Правовые основы медицинского страхования граждан. Основы медицинского страхования. страхование расходов на амбулаторное лечение
Понятие обязательного медицинского страхования
Обязательное медицинское страхование (ОМС) стоит в основе функционирования российской системы здравоохранения. В соответствии с законодательством, все граждане, включенные в систему страхования, вправе получить бесплатную медицинскую помощь на территории всей Российской Федерации. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 06.02.2019) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" дает следующее определение ОМС:
Обязательное медицинское страхование – вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования .
Приоритетность развития страхования в социальной сфере воспринята и в положениях Конституции РФ, где провозглашено поощрение добровольного социального страхования, а гарантии бесплатной медицинской помощи обеспечиваются за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (п. 3 ст. 39, п. 1 ст. 41).
Принципы обязательного медицинского страхования
Обязательное медицинское страхование как объект правового регулирования наделено системой принципов. Они нашли отражение в Федеральном законе "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" .
Каждый из представленных выше принципов обязательного медицинского страхования нуждается в отдельном рассмотрении. Начать следует с принципа обеспечения бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая. Данный принцип построен на основе статьи 41 Конституции РФ . Соблюдение названного принципа гарантирует каждому нуждающемуся человеку безвозмездное получение определенных видов медицинской помощи. Бесплатно оказывается медицинская помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.
Не меньший интерес представляет принцип устойчивости финансовой системы обязательного медицинского страхования. Он означает, что наличие эффективных экономических рычагов, с помощью которых государство обеспечивает беспрерывное и своевременное финансирование обязательств в рамках отношений обязательного медицинского страхования, в частности, по своевременному перечислению из бюджета денежных средств медицинским и медицинским организациям. По сути, финансовая система обязательного медицинского страхования провозглашена автономной.
Затем рассмотрен принцип обязательности уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Как и любое страхование, обязательное медицинское страхование обеспечивается главным образом за счет средств, которые страховщик получает от страхователей.
Не менее важным принципом ОМС является государственная гарантия защиты застрахованных лиц от социальных рисков. Государство обеспечивает соблюдение прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному возникновением расходов у Страховщика, и в иске о возмещении убытков отказано правомерно.
Принцип создания условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования позволяет гражданам иметь полноценный доступ к медицинским услугам и дает права требовать высокое качество оказание медицинской помощи.
Нормативные правовые акты регулирующие ОМС в РФ
Законодательство в сфере регламентации правоотношений в ОМС постоянно эволюционирует. Правовые основы обязательного медицинского страхования заложены в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Данный правовой акт определяет:
- правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;
- права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья граждан, гарантии реализации этих прав;
- полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан;
- права и обязанности организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья граждан;
- права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.
На первое место в этом Законе поставлен принцип соблюдения прав и свобод граждан Российской Федерации.
Следующим по степени важности в отношении установления правовых основ в области обязательного медицинского страхования нормативным правовым актом является Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ ФЗ "Об основах обязательного социального страхования". Данный Закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 28.11.2018) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в различные фонды.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет порядок уплаты налогов и сборов любых организаций. Специальный состав имеет норма ст. 294.1 Налогового кодекса РФ, которая содержит особенности определения доходов и расходов страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование. Согласно статье 294.1 Налогового кодекса РФ к доходам страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, кроме доходов, предусмотренных статьями 249 и 250 Налогового кодекса РФ, относятся средства, перечисляемые территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ТФОМС).
Основные параметры реализации ОМС закреплены в Федеральном законе от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". В своих положениях Закон об ОМС содержит ключевые инструменты достижения перспективных целей и задач.
Законы субъектов РФ в отличие от федеральных законов и законов РФ имеют ограниченную сферу действия – только в пределах того субъекта, которым этот нормативно-правовой акт принят. Федеральными органами исполнительной власти принимаются нормативные акты, основанные на положениях законов и не противоречащие им.
Важное место занимают Правила обязательного медицинского страхования, которые утверждены Приказ Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (ред. от 11.01.2017) "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19998). Данные правила регламентируют основы функционирования ОМС. Это отражено на рисунке ниже
Порядок заключения договоров ОМС регулируется главой 28 Гражданского кодекса РФ. Международные договоры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы РФ.
В настоящее время действует ряд соглашений о медицинском страховании граждан государств-участников Содружества Независимых Государств, временно находящихся в России. Региональное нормотворчество призвано отразить территориальные особенности в сфере обязательного медицинского страхования. Однако этот процесс нередко преследуют общие проблемы формирования правовых актов, не всегда учитывающих систему законодательства.
Важными элементами правового регулирования ОМС являются территориальные программы обязательного медицинского страхования. Согласно пункту 9 ст. 3 Закона N 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования является составной частью Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, разрабатываемой и утверждаемой в субъекте Федерации в установленном Правительством РФ порядке.
Территориальная программа ОМС определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.
Закона об ОМС требуется значительный объем подзаконной нормативной базы, позволяющей обеспечить на практике механизм обязательного медицинского страхования.
Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Важную роль в финансовом обеспечении этих прав играет медицинское страхование.
В соответствии с принципами классификации, применяемыми в страховании, медицинское страхование относится к рисковым видам отрасли личного страхования, а с точки зрения соотношения страховой суммы и страховой стоимости – к страхованию суммы. Согласно ст. 970 ГК РФ правила, предусмотренные гл. 48 кодекса, применяются к отношениям по медицинскому страхованию постольку, поскольку законами об этих видах страхования не установлено иное.
Мнение специалиста
Система медицинского страхования – это механизм контроля за расходами при оказании медицинской помощи. Когда мы говорим, что в стране есть обязательное медицинское страхование, то это означает, что есть некий объем медицинских услуг (и соответственно расходов на них), который государство гарантирует своему гражданину при ухудшении его здоровья.
Д. Ю. Кузнецов,
президент Межрегионального союза
медицинских страховщиков
Справка
Межрегиональный союз медицинских страховщиков (МСМС) является единственной профессиональной организацией, представляющей интересы страховых медицинских организаций всех регионов России, зарегистрирован в январе 2003 г. В МСМС входит около 50 медицинских страховщиков. Члены МСМС имеют возможность непосредственно участвовать в деятельности Союза в рамках Комитетов МСМС, созданных в 2011 г. С целью расширения представительства МСМС в субъектах РФ на территории РФ действуют полномочные Представители МСМС, наделенные определенными правами в рамках доверенности Президента Союза.
