Понятия «территория» и «туристско-рекреационный комплекс» в географии. Туристский район: определение, структура, классификация. Рекреационно-туристский комплекс как объект регионального управления Организация деятельности туристско рекреационных комплексо
Богатство, разнообразие и привлекательность рекреационных ресурсов, значительные природно-климатические, исторические и социокультурные активы обусловливают в перспективе опережающий рост туристско-рекреационного бизнеса и превращение его в одну из базовых отраслей специализации субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ. Хотя в настоящее время вклад туриндустрии в экономику округа не превышает 1,2 процента, туристско-рекреационный комплекс имеет значительный потенциал роста, полноценное раскрытие которого сдерживается целым рядом общесистемных проблем.
Текущее состояние дорожных и коммунальный сетей, неразвитость системы коммуникаций и информационных технологий, энергодефицитность большинства регионов, частые перебои в водоснабжении в период пиковой нагрузки обусловливают инфраструктурные ограничения устойчивого роста туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа. При этом Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется ряд масштабных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры.
Катализатором начатых процессов выступает подготовка и проведение в г. Сочи ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр, а также создание сети особых экономических зон туристско-рекреационного типа (в частности, на территориях Апшеронского района Краснодарского края и Майкопского района Республики Адыгея). Кроме того, в Южном федеральном округе недостаточно развита собственно туристско-рекреационная инфраструктура, в связи с чем регионы округа малопривлекательны для туристов. Наиболее значимыми ограничениями для устойчивого роста туристско-рекреационного комплекса выступают дефицит качественных мест размещения, соответствующих международным стандартам, и неразвитость сектора развлечений. Оставляет желать лучшего и качество сервиса. Существенным ограничением устойчивого роста туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа является низкая маркетинговая активность, а также отсутствие выстроенной системы дистрибуции.
Регионы-лидеры туристско-рекреационной активности в округе, как правило, специализируются исключительно на пляжном отдыхе. К тому же в качестве основной целевой группы потребителей предлагаемых туристических услуг традиционно рассматриваются преимущественно российские туристы. В совокупности эти факторы свидетельствуют о высокой структурной неустойчивости туристско-рекреационного комплекса, производительность труда в котором со значительным отрывом отстает от среднестатистических отраслевых показателей по России. Еще больший разрыв фиксируется при сравнении с развитыми странами. Во многом это связано с низкими расходами туристов, отдыхающих в Южном федеральном округе.
Отмечается и наличие растущих диспропорций в туристско-рекреационном секторе экономики Южного федерального округа, к числу которых относятся:
увеличение пространственной асимметрии в развитии туризма между отдельными территориями и регионами (в частности, в Краснодарском крае сконцентрировано около 50 процентов всех гостиничных номеров и более 65 процентов номеров в санаторно-курортных организациях);
усугубляющийся структурный дисбаланс между видами туристско-рекреационного бизнеса (в части, касающейся степени и приоритетов их развития), а также между туризмом и другими видами экономической деятельности. Обеспечивая занятость 2,2 - 2,5 процента населения округа, туристско-рекреационный комплекс предлагает заработную плату на уровне, существенно уступающем прочим секторам экономики, что в совокупности с отсутствием стабильных условий труда приводит к оттоку высококвалифицированных кадров в другие отрасли экономики округа, в иные субъекты Российской Федерации и за рубеж;
сегментная несбалансированность присутствия в туристско-рекреационных комплексах крупного бизнеса, с одной стороны, среднего и малого - с другой. В сфере услуг, наиболее привлекательной для малого и среднего бизнеса, зачастую доминируют крупные компании, а там, где требуется высокая капитализация (морские, речные круизы и т.д.), наоборот, происходит распыление потенциала, ресурсов, флота между значительным числом малых и средних собственников.
В совокупности перечисленные проблемы обусловливают невысокую конкурентоспособность туристско-рекреационного комплекса и производимых им продукции и услуг на мировом рынке, нивелируя объективные конкурентные преимущества, присущие Южному федеральному округу. Одновременно происходит усугубление кризиса системы подготовки кадров для региональных туристско-рекреационных комплексов. Нарастание дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы фиксируется и в территориальном, и в профессиональном разрезе. Отмечается также неполное соответствие содержания образования и технологий обучения потребностям туристских сегментов региональных рынков труда.
Не в полной мере реализуется в настоящее время потенциал трансграничного взаимодействия в сфере туризма регионов Южного федерального округа с прилежащими странами. Так, например, возможности подключения портов Азово-Черноморского бассейна к средиземноморским круизным маршрутам, а также развития каспийской круизной линии (по прикаспийским странам - Россия, Казахстан, Туркменистан, Иран, Азербайджан) практически не используются.
Для полноценного использования объективных конкурентных преимуществ туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа необходимо сконцентрировать организационные, интеллектуальные и материальные средства на следующих приоритетных стратегических направлениях:
развитие институциональной среды и институциональной инфраструктуры, включая механизмы стимулирования и согласования интересов, что предполагает совершенствование нормативной правовой базы, налоговой системы, кредитной политики, а также межведомственную и межрегиональную координацию туристического бизнеса;
обновление инфраструктуры и обеспечение ее эффективной загрузки после проведения в г. Сочи ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр, то есть в период после 2014 года;
подготовка высококвалифицированных кадров;
диверсификация туристического бизнеса, включая разработку новых эксклюзивных маршрутов и турпродуктов под узнаваемыми в мире брендами (например, территория исторической реконструкции «Сарай-Бату - столица Золотой Орды», территория экологического и культурно-познавательного туризма «Парк рыбного периода» и зона лечебно-оздоровительного туризма на территории озера Баскунчак в Астраханской области и пр.), а также адресных персональных туров, ориентированных на высокодоходные сегменты потенциального рынка Западной Европы, Китая и др.;
организация продвижения региональных турпродуктов и туруслуг на внутренний и международный рынки;
развитие межрегионального и международного сотрудничества в области морского туризма и рекреации;
создание туристско-рекреационных кластеров, поскольку привлекательные туристические зоны различных категорий встречаются в округе повсеместно.
После проведения в г. Сочи XXIIОлимпийских зимних игр иXIПаралимпийских зимних игр 2014 года Южный федеральный округ унаследует значительное количество спортивных объектов и сооружений, что обеспечит его соответствие мировым стандартам горноклиматических курортов. После 2014 года в г. Сочи наряду с горнолыжными спортивно-туристическими комплексами, находящимися в собственности различных инвесторов, будут созданы федеральные центры по подготовке спортсменов как по летним, так и по зимним видам спорта.
