Тонкости работы с виртуальной валютой. Оператор электронных денежных средств Операторами переводу денежных средств являются
За исключением отдельных положений Законы N 162-ФЗ и N 161-ФЗ вступают в силу 29 сентября 2011 г.
60;физических лиц в банках Российской Федерации"" href="http://my.consultant.ru/cabinet/?mode=stat;click;d=2011-07-12;r=iw;s=consultant;dst=http%3A%2F%2Fwww.consultant.ru%2Fonline%2Fbase%2F%3Freq%3Ddoc%3Bbase%3DLAW%3Bn%3D108932">закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и страхованию не подлежат.
60;платежной системе" ------------------ Не вступил в силу" href="http://my.consultant.ru/cabinet/?mode=stat;click;d=2011-07-12;r=iw;s=consultant;dst=http%3A%2F%2Fwww.consultant.ru%2Fonline%2Fbase%2F%3Freq%3Ddoc%3Bbase%3DLAW%3Bn%3D115625%3Bdst%3D100142">ч. 15 ст. 9 Закона N 161-ФЗ).
Оператор по переводу денежных средств может избежать возмещения клиенту суммы операции, совершенной без его согласия. Для этого он должен доказать, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что и повлекло совершение такой операции (ч. 15 ст. 9 Закона N 161-ФЗ). Такие же последствия для клиента наступают, если он не был идентифицирован оператором по переводу денежных средств в соответствии с законодательством о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.
5. Особые требования к переводу электронных денежных средств
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона N 161-ФЗ оператором электронных денежных средств может быть любая организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, указанная в п. 1 ч. 3 ст. 1 Закона о банках и банковской деятельности. Такое лицо обязано уведомить Банк России в установленном им порядке о начале своей деятельности по осуществлению перевода электронных денежных средств. На это отведен срок не более 10 рабочих дней со дня первого увеличения остатка электронных денежных средств. Закона N 161-ФЗ устанавливает, что оператор электронных денежных средств обязан разработать правила осуществления перевода таких средств, которые должны включать:
Порядок деятельности оператора электронных денежных средств, связанной с их переводом;
Порядок предоставления клиентам электронных средств платежа и осуществления перевода электронных денежных средств с их использованием;
Порядок деятельности оператора электронных денежных средств при привлечении банковских платежных агентов, организаций, оказывающих операционные услуги и (или) услуги платежного клиринга;
Порядок обеспечения бесперебойности осуществления перевода электронных денежных средств;
Порядок рассмотрения оператором претензий (включая процедуры оперативного взаимодействия с клиентами);
Порядок обмена информацией при осуществлении переводов электронных денежных средств.
В качестве главной и безусловной обязанности оператора электронных денежных средств установлена обязанность обеспечивать бесперебойное осуществление перевода электронных денежных средств в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России (ч. 6 ст. 12
Проводить инспекционные проверки поднадзорных организаций; Осуществлять действия и применять меры принуждения, если поднадзорные организации нарушили требования законодательства в сфере НПС. Для осуществления этих полномочий Банк России вправе определять формы и сроки предоставления специальной отчетности, методику ее составления. Кроме того, он может запрашивать и получать от поднадзорных организаций и участников платежной системы документы и иную необходимую информацию, а также издавать нормативные акты, касающиеся осуществления надзора в НПС (ч. ч. 2 - 4 ст. 32 Закона N 161-ФЗ). Банк России осуществляет плановые и внеплановые инспекционные проверки поднадзорных организаций. Плановые проверки должны проводиться не чаще одного раза в два года в соответствии с утверждаемым Банком России планом проверок (ч. 1 ст. 33 Закона N 161-ФЗ). Внеплановые проверки должны осуществляться при нарушении бесперебойности функционирования значимой платежной системы. Также ч. 3 ст. 33 Закона N 161-ФЗ установлено, что инспекционные проверки могут проводиться комплексно либо по отдельным вопросам деятельности поднадзорных организаций. Закона N 161-ФЗ).Б) Наблюдение
Наблюдение в НПС Банк России проводит с целью совершенствования субъектами НПС своей деятельности и оказываемых ими услуг, а также развития платежных систем и платежной инфраструктуры на основе рекомендаций Банка России (ч. 5 ст. 31 Закона N 161-ФЗ). Наблюдение в НПС включает следующие виды деятельности: Сбор, систематизацию и анализ информации о деятельности субъектов НПС и связанных с ними объектов наблюдения (мониторинг); Оценку деятельности наблюдаемых организаций и связанных с ними объектов наблюдения (оценка); Подготовку по результатам оценки предложений по изменению деятельности оцениваемых наблюдаемых организаций и связанных с ними объектов наблюдения (инициирование изменений). О банках и банковской деятельности понятие "расчеты" как банковская операция было заменено термином "перевод денежных средств". Из текста данного РФ, а также в Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предполагают создание Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах. Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" дополнен следующим правилом. Сделка, совершенная кредитной организацией - участником или субъектом платежной системы, по которой такая организация несет обязательства в результате определения платежных клиринговых позиций (на нетто-основе) в рамках платежной системы, при условии соответствия требованиям Закона N 161-ФЗ не может быть признана недействительной согласно законодательству о банкротстве. В Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" введена новая норма. Согласно ей при осуществлении перевода денежных средств по требованию клиента - физического лица его идентификация обязательна лишь в случае, если сумма перевода превышает 15 тыс. руб. или эквивалентную сумму в иностранной валюте. В Кодекс РФ об административных правонарушениях введены составы административных правонарушений, предусматривающие ответственность за неисполнение требований Закона N 161-ФЗ в виде штрафа, который может достигать 500 тыс. руб. (ст. 15.36 КоАП РФ). Примечательны изменения, внесенные в Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи". Закон N 162-ФЗ устанавливает, что денежные средства, являющиеся авансом абонента - физического лица за услуги связи, могут быть использованы для увеличения его остатка электронных денежных средств в соответствии с
Обсудить закон «О национальной платежной системе» и его возможное влияние на работу интернет–магазинов SEOnews решил со специалистами юридической фирмы «КЛИФФ»:
Еленой Денисовой , руководителем коммерческой практики гражданско-правового департамента, и
Светланой Максимовой, ведущим аудитором Департамента аудита и бухгалтерского сопровождения.
