Муниципальный финансовый контроль. Государственный (муниципальный) финансовый контроль Органы осуществляющие муниципальный финансовый контроль
Проблемы финансовой основы местного самоуправления диктуют необходимость объективного контроля состояния финансовой сферы муниципального образования. Указанную задачу призван решать муниципальный финансовый контроль.
Под муниципальным финансовым контролем понимают совокупность регламентируемых законом мер, направленных на объективную оценку соответствия федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации, уставу муниципального образования порядка формирования и использования муниципальных финансовых средств.
Правовую основу муниципального финансового контроля формируют Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», законы субъектов Российской Федерации, подзаконные нормативно-правовые акты, муниципальные правовые акты органов местного самоуправления.
Бюджетный кодекс РФ устанавливает формы финансового контроля:
- предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
- текущий контроль – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
- последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчётов об исполнении бюджетов.
К настоящему времени в Российской Федерации сложилась трёхуровневая система муниципального финансового контроля. Субъектами финансового контроля в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (статья 266, ч. 1) являются:
а) федеральные органы – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство;
б) финансовые органы субъектов Российской Федерации;
в) финансовые органы муниципальных образований.
В соответствии с упомянутой статьёй Бюджетного кодекса в качестве субъектов финансового контроля могут выступать иные уполномоченные органы, а также главные распорядители, распорядители бюджетных средств.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в соответствии с утверждённым Положением осуществляет контроль и надзор:
За использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
За соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета;
За исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
Указанная служба имеет право:
В организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях – получателях финансовой помощи из федерального бюджета проверять а) денежные документы, регистры бухгалтерского учёта, отчёты, планы, сметы и иные документы; б) фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;
Проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка).
Федеральное казначейство в соответствии с утверждённым Положением:
Ведёт учёт операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
Открывает и ведёт лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
Получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчётности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
Обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе (в т.ч. счета муниципальных образований);
Осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» от 07.02.2011 № 6-ФЗ формулирует общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счётных органов муниципальных образований.
Согласно статье 3 указанного закона соответствующие контрольно-счётные органы образуются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и представительным органом муниципального образования, являются постоянно действующими органами внешнего государственного (соответственно – муниципального) финансового контроля, подотчётными образовавшим их представительным органам.
Региональное законодательство субъекта Федерации в соответствии с федеральным законодательством устанавливает перечень органов, уполномоченных осуществлять финансовый контроль в субъекте Российской Федерации.
Государственный и муниципальный финансовый контроль в Белгородской области осуществляют:
Белгородская областная Дума;
Контрольно-счётная палата Белгородской области;
Представительные органы муниципальных образований;
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
Главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
Главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
Орган, осуществляющий функции управления финансами;
Финансовые органы муниципальных образований;
А также иные органы исполнительной власти Белгородской области, государственные органы Белгородской области, органы местных администраций, уполномоченные на то соответственно законами Белгородской области, нормативными правовыми актами правительства Белгородской области, муниципальными правовыми актами местных администраций.
Устав Белгородской областной Думы определяет: для осуществления контроля за исполнением областного бюджета и эффективностью использования собственности Белгородской области Белгородская областная Дума образует Контрольно-счётную палату Белгородской области, статус, состав и порядок деятельности которой определяется законом Белгородской области.
Согласно указанному закону Контрольно-счётная палата Белгородской области является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Белгородской областной Думой и подотчётным ей. В состав полномочий Контрольно-счётная палаты входит контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Белгородской области, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Представительные органы муниципальных образований в соответствии с федеральным и региональным законодательством образуют органы муниципального финансового контроля.
Уставом Яковлевского района Белгородской области предусмотрено образование контрольно-счётной комиссии муниципального района. Положением о комиссии предусматривается широкий круг её полномочий:
1) контроль за исполнением бюджета муниципального района «Яковлевский район»;
2) экспертиза проектов бюджета муниципального района «Яковлевский район»;
3) внешняя проверка годового отчёта об исполнении бюджета муниципального района «Яковлевский район»;
4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета Яковлевского района, а также средств, получаемых бюджетом Яковлевского района из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Яковлевского района, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими Яковлевскому району;
6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счёт средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счёт средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;
7) финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального района «Яковлевский район», а также муниципальных программ;
8) анализ бюджетного процесса в Яковлевском районе и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;
9) подготовка информации о ходе исполнения бюджета Яковлевского района, о результатах проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в Муниципальный совет Яковлевского района и главе администрации Яковлевского района;
10) контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального района «Яковлевский район», поступивших в бюджеты поселений, входящих в состав Яковлевского района;
11) осуществление полномочий внешнего муниципального финансового контроля в поселениях, входящих в состав Яковлевского района, в соответствии с соглашениями, заключенными Муниципальным советом Яковлевского района с представительными органами поселений;
12) анализ данных реестра расходных обязательств муниципального района «Яковлевский район» на предмет выявления соответствия между расходными обязательствами Яковлевского района, включёнными в реестр расходных обязательств и расходными обязательствами, планируемыми к финансированию в очередном финансовом году в соответствии с проектом бюджета муниципального образования;
13) контроль за ходом и итогами реализации программ и планов развития Яковлевского района;
14) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами Белгородской области, Уставом муниципального района «Яковлевский район» и нормативными правовыми актами Муниципального совета Яковлевского района.
