Все о водном налоге. Кто и за что оплачивает водный налог. Структура отчетной формы
Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.
Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.
Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:
- До 2007 года такие разрешения выдавались на основании постановления Правительства РФ от 03.04.1997 № 383.
- С 2007 года лицензии выдаются согласно положениям Водного кодекса РФ. Разрешительные документы, предоставленные до появления Водного кодекса, действительны до тех пор, пока не закончится срок их действия.
В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.
Плательщики водного налога и объект налогообложения в 2018-2019 годах
Все водные объекты принадлежат государству. Оно не может продать озеро или море отдельной компании, но может передать его в пользование за плату. Согласно законам нашей страны гражданин может иметь в частной собственности только небольшой водный объект, который не имеет связи с крупными водными объектами. То есть нельзя купить озеро или участок реки, а вот пруд или использованный карьер, заполненный водой, можно.
Плательщиками водного налога являются юридические и физические лица (в том числе предприниматели), которые используют водные ресурсы и имеют лицензию на водопользование. Водный налог платится не только по ресурсам вод на поверхности, но и под землей (например, за добычу минеральной воды).
Однако водный налог платится не за любые действия с водными ресурсами, а только за специальное или особое использование воды. Специальное водопользование — такое, в ходе которого происходит изменение водного объекта или территории вокруг: постройка на озере пляжа или пристани, а на реке — ГЭС. Забор воды и сплав древесины тоже объекты обложения водным налогом.
Особое водопользование необходимо для обеспечения нужд госорганов, например, обороны или энергетики.
Водным налогом не облагается использование воды:
- для тушения пожаров;
- ликвидации стихийных бедствий;
- нужд сельского хозяйства.
Перечень прочих видов водопользования, не облагаемых налогом, приведен в НК РФ.
Помимо специального и особого, есть еще общее водопользование (когда жители страны купаются на море, ловят рыбу, сплавляются по рекам). В этом случае платить водный налог не нужно.
В 2007 году в РФ вступил в действие Водный кодекс, согласно которому нужно перечислять плату за пользование водным объектом по договору водопользования. Фирмы, заключившие данный договор после вступления в силу Водного кодекса, водный налог не платят.
Подробнее о том, кто должен платить налог и как определяется налоговая база, читайте в этой статье .
НК РФ не предоставляет никаких льгот по водному налогу. В 2014 году премьер-министр РФ предполагал освободить от уплаты нескольких налогов, в том числе водного, жителей Крыма, однако данная инициатива дальнейшей реализации не получила.
Порядок расчета водного налога согласно НК РФ
Налогоплательщик сам считает сумму налога к уплате в бюджет. Чтобы рассчитать водный налог, нужно знать ставку налога и налоговую базу. Если у предприятия несколько водных объектов, общий размер налога определяется как сумма платежей за каждый объект.
Алгоритм определения налоговой базы зависит от вида водопользования и типа самого объекта:
- по гидроэлектростанциям нужно платить за количество произведенной гидроэлектроэнергии, то есть за каждую 1 000 киловатт-часов энергии;
- если вы используете акваторию, то платите за каждый квадратный километр водной глади (по данным договора использования воды и технической документации);
- при заборе воды вы заплатите за каждую 1 000 кубометров воды.
Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от типа водного ресурса и экономического района. Например:
- для бассейна реки Волги в Уральском экономическом регионе ставка по забору воды равна 294 руб. за 1 000 кубометров;
- а для реки Оби в том же экономическом регионе — 282 руб. за 1 000 кубометров воды.
Кроме того, государство устанавливает лимиты водопользования, за превышение которых придется заплатить в 5-кратном размере. Дифференцированные ставки и установление лимитов позволяют контролировать промышленную нагрузку на водные ресурсы и стимулировать экономное природопользование.
Какие коэффициенты применяются к ставкам водного налога в 2018 году, узнайте .
Чтобы разобраться со всеми тонкостями расчета водного налога, мы подготовили подробный пример исчисления налога по забору воды с учетом того, что рассматриваемая организация допустила сверхлимитное использование.
Срок уплаты водного налога и сдачи отчетности
Водный налог рассчитывается ежеквартально по месту нахождения объекта налогообложения. Организация может не находится на той же территории, что и сам объект, поэтому для уплаты налога и сдачи декларации нужно зарегистрироваться в ИФНС, на чьей территории расположен водный ресурс.
ВАЖНО! Если налогоплательщик относится к крупнейшим, показатели которого, например, выручка или сумма уплаченных налогов за год, исчисляются миллиардами, то отчитываться по водному налогу он должен в ту ИФНС, где зарегистрирован как крупнейший. Иностранные компании и физлица, помимо отчетности в налоговую инспекцию по водному объекту, сдают копию декларации в ИНФС по месту органа, выдавшего «водную» лицензию.
Сроки уплаты водного налога устанавливаются федеральным законодательством. Данный платеж налогоплательщик перечисляет ежеквартально в срок, указанный в ст. 333.14 НК РФ.
Государственные органы РФ регулируют использование водных ресурсов с помощью 2 нормативных документов: Налогового и Водного кодекса. Соответственно, предприятия вносят либо водный налог, либо плату за пользование водным объектом по договору водопользования.
За последние годы нормы, регулирующие водный налог, изменились незначительно (НК РФ дополнили рядом новых положений, в том числе установили коэффициенты, призванные корректировать сумму налога к уплате в соответствии с ростом потребительских цен и др.). Какие еще изменения внесут законодатели в водный налог, узнавайте первыми из материалов рубрики
Деятельность плательщиков этого налога подлежит обязательному лицензированию.
Общие сведения
Чтобы правильно уплачивать водный налог, необходимо понимать, что это за налог такой, какие существуют по нему льготы, а также сроки его уплаты и порядок составления отчётности.
Водный налог – это прямой или косвенный налог, и в какой бюджет он уплачивается? Это прямой налог, который уплачивается в федеральный бюджет.
Что это такое?
Водный налог – является налогом за пользование водными ресурсами и объектами в соответствии с действующим законодательством РФ.
Это налог введён в действие с 01 января 2005 года. До этого, пользователи водных ресурсов уплачивали налог за пользование водными объектами.
Водный налог не относится к региональным налогам, а является федеральным налогом, то есть он уплачивается в федеральный бюджет, а льготы по этому налогу, а также порядок и сроки его уплаты устанавливает государство.
Характеристика элементов
Любой налог, в том числе и водный, имеет свои элементы:
Наименование элемента | Описание |
Плательщики | Организации, индивидуальные предприниматели и физические лица |
Объект налогообложения | Факт, наличие которого обязывает уплачивать налог. В данном случае – наличие лицензии на пользование водными ресурсами и объектами. |
Налоговая база | Стоимостная характеристика объекта. В данном случае, она зависит от вида пользования водным объектом |
Налоговый период | В данном случае, квартал |
Налоговая ставка | Зависит от вида пользования водными объектами, а также экономической зоны, в которой расположены бассейны рек, озёр и морей. Если вода забирается в целях её предоставления населению, то плата взимается за водопользование в размере 81 рубля за 1000 кубических метров. |
Объектами налогообложения водным налогом признаются:
- Забор воды из водных объектов.
- Использование водных объектов, кроме переправы леса на плотах и кошелях.
- Использование воды для целей гидроэнергетики.
- Использование воды для сплава леса на плотах и кошелях.
Может быть равной:
- объёму забранной воды;
- площади предоставленного водного пространства;
- количеству произведенной электроэнергии;
- объёму сплавленной на плотах и кошелях древесины.