Оператор платежной системы, оператор по переводу денежных средств, оператор электронных денег…. В чем разница?
Елена: ФЗ № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», принятым 27 июня 2011 г., даны следующие определения основных участников платежных систем.
Под оператором платежной системы следует понимать юридическое лицо, фактически организовавшее такую систему. Операторами платежной системы могут являться Банк России, Внешэкономбанк, кредитные, а также не кредитные организации (т.е. любое юридическое лицо при соблюдении определенных условий, установленных названным ФЗ). В качестве примера не кредитной организации, которая сможет принять статус оператора платежной системы, можно привести наиболее крупных игроков этого рынка, таких как: WebMoney, ЯндексДеньги, операторы международных платежных систем Visa и MasterCard и прочие крупные платежные системы (при условии, что они будут подпадать под критерии установленные ФЗ о минимальном размере активов и пр.). Кроме того, поскольку в число платежных инструментов, наравне с кредитными картами, войдет обычный мобильный телефон, к операторам платежной системы можно будет также отнести операторов сотовой связи.
К операторам по переводу денежных средств новый ФЗ относит Банк России, государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств (п.1 ст.11 ФЗ №161-ФЗ). Таким образом, кредитные организации, в лицензии которых отсутствует указание на возможность осуществления операций по переводу денежных средств, не смогут стать операторами по переводу денежных средств.
Оператором электронных денежных средств признается кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренная п. 1 части третьей ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» (п.1 ст.12 ФЗ). Т.е. небанковская кредитная организация, в лицензии которой будет отсутствовать указание на возможность осуществления операций по переводу денежных средств, не сможет осуществлять деятельность в качестве оператора электронных денежных средств и осуществлять перевод электронных денежных средств.
Примером оператора электронных денег могут служить уже ранее названные игроки. Однако, для осуществления названными игроками деятельности в качестве операторов электронных денег им необходимо будет получить соответствующую лицензию ЦБ РФ.
Разница между вышеназванными операторами можно наглядно продемонстрировать в следующей таблице:
Основные Критерии |
Оператор платежной системы |
Оператор электронных денежных средств |
Оператор по переводу денежных средств |
Субъекты |
Любые юридические лица |
Кредитные организации, в том числе небанковские кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств |
Банк России Внешторгбанк Кредитные организации, имеющие право на осуществление переводов денежных средств |
Функционал |
ü Создает платежную систему; ü Определяет правила функционирования ПС; ü Создает систему управления рисками; Обеспечивает возможность рассмотрения споров с участниками и операторами ПС |
Фактически является одним из участников ПС и устанавливает только правила осуществления перевода ЭДС |
Фактически является одним из участников ПС Осуществляет свою деятельность в соответствии с банковским законодательством РФ |
Порядок принятия статуса |
Для организаций, не являющаяся кредитными необходимо направить регистрационное заявление по форме и в порядке, которые установленные Банком России. Банк России осуществляет соответствующую деятельность с даты вступления ФЗ в силу |
Обязаны уведомить Банк России о начале своей деятельности в соответствующем статусе не позднее 10 рабочих дней со дня первого увеличения остатка электронных денежных средств. |
Осуществляют деятельность в качестве оператора по переводу денежных средств со дня вступления ФЗ в силу |
Какие участники структуры могут быть некредитными организациями?
Елена: Юридические лица, не являющиеся кредитными организациями, могут участвовать в платежной системе в статусе: операторов платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры (таких как операционный центр, платежный клиринговый центр и расчетный центр); банковские платежные агенты.
Возможно ли совмещать деятельность оператора электронных денег с иными видами деятельности внутри НПС (национальной платежной системы)?
Елена: Как указывалось выше, операторами электронных денег будут признаваться кредитные организации, в том числе небанковские кредитные организации, имеющие право (предоставленное соответствующей лицензией) на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (п.1 ст.12 ФЗ №161-ФЗ).
В соответствии с положениями ФЗ «О банках и банковской деятельности» небанковской кредитной организацией признается кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные ФЗ и лицензией на осуществление такой деятельности. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.
В соответствии с ст.5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Указанные ограничения не распространяются на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами и предусматривающих либо обязанность одной стороны договора передать другой стороне товар, либо обязанность одной стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать товар, если обязательство по поставке будет прекращено без исполнения в натуре.
Таким образом, на операторов электронных денег будут распространяться все ограничения и требования, установленные действующим законодательством РФ для кредитных организаций. Осуществление операторами электронных денег видов деятельности, приведенных в качестве примера в вопросе, невозможно.
Что касается второго вопроса о возможности совмещения операторами электронных денег с иными видами деятельности внутри НПС, на него может быть дан положительный ответ. Операторы электронных денег могут совмещать свою деятельность с деятельностью иных субъектов платежной системы, с учетом имеющихся ограничений, предусмотренных для операторов электронных денег получивших статус небанковской кредитной организации. Напомним, что оператор электронных денег, созданный в форме НКО не сможет осуществлять деятельность в качестве оператора по переводу денежных средств, центрального платежного клирингового контрагента, а также расчетного центра.
Что изменится в практической схеме работы интернет - магазинов, принимающих оплату за товары от пользователей через Интернет? Какие меры необходимо предпринять владельцам магазинов, чтобы узаконить теперь свою деятельность?
