Как формируется финансовый результат в бюджетной организации? Критерии отнесения предприятия к бюджетной организации
293. Счет предназначен для отражения результата финансовой деятельности учреждений, а также финансового результата публично-правового образования по результатам исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, сметы (плана финансово – хозяйственной деятельности) бюджетного учреждения, автономного учреждения за текущий финансовый год и за прошлые финансовые периоды.
294. Учет операций по счетам ведется в Журналах по прочим операциям.
Счет 40110 «Доходы текущего финансового года»
Счет 40120 «Расходы текущего финансового года»
295. Счета предназначены для учета учреждением по методу начисления финансового результата текущей деятельности учреждения.
Финансовый результат текущей деятельности в целях настоящей Инструкции определяется как разница между начисленными доходами и начисленными расходами учреждения за отчетный период. Суммы начисленных доходов учреждения сопоставляются с суммами начисленных расходов, при этом кредитовый остаток по указанным выше счетам отражает положительный результат, дебетовый – отрицательный.
Оценка доходов производится по продажной цене, сумме сделки, указанной в договоре, признание доходов осуществляется по методу начисления, дата признания определяется по дате перехода права собственности на услугу, товар, готовую продукцию, работу.
При выполнении работ, оказании услуг по долгосрочным договорам, в которых указаны этапы выполнения, если невозможно определить дату перехода собственности, применяется равномерное отнесение доходов и расходов на финансовый результат деятельности учреждения или их списание в соответствии со сметой или планом финансово-хозяйственной деятельности.
296. Сформированная по результатам деятельности учреждения себестоимость выполненных учреждением работ, оказанных услуг, реализованной готовой продукции отражается на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года в уменьшение дохода от оказания платных услуг (работ), реализации готовой продукции, соответственно.
297. При завершении финансового года суммы начисленных доходов и признанных расходов по методу начисления, отраженные на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года, закрываются на финансовый результат прошлых отчетных периодов.
298. Для учета операций по формированию финансового результата деятельности учреждения в разрезе групп объектов учета, составляющих финансовый результат, предназначены счета:
40110 «Доходы текущего финансового года»;
40120 «Расходы текущего финансового года».
299. Для определения финансового результата деятельности учреждения доходы и расходы группируются по видам доходов (расходов) соответственно казенными учреждениями, бюджетными учреждениями - в разрезе, кодов классификации операций сектора государственного управления; автономными учреждениями - в разрезе видов поступлений (выплат), предусмотренных (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения.
Формирование раздельного учета по видам доходов (расходов) на счетах финансового результата текущего финансового года, в том числе для целей налогового (управленческого) учета, осуществляется в порядке, установленном главным администратором средств бюджета, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, актом учреждения, принимаемым при формировании учетной политики учреждения.
Счет 40130 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
300. Счет предназначен для учета финансового результата учреждения прошлых отчетных периодов.
Учреждение вправе в рамках формирования учетной политики устанавливать дополнительные коды вида синтетического счета в целях осуществления аналитического учета финансовых результатов, например, по годам их формирования.
Финансовый результат прошлых отчетных периодов формируется путем заключения показателей по счетам финансового результата текущего финансового года, соответствующих счетов 21002 «Расчеты по с финансовым органом по поступлениям в бюджет», 30405 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», 30404 «Внутриведомственные расчеты», сформированных по итогам деятельности учреждения за финансовый год, и данных по увеличению (уменьшению) финансового результата прошлых отчетных периодов на суммы уценки (дооценки) стоимости объектов нефинансовых активов, начисленной по ним амортизации, полученные в результате переоценки, проведенной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Счет 40140 «Доходы будущих периодов»
301. Счет предназначен для учета сумм доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам:
доходов, начисленных за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг, не относящихся к доходам текущего отчетного периода;
доходов, полученных от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия;
доходов по месячным, квартальным, годовым абонементам;
иных аналогичных доходов.
По кредиту счета отражаются суммы доходов, относящихся к будущим отчетным периодам, а по дебету - суммы доходов, зачисленных на соответствующие счета доходов текущего финансового года при наступлении периода, к которому эти доходы относятся.
Учет доходов будущих периодов осуществляется по видам доходов (поступлений), предусмотренных сметой (планом финансово – хозяйственной деятельности) учреждения, в разрезе договоров, соглашений.
