Политическая перестройка в сфере экономики. Политика перестройки в сфере экономики план-конспект урока по истории (11 класс) на тему. Изменения в экономике и внутренней жизни
С середины (70-х гг. – теневая экономика проникла во все сферы экономической жизни; в 1980 г. ЦК КПСС принял, меры, направленныенаборьбу с коррупцией, и в 1981–с 1982 гг. прошли несколько громких. Судебных процессов. Одновременно были сделаны попытки укрепите трудовую дисциплину и повысить производительность труда.
Радикальная реформа проходила под лозунгами: «гласность», «ускорение», «перестройка». Начавшееся движение было призвано реформировать существующую систему, но привело, к ее разрушению (это напоминало реформы середины XIX в.). Реформы вышли из-под контроляих инициаторов. «Гласность», открывшая доступ к ранее закрытой информации и породившая плюрализм рецептов социальной и национальной реконструкции, дала результаты уже к середине 1986 г.
В июле 1988 г» на XIX партийной конференции было заявлено, что «гласность не должна наносить ущерба интересам государства, общества и правам человека». Но гласность привела к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок. Критика сталинизма инспирировала критику порожденнойим «административно-командной системы управления», социализма как системы в целом.
С 1986 г. началось ограничение роли цензуры; в организациях либеральной и творческой интеллигенции (Союз кинематографистов. Союз театральных деятелей, Союз писателей и др.), в прессе и органах печати стали разворачиваться острые идеологические дискуссии по политическим вопросам. Быстро происходило размежевание общества на демократов, национал-патриотов и коммунистов.
В республиках СССР нарастала национальная напряженность. Выдвигались требования о признании государственного статуса национальных языков, возвращении на историческую родину депортированных народов, выводе российских войск с территорий республик. С 1988 г. началась череда межнациональных вооруженных столкновений.
Возникли проблемы и в сфере экономики. Сокращались показатели прироста промышленности и сельскохозяйственного производства, с 1991 г. быстро нарастали инфляционные тенденции; реформы предполагали расширить права предприятий и трудовых коллективов, шире развернуть частную предпринимательскую инициативу.
В июне 1987 г. принят Закон «О государственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989 г.), предусматривавший новые начала хозрасчета и самофинансирования. Предприятия получали право самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать, прямые, горизонтальные связи с другими предприятиями, действовать на основе контрактов, заказов, экономических нормативов. Централизованные инвестиции и директивы плановых органов существенно сокращали свою сферу действия. На практике государственные монополии (госзаказ, ценообразование, снабжение, налогообложение находились в ведении центральных органов) Ограничивали область коммерческой деятельности предприятий. Система субсидии, получаемых предприятиями в централизованном порядке; значительный дефицит и «теневая экономика» также не позволяли наладить новую систему ценообразования. Становление рынка проходило с огромными трудностями.
В ноябре 1986г. и мая 1988г. закон легализовал частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных и сервисных областей. Быстро стали развиваться кооперативный сектор экономики и индивидуальная трудовая деятельность. Вместе с тем в легализованном частном секторе происходила «отмывка» капиталов, «сколоченных» в сфере «теневой экономики».
Сложились четыре уровня цен (государственные, договорные, кооперативные, «черного рынка»), что также вело к усложнению экономической ситуации. Развитие частного предпринимательства наталкивалось на организационные, финансовые, идеологические и психологические (неприятие) препятствия. Формирующаяся рыночная экономика в значительной степени стала носить спекулятивный характер, ориентируясь в своей работе на сиюминутную выгоду.
Расширение сферы частной инициативы в аграрном секторе началось в1988 г., когда введение, арендных договоров на землю (на срок до 50 лет) заложило основу для формирования фермерства. В новом Положении о колхозах (1988 г.) предусматривалось установление размеров приусадебного участка и поголовья скота в личном хозяйстве на основе решений коллектива каждого колхоза.
Однако арендное, движение так и не получило широкого развития. Даже признанное право свободно приобретать землю при отсутствии развитой инфраструктуры и сельхозтехники у крестьян не изменило положения. Контроль местных властей за колхозами (выделение и определение размеров приусадебных участков, заключение договоров аренды и т.п.) также не способствовал быстрому росту фермерских хозяйств.
