Постановка на гос учет нвос. Постановка на учёт объекта негативного воздействия на окружающую среду. Обязанность по постановке на учет
В последнее время экологическое сообщество пытается (точнее, вынуждено) перейти на новую систему государственного контроля объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС). Как это часто бывает в нашей стране, переход на новый режим ощутимо затянулся. Основная причина «затягивания» заключается в том, что государственные органы не торопятся с разработкой подзаконных нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ОБЪЕКТОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ НВОС: ЧТО, ГДЕ, КОГДА?
Напомним, что согласно пп. 1 и 2 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие НВОС, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией на основании заявки.
Что представляет собой этот пресловутый государственный учет объектов, оказывающих НВОС, и для чего он вообще нужен?
Извлечение
1. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора .
2. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников
в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления
в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
[…]
В какой форме будет реализован государственный учет объектов, оказывающих НВОС?
Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ
Статья 69. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
[…]
3. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
[…]
7. Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состоит из федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
, и региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
.
[…]
Федеральный государственный реестр объектов, оказывающих НВОС и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, будет вести Росприроднадзор (п. 5.5.10 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400; в ред. от 25.12.2015), а региональные государственные реестры объектов, оказывающих НВОС и подлежащих региональному государственному экологическому надзору , — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 ст. 69 Федерального закона № 7-ФЗ порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС, устанавливается Правительством Российской Федерации. Так, за несколько дней до подписания номера в печать Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 были утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — Правила ведения реестра).
Какова же процедура постановки объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет? Ответ вы найдете на схеме.
Статьей 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ также предусмотрены процедуры актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС , и снятия с государственного учета объекта, оказывающего НВОС , с выдачей соответствующих свидетельств (в течение 10 рабочих дней со дня подачи документов). Кстати, формы заявки об актуализации учетных сведений об объекте и заявки о снятии объекта с государственного учета до сих пор не утверждены.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Постановка объекта на государственный учет, актуализация учетных сведений об объекте и снятие объекта с государственного учета осуществляются без взимания платы .
На сегодняшний день утверждены следующие подзаконные нормативные правовые акты в области постановки объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет:
- Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»;
- Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»;
- Приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 553 «Об утверждении порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам»;
- Приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью»;
- Постановление Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».
Кроме того, недавно вышло письмо Росприроднадзора от 28.04.2016 № АС-03-04-36/7884 «О направлении разъяснений по вопросам учета объектов негативного воздействия на окружающую среду и подготовки к ведению федерального государственного реестра» (вместе с Разъяснениями по вопросам государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду) (далее — письмо № АС-03-04-36/7884), которое мы и рассмотрим далее.
РАЗЪЯСНЕНИЯ РОСПРИРОДНАДЗОРА
Письмо № АС-03-04-36/7884 было издано в связи с многочисленными (и вполне оправданными) обращениями в Росприроднадзор юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
В письме отмечается, что отдельные нюансы постановки на государственный учет объектов, оказывающих НВОС (например, постановка на учет объектов, которые используются одним юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, но находятся в разных субъектах Российской Федерации), будут разъяснены дополнительно после получения необходимой информации от Минприроды России.
Росприроднадзор напоминает о ведении государственного учета объектов, оказывающих НВОС, на федеральном и региональном уровнях в зависимости от уровня поднадзорности объектов. Кроме того, уточняется, что создание и введение в эксплуатацию государственного реестра объектов, оказывающих НВОС (в форме государственной информационной системы), а соответственно и постановка на учет объектов, оказывающих НВОС, на основании утвержденной формы заявки будут реализованы после утверждения Порядка создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС.
К СВЕДЕНИЮ
Как мы отметили ранее, Правила ведения реестра уже утверждены и вступили в силу. В связи с этим должна была стартовать и постановка объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет.
Поскольку принятие необходимых подзаконных нормативных правовых актов растянулось во времени, срок постановки объектов на государственный учет до 31 декабря 2016 г., обозначенный ч. 3 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ, на сегодняшний день является недостижимым. По факту постановка объектов на учет только началась (по крайней мере, должна была начаться). А уж о постановке на учет до конца текущего года всех объектов, оказывающих НВОС, и говорить не приходится! В кои-то веки адекватно оценивая ситуацию, Росприроднадзор направил в Минприроды России письмо с обоснованием продления срока постановки объектов на учет до 31 декабря 2017 г.
