Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации. Гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов в россии. Применение стабилизационной оговорки
Основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 09 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
В частности, этим законом закреплено, что:
- правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам. Вместе с тем, Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" и другими законами установлены отдельные изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов;
- иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается нормами федеральных законов и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации;
- иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
- иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации;
- иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
- имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества. При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки;
- спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).
Конституцией Российской Федерации закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Российская Федерация участвует во множестве многосторонних и двусторонних международных договоров и соглашений, в частности, Российской Федерацией ратифицирована Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней").
Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации (ст.5 Закона).
Рассматриваемая гарантия включает также право на защиту своих интересов в суде, в том числе иностранные инвесторы вправе защищать свои экономические интересы в качестве третьих лиц в деле, рассматриваемом арбитражным судом Российской Федерации.
Данная гарантия подразумевает и гарантию возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов
Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации (ст.6 Закона)
Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Анализ международных соглашений РФ с зарубежными государствами, показывает, что как правило в число форм инвестиций включены:
а) движимое и недвижимое имущество, а также соответствующие ему имущественные права;
б) акции, вклады и другие формы участия в предприятиях или компаниях;
в) права требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, связанных с капиталовложениями;
д) права на осуществление экономической деятельности, включая коммерческую деятельность, предоставляемые на основе закона или договора, в частности, касающиеся разведки, разработки, добычи и эксплуатации природных ресурсов.
Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст.7 Закона).
Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции (ст.12 Закона).
Иностранный инвестор, который первоначально ввез на территорию Российской Федерации имущество и информацию в документальной форме или в форме записи на электронных носителях в качестве иностранной инвестиции, имеет право на беспрепятственный (без квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности) вывоз указанных имущества и информации за пределы Российской Федерации.
Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст.8 Закона).
Как закреплено в Конвенции о защите прав инвестора, инвестиции не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме исключительных случаев (стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), предусмотренных национальным законодательством Сторон, когда эти меры принимаются в общественных интересах, предусмотренных Основным законом (Конституцией) страны-реципиента. Национализация или реквизиция не могут быть осуществлены без выплаты инвестору адекватной компенсации.
При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.
Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации (ст.9 Закона).
Принцип защиты от ужесточения национального законодательства - сохранение правового режима в случае неблагоприятного изменения законодательства. В юридической литературе данный принцип также называют «стабилизационной оговоркой». Запрет на введение изменений, ухудшающих оговоренные условия поступления иностранных инвестиций, получил даже особое наименование - «дедушкина оговорка». Она устанавливалась, как правило, на срок от 3 до 5, реже до 7-10 лет.
Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст.11 Закона).
Данная гарантия включает в себя право свободного использования доходов и прибыли для реинвестирования и беспрепятственный перевод их за пределы РФ (после уплаты соответствующих налогов) в связи с ранее осуществленными инвестициями в том числе:
Доходов от инвестиций в виде прибыли, дивидентов, процентов и иных вознаграждений;
Денежных сумм во исполнение обязательств по договорам и иным сделкам;
Денежных сумм, полученных от ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица, а также в связи с отчуждением инвестируемого имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
Компенсаций, предусмотренных при реквизиции или национализации имущества.
Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст.13 Закона) закрепляет право иностранного инвестора приобретать акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (ст.14 Закона).
В соответствии со ст.14 Закона «Об иностранных инвестициях…» иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества. Таким образом, на иностранных инвесторов распространяются общие правила закрепленные Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изменениями от 27 февраля 2003 г.).
Традиционно, для привлечения иностранных инвестиций и улучшения инвестиционного климата, используется предоставление инвесторам гарантий и льгот.
В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» №160-ФЗ от 9 июля 1999г. льготы для иностранных инвесторов иначе именуются изъятиями стимулирующего характера (п. 2, ст. 4). Там же предусматривается, что льготы для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ.
Под предоставлением льгот, в данном случае, целесообразно понимать, установленные органами власти РФ более благоприятного условия (режима) осуществления какого либо действия (или вида деятельности) для субъекта (категории субъектов) против обычных условий осуществления действий для остальных подобных субъектов. Провозглашение гарантий, должно быть, является формой принятия на себя государством, через соответствующе органы власти, обязательства перед субъектом (в нашем случае - субъектом инвестиционной деятельности).