Внешний финансовый контроль осуществляется Контрольно-счётной комиссией:
1) в отношении муниципальных органов, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в собственности муниципального района;
2) в отношении иных организаций путём осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счёт средств местного бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счёт средств местного бюджета.
Как следует из приведённого анализа, закон разграничивает полномочия контролирующих органов в трёхуровневой системе муниципального финансового контроля.
Федеральные органы вправе осуществлять финансовый контроль муниципальных образований по вопросам использования по назначению федеральных ресурсов (финансовых и материальных), переданных муниципальному образованию в связи с наделением его отдельными государственными полномочиями по вопросам ведения Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Финансовые органы субъекта Российской Федерации осуществляют контроль по аналогичным вопросам в связи наделением муниципального образования отдельными государственными полномочиями по вопросам ведения субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ такими полномочиями наделяются только муниципальные районы и городские округа, но не городские и сельские поселения.
Вне зависимости от уровня все установленные законом органы финансового контроля обязаны руководствоваться стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля.
В соответствии со статьёй 11 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» от 07.02.2011 № 6-ФЗ стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий утверждаются контрольно-счётными органами.
Стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий утверждаются контрольно-счетными органами:
1) в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований – в соответствии с общими требованиями, утверждёнными Счётной палатой Российской Федерации и (или) контрольно-счётным органом субъекта Российской Федерации;
2) в отношении иных организаций – в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным законом.
Существующая система муниципального финансового контроля подвергается критике ввиду её недостаточной эффективности, неспособности пресечь и предупредить масштабные нарушения в финансовой сфере местного самоуправления, в том числе нецелевое использование муниципальных финансов. Причину этого В.А. Артамонов видит в чрезмерно раздутом законодательстве (отношения в области финансового контроля в настоящее время регулируют более 260 законов, указов, постановлений и иных правовых актов), что не обеспечивает координации и взаимодействия между контрольно-финансовыми органами, а порой, напротив, вносит в контрольную деятельность рассогласованность.
Н.И. Даниленко полагает, что отечественная система государственного и муниципального финансового контроля нуждается в реформировании. По мнению автора к основным направлениям развития единой системы государственного и муниципального финансового контроля можно было бы отнести:
Формирование цели реформирования системы государственного и муниципального финансового контроля в соответствии с экономической и финансовой политикой государства;
Определение основных задач в сфере финансового контроля для достижения поставленной цели;
Внедрение новых современных форм и методов контрольной работы, обеспечивающих эффективное функционирование всех органов государственного и муниципального финансового контроля в общей системе;
Установление механизмов взаимодействия всех структурных элементов системы;
Разработку и нормативно-правовое закрепление документов о функционировании единой системы органов государственного и муниципального финансового контроля;
Интеграцию единой системы органов финансового контроля с другими звеньями системы управления государством;
Совершенствование механизма взаимодействия с правоохранительными органами;
Изучение и внедрение в практику зарубежного опыта контрольной деятельности органов финансового контроля;
Осуществление научной деятельности в области государственного и муниципального контроля.
Это – постановка задачи в самом общем виде, причём не нацеливающая на конечный результат. К тому же, декларируя идею создания единой системы государственного и муниципального финансового контроля, автор полагает возможным сохранение всех ныне действующих контрольных органов.
Это – тупиковый путь.
Переформулирование задач действующим органам финансового контроля, доказавшим свою неспособность обеспечить эффективное противодействие неправомерному использованию муниципальных (как, впрочем, и государственных) финансов, не даст результата, ожидаемого обществом.
Главный недостаток существующей системы, в особенности на муниципальном уровне, состоит в том, что контрольный орган лишь формально обозначен как орган «внешнего» контроля. В действительности этот орган в большей или меньшей степени зависим от муниципальной власти, хотя бы потому, что этой властью учреждается и перед этой властью отчитывается, представляя ей результаты выполненных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Этот орган не надёлён карательной функцией – хотя бы в самой её мягкой форме. Констатируя факт, даже вопиющий, контрольный орган не наделяется полномочиями по принятию мер хотя бы минимального реагирования. Как следствие, нарушения либо игнорируются, либо замалчиваются, что ведёт к колоссальным потерям в масштабах страны, оцениваемым почти в триллион рублей ежегодно.
С учётом изложенного существующая система финансового контроля должна быть не модернизирована, а реорганизована кардинально.
Заключение.
В результате достаточно трудных поисков федеральный законодатель, отталкиваясь от фундаментальных положений Конституции РФ, сформулировал общие принципы экономической основы местного самоуправления в современной России.
В состав экономической основы согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» входят муниципальное имущество, имущественные права муниципальных образований и местные бюджеты. Муниципальное имущество и часть имущественных прав муниципального образования составляют вещественную, материальную часть экономической основы. Местный бюджет и оставшаяся часть имущественных прав составляют финансовую основу местного самоуправления.