Полагаем, следствием упомянутого письма стало размещение Министерством 19 мая 2016 г. на федеральном портале проектов нормативных правовых актов довольно лаконичного проекта Федерального закона «О внесении изменения в часть 3 статьи 11 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"» , которым предусмотрено следующее: «В части 3 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 30, ст. 4220) слова "в течение двух лет" заменить словами "в течение трех лет"» . Таким образом, проект предусматривает перенос срока постановки объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет с 31 декабря 2016 г. на 31 декабря 2017 г. включительно.
Также отметим, что в письме Росприроднадзор на всякий случай не преминул напомнить хозяйствующим субъектам об административной ответственности за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки о постановке объектов на государственный учет:
Извлечение
из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(в ред. от 02.06.2016)
Статья 8.46. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений
Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.
Вторая часть рассматриваемого разъяснительного письма касается применения критериев отнесения объектов, оказывающих НВОС, к объектам федерального государственного экологического надзора и объектам I, II, III и IV категорий.
Так, при определении уровня поднадзорности объектов, оказывающих НВОС, применяются критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903.
Относительно категоризации объектов, оказывающих НВОС, в письме отмечается, что согласно п. 4 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет, причем категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте.
Напомним (хотя это должны знать уже все хозяйствующие субъекты), что в соответствии с п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее — Критерии) утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Как «обещал» нам п. 2 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ, при установлении критериев учитывались (по крайней мере, должны были учитываться) :
- уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
- уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
- классификация промышленных объектов и производств;
- особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.
Таким образом, в соответствии с Критериями наиболее крупные и опасные объекты будут отнесены к I категории, объекты с меньшей мощностью и менее опасные — ко II категории, объекты, не отнесенные к I, II и IV категориям, — к III категории.
КСТАТИ
Объекты, осуществляющие деятельность по производству молочной продукции, с проектной мощностью 200 т перерабатываемого молока в сутки и более в соответствии с Критериями относятся к I категории , а с проектной мощностью менее 200 т перерабатываемого молока в сутки — ко II категории . Данный факт вызвал волну возмущения у производителей молока.
Так, Национальный союз производителей молока требует снизить для молокозаводов категорию опасности до III или IV в связи с их (якобы) незначительным негативным влиянием на окружающую среду и высокой социальной значимостью.
По мнению Союза, уровень угрозы для окружающей среды от объектов молокоперерабатывающей отрасли несопоставим с уровнем опасности большинства других представленных в I категории объектов. Технологические процессы производства молока практически не предусматривают выбросов в атмосферный воздух особо токсичных и канцерогенных веществ . Кроме того, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в ред. от 25.04.2014) молочные производства отнесены к IV классу опасности (размер санитарно-защитной зоны — 100 м).
Однако Минприроды России считает вполне обоснованным отнесение молокоперерабатывающих предприятий к объектам I и II категорий опасности, поскольку сточные воды таких предприятий являются источником микробного загрязнения .
Наконец, основная масса объектов, оказывающих НВОС, попадет в IV категорию:
Извлечение
из Критериев
[…]
IV. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории
6. Наличие одновременно следующих критериев:
А) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год , при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
Б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
7. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 6 настоящего документа.
8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.
НА НИЗКОМ СТАРТЕ
Вот мы и завершили обзор нормативных правовых актов, на основе которых должна проводиться постановка объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет. Однако это всего лишь официальные документы, которые пока малоприменимы на практике и уже вызывают множество вопросов.
Экологические форумы буквально кипели и продолжают кипеть от попыток их участников предугадать развитие событий. Конечно, природопользователи хотят предпринять своевременные меры по постановке объектов на учет и успеть до конца установленного срока. Именно для таких активных природопользователей, отправивших свои заявки до вступления в силу Правил ведения реестра, и было издано рассмотренное нами письмо, согласно которому не нужно было предпринимать никаких конкретных действий до утверждения указанных Правил.
Итак, еще раз подчеркнем, что Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 были утверждены долгожданные Правила ведения реестра. Давайте выясним, что же нам приготовил законодатель.
Отметим, что часть положений Правил ведения реестра была скопирована из ст. 69 и 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ. Приведем положения, которых нет в указанном Федеральном законе и которые нас заинтересовали:
Извлечение
из Правил ведения реестра
[…]
18. В случае если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более объектах
, заявка о постановке объекта на учет направляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в отношении каждого объекта отдельно
.
19. В случае если объект расположен в пределах территории 2 и более субъектов Российской Федерации
, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на данном объекте хозяйственную и (или) иную деятельность, направляют заявку о постановке объекта на учет в один из территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
согласно их компетенции по месту размещения такого объекта по своему усмотрению.
[…]
21. В случае если при рассмотрении заявки о постановке объекта на учет территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования установлено, что объект подлежит внесению в региональный реестр
, заявка в электронном виде с использованием средств государственного реестра направляется в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с уведомлением юридического лица, индивидуального предпринимателя, направивших заявку, о ее переадресации.
