Определения по налогам. Виды налогов. Понятие, виды и функции налогов. Все консультации у юристов бесплатны
Налог — это обязательный платёж, взимаемый сфизического или юридического лица, для финансирования деятельности государства.
Налог на прибыль — это налог, взимаемый с прибылиорганизаций. Прибыль определяется путём вычета из доходов всех расходоворганизации. Налог на прибыль платится всеми организациями, за исключениемиспользующих специальные налоговые режимы и плательщиков налога на игорныйбизнес.
Налоговая база — это характеристика объектаналогообложения, исходя из данных о котором, рассчитывается размер налога.
Налоговая декларация – документ, предоставляемый налогоплательщиком в органы налогового контроля для уведомления о размере доходов, полученных за определённый период времени. Так же в декларации указывается информация о полагающихся и применяемых налоговых льготах, и иных типах вычетов, влияющих на размер уплачиваемого в казну налога. Для каждого типа налога, подлежащего учёту существует своя декларация утверждённой формы. Данные передаются в налоговую на бумажных носителях, через сертифицированные средства электронного документооборота или с недавнего момента через личный кабинет налогоплательщика с использованием электронной подписи.
Налоговая система – общее понятие, являющееся совокупностью всех институтов и правовых взаимоотношений возникающих между государством и плательщиками налогов. В налоговую систему входят все нормы и принципы установлений, сбора и контроля налогов.
Налоговые каникулы – льготный период, предоставляемый государством юридическим или физическим лицам, в течение которого они освобождаются от уплаты всех или только некоторых типов налоговых сборов. Основной целью налоговых каникул является стимулирование определённых отраслей или типов организаций, испытывающих сложности, связанные с налоговой нагрузкой.
Налоговый вычет — установленная законодательством сумма, наразмер которой может быть сокращена облагаемая налогом база, что приводит кобщему уменьшению налога, подлежащего к уплате. Налоговые вычеты могутраспространяться, как на целые категории лиц и организаций, так и на частныеслучаи, связанные с характеристиками объекта налогообложения. Вычеты бывают, как для юридических, так и для физических лиц.
Налоговый период — это период времени, за которыйопределяется размер налоговой базы, на основании которой начисляется налог,подлежавшей уплате в дальнейшем.
Налоговые агенты — лица, на которых согласно Налогового законодательства возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению удержанных налогов в бюджет.
Налогоплательщик — это физическое лицо илиорганизация, законодательно обязываемые уплачивать налоги.
НДПИ (Налог на Добычу Полезных Ископаемых) — этофедеральный налог, взимаемый с полезных ископаемых, добываемых из недр земли.Полезные ископаемые, получаемые в результате переработки отходов добывающегопредприятия, НДПИ не облагаются, за исключением отдельно лицензируемых видовдеятельности. Налог взимается, как с ископаемых, добытых на территории Российской Федерации, так и наиной территории находящейся под юрисдикцией РФ.
НДФЛ (Налог на Доходы Физических Лиц) — это прямойналог, взимаемый с полного дохода физического лица за определённый периодвремени. Может быть уменьшен на сумму расходов, затраченных на образование,лечение и иные статьи, определяемые налоговым кодексом РФ.
Нематериальные активы — это активы, не имеющиефизической формы и не являющиеся непосредственно финансово-денежными активами(инвестициями, займами и прочим), но участвующие в производстве продукции идеятельности организации. К такимактивам относятся объекты интеллектуальной собственности, патенты, деловуюрепутацию и т.п.
НКО (Некоммерческая Организация) — это формаюридического лица результатом и первичной целью деятельности, которой неявляется получение прибыли и её распределение между собственниками. Самыми распространёнными видами являютсяфонды, политические партии, профессиональные и религиозные объёдинения.
Определения
1. Налоговые отношения - это отношения правительства, т.е. его уполномоченных органов с многочисленным количеством налогоплательщиков-фирм, а также граждан.
Налоговые отношения - это охраняемые государством общественные отношения , возникающие в сфере налогообложения, имеющие экономическую основу, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.