Елена: После вступления ФЗ №161-ФЗ и №162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» 29.09.2011г в практической схеме работы интернет - магазинов, принимающих оплату за товары от пользователей, существенным образом ничего не измениться. Однако, в последствие, таким участникам рынкам необходимо будет открыть специальный расчетный счет у оператора по переводу денежных средств и оператора по переводу электронных денег (для возможности использования ЭСП), а также стать банковскими платежными агентами для сохранения статуса оператора по приему денежных средств (в соответствии с положениями ФЗ № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» в ред. ФЗ №162-ФЗ от 27.06.2011).
Электронные средства платежа могут быть персонифицированными и неперсонифицированными (неидентифицированные и только физические лица). Для первого вида нет ограничений по месячным переводам, для второго – 40 тысяч рублей. Остаток по счету не должен превышать соответственно100 и 15 тысяч рублей. Насколько я понимаю, эти ограничения можно обойти, просто заведя, например, несколько карт на одно лицо, не так ли?
Светлана: Статьей 10 Закона №161-ФЗ ограничен размер остатков электронных денежных средств, а также общая сумма переводимых электронных денежных средств в использованием неперсонифицированного средства платежа в месяц 40 тыс. руб. При этом данные ограничения относятся ко всем видам электронных денежных средств у одного оператора (например: WMR, WMZ, WME, WMU, WMB, WMY, WMC, WMZ, WMG). На наш взгляд данные ограничения можно обойти, имея ЭСП у разных эмитентов таких средств платежа.
Предположим, ЭСП – это карта пользователя, физ. лица. Если идет речь о юр. лице, например, интернет - магазине. Его лицевой счет считается ЭСП? Будут ли здесь действовать ограничения? Ведь обороты таких магазинов превышают 100 тысяч.
Светлана: Во-первых, хотелось бы напомнить, что расчеты электронными денежными средствами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрещены (ч. 9 ст.7 Закона №161-ФЗ).
Во-вторых, ограничения установленные ч.7 ст.10 Закона №161-ФЗ, говорят об остатках (а не об оборотах) электронных денежных средств.
В-третьих, необходимо напомнить определение ЭСП, данное в пункте 19 ст.3 Закона №161-ФЗ
Электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
Клиенты - юридические лица или индивидуальные предприниматели предоставляют денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием своего банковского счета. Для юридических лиц ЭСП – это специальный банковский счет открытый для приема электронных денег.
Таким образом, если физические лица используют банковские карты для расчетов с интернет - магазином ограничения, предусмотренные ст.10 Закона №161-ФЗ, на данный случай не распространяются.
Если интернет – магазины принимает в счет оплаты электронные денежные средства через ЭСП ограничения, предусмотренные ст.10 Закона №161-ФЗ, на данный случай распространяются.
Как и кто сможет обналичить виртуальные деньги?
Елена, Светлана: Обналичить можно только персонифицированные электронные денежные средства. То есть, это могут сделать физические лица идентифицированные в соответствии с законом №115-ФЗ от 07.08.01 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ч.21 ст.7 Закона №161-ФЗ). Остатки электронных денежных средств неперсонифицированных физических лиц и юридических лиц могут быть переведены только на банковский счет (ч.20 и 22 ст.7 Закона №161-ФЗ).
Для обналичивания электронных денежных средств или перевода их на банковский счет клиент дает соответствующее распоряжение оператору электронных денежных средств.
Закон дает огромные полномочия ЦБ. Как вы оцениваете перспективу его действия в этой структуре? Будет ли это регламентная или ограничительная деятельность?
Елена: На наш взгляддеятельность ЦБ РФ и его действия, в том числе надзорные и контрольные функции, не будут сильно отличаться от существующих в отношении банковской сферы, а его деятельность будет носить скорее смешанный характер, т.е регламентно-ограничительный. Мы считаем, что основной целью законодателя, при предоставлении столь широких полномочий для ЦБ, было урегулирование этого рынка и выстраивание системы с той же четкостью и возможностью контроля, что и при построении банковской деятельности.
Закон «О национальной платёжной системе» был принят и опубликован в конце июня. Когда закон вступит в силу и вступит ли он целиком?
Елена : Федеральный закон об НПС вступает в силу 29 сентября 2011 г. частично. Стоит отметить, что ФЗ будет вступать в силу «частями», в течение следующих 15 (пятнадцати) месяцев соответственно все участники этого рынка будут иметь определенное время для подготовки необходимых документов, принятия какого либо статуса в качестве субъектов платежной системы, а также для привидения в соответствие своих действующих документов.
