При получении авто после ремонта по осаго. Оценка и ремонт авто после ДТП: нюансы выплаты по страховке. ✔ Когда страховая обязана выдать денежную выплату по новому закону
С 28.04.2017 вступят в силу изменения в Закон об ОСАГО относительно ремонта автомобиля по ОСАГО после ДТП. Указанные изменения распространяются только на договоры ОСАГО, заключенные после 28.04.2017 (ст. 3 ФЗ от 28.03.2017 N 49-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").
До изменений потерпевший мог выбрать, каким способом получать страховое возмещение: деньгами или в натуре (ремонтом). С 2017 года выбор возможен только для некоторых категорий потерпевших.
Для физических лиц (за некоторым исключением), владеющих легковыми автомобилями, зарегистрированными на территории РФ, предусмотрен по ОСАГО ремонт автомобиля вместо выплат.
В каких случаях выплата по ОСАГО осуществляется денежными средствами?
____________________________________________________________
Кто может выбрать выплату деньгами по ОСАГО вместо ремонта (изменения ОСАГО 2017)?
Если договор ОСАГО заключен до 28.04.2017, то потерпевший может сам выбирать, в каком виде получать страховую выплату: деньгами или путем ремонта на СТО по направлению страховщика. Выбор за потерпевшим, а не за страховой компанией.
Если договор ОСАГО заключен после 28.04.2017, то выбор способа получения страхового возмещения (выплата или ремонт) по ОСАГО, возможен только в следующих случаях:
— если собственником любого транспортного средства является не гражданин (п. 15. ст. 12 Закона об ОСАГО);
— если пострадал не легковой автомобиль, независимо от категории собственника (п. 15.1 ст. 12 Закона об ОСАГО);
— если транспортное средство зарегистрировано не в РФ, независимо от категории ТС и собственника (п. 15.1 ст. 12 Закона об ОСАГО);
— если потерпевшему в результате ДТП средней тяжести или тяжкий (пп. в. п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО);
— если потерпевший является инвалидом, имеющим ТС в соответствии с медицинскими показаниями, и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения; (пп. г. п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО).
Таким образом, когда поврежден легковой автомобиль, находящийся в собственности гражданина, зарегистрированный на территории РФ, возмещение ущерба по ОСАГО после ДТП с 2017 года осуществляется путем ремонта, исключение составляют инвалиды и потерпевшие, здоровью которых причинен вред, указанные выше.
Случаи получения физическими лицами выплаты деньгами по ОСАГО после ДТП с 2017 перечислены в п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО:
— полная гибель ТС;
— смерть потерпевшего (наследники получают исключительно деньгами);
— при выборе такой формы возмещения ущерба потерпевшим, здоровью которого причинен вред (тяжкий или средней тяжести);
— при выборе такой формы возмещения ущерба потерпевшим-инвалидом, имеющим ТС в соответствии с медицинскими показаниями;
— стоимость ремонта больше страховой суммы (с 2014 года страховая сумма - 400 тыс. руб.) и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт ( );
— стоимость ремонта больше установленной по европротоколу, если ДТП оформлялось таким образом, и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт;
— за причиненный вред и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт;
При наличии соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем);
Есть еще 3 случая, когда потерпевший может получить выплату по ОСАГО с 2017 не ремонтом, а деньгами, но они в законе об ОСАГО так спрятаны, что не каждый их увидит.
1. Абзацем 6 п. 15.2 ст. 12 Закона об ОСАГО предусмотрено право потерпевшего на выплату деньгами, если ни одна из СТО, с которыми у страховщика заключены договоры, не соответствует установленным требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего. При согласии потерпевшего страховщик может его направить на такую станцию, но если согласия нет, то только деньги.
2. Пунктом 3.1. ст. 15 Закона об ОСАГО установлено, что при заключении договора ОСАГО страхователь вправе выбрать СТО, соответствующую требованиям закона, из предложенных страховщиком или по согласованию со страховщиком (согласие страховщика в письменной форме) другую СТО (следует понимать «не из перечня»). Выбор СТО указывается в заявлении на страхование. Страховщик при наступлении страхового случая в рамках прямого возмещения убытков обязан будет направить потерпевшего на согласованную СТО. Если такая возможность будет отсутствовать (причины в законе не указаны), то потерпевший вправе получить страховую выплату по ОСАГО деньгами или выбрать другую СТО, предложенную страховщиком. При этом согласие на другую СТО должно быть оформлено в письменном виде.