Налоговые правоотношения – отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
2.Масштаб налога – вспомогательный элемент, характеризующий определенную законом меру измерения (стоимостную, количественную или физическую характеристику) объекта обложения.
Масштаб налога – единица, которая берется в основу измерения налога (например, по налогу на прибыль – эта денежная единица, на транспортному налогу – мощность двигателя)
3.Смешанная ставка налога – ставка, которая сочетает в себе твердую (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) и адвалорную (выражается в определенных долях объекта обложения) ставки: в РФ такие ставки установлены по некоторых табачным изделиям, например, по сигаретам.
4.Прямые налоги – условное понятие, обычно обозначающее группу труднопереложимых налогов с доходов и имущества налогоплательщиков, взимаемых непосредственно с фактов получения ими дохода или владения имуществом (земельный, транспортный налог, НДФЛ)
5.Кумулятивный метод – порядок исчисления налога, когда налог исчисляется нарастающим итогом с начала года.
6.Налоговые льготы – предоставление налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков (плательщикам сборов) исключительных преимуществ, включая возможность не уплачивать налог (сбор) ли уплачивать их в меньшем размере, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика (плательщика сборов). Введение налоговых льгот реализуется государственное регулирование экономики , когда трудноосуществимы иные формы государственной поддержки. Есть льготы обязательные, а другие могут применяться по желанию налогоплательщика. Налогоплательщик имеет право приостановить применение льгот на несколько налоговых периодов.
7.Принципы налогообложения по Вагнеру – достаточность, подвижность обложения, надлежащий выбор источника обложения, учет переложения налогов, всеобщность, равномерность, определенность обложения, удобство уплаты, дешевизна взимания налогов.
В 1880 году Вагнер в работе «Наука о финансах» сформулировал 9 основных правил, которые были классифицированы им в 4 основные группы:
Финансовые принципы организации налогообложения:
Достаточность обложения
Подвижность обложения
Народно-хозяйственные принципы:
Выбор источника обложения
Правильный выбор отдельных налогов
Принципы справедливости:
Всеобщность обложения
Равномерность
Принципы налогового управления:
Определенность обложения
Удобство уплаты налога
Дешевизна взимания
9.Регрессивная ставка – ставка, которая действует в уменьшающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы).
10.Носитель налога – лицо, которое несет на себе тяжесть налогового бремени.
11. Налоговый период – (обязательный элемент) календарный год или иной период времени (месяц, квартал), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога. Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов.
12.Инвестиционный налоговый кредит – льгота, предусматривающая изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований и предоставляющая возможность налогоплательщику в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
13. Твердая ставка налога – устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения (например, по большинству подакцизных товаров установлены твердые ставки (по водке 210 рублей на 1 литр безводного спирта)
14.Местные налоги РФ – налоги, ставки которых устанавливаются представительными органами государственной власти, а налоговые суммы поступают в доходы местных органов государственной власти и расходуются ими (земельный налог и налог на имущество физических лиц).
15.Объект налога – это имущество или доход , подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога.
16.Источник налога - факультативный элемент, характеризующий регламентированный экономический показатель (фонд) налогоплательщика, за счет которого следует уплачивать налог.
17.Экономическая ставка налога - отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.
18.Налоговый агент - (ст. 24 НК РФ) лица, на которых в соответствии с кодексом возможны обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечисление налогов в бюджетную систему РФ (НДФЛ: налоговый агент – работодатель)
19.Некумулятивный метод – формирование налоговой базы производится по частям. В этом случае каждая часть дохода облагается налогом отдельно, вне связи с иными источниками дохода. Так рассчитываются косвенные налоги (напр., НДС)
20.Отчетный период – (факультативный элемент) срок, по истечении которого налогоплательщик уплачивает авансовые взносы по налогу и предоставляет отчетность (квартал, полугодие, 9 месяцев)
21.Состав законодательства РФ о налогах и сборах – законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (ст.1 НК РФ)
22.Юридическое двойное налогообложение - двойное налогообложение считается "юридическим" в том случае, когда одно и то же лицо дважды облагается налогом, например, лицо, не имеющее местожительства в данной стране, облагается налогом в стране источника дивиденда и в стране местожительства (один и тот же доход одного и того же субъекта облагается более чем одним государством).
