Виды информации используемой налоговыми органами. Организация и методика проведения налоговых проверок. Информационные потоки налоговых органов
Загузов Георгий Валерьевич, соискатель кафедры финансового и административного права Всероссийской государственной академии Министерства финансов Российской Федерации.
Характерной особенностью современного периода развития Российского государства является интенсивное преобразование информационной сферы.
Оно обусловлено не только широким внедрением в жизнь современных средств связи, вычислительной техники, систем телекоммуникации, но и проводимыми политическими и социально-экономическими преобразованиями России <1>.
<1> См.: Копылов В.А. Информационное право. М., 1997. С. 12.
В настоящее время при переходе общества к постиндустриальному этапу развития в условиях влияния современных информационных технологий на все сферы жизни общества, его политическую и экономические системы информатизация становится самостоятельным фактором развития социальных отношений.
В настоящее время в развитых странах мира реализуются различные государственные программы, основной задачей которых является развитие электронного государственного управления.
В России также создаются условия для формирования государственного управления, основанного на широкомасштабном использовании современных информационных технологий <2>.
<2> См.: Сериков С. Электронное государственное управление - состояние, перспективы, проблемы // Storage News. 2003. N 4.
Деятельность налоговых органов по исполнению фискальной и контрольной функций предполагает внедрение и использование современных информационных технологий.
В юридической литературе и в правовых актах достаточно часто используется понятие "современные информационные технологии", под которыми принято понимать совокупность технических, программных, математических, организационных, правовых средств, кадровых ресурсов и методов, объединенных в единый технологический комплекс, обеспечивающий целенаправленный сбор, обработку, хранение, передачу и выдачу информации, необходимой в какой-либо сфере жизнедеятельности общества <3>.
<3> См.: Кулинко М.В. Теоретические основы использования современных информационных технологий и обеспечения информационной безопасности в органах внутренних дел (правовые и организационные аспекты): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
Фискальная и контрольная деятельность налоговых органов невозможна без информационного обеспечения, так как требует обработки колоссальных объемов информации.
А информация, обрабатываемая налоговыми органами, обладает определенными особенностями, которые заключаются:
- в регулировании специальными нормативными правовыми актами системы сбора, обработки, хранения, передачи, выдачи информации;
- в соблюдении определенных сроков обработки информации в системе налоговых органов;
- в логическо-правовой обработке входящей и исходящей информации с учетом требований действующих нормативно-правовых актов ФНС России.
Поэтому дальнейшее совершенствование деятельности налоговых органов должно быть связано с внедрением электронного документооборота как части системы современных информационных технологий.
Для этого в системе налоговых органов необходимо продолжать создание современной информационной системы, соответствующей требованиям действующего законодательства и улучшению служебной деятельности сотрудников налоговых органов.
В связи с чем основой информационной деятельности налоговых органов должна стать технология централизованной обработки данных.
Централизованная обработка данных налоговыми органами должна основываться на:
- использовании и совершенствовании налоговыми органами автоматизированной информационной системы (АИС) по обработке информации. Автоматизированная информационная система выполняет функции единого комплекса сбора, хранения, обработки и распространения данных, используемых в деятельности налоговых органов, в следующих ключевых процессах: учет, контроль и обработка налоговых деклараций и отчетности; учет информации о налогоплательщиках, поступившей из внешних источников; контроль за уплатой налогов и сборов; регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и учет налогоплательщиков; информационное взаимодействие с налогоплательщиками; выявление нарушений законодательства о налогах и сборах; управление задолженностью; управление санкциями и взысканиями;
- информационных ресурсах налоговых органов. Под информационными ресурсами понимаются отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
К основным информационным ресурсам должны относиться:
- информация о налогоплательщиках, плательщиках сборов, налоговых агентах: Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый государственный реестр налогоплательщиков, идентификационный номер налогоплательщика, декларация о доходах, акты проверки уплаты налогов и сборов, суммы недоимки по налогам и сборам, данные о наложенных штрафах;
- информация федеральных органов исполнительной власти: информация о заседаниях Правительства, Государственной Думы по вопросам налогообложения и организации работы налоговых органов;
- информация оперативно-бухгалтерского учета: реестр поступлений платежей, акты сверки расчетов с налогоплательщиками, акты расчетов по бюджетным счетам, заключения, инкассовые поручения;
- информация результатов налоговых проверок: отчеты и расчеты по налогам и сборам, распределение доначисленных сумм, справки о предоставлении деклараций, акты выездных налоговых проверок и решения по ним;
- оперативно-правовая информация: исковые заявления в судебные органы, протоколы и постановления по делам об административных правонарушениях, протоколы и предписания о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в кредитных организациях;
- информация, поступающая из банков: списки должников, не исполнивших обязательства по возврату кредитов, реестр взыскания задолженности по исполнительным листам, информация о юридических лицах, открывающих счета в банках, и т.д.;
- информация, необходимая для организации работы налоговых органов: законодательство о налогах и сборах, нормативно-правовые акты Минфина России, иных органов исполнительной власти, аналитические записки и статистические данные, информация для вышестоящих органов и т.д.;
- наличии электронных каналов связи, с использованием которых осуществляется передача электронных документов между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Электронные каналы связи можно рассматривать как составляющее термина "сети электросвязи", к которым относятся технологические системы, обеспечивающие передачу данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, звуковое и иные виды вещания <4>.
<4> См.: ст. 2 Федерального закона от 16 февраля 1995 г. "О связи" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 28. Ст. 2895.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. "Об электронной цифровой подписи" <5> электронный документ - это документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме, электронная цифровая подпись (ЭЦП) - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
<5> См.: Собрание законодательства РФ. 2002. N 2. Ст. 127.