22. В случае если при рассмотрении заявки о постановке объекта на учет органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации установлено, что объект подлежит внесению в федеральный реестр
, заявка в электронном виде с использованием средств государственного реестра направляется в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с уведомлением юридического лица, индивидуального предпринимателя, направивших заявку, о ее переадресации.
[…]
24. В случае если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории
, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду
.
[…]
Правила ведения реестра утверждены, а значит, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут вплотную заняться постановкой принадлежащих им объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет.
Экологи же пытаются разобраться в путанице уже выпущенных подзаконных нормативных правовых актов. При этом у них закономерно возникает множество вопросов.
Главный вопрос: что же является объектом, оказывающим НВОС? Сразу после выхода Федерального закона № 219-ФЗ все были уверены, что категория будет присваиваться индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу в целом, однако сейчас стало понятно, что это не так. Давайте разбираться.
Напомним, что согласно ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ объект, оказывающий НВОС , — это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
За определением термина «объект капитального строительства» обратимся к градостроительному законодательству: объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации; в ред. от 30.12.2015).
Исходя из приведенных определений, объект, оказывающий НВОС, — это отдельное здание, строение, сооружение, которое будет эксплуатироваться и производить НВОС.
При этом непонятно, можно ли будет отнести комплекс зданий предприятия, находящихся на одном земельном участке, к одному объекту, оказывающему НВОС. Если нет, то на одном предприятии может оказаться несколько десятков различных объектов, каждому из которых будет присвоена своя категория в соответствии с Критериями.
И самое интересное: некоторые объекты будут подлежать федеральному государственному экологическому надзору (например, тот же молокоперерабатывающий комплекс), а другие — региональному (котельная с бытовым котлом для обогрева административного здания в этом комплексе с установленной электрической мощностью 220 МВт). Как в таком случае будет осуществляться контроль? Нужно ли будет получать на молокоперерабатывающий комплекс комплексное экологическое разрешение , а на котельную разрабатывать декларацию о воздействии на окружающую среду ? Автоматические средства контроля выбросов тоже будут выборочно ставиться в отдельных цехах ? Сплошные вопросы, а ответов — ноль.
Получается, что каждому отдельному зданию, если оно неразрывно не связано с другим (исходя из определения термина «объект, оказывающий НВОС»), будут присваиваться свой код и категория и выдаваться свидетельство о постановке на учет. При этом не ясно, каким образом нужно доказать «неразрывную связь» объектов между собой, чтобы ставить на учет хотя бы производственный комплекс или филиал, а не каждый амбар или станок.
Кроме того, возникают вопросы о постановке на учет арендованных объектов. Например, многие мелкие предприниматели не имеют собственных площадей и вынуждены их арендовать. Вероятно, именно арендодатель будет ставить принадлежащие ему объекты, оказывающие НВОС, на учет. Но эксплуатируют-то объекты именно арендаторы. Причем они могут разместить в этих объектах собственное оборудование, имеющее источники выделения. Кроме того, в процессе осуществления деятельности сотрудников арендатора непременно будут образовываться отходы.
А как быть с офисными предприятиями и маленькими магазинами, которые ничего не производят, кроме бытовых отходов? Дело в том, что они не удовлетворяют предусмотренным Критериями условиям отнесения объектов к IV категории (ведь у них отсутствуют выбросы и сбросы). Следовательно, им как объектам, которые не могут быть отнесены к I, II или IV категории, должна быть присвоена III категория. В итоге огромный пласт природопользователей не освобождается от разработки и представления экологической отчетности и внесения платы за НВОС. Согласитесь, отнюдь не на это рассчитывали хозяйствующие субъекты после выхода Федерального закона № 219-ФЗ. Возможно, перечисленные объекты вообще не относятся к объектам, оказывающим НВОС? Остается только гадать.
Кроме того, вызывает вопросы постановка на учет стройплощадок, которые действуют временно, но, как правило, более 6 месяцев. Напомним, что согласно п. 2 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ постановка на государственный учет объектов, оказывающих НВОС, осуществляется на основании заявки, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение 6 месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. То есть стройплощадки нужно будет ставить на учет на период строительства, а потом снимать с учета, когда стройка завершена, или актуализировать учетные сведения об объекте при переводе объекта из строящегося в эксплуатируемый?