Медицинское страхование проводится в России в двух формах – обязательное медицинское страхование (ОМС) и добровольное медицинское страхование (ДМС). ОМС регулируется Законом о медицинском страховании.
Важно!
ОМС является социальным страхованием, и на него распространяются нормы Закона об основах обязательного социального страхования. Указанный закон устанавливает следующие принципы обязательного социального страхования:
- – устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
- – всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
- – государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- – государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- – паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- – обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
- – ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- – обеспечение надзора и общественного контроля;
- – автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается.
К полномочиям Российской Федерации в сфере ОМС относятся:
- 1) разработка и реализация государственной политики в сфере ОМС;
- 2) организация ОМС на территории Российской Федерации;
- 3) установление круга лиц, подлежащих ОМС;
- 4) установление тарифов страховых взносов на ОМС и порядка взимания страховых взносов на ОМС;
- 5) утверждение базовой программы ОМС и единых требований к территориальным программам ОМС;
- 6) установление порядка распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС;
- 7) установление ответственности субъектов ОМС и участников ОМС за нарушение законодательства об ОМС;
- 8) организация управления средствами ОМС;
- 9) определение общих принципов организации информационных систем и информационного взаимодействия в сфере ОМС, ведения персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным липам;
- 10) установление системы защиты прав застрахованных лиц в сфере ОМС.
Закон о медицинском страховании уточнил принципы ОМС.
Нормативные документы
Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-Φ3
"Об обязательном медицинском страховании
в Российской Федерации"
Статья 4. Основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования
Основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования являются:
- 1) обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования;
- 2) устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности
страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;
- 3) обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами;
- 4) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика;
- 5) создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;
- 6) паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования.
Свои полномочия в сфере ОМС Российская Федерация реализует через Правительство и передает часть своих полномочий федеральному органу исполнительной власти (Минздраву), Федеральному фонду ОМС и органам государственной власти субъектов РФ.
Субъектами ОМС являются:
- 1) застрахованные лица;
- 2) страхователи;
- 3) Федеральный фонд.
Участниками ОМС являются:
- 1) территориальные фонды;
- 2) страховые медицинские организации;
- 3) медицинские организации.
Согласно ст. 6 Закона об основах обязательного социального страхования страховщиками по обязательному социальному страхованию могут быть коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Эти нормы вошли в Закон о медицинском страховании, который назначил Федеральный фонд ОМС страховщиком в системе ОМС.
Наряду с Федеральным фондом в системе ОМС действуют некоммерческие организации – территориальные фонды, создаваемые субъектами РФ для реализации государственной политики в сфере ОМС на своей территории.
Федеральный фонд ОМС осуществляет следующие права и обязанности по осуществлению полномочий, переданных ему Российской Федерацией в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона о медицинском страховании:
- 1) издает нормативные правовые акты и методические указания по осуществлению территориальными фондами переданных полномочий;
- 2) предоставляет субвенции из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для финансового обеспечения осуществления своих полномочий;
- 3) осуществляет контроль за уплатой страховых взносов на ОМС неработающего населения, в том числе проводит проверку деятельности территориальных фондов по выполнению функций администратора доходов бюджета Федерального фонда, поступающих от уплаты страховых взносов на ОМС неработающего населения, вправе начислять и взыскивать со страхователей для неработающих граждан недоимку по указанным страховым взносам, пени и штрафы;
- 4) устанавливает формы отчетности в сфере ОМС и порядок ее ведения;
- 5) устанавливает порядок осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС застрахованным лицам, а также – контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;
- 6) осуществляет в установленном им порядке контроль за соблюдением законодательства об ОМС и за использованием средств ОМС, в том числе проводит проверки и ревизии;
- 7) осуществляет контроль за функционированием информационных систем и порядком информационного взаимодействия в сфере ОМС;
- 8) согласовывает структуру территориальных фондов, назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных фондов, а также нормативы расходов на обеспечение выполнения территориальными фондами своих функций.
Федеральный фонд ОМС делегирует страховой медицинской организации часть своих полномочий (оформление и выдачу полиса ОМС, ведение учета застрахованных и обработка их персональных данных, получение целевых средств для оплаты медицинской помощи застрахованным в медицинских организациях, экспертизу медицинской помощи, информирование застрахованных и защиту их прав на гарантированную медицинскую помощь в ОМС) по договору о финансовом обеспечении ОМС.
Страховая медицинская организация (СМО), осуществляющая деятельность в сфере ОМС, – страховая организация, имеющая лицензию, выданную в установленном законодательством РФ порядке. Лицензирование деятельности страховых медицинских организаций в сфере ОМС производится ЦБ РФ (до сентября 2013 г. – Федеральной службой по финансовым рынкам). Особенности лицензирования деятельности СМО определяются Правительством РФ. СМО осуществляет отдельные полномочия страховщика в соответствии с Законом о медицинском страховании и договором о финансовом обеспечении ОМС, заключенным между территориальным фондом и СМО.
СМО не вправе осуществлять иную, за исключением деятельности по обязательному и добровольному медицинскому страхованию, деятельность.
В привлечении коммерческих страховых организаций заключается важное отличие ОМС от других видов обязательного социального страхования. Но в системе ОМС эти страховые организации не являются страховщиками, не формируют страховые резервы и действуют на основании договора о финансовом обеспечении ОМС, заключенного с территориальным фондом и договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, заключенного с медицинской организацией.
Другим важным отличием ОМС является разделение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами согласно ст. 72 Конституции РФ, предусматривающей совместное ведение и координацию вопросов здравоохранения; защиту семьи, материнства, отцовства и детства; социальную защиту, включая социальное обеспечение.
Важно!
И, наконец, ОМС является единственным видом обязательного социального страхования, охватывающим всех без исключения граждан РФ.
В Законе о медицинском страховании определены следующие основные понятия:
- 1) обязательное медицинское страхование (ОМС) – вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы ОМС;
- 2) объект ОМС – страховой риск, связанный с возникновением страхового случая;
- 3) страховой риск – предполагаемое событие, при наступлении которого возникает необходимость осуществления расходов на оплату оказываемой застрахованному лицу медицинской помощи;
- 4) страховой случай – совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по ОМС;
- 5) страховое обеспечение по ОМС – исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации;
- 6) страховые взносы на ОМС – обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения;
- 7) застрахованное лицо – физическое лицо, на которое распространяется ОМС в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Следует отметить существенное отличие формулировки объекта ОМС как страхового риска, связанного с возникновением страхового случая от формулировки объекта страхования в Законе об организации страхового дела, согласно которому страхование – отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков, несколько снижающей, на наш взгляд, защитную функцию ОМС.
