Можно ли платить вознаграждение со спецсчета. Как не ошибиться, работая со спецсчетом по гособоронзаказу. Режим использования отдельного счета
Из каких средств предприятие должно платить комиссию банка? Видимо, исключительно из собственных. Тогда с какого счета? Со специального или с расчетного? И можно ли отнести эти расходы на себестоимость государственного оборонного заказа? И, если в уполномоченный банк судебный пристав приносит исполнительный лист, предусматривающий безакцептное списание денежных средств со счета предприятия-должника, может ли банк отказать в исполнении, нарушив федеральное законодательство об исполнительном производстве, или обязан исполнить документ, нарушив при этом законодательство о государственном оборонном заказе? Ведь 275-ФЗ регламентирует и ограничивает исключительно добровольные расходные операции по специальным счетам, но никак не принудительные. Как в этой ситуации поступить банку и предприятию-клиенту? Это только частный случай будущей правоприменительной практики, требующий разъяснения.
Спецсчета для гособоронзаказа как расходовать деньги
- сбор необходимого пакета документов;
- заполнение карточки с наличием всех необходимых подписей;
- заверка бумаг в соответствии с установленными правилами;
- подача всех документов и правильно заполненного заявления.
Чтобы открыть спецчсет для гособоронзаказа, банки обязаны соответствовать ряду требований После подачи всех нужных документов банк рассматривает заявку и выносит соответствующее решение.
В случае положительного ответа обе стороны заключают договор об открытии специального счёта.
Как не ошибиться, работая со спецсчетом по гособоронзаказу
ВниманиеКак правильно открыть специальный счёт Открытие спецсчёта для гособоронзаказа возможно в банках, которые соответствуют ряду определённых требований:
- наличие собственности капитала не менее 100 миллиардов рублей в общем обороте;
- доля уставного капитала не менее 50%;
- работа банка абсолютно законна и имеет подтверждающие документы в виде выданной лицензии, а также одобрение со стороны государства;
- осведомлённость на осуществление деятельности, которая имеет секретные разработки;
- отсутствие специальных требований для открытия счёта.
Вышеописанные условия являются обязательными для оформления процедуры. Поэтому перед тем как открыть специальный счёт необходимо тщательное ознакомление со всеми условиями банка по поводу данного вопроса.
ВажноГосударственный оборонный заказ имеет серьёзные требования по оформлению счёта в банке для дальнейшей траты переведённых средств в соответствии с целевым назначением. При нарушении представленных условий предусмотрены такие меры наказания:
- невыполнение работы или же оказываемой услуги предполагает назначение штрафа в размере один миллион рублей в соответствии со статьёй 15.14;
- использование представленных денежных средств не по целевому назначению в размере 5–25 % от суммы, которую выделило государство на обеспечение гособоронзаказа;
- неправильное ведение деятельности по расходам со спецсчёта требует оплаты штрафа в сумме 500–1000000 рублей.
Вышеописанные нарушения являются грубым нарушением законодательства, поэтому их соблюдение неприкосновенно для осуществления правильных правовых отношений между исполнителем, заказчиком и государством.
ИнфоЗакон №275-ФЗ от 29.12.2012. ужесточил требования к размещению государственного оборонного заказа, а также к расчетам между участниками такого контракта. Все расчеты должны проводиться исключительно через специальные банковские счета (СБС), работающие в общем режиме.
Открыть его можно не в каждом банке, а только в уполномоченной банковской организации. В статье рассмотрим особенности резервирования спецсчетов, а также требования к денежным операциям по государственному оборонному заказу.
Спецсчет по гособоронзаказу Специальный расчетный счет по государственному оборонному заказу - это спецсчет в уполномоченной банковской организации, открытый головным исполнителем, который, в свою очередь, заключил контракт с Министерством обороны России на исполнение оборонного заказа.
Что такое спецсчет по гособоронзаказу
- Какие операции проводить запрещено Установлен широкий перечень запрещенных операций по особым счетам по оборонному заказу (ст. 8.4 Закона №275-ФЗ). К таковым относят расчеты по кредитам и займам, числившихся за организацией исполнителем.
