Ст 77 нк рф в новой редакции. Информация об изменениях
1. Для оказания содействия и (или) участия в конкретных действиях при проведении выездной проверки налоговые органы на договорной основе вправе привлечь эксперта и (или) специалиста, обладающих специальными знаниями в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности. Договор должен быть подписан руководителем (его заместителем) налогового органа, проводящего проверку.
Вопросы, поставленные перед экспертом и (или) специалистом, и их заключения не могут выходить за пределы их специальных знаний.
Эксперт обязан отказаться от дачи заключения, а специалист - от участия и (или) оказания содействия в проведении контрольных мероприятий, если они соответственно не обладают специальными знаниями или знаниями для проведения экспертизы.
Оплата за проведение экспертизы и услуги специалиста производится за счет средств бюджета, предусмотренных на содержание налоговых органов, а в случае, если по результатам проверки установлены нарушения по вопросам, по которым назначалась экспертиза и (или) привлекался специалист, - за счет средств плательщика. В случае привлечения налоговым органом в качестве эксперта и (или) специалиста работника другого контролирующего (надзорного) органа оплата за проведение экспертизы или услуги специалиста налоговым органом не производится.
Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате эксперту и специалисту, определяются Советом Министров Республики Беларусь.
2. Экспертиза назначается по решению руководителя (его заместителя) налогового органа, проводящего проверку. В решении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и (или) наименование экспертного учреждения, где должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.
Плательщик должен быть ознакомлен с решением о назначении экспертизы и ему должны быть разъяснены его права, указанные в пункте 7 настоящей статьи, о чем делается запись в решении о назначении экспертизы.
3. Эксперт вправе:
знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы;
заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов;
отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными.
4. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении излагаются сведения о проведенных исследованиях, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при проведении экспертизы установит имеющие значение для проверки обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.
За дачу заведомо ложного заключения эксперт несет ответственность, предусмотренную законодательными актами.
5. Дополнительная экспертиза назначается руководителем (его заместителем) налогового органа, проводящего проверку, в случае:
недостаточной ясности, полноты заключения;
возникновения новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств.
Дополнительная или повторная экспертиза может поручаться тому же или другому эксперту (экспертам).
Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту (экспертам).
6. Специалист вправе:
ознакомиться с материалами проверки, связанными с его участием и (или) оказанием содействия в проведении контрольных мероприятий;
отказаться от участия и (или) оказания содействия в проведении контрольных мероприятий, если представленные ему материалы являются недостаточными.
7. При назначении и проведении экспертизы и (или) привлечении специалиста плательщик, в отношении которого проводится проверка, имеет право:
заявить отвод эксперту или специалисту;
просить о назначении эксперта или специалиста из числа указанных им лиц;
представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта или специалиста;
присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при проведении экспертизы, давать объяснения эксперту и заявлять ему возражения;
знакомиться с заключением эксперта или специалиста;
просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы.
Ходатайство плательщика о назначении эксперта и (или) специалиста из числа указанных им лиц, а также о постановке дополнительных вопросов для получения по ним заключения эксперта удовлетворяется или мотивированно отклоняется руководителем (его заместителем) налогового органа, проводящего проверку.
1. Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.
Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
2. Арест имущества может быть полным или частичным.
Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
3. Арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации или его электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации или информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств.
3.1. В целях обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества) на общее имущество товарищей, а также на имущество всех управляющих товарищей может быть наложен арест.
Решение о наложении ареста может быть принято в отношении общего имущества товарищей, а при отсутствии или недостаточности такого имущества в отношении имущества всех управляющих товарищей (при этом в первую очередь такое решение принимается в отношении имущества управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета).
Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по месту нахождения управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.
Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей и имущество управляющих товарищей может быть принято не ранее принятия решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах инвестиционного товарищества, лиц, являющихся управляющими товарищами, либо при отсутствии информации о счетах указанных лиц.
4. Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика — организации.
5. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.
Арест на объект недвижимого имущества иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при превышении стоимости указанного объекта недвижимого имущества над суммами взыскиваемых в отношении этого объекта налога, пеней и штрафа налагается в случае отсутствия у иностранной организации иного имущества на территории Российской Федерации, на которое может быть обращено взыскание.
6. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления.
7. Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых. Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику-организации (его законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества.
Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику-организации (его представителю) разъясняются их права и обязанности.
8. Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.
9. Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.
10. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости.
11. Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.
12. Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 125 настоящего Кодекса и (или) иными федеральными законами.
12.1. По просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе заменить арест имущества на залог имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса.
13. Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога, пеней и штрафов или заключении договора о залоге имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса.
Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным органом или судом.
Налоговый (таможенный) орган уведомляет налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества в течение пяти дней после дня принятия данного решения.
14. Правила настоящей статьи применяются также в отношении ареста имущества налогового агента — организации и плательщика сбора — организации и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
15. Правила, установленные настоящей статьей, применяются с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом в отношении обеспечения уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.
Арест имущества участников консолидированной группы налогоплательщиков производится в той же последовательности, в которой налоговым органом осуществляется процедура обращения взыскания на имущество налогоплательщика в соответствии с пунктом 11 статьи 47 настоящего Кодекса.
Комментарий к Ст. 77 НК РФ
Арест имущества — опись имущества и объявление запрета распоряжаться им. Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
Арест имущества может быть полным или частичным. В первом случае распоряжение арестованным имуществом (заключение сделок, предусматривающих возможность отчуждения этого имущества) полностью запрещено, а пользование и владение осуществляется под контролем налоговых или таможенных органов. Во втором случае владение и пользование имуществом также осуществляется под контролем налоговых или таможенных органов, но также под их контролем допускается и распоряжение этим имуществом.
Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества (п. 1 ст. 77 НК РФ).
Процедура получения санкции прокурора на арест прописана в Приказе Генпрокуратуры РФ от 22 марта 2010 г. N 122 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов» (далее — Приказ Генпрокуратуры РФ от 22 марта 2010 г. N 122).
В соответствии с Приказом Генпрокуратуры РФ от 22 марта 2010 г. N 122 в органах прокуратуры Российской Федерации санкционировать решения налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации, принятые в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов, имеют право по решениям:
руководителя ФНС России либо лица, его замещающего, — генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители;
руководителей межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, а также руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации — прокуроры субъектов Российской Федерации и их заместители;
руководителей инспекций ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления и руководителей инспекций ФНС России межрайонного уровня — районные, городские и межрайонные прокуроры и их заместители в соответствии с компетенцией.
Арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации или его электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации или информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств (п. 3 ст. 77 НК РФ).
Таким образом, исходя из вышеуказанных положений следует, что арест в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов может быть применен только в случае одновременного соблюдения требований, предъявляемых к:
1) наличию решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со ст. 46 НК РФ. Так, арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со ст. 46 НК РФ;
2) денежным средствам налогоплательщика, а именно:
а) арест может быть применен только при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации;
б) арест может быть применен только при недостаточности или отсутствии электронных денежных средств;
а) при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации;
б) при отсутствии информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств.
В соответствии со ст. 125 НК РФ несоблюдение установленного Налоговым кодексом РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога, влечет взыскание штрафа в размере 30 000 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 312 УК РФ растрата, отчуждение, сокрытие или незаконная передача имущества, подвергнутого описи или аресту, совершенные лицом, которому это имущество вверено, а равно осуществление служащим кредитной организации банковских операций с денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест, наказываются:
штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев;
либо обязательными работами на срок до 480 часов;
либо принудительными работами на срок до 2 лет;
либо арестом на срок до 6 месяцев;
либо лишением свободы на срок до 2 лет.
Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика-организации.
Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.
Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.
Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.
При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости.
Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю).
По просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе заменить арест имущества на залог имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ.
Отметим, что с 5 декабря 2014 г. в соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 77 НК РФ (в ред. Закона N 347-ФЗ) арест на объект недвижимого имущества иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при превышении стоимости указанного объекта недвижимого имущества над суммами взыскиваемых в отношении этого объекта налога, пеней и штрафа налагается в случае отсутствия у иностранной организации иного имущества на территории Российской Федерации, на которое может быть обращено взыскание.
1. Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3487; Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3436).
Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3487; Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3436).
2. Арест имущества может быть полным или частичным.
Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3487).
Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3487).
3. Арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика-организации в соответствии со (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3487; Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3436).
3-1. В целях обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов участником договора инвестиционного товарищества - управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества) на общее имущество товарищей, а также на имущество всех управляющих товарищей может быть наложен арест.
Решение о наложении ареста может быть принято в отношении общего имущества товарищей, а при отсутствии или недостаточности такого имущества в отношении имущества всех управляющих товарищей (при этом в первую очередь такое решение принимается в отношении имущества управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета).
Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по месту нахождения управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.
Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей и имущество управляющих товарищей может быть принято не ранее принятия решения о взыскании налога за счет имущества указанных лиц.
(Пункт 3-1 введен Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. N 336-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7014)
4. Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика -организации (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3487).
5. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3487; Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3436).
6. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3487).
7. Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых. Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику-организации (его законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3487).
Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику-организации (его представителю) разъясняются их права и обязанности (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3487).
8. Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.
9. Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3487).
10. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности - их стоимости.
Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю) (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3487).
11. Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.
12. Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной и (или) иными федеральными законами (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3487).
13. Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа, при прекращении обязанности по уплате налога, пеней и штрафов (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3436).
Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным органом, или судом (в ред. Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 306-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6247).
Налоговый (таможенный) орган уведомляет налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества в течение пяти дней после дня принятия данного решения (абзац введен Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4198).
14. Правила настоящей статьи применяются также в отношении ареста имущества налогового агента-организации плательщика сбора-организации и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3487; Федерального закона от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 47, ст. 6611).
15. Правила, установленные настоящей статьей, применяются с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом в отношении обеспечения уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.
Арест имущества участников консолидированной группы налогоплательщиков производится в той же последовательности, в которой налоговым органом осуществляется процедура обращения взыскания на имущество налогоплательщика в соответствии с пунктом 11 .
(Пункт 15 введен Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 47, ст. 6611)
"Налоговый вестник", N 3, 2001
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) впервые с момента введения в России налоговой системы и функционирования налоговых органов привлек к участию во взыскании задолженности по налоговым платежам органы прокуратуры. Порядок, регламентирующий процедуру ареста имущества предприятия - должника с санкции прокурора, изложен в ст.77 НК РФ. Данная норма относится к гл.11 НК РФ, в которой речь идет о способах обеспечения исполнения налогового обязательства.
Наряду с залогом имущества, поручительством, пени, приостановлением операций по счетам в банке, арест имущества налогоплательщика является способом обеспечения налогового обязательства. Однако как налоговые органы, так и налогоплательщики при использовании на практике положений данной статьи сталкиваются с проблемами толкования ее норм.
В соответствии со ст.77 НК РФ арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком - организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
Таким образом, возникает вопрос: что законодатель подразумевает под "достаточными основаниями"? К основаниям полагать, что должник примет меры к сокрытию своего имущества, следовало бы отнести конкретное доказательство таких намерений в виде сообщения о них гражданином либо должностным лицом в письменной форме руководителю налогового органа. На практике налоговые органы не имеют института осведомителей, которые могут сообщать о действиях налогоплательщика по сокрытию имущества.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию сделок купли - продажи недвижимости и транспортных средств, не ставят налоговые органы в известность о намерении сторон заключить сделку, поскольку такие действия прямо не предусмотрены законодательством. Кроме того, плательщик может заключить договор залога, в соответствии с которым в случае неисполнения условий возврата займа право на имущество плательщика - должника переходит третьему лицу.
Таким образом, по изложенным причинам реализовать на практике общеустановленные принципы "достаточности оснований", заложенные в ст.77 НК РФ, затруднительно. Следовательно, ее необходимо доработать.
По нашему мнению, арест имущества на основании ст.77 НК РФ может осуществляться при наличии задолженности по уплате налогов (сборов) у юридического лица. Это само по себе уже является "достаточным основанием" полагать, что налогоплательщик в любое время может воспользоваться своим правом распорядиться собственностью в ущерб интересам бюджета или скрыться.
Одним из существенных условий проведения ареста имущества с санкции прокурора является возможность не нарушать основную хозяйственную деятельность предприятия вне зависимости от того, является арест частичным или полным. Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика - организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа. При полном аресте лицо не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются только с разрешения и под контролем налогового органа.
Как видно, исходя из концепции данной статьи "полнота" ареста является достаточно условной. Различие между данными режимами состоит в различном объеме прав по распоряжению арестованным имуществом. При полном аресте право распоряжения имуществом приостанавливается безусловно, а при частичном - распоряжение арестованным имуществом возможно под контролем и с согласия налогового органа. Поэтому для пользования арестованным имуществом предприятию необходимо получить письменное разрешение налогового органа.
