В разделе доходы баланса финансовых ресурсов отражаются. О чем говорит ваш бухгалтерский баланс. Недостатки сводного баланса финансовых ресурсов
Баланс финансовых ресурсов представляет собой совокупность всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории.
Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проектов бюджета.
Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ. Он позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, определить источники финансирования мероприятий, определенных в прогнозе экономического и социального развития государства; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финансовые расчеты и скорректировать направления финансовой политики.
Примерная структура баланса финансовых ресурсов
Доходы, тыс.руб | Расходы, тыс.руб | ||
1. Прибыль | 1. Расходы предприятий, остающиеся в их распоряжении | 562,5 | |
2. Амортизационные отчисления | 2. Затраты на инвестиции | 47,2 | |
3. Налоговые доходы | 597,3 | 3. Дотации, субсидии | 25,3 |
4. Неналоговые доходы | 32,2 | 4. Расходы на социально-культурные мероприятия из бюджета и внебюджет-ных фондов | 518,1 |
5. Отчисления во внебюджетные фонды | 253,4 | 5. Расходы на научно-исследовательские работы | 11,5 |
6. Средства бюджетных целевых фондов | 6. Расходы на счет других целевых фондов | ||
Итого доходов | 1597,9 | 7. Расходы на оборону | 101,8 |
8. Расходы на содержание право- охранительных органов | |||
9. Расходы на содержание органов власти и управления | |||
10. Расходы на внешнеэкономическую деятельность | 1,6 | ||
11. Обслуживание госдолга | 142,9 | ||
12. Прочие расходы | 133,2 | ||
Итого расходов | 1742,2 | ||
Превышение расходов над доходами – 144,3 |
Таким образом, финансовые ресурсы страны складываются из трех источников:
1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;
2) средства внебюджетных фондов, прежде всего внебюджетных социальных фондов;
3) ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль предприятий и амортизация).
Финансовые ресурсы используются для финансирования расходов, осуществляемых из бюджетной системы, внебюджетных фондов и собственных средств предприятий.
Составной частью баланса финансовых ресурсов является баланс денежных доходов и расходов населения. В балансе денежных доходов и расходов населения отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах.
Денежные доходы населения формируются из трех источников:
Заработная плата и надбавки к заработной плате, премии, средства на командировочные расходы, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем наемным работникам;
Доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях предприятий, операции с личным имуществом и доходы от кредитно-финансовых операций;
Социальные трансферты (государственные пенсии, пособия, стипендии и т.п.).
Расходы подразделяются на:
а) потребительские расходы;
б) налоги, другие обязательные платежи и добровольные взносы;
в) денежные накопления и сбережения.
Баланс денежных доходов и расходов населения используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне он разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и других финансовых органов.
Анализ пассивов позволяет выявить динамику отдельных источников финансовых ресурсов как по стоимости, так и по доле в общей структуре пассивов.
Данные для анализа финансовых ресурсов должны выглядеть следующим образом:
Показатели | На начало года | На конец года | Изменение за год | |||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
1. Собственные средства | 27370 | 74,8 | 33310 | 74,5 | +5940 | +21,7 |
1.1. Уставной капитал | 320 | 0,9 | 320 | 0,7 | — | — |
1.2. Добавочный капитал | 25110 | 68,6 | 29920 | 66,9 | +4810 | +19,1 |
1.3. Резервный капитал | 250 | 0,7 | 315 | 0,7 | +65 | +26 |
1.4. Нераспределенная прибыль | 500 | 1,4 | 1175 | 2,6 | +675 | +135 |
1.5. Доходы будущих периодов | 1190 | 3,2 | 1580 | 3,6 | +390 | +32,8 |
2. Заемные средства | 9230 | 25,2 | 11390 | 25,5 | +2160 | +23,4 |
2.1. Долгосрочные кредиты и займы | 1500 | 4,1 | 2400 | 5,4 | +900 | +60 |
2.2. Краткосрочные кредиты и займы | 2900 | 7,9 | 3880 | 8,7 | +980 | +33,8 |
2.3. Кредиторская задолженность | 4830 | 13,2 | 5110 | 11,4 | +280 | +5,8 |
Пассив | 36600 | 100 | 44700 | 100 | +8100 | +22,1 |
Для определения изменений структуры финансовых ресурсов в абсолютных значениях нужно найти разницу между результатами в конце и в начале периода.
Для расчета изменений в процентах найдите отношение полученной разницы к результатам на начало периода.