Деньги на выполнение оборонного заказа нельзя пожертвовать или передать в благотворительные фонды или частным лицам. Покупка иностранной валюты, драгоценных металлов или ценных бумаг тоже незаконна.
- Расходование целевых денег проводится только с указанием идентификатора госконтракта (ИГК).
Спецсчет для гособоронзаказа в банке - что это такое
Указать ИГК следует в распоряжении (платежном поручении, заявке на кассовый расход и прочее) на списание.
- Списание проводится только на спецсчета по оборонному заказу, поэтому у всех участников контракта должны быть открыты такие счета.
Предусмотрены исключения в пп. а-з ч. 2 п. 1 ст. 8.3 Закона №275-ФЗ. - Банк вправе приостановить осуществление операций по особым счетам для взыскания штрафов, пеней, неустоек и прочих санкций (ст.
Закон №275-ФЗ от 29.12.2012. ужесточил требования к размещению государственного оборонного заказа, а также к расчетам между участниками такого контракта. Все расчеты должны проводиться исключительно через специальные банковские счета (СБС), работающие в общем режиме. Открыть его можно не в каждом банке, а только в уполномоченной банковской организации. В статье рассмотрим особенности резервирования спецсчетов, а также требования к денежным операциям по государственному оборонному заказу.
Спецсчет по гособоронзаказу
Специальный расчетный счет по государственному оборонному заказу — это спецсчет в уполномоченной банковской организации, открытый головным исполнителем, который, в свою очередь, заключил контракт с Министерством обороны России на исполнение оборонного заказа. Это необходимо для обеспечения безопасности и прозрачности расчетов по оборонному заказу между участниками контракта, а также для осуществления контроля над целевым использованием бюджетных денег со стороны государства.
Статья 8.1 Закона №275-ФЗ устанавливает особые критерии к банкам, которые вправе осуществлять обслуживание спецсчетов. На сегодняшний день отвечают установленным требованиям:
- ПАО «Банк «Санкт-Петербург».
- АО АКБ «НОВИКОМБАНК».
- ПАО «Сбербанк».
- Банк ГПБ (АО).
- Банк ВТБ (ПАО).
- ОАО «АБ «РОССИЯ».
- АО «Россельхозбанк».
Каждый банк, в свою очередь, устанавливает индивидуальные правила открытия и резервирования расчетных БС для оборонного заказа.
10 важных нюансов работы со спецсчетами
Так, например, зарезервировать счет в Сбербанке по гособоронзаказу можно онлайн. Для этого достаточно внести регистрационные данные компании (ОГРН и ИНН, форма собственности), указать идентификатор госконтракта, ввести номер мобильного телефона и адрес электронной почты. В течении 5 рабочих дней следует подтвердить процедуру открытия спецсчета в отделении банка, представив полный пакет подтверждающей документации. Иначе Сбербанк резервирование счета гособоронзаказ отменит, а поступившие средства вернет отправителям.
А когда проводит ВТБ резервирование счета гособоронзаказа, любые операции (поступление или списание) становятся доступны только после официального заключения договора.
Спецсчета для гособоронзаказа, как расходовать деньги
Для расчетов по обеспечению оборонного заказа установлен особый режим. Правила регламентированы в статье 8.3 Закона №275-ФЗ. Основные указания таковы:
- Исполнитель вправе расходовать средства со специального расчетного счета только на авансы за услуги, товары, работы, или на обеспечение нужд для выполнения государственного оборонного контракта.
- Расходование целевых денег проводится только с указанием идентификатора госконтракта (ИГК). Указать ИГК следует в распоряжении (платежном поручении, заявке на кассовый расход и прочее) на списание.
- Списание проводится только на спецсчета по оборонному заказу, поэтому у всех участников контракта должны быть открыты такие счета. Предусмотрены исключения в пп. а-з ч. 2 п. 1 ст. 8.3 Закона №275-ФЗ.
- Банк вправе приостановить осуществление операций по особым счетам для взыскания штрафов, пеней, неустоек и прочих санкций (ст. 76 НК РФ).
- Закрытие счета проводится банком после получения уведомления от Министерства обороны России (заказчика) об исполнении госконтракта.