В рамках формирования учетной политики учреждение вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету доходов будущих периодов, в том числе с учетом отраслевых особенностей деятельности учреждения, а также требований налогового законодательства Российской Федерации о раздельном учете доходов (поступлений) учреждения.
Счет 40150 «Расходы будущих периодов»
302. Счет предназначен для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам.
В частности, на этом счете в случае, когда учреждение не создает соответствующий резерв предстоящих расходов, отражаются расходы связанные:
с подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером;
освоением новых производств, установок и агрегатов;
рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий;
добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) сотрудников учреждения;
приобретением неисключительного права пользования в течение нескольких отчетных периодов нематериальными активами;
неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств;
иными аналогичными расходами.
Затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету счета как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счета) в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся.
Учет расходов будущих периодов осуществляется в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом финансово – хозяйственной деятельности) учреждения, по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), соглашениям.
В рамках формирования учетной политики учреждение вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету расходов будущих периодов, в том числе с учетом отраслевых особенностей деятельности учреждения, а также требований налогового законодательства Российской Федерации о раздельном учете расходов (выплат) учреждения.
Счет 40200 «Результат по кассовым операциям бюджета»
303. Счет предназначен для отражения финансовым органом соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации результата кассового исполнения бюджета за текущий финансовый год и за прошлые финансовые периоды.
Счет 40210 «Поступления»
Счет 40220 «Выбытия»
304. На счетах финансовым органом формируется результат кассового исполнения бюджета отчетного финансового года.
По кредиту счета отражаются суммы поступлений денежных средств на счета бюджета, в том числе при восстановлении ранее произведенных выплат бюджета, по дебету – перечисление денежных средств со счетов бюджета, в том числе при возврате излишне уплаченных в бюджет доходов.
Сопоставление дебетового и кредитового оборотов по данному счету показывает конечный результат финансового года по кассовому исполнению бюджета, который должен равняться изменению остатка на едином счете бюджета (увеличению (профицит бюджета), либо уменьшению (дефицит бюджета).
305. По завершении кассового исполнения финансового года суммы зачисленных поступлений в бюджет и суммы произведенных выбытий из бюджета, отраженные на соответствующих счетах результата по кассовым операциям, закрываются на счет результата прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета.
306. Операции по кассовому исполнению бюджета учитываются в разрезе групп объектов учета, составляющих результат кассового исполнения бюджета:
поступления;
Для определения результата по кассовому исполнению бюджета все операции по поступлениям и выбытиям группируются по соответствующим кодам классификации операций сектора государственного управления.
В общепринятом понимании доходы представляют собой экономический показатель работы субъекта, отражающий финансовые поступления от всех видов деятельности. В свою очередь расходами признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств, иного имущества.
Об особенностях отражения в учете бюджетного учреждения доходов и расходов текущего финансового года мы расскажем в данной статье.
Как Вы знаете, некоммерческие организации, к числу которых относятся и бюджетные учреждения, обязаны вести бухгалтерский учет, поскольку пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Единые требования к бухгалтерскому учету установлены Федеральным законом от 06.11.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", действие которого распространяется и на некоммерческие организации.
К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся, в частности, федеральные и отраслевые стандарты (пункт 1 статьи 21 Закона N 402-ФЗ).
Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2017 - 2019 г. утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2017 г. N 170н.
С 01.01.2018 г. вступили в действие пять стандартов, предусмотренных предыдущей Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденной Приказом Минфина России от 10.04.2015 г. N 64н, которая в настоящее время, как и сам приказ, утратила силу.
Новые стандарты применяются при ведении бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных учреждений с 01.01.2018 г., составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных учреждений начиная с отчетности 2018 года.
К одному из новых стандартов мы сейчас обратимся, а именно к Федеральному стандарту бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденному Приказом Минфина России от 31.12.2016 г. N 256н (далее -
Наряду с активами, обязательствами, источниками финансирования деятельности бюджетного учреждения, объектами бухгалтерского учета являются доходы и расходы, что следует из пункта 35 СГС "Концептуальные основы".
Для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходом
признается увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период, за исключением поступлений, связанных с вкладами собственником (учредителем), а расходом - снижение полезного потенциала активов и (или) уменьшение экономических выгод за отчетный период в результате выбытия или потребления активов, возникновения обязательств, за исключением уменьшения, связанного с изъятием имущества собственником (учредителем) (пункты , СГС "Концептуальные основы").