То есть, например, динамика роста финансовых ресурсов вычисляется следующим образом: 5940 / 27370 * 100% = 21,7%.
Помимо непосредственной оценки структуры финансовых ресурсов, такой анализ позволяет быстро произвести и некоторые дополнительные расчеты:
– Стоимость имущества увеличилась на 22,1%. Это произошло в результате роста финансовых ресурсов компании на 21,7%, а заемных - на 23,4%. Из-за того, что скорость увеличения заемных средств несколько выше, чем собственных, доля последних в общем объеме снизилась - впрочем, довольно незначительно, всего на 0,3%.
– Источники формирования финансовых ресурсов в этом году на 73,3% (5940 / 8100 * 100%) состоят из собственных средств и на 26,7% - из заемных.
– Объем заемных средств увеличился по всем позициям. При этом наиболее значительный рост произошел у долгосрочных займов, теперь их доля в общем объеме обязательств составляет 21,1% (2400 / 11 390 * 100%) - это на 4,8% больше, чем в начале года. Доля краткосрочных займов тоже увеличилась - на 2,7%; сейчас она равна 34,1%.
В приведенном примере основной источник заемных финансовых ресурсов - это кредиторская задолженность, так что нелишним будет изучить ее состав отдельно.
Стоит обратить внимание и на то, что кредиторская задолженность изменилась меньше, чем собственные финансовые ресурсы. В случае с предприятиями, занимающимися изготовлением или реализацией какой-либо продукции, такое соотношение может указывать на то, что увеличение собственных средств не связано с ростом или производства. Такие изменения в структуре финансовых ресурсов, впрочем, сами по себе не говорят ни об ухудшении, ни об улучшении ситуации - их значимость всецело зависит от целей финансовой деятельности компании.
Кроме изучения динамики, на основании пассива баланса можно сделать выводы и о устойчивости предприятия - для этого используется несколько коэффициентов, характеризующих структуру финансовых ресурсов.
Коэффициент капитализации показывает соотношение заемных и собственных финансовых ресурсов компании. Рассчитывается он следующим образом:
Коэффициент капитализации = Заемные средства / Собственные средства
Для компании из примера он равен 11390 / 33310 = 0,34, то есть на 1 рубль собственных средств приходится 0,34 заемных.
Такая величина коэффициента капитализации говорит о том, что основную долю капитала составляют собственные финансовые ресурсы. С одной стороны это указывает на высокую степень устойчивости, а с другой – на то, что компания может упускать значительную прибыль, отказываясь от займов.
Тем не менее, само по себе значение этого показателя не позволяет дать оценку финансовой эффективности предприятия, в данном случае нормативы сильно зависят от отрасли и этапа развития бизнеса.
Коэффициент финансовой независимости позволяет определить удельный вес собственного капитала в сумме всех источников финансовых ресурсов. Для его определения используется формула:
Коэффициент финансовой независимости = Собственные средства / Валюта баланса
Для компании из примера он имеет следующий вид: 33310 / 44700 = 0,75.
Максимальное значение этого коэффициента равно 1, а чем выше результат - тем больше устойчивость компании. Но, опять же, высокое значение может указывать на низкую эффективность использования финансовых ресурсов.
И, наконец, последний - коэффициент финансовой устойчивости . Он указывает на то, какую часть капитала составляют устойчивые источники формирования финансовых ресурсов - то есть, те, которые предприятие сможет использовать в течение длительного времени. Вычисление производится по следующей формуле:
Коэффициент финансовой устойчивости = (Собственные средства + Долгосрочные обязательства) / Валюта баланса
У компании из примера результат выходит таким: (33310 + 2400) / 44700 = 0,8.
Если значение находится в пределах 0,8 - 0,9, положение предприятия можно с уверенностью назвать устойчивым. Впрочем, дать оценку финансовой эффективности с помощью этого показателя нельзя - для этого необходимо отдельно рассмотреть отношение собственных средств к долгосрочным обязательствам.
Финансовые ресурсы: показатели финансовой деятельности
В число ключевых показателей финансовой деятельности входят следующие:
– Прибыль (убыток) на конец отчетного года – это сумма прибыли (убытка) от продажи основных средств, продукции, работ, услуг и чистых доходов от внереализационных операций. Выявляется на основе бухучета финансовых операций.
– Рентабельность – это отношение величины прибыли и издержек на производство и продукцию
– Оборотные средства
– Оборачиваемость оборотных средств – чем быстрее оборачиваемость, тем меньше разрыв по времени между затратами на производство и получением выручки и прибыли.
– Денежные поступления – деньги от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг.