3. Если Банк России выявит 2 и более раз в течение года нарушения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту, в том числе по организации или оплате, то Банк вправе (но не обязан) запретить такому страховщику осуществлять возмещение ущерба путем организации ремонта на срок до 1 года. После даты принятия решения Банком выплаты осуществляются деньгами, если потерпевший не даст согласие на проведение ремонта. При этом потерпевший должен быть уведомлен страховщиком о решении Банка, а сам страховщик направить подтверждение уведомления и согласие на ремонт в РСА (п. 17.1 ст. 12 Закона об ОСАГО)
С 22 марта 2017 года закон об ОСАГО изменился и уже как год работает по-новому. Что поменялось в работе этого закона об ОСАГО и какие нововведения ждут автовладельцев в 2018 году? Давайте попробуем разобраться. Скажем сразу - закон об ОСАГО уже с самого начала 2019 года начнет работать по-новому для автолюбителей, в том числе благодаря свежему Постановлению Верховного суда РФ, которое разъяснило такие спорные вопросы, как оплата износа деталей при ремонте страховщиком и возможность получить деньги вместо ремонта. Но об этом мы поговорим ниже в этой статье.Ремонт вместо выплаты денежных средств по ОСАГО
Замена денег ремонтом на СТО – это, пожалуй, самое ожидаемое изменение в закона об ОСАГО, которое полностью переписало заново весь порядок взаимодействия автомобилистов со страховыми компаниями. В настоящее время закон о замене денежной страховой выплаты ремонтом на СТО работает только для полисов, которые получены после 28 апреля 2017 года.Итак, по новой страховке ОСАГО водителю-потерпевшему, попавшему в ДТП и обратившемуся в свою страховую компанию с полисом ОСАГО, после оформления документов и осмотра автомобиля теперь вручается направление на ремонт автомобиля на СТО. Причем станцию технического обслуживания выбирает далеко не сам автомобилист, так как ограничивать выбор несколькими СТО (дружественными) при оформлении водителем полиса имеет возможность именно страховая компания. Понятно, что таким образом законодатель защитил страховые компании от возможной попытки автомобилиста договориться со своим дружеским автосервисом по ремонту автомобиля с последующим денежным «откатом» части страховой выплаты. Дружеские сервисы теперь будут только у страховых компаний!
В конце 2017 года автодилеры пролоббировали поправки в закон об ОСАГО, которыми они хотели обязать автовладельцев производить ремонт по ОСАГО новых автомобилей возрастом до 2-х лет исключительно в дилерских автоцентрах. Данная поправка была принята. Однако, при одобрении обязанности ремонта по ОСАГО на СТО у дилера стоимость такого ремонта будет не всегда покрываться страховкой ОСАГО, так как цены на ремонтные работы от дилера всегда выше среднерыночных. В этом случае можно получить деньги вместо ремонта.
Есть у замены денежной выплаты по ОСАГО ремонтными работами на СТО и свои плюсы. Так, например, износ транспортного средства при принудительном ремонте по ОСАГО теперь не будет учитываться страховой компанией . Ради проталкивания принудительного ремонта страховщики согласились даже на такой шаг в пользу автомобилистов. Ремонт без учета износа по ОСАГО будет, конечно же, положительно воспринят автомобилистами. Но в 2019 году всё еще не так легко отремонтировать автомобиль на СТО страховщика без учета износа.
Замена денежной выплаты ОСАГО принудительным ремонтом позволит так же отсечь с этого спорного рынка автоюристов, перекупщиков долгов по ОСАГО, которых в стране с каждым годом становилось все больше и больше. Автоюристы и адвокаты по ДТП с 2019 года будут больше заниматься делами по страховым случаям ОСАГО в части взыскания ущерба, морального вреда и 50% штрафа в случае некачественного или не полного ремонта автомобиля.
Качество ремонтных работ наших автосервисов вызывает большие вопросы и нарекания, поэтому автомобилисты, конечно же, будут использовать Закон «О защите прав потребителей» в свою пользу и с придиркой проверять полноту и качество проведенного в рамках ОСАГО ремонта, а при наличии погрешностей в ремонте – смогут возместить свой ущерб и вполне справедливо неплохо заработать на страховом случае. В настоящее время в судах слушается не так много судебных споров между автовладельцами и автосервисами по вопросу качества проведенного ремонта истца после получения им страховой выплаты. И это вполне понятно. Сегодня подавляющее большинство граждан, получивших деньги по ОСАГО от страховой компании или посредника-автоюриста, сознательно обращается в дешевый автосервис с одной лишь целью – сделать недорогой ремонт автомобиля, при котором от полученных по ОСАГО денег осталась хоть какая-то маржа.