Финансовый результат за отчетный период представляет собой разницу между доходами и расходами (пункт 45 СГС "Концептуальные основы").
Если признание доходов в отчете о финансовых результатах деятельности производится в течение нескольких отчетных периодов, расходы, соответствующие этим доходам, должны быть распределены между теми же отчетными периодами (пункт 50 СГС "Концептуальные основы").
Предполагаемая дата (срок) вступления в силу федерального стандарта "Доходы" - 01.01.2019 г.
Поскольку не все из предусмотренных Законом N 402-ФЗ федеральных стандартов утверждены, до их утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ, в частности:
Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 01.12.2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н);
План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и
ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ТЕКУЩЕГО ФИНАНСОВОГО ГОДА
(счета 0 401 10 000 и 0 401 20 000)
1. Общие положения >>>
2. Доходы текущего финансового года (счет 0 401 10 000) >>>
2.1. Общие положения >>>
2.2. Доходы от собственности (счет 0 401 10 120) >>>
2.3. Доходы от оказания платных услуг (счет 0 401 10 130) >>>
2.4. Доходы от сумм принудительного изъятия (счет 0 401 10 140) >>>
2.5. Доходы от безвозмездных поступлений от бюджетов (счет 0 401 10 150) >>>
2.6. Доходы от переоценки активов (счет 0 401 10 171) >>>
2.7. Доходы от операций с активами (счет 0 401 10 172) >>>
2.8. Чрезвычайные доходы от операций с активами (счет 0 401 10 173) >>>
2.9. Прочие доходы (счет 0 401 10 180) >>>
3. Расходы текущего финансового года (счет 0 401 20 000) >>>
3.1. Общие положения >>>
3.2. Расходы по оплате труда, прочим выплатам и начислениям на выплаты по оплате труда (счета 0 401 20 211 - 0 401 20 213) >>>
3.2.1. Расходы бюджетного учреждения по оплате труда, прочим выплатам и начислениям на выплаты по оплате труда >>>
3.2.2. Расходы автономного учреждения по оплате труда, прочим выплатам и начислениям на выплаты по оплате труда >>>
3.3. Расходы на оплату работ, услуг (счета 0 401 20 221 - 0 401 20 226) >>>
3.3.1. Расходы бюджетного учреждения на оплату работ, услуг >>>
3.3.2. Расходы автономного учреждения на оплату работ, услуг >>>
3.4. Расходы на безвозмездные перечисления организациям (счета 0 401 20 241, 0 401 20 242) >>>
3.4.1. Расходы бюджетного учреждения на безвозмездные перечисления организациям >>>
3.4.2. Расходы автономного учреждения на безвозмездные перечисления организациям >>>
3.5. Расходы на безвозмездные перечисления бюджетам (счета 0 401 20 252, 0 401 20 253) >>>
3.5.1. Расходы бюджетного учреждения на безвозмездные перечисления бюджетам >>>
3.5.2. Расходы автономного учреждения на безвозмездные перечисления бюджетам >>>
3.6. Расходы по операциям с активами (счета 0 401 20 271 - 0 401 20 273) >>>
3.6.1. Расходы бюджетного учреждения по операциям с активами >>>
3.6.2. Расходы автономного учреждения по операциям с активами >>>
3.7. Прочие расходы (счет 0 401 20 290) >>>
3.7.1. Прочие расходы бюджетного учреждения >>>
3.7.2. Прочие расходы автономного учреждения >>>
1. Общие положения
Счета 0 401 10 000 "Доходы текущего финансового года" и 0 401 20 000 "Расходы текущего финансового года" предназначены для учета учреждением по методу начисления финансового результата текущей деятельности учреждения (п. 295 Инструкции N 157н).
Финансовый результат текущей деятельности определяется как разница между начисленными доходами и начисленными расходами учреждения за отчетный период. Суммы начисленных доходов учреждения сопоставляются с суммами начисленных расходов, при этом кредитовый остаток по указанным счетам отражает положительный результат (прибыль), дебетовый - отрицательный (убыток).
Сформированная по результатам деятельности учреждения себестоимость выполненных учреждением работ, оказанных услуг, реализованной готовой продукции отражается на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года в уменьшение дохода от оказания платных услуг (работ), реализации готовой продукции соответственно (п. 296 Инструкции N 157н).
При завершении финансового года суммы начисленных доходов и признанных расходов по методу начисления, отраженные на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года, закрываются на финансовый результат прошлых отчетных периодов - счет 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" (п. 297 Инструкции N 157н).