Полноправное использование электронных документов в документообороте как в системе налоговых органов, так и при взаимоотношениях с налогоплательщиками стало возможным с принятием Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об электронной цифровой подписи" и получило свое развитие в правовых документах Федеральной налоговой службы.
Централизованная обработка данных в системе налоговых органов положительным результатом отражается на следующих направлениях работы:
- при исполнении фискальной функции;
- при осуществлении мероприятий налогового контроля;
- при проведении информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками, в том числе с помощью внедрения новых информационных технологий;
- при минимизации как материальных, так и человеческих ресурсов при обработке больших потоков информации, повышении ее достоверности, сокращении рутинного труда сотрудников налоговых органов;
- при создании единого информационного пространства налоговых органов РФ путем образования дополнительного межрегионального уровня в информационной модели налоговых органов;
- при создании дополнительных предпосылок для оптимизации структуры налоговых органов за счет их специализации и функциональной организации.
Централизованная обработка данных должна создать массив полной информации о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, электронный паспорт налогоплательщика, т.е. обеспечить решение текущих задач налогового контроля.
Таким образом, развитие централизованной обработки данных в системе налоговых органов РФ должно стать платформой для модернизации всей системы деятельности налоговых органов.
Дальнейшее внедрение технологии централизованной обработки данных в деятельность налоговых органов должно сопровождаться и решением вопросов правового характера.
Поэтому в правовом плане необходимо устранить препятствие по поступлению информации непосредственно в специализированные инспекции по централизованной обработке данных, минуя территориальные налоговые органы. Двойной учет, в инспекции ФНС России и МРИ по ЦОД, обеспечит без значительного изменения налогового законодательства перенаправление информационных потоков и обработку информации централизованным способом, что позволит оперативно принимать индивидуальные решения в отношении данных налогоплательщиков.
Для решения этого вопроса необходимо разработать регламент ФНС России по информационному обслуживанию инспекций МРИ по ЦОД, а также порядок предоставления доступа к информационным ресурсам МРИ по ЦОД как налоговыми органами, так и сторонними организациями, предоставить право использования графических образов подписи руководителя и печати налогового органа по централизованной обработке данных, утвержденных ФНС России, внести изменения в Налоговый кодекс РФ в части обязательного представления налогоплательщиками в налоговые органы налоговых деклараций (отчетность) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Налоговые декларации и отчетность должны быть подготовлены самими налогоплательщиками с использованием специализированного программного обеспечения, предоставляемого налоговыми органами. Сдача отчетности в электронном виде имеет ряд преимуществ как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, так как:
- программа, с помощью которой формируется электронная отчетность, позволяет проконтролировать правильность заполнения высылаемых документов;
- документы можно отправить в налоговые органы в любой день недели и любое время суток; в течение нескольких дней можно провести с инспекцией сверку платежей; кроме того, избавляет налогоплательщиков от потери времени в очереди в пиковые дни сдачи налоговых деклараций и отчетности, а сотрудников инспекций ФНС России - от наиболее трудоемкой операции: ввода налоговой отчетности в автоматизированную информационную систему.
Использование современных информационных технологий налоговыми органами требует и защиты информации, поступающей в налоговые органы, а именно обеспечения информационной безопасности.
Поэтому одной из важнейших задач в сфере внедрения и использования современных информационных технологий является создание организационных и технических способов защиты информации, передаваемой по телекоммуникационным каналам связи в налоговые органы от налогоплательщика, на предмет ее защиты от утраты или разглашения.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что информационное обеспечение деятельности налоговых органов в рамках развития и внедрения современных информационных технологий зависит от совершенствования налогового законодательства в направлении закрепления в правовых актах функций и полномочий налоговых органов в сфере аккумуляции, аналитической обработки и распространения информации, информационных баз данных, средств телекоммуникаций. Организационное развитие деятельности налоговых органов должно быть направлено на дальнейшее развитие модели специализированных налоговых органов, которые будут разрабатывать условия широкомасштабного внедрения электронного документооборота. Внутри структуры налоговых органов внедрение и использование современных информационных технологий должно неминуемо привести к повышению эффективности работы должностных лиц налоговых органов, что непосредственно повлияет на собираемость налогов, сокращение размеров потерь бюджета, связанных с уклонением налогоплательщиков от выполнения ими налоговых обязанностей.
(Аперян К.) («Финансовое право», 2011, N 4)
ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНФОРМАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ В НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ <*>
К. АПЕРЯН
——————————— <*> Aperyan K. Legal status of information used in tax-law relations.
Аперян Карен, аспирант Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России.
Информация играет особую роль в налоговых правоотношениях. Ее основное предназначение — служить целям своевременного и полного поступления налогов и сборов в доход государства. Автор статьи проводит анализ и определяет статус информации, используемой в налоговых правоотношениях.
Ключевые слова: информация, налоги, налогоплательщики, правоотношения, конфиденциальность, общедоступность, тайна, защита, ограничения, доступ.
Information plays a special role in tax-law relations. Its main purpose is to serve the purposes of timely and complete receipt of taxes and charges by the state. The author of the article makes analysis and determines the status of information used in tax-law relations.
Key words: information, taxes, tax-payers, legal relations, confidentiality, general availability, secret, protection, limitations, access.