В том случае, если в отношении водного объекта установлено несколько налоговых ставок, то сумма к уплате рассчитывается исходя из каждой ставки налога.
Налоговые ставки установлены в рублях за 1 000 куб. м. Их размер, в зависимости от экономических зон расположения акваторий, приведён .
Налоговые ставки, по которым начислен водный налог, и которые указаны в п. 1 данной статьи, учитываемые в соответствии с п. 2, 4 и 5 этой же статьи, в 2015 году применяются с поправочным коэффициентом 1,15.
При расчёте ставки с использованием этого коэффициента, её необходимо округлять до целого рубля. Копейки в расчёт не берутся.
Правовое регулирование
Водный налог регулируется главой 25. 2 НК РФ. Плательщиками этого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые пользуются водными ресурсами на основании .
Не являются налогоплательщиками по этому налогу те физические лица, а также организации, которые пользуются водными ресурсами по договорам, которые были заключены до введения в действие .
Экономическая сущность
Водный налог – это какой налог с экономической точки зрения? Сущность водного налога заключается в платности пользования водными объектами, которые являются собственностью государства.
С введением в действие Водного кодекса, власти субъектов страны потеряли возможность самостоятельно устанавливать ставки за пользование водой.
Теперь круг налогоплательщиков значительно расширился – в него введены и физические лица. Плата за пользование водными ресурсами относится к категории, формирующей доходную часть федерального бюджета.
По сути, водный налог это выраженная в рублях стоимостная характеристика ценности водных ресурсов нашей страны. Как уже упоминалось, все водные объекты являются собственностью государства.
Муниципальная и частная собственность разрешается только на небольшие по площади водные объекты, которые не имеют гидравлической связи с крупными водными объектами.
Эти лица могут пользоваться водными объектами на основании:
- Права ограниченного пользования – это водный сервитут.
- Права долгосрочного пользования.
- Права краткосрочного пользования.
Порядок исчисления и уплаты налога на потребление водных ресурсов
Сроки оплаты
Как сказано в ст. 333.14 НК РФ, водный налог подлежит уплате в срок не позднее 20-ого числа следующего месяца, который идёт за кварталом.
То есть, за 1-ый квартал необходимо уплатить до 20-ого апреля, за 2-ой квартал – до 20-ого июля, за 3-ий квартал – до 20-ого октября, а за 4-ый квартал – до 20-ого января.
Если 20-ое число приходится на выходной или праздничный нерабочий день, по крайний срок оплаты – первый рабочий день, следующий за 20-ым числом.
К этому же сроку необходимо представить и в налоговую инспекцию, находящуюся по месту нахождения используемого водного объекта. Налог платить на реквизиты этой же налоговой, то есть налог платить по месту нахождения водного объекта.
Если налогоплательщик водного налога относится к разряду крупных, то он сдаёт декларацию по этому налогу в ФНС по месту, где он состоит на учёте как крупный налогоплательщик. Налог уплачивается сюда же.
Если налогоплательщик является иностранным лицом, как юридическим, так и физическим, то уплачивать водный налог и сдавать копию декларации они обязаны в налоговую по месту нахождения органа, который выдал этим налогоплательщикам .
В какой бюджет необходимо уплачивать налог – в местный или федеральный? В соответствии со , водный налог в размере 100% зачисляется в федеральный бюджет.
Налоговые льготы
Налоговым законодательством не установлены льготы по уплате водного налога. Это означает, что власти субъектов федерации не имеют права предоставлять льготы на региональном уровне, так как это федеральный налог.
КБК
Чтобы правильно внести плату за пользование водными объектами, нужно не только правильно его рассчитать, но и правильно заполнить .
В поле 104 необходимо указать КБК – код бюджетной классификации. Он необходим для того чтобы налог, пени или штраф «ушли» по назначению. В противном случае, сумма платежа может оказаться в невыясненных, а у налогоплательщика образуется долг.
Бухгалтерский учет (проводки)
Для бухгалтерского учёта водного налога необходимо использовать следующие проводки:
Часто возникающие вопросы
Несмотря на всю прозрачность водного налога, у налогоплательщиков есть вопросы. Которые возникают довольно часто.
Проблемы водного налога
Введение в действие Водного Кодекса в 2005 году несколько усовершенствовало пользование водными объектами и получении платы за это. Однако уже и этот документ устаревает.
Последние несколько лет в Государственной Думе обсуждаются поправки, которые будут внесены в этот закон. В 2005 году, когда был введён ВК РФ, предполагалось, что роль государства будет достаточно сильной.
Однако это не так! Поэтому идёт активное осуждение поправок, которые бы вновь вернули государству контроль над водными объектами.
Исчисление налога в Крыму
Как известно, с марта 2014 года, Крым входит в состав РФ. Теперь эта территория называется республика Крым. Сейчас эта республика находится на переходном положении от налогообложения Украины к налогообложению России.
В связи с этим, Правительство Крыма утвердило .
В этом Положении сказано, что до начала 2015 года все предприятия и ИП, находящиеся в Крыму, должны присоединиться к России и применять налоговую систему нашей страны. Это говорит о том, что с 01.01.2015 года, водный налог в Крыму уплачивается по ставкам и в порядке, который установлен в РФ.
Если нет лицензии
Как известно, для пользования водными объектами и ресурсами, которые являются собственностью государства, у исполнительного органа по месту нахождения водного объекта, потенциальный налогоплательщик должен получить лицензию.
Видео: водный налог
Следовательно, водный налог уплачивается при наличии специальной лицензии. С 01.01.2007 года безлицензионная деятельность по использованию водных объектов запрещена.
Если же налогоплательщик имеет «на руках» , который заключён с органами исполнительной власти по месту нахождения объекта до 01.01.2007 года, то такой договор является аналогом лицензии на пользование водными ресурсами.
Водный налог в Крыму
Чтобы предприятие, находящееся в Крыму, смогло осуществлять свою деятельность в соответствии с российским законодательством, ему необходимо пройти перерегистрацию. Пройти такую регистрацию необходимо было до 01.01.2015 года.
Как только предприятие прошло регистрацию, с этого же дня оно перешло на российское налоговое законодательство, и начинает уплачивать налоги, в том числе и водный, по российским законам.
До прохождения такой процедуры, предприятие уплачивает налоги по законодательству Украины. Это сделано в целях избежание двойного налогообложения.
Однако в марте 2014 года, Дмитрий Медведев внёс в Государственную Думу законопроект, который подразумевает создание особой экономической зоны на территории полуострова Крым и г. Севастополь.
Согласно этому законопроекту, резиденты этой особой экономической зоны, имеют льготы по уплате налога на прибыль, а также полностью освобождены от уплаты земельного, транспортного и водного налогов.
Этот законопроект рассчитан до 2064 года, то есть Крым и Севастополь будут освобождены от уплаты этих налогов на протяжении 50 лет.
Как уже упоминалось, льготы будут иметь только организации – резиденты. Для того чтобы стать резидентом, мало находится на территории полуострова, необходимо внести 150 млн. рублей. Такой взнос даст право пользоваться льготой.
Деньги эти пойдут на развитие полуострова, его инфраструктуры, культуры, образования, медицины и других жизненно важных отраслей.
Как показывает практика применения этого законопроекта, организации предпочитают один раз заплатить необходимую сумму, но при этом не уплачивать налоги.
Пока законопроект разработан на ближайшие 10 лет, затем, при успешном его использовании, в него будут вноситься изменения и поправки. Согласно ему, организации – резиденты будут освобождены от уплаты водного налога на неопределённый срок.