23.Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, т.е. это норма налогообложения. Виды: твердая, долевая, смешанная, регрессивная, прогрессивная, пропорциональная.
24.Косвенный налог - налог на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу , в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Успешно перекладываются. Предназначаются для перенесения реального налогового бремени по уплате на конечного потребителя. Делятся на индивидуальные, универсальные и фискальные монополии.
25.Способы взимания налогов : 1. Кадастровый – земельный налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости участка и не связан с моментом получения дохода , срок уплаты – фиксированный; 2. По декларации; 3. В момент расходования доходов; 4. В процессе потребления или использования имущества.
26.Эластичность налоговых поступлений – данный коэффициент применяется для характеристики изменения налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов. Показывает, на сколько процентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего фактора на 1%.
27.Классификация налоговых систем – обоснованное разнесение налоговых систем разных стран по определенным группам, произведенное на основании разграничивающего признака и обусловленное целями их сравнения.
В зависимости от уровня налоговой нагрузки:
Либерально-фискальные
Умеренно фискальные
Жестко фискальные
Подоходные
Умеренно косвенные
Косвенные
Централизованные
Умеренно централизованные
Децентрализованные
Прогрессивные
Регрессивные
Нейтральные
29. Некумулятивный метод исчисления налогов – формирование налоговой базы производится по частям. В этом случае каждая часть дохода облагается налогом отдельно, вне связи с иными источниками дохода. Так рассчитываются косвенные налоги (напр., НДС).
30.Единица обложения – мера, с которой исчисляется налог (транспортный налог – 1 лошадиная сила, по налогу на прибыль – 1 руб.).
31.Региональные налоги – обязательные платежи в бюджет соответствующих субъектов РФ, устанавливаемые законами субъектов РФ в соответствии с НК и обязательные к уплате на территории всех регионов соответствующих субъектов РФ
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
32.Кривая Лаффера - графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором достигается максимум налоговых поступлений.
33.Налоговый механизм - совокупность правовых норм, организационных мер и различных рычагов воздействия, определяющих порядок управления и функционирования налоговой системой страны и направленных на приведение этой системы в соответствие с целями, моделью и методами государственной налоговой политики.
34.Налогоплательщик - физическое или юридическое лицо , на которое законом возложена обязанность уплачивать налоги.
35.Налоговый период - календарный год или другой период времени (месяц, квартал), по окончании которого определяется налоговая база и начисляется сумма налога. Может состоять из нескольких отчетных периодов.
36.Федеральные налоги РФ – налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
(см. текст в предыдущей редакции)
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина.
37. Принцип нейтральности налогообложения - налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ст.3 НК РФ).
38.Элементы налоговой системы
Налоговая система по Чернику:
Система налогового администрирования
Система налогов
Механизм налогового администрирования
Плательщики налогово и сборов
Система налогов и сборов
Правовая база
Принципы налогообложения
Система налогов
Порядок установления и введения налогов
Порядок распределения налогов
Права и обязанности участников налоговых отношений
Формы и методы налогового контроля
Ответственность участников налоговых отношений
Способы защиты прав и интересов участников налоговых отношений
40.Факультативные элементы налога – это совокупность дополнительных слагаемых налогового обязательства, раскрытие которых при установлении налога возможно, но отсутствие которых не может приводить к ситуации, когда это обязательство будет считаться не установленным. К таковым относятся: налоговые льготы и основания для их применения, порядок возмещения налога, отчетный период, налоговая декларация, налоговый учет, получатель налога и др.
41.Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношение плательщиков сборов гос. органами, иными уполномоченными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений.
42.Прогрессивная налоговая ставка – означает, что размер ставки растет с ростом дохода (модулярная форма налогообложения = ступенчатая)
43.Налоговая реформа - ограниченные или радикальные преобразования налоговых отношений на основе масштабной перестройки действующей системы налогообложения и изменение механизма управления ею.