Какие операции проводить запрещено
Установлен широкий перечень запрещенных операций по особым счетам по оборонному заказу (ст. 8.4 Закона №275-ФЗ). К таковым относят расчеты по кредитам и займам, числившихся за организацией исполнителем. Также целевые средства нельзя предоставить в долг или вложить в уставный капитал сторонней фирмы.
Запрещены любые переводы физлицам, кроме оплаты труда и страховых взносов нанятым работникам или компенсаций. Деньги на выполнение оборонного заказа нельзя пожертвовать или передать в благотворительные фонды или частным лицам.
Покупка иностранной валюты, драгоценных металлов или ценных бумаг тоже незаконна. А вот разместить целевые средства на депозитном вкладе можно, но вклад должен быть открыт в том же уполномоченном банке и при условии, что проценты от оборота денег будут зачислены на этот спецсчет.
Средства на выполнение государственного оборонного контракта нельзя использовать в качестве обеспечения исполнения обязательств, в том числе по договорам, соглашениям и контрактам.
Спорные вопросы
Может ли организация-исполнитель самостоятельно пополнить спецсчет?
Может. Необходимость пополнить счет своими деньгами у организации возникает в случае расчетов с уполномоченным банком за обслуживание данного спецсчета. Расходовать целевые деньги на банковское обслуживание нельзя.
На исполнителя заведено исполнительное производство. Может ли банк списать средства со спецсчета по исполнительному листу?
Если взыскателем является государство, то исполнительный лист будет удовлетворен (пп. В п. 9 ст. 8.4 Закона №275-ФЗ). В других случаях списание будет незаконным.
Наемный специалист требует компенсацию расходов за наем жилого помещения, можно ли рассчитаться целевыми средствами от гособоронзаказа?
Нет. Оплата проезда и найма жилья работникам средствами на обеспечение такого контракта недопустима (пп. Б п. 3 ст. 8.4 Закона №275-ФЗ).
Организации, осуществляющие государственный оборонный заказ, обязаны действовать строго в рамках действующего законодательства. Это касается и взаиморасчетов между государственными заказчиками, головными исполнителями и исполнителями. Для этих целей в уполномоченном банке открывается отдельный расчетный счет по гособоронзаказу. В этой статье мы рассмотрим, зачем он нужен и как его использовать.
Зачем нужен отдельный счет
Согласно положениям Федерального закона от 29.12.2012 № 275, отдельный номинальный счет — это счет, который открыт для головного исполнителя (п. 7 ч. 1 ст. 7.1), исполнителя (п. 7 ч. 2) в уполномоченном банке для осуществления взаиморасчетов по гособоронзаказу на основании условий, прописанных в государственном (каждом) контракте.
В соответствии с нормами 275-ФЗ, уполномоченный банк — это банк, созданный в соответствии с законодательством РФ, который выбирает головной исполнитель. Банк России размещает список соответствующих банков на своем сайте ежемесячно. Одним из учреждений, оказывающих банковское сопровождение гособоронзаказа, является Сбербанк, резервирование отдельного расчетного счета по ГОЗ — одна из услуг, которой можно воспользоваться онлайн.
Все денежные средства, которые переводит исполнителю государственный заказчик, являются целевыми и предназначены непосредственно для затрат по ГОЗ.
Работа со спецсчетами по гособоронзаказу
Если финансовые средства будут использованы не по назначению, то на поставщика могут наложить определенные санкции. Таким образом, отдельный банковский счет для госконтракта открывается для произведения расчетов между государственным заказчиком и головным исполнителем. ОС закрывается сразу же после предоставления в уполномоченный банк подтверждения о полном исполнении госконтракта.
Что можно и что нельзя
Денежные средства списываются только при указании в распоряжении идентификатора госконтракта и только на ОС.
Исключениями из этого правила являются следующие случаи:
- перечисление страховых взносов, налоговых платежей, сборов, таможенных пошлин и прочих расходов, предназначенных для оплаты в бюджет РФ;
- уплата издержек на приобретение товаров, работ, услуг, подлежащих госрегулированию в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ;
- взаиморасчеты с нерезидентами, непосредственно задействованными в поставках товаров, работ, услуг по гособоронзаказу;
- перечисление прибыли, величина которой предусмотрена условиями госконтракта, по факту его исполнения и предоставления в уполномоченный банк акта приема-передачи выполненных работ;
- расчеты по прочим расходам, не превышающим трех миллионов рублей в месяц.