Законодательством Российской Федерации установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя. Статьей 5 Закона «Об информации…» определен статус видов информации: информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). В зависимости от порядка предоставления или распространения информация подразделяется на: свободно распространяемую; предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному предоставлению или распространению; информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается. Налоговые органы, осуществляя налоговое администрирование, обрабатывают большие объемы информации. Это связано с ростом числа налогоплательщиков, а также ростом объема информации, получаемой от различных органов и организаций. Информация, используемая налоговыми органами, имеет строго определенный режим доступа и, соответственно, подразделяется на: — общедоступную; — информацию, имеющую в силу закона ограниченный доступ; — служебную информацию; — конфиденциальную, доступ к которой не может быть доступен в силу закона. Основным источником общедоступной информации являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, в том числе Налоговый кодекс Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, общедоступные ведомственные акты и др. В силу своих должностных полномочий, по смыслу и содержанию Закона о налоговых органах, ст. ст. 31, 32, 83, 84, 93, 93.1 и др. НК РФ, налоговые органы имеют право на: — получение информации от физических лиц и организаций; — сбор, обработку, анализ информации, полученной от физических лиц, организаций, а также полученной от внешних источников и собственными силами; — ведение реестров и баз данных как на бумажных носителях, так и в электронном виде; — архивное хранение собранной от различных источников информации; — передачу, распространение, обмен имеющейся информации. Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (ст. 6) предусмотрено, что сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными. Исключение составляют: сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах. Эта информация может быть предоставлена исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при представлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей <1>. Регистрирующий орган по запросу индивидуального предпринимателя обязан предоставить ему информацию о лицах, получивших сведения о его месте жительства. Сведения о государственной регистрации размещаются на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет. ——————————— <1> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 23 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.
Налоговые органы, осуществляя деятельность по налоговому администрированию, регистрируют налогоплательщиков, осуществляют их учет, проводят налоговые проверки, в процессе чего собирают информацию, обрабатывают ее, анализируют, хранят. Можно предположить, что собранная налоговым органом информация есть информация для служебного пользования. Она имеет специальный режим — режим налоговой тайны. Согласно п. 1 ст. 102 налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам); 5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности. Поступившие в налоговые органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо незаконный сбор, а также разглашение таких сведений влекут уголовную ответственность. Статьей 13.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом. Статьей 139 ГК РФ регулировался режим служебной и коммерческой тайны. В настоящее время ст. 139 ГК РФ утратила силу в связи с введением части IV Гражданского кодекса РФ <2>. В настоящее время информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными частью IV ГК РФ и Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» <3>. ——————————— <2> Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5497. <3> См.: СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»: «коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду»; «информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны». Доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, означает ознакомление определенных лиц с такой информацией. Соответственно, передача информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности. Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, — действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений Федерального закона N 98-ФЗ «О коммерческой тайне». В соответствии с п. 4 ст. 4 информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания. Статьей 6 Федерального закона N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» регламентируется порядок предоставления информации, составляющей коммерческую тайну. Конфиденциальной является информация, которая стала известна нотариусу, адвокату, эксперту, аудитору в связи с исполнением ими своих обязанностей по отношению к налогоплательщику — физическому лицу или организации, т. е. предоставленная налогоплательщиком с условием сохранения этой информации в тайне. Согласно пп. 13 п. 2 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на соблюдение и сохранение налоговой тайны. С другой стороны, обязанностью налоговых органов является соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение (пп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ). При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну (п. 4 ст. 82 НК РФ). В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» <4> «налоговые органы осуществляют прием документированной информации для ведения реестра и передачу ее другим налоговым органам в порядке, установленном для приема и передачи конфиденциальной информации». ——————————— <4> См.: СЗ РФ. 2004. N 10. Ст. 864.
В отношении информации (сведений), имеющей особый режим доступа и содержащейся в государственных реестрах, Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1233 утверждено Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти <5>. Положение определяет общий порядок обращения с документами и другими материальными носителями информации, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, в федеральных органах исполнительной власти, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. ——————————— <5> Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3165.
К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью <6>. На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования». Руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции определяет: ——————————— <6> Там же. Статьи 1.2 — 1.5.
— категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения; — порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям; — организацию защиты служебной информации ограниченного распространения. Подводя итог исследования правового статуса информации, используемой налоговыми органами, следует заметить, что налоговые органы в силу своей компетенции обладают большим объемом информации о налогоплательщиках — физических лицах и организациях. Информация имеет строго определенный режим доступа и, соответственно, подразделяется на: — общедоступную, или публичную, т. е. информацию, доступную для всех участников налоговых правоотношений; — информацию, имеющую в силу закона особый или ограниченный доступ; — служебную информацию, т. е. информацию, которая получена налоговыми органами в связи с налоговым администрированием; — конфиденциальную, которая не может быть доступна в силу закона. Служебная информация и конфиденциальная информация имеет специальный статус — статус налоговой тайны и (или) коммерческой (производственной) тайны.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая // СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5496. 4. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // СЗ РФ. 2006. Ст. 3448. 5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 23 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431. 6. Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5497. 7. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3165. 8. Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс». 9. Бойцов Г. В., Долгова М. Н., Бойцова Г. М. Постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. «ГроссМедиа», 2006 // СПС «КонсультантПлюс». 10. Воронов А. М. Проблемы теории и практики обеспечения общественной безопасности Российской Федерации. М.: ВГНА, 2007. 357 с. 11. Загузов Г. В. Информационное обеспечение деятельности налоговых органов // Административное и муниципальное право. 2008. N 4. 12. Кобзарь-Фролова М. Н. Концептуальные основы теории налоговой деликтологии: Монография. М.: ВГНА, 2010. 473 с. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая) (постатейный) (под ред. Ф. Н. Козырина, А. А. Ялбулганова) включен в информационный банк. —————————————————————— 13. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (ч. 1) (постатейный) / Под ред. А. Н. Козырина, А. А. Ялбулганова. М.: ЦППИ, 2009. 182 с. // СПС «КонсультантПлюс». 14. Крохина Ю. А. Налоговое право России. М.: НОРМА, 2008. 720 с.
