В чем особенность рынка государственных муниципальных облигаций. Облигации, выпускаемые местными органами власти. Рынок муниципальных облигаций в России
Инвестиции в муниципальные облигации: даем в долг целым городам
Разбираемся с муниципальными и субфедеральными облигациями
Периодически мне приходится отвечать на вопросы подписчиков о муниципальных облигациях. Инструмент не относится к числу самых привычных и изученных для частных инвесторов, хотя можно получать до 10% годовых, поэтому статья будет кстати. В ней мы подробно разберемся: что такое муниципальные облигации, как и в каких пропорциях в них инвестировать, каковы их преимущества и риски.
Что такое муниципальные облигации и как они работают
Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.
Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора , в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).
Под муниципальными облигациями (МО) принято понимать 2 вида долговых ценных бумаг:
- Субфедеральные – выпускаются крупными регионами, субъектами РФ. Среди них 3 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Они имеют прямые бюджетные отношения с Министерством финансов.
- Муниципальные – выпускаются муниципалитетами, входящими в состав этих субъектов. Как правило, их эмитируют администрации городов под гарантию принадлежащей им собственности. Но обычно городские долги покрывает транш в пользу субъекта федерации, к которому населенный пункт относится.
Спрос в этом сегменте из-за сравнительно высокой доходности нередко превышает предложение. Выкупают выпуски как институциональные инвесторы – банки, инвестфонды, так и частные. Спрос растет в периоды низких ставок по депозитам и дефицита других инструментов с интересной доходностью. Стандартный номинал, как и у ОФЗ, составляет 1 тыс. рублей, выплата купонного дохода – раз в 3 месяца, реже раз – раз в полгода. Сроки до погашения обычно короткие – 3–5 лет, реже – от 1 месяца до 10 лет. Для анализа отдельных МО удобно использовать сервис rusbonds.ru. В частности, муниципальные облигации представлены в , дефолты можно искать в .
Ежегодно федеральные субъекты и муниципалитеты эмитируют объем долга примерно 300 млрд руб., а весь рынок составляет около 1 трлн руб. и продолжает расти. По сравнению с рынком ОФЗ и , он меньше в разы. Ликвидность облигаций тоже невысока. Тем не менее, этот рынок существует, и на нем есть свои игроки. Качественные бумаги иногда торгуются выше номинала. МО обладают теми же преимуществами, что и ОФЗ: не облагается налогом. Заплатить придется только с разницы между ценой покупки и продажи.
У МО есть отличительная черта – амортизация задолженности. Погашение муниципальных облигаций не происходит единовременно. Номинал возвращается постепенно, что снижает долговую нагрузку региона. Инвестор начинает получать свои деньги назад раньше срока окончания выпуска. Из-за этого стоимость облигации и размер купонных выплат ежегодно снижаются. Инвестор вынужден искать возможности для реинвестирования высвобождающихся средств. Особенно это невыгодно во время снижения ключевой ставки, когда доходность инструментов падает. Наличие амортизации (доля от номинала) можно проверить через сервис rusbonds.ru (нужна регистрация).
Начинающие инвесторы часто неверно считают прибыльность МО из-за того, что купонный доход уменьшается по мере амортизации номинала. В итоге прибыль по купону получается заниженной.
Приведем пример расчета по формуле. Облигация Липецкой области ISIN RU000A0ZZR33, погашение 21.10.2025, ставка 8.57, выплаты ежеквартально. Получаем: (1000 + 320.5)/1000 = 1.32.5; (1.32-1)*100% = 32.5% за весь срок до погашения или 4.83% годовых. Это меньше, чем должно быть. Формула не учитывает, что эмитент возвращает вложенный капитал, начиная с января 2020 года, при сохранении ставки купона. Чтобы посчитать правильно, мы уменьшаем срок погашения номинала на то количество дней, которое пропорционально выплаченным по амортизации средствам. В нашем примере с Липецкой МО будет не 2457 дней, а 1380. Таким образом, мы выйдем на ожидаемую доходность около 8.57% годовых.