Южный федеральный округ обладает также значительными ресурсами для развития бальнеологии. В настоящее время этот ресурс используется недостаточно. Создаваемый гостиничный фонд в сочетании с природными зонами может дать возможность для круглогодичного лечения и будет служить одним из факторов выравнивания сезонного колебания потока туристов.
В целях устойчивого роста туристско-рекреационного комплекса в Южном федеральном округе необходимо обеспечить активное развитие как минимум 5 туристических кластеров:
пляжный туризм (Черноморское побережье Кавказа, Приазовье, Каспий);
горный туризм (Красная Поляна, Лагонаки);
оздоровительный туризм (Горячий ключ, озеро Эльтон);
экологический туризм (дельта р. Волги, г. Майкоп);
культурно-познавательный туризм (гг. Краснодар, Ростов-на-Дону, Волгоград, Туапсе, Сочи, Майкоп, Элиста и другие этнографические зоны в Республике Калмыкия и др.).
Кроме того, значительные перспективы устойчивого развития туризма в Ростовской области открываются с созданием 2 туристско-рекреационных кластеров: «Всплеск» и «Донской».
Как показывает правоприменительная практика, многие положения нормативных правовых актов, регулирующие вопросы развития туристической инфраструктуры, в настоящее время не реализуются в Южном федеральном округе в полной мере. Вместе с тем на региональном уровне необходимо дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы международного и трансграничного сотрудничества в области туризма и рекреации, а также стимулирования развития государственно-частного партнерства, кластерной политики и др.
Задачей первостепенной важности в современных условиях становится разработка системы мер по привлечению инвесторов к развитию туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа, что предполагает разработку перечня приоритетных комплексных инвестиционных проектов, обладающих значительным мультипликативным эффектом, их увязывание с общегосударственными, отраслевыми и корпоративными стратегиями, программами и планами, а также объединение в стратегические направления, агрегированные до уровня компетенции федеральных органов исполнительной власти (Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации и др.).
Для обеспечения реализации перспективных направлений развития туризма и рекреации, а также приоритетных комплексных туристско-рекреационных проектов в Южном федеральном округе необходима разработка конкретных механизмов и схем привлечения дополнительных инвестиций за счет интенсификации межрегионального и международного сотрудничества, использования ресурсов государственных, федеральных и региональных целевых программ, действие которых может быть распространено на туристско-рекреационный комплекс округа, а также расширение возможностей тех федеральных и региональных целевых программ, в рамках которых уже в настоящее время реализуются мероприятия и проекты по развитию туризма и рекреации в Южном федеральном округе, среди которых Программа строительства олимпийских объектов и развитие города Сочи как горноклиматического курорта, федеральная целевая программа «Юг России (2008 - 2013 годы)», региональная целевая программа «Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Адыгея» на 2007 - 2011 годы и др. Помимо средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации целесообразно активно использовать различные механизмы государственно-частного партнерства (концессии, аренда или лизинг, контракты на обслуживание, управление, строительство, инвестиционные и риск-сервисные контракты и т.д.), предполагающие задействование потенциала государственных институтов развития, различных финансовых и нефинансовых институтов, а также иностранных инвестиций.
Реализация предлагаемых мер в указанных приоритетных направлениях позволит достичь к 2020 году (по отношению к 2009 году) следующих общественно значимых конечных результатов: туристические услуги вырастут в 3,5 раза и составят в ценах соответствующего года 15,9 млрд. рублей, услуги гостиниц вырастут в 2,9 раза и составят в ценах соответствующего года 50,3 млрд. рублей. При этом по отношению к 2009 году количество рабочих мест должно увеличиться в 4,5 раза. Средняя заработная плата в отрасли (с учетом роста производительности труда в 6,5 - 7,5 раза) возрастет к 2020 году в 8 раз и составит около 30 тыс. рублей в месяц. Загрузка туристической инфраструктуры в среднем превысит 67 процентов, а доля изношенных основных фондов снизится до 4,5 - 5 процентов. Вклад туриндустрии в экономику Южного федерального округа может превысить 5 процентов.
рекреационный полуостров крым туристский
Развитие туризма является одной из отраслей, развитие которой характеризует экономику постиндустриального типа. Туризм позволяет решать широкий круг важных социально-экономических задач: увеличение занятости населения, улучшение качества жизни населения и т.п. Помимо этого, в современном мире туризм является одним из самых прибыльных в мире видов бизнеса. Поэтому туристско-рекреационная сфера становится одной из приоритетных сфер.
Освоение ресурсов любых видов, в том числе и туристско-рекреационных - это важнейший приоритет региональной экономики. Посредством использования всех видов туристско-рекреационных ресурсов ведется туристско-рекреационная деятельность. Одной из форм организации туристско-рекреационной деятельности является туристско-рекреационный комплекс.
Туристско-рекреационный комплекс - это целенаправленно формируемая совокупность предприятий (туристских и поставщиков услуг и товаров), функционирующих для удовлетворения потребностей туристов, сконцентрированных на ограниченной территории, обладающей определенными туристско-рекреационными ресурсами и обеспеченной туристской и обеспечивающей инфраструктурой. Структура туристско-рекреационного комплекса имеет сложный характер, так как он представляет собой интеграцию предприятий туристской индустрии, поставщиков туристских услуг и продуктов, то есть объектов производственной и непроизводственной сферы территории.
Особенностью структуры туристско-рекреационного комплекса является высокая зависимость эффективности интеграции объектов туристской индустрии (поставщиков услуг и предприятий туристской индустрии) и ресурсной базы, инфраструктуры территории и факторов развития туристско-рекреационной деятельности.
Туристские ресурсы характеризуются тем, что они статичны, то есть их нельзя перевезти из одного места в другое для того, чтобы использовать для производства туристского продукта. Помимо этого, «привязка» к территории имеет важное значение с точки зрения регионального туризма, так как региональные ресурсы отражают состояние конкретной территории региона и чаще всего ограничены; а способность региона удовлетворять потребности туристов определяется именно составом и состоянием ресурсов и факторов для развития туризма на данной территории региона.
Для формирования туристского комплекса необходима инфраструктура. Под инфраструктурой туризма понимается комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, в т.ч. телекоммуникационные связи, дороги, смежные туриндустрии предприятия (перерабатывающие, бытовые, энергетические), обеспечивающий нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, а так же обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма. Инфраструктура туристского комплекса - это подсистема, обеспечивающая оказание услуг, способствующих возможности использования и реализации туристских мотивов, достижению цели поездки потребителем с учетом требований последнего к составу и качеству этих услуг.