По ОС запрещается осуществлять следующие виды движений:
- оказание кредитных услуг, предоставление ссуд и разного рода займов;
- возврат сумм по вышеуказанным операциям и процентов по ним;
- расчеты с физическими лицами;
- прочие операции, закрепленные ст. 8.4 275-ФЗ.
С отдельного счета можно перечислять суммы на оплату труда при соблюдении условия одновременной выплаты соответствующих начислений на оплату труда, а также на уплату сотрудникам компенсаций в соответствии с ТК РФ. Согласно Письму Минфина России № 03-04-06/15565, тот, кто исполняет ГОЗ, может использовать ОС для расчетов, удержаний и перечислений в бюджет налога на доходы физических лиц с доходов, которые были получены в виде оплаты труда.
Уполномоченные банки заключают отдельные виды договоров банковского счета, по которому ОС открывается для производства операций по гособоронзаказу. УБ также имеют право временно приостановить операции по ОС по согласованию с уполномоченным органом финансового контроля в тех случаях, когда определенная операция соответствует критериям, регламентированным в указании ЦБ РФ от 15.07.2015 № 3729-У.
Отдельные спецсчета по гособоронзаказу. Применение идентификатора госконтракта при использовании меченых денег. Особенности банковского сопровождения военного заказа уполномоченными банками.
ИГК в расчетах по спецсчетам гособоронзаказа:
Государственный оборонный заказ Ценообразование в сфере Гособоронзаказа Индексация цен военной продукции Калькуляция цены ГОЗ и комплект РКМ НИР и ОКР в сфере Гособоронзаказа Раздельный учет в Гособоронзаказе |
Идентификаторы госконтрактов и спецсчета в ГОЗИдентификатор государственного контракта (ИГК)В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» каждому государственному контракту присваивается Идентификатор государственного контракта (ИГК). Идентификатор формируется государственным заказчиком и представляет собой двадцатипятизначный цифровой код, содержащий в частности информацию о Госзаказчике, годах действия контракта и способе определения поставщика. Формирование кода ИГКСтруктура кодировки идентификатора госконтракта (ИГК) определяется совместным приказом Министра обороны Российской Федерации №475 и Федерального казначейства №13н от 11 августа 2015 года «Об утверждении Порядка формирования идентификатора государственного контракта по государственному оборонному заказу». |
Разряды 1 и 2 кода ИГК – две последние цифры года заключения госконтракта.
Разряды 3 и 4 кода ИГК – две последние цифры года исполнения госконтракта.
Разряды 5, 6 и 7 кода ИГК – идентификационный код государственного заказчика.
Разряд 8 кода ИГК (цифры от 1 до 9) – код способа определения исполнителя. Например, закупка у единственного поставщика или конкурентный способ закупки.
Разряды 9, 10, 11 и 12 кода ИГК — порядковый номер государственного контракта. Главный распорядитель бюджетных средств в отношении каждого госзаказчика в пределах календарного года применяет сквозную нумерацию контрактов.
Разряд 13 кода ИГК (цифры от 1 до 3) – код вида цены на момент заключения контракта (ориентировочная (уточняемая) цена, фиксированная цена, цена, возмещающая издержки).
Разряды с 14 по 25 кода ИГК (цифры от 0 до 9). Каждый государственный заказчик самостоятельно определяет применение данных разрядов.
Работа со спецсчетом по гособоронзаказу
Если какие-то разряды в коде не используются, то заполняются нулями.
Пример кодировки ИГК
По идентификатору госконтракта можно определить, что:
Данный контракт заключен в 2016 году и действует до 2022 года.
Государственный заказчик – Министерство обороны России.
Закупка была осуществлена у единственного поставщика, определенного указом Президента или распоряжением Правительства Российской Федерации.
Это первый контракт этого госзаказчика в этом году.
При заключении контракта определена ориентировочная (уточняемая) цена.
Разряды 14 – 25 кода ИГК госзаказчиком не были использованы.