Ответственность за неуплату водного налога предусмотрена общими положения НК РФ.
Если налогоплательщик пропустит срок уплаты налога и сдачи декларации, то он должен будет уплатить штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога и в размере 5% от суммы указанной в декларации соответственно.
Все лица, как физические, так и юридические, используют воду в различных целях. Каждое государство за это взимает налог. СодержаниеОсновные моменты Какая ставка применяется при уплате (таблица) Как рассчитать водный налог Особенности расчета Но все ли обязаны его платить, есть ли льготы и какие ставки стоит использовать при...
Как и при уплате любого налога, следует знать основные правила подачи отчетностей, ориентироваться в сроках и разбираться, как заполнять бланки. Это позволит своевременно погасить все задолженности перед государством и спокойно вести свой бизнес предпринимателям и юридическим лицам. СодержаниеЧто нужно знать Сроки сдачи...
Налоги платятся не только за недвижимость и транспортное средство, но и за использование водного объекта в различных целях. СодержаниеОсновные моменты Кто является плательщиком водного налога Контроль со стороны государства Кто относится к категории плательщиков такого налога? Какие нюансы стоит знать, чтобы...
Порядок исчисления и сроки уплаты водного налога определены ст. 333-333 НК. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.
Общая сумма налога определяется в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.
Сумма налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумма водного налога целиком поступает в федеральный бюджет. В этот же срок налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию в налоговые органы по местонахождению объекта налогообложения. При этом налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, предоставляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Налогоплательщики - иностранные лица представляют в этот же срок дополнительно копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование.
Налоговым периодом по водному налогу признается квартал.
Налог подлежит уплате не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (т. е., не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января). Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Подлежащий уплате налог представляет собой сумму, полученную в результате сложения размеров налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.
Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.
При этом налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Водный налог уплачивается также налогоплательщиками - иностранными лицами, подпадающими под его условия, которые обязаны предоставлять копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.
Порядок исчисления водного налога.
Четыре типа объектов налогообложения определяют четыре типа налоговой базы: объем воды, площадь акватории, количество произведенной электроэнергии и производная величина от количества сплавляемой древесины и расстояния сплава.
Так, при заборе воды налоговая база представляет собой объем забранной из водного объекта воды, который определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды по состоянию на 1-е число каждого месяца.
Если же водоизмерительные приборы отсутствуют, объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств, в частности с учетом времени работы технологического оборудования, объема выпускаемой продукции, времени работы и производительности насосов.
При невозможности определения объема забранной воды исходя из показаний водоизмерительных приборов и времени работы и производительности технических средств данный показатель устанавливается по нормам водопотребления.
Налоговая база, определяемая как объем забранной воды, не уменьшается на потери воды при заборе и транспортировке и, как уже отмечалось выше, на объем воды, переданной своим абонентам.
Если водопользователь осуществляет забор воды как для удовлетворения собственных нужд, так и для передачи другим водопотребителям, то налоговой базой является весь объем забранной воды, включая воду, переданную своим абонентам. Налоговой базой при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики является количество произведенной электроэнергии.
При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях гл. 25.2 НК РФ предписывает определять налоговую базу как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях, и одной сотой расстояния сплава, выраженного в километрах.
Предыдущий опыт исчисления платежей за пользование водными объектами показал, что в основном были трудности с определением платы при лесосплаве, так как было неправильно складывать разные расстояния лесосплава, а затем умножать эту сумму на ставку и на общий объем сплавляемой древесины. В этом случае получается значительно завышенная сумма платы по сравнению с правильно исчисляемой.
Аналогичная ситуация будет иметь место и при применении гл. 25.2 НК РФ в случае такого же подхода к исчислению суммы налога.
Поясним это на конкретном примере. Пример. На реке Северная Двина лесосплав осуществлялся четыре раза на разные расстояния при неизменном объеме 2 тыс. куб. м. сплавляемой древесины на расстояние 100, 150, 200 и 250 км., при ставке платы в 1650 руб. за 1 тыс. куб. м. сплавляемой древесины на каждые 100 км. сплава правильный расчет платы производится следующим образом:
Если же сложить общий объем сплавляемой древесины (8 тыс. куб. м.), а затем умножить его на налоговую ставку с учетом общего расстояния сплава (700 км.), то получим совершенно иную и гораздо большую сумму: 92400 руб.
Таким образом, разница между правильно (23100 руб.) и неправильно (92400 руб.) исчисленными суммами составила 69300 руб.
В принципе, учитывая, что объем сплава в данном случае был неизменным (2 тыс. куб. м.), при расчете водного налога в данном случае можно было бы сложить только расстояние сплава. В этом случае сумма водного налога была той же: 23100 руб.
Но уже при различных объемах сплавляемой древесины следует рассчитывать сумму водного налога отдельно по каждому случаю лесосплава, иначе сумма этого налога получится тоже завышенной.
Использование акватории водных объектов в иных целях предполагает определение налоговой базы как площади предоставленного водного пространства, которая устанавливается по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных - по материалам соответствующей технической и проектной документации.
Если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.
Глава 25.2 НК РФ принципиально меняет подходы к установлению налоговых ставок.
Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» (в редакции Федерального закона от 28.07.2004 г., №83-ФЗ) устанавливает только предельные (максимальные и минимальные) ставки платы по видам водопользования в целом для Российской Федерации, наделяя Правительство РФ полномочиями дифференцировать предельные ставки по экономическим районам и бассейнам рек, озерам и морям.
В отличие от платы за пользование водными объектами, ставки водного налога установлены непосредственно ст. 333.12 НК РФ и не могут быть изменены ни Правительством РФ, ни законодательными органами субъектов Российской Федерации, которые к тому же лишены права на предоставление льгот.
Вместе с тем сохранен принцип установления налоговых ставок по экономическим районам, бассейнам, водохозяйственным системам и видам водопользования в абсолютной величине (в рублях) за единицу измерения налоговой базы (1 тыс. куб. м. воды, 1 кв. км., 1 тыс. кВт/ч, 1 тыс. куб. м. леса на 100 км. сплава).
Если сравнивать ставки водного налога с действующими ставками платы за пользование водными объектами, то можно отметить их увеличение по сравнению с существующими максимальными ставками.
Исключение составляет пользование водными объектами для целей гидроэнергетики, в отношении которого ставки водного налога ниже ставок платы за пользование водными объектами.
При исчислении водного налога за пользование акваторией водного объекта следует иметь в виду, что ставка налога установлена в тысячах рублей за 1 кв. км. в год.
Поэтому налог за отдельно взятый налоговый период - квартал - исчисляется как одна четвертая суммы налога, исчисленной по годовой налоговой ставке.
Следует отметить, что ставки платы за забор воды, использование акватории водных объектов установлены только по внутренним водным объектам, территориальному морю и внутренним морским водам, таким образом, на исключительную экономическую зону Российской Федерации юрисдикция налога, также как и платы за пользование водными объектами, не распространяется. Для Северо-Западного района и бассейна Волги минимальные ставки 21,9 руб., а максимальные 29,2 руб. за 1 тыс. куб. м. сброса. В Центральном районе в бассейне той же реки ставки составляют 8,9 и 16,6 руб. за 1 тыс. куб. м. сброса соответственно.
В НК РФ установлены несколько льготных ставок водного налога.
