанимаемых сотрудников;
- на покупку сырья, материалов, необходимых для осуществления сельскохозяйственной деятельности;
- на рекламу товаров;
- на приобретение канцтоваров, оплату услуг привлеченного бухгалтера, аудитора, нотариуса;
- на обеспечение безопасности на производстве, оборудование и содержание медпункта.
Чтобы расходы, упомянутые в ст. 346.5 НК РФ, могли уменьшить налогооблагаемую базу, они должны соответствовать требованиям:
- быть полностью оплаченным (для учета затрат используется кассовый метод);
- быть подтвержденными первичными документами;
- быть фактически понесенными.
Авансы, перечисленные поставщикам товаров и услуг, не включаются расходную часть формулы по расчету налога. Они оплачены, но не понесены фактически: купленная продукция еще не отгружена, работы не произведены.
Особенности исчисления единого сельхозналога
Компании, применяющие ЕСХН, не обязаны вести обособленный учет операций. Они определяют величину единого налога по данным бухгалтерского учета.
Возникает противоречие: в учетной программе бухгалтер отражает операции по факту совершения сделки, а не фактической оплаты. Это означает, что для корректного расчета бюджетного обязательства из совокупности проводок нужно выбрать только оплаченные.
Способ отбора закрепляется в учетной политике компании. Чаще всего для этих целей используются оборотно-сальдовые ведомости по 60 и 62 счету.
Законодательство устанавливает обязанность компаний и ИП перечислять единый налог дважды в год:
- аванс по результатам шести месяцев – до 25.07;
- итог по результатам 12 месяцев – до 31.03 следующего года.
При расчете авансового платежа ЕСХН ставка налога умножается на разницу между полугодовыми доходами и расходами.
Определение окончательного расчета производится по формуле:
Налог = (Доходы за год – Расходы за год)* 6% – Сумма уплаченного аванса.
Если формула дала положительный результат, налогоплательщик перечисляет рассчитанную сумму в бюджет. Если получилось отрицательное число, он может оформить возврат из госказны в соответствии со ст. 78 НК РФ или зачесть переплату в честь других федеральных бюджетных обязательств.
Сравнение ЕСХН и других налоговых режимов
В процессе выбора системы налогообложения малой компании или ИП необходимо провести расчеты и сопоставить условия в рамках существующих режимов. Представим их существенные характеристики в форме таблицы:
Из приведенных данных очевидно, что условия по единому сельхозналогу являются наиболее лояльными для налогоплательщиков. Режим предполагает минимальную ставку – 6%. Аналогичное значение установлено для УСН «Доходы», но налогооблагаемая база в рамках этой системы значительно больше, чем по ЕСХН.
Единый сельхозналог сопоставим с УСН «Доходы за вычетом расходов» для тех регионов, где ставка установлена на минимальном уровне – 6%. Общий налоговый режим не может конкурировать с ЕСХН, т.к. предполагает высокую ставку (разница – более чем в три раза), более сложный порядок ведения учета и необходимость расчета и уплаты НДС.
Ставка ЕСХН составляет всего 6%, что создает льготные условия для развития сельскохозяйственной отрасли. Минимальный налог отсутствует, а потому компании, не получающие прибыль, ничего не платят в бюджет. Это делает ЕСХН грамотным выбором для фермерских хозяйств, компаний и индивидуальных предпринимателей.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Для производителей сельхозпродукции на сегодняшний день есть два режима налогообложения. Общий режим ничем не отличается от того, который уплачивают все предприятия по умолчанию. Ну а специальный режим — это ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог. Он ориентирован именно на ту сферу, в которой работают аграрные предприятия. Ведь есть очень много специфических факторов, которые влияют на эти разновидности бизнеса (например, сезонные условия, климат, атмосферные и природные явления).
Рассмотрим ключевые особенности данного режима и основные изменения, которые коснулись ЕСХН в 2014 году.
Плательщики единого сельскохозяйственного налога
Не только производители аграрной продукции могут платить ЕСХН. Любые предприятия, которые занимаются реализацией сельхозпродукции, а также любые организации, занимающиеся рыболовством и рыбоводством, как и сельскохозяйственные кооперативы, могут перейти на ЕСХН в законном порядке.