В совокупности составляющих элементов экономическая основа предназначена для всестороннего и полноценного удовлетворения жизненных потребностей населения муниципального образования. Опыт и практика функционирования органов местного самоуправления показывает, что созданная правовая база муниципальных экономических отношений достаточна для решения этой всеобъемлющей задачи. Этому способствует выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов (городских округов), осуществляемое путём финансовой поддержки муниципальных образований из бюджетов федерального и регионального уровней.
Проблема реализации экономических прав муниципального образования лежит вне экономических основ местного самоуправления. Она связана с допускаемыми отдельными должностными лицами местного самоуправления нарушениями закона в части использования муниципального имущества и бюджетных средств. Задача органов муниципального финансового контроля и правоохранительных органов в этих условиях состоит в эффективном противодействии подобным злоупотреблениям.
Контрольные вопросы для подготовки к семинарскому занятию
(тема 6)
Вопрос 1. Законодательное закрепление экономической основы местного самоуправления в Российской Федерации.
1. Принципы национальной экономической политики в отношении МСУ.
2. Эволюция нормативных представлений об экономической основе МСУ.
3. Общеправовые экономические принципы организации местного самоуправления.
4. Специальные экономические принципы организации местного самоуправления.
5. Финансовая основа местного самоуправления.
6. Соотношение экономики и финансов муниципального образования.
7. Европейская хартия местного самоуправления о принципах формирования финансовых ресурсов муниципального образования.
8. Роль государства в формировании экономической основы МСУ.
9. Муниципальная экономика в экономической системе РФ.
10. Экономическая основа как институт муниципального права.
11. Нормативно-правовые источники экономической основы МСУ.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений осуществляется органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований) в рамках всего публично-правового образования. Такой контроль, в первую очередь, ориентирован на существенное снижение рисков незаконного и нецелевого использования бюджетных средств, в т. ч. в части полномочий по контролю в сфере закупок (письмо Минфина России от 28.01.2014 N 02-11-09/3021).
Органы государственного (муниципального) финансового контроля субъектов (муниципальных образований)*(2)
Федеральное казначейство
Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (уполномоченные ими органами)
Функции органов внутреннего и внешнего государственного (муниципального) финансового контроля отчасти дублируются. В целях исключения излишнего дублирования контрольных мероприятий в отношении одних и тех же объектов контроля могут заключаться соглашения об информационном взаимодействии между такими органами (письмо Минфина России от 24.06.2013 N 02-07-10/23809). Кроме того, целесообразна координация работы по планированию контрольных мероприятий между территориальными органами федерального органа финнадзора и органами финнадзора субъектов РФ (п. 5 письма Минфина России от 04.08.2015 N 02-10-09/45065).
Внимание
Финансовые органы могут быть наделены полномочиями по осуществлению внутреннего финансового контроля, предусмотренными ст. 269.2 БК РФ, однако это возможно только в случае исключения возможности возникновения конфликта интересов (см. письмо Минфина России от 30.10.2013 N 02-11-005/46166). Структурные подразделения (должностные лица), осуществляющие контрольные полномочия, должны обладать организационной и функциональной автономией по отношению к структурным подразделениям (должностным лицам), осуществляющим составление и организацию исполнения бюджетов и (или) ведение бюджетного учета (см. письма Минфина России от 25.11.2013 N 02-11-010/50647 , от 18.12.2013 N 02-06-010/54151).
Регулируется деятельность указанных выше органов:
Полномочия органов по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля включают:
Органы, осуществляющие кассовое обслуживание (проведение кассовых операций)*(4) |
|
1. Последующий контроль за соблюдением: Бюджетного законодательства РФ; Иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. 2. Контроль за полнотой и достоверностью отчетности: О реализации государственных (муниципальных) программ; Об исполнении государственных (муниципальных) заданий | 1. Контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями. 2. Контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе. 3. Контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета. 4. Контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по контракту сведениям о данном контракте, содержащемся в реестре контрактов |
К полномочиям соответствующих органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относится проверка соблюдения финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов , бюджетных кредитов, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными программами (см., например, пп. "б" п. 7 Правил N 1092). Наделение органов финнадзора такими правами не означает, что они могут осуществлять контроль за деятельностью государственных органов (органов местного самоуправления) иных публично-правовых образований (письмо Минфина России от 12.09.2014 N 02-10-10/45828). Дело в том, что соблюдение целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов является не полномочием государственных органов (органов местного самоуправления), а обязательным требованием, устанавливаемым при предоставлении трансфертов в соответствии с бюджетным законодательством*(5) .
Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе передать полномочия по внутреннему муниципальному финансовому контролю органам местного самоуправления муниципального района на основании соглашения, заключаемого в соответствии с БК РФ (ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", далее - Закон N 131-ФЗ).
Возможность передачи полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органу внешнего государственного (муниципального) финансового контроля действующим законодательством не предусмотрена.
Внимание
Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля уполномочены на осуществление контроля в сфере закупок (п. 3 ч. 1 , части 8 и 9 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, далее - Закон N 44-ФЗ; Правила N 1092). На муниципальном уровне функции по контролю в сфере закупок, предусмотренные ч. 8 и ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, могут быть возложены на один орган местного самоуправления (п. 90 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Проверки могут проводиться как на этапе планирования (утверждения планов закупок и планов-графиков), так и на этапе исполнения контрактов (договоров).