С заменой денежной выплаты по СОАГО ремонтом на СТО страховщика всё, конечно же, поменяется, и суды столкнуться с наплывом истцов, требующих возмещения вреда по некачественному ремонту своих автомобилей. С начала 2019 года уже заметен всплеск таких исковых заявлений от автолюбителей.
Ремонт вместо денег по ОСАГО имеет ряд исключений. В некоторых случаях, гражданин может получить денежную выплату и отказаться от ремонта автомобиля на СТО . Давайте рассмотрим эти случаи:
- В результате аварии произошло полное уничтожение автомобиля и чинить уже нечего (тотальная гибель);
- Если стоимость ремонтных работ и запчастей получается выше суммы предполагаемой страховой выплаты (например, стандартные 400 тысяч рублей или разница в износе деталей) и автовладелец не желает доплачивать недостающую для производства ремонта денежную сумму;
- Если страховая компания не сможет по каким-то причинам организовать ремонт автомобиля в СТО, которую изначально выбрал гражданин при заключении договора страхования из предложенных страховой компанией станций технического обслуживания;
- Страховая компания не может, не успевает организовать ремонтные работы в соответствии с требованиями правил Банка России (к примеру, не успевает организовать ремонт машины в течение 30 дней после обращения клиента в страховую компанию);
- Автовладелец не хочет делать ремонт на СТО, а хочет получить деньги, и специальная комиссия РСА, рассмотрев заявку этого гражданина, пошла ему навстречу, например, из-за его тяжелого материального положения;
- Страховая компания и автовладелец письменно пришли к соглашению о выплате денег вместо ремонта по ОСАГО и гражданин согласен с предложенной (конечно же - существенно заниженной) денежной суммой, которой, по его мнению, хватит для самостоятельного ремонта машины.
Последние новости ОСАГО 2019 года
Познакомьтесь с практикой работы в 2019 году обновленного закона об ОСАГО о замене денежной выплаты принудительным ремонтом на СТО. Когда можно получить деньги вместо ремонта и надо ли платить за износ деталей при ремонте, как того может потребовать страховщик?
Электронный полис ОСАГО
Итак, еще одни изменения в ОСАГО - с 1 января 2017 года в России вступили в законную силу поправки в закон об ОСАГО, и теперь все без исключения страховые компании обязаны выдавать электронные полюсы ОСАГО и заключать договоры ОСАГО через интернет в электронном виде с любым обратившимся по сети клиентом.Теперь, после того, как клиент по интернету подаст заявку о заключении договора страхования, страховая компания направляет на электронный адрес клиента страховой полис ОСАГО и размещает в личном кабинете клиента на сайте копию полиса ОСАГО, которую пользователь сможет скачать в любой момент. После оформления электронного полиса ОСАГО, его можно распечатать и возить с собой в автомобиле, либо, при недоверии современным технологиям, можно обратиться в страховую компанию и получить привычный бумажный бланк оформленного по интернету страхового полиса ОСАГО.
Несомненно, выдача страховыми компаниями полисов ОСАГО сможет устранить нарушение прав граждан по навязыванию недобросовестными страховыми компаниями дополнительных услуг при оформлении договоров страхования. Как известно, почти все страховые компании весь 2017 год ухищрялись и придумывали всяческие способы навязать допуслуги своим клиентам. Для того, чтобы получить полис ОСАГО без дополнительно навязанных услуг страховых компаний гргражданам в 2017 году приходилось отстаивать большие и искусственно созданные страховщиками очереди в их офисах или ждать появление якобы дефицитных бланков полисов ОСАГО. В 2019 году эти препоны со стороны страховых компаний по оформлению договоров ОСАГО уйдут в прошлое, в том числе благодаря новому рассматриваемому изменению и появлению возможности получить полис ОСАГО через интернет. Уже с начала года можно констатировать, что в 2019 году оформление полисов через интернет стало еще более популярным у автолюбителей.
Стоит заметить, что в 2017 году эксперимент по выдаче электронных страховых полисов ОСАГО проводился в нескольких регионах РФ, в том числе в Ростовской области. Нехотя и со скрипом, страховые компании наладили данную электронную услугу в экспериментальных регионах, в результате чего за полгода клиентам было выдано несколько десятков тысяч электронных страховых полисов ОСАГО. Однако, в прошлом году страховые компании не обязаны были заниматься выдачей электронных страховых полисов ОСАГО, и осваивали эту процедуру в добровольном порядке в качестве эксперимента. С 1 января 2019 года выдача электронных страховых полисов ОСАГО стала обязанностью для страховщиков, за нарушение которой им грозит приличный штраф и отзыв лицензии. Эти изменения ОСАГО 2019 года однозначно идут на пользу автомобилистам.