Оба механизма ареста, предусмотренные данной статьей, позволяют во многих случаях избежать взыскания налоговых платежей за счет имущества должника в соответствии со ст.47 НК РФ, поскольку направлены на установление режима контроля над имуществом налогоплательщика и способствуют добровольному погашению задолженности должником. При реализации норм данной статьи НК РФ читателям следует обратить внимание на противоречия положений п.п.4 и 5 данной статьи, в соответствии с которыми, с одной стороны, арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика - должника, с другой - оговаривается возможность ареста и части имущества, которого достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.
На наш взгляд, все имущество должника должно быть подвергнуто аресту (даже если его стоимость превышает размер долга) только в случае, если оно представляет собой единый комплекс (производственная технологическая линия, отдельное строение и т.д.) либо задолженность предприятия перед бюджетом больше или равна стоимости всего имущества. В остальных случаях аресту должно подвергаться имущество, которого достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.
Пунктом 3 ст.77 НК РФ предусмотрено, что "арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика - организации в соответствии со ст.47 настоящего Кодекса". По нашему мнению, следует концептуально увязать п.3 ст.77 Кодекса с процессуальными действиями по применению ст.47 НК РФ ввиду различных правовых режимов имущества.
Процедура ареста имущества с санкции прокурора (ст.77 НК РФ) и арест имущества судебными приставами (ст.47 НК РФ) имеют различную правовую природу. Кроме того, процессуальные действия, предшествующие каждому виду ареста, различны. В первом случае (ст.77 НК РФ) они направлены на добровольное погашение имеющейся задолженности самим должником, во втором случае (ст.47 НК РФ) арест имущества производится с целью его дальнейшей реализации и принудительного погашения недоимки.
Таким образом, если применение ст.77 НК РФ не обеспечило добровольную уплату задолженности по налоговым платежам, налоговые органы могут отменить свое решение об аресте для дальнейшего применения к должнику мер, предусмотренных ст.47 НК РФ с соблюдением всех предусмотренных Кодексом процедур. В случае несогласия налогоплательщика с проведенным на основании ст.77 НК РФ арестом он вправе согласно со ст.22 АПК РФ обратиться в арбитражный суд с соответствующим иском.
Г.В.Черных Государственный советник |
налоговой службы III ранга
Е.А.Пальцев
Советник налоговой службы
Краснодарский край
1. Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.
Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
2. Арест имущества может быть полным или частичным.
Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
3. Арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации или его электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации или информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств.
3.1. В целях обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов участником договора инвестиционного товарищества - управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества) на общее имущество товарищей, а также на имущество всех управляющих товарищей может быть наложен арест.
Решение о наложении ареста может быть принято в отношении общего имущества товарищей, а при отсутствии или недостаточности такого имущества в отношении имущества всех управляющих товарищей (при этом в первую очередь такое решение принимается в отношении имущества управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета).
Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по месту нахождения управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.
Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей и имущество управляющих товарищей может быть принято не ранее принятия решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах инвестиционного товарищества, лиц, являющихся управляющими товарищами, либо при отсутствии информации о счетах указанных лиц.
4. Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика-организации.
5. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.
Арест на объект недвижимого имущества иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при превышении стоимости указанного объекта недвижимого имущества над суммами взыскиваемых в отношении этого объекта налога, пеней и штрафа налагается в случае отсутствия у иностранной организации иного имущества на территории Российской Федерации, на которое может быть обращено взыскание.
6. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления.
7. Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых. Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику-организации (его законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества.
Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику-организации (его представителю) разъясняются их права и обязанности.
8. Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.
9. Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.
10. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности - их стоимости.
Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю).
11. Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.
12. Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 125 настоящего Кодекса и (или) иными федеральными законами.
12.1. По просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе заменить арест имущества на залог имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса.
13. Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога, пеней и штрафов или заключении договора о залоге имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса.
Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным органом или судом.
Налоговый (таможенный) орган уведомляет налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества в течение пяти дней после дня принятия данного решения.
14. Правила настоящей статьи применяются также в отношении ареста имущества налогового агента - организации и плательщика сбора, плательщика страховых взносов - организации и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
15. Правила, установленные настоящей статьей, применяются с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом в отношении обеспечения уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.
Арест имущества участников консолидированной группы налогоплательщиков производится в той же последовательности, в которой налоговым органом осуществляется процедура обращения взыскания на имущество налогоплательщика в соответствии с пунктом 11 статьи 47 настоящего Кодекса.