44.Экономическое двойное налогообложение - два различных субъекта облагаются налогом в отношении одного и того же дохода.
45.Взаимозависимые лица - физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
46.Принцип соразмерности – при установлении налогов следует соизмерять последствия как с т.зр. выгод для бюджета, так и с т.зр. ущерба для экономики. Связан с понятием налоговый предел (условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового внутреннего продукта, перераспределенная через бюджетную систему). Сдвиг условной точки в ту или иную сторону порождает политические конфликты, бегство капитала, массовое уклонение от налогов.
47.Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Успешно перекладываются. Предназначаются для перенесения реального налогового бремени по уплате на конечного потребителя. Делятся на индивидуальные, универсальные и фискальные монополии.
48.Международное двойное налогообложение - обложение одного и того же объекта налога в двух и более странах в течение одного налогового периода, которое возникает по причине различия налоговых режимов.
49.Участники налоговых правоотношений - субъекты хозяйственной деятельности и государственные органы.
50.Приницп экономии - каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает государству.
51.Единица налога - вспомогательный элемент, характеризующий условную единицу принятого масштаба налога, используемую для количественного выражения налоговой базы
52.Налоговый контроль - деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах, установленного в НК.
- обобщённая количественная и качественная характеристика влияния обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации на финансовое положение предприятий-налогоплательщиков.54.Распределительная функция налогов – позволяет компенсировать низкие доходы государственными трансфертами и услугами = социальная.
55.Комбинированная ставка налога – сочетает в себе твердые(устанавливаются в абсолютном размере на единицу обложения) и адвалорные(процентные, выражаются в определенных долях объекта налогообложения) ставки (в России они установлены по некоторым табачным изделиям: по сигаретам с фильтром – 205 р. за 1000 шт.+6% от расчетной стоимости, но не менее 250 р. за 1000 шт.)
56.Налоговый оклад - вспомогательный элемент, характеризующий сумму налога, причитающуюся к уплате налогоплательщиком с одного объекта налогообложения.
1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
(см. текст в предыдущей редакции)
Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
П. 1.1 ст. 391 (в ред. ФЗ от 03.08.2018 N 334-ФЗ) в части установления порядка применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости применяется к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 01.01.2019.
1.1. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий:
(см. текст в предыдущей редакции)
1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
2) инвалидов I и II групп инвалидности;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) инвалидов с детства, детей-инвалидов;
(см. текст в предыдущей редакции)
4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
8) пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
9) физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;
Налоговая база (налогооблагаемая база) – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Налоговая база является одним из обязательных элементов налога.
Главная функция налоговой базы – выразить количественно, то есть его измерить.
Общие вопросы исчисления налоговой базы
1. Налоговая база и порядок её определения устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ).
2. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учёта и (или) на основе иных документально подтверждённых данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчётным) периодам, в текущем налоговом (отчётном) периоде перерасчёт налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчёт налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчётный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).
3. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учёта доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.
4. Вышеизложенные правила распространяются также на налоговых агентов.
5. Остальные налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учёта полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.
Налоговая база - это величина, исходя из которой, рассчитывается сумма налога путем умножения налоговой базы на ставку налога.
По разным налогам это могут быть доходы, прибыль, стоимость имущества или других объектов налогообложения.
Методы учета налоговой базы
В НК предусматривается два метода учета налоговой базы – кассовый и накопительный. При кассовом методе для исчисления налоговой базы учитываются только те доходы (расходы), которые реально получены (произведены) налогоплательщиком. Например, денежные средства фактически поступили в кассу или зачислены на счет в банке, имущество передано в собственность и т.п.
При накопительном методе главным для исчисления налоговой базы является момент возникновения имущественных прав и обязательств.
Доходами здесь признаются все суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в налоговом периоде, независимо от их фактического поступления. Аналогичным образом при накопительном методе определяются и расходы налогоплательщика.
Налоговая база для разных налогов
Налоговая база для разных налогов исчисляется по - разному, для каждого налога, который рассчитывается с учетом налоговой базы, она своя.
Так, для налога на имущество, налоговая база - это основных средств или недвижимости.