Адвокат - автоюрист Геннадий Ефремов
Начиная с 21.05.2017 г. вступили в действие поправки в закон об обязательном автостраховании (далее — ОСАГО). Этими поправками перед преобладающими ранее страховыми выплатами устанавливаются приоритеты возмещения натурального (в виде проведения восстановительных ремонтов поврежденных авто).
Можно утверждать, что изменения в законодательстве коснулись не только интересов страховых компаний. Эти нововведения по ОСАГО касаются всех без исключения автовладельцев.
Новые правила ОСАГО: на кого распространяются?
Сразу следует отметить, что новые правила действовать будут лишь для новых договоров ОСАГО, заключение которых происходит после 28.04.2017г. и исключительно для легковых авто, принадлежащих физлицам и зарегистрированным на территории РФ.
Касательно ранее приобретенных полисов это возможно, однако лишь по договоренности между страхователем и страховщиком.
В общей сложности было принято 12 поправок, десять из которых коснулись страховых случаев при авариях, а две – процедуры приобретения полиса ОСАГО.
В этой статье мы рассмотрим изменения подробнее.
Ремонт по ОСАГО вместо денег — нововведение в законодательстве №1
Основным считается изменение, внесенное федеральным законом №49-ФЗ от 28 марта 2017 года в закон об ОСАГО. Согласно этому документу: страховая проводит за свой счет ремонт поврежденного авто на станции техобслуживания, а не производит выплату денег пострадавшей стороне.
Отметим, что до 28.04.2017г. ситуация была другой: потерпевший имел право выбирать удобный для себя вариант между проведением восстановительного ремонта и страховой денежной выплатой.
На данный момент деньги за ремонт можно получать в отдельных следующих случаях:
- Авто после аварии не подлежит восстановлению;
- Для ремонта поврежденного автомобиля потребуется сумма более 400 000 руб.;
- Ущерб нанесен имущественному объекту, который к автомобилю не относится;
- Страховка получена автовладельцем в рамках международных страховых систем;
- Страховая компания не имеет возможности исполнить взятые на себя обязательства (в рамках договора страхования) по ремонту поврежденного при ДТП авто способом, иным, чем выплата денежной компенсации;
- Конкретная авария была оформлена без участия сотрудников полиции, что возможно в случае, когда ущерб не превышает 100 000 руб. Однако сумма, в которую обойдется ремонт авто, превышает вышеуказанную и потерпевший отказывается доплачивать собственные средства;
- Автовладелец является инвалидом I-ой или II-ой группы и подает заявление, в котором просит выплатить за ремонт денежную компенсацию.
Кто может ездить без полиса — изменение ОСАГО №2
Полисы не должны приобретать водители ТС, технические характеристики которых являются такими, на которые не распространяются требования касательно допуска ТС к эксплуатации на дорогах общего пользования и/или госрегистрации (ранее требования по ограничению максимальной скорости таких ТС составляли 20 км/ч).
Неустойка за несоблюдение сроков ремонта — изменение ОСАГО №3
Если автовладелец, который признан в результате аварии потерпевшим, согласен на проведение восстановительного ремонта на станции, у которой со страховщиком заключен договор, то в течение 20-ти календарных дней ему должно быть выдано направление на проведение ремонта авто.
В случае, когда автоводитель хочет чинить свой автомобиль на сервисе стороннем, то период выдачи уведомления может быть увеличен до 30-ти календарных дней.
Важно знать, что за каждый день задержки проведения восстановительных мероприятий, страховщик обязан выплачивать пеню в размере 0,5% от суммы общего нанесенного ущерба.
Возмещение за эвакуацию автомобиля — изменение ОСАГО №4
Если ранее сумма, затраченная на доставку авто с места аварии до места ремонта/хранения компенсировалась страховщиком на основании предоставленных клиентом квитанций (заказчик, оплатив доставку, получал документ/чек, на основании которого ему покрывались эти расходы), то сейчас новые правила регламентируют максимальное расстояние транспортировки, ограничивая его: только 50 км и не более. Таким образом, если СТО расположено на удалении более 50 км. от места аварии/хранения машины, то с формальной точки зрения страховщик имеет право не согласиться с подобной транспортировкой.
Если же клиент настаивает исключительно на этом варианте, то вся процедура по организации транспортировки авто и оплаты этой услуги возлагается на него (за свои деньги он может перевозить поврежденный автомобиль в любое место).