Еще одна предсказуемая проблема — постановка на учет объектов, принадлежащих одному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю и расположенных в разных субъектах Российской Федерации. Получается, что нужно будет подавать заявки о постановке на учет в органы исполнительной власти каждого субъекта отдельно. Кстати, в утвержденной форме заявки отведено поле для указания кода ОКТМО, на основании которого, судя по всему, объекты и будут территориально распределяться по реестрам.
Раз уж мы упомянули заявку о постановке на учет, давайте остановимся на ней подробнее . Пожалуй, никто не будет спорить с тем, что форма заявки очень громоздкая. В ней необходимо указать огромное количество сведений по всем аспектам деятельности объекта, оказывающего НВОС, причем сведения перечисляются в строчку (кто-нибудь задумывался о том, как можно перечислить, например, все загрязняющие вещества от всех источников выбросов подряд в строчку?). Как следствие, заявка о постановке на учет крупного производственного объекта превратится в талмуд.
Отметим, что у природопользователей есть возможность подать заявку через всем известный и набивший оскомину «Модуль природопользователя», однако реализация заявки в программе на данный момент оставляет желать лучшего: в ней имеется множество недоработок, самая главная из которых — форма заявки не совпадает с формой заявки, утвержденной Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554.
Кстати, обратите внимание на формулировку п. 1 упомянутого Приказа (выделено автором): «1. Утвердить прилагаемую форму заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов , подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» . Как видим, здесь прямо не сказано, что заявку можно будет подавать в бумажном виде.
Однако в Правилах ведения реестра содержится следующее положение:
Извлечение
из Правил ведения реестра
[...]
35. Заявку о постановке объекта на учет, сведения и документы, представляемые для актуализации учетных сведений об объекте или снятия объекта с государственного учета, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, направляют в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования посредством почтового отправления
с описью вложения и уведомлением о получении или в электронном виде
посредством заполнения электронного средства формирования заявки с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или официального сайта Службы в сети «Интернет».
[...]
Как известно, форма заявки была согласована и утверждена, несмотря на публичные слушания, проведенные Минэкономразвития России, результатом которых стало отрицательное заключение на проект. Основное замечание к проекту состояло в том, что форма заявки полностью игнорирует принцип административной реформы — в ней запрашиваются сведения, которые и так должны быть в распоряжении Росприродназора и его территориальных органов в соответствии с требованиями следующих нормативных правовых актов:
- Приказ Минприроды России от 31.12.2010 № 579 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию» (в ред. от 18.07.2013);
- Приказ Минприроды России от 26.10.2011 № 863 «Об утверждении порядка государственного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух»;
- Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору».
Разработчики заявки, видимо, забыли, что все данные из согласуемых проектов нормативов предельно допустимых выбросов, проектов нормативов допустимых сбросов и проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение заносятся во внутренние базы Росприроднадзора, а 5 лет назад подобные базы вел Ростехнадзор в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 24.11.2005 № 867 «О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».
И напоследок еще один интересный факт, связанный с содержанием заявки о постановке объектов на учет:
Извлечение
из Правил ведения реестра
[…]
20. Основанием для отказа в постановке на государственный учет объектов является отсутствие в составе заявки сведений, указанных в пункте 17 настоящих Правил. В указанном случае территориальный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю уведомление с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки.
[…]
38. Запрещается требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя при постановке объекта на государственный учет, при актуализации учетных сведений об объекте или снятии объекта с государственного учета:
[…]
б) представления сведений и документов, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
[…]
Вам не кажется, что здесь закралось противоречие? Нам да.
ВЫВОД
В целом сложившаяся на данный момент ситуация в области постановки объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет вызывает у хозяйствующих субъектов множество вопросов, на которые, к сожалению, пока никто (под «никто» мы подразумеваем Минприроды России и Росприроднадзор) не торопится дать вразумительные ответы. Законодательство, регулирующее процедуру постановки объектов на учет, содержит ряд пробелов, которые могут быть использованы для искажения первоначальной цели рассмотренных в статье нововведений — упростить и модернизировать государственный экологический контроль, снизив нагрузку на малый и средний бизнес.
Нам ничего не остается, кроме как дожидаться выхода многочисленных разъяснительных писем Росприроднадзора, которые будут как всегда идти вразрез с федеральным законодательством. К сожалению, эта печально известная схема действует в нашей стране уже который год. Будем надеяться, что изначально положительная процедура реформирования системы экологического контроля в итоге не погрязнет в бюрократии и исполнительском произволе.
.Изменения в природоохранном законодательстве обязывают природопользователей поставить на государственный учет объекты, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, представив соответствующую заявку. Кто должен представлять такие заявки, и есть ли утвержденная форма? Что будет, если заявка на представлена в установленный срок? Отвечает на эти и другие вопросы, которые волнуют организации и предпринимателей М.С. Мухин , президент ООО «Центр налоговых экспертиз и аудита» (г. Санкт-Петербург).