Во-первых, вновь появилась льготная ставка при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения, правда, с увеличением по сравнению со ставкой платы за пользование водными объектами, действовавшей до 1 января 2003 г., с 60 до 70 руб. за 1 тыс. куб. м. воды.
Условия, связанные с забором воды для водоснабжения населения, должны отражаться в лицензии, выдаваемой в установленном порядке МПР России. Если водоснабжение населения осуществляется не непосредственно налогоплательщиком (забранная вода передается другим организациям) и в лицензии не указано соответствующее целевое использование воды, то налоговые ставки за пользование водными объектами, связанное с забором воды для населения, данным налогоплательщиком не применяются.
К забору воды для водоснабжения населения относится забор воды только для водоснабжения жилого фонда городского, сельского, поселкового (государственного, муниципального, индивидуального, кооперативного, общественного, находящегося на балансе предприятий и организаций).
Потери воды при заборе и транспортировке до населения относятся к собственным нуждам организаций ЖКХ, и водный налог за данные объемы забранной, но впоследствии потерянной воды исчисляется по общеустановленной налоговой ставке.
Объем забранной и потерянной непосредственно в домах и квартирах воды облагается по пониженной налоговой ставке только в случае ведения отдельного учета использования воды на эти цели.
В противном случае объем забранной и потерянной при заборе и транспортировке воды исчисляется по общеустановленной ставке. Во-вторых, на четыре налоговых периода 2005 г. распространяется льгота, установленная ст. 2 Федерального закона от 28.07.2004 №83-ФЗ, которым вводится в действие гл. 25.2 НК РФ: налогоплательщики, осуществляющие эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, исчисляют водный налог по соответствующим ставкам с коэффициентом 0,85 при заборе воды для технологических нужд по объемам забора воды в пределах установленных лимитов. Если водопользователь самостоятельно не осуществляет эксплуатацию объектов теплоэнергетики, а только передает им забранную воду, он исчисляет водный налог по налоговой ставке без применения коэффициента. Поскольку водные ресурсы являются исчерпаемыми, государство проводит нормирование водопотребления и предусматривает ответственность за нерациональное и сверхлимитное использование ресурсов водных объектов. В части водного налога это находит отражение в привлечении налогоплательщиков к уплате налога за сверхлимитный забор воды по ставкам, увеличенным в пять раз.
Пример. Предположим, предприятие теплоэнергетики в отчетном периоде забрало 12 тыс. куб. м. воды для технологических нужд, 8 тыс. куб. м. для нетехнологических нужд и сбросило сточных вод 7 тыс. куб. м. Допустим, что размеры ставок платы для данного предприятия в регионе:
- - по забору воды для технологических нужд - 15 руб. за 1 тыс. куб. м.;
- - по забору воды для нетехнологических нужд - 30 руб. за 1 тыс. куб. м.;
- - за сброс сточных вод - 3,9 руб. за 1 тыс. куб. м. Определим сумму платы за пользование водными объектами: 12 тыс. ? 15 + 8 тыс. х 30 + 7 тыс. * 3,9 = 180 + 240 + 27,3 = 447,3 руб.
Лимиты водопотребления утверждаются МПР России в целом на год или на месяц и указываются в лицензии.
Лимиты водопотребления устанавливаются по каждому водному объекту, виду водопользования, а также могут определяться по целям использования забираемых вод (для собственных производственных (технологических) нужд, для подачи сторонним водопотребителям - организациям, для водоснабжения населения и т. д.).
Поскольку налоговым периодом по водному налогу определен квартал, то и величина фактического забора должна сравниваться с квартальным лимитом забора воды. Если водопользователю установлен только годовой лимит, то в целях налогообложения квартальная величина лимита исчисляется делением величины годового лимита на четыре.
Если же утверждены месячные лимиты, то в целях налогообложения суммируются лимиты месяцев, составляющих конкретный квартал.
Порядок и сроки уплаты водного налога.
По окончании налогового периода (квартала) налогоплательщик в соответствии со ст. 333.13 НК РФ должен самостоятельно исчислить водный налог, а именно: определить налоговую базу (количество забранной воды, площадь акватории и т. д.) и умножить ее на налоговую ставку, соответствующую виду водопользования, экономическому району и водному бассейну. Статья 333.14 НК РФ устанавливает тот же предельный срок уплаты водного налога, который предусмотрен по плате за пользование водными объектами: налог должен быть уплачен не позднее 20-го числа месяца. Главой 25.2 НК РФ сохранен порядок уплаты водного налога по местонахождению объекта налогообложения (соответствующего вида пользования водным объектом).
Глава 25.2 НК РФ не оговаривает решение вопроса о порядке уплаты налога при нахождении водного объекта на территории нескольких субъектов Российской Федерации, в то время как Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» предусматривает, что суммы платы в данном случае подлежат внесению в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения налогоплательщика с их последующим распределением между бюджетами тех субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся такие водные объекты в соответствии с заключаемыми бассейновыми соглашениями.
Вместе с тем при решении вопроса об уплате водного налога следует руководствоваться тем, что объектом обложения водным налогом является пользование водным объектом и уплата налога должна производиться по месту фактического водопользования. Кроме того, договором пользования водным объектом, расположенным на территории нескольких субъектов Российской Федерации, который водопользователь заключает со всеми органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации либо с их согласия с одним из этих органов, могут быть определены параметры объекта налогообложения соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья 333.15 НК РФ, устанавливающая порядок представления налоговой декларации по водному налогу, устраняет сложности, присущие представлению деклараций по плате за пользование водными объектами.
Налогоплательщик будет представлять одну налоговую декларацию за налоговый период только в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения.
Предельный срок представления налоговой декларации по водному налогу, так же как и в настоящее время, совпадает с предельным сроком уплаты налога - 20-е число месяца, следующего за налоговым периодом.
Для предприятий, ИП и физических лиц, использующих водные объекты по лицензии или ведущих добычу воды из недр, предусмотрена специальная форма отчетности – декларация по водному налогу 2017 года. Типовая форма этого документа регламентирована приказом Минфина 29н от 2005 года. Ее заполнение – не право, а обязанность налогоплательщика, халатное отношение к которой влечет применение штрафных санкций.
Согласно положениям фискального законодательства, срок уплаты водного налога наступает по истечении установленного периода – квартала. Организация или ИП обязана перечислить средства в бюджет до 20-го числа последующего месяца.
Отчетность сдают все физические и юридические лица, имеющие лицензию на эксплуатацию водных ресурсов или добывающие воду подземным способом. Не играет роли, работал ли бизнес в истекшем квартале или простаивал. Если деятельность не велась, то нужно представить в ИФНС законодательную форму с нулевыми значениями.
Срок сдачи декларации по водному налогу – не позднее 20-числа месяца, следующего за истекшим кварталом. За несвоевременное представление документа для плательщика предусмотрены штрафы в соответствии с налоговым и административным законодательством.
Куда сдавать отчетную форму?
Согласно положениям законодательства, декларация по водному налогу сдается в ИФНС, к которой относится используемый объект (искусственный или природный водоем).
Для налогоплательщиков, которые ведут бизнес одновременно в нескольких городах или районах, относящихся к одному региону РФ, предусмотрено особое правило: они сдают отчетность в ИФНС по собственному решению:
- по месту регистрации юридического лица;
- по территории нахождения используемого водоема.
Сделанный выбор необходимо согласовать с территориальным управлением налоговой инспекции.
Компании и ИП, имеющие статус крупнейших налогоплательщиков, обязаны подавать отчетность в ИФНС, которая признала их таковыми.