Основания для регрессивного иска — изменение ОСАГО №5
Регрессивный риск – представляет собой обратное требование страховой к виновнику ДТП с целью взыскания с него суммы, которая была затрачена на восстановление поврежденного авто потерпевшей стороны и ранее ей выплаченной.
Согласно новым правкам, к основаниям для предъявления таких регрессивных рисков можно отнести такие ситуации:
- ДТП, которые произошли в случае умысла виновника;
- Виновник в момент совершения ДТП находился в состоянии алкогольного либо другого вида опьянения и это подтверждено документально;
- Участник ДТП, признанный виновником, не имел права управлять ТС;
- Водитель, признанный виновником аварии, не внесен в страховой полис собственника автомобиля;
- Виновник скрылся с места аварии;
- ДТП случилось во временной период, который не предусмотрен страховым полисом;
- В страховую не поступили документы о случившемся ДТП в установленный законом 5-дневный срок;
- Виновная сторона уже приступила к ремонту/утилизации ТС;
- В момент дорожного происшествия действие талона ТО (диагностической карты) закончилось;
- В момент заключения договора страхования в электронном виде, страхователь предоставил недостоверную информацию страховщику, что привело к безосновательному уменьшению суммы страхового возмещения.
Новые лимиты по Европротоколу — изменение ОСАГО №6
Внесенные изменения предусматривают новый размер максимальной страховой выплаты, которая осуществляется по ДТП, оформленным без участия сотрудников полиции (по Европротоколу). Теперь сумма увеличена с 50 000 руб. до 100 000 руб.
Помимо этого, Банку России предоставляется теперь право определять форму извещения об аварии по европротоколу.
Возмещение ущерба с виновника ДТП — изменение ОСАГО №7
Максимальным принимается такой размер страховых выплат по ОСАГО:
- 400 000 руб. – для авто и прочего имущества;
- 500 000 руб. – для страхования здоровья и жизни.
Принятые нововведения не решают вопрос о полном возмещении ущерба с виновника произошедшего ДТП в случае, когда страховой суммы на восстановление поврежденного ТС оказывается не достаточно.
Расчет выплат производится страховщиками на основании единой методики Центробанка. При этом, оплата ремонта/замены запчастей осуществляется с учетом их износа. Как правило, выплаты по ОСАГО покрывали стоимость ремонта не на все 100%.
К примеру, у автомобиля, которому 3 года, в результате ДТП был поврежден бампер. Эта деталь не подлежит ремонту и требуется ее замена. В подобном случае страховая компания выплатит пострадавшей стороне лишь часть стоимости бампера, а разницу он будет доплачивать самостоятельно. При этом бампер стоит, как новый, однако страховая оценивает его, как трехлетний.
Согласно общим правилам с виновника ДТП можно взыскать ущерб, даже если у него имеется полис ОСАГО. К примеру, если владельцу авто ремонт ТС обошелся в 70 000 руб., а страховая выплатили всего 40 000 руб. (с учетом износа), то оставшиеся 30 000руб. можно взыскать с виновной стороны.
Однако, подобная арифметика имеет место лишь на бумаге, поскольку суды по факту отказывали автовладельцам в удовлетворении таких исков, ссылаясь на методики ЦБ, а Верховный Суд эту позицию поддерживал.
В начале 2017г. в Конституционный суд России обратились лица, потерпевшие в результате аварии. Они пытались восстановить свои права и взыскать со страховой компании возмещение по ОСАГО, а сумму ущерба – с виновной в ДТП стороны. До этого во всех инстанциях суды были ими проиграны, что не давало им права взыскать компенсацию с виновника аварии.
Конституционный суд принял решение о том, что методика ЦБ должна применяться исключительно для расчета выплат по ОСАГО, а разницу между суммой страховой выплаты и размером реального ущерба пострадавшая сторона может требовать с виновника аварии.
Следовательно, потерпевшему в результате ДТП по ОСАГО выплачивается сумма с учетом износа поврежденных деталей, однако он вправе рассчитывать на возмещение имущественного вреда в полном объеме. Для этого от него потребуется доказать, что фактическая сумма ущерба больше той, что получена им по страховке. В свою очередь, виновная сторона имеет право настаивать на проведении дополнительной экспертизы, которая может стать основанием для снижения общей суммы возмещения ущерба потерпевшей стороне.
Электронные полисы — изменение ОСАГО №8
Новые правки коснулись и мошеннических действий лиц, которые оказывают услуги посредников .
Теперь документ обязывает автовладельца лично заполнять на сайте страховщика заявление о заключении обязательного страхового договора, а также лично оплачивать сам полис ОСАГО.