- Финансовая деятельность государства. Общая характеристика финансового права
- Понятие «финансы». Финансовая система Российской Федерации
- Содержание и принципы финансовой деятельности государства
- Финансовое право: понятие, предмет, метод, источники
- Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения
- Финансовый контроль в Российской Федерации
- Финансовый контроль: понятие, задачи и принципы
- Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие
- Правовые основы аудита в Российской Федерации
- Методы финансового контроля
- Бюджетные правоотношения в Российской Федерации
- Понятие «бюджет». Предмет и источники бюджетного права
- Бюджетная система Российской Федерации
- Внебюджетные фонды
- Бюджетные доходы и бюджетные расходы
- Бюджетный процесс
- Государственные доходы
- Государственные доходы: понятие и основы правового регулирования
- Классификация государственных доходов, источники и формы обращения
- Налоговые и неналоговые доходы
- Государственные расходы
- Государственные расходы: понятие, виды и принципы
- Правовые формы реализации государственных расходов
- Расходные обязательства публично-территориальных образований
- Налоги и налоговые правоотношения
- Налоги и сборы: понятие и функции
- Предмет, метод, структура, принципы и источники налогового права
- Классификация налогов
- Налоговые правоотношения
- Государственный кредит и государственный долг
- Государственный кредит (государственное кредитование)
- Государственный долг
- Государственное страхование
- Страхование: сущность, виды и функции. Государственное страхование как разновидность обязательного страхования
- Государственное страхование: содержание и правовое закрепление
- Виды страхования, имеющие государственную основу
- Правовые основы банковского дела
- Банковская система Российской Федерации
- Основные банковские операции. Банковские вклады (депозиты)
- Центральный банк РФ (Банк России)
- Банковское регулирование и надзор
- Банковский кредит и кредиты Банка России
- Банковский кредит: понятие и финансово-правовая характеристика
- Банковский кредитный договор
- Кредиты Банка России
- Денежная система и денежная политика Российской Федерации
- Понятия «деньги» и «денежная система»
- Денежная политика Российской Федерации: законодательное закрепление
- Правовые основы денежного обращения
- Понятие «денежное обращение»
- Наличное денежное обращение (денежный оборот)
- Безналичное денежное обращение
- Методы регулирования денежного обращения
- Правовые основы расчетов в Российской Федерации
- Понятие «расчетные отношения». Структура расчетной сети в Российской федерации
- Наличный и безналичный расчет. Кассовые операции
- Платежная система. Порядок осуществления переводов денежных средств
- Расчетные операции кредитных организаций
- Формы расчетов: юридическое закрепление
- Валютное регулирование и валютный контроль
- Валютное регулирование и валютные правоотношения
- Валютные операции
- Валютный контроль: понятие и содержание
Платежная система. Порядок осуществления переводов денежных средств
Действующая процедура осуществления безналичного расчета в своей основе определяется двумя актами ЦБ РФ (Положение о правилах осуществления перевода денежных средств и Положение о платежной системе Банка России) и основывается на недавно принятом ФЗ «О национальной платежной системе». Закон регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.
Основные понятия следующие.
1. Национальная платежная система - совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы).
2. Оператор по переводу денежных средств - организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств.
Операторами по переводу денежных средств являются:
- Банк России;
- кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств;
- государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (далее - Внешэкономбанк).
Банк России осуществляет деятельность оператора по переводу денежных средств в соответствии с ФЗ «О национальной платежной системе», ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и нормативными актами Банка России.
Кредитные организации осуществляют деятельность операторов по переводу денежных средств в соответствии с ФЗ «О национальной платежной системе», ФЗ «О банках и банковской деятельности» и нормативными актами Банка России.
Внешэкономбанк осуществляет деятельность оператора по переводу денежных средств в соответствии с ФЗ «О национальной платежной системе» и ФЗ от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития».
3. Оператор платежной системы - организация, определяющая правила платежной системы, а также выполняющая иные обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Оператором платежной системы может являться кредитная организация, организация, не являющаяся кредитной организацией и созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, Банк России или Внешэкономбанк.
Оператор платежной системы, являющийся кредитной организацией, Банком России или Внешэкономбанком, может совмещать свою деятельность с деятельностью оператора по переводу денежных средств, оператора услуг платежной инфраструктуры и с иной деятельностью, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.
Оператор платежной системы, не являющийся кредитной организацией, может совмещать свою деятельность с деятельностью оператора услуг платежной инфраструктуры (за исключением расчетного центра) и с иной деятельностью, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.
Оператор платежной системы обязан:
- определять правила платежной системы, организовывать и осуществлять контроль за их соблюдением участниками платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры;
- осуществлять привлечение операторов услуг платежной инфраструктуры, за исключением случая, когда оператор платежной системы совмещает функции оператора услуг платежной инфраструктуры, исходя из характера и объема операций в платежной системе, обеспечивать контроль за оказанием услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы, а также вести перечень операторов услуг платежной инфраструктуры;
- организовывать систему управления рисками в платежной системе, осуществлять оценку и управление рисками в платежной системе;
- обеспечивать возможность досудебного и (или) третейского рассмотрения споров с участниками платежной системы и операторами услуг платежной инфраструктуры в соответствии с правилами платежной системы.
4. Перевод денежных средств - действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика.
Другие понятия:
- оператор услуг платежной инфраструктуры - операционный центр, платежный клиринговый центр и расчетный центр;
- операционный центр - организация, обеспечивающая в рамках платежной системы для участников платежной системы и их клиентов доступ к услугам по переводу денежных средств, в том числе с использованием электронных средств платежа, а также обмен электронными сообщениями (далее - операционные услуги);
- платежный клиринговый центр - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивающая в рамках платежной системы прием к исполнению распоряжений участников платежной системы об осуществлении перевода денежных средств и выполнение иных действий, предусмотренных ФЗ «О национальной платежной системе»;
- расчетный центр - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивающая в рамках платежной системы исполнение распоряжений участников платежной системы посредством списания и зачисления денежных средств по банковским счетам участников платежной системы, а также направление подтверждений, касающихся исполнения распоряжений участников платежной системы (расчетные услуги);
- электронные денежные средства - денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. Не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций;
- электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологии, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
Основные положения о переводе денежных средств . Согласно ст. 5 ФЗ «О национальной платежной системе» оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов.
Перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета.
Перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи получателю средств наличных денежных средств либо учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств.
Внесение наличных денежных средств на свой банковский счет или получение наличных денежных средств со своего банковского счета у одного оператора по переводу денежных средств не является переводом денежных средств.
Перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета (ранее этот вопрос регулировался в законе о ЦБ РФ).
В осуществлении перевода денежных средств наряду с оператором по переводу денежных средств, обслуживающим плательщика, и оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, могут участвовать другие операторы по переводу денежных средств (посредники в переводе).
Оператор по переводу денежных средств до осуществления перевода денежных средств обязан предоставлять клиентам возможность ознакомления в доступной для них форме с условиями осуществления перевода денежных средств в рамках применяемой формы безналичных расчетов, в том числе:
- с размером вознаграждения и порядком его взимания в случае, если оно предусмотрено договором;
- со способом определения обменного курса, применяемого при осуществлении перевода денежных средств в иностранной валюте (при различии валюты денежных средств, предоставленных плательщиком, и валюты переводимых денежных средств);
- с порядком предъявления претензий, включая информацию для связи с оператором по переводу денежных средств;
- с иной информацией, обусловленной применяемой формой безналичных расчетов.