С 01.01.2016 в законодательство введена новая обязанность природопользователей - направлять органам государственного экологического надзора информацию об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в целях их государственного учета (ст. 69 и 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», далее - Закон № 7-ФЗ). При этом нельзя не отдать должное изобретательности законодателей, предложивших природопользователям сочетание «кнута и пряника».
Обязанность по постановке объекта на учет и последствия ее неисполнения
Подчеркнем: речь идет о постановке на учет не самих организаций и индивидуальных предпринимателей, а используемых ими объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Положениями статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ установлены:
а) обязанность природопользователей подавать заявки о постановке объектов на учет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ (п. 1).
Показательно, что практически все комментарии по данному вопросу указывают на необходимость подавать заявки в Росприроднадзор. Действительно, пунктом 5.5 (10) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 на данное ведомство возложена функция по ведению федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Последнее, крайне важное, обстоятельство нередко упускается из виду.
Между тем, критерии, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору», позволяют отнести к таким объектам весьма ограниченное их количество.
Подавляющее большинство объектов негативного воздействия, принадлежащих «безвредным» природопользователям (офисы, магазины и т. п.) подлежит региональному экологическому надзору. Соответственно, заявки о постановке объектов на учет должны направляться органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Подчеркнем: обязанность природопользователя подать заявку о постановке на государственный учет объекта, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду, обусловлена самим фактом наличия такого объекта и не зависит от того, обязан ли природопользователь вносить плату за негативное воздействие окружающую среду.
б) срок подачи заявки о постановке объектов на учет (в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации объекта) (п. 2).
Помимо установления указанного срока, законодатель определил и общий срок для постановки на учет объектов негативного воздействия, использовавшихся на момент вступления в силу рассматриваемых поправок в Закон № 7-ФЗ.
Данный срок установлен пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он составляет два года со дня вступления в силу указанного закона (01.01.2015). Подробный комментарий экспертов 1С .
Позволим себе не согласиться с Росприроднадзором и авторами многочисленных комментариев, утверждающими, что объекты негативного воздействия должны быть поставлены на учет не позднее 31.12.2016 года (письмо Росприроднадзора от 28.04.2016 № АС-03-04-36/7884). Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 1 ст. 191 и ст. 193 ГК РФ). То есть, в данном случае срок для постановки объекта на учет истекает 09.01.2017. Однако необходимо учитывать, что постановке на учет предшествует подача соответствующей заявки, для рассмотрения которой также установлен срок (см. ниже).
в) порядок утверждения формы заявки о постановке на учет (п. 3).
Полномочия по утверждению формы заявки предоставлены уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти. Таким органом является Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России), которое уже приняло соответствующий нормативный акт - приказ от 23.12.2015 № 554. Важно отметить, что данный приказ вступил в силу только 05.07.2016 (с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 № 572).
Введение в действие нормативного акта, утвердившего форму заявки о постановке объекта на учет, создало основу для практического исполнения положений статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ, дав природопользователям возможность подавать заявки в уполномоченные государственные органы. В связи с этим озвученное Росприроднадзором в письме от 28.04.2016 № АС-03-04-36/7884 предложение о переносе срока окончания учета на 31.12.2017 с соответствующим внесением изменений в действующее законодательство, вероятнее всего, утратило свою актуальность.
г) срок исполнения заявки (постановки объекта на учет) (п. 4).
Уполномоченный орган обязан осуществить постановку объекта на учет и выдать соответствующее свидетельство в течение 10 дней с момента подачи заявки.
Соотнеся срок рассмотрения заявки со сроком исполнения обязанности по постановке на учет объектов, использовавшихся на дату вступления в силу статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ, можно сделать вывод, что заявка должна быть получена уполномоченным органом не позднее 30.12.2016.
д) обязанность природопользователей представлять сведения, необходимые для актуализации имеющейся информации (п. 6) и срок для исполнения данной обязанности (п. 7).
Природопользователи обязаны подавать такие сведения в срок не позднее чем через 30 дней со дня государственной регистрации соответствующих изменений.
Данная обязанность, не будучи примечательной сама по себе, ставит перед участниками рассматриваемых отношений весьма трудноразрешимую задачу:
Кто обязан подавать заявку: собственник объекта или его арендатор?
К сожалению, ни Закон № 7-ФЗ, ни подзаконные акты не дают прямого ответа на этот вопрос. Согласно пункту 1 статьи 69 данного закона объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах. Абсолютно очевидно, что в контексте данной нормы речь идет о реализации правомочия пользования объектом, что позволяет рассматривать в качестве обязанного лица пользователя объекта (арендатора).