——————————————————————
Понятие, обозначаемое термином «информация», относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках. В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация определяется как сведения о лицах, предметах, фактах
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
Тема 1. Налоговая информация и информационные процессы в налоговой сфере.
- Информация и ее виды.
- Информационные процессы.
- Налоговая информация.
- Информация и ее виды.
Понятие, обозначаемое термином «информация», относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках. В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация определяется как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Примеры определений понятия «информация»
Определение |
Где используется |
Информация средство снижения неопределенности и риска. |
В теории прибыли, по Ф. Найту |
Информация сообщения, которые уменьшают существующую неопределенность, неполноту знаний. |
В теории информации, по К. Шеннону |
Информация совокупность сведений, являющихся объектом сбора, передачи, хранения и обработки. |
В теории машинной обработки |
Информация та часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы. |
В кибернетике, по Н. Винеру |
Одной из важнейших разновидностей информации является экономическая информация, которая включает сведения о составе трудовых, материальных и денежных ресурсов и состоянии объектов управления на определенный момент времени. Она непосредственно связана с управлением коллективами людей, производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ и услуг.
Информация приобретает черты экономического блага и обращается в экономике как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности, а также как товар (информационные товары, услуги).
Информационный ресурс может быть определен как совокупность накопленной информации, зафиксированной на материальном носителе в любой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве для решения научных, производственных, управленческих и других задач. Информационный ресурс имеет вид книг, журналов, файлов, фотографий, отчетов, дневников и т.д.
Информационные ресурсы характеризуются:
- тематикой (общественно-политическая, научная, техническая, правовая, экономическая и т.д.);
- формой собственности (государственная, муниципальная, частная);
- доступностью (открытая, секретная, ограниченного использования);
- формой представления (текстовая, графическая, звуковая);
- носителем (бумажный, электронный).
- Свойства экономической информации.
- Экономическая информация отражает акты хозяйственной деятельности с помощью системы натуральных и стоимостных показателей. Поэтому используются количественные величины, цифровые значения . Это отличает экономическую информацию, например, от юридической или культурной, где дается качественная оценка.
- Дискретность. Экономическая информация представляет собой конечный набор числовых показателей. В экономике оперируют нормативными, плановыми, фактическими значениями различных показателей, дающих количественную оценку процессов и явлений. Эта особенность экономической информации предоставляет широкие возможности использования вычислительной техники для ее обработки.
- Цикличность. Для большинства производственных процессов характерна повторяемость составляющих его стадий. Следовательно, и информация, отражающая эти процессы, периодически повторяется. Это позволяет многократно использовать программы машинного счета, что значительно упрощает процесс проектирования автоматизированной обработки данных.
- Объемность. Качественное управление экономическими процессами невозможно без детальной информации о каждом работнике, рабочем месте, об этапах технологического процесса, поставщиках сырья и потребителях готовой продукции и т.д. Совершенствование управления сопровождается увеличением сопутствующих ему потоков.
- Однородность и однотипность. Относительная однородность и однотипность экономической информации позволяет получить по одним и тем же исходным данным результатную информацию для всех служб и видов хозяйственной деятельности.
- В процессе обработки экономической информации логические операции преобладают над арифметическими, которые сводятся, в основном, к четырем действиям.
К экономической информации предъявляются следующие требования: точность (характеризует однозначное восприятие экономической информации многими потребителями), достоверность (определяет допустимый уровень искажения как исходной, так и результатной информации, при котором сохраняется эффективность функционирования системы) и оперативность ее поступления (определяет быстроту замены устаревшей с течением времени и потерявшей ценность информации).
- Структура экономической информации.
Выделяют следующие структурные единицы: реквизит, показатель, документ, информационное сообщение, информационный массив, информационная подсистема и информационная система.
Информационными единицами низшего уровня являются реквизиты и показатели, служащие основаниями для составления документов и хранения в памяти машины.
Реквизит самая простая единица, состоит из знаков цифр и букв, имеющих смысловое значение и не поддающихся дальнейшему делению. Реквизиты подразделяются на реквизиты-признаки, отражающие качественную сторону объекта, и реквизиты-основания, отражающие количественную сторону объекта. Каждый реквизит характеризуется своим наименованием и значениями.
Реквизиты-признаки подлежат логической обработке (сортировке, группировке, поиску), реквизиты-основания арифметической.
Сочетание одного основания и всех, относящихся к нему признаков, образует показатель логическое высказывание, содержащее качественную и количественную характеристики отражаемого явления.
Документ является составной единицей информации, включающей множество реквизитов и дающей определенную качественную и количественную характеристики объекта, процесса, явления.
Каждая экономическая задача характеризуется определенными формами документов и содержащейся в них системой показателей.
Документ отражается на бумажных носителях. Далее в памяти машины все однородные документы (информационные сообщения) формируются в информационный файл (массив) основную структурную единицу хранения информации в памяти компьютера при автоматизированной обработке экономических задач.
Информационные файлы имеют различное функциональное назначение. Так, выделяют файлы условно-постоянной, переменной, входной, промежуточной, результатной, архивной и другой информации. Часть файлов используется только для обработки одной задачи, другие для нескольких задач.
Совокупность различных информационных файлов, используемых для обработки какого-либо комплекса экономических задач, организует следующую структурную единицу информационный поток.