Объектами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются органы, организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, перечисленные в ст. 266.1 БК РФ (см. также п. 7 Правил N 1092).
К объектам контроля, в частности, относятся любые государственные (муниципальные) учреждения (казенные, бюджетные и автономные). При этом в бюджетных (автономных) учреждениях целью проведения контрольных мероприятий является проверка полноты и достоверности отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
Методами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля согласно п. 1 ст. 267.1 БК РФ являются:
Проверки;
Ревизии;
Обследования;
Санкционирование операций.
Санкционирование операций относится к полномочиям Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований) (п. 2 ст. 269.1 БК РФ, п. 5.15 Положения N 703).
К контрольным мероприятиям органов финнадзора (плановым и внеплановым ) относятся проверки (выездные и камеральные , встречные ), ревизии, обследования (п. 2 ст. 269.2 БК РФ, п. 3 Правил N 1092). При этом встречные проверки проводятся в рамках выездных и (или) камеральных проверок.
______________________________
*(1) До 02 февраля 2016 года надзор осуществляла упраздненная ныне Служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.
*(2) В полномочия органа внутреннего финансового контроля субъекта РФ (муниципального образования) входит осуществление контрольных мероприятий в организациях госсектора того публично-правового образования, которое создало этот орган (письмо Минфина России от 26.12.2014 N 02-10-11/67828). Порядок осуществления полномочий органами внутреннего финконтроля субъектов РФ (муниципальных образований) определяется правовыми актами высших исполнительных органов госвласти субъектов РФ (местных администраций) (письмо Минфина России от 04.02.2016 N 02-10-06/5822).
*(3) Из положений действующего федерального законодательства следует, что органы финнадзора имеют право проверять только использование субсидий, предоставленных из бюджетов, а также вопросы государственных (муниципальных) закупок. Соответственно, проверку операций бюджетных (автономных) учреждений по приносящей доход деятельности эти органы, как правило, осуществляют только в той мере, в которой подобная деятельность повлияла на исполнение государственного (муниципального) задания. Кроме того, при проверках полноты и достоверности отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ может осуществляться проверка увязки целевых показателей программ, в рамках которых бюджетными и автономными учреждениями предоставляются государственные (муниципальные) услуги, с соответствующими показателями государственных (муниципальных) заданий (см., в частности, письмо Минфина России от 30.12.2013 N 02-01-009/58131; п. 48 Порядка, утв. постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640).
*(4) При исполнении федерального бюджета применяются:
Практические ситуации
Построить список
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы
Материал приводится по состоянию на февраль 2020 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
С. Бычков , заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
А. Семенюк , заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
В. Пименов , руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
Ю. Крохина , заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
А. Кулаков , начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Е. Янчарин , зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год
Д. Жуковский , начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
А. Кузьмина , редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук
Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:
А. Суховерхова , заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов
Т. Разрезова, эксперт, государственный советник 1 класса
Ю. Волгина , эксперт
Г. Гурашвили , эксперт
О. Емельянова , эксперт
Т. Дурнова, эксперт
Т. Толмачева, эксперт
Р. Гурашвили, эксперт
Д. Букина, эксперт
К. Панина, эксперт
№№ пп |
Вид муниципального контроля |
Нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление вида муниципального контроля (включая реквизиты с указанием конкретных положений, статей, пунктов, абзацев) |
Уполномоченные органы |
Муниципальный внутренний финансовый контроль |
ст. 265 и ч. 3 ст. 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" |
Городской финансово-экономический отдел администрации Пионерского городского округа |
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
БК РФ Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 252-ФЗ)
1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).
3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.
БК РФ Статья 269.2. Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
(введена Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ)
3. Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 345-ФЗ)
Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю должен содержать основания и порядок проведения проверок, ревизий и обследований, в том числе перечень должностных лиц, уполномоченных принимать решения об их проведении, о периодичности их проведения, права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, права и обязанности объектов контроля (их должностных лиц), в том числе по организационно-техническому обеспечению проверок, ревизий и обследований, осуществляемых должностными лицами органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 № 406-ФЗ)
Стандарты осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля утверждаются соответственно Министерством финансов Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с порядком осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, определенным соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций.