Риски инвестора
С тех пор многое изменилось: действует бюджетный кодекс, ограничивающий размеры заимствований регионов. Но риски на этом рынке все же остаются. Кризис 2014–2015 г.г. также не прошел без последствий для региональных и муниципальных долгов. Доходность некоторых бумаг доходила до 33%. В июне 2015 года S&P зафиксировало дефолт по облигациям Новгородской области. Регион просрочил погашение кредита ВТБ. Местные власти запустили аукцион по привлечению кредитной линии под 23.93% годовых, но он не состоялся из-за отсутствия желающих. Второй зафиксированный дефолт – облигации Клинского района Московской области (RU000A0JPDZ4).
Каждый случай дефолта, хоть он и не затрагивает облигации федерального займа, понижает общий уровень доверия к государству, особенно со стороны иностранных инвесторов. Это означает, что Минфину придется повышать доходность по ОФЗ.
Учитывая риски, стоит внимательно анализировать рейтинги регионов и городов по размеру долговых обязательств перед федеральным бюджетом. Списки несложно найти в интернете или на сайте Минфина. «Лидеры» рейтинга вынуждены ставить более высокую доходность по своим выпускам, чтобы привлечь инвесторов. Банкротство не объявляется исключительно по политическим соображениям. В таких регионах вводится прямое казначейское управление, то есть, они лишаются права распоряжаться деньгами самостоятельно. Максимальное отношение долга к доходам не должно превышать 40%. У некоторых регионов масштаб задолженности зашкаливает.
- Мордовия – отношение долга к поступлениям в бюджет более 200%;
- Хакасия — 122.5%;
- Костромская область – 111%.
- Также в аутсайдерах Чукотка, Вологодская область, Карелия и ряд других.
Однако это предбанкротное состояние может длиться сколь угодно долго, ведь всегда находится повод просить денег еще. Например, на выполнение майских указов президента. Если у региона есть выпуск облигаций, из этих же бюджетных трансфертов выплачиваются купоны инвесторам. Коммерческие долги регионов перед банками вытесняются государственными кредитами, а необходимость их отдавать зависит от политических решений.
Перечислим основные минусы и риски МО:
- Сравнительно низкая ликвидность выпусков, из-за чего цена в момент продажи может быть ниже номинала;
- Спред у МО больше, чем у других видов облигаций;
- Из-за низкой ликвидности и крупного спреда невыгодно спекулировать, приходится держать актив до погашения;
- Нет длинных бумаг с прогнозируемой доходностью;
- Муниципальные облигации не могут претендовать на уровень надежности ОФЗ;
- Вероятность дефолтов небольшая, но они уже случались в прошлом, пусть и были в итоге погашены;
- Механизм амортизации долга, снижающий прибыль инвестора (если её оперативно не реинвестировать).
Главный недостаток в том, что инвестор не может полагаться на абсолютную надежность государственного долга. В случае проблем с выплатой купона либо угрозы дефолта, город или область рассчитывают на покрытие долга из федерального бюджетного транша. Но нет твердых гарантий, что данный конкретный эмитент этот транш получит в будущем. и снижение цен на заставляют по-новому взвешивать риски МО.
Стоит ли инвестировать в муниципальные облигации?
Как же ориентироваться в качестве МО? Например, на американском рынке инвесторы сразу смотрят на кредитный рейтинг территории (от AA и выше) и на страховое покрытие. В России облигации не застрахованы, поэтому инвестор должен внимательно изучить оценку рейтингового агентства и финансовое состояние региона. регионов: Эксперт РА, НРА (Национальное Рейтинговое Агентство), АКРА. Агентства «большой тройки» (S&P, Fitch, Moody’s) присваивают рейтинги не всем российским регионам, но зато их методики признаются иностранными инвесторами и фондами. В сводном виде эту информацию удобно смотреть на русском сайте Reuters .
Согласно инструкциям , по нормам резервирования муниципальные облигации приравнены к ОФЗ. Этим ЦБ дает понять, что рассматривает их как активы самого высокого качества. Но это далеко не всегда отражает реальную экономическую ситуацию в регионах. Их рейтинг без гарантий государства был бы на несколько ступеней ниже.
Чтобы эффективно инвестировать в муниципальные бумаги, необходимо детально разбираться в специфике региональной экономики, понимать её потенциал, знать особенности межбюджетных отношений. Разница в доходности между бумагами экономически успешных и депрессивных регионов не столь существенна. Поэтому есть смысл выбирать наиболее качественные МО.
Надежность облигаций в целом отражает состояние экономики региона. Неудивительно, что самыми безопасными считаются бумаги Москвы и сырьевых областей – Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого округов. Облигации федеральных субъектов в общем случае надежнее муниципальных. Их бюджеты больше и устойчивее, а рейтинг либо совпадает с рейтингом страны, либо находится на одну ступень ниже. Альтернатива – качественные корпоративные бумаги. Они стоят ниже по классу надежности, но по ним обычно выше доходность.
В силу специфики российского рынка, корпоративные облигации крупных госкомпаний тоже торгуются с расчетом на прямую поддержку со стороны государства. Поэтому записывать региональные долги в заведомо дефолтные и непригодные для инвестирования, в большинстве случаев нет оснований.
Выделим, какие плюсы есть у муниципальных облигаций.
- Частота купонных выплат раз в квартал, инвестор исправно получает пассивный доход.
- Амортизация, благодаря которой кэш регулярно поступает на счет. За год возвращается до 30–40% от вложенных средств. Это, кстати, снижает риски невозврата для инвестора.
- Федеральные власти будут спасать региональные бюджеты, поскольку дефолты угрожают политической стабильности.
- Налоговые льготы, позволяющие сэкономить 13%, по сравнению в в акциях.
- Возможность планировать купонный доход, т. к. он всегда фиксированный.
Учитывая плюсы и минусы муниципальных облигаций, определим варианты и рекомендации для инвестирования:
- Не покупать подобные бумаги, при отсутствии достаточного опыта анализа;
- Если решили взять в портфель МО, максимально диверсифицировать риски;
- Держать в них небольшую, безопасную долю капитала;
- Иметь стоп-лист субъектов, долги которых являются токсичными для портфеля.
Выводы
Муниципальные облигации могут стать неплохой альтернативой банковским депозитам и ОФЗ. Освобождение от налога и относительная надежность делают их привлекательным инструментом для диверсификации портфеля. Но, в отличие от вклада, для эффективного инвестирования требуется анализ целого ряда специфических показателей регионов. В некотором смысле это может быть сложнее, чем анализировать акции первого эшелона.
Всем профита!
Государственные и муниципальные ценные бумаги отличаются от всех других тем, что их эмитентами являются Российская Федерация (ценные бумаги РФ) или субъекты РФ (ценные бумаги субъектов РФ) или муниципальные образования (муниципальные ценные бумаги).
Правовое регулирование отношений по госзайму осуществляется не только ГК РФ, но и Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 145-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (далее - Закон об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг).
Г осударственные и муниципальные ценные бумаги удостоверяют право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бу
маг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями эмиссии.
Эмитентом ценных бумаг РФ является федеральный орган исполнительной власти, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета.
Государственные и муниципальные ценные бумаги могут выпускаться в виде облигаций и иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг.
Генеральные условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг РФ утверждает Правительство РФ, они должны включать:
Вид ценных бумаг;
Форму выпуска ценных бумаг;
Срочность этого вида ценных бумаг;
Валюту обязательств.
Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг допускается только в случае, если федеральным законом, законом субъекта РФ или решением органа местного самоуправления о бюджете соответствующего уровня на текущий финансовый год утверждены следующие значения:
Предельный размер соответствующего государственного долга, а также муниципального долга;
Предельный объем заемных средств, направляемых в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня или программ развития субъекта РФ или муниципального образования.
Особенности исполнения обязательств по государственным и муниципальным ценным бумагам устанавливаются бюджетным законодательством.
В соответствии с Законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг может осуществляться отдельными выпусками. Допускается деление выпуска на транши.
Если государственные и муниципальные бумаги выпускаются в именной документарной форме, то они хранятся централизованно и на них выпускается глобальный сертификат. При этом имя их владельца не является обязательным реквизитом глобального сертификата. По таким бумагам реестр их владельцев не ведется. Указание в глобальном сертификате депозитария не влечет перехода прав собственности на бумаги к нему.