Клиент обязан предоставить оператору по переводу денежных средств достоверную информацию для связи с клиентом, а в случае ее изменения своевременно предоставить обновленную информацию. Обязанность оператора по переводу денежных средств по направлению клиенту уведомлений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, считается исполненной при направлении уведомления в соответствии с имеющейся у оператора по переводу денежных средств информацией для связи с клиентом.
Особенности осуществления перевода электронных денежных средств . При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода электронных денежных средств клиент предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств на основании заключенного с ним договора.
Клиент - физическое лицо может предоставлять денежные средства оператору электронных денежных средств с использованием своего банковского счета или без использования банковского счета. Клиент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием своего банковского счета. Оператор электронных денежных средств учитывает денежные средства, предоставленные клиентом, путем формирования записи, отражающей размер обязательств оператора электронных денежных средств перед клиентом в сумме предоставленных им денежных средств (далее - остаток электронных денежных средств).
Оператор электронных денежных средств не вправе осуществлять начисление процентов на остаток электронных денежных средств или выплату любого вознаграждения клиенту. Перевод электронных денежных средств осуществляется на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств.
Перевод электронных денежных средств осуществляется путем одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств.
Перевод электронных денежных средств осуществляется незамедлительно после принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента.
Договором, заключенным оператором электронных денежных средств с клиентом, может быть предусмотрена возможность использования плательщиком - физическим лицом и получателем средств - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем электронных средств платежа, когда действия, указанные в части 10 ст. 5, осуществляются неодновременно (автономно). В таком случае получатель средств обязан ежедневно передавать информацию о совершенных операциях оператору электронных денежных средств для ее учета не позднее окончания рабочего дня оператора электронных денежных средств.
Оператор электронных денежных средств незамедлительно после исполнения распоряжения клиента об осуществлении перевода электронных денежных средств направляет клиенту подтверждение об исполнении указанного распоряжения.
Оператор электронных денежных средств до заключения договора с клиентом - физическим лицом обязан предоставить ему следующую информацию:
- о наименовании и месте нахождения оператора электронных денежных средств, а также о номере его лицензии на осуществление банковских операций;
- об условиях использования электронного средства платежа, в том числе в автономном режиме;
- о способах и местах осуществления перевода электронных денежных средств;
- о способах и местах предоставления денежных средств клиентом - физическим лицом оператору электронных денежных средств;
- о размере и порядке взимания оператором электронных денежных средств вознаграждения с физического лица в случае взимания вознаграждения;
- о способах подачи претензий и порядке их рассмотрения, включая информацию для связи с оператором электронных денежных средств.
Распоряжение клиента. Распоряжение клиента должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (реквизит перевода). Перечень реквизитов перевода устанавливается нормативными актами Банка России, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и договором, заключенным оператором по переводу денежных средств с клиентом или между операторами по переводу денежных средств.
Распоряжение клиента может передаваться, приниматься к исполнению, исполняться и храниться в электронном виде, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России, нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором, заключенным оператором по переводу денежных средств с клиентом или между операторами по переводу денежных средств.
Оператор по переводу денежных средств вправе составить распоряжение от своего имени для исполнения распоряжения клиента. Прием распоряжения клиента к исполнению подтверждается оператором по переводу денежных средств клиенту в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации или договором.
Распоряжение клиента исполняется оператором но переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов в размере суммы, указанной в распоряжении клиента. Вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств.
Исполнение распоряжения клиента подтверждается оператором по переводу денежных средств клиенту в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и договором.
в размере ___________ рублей,определяется как размер процента (установленный согласно пункту 7.1Договора) от общей суммы платежей, осуществленных за отчетный период;
b. вознаграждение Расчетного центра, удерживаемое за услуги:
осуществление переводов денежных средств по принятым Платежам на основании полученных от Платежного клирингового центра клиринговых файлов по Платежным реквизитам Заказчиков в срок не позднее следующего рабочего дня с даты приема Платежа |
осуществление при наличии полных и достоверных Платежных реквизитов приема Платежей в Платежной инфраструктуре Оператора в пользу Заказчиков на основании распоряжений Плательщиков о переводе денежных средств, находящихся на их банковском счете или предоставленных Плательщиком без открытия банковского счета, и перевода электронных денежных средств в соответствии с порядком и условиями, установленными законодательством Российской Федерации |
формирование и передача (направление) Оператору (для последующего предоставления Заказчикам) реестров к каждому платежному поручению на общую сумму принятых Платежей, отправленному Расчетным центром в адрес Заказчиков, в срок не позднее рабочего дня, следующего за Операционным днем; |
передача Платежному клиринговому центру информации о результатах осуществления переводов денежных средств в пользу Заказчиков, либо информации о возвращенных Платежах |
обеспечение взимания и перечисления вознаграждения в пользу Субъектов платежной инфраструктуры Оператора в соответствии с размерами вознаграждений, установленных Договором, включая вознаграждение Оператора, ежедневно, по рабочим дням, не позднее 18-00 по московскому времени |
незамедлительное уведомление Оператора о выявлении недостоверных Платежных реквизитов, препятствующих осуществлению перевода Платежа, в целях приостановления приема Платежей по Платежным реквизитам |
осуществление возврата Платежа Плательщику в случае невозможности исполнения распоряжения Плательщика о переводе денежных средств в отношении Платежей, принятых в пользу Заказчика |
обеспечение рассмотрения обращений и претензий Заказчиков, Плательщиков по вопросам, связанным с исполнением Расчетным центром в Платежной инфраструктуре Оператора своих функций |
в размере ___________ рублей, определяется как размер процента (установленный согласно пункту 7.1 Договора) от общей суммы платежей, осуществленных за расчетный период;
c. вознаграждение Оператора платежной системы, удерживаемое за услуги:
определение правил платежной системы, организация и осуществление контроля за их соблюдением Участниками Платежной инфраструктуры Оператора, в том числе Расчетным центром, Операторами по переводу денежных средств, Операционным центром и Платежным клиринговым центром |
осуществление привлечения в платежную систему операторов услуг платежной инфраструктуры, в том числе Операционного центра, Платежного клирингового центра, Расчетного центра, за исключением случая, если Оператор платежной системы совмещает функции оператора(ов) услуг платежной инфраструктуры |
обеспечение привлечения в платежную систему Операторов по переводу денежных средств в целях расширения каналов приема Платежей в пользу Заказчика |
обеспечение бесперебойности проведения расчетов в рамках Платежной инфраструктуры Оператора в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации |
выполнение иных требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к деятельности оператора платежной системы |
размере ___________ рублей, определяется как размер процента (установленный согласно пункту 7.1 Договора) от общей суммы платежей, осуществленных за расчетный период.