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 № 345-ФЗ)
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 19.08.2018)
Статья 17.1. Муниципальный контроль
(введена Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
1. Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ)
2. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) КОНТРОЛЯ / STATE CONTROL / MUNICIPAL CONTROL / BODIES OF STATE (MUNICIPAL) CONTROLАннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Рощектаева Ульяна Юрьевна, Рощектаев Сергей Александрович
В настоящее время вопросы формирования институциональной структуры обеспечения финансовой безопасности входят в число стратегических приоритетов государственной политики, что свидетельствует о достигнутом в обществе консенсусе относительно значительной роли России в мировой финансовой системе. Одним из первоочередных направлений деятельности российского государства является оптимизация структуры органов государственной власти с целью повышения эффективности и результативности их деятельности. Особое внимание в данном процессе отводится реформированию системы органов государственного финансового контроля. В современной экономике имеет место большой круг проблем и неточностей в законодательном регулировании финансового контроля со стороны государственных органов. Такая ситуация приводит к значительному снижению качества эффективности финансового контроля со стороны государственных органов. В связи с этим, возникает необходимость в изучении и утонении роли, функции и места органов, осуществляющих государственный (муниципальный) контроль, в институциональной структуре, определение важности участия таких органов в процессе рационального использования бюджетных средств, в формировании и обосновании методики и методологии контроля за эффективностью планирования и расходования бюджетных средств, а также мероприятия по предупреждению нарушения законодательства в бюджетной сфере.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Рощектаева Ульяна Юрьевна, Рощектаев Сергей Александрович
-
Правовое регулирование государственного (муниципального) финансового контроля
2014 / Файзрахманова Лейсан Миннуровна -
Недостатки правового регулирования финансового контроля (на примере межбюджетных трансфертов)
2018 / Андреева Е.М. -
Выявление фактов фальсификации финансовой отчетности: модель М. Бениша
2018 / Рощектаев С.А., Рощектаева У.Ю. -
Организационные аспекты внедрения внутреннего финансового контроля (аудита) в бюджетных учреждениях высшего профессионального образования
2017 / Гварлиани Т.Е., Томских С.А., Оборин М.С. -
К вопросу о сущности и путях совершенствования государственного финансово-бюджетного контроля в России
2016 / Клепиков Сергей Константинович -
Модель оптимальной системы органов финансово-бюджетного контроля: проблемы и возможности преодоления структурно-институциональной неэффективности
2011 / Васильева М.В., Нилова А.С. -
Особенности правового регулирования бюджетного контроля в Российской Федерации: теория и практика
2017 / Кечайкина Елена Михайловна -
Совершенствование системы финансового контроля в инновационной экономике
2014 / Юшкова С.Д. -
Государственный финансовый контроль и особенности его осуществления в государственных корпорациях
2017 / Романовская Виктория Витальевна
Internal state (municipal) financial control in the context of the formation of the institutional structure
At present, the issues of the formation of the institutional structure of financial security are among the strategic priorities of state policy, which indicates the consensus achieved in the society on the significant role of Russia in the global financial system. One of the priority activities of the Russian state is to optimize the structure of public authorities in order to improve the efficiency and effectiveness of their activities. Particular attention in this process is given to the reform of the system of state financial control. In the modern economy there is a large range of problems and inaccuracies in the legislative regulation of financial control by public authorities. This situation leads to a significant reduction in the quality of the effectiveness of financial control by public authorities. In this regard, there is a need to study and clarify the role, function and place of bodies exercising state (municipal) control in the institutional structure, determine the importance of the participation of such bodies in the process of rational use of budgetary funds, in the formation and justification of methods and methodology for monitoring the effectiveness of planning and spending of budgetary funds, as well as measures to prevent violations of legislation in the budgetary sphere.
Текст научной работы на тему «Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в контексте становления институциональной структуры»
УДК 657.375.1
https://doi.org/10.31775/2305- 3100-2018-3-78-82
ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ
У.Ю. Рощектаева, С.А. Рощектаев
Финансовый университет при Правительстве РФ (Краснодарский филиал), Краснодар, Российская Федерация
Аннотация. В настоящее время вопросы формирования институциональной структуры обеспечения финансовой безопасности входят в число стратегических приоритетов государственной политики, что свидетельствует о достигнутом в обществе консенсусе относительно значительной роли России в мировой финансовой системе. Одним из первоочередных направлений деятельности российского государства является оптимизация структуры органов государственной власти с целью повышения эффективности и результативности их деятельности. Особое внимание в данном процессе отводится реформированию системы органов государственного финансового контроля. В современной экономике имеет место большой круг проблем и неточностей в законодательном регулировании финансового контроля со стороны государственных органов. Такая ситуация приводит к значительному снижению качества эффективности финансового контроля со стороны государственных органов. В связи с этим, возникает необходимость в изучении и утонении роли, функции и места органов, осуществляющих государственный (муниципальный) контроль, в институциональной структуре, определение важности участия таких органов в процессе рационального использования бюджетных средств, в формировании и обосновании методики и методологии контроля за эффективностью планирования и расходования бюджетных средств, а также мероприятия по предупреждению нарушения законодательства в бюджетной сфере.
Ключевые слова: государственный контроль, муниципальный контроль, органы государственного (муниципального) контроля
Для цитирования: Рощектаева У.Ю., Рощектаев С.А. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в контексте становления институциональной структуры // Научный вестник Южного института менеджмента. 2018. №3. С. 78-82. ЬИрт/Моь огд/10.31775/2305-3100-2018-3-78-82 Конфликт интересов отсутствует
INTERNAL STATE (MUNICIPAL) FINANCIAL CONTROL IN THE CONTEXT OF THE FORMATION OF THE INSTITUTIONAL STRUCTURE
Ulyana Yu. Roshchektaeva, Sergey A. Roshchektaev
Financial University under the Government of the Russian Federation (Krasnodar branch),
Krasnodar, Russian Federation
Abstract. At present, the issues of the formation of the institutional structure of financial security are among the strategic priorities of state policy, which indicates the consensus achieved in the society on the significant role of Russia in the global financial system. One of the priority activities of the Russian state is to optimize the structure of public authorities in order to improve the efficiency and effectiveness of their activities. Particular attention in this process is given to the reform of the system of state financial control. In the modern economy there is a large range of problems and inaccuracies in the legislative regulation of financial control by public authorities. This situation leads to a significant reduction in the quality of the effectiveness of financial control by public authorities. In this regard, there is a need to study and clarify the role, function and place of bodies exercising state (municipal) control in the institutional structure, determine the importance of the participation of such bodies in the process of rational use of budgetary funds, in the formation and justification of methods and methodology for monitoring the
effectiveness of planning and spending of budgetary funds, as well as measures to prevent violations of legislation in the budgetary sphere.