Обязательства Российской Федерации, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг РФ и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте Российской Федерации. Обязательства Российской Федерации, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг РФ, составляющие внутренний долг и удостоверяющие право на получение доходов в денежной форме или погашение в денежной форме, подлежат оплате в валюте Российской Федерации.
Обязательства Российской Федерации, возникшие в результате эмиссии государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг Российской Федерации, должны быть выражены в иностранной валюте.
Государственная гарантия. Ценные бумаги, эмитированные третьими лицами, обязательства по которым гарантированы Российской Федерацией, не являются государственными ценными бумагами.
Срок государственной гарантии определяется сроком исполнения обязательств по ценным бумагам третьих лиц. Решение об обеспечении исполнения обязательств по ценным бумагам третьих лиц принимается Правительством РФ. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность по гарантированному им обязательству.
Вексель. Основными документами, регулирующими отношения сторон по векселю, являются постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. № 104/134 «О введении в действие Положения о переводном и простом векселе» и Федеральный закон от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» (далее - Закон о переводном и простом векселе), который разъясняет применение постановления ЦИК и СНК СССР.
Вексель - долговая ценная бумага, содержащая письменное, ничем не обусловленное обязательство должника (требование кредитора) уплаты указанной в векселе суммы в установленный срок. Вексель - ордерная документарная ценная бумага.
В соответствии с Законом о переводном и простом векселе по переводному и простому векселю вправе обязываться:
Граждане Российской Федерации;
Юридические лица Российской Федерации;
Российская Федерация, субъекты РФ, городские, сельские поселения и другие муниципальные образования только в случаях, специально предусмотренных федеральным законом.
Виды векселей:
Простой вексель (соло) - письменное обязательство должника (векселедателя) об уплате указанной в векселе суммы в установленный срок;
Переводной вексель (тратта) - письменный приказ кредитора (векселедателя) об уплате указанной в векселе суммы в установленный срок в пользу названного в векселе лица.
Векселедатель переводного векселя именуется трассантом. Плательщик переводного векселя - трассат. Векселедержатель переводного векселя - ремитент.
Переводной вексель должен содержать:
2) простое и ничем не обусловленное предложение уплатить определенную сумму;
3) наименование плательщика;
4) указание срока платежа. Переводной вексель может быть выдан сроком:
По предъявлении,
На определенный срок от предъявления,
Определенный срок от составления,
Определенный день,
Если срок платежа не указан, то вексель подлежит оплате по предъявлении. Предъявлен вексель к оплате может быть в течение года с даты составления, если в векселе не указано про удлинение сроков предъявления к платежу. В переводном векселе, который подлежит оплате сроком по предъявлении или во столько-то времени от предъявления, векселедатель может обусловить, что на вексельную сумму будут начисляться проценты. Во всяком другом переводном векселе такое условие считается ненаписанным. Процентная ставка должна быть указана в векселе; при отсутствии такого указания условие считается ненаписанным. Проценты начисляются со дня составления переводного векселя, если не указана другая дата;
5) указание места, в котором должен быть совершен платеж. При отсутствии особого указания место, обозначенное рядом с наименованием плательщика, считается местом платежа. Если место платежа не указано, то вексель считается подписанным в месте, обозначенном рядом с наименованием векселедателя;
6) наименование того, кому или приказу кого платеж должен быть совершен (получатель платежа). Переводной вексель может быть выдан приказу самого векселедателя. Он может быть выдан на самого векселедателя. Он может быть выдан за счет третьего лица;
7) дату составления векселя;
8) указание места составления векселя. Если не указано место составления векселя, то вексель считается составленным в месте, обозначенном рядом с наименованием векселедателя;
9) подпись того, кто выдает документ (векселедателя). Отсутствие реквизитов, указанных в п. 1, 2, 3, б, 7 и 9, лишает переводной вексель силы переводного векселя.