Достоверность электронной выписки проверяют на спецсервисе МВД РФ либо на официальном сайте РСА (Российского союза автомобильных страховщиков), где имеется соответствующая база данных.
Выбор СТО (станции технического обслуживания) — изменение ОСАГО №9
Ранее у клиента страховой компании практически отсутствовало право на выбор места, где будет восстанавливаться его авто после ДТП, поскольку страховая предоставляла ему свою станцию ремонта (с которой действовал ремонтный договор).
По новым правилам автовладелец еще на этапе заключения страхового договора может выбирать СТО (станцию технического обслуживания), на которой в случае ДТП будет отремонтирован его автомобиль. Список таких СТО страховая компания предоставляет на своем сайте, а информация (в нем представленная) постоянно актуализируется и содержит такие сведения:
- Название и местоположение;
- Марки и год выпуска авто, обслуживаемых и ремонтируемых на данном СТО;
- Ориентировочные сроки на проведения ремонтных работ разного вида.
Подобная мера позволяет автовладельцу самостоятельно изучить все варианты и выбрать оптимально подходящий для себя.
Требования к автосервисам
СТО, которое указано в направлении на восстановительный ремонт, должно соответствовать таким требованиям:
- Срок проведения ремонтных работ не должен превышать 30 дней;
- Удаленность СТО от места аварии/хранения авто не должно превышать 50 км. При этом пострадавшая сторона имеет право самостоятельно выбирать от какого места рассчитывать это расстояние (от места аварии либо от места жительства). Обратите внимание, что этот пункт не принимается в учет, если страховщик организует (а значит и оплачивает) транспортировку своего авто до сервиса, который удален на расстояние более 50-ти километров;
- Сохранение гарантийных обязательств на те авто, возраст которых не превышает 2 года, поскольку эти авто следует ремонтировать лишь у официальных дилеров конкретной марки.
В случае, когда ни один из представленных вариантов перечисленным требованиям не отвечает, возникают такие варианты:
- Владелец авто может согласиться на проведение восстановительного ремонта на одной из тех станций, с которыми страховая имеет действующий договор. К примеру, водитель может согласиться на добровольное прекращение гарантии выполнить восстановительный ремонт не в сервисе официального дилера;
- Водитель имеет право получить компенсацию в денежной форме. Здесь важно понимать, что сумма страхового возмещения окажется меньше, поскольку расчета выплаты осуществляется с учетом износа деталей и запчастей.
Коэффициент «бонус – малус» без полиса — изменение ОСАГО №10
Коэффициент «Бонус-Малус» (далее – КБМ) является показателем, используемым страховыми компаниями в момент расчета страховой премии в рамках договора. Здесь в зависимости от наличия/отсутствия ДТП коэффициент КБМ может быть, как понижающим, так и повышающим. Специальная таблица КБМ по ОСАГО позволяет быстро определять этот показатель.
Обратите внимание, что с 2017г. полис открепляется от автомобиля и связывается исключительно с безопасной и безаварийной ездой конкретного автоводителя. Теперь именно водителю присваивается КБМ, который будет изменяться в зависимости от отсутствия/наличия ДТП в его «послужном списке». Для этого применяют 14 классов КБМ (индивидуальных).
В настоящее время страховщик не имеет права самостоятельно подсчитывать КБМ. Теперь РСА должен разработать и ввести в действие автоматизированную систему, которая позволит в режиме реального времени для каждого водителя рассчитать его КБМ. В момент оформления страхового полиса сведения о КБМ водителя будут автоматически передаваться в страховую компанию. По мнению экспертов, такая мера позволит эффективно бороться со злоупотреблениями при определении стоимости страховых полисов со стороны страховых компаний.
Сейчас любой водитель может узнать собственный коэффициент на официальном сайте РСА (как по данным действующего в настоящий момент полиса, так и по информации из полиса, срок действия которого истек не более 1 года назад).
В случае оформления нового страхового полиса ОСАГО, автовладелец имеет право потребовать уточнений его личного КБМ (в базе РСА) и учета его при формировании стоимости страхового полиса.
Прямое урегулирование при ДТП с несколькими участниками — изменение ОСАГО №11
Прямое урегулирование убытков – представляет собой ситуацию, при которой после ДТП потерпевший обращается лишь в свою страховую компанию.
Если до принятия нововведений было условие: в аварии пострадало лишь 2 автомобиля, то новые правки допускают правила обращения лишь в свою страховую на случаи аварий массовых (с участием в ДТП 3-х и более машин). Введение новых норм направлено на упрощение правил, по которым проводится оформление убытков и ремонта авто после ДТП.