Всю туристскую инфраструктуру можно условно разделить на обеспечивающую и туристскую инфраструктуру. Предложенное выше определение позволяет выделить элементы обеспечивающей инфраструктуры туристского комплекса:
Транспортная инфраструктура;
Инженерные сети (электро, водоснабже ние и т. п.);
Средства и системы связи;
Здания и сооружения.
Помимо обеспечивающей инфраструктуры также выделяется туристская инфраструктура, к которой относятся поставщики туристских услуг и товаров и сферы производства товаров и услуг, опосредованно относящихся к туристской индустрии:
Транспортное обслуживание;
Гостиничное обслуживание;
Сфера общественного питания;
Сфера развлечения и отдыха;
Спортивнооздоровительный сервис;
Экскурсионное обслуживание;
Сфера бытовых услуг;
Производство сувенирной продукции и изделий народного промысла;
Финансовое обслуживание;
Производство туристской и спортивной продукции;
Розничная торговля.
Звеном, объединяющим представленные выше элементы туристско-рекреационного комплекса, являются предприятия туристкой индустрии: туроператоры, турагенты и экскурсионные бюро, которые осуществляют формирование, продвижение и реализацию туристского продукта, создаваемого на территории туристско-рекреационного комплекса .
Увеличение доходов и свободного времени у людей стимулирует развитие рекреации. Рекреа́ция - комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомлённого человека.
Понятие охватывает санаторно-курортное лечение и туризм.
Сейчас некоторые страны мира уже получают значительную часть своего ВВП за счёт организации отдыха. В России в целом рекреационная сфера развита недостаточно и одним из главных препятствий является неразвитая инфраструктура. С этим столкнулись все регионы России, возлагавшие надежды на приток к себе туристов.
Развитие инфраструктуры сопровождают противоречия. Туризм ориентируется на культурно-исторические или природные ресурсы. Туристов интересует историческая и культурная подлинность и чистая природа, но и жить они хотят с удобствами. Стоит же начать создавать эти удобства как поток отдыхающих растёт и от первозданности мало что остаётся. Если говорить специально о природном туризме, то возникает проблема определения допустимой нагрузки на территорию, которая не приводила бы к деградации среды. В этом отношении дикий туризм, развивающийся в условиях отсутствия инфраструктуры, гораздо губительнее для природы, чем упорядоченный, в т.ч. и инфраструктурными мерами.
Рекреационную инфраструктуру можно подразделить на две части.
Во-первых, инфраструктура, создающая общие условия развития как и для других отраслей. Это транспорт, связь, коммунальные системы, торговля и бытовое обслуживание.
Во-вторых, рекреационная сеть, включающая места размещения и питания и специальное оборудование для проведения туров, экскурсий и принятия процедур. Подробнее остановимся именно на этой части.
Места размещения туристов, относящиеся к туристской инфраструктуре, включают гостиницы, частные пансионы, постоялые дворы, гостевые дома. При их оценке учитывается общее число мест с дифференцированной оценкой по классам, а также размещение по территории региона, расположение их вблизи туристских объектов и маршрутов;
Учреждения лечебно-оздоровительного отдыха - санатории, санатории-профилактории и пансионаты с лечением, а также отдельно функционирующие курортные поликлиники, водо- и грязелечебницы.
Базы отдыха - материально наименее оснащенные учреждения отдыха, как правило, принадлежащие различным предприятиям и предназначенные в основном для семейного отдыха. Чаще всего они функционируют в летний период. По данным Росстата их количество из года в год сокращается.
Туристские учреждения представлены турбазами, приютами, туристскими стоянками, обслуживающими туристские маршруты, альпинистскими лагерями и предприятиями гостеприимства (туристскими гостиницами и кемпингами, предназначенными в основном для размещения путешествующих экскурсантов, круизными теплоходами). Особое место среди предприятий спортивного туризма занимают дома рыбаков и охотников, создававшиеся обществами рыбаков и охотников на территории охотохозяйств.
Перечисленные выше учреждения могут содержать и обслуживать сеть оборудованных туристско-экскурсионных маршрутов, в т.ч. экологических троп.
Основными показателем развития рекреационной сети является плотность рекреационных учреждений, равная числу мест в них, приходящихся на 1 тыс. км2 территории или обеспеченность сетью в расчёте на тысячу жителей.
К сожалению данные о развитии туристской инфраструктуры по регионам России Росстат не даёт, а информация региональных органов статистики отрывочна и несопоставима: некоторые вообще не публикуют соответствующих данных, а у других используются разные показатели. Имеются публикации по районированию туризма, но больше опирающиеся на сведения о природном и культурно-историческом потенциале туризма, который не факт, что используется.
В основу классификации типов территориально-рекреационных комплексов могут быть положены 2 признака:
В зависимости от функционального назначения, уровня специализации и преимущественного развития тех или иных рекреационных отраслей, - в национальной экономике выделяют различные типы территориально-рекреационных комплексов.
Типы территориально-рекреационных комплексов:
Санаторно-курортный.
Туристско-оздоровительный.
Санаторно-туристско-оздоровительный.
Охотничье-рыболовный.
Туристско-оздоровительно-охотничье-рыболовный.
Всеобъемлющий.
Санаторно-курортные комплексы по функциональным особенностям предназначаются для санаторно-курортного лечения и включают в себя специализированные санаторно-лечебные однопрофильные и многопрофильные учреждения.
Туристско-оздоровительные комплексы предназначаются для различных видов туризма и отдыха. Основными предприятиями этих комплексов являются дома отдыха, туристские гостиницы, городки отдыха, базы, лагеря, мотели.
Санаторно-туристско-оздоровительные комплексы по функциональному назначению служат как для санаторно-курортного лечения, так и для туристско-оздоровительного обслуживания. Такие совмещенные комплексы включают в себя группы взаимосвязанных лечебно-оздоровительных и туристских учреждений.
Охотничье-рыболовные комплексы по функциональному назначению служат для организации спортивной охоты и рыбной ловли, их основные учреждения - приюты рыбаков и "зимовки" охотников, лодочные станции.
Туристско-оздоровительно-охотничье-рыболовные комплексы предназначаются для различных видов туризма и отдыха, охоты и рыбалки, т.е. здесь культивируется вид рекреационной деятельности, соответствующей наименованию.
Всеобщий тип территориально-рекреационного комплекса включает в себя все перечисленные виды рекреационной деятельности и соответствующих ей учреждений обслуживания.
При всей важности социально-экономических составляющих ресурсов, для формирования и развития рекреационного комплекса, главное место занимают благоприятные природные условия. Именно они являются одной из основных материальных предпосылок рекреации.