Формирование раздельного учета по видам доходов (расходов) на счетах финансового результата текущего финансового года, в том числе для целей налогового (управленческого) учета, осуществляется в порядке, установленном главным администратором средств бюджета, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, актом учреждения, принимаемым при формировании учетной политики учреждения (п. 299 Инструкции N 157н).
2. Доходы текущего финансового года (счет 0 401 10 000)
2.1. Общие положения
Оценка доходов производится по продажной цене, сумме сделки, указанной в договоре. Признание доходов осуществляется по методу начисления. Дата признания дохода определяется по дате перехода права собственности на услугу, товар, готовую продукцию, работу (абз. 3 п. 295 Инструкции N 157н).
При выполнении работ, оказании услуг по долгосрочным договорам, в которых указаны этапы выполнения, если невозможно определить дату перехода собственности, применяется равномерное отнесение доходов и расходов на финансовый результат деятельности учреждения или их списание в соответствии со сметой (абз. 4 п. 295 Инструкции N 157н).
При завершении финансового года суммы начисленных доходов, отраженные на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года, закрываются на финансовый результат прошлых отчетных периодов, счет 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" (п. 297 Инструкции N 157н).
Для определения финансового результата деятельности бюджетного учреждения полученные им доходы группируются в разрезе статей (подстатей) КОСГУ (п. 299 Инструкции N 157н).
Для учета доходов установлены следующие статьи и подстатьи КОСГУ:
120 - доходы от собственности;
130 - доходы от оказания платных услуг (работ);
140 - суммы принудительного изъятия;
152 - поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств;
153 - поступления от международных финансовых организаций;
171 - доходы от переоценки активов;
172 - доходы от реализации активов;
173 - чрезвычайные доходы от операций с активами;
180 - прочие доходы.
Автономными учреждениями доходы для определения финансового результата деятельности учреждения группируются в разрезе видов поступлений, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения (п. 299 Инструкции N 157н).
Раздельный учет по видам доходов, в том числе для целей налогового учета, бюджетными и автономными учреждениями формируется в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, а также в соответствии с учетной политикой этих учреждений.
2.2. Доходы от собственности (счет 0 401 10 120)
Имущество бюджетных и автономных учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетных и автономных учреждений является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование (ст. 296 ГК РФ, п. 9 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ч. 1 ст. 3 Закона 174-ФЗ).
Бюджетные и автономные учреждения могут сдавать в аренду недвижимое или особо ценное движимое имущество, закрепленное за ними учредителем или приобретенное за счет средств, выделенных им учредителем, только с согласия собственника этого имущества (п. п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ). При этом в случае сдачи указанного имущества в аренду финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется (абз. 3 п. 6 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ, ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 174-ФЗ).
Движимое имущество, не относящееся к особо ценному, может сдаваться бюджетными и автономными учреждениями в аренду без согласия собственника. Кроме того, автономное учреждение вправе сдавать в аренду недвижимое имущество, приобретенное за счет собственных доходов (абз. 2 п. 10 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ, ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ).
Начисление доходов от сдачи имущества в аренду производится на основании договора, счета (счета-фактуры), Справки (ф. 0504833) (абз. 3 п. 150 Инструкции N 174н, абз. 3 п. 178 Инструкции N 183н).
Бухгалтерские записи бюджетного учреждения
Номер счета |
|||
по дебету |
по кредиту |
||
Начисление
доходов от сдачи |
|||
Начисление
налога на |
|||
|
|||
Начисление
сумм возвратов |
|||
|
|||
Списание
доходов от |
Ситуации из практики:
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете муниципального бюджетного учреждения поступление дохода в виде арендных платежей по договору аренды недвижимого имущества и возврат плательщику излишне начисленной и уплаченной суммы?
Бухгалтерские записи автономного учреждения
по учету доходов от собственности
Номер счета |
|||
по дебету |
по кредиту |
||
Начисление
доходов от сдачи |
|||
Начисление
налога на |
|||
Начисление
налога на прибыль |
|||
Начисление
сумм возвратов |
|||
Увеличение
суммы депозита на |
|||
Списание
доходов от |
Ситуации из практики:
Корреспонденция счетов: Как в учете автономного учреждения отразить депозитный вклад в рублях?