Следует отметить, что мнения в экспертном сообществе по этому поводу разделились. Ведь для организации восстановительного ремонта авто страховщику нужно получить от страховой организации виноватой стороны согласие на денежную суммы предстоящих ремонтных работ. В случае, когда виновников два, три и более на это может уйти очень много времени, а законом это никак не регламентируется.
Кто не получит выплату за аварию — изменения №12
Новые правки закона об ОСАГО не дают возможности представителю потерпевшей стороны получать за нее выплаты, которые нанесены во время произошедшей аварии. Это нововведение лишает смысла выкуп у владельцев поврежденных в ДТП машин их прав на возмещение ущерба автомобильными коллекторами. Ведь деньги все равно не будут выплачены на законных основаниях.
В заключение следует отметить, что нововведения внесли ощутимые изменения в ОСАГО, однако вопросов осталось еще много. Из этого следует, что даже после применения нововведения ОСАГО будут нужны дополнительные меры по реформированию данной сферы.
Новые автомобили лишатся гарантии из-за реформы ОСАГО
Государственная дума РФ во втором чтении одобрила ужесточение законопроекта об ОСАГО, предполагающее отмену выплаты при ДТП деньгами. Среди прочего страховщики протащили одну правку законопроекта, сулящую россиянам сплошную головную боль: только двухлетние автомобили смогут ремонтироваться у официальных дилеров по направлению от страховой компании после ДТП, все остальные — в неавторизованных сервисах. И это при том, что подавляющее число автокомпаний даёт 3-летнюю (и даже 4-5-летнюю) заводскую гарантию на новые машины. Автодилеры и автопроизводители пояснили, что такой "пункт" поправок гарантирует человеку только одно — большие проблемы при наступлении страхового случая.
При ДТП выбирать автосервисы для кузовного ремонта своего авто россияне будут из того списка, который предоставит страховщик. Если автомобиль не старше двух лет, то его направят к официальному дилеру, но не к тому, который продал этот автомобиль, а к тому, с которым у страховой есть договор о сотрудничестве. Ремонт у официалов осуществляется только с использованием дорогих оригинальных запчастей (таково требование автопроизводителей), а цена норма-час в целом выше показателей по рынку. Разница среднего чека у официала и обычной техстанции может достигать двойного размера. Логично, что при продавливании нынешних поправок ОСАГО страховщики всячески противились заезду их клиента на ремонт к авторизованным дилерам.
Автомобилисты, которым не посчастливится попасть в ДТП на третий (а если гарантия позволяет — на четвёртый и пятый год), рискуют потерять гарантию автокомпании. Можно не рассчитывать на замену узлов, агрегатов и самого автомобиля (а такое сейчас случается часто) после ремонта в аффилированной СТО страховщика. И эта проблема касается не только премиум-сегмента, но и автомобилей доступных, например, как Renault.
К примеру, во время аварии повреждена оптика и взамен разбитых фар в стороннем сервисе установили новые. Производитель автоматом получает право отказать в гарантийном ремонте электропроводки, так как до этого её трогали сервисмены неавторизованного сервиса.
Ситуацию усугубит то, что неавторизованные сервисы имеют обычай ставить на битый автомобиль не оригинальные запчасти, а бэушные или китайские аналоги. И вскроется это только при гарантийной поломке.
Автовладелец, конечно же, может попытаться доказать, что между ремонтом в страховой СТО и последующей гарантийной поломкой нет связи, но теперь бремя доказательства лежит исключительно на его плечах. А это означает начало судебного разбирательства. И доказать обратное автовладельцу будет очень тяжело. Кроме того, оплачивать экспертизу автовладельцу придётся самостоятельно.
При направлении на ремонт по ОСАГО с 2017 года страховщик обязан соблюдать сроки выдачи направления на ремонт, срок ремонта (изменения вступают в силу с 28.04.2017).
СТО, с которыми заключаются договоры страховщиком должны соответствовать требованиям закона, и сведения о них должны быть размещены на сайте страховщика, в том числе ориентировочные сроки ремонта, марки машин, которые ремонтирует данное СТО, сведения о соответствии СТО требованиям закона. Потерпевший вправе ознакомиться заранее с вариантами предложений и выбрать.
Неустойка при несоблюдении сроков.
Требования к направлению на ремонт по ОСАГО
Права потерпевших при ремонте по ОСАГО с 2017.
Гарантия на работы СТО.
_________________________________________________________________________
В каком порядке выдается направление на ремонт автомобиля по ОСАГО 2017?
Потерпевший обязан предъявить поврежденное ТС на осмотр страховщику, который в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления о страховом возмещении со всеми необходимыми документами, обязан осмотреть ТС и /или организовать экспертизу. После проведения осмотра (экспертизы) страховщик выдает направление на ремонт по ОСАГО и оплачивает стоимость ремонта СТО. Размер оплаты определяется в соответствии с единой методикой.
Направление на ремонт по ОСАГО должно быть выдано в течение 20 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных) со дня принятия заявления о страховом возмещении с приложением всех документов в случае ремонта на СТО, с которой у страховщика заключен договор (п. 15.2, 21 ст. 12 Закона об ОСАГО)
Если направление на ремонт по ОСАГО выдается на основании п. 15.3 ст. 12 Закона об ОСАГО (СТО, с которой нет договора, по соглашению между страховщиком и потерпевшим), то направление должно быть выдано в течение 30 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных)
Неустойка при несоблюдении сроков выдачи направления и сроков ремонта автомобиля по ОСАГО с 2017
При просрочке выдачи направления на ремонт по ОСАГО страховщик уплачивает неустойку в размере 1 % от суммы страхового возмещения.
За нарушение сроков ремонта неустойка составляет 0,5 % от суммы страхового возмещения (п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО).
Требования к направлению на ремонт по ОСАГО.
В направлении на ремонт по ОСАГО указываются
— сведения о потерпевшем, договоре ОСАГО, ТС;
Наименование и место нахождения СТО;
— срок ремонта;
— возможный размер доплаты, который будет вноситься потерпевшим в связи с установкой новых деталей (износ). Однако это положение не касается физических лиц (граждан) , собственников легковых автомобилей, зарегистрированных на территории РФ.
Требования к СТО при ремонте по ОСАГО.
Срок ремонта по ОСАГО с 2017 не более 30 рабочих дней со дня предоставления ТС на СТО или со дня передачи страховщику для транспортировки на СТО.
Удаленность СТО от места ДТП или места проживания потерпевшего не должна превышать 50 км. Если страховщик организует транспортировку до места проведения ремонта и обратно и /или оплачивает ее, то удаленность может быть и больше.
ТС с года выпуска которых прошло менее 2-х лет должны ремонтироваться СТО, которая осуществляет сервисное обслуживание таких ТС от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем (импортером).
Если ни одна из СТО не соответствует вышеуказанным требованиям в отношении конкретного потерпевшего, то он имеет право получить выплату деньгами или согласиться на предложенную страховщиком СТО.
Например, СТО находится в 100 км. от места ДТП, и страховщик не оплачивает, и не организует транспортировку, в этом случае право потерпевшего согласиться на ремонт или нет, страховщик не имеет права диктовать условия.
Права потерпевших при ремонте по ОСАГО с 2017
Потерпевший вправе самостоятельно организовать ремонт ТС в рамках ОСАГО на СТО, с которой у страховщика нет договора, только с письменного согласия страховщика (п. 15.3 ст. 12 Закона об ОСАГО). В этом случае выдается направление на ремонт по ОСАГО, и страховщик оплачивает проведенный ремонт. Потерпевший в заявлении о страховом возмещении указывает полное наименование СТО, адрес и реквизиты для оплаты.
Изменение объема работ, сроков ремонта по ОСАГО, условий ремонта без согласования с потерпевшим не допускается. Соглашение по данным вопросам должно быть достигнуто между страховщиком, СТО и потерпевшим.
Урегулирование вопросов, связанных со скрытыми повреждениями, определяется СТО по согласованию со страховщиком и потерпевшим. Этот порядок должен быть зафиксирован в документе, например, в направлении, который выдается потерпевшему при приеме ТС в ремонт.
При ремонте легковых автомобилей, зарегистрированных на территории РФ, собственниками которых являются физические лица (граждане) не допускается установка бывших в употреблении или восстановленных деталей, если согласно единой методике требуется замена комплектующих. Однако страховщик и потерпевший могут соглашением установить иное, например, замену на б/у.
Если автомобиль отремонтирован некачественно, нарушены сроки ремонта или порядок ремонта (например, объем работ, поставлены б/у детали и т.п.), то ответственность несет страховщик и все претензии нужно предъявлять ему (п. 17 ст. 12 и ст. 16.1 Закона об ОСАГО)
Гарантия на работы СТО
Гарантия на работы при ремонте по ОСАГО не может менее 6 мес., а на кузовные работы и работы, связанные с использование лакокрасочных материалов не может быть мене 12 мес.
Судебное дело. на возмещение вреда в связи с потерей кормильца.