А налоговая база по транспортному налогу - это мощность двигателя автомобиля в лошадиных силах.
Для определения налоговой базы по налогу на прибыль, в расчете налоговой базы приводятся следующие данные:
сумма доходов от реализации, полученных за отчетный период, сюда относят, например, доходы от продажи товаров и услуг, производимых или предоставляемых предприятием, а также от продажи ценных бумах, имущества, основных средств и пр.;
сумма расходов, на которую будет уменьшена сумма доходов, к ним относятся расходы непосредственно на производство и те, что связаны с реализацией источников дохода;
прибыль или убыток от реализации – сумма доходов и расходов;
сумма внереализационных доходов;
сумма внереализационных расходов;
прибыль или убыток от внереализационных доходных и расходных операций;
итоговая сумма, которая и является налоговой базой.
Налоговая база по налогу на доходы физических лиц - это общая сумма доходов гражданина, с которых он обязан заплатить налог. Она складывается из всех доходов, которые получает физическое лицо в течение года.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .
Налоговая база: подробности для бухгалтера
- Учет расходов при УСН. Особенности признания в налоговой базе
Есть определенные виды расходов в налоговой базе, признание которых «упрощенцем» в... есть определенные виды расходов в налоговой базе, признание которых «упрощенцем» в... начале назовем виды расходов в налоговой базе, которые учитываются в порядке, ... указал на невозможность включения в налоговую базу усн обозначенных затрат. Причина – ... на невозможность включения их в налоговую базу (см., например, письма Минфина... отстоять правомерность включения в налоговую базу затрат на асфальтирование территории торгового...
- Длительное производство: определяем налоговую базу по НДС
Стороне договора. Специальный порядок определения налоговой базы… … для особой продукции Налогоплательщики – ... Применять особый порядок исчисления налоговой базы можно лишь при соблюдении... Минпромторга Включает полученный аванс в налоговую базу, начисляет «авансовый» НДС, выставляет... судебную практику, корректирует (уменьшает) налоговую базу Возникает обязанность восстановления НДС, что... выбранного порядка для момента определения налоговой базы в последующих налоговых периодах...
- Законные способы сокращения налоговой базы
Законные и надежные способы сокращения налоговой базы. Одним из действенных способов увеличения... законные и надежные способы сокращения налоговой базы. Политика государства по выводу бизнеса...
- Договоры в инвалюте и у. д. е.: налоговая база по НДС
На дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ... целей исчисления НДС налогоплательщик определяет налоговую базу дважды. Тот факт, что бухгалтерские... получения предоплаты, эти суммы увеличивают налоговую базу по НДС. При возникновении отрицательной...) производится после их выполнения (оказания) Налоговая база определяется на дату отгрузки (оказания...) осуществляются без ограничений. Дословно: налоговая база при реализации товаров (работ, услуг...
- Момент оказания услуг для целей определения налоговой базы по НДС и выставления счетов-фактур
Применительно к услугам следует определять налоговую базу по НДС и выставлять... применительно к услугам следует определять налоговую базу по НДС и выставлять... очевиден. Помимо правильного определения налоговой базы по НДС и сроков для... услуг? Соответственно, когда следует определять налоговую базу по НДС и выставлять счет... днем оказания услуги (моментом определения налоговой базы) и, соответственно, началом течения... оформления (фиксации) услуги Момент определения налоговой базы по НДС («по отгрузке») ...
- Кейс: Как «списать» кредиторскую задолженность без возникновения налоговой базы по налогу на прибыль
Не включать возникший доход в налоговую базу. Возможность применения данной статьи в... не возникает. У физического лица налоговая база, в отношении которой применяется налоговая...
- Обзор писем Министерства Финансов РФ за февраль 2017 года
Тождественно. При этом даты возникновения налоговой базы для вышеуказанных налогов могут отличаться... их поступление является моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость... . При этом даты возникновения налоговой базы для вышеуказанных налогов могут отличаться... 2/10244 Налогоплательщиком при определении налоговой базы контролируемой иностранной компании может быть... убыток учитывается налогоплательщиком при определении налоговой базы в отношении прибыли контролируемой иностранной...