Формулировка объекта ОМС через цепочку объект страхования – страховой риск – страховой случай ограничивает предупредительную функцию этого вида страхования. Включение в перечень страховых случаев и, следуя логике Закона о медицинском страховании, в перечень рисков профилактических мероприятий, представляется методологически некорректным, поскольку эти мероприятия по своей природе не могут быть предполагаемыми (и случайными), но должны проводиться сознательно и целенаправленно для снижения страхового риска. Принятый в англоязычных странах термин "страхование здоровья" (health insurance ) представляется более содержательным для анализа рисков.
Базовая программа ОМС – составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств ОМС на всей территории РФ медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам ОМС. В субъектах РФ разрабатываются территориальные программы государственных гарантий, включающие территориальные программы ОМС.
Общие требования к содержанию программ государственных гарантий установлены ст. 80, 81 Закона об основах охраны здоровья граждан, регулирующего отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан, и, в частности, определяющего:
- 1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;
- 2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;
- 3) полномочия и ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;
- 4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;
- 5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.
Законом устанавливаются основные принципы охраны здоровья:
- – соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
- – приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
- – приоритет охраны здоровья детей;
- – социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
- – ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
- – доступность и качество медицинской помощи;
- – недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
- – приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
- – соблюдение врачебной тайны.
Важно!
Указанный закон закрепляет права граждан на выбор медицинской организации в рамках получения первичной медико-санитарной помощи по программам государственных гарантий, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина).
В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.
Закон об основах охраны здоровья граждан в ст. 27 впервые определил обязанности граждан в сфере охраны здоровья.
- 1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
- 2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
- 3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.
Важно!
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством РФ, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу.
Правительство РФ вправе при утверждении базовой программы ОМС устанавливать дополнительный перечень заболеваний и состояний, включаемых в базовую программу ОМС в качестве случаев оказания медицинской помощи, и дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи к установленным настоящим Федеральным законом.
Базовая программа ОМС устанавливает требования к территориальным программам ОМС. Территориальная программа ОМС включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой ОМС, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте РФ значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы ОМС в расчете на одно застрахованное лицо. Указанные выше значения нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения.
Норматив финансового обеспечения территориальной программы ОМС может превышать установленный базовой программой ОМС норматив финансового обеспечения базовой программы ОМС в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой ОМС, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой ОМС, но при условии его финансирования за счет платежей субъекта РФ в территориальный фонд ОМС.
В программу государственных гарантий на 2013 г. и на плановый период 2014–2015 гг., утвержденную постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1074, дополнительно включено финансовое обеспечение мероприятий по диспансеризации отдельных категорий граждан, применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая лекарственное обеспечение в соответствии с законодательством РФ, а также медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях. При этом существенно изменены структура и значения нормативов оказания медицинской помощи (табл. 2.3).
В Программе государственных гарантий на 2013–2015 гг. изменены, по сравнению с программами прошлых лет, структура и значения нормативов оказания медицинской помощи и впервые введено понятие "обращение". В письме Минздрава России от 25.12.2012 № 11-9/10/2-5718 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" указано, что обращение по поводу заболевания – это законченный случай лечения при кратности обращения не менее двух амбулаторных посещений по поводу одного заболевания. Для разработки территориальных программ ОМС на 2013–2015 гг. рекомендовано включать в одно амбулаторное обращение от 2,6 до 3,2 посещений.
Программа государственных гарантий на 2013–2015 гг. заметно отличается от программы государственных гарантий на 2012 г. структурой, объемами и стоимостью медицинской помощи (табл. 2.4). Сопоставление нормативов из табл. 2.3 и 2.4 показывает, что в 2013–2015 гг. происходит заметное сокращение значений подушевых нормативов потребления гарантированной медицинской помощи (за счет развития профилактики заболеваний) при заметном увеличении их финансирования.
Таблица 2.3
Нормативы объема медицинской помощи и нормативы финансовых затрат по Программе государственных гарантий на 2013–2015 гг.
Вид медицинской помощи |
Нормативы по программе государственных гарантий |
Нормативы по базовой программе ОМС |
|||
Норматив |
Стоимость единицы, руб. |
Норматив |
Стоимость единицы, руб. |
||
Скорая медицинская помощь вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию |
0,318 вызова |
0,318 вызова |
|||
Амбулаторная медицинская помощь |
Профилактическая |
2,44–2,7** посещений |
2,04-2,3 посещений |
||
Заболевания |
24-2,2 обращений |
1,9-2,0 обращений |
|||
Неотложная |
0,36-0,60 посещений |
||||
Медицинская помощь в условиях дневных стационаров |
0,63-0,71 пациенто-дня |
0,52-0,59 пациенто-дня |
|||
Стационарная медицинская помощь |
2,558-2,35 койко-дня |
1,74-1,59 койко-дня |
|||
Паллиативная медпомощь |
0,077-0,112 койко-дня |
В программу ОМС не входит |
* Диапазон ожидаемого снижения стоимости вызова скорой помощи.
Таблица 2.4
Нормативы объема медицинской помощи и нормативы финансовых затрат базовых программ ОМС на 2012 и 2013 гг.
Вид медицинской помощи |
||||||
Норматив |
Стоимость единицы, руб. |
Норматив |
Стоимость единицы, руб. |
|||
Скорая помощь вне медицинской организации, включая эвакуацию, вызов |
1710,1 (бюджет)* |
|||||
Амбулаторная помощь, посещение |
Профилактическая |
|||||
Заболевания |
1,9 (обращение) |
|||||
Неотложная |
||||||
Медицинская помощь в условиях дневных стационаров, пациенто-день |
||||||
Стационарная помощь, койко-день |
||||||
Паллиативная медпомощь |
537,1 (бюджет)** |
|||||
* До 2013 г. скорая медицинская помощь не входила в программу ОМС.
** Паллиативная помощь не входит в программу ОМС.
Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные программами (без учета расходов федерального бюджета) за счет средств ОМС, составляют 5942,5 руб. в 2013 г. и 4102,9 руб. в 2012 г. Общие расходы на реализацию базовых программ в бюджетах Федерального фонда ОМС сопоставимы – 1,06 трлн руб. в 2013 г. и 0,92 трлн руб. в 2012 г. В 2014–2015 гг. планируется дальнейшее снижение нормативов стационарной медицинской помощи при незначительном росте амбулаторной помощи и подушевых нормативов финансирования.