Keywords: state control, municipal control, bodies of state (municipal) control
For titation: Roshchektaeva U.Yu., Roshchektaev S.A. Context of the formation of the institutional structure. Scientific bulletin ofthe Southern Institute ofManagement. 2018;(3):78-82. (In Russ.) https://doi.org/10.31775/2305-3100-2018-3-78-82
There is no conflict of interests
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в институциональной структуре бюджетных правоотношений реализуется органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований) в рамках всего публично-правового образования. Данный вид контроля, прежде всего, имеет целью значительное уменьшение рисков незаконного и нецелевого расходования бюджетных средств, в т. ч. в части полномочий в области контроля в сфере закупок (письмо Минфина России от 28.01.2014 № 02-11-09/3021).
Согласно п. 3 ст. 265 БК РФ конкретные контрольные мероприятия проводят следующие органы, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Органы, осуществляющие внутренний государственный (муниципальный) контроль
Федеральный уровень Уровень субъектов РФ и муниципальных образований
Органы финансового надзора
Федеральное казначейство Органы государственного (муниципального) финансового контроля субъектов (муниципальных образований)
Органы, осуществляющие кассовое обслуживание (проведение кассовых операций)
Федеральное казначейство Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (уполномоченные ими органами)
До 02 февраля 2016 года надзор осуществляла упраздненная ныне Служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству .
В полномочия органа внутреннего финансового контроля субъекта РФ (муниципального образования) входит осуществление контрольных мероприятий в организациях госсектора того публично-правового образования, которое создало этот орган (письмо Минфина России от 26.12.2014 № 02-10-11/67828). Порядок осуществления полномочий органами внутреннего финансового контро-
ля субъектов РФ (муниципальных образований) определяется правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (местных администраций) (письмо Минфина России от 04.02.2016 № 02-10-06/5822).
Функции органов внутреннего и внешнего государственного (муниципального) финансового контроля отчасти дублируются. В целях исключения излишнего дублирования процедур контроля по отношению одних и тех же объектов контроля могут заключаться соглашения об информационном взаимодействии между такими органами (письмо Минфина России от 24.06.2013 № 02-07-10/23809). Кроме того, целесообразна координация работы по планированию контрольных мероприятий между территориальными органами федерального органа финансового надзора и органами финансового надзора субъектов РФ (п. 5 письма Минфина России от 04.08.2015 № 02-10-09/45065).
Финансовым органам возможно наделение полномочий по формированию внутреннего финансового контроля, предусмотренными ст. 269.2 БК РФ, однако это возможно только в случае исключения возможности возникновения конфликта интересов (письмо Минфина России от 30.10.2013 № 02-11-005/46166). Подразделения учреждений или лица, наделенные должностными обязанностями, в задачи которых входит осуществление контрольных полномочий, в обязаны иметь автономию, как организационную, так и функциональную, по отношению к подразделениям учреждения (должностным лицам), которые обязаны осуществлять формирование и организацию исполнения бюджетов и (или) ведение бюджетного учета (письма Минфина России от 25.11.2013 № 02-11010/50647, от 18.12.2013 № 02-06-010/54151).
Регулируетсядеятельность указанных выше органов следующими документами:
1) Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 703;
2) Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092;
3) Административным регламентом, утвержденным приказом Минфина России от 20.03.2014 № 18н;
4) нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами местных администраций;
5) стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, утвержденными в каждом публично-правовом образовании (п. 3 ст. 269.2 БК РФ).
Полномочия органов по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля включают:
а) Органы финансового надзора (ст. 269.2 БК
1. Последующий контроль за соблюдением:
Бюджетного законодательства РФ;
Иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
2. Контроль за полнотой и достоверностью отчетности:
О реализации государственных (муниципальных) программ;
Об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
6) Органы, осуществляющие кассовое обслуживание (при санкционировании операций) (ст. 269.1 БК РФ):
1. Контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями.
2. Контроль за соответствием содержания проводимой операции коду вида расходов бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе.
3. Контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета.
4. Контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по контракту сведениям о данном контракте, содержащемся в реестре контрактов
Проанализировав положения действующих федеральных законодательно-нормативных актов можно отметить, что органы финансового надзора имеют право проверять только использование субсидий, предоставленных из бюджетов, а также вопросы государственных (муниципальных) закупок. Соответственно, проверку операций бюджетных (автономных) учреждений по приносящей доход деятельности эти органы, как правило, осуществляют только в той мере, в которой подобная деятельность повлияла на исполнение государственного (муниципального) задания .