Смысл принятия Закона "Об иностранных инвестициях", заключается в определении основных гарантий прав иностранных инвесторов на инвестиции получаемые от них доходы и прибыль, а также определении условий предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.
Для иностранных инвесторов в России Законом "Об иностранных инвестициях" №160-ФЗ установлены следующие основные гарантии:
1. Гарантии правовой защиты иностранных инвесторов на территории РФ. (ст. 5);
2. Гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ (ст. 6);
3. Гарантии перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7);
4. Гарантии компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8);
5. Гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ (ст. 9);
6. Гарантии обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором (ст. 10);
7. Гарантии использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11);
8. Гарантии права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за приделы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции (ст. 12);
9. Гарантии права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13);
10. Гарантии участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14);
11. Гарантии предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15).
Перечень этот не является исчерпывающим. Согласно ст. 17 Закона "Об иностранных инвестициях", субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.
Статья 6 Закона "Об иностранных инвестициях" провозглашает, что иностранный инвестор на территории РФ имеет право осуществлять инвестиции в любых формах, не запрещенных законодательством РФ. Такой запрет может быть общенациональным, т.е. для резидентов и нерезидентов, либо запрет в форме изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов, установленный федеральным законом РФ. Описанная гарантия провозглашена в России впервые, и ее можно назвать новеллой, однако провозглашение иного противоречило бы принципам, заложенным в Конституции РФ (ст. 30) и ГК РФ (ст. 2).
Таким образом, любое вложение иностранного инвестора в деятельность коммерческих организаций на территории РФ является безусловно правомерным, если только оно не охвачено специальным изъятием ограничительного характера, предусмотренным федеральным законом для такого иностранного инвестора, или на такое вложение не наложен общенациональный запрет по законодательству РФ. Сопротивление или отказ государственной регистрации или предварительном разрешении такого вложения со стороны государственных органов, органов местного самоуправления обжалуются в установленном порядке.
Присутствующая в ныне действующем Законе "Об иностранных инвестициях" гарантия обеспечения надлежащего рассмотрения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором, существовала и ранее, будучи сформулированной, как возможность обращения в российские суды и арбитражные суды (ст. 9 Закона об иностранных инвестициях в РСФСР).
Судебная защита характеризуется тем, что спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ, разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде.
Пунктом 2 ст. 5 Закона "Об иностранных инвестициях" установлено: иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством РФ. Должностные лица традиционно подвергались административной либо, в крайних случаях, уголовной ответственности.
Статьей 13 Закона "Об иностранных инвестициях" провозглашается гарантия права иностранного инвестора на приобретение акций и иных ценных бумаг российских коммерческих организаций и государственных ценных бумаг. Эта гарантия является логичным продолжением более общей гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций в России (ст. 6 Закона "Об иностранных инвестициях"). Приобретение русских ценных бумаг иностранными инвесторами производится в соответствии с законодательством РФ "о рынке ценных бумаг".
В Законе об иностранных инвестициях гарантия участия иностранного инвестора в приватизации сформулирована весьма расплывчато. Эту норму можно назвать полностью отсылочной, хотя вряд ли гарантия может состоять только из отсылок. Например, указывается, что иностранный инвестор «может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности». Именно «может», а не «вправе». То есть, никакой ясности - может участвовать, а может не участвовать. Далее совершается отсылка к законодательству РФ о приватизации. Таким образом, нельзя с достаточной долей достоверности утверждать, что иностранным инвесторам в РФ гарантируется право на участие в приватизации.
Коль скоро условия и порядок участия иностранного инвестора в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности устанавливается российским законодательством о приватизации, то можно предположить, что режим осуществления иностранными инвесторами «приватизационной деятельности» в значительной степени иной, нежели режим обычной предпринимательской деятельности иностранного инвестора в России.
Известно, что государства защищают в первую очередь права своих граждан, поэтому логично провозглашение для иностранных инвесторов тех же гарантий, что и для инвесторов отечественных. Однако, если для иностранного инвестора провозглашается гарантия, которую не имеют отечественные инвесторы, то такую гарантию следует рассматривать как льготу.