Сопоставление приведенных выше данных показывает, что с 2013 г. предусматривается заметное увеличение оплаты труда медиков за единицу оказанной медицинской помощи при снижении нормативов ее предоставления застрахованным лицам. Это может привести к ограничению гарантированной медицинской помощи по мере исчерпания предусмотренных программой ОМС нормативов и необходимости оплаты медицинской помощи за счет застрахованных граждан при обращении за ней в дальнейшем.
Правоотношения субъектов и участников ОМС регулируются Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н. Правила устанавливают:
- 1) порядок подачи заявления о выборе (замене) СМО застрахованным лицом;
- 2) единые требования к полису ОМС;
- 3) порядок выдачи полиса либо временного свидетельства застрахованному лицу;
- 4) порядок ведения реестра СМО, осуществляющих деятельность в сфере ОМС;
- 5) порядок ведения реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС;
- 6) порядок направления территориальным фондом ОМС сведений о принятом решении об оплате расходов на лечение застрахованного лица непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве;
- 7) порядок оплаты медицинской помощи по ОМС;
- 8) порядок осуществления расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами субъекта РФ, на территории которого выдан полис ОМС;
- 9) порядок утверждения для СМО дифференцированных подушевых нормативов финансового обеспечения ОМС;
- 10) методику расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС;
- 11) порядок оказания видов медицинской помощи, установленных базовой программой ОМС, застрахованным лицам за счет средств ОМС в медицинских организациях, созданных в соответствии с законодательством РФ и находящихся за пределами территории РФ;
- 12) требования к размещению СМО информации;
- 13) порядок заключения и исполнения договоров территориальных фондов ОМС со СМО;
- 14) положение о деятельности Комиссии по разработке территориальной программы ОМС согласно приложению № 1 Правил;
- 15) порядок информационного сопровождения застрахованных лиц при организации оказания им медицинской помощи СМО.
Закон об основах охраны здоровья граждан в ст. 82 установил, что источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средства ОМС, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством РФ источники.
В ст. 84 вышеназванного Закона определены условия оказания платных медицинских услуг, при этом ДМС отнесено к платным услугам, а право оказания платных медицинских услуг предоставлено и медицинским организациям, участвующим в реализации программ государственных гарантий, в том числе государственным и муниципальным медицинским организациям, но на определенных условиях. Эти условия конкретизированы в Правилах предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006.
Согласно этому постановлению медицинские организации, участвующие в реализации программ государственных гарантий, имеют право предоставлять платные медицинские услуги:
- а) на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе:
- – установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;
- – применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;
- б) при предоставлении медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
- в) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по ОМС, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по ОМС, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;
- г) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных ст. 21 Закона об основах охраны здоровья граждан (медицинская помощь по программе государственных гарантий), и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.
Однако с учетом заявлений Министра здравоохранения РФ В. Скворцовой о планируемом разделении бесплатных (для населения) и платных медицинских услуг и запрете государственным и муниципальным медицинским организациям оказывать платные медицинские услуги, можно ожидать значительных изменений в условиях оказания этих услуг.
Важную роль в медицинском страховании, как и во всех видах страхования, играет Закон о персональных данных, призванный обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Обеспечения конфиденциальности персональных данных не требуется:
- а) в случае обезличивания персональных данных;
- б) в отношении общедоступных персональных данных.
Обработка персональных данных в системе медицинского страхования может осуществляться оператором лить с согласия субъектов персональных данных, за исключением следующих случаев:
- 1) обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;
- 2) обработка персональных данных необходима в связи с реализацией международных договоров РФ о реадмиссии (согласие государства на прием обратно на свою территорию своих граждан, (а также в некоторых случаях иностранцев, прежде находившихся или проживавших в этом государстве), которые подлежат депортации из другого государства);
- 3) обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных;
- 4) обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных;
- 5) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно.
Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 10 Закона о персональных данных. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. Рассматриваемым законом и другими федеральными законами предусматриваются случаи обязательного предоставления субъектом персональных данных своих персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 10 Закона о персональных данных обработка персональных данных, касающихся здоровья, не допускается без письменного согласия субъекта персональных данных за исключением случаев, когда персональные данные относятся к состоянию здоровья субъекта персональных данных и их обработка необходима для защиты его жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц, и получение согласия субъекта персональных данных невозможно.
До принятия Закона о медицинском страховании все медицинское страхование регулировалось Законом РФ от 28.06.1991 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Данный закон определял ДМС как дополнение к ОМС.
При этом на медицинское страхование, в том числе обязательное, распространяются нормы Закона об организации страхового дела в части лицензирования страховой деятельности, требований к отчетности, минимальному размеру уставного капитала и руководству страховой организации. Кроме того, на медицинское страхование распространяются нормы гл. 48 ГК РФ постольку, поскольку не противоречат Закону о медицинском страховании.
После принятия Закона о медицинском страховании ДМС фактически оказалось вне правового поля, и страховое сообщество выступает за принятие специального федерального закона, регулирующего этот вид страхования.
В конечном итоге указанные проблемы были сняты при внесении в новую редакцию от 28.12.2013 № 234-Φ3 Закона об организации страхового дела определения объекта медицинского страхования: "Объектами медицинского страхования могут быть имущественные интересы, связанные с оплатой организации и оказания медицинской и лекарственной помощи (медицинских услуг) и иных услуг вследствие расстройства здоровья физического лица или состояния физического лица, требующих организации и оказания таких услуг, а также проведения профилактических мероприятий, снижающих степень опасных для жизни или здоровья физического лица угроз и (или) устраняющих их (медицинское страхование)".
Цель изучения:
Уметь:
1. Различать обязательное и добровольное медицинское страхование, проводить юридический анализ страховых отношений;
2. Принимать юридически значимые решения при осуществлении профессиональной деятельности;
3. Отличать субъектов страхования от сторон договора;
4. Определить существенные условия договоров в системе обязательного и добровольного медицинского страхования;
5. Применять нормы федерального законодательства для решения ситуационных задач и выполнения тестовых заданий.
Знать:
1. Законодательные основы страхования;
2. Сущность страховых отношений;
3. Понятие и виды страхования;
4. Цель и виды медицинского страхования;
5. Субъектов обязательного медицинского страхования;
6. Виды и условия договоров в системе обязательного медицинского страхования.