– Кредиторская задолженность – долги поставщикам, подрядчикам, векселям, зарплате, бюджетным и внебюджетным платежам и т.д.
– Дебиторская задолженность – долги за проданные товары и услуги от покупателей, задолженность по операциям с бюджетом, подотчетными лицами и т.д.
– Просроченная задолженность – долги, не погашенные в назначенное время.
представляет собой прогноз формирования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хо-зяйствования в рамках конкретной административно-территориальной единицы страны, региона, муниципального образования. Назначением этого баланса являются обеспечение финансовыми ресурсами мероприятий, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития, формирование финансовых резервов.
Баланс финансовых ресурсов составляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и используется при составлении проекта бюджета. Показатели баланса финансовых ресурсов формируются на основе прогноза социально-экономического развития и отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год. Этот финансовый прогноз составляется на один календарный год.
Баланс финансовых ресурсов представляет собой свод всех доходов и расходов консолидированного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, прибыли и амортизационных отчислений субъектов хозяйствования на территории конкретной административно-территориальной единицы (страны, субъекта РФ, муниципального образования). Он охватывает находящиеся в распоряжении органов власти, организаций основные источники средств, направляемых на развитие производства (капитальные вложения) и осуществление социальных программ, и не включает денежные средства населения.
С точки зрения межбюджетных отношений эти балансы позволяют на этапе макроэкономического прогноза определить целесообразность тех или иных предложений и решений, принимаемых органами государственной власти в отношении финансовой обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.
Баланс построен по методу двойной записи - доходы и расходы, содержит два раздела, отражающих потоки финансовых ре-
сурсов: I раздел - Доходы, II раздел - Расходы. Таким образом, в балансе финансовых ресурсов осуществляется сопоставление доходов с расходами: превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса и требует указания источников его покрытия (направлений использования). Баланс фиксирует только годовые обороты ресурсов и не предназначен для отображения величин их остатков на начало и конец года, составляется в текущих ценах.
При расчете показателей раздела I баланса финансовых ресурсов учитываются показатели отчетного баланса, прогноза социально-экономического развития, изменения налогового и бюджетного законодательства, проведение мероприятий по реструктуризации задолженности прошлых лет по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, другие обстоятельства, которые могут повлиять на объем доходов субъектов хозяйствования и субъектов власти в прогнозируемом периоде. Кроме того, принимаются во внимание положения, связанные с проводимой государственной политикой в области межбюджетных отношений, в частности при разграничении и распределении доходов по уровням бюджетной системы, предоставлении финансовой помощи бюджетам других уровней.
Доходы баланса финансовых ресурсов, исчисленные на душу населения, определяют финансовую обеспеченность субъекта РФ, муниципального образования, которая может служить индикатором для оценки реальной потребности в дополнительных финансовых ресурсах, направляемых соответственно из федерального или регионального бюджета.
В разделе II баланса финансовых ресурсов отражаются расходы, прогноз которых осуществляется исходя из проектных расчетов доходных статей баланса с учетом необходимости снижения дефицита финансовых ресурсов. В расходной части баланса отражаются расходы, осуществляемые на территориях административно-территориальных единиц из всех финансовых источников. Структура бюджетных показателей расходов определяется в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации». При определении объема и направлений расходов принимается во внимание порядок, закрепляющий определенные обязательства (полномочия) за конкретным уровнем государственной власти или
местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
В базовых показателях для расчета расходов принимается ожидаемая оценка на соответствующий период, учитываются прогнозные показатели возможной инфляции и индексация заработной платы и материальных затрат.
Баланс финансовых ресурсов на федеральном уровне составляется в форме сводного финансового баланса. Его основные показатели рассчитываются с учетом необходимости реализации основных положений ежегодного Бюджетного послания Президента РФ. Состав статей сводного финансового баланса РФ приведен в табл. 4.2.
Таблица 4.2
Схема сводного финансового баланса Российской Федерации
Доходы Расходы
Прибыль
Амортизация
Налоговые доходы
Единый социальный налог
Неналоговые доходы
Средства целевых бюджетных фондов
Безвозмездные перечисления
Средства государственных внебюджетных фондов
Итого доходов
Превышение доходов над расходами Средства, остающиеся в распоряжении организаций
Затраты на государственные ин-вестиции
Фундаментальные исследования и содействие НТП
Расходы на социально-культурные мероприятия
Расходы на национальную обо-рону
Расходы на проведение военной реформы
Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства
Расходы на судебную власть
Расходы на содержание органов государственной власти и местное самоуправление
Расходы по международной дея-тельности
Обслуживание государственного и муниципального долга
Финансовая помощь бюджетам других уровней
Целевые бюджетные фонды
Прочие расходы
Всего расходов
Составление баланса финансовых ресурсов можно считать подготовительным этапом к адресному финансовому планированию, т.е. составлению проекта бюджета. Сбалансированность ба-ланса служит гарантией того, что в процессе бюджетного планирования будет обеспечена сбалансированность бюджета.