Наличие этих условий приводит к появлению рекреационных комплексов в новых, ранее экономически не развитых районах страны. Показательны в этом смысле экономическое развитие отдельных горных районов Кавказа, побережья озера Севан, рекреационных территорий Закарпатья, Черноморского побережья Болгарии, прибрежных территорий озера Балатон в Венгрии, которые благодаря важным курортологическим и бальнеологическим факторам получили интенсивное развитие.
Вовлечение в рекреационное использование ранее не тронутых благоприятных сочетаний природных ресурсов может стать не только исходной базой экономического развития новых территорий, но и существенно повлиять на специализацию давно сложившихся территорий.
Рекреационная система весьма требовательна к состоянию окружающей среды , поскольку это основной компонент рекреационных ресурсов.
Наряду со своеобразной, неповторимой природой большой интерес для рекреации представляют памятники истории, культуры и архитектуры.
В качестве рекреационных ресурсов целесообразно рассматривать и этнографические особенности населения, обладающего самобытной духовной культурой населяющих ее народов.
УЧРЕЖДЕНИЯ ОТДЫХА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Для организации отдыха трудящихся и их семей предприятия строят базы отдыха. Кроме основного назначения базы отдыха служат местом для проведения общественных, культурных и спортивно-оздоровительных мероприятий. Большое внимание уделяется строительству лагерей отдыха для молодежи, в том числе приезжающей из-за рубежа. Основное назначение молодежных лагерей-организация активного отдыха, сочетающего физкультурно-спортивные, туристические, познавательные и развлекательные формы отдыха.
Все большее значение в организации оздоровления населения приобретают активные формы отдыха, в том числе экскурсионный туризм, позволяющий познакомиться с памятниками культуры и истории страны. В связи с этим особое внимание уделяется развитию сети туристических и экскурсионных маршрутов и строительству туристических учреждений. Для организации отдыха туристов на маршруте, их обслуживания, размещения и питания строятся туристические гостиницы и ту ристические базы. Туристические гостиницы, как и гостиницы общего типа, по уровню комфорта подразделяются на 5 разрядов и размещаются на туристических маршрутах всех видов (кроме специализированных автомобильных и водных; см. гл. 26).
Туристические базы допускают возможность самообслуживания туристов. При размещении в туристических базах родителей с детьми предусматривается группа детских спальных помещений и организация детских игровых площадок на территории.
Для кратковременного отдыха туристов на туристических маршрутах всех видов строятся туристические приюты.
Для автотуристов создается сеть мотелей и кемпингов.
Мотель обеспечивает отдых автотуристов с высоким уровнем гостиничного обслуживания и полным комплексом технического обслуживания автотранспорта.
Кемпинг учреждение чаще всего сезонной эксплуатации, обеспечивающее организацию отдыха автотуристов с упрощенным комплексом всех видов обслуживания (спальные места-в домиках облегченного типа или палатках, питание-на принципах самообслуживания).
УЧАСТКИ САНАТОРИЕВ, УЧРЕЖДЕНИЙ ОТДЫХА И ИХ КОМПЛЕКСОВ
Санатории, дома отдыха, курортные гостиницы и другие учреждения отдыха должны размещаться в строгом соответствии с генеральными планами и проектами детальной планировки курортов, зон отдыха и туризма. Этим определяется функциональное зонирование территории с выделением зон курортно-рекреационной, жилой, лечебной, коммунально-хозяйственной и лесопарковой.
Архитектурно-планировочная организация курортно-рекреационных территорий регламентируется нормативными требованиями «Инструкции по планировке и застройке курортов и зон отдыха». Для строительства курортно-оздоровительных учреждений и их комплексов выделяются живописные лесные массивы, прибрежные территории акваторий, долины и склоны гор, местности с уникальными ландшафтными характеристиками.
Для различных типов учреждений, входящих в состав курортов, зон отдыха и туризма, выделяются участки, площадь которых зависит от типа учреждения (или комплекса) и вместимости их. Площади участка санаториев вместимостью 500 или 1000 мест рассчитываются, в соответствии с нормативными показателями, 150 и 125 м2 на 1 место. Для комплекса санаториев на 2-5 тыс. мест величина этого показателя принимается 120 м2 на 1 место. В домах отдыха вместимостью 500 и 1000 мест расчетный показатель составляет соответственно 130 и 120 м2 на 1 место (для курортных гостиниц он равен 75 м2 на 1 место).
Участки санаториев, учреждений отдыха и туризма должны органично входить в общую систему зеленых насаждений курорта с территориями сохраняемого природного ландшафта; озелененные массивы участков должны составлять не менее 50% их площади. Площадь зеленых насаждений общего пользования в курортно-рекреационных зонах принимается не менее 100 м2 на отдыхающего.
В соответствии с конкретным назначением каждого учреждения отдыха возникает необходимость в формировании при нем той или иной специальной зоны, определяемой его непосредственной функцией: например, зоны лечебного пляжа в санаториях на климатологических приморских курортах, пионерской зоны в пионерских лагерях и т.п. Более сложная система зонирования предусматривается в комплексах курортно-оздоровительных учреждений, которые по своей структуре различаются на однопрофильные (включающие однородные по составу учреждения) и многопрофильные, или полифункциональные.
В состав комплексов входят спальные корпуса, столовые, центры лечебного, курортно-зрелищного и других видов обслуживания. Для рационального размещения этих объектов целесообразно проводить функциональное зонирование территории комплексов с выделением зон: спальных корпусов и столовых, лечебных, культурно-зрелищных, административных, торговых учреждений, парка комплекса и спортивных устройств. В зоне спальных корпусов, как правило, предусматриваются площадки для утренней гимнастики, тихих спортивных игр, а на курортах также отдельные клима- толечебные сооружения и устройства. Блокировка спальных помещений с основными предприятиями питания (столовыми, ресторанами) более характерна для северных районов, в то время, как в южных условиях наряду с таким приемом может быть также использован прием изолированного размещения таких зданий.
Лечебная зона организуется в комплексах санаториев/санаторных гостиниц в многофункциональных комплексах, представляющих собой сочетание этих учреждений. При этом в состав зоны обычно включаются водо- и грязелечебницы, курортная поликлиника, лечебные бассейны. Размещение зоны лечебных учреждений должно учитывать удобство сообщения с зоной спальных корпусов. Для водо- и грязелечебниц выделяется особый участок с подсобным двором, на котором создаются устройства для регенерации лечебной грязи и емкости для хранения минеральной воды.