Основное содержание темы
Источники правового регулирования отношений по страхованию
Общие положения о страховании закреплены в Гражданском кодексе РФ (глава 48 "Страхование") и Законе РФ "Об организации страхового дела в РФ " от 27 ноября 1992г.
Однако в ст. 970 ГК РФ предусмотрено, что правила страхования, установленные главой 48, применяются к специальным видам страхования (например, медицинскому, морскому страхованию, страхованию банковских вкладов, страхованию пенсий и т.д.) постольку, постольку законами об этих видах страхования не установлено иное.
Поэтому, на втором уровне иерархии страхового законодательства находятся Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и специализированные законы об отдельных видах страхования, в частности: Закон РФ от 28 июня 1991г."О медицинском страховании граждан в РФ",Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и т.д.
На третьем уровне находятся подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие медицинское страхование:
Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 6 февраля 1998 г. "О мерах по стабилизации финансирования системы обязательного медицинского страхования",
Постановления Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г "Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования", Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 461 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год" (с изм. и доп. от 30 декабря 2005 г.).
Нормативные акты федеральных министерств и ведомств (например, Департамента страхового надзора Минфина России), регулирующие внутреннюю деятельность страховщиков и надзор над ними.
Понятие и виды страхования
Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю или третьим лицам (застрахованному лицу, выгодоприобретателю).
Виды страхования.
1. По объекту страхования : личное и имущественное страхование.
Личное страхование(Ст. 934 ГК) - страхование, при котором риск связан с личностью застрахованного, т.е. его жизнью, здоровьем, трудоспособностью.
Личное страхование включает в себя также: страхование от несчастных случаев и болезней (страхование здоровья), медицинское страхование. При наступлении страхового случая при личном страховании страховая выплата производится в виде страхового обеспечения.
Имущественное (Ст. 929 ГК) – страхование, в котором объектом страховых отношений выступает имущественный интерес, связанный с владением, пользованием и распоряжением имуществом. К имущественному интересу относится:1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества; 2) риск гражданской ответственности – это риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц (страхование профессиональной ответственности врача); 3)предпринимательский риск – это риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов. При наступлении страхового случая при имущественном страховании страховая выплата производится в виде страхового возмещения.
Интересы, страхование которых не допускается : противоправные интересы, убытки от участия в играх, лотереях и пари, расходы, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников.
2. По форме проведения: обязательное и добровольное.
Обязательное страхование - осуществляется в силу закона, что означает следующее: закон на определенных лиц возлагает обязанность заключать в качестве страхователей договор страхования (например, обязательное медицинское страхование, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и т.д.).
Добровольное – страхование, при котором права и обязанности сторон возникают только в результате свободного волеизъявления страхователя и страховщика.
3. По срокам страхования :
а) Краткосрочное страхование (до года)
б) Среднесрочное страхование (от года до пяти лет)
в) Долгосрочное страхование (называют еще накопительным страхованием). К нему относят страхование жизни и пенсий. Длительность такого страхования, как правило, от 6 до 15 лет.
Медицинское страхование
Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Медицинское страхование осуществляется в двух видах : обязательном и добровольном.
Обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) является составной частью государственного социального страхования. ОМС обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи.
Равные возможности в получении бесплатной медицинской и лекарственной помощи населению реализуются в пределах базовой Федеральной и Территориальных программ.
Федеральная (базовая) программа ОМС утверждена постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 461 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год" (с изм. и доп. от 30 декабря 2005 г.) и является частью Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, в которой перечислены виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно.
На основе федеральной программы высшие органы управления субъектов РФ утверждают территориальные программы ОМС, которые учитывают потребности местного населения, но не могут ухудшать условия оказания медицинской помощи по сравнению с базовой программой.
Медицинская помощь оказывается в соответствии со стандартами, которые утверждаются также на федеральном и территориальном уровнях в зависимости от бюджета фондов и определяют конкретные количественные показатели койко-дней, лекарственного обеспечения и т.д. на каждый вид заболевания.
Добровольное медицинское страхование (далее – ДМС) обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.
Страхователем при ДМС выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью или предприятия, представляющие интересы граждан.
Поиск путей преодоления двух основных проблем системы здравоохранения Украины – недостаточность финансовых средств и низкого качества медицинского обеспечения – побуждает к переходу к системе страхования здоровья людей, которая с успехом применяется в большинстве экономически развитых странах мира.
Страховать – значит защищать от чего-то нежелательного, неприятного, гарантировать безопасность, а сам процесс страхования – это способ защиты имущественных интересов в условиях рыночной экономики.
Каждый человек уже сегодня должен знать как уменьшить риск ухудшения здоровья или появления заболевания, несчастного случая в условиях рыночной экономики, которая является основой страховой медицины и медицинского страхования.
Страховая медицина – это сложная и очень мобильная система товарно-рыночных отношений в отрасли здравоохранения. Товаром является оплаченная, конкурентоспособная, качественная и достаточная по объему медицинская услуга, спровоцированная риском для здоровья. «Покупателем» может быть государство, группа людей (производственные коллективы, учреждения различных форм собственности), физические лица, которые находятся в условиях такого риска.
Медицинское страхование – это система организационных и финансовых мероприятий по обеспечению деятельности страховой медицины.
Целью страховой медицины и медицинского страхования является обеспечение гражданам социальной гарантии и прав на получение медицинской помощи за счет накопленных средств при возникновении страхового случая, а также финансирование профилактических мероприятий.
Медицинское страхование предусматривает:
посредническую деятельность в организации и финансировании страховых программ медицинской помощью населения;
контроль за объемом и качеством исполнения страховых медицинских программ лечебно-профилактическими, социальными учреждениями и отдельными частными врачами;
расчет с учреждениями здравоохранения, социальными учреждениями и частными врачами за выполненную работу, согласно договору, через страховые фонды (медицинские организации), сформированные за счет денежных вкладов предприятий, учреждений, организаций, граждан.
Главные черты страховой медицины мира:
принадлежность, в большинстве стран мира, к системе здравоохранения, которая дополняет государственную;
оказание всем привлеченным к той или иной системе медицинского страхования одинаковой по объему и качеству необходимой медицинской помощи населению;
свобода выбора для пациента;
оказание медицинских услуг самого высокого уровня;
высокая прибыль вложенных капиталов (за границей);
внедрение новых форм управления;
ориентированность на высокообразованность населения с достаточной медицинской культурой;
заинтересованность медработников во внедрении системы медицинского страхования в виду улучшения своего социального положения;
ориентированность медработников на коммуникабельность, инициативность, уважение, качественную работу;
обеспечение при каких-либо условиях застрахованному, обусловленных договором страхования медицинской помощи в случае возникновения риска для здоровья;
базированность на конкретной необходимости, что требует содержания определенных резервов, и обусловливает более высокую стоимость.