Так к льготам, по нашему мнению, как указывалось ранее, можно отнести, предусмотренную ст. 9 Закона «Об иностранных инвестициях», гарантию от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ. Проще она именуется в литературе «стабилизационной» или «дедушкиной» оговоркой и предусматривает не увеличение для субъекта суммы налоговых и иных подобных отчислений в течение определенного периода после начала реализации инвестиционного проекта даже в том случае, по закону эти отчисления увеличиваются. Срок стабильности суммы отчислений приравнивается в РФ к сроку окупаемости инвестиционного проекта, но ограничивается семью годами. Таким образом, инвестор знает, что даже если на завтра после начала вложений в экономику России государство введет «грабительские» налоги он сможет хотя бы вернуть свое.
Российские инвесторы могут рассчитывать на такую гарантию только в случае осуществления инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений (п.2 ст. 15 Закона "Об инвестициях в форме капитальных вложений").
Стабилизационная оговорка в РФ действует в отношении:
Ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами);
Федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые в России);
Взносы в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ);
Воспользоваться стабилизационной оговоркой могут:
Иностранные инвесторы, реализующие приоритетный инвестиционный проект (при условии целевого использования товаров, ввезенных на территорию РФ для реализации приоритетного инвестиционного проекта);
Коммерческие организации с иностранными инвестициями, реализующие приоритетный инвестиционный проект;
Коммерческие организации с иностранными инвестициями, где доля иностранного инвестора в уставном (складочном) капитале превышает 25%.
Кроме того, как было отмечено выше, стабилизационная оговорка действует для инвесторов (в том числе российских), осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты, связанные с инвестиционной деятельностью в форме капитальных вложений.
Еще одна гарантия, делающая режим иностранных инвестиций более благоприятной - это гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы России ранее ввезенных имущества и информации (ст. 12 Закона "Об иностранных инвестициях"). Она предусматривает неприменение квотирования, лицензирования и иных мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности при вывозе из России иностранным инвестором имущества и информации в документальной форме или форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию России в качестве иностранной инвестиции. При этом неприменение мер тарифного регулирования в данной ситуации не гарантируется.
Выплату экспортного таможенного тарифа (таможенной пошлины) иностранному инвестору придется осуществить.
Кроме права вывоза своего имущества и информации иностранному инвестору гарантируется беспрепятственный перевод денежных сумм за границу (ст. 11 Закона "Об иностранных инвестициях"). Условия такого перевода заключаются в обязательной предварительной уплате всех предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов с доходов и прибыли от инвестиций. Поле этого иностранный инвестор либо свободно использует денежные средства на территории РФ, в том числе для реинвестирования, либо переводит их за границу. В той же статье Закона указывается, что перевод должен быть осуществлен в иностранной валюте.
Наконец, Закон "Об иностранных инвестициях" предусмотривает, что льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с законодательством РФ и законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 16 Закона "Об иностранных инвестициях").
Закон вводит понятие "приоритетный инвестиционный проект". Это инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей, или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей, включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ. При реализации такого проекта до его окупаемости не будут действовать никакие изменения законодательства РФ ухудшающие налоговый и таможенный режим деятельности предприятия. Установлено, что деятельность иностранных инвесторов и использование ими полученной от инвестиций прибыли могут быть ограничены по сравнению с российскими предпринимателями только федеральными законами в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории РФ, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ обязательствам. Дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом, при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории РФ. Также установлено, что если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производят платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории РФ, и к этому иностранному государству или уполномоченному им государственному органу переходят права (уступаются требования) иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в РФ такой переход прав (уступка требования) признается правомерным. Установлено, что иностранный инвестор после уплаты российских налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ для реинвестирования или для иных легальных целей и на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями. Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
1. Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями………………………………………………………………...……3
2. Создание и ликвидация филиала иностранного юридического лица………………………………………………………………….……………..7
Литература………………………………………………………….……..13
1. Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями.
Защита инвестиций в Российской Федерации гарантирована государством.
Всем инвесторам, в том числе иностранным, обеспечиваются равноправные условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать установлению и распоряжению инвестициями.
Иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.
Иностранный инвестор, который первоначально ввез на территорию Российской Федерации имущество и информацию в документальной форме или в форме записи на электронных носителях в качестве иностранной инвестиции, имеет право на беспрепятственный вывоз указанных имущества и информации за пределы Российской Федерации.
Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним не могут быть применены меры, равные по указанным последствиям. Применение таких мер возможно, лишь с полным возмещением всех убытков, причиненных отчуждением инвестированного имущества, включая упущенную выгоду, и только на основе законодательных актов РФ и республик, входящих в ее состав.