Корреспонденция счетов: Автономное учреждение возвращает арендатору излишне перечисленные им арендные платежи. Переплата возникла в результате допущенных учреждением ошибок в счете на оплату аренды и счете-фактуре. Как отразить в учете автономного учреждения указанные операции?
Как формируется финансовый результат в бюджетной организации ? Этот вопрос заинтересует в первую очередь тех бухгалтеров и руководителей, которые трудятся в организациях или учреждениях, созданных РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями РФ. Об этом — в статье.
Критерии отнесения предприятия к бюджетной организации
Помимо того, что бюджетная организация по сути учреждена государством, существует еще ряд обязательных признаков для окончательной классификации:
- организация создана для выполнения определенных задач (и задачи эти установлены учредителем — государственной структурой);
- государственный учредитель на регулярной основе производит финансирование организации для выполнения ею поставленных задач — госзадания (финансирование выделяется из бюджета — отсюда и название «бюджетники»);
- в силу изложенных выше критериев, организация признается некоммерческой (с применением в деятельности правил и норм, касающихся НКО);
- как и прочие НКО, организация может осуществлять операции, приносящие доход и влекущие расходы помимо бюджетного финансирования.
С именно бюджетными организациями (учреждениями) не следует смешивать:
- автономные учреждения;
- казенные учреждения
Основные отличия по закону от 12.01.1996 № 7-ФЗ представлены в таблице:
Критерий |
Автономное учреждение |
Бюджетное учреждение |
Казенное учреждение |
Финансовое обеспечение |
В виде субсидий в соответствии с госзаданием и на содержание имущества |
Субсидии: На выполнение госзадания; На иные цели. Средства бюджета: На исполнение публичных обязательств перед физическими лицами; На осуществление обязательных мероприятий |
По бюджетной смете |
Приносящая доход деятельность |
Доходы поступают в распоряжение организации |
Доходы зачисляются в бюджет |
|
Открытие счетов |
Счета в кредитных организациях |
Только в органах Федерального казначейства |
|
План счетов |
«Обычный» план счетов и инструкция, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н |
План счетов для бюджетных учреждений и инструкция к нему, утв. приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174 |
План счетов для госорганов и инструкция к нему, утв. приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н |
Отчетность |
Бюджетные учреждения должны публиковать свою отчетность (например, через сайт в интернете) |
Нормативное регулирование учета в бюджетных организациях
Как видно из приведенного сравнительного анализа, по степени привязки к госрегулированию рассматриваемые нами бюджетные организации находятся в середине между казенными и автономными. Поэтому при ведении учета вынуждены опираться и на нормы для частных компаний, и на нормы для тех, кто получает бюджетное финансирование.
При построении учетной модели и создании учетной политики бюджетные организации опираются на следующие НПА:
- закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете»;
- план счетов по приказу Минфина РФ от 16.12.2010 № 174;
- план счетов по приказу Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н в части отражения оборотов, связанных с госфинансированием;
- приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «О первичных документах госпредприятий»;
- приказ Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н «О бюджетной классификации»;
- положения Бюджетного кодекса РФ.
В дополнение следует сказать, что бюджетные организации внутри самой группы подразделяются на несколько категорий:
- администраторы поступлений в бюджет (например, налоговые органы или внебюджетные фонды) — при этом иная деятельность таких учреждений является строго ограниченной;
- учреждения, находящиеся только на финансировании бюджета (не занимающиеся какой-либо приносящей иной доход деятельностью в силу тех или иных причин);
- учреждения с расширенными возможностями — находящиеся на госсубсидиях и при этом получающие иные доходы в рамках уставной деятельности (бюджетные организации образования, культуры, здравоохранения и т. п.).
Формирование финансового результата у бюджетников — общие правила
В отношении именно доходов и расходов рассматриваемых бюджетников применяются следующие принципы:
- К доходам в целях бухучета относятся все поступления в организацию, а именно:
- поступления бюджетных субсидий;
- поступления бюджетных грантов и аналогичных целевых перечислений;
ВАЖНО! Поступления от субсидий и грантов затем исключаются в налоговых регистрах для целей исчисления налога на прибыль (п. 1 ст. 251 НК РФ).
- доходы (поступления) от реализации товаров, работ, услуг третьим лицам;
- доходы от реализации товаров, работ, услуг государственным структурам (например, в рамках выполнения госконтракта);
- иные поступления, которые классифицируются как доход в рамках коммерческой деятельности (например, полученные штрафы и неустойки, результаты переоценки активов и т. п.).