Системы медицинского страхования на случай болезни, как свидетельствует мировой опыт, являются многогранными и отличаются по принципам управления, организации, путям привлечения людей, перечни медицинских услуг, характером финансирования.
Финансирование за счет налоговых поступлений в государственный бюджет и обеспечение надлежащего уровня медицинских услуг всем категориям населения предусматривает государственная (бюджетная) система страхования (Англия, Италия, Дания, Ирландия).
Социальная система медицинского страхования, в отличии от государственной, финансируется на трехсторонней основе: за счет бюджетных поступлений, взносов работодателей и самих работников. При этом лица с низкой прибылью и социально незащищенные, как правило, страховые взносы не платят (Франция, Бельгия, Австрия, Япония, Нидерланды, германия и др.). Характерным для системы здравоохранения, которая базируется на принципе социального страхования, является участие населения в расходах (определенные виды и объем медицинской помощи оплачиваются ими самостоятельно, независимо от средств страхования) и социальная солидарность (здоровый платит за больного, молодой за старого, богатый за бедного).
Финансирование медицинских услуг за счет собственных средств населения характерно для платной (рыночной) системы здравоохранения.
В ряде развитых стран функционируют разветвленные системы медицинского страхования, которые обхватывают значительные контингенты населения, включая с промышленных, сельскохозяйственных работников, служащих и членов их семей, учащихся, мелких предпринимателей.
Все эти системы на сегодня имеют место в большинстве стран Западной Европы, Северной Америки, Австралии, Израиле, Новой Зеландии, Японии. Она достаточно развита в некоторых странах Латинской Америки, Близкого Востока и Азии.
По данным ВОЗ, разнообразные системы страховой медицины используют более 30-ти стран Организации Экономического Сотрудничества и Развития. Ими охвачено более 800 млн. лиц – почти 74% затрат на лечение больных компенсируется страховыми фондами.
Медицинское страхование по формам делится на обязательное и добровольное.
Обязательное медицинское страхование, как часть системы социального страхования, является его основной формой в странах с развитой рыночной экономикой.
Оно осуществляется по условию и порядку, предусмотренных законодательным актом страны соответственно к правилам и базовой программе обязательного медицинского страхования, утвержденного правительством страны.
В Украине соответствующее законодательство отсутствует, хотя в Законе «Про страхование (1996г.)» медицинское страхование названо первым в перечне обязательных видов. Ожидается, что оно получит признаки социального страхования и будет основываться на принципе «здоровый платит за больного, молодой за старого, богатый за бедного».
Население, которое подлежит обязательному медицинскому страхованию, государство дает равное право на гарантированный объем медицинской помощи независимо от величины фактически внесенных сумм страхового взноса. Получить медицинскую помощь согласно с программой застрахованный может на всей территории государства, в том числе и за чертой постоянного места проживания, с дальнейшими взаиморасчетами между страховыми организациями по утвержденным тарифам.
Государство дает право застрахованному в пределах места проживания выбирать ЛПУ и врача, при условии их участия в программах обязательного медицинского страхования той медицинской организации, где застрахован конкретный гражданин.
Конкретные размеры страхового взноса при обязательном страховании для предприятий различных форм собственности (в процентах к фонду оплаты труда или прибыли) устанавливаются исполнительными структурами с учетом размера базового взноса, индексации цен, а также степени неблагоприятного влияния производственной среды на состояние здоровья работающих.
Обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляется страховыми организациями по договору с территориальной администрацией.
Страховые медицинские организации (компании, фонды) реализуют обязательную страховую медицинскую программу по договору с ЛПУ (независимо от форм собственности), частнопрактикующими и врачами общей практики (семейными), лицензированными и аккредитованными в установленном законом порядке по вопросам оказания застрахованной стороне услуг в объеме, предусмотренных утвержденной базовой программой.
Деятельность медицинских учреждений, персонала, отдельных врачей, задействованных в обязательном страховании, оплачивает страховая компания по установленным тарифам за услуги или нормативное финансирование на одно лицо соответственно договору со страховой организацией. В нем обговариваются объем и качество медицинской помощи на основании утвержденных клинико-статистических групп. Контроль над ними осуществляет страховая организация.
Добровольное медицинское страхование рассматривается как дополнительное при наличии в стране обязательного медицинского страхования, или как самостоятельное. Наибольшее развитие добровольное медицинское страхования на коммерческой основе достигло в странах с либеральной рыночной экономикой.
В Украине согласно Декрету Кабинета Министров «Про страхование» №4793 от 10.05.93г. и Закона «Про страхование» от 07.03.96г. внедрено добровольное медицинское страхование.
В отличии от обязательного, которое финансируется за целевых налогов, добровольное медицинское страхование является важным видом финансово-коммерческой деятельности, которая регулируется соответствующим законом.
При добровольном медицинском страховании в роли застрахованной стороны могут выступать юридические и физические лица. Оно осуществляется на основе договора между застрахованным и страховой компанией, распространяется на тех юридических и физических лиц, которые не попадают под обязательное страхование и хотят застраховаться.
Содержание добровольных страховых программ определяется ситуацией в отрасли здравоохранения, связанной с дефицитными видами лечебно-профилактической помощи, объемом и уровнем медицинской помощи, гарантированной программой обязательного медицинского страхования. Соответствующие страховые программы согласовываются с территориальными органами управления здравоохранением и определенным образом стимулируют развитие наиболее перспективных форм и направлений добровольного страхования.
В современном добровольном медицинском страховании распространяются дифференцированные программы, которым по выбору застрахованных включают страхование жизни на случай реабилитации, стойкой и временной нетрудоспособности, профилактическое страхование с целью оплаты профилактических и спортивно-оздоровительных услуг.
Таблица 1
Особенности обязательного и добровольного медицинского страхования.