Ключевое требование заключается в том, чтобы доход от реализации сельхозпродукции составлял не менее 70 % от общей суммы дохода. Если речь идёт о рыболовстве, то чтобы уплачивать единый сельскохозяйственный налог, необходимо иметь собственные или арендованные суда.
Отличия от ОСНО
В отличие от общего режима налогообложения, ЕСХН подразумевает свой собственный состав уплачиваемых взносов. Общая сумма налога складывается из следующих элементов:
- налог на добавленную стоимость;
- единый социальный налог;
- имущественный налог. Здесь предусматриваются льготы для того имущества, которое применяется при изготовлении и хранении сельскохозяйственной продукции;
- транспортный налог. Льгота предусматривается для сельхозтехники и грузовиков;
- налог на прибыль. И здесь есть льготные ставки — для прибыль от реализации собственно сельхозпродукции;
- земельный налог;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- налог за загрязнение окружающей среды и за пользование водными объектами.
Разумеется, налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей имеет и свои плюсы. Так, предприятия, уплачивающее ЕСХН, освобождаются в следующем порядке:
- ИП не нужно платить НДФЛ, налог н имущество и НДС (кроме импорта продукции).
- Организации освобождаются от налога на прибыль, налога на имущество и НДС (помимо импорта).
Все прочие налоговые взносы уплачиваются в том же порядке, какой действует при ОСНО.
Как перейти на ЕСХН
Если предприятие является производителем сельскохозяйственной продукции и соответствует законодательным требованиям, то переход на ЕСХН возможен двумя способами:
- в общем порядке. Для этого требуется подать в налоговую организацию по месту регистрации бизнеса соответствующее заявление. Сделать это нужно в период между 20 октября и 31 декабря (ранее срок был меньше — до 20 декабря). Переход в этом случае будет осуществлён с начала нового календарного года;
- сразу после регистрации ИП или юрлица. Необходимо подать заявление для перехода в ФНС в течение 30 дней после регистрации. Раньше этот срок составлял 5 дней. Переход в этом случае состоится непосредственно при постановке на налоговый учёт.
Как можно увидеть, правила стали даже проще, чем раньше. Хотя и до этого они не отличались особой сложностью. В течение года нельзя отказаться от уплаты ЕСХН. Если предприятие уже перешло на новую систему, то заявление об изменениях можно подавать до 15 февраля текущего года.
Однако есть, помимо этого, и принудительный порядок отмены ЕСХН. Её применяют в тех случаях, когда сельскохозяйственный производитель перестаёт быть таковым и занимается уже иной деятельностью. Если предприятие уже не производит сельхозпродукцию, то и уплачивать единый сельхозналог оно уже не может. Делается это также и в том случае, если доля доходов от продажи аграрной продукции в общей сумме доходов становится меньше, чем установленные законодательно 70 %.
Учёт доходов и расходов при ЕСХН
Если ИП или организация занимаются аграрной деятельностью и уплачивают ЕСХН, то они достаточно специализированы. Расходы и доходы при ЕСХН также учитываются специальным образом. Деньги, полученные от реализации произведённой продукции, могут быть потрачены и на заработную плату сотрудников, и на рекламу, и на основные производственные нужды. При уплате данного налога не существует привычной статьи «прочие расходы», и контролирующие налоговые организации строго следят за соблюдением данного условия.
Книгу учёта доходов и расходов вести не обязательно. Доходами официально признаются только те денежные средства, которые поступили в кассу предприятия или же на расчётные счета.
Налоговая декларация и налоговый период
Сам ЕСХН уплачивается по полугодиям, однако налоговый период составляет один календарный год. Авансовая часть налога уплачивается до 25 июля отчётного года, полностью же вся сумма должна быть выплачена до 31 марта следующего после этого года. Следовательно, и налоговая декларация по ЕСХН должна быть подана плательщиком в ФНС до 31 марта года, следующего за отчётным.
Если по каким-либо причинам деятельность плательщика прекращается, то подать налоговую декларацию он должен до 25 числа того месяца, который следует за тем, в течение которого была прекращена деятельность.
Налоговая ставка и налоговая база
Единый сельхозналог рассчитывается согласно правилам, которые перечислены в статье 346.9 Налогового кодекса РФ. Обычная налоговая ставка составляет 6 %. Следовательно, при расчёте необходимо размер налоговой базы умножить на 0,06. Ну а базой считается денежное выражение общей суммы доходов за вычетом общей суммы расходов. Налоговая база определяется простым методом: по нарастанию с начала нового календарного года суммируются все доходы и все расходы плательщика.
Если же расходы оказываются выше доходов, то деятельность плательщика официально признаётся убыточной. В этом случае он будет иметь право уменьшить налоговую базу на сумму, эквивалентную убыткам, понесённым в предыдущий год. Важный момент, который следует учитывать, состоит в том, что уменьшить налоговую базу можно не более чем на 30%. Если же сумма убытков превышает 30-процентный предел, то оставшуюся сумму убытка можно будет переносить на следующий налоговый период или даже на несколько периодов. Ограничение, которое действует в этом случае, составляет десять лет. Нельзя переносить сумму убытка на срок более десяти лет.
Нарушения и санкции за них
В Налоговом кодексе РФ подробно расписаны не только правила обложения налогом сельскохозяйственных предприятий, но и штрафные санкции за возможные нарушения установленного порядка. Основные моменты, которые следует знать, состоят в следующем:
- Если налогоплательщик (ИП или юридическое лицо) изменил профиль, или же доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции стала меньше 70%, то перестают соблюдаться условия, необходимые для права платить ЕСХН. В этом случае налоги за истёкший период должны быть пересчитаны в течение месяцы согласно ОСНО и уплачены по общим правилам.
- Если производится пересчёт, то плательщику начисляются также дополнительные пени за несвоевременную уплату налогов за первое полугодие отчётного года. Переход на ЕСХН в отношении данного налогоплательщика отменяется в принудительном порядке.
- Если налогоплательщик, нарушивший правила и освобождённый принудительно от уплаты ЕСХН, пожелает снова перейти на данную систему налогообложения, то сделать это можно будет только через год. Разумеется, если на момент подачи заявления будут соблюдены необходимые условия.
Какие плюсы и минусы имеет ЕСХН
Как и любая другая система, налог ЕСХН имеет свои преимущества и недостатки. Далеко не все предприятия, сделав предварительный расчёт, соглашаются с тем, что платить этот налог действительно выгодно. Так, заменяется налог на прибыль, который неуклонно растёт начиная с 2006 года. Так, если до 2006 года налог на прибыль имел ставку 0 %, то с 2007 года она составила уже 6 %, с 2009 года — 12 %, с 2012-го она возросла до 18 %, а с 2015 года составит уже 24 %. Таким образом, ЕСХН действительно способен сэкономить немало денег.
Но есть и «обратная сторона медали». Ведь реальная выгода от производственной или иной деятельности зависит от финансовой политики, а число факторов, способных повлиять на прибыльность, очень велико. Так, при отсутствии налоговых льгот на имущество переходить на ЕСХН очень выгодно, поскольку в этом случае реальные налоговые выплаты ИП или организации действительно станут намного меньше.
Из положительных моментов можно отметить следующие:
- Гораздо проще вести бухгалтерский учёт на предприятии.
- Общее количество налогов сокращается.
- Выбирать новую систему налогообложения и перейти на неё можно в добровольном порядке, сделав предварительные расчёты и приняв решение.
Есть, конечно, и отрицательный момент. В основном невыгодно будет переходить на ЕСХН крупным предприятиям, которые имеют высокий производственный уровень. Ведь они теряют сумму налога на добавленную стоимость, которая возмещается бюджетом.
Последние изменения
С 2014 года вступили в действие поправки, которые позволили подавать заявление для перехода на ЕСХН не до 20 декабря текущего года, а до 31 декабря. Вместо самого заявления теперь также подаётся уведомление. Если же сразу после регистрации ИП или организация желают выбрать эту систему налогообложения, то сделать это можно не в течение пяти, а в течение 30 дней с момента регистрации.
Помимо этого, вновь созданные организации не будут иметь официального статус плательщиков, утративших право переходить на ЕСХН, если за первый год существования доходы от сельскохозяйственной деятельности у них отсутствовали вовсе. Правило 70 % при этом не используется.
Некоторые изменения коснулись также исчисления налоговой базы. К расходам, например, теперь относятся все сборы, уплаченные предприятием, помимо сельхозналога. Поэтому налоговая база может быть существенно уменьшена.