- Расходы бюджетного учреждения могут происходить только по строго фиксированным направлениям (ст. 70 БК РФ), заложенным в утвержденную смету. Как правило, это:
- зарплата работников и обязательные взносы с нее в фонды;
- расходы на командировки, если того требует деятельность, представительские;
- компенсации работникам и иногда населению (установленные государством);
- расчеты за товары, работы, услуги, необходимые для обеспечения деятельности (выполнения госзадания). При этом госконтракт на такие услуги может заключаться по стандартной конкурсной процедуре, а может и не заключаться (и тогда бюджетная организация выступает просто как сторона по договору).
ВАЖНО! На закупки бюджетников без заключения госконтракта действуют установленные лимиты. На 2016-2017 годы ограничение составляет 2000 МРОТ (закупки сверх этого должны идти через тендер (конкурс) и заключение госконтракта с поставщиком, предложившим наилучшие условия).
Таким образом, как можно видеть, формирование финрезультата бюджетной организации идет по заранее запланированному порядку, в соответствии с утвержденной учредителем сметой деятельности организации.
Результат деятельности бюджетной организации, являющийся предметом рассмотрения в настоящей статье, определяется с использованием счетов раздела 4 «Финансовый результат» плана счетов по приказу № 174н.
- 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года»;
- 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года»;
- 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»;
- 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов»;
- 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов».
На счете 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» учитываются доходные поступления, которые можно признать в течение года, если одновременно выполняются 2 условия:
- определяется дата получения дохода (или дата перехода имущественного права);
- сумму дохода можно оценить.
Доходы на счете 0 401 10 000 группируются по субсчетам в зависимости от видов поступлений (сообразуясь со сметой доходов организации):
- 0 401 10 120 «Доходы от собственности» — по доходам, извлекаемым организацией из имеющегося у нее госимущества, не связанным с переходом права собственности. Характерный пример — сдача в аренду помещений.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Бюджетная организация может совершать сделки с госимуществом только с выполнением строгих условий, в частности, бывает нужно получать согласие собственника (государственной структуры). Но если сделка все же заключена — доходы относятся к собственным доходам организации и остаются в ее распоряжении.
Правила формирования бухгалтерских записей по плану счетов для бюджетников стандартные. То есть доход отражается по кредиту счета учета дохода.
Пример проводки:
Дт 0 205 21 560 (увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности) Кт 0 401 10 120.
- 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» — большая часть рассматриваемых учреждений оказывает именно услуги. Услуги, оказанные за плату сверх госзадания, на допустимые для данного бюджетника виды деятельности, учитываются на этом счете.
- 0 401 10 140 «Доходы от сумм принудительного изъятия» — под принудительно изымаемыми суммами подразумеваются штрафные удержания с исполнителей при нарушении ими условий договоров с учреждением. Согласно разъяснениям Минфина РФ, данные поступления тоже относятся к собственным доходам, остающимся в распоряжении бюджетника (письмо от 24.11.2014 № 02-06-10/59651).
- 0 401 10 170 «Доходы по операциям с активами» используется для учета доходов от имущества (активов), которые не попали на счет 0 401 10 120 — от реализации имущества (с разрешения собственника), от оприходования годных к употреблению МПЗ, от демонтажа имущества и т. п.
- 0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов» — на счете фиксируются все результаты производимых переоценок, в том числе курсовые разницы по долгам и средствам в инвалютах.
- 0 401 10 180 «Прочие доходы» — у бюджетной организации список достаточно обширен. В частности, на этот счет попадают (п. 150 инструкции):
- субсидии на выполнение госзадания;
- прочие целевые субсидии;
- бюджетные инвестиции;
- гранты и аналогичные поступления.
По счету 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» фиксируются произведенные расходы (согласно смете). Счет тоже имеет группировочные счета с разной кодировкой:
- 0 401 20 210 «Расходы по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда» — применяется с дальнейшей группировкой по КОСГУ (последние 3 цифры):
- 211 — расходы по обычной зарплате;
- 212 — прочие выплаты и компенсации;
- 213 — начисления в фонды по зарплатным и прочим выплатам;
- 0 401 20 220 «Расходы на оплату работ, услуг» — в разбивке по видам работ и услуг по КОСГУ.