Обязательное медицинское страхование |
Добровольное медицинское страхование |
|
Некоммерческое |
Коммерческое |
|
Один из видов социального страхования |
Один из видов индивидуального страхования |
|
Общее или массовое |
Индивидуальное или коллективное (семейное) |
|
Регламентируется Законом «Про медицинское страхование граждан страны» проект |
Регламентируется Законом Украины «Про страхование» (1996г.) |
|
Осуществляется государственными страховыми организациями или организациями, которые контролируются государством |
Осуществляется страховыми организациями различных форм собственности |
|
Правила страхования определяются государством |
Правила страхования определяются страховыми организациями |
|
Страхующие – государство (органы местной исполнительной власти) и работающее население |
Страхующие – юридические и физические лица |
|
Источники финансирования – взносы государственного бюджета, работодателей и работающего населения |
Источники финансирования – собственные доходы граждан, прибыль работодателей (юридических лиц) |
|
Программа (гарантированный минимум медицинских услуг) утверждается органами власти разных уровней |
Программа определяется договором страхующей стороны и застрахованным |
|
Тарифы на страхование устанавливаются по единой, утвержденной государством, методике |
Тарифы на страхование устанавливаются соответственно договору страхующего и застрахованного |
|
Система контроля качества медицинских услуг определяется государственными органами |
Система контроля качества медицинских услуг устанавливается договором субъектов страхования |
|
Прибыль используют только для основной деятельности медицинского страхования |
Прибыль используют для какой-либо коммерческой или некоммерческой деятельности |
Основой медицинского страхования являются программы, которые во многом определяют деятельность медицинских учреждений.
Базовая программа обязательного медицинского страхования (в дальнейшем - базовая программа) соответственно закону обрабатывается МЗ Украины, утверждается правительством и гарантирует населению страны минимальный объем медицинской помощи. Это научно обоснованные пропорции объемов амбулаторно-поликлинической, стационарной помощи по определенным медицинским специальностям, которые требуют материального, кадрового и финансового обеспечения.
Соответственно базовой программе органы государственного управления утверждают территориальные программы. Объем и условия оказания медицинской помощи, которые предусматриваются территориальными программами, не могут меньшими установленные базовой программой.
Программы медицинского страхования должны пересматриваться в зависимости от потребности в медицинской помощи, которые гарантированы населению, материальных и финансовых возможностей общества в отрасли здравоохранения.
Страховые медицинские организации реализуют обязательные программы по договорам с ЛПУ (независимо от форм собственности), частными врачами или врачами общей практики (семейными врачами), которые имеют лицензии и прошли аккредитацию. Медицинская помощь застрахованной стороне оказывается в объеме, предусмотренном утвержденной базовой программой.
Программа добровольного медицинского страхования дорабатывается страховыми организациями и включает, как правило, медицинские услуги, которые остались без внимания программы обязательного страхования.
К их реализации страховые медицинские организации привлекают на договорной основе медицинские, социальные, оздоровительные учреждения какой-либо формы собственности с определением платы за конкретные услуги.
Задействованные в программах ЛПУ несут юридическую и экономическую ответственность перед страховой организацией по оказанию застрахованной стороне медицинских услуг, предусмотренных договором, касающиеся объема и качества. При нарушении медицинским учреждением стандарта оказания медицинской помощи застрахованному, страховая организация имеет право частично или полностью не оплачивать стоимость услуг.
Медицинские учреждения имеют право применять штрафные санкции к своим врачам за медицинские услуги, оказанные с нарушением стандарта. Их размеры обусловлены договорами. Следует учитывать, что не все медицинские услуги могут финансироваться программами медицинского страхования.
Государство должно финансировать учреждения здравоохранения и оплачивать дорогостоящие медицинские услуги, социально важные виды медицинской помощи, государственные медицинские программы, деятельность НИИ и медицинских учреждений образования.
Медицинское страхование целесообразно рассматривать как систему экономических взаимоотношений отрасли медицинского обеспечения со следующими составными (субъектами): страховая компания, страхователь, застрахованный и медицинское учреждение.
Страхователи – это юридические лица (страховые медицинские организации, фонды), которые созданы и функционируют в форме обществ и осуществляют страховую деятельность соответственно полученной лицензии.
Обязанности страхователя:
составление договора с аккредитованными ЛПУ, самостоятельно работающими врачами в установленном порядке по оказанию гарантированного объема помощи при обязательном медицинском страховании;
составление договора с аккредитованными или лицензированными медицинскими, специальными учреждениями и отдельными лицами по оказанию услуг добровольного страхования своим клиентам;
составление договоров (без права отказа), согласно действующим правилам страхования;
контроль качества медицинской помощи, оказанной застрахованной стороне;
контроль целесообразности использования страховых средств производителями медицинских услуг;
экономическая ответственность перед застрахованными за оказание медицинских услуг;
создание резервных (запасных) и профилактических фондов для обеспечения стабильности страховой деятельности.
Страховые медицинские организации имеют право по иску получать компенсацию от предприятий и граждан за нарушение санитарного и природоохранного законодательства для возмещения затрат на проведение лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Страхователь (застрахованной) – это юридическое лицо, работоспособный гражданин, который составил договор страхования со страхователем или является им соответственно законодательным актам страны.
При обязательном медицинском страховании страхователем неработающего населения являются местные администрации, работающего – предприятия и работодатели. Лица, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью, платят взносы обязательного медицинского страхования самостоятельно. Работники некоммерческих организаций обеспечиваются средствами финансовых ресурсов бюджета или учредителей.
При медицинском страховании в роли страхователя выступает предприятия, гражданские, благотворительные организации, фонды, другие юридические лица, а также дееспособные граждане, вносящие страховые взносы.
Страхователь обязан:
согласно договору вносить в установленном порядке страховые взносы (платежи);
предпринимать зависящие от него мероприятия для избежания неблагоприятных факторов влияния на здоровье застрахованного;
предоставлять страховым компаниям информацию про здоровье, условия труда и быта контингентам населения, которые подлежат страхованию;
составлять со страховыми компаниями договора про страхование третьих лиц.
Страхователи имеют право выбирать страховые компании, назначать граждан или юридические лица для получения страховых сумм (страховое возмещение) и менять их до наступление страхового случая при составлении страховых договоров.
Нарушение условий договора стороной в части, которая зависит от нее, может потянуть за собой полную или частичную оплату затрат за медицинские услуги за счет собственных средств застрахованного (нарушение правил техники безопасности, нарушение режима, заболевания спровоцированные принятием алкоголя табака, гиподинамией, перееданием).
Застрахованный – это лицо, которое берет участие в личном страховании. Его жизнь, здоровье и трудоспособность выступают объектом страховой защиты.