Как сдать отчетность?
Декларация по водному налогу в 2016 году может сдаваться одним из двух способов:
- Нарочно, на бумажном носителе. Руководитель юрлица или предприниматель может привезти документ сам, передать с законным представителем, отправить по почте.
- Электронно – дистанционная сдача документов посредством ТКС.
Электронный способ сдачи отчетности обязателен для отдельных категорий экономических субъектов, поименованных в законодательстве, например, для крупнейших налогоплательщиков. Нарушение этого правила влечет наложение штрафа в сумме 200 руб. согласно ст. 119 НК РФ.
Структура отчетной формы
Если рассмотреть пример заполнения декларации по водному налогу, становится понятно, что документ включает четыре части:
- Титульник, содержащий информацию о налогоплательщике, подпись уполномоченного лица, печать.
- Первый раздел, где прописывается размер налога к перечислению.
- Второй раздел, где приводится расчет фискальной базы и величины налогового обязательства. Делится на две части:
- Раздел 2.1 – вычисления суммы налога для коммерческих структур, осуществляющих забор воды.
- Раздел 2.2 – вычисления суммы налога для структур, осуществляющих другие виды водопользования, кроме забора воды.
Первые две части декларации обязательны для заполнения всеми налогоплательщиками. Разделы 2.1 и 2.2 адресованы коммерческим структурам в зависимости от типа водопользования. Например, если компания занимается забором воды и не использует акваторию, она заполняет часть 2.1, а часть 2.2 оставляет пустой.
Заполнение титульника
Заполнение декларации по водному налогу следует начинать с титульного листа. В нем необходимо проставить следующие сведения:
- Наименование налогоплательщика – полное название организации в соответствии с текстом Устава или ФИО индивидуального предпринимателя.
- ИНН – если код состоит из десяти знаков, в первых двух ячейках следует проставить нули.
- КПП – нужно указывать код, присвоенный той налоговой, куда подается форма отчетности: по месту расположения водоема или месту деятельности организации.
- Номер корректировки – для первой сдачи декларации проставляется «0», для повторной – «1» и далее по аналогии.
- Код налогового периода и номер отчетного года.
- Код по месту учета – нужно выбрать вариант из справочника. Определиться с этим значением поможет пример заполнения налоговой декларации по водному налогу для предприятия с аналогичной сферой деятельности.
- ОКВЭД организации.
- Данные о реорганизации юридического лица. Если данная информация не актуальна, в ячейках проставляются прочерки.
- Число страниц документа и количество листов приложений.
- Контактный телефон коммерческой структуры.
В нижней части титульника проставляется дата заполнения и подпись руководителя компании или предпринимателя. Если документ подписывает иное уполномоченной лицо, нужно указать номер доверенности, на основании которой оно действует. Сведения подтверждаются печатью юридического лица при наличии последней.
Заполнение первого раздела
Налоговая декларация по водному налогу в первой части состоит из трех строк:
Первый раздел – это обобщенные данные, полученные из вычислений, которые детально приводятся далее, во второй части. Поэтому заполнение документа нужно начинать именно с них.
Заполнение второго раздела
Вторая часть декларации делится на два подраздела: 2.1 и 2.2. В зависимости от видов водопользования компания или ИП заполняет один из них или оба сразу. Для каждого направления использования природных ресурсов и каждой ставки предусмотрена отдельная страница.
Налоговая декларация по водному налогу 2017 заполняется в части раздела 2.1 лицами, которые забирают воду из природных источников. В этой части указывается информация:
- КБК и ОКТМО;
- наименование используемого водоема;
- сведения о лицензии;
- код водопользования;
- объем взятой жидкости;
- цели забора;
- применимые ставки и поправочные коэффициенты;
- итоговый расчет суммы по каждой ставке.
Раздел 2.2 заполняется по аналогии. Он предназначен для физических и юридических лиц, использующих водную акваторию, осуществляющих сплав леса или занятых гидроэнергетикой.
Скачать |
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Водный налог является федеральным налогом, устанавливается НК РФ (главой 25.2 «Водный налог») и обязателен к уплате на всей территории РФ.
Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.
Объектами налогообложения водным налогом признаются виды пользования водными объектами, приведенные в таблице.
Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта налогообложения.
Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от объекта налогообложения и налоговой базы.
Налоговым кодексом РФ установлены налоговые льготы: виды пользования водными объектами, не признаваемые объектами налогообложения (п. 2 ст. 333.9).
Налоговым периодом признается квартал.
Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения объекта не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по форме, утвержденной приказом Минфина России.
налогообложения |
Налоговая база |
Порядок определения налоговой базы |
Установление налоговых ставок |
Забор воды из водных объектов |
Объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период |
Определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды, исходя из времени работы и производительности технических средств - объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления |
В рублях за 1 тыс. куб. м I забранной воды по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам (перечень ставок дан в ст. 333.12 НК РФ) |
Использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях |
Площадь предоставленного водного пространства |
Определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных - по материалам соответствующей технической и проектной документации |
Тыс. рублей в год за 1 кв. км используемой акватории по экономическим районам и морям (перечень ставок дан в ст. 333.12 НК РФ) |
Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики |
Количество произведенной за налоговый период электроэнергии |
В рублях за 1 тыс. кВт-час электроэнергии по бассейнам рек, озер, морей (перечень ставок дан в ст. 333.12 НК РФ) |
|
Использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях |
Произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100 |
В рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава по бассейнам рек, озер, морей (перечень ставок дан в ст. 333.12 НК РФ) |
Водный налог — федеральный налог в России, которым облагаются виды пользования водными объектами.
Комментарий
Налогоплательщики
1. Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации. (ст. 333.8 НК РФ).
Объект налогообложения
1. Объектами налогообложения водным налогом, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются следующие виды пользования водными объектами (ст. 333.9 НК РФ):
4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
2. Не признаются объектами налогообложения:
1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
12) пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
14) забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.
Налоговая база
Статья 333.10. Налоговая база
1. По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.
В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.
2. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.
В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.
3. При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.
Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.
4. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.
5. При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.
Налоговый период
Налоговым периодом признается квартал (ст. 333.11 НК РФ).
Налоговые ставки
Налоговые ставки определены в ст. 333.12 НК РФ.
Порядок исчисления налога
Статья 333.13. Порядок исчисления налога
1. Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно.
2. Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки, умноженной на коэффициент (коэффициенты), установленный (установленные) статьей 333.12 настоящего Кодекса.
3. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи в отношении всех видов водопользования.
Как и для кого рассчитывается водный налог?
Порядок и сроки уплаты налога
Статья 333.14. Порядок и сроки уплаты налога
1. Общая сумма налога, исчисленная в соответствии с пунктом 3 статьи 333.13 настоящего Кодекса, уплачивается по местонахождению объекта налогообложения.
2. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Дополнительно
Виды налогов и сборов в Российской Федерации
Материалы по теме «Налоговый контроль»
“Водные процедуры“ для бухгалтера
“Водные процедуры“ для бухгалтера
После вступления в силу нового Водного кодекса водный налог постепенно заменяется неналоговой платой за пользование водными объектами. У бухгалтеров стали возникать вопросы о том, что платить — водный налог или неналоговую плату. Разберемся по порядку.
Водный налог
Плательщики налога
Водный налог платят учреждения, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). Согласно Водному кодексу, действовавшему до 1 января 2007 года, и нормативно-правовым актам, принятым в его развитие, пользование поверхностными водными объектами осуществлялось на основании лицензии на водопользование и договора о пользовании водными объектами.