Несколько информационных потоков, относящихся к одной области, образуют информационную подсистему.
Как правило, создание ИС предусматривает автоматизированную обработку экономических задач разных функциональных подсистем. Выделение информационных подсистем в ИС зависит от вида деятельности объекта.
Совокупность всех информационных подсистем объекта составляет структурную единицу информации высшего уровня информационную систему, реализующую различные функции управления.
- Информационные процессы.
Информационная технология технология информационного процесса - совокупность методов, способов, приемов и средств, реализующих информационный процесс в соответствии с заданными требованиями.
Информационная технология может быть представлена как определенная последовательность управляющих воздействий технологических процессов различных видов и реализующих их средств, а также как научное описание этих процессов и способов их реализации.
Информационный процесс совокупность процессов получения, накопления, обработки и передачи информации.
Основные виды технологических процессов, составляющих информационную технологию:
Ввод информации совокупность действий по непосредственной передаче информации от объектов окружающей среды информационной системе.
Вывод информации совокупность действий по непосредственной передаче информации объектам окружающей среды от информационной системы.
Представление информации совокупность действий по преобразованию информации, обеспечивающих возможность ее восприятия пользователем или последующим процессом.
Обработка информации совокупность действий по изменению состояния информации с целью придания ей требуемых свойств.
Запись информации совокупность действий по переносу информации на материальные носители.
Поиск информации совокупность действий по отбору (нахождению) информации по заданным признакам.
Сбор информации совокупность действий по получению информации из различных источников и определению ее состояния, в том числе идентификация информации, группирование по определенным признакам и представление ее в требуемом виде.
Хранение информации совокупность действий по поддержанию состояния информации и носителей, обеспечивающая доступность информации в течение заданного времени.
Актуализация информации совокупность действий по обновлению, расширению, восстановлению, переструктурированию информации с целью обеспечения эффективности ее использования.
Предоставление информации совокупность действий по обеспечению доступа к информационным ресурсам.
Тиражирование информации совокупность действий по переносу информации на материальные носители, обеспечивающие ее точное отображение в требуемом количестве экземпляров.
Обмен информацией, коммуникация совокупность действий по обеспечению информационного взаимодействия объектов.
Передача информации совокупность действий по пересылке информации от источника к приемнику, не зависящая от вида информации и режимов ее обработки.
Защита информации совокупность действий по обеспечению сохранности информационных ресурсов от внутренних и внешних угроз.
- Налоговая информация.
Всю поступающую в налоговые инспекции информацию можно разделить на следующие потоки:
- сведения о юридических и физических лицах, находящихся на данной территории;
- информация о поступлении и возврате налогов и сборов;
- сведения о доходах, получаемых всеми находящимися на данной территории налогоплательщиками;
- информация, необходимая для организации работы самой налоговой инспекции.
Потоки данных, циркулирующие в налоговой сфере:
а) входящая информация о физических лицах: заявление на регистрацию; идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); декларация о доходах; акт проверки расчета налога с владельцев строений и земельного налога; справки о доходах; сведения об авторских вознаграждениях; заявления, письма и жалобы граждан;
б) входящая информация о юридических лицах: устав и учредительный договор; свидетельство о регистрации, номер и дата регистрации в налоговой инспекции; сведения об источниках формирования уставного фонда; баланс и приложения к нему, информация об авансовых платежах; акты проверок налогоплательщиков налоговыми органами; справка о внесении в Государственный реестр предприятий и организаций; лицензии на право ведения той или иной деятельности; информация о наложенных штрафах и других взысканиях; письма, исковые заявления;
в) входящая информация, поступающая из банков: мемориальные ордера и уведомления; платежные поручения; выписки; инкассовые поручения; платежные извещения; отчет о кассовом исполнении бюджета; сведения об открываемых расчетных и бюджетных счетах; сведения о финансовых операциях;
г) входящая информация органов законодательной и исполнительной власти: нормативно-правовые и законодательные акты; решения, постановления, приказы, распоряжения; письма, телеграммы, разъяснения, запросы, инструкции и пр.;
д) информация оперативно-бухгалтерского учета: реестр поступлений платежей; акты сверки расчетов с налогоплательщиками; акты сверки поступлений по бюджетным счетам; отчеты, заключения, инкассовые поручения и реестр к ним;
е) информация результатов налоговых проверок: отчеты и расчеты по налогам и платежам, распределение доначисленных сумм; финансовые санкции и их распределение; справки о предоставлении деклараций; платежные извещения налогоплательщикам;
ж) информация результатов ревизий: акты ревизий; акты проверок правильности взимания государственной пошлины и подоходного налога с физических лиц; протоколы; постановления по делам об административных нарушениях; предписания о приостановлении операций по счетам в финансово-кредитных учреждениях;
з) справочная информация: отчеты о поступлениях в бюджет и о контрольной деятельности; аналитические записки и статистические таблицы; учетные и сводные сведения о налогоплательщиках; информация для вышестоящих структур и для органов исполнительной власти;
и) правовая и юридическая информация: протоколы и предписания о приостановлении операций по счетам в банковских учреждениях; протоколы и постановления по делам об административных правонарушениях; исковые заявления в суд и арбитраж.