- 0 401 20 270 «Расходы по операциям с активами» — здесь отражают амортизацию, единовременное списание стоимости передаваемых в производство объектов (по учетной политике), потери от естественной убыли МПЗ по законодательно установленным нормам.
- 0 401 202 90 «Прочие расходы» — на счете группируются иные расходы, допустимые в пределах сметы, но не относящиеся к перечисленным выше группам (например, проценты за пользование долговыми средствами).
Когда завершается отчетный год, необходимо выполнить закрытие счетов учета доходов и расходов по этому году. Для этих действий предназначен счет 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Получившиеся сальдо по счетам доходов и выбытий закрываются (списываются) на счет калькуляции финрезультата. Итоговое сальдо по 0 401 30 000 после проведения всех закрытий за текущий год и даст представление о том, каков финрезультат организации на отчетную дату.
ВАЖНО! Полный порядок закрытия года бюджетной организацией с типовыми проводками на 0 401 30 000 представлен в инструкции к приказу № 157н. Помимо указанных выше счетов, в зависимости от типа бюджетной организации, проводки по закрытию могут дополняться списанием итоговых сальдо по счетам внутриведомственных расчетов, расчетов с финансовым органом и т. п. Кроме того, в деятельности бюджетных организаций тоже существует такое понятие, как доходы и расходы, относящиеся к будущим периодам, которые необходимо учесть при формировании финрезультата. Также не следует забывать о том, что операции в части, не относящейся к расчетам по госзаданиям, подлежат налогообложению, что тоже влияет на окончательный результат — чистую прибыль либо убыток бюджетной организации.
Итоги
Финрезультат в бюджетной организации формируется по общим правилам бухгалтерского учета, но с применением отдельного плана счетов и специфических требований, сформулированных специально для бюджетников. Базой для корректного формирования доходов и расходов является утвержденная смета учреждения-бюджетника. Окончательный финрезультат за отчетный период формируется путем закрытия счетов учета доходов и расходов на специально предназначенный для этого счет по бюджетному плану счетов.
Еще о затронутых аспектах бюджетного учета:
- ;
- ;
- .
Для учета финансовых результатов в бюджетных учреждениях используется счет 4 раздела «Финансовый результат» 040100000 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта». К данному счету открываются следующие счета в соответствии с планом счетов:
040110000 «Доходы текущего финансового года»
040120000 «Расходы текущего финансового года»
040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
040140000 «Доходы будущих периодов»
040150000 «Расходы будущих периодов»
Для определения конечного финансового результата деятельности бюджетного учреждения сумма начисленных доходов сопоставляется с суммой начисленных расходов и в случае если по указанным счетам получен кредитовый остаток, то финансовым результатом будет прибыль, в противном случае – убыток.
Учет доходов бюджетного учреждения
Для учета доходов бюджетного учреждения используется счет 040110000 «Доходы текущего финансового года». К нему используются коды КОСГУ: 100 – операции с доходами. К данному счету открываются следующие аналитические счета в соответствии с объектом учета:
040110120 «Доходы от собственности»
040110130 «Доходы от оказания платных услуг»
040110140 «Доходы от сумм принудительного изъятия»
040110150 «Доходы от безвозмездных поступлений от бюджетов»
040110170 «Доходы по операциям с активами», в том числе:
040110171 «Доходы от переоценки активов»
040110172 «Доходы от операций с активами»
040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»
040110180 «Прочие доходы»
Признание или начисление доходов отражается в учете учреждения следующими записями:
1) При начислении доходов от сдачи имущества в аренду: Д 020520560 «Расчеты по доходам от собственности» К 040110120.
2) При начислении доходов от продажи товаров, готовой продукции, а также работ и услуг: Д 020530560 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг» К 040110130.
3) Начисление доходов от продажи основных средств, нематериальных активов, материальных запасов и другого имущества учреждения отражается: Д 020571560, 020572560, 020574560 К 040110172.
4) Принятие к учету излишков основных средств, материальных запасов, нематериальных активов и других нефинансовых активов отражается: Д 010100310, 010500340, 010200320 К 040110180.
5) При принятии к учету материальных запасов, полученных от ликвидации основных средств, оформляется запись: Д 010500340 К 040110172.
6) При отнесении задолженности по выявленной недостаче нефинансовых активов на виновное лицо оформляется запись: Д 020970560 К 040110172.
7) При начислении доходов в сумме денежных средств, полученных в виде пожертвований и грантов, оформляется запись: Д 020580560 «Расчеты с дебиторами по прочим доходам» К 040110180.