Спецсчета (отдельные счета) для контрактов Гозоборонзаказа
В соответствии с законом 275-ФЗ по каждому контракту ГОЗа заказчики и исполнители обязаны открывать отдельные счета, и получаемые на эти спецсчета средства, можно тратить только на исполнение оборонного заказа с учетом многочисленных нововведений банковского сопровождения.
Отдельные счета прозвали «спецсчетами»
, а денежные средства, поступающие на них, в силу существенных ограничений по их дальнейшему использованию — «меченые» или «крапленые» деньги
.
Иногда в договорах по исполнению государственного оборонного заказа так и пишут: «… отдельный счет в уполномоченном банке (далее – «спецсчет»)…».
Режим использования отдельного счета, установленный статьей 8.3 275-ФЗ, предусматривает перечисление денежных средств только на спецсчета соисполнителей ГОЗ и при указании в платежном поручении идентификатора государственного контракта (ИГК).
Однако, законом установлены и исключения, позволяющие в рамках выполнения оборонного заказа переводить деньги на иные (не отдельные) счета. В частности, Головной исполнитель вправе ежемесячно оплачивать расходы на сумму до пяти миллионов рублей (изменение 275-ФЗ в редакции от 29.07.2017), а соисполнители более низкого уровня – до трех миллионов рублей в месяц.
После исполнения контракта возможно перечислить со спецсчета на иные счета прибыль и расходы на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий («задела»). При этом размер прибыли и стоимость запаса согласуются сторонами ещё при заключении контракта.
Подтверждение обоснованности «задела» имеет ряд особенностей.
О введении спецсчетов и банковского сопровождения было объявлено ещё в середине 2015 года, однако до сих пор не полностью прояснены вопросы о выплате заработной платы со спецсчетов, а также использования денежных средств, полученных по одному оборонному контракту, на выполнение другого оборонного заказа.
Идентификаторы государственного контракта (ИГК) в счетах-фактурах
1 июля 2017 года в статью 169 Налогового кодекса внесено изменение, согласно которого в счетах-фактурах, выставляемых при реализации и при получении оплаты, а также в корректировочном счете-фактуре указываются сведения об идентификаторе государственного контракта (ИГК). В форме счета-фактуры введена строка 8 «Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)».
Организация заполняет данную строку при наличии у него соответствующей информации.
В письме Минфина от 8 сентября 2017 года №03-07-09/57870 о заполнении счета-фактуры при отсутствии госконтракта, разъяснено, что непроставление прочерка в строке 8 счета-фактуры и строке 5 корректировочного счета-фактуры в связи с отсутствием государственного контракта, договора (соглашения) не может являться основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.
Банковское сопровождение оборонного заказа
Банковское сопровождение гособоронзаказа осуществляется уполномоченными банками. Такой банк обязан иметь лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Первоначально для оборонки было определено пять уполномоченных банков: ГазпромБанк (ГПБ), Банк ВТБ, Сбербанк, Банк Москвы и Россельхозбанк. Распоряжением Правительства № 1702-р от 1 сентября 2015 года количество банков, сопровождающих оборонные контракты по 275-ФЗ, увеличено до девяти. В их число вошли Внешэкономбанк (ВЭБ), Банк Россия, Российский Капитал и Новикомбанк.
Распоряжением Правительства № 1135-р от 3 июня 2016 года состав «оборонных» банков изменен ещё раз.
Актуальный перечень уполномоченных банков публикуется в интернете на официальном сайте Банка России. По состоянию на 18 апреля 2017 года в этот список входят восемь банков: АО «АБ «РОССИЯ», Банк ГПБ (АО), ПАО «Банк «Санкт-Петербург», Банк ВТБ (ПАО), ПАО Сбербанк, АО АКБ «НОВИКОМБАНК», Банк «ВБРР» (АО) и АО «Россельхозбанк».
Резервирование и открытие счета для ГОЗ
Головной исполнитель в отдельности для каждого госконтракта производит выбор уполномоченного банка. Все исполнители оборонного заказа, входящие в кооперацию по данному госконтракту, резервируют и открывают спецсчета в банке, выбранном «головняком».