PAGE 1
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм> |
|||
7054. | Информационные процессы | 28.73 KB | |
Информационный процесс - это комплекс взаимоувязанных процедур преобразования информации от момента возникновения до предоставления результатной информации пользователю. Информационный процесс реализуется путем выполнения регламентированной совокупности этапов (операций) | |||
7138. | Информационные процессы и технологии. Предмет информатики | 23.27 KB | |
Информационные процессы сбор обработка и передача информации всегда играли важную роль в науке технике и жизни общества. Сбор информации это деятельность субъекта в ходе которой он получает сведения об интересующем его объекте. Сбор информации может производиться или человеком или с помощью технических средств и систем аппаратно. Задача сбора информации не может быть решена в отрыве от других задач в частности задачи обмена информацией передачи. | |||
7531. | Информатика и информация. Дискретная и аналоговая информация | 171.29 KB | |
Появление информатики обусловлено возникновением и распространением новой технологии сбора обработки и передачи информации связанной с фиксацией данных на машинных носителях. В составе основной задачи сегодня можно выделить такие основные направления информатики для практического применения: архитектура вычислительных систем приемы и методы построения систем предназначенных для автоматической обработки данных; интерфейсы вычислительных систем приемы и методы управления аппаратным и программным обеспечением; программирование... | |||
10479. | Информация. Информация в информатике | 44.16 KB | |
Что же означает это понятие А состоит оно из двух частей Это информатика в целом наука об информации её хранении создании и преобразовании. Тогда этот предмет преподавался даже без компьютера и какихлибо технических средств и его целью было только введение в мир компьютеров и вычислительной техники и объяснение школьникам теоретических принципов обработки информации. В настоящее время с каждым годом количество получаемой нами информации увеличивается считается что за 810 лет во всем мире количество информации увеличивается в 2... | |||
6782. | Псиихические процессы - процессы, условно выделенные в целостной структуре психики | 3.61 KB | |
Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёныхпсихологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX начала XX века. Особенность психических процессов в том что они наиболее кратковременные быстропротекающие. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике и классификация психических процессов имеет скорее... | |||
4922. | Налоговая система РФ | 63.6 KB | |
В современном обществе налоги являются основным источником доходов государства. Именно налоги лежат в основе доходной части бюджета любой развитой системы. Кроме фискальной функции налоги используются в качестве инструмента экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства, на направления социально-экономического развития. | |||
9293. | Налоговая система государства | 24.3 KB | |
Налоговая система государства План: Основные понятия налоговой системы Принципы построения системы Классификация налогов Основные понятия и определения системы Элементы налога Налоговая система страны совокупность норм правил законодательных актов на основе которых происходит: взимание налогов пошлин на территории данного государства; регулирование взаимоотношений и определение полномочий сторон участвующих в процессе налогообложения. Принципы налогообложения были разработаны и... | |||
5800. | Банковская и налоговая системы США | 37.26 KB | |
Основы финансовой системы США. Постепенно складывавшаяся на протяжении несколько веков финансовая система США последние несколько десятилетий остается самой мощной в мире. Но несмотря на все высказывания именно американский доллар продолжает оставаться свободно обращающейся во всех странах резервной валютой а самые дорогие мировые компании все еще находятся в США. Финансовая система США сложна и многообразна состоит из множества государственных федеральных и иных органов власти и управления финансовых и административных ведомств... | |||
16086. | Бюджетно-налоговая (фискальная) политика | 412.39 KB | |
Государство устанавливая налоги стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач которые реализуются посредством налогово-бюджетной политики. Задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика Инструменты фискальной политики... | |||
5282. | Налоговая система РФ и пути ее совершенствования | 30.26 KB | |
В рыночной экономике каждое государство широко использует налоги как регулятор некоторых отрицательных факторов рынка. В условиях перехода к экономическим способам управления быстро растет роль налогов как регулятора экономики поощрения и развития ведущих отраслей народного хозяйства через налоги государство может осуществлять качественную политику в развитии наукоемких производств и уничтожении убыточных предприятий. Эти законопроекты установили идущие в бюджетную систему налоги сборы пошлины и другие платежи определяют плательщиков... |
Вся поступающая в налоговые инспекции информация делится на следующие потоки:
- - сведения о юридических и физических лицах, находящихся на данной территории;
- - информация о поступлении и возврате налогов и других платежей;
- - сведения о доходах, полученных всеми находящимися на данной территории плательщиками;
- - информация, необходимая для организации работы налоговой инспекции.
Внутри территориальной налоговой инспекции циркулируют следующие потоки данных:
- 1. Входящая информация по физическим лицам:
- - заявление на регистрацию;
- - прочие заявления, письма и жалобы граждан;
- - акт обследования (опроса);
- - декларация о совокупном денежном доходе;
- - акт проверки расчета налога с владельцев строений и земельного налога;
- - сведения о суммах доходов, выплаченных гражданину за год не по месту основной работы;
- - сведения об авторских вознаграждениях.
- 2. Входящая информация по юридическим лицам:
- - устав и учредительный договор;
- - свидетельство о регистрации;
- - номер и дата регистрации в налоговой инспекции;
- - источники формирования уставного фонда;
- - баланс и приложения к нему;
- - информация по авансовым платежам;
- - письма, исковые заявления;
- - акты проверок плательщиков налоговыми органами;
- - налоговые расчеты и акты проверок налоговой полиции;
- - справка о внесении в госреестр предприятий, организаций;
- - лицензия на право ведения той или иной деятельности;
- - докладная записка на штрафы.
- 3. Входящая информация из банковских учреждений:
- - мемориальные ордера и уведомления;
- - платежные поручения, выписки, инкассовые поручения;
- - платежные извещения;
- - отчет о кассовом исполнении бюджета;
- - сведения о вновь открываемых расчетных и бюджетных счетах;
- - сведения о финансовых операциях.
- 4. Входящая информация из директивных органов:
- - решения, постановления, приказы, распоряжения;
- - письма, телеграммы, разъяснения, запросы, инструкции.