- Налог на прибыль в 2017 году. Разъяснения Минфина России
08-05/1779 При определении налоговой базы по фьючерсным поставочным контрактам налогоплательщик... тождественно. При этом даты возникновения налоговой базы для вышеуказанных налогов могут отличаться...) их поступление является моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость... Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств... , учтены некоммерческой организацией при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций...
- НДС в 2017 году. Разъяснения Минфина России
- Если за 2018 год получен убыток по налогу на прибыль
Предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода на... РФ; ограничение действует в отношении налоговой базы, сформированной от иной хозяйственной деятельности... таблицу. Отчетные (налоговые) периоды Налоговая база 50 % налоговой базы (п. 2 х 50 ... убытка предыдущих налоговых периодов, уменьшающей налоговую базу текущего налогового периода. Показатель по... таблицу. Отчетные (налоговые) периоды Налоговая база 50 % налоговой базы (п. 2 х 50 ...
- Наиболее частые нарушения выявляемые ФНС
Налогообложения, не отражены в налоговой базе по упрощенной системе налогообложения. ... должны учитываться при формировании налоговой базы по указанному специальному налоговому... РФ Неисполнение обязанности либо занижение налоговой базы налоговыми агентами по исчислению, ... продукции, выявлены факты занижения налоговой базы, которая не соответствует фактическому... в расходы при исчислении налоговой базы расходов без соответствующего документального...
- Налог на прибыль в 2018 году: разъяснения Минфина России
Налогоплательщиками, принимать в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций... связи распределение общехозяйственных расходов между налоговыми базами, в отношении которых применяются разные... и переносится на уменьшение соответствующей налоговой базы в последующих отчетных (налоговых) ... учтены в целях налогообложения в налоговой базе действующего постоянного представительства. Письмо... 0 процентов может применяться к налоговой базе указанной присоединившей организации, определяемой...
- НДС в 2018 году: разъяснения Минфина России
Предоставлении вышеназванных прав налогоплательщикам НДС налоговую базу по этому налогу следует... и федеральными государственными унитарными предприятиями налоговую базу следует определять в соответствии... негосударственным пенсионным фондом порядка определения налоговой базы, установленного пунктом 3 статьи... комитентом, включаются комиссионером в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость... (эксплуатацию), выплачиваемая концессионеру, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость...
- НДФЛ в 2018 году: разъяснения Минфина России
Оплаты, производимой организацией, включаются в налоговую базу указанных физических лиц. Соответственно, ... которого налоговый агент осуществляет определение налоговой базы налогоплательщика. Если налогоплательщик такое... предоставляется налоговым агентом при исчислении налоговой базы нарастающим итогом в каждом... до окончания налогового периода, налоговая база после прекращения выплат налоговым агентом... , производимой организацией, включаются в налоговую базу указанных физических лиц. Письмо от...
- Обзор писем Министерства финансов РФ за июль 2018
РФ при передаче имущественных прав налоговая база определяется с учетом особенностей, ... . При этом особенности определения налоговой базы при реализации права ограниченного пользования... и федеральными государственными унитарными предприятиями налоговую базу следует определять в соответствии с... и налогообложением криптовалют, при определении налоговой базы по доходам, полученным от... в качестве доходов при определении налоговой базы индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему...
Статья 391. Порядок определения налоговой базы
1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.
Абзацы 4 - 7 утратили силу с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ
1.1. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Абзац второй утратил силу с 1 января 2015 г.
4. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
5. Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий:
1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
2) инвалидов I и II групп инвалидности;
3) инвалидов с детства, детей-инвалидов;
4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
8) пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
9) физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;
10) физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.
6.1. Уменьшение налоговой базы в соответствии с настоящей статьи (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.
Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет.
Абзац утратил силу с 15 апреля 2019 г. - Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ
При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.
Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
7. В случае, если при применении налогового вычета в соответствии с настоящей статьей налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.
8. До 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли , установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
<< Статья 390. |
Статья 392. >> |
|
Содержание |