Субъекты хозяйствования самостоятельно решают вопрос о целесообразности составления финансовых прогнозов. В частности, некоммерческие организации их, как правило, не составляют, а коммерческие организации разрабатывают по форме, аналогичной форме их финансового плана. Такой подход позволяет обеспечить преемственность финансового планирования и финансового прогнозирования. Кроме того, коммерческие орга-низации могут составлять прогноз прибыли и убытков, прогноз движения денежных средств, прогноз активов и пассивов.
Можно сделать вывод, что финансовое прогнозирование, с одной стороны, предшествует финансовому планированию, а с другой - является его составной частью, так как разработка финансовых планов производится на основе показателей финансовых прогнозов.
Основным инструментом анализа движения всех создаваемых и располагаемых в регионе финансовых ресурсов служит сводный финансовый баланс, в котором отражается совокупность финансовых ресурсов, созданных и использованных на территории.
Сводный финансовый баланс предполагает сведение воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов предприятий и организаций, территориального бюджета, баланса денежных расходов и доходов населения и др., отражающих отдельные стороны распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории.
Основной задачей территориального сводного финансового баланса является определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулируемых и перераспределяемых через бюджетную систему, так и децентрализованных, т.е. ресурсов предприятий и организаций).
Сводный финансовый баланс строится на основе упоминаемого выше расширительного подхода к определению финансовых ресурсов региона, поэтому в балансе должны отражаться не только созданные в регионе финансовые ресурсы, но и ресурсы, созданные за пределами региона, и поступившие в данный регион по каналам распределения и перераспределения. Следовательно, в сводный финансовый баланс территории включаются финансы субъектов хозяйствования в регионе, средства бюджета и внебюджетных фондов, внешние поступления финансовых ресурсов и перечисления в федеральную систему.
Денежные средства населения, как правило, в балансе не отражаются, за исключением небольшой их части, изымаемой в виде подоходного налога, госпошлин, сборов. Однако их движение отражается в балансе доходов и расходов населения, которые вместе с созданными на территории финансовыми ресурсами характеризуют образованные финансовые ресурсы. Величина образованных финансовых ресурсов определяет все финансовые ресурсы, которыми располагает регион и которые могут быть использованы непосредственно на его территории.
Укрупненные статьи доходов и расходов финансового баланса на уровне субъектов Федерации могут быть представлены следующим образом.
Таблица 1. - Финансовый баланс региона
Источники доходов |
Направления расходов |
Доходы территории |
Расходы на территории |
1. Валовая прибыль |
1. Расходы бюджета на территории |
2. Косвенные налоги |
2. Расходы из прибыли и за счет амортизации |
3. Ресурсные платежи |
3. Расходы по программам за счет централизованных средств |
4. Прочие налоги и сборы |
4. Расходы целевых фондов |
5. Прочие расходы |
|
6. Отчисления в целевые социальные фонды |
Передано в федеральную финансовую систему |
7. Отчисления в целевые экономические фонды |
6. Отчисления в федеральный бюджет |
8. Доходы от приватизации и владения собственностью |
7. Отчисления в централизованные целевые фонды |
9. Доходы от внешнеэкономической деятельности |
|
10. Прочие доходы |
|
Привлеченные средства |
|
11. Долгосрочные кредиты банков в экономику |
|
12. Поступления из федеральной финансовой системы |
|
13. Иностранные инвестиции |
В доходной части финансового баланса отражаются собственные доходы региона: прибыль, амортизационные отчисления, подоходный налог с физических лиц, косвенные налоги, ресурсные платежи, отчисления в социальные внебюджетные фонды, прочие доходы; а также привлеченные в регион финнасовые ресурсы: субсидиии федерального бюджета и централизованных фондов, долгосрочные кредиты банков, внешние частные инвестиции, в том числе иностранные.