Внесенные или приобретенные инвесторами целевые банковские вклады, акции или другие ценные бумаги, платежи за приобретенное имущество, а также арендные права в случаях их изъятия в соответствии с законодательными актами РФ, возмещаются инвесторам, за исключением сумм, использованных или утраченных в результате действий самих инвесторов или предпринятых с их участием.
Имущественное страхование риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, риска гражданской ответственности и предпринимательского риска осуществляется коммерческой организацией с иностранными инвестициями по ее усмотрению, а филиалом иностранного юридического лица - по усмотрению головной организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Иностранный инвестор, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории Российской Федерации для реинвестирования или для иных, не противоречащих законодательству Российской Федерации, целей и на беспрепятственный перевод за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, в том числе:
- доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов;
- денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории Российской Федерации, по договорам и иным сделкам;
- денежных сумм, полученных иностранным инвестором в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
- компенсаций, предусмотренных статьей 8 настоящего Федерального закона.
Спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).
Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.
Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.
При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.
Органы местного самоуправления Российской Федерации в пределах своих полномочий в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", а также другими законами и нормативными правовыми актами РФ, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ, гарантируют всем субъектам инвестиционной деятельности:
- обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;
- гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
- стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности.
Важным инструментом защиты иностранных инвестиций являются двусторонние соглашения о взаимном поощрении и взаимной защите иностранных капиталовложений, которые Российская Федерация имеет с большинством стран мира. Основная цель таких соглашений состоит в обеспечении равно благоприятного режима в отношении капиталовложений, установления возможности беспрепятственного вывоза части прибыли и гарантий от некоммерческих рисков.
2. Создание и ликвидация филиала иностранного юридического лица.
1. Под филиалом иностранного юридического лица понимается обособленное подразделение иностранного юридического лица расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиал юридического лица, не является юридическим лицом, своим собственным имуществом не обладает, а наделяется имуществом создавшего его юридического лица, и действует на основании утвержденного положения. Руководитель филиала назначается головной организацией и действует на основании доверенности.
Цели создания и деятельности филиала соответствуют целям создания и деятельности головной организации - иностранного юридического лица. Решение о необходимости создания и ликвидации филиала принимает головная организация.
2. Создание филиала иностранного юридического лица на территории Российской Федерации осуществляется путем его аккредитации. Временным положением "О порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации", аккредитация и ведение государственного реестра филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, возложены на Управление аккредитации Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Российской Федерации.
Временного положения "О порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации" (утв. Минюстом РФ 31 декабря 1999 г.) // Текст положения официально опубликован не был.
Для аккредитации филиала иностранного юридического лица организация, принявшая решение об аккредитации своего филиала на территории Российской Федерации, представляет в Регистрационную палату следующие документы:
а) письменное заявление на фирменном бланке, подписанное руководителем иностранного юридического лица, с указанием: наименования, организационно-правовой формы, даты регистрации, места нахождения, вида деятельности и информации о деловых связях с российскими партнерами, перспектив развития сотрудничества иностранного юридического лица, цели открытия филиала иностранного юридического лица и места нахождения на территории Российской Федерации. Заявление составляется на русском языке;
б) устав иностранного юридического лица;
в) свидетельство о регистрации иностранного юридического лица или выписку из торгового реестра;
г) решение иностранного юридического лица об открытии филиала в Российской Федерации;
д) положение о филиале, где должны быть указаны наименование филиала и его головной организации, организационно-правовая форма головной организации, местонахождение филиала на территории Российской Федерации и юридический адрес его головной организации, цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала, порядок управления филиалом и другие сведения, отражающие особенности деятельности филиала;
е) рекомендательное письмо банка, обслуживающего иностранное юридическое лицо и подтверждающего его платежеспособность.
Если представленные на аккредитацию документы составлены на иностранном языке - требуется их перевод на русский язык, нотариальное заверение и легализация консульскими учреждениями Российской Федерации или апостиль.
За аккредитацию филиалов иностранных организаций, создаваемых на территории Российской Федерации, взимается государственная пошлина в размере 60000 рублей за каждый филиал.