Простой вексель должен содержать:
1) наименование «вексель», включенное в самый текст и выраженное на том языке, на котором этот документ составлен;
2) простое и ничем не обусловленное обещание уплатить определенную сумму;
3) указание срока платежа. Простой вексель может быть выдан сроком:
По предъявлении,
Во столько-то времени от предъявления,
Во столько-то времени от составления,
На определенный день,
Если срок платежа не указан, то вексель подлежит оплате по предъявлении. Предъявлен вексель к оплате может быть в течение года с даты составления, если в векселе не указано про удлинение сроков предъявления к платежу. В простом векселе, который подлежит оплате сроком по предъявлении или во столько-то времени от предъявления, векселедатель может обусловить, что на вексельную сумму будут начисляться проценты. Во всяком другом простом векселе такое условие считается ненаписанным. Процентная ставка должна быть указана в векселе; при отсутствии такого указания условие считается ненаписанным. Проценты начисляются со дня составления простого векселя, если не указана другая дата;
4) указание места, в котором должен быть совершен платеж. При отсутствии особого указания место, обозначенное рядом с наименованием плательщика, считается местом платежа. Если место платежа не указано, то вексель считается подписанным в месте, обозначенном рядом с наименованием векселедателя;
5) наименование того, кому или приказу кого платеж должен быть совершен (получатель платежа). Простой вексель может быть выдан приказу самого векселедателя. Он может быть выдан на самого векселедателя. Он может быть выдан за счет третьего лица;
6) дату составления векселя;
7) указание места составления векселя. Если не указано место составления векселя, то вексель считается составленным в месте, обозначенном рядом с наименованием векселедателя;
8) подпись того, кто выдает документ (векселедателя).
На векселе могут наноситься различные сопроводительные надписи.
Аваль - гарантия третьих лиц за платеж по векселю. Ставится на лицевой стороне, может даваться на часть суммы.
Акцепт (только для переводного векселя) - согласие плательщика на совершение платежа. Векселедатель отвечает за акцепт и за платеж. Векселедатель вправе сложить с себя ответственность за акцепт. Переводные векселя, подлежащие оплате в определенный срок от предъявления, должны быть предъявлены к акцепту в течение одного года со дня их выдачи.
Индоссамент - надпись на оборотной стороне векселя. Выполняет две функции: передаточную - передает право требования денег по векселю и гарантийную - устанавливает солидарную ответственность за платеж всех лиц, выполнивших индоссамент. Эту ответственность можно с себя снять, выполнив надпись «без оборота на меня». Индоссамент должен быть простым и ничем не обусловленным. Частичный индоссамент недействителен. Индоссамент переносит все права, вытекающие из векселя. Зачеркнутые индоссаменты считаются ненаписанными. Индоссамент может быть совершен даже в пользу плательщика, независимо от того, акцептовал он вексель или нет, либо в пользу всякого другого обязанного по векселю лица. Эти лица в свою очередь могут индоссировать вексель. Индоссамент на предъявителя имеет силу бланкового индоссамента.
Векселедатель наряду с лицами, акцептовавшими, индоссировавшими переводный вексель или поставившими на нем аваль, несет солидарную ответственность перед векселедержателем.
В настоящее время векселя используются не только как инструменты коммерческого кредита, т.е. оформляющие поставку товаров с отсрочкой платежа, но и как способ оперативного привлечения средств, который не требует регистрации эмиссии в государственных органах и позволяет проводить оперативные заимствования на открытом рынке. При этом векселя несут практически ту же функцию, что и облигации - срочного инструмента с фиксированной доходностью. Однако права владельцев векселей значительно расширены по сравнению с правами владельцев облигаций. Прежде всего это связано с тем, что вексельное обязательство не может быть ничем обусловлено (не может быть выдвинуто условие отказа от платежа), а также существует упрощенная судебная практика взимания средств для погашения вексельных обязательств. В то же время в письме ФКЦБ России от 25 июня 2003 г. № 03-ИК СХ/8970 указано, что приобретение и прочие операции с векселями являются операциями, сопровождающими
ся высокими рисками, в том числе кредитными рисками, рисками ликвидности и др.
Одним из активных участников вексельного рынка выступают коммерческие банки. При этом в соответствии с письмом ЦБ России от 9 сентября 1991 г. № 14-3/30 «О банковских операциях с векселями» банки совершают следующие виды операций:
1) учет векселей. Сущность учета векселей состоит в том, что векселедержатель передает (продает) векселя банку по индоссаменту до наступления срока платежа и получает за это вексельную сумму за вычетом за досрочное получение определенного процента от этой суммы. При этом различают следующие виды кредита по учету векселей: предъявительский и векселедательский;
2) выдачу ссуд до востребования по специальному ссудному счету под обеспечение векселей;
3) принятие векселей на инкассо для получения платежей и для оплаты векселей в срок. При этом правильной последовательностью действий по инкассированию векселей банками признается следующая:
а) векселедержатель представляет вексель в банк,
б) банк принимает на себя ответственность по предъявлении в указанный векселедержателем срок векселя плательщику для получения платежа,
в) при поступлении платежа вексель возвращается должнику,
г) при поступлении платежа вексель возвращается векселедателю.
За всю историю случалось довольно большое количество дефолтов по муниципальным облигациям в США, но лишь некоторые из них получили широкую огласку и вызвали серьезные опасения в инвестиционной среде.
В России, естественно, дефолты по муниципальным облигациям так же были.
Если вспомнить кризис 1998 года, то до дефолта федерального правительства был объявлен первый дефолт по муниципальным облигациям — регионом, не исполнившим собственные обязательства, стала Республика Саха.
После дефолта федерального правительства отказ от погашения субфедеральных и муниципальных бумаг стал фактически нормой: заемщиков, продолживщих обслуживать свои обязательства, можно было пересчитать по пальцам. И если дефолта явно несостоятельных регионов рынок ожидал - часть портфеля агрооблигаций Минфина так и осталась нераспроданной, то отказ от платежей крупнейших и финансово устойчивых регионов, таких как Татарстан, Ленинградская область, Московская область, стал для инвесторов неприятным сюрпризом.
На период кризиса пришлось появление двух важных законодательных актов - Бюджетного кодекса РФ и Закона об особенностях эмиссии субфедеральных и муниципальных облигаций. Первый из них, в частности, разделил полномочия бюджетов различных уровней и ввел серьезные ограничения на объемы заимствований и размеры дефицита бюджетов.
Кризисный период продлился до середины 1999 г. И хотя дефолты региональных администраций продолжались, а иски о взыскании средств по обязательствам региональных бюджетов, в первую очередь по агрооблигациям, уже стали привычными, часть регионов, допустивших дефолт, начала добровольное2 урегулирование своих обязательств.
К началу 2000 г. добросовестно обслуживавшие свои обязательства в период кризиса регионы получили возможность рефинансировать свой долг на внутреннем рынке. В частности, Москва и Санкт-Петербург начали досрочное погашение своих внешних обязательств, обслуживание которых стало очень дорогим после девальвации рубля.
Восстановление рынка региональных и муниципальных займов началось лишь в 2000-2001 гг., а о достижении активности, сопоставимой с предкризисной, стало возможным говорить лишь в 2002 г.
Рынок региональных и муниципальных облигаций в настоящее время находится на подъеме, и существуют серьезные предпосылки для его роста как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе.
Вот некоторые шаги, которые можно предпринять, чтобы снизить уровень риска дефолта.
Снижение уровня риска дефолта по муниципальным облигациям
- Кредитный рейтинг . Следует обращать внимание на кредитный рейтинг облигаций. Рейтинговые оценки, присваиваемые агентствами Moody"s и Standard & Poor"s, основаны на профессиональном анализе большого объема финансовой информации. Поскольку муниципальные облигации освобождены от регистрации в Комиссии по ценным бумагам и биржам, инвесторы имеют ограниченный доступ к информации о финансовом состоянии эмитента. Штаты и муниципалитеты не обязаны публиковать годовые финансовые отчеты. Таким образом, чтобы свести к минимуму риск дефолта, следует ограничиться покупкой только тех облигаций, которые имеют кредитный рейтинг на уровне AAA или АА. Следует также учитывать то, что со временем рейтинги могут быть пересмотрены, поэтому инвестиционные решения не должны основываться только на этих оценках.