Данный вывод, казалось бы, подтверждается положениями пункта 6 статьи 69 Закона № 7-ФЗ, в котором необходимость актуализации сведений связывается с заменой юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте. Как видим, о смене собственника объекта речь не идет.
Однако в пункте 7 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ говорится о представлении сведений в течение тридцати дней со дня государственной регистрации изменений, указанных в абзацах втором и третьем пункта 6 этой статьи. Таким образом, законодатель связывает необходимость актуализации имеющейся информации не просто с «заменой» (термин достаточно сомнительный сам по себе) природопользователя, использующего объект, а с заменой, предполагающей осуществление государственной регистрации данного факта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 651 ГК РФ государственная регистрации договора аренды здания или сооружения является обязательной лишь в том случае, если такой договор заключен на срок не менее года. Как разъяснил Президиум ВАС РФ в информационном письме от 01.06.2000 № 53, данное правило применяется и к договорам аренды нежилых помещений.
Таким образом, смена арендатора нежилого помещения (в частности, офиса в бизнес-центре) не влечет за собой обязанность актуализировать сведения об объекте, ранее поставленном на учет. Соответственно, лишена смысла сама постановка на учет объекта арендатором, пользующимся этим объектом на основании договора краткосрочной аренды (до одного года).
Не претендуя на абсолютную истину, возьмемся предположить, что обязанность подавать заявку о постановке на «экологический учет» объекта, используемого на основании договора аренды, возлагается на:
- арендодателя (если договор аренды не подлежит государственной регистрации);
- арендатора (если договор аренды подлежит государственной регистрации)
Ответственность за невыполнение обязанности по своевременной подаче заявки о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, а также сведений для актуализации учетной информации, установлена статьей 8.46 КоАП РФ. Для организаций и индивидуальных предпринимателей штраф составляет от 30 до 100 тыс. руб.
Следует подчеркнуть, что ответственность установлена не за невыполнение обязанности по постановке объекта на учет, а за неподачу в срок соответствующей заявки. То есть, наказуемым является несовершение обязанным лицом начальных действий вне зависимости от их результата.
Экономическое стимулирование «экологического учета»
Как отмечено выше, законодателю удалось совместить административное принуждение природопользователей к постановке объектов на учет с экономическим стимулированием их к выполнению данной обязанности. Это нашло нормативное оформление в пункте 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ, введенной в действие с 01.01.2016. Согласно данной норме субъектами платы за негативное воздействие на окружающую среду не являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Пожалуй, впервые в отечественном законодательстве столь определенно заявлено об отсутствии фискального интереса в сфере природопользования к лицам, не оказывающим сколько-нибудь значительного воздействия на окружающую среду.
Такой подход представляется абсолютно правильным - как с точки зрения формирования благоприятной бизнес-среды, так и с позиции сосредоточения усилий контролирующих органов на реальных, а не номинальных загрязнителях. Уместным следует признать и отказ законодателя от использования такого сомнительного критерия, как «субъекты малого и среднего предпринимательства», который оставляет «за бортом» природопользователей, представляющих некоммерческую сферу (школы, медицинские и социальные учреждения, органы власти и управления, общественные и религиозные организации).
Насколько удачен выбранный законодателем критерий освобождения от платы, основанный на категорировании объектов негативного воздействия? Ответ на этот вопрос даст только время. Сейчас очевидно лишь то, что к указанным категориям объектов проявляется весьма значительный интерес со стороны природопользователей.
Категории объектов негативного воздействия описаны в статье 4.2 Закона № 7-ФЗ, а критерии отнесения объекта к той или иной категории - в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029.
Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на учет. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
К объектам IV категории относятся объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ). Большинство специалистов полагает (и эта точка зрения представляется абсолютно верной), что к таким объектам будут относиться так называемые «безвредные природопользователи».
Отрадно, что Росприроднадзор в письме от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054 также акцентировал внимание на том, что «представляется целесообразным отнесение таких объектов (офисные помещения, школы, детские сады и т. д.) к IV категории объектов НВОС».
Постановка объекта на учет и присвоение ему той или иной категории оформляется соответствующим свидетельством. Типовая форма свидетельства доведена письмом Росприроднадзора от 01.09.2016 № 176-03-00-36/17836.
Обобщая изложенное, сделаем следующий вывод. Законодатель не просто возложил на природопользователей новую обязанность, а сделал крайне важный шаг, избавляющий тех, чья деятельность не причиняет сколько-нибудь существенного вреда окружающей среде, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, представления соответствующих деклараций.