Застрахованный имеет право на:
обязательное и добровольное медицинское страхование;
выбор страховой медицинской организации, медицинского учреждения и врача соответственно договору про обязательное и добровольное медицинское страхование;
получение медицинской помощи на всей территории страны, в том числе за чертой постоянного места жительства;
получение медицинских услуг, которые отвечают договору по качеству и объему;
подача иска страхователя, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение убытков.
При частном добровольном медицинском страховании застрахованный, оплачивающий свои страховые взносы выступает в роли страхователя. По некоторым видам личного страхования эти субъекты могут не совпадать. Например, при страховании детей страхователями являются родители, а дети – застрахованными.
Застрахованное лицо обязано осмысленно не создавать риска утраты своего и здоровья других граждан, достоверно информировать медицинское учреждение и страхователя про свое состояние и возможные существующие риски ухудшения, придерживаться правил распорядка медицинского учреждения, в котором получает помощь.
Застрахованное лицо несет ответственность за умышленное скрытие при составление договора добровольного медицинского страхования, имеющегося уже заболевания.
Важной особенностью, которая отличает медицинское страхование от других, является то, что это единственный вид страхования, когда возмещение убытков застрахованному при возникновении страхового случая осуществляется не деньгами, а медицинскими услугами. Их оказывает, обычно четвертый субъект медицинского страхования - медицинское учреждение и его работники .
Учреждения имеют право на выдачу документов, которые подтверждают временную нетрудоспособность застрахованных, на получение от страхователя оплаты стоимости медицинских услуг, оказанных застрахованному согласно медико-экономическим стандартам; по требованию рассмотра претензий комиссии при участии независимых экспертов.
Учреждения здравоохранения обязаны оказывать застрахованному согласно стандартам помощь и услуги в объемах, видах и формах, обозначенных в программе страхования; подавать страхователю отчеты про объем оказания медицинской помощи застрахованным.
Субъекты медицинского страхования в Украине будут строить свою деятельность согласно составленным договорам.
При добровольном медицинском страховании составляются два вида договоров:
договор между страхователем и страховой медицинской организацией (СМО) в пользу гражданина (если страхователь – юридическое лицо то в пользу работника этого предприятия, родственника работника) (У1);
договор между СМО и медицинскими учреждениями, в которые, при наличии страхового случая, имеет право обратиться гражданин (У2).
Рисунок1.
Таким образом, при добровольном медицинском страховании основным источником финансирования помощи являются деньги страхователя, а дополнительными – прибыль от вложения временно свободных средств, ценные бумаги, депозиты, инвестиции и т.д.
При обязательном медицинском страховании (ОМС) предусматривается составление определенных договоров соответствующих взаимоотношений между его субъектами:
договора про финансирование между страхователем, территориальным фондом ОМС и СМО в пользу гражданина для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС (в роли страхователя будут выступать: для работающего населения – работодатели, для работников бюджетной сферы и неработающих – местные администрации);
договора между страховой медицинской организацией и медицинскими учреждениями про оплату услуг в пределах обязательного медицинского страхования.
Как показывает опыт ряда стран, где оно введено, основу поступления средств в фонды составляют страховые взносы на работающее население.
Рисунок №2
Гражданину при обязательном и добровольном медицинском страховании будет выдаваться страховой полис с гарантией на получение медицинских услуг согласно страховым программам, которые будут действовать на территории Украины. Финансовые потоки обязательного медицинского страхования будут проходить через разные субъекты системы здравоохранения. Это создаст проблему контроля за ними и, что более важно, будет требовать оценки их эффективного использования.
Таким образом, страховая медицина и медицинское страхование – это самостоятельная система товарно-рыночных отношений в системе здравоохранения, направленная на улучшения медицинского обеспечения всех застрахованных.
Внедрение ее в Украине – это не столько смена количества источников финансирования, сколько: а) переход к новым формам организации и управления системой здравоохранения; б) оплаты труда за выполненную работу; в) смена приоритетов в медицинской помощи со стационарного звена на амбулаторно-поликлиническое; г) высокое качество медицинских услуг и соответствие их социальным гарантиям страхового полиса; д) свободного выбора пациентом врача и ЛПУ.
Для этого уже сегодня необходимы посреднические и организационные и управленческие структуры (страховые организации, фонды, кассы), специально подготовленный медицинский персонал и более ответственное отношение к своему здоровью.
2. Характеристика договора обязательного и добровольного медицинского страхования.
3. Общая характеристика договора на организацию и финансирование
медицинских услуг по медицинскому страхованию.
4. Основания возникновения отношений между гражданами и лечебными учреждениями при оказании медицинской помощи.
Понятие и виды медицинского страхования.
Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» в России введена система страховой медицины как форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Закон определяет виды медицинского страхования, субъектов отношений, их права и обязанности, источники финансирования и другие аспекты страховой медицины.
Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. Страховые взносы предприятий, организаций, учреждений направляются на обязательное медицинское страхование граждан сверх ассигнований, утвержденных на здравоохранения.
Для сбора страховых взносов на обязательное медицинское страхование созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Таким образом, страховые взносы на обязательное медицинское страхование передаются страхователем в Федеральный и территориальные фонды и лишь затем – страховой медицинской организации.
Существуют два вида медицинского страхования: обязательное и добровольное. Для получения гражданином медицинской помощи по системе обязательного медицинского страхования необходимо заключения 3-х договоров:
договора обязательного медицинского страхования;
договора на организацию и финансирование медицинских услуг по медицинскому страхованию;
договора на оказание медицинской помощи.
Структура взаимоотношений и порядок расчетов зависит от того, кто является пациентом: При обязательном медицинском страховании работающего населения заключаются следующие договоры:
договор обязательного медицинского страхования между страхователем
и страховой медицинской организацией;
договор на организацию и финансирование медицинских услуг между страховой медицинской организацией и медицинским учреждением;
договор на оказание медицинской помощи между медицинским учреждением и гражданином (пациентом).
Права и обязанности субъектов обязательного медицинского страхования (ОМС) закреплены Типовыми правилами ОМС . Субъектами ОМС является застрахованный, страхователь, страховщик и медицинское учреждение.
Застрахованными по системе ОМС могут быть граждане РФ и лица без гражданства. Медицинское страхование иностранцев, которые временно находятся в России, осуществляется в порядке, установленном приказом МЗ РФ от 29 января 1999 г. № 27 "О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в РФ". Иностранцы, постоянно проживающие в России, имеют такие же права, как и граждане РФ, если междугородним договором не установлено иное.
Рассмотрим подробнее эти 3 договора.