А в соответствии с Законом от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 “О недрах“ пользование подземными водными объектами — на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод.
В данной статье мы остановимся на поверхностных водных объектах.
Водным кодексом, вступившим в силу с 1 января 2007 года, отменена система лицензирования пользования поверхностными водными объектами. Право пользования поверхностными водными объектами приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть в рамках договорных гражданских правоотношений (ст. 9-11 ВК РФ). В соответствии со статьей 20 Водного кодекса за пользование водным объектом или его частью взимается плата неналогового характера. В связи с этим статья 333.8 Налогового кодекса претерпела изменения. Она дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.
Объекты налога
Объекты обложения водным налогом установлены в статье 333.9 Налогового кодекса.
Водный налог: налоговая база, плательщики, ставки
К ним относятся четыре вида водопользования:
забор воды из водных объектов;
использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
Забором воды как объектом обложения водным налогом при применении оборотной системы водоснабжения признается забор воды для подпитки оборотной системы, поскольку остальной объем представляет циркуляционную воду, используемую многократно (постановление ФАС Центрального округа от 31 марта 2008 г. по делу N А68-4592/07-240/18-4593/07-241/18).
Не признаются объектами налогообложения следующие виды водопользования:
забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений (по данному вопросу имеется постановление ФАС Уральского округа от 3 декабря 2007 г.
по делу N Ф09-9866/07-С3);
особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.
Налоговая база
Налоговая база — это объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период (квартал).
Налоговая база по водному налогу определяется отдельно в отношении каждого водного объекта, а когда в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, — применительно к каждой налоговой ставке (ст. 333.10 НК РФ). Пункт 2 статьи 333.10 предписывает определять объем забранной воды на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. Если таких приборов нет, то учитывается время работы и производительность технических средств. Если и это невозможно, то объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.
Из сложившейся арбитражной практики следует, что исчисление и уплата водного налога не зависят от фактического использования водного объекта, а связываются с наличием соответствующей лицензии на водопользование. Фактическое использование водных объектов без соответствующей лицензии и заключенного договора не является основанием для начисления и уплаты водного налога (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 июня 2006 г. по делу N А26-7577/2005-213). Суды также обращают внимание на разницу между понятиями “использование водных объектов“ и “водопользование“. Первое — это фактическое использование, а второе — наличие специального разрешения (лицензии). Если налогоплательщик фактически не использует водный объект, но имеет лицензию, он обязан уплатить налог исходя из площади предоставленного ему в пользование водного пространства (постановление ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2006 г. по делу N А05-6480/2006-33).
Налоговая база по водному налогу определяется исходя из объема не доставленной потребителям воды, а забранной из водных объектов с учетом потерь воды, имеющих место при ее заборе, очистке и доставке (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25 марта 2008 г. по делу N Ф08-1452/08-519А).
Ставки налога
Налоговые ставки по водному налогу определяются исходя из вида водопользования, которое является объектом налогообложения (ст. 333.12 НК РФ). Кроме того, налоговые ставки дифференцируются в зависимости от бассейнов рек, озер, морей, а также экономических районов, в пределах которых осуществляется тот или иной вид водопользования. Налоговые ставки при заборе воды варьируются в зависимости от того, из каких водных объектов забор осуществляется. При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговые ставки также различаются в зависимости от водных объектов, акватория которых используется. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговые ставки варьируются по бассейнам рек, озер и морей и определяются в рублях за 1 тыс. кВт/ч электроэнергии. При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая ставка определяется в рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава и варьируются по бассейнам рек, озер и морей.
Согласно правилу, закрепленному в пункте 2 статьи 333.12 Налогового кодекса, при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. Квартальные лимиты в этом случае определяются расчетным путем как 1/4 утвержденного годового лимита.
Не всегда нормы закона могут предусмотреть правила действия для каждой ситуации, которая возникает на практике, и налогоплательщики обращаются в суды. Даже при соблюдении годового лимита в силу сезонности водопотребления водопользователю иногда придется уплачивать налог по повышенным ставкам (письмо УФНС по Московской области от 4 апреля 2007 г. N 20-20/0814, определение ВАС РФ от 21 января 2008 г. N 41/08). Чтобы не платить лишнее, необходимо обращаться в лицензирующий орган для внесения изменений в лицензию. А есть и другое мнение судей. В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 6 марта 2008 г. по делу N А42-4176/2007, несмотря на прямое указание в пункте 2 статьи 333.12 Налогового кодекса о расчетном определении квартальных лимитов, судьи поддержали налогоплательщика. По мнению арбитров, к налогоплательщику не может быть применена штрафная пятикратная налоговая ставка за превышение определенного расчетным путем квартального лимита при отсутствии превышения установленного лицензией годового лимита. Судьи отметили, что лицензия не обязывает организацию равномерно поквартально использовать годовой лимит. Пятикратная налоговая ставка также не может быть применена за нарушение этой равномерности водопользования.
А вот еще один случай. По мнению налоговиков, плательщик неправомерно применил ставку водного налога в соответствии с пунктом 3 статьи 333.12 Налогового кодекса вместо ставки, установленной пунктом 1 этой же статьи, так как у него отсутствовала лицензия на право пользования водными объектами.
Суд признал позицию инспекторов неправомерной, так как пункт 1 статьи 333.12 не связывает применение налоговой ставки по водному налогу с наличием или отсутствием лицензии на право пользования водными объектами. Кроме того, пункт 3 этой статьи не устанавливает повышающий размер налоговой ставки по водному налогу при отсутствии лицензии на право пользования водными объектами при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения. При этом лимиты водопользования, установленные до получения лицензии, расчетом водопотребления и водоотведения налогоплательщиком не превышены (постановление ФАС МО от 13 августа 2007 г., 16 августа 2007 г. по делу N КА-А41/7838-07, определение ВАС РФ от 27 ноября 2007 г. N 15536/07 об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ).
Порядок уплаты налога
Налоговым периодом по водному налогу признается квартал (ст. 333.11 НК РФ).
Порядок исчисления водного налога установлен статьей 333.13 Налогового кодекса. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки. Общая сумма налога будет определяться путем сложения исчисленных сумм налога в отношении всех видов водопользования.
Порядок и сроки уплаты водного налога определены в статье 333.14 Налогового кодекса. Общая сумма налога уплачивается налогоплательщиком по местонахождению объекта обложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии со статьей 333.15 налогоплательщик должен представить декларацию в налоговый орган по месту нахождения объекта обложения в срок, установленный для уплаты налога. Форма и порядок заполнения декларации по водному налогу установлены приказом Минфина России от 3 марта 2005 г. N 29н.
Внимание
По мнению Минфина России, наличие лицензии — это безусловное основание представлять декларацию, даже если вода фактически не добывается. В этом случае в отчетности придется просто проставить прочерки (письмо Минфина России от 7 ноября 2006 г. N 03-07-03-04/39). Но суды не всегда согласны с этим. Если организация — обладатель лицензии не добывает воду, то она не является налогоплательщиком и не обязана представлять декларацию (постановление ФАС УО от 22 января 2007 г. по делу N Ф09-11945/06-С3).
Плата за пользование водными объектами
Плата за пользование водными объектами взимается только на основании договора водопользования. Постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 г. N 165 “О подготовке и заключении договора водопользования“ утверждены правила подготовки и заключения договора водопользования.