- Страховые гарантии . Узнайте, застрахованы ли риски интересующих вас облигаций. Наличие страховки может повысить кредитный рейтинг выпуска облигаций до уровня AAA, даже если сами по себе эти бумаги имеют более низкий рейтинг. Таким образом, облигации, имеющие рейтинг AAA или АА без учета страховых гарантий, являются более надежными, чем бумаги, получившие рейтинг AAA только за счет наличия страховки. Страховые компании, такие как Ассоциация страхования муниципальных облигаций (MBIA) и Financial Guaranty Insurance Co. (FGIC), продают страховые полисы, гарантирующие выплату процентов и возврат основной суммы долга. При этом надежность самой страховой компании также влияет на рейтинг застрахованных облигаций.
- Кредитные гарантии . Некоторые эмитенты вместо того, чтобы прямо застраховать выпуск облигаций, используют аккредитивы банков и страховых компаний. Аккредитив не гарантирует, что банк или страховая компания выплатят проценты владельцу облигаций. Их гарантии в данном случае заключаются в предоставлении эмитенту кредитной линии. Если финансовое состояние эмитента не позволит осуществить процентный платеж, банк или страховая компания обязуются предоставить ему для этого необходимые средства. Поскольку данный вид гарантий предлагает более низкую степень защиты, чем прямое страхование, следует внимательно ознакомиться с рейтингами банка или страховой компании, предоставляющих кредитную линию эмитенту интересующих вас облигаций.
- Официальный бюллетень . Получите копию официального бюллетеня или информационного проспекта, которые аналогичны проспекту эмиссии корпоративных ценных бумаг. В бюллетене обратите особое внимание на следующие разделы:
- Диверсификация . Старайтесь покупать облигации различных эмитентов, риски которых не связаны.
Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней проценте от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Баринов В. Особенности рынка региональных займов. М. 2003 стр. 47
Муниципальные облигации - облигации, выпускаемые местными органами власти.
В качестве эмитентов муниципальных облигаций могут выступать в РФ органы власти национально-государственных и административно-территориальных образований:
область - республика
район - округ
При этом возможен выпуск облигационного займа не только от имени, например, правительства республики, но и от лица ее министерств и ведомств.
Классификация облигаций.
По критерию способа покрытия долговых обязательств различают:
Облигации, как общее обязательство о погашении задолженности.
Обычно выпускаются для покрытия общего, переходящего из года в год дефицита местного бюджета; без обеспечения, под общее обязательство погасить долг и выплатить проценты.
Выполнение обязательств покрывается общей способностью органа власти взимать налоги. Вместе с тем обычно в условиях выпуска уточняется определение общей налоговой способности (какими видами налоговых платежей она создается, какие ограничения существуют со стороны центрального правительства, какими, кроме налогов, платежами в доход местного бюджета обеспечивается погашение долговых обязательств, какие источники будут обращены на это погашение в первую очередь и т.д.).
Облигации, под общее обязательство (о погашении задолженности), с ограниченным покрытием по налоговой способности.
Выполнение обязательств покрывается конкретным налоговым источником - взиманием налоговых платежей конкретного вида, сборов, пеней и т.д.
Облигации под целевые поступления (от конкретных объектов, находящихся в муниципальной собственности). К этой же категории можно отнести целевые облигационные займы на строительство конкретных объектов или реализацию иных проектов, доходы от которых будут идти на погашение займа.
Например, строительство аэропортов (платежи авиакомпаний за использование сооружений), морских портов (арендная плата за пользование терминалами), больниц (плата, вносимая пациентами, средства медицинского страхования, строительство муниципальных домов (плата за проживание, покупка домов), проектов в области электроэнергетики, газоснабжения, строительства дорог, спортивных сооружений, переработки отходов, снабжения водой и т.д.
Облигации могут выпускаться:
а). на строительство, модернизацию, ремонт объектов, доходы от которых будут направлены на их погашение;
б). на другие цели, но под доходы от объектов, находящихся в муниципальной собственности (средства, поступающие от облигационного займа, на цели, связанные с данными объектами не используются).