При всех недостатках процедуры «экологического учета» его результатом должно стать существенное снижение административного давления не только на бизнес, но и на некоммерческий сектор.
От редакции
В программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 поддерживается возможность формирования Заявки о постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду по форме, утв. приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554. Она доступна в рабочем месте «1С-Отчетность» - вкладка «Уведомления».
|
Пример заполнения заявки на регистрацию объектов НВОС
Если у вас возникли вопросы об оформлении заявки о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учёт, то настоятельно рекомендуем вам ознакомиться с примером заполнения данной заявки при помощи модуля «Регистрация объектов» . В данном примере мы рассмотрим оформление заявки на регистрацию объектов предприятия ООО «Пример».
1. Для того чтобы сформировать заявку на регистрацию объекта нужно открыть журнал документов «Регистрация объектов» и добавить новую заявку. Чтобы это сделать, Нажмите клавишу <-insert-> или щелкните мышкой по кнопке - «Добавить документ (Ins)». Откроется экранная форма «Регистрация объектов (Новый)». В поле «Регистрация объекта №» и «от» введите вручную номер и дату заявки. Поле «от», при создании нового документа, по умолчанию заполняется текущей датой. Выберите в поле ИНН предприятие ООО «Пример» (можно ввести ИНН вручную или выбрать из журнала документов «Лицевой счет», щелкнув мышкой по кнопке ). При вводе ИНН вручную программа проверяет, есть ли природопользователь с таким ИНН. Если природопользователь найден, то автоматически заполняются поля «Организация», «Осн. № в ЕГРЮЛ», «Дата ЕГЮРЛ», «ФИО Руководителя», «Должность», «ОКТМО», «ОКПО», таблица «Виды деятельности», «Дата гос. регистрации», «Дата постановки на учет», «КПП» «Телефон», «Адрес». Данные берутся из документа «Лицевой счёт». Если какие-либо из значений не заполнились автоматически, то введите их вручную. Если природопользователь не найден по ИНН, то открывается журнал документа «Лицевой счет», из которого необходимо выбрать природопользователя. Далее необходимо заполнить поля: «Море», для этого используется справочник, открываемый с помощью кнопки , «Тип территории» выбирается из выпадающего списка (площадной, точечный, линейный), «Дата введения объекта в эксплуатацию» заполняется с помощью выпадающего календаря, либо вручную. Координаты угловых точек объекта вводятся в таблицу «Координаты угловых точек». Необходимо указать координаты крайних границ объекта. Чтобы узнать эти координаты, воспользуйтесь соответствующими сервисами в интернете. В таблицу «Наименование и объем производимой продукции, реализуемого товара, оказываемой услуги» по порядку введите соответствующие данные. Единицу измерения можно выбрать из выпадающего списка. В соответствии с ней ввести объем и мощность. При наличии заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) введите его номер, дату в соответствующие поля, орган, выдавший Заключение ГЭЭ выбирается из справочника «Росприроднадзоры», при помощи кнопки . Основная информация об объекте заполнена, переходим на вкладку «Постановка на учёт».
2. На вкладке «Постановка на учёт» необходимо указать используется ли применение оборотного водоснабжения. После этого, в таблице «Критерии отнесения объекта к I-IV категории» необходимо указать соответствующие критерии. Они выбираются из справочника «Критерии», составленного на основании Постановления ПРФ от 28 сентября 2015 года № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» . Исходя из критериев, которые вы выбрали, укажите декларируемую категорию объекта. Для этого выберите нужную категорию из выпадающего списка. Росприроднадзор впоследствии присвоит категорию объекту на основании вашей Заявки. Уровень госконтроля тоже необходимо выбрать из выпадающего списка (Федеральный, либо Субъективный). Узнать, какой необходимо выбрать, можно в вашем Росприроднадзоре. Последнее, что нужно заполнить на этой вкладке, - это «Сведения о применяемых на объектах I-категории технологиях и об их соответствии наилучшим доступным технологиям.
3. Переходим к рассмотрению вкладки «Меры по ООС» . Если на предприятии существует программа производственного экологического контроля, то нужно внести сведения о ней в программу. Для этого существует соответствующее поле. Если на предприятии ведутся мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, то их необходимо перечислить в соответствующей таблице, указав дату начала мероприятия, дату его окончания, затраты, понесенные на проведение мероприятия и направление. Направление выбирается из выпадающего списка: снижение выбросов, снижение сбросов, снижение образования отходов.
Далее вносятся сведения о технических средствах по обезвреживанию, измерению и учету выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также о размещении отходов производства и потребления (I-V класс опасности), если отходы не передаются на использование специализированным предприятиям.