4. Расчет суммы вознаграждения _____________(наименование Оператора по переводу денежных средств и/или Расчетного централибо Оператора платежной системы) за отчетный месяц:
Наименование Оператора по переводу денежных средств и/или Расчетного центра либо Оператора платежной системы | Наименование предоставляемых услугОператором по переводу денежных средств и/или Расчетным центром либо Оператором платежной системы | Ставка вознаграждения Оператора по переводу денежных средств и/или Расчетного центра либо Оператора платежной системы(в соответствии с пунктами 7.1.1,7.1.2 и 7.1.5. Договора), НДС не облагается* | Сумма всех вознагражденийОператора по переводу денежных средств и/или Расчетного центра либо Оператора платежной системы, подлежащая уплате Заказчиком за отчетный месяц, руб. (сумма всех вознаграждений, удержанных из суммы каждого Платежа в соответствии с размером вознаграждения, указанным в столбце 3, за отчетный месяц), НДС не облагается* |
* - НДС не облагается в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 149 Налогового Кодекса Российской Федерации
5. _______________________________ () свои обязательства перед Заказчиком за отчетный календарный месяц выполнил в срок, в полном объеме и надлежащим образом. ________________________________ (наименование Участника Платежной инфраструктуры Оператора либо Оператора платежной системы ) и Заказчик претензий друг к другу не имеют.
6. Настоящий Акт составлен в форме электронного документа и подписанЗаказчикоми __________________(наименование Оператора по переводу денежных средств и/или Расчетного центра либо Оператора платежной системы) .
Приложение № 2.3
к договору-оферте на оказание услуг по информационному обеспечению расчетов с населением за потребляемые товары,
работы, услуги, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства
ОБРАЗЕЦ |
№ ______за период _____________
г. Москва «__» _______ 20__ г.
ФГУП «Почта России» (далее – Оператор), выполняя в Платежной инфраструктуре Оператора функцииОперационного центра, Платежного клирингового центра, в лице __________________________,действующ__ на основании __________________________,и Заказчик,в лице __________________________,действующ__ на основании _________________________________, составили настоящий Акт о нижеследующем:
1. За отчетный месяц в Платежной инфраструктуре Оператора в пользу Заказчика было совершено ____ (количество ) Платежей на общую сумму: ___ рублей ____ копеек.
2. За отчетный месяц в Платежной инфраструктуре Оператора было осуществлено возвратов по причине недостоверных и/или неполных Платежных реквизитов ___ Платежей на общую сумму ___ рублей ___ копеек.
3. Общая сумма вознаграждения Оператора, выполняющего функции Операционного центра и Платежного клирингового центра, за отчетный месяц, удержанного из сумм, принятых в адрес Заказчика Платежей, составляет ___________ рублей, в том числе:
a. вознаграждение Операционного центра, удерживаемое за услуги:
получение и хранение электронных сообщений от Оператора по переводу денежных средств, содержащих информацию о принятых распоряжениях Плательщиков |
передача электронных сообщений, содержащих информацию о принятых распоряжениях Плательщиков, в Платежный клиринговый центр, Расчетный центр, а также передачаОператору и Операторам по переводу денежных средств извещений (подтверждений) о приеме и об исполнении распоряженийПлательщиков Участниками Платежной инфраструктуры Оператора |
передача Оператору ежедневно информации о принятых в пользу Заказчиков Платежах за предыдущий Операционный день для ее размещения в Личном кабинете Заказчика |
приостановление возможности приема Платежей по Платежным реквизитам после поступления информации от Оператора о выявлении недостоверных Платежных реквизитов, препятствующих осуществлению перевода Платежа, до исправления Платежных реквизитов Заказчиком |
в размере ___________ рублей, определяется как размер процента (установленный согласно пункту 7.1.3 Договора) от общей суммы платежей, осуществленных за отчетный период;
b. вознаграждение Платежного клирингового центра, удерживаемое за услуги:
выполнение процедур подготовки к приёму и исполнению Расчетным центром распоряжений Операторов по переводу денежных средств, включая проверку соответствия распоряжений установленным законодательством Российской Федерации требованиям |
ежедневное формирование клирингового файла (реестра Платежей) по принятым Платежам и передача указанного клирингового файла в Расчетный центр не позднее 12:00 по московскому времени рабочего дня, следующего за Операционным днем, в котором были приняты Платежи |
прием ответов от Расчетного центра о результатах осуществления переводов денежных средств в пользу Заказчиков |
передача Операционному центру информации о результатах осуществления переводов денежных средств в пользу Заказчиков |
расчет вознаграждений, причитающихся по каждому принятому распоряжению Плательщика, в пользу Субъектов платежной инфраструктуры |
рассылка Операторам по переводу денежных средств отчетов с информацией о результатах платежного клиринга |
рассылка Оператору и Участникам платежной инфраструктуры реестров удержанных вознаграждений в пользу Оператора и каждого из Участников платежной инфраструктуры платежей в разрезе каждого Заказчика, с указанием в указанном реестре информации о номере платежного поручения и сумме вознаграждения, удержанного с оплаты каждого Заказчика |
в размере ___________ рублей,определяется как размер процента (установленный согласно пункту 7.1.4 Договора) от общей суммы платежей, осуществленных за расчетный период;
4. Расчет суммы вознаграждения Оператора, выполняющего функции Операционного центра и Платежного клирингового центра, за отчетный месяц:
5. Оператор, выполняющий функции Операционного центра и Платежного клирингового центра, свои обязательства перед Заказчиком за отчетный месяц выполнил в срок, в полном объеме и надлежащим образом. Оператори Заказчик претензий друг к другу не имеют.
6. Настоящий Акт составлен в форме электронного документа и подписанЗаказчиком и Оператором.
От Заказчика: ФИО__________________ | От Оператора: ФИО_____________________ |
Комментарий к федеральному закону от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ О национальной платежной системе
Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ вступил в силу 29 сентября 2011 г., а 1 октября 2011 г. "заработали" и те поправки, которые были внесены указанным Законом в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием данного документа (в частности, изменения, внесенные в часть первую НК РФ).
Электронные денежные средства
В соответствии с Законом N 161-ФЗ каждая организация может рассчитываться со своими контрагентами электронными денежными средствами. "Превратить" в электронные деньги можно только те безналичные средства, которые числятся на банковском счете организации.
Денежные средства становятся электронными в том случае, когда организация передает "безнал" оператору электронных денежных средств без открытия банковского счета для того, чтобы рассчитаться с контрагентом.
Электронные денежные средства
- это , которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа (п. 18 ст. 3 Закона N 161-ФЗ).
Денежные средства не превращаются в электронные в случае, когда они предоставлены без открытия банковского счета организациям, которые осуществляют:
профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
клиринговую деятельность;
деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
Электронные деньги приравнены к реальным
В соответствии с Законом N 161-ФЗ получили официальный статус.
На денежные средства организации может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством. При этом не имеет значения, числятся ли они на банковском счете организации или лежат в "электронном кошельке" (п. 12 ст. 10 Закона N 161-ФЗ).
Более того, операции с "электронным кошельком", так же, как и операции по расчетному счету организации, могут быть приостановлены (п. 11 ст. 10 Закона N 161-ФЗ).
Аналогичные положения появились и в части первой НК РФ.
Принудительное взыскание налога, пеней, штрафа
Если организация не перечислит налоги в бюджет в срок, то взыскание будет обращено сначала на денежные средства на счетах в банке, затем - на электронные денежные средства и только потом - на имущество организации (п. 1 ст. 46 НК РФ). При этом не имеет значения, в какой валюте лежат деньги у организации в "электронном кошельке".
Взыскание электронных денег будет производиться по решению налогового органа в случае, если денежных средств на расчетном счете оказалось недостаточно. Порядок принудительного взыскания прописан в п. 6.1, которым дополнена ст. 46 НК РФ.
В банк, в котором у организации открыт "электронный кошелек", налоговые органы направляют поручение на перевод электронных денежных средств на счет организации.
В поручении должны быть указаны:
реквизиты корпоративного электронного средства платежа налогоплательщика;
сумма, подлежащая переводу;
реквизиты счета.
Исполнить это поручение банк обязан в течение одного операционного дня. Электронные деньги банк должен зачислить на расчетный счет организации, а затем перечислить в бюджет.
Если в электронном кошельке организации денег недостаточно, то электронные деньги будут списываться по мере поступления.
Если для взыскания недоимки недостаточно электронных денег в рублях, то оно может осуществляться за счет электронных средств в валюте (в таком случае они переводятся на валютный счет организации). Помимо поручения на перечисление налога налоговая инспекция направляет банку поручение на продажу иностранной валюты организации. Такую продажу банк должен осуществить не позднее следующего дня.
Приостановление переводов электронных денег
При взыскании налога налоговые органы могут приостановить переводы электронных денежных средств в порядке и на условиях, установленных ст. 76 НК РФ (п. 8 ст. 46 НК РФ).
Приостановление переводов электронных денежных средств
- это прекращение банком всех операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств в пределах суммы, указанной в решении налогового органа (п. 1 ст. 76 НК РФ).
В течение трех дней после приостановки переводов электронных денежных средств банк обязан сообщить в налоговые органы сведения об остатках денежных средств (п. 5 ст. 76 НК РФ).
Приостановление переводов электронных денежных средств отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа (п. 8 ст. 76 НК РФ).
Чем электронные деньги отличаются от "безнала"?
Между электронными деньгами и безналичными денежными средствами имеются и различия.
Во-первых, безналичные денежные средства зачисляются на банковский счет организации. Следовательно, "безнал" может существовать только при наличии расчетного или текущего счета у организации. Банк может выдавать владельцу счета пластиковую карту, при помощи которой он может использовать свои безналичные денежные средства.
Для электронных денег открывать банковский счет не следует - они располагаются в виртуальном пространстве и называются "электронным кошельком
".
Во-вторых, размер остатка средств в "электронном кошельке" организации ограничен. На конец рабочего дня он не должен превышать 100 000 руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 руб. по официальному курсу Банка России (п. 7 ст. 10 Закона N 161-ФЗ). Электронные деньги, которые превышают установленный предел, переводятся на банковский счет организации.
В-третьих, получить электронные деньги и осуществлять расчеты электронными деньгами организация может только с физическими лицами (п. 9 ст. 7 Закона N 161-ФЗ). Между юридическими лицами расчеты электронными деньгами не предусмотрены.
В-четвертых, организации не могут уплачивать налоги электронными деньгами.