3. При аккредитации филиала иностранного юридического лица производится внесение информации о нем в Государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, а также выдача свидетельства об аккредитации. Под Государственным реестром филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, понимается систематизированный свод достоверных сведений о филиалах иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации. Соответственно, внесение в Государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, означает включение в автоматизированную базу данных сведений об иностранном юридическом лице, присвоение реестрового номера, выдачу свидетельства установленного образца и проставление отметки о внесении в Государственный реестр на положении о филиале (п. 10 Временного положения). Именно получение свидетельства об аккредитации и внесении в Реестр сведений о филиале иностранного юридического лица дает право филиалу заниматься коммерческой деятельностью на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 Временного положения в свидетельстве об аккредитации и внесении в Государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, указываются:
а) полное и сокращенное (если необходимо) наименование иностранного юридического лица на русском языке;
б) страна регистрации иностранного юридического лица;
в) название населенного пункта, где расположен филиал иностранного юридического лица на территории Российской Федерации;
г) срок, на который филиал иностранного юридического лица аккредитуется на территории Российской Федерации;
д) номер свидетельства;
е) дата выдачи свидетельства.
Свидетельство заверяется гербовой печатью и подписью Председателя Регистрационной палаты.
Аккредитация филиала иностранного юридического лица и выдача свидетельства осуществляются на срок до 5 лет. Срок может быть продлен по письменному заявлению руководства иностранного юридического лица, сделанному за тридцать дней до истечения срока аккредитации филиала иностранного юридического лица, аккредитованного на территории Российской Федерации. При этом в аккредитующий орган предоставляется также ежегодный отчет о деятельности филиала.
4. Отказ в аккредитации филиала иностранного юридического лица возможен только при наличии определенных в законе целей и оснований:
а) не представлены необходимые для аккредитации документы;
б) сообщена неточная или неверная информация об иностранном юридическом лице;
в) деятельность иностранного юридического лица противоречит действующему российскому законодательству.
Филиалу может быть также отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
5. Деятельность филиала иностранного юридического лица, аккредитованного на территории Российской Федерации, прекращается:
а) по истечении срока аккредитации, если иностранное юридическое лицо не обратилось в Палату с просьбой о продлении аккредитации;
б) в случае ликвидации иностранного юридического лица, имеющего филиал, аккредитованный на территории Российской Федерации;
в) по решению иностранного юридического лица, открывшего филиал;
г) по решению суда;
д) в случае если деятельность филиала иностранного юридического лица противоречит российскому законодательству.
Федеральный закон от 24.06.1999 N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Постановление Правительства РФ от 21.12.2000 N 990 (ред. от 04.07.2003) "Об утверждении положения о министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 27.08.2004 N 443 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации".
6. При аккредитации представительства иностранной организации в регистрирующий орган предоставляются:
а) доверенность, выданная представителю иностранной компании, о проведении переговоров об открытии представительства этой компании на территории Российской Федерации;
б) письменное заявление с указанием: наименования компании, времени ее возникновения, места нахождения, предмета деятельности, органов управления и руководства, представляющих компанию согласно уставу или положению, целей открытия представительства, информации о деловых связях с российскими партнерами и о перспективах развития сотрудничества.
в) устав (в том случае, если по законодательству иностранного государства компания не имеет устава, то предоставляется документ, подтверждающий это законоположение, выданный уполномоченным на это органом);
г) свидетельство о регистрации или выписку из торгового реестра, подтверждающую регистрацию компании;
д) решение компании об открытии представительства на территории Российской Федерации;
е) Банковская справка из страны регистрации компании, подтверждающая ее платежеспособность;
ж) положение о представительстве компании;
и) документ, подтверждающий юридический адрес представительства (гарантийное письмо с отметкой БТИ или с приложением копии договора об аренде или свидетельства о собственности);
к) карточка сведений о представительстве (выдается в Палате, заполняется на печатной машинке в 2-х экземплярах)
Перечень документов, необходимых для аккредитации представительств иностранных компаний при Государственной регистрационной палате (утв. Государственной регистрационной палатой России) Текст Перечня официально опубликован не был.
7. К сожалению, отечественные нормативные акты говорят об аккредитации филиалов (в редких случаях - представительств) только иностранных юридических лиц. Однако сам Закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" в качестве иностранного инвестора называет не только юридических лиц, но и организации, не являющиеся по законодательству страны происхождения юридическими лицами. Следует согласиться, что жесткие формулировки относительно иностранных субъектов, деятельность которых аккредитуется в России, не только не корреспондируют друг другу, но еще и не учитывают различий российского и иностранного законодательства. Например, в Германии и Швейцарии полные и коммандитные товарищества не являются юридическими лицами. Таким образом, имеется насущная необходимость внесения соответствующих изменений в отечественное законодательство.