Курс «социалистического реформизма» в КПСС был взят в самом начале перестроечного движения: из Политбюро удалялись консервативно настроенные лидеры, и руководящий орган пополнялся новыми людьми. Смена составов происходила на каждом новом этапе перестройки. Обновлялись все руководящие партийные структуры.
Для эффективности преобразований было признано необходимым полностью восстановить роль Советов как «органов социалистической власти», роль, которую присвоили себе партийные органы. При этом руководящая роль партии должна сохраняться. Для легитимации этой роли были предприняты разные политические и организационные меры: альтернативные выборы и тайное голосование при выборах ответственных партийных работников.
КЛАСС: 11 УРОК № 54 ДАТА:
ТЕМА: «Политика Перестройкив сфере экономики»
Цели урока: сформировать понятие «Перестройка» и оценить ее роль и место в истории СССР, Российской Федерации.
Задачи:
Выяснить причины Перестройки, выделить цели и задачи политики в сфере экономики; получить представление об отношении к социально-экономическим процессам в обществе и его итогах
Способствовать формированию навыков работы в малых группах; развивать навыки самостоятельной работы; формировать ключевые компетентности: информационные, коммуникативные, разрешение проблем
Учиться решать нестандартные задачи; оценивать периоды истории страны с общегражданских позиций и своих взглядов
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация по теме урока, мультимедиа, дополнительный материал (Приложени1 и 2).
Ход урока:
Входной контроль. Проверить готовность учащихся к восприятию модуля.Задание:1. Сформулировать краткую характеристику деятельности Ю.В. Андропова на посту руководителя КПСС и Советского государства(ожидаемый ответ: попытка реанимации агонизирующей общественной системы при помощи чрезвычайных административных мер-серьёзные кадровые перестановки, введение мер по укреплению трудовой, плановой и государственной дисциплины,-и борьба с коррупцией)2. Что такое «нефтедоллары»? Какую роль и когда они стали играть в экономике СССР?
Задания:
А) определить тему урока и поставить его цель
Б) назвать человека, которому посвящен сюжет
Организация диалога школьников, с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний
Изучение надо начинать с осознания цели
Слайд-1-3 с плакатами периода Перестройки
Слайд-4 тема урока
Слайд-5 с портретом М.С. Горбачева
3.Формирование новых знаний
Учитель подчеркивает, что необходимость кардинальных реформ была обусловлена историческим ходом событий начиная с 60-х гг. Работа с источником и учебником с целью выяснения причин Перестройки
( Приложение1 )
Задание : Найти 3 причины, по которым начинается Перестройка.
Проверка и обсуждение ответов.
Учитель-выделяет этапы в деятельности М.С. Горбачева. Объясняет, что означал курс на ускорение, его цели и задачи
Учащиеся-конспект урока,
Работа с текстом учебника.
Задание: Объясните опираясь на материал § 39:
1. В чем причина неэффективности политики ускорения;
2. Порассуждайте, чем объясняется тот факт, что власти попытались скрыть последствия взрыва на АЭС, несмотря на серьезную опасность радиоактивного заражения.
Учащиеся знакомятся с таблицей «Этапы реформы экономики в СССР (1985-1991 гг.). (Приложение 2 )
Задание : прочитать текст учебника, выписать итоги реформ (кратко), выступить с сообщениями об экономических реформах и их итогах.
Вопросы обучающимся:
1. Перечислите экономические реформы, их задачи и методы осуществления
2.Установите, в чем состоял основной просчет в процессе проведения экономических реформ
Завершение этапа групповой работы. Используя полученные знания учащиеся выводят определение Перестройки.
Задание : Порассуждайте, что заставило пересмотреть концепцию «ускорения» и перейти к преобразованиям в экономике и политике.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Работа с текстом документа «Перестройка в СССР (1985-1991 ГГ.) из книги М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира».
Работа в группах
Слайд-6 «Причины Перестройки».
Слайд-7 «Этапы в деятельности М.С. Горбачева»
§ 39 с.370-372 с/р
Работа с классом
§ 39 с.373-377. Работа в группах
Слайд 8.«Перестройка-это»
Работа склассом
4.Самостоятельная проверка понимания нового материала
1 . Отметьте правильный ответ :
Перестройка-это:
А) политика, направленная на сосредоточение всех ресурсов в руках государства
Б) политика, направленная на выход из кризиса и соглашение с крестьянством
В) процесс реформирования тоталитарной системы в СССР
Д) процесс разрушения экономической структуры общества
2. Что является лишним в ряду?
Экономические преобразования в СССР в 1985-1989 гг.:
А) перевод предприятий на самоокупаемость и хозрасчет;
Б) развитие кооперации;
В) разрешение индивидуальной трудовой деятельности;
Г) широкая приватизация государственной собственности.
Индивидуально
Слайд 9 самостоятельная проверка в парах
5.Закрепление.
Вопросы на закрепление знаний:
Какую цель поставили в самом начале урока?
Назовите причины политики Перестройки.
Дайте определение политики Перестройки.
В чем состоял основной просчет в процессе проведения экономических реформ?
Сделайте общий вывод по изученной теме.
Работа с классом
Слайд 10 вопросы на закрепление
Слайд11
6.Рефлексия.
Информация о домашнем задании
1. Как я усвоил материал:
Получил глубокие знания-10 б.
Усвоил материал частично-7 б.
Мало что понял и запомнил-5 б.
2. Каковы были основные трудности, как вы их преодолели?3. Замечания и предложения на будущее.
Д/з: § 39, составить тезисы ответа по теме «Сущность Перестройки»
Самоанализ. Индивидуально.
Приложение 1.
«Перестройка в СССР (1985-1991 ГГ.)» из книги М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира».( Дается краткое изложение ее основных положений)
«В начале 1980-х гг. СССР столкнулся с целой группой кризисов.
Это кризис сверхдержавы, усугубившийся безвыходным положением в Афганистане.
Назрел кризис государственного социализма, то есть государственно-монополистического индустриального общества. Система социально-экономических отношений, основанная на массовом стандартизированном производстве, лишении работника инициативы, бюрократическом управлении всеми экономическими процессами, уже не могла обеспечить дальнейшего роста эффективности производства, выпуска продукции, которая требовалась для нужд обороны и для удовлетворения растущих потребностей населения. Из-за возникшего тотального дефицита товаров народного потребления постоянно росло недовольство условиями жизни. Поскольку информацию об уровне жизни в других странах с развитием современных технологий и коммуникаций скрывать уже было нельзя, то разрыв в уровне жизни в СССР и странах Запада был очевиден. Обострился кризис сельского хозяйства. За продуктами (уже не только дефицитными) стали выстраиваться километровые очереди. Если Москва и Ленинград снабжались продуктами питания относительно удовлетворительно, то в провинции не хватало самых необходимых продуктов: молока, масла, даже хлеба(мяса в местных магазинах не было постоянно). В Москву за продуктами отправлялись жители близлежащих городов, а со временем встолицу отовариваться стали приезжать издалека.
Кризис авторитарной политической системы. Люди уже не хотели мириться с ролью бессловесных объектов управления. Всеобщее возмущение вызывали номенклатурные привилегии, неэффективность работы бюрократического аппарата, произвол и безответственность чиновников, коррупция».
Приложение 2.
«Этапы реформы экономики в СССР (1985-1991 гг»
Экономическая реформа:
Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования
Госзаказ
Отказ от монополии внешней торговли
Сокращение числа отраслевых министерств
Признание равноправия новых форм хозяйства на селе(арендных кооперативов, фермерских хозяйств) с колхозами и совхозами
1988
Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности, «О кооперации»: начало развития сферы частной инициативы
1990
«О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике»:
Демонополизация
Децентрализация
Разгосударствление
1990
«Программа 500 дней»:
Приватизация
Переход к рынку
Ограничение власти центра
Итоги экономических реформ:
Название предмета История
Класс 11
УМК Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т. Петров Ю.А. «История России. XX – начало XXI века». Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.- 10-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.
Уровень обучения базовый
Тема урока Политика перестройки в сфере экономики
Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1
Место урока в системе уроков по теме Урок № 52 в разделе 8 – «Перестройка и распад советского общества».
Цель урока: с формировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР.
Задачи урока
Образовательные: охарактеризовать проблемы экономики начала 80-х гг., выяснить основные этапы экономического реформирования в СССР с 1985 по 1991 гг., определить причины неудач в реформирования в эти годы.
Воспитательная: способствовать формированию у учащихся понятия, о том, что любое дело необходимо доводить до конца и осознания ими ответственности за принятые решения.
Развивающие: развивать свои исследовательские умения, у меть доказывать свою точку зрения и выслушивать альтернативную, выделять главное и систематизировать выделенное, составляя схему в тетради; уметь дать оценку этим событиям и их итогам.
Отработать навык работы документами и таблицей как с историческим источником.
Планируемые результаты
Знать - причины трудностей в экономике СССР и обострения социальных проблем;
- причины неудач в реформировании экономики;
- причины и последствия роста забастовочного движения;
- определения понятий: «перестройка», ускорение, государственная приемка, рыночная экономика, кооператив, фермерское хозяйство, арендный и бригадный подряд.
Уметь - составлять характеристику (исторический портрет) М. С. Горбачева (используя учебник и дополнительную информацию)
- высказывать и аргументировать свое суждение;
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- определять собственную позицию по отношению к перестройке;
- собирать и анализировать воспоминания членов семьи, людей старшего поколения о жизни в годы «перестройки»; представлять их в виде устной или письменной презентации
Техническое обеспечение урока Учебники, рабочие листы, презентация, видео сюжеты, таблица
Тип урока Изучение и первичное закрепление новых знаний
Вид урока урок-исследование
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока
- Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т.. «Методические рекомендации по использованию учебников: Н.В. Загладин «Всемирная история. XX век» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях и Программа курса»
- Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. «Тестовые задания по истории России. 11 класс», М.: Русское слово, 2015.
- Козленко С.И.. «Методические рекомендации по использованию учебников: Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров, «История Отечества. XX - начало XXI века» (11 класс) М.: Русское слово, 2011.
- Колосков А. Г. История России. 20 век. Дидактические материалы. М. Дрофа. 2000год.
- Маркин С.А. История. ЕГЭ. Картографический тренинг, Ростов н Дону «Феникс» 2016., 159с
- Пазин Р.В. История. 10-11кл. Тематические задания высокого уровня сложности ЕГЭ. Ч.2Ростов на Дону «Легион», 2014 -320с
- Симонова, Е.В. Тесты по истории России: 11 класс: к учебнику Н.В. Загладина, С.И. Козленко, С.Т. Минакова, Ю.А. Петрова «История России. XX - начало XXI века. 11 класс» / Е.В. Симонова. - М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку | Готовность к уроку |
| В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Михаил Сергеевич Горбачев. Он унаследовал страну с огромным комплексом внутриполитических и внешнеполитических проблем. Ключевым звеном Горбачеву представлялась проблема темпов экономического роста. Перестройка началась в обстановке всеобщей эйфории, ожидания быстрых перемен во всех сферах жизни. Завершилась же она гибелью огромного евразийского государства. Возникает вопрос: а надо ли было затевать столь рискованный социальный эксперимент? Был ли он объективно необходимым, предопределен предшествующим развитием? | Формулируют: тему урока «Политика перестройки в сфере экономики” Цель урока: Сформировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР |
| Назовите проблемы нашего общества начала 80-х гг. и ответьте на поставленные вопросы. |
Выполнение задания. |
IV. Изложение новой темы 1. Начало перестройки | Просмотр видеосюжета «Горбачев» Что можете сказать о М.С. Горбачеве по этому сюжету? | Первые же выступления нового лидера привлекли к нему симпатии общественности. Он откровенно говорил о проблемах, не уходил от острых вопросов, открыт для общения с рядовыми гражданами. |
2. По пути экономических реформ | Проанализировать этапы перестройки по плану а) Хронология б) Цели, В) Мероприятия, Г) Сопутствующие факторы д) Итоги Дать оценку. Каковы были альтернативы каждого этапа 1 группа характеризует 1 этап Ускорение? Реформы? 2 группа характеризует 2 этап План? Рынок? 3 группа характеризует 3 этап Какой рынок? Социалистический? Нормальный? | Класс делится на 3 группы Результаты 1 группы Слайд № 7 I этап реформы . Хронология: апрель1985 – первая половина 1987г. Цели: ускорение научно-технического прогресса. Мероприятия: 1) шире использовать «скрытые резервы»; 2) укрепить трудовую дисциплину; 3) развивать социалистическое соревнование; 4) госприемка; 5) антиалкогольная кампания. Итоги: 1) бюджет потерял 10млрд. руб. за счет сокращения продажи спиртного; 2) рост управленческого аппарата на предприятиях 3) авария в Чернобыле. Вывод: Необходима смена кадров управления экономикой, разработка новой стратегии экономического развития. Результаты 2 группы Слайд № 10 II этап реформ Хронология: вторая половина 1987 – первая половина 1989г. Цели: Либерализация государственной экономики. Мероприятия: 1) расширение самостоятельности предприятий (хозрасчет,самофинансирование) 2) разрешение индивидуальной трудовой деятельности; 3) аренда земли; 4) самостоятельность местных рынков; 5) конверсия. Итоги: 1) начало товарного голода; 2) появление инфляции; 3) социальная напряженность; 4) рост денег на сберкнижках, не обеспеченных товарами. Результаты 3 группы Слайд 12 III этап реформ Хронология : вторая половина 1989 - первая половина 1991гг. Цель : поиски пути перехода к регулируемому рынку Программа «500 дней» Шаталина –Явлинского Быстрый, решительный переход к рынку; Передача в частные руки торговых и промышленных предприятий. Правительственная программа Павлова: Отказ от программы «500 дней»; Обмен 50-100-рублевых купюр; Итоги: 1) начало абсолютного спада промышленного производства 2) в 1990 году национальный доход сократился на 4% 3) бюджетный дефицит составлял 200 млрд. рублей 4) введение «визитных карточек покупателя» |
V. Первичное применение новых знаний | Работа с документом Рабочий лист № 1 1. В чем вы видите традиционализм первых попыток ускорения социально-экономического развития страны, предпринятых в 1985 г.? Почему нельзя было обеспечить на этом пути реального ускорения? 3. Чем вы можете объяснить решение властей о переходе экономики страны к рынку? Что вам известно о разногласиях по этому вопросу в руководстве партии? 4. Какую цель преследовало руководство КПСС, объявляя результатом своей экономической политики переход к рыночным отношениям: смену модели общественного развития, снятие социальной напряженности, возникшей из-за ухудшения ситуации на потребительском рынке, или что-то иное? | Примерные ответы учащихся 1. Ускорение научно-технического прогресса, активизация "человеческого фактора", техническое перевооружение машиностроения. Но одни призывы не могли исправить положение в экономике, нужны были экономические реформы. 2. Неэффективность работы аппарата управления. Выходы: переход рыночной экономики, демократизация управления. 3. Переложить все управление предприятиями на плечи самих предприятий по средствам приватизации 4. Улучшение жизни людей, обеспечить полное раскрепощение их инициативы и деловой активности. Консерваторы были против перехода. |
VI. Первичное закрепление | Задание 2. Проанализируйте представленные данные и ответьте на вопросы. Приложение № 3 1. Чем вы можете объяснить резкое увеличение фонда заработной платы рабочих и служащих в 1985 - 1991 гг.? 2. Каковы, на ваш взгляд, причины неуклонного снижения объемов производства важнейших продуктов питания в 1989 - 1991 гг.? 3. По каким причинам, с вашей точки зрения, неудовлетворенный спрос населения на товары и услуги достиг таких астрономических размеров? | 1. Резкое увеличение цен (инфляция). 2. Реформирование сельского хозяйства носило половинчатый характер. Ни одна из реформ не дала положительных результатов. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве. 3. С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности, так как реформы проводились непоследовательно и вели к усугублению экономического кризиса. |
VII. Подведение итогов урока | В чем вы видите причины неудач 1985-1990 гг.? | 1. Экономическая политика непоследовательна и половинчатая 2. Многие правильные законы, принятые «наверху» саботировались бюрократами 3. Не проработали вопросы реформирования кредитной и ценовой политики 4. Механизм и сроки реализации мероприятий были намечены приблизительно и неконкретно 5. Психологическая неподготовленность большинства руководителей к переходу к рынку |
VIII. Инструктаж домашнего задания | §39, 1 группе. Сравнить политику Ю.В. Андропова и М.С. Горбачева 2 группе. Сравнить политику Н.С. Хрущева и М.С. Горбачева | Распределяют задания по группам Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Презентацию на тему "Политика перестройки в сфере экономики" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: История. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 12 слайд(ов). Слайды презентацииСлайд 1 Политика перестройки в сфере экономики Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ «Февральская СОШ № 1», 2010г. www.savkanv.ru Слайд 2 В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Михаил Сергеевич Горбачев, председателем Совета Министров СССР – Н.И. Рыжков. Горбачев унаследовал страну с огромным комплексом внутриполитических и внешнеполитических проблем. Ключевым звеном Горбачеву представлялась проблема темпов экономического роста. В первое послевоенное десятилетие экономический рост Советского Союза составлял примерно 10% в год. Во второе десятилетие он сократился до 7%, но все же это был внушительный среди индустриальных стран рост. М. С. Горбачев Ситуация стала кризисной к 1980-м гг., когда Горбачеву принесли разметку на очередную пятилетку, там предусматривался рост в 2,8% в год. Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ № 1", 2010г. Слайд 3 Первый этап реформ (1985г.) Стратегия ускорения Горбачев положил в основу политики идею ускорения развития, т. е. повышение темпов экономического роста. За 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в 2 раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3-2,5 раза. Руководство страны обещало также проводить социальную политику, основанную на принципах социальной справедливости. Было выделено две приоритетные проблемы - продовольственная и жилищная - и определены сроки их разрешения. Продовольственную проблему предполагалось решить к 1990 г., жилищную по принципу «каждой семье благоустроенную отдельную квартиру» - к концу XX в. Слайд 4 Взяв курс на ускорение социально-экономического развития, пообещав народу круто повернуть экономику «лицом к человеку», новое руководство СССР разработало план двенадцатой пятилетки (1986-1990) по аналогии с довоенными пятилетками - с обширной строительной программой, как план «второй индустриализации». План был одобрен XXVII съездом КПСС и после утверждения Верховным Советом СССР стал законом. Главное внимание в плане было уделено тяжелой промышленности. Роль ключевого звена реконструкции народного хозяйства отводилась машиностроению. Перейти от производства отдельных станков к производственным комплексам и промышленным роботам, внедрить новый класс машин в народное хозяйство, придав ему ускорение, - такова была «генеральная линия». Реализация этой линии требовала больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. Предполагалось использовать следующие резервы: 1) полностью загрузить действующие мощности, повсеместно переведя их на многосменную форму работы; 2) укрепить трудовую дисциплину, равняясь на опыт передовиков; 3) силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Наконец, предлагалось повысить качество продукции. Слайд 5 Провал политики ускорения и ухудшение экономической ситуации Стр. 370-371 – выписать причины провала политики ускорения. Слайд 6 Второй этап реформ. Перестройка Таким образом, уже в 1987 г. возникла угроза срыва курса на ускорение. Поэтому было решено перейти к перестройке экономической системы как главному средству достижения ускорения. Эта перестройка в 1987-1988 гг. была частичным возвратом к принципам экономической реформы 1965 г. Слайд 7 Второй этап реформ (1987г.) пе ре строй ка Повышение экономической самостоятель- ности государ- ственных предприятий (перевод на хозрасчет и са- окупаемость) Создание кооперати-вов и раз-решение индивид. трудовой деятельно-сти Создание фермерских хозяйств (1989г.) Лишение райкомов и обкомов КПСС хозяйствен-ных функций Привлечение иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий Слайд 8 Предприятия получили право внешнеэкономических связей, в том числе создания совместных предприятий и свободной продажи части своей продукции на внешнем рынке. Государство, таким образом, ослабило монополию на внешнюю торговлю, введенную в нашей стране в 1918 г. В то же время большинство производимой продукции, а в иных случаях всю ее государство включало в госзаказ, выводило из свободной продажи, что лишало предприятия свободы самофинансирования. Но было обещано госзаказ постепенно сокращать, включая предприятия в хозрасчетные отношения. Трудовые коллективы получили право (в 1990 г. ликвидированное) выбора руководителей всех рангов и рабочего контроля деятельности администрации. На рубеже 1989-1990 гг. стало очевидным, что необходим переход к рынку во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности). Однако государство не торопилось отказываться от монополии на управление экономикой. Слайд 9 Л. Абалкин В основе концепции «регулируемого рынка» лежала программа «арендизации экономики» (главный разработчик - академик Л. Абалкин), которую предстояло начать реализовывать с 1991 до 1995 г. Не осознавая полностью масштабов кризиса экономики СССР, разработчики этой программы не понимали, что внедрение любых экономических реформ должно идти гораздо быстрее, а не растягиваться на годы. Г. Явлинский Комиссия Шаталина - Явлинского подготовила общесоюзную «Программу 500 дней». Было решено на основе программ Абалкина и Шаталина - Явлинского выработать единый компромиссный вариант, хотя эти программы были концептуально несовместимы. В итоге, поскольку «Программа 500 дней» предусматривала лишение государства монополии на экономическую власть, она была отклонена. Слайд 10 К лету 1991 г. было принято более 100 законов, постановлений, указов по экономическим вопросам, но большинство из них не работало из-за противодействия со стороны республиканских органов власти, отстаивавших свой суверенитет. Если в 1986-1988 гг. национальный доход медленно, но рос, то с 1989 г. началось его падение. Реальные доходы населения стали сокращаться. В стране усилился дефицит всех товаров. Цены на них росли. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок. В декабре 1990 г., констатируя обвал экономики и «срыв перестройки», глава правительства Н. И. Рыжков подал в отставку. Она совпала с реформой правительства. Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта
Урок ___ ПОЛИТИКА ПЕРЕСТРОЙКИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ Общие цели: охарактеризовать политику перестройки. Вспомогательные цели: охарактеризовать политику, проводимую М. С. Горбачевым, в сравнении с политической деятельностью Ю. В. Андропова; раскрыть понятия «перестройка», «ускорение». Определить итоги перестройки и ускорения. Дополнительные цели: провести сравнительный анализ политики Ю. В. Андропова и М. С. Горбачева; выявить итоги перестройки и объяснить, почему они не принесли ожидаемого результата; установить факторы, действовавшие в разных сферах общества, которые препятствовали перестройке. Основные понятия и термины: перестройка, стратегия ускорения, реструктуризация экономики, конверсия, кризис потребления, кадровая революция. Важнейшие даты и события: 1985 г. - провозглашение курса на «ускорение социально-экономического развития». Июнь 1987 г. - принятие на Пленуме ЦК КПСС экономической реформы. 1990 г. - Программа «500 дней». Ход урока I . Изучение нового материала. Продолжение курса Ю. В. Андропова. По пути экономических реформ. 1. Продолжение курса Ю. В. Андропова. С целью организации знаний и на основе знаний основной кризис коммунистической идеологии и системы; инертность правящей бюрократии; нарастание социально-экономических и внешнеполитических трудностей; массовая неудовлетворенность своим положением; кризис системы потребления; кризис массового производства; кризис сельского хозяйства; стремление к переменам приобретает массовый характер; возникновение неформальных общественных течений, требовавших демократизации социализма. Выделить этапы в деятельности М. С. Горбачева: / этап - апрель 1985 г. - июнь 1987 г. - политика ускорения экономического и социального развития СССР; II этап -лето 1987 г. - 1990 г. Вопросы обучающимся: Попытайтесь объяснить, почему ни в руководстве страны, ни в обществе не сформировалось общего мнения о направлении реформ? В чем причина сложного выбора стратегии реформ в Дайте характеристику избранного курса на ускорение. Объясните, опираясь на материал § 39, в чем оказался неэффективен этот социально-экономический курс? В чем причина неэффективности политики ускорения? Порассуждайте, чем объясняется тот факт, что власти попытались скрыть последствия взрыва на АЭС в 130 км севернее Киева, несмотря на серьезную опасность радиоактивного заражения, а ведь в то время и шла речь о преобразованиях либерального характера. 2. По пути экономических реформ. Учитель делает определенные пояснения: Уже в 1986 г. стало очевидно, что ускорение не получает Обучающиеся знакомятся с таблицей «Этапы реформы экономики в СССР (1985-1991 гг.)». Закрепление изученного материала. (Тест) Домашнее задание: § 39. Знать новые понятия, термины, даты и события. Письменно выполнить задание вопроса № 3: «Составить тезисы ответа по теме "Сущность перестройки"». Подготовить сообщение: «Роль средств массовой информации в расширении процесса гласности». Следующая записьДепонирование зарплаты в программе 1с 8 |