Перечень оснований для предоставления водных объектов в пользование на основании договора установлен в статье 11 Водного кодекса. Это:
забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
Другие виды водопользования предоставляются в пользование либо на основании решений, либо вообще не требуют заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Согласно статье 20 Водного кодекса договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью. Ставки, а также порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. На федеральном уровне неналоговые платежи регулируются:
правилами расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2006 г.
постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 876, которым утверждены ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности (далее — ставки).
Размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы плательщиком налога самостоятельно. Плата вносится по месту пользования водным объектом или его частью не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом, и зачисляется в федеральный бюджет.
Платежная база устанавливается по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части.
Ставки дифференцированы следующим образом:
ставки платы за забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их отдельных частей по речным бассейнам конкретных рек или рек бассейнов соответствующих морей, а внутри каждого бассейна — по субъектам РФ;
ставки платы за забор водных ресурсов из территориального моря Российской Федерации — по морям;
ставки платы за использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии; в частности, ставки по речным бассейнам наиболее крупных рек Российской Федерации, используемым для гидроэнергетики;
ставки платы за использование 1 кв. км акватории поверхностных водных объектов или их частей. Эти ставки определены по речным бассейнам основных рек, а также по рекам бассейнов морей и Тихого океана.
Если объем забранной воды меньше, чем определено договором, то нужно произвести перерасчет размера платы по окончании соответствующего платежного периода (п. 7 Правил). В этом случае платежная база рассчитывается как:
фактический объем забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта или его части, определяемый на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. При отсутствии водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления или с помощью других методов на условиях и в порядке, которые установлены в договоре водопользования;
фактическое количество произведенной электроэнергии, определяемое на основании данных контрольно-измерительной аппаратуры или с помощью других методов на условиях и в порядке, которые установлены в договоре водопользования.
Если объем фактически забранной (изъятой) воды превысил показатель, закрепленный в договоре водопользования, водопользователь обязан уплатить штраф в пятикратном размере ставки платы за пользование водным объектом (п. 3 ст. 18 ВК РФ).
Что касается отчетности по плате за пользование водными объектами, то ни Водным кодексом, ни принятыми постановлениями Правительства РФ N 764 и 876 не предусмотрено предоставление плательщиками расчетов или каких-либо отчетных документов.
В договор водопользования нельзя включить все показатели для расчета платы. Расчет производится по итогам каждого отчетного периода за фактический объем водопользования, а договор заключается на более длительные сроки.
А.А. Комлева,
редактор-эксперт журнала “Бюджетный учет“
Водный налог в 2017-2018 годах
Водный налог
Водный налог является федеральным налогом и наряду с НДПИ относится к разряду природно-ресурсных платежей. Поэтому помимо фискальной функции, отвечающей за формирование доходов бюджета, водный налог реализует значимую регулирующую функцию:
- стимулирует хозяйствующих субъектов к осуществлению рационального и эффективного водопользования, повышая их ответственность за сохранение водных ресурсов страны и поддержание экологического равновесия;
- имеет воспроизводственное назначение, так как часть собранных средств целевым образом предназначена для осуществления мероприятий по охране и восстановлению водных объектов.
Следует отметить, что российской практике известны различные формы платы за использование водных ресурсов. В Советском Союзе в 1920-1930 гг.
Онлайн журнал для бухгалтера
взимался водный сбор с единицы орошаемой площади, который был отменен после завершения коллективизации. В период с 1949 по 1956 г. существовала плата за воду, подаваемую оросительными системами. С 1982 по 1998 г. взималась плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. В 1999 г. после принятия Закона «О плате за пользование водными объектами» от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ в РФ был введен налог за пользование водными объектами, который предусматривал, помимо платы за забор воды из водных объектов, платность и других аспектов водопользования, в частности сброса предприятиями отработанной воды в водные объекты и пользования водными объектами без изъятия воды и сброса сточных вод, существенно расширявший не только состав объектов обложения, но и круг плательщиков.
Начиная с 1 января 2005 г. взимание водного налога в РФ осуществляется в соответствии с главой 252 НК. С момента его введения в налогообложении водопользования привнесен ряд изменений, которые можно обобщить следующим образом.
Во-первых, были отменены отдельные налоговые льготы, которые устанавливались законодательными органами субъектов РФ, а также значительно расширен перечень налогоплательщиков. Так, наряду с организациями и индивидуальными предпринимателями плательщиками водного налога стали и физические лица, не являющиеся ИП.
Во-вторых, из объекта налогообложения исключен такой вид водопользования, как сброс сточных вод в водные объекты, что объясняется стремлением исключить ситуацию двойного налогообложения, поскольку за сброс загрязняющих веществ в водные объекты взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду.
В-третьих, в целях сохранения поступлений в бюджет от данного налога одновременно увеличены ставки налога за забор воды из водных объектов. Помимо этого, ставки налога теперь установлены НК для всей территории РФ, а законодательные органы субъектов РФ теперь лишены права их регулировать.
В-четвертых, в качестве самостоятельного объекта налогообложения дополнительно выделено использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики.
Основные элементы водного налога представлены на рисунке.
Плательщиками водного налога (ст. 333 8 НК) являются организации и физические лица, которые осуществляют специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.
При этом под специальным водопользованием понимается использование физическими и юридическими лицами водных объектов с применением сооружений, технических средств или устройств.
Особое водопользование может осуществляться только для строго определенных целей, а именно для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для государственных и муниципальных нужд.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ в новой редакции (после 3 июня 2006 г.).
Перечень объектов налогообложения водным налогом, а также видов водопользования, не признаваемых объектом налогообложения, определен ст. 333 9 НК.
——————————————Объекты налогообложения водным налогом—————————————
Налоговая база по водному налогу согласно ст. 333 10 НК по каждому виду водопользования определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. Если в отношении одного водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.
Определение налоговой базы по водному налогу (ст. 333 10 НК) | ||
---|---|---|
№ п/п | Объект налогообложения | Налоговая база |
1 | Забор воды из водных объектов | Определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. При этом объем воды определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, а в случае отсутствия таковых - исходя из времени работы и производительности технических средств либо исходя из норм водопотребления |
2 | Использование акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях | Определяется как площадь предоставленного водного пространства. При этом площадь водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование, а в случае отсутствия таких данных в лицензии - по материалам технической и проектной документации |
3 | Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики | Определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии |
4 | Использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях | Определяется как произведение объема сплавляемой древесины за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100 |
Налоговым периодом по водному налогу признается квартал (ст. 333 11 НК).
По водному налогу по каждому из объектов налогообложения в соответствии со ст. 333 11 НК установлены твердые (специфические) налоговые ставки, которые дифференцируются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.
Следует отметить, что ставка водного налога при заборе воды из любых водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1 тыс. м 3 воды, забранной из водного объекта.
Порядок исчисления и сроки уплаты водного налога определены ст. 333 13 -333 14 НК. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки. Общая сумма налога определяется в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.
Сумма налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумма водного налога целиком поступает в федеральный бюджет.
В этот же срок налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию в налоговые органы по местонахождению объекта налогообложения. При этом налогоплательщики, отнесенные к категории
крупнейших, предоставляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Налогоплательщики - иностранные лица представляют в этот же срок дополнительно копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование.
Налоговый кодекс: глава 25.2 «водный налог»
С 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом N 83-ФЗ <1> вводится в действие гл.25.2 "Водный налог" НК РФ, в связи с чем утрачивает силу Федеральный закон N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" <2> (далее — Закон N 71-ФЗ). О том, какие изменения в налогообложении пользователей водными объектами произойдут в 2005 г., рассказывается в данной статье.
<1> Федеральный закон от 28.07.2004 N 83-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ, изменения в статью 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ".
<2> Федеральный закон от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами".
Налогоплательщики
Плательщиками водного налога, согласно ст.333.8 НК РФ, признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, с 2005 г. плательщиками водного налога станут и физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Одним из условий возникновения обязанности по уплате налога является то, что и специальное, и особое водопользование должно осуществляться строго по законодательству РФ. Водное законодательство РФ состоит из Водного кодекса РФ (далее — ВК РФ) и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ и ее субъектов (ст.2 ВК РФ).
В Водном кодексе даны понятия специального и особого водопользования. Под специальным водопользованием понимается использование гражданами и юридическими лицами водных объектов с применением сооружений, технических средств или устройств.
Что такое водный налог — характеристика элементов, льготы, проблемы
Указанная деятельность должна осуществляться только при наличии лицензии на водопользование (за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов). В силу ст.86 ВК РФ виды специального водопользования определяются в перечне, утверждаемом специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда (например, перечень видов специального водопользования в отношении поверхностных водных объектов утвержден Приказом МПР России от 23.10.1998 N 232).
Правительство РФ на основании ст.50 ВК РФ утвердило Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности <3> (далее — Правила). Пунктом 20 этих Правил предусматривалось, что лицензирование водопользования осуществляет МПР РФ и его территориальные органы. Однако впоследствии полномочия по выдаче, оформлению и регистрации лицензий на водопользование и распорядительных лицензий были переданы Федеральному агентству водных ресурсов <4>.
<3> Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензий на водопользование и распорядительной лицензии, утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 N 383.
<4> Положение о Федеральном агентстве водных ресурсов, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282.
Особое пользование водными объектами может осуществляться только для строго определенных целей, а именно для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для государственных и муниципальных нужд (ст.87 ВК РФ). В зависимости от того, в чьей собственности находятся водные объекты, соответствующее решение об их использовании принимает Правительство РФ или органы исполнительной власти субъектов РФ.
Согласно п.46 Правил гражданам и юридическим лицам разрешается осуществлять водопользование до оформления и выдачи соответствующей лицензии при условии, что такая деятельность ведется на основании действующих нормативных актов и водопользователь включен в график лицензирования, устанавливаемый соответствующим органом лицензирования.
В лицензии на водопользование должны содержаться сведения о водопотребителях, а также указания на способы и цели использования водного объекта (ст.49 ВК РФ).
Объекты налогообложения
Объектом обложения водным налогом признаются следующие виды водопользования (п.1 ст.333.9 НК РФ):
- забор воды из водных объектов;
- использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
- использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
- использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
Водный налог (в отличие от платы) не будет взиматься за пользование водными объектами в целях осуществления сброса сточных вод, что исключает двойное налогообложение, ведь за сброс загрязняющих веществ в водные объекты взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду.
В п.2 ст.333.9 НК РФ приведен перечень видов водопользования, не признаваемых объектом налогообложения.
Этот перечень содержит 15 видов водопользования и является закрытым. Таким образом, гл.25.2 НК РФ в отличие от Закона N 71-ФЗ не предоставляет органам власти субъектов РФ право на установление дополнительных налоговых льгот.
Обратите внимание: в данном перечне есть виды водопользования, которые до 1 января 2005 г. являлись объектами налогообложения по Закону N 71-ФЗ. Например , забор воды из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод; забор воды морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания, воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования, акватории водных объектов для плавания на судах, для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.
Налоговая база
Порядок формирования налоговой базы по водному налогу установлен в п.1 ст.333.10 НК РФ. По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется отдельно в отношении каждого водного объекта. Если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, то она исчисляется применительно к каждой налоговой ставке.
Налоговая база определяется следующим образом:
- При заборе воды — как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период (п.2 ст.333.10 НК РФ). Объем воды, забранной из водного объекта, рассчитывается на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. При отсутствии водоизмерительных приборов — исходя из времени работы и производительности технических средств. Если объем забранной воды невозможно определить, следует воспользоваться нормами водопотребления.
- При использовании акватории водных объектов — как площадь предоставленного водного пространства (п.3 ст.333.10 НК РФ). Площадь предоставленного водного пространства определяется по сведениям, указанным в лицензии на водопользование (договоре водопользования), а в случае отсутствия таких данных — по материалам соответствующей технической и проектной документации.
- При использовании акватории водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики — как количество произведенной за налоговый период электроэнергии (п.4 ст.333.10 НК РФ).
- При использовании водных объектов для целей лесосплава — как произведение объема древесины, сплавляемой за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленное на 100 (п.5 ст.333.10 НК РФ).
Налоговые ставки
Законом N 71-ФЗ был предусмотрен достаточно сложный и многоступенчатый порядок установления ставок соответствующей платы. Например , Правительство РФ утверждало минимальные и максимальные ставки платы в пределах, определенных этим законом, по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам, а законодательные (представительные) органы субъектов РФ — ставки платы по категориям плательщиков (в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов).
Налоговые ставки водного налога, который будет взиматься с 1 января 2005 г., закреплены в ст.333.12 НК РФ. Как и ставки платы за пользование водными объектами, они установлены в рублях за единицу налоговой базы в зависимости от вида водопользования и различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям.
При заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения ставка составляет 70 руб. за 1000 куб. м воды для всех налогоплательщиков на территории страны.
Законодательством предусмотрены повышающие и понижающие коэффициенты. Так, например, налогоплательщики, осуществляющие эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, в 2005 г. будут уплачивать водный налог с применением понижающего коэффициента (ст.2 Федерального закона N 83-ФЗ). К ставкам налога, относящимся к забору воды из поверхностных водных объектов для указанных технологических нужд в пределах установленных лимитов, названные налогоплательщики будут применять коэффициент 0,85.
При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных п.1 ст.333.12 НК РФ.
Обратите внимание: в отличие от Закона N 71-ФЗ гл.25.2 НК РФ не предусматривает увеличение налоговых ставок при осуществлении водопользования без соответствующей лицензии.
Налоговый период, порядок, сроки уплаты налога и представления налоговой декларации
Налоговым периодом по водному налогу признается квартал (ст.333.11 НК РФ), причем независимо от вида водопользования и категории налогоплательщика. Ранее Законом N 71-ФЗ для различных категорий плательщиков предусматривались разные налоговые периоды: для индивидуальных предпринимателей, малых предприятий и налогоплательщиков, использующих акваторию водного объекта, — квартал, для остальных налогоплательщиков — месяц.
Водный налог уплачивается по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым кварталом, то есть за I квартал — не позднее 20 апреля, за II квартал — 20 июля, за III квартал — 20 октября и за IV квартал — 20 января (ст.333.14 НК РФ).
Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога (п.333.15 НК РФ).
Закон N 71-ФЗ обязывал налогоплательщика представлять налоговую декларацию в налоговый орган по месту регистрации, а по месту пользования водным объектом представлялась копия налоговой декларации.
Что касается налогоплательщиков — иностранных лиц, то они помимо представления налоговой декларации по водному налогу в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения должны подавать копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование. Копия представляется в срок, установленный для уплаты налога.
Н.Н.Нефедова
Эксперт журнала
"Актуальные вопросы
бухгалтерского учета
и налогообложения"