Кроме того, при проверках полноты и достоверности отчетности о реализации государственных
(муниципальных) программ может осуществляться проверка увязки целевых показателей программ, в рамках которых бюджетными и автономными учреждениями предоставляются государственные (муниципальные) услуги, с соответствующими показателями государственных (муниципальных) заданий (письмо Минфина России от 30.12.2013 № 02-01-009/58131; п. 48 Порядка, утв. постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640).
К полномочиям соответствующих органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относится проверка соблюдения финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными программами (пп. «б» п. 7 Правил № 1092) .
Наделение органов финансового надзора такими правами не означает, что они могут осуществлять контроль за деятельностью государственных органов (органов местного самоуправления) иных публично-правовых образований (письмо Минфина России от 12.09.2014 № 02-10-10/45828). Дело в том, что соблюдение целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов является не полномочием государственных органов (органов местного самоуправления), а обязательным требованием, устанавливаемым при предоставлении трансфертов в соответствии с бюджетным законодательством. Об объеме полномочий органов финансового надзора субъектов РФ при осуществлении контроля за соблюдением органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов см. также письмо Минфина России от 30.04.2015 № 02-10-09/25199 и п. 4 письма Минфина России от 04.08.2015 № 02-10-09/45065.
Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе передать полномочия по внутреннему муниципальному финансовому контролю органам местного самоуправления муниципального района на основании соглашения, заключаемого в соответствии с БК РФ (ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», далее - Закон № 131-ФЗ).
Возможность передачи полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органу внешнего государственного (муниципального) финансового контро-
ля действующим законодательством не предусмотрена.
Органам внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля представлены полномочия с целью осуществления контроля в сфере закупок (п. 3 ч. 1, части 8 и 9 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, далее - Закон № 44-ФЗ; Правила № 1092). На муниципальном уровне функции по контролю в сфере закупок, предусмотренные ч. 8 и ч. 3 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, могут быть возложены на один орган местного самоуправления (п. 90 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889).
Проверки могут проводиться как на этапе планирования (утверждения планов закупок и планов-графиков), так и на этапе исполнения контрактов (договоров).
В соответствии с частями 11.2, 27.1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ Федеральное казначейство осуществляет контролирующие процедуры по проверке качества и эффективности проведения органами государственного (муниципального) финансового контроля, которые представляют собой органы (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), контроля за соблюдением Закона № 44-ФЗ. При осуществлении Федеральным казначейством подобных проверок в отношении органов внутреннего муниципального финансового контроля применяются положения ч. 2 ст. 77 Закона № 131-ФЗ.
Кроме того, контроль в сфере закупок, предусмотренный п. 2 ч. 1, ч.ч. 5 - 7 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, осуществляет Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами (п. 1, п. 5.15.5 Положения № 703).
Должностные лица Федерального казначейства вправе запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий (п. 10 Правил № 1092). При этом перечень запрашиваемых документов и материалов не ограничен - он определяется должностными лицами самостоятельно, исходя из предмета (направления) контрольного мероприятия (письмо Минфина России от 30.04.2015 № 02-10-07/25390). Аналогично, если иное не установлено нормативными актами субъекта РФ или муниципального образования, должностные лица органа финансового надзора самостоятельно определяют перечень информации, необходимой для проведения контрольных мероприятий. Контрольная деятельность органа финансового надзора по
фактическому изучению законности совершенных финансовых и хозяйственных операций может включать исследование документов, подтверждающих факт оказания услуг, выполнения работ, закупки товаров за счет бюджетных средств .
Органы финансового контроля осуществляют проверку исполнения объектом контроля бюджетного законодательства РФ во взаимосвязи с другими правовыми актами (в том числе, соблюдения положений Трудового кодексаРФ, региональных и других нормативных правовых актов) в целях подтверждения правомерности и полноты принятия (исполнения) обязательств учреждения. Например, при проведении проверки должны быть учтены положения нормативных правовых актов и локальных актов учреждения, регулирующих порядок направления работников в служебные командировки.
Федеральное казначейство вправе запрашивать у органов финансового надзора субъектов (муниципальных образований) РФ информацию и документы в целях осуществления анализа исполнения этими органами полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля (п. 3 ст. 157 БК РФ).
Таким образом, поскольку перечень необходимых и достаточных для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля документальной базы и материалов не определен, должностные лица могут запрашивать у объекта контроля любые документы, материалы, необходимые для проведения контрольного мероприятия, в том числе учредительные документы, локальные акты организации и т.п. (письмо Минфина России от 03.04.2018 № 02-09-09/21626).
Представление информации, документов и материалов по запросам контролирующих органов, допуск их должностных лиц в помещения и на территории объекта контроля, выполнение их законных требований, является обязанностью объекта контроля. Непредставление или несвоевременное представление объектом контроля запрашиваемых сведений (информации), представление недостоверных сведений или не в полном объеме, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов финансового контроля влечет ответственность по ст. 19.7 и по ст. 19.4.1 КоАП РФ (п. 3 ст. 266.1 БК РФ).
Объектами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются органы, организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, перечисленные в ст. 266.1 БК РФ (п. 7 Правил № 1092).