В расходной части баланса отражаются две группы расходов: расходы на территории и отчисления в в федеральную финансовую систему. Расходы на территории включают: затраты на капитальные вложения из централизованных источников, расходы на народное хозяйство, расходы предприятий за счет прибыли и амортизации, расходы на социально-культурные мероприятия из бюджета и внебюджетных фондов, расходы на содержание органов государственного управления и правопорядка и прочие расходы. Отчисления в федеральную резервную систему включают в себя отчисления в федеральный бюджет и отчисления в федеральную финансовую систему.
В отличии от бюджета, являющегося законодательным документом, региональный финансовый баланс служит аналитическим инструментом, составление которого позволяет:
сопоставить потребности территории и реальные возможности для их покрытия;
определить финансовую обеспеченность конкретной территории;
представить вклад территории в государственные ресурсы и вклад государственных ресурсов в развитие регионов;
выявить потенциал местного бюджета и внебюджетных фондов;
отслеживать процесс формирования, аккумулирования, распределения финансовых ресурсов, фиксируя узкие места.
Кроме того, баланс позволяет установить сумму финансовых ресурсов, оставляемых в распоряжении предприятий и организаций, направляемых в местный и вышестоящий бюджеты, а также средства, мобилизуемые из внешних для территории источников и в первую очередь из федерального бюджета.
Информационной базой составления финансового баланса являются статистические данные отчетов предприятий и организаций по итогам финансовой деятельности, отчеты по использованию местных бюджетов, данных налоговых инспекций, отчеты по формированию и использованию внебюджетных фондов, данные таможенных управлений и другая информация.
Сводный финансовый баланс -- это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.
В нашей стране сводные финансовые балансы на общегосударственном уровне стали составляться в 30-х годах. Большой вклад в теорию и методологию составления таких балансов внесли Н.М. Валуйский, В.А. Галанов, А.М. Ляндо, Н.С. Марголин, B.C. Павлов, В.Г. Пансков, Г.Я. Шахова.
Составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки адресного финансового плана, т. е. бюджета. Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; произвести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.
Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономики РФ с участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей. Схему основных показателей сводного финансового баланса, составляемого на общегосударственном уровне, иллюстрирует таблица 1.
Таблица 1 Структура сводного финансового баланса (общегосударственный уровень)
Итого доходов |
Всего расходов |
Территориальное сводное финансовое планирование. Если сводное финансовое планирование на общегосударственном уровне базируется на разработанной в нашей стране методологии и многолетнем опыте, то составление сводного финансового баланса территорий началось сравнительно недавно. Хотя первые попытки подготовки сводных финансовых балансов в союзных республиках СССР были сделаны еще в 30-х годах, разрабатываемые в них финансовые балансы охватили лишь финансовые ресурсы, создаваемые и используемые в хозяйстве, подведомственном республиканским исполнительным органам власти.
Вопрос о разработке сводного финансового баланса, отражающего движение всех финансовых ресурсов на территории, стал ставиться экономистами лишь в 70-е годы. Существенный вклад в создание методологии разработки сводных финансовых балансов союзных республик внесли И.А. Аветисян, O.Д. Василик, Т.Т. Тулебаев.
Еще сложнее обстояло дело с разработкой сводного финансового баланса на областном, городском, районном уровнях. Только в середине 70-х годов в НИФИ Минфина СССР Г. Б. Поляк приступил к разработке методических основ составления такого баланса. Подготовленные им впервые в нашей стране Методические рекомендации по составлению сводного финансового баланса города прошли экспериментальную апробацию в отдельных городах и послужили основой составления таких балансов для областного и районного уровня. В середине 80-х годов такие балансы стали составляться во всех автономных республиках, краях, областях и крупных городах СССР.
Необходимость разработки территориальных сводных финансовых балансов обусловлена рядом факторов:
- 1) разработкой программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальному развитию;
- 2) значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе сводного финансового баланса;
- 3) необходимостью сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы;
Основная задача территориального сводного финансового баланса -- определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т. е. ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов).
Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.
Информационной базой при разработке сводного финансового баланса региона являются: данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, функциональных подразделений территориальных органов власти, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.
Сводный финансовый баланс на территориальном уровне имеет следующий состав показателей (приложение 1).
Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:
- * достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории;
- * точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой;
- * сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;
- * повысить качество бюджетного планирования;
- * скоординировать использование финансовых ресурсов как территориальных органов, так и предприятий, расположенных в регионе;
- * концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретных период направлениях экономического и социального развития территории;
- * изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;
- * наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе;
- * осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;
- * активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;
- * добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.
Координация и концентрация средств в регионе, повышение эффективности их использования положительно отражаются на финансовом планировании, содействуют уменьшению потребности в финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета.