Денежно кредитное регулирование центрального банка рф. Денежно-кредитное регулирование. Функции Центрального банка Российской Федерации
Согласно закону, Центральный банк разрабатывает и проводит во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единую государственную денежно-кредитную политику. При этом он задает основное направление экономической политики Правительства РФ и использует экономические рычаги для регулирования денежной массы в обращении и направления е в соответствующие сферы экономики О.Г. Семенюта Основы банковского дела - с. 72.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Центрального банка являются:
- - процентные ставки по операциям Банка России;
- - нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены боле чем на пять пунктов;
- - операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением поздне обратной сделки);
- - рефинансирование банков (кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей);
- - валютное регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);
- - установление ориентиров роста денежной массы;
- - прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций).
Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое Центральным банком, является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Оно нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы. В законах о Центральных банках особо подчеркивается их ответственность за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты.
Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь боле глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.
В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в частности, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:
- - политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;
- - политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.
Кредитная экспансия Центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.
Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России ежегодно не поздне 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не поздне 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России.
Государственная дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующе решение не поздне принятия Государственной думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики.
Денежно-кредитная политика осуществляется с помощью определенных методов и инструментов.
Методы денежно-кредитной политики - это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики - Центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики - воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.
Современная система методов денежно-кредитной политики столь же разнообразна, как и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.
Прямое и косвенное регулирование денежно-кредитной сферы.
В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболе быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.
Общие и селективные методы денежно-кредитного регулирования
Помимо деления методов денежно-кредитного регулирования на прямые и косвенные различают также общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка.
Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, Центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов. Подобные функции несвойственны Центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике Центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.
Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.
Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.
Поэтому Центральные банки стран с развитой рыночной экономикой практически отказались от прямых методов денежно-кредитной политики и прибегают к ним в исключительных случаях, когда необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического кризиса.
Практика формирования рыночной экономики и е развития доказали низкую эффективность прямых методов денежно-кредитной политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными.
Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана «чисто» денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.
Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на е объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.
В Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации» (ст. 35) определены основные инструменты денежно-кредитной политики:
- 1. Операции на открытом рынке.
- 2. Нормативы обязательных резервов депонируемых в ЦБ (резервные требования).
- 3. Процентные ставки по операциям Центрального Банка.
- 4. Рефинансирование кредитных организаций.
- 5. Валютные интервенции.
- 6. Установление ориентиров роста денежной массы.
- 7. Прямые количественные ограничения.
Косвенные экономические методы и инструментыденежно-кредитного регулирования подразделяются центральными банками исходя из двух основных признаков. При первой классификации в зависимости от сущности операции выделяются следующие группы.
1. Инструменты эмиссионной политики, определяющие объем денежного предложения, включают как инструменты денежной эмиссии, так и антиэмиссионного характера (по «стерилизации» денежной массы).
К основным эмиссионным инструментам центрального банка относятся:
Рефинансирование банков в целях регулирования текущей ликвидности банковской системы под залог ценных бумаг, а также их переучет в портфелях банков (как правило, векселя);
- покупка иностранной валюты для поддержания текущей ликвидности банков и воздействия на валютный курс;
Кредитование дефицита бюджета;
Участие в уставных фондах банков;
Финансирование банков в чрезвычайных ситуациях.
Центральными банками используются следующие антиэмиссионные инструменты:
Привлечение ресурсов банков в фонд обязательных резервов;
Продажа иностранной валюты;
Привлечение ресурсов банков в платные депозиты центрального банка;
Эмиссия краткосрочных ценных бумаг центрального банка и др.
2. Инструменты процентной политики, влияющие на стоимость предоставляемых банкам кредитных ресурсов, объем и структуру денежной массы, уровень ликвидности банков и др.Среди основных инструментов процентной политики центральных банков следует отметить:
Ставки рефинансирования, уровень которых учитывает динамику инфляции и направленность денежно-кредитной политики (на кредитную рестрикцию или экспансию) и является таким образом ориентиром для участников рынка;
Учетные ставки, используемые при осуществлении операций по переучету векселей юридических лиц (определяются исходя из базовой ставки рефинансирования);
Ставки по основным (стандартным) операциям центрального банка (в частности, по операциям регулирования ликвидности банков);
Ставки по нестандартным операциям (по льготным кредитам и др.).
3. Политика минимальных резервных требований, воздействующая на банковский и денежный мультипликаторы, уровень ликвидности.
В основу второй классификации методов и инструментов денежно-кредитного регулирования положена их группировка исходя из роли центрального банка (его инициативы) при проведении операций по поддержанию или изъятию ликвидности.
Операции на открытом рынке проводятся центральным банком по собственной инициативе и являются основными в части оперативного управления денежным рынком (стабилизация краткосрочных процентных ставок и ликвидности банков), а также краткосрочной и среднесрочной денежно-кредитной политики.
Данные операции могут проводиться в соответствии с предварительно объявленными торговыми сессиями (включая аукционы) или по усмотрению центрального банка. Выделяют следующие виды операций на открытом рынке:
Регулярные плановые операции, о проведении которых заранее объявляется (кредитный или депозитный аукцион);
Нерегулярные операции, осуществляемые при возникновении необходимости, например, неожиданных краткосрочных нарушениях экономического равновесия. При этом выделяют нерегулярные плановые операции (время проведения заранее неизвестно) и двусторонние операции (другие банки вообще не ставятся в известность).
По цели проведения операции на открытом рынке состоят из:
Корректирующих (защитных) операций по компенсированию краткосрочных нежелательных изменений в структуре банковских резервов;
Структурных операций, направленных на долговременное качественное воздействие на денежно-кредитную сферу.
Постоянные механизмы регулирования ликвидности банковской системы (постоянно доступные инструменты) используются банками без получения согласия центрального банка. При возникновении необходимости существует автоматический доступ банков к ликвидности центрального банка без согласия последнего или его инициативы. Таким образом данный метод денежно-кредитного регулирования применяется по инициативе банков при проведении соответствующих операций.
В свою очередь получение требуемого результата является критерием эффективности используемых центральным банком методов и инструментов денежно-кредитного регулирования.
Вопросы для самоконтроля
1. По каким признакам классифицируются цели денежно-кредитной политики?
2. Назовите иерархию монетарных целей.
3. Какие аспекты могут выступать в качестве тактических целей?
4. Охарактеризуйте этапы процесса формирования целей денежно-кредитной политики.
5. Виды денежно-кредитного регулирования, их характеристика.
6. Назовите основные преимущества и недостатки применения административных инструментов денежно-кредитного регулирования.
7. Классификация инструментов денежно-кредитного регулирования.
8. Какие инструменты денежно-кредитного регулирования, применяемые в Республике Беларусь, можно отнести к экономическим инструментам монетарного регулирования?
9. Какие изменения в политике минимальных резервных требований Национального банка Республики Беларусь отмечены в последнее время?
10. Назовите структуру операций на открытых рынках в Республике Беларусь.
11. Сущность политики валютных интервенций.
12. Инструменты интервенционистской политики.
13. Принципы осуществления валютных интервенций.
14. Сущность учетной политики центрального банка.
15. Зависимость выбора видов денежно-кредитного регулирования от приоритетов воздействия.
16. Характеристика используемых Национальным банком монетарных методов.
С помощью системы инструментов денежно-кредитной политики Банк России управляет однодневными процентными ставками, по которым банки совершают операции друг с другом на денежном рынке. Удерживая ставки денежного рынка в границах процентного коридора, Банк России стремится приблизить их к уровню ключевой ставки, определяющей направленность денежно-кредитной политики.
Обязательные резервные требования формируют у кредитных организаций потребность поддерживать определенные остатки средств на корреспондентских счетах в Банке России (определенный объем ликвидности). Далее Банк России либо путем предоставления дополнительной ликвидности либо абсорбирования избыточной ликвидности добивается соответствия фактических средств на корсчетах указанной потребности и, тем самым, создает условия для нахождения ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки.
Тип операций | Цель | Форма проведения | Срок | Частота проведения |
---|---|---|---|---|
Основные аукционы | Управление объемом ликвидности и уровнем ставок денежного рынка | Аукционы репо/депозитные аукционы | 1 неделя | еженедельно |
Ограничение диапазона колебаний ставок денежного рынка границами процентного коридора | Кредиты «овернайт»; валютный своп; ломбардные кредиты; репо; кредиты, обеспеченные нерыночными активами / депозитные операции | 1 день | ежедневно | |
Аукционы «тонкой настройки» | Предотвращение чрезмерных колебаний ставок денежного рынка внутри процентного коридора | Аукционы репо и валютный своп / депозитные аукционы | от 1 до 6 дней 1 | в отдельные дни |
Аукционы на длительные сроки | Улучшение условий проведения основных операций: | |||
абсорбирование среднесрочного избытка ликвидности | Аукционы по размещению облигаций Банка России | 3, 6, 12 месяцев | нерегулярно | |
удовлетворение среднесрочной потребности в ликвидности | Аукционы по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами | 3 месяца | ||
Операции постоянного действия на длительные сроки | Улучшение условий проведения основных операций, ограничение влияния структурного дефицита ликвидности на срочность пассивов кредитных организаций | Кредиты, обеспеченные нерыночными активами | от 2 до 549 дней | ежедневно |
1 Аукционы валютный своп «тонкой настройки» проводятся на срок от 1 до 2 дней одновременно с аукционами репо «тонкой настройки» на аналогичный срок.
Основным инструментом денежно-кредитной политики, который используется для приведения фактических остатков на корсчетах в соответствие с потребностью в ликвидности и управления уровнем процентных ставок денежного рынка, являются аукционы на срок 1 неделя . Данные операции проводятся Банком России один раз в неделю в форме аукционов по предоставлению ликвидности (аукционы репо) либо аукционов по изъятию ликвидности (депозитные аукционы). Банк России определяет направление основных операций, а также максимальный объем предоставления (изъятия) средств на основе прогноза ликвидности банковского сектора. В настоящее время наблюдается структурный профицит (избыток) ликвидности, поэтому Банк России абсорбирует избыточную ликвидность, используя в качестве основного инструмента депозитные аукционы.
Минимальная (максимальная) ставка, по которой банки могут подавать заявки на аукционах по предоставлению (изъятию) ликвидности на срок 1 неделя, является ключевой ставкой Банка России. При этом процентные ставки, по которым банки получают (размещают) средства, определяются по итогам аукциона.
Операции постоянного действия на срок 1 день применяются в целях ограничения колебаний ставок денежного рынка. В качестве инструмента постоянного действия по изъятию ликвидности выступают депозитные операции, в то время как для предоставления средств используется набор инструментов, разнообразных как по форме операций (обеспеченные кредиты, РЕПО, сделки своп), так и по видам обеспечения (облигации, иностранная валюта, кредитные требования к нефинансовым организациям).
В отличие от основных аукционов, проводимых в определенные дни по решению Банка России, который определяет максимальный объем предоставления (изъятия) средств, операции постоянного действия проводятся по обращению банков, могут быть использованы ими ежедневно, при этом поданные ими заявки удовлетворяются полностью. Объем предоставления (изъятия) средств по данным операциям ограничен только лимитами, связанными с управлением рисками Банка России.
Поскольку Банк России удовлетворяет потребность банковского сектора в привлечении (размещении) средств преимущественно с помощью аукционов, объемы операций постоянного действия на срок 1 день сравнительно невелики. Как правило, эти инструменты становятся востребованными в случае возникновения у отдельных банков краткосрочных дисбалансов, которые не могут быть устранены посредством совершения операций на межбанковском рынке.
Процентные ставки по операциям постоянного действия по предоставлению и изъятию ликвидности на срок 1 день являются фиксированными и формируют соответственно верхнюю и нижнюю границу коридора процентных ставок Банка России. Его границы симметричны относительно ключевой ставки и в случае ее изменения автоматически сдвигаются на аналогичную величину. Ширина процентного коридора задает допустимый диапазон колебаний ставок денежного рынка и в настоящее время составляет 2 процентных пункта.
В отдельные дни, когда спрос банковского сектора на ликвидность существенно отклоняется от ее предложения, Банк России может проводить аукционы «тонкой настройки» на сроки от 1 до 6 дней в целях предотвращения чрезмерных колебаний ставок денежного рынка внутри процентного коридора. Данные операции проводятся в форме аукционов репо на срок от 1 до 6 дней, аукционов репо и валютный своп по покупке долларов США и евро за рубли на срок от 1 до 2 дней либо депозитных аукционов на срок от 1 до 6 дней. Каждое утро Банк России обновляет оценку состояния ликвидности банковского сектора и в случае необходимости принимает решение и объявляет о проведении аукциона «тонкой настройки», а также о его сроке и максимальном объеме предоставления (изъятия) средств. Аукционы валютный своп «тонкой настройки» могут проводиться только в дополнение к аукциону репо «тонкой настройки». Решение о дополнении аукциона репо «тонкой настройки» сроком от 1 до 2 дней аукционом валютный своп «тонкой настройки» по покупке долларов США и евро за рубли на аналогичный срок принимается с учетом ситуации на денежном рынке, в том числе степени использования кредитными организациями рыночного обеспечения. Минимальная (максимальная) ставка по операциям «тонкой настройки» по предоставлению (изъятию) ликвидности равна ключевой ставке Банка России.
Помимо краткосрочных операций, система инструментов Банка России также включает операции по предоставлению или абсорбированию ликвидности на длительные сроки .
В условиях структурного профицита ликвидности Банк России только абсорбирует средства кредитных организаций на длительные сроки с помощью аукционов по размещению облигаций Банка России (ОБР). Облигации выпускаются на срок 3, 6, 12 месяцев, купонный период установлен равным 3 месяцам. Купонный доход начисляется за каждый день купонного периода по ключевой ставке, действующей в этот день. Выпуск ОБР позволяет Банку России абсорбировать среднесрочный избыток ликвидности и повысить воздействие основных операций на процентные ставки денежного рынка. Кроме того, в случае, если у кредитной организации потребность в дополнительной ликвидности возникнет раньше, чем наступит срок погашения облигаций, она имеет возможность продать эти облигации на вторичном рынке или использовать их в качестве обеспечения по операциям на денежном рынке и/или для привлечения рефинансирования у Банка России.
В условиях структурного дефицита Банк России может проводить аукционы по предоставлению кредитов под залог нерыночных активов на срок 3 месяца.
Более подробная информация об отдельных инструментах Банка России, а также об управлении ликвидностью банковского сектора представлена на сайте Банка России в следующих материалах.
1 . Методы денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
2. Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
1. Методы денежно-кредитной политики цб рф
Основными методами денежно-кредитной политики ЦБ РФ являются:
Административные методы. К ним относятся прямые ограничения и лимиты, такие как:
квотирование отдельных видов активных и пассивных операций;
введение лимитов на выдачу ссуд разных категорий;
ограничение на открытие различных филиалов и отделений;
лимитирование процентных ставок, тарифов за оказание различных видов услуг.
Экономические методы. К ним относятся мероприятия, использование которых не предполагает установление прямых запретов, например, такие:
налоговые;
нормативные (отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также другие виды отчислений).
Нормативные методы. К ним относятся:
коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала;
нормативы отчисления в фонды кредитных организаций.
2. Инструменты денежно-кредитной политики цб рф
Основными инструментами денежно-кредитной политики Банка России в соответствии со ст. 35 ФЗ «О Центральном банке (Банка России)» являются:
процентные ставки по операциям Банка России;
нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
операции на открытом рынке;
рефинансирование кредитных организаций;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения;
эмиссия облигаций от своего имени.
1. Процентные ставки по операциям. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.
Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. В зависимости от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, что влияет на удешевление или удорожание кредита.
Центральный банк регулирует уровень процентных ставок двояким образом:
через фиксацию ставок по предоставлению коммерческим банкам кредитов;
через контроль над ставками кредитных учреждений.
Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях регулирования денежной массы в обращении.
2. Нормативы обязательных резервов. Сущность этой политики заключается в установлении Центральным банком норм обязательных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от суммы их депозитов, которые хранятся на беспроцентном счете в Центральном банке.
Как инструмент денежной политики минимальные резервы выполняют двоякую роль: служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческим банкам.
Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
Механизм обязательных резервов используется как инструмент кредитной политики практически во всех развитых странах.
При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России.
3. Операции на открытом рынке - купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
Если Центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке коммерческим банкам, т-е остатки средств на корреспондентских счетах, открытых этими банками в Центральном банке, уменьшаются на величину купленных средств. Как следствие, сокращаются возможности коммерческих банков по предоставлению кредитов своим клиентам, что приводит к сокращению денежной массы в обращении.
Если Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, то он зачисляет соответствующие суммы на их корреспондентские счета. У коммерческих банков появляется возможность расширить свои операции по предоставлению кредитов.
Воздействие Центрального банка заключается в том, что, изменяя процентные ставки на открытом рынке, банк создает выгодные условия кредитным институтам по покупке или продаже государственных ценных бумаг для увеличения своей ликвидности.
Операции на открытом рынке - это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных возможностей банков, а также денежного рынка.
4. Рефинансирование кредитных организаций - кредитование Банком России кредитных организаций. В современных условиях рефинансирование используется как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам, что позволяет им свести до минимума запас ликвидных средств.
Кредиты рефинансирования различаются следующим образом:
по формам обеспечения (учетные и ломбардные);
по срокам использования (краткосрочные - на один или несколько дней; среднесрочные до 1 года).
Учетные кредиты - ссуды, предоставляемые Центральным банком коммерческим банкам под учет векселей до истечения их срока. Центральный банк предъявляет определенные требования к векселям, предоставляемым к учету. Это касается видов, сроков действия, наличия, характера поручительства и т. д.
Ломбардные кредиты - ссуды под залог депонированных в банке ценных бумаг. В качестве залога принимаются коммерческие и казначейские векселя, государственные облигации, т. е. те виды ценных бумаг, которые допускаются к учету в Центральном банке. Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардных кредитов.
Если заемщик не возвращает кредит, право собственности на ценные бумаги переходит к Центральному банку.
Ломбардные кредиты предоставляются на платной основе, сроком от 1 дня до 4 месяцев.
5. Валютные интервенции - купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Покупка иностранной валюты приводит к ее увеличению в национальной валюте, а продажа - к сокращению. Одновременно валютные интервенции оказывают определенное воздействие на курс национальной валюты по отношению к иностранной, поскольку происходит изменение рыночного спроса и предложения последней на валютном рынке.
Влияние валютной политики Центрального банка в форме проведения операций на валютном рынке проявляется в стимулировании либо экспорта, либо импорта капитала.
6. Прямые количественные ограничения - установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
Банк России вправе применять количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации
7. Установление ориентиров роста денежной массы - Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно- кредитной политики.
Определение оптимальных ориентиров роста денежной массы исходит из предпосылки, что она растет из года в год по мере увеличения валового внутреннего продукта, в этом случае ориентиры роста денежной массы устанавливаются в соответствии с прогнозируемым ростом объема производства с учетом предполагаемого увеличения цен.
8. Эмиссия облигаций от своего имени - Банк России вправе осуществлять эмиссию. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия советом директоров решения об очередном выпуске облигаций, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определяемых исходя из действующего норматива обязательных резервов.