Зона культурно-зрелищных учреждений располагается в значительном удалении от зоны спальных корпусов, чаще всего в наиболее посещаемой парковой части комплекса. Она включает, как правило, курзал, летний кинотеатр, танцевальную площадку.
Спортивная зона объединяет площадки для шумных игр (баскетбол, волейбол и др.). Ее состав определяется типом комплекса.
Административно-приемная зона в большинстве случаев находится при въезде в комплекс. Она включает административные помещения и помещения приемного блока. В зависимости от вместимости и типа комплекса предприятий торгово-бытового обслуживания (отделение связи, сберкасса, служба сервиса, ремонтные мастерские, комбинат бытового обслуживания, торговые помещения и пр.) могут быть обособлены в независимую зону или присоединены к административной.
Хозяйственная зона и жилой поселок персонала, как правило, размещаются за пределами курортных и рекреационных зон, на специальных территориях, выделяемых в генеральных планах курортов и мест отдыха. Между курортно-оздоровительными учреждениями, жилой и хозяйственной застройкой должны создаваться санаторно-защитные разрывы, размер которых устанавливается с учетом обеспечения оптимальных условий для лечащихся и отдыхающих.
Территория комплекса должна представлять собой благоустроенный парк, в котором расположены здания и сооружения. Целесообразна такая организация территории, при которой компактное размещение застройки позволило бы создать значительные по площади массивы зелени тихого отдыха.
Большое значение имеет разделение транспортного и пешеходного движения при максимальном ограничении доступа транспорта на территорию курортов и мест отдыха. При необходимости для удобства обслуживания отдыхающих может быть организовано движение малогабаритного автотранспорта.
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ГРУППЫ
Условия организации отдыха и лечения в зданиях курортно-оздоровительных учреждений и их комплексов обусловливают функциональную необходимость и наличие в них следующих групп помещений: приемно-вестибюльной; спальных; предприятий общественного питания; культурно-массового и спортивно-оздоровительного обслуживания; лечебных (для санаториев); административно-приемных; хозяйственно-бытовых.
Приемно-вестибюльная группа помещений санаториев по своему составу и взаимосвязям очень близка к аналогичной группе в гостиницах, Однако площадь ее на 1 место принимается 0,47 м2 вместо 0,74 м2 в гостиницах. Уменьшение площади этой группы в санаториях находит свое «Объяснение в эксплуатационных особенностях санаториев, где вестибюли несут меньшую функциональную нагрузку и заезд в которые осуществляется в определенные сроки, а процесс оформления прибытия проще процесса получения номера в гостинице. При вестибюльной группе в санаториях предусматривается кабинет дежурного врача.
Группа спальных помещений, являясь основной, составляет в санаториях около половины объема зданий. Нормативная площадь спальной комнаты в санаториях установлена: на одного человека- 9 м2; на двух-12 м2. В связи с необходимостью организации лечения при спальных комнатах (палатах) в санаториях следует предусматривать специальные медицинские помещения: кабинет врача и процедурные.
Каждая жилая комната должна иметь лоджию или балкон, что позволяет обеспечить более длительное пребывание проживающих в санатории среди природного окружения, на свежем воздухе. Кроме того, предусматриваются галереи и балконы общего пользования, а также веранды для климатолечения. Часто для этой цели используется плоская кровля.
В спальных корпусах санаториев выше двух этажей должен быть предусмотрен лифт. Высота этажа спального корпуса санатория принимается повышенной, равной 3,3 м.
Ориентация спальных комнат в санаториях должна строго соответствовать требованиям норм. Оптимальной ориентацией признается южная и юго-восточная. Западная и юго-западная ориентация создает в летние месяцы перегрев, а в зимний период не обеспечивает достаточной инсоляции. Диапазон благоприятной ориентации в целом зависит от географической широты местности.
Группа предприятий общественного питания. Столовая - одно из важнейших функциональных подразделений санатория, дома отдыха и пансионата. За каждым отдыхающим закрепляется постоянное место в столовой с обслуживанием официантами. Площадь обеденного зала определяется из расчета 1,4-1,5 м2 на одного отдыхающего.
В учреждениях, где отдыхающие обслуживаются официантами, предполагается единовременная посадка всех 100% отдыхающих в обеденных залах (вместимость каждого зала не должна превышать 250 мест). Такая система носит название «односменной» посадки. В учреждениях отдыха, а также на туристических базах, допускающих самообслуживание, вместимость обеденных залов рассчитывается на 50% численности отдыхающих (так называемая двухсменная посадка).
Все предприятия общественного питания, характерные для учреждений отдыха, туризма и санаториев, следует проектировать согласно нормативным требованиям главы ДБН по проектированию предприятий общественного питания.
Для туристических, курортных гостиниц и мотелей характерен развитый состав предприятий общественного питания, который для каждого учреждения определяется в зависимости от его разряда.
Потребность в организации развлечений, спокойных и динамичных игр, зрелищных мероприятий заложена в самой функции отдыха. Этим и обусловливается необходимость размещения в санаториях, учреждениях отдыха и туризма специальной группы помещений культурно-массового обслуживания.
Конкретный состав этой группы помещений определяется в зависимости от типа учреждения и от его вместимости, а также от местоположения данного учреждения. Так, например, расположение курортной гостиницы в крупном центре, имеющем развитую открытую сеть общественного обслуживания с кинотеатрами, эстрадами и пр., исключает функциональную необходимость в организации зрительного зала и т.п. помещений в гостинице. Поэтому на туристических базах и пансионатах круглогодичного действия, проект ируемых для строительства в зонах отдыха и на курортах предусматривается снижение норматива суммарного показателя площади, отводимой для организации помещений культурно- массового обслуживания.
Помещения данной группы во избежание создания помех для покоя отдыхающих обычно размещаются в значительном удалении от жилых комнат и зачастую выделяются в изолированный блок, связанный с основным зданием или полностью автономный и включенный в здание общественного корпуса.
В комплексах учреждений отдыха состав помещений культурно-массового обслуживания примерно такой же, как и в отдельном учреждении. Однако большая вместимость комплексов позволяет создавать крупные, хорошо оборудованные курзалы, в состав которых входят два-три зрительных зала, просторные фойе, специальный. танцевальный зал, большая библиотека, многочисленные аудитории, крупные плавательные бассейны и спортивные залы.
Обеспечение оптимального режима отдыха предполагает организацию не только культурного досуга отдыхающих, но также создание условий для их физического оздоровления. Для этой цели в учреждениях отдыха, туризма и санаториях могут предусматриваться спортивно-оздоровительные помещения, сооружения и площадки. К ним относятся открытые и закрытые плавательные бассейны, сауны или русские бани, в ряде случаёв спортивные залы и, как правило, различные площадки и сооружения спортивно-оздоровительного назначения, размещаемые на территории учреждения (площадки для волейбола, тенниса, бадминтона, пляжи и т.п.). Как правило, бассейны предусматриваются в комплексах учреждений, например в комплексах домов отдыха, пансионатов и гостиниц, где становится целесообразной организация специальных спортивных залов.
В отдельных учреждениях отдыха бассейны проектируются при вместимости учреждения не менее 1000 мест, а в туристических гостиницах-лишь при наличии в них высшего разряда и в случае размещения на морских побережьях.
В соответствии с нормами в туристических, курортных гостиницах и мотелях высшего-III разрядов проектируются сауны; в учреждениях высшего и I разрядов при саунах размещается бассейн с баром.
При формировании комплексов учреждений в них создаются спортивные центры с развитым составом помещений, сооружений и спортивных площадок для различных видов спортивных занятий.
АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ САНАТОРИЕВ, УЧРЕЖДЕНИЙ ОТДЫХА И ТУРИЗМА
Композиция крупных комплексов, равно как и отдельных учреждений отдыха и туризма, а также санаториев, создается в результате всестороннего и максимального изучения особенностей местной природной среды; выбор композиционного решения отдельного учреждения или комплекса их должен быть определен в рамках общего архитектурного замысла курортной или рекреационной зоны в целом. Рациональная взаимосвязь помещений с учетом благоприятной ориентации спальных комнат и требований современной технологии служит функциональной основой для окончательного выбора композиционного решения здания.
В практике проектирования и строительства санаториев, домов отдыха, курортных гостиниц, а также других учреждений, как правило, используются следующие приемы композиции:
централизованный прием, когда все группы помещений располагаются в пределах единого корпуса;
блочный прием, при котором отдельные группы помещений, размещенные в обособленных зданиях, примыкают друг к другу или образуют сложную пространственную композицию, будучи связаны друг с другом теплыми переходами;
павильонный прием, характерный расположением отдельных групп помещений в несвязанных между собой автономных зданиях.
Централизованный прием композиции обусловливает возможность получения наиболее экономичного решения, максимального сохранения ценной территории благодаря компактности застройки. Однако он вынуждает приблизить спальные комнаты к помещениям общественного назначения, в том числе к пищеблоку, а" также лечебным помещениям, ввиду чего нарушается возможность достаточной изоляции их от шума и запахов кухни.
Прием централизованной композиции уместен в случаях, когда территория, отведенная под строительство учреждения отдыха или санатория, имеет ограниченные размеры. Централизованный прием композиции исторически сложился в санаториях, домах отдыха и пансионатах небольшой вместимости, где объем помещений общественного назначения не настолько велик, чтобы выделять эти помещения в самостоятельные блоки.
Блочный прием композиции получил достаточно широкое распространение в последнее время вследствие укрупнения санаторно-оздоровительных учреждений. Благодаря этому возникли предпосылки для выделения в отдельные блоки спальных, лечебных, клубных групп помещений, а также предприятий общественного питания; соединение блоков переходами создает удобную связь, сохраняя должную изоляцию этих групп помещений.
Павильонный прием композиции в строительстве санаториев, курортных гостиниц, домов отдыха, пансионатов и мотелей применяется редко; он наиболее характерен для летних учреждений отдыха (баз отдыха, кемпингов, молодежных и пионерских лагерей). Преимуществом павильонного приема композиции является максимальное приближение отдыхающих, проживающих в отдельных домиках, к природному окружению. Однако этот прием требует значительного удлинения коммуникационных связей и инженерных сетей.
Большое влияние на выбор композиционного приема оказывают природно-климатические условия. Необходимость сквозного проветривания наряду с потребностью в оптимальной ориентации в районах с жарким влажным климатом обусловливает применение в спальных корпусах односторонней застройки, а также больших лоджий и широких проемов. В жарких сухих районах важную роль приобретают затененные пространства: жилые помещения целесообразно раскрыть на затененные внутренние дворики, отгородив их от внешней среды глухими стенами с небольшими проемами и создав пластичные фасады, затеняющие друг друга своими объемами.
В северных районах страны оправданы компактные решения зданий, позволяющие уменьшить теплопотери.
Существенное влияние на выбор композиции в современных условиях дефицита рекреационных территорий может оказывать рельеф застраиваемого участка.
Развитие туристско-рекреационного комплекса является одним из приоритетных стратегических направлений социально-экономического роста Камчатского края с учетом высокого уровня природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала для развития внутреннего и въездного туризма.
Стратегическая цель развития туризма в Камчатском крае - создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего предоставление качественных и доступных туристских услуг и направленного на увеличение вклада туризма в социально-экономическое развитие Камчатского края и повышение качества жизни населения.
Реализация региональной политики в сфере туризма в Камчатском крае направлена на содействие развитию инфраструктуры туризма, продвижению Камчатского туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках.
Приоритетными направлениями государственной политики в сфере развития туризма Камчатского края являются:
– развитие инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса региона;
– повышение качества туристских услуг;
– формирование комфортной информационной туристской среды;
Маркетинговое продвижение на мировом туристском рынке (в первую очередь в странах АТР: КНР, Японии, Республике Корея), а также на внутреннем туристском рынке.
При этом имеющиеся ресурсы Камчатского края, преимущественно природно-рекреационной, исторической и этнографической направленности, а также положительная динамика развития туристско-рекреационного комплекса в крае, позволяют обеспечить определенные возможности для ускоренного развития туризма в регионе.
Основной целью развития туристско-рекреационного комплекса Камчатского края является создание конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса на основе кластерного подхода, отвечающего принципам полифункциональности и эффективности.
создание условий для системного развития секторов эколого-приключенческого, этнографического, круизного, познавательного, исторического, спортивного, лечебно-оздоровительного, рыболовно-охотничьего, детско-юношеского туризма;
создание инфраструктуры индустрии туризма с использованием кластерного подхода;
оказание поддержки субъектам туристской индустрии.
Основной целью повышение качества туристских услуг является совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма, направленного на содействие развитию системы обеспечения безопасности туристов, образования в сфере туризма, обеспечения и повышения качества туристских услуг и их доступности для всех слоев общества.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
Совершенствование нормативно-правовой базы развития туризма и системы государственного регулирования туристской деятельности;
Поддержка, и развитие туристских и экскурсионных маршрутов Камчатского края;
Основной целью формирования комфортной информационной туристской среды является продвижение туристско-рекреационного и инвестиционного потенциала, туристских продуктов Камчатского края; формирование позитивного имиджа и узнаваемости Камчатского края на внутреннем и международном туристском рынке.
Задачи для достижения цели направления:
создание и развитие системы информационного обеспечения туризма и туристской деятельности в Камчатском крае;
продвижение туристского продукта Камчатского края в электронных и печатных средствах массовой информации;
организация и проведение региональных, межрегиональных, международных туристских форумов, выставок и иных мероприятий.
Главными мерами и механизмами , обеспечивающими развитие туризма в Камчатском крае, являются:
1) Создание благоприятной экономической среды для функционирования туристско-рекреационного комплекса, в том числе:
бюджетные инвестиции на капитальное строительство и модернизацию объектов инженерной и сопутствующей инфраструктуры при создании туристских кластеров;
Стимулирование и поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной и инновационной и других, имеющих приоритетное значение для развития туризма сферах, в том числе привлечение прямых частных инвестиций на создание и реконструкцию объектов туристской инфраструктуры при создании туристских кластеров;
Развитие различных форм государственно-частного партнерства, при реализации проектов развития туристской инфраструктуры;
Содействие начинающим предпринимателям в ведении туристского бизнеса, в облегчении получения разрешительной документации, в обеспечении доступа предпринимателей к типовым проектам, согласованным с планами развития туризма, градостроительной политикой, требованиями надзорных органов;
2) Обеспечение условий стандартизации туристской деятельности с учетом требований конкурентной среды и интересов потребителей;
3) Содействие развитию социальных форм туристской деятельности:
Предоставление субсидий субъектам туристской деятельности с целью возмещения части затрат в связи с оказанием услуг в сфере социального туризма на территории Камчатского края (в том числе с целью повышения доступности туристско-экскурсионных услуг для социально-незащищенных слоев населения: ветеранов, инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также победителей краевых и всероссийских конкурсов и т.п.);
Организация учебно-воспитательной работы в формировании туристско-экскурсионных программ для учащихся;
Привлечение бюджетных ассигнований бюджета Камчатского края и бюджетов образовательных учреждений при организации и проведении программ профессионального образования по направлениям сферы туризма;
4) Стимулирование комплексного мониторинга туристской индустрии, в том числе в инвестиционной сфере, при оценке состояния туристских ресурсов и маршрутов, деятельности коллективных средств размещения;
5) Разработка комплекса мер по стимулированию долгосрочных вложений в развитие туристско-рекреационного комплекса края со стороны муниципальных бюджетов (включая систему долгосрочного бюджетного финансирования и кредитования проектов модернизации объектов инженерной и сопутствующей инфраструктуры при создании туристских кластеров) и частных инвесторов (с использованием механизмов государственно-частного партнерства);
7) Развитие режимов ТОР «Камчатка» и свободного порта Владивосток в Камчатском крае, а именно: создание туристско-рекреационной инфраструктуры (гостиницы, горнолыжные курорты, предприятия питания и сопутствующие сервисы) для качественного развития туризма как ключевой точки роста экономики Камчатского края в среднесрочной перспективе; создание нового терминала аэропорта «Елизово» как ключевого объекта инфраструктуры для существенного увеличения туристического потока; создание новых инвестиционных площадок, обеспеченных необходимой для инвесторов инфраструктурой.
8) Обеспечение эффективной работы созданного в крае Координационного совета по развитию туризма, содействие в развитии туристских общественных организаций, которые могли бы взять на себя ряд функций, включая механизм стандартизации туристской деятельности, включая консультирование и оказание юридической помощи, защиту прав и интересов туристов, а также общую координацию предпринимательской деятельности в сфере туризма.
9) Обеспечение сбора, анализа и оценки, организация централизованного хранения информации об имеющихся туристских ресурсах края; формирование Туристского паспорта Камчатского края с учетом типологизации по видам туризма; мониторинг объектов туристской индустрии и оценка мультипликативного эффекта от туристской деятельности в Камчатском крае для привлечения инвесторов к вложению в отрасль туризма и научно обоснованного определения роли туризма в социально-экономическом развитии Камчатского края).
10) Создание туристско-рекреационного зонирования с разделением территории края на 3 зоны: центральная, зона «круизного кольца», второстепенные туристско-рекреационные зоны. В пределах центральной зоны специализацией Петропавловск-Камчатской подзоны является культурно-исторический и круизный туризм, Елизовской – эколого-приключенческий, лечебно-оздоровительный, рыболовно-охотничий, познавательный, этнографический. Мильковской – эколого-приключенческий, этнографический. В пределах зоны «круизного кольца» специализация Быстринской подзоны – этнографический и эколого-приключенческий, Алеутской – эколого-приключенческий, познавательный, этнографический. Остальные подзоны имеют второстепенное значение.
11) Проведение расчетов возможностей увеличения туристского потока на территорию Кроноцкого заповедника, Южно-Камчатского заказника и других особо охраняемых природных территорий, в том числе потенциально представляющих интерес для туристов, без ущерба экологической ценности территории.
12) Привлечение резидентов ТОР «Камчатка» в целях реализации инвестиционных проектов на территории туристско-рекреационного кластера «Паратунка» и туристско-рекреационного кластера «Зеленовские озерки»; создание обеспечивающей инфраструктуры площадок «Паратунка» и «Зеленовские озерки» ТОР «Камчатка», включающей транспортную (строительство подъездных путей к объектам туристской инфраструктуры), инженерную инфраструктуру, тепло- и электрообеспечение.
13) Обеспечение поддержки реализации инвестиционных проектов при обустройстве рекреационной зоны Малкинского месторождения термальных вод, обустройстве Тимоновских термальных источников, комплексной реконструкции и модернизации санаторно-курортного комплекса «Начикинский», создании туристской инфраструктуры при горнолыжных базах «Морозная», «Эдельвейс», «Красная сопка», у подножия Авачинского вулкана, обустройстве Халактырского пляжа.
14) Разработка концепций развития туризма в Быстринском, Елизовском, Мульковском муниципальном районах.
15) Создание и реконструкция инфраструктуры экологического туризма: природный парк «Голубые озера»; туристский приют «Пиначево»; реконструкция гостиницы «Эльгай» в пгт. Палана, места отдыха жителей в районе озера Светлого, туристско-рекреационная зона «Налычевский природный парк».
16) Создание объектов этнографического туризма: сеть этнокультурных центров, гостинично-туристские комплексы, объекты питания содержащие этнографическую тематику.
17) Создание и реконструкция объектов горнолыжного туризма: всесезонный горнолыжный курорт на базе 4-х площадок (гора Морозная и Седло, зона Авачинского вулкана, хребет Тополовый, сопка Петровская).
Особое внимание должно быть уделено созданию современных средств размещения экономичного и среднего ценового сегмента, в том числе мини-гостиниц, гостевых домов.
18) Создание и реконструкция объектов инфраструктуры туризма, предусматривающих посещение термальных источников: обустройство Ходуткинских термальных источников, бальнео-климатический термальный курорт в с. Эссо; Тумрокских термальных источников в Мильковском муниципальном районе и прочих объектов.
19) Создание и реконструкция объектов исторического туризма.
20) Реализация инвестиционных проектов в рамках ТОР «Камчатка»: строительство гостиничной и туристической инфраструктуры кластеров «Паратунка» и «Зеленовские озерки», создание гостинично-рекреационный центра ООО «Тулуач».
21) Расширение действия режима свободного порта Владивосток на территорию Елизовского муниципального района Камчатского края в целях развития регионального аэропорта и привлечения дополнительного потока иностранных туристов после ввода в действие 8-ми дневного безвизового режима на территории свободного порта Владивосток.
22) Обеспечение необходимой инфраструктурой ключевых точек притяжения туристов Камчатского края:с. Эссо, подножие Авачинского и Корякского вулканов, река Быстрая, река Авача, подножие Горелого вулкана, подножие Вилючинского вулкана, Долина гейзеров и кальдера вулкана Узон, о. Старичков, бухта Русская, Курильское озеро, природный парк «Налычево», подножие Козельского вулкана, подножие вулкана Толбачик, этнографическая деревня «Кайныран», подножие вулкана Вачкажец, территория, примыкающая к Мутновской ГЕОТЭС, Малкинские горячие источники, термальные природного парка «Налычево» (Таловские и Горячереченские источники, Котёл, Аагские и Корякские нарзаны и другие), стойбище «Пимчах», Халактырский пляж, экскурсионные маршруты Петропавловска-Камчатского, питомники ездовых собак, Никольская сопка, Мишенная сопка, побережье Авачинской бухты, подножие Мутновского вулкана.
Основной целью повышения качества туристских услуг является совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма, направленного на содействие развитию системы обеспечения безопасности туристов, образования в сфере туризма, обеспечения и повышения качества туристских услуг и их доступности для всех слоев общества.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Поддержка и развитие туристских и экскурсионных маршрутов Камчатского края;
Повышение квалификации персонала среднего звена в сфере туризма и гостеприимства.
Основные мероприятия:
2.1. Поддержка и развитие туристских и экскурсионных маршрутов Камчатского края:
проведение различных мероприятий, направленных на расширение ассортимента комплексного туристского продукта Камчатского края и реализацию новых экскурсионных и туристских маршрутов, популяризация отдельных видов туризма в Камчатском крае (проведение краевых туристских праздников, международных форумов в сфере туризма, туристских соревнований, слетов, конкурсов и т.д.);
стимулирование развития социального туризма, повышение доступности туристско-экскурсионных услуг для социально-незащищенных слоев населения предусматривает предоставление субсидий субъектам туристской деятельности с целью возмещения части затрат;
развитие детско-юношеского туризма в Камчатском крае в рамках воспитательной и культурно-познавательной функции туризма на основе планомерной интеграции туристско-экскурсионных программ в образовательные процессы общего и профессионального образования: разработка комплекса рекомендаций по организации учебно-воспитательной работы при формировании туристско-экскурсионных программ, их адаптация к учебным планам и тематике учебных дисциплин; разработка концепции создания специализированных молодежных центров (в том числе спортивной и культурной направленности).
2.2. Обеспечение профессиональной подготовки специалистов среднего звена (направления подготовки: экскурсовод (гид), гид-переводчик, инструктор-проводник, администратор, официант и др.); разработка и внедрение системы обучения работников туристских организаций правилам проведения инструктажа по безопасности и информационной работе с туристами.
2.3. Повышение безопасности туристских услуг путем развития механизма страхования, организации служб спасения и скорой помощи, своевременном информировании о существующих угрозах, проверки технического и санитарного состояния туристского инвентаря и объектов туристской инфраструктуры. Для повышения экологической безопасности необходимы следующие мероприятия: нормирование (разработка и доведение до сведения населения правил поведения туриста на маршруте); контроль (разработка мер ответственности за нарушение правил поведения туриста и ухудшение экологии местности); просвещение (проведение цикла экологопросветительских мероприятий, направленных на воспитание культуры и экологии отдыха); распределение обязанностей по уборке природных территорий, берегов водоемов, туристских стоянок, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства; стимулирование повышения ресурсосберегающих и экотехнологий.
3. Формирование комфортной информационной туристской среды.
Основной целью направления является продвижение туристско-рекреационного и инвестиционного потенциала, туристских продуктов Камчатского края; формирование позитивного имиджа и узнаваемости Камчатского края на внутреннем и международном туристском рынке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
создание и развитие системы информационного обеспечения туризма и туристской деятельности в Камчатском крае;
продвижение туристского продукта Камчатского края в электронных и печатных средствах массовой информации;
организация и проведение межрегиональных, международных туристских форумов, выставок и иных мероприятий.
Для решения определенных в стратегии задач для формирования комфортной информационной туристской среды в течение всего срока реализации Стратегии необходимы мероприятия:
3.1. Развертывание информационно-пропагандистских кампаний.
3.2. Создание сетей информационных центров и пунктов.
3.3. Организация и проведение межрегиональных, общероссийских и международных выставок, форумов и иных мероприятий, направленных на создание положительного имиджа Камчатского края как привлекательного направления для туристов.
Условием успешного стратегического развития туристско-рекреационного комплекса Камчатского края до 2030 года является системное взаимодействие государства, бизнеса и общества на принципах государственно-частного партнерства в реализации ключевых инвестиционных проектов.
При реализации основных направлений туристской отрасли в рамках целевого сценария к 2030 году можно ожидать следующие результаты:
обеспечение конкурентоспособности Камчатского края в сфере туризма;
создание на территории края современной туристской деятельности, обеспечивающей рост потоков въездных и внутренних туристов в Камчатский край;
становление Камчатского края в качестве одного из наиболее привлекательных туристско-рекреационных центров Дальнего Востока и стран АТР (КНР, Япония, Республика Корея);
развитие сопутствующих туризму предприятий ресторанно-гостиничной, санаторно-курортной и развлекательной инфраструктуры;
качественное улучшение социальных сервисов и городской среды, что приведет к росту качества жизни населения