4. Рассмотрим вкладку «Выбросы» . В левой части формы находится перечень источников выбросов. Внесем данные по «Цеху 1».Для начала необходимо указать географические координаты объекта выброса. Указать Тип источника (организованный или неорганизованный) и тип территории (площадной, точечный, линейный) при помощи выпадающих списков. Далее необходимо указать геометрические параметры источника выбросов: высоту трубы в [м], ее диаметр (или длину и ширину в [см]). Затем вносятся данные о Термодинамических характеристиках газовоздушной смеси (ГВС): скорость выхода ГВС [м/с], температура [C] и расход (объем) [м3/с]. Доля сжигаемого попутно нефтяного газа (ПНГ) указывается в процентах, фактическая масса выбросов углекислого газа – в т./год. В таблице «Вещества» указывается вещества по источнику: их код, наименование, масса и мощность. Вещество выбирается из соответствующего справочника. Масса и мощность заполняются вручную. Остается заполнить таблицу, отражающую технологические процессы и технологии на объекте. Аналогично заполняются данные по «Цеху 2» и прочим источникам выбросов, которые имеются на объекте.
5. Интерфейс вкладки «Сбросы» похож на интерфейс вкладки «Выбросы». В левой части формы расположена таблица, отражающая список сбросов. В ней указывается название выпуска, бассейн реки, куда производится сброс. По каждому выпуску заполняются данные о его географических координатах, местонахождении, об объеме ПДС [м3/год] и объеме ВСС [м3/год]. Вносим информацию по Решению о предоставлении объекта в пользование, затем с помощью выпадающих списков выбираем цель и вид водопользования и категорию рыбохозяйственного значения. Осталось только внести данные о веществах по выпуску в таблицу «Вещества по выпуску». Это делается с помощью справочника, а массу веществ необходимо указать в колонке «Масса», она измеряется в [т/год]. Если есть еще выпуски, то необходимо внести их в список и заполнить данные аналогичным способом по каждому выпуску.
6. Вкладка «Отходы» . На этой вкладке необходимо указать список объектов размещения отходов. Для этого в таблице необходимо добавить порядковый номер и название объекта размещения отходов (ОРО). Если ОРО присутствует в ГРОРО, то необходимо указать «Код ГРОРО» из справочника и внести и указать его географические координаты. Ниже находится таблица, в которой необходимо привести список отходов предприятия вывозимых на данный ОРО, их класс опасности и фактическую массу [т./год].
7. Последняя вкладка называется «Разрешения» . Она включает в себя таблицу, содержащую информацию по трем типам документов: выброс, сброс, лимиты. В таблицу необходимо внести следующие данные: номер и дату документа, дату начала и окончания действия разрешения (либо лимита). Орган, выдавший разрешения и лимиты, выбирается из справочника с помощью кнопки в правом углу ячейки. Если вы являетесь владельцем ПК «ЭКО-Эксперт», то закладки по выбросам, сбросам, отходам и разрешениям можно составить в полуавтоматическом режиме с помощью функции «Сформировать по расчетам платы», указав необходимый год. В этом случае, большая часть данных будет заполнена автоматически на основании расчетов платы, которые были сделаны в ПК «ЭКО-Эксперт» за выбранный год. Это существенно упростит и ускорит составление заявки на регистрацию объектов.
8. На этом ввод документа завершен, нажмите кнопку . Чтобы распечатать заявку, нажмите на кнопку «Печать» в журнале документов «Регистрация объектов». Откроется окно с перечнем печатных форм. Выберите отчет «Заявка о постановке на учёт» и нажмите кнопку .
Заявка сформируется автоматически, откроется текстовый редактор с текстом заявки. Останется только распечатать её, подписать и отнести в РПН. Желаем успехов!
Статья 69.2. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
2. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
3. Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
4. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.
5. Порядок формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их присвоения соответствующим объектам устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
6. Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:
о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
7. Сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.
о смене собственника (владельца), осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
о реорганизации юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
9. При актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений.
10. Свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, выдается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи ими документов, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи.
11. Снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется по месту постановки их на учет в связи с представлением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями сведений о прекращении деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
12. Документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, является акт о его консервации или ликвидации.
13. При снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство о снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи соответствующих сведений и документов.
14. Федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, самостоятельно запрашивают с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия документы, указанные в пунктах 8 и настоящей статьи (содержащиеся в них сведения), в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (содержащиеся в них сведения) находятся в распоряжении таких органов или организаций. Юридические лица или индивидуальные предприниматели вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
15. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются без взимания платы.