Обычно в условиях выпуска тщательно оговаривается, какая часть доходов может быть направлена на погашение обязательств перед держателями облигаций, а какая - на покрытие текущих издержек от эксплуатации объекта, приносящего доходы, его ремонт, модернизацию и т.д. В другом варианте может предусматриваться, что обязательства по облигациям гасятся в любом случае их валовых доходов, а покрытие прочих издержек происходит из оставшейся части денежных поступлений. Правовых препятствий для применения подобной схемы в российской практике, нет.
В условиях выпуска облигационного займа устанавливаются обязанности эмитента по поддержанию в должном состоянии объектов, доходы от эксплуатации которых идут на погашение долга, обязательства по страхованию объекта и т.д.
Краткосрочные облигации под ожидаемые налоговые или иные поступления, на покрытие краткосрочных кассовых дефицитов бюджета.
Многие бюджеты страдают от кассовых разрывов в течение года: расходы осуществляются неравномерно при сезонности поступления налоговых и иных доходов (например, с сельскохозяйственных районах). С целью покрытия кассовых разрывов местные власти выпускают краткосрочные (3-12 месяцев) облигации при следующих вариантах погашения:
за счет будущих налогов;
за счет зачета налогоплательщика сумм, вложенных в облигации, при определении размеров налоговых платежей;
под ожидаемые в будущем дотации от вышестоящий бюджетов;
под поступления доходов от объектов, находящихся в муниципальной собственности;
под сочетание на долевых началах указанных источников платежей.
Другие условия выпуска муниципальных облигаций.
Так же, как и облигации предприятий, муниципальные облигации могут выпускаться:
· именными и на предъявителя на любые сроки;
· без ограничений и ли с ограничениями по возможности обращения;
· под залог имущества или без совершения залога;
· купонные и бескупонные;
· серийные (погашение сериями внутри срока з0айма) и срочные (с единым срокам погашения; с фондом погашения или без него;
· с фиксированным и колеблющимся процентом; беспроцентные
· отзывные и без права отзыва эмитентом;
· с правом обратной продажи и без таковой;
· в качестве зеро-купонов;
· с застрахованными обязательствами перед инвесторами и без таковых;
· с субординацией «по старшинству» и «меньшинству» различных выпусков муниципальных облигаций.
Разговор о видах муниципальных облигаций я решил выделить отдельным блоком, самостоятельным, так сказать, постом.
Настоящая публикация логически вытекает из начатого статей, посвященных теме (понятие, история, зарубежный опыт).
Мы рассмотрим поднятую тему с различных точек зрения, включая зарубежную и отечественную практику , причем затронем как основные классифицирующие признаки, так и вспомогательные…
На российском фондовом рынке наблюдается противоположная картина.
В зависимости от СПОСОБА ОБЕСПЕЧЕНИЯ муниципальных облигаций различают:
муниципальные облигации индустриального развития (от англ. industrial development bonds ), которых предполагается из сумм платежей от использования , создание или которых за счет соответствующего облигационного займа;
доходные муниципальные облигации (от англ. revenue bonds), обеспечиваемые, главным образом, от реализации финансируемого проекта;
муниципальные облигации общего (от англ. general obligation bonds), в основе обеспечения которых лежат (включая ) муниципалитета-эмитента.
Наконец, исходя из ЦЕЛЕЙ ВЫПУСКА муниципальных облигаций их делят на:
целевые муниципальные облигации и
муниципальные облигации общего покрытия .
В подавляющем большинстве случаев такие бумаги относятся к числу доходных муниципальных облигаций, о которых мы вели речь чуть выше.
Выпуск муниципальных облигаций общего покрытия привязки к финансированию конкретных объектов не имеет, а нацелен на вопросов, связанных с финансированием текущих потребностей местного , включая погашение его дефицита.
Такие бумаги имеют меньшее распространение по сравнению с целевыми муниципальными облигациями.
Муниципальные жилищные займы
Важнейшей разновидностью целевых муниципальных облигаций считаются муниципальные жилищные займы .
Основное назначение данного вида ценных бумаг – средства частных (главным образом, физических лиц) под финансирование строительства .