Оператор электронных денежных средств
Для создания, наполнения и использования "электронного кошелька" организации необходимо заключить договор с оператором электронных денежных средств.
Оператор электронных денежных средств
- это оператор по переводу денежных средств, который осуществляет перевод электронных денежных средств без открытия банковского счета (перевод электронных денежных средств).
Оператором электронных денежных средств (далее - оператор ЭДС) может стать кредитная организация, которая имеет право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций.
Кредитная организация
- это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии Банка России имеет право осуществлять банковские операции, указанные в ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Напомним, что кредитные организации подразделяются на банки и небанковские кредитные организации.
Небанковские кредитные организации имеют право осуществлять отдельные банковские операции. Например:
осуществлять расчеты по поручению физических и юридических лиц;
инкассировать денежные средства, векселя, платежные и расчетные документы;
производить кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
покупать и продавать иностранную валюту в наличной и безналичной форме;
выдавать банковские гарантии;
осуществлять переводы денежных средств.
Помимо перечисленных операций банки имеют право открывать и вести банковские счета граждан и организаций, привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, предоставлять кредиты.
О начале своей деятельности по переводу электронных денег кредитная организация должна уведомить Банк России в течение десяти рабочих дней (п. 4 ст. 12 Закона N 161-ФЗ).
На оператора ЭДС возложена обязанность установить правила осуществления перевода электронных денежных средств, в том числе порядок предоставления клиентам электронных средств платежа и осуществления перевода электронных денежных средств с их использованием.
Как создать "электронный кошелек"?
Создать "электронный кошелек" организация может как в том банке, где у нее открыт расчетный счет, так и в иной кредитной организации. В этом случае организации необходимо сообщить оператору ЭДС сведения о банковском счете, который у нее открыт в другой кредитной организации (п. 23 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Направлять деньги в "электронный кошелек" организация может только со своего банковского счета (п. 3 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Оператор ЭДС ведет учет операций, которые организация осуществляет через "электронный кошелек", и предоставляет клиентам информацию об остатке электронных денег (п. 4 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Оператору ЭДС запрещено предоставлять клиенту денежные средства для увеличения остатка на счете; он также не вправе начислять проценты на остаток электронных денежных средств или выплачивать вознаграждение клиенту (п. 6 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Если организация создает "электронный кошелек", то она должна уведомить об этом налоговые органы, что установлено новым пп. 1.1, которым дополнен п. 2 ст. 23 НК РФ.
Сведения о возникновении или прекращении права использования корпоративных электронных средств платежа для перевода электронных денежных средств необходимо представить в течение семи календарных дней со дня возникновения или прекращения такого права. Однако ответственность за нарушение сроков представления сведений в налоговые органы по-прежнему предусмотрена только в отношении открытия или закрытия счетов в банке, поскольку никаких изменений в ст. 118 НК РФ не внесено. Сумма штрафа за такое правонарушение составляет 5000 руб. (п. 1 ст. 118 НК РФ).
За несвоевременное представление сведений об открытии "электронного кошелька" специалисты налоговых органов могут оштрафовать организацию на основании п. 1 ст. 126 НК РФ. При этом сумма штрафа составит всего 200 руб.
По мнению специалистов налоговых органов, организацию можно оштрафовать за подобное правонарушение и на основании ст. 129.1 НК РФ, предусматривающей ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу. Размер штрафа в этом случае составляет 5000 руб.
Поступления в "электронный кошелек"
Содержимое "электронного кошелька" организации может пополняться за счет поступлений от физических лиц. Юридические лица и индивидуальные предприниматели переводить электронные деньги организации не имеют права.
При этом договором с оператором ЭДС может быть предусмотрена возможность автономного режима использования средств платежа. В этом случае уменьшение "электронного кошелька" физического лица (плательщика) и зачисление электронных денежных средств в "электронный кошелек" организации (получателя) происходят неодновременно.
Как потратить электронные деньги?
Для того чтобы перевести электронные деньги получателю, организации необходимо направить оператору ЭДС распоряжение (п. 7 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Распоряжение о переводе электронных денег организация передает исключительно с использованием корпоративного электронного средства платежа (далее - КЭСП).
Электронное средство платежа
- это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора ЭДС составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием:
информационно-коммуникационных технологий;
электронных носителей информации, в том числе платежных карт;
иных технических устройств.
Использование КЭСП осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного организацией с оператором ЭДС (п. 1 ст. 9 Закона N 161-ФЗ).
Здесь следует обратить внимание на то, что банк предоставляет организации право использовать КЭСП для перевода электронных денежных средств только при представлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (п. 1 ст. 86 НК РФ). При этом оператор ЭДС идентифицирует организацию в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Идентификация юридического лица - это установление следующих сведений: наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения (пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
Распоряжение о переводе электронных денежных средств оператор ЭДС должен выполнять незамедлительно.
Перевод электронных денежных средств осуществляется путем одновременного принятия оператором ЭДС распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя на сумму перевода.
Условиями договора с оператором ЭДС может быть предусмотрена и другая схема - перевод электронных денежных средств осуществляется по распоряжению получателя (п. 7 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Остаток электронных денег может быть переведен на банковский счет организации (п. 22 ст. 7 Закона N 161-ФЗ). Туда же направляются и электронные деньги, превышающие установленный размер остатка в "электронном кошельке" в размере 100 000 руб. (п. 9 ст. 10 Закона N 161-ФЗ).
Банки обязаны выдавать налоговым органам справки об остатках и переводах электронных денежных средств в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа (п. 2 ст. 86 НК РФ). Данную информацию специалисты налоговых органов могут запросить:
после вынесения решения о взыскании налога;
в случае принятия решения о приостановлении переводов электронных денежных средств.
За нарушение банком его обязанностей, связанных с электронными денежными средствами, новой ст. 135.2 НК РФ предусмотрена ответственность.