Литература
1. Еремеишвили Л.А. Некоторые вопросы правового регулирования иностранных инвестиций в РФ // Государство и право на рубеже веков. Международное право (материалы Всероссийской конференции). М., 2000. С. 120.
2. Федеральный Закон об иностранных инвестициях в Российской федерации от 9.07.1999 года№ 1бО-ФЗ
3. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учеб. пособие для студентов по экон. специальности/ Крылов Э.И., Власова В.М. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2003.
4. Аскинадзе В.М. Инвестиционные стратегии на рынке ценных бумаг, Издательство Маркет ДС, 2004, Книга, 106 стр.,
5. Бизнес-план инвестиционного проекта: Учебное пособие. / Под ред. В.М Попов». М.: Финансы и статистика, 2001. Стр. 18-56,
6. Гуськов Н.С. и др. Инвестиции. Формы и методы их привлечения. М.: Алгоритм, 2001. 384 с.
Последние несколько лет западные инвестфонды уходят с российского рынка недвижимости – на фоне спада экономики и санкций риски повышаются, следует из отчета JLL. В пример она приводит финскую Sponda, еще в 2013 г. объявившую о намерении продать российские проекты. В этом году ситуация достигла пика: австрийская Immofinanz закрыла сделку по продаже пяти московских торговых центров площадью свыше 500 000 кв. м. Сворачивает деятельность в России американский фонд Heitman: он завершает продажу единственного здесь актива – офисной башни комплекса «Метрополис» у ст. м. «Войковская» в Москве. Atrium European Real Estate, бумаги которой торгуются на биржах Вены и Амстердама, выставила на продажу весь российский портфель из семи торговых комплексов «Парк хаус» в Москве и регионах. Кто приходит вместо них?
Только в 2017 г. инвесторы из Азии потратили на покупку недвижимости в Европе и США свыше $20 млрд, по данным JLL. Они не обошли стороной и Россию. Китайская Fosun Group вместе с российской Avica Management Company купили знаменитый «Военторг» на Воздвиженке, а арабская Mubadala Development вместе с Российским фондом прямых инвестиций – 84 000 кв. м складов в «PNK парк – Бекасово» в Московской областич «PNK Толмачево» в Новосибирске. Китайская Vanke Group продолжает переговоры о покупке до 51% в одном из крупнейших владельцев московских офисов – O1 Properties .
Азиатские и ближневосточные фонды в отличие от европейских до сих пор были в меньшей степени представлены на российском рынке недвижимости, а их интерес ограничивался разовыми приобретениями, замечает руководитель отдела JLL Олеся Дзюба. Ситуацию усугубил кризис 2014 г., когда рынок недвижимости встал, добавляет управляющий партнер Capital Global Partners Светлана Кара: инвесторов интересовала доходность на 30% больше, чем мог предложить рынок.
Теперь же их интерес настолько велик, что последние два года каждую вторую встречу JLL проводила с компаниями из Азии и с Ближнего Востока, отмечает Дзюба. Если в 2015 г. из $540 млн иностранных инвестиций на западный капитал приходилось более 95%, то в этом почти 30% из вложенных $700 млн – это азиатские и ближневосточные деньги, подсчитала Ирина Ушакова из CBRE. Фонды из Азии и с Ближнего Востока начали присматриваться к российским активам насколько лет назад, напоминает Кара, но массово сделки не случались из-за долгих согласований. Для них российский рынок нетрадиционный – на его изучение и поиск объектов требовалось время, подтверждает партнер Colliers International Станислав Бибик.
Сейчас приобрести качественные или даже трофейные активы можно по очень привлекательной цене, а их капитализация однозначно вырастет в среднесрочной перспективе, говорит Кара. Стоимость российских активов низкая, подтверждает Дзюба. Кроме того, по ее словам, китайские инвесторы стараются диверсифицировать вложения на фоне замедления роста экономики Китая и ослабления юаня. К тому же сама Россия на фоне санкций активно сотрудничает со странами Азии и Ближнего Востока по многим направлениям, резюмирует она. Поэтому, например, Fosun рынком недвижимости не ограничивается: сейчас в приоритете у компании проекты в сфере инфраструктуры, логистики, здравоохранения, сельского хозяйства, производства продуктов питания и проч., перечисляет исполнительный директор Fosun Russia Таня Энн Тернавская. Эти инвестиции точно будут существеннее, замечает она.