- 5. Информация по оперативно-бухгалтерскому учету:
- - реестр поступлений, акты сверки расчетов с налогоплательщиками и акты сверки поступлений по городскому бюджету;
- - отчеты, заключения;
- - инкассовые поручения и реестр к ним.
- 6. Информация по камеральным проверкам:
- - отчеты и расчеты по налогам и платежам;
- - распределение доначисленных сумм;
- - финансовые санкции и их распределение;
- - справки о представлении деклараций;
- - платежные извещения населению.
- 7. Информация по ревизиям:
- - акты ревизий;
- - акты проверок правильности взимания госпошлины и подоходного налога с граждан;
- - предписания о приостановлении операций по счетам в финансово-кредитных учреждениях.
- 8. Справочная информация:
- - отчеты по поступлениям в бюджет и контрольной деятельности;
- - аналитические записки и статистические таблицы;
- - учетные и сводные сведения по налогоплательщикам;
- - информация для передачи в вышестоящую организацию;
- - информация для передачи в местные директивные органы.
- 9. Юридическая информация:
- - протоколы и предписания о приостановлении операций по счетам в банковских учреждениях;
- - протоколы, постановления по делам об административных нарушениях;
- - исковые заявления в суд и арбитраж.
Кроме того, ФНС использует дополнительные базы данных, например, учетно-регистрационные данные о хозяйствующих субъектах из банков данных Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), формируемого органами ФНС России, а также данные Единого государственного реестра предприятий и организаций (ЕГРПО), формируемого органами Госкомстата России (см. Приложение).
Однако, в силу различных причин (например, времени подачи налогоплательщиками сведений о себе, их составу и ответственности за искажение представленных данных) сведения из ЕГРЮЛ оказываются, как правило, более точными, чем из ЕГРПО.
Помимо представленных выше двух основных задач, на решение которых направлена информационная работа, она включает в себя ряд внутренних (технологических) элементов:
- - настройка СУБД на предметную область правоохранительных органов, обеспечивающих поступление налогов и сборов в бюджет;
- - ведение банков данных, актуализация накапливаемой в них информации;
- - организация сбора информации (ее передачи по каналам связи), обеспечение доступа заинтересованных пользователей к накопленным данным, возможности исполнения запросов на получение информации;
- - обеспечение работоспособности технических средств накопления, передачи и обработки данных;
- - защита информации от разрушения, модификации, несанкционированного доступа и т.п.
Место информационных массивов в обеспечении деятельности ФНС можно представить себе в виде следующей последовательности действий.
Сотрудники ФНС получили первичную информации о фактах и признаках экономических преступлении в виде уклонения от уплаты налогов, лицах и хозяйствующих субъектах, которые подозреваются в их совершении. Как правило, она содержит признаки, которые позволяют обоснованно подозревать конкретные хозяйствующие субъекты в совершении налоговых преступлений и правонарушений.
Далее они проводят оценку полученной информации, которая включает установку физических лиц и организаций, фигурирующих в первичном сообщении, получение иных сведений, имеющих отношение к существу сообщения или вопросам хозяйственной деятельности упоминавшихся субъектов. С этой целью используются учетно-регистрационные данные, которые позволяют установить, действительно ли существуют эти лица и организации и на законном основании они ведут свою деятельность или нет. Наряду с этим изучается финансово-хозяйственная деятельность объектов проверки. Это позволяет оценить достоверность полученной информации, сделать предположения о возможных способах совершения преступлений, установить связи проверяемых объектов.
Затем строятся оперативные версии, план оперативных мероприятий по их отработке. Построение оперативных версий возможно, как правило, после того как первичная информация будет дополнена учетно-регистрационными данными и сведениями о финансово-хозяйственной деятельности. Существенную помощь может оказать информация о ранее выявленных и пресеченных преступлениях со схожими признаками.
И наконец, осуществляется проверка оперативных версий посредством получения, анализа и оценки информации из различных источников (агентурных сообщений, ответов на разовые запросы, оперативно-технических мероприятий, внутренних баз данных, внешних информационных массивов, получаемых официально и оперативным путем).
Проверку оперативных версий можно осуществлять посредством сравнения исследуемого случая с уже известными примерами, данные о которых накапливаются в ведомственных базах данных. Для этого необходимо выделить в них сходные и отличительные признаки. Это можно сделать оперативным путем, посредством проведения целевых вербовок, запросов, проведения оперативно-технических мероприятий, или путем получения и анализа открытой информации, данных о финансово-хозяйственной деятельности из информационных массивов различных ведомств и коммерческих организаций.
Перечислим основные информационные массивы, используемые для обеспечения такого рода деятельности. Они как правило бывают внешние и внутренние.
Внешними информационными массивами, как правило, являются учетно-регистрационные данные о субъектах финансово-хозяйственной деятельности.
Таблица 2
Ведомство |
Информационный ресурс |
|
ФНС России |
Единый государственный реестр юридических лиц |
|
Минюст России |
Представительства иностранных компаний, аккредитованные в Российской Федерации и внесенные в государственный реестр |
|
Госкомстат России |
Сведения из ЕГРПО о субъектах, занятых хозяйственной деятельностью и зарегистрированные в Российской Федерации |
|
Минфин России |
Сведения о налогоплательщиках, осуществляющих страховую деятельность и внесенных в единый Государственный реестр страховщиков |
|
Информация о лицензиатах (юридических и физических лицах), имеющих лицензию на осуществление аудиторской деятельности |
||
Минтранс России |
Базы данных о лицензиатах |
Также внешними информационными массивами являются данные об элементах финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов.