Отдельный счет исполнителю оборонного заказа открывается при наличии полного пакета документов, в частности подписанного договора с заказчиком, в номер которого включен ИГК госконтракта и указан номер ещё не открытого спецчета. Чтобы устранить это противоречие, уполномоченные банки производят резервирование номера нового отдельного счета ГОЗ с последующим его полным открытием при представлении полного комплекта документов. После получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении госконтракта, спецсчета подлежат закрытию исполнителями.
Заказное письмо ДТИ
Каков Ваш новый налог на квартиру
ИГК отдельных спецсчетов ГОЗа. Кодирование ИГК. «Меченые» деньги на «окрашенных» счетах. Как платить зарплату со спецсчетов? Можно ли использовать деньги, пришедшие по одному оборонному заказу на другие заказы?
Что такое спецсчет по гособоронзаказу? Можно ли использовать обычный счет в банке? Какие требования к спецсчетам? Как можно расходовать средства на этом счету? Читайте далее.
Вокруг 275-ФЗ много нюансов, которые должны соблюдать все участники ГОЗ. В этом есть свои плюсы и минусы. Так как этот закон создан для осуществления закупок для нужд армии России, и требования предъявляют к участникам более жесткие: от требований в документации о закупке, лицензиях до приемки товара и его оплаты. Чтобы стать участником гособоронзаказа, нужно пройти сложную процедуру получения различных разрешающих документов, аккредитации на специализированной площадке, открытия спецсчетов. Но в результате такой участник получит огромную выгоду для себя и профессиональный авторитет.
Сделав выводы из всего сказанного, поставщику для участия в тендерах по гособоронзаказу нужно открыть спецсчет . Как это сделать, разберемся ниже.
Что такое спецсчет по гособоронзаказа
Это специальный расчетный счет в банке, который участник закупки по ГОЗ открывает для участия в тендерах и заключения контрактов с Минобороны РФ, а также МЧС, ФСБ, МВД и ФСИН.
Не каждый банк может открыть такой спецсчет. Перечень уполномоченных банков, имеющих лицензии на такие счета, размещен на сайте Центробанка РФ, который можно изучить и просмотреть. Информацию о банках обновляют ежемесячно.
Важно : Изучите перечень банков, открывающих спецсчета , оцените условия каждого из уполномоченных банков и только потом выбирайте подходящий для себя.
Как открыть спецсчет по гособоронзаказу
У каждого уполномоченного банка свои условия и требования открытия спецсчетов по гособоронзаказу. Но такие условия регламентированы инструкцией Центробанка РФ (Инструкция от 30.05.2014 № 153-И).
Как воспользоваться деньгами на спецсчете по гособоронзаказу Главный вопрос всех участников тендеров по ГОЗ – как пользоваться деньгами на спецсчету? И на какие нужды их можно тратить? У поставщика не так много возможностей потратить деньги со спецсчета. Денежные средства можно израсходовать на нужды конкретного гособоронзаказа.
Разберем несколько ситуаций, когда можно тратить деньги со спецсчета, а когда нельзя.
Когда можно потратить деньги гособоронзаказа
Можно потратить деньги на оплату налогов по конкретному контракту гособоронзаказа. Также можно оплачивать авансирование субподрядчикам по контракту. Выплатить зарплату своему персоналу за работу по контракту, на рекламу и приобретение железнодорожных билетов (приказ от 11.12.2018 № 259 н).
Важно
Все средства на спецсчету можно тратить только на разрешенные операции по конкретному гособоронзаказу, и во всех операциях со спецсчетом нужно детализировано прописывать назначение платежей. А также нужно указывать номер идентификатора контракта во всех платежных документах.
Когда нельзя потратить деньги гособоронзаказа
Нельзя тратить деньги на:
- выдачу кредитов другим организациям;
- погашение кредитов, если только это не кредиты по конкретному гособоронзаказу;
- перечисление средств физлицам без обоснования;
- вклад в капитал других юрлиц;
- пожертвования и благотворительные взносы;
- иностранную валюту и различные ценные бумаги, драгоценности и монеты;
- договоры об уступке (переуступке) права требования;
- обеспечение исполнения контракта.
Если деньги со спецсчета по гособоронзаказу будут использованы в таких или иных целях, то операции на счету могут приостановить.
В итоге его открывают только для того, чтобы производить взаиморасчеты между заказчиком и поставщиком в рамках конкретного оборонзаказа.
Когда закроют спецсчет по гособоронзаказу
Спецсчет закрывает уполномоченный банк, как только получит уведомление от заказчика, что контракт исполнен и закрыт. Бывают случаи, когда контракт исполнен, а уполномоченный банк уведомление от заказчика не получил. Но на спецсчету еще остались не использованные деньги, как в этой ситуации быть поставщикам? В таком случае эти деньги можно расходовать на разрешенные операции по спецсчету (например, на оплату труда работникам поставщика).
Участие в тендерах по гособоронзаказу со стороны выглядит сложно. Но реально, все процедуры схожи с обычными государственными закупками по 44-ФЗ. Отличием будет только, высокий контроль и порядок получения и использования денежных средств по гособоронзаказу.
Это нововведение пришло с изменениями, которые вступили в силу 01.07.2018. Это обычный расчетный счет, на котором банк блокирует или снимает деньги по обращению любой из восьми ЭТП для торгов по 44-ФЗ. Его используют участники госзакупок со стороны поставщика. А придумали его, чтобы упростить процесс обеспечения заявок во время конкурентных торгов, в электронных конкурсах и аукционах.
О том, как открыть спец счета для учета госзаказов, что это и как с ним работать, рассказали в видео.
- как работать со специальным счетом по 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2020 году ;
- как открыть специальный счет .
Видеоинструкция: «Как открыть спецсчет»
Обязательно ли открывать
В ст. 44-ФЗ указано, что спецсчет для участия в торгах - это инструмент, который помогает обеспечить заявку. Поэтому если участвуете исключительно в тендерах без обеспечения, можете не открывать его. Напомним, с 01.07.2018 заказчик вправе, но не обязан требовать обеспечить заявку, если НМЦК не превышает 1 млн руб.
Если участвуете в конкурсах и предоставляете банковскую гарантию в качестве обеспечения заявки, то с 01.07.2019 это снова стало возможно.
Если участвуете в госзакупках со стартовой ценой до миллиона и собираетесь перечислять плату за победу на банковские реквизиты площадки, то обойдетесь без спецсчета.
Когда начали открывать
Новая система уже работает.
Официально открывают спецсчет для обеспечения госконтрактов с 31.08.2018. И мейте в виду, что не все банки оказались к этому готовы. 31 августа мы попытались открыть специальные счета в двух крупнейших банках. Сбербанк предложил открыть обычный расчетный, а впоследствии подписать дополнительное соглашение, которое позволит использовать его для участия в торгах. А вот ВТБ открывает полноценный специальный счет. В конце статьи с качайте необходимые документы. Мы прилагаем их в качестве примера того, как документально организована процедура.
По данным Минфина, по состоянию на 25.10.2019 их открыто 307 947.
В какой банк обращаться
Распоряжением правительства № 1451-р от 13.07.2018 утвердили закрытый перечень банков, в которых разрешили открыть спецсчет:
- Сбербанк.
- Газпромбанк.
- Российский Сельскохозяйственный банк.
- Альфа-Банк.
- Московский Кредитный банк.
- Открытие.
- Райффайзенбанк.
- Росбанк.
- Всероссийский банк развития регионов.
- Промсвязьбанк.
- Россия.
- Санкт-Петербург.
- Совкомбанк.
- Российский национальный коммерческий банк.
- ЮниКредит.
- Возрождение.
- Тинькофф.
- АК БАРС.
- Северный морской путь.
- Новикомбанк.
- Хоум Кредит энд Финанс.
- Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства.
- ДОМ.РФ.
Если банка нет в перечне из распоряжения правительства № 1451-р от 13.07.2018, специальный счет в нем не откроют!
У меня уже есть счет в одном из банков перечня. Открывать отдельный?
В этом случае открывать отдельный не нужно. Используйте имеющийся расчетный. Для этого подпишите допсоглашение с банком (постановление правительства № 626 от 30.05.2018).
Сколько открывать
Достаточно одного спецсчета для участия в госзакупках. Электронные площадки подписали соглашения о взаимодействии с каждым из банков из распоряжения 1451-р. В этом один из плюсов нововведения: теперь не держат деньги на нескольких электронных площадках. Один счет используют для всех торгов.
Не запрещено иметь их в нескольких банках. Это подтверждает позиция Минфина.
Когда заблокируют деньги?
В ч. 20 ст. 44 44-ФЗ указано, когда блокируются деньги на спецсчете 44 ФЗ, - это произойдет в течение часа после окончания приема заявок. Точное время устанавливает заказчик.
Из этого вытекает важный нюанс работы - не обязательно иметь всю сумму обеспечения заявки в момент ее подачи. Следите, чтобы ко времени окончания приема заявок денег было достаточно. Иначе заявку автоматически отклонят, и переподать ее не получится.
Используете для торгов отдельный специальный счет и пополняете его по мере необходимости с расчетного? Помните, что на фактическое поступление денег уходит до 3 рабочих дней! Учитывайте это, планируя операции.
Когда разблокируют деньги?
В течение одного рабочего дня после того, как:
- заявку отклонили;
- участник не подал ни одного предложения в ходе торгов;
- участник не прошел предквалификационный отбор;
- участника отстранили от участия;
- был подписан контракт, за вычетом платы за победу.
Инструкция, как вывести деньги со спецсчета обратно на расчетный счет, в разных банках отличается. Вот, например, инструкция банка Тинькофф, как вернуть деньги со спецсчета на расчетный:
- Зайдите в личный кабинет.
- Убедитесь, что деньги разблокированы.
- Выберите операцию «Перевод между счетами».
- Укажите номер своего расчетного.
- Переведите деньги со специального на расчетный.
Банки начисляют процент?
Есть банки, которые начисляют процент на сумму, которая находится на специальном счете для обеспечения заявок в электронных процедурах. Сумма процентов зависит от банка, она прописывается в договоре или допсоглашении.
С отдельного счета списывают плату за победу?
Работа со спецсчетами по госзаказам заключается еще в оплате победы. Если у победителя есть специальный счет, то деньги за победу снимут с него. Если нет, электронная площадка потребует перечислить нужную сумму на банковский.
Данный вопрос регулируется ст. 52 ГРК РФ
ГрК РФ Статья 52. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства
1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
2.2. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:
1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотреныпунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренныхпунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;
4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц;
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2. В случае выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции объектов капитального строительства индивидуальные предприниматели или юридические лица, являющиеся членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции объектов капитального строительства (если иное не предусмотрено настоящей статьей), могут привлекаться застройщиком или техническим заказчиком на основании договора строительного подряда на осуществление отдельных этапов строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. При осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключен такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечитьконсервацию объекта капитального строительства.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В случае, если в соответствии с настоящимКодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" (далее также - органы государственного строительного надзора)извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:
(см. текст в предыдущей редакции)
1) копия разрешения на строительство;
2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии состатьей 49 настоящего Кодекса.
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. Лицо, осуществляющее строительство, вправе не представлять документы, предусмотренныепунктами 1 и5 части 5 настоящей статьи. В этом случае органы государственного строительного надзора самостоятельно запрашивают указанные документы (сведения, содержащиеся в них) в органе, выдавшем разрешение на строительство.
(см. текст в предыдущей редакции)
5.2. В случае внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии счастями 3.8 и3.9 статьи 49 настоящего Кодекса после получения разрешения на строительство объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик не позднее десяти рабочих дней со дня утверждения таких изменений в соответствии счастями 15.2 и15.3 статьи 48 настоящего Кодекса направляет их в органы государственного строительного надзора.
5.3. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные впунктах 1 -5 части 5 настоящей статьи, предоставляются застройщиком или техническим заказчиком в форме информационной модели.
6. Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации,извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в соответствии с настоящим Кодексом, в том числе в порядке, предусмотренномчастями 3.8 и3.9 статьи 49 настоящего Кодекса.
(см. текст в предыдущей редакции)
8. В случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта лицо, осуществляющее строительство, должно приостановить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, известить об обнаружении такого объекта органы, предусмотренныезаконодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия.
Задать дополнительный вопрос
2.2. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства: 1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; 2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотреныпунктом 1настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; 3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренныхпунктом 1настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц; 4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц; 5) лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных впунктах 1-3 части 17 статьи 51настоящего Кодекса.