К объектам контроля, в частности, относятся любые государственные (муниципальные) учреждения (казенные, бюджетные и автономные). При
этом в бюджетных (автономных) учреждениях целью проведения контрольных мероприятий является проверка полного и достоверного отражения информации в отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
Методами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля согласно п. 1 ст. 267.1 БК РФ являются:
Проверки;
Ревизии;
Обследования;
Санкционирование операций.
Санкционирование операций относится к
полномочиям Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований) (п. 2 ст. 269.1 БК РФ, п. 5.15 Положения № 703).
Муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения .
Муниципальный финансовый контроль является частью (этапом) муниципального самоуправления. Поэтому главная его цель - оптимальное использование финансовых средств в целях развития территории путем обеспечения законности, целесообразности и эффективности формирования и использования муниципальных финансов, определения отклонений от принятых стандартов по возможности на самой ранней стадии для принятия корректирующих мер, определения виновных лиц, получения компенсации за причиненный ущерб и предотвращения таких нарушений в будущем.
Муниципальный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Внутренний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов муниципального финансового контроля, являющихся соответственно органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, Федерального казначейства.
Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.
Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.
Основными задачами муниципального финансового контроля являются:
- 1) контроль над полнотой и своевременностью формирования и исполнения бюджета по доходам и расходам, достоверностью ф??ан??вой отчетности;
- 2) контроль над соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, стандартов и правил формирования, распределения и использования муниципальных финансовых средств, соблюдением финансовой дисциплины;
- 3) контроль над экономической обо???ванностью, правомерным, целевым и эффективным использованием муниципальных ф??ан??вых и материальных ресурсов, в том числе муниципального имущества, приватизацией муниципального имущества;
- 4) налоговый контроль;
- 5) контроль над предоставлением и использованием налоговых льгот, кредитных и заемных средств;
- 6) контроль над соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств;
- 7) контроль над состоянием муниципального внутреннего долга;
- 8) контроль нормативных правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих доходы и расходы бюджета, связанных с управлением и распоряжением иными видами муниципального имущества;
- 9) контроль над полнотой и своевременностью осуществления мер по устранению выявленных нарушений, выполнением решений, принятых органами местного самоуправления по результатам ревизий и проверок, подготовкой предложений, направленных в целом на совершенствование бюджетного процесса и управления муниципальным имуществом.
Объектами муниципального финансового контроля являются:
- - главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;
- - финансовые органы в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
- - государственные (муниципальные) учреждения;
- - государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
- - государственные корпорации и государственные компании;
- -хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных капиталах;
- -юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, договоров (соглашений) о предоставлении государственных или муниципальных гарантий;
Органы управления государственными внебюджетными фондами;
- -юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;
- - кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации .
Субъектами финансового контроля являются органы и лица, имеющие право осуществления проверок правильности и эффективности формирования и использования муниципальных фондов денежных средств.
Население стоит особняком среди субъектов контроля. Формально оно не может организовать проверку какого-либо объекта и непосредственно не может участвовать в процедуре контроля. Однако, так как муниципальное самоуправление - это форма осуще-ствления народом своей власти, следовательно, участвуя в местном самоуправлении, невозможно оставаться и вне сферы муниципального финансового контроля. Являясь источником местной власти, население осуществляет свою контрольную функцию как прямо, так и опосредованно .
Принципы муниципального финансового контроля представляют собой зако-номерности, применяемые в практической деятельности субъектов контроля и, как правило, закрепленные в нормативно-правовой базе. Можно выделить следующие принципы:
Принцип плановости - рожден самой сущностью контроля. Так как контроль - это сопоставление реального и заранее спланированного положения дел, то субъекты контроля в своей работе опираются на месячные, квартальные и годовые планы проведения контрольных мероприятий;
Принцип законности говорит о том, что контрольные органы муниципального образования при выполнении своих обязанностей должны соблюдать существующее законо-дательство, тем самым обеспечивая охрану интересов общества и его отдельных граждан;
Принцип ответственности включает несколько аспектов: ответственность субъектов контроля за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, ответственность объектов контроля за допущенные ими нарушения и ответственность лиц, вступающих в правоотношения с субъектами и объектами муниципального финансового контроля и непосредственно могущих влиять на результаты контроля;
Принцип независимости заключается в организационной и финансовой независимости контролеров от лиц, чью деятельность они проверяют;
Принцип объективности предполагает проведение контрольных мероприятий по всесторонней и беспристрастной оценке реальных фактов финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта и отраженных в его отчетности на предмет законности, соответствия основным положениям, инструкциям и распоряжениям, выпускаемым органами местного самоуправления в части, регулирующей проверяемую деятельность;
Принцип компетентности необходим для определения требуемого уровня профессиональной подготовки, опыта и квалификации работников органов муниципального финансового контроля, отвечающего специфике проверяемого предмета и поставленным задачам контроля;
Принцип гласности требует доведения результатов финансового контроля как до проверяемого объекта для мобилизации усилий по устранению выявленных нарушений, так и для образовавших проверяемый объект органов;
Принцип эффективности муниципального финансового контроля в том, чтобы все элементы контроля складывались в систему таким образом, чтобы она функционировала наиболее эффективно .