Таблица 3
Ведомство |
Информационный ресурс |
||
ЦБ России |
Сведения о «подозрительных» внешнеэкономических контрактах |
||
ГТК России |
Сведения о таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации |
||
Сведения о таможенных приходных ордерах, составленных на товары, оформленные в таможенном отношении физическими и юридическими лицами |
|||
Сведения о поступлении на счета налогоплательщиков - участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - валютной выручки от экспорта товаров в счет исполнения обязательств по внешнеторговым договорам |
|||
Сведения о перемещении физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте десять тысяч долларов США |
|||
Сведения о российских участниках ВЭД, не обеспечивших возврат валютной выручки от экспорта товаров и не обнаруженных таможенными органами по юридическим и почтовым адресам |
|||
МАП России |
Сведения о фактах нарушений антимонопольного законодательства, законодательства РФ о защите прав потребителей, о рекламе, о регулировании и контроле субъектов естественных монополий в области связи |
||
Сведения из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% |
|||
Услуги и цены |
Информация о реквизитах, отражающих реальное месторасположение и телефоны хозяйствующих субъектов в сферах строительства, производства и торговли различными видами товаров и продуктов, (в том числе алкогольных напитков и табачных изделий), антиквариата, страхования, оказания риэлторских, туристических, юридических, ремонтных, медицинских (в том числе аптечных), реставрационных, ритуальных, компьютерных, полиграфических и т.п. услуг |
||
Товары и цены |
|||
Госком-рыболовство |
Таблица судовладельцев |
К внутренним ресурсам принято относить сведения о хозяйствующих субъектах, в отношении которых проводились гласные или оперативные мероприятия, находящихся или находившихся в поле зрения правоохранительных органов, а также сведения о ранее выявленных способах совершения нарушения налогового законодательства, их демаскирующих признаках и методах выявления и пресечения.
Таблица 4
Информационный ресурс |
Накапливаемые сведения |
|
Ведомственная система учета |
Результаты проверок соблюдения налогового законодательства, ревизий и экспертиз. |
|
Принятые процессуальные решения (отказано в возбуждении уголовного дела, возбуждено уголовное дело, окончено уголовное дело) |
||
Выявленные административные правонарушения |
||
База данных дел оперативного учета |
Сведения о делах оперативного учета. |
|
Оперативно-справочные банки данных |
Сведения справочного характера, необходимые для решения поставленных задач оперативным подразделениям |
|
Специализированные банки данных, содержащие методики совершения налоговых преступлений |
Сведения, непосредственно характеризующие особенности совершенных правонарушений и их демаскирующих признаков |
Для каждого вида деятельности могут организовываться специфические банки данных. Например, для информационного обеспечения следственных подразделений может быть организован банк данных, расследуемых преступлений, фабулы дел, методик сбора доказательств и т.п.
В налоговой сфере протекают различные информационные процессы. Так, на уровне федеральной налоговой службы к ним можно отнести следующие:
Подготовка типовых отчетных форм;
Контрольная деятельность;
Методическая, ревизионная и правовая деятельность;
Аналитическая деятельность ФНС;
Внутриведомственные задачи.
Для регионального уровня характерен свой состав информационных процессов:
Регистрация предприятий;
Камеральная проверка;
Ведение лицевых карточек предприятий;
Анализ состояния предприятия;
Документальная проверка;
Ведение нормативно-правовой документации;
Внутриведомственные задачи;
Обработка документов физических лиц.
В системе налогообложения функционирует унифицированная система документации, которая отвечает определенным требованиям к форме, содержанию, порядку заполнения документов. Унифицированные документы используются на всех уровнях системы. К ним можно отнести большинство документов, циркулирующих в налоговых органах, начиная от бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, представляемых налогоплательщиками в налоговые инспекции, и кончая отчетностью, составляемой налоговыми органами.
Информационные потоки представляют собой направленное стабильное движение документов от источников их возникновения к получателям. Информационные потоки дают наиболее полную картину информационной системы налогообложения в связи с тем, что с их помощью выявляются пространственно-временные и объемные характеристики, отражается динамичность информационных процессов и их взаимодействие. Информационные потоки отражают организационно-функциональную структуру налоговых органов. Единицами информационных потоков могут быть документы, показатели, реквизиты, символы. Документы и содержащаяся в них информация классифицируются:
а) по отношению к входу и выходу:
Входные (поступающие в инспекции);
Выходные (исходящие из инспекции).
б) по срокам представления:
Регламентные – документы, для которых определен срок исполнения и представления (отчеты «Структура поступлений основных видов налогов», «Недоимка по платежам в бюджет» и другие статистические отчеты, составляемые в налоговых органах);
Нерегламентированные – документы, исполняемые по запросам.
в) по функциональным направлениям деятельности налоговой инспекции:
Правовые и нормативно-справочные документы (законы, указы, постановления органов государственной власти и управления) и организационно-методические документы (приказы, директивы, инструкции, методики, решения коллегий ФНС и т.д.);
Документы исчисления и учета поступления налогов, сборов и других платежей (лицевые счета плательщиков налогов, банковские документы, налоговые расчеты, декларации);
Документы по контрольной работе инспекции (бухгалтерские отчеты, балансы, акты проверок, журналы учета контрольной работы);
Другие виды документов.
Важной составляющей внемашинного информационного обеспечения является система классификации и кодирования. В условиях функционирования АИС методы, способы кодирования, рациональная классификация номенклатур позволяют снизить объем и время на поиск информации, необходимой для решения задач, облегчить обработку информации. АИС строится на основе применения:
а) общероссийских классификаторов (Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО)...);
б) ведомственных классификаторов (банков (КБ)...);
в) системных классификаторов (идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН)...).