8) При начислении доходов в сумме полученных субсидий на выполнение государственного задания оформляется запись: Д 020580560 К 040110180.
9) При зачислении в доход текущего отчетного периода договорной стоимости выполненных и сданных заказчику отдельных этапов выполненных работ и услуг отражается: Д 040140000 «Доходы будущих периодов» К 040110130.
Уменьшение доходов производится в следующих случаях:
1. При начислении налогов:
а) НДС: Д 040110130, 040110172, 040110120 и т.д. К 030304730.
б) Налог на прибыль: Д 040110130, 040110172, 040110120 и т.д. К 030303730.
2. При списании балансовой стоимости нефинансовых активов, их реализации: Д 040110172 К 010100410, 010200420, 010500440 и т.д.
3. При списании доходов, связанных с продажей нефинансовых активов: Д 040110172 К 040120200 и т.д.
4. При списании себестоимости выполненных работ и услуг, а также товаров и готовой продукции: Д040110130 К 010538440, 010960200 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг».
Таким образом, счет 040110100 является по своей характеристике пассивным счетом.
Учет расходов
Для учета расходов бюджетных учреждений используется счет 040120000.
К нему применяются коды КОСГУ: 200 – операции с расходами.
Открываются следующие аналитические счета по соответствующим группам расходов:
040120211 «Расходы по заработной плате»
040120212 «Расходы по прочим выплатам»
040120213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»
040120221 «Расходы на услуги связи»
040120222 «Расходы на транспортные услуги»
040120223 «Расходы на коммунальные услуги»
040120224 «Расходы на арендную плату за пользование имуществом»
040120225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»
040120226 «Расходы на прочие работы, услуги»
040120260 «Расходы на социальное обеспечение»
040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»
040120272 «Расходование материальных запасов»
040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»
040120290 «Прочие расходы»
При начислении расходов бюджетного учреждения в учете оформляются следующие записи:
1) При начислении заработной платы: Д 040120211 К 030211730.
2) При начислении страховых взносов на заработную плату: Д 040120213 К 030302730, 030306730-030311730.
3) При начислении кредиторской задолженности по выполненным работам и оказанным услугам (например, по транспортным услугам): Д 040120222 К 030222730.
4) При начислении кредиторской задолженности по договорам гражданско-правового характера: Д 040120226 К 030226730 «Расчеты по прочим работам, услугам».
5) При начислении стипендий: Д 040120290 К 030291730 «Расчеты по прочим расходам».
6) При начислении расходов учреждения по подотчетным суммам (командировочные): Д 040120212 (суточные), 040120222 (проезд), 040120226 (проживание) К 020800560.
7) При списании расходов по ремонту основных средств: Д 040120225 К 030225730 и т.д.
8) При списании израсходованных материальных запасов: Д 040120272 К 010500440.
9) При начислении амортизации основных средств и нематериальных активов: Д 040120271 К 010400410, 010400420.
10) При списании дебиторской задолженности, нереальной к взысканию: Д 040120273 К 020500660,020600660, 020800660.
По окончании финансового года все аналитические счета к счету 040110100 и 040120200 закрываются путем списания накопленных сумм на финансовый результат прошлых отчетных периодов.
Закрытие финансового года в бюджетном учете и выявление финансовых результатов
В конце финансового года (31 декабря) определяется финансовый результат деятельности бюджетного учреждения путем закрытия счетов учета доходов и расходов текущего финансового года. Закрытие производится с использованием счета 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». К счету 040130000 не применяются коды КОСГУ.
Операции по заключению счетов текущего финансового года отражаются на основании справки формы № 0504833. При закрытии финансового года оформляются следующие записи:
1) Списываются фактические расходы бюджетного учреждения за текущий финансовый год: Д 040130000 К 040120200.
Списание расходов бюджетного учреждения осуществляется отдельно по каждому коду КОСГУ.
2) Списывается сумма фактических доходов учреждения, начисленных за текущий финансовый год:
Д 040110100 К 040130000. Списание доходов происходит отдельно по каждому коду КОСГУ.
После отражения указанных операций на счете 040130000 формируется конечный финансовый результат деятельности бюджетного учреждения, который называется чистый операционный результат. Он отражается в балансе учреждения формы № 0503730 в разделе 4 «Финансовый результат» и в форме № 0503721 «Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения».