Налоговое регулирование в рф. Методы и способы налогового регулирования. Инструментарий государственного налогового регулирования
Налоговое регулирование активно используется государством в решении задач социально-экономического развития общества и выступает составной частью налоговой политики, которая в свою очередь подчинена задачам экономической государственной политики. В XX-XXI вв. сформировалась практика налогового регулирования, которая дала значимые результаты в области государственной поддержки инновационного развития экономики, формирования благоприятного инвестиционного климата, развития малого предпринимательства, решения социальных задач и др. Вопросы повышения эффективности налогового регулирования актуальны и для Российской Федерации.
Налоговое регулирование относится к косвенным методам государственного воздействия на социально-экономическое развитие общества. В основе налогового регулирования, как и других косвенных методов государственного влияния, лежит воздействие на экономические интересы хозяйствующих субъектов. Экономическая природа налогов создает основу для использования их в качестве стимула предпринимательской деятельности.
Налоговое регулирование непосредственно связано с экономической природой налогов. Обязательность уплаты налогов, которая предопределена их законодательным характером, а также индивидуальная безвозмездность налогов - это лишь форма проявления экономической сути. Налоги - это не просто вид финансового платежа, посредством которого осуществляется законодательное изъятие части дохода хозяйствующего субъекта. За уплатой налогов скрываются экономические отношения, а именно отношения перераспределения ВВП. Налоги - это отношения, которые возникают между государством и налогоплательщиками (хозяйствующими субъектами) по поводу перераспределения ВВП с целью формирования доходной части бюджета. Внутренний валовой продукт создается хозяйствующими субъектами, а государство в силу закона изымает определенную его часть для формирования государственных финансовых ресурсов. Результаты такого рода изъятия неоднозначны как для налогоплательщиков, так и для государства.
При поверхностном взгляде создается впечатление, что налоговые отношения порождают лишь противоречие интересов государства и налогоплательщиков. Налогоплательщик стремится к сохранению созданного им дохода, который он может по собственному усмотрению использовать как на потребление, так и на сбережение, инвестирование. При этом бизнес сам определяет пропорции распределения дохода на потребление и инвестирование. Налогоплательщик рассматривает налоги как узаконенное изъятие своего дохода, определенное нарушение своих прав собственности. Кроме того, для налогоплательщика налоги выступают законодательно установленным расходом, который, в отличие от других видов обязательных платежей, непосредственно не вытекает из самого воспроизводственного процесса. В такой ситуации у налогоплательщика рождается естественный интерес снижения таких "неестественных" с его точки зрения расходов. Налогоплательщиками разработан целый арсенал инструментов реализации своего экономического интереса по снижению объемов налоговых платежей, которые носят как легитимный (налоговое планирование, налоговая оптимизация), так и нелегитимный характер (уклонение от налогов, уход от налогов, обход и минимизация налогов).
Экономический интерес другого участника налоговых отношений (государства) заключается, казалось бы, в постоянном увеличении налогов для формирования все больших объемов государственных доходов. Однако более пристальный взгляд на налоговые отношения позволяет увидеть иной расклад интересов участников налоговых отношений. С одной стороны, государство далеко не всегда может получить желаемый финансовый эффект от увеличения налогов. При неумелом наращивании налоговой нагрузки на экономику государство будет нести ощутимые как финансовые, так и экономические потери. С другой стороны, и налогоплательщик как хозяйствующий субъект может получить экономический выигрыш от увеличения налогов.
Первое утверждение вряд ли вызывает возражение. Со второй половины XX в. широко известна даже среди неспециалистов кривая Лаффера, которая демонстрирует зависимость между ростом налоговой нагрузки и объемами доходной части бюджета. Результаты научных исследований этого американского ученого позволяют говорить о том, что чрезмерная налоговая нагрузка ведет к снижению темпов экономического роста, к усилению кризисных явлений в экономике. В определенной ситуации необоснованная налоговая нагрузка может вызвать рецессию производства.
Научно-историческая справка
Важным направлением американской неолиберальной школы стала разработанная в 1980-х гг. А. Лаффером, М. Фелдстайном, М. Бернсом, Р. Риганом теория экономики предложения. Ее основоположники, как и все экономисты неолиберального толка, выступают против активной роли государства в регулировании экономики. Государственное регулирование, по их мнению, выглядит неизбежным злом, которое снижает предпринимательскую инициативу и эффективность самого предпринимательства. Основные рецепты данной теории сводятся к следующему.
- 1. Всемерное снижение уровня налоговой нагрузки для стимулирования экономического роста. Американский экономист А. Лаффер на основе эмпирических исследований показал зависимость между ставками налогов, доходами бюджета и налоговой базой. Им был сделан вывод о том, что уровень налогов достиг критического значения, при котором они стали препятствовать экономическому росту. Налоговые реформы в США конца 1970-х - начала 1980-х гг. во многом были осуществлены на основе концептуальных выводов А. Лаффера. Ставки налогов были резко снижены в надежде на то, что возросшие деловая активность и интенсивность труда компенсируют потери налоговых доходов. В результате проведенных реформ не было зафиксировано весомого роста доли личных сбережений или предложения труда. Однако федеральные налоговые доходы сократились, а вследствие этого федеральный бюджет, сбалансированный в 1979 г., в 1983 г. характеризовался беспрецедентным дефицитом в 200 млрд долл.
- 2. Приватизация большей части государственных предприятий, что позволит не только получить дополнительные средства в бюджет от продажи этих предприятий, но и повысит поступления налоговых платежей от них в результате роста эффективности деятельности приватизированных предприятий. Сокращение государственного сектора должно привести к росту конкуренции, а значит, и к повышению качества продукции, к росту конкурентоспособности национальной экономики.
- 3. Следует снижать бюджетные расходы и бюджетный дефицит, в первую очередь, за счет сокращения финансирования социальных программ.
Недоумение может вызвать положение о возможном экономическом выигрыше налогоплательщика при росте налогов. Однако парадоксальность данного положения мнимая. Мобилизованные государством посредством налогов доходы бюджета используются для финансирования производства разнообразных публичных благ. Практически все публичные блага в той или иной мере удовлетворяют потребности бизнеса, способствуют его устойчивому развитию. Национальная оборона, правопорядок, судебная система обеспечивают сохранность бизнеса. Государственное финансирование образования, здравоохранения, культуры позволяет бизнесу получить доступ к трудовым ресурсами необходимого уровня качества. Создание за счет бюджетных средств современной инфраструктуры, развитие фундаментальной науки во многом обеспечивают жизнеспособность современного бизнеса и потенциал его дальнейшего развития. Перечень примеров может быть продолжен самим читателем. Следует обратить внимание на то, что именно концентрация финансовых ресурсов в бюджете государства с их последующим распределением обеспечивает синергетический эффект необходимых для развития бизнеса потребностей, таких как безопасность, инфраструктура, наличие фактора труда и его качество, научные разработки и пр.
У государства есть выбор инструментов социально-экономической политики. Наряду с применением налоговых льгот и освобождений (косвенным субсидированием) могут осуществляться программы расходования бюджетных средств (прямое субсидирование). Так, поддержка организаций, осуществляющих инновационную деятельность, может одновременно осуществляться через выделение субсидий и предоставление определенных налоговых льгот (например, освобождение от уплаты НДС, применение повышающих коэффициентов при начислении амортизации и пр.).
В то же время (и часто как раз в связи с тем, что в рамках программ расходования бюджетных средств возможно точечное определение объекта и соответственно адресное предоставление средств) прямое субсидирование характеризуется неполным покрытием и большей избирательностью, чем стимулирование через налоговую систему. Государственное регулирование имеет более прямой и быстрый эффект, чем регулирование через налоговые льготы, потому что прямо и непосредственно воздействует на соответствующий объект; в обычной практике может реализовываться исполнительной властью без одобрения законодательной и, таким образом, является наиболее оперативным способом реагирования. В табл. 2.1.1 дано сравнение положительных и отрицательных черт косвенного регулирования экономики посредством налоговых льгот.
Таблица 2.1.1. Позитивные и негативные последствия налогового регулирования
Косвенное регулирование (через налоговые льготы) |
|
Плюсы |
Минусы |
Способ уменьшения роли государства в экономике |
Суммы, выпадающие из сферы бюджетного контроля, контролируются менее жестко, чем прямые расходы. Однако ставится под удар основная функция налоговой системы по сбору доходов, распределению бюджетных средств, оказанию общественных услуг |
Налоговые льготы по общему правилу не могут иметь индивидуальный характер |
|
Снижение бюджетных расходов |
Часто бюджетный эффект от предоставления той или иной налоговой льготы оценивается только на стадии ее введения, впоследствии же величина соответствующих потерь доходов бюджета не отслеживается, а эффективность достижения цели, для которой льгота предоставлялась, не анализируется (не тщательно анализируется) |
Оптимизация встречных финансовых потоков |
Наиболее эффективно при условии стабильности и долговременности используемых схем и механизмов (о чем сложно судить в условиях частых изменений в налоговом законодательстве) |
Налоговое регулирование выступает неотъемлемой частью налоговой политики государства. В соответствии с определением В. Г. Панскова налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения ресурсов . При проведении налоговой политики государство преследует определенные цели, которые отражают функции налогов. Фискальные цели налоговой политики состоят в обеспечении потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также выполнении соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций. Экономические и социальные цели налоговой политики государства отражают регулирующую функцию налогов и достигаются посредством налогового регулирования. Посредством налогового регулирования обеспечиваются экономический рост и конкурентоспособность национальной экономики, а также осуществляются регулирования доходов населения, перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства.
Цели налоговой политики, в том числе налогового регулирования, не являются абстрактным понятием. Они всегда конкретны для каждой страны и для каждого периода развития, так как формируются под воздействием ряда факторов: уровня развития экономики в целом, уровня развития налоговой системы, экономической и социальной ситуации в стране, расстановки политических сил в обществе. Поставленные цели реализуются через совокупность задач, которые также соответствуют конкретной социально-экономической и политической ситуации в стране. Задачами налоговой политики могут быть:
- проведение налоговой реформы;
- снижение бюджетного дефицита;
- обеспечение конкурентоспособности национальной экономики;
- формирование благоприятного налогового климата в стране;
- развитие налогового администрирования. Посредством налогового регулирования решаются такие задачи, как поддержание темпов экономического роста; решение задач социальной политики; сглаживание дифференциации доходов различных групп населения; стимулирование развития отдельных регионов; стимулирование развития отдельных сфер экономики (инновационная деятельность, энергоэффективное производство, малый бизнес и др.).
Практическая реализация налогового регулирования осуществляется государством посредством конкретных налоговых инструментов. К инструментам налогового регулирования относятся: состав налогов, взимаемых в стране, величина налоговых ставок, налоговые льготы.
Зарубежная практика предоставления налоговых льгот показывает, что к настоящему времени устоялся набор конкретных видов налоговых льгот, используемых в целях стимулирования социально-экономического развития. Направления налогового стимулирования и соответствующий им инструментарий также стандартен. Вместе с тем в зависимости от приоритетов в экономическом развитии и конкретных задач государственной политики формы налоговых льгот могут отличаться от страны к стране, делая их применение более эффективным.
- Анисимов С. А. История налогообложения / С. А. Анисимов, М. А. Данилькевич, Н. И. Малис. М.: Магистр; ИНФРА-М, 2012. С. 194-196.
- Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учеб. пособие для бакалавриата. М.: Юрайт, 2011 . С. 81.
Доклад на тему:
«Налоговое регулирование»
Выполнил: студент 46ф группы
Евлогиев Артур Олегович
Проверил: преподаватель
Самарина М.В.
Чебоксары
План :
· Основные налоги
· Роль налоговой политики в экономике
· Проблемы налогооблажения в России
· Антикризисные меры по совершенствованию налоговой системы
1. Понятие налогового регулирования
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов - сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности.
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, устанавливаемым законодательством. Объективными предпосылками возникновения налогов являются не только появление товарного производства и разделение общества на классы, но и государство, так как именно с возникновением государства появились расходы на содержание армии, судов, аппарата чиновников и другие расходы, на покрытие которых требовались соответствующие финансовые средства.
Таким образом, суть налогов в практическом значении сводилась к взиманию средств у хозяйствующих субъектов и граждан в государственную "казну" с целью их дальнейшего распределения на нужды государства. Но если сначала налоги носили чисто фискальный характер, то есть являлись основным источником формирования финансовых ресурсов государства, то впоследствии, с тех пор как государство решило принимать активное участие в организации хозяйственной деятельности страны, понятие распределительной функции налогов значительно расширилось и приобрело регулирующее свойство.
Регулирующее воздействие налогов на хозяйственную жизнь имеет многосторонний характер. Налоговое регулирование является одним из элементов налогового механизма. Суть его заключается в том, что любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным.
2. Методы налогового регулирования
Основные подходы к регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах:
1. отсрочка налогового платежа,
2. инвестиционный налоговый кредит,
4. налоговая амнистия,
5. налоговые вычеты,
6. выбор и установление налоговых ставок,
7. международные договоры об избежании двойного налогообложения.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии особых оснований на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Наиболее перспективным методом налогового регулирования является инвестицонный налоговый кредит , который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона. Если во втором и третьем случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией, то при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сумма кредита не может быть более 30% от стоимости приобретенного организацией для этих целей оборудования. Это довольно-таки слабо согласуется с возможностями предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся основными потенциальными участниками договоров об инвестиционном налоговом кредите.
Налоговые каникулы - предоставляемый законодательством срок, в течение которого налогоплательщику разрешено не уплачивать налоги.
Налоговой амнистией называется ряд мероприятий по предоставлению налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные налоговым законодательством сроки платежей.
Как правило, для налоговой амнистии характерны следующие признаки:
Одномоментность, то есть государство предоставляет право легализовать свои доходы единоразово и за определённый промежуток времени.
Цель налоговой амнистии состоит не в пополнении бюджета, а в переходе на правовую базу в отношениях налогоплательщиков и государства.
Для проведения налоговой амнистии должны существовать объективные предпосылки, как правило это несовершенство налоговой системы за тот период когда проводится налоговая амнистия.
Легализация собственности за которую уплачен налог и отказ государства от правового преследования нарушителей.
Одним из социально значимых методов налогового регулирования являются налоговые вычеты , которые могут применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами. Глава 23 части II Налогового Кодекса РФ, который начинает действовать с 1 января 2001 года, посвящена налогу на доходы физических лиц. Налоговые вычеты по этому налогу подразделяются на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Необходимо заметить, что перечень и суммы вычетов по налогу на доходы физических лиц значительно увеличились по сравнению с вычетами из совокупного годового дохода, исчисляемого для определения подоходного налога с физических лиц, который и заменит налог на доходы физических лиц.
Выбор и установление ставки налога является отдельным методом налогового регулирования, требующим особого внимания. Именно ставка налога определяет сумму налога, который должен быть уплачен в бюджет. Понижение ставки любого налога должно быть настолько максимально, чтобы позволить хозяйствующим субъектам осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность без значительных потерь и получать прибыль, но при этом соблюдать и фискальные интересы государства в целом.
Международные договоры об избежании двойного налогообложения
В ряде случаев налоговые отношения регулируются не только актами национального налогового законодательства, но и нормами международного права. Международные договоры (соглашения) об избежании двойного налогообложения являются одним из источников международного права. В то же время международные договоры РМ являются также составной частью её национальной правовой системы.
Международные договоры (соглашения) об избежании двойного налогообложения направлены как на избежание двойного налогообложения, так и на уклонение от налогов. Международное двойное налогообложение возникает, когда один и тот же налогоплательщик облагается в отношении одного и того же объекта обложения или одним и тем же (или схожим) налогом в двух и более странах (в основном это касается дохода и имущества налогоплательщика). Обратная ситуация- уклонение от налогов- возникает, когда ни одно из государств не признает “своим” или объект обложения, или налогоплательщика. Международные договора (соглашения) должны быть ратифицированы в установленном порядке. В соответствии со статьей 2 Закона о порядке опубликования и вступления в силу официальных актов8 международные акты вступают в силу после обмена ратификационными грамотами или после передачи утвержденных актов на хранение депозитарию в соответствии с нормами международного права либо в любом другом порядке и другие сроки, установленные договаривающимися сторонами.
Методы налогового регулирования представляют собой возможность проведения налогового регулирования, на практике же налоговое регулирование может осуществляться посредством следующих способов, которые условно делятся на две взаимосвязанные сферы: налоговые льготы и налоговые санкции. Оптимальное сочетание применения этих мер позволяет в конечном итоге рассчитывать на результативность налоговой политики.
3. Функции и принципы налоговой системы
Совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания образуют налоговую систему.
Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.
Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:
1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.
3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов - сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности.
Регулирующее воздействие налогов на хозяйственную жизнь имеет многосторонний характер. Налоговое регулирование является одним из элементов налогового механизма. Суть его заключается в том, что любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным.
Основные подходы к регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах: 1. отсрочка налогового платежа ,представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии особых оснований на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности 2. инвестиционный налоговый кредит, представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований.
3. налоговые каникулы , предоставляемый законодательством срок, в течение которого налогоплательщику разрешено не уплачивать налоги
4. налоговая амнистия , называется ряд мероприятий по предоставлению налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные налоговым законодательством сроки платежей. 5. налоговые вычеты , могут применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами. 6. выбор и установление налоговых ставок , является отдельным методом налогового регулирования, требующим особого внимания 7. международные договоры об избежании двойного налогообложения -направлены как на избежание двойного налогообложения, так и на уклонение от налогов.
13.Классификация налогов
I. Финансово-экономический признак.
1. По способу изъятия:
Прямые;- косвенные (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
2. По переложению налогового бремени:
Перелагаемые (косвенные);- неперелагаемые (прямые).
3. По способу обложения:
Налоги с ЮЛ;- налоги с ФЛ.- общие налоги.
4. По объекту обложения:
Имущественные;- рентные;- с выручки;
Налоги на потребление.
5. По единице налогообложения:
Экономические налоги;- расчетные.
6. По налоговым ставкам:
Прогрессивные;- регрессивные;- пропорциональные;- твердые;- кратные МРОТ.
7. По сфере функционирования:
Общеобязательные;- специальные.
8. По целевой направленности:
Абстрактные;- конкретные.
9. По способу выражения:
Налично-денежные;- безналичные.
10. По общему признаку налогового источника:
Налоги на доходы;- налоги на расходы;
11. По источнику уплаты:
Индивидуальные;- включаемые в себестоимость;
За счет балансовой прибыли;- за счет чистой прибыли;
С выручки.
12. По способу обложения и взимания:
Кадастровые;- декларационные;- у источника.
II. Административно-правовой признак.
По праву использования платежей:
Собственные;- регулирующие.
2. По структурно-административному признаку:
Федеральные;- региональные;- местные.
3. По способу перечисления:
Автоматически;- самостоятельно;- по поручению.
III. Пространственно-временной признак.
По периодичности:
Срочные;- регулярные.
2. По времени и месту взимания:
У источника дохода;- у владельца собственника дохода;
При расходовании средств.
Транскрипт
1 УДК [ :336.22](477) Мыскина О.О., заместитель декана факультета экономики и налогообложения по воспитательной работе Национального университета государственной налоговой службы Украины, старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения (Украина, г. Ирпень) НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В статье раскрыта сущность налогового регулирования, исследованы научные принципы реализации регулирующего потенциала налоговой системы и осуществлена систематизация инструментов налогового влияния на инвестиционную деятельность. Ключевые слова: налоговое регулирование, инвестиционная деятельность, налоговые льготы, государственное регулирование. Понятие налоговое регулирование в науке и на практике начало использоваться с момента обоснования учеными важности регулирующей функции налогов. В труде Эволюция конституционно-правового компромисса общества и государства Р.О. Гаврилюк обращает внимание, что с конца XVIII века в конституциях стран (проанализировано 49 действующих конституций Европы и 35 действующих конституций государств Америки) в части положений о налогах происходит изменение целей налогообложения «от потребностей обеспечения публичных интересов к потребностям обеспечения государственного управления» . Результаты основательных исследований функций налогов, которые осуществили В.Л. Андрущенко , Ю.Б. Иванов , В.М. Мельник , П.В. Мельник , Ф.О. Ярошенко и другие, свидетельствуют о том, что история развития налогообложения осуществляется путем роста роли регулирующей функции налогов. По этому поводу Ю.Б. Иванов в статье «Функ- 127
2 ции налогов и налоговое регулирование» отмечает, что «наличие у налогов как экономической категории регулировочной функции определяет возможность активного и целеустремленного ее использования для достижения разных целей в процессе государственного регулирования экономических и социальных процессов» . Целью исследования является раскрыть сущность налогового регулирования, исследовать научные принципы реализации регулирующего потенциала налоговой системы и осуществить систематизацию инструментов налогового влияния на инвестиционную деятельность. Изложение основного материала. Термин «налоговое регулирование» широко стал использоваться учеными в научных трудах, которые опубликованы в течение последнего десятилетия. И несмотря на то, что единой общепризнанной его трактовки не сформулировано (табл. 1), подавляющее большинство ученых под налоговым регулированием понимают управляющее воздействие с помощью налоговых методов и инструментов на социально-экономические процессы. Наиболее комплексно исследовал налоговое регулирование Ю.Б. Иванов, который отметил, что оно является процессом (в отличие от регулирующей функции налогов), который предусматривает сознательное использование налогов, невозможное без реализации конкретных действий со стороны субъектов управления, и направленное на конкретные результаты . ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Таблица 1 Дефиниции понятия «налоговое регулирование» Определение понятия «налоговое регулирование» Автор и источник Налоговое регулирование с помощью присущих ему методов и рычагов Т.И. Ефименко позволяет достичь более эффективного использования мате- риальных и финансовых ресурсов, интенсифицировать инвестиционную и предпринимательскую активность, согласовать интересы разных субъектов хозяйствования, слоев населения, центральных и региональных уровней государственного управления Налоговое регулирование это сознательное, активное и целенаправленное Ю.Б. Иванов воздействие государства на участников экономических отношений с помощью средств и инструментов налоговой политики с целью достижения желаемых социально-экономических результатов Налоговое регулирование это целенаправленное воздействие государства на участников экономических отношений путем использования средств и инструментов налоговой политики Налоговое регулирование это комплекс действий государственных органов, направленных на изменение параметров налоговой системы и налогового механизма с целью достижения определенных социальных и экономических задач Налоговое регулирование экономики основной элемент налогового механизма, который положен в основу долгосрочных стратегических целей государства, направленных на обеспечение экономической стабильности и стимулирования экономического роста Налоговое регулирование инвестиционной активности это осуществление государством посредством механизмов налогообложения определенных мер, направленных на регулирование объемов, качества и направлений инвестирования субъектов хозяйствования всех форм собственности, достижение равновесия между спросом и предложением на инвестиционном рынке Ю.Б. Иванов, А.И. Крысоватый, А.Я. Кизыма, В.В. Карпова Р.П. Жарко И. Фокина В. Грушко, Л. Кошембар 128
3 Полностью соглашаясь с мнением одного из ведущих ученых Украины по вопросам налогообложения и экстраполируя результаты его исследований в сферу инвестирования, отметим, что под понятием «налоговое регулирование инвестиционной деятельности» целесообразно понимать процесс реализации сознательного управленческого воздействия субъектов государственного регулирования на инвестиционную деятельность с помощью налоговых методов и инструментов. Прежде всего отметим, что налоговое регулирование необходимо рассматривать как часть (элемент системы) государственного регулирования. По этому поводу Ю.Б. Иванов, А.И. Крысоватый, А.Я. Кизима и В.В. Карпова пишут, что, несмотря «на высокую эффективность, считать налоговое регулирование единственным и решающим рычагом влияния на экономические процессы было бы неправильным, поскольку лишь изменением условий налогообложения без других рычагов государственной экономической политики невозможно решить все проблемы в сфере экономики» . Продолжая мысль ученых, подытожим, что налоговое регулирование в целом и в частности должно опираться на общую концепцию государственного регулирования экономики. Для определения основных характеристик налогового регулирования как элемента «системы высшего уровня» отразим схематично модель государственного регулирования (рис. 1). СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (Президент; Верховный совет; Кабинет Министров; Министерства и др.). УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ Концептуальные положения Цели Задания Модель Формы Механизмы Методы Инструменты ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Рис. 1 Модель государственного регулирования 129
4 ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Из рисунка 1 видно, что субъекты государственного регулирования осуществляют управляющее воздействие на объект регулирования. Особое внимание в данной модели стоит обратить на процесс реализации управленческого воздействия. Для того, чтобы он был эффективным и результативным, необходимо обеспечить его целеустремленность и сбалансированность (в первую очередь в части гармоничного сочетания всех его элементов, а именно: концептуальных положений, целей, задач, модели, форм, механизмов, методов и инструментов). Исследуя модель государственного регулирования в контексте налогового регулирования, целесообразно отметить, что идентификация налогового регулирования осуществляется на уровне методов и инструментов, все же остальные элементы относятся к государственному регулированию в целом и с целью усовершенствования налогового регулирования требуют четкого понимания и формализации. Учитывая необходимость раскрыть сущность каждого из элементов системы управленческого воздействия как фундаментального базиса для дальнейшего исследования, осуществим это в контексте как объекта государственного регулирования. Прежде всего отметим, что концептуальные положения государственного регулирования в Украине нашли свое отражение в Постановлении Кабинета Министров Украины «О концепции регулирования инвестиционной деятельности в условиях рыночной трансформации экономики» от 1 июня 1995 года 384, которая «определяет принципы регулирования с учетом реальной экономической ситуации, перспективы привлечения инвестиций и их использование» . При этом целесообразно отметить, что одним из механизмов реализации данной концепции является «проведение налоговой политики, направленной на стимулирование субъектов хозяйствования» . Целью государственного регулирования в соответствии с Законом Украины «Об инвестиционной деятельности» является реализация «экономической, научно-технической и социальной политики исходя из целей и показателей экономического и социального развития Украины, государственных и региональных программ развития экономики, государственного и местных бюджетов, в частности предусмотренных у них объемов финансирования» . К основным задачам государственного регулирования относятся: создание условий для наращивания внутренних инвестиционных ресурсов, создание благоприятного инвестиционного климата, стимулирование притока иностранных инвестиций. В Украине государственное регулирование экономики в целом и инвестиционной деятельности в частности осуществляется на основе неоклассической модели, которая базируется на теориях монетаризма и экономики предложения. Согласно ч. 1 ст. 12 Закона Украины «Об» к формам государственного регулирования относятся: управление государственными инвестициями; регулирование условий, контроль за ее осуществлением всеми инвесторами и другими участниками инвестиционной деятельности . К механизмам государственного регулирования относятся политический, экономический, социальный, организационный, правовой, финансовый, кадровый, информационный и другие. Методы государственного регулирования подразделяются на прямые (государственные заказы и контракты, нормативные требования к качеству и сертификации, правовые и административные ограничения и запреты и т.п.) и косвенные (налогообложение, регулирование цен, процентные ставки за кредит и т.п.). Инструменты государственного регулирования делятся на три основные группы: правовые 130
5 (законодательные и другие нормативноправовые акты), административные (указы Президента Украины, постановления и распоряжения органов исполнительной власти) и экономические (налоговое регулирование налоговые ставки, база налогообложения, налоговые льготы), государственная политика в области оплаты труда (минимальная зарплата), ценовая политика (цены, границы цен, тарифы), монетарная политика (учетная ставка в процентах, купля-продажа ценных бумаг, норма обязательных резервов), кредитование (кредит, кредитные льготы), макроэкономическое планирование). В современном мировом пространстве в зависимости от роли государственного регулирования можно выделить три основные концепции экономического развития «планово-административная», «либеральная» и «стратегия ускоренного развития». Определим место налогового регулирования в каждой из них. Планово-административная модель экономического развития предусматривает полное доминирование государственного регулирования над рыночными механизмами. В такой системе потребность в налоговом регулировании сводится к минимуму, так как вопрос перераспределения прибыли между государством и субъектами хозяйствования является неактуальным (почти вся собственность является государственной). Либеральная концепция экономического развития предусматривает первенство рыночных механизмов над государственным регулированием. Вмешательство государства в экономику такой модели максимально ограничено. Налоговое регулирование осуществляется по принципу стимулирования путем минимизации налоговой нагрузки, уровень которого вместе с тем должен обеспечивать реализацию государством своих функций. Стратегия ускоренного развития предполагает значительный уровень влияния субъектов регулирования (государственного в целом и налогового частности) на экономику. Основой такого влияния является определение наиболее перспективных с позиции потенциала развития отраслей экономики и, с помощью целевых налоговых льгот, активизация инвестиционной деятельности в них и стимулирования ускоренной реализации потенциала развития. Как видим, каждая из приведенных концепций экономического развития имеет свои особенности и различия. Однако все они используют государственное регулирование экономики и налоговое регулирование как одну из его составляющих. Идентифицируя налоговое регулирование в системе государственного регулирования, отметим, что налоговое регулирование относится к экономическим косвенным методам и реализуется посредством четко определенных инструментов, к которым ученые относят: размер налоговых ставок, сроки внесения платежей, налоговые освобождения, налоговые скидки (вычитания), налоговые кредиты, снижение ставки налога, упрощенные режимы налогообложения и налоговую амортизацию (Л.Л. Тарангул ); общий уровень налогообложения (нагрузки), структуру действующей в стране системы налогообложения, применения альтернативных систем налогообложения, специальные налоговые режимы (по территориальному признаку), специальные отраслевые (секторальные) режимы налогообложения, объект и предмет налогообложения, определение налогоплательщиков, принципы установления и размеры ставки налога, определение базы налогообложения, расчет налоговых обязательств и суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, налоговые льготы (Ю.Б. Иванов ); налоговую нагрузку, налоговые ставки, налоговые льготы, специальные режимы налогообложения, альтернативные источники налогообложения, рассрочки и отсрочки налоговых платежей (Т.В. Паентко, И.А. Безуглая ); налоги, количественный и видовой состав налогов, налоговые режимы, состав 131
6 ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ плательщиков налогов, объекты налогообложения, налоговую базу, налоговые ставки, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов и подачи налоговой отчетности, налоговые санкции (И.А. Майбуров ); определение базы и объекта налогообложения, методику расчета объекта налогообложения и тарифов, ставки налогообложения, льготы в налогообложении (П.В. Мельник, Л.Л. Тарангул, З.С. Варналий ). Соглашаясь в целом с предложенными учеными инструментами налогового регулирования, считаем, что целесообразно рассмотреть их более структурированно, а именно в контексте общих принципов установления налогов и сборов, которые приведены в статье 7 Налогового кодекса Украины (данная статья состоит из четырех пунктов, первые два из которых характеризуют ее содержательную часть, а остальные два организационную). Так, пункт 7.1 статьи 7 Налогового кодекса Украины отмечает, что «при установлении налога обязательно определяются такие элементы: плательщики налога, объект налогообложения, база налогообложения, ставка налога, порядок исчисления налога, налоговый период, срок и порядок уплаты налога, срок и порядок представления отчетности об исчислении и уплате налога» . Пунктом 7.2 статьи 7 Налогового кодекса Украины, в свою очередь, определяется, что «при установлении налога могут предусматриваться налоговые льготы и порядок их применения» . Таким образом, можно констатировать, что общие принципы налогового регулирования экономики в целом и инвестиционной деятельности в частности определяются установленными налогами (сборами), организационными условиями их взимания и налоговыми льготами. При этом установленные законодательно организационные механизмы и правила начисления и взыскания налогов (сборов) формируют общепринятые основы налогообложения, а законодательно определенные отклонения от таких правил, которые имеют регулирующий характер и приводят к частичному или полному освобождению от уплаты налогов (сборов), являются налоговыми льготами. Учитывая вышеизложенное, считаем, что инструменты налогового влияния на инвестиционную деятельность целесообразно разделить на три группы: инструменты налогового регулирования организационного характера (структура системы налогообложения, налоговая нагрузка, заключение международных договоров об избежании двойного налогообложения, налоговые санкции, освобождение от уплаты налогов и сборов, рассрочки и отсрочки налоговых платежей); инструменты налогового регулирования, связанные с элементами налогов (состав налогоплательщиков, объекты налогообложения, налоговая база, методика расчета базы налогообложения, налоговые ставки и их дифференциация, установление необлагаемого минимума, порядок и сроки уплаты налогов, порядок и сроки представления отчетности) и инструменты налогового стимулирования, которые являются «исключением» из общих принципов налогообложения налоговые льготы (необлагаемые резервные фонды, ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит, инвестиционная налоговая скидка, налоговые каникулы, специальные режимы налогообложения). Выводы и перспективы дальнейших исследований. Инструменты налогового регулирования, формируя общие принципы налогообложения, влияют на размер ресурсов, которые остаются у субъектов хозяйствования после уплаты налогов, а последние, в свою очередь, определяют объемы потенциальных источников инвестирования. Инструменты налогового стимулирования, которые являются «исключением» из общих принципов налогообложения налоговые льготы, используются для направления инвестиционных потоков в необходимом для государства русле. Понимание предложенной систематизации инструментария налогового влияния на инвестиционную деятельность дает возможность четко отделить налоговые льготы и в будущем оценить их эффективность. 132
7 Библиографический список 1. Гаврилюк Р.О. Еволюція конституційно-правового компромісу суспільства і держави / Р.О. Гаврилюк // Проблеми філософії права Том. IV V. С Мельник В.М. До аналізу розвитку соціальної під функції податків / В.М. Мельник, В.А. Таращенко. С Мельник П.В. Розвиток податкової системи в перехідній економіці / П.В. Мельник. Ірпінь: Академія державної податкової служби України, с. 4. Ярошенко Ф.О. Історія оподаткування: навчальний посібник / Ф.О. Ярошенко, П.В. Мельник, В.Л. Андрущенко, В.М. Мельник. Ірпінь: Національна академія ДПС України, с. 5. Іванов Ю. Функції податків та податкове регулювання / Ю. Іванов // Формування ринкової економіки в Україні Вип. 19. С Єфименко Т.І. Податкове регулювання економічного розвитку: Автореф. дис. д-ра. екон. наук. К., с. 7. Фокіна І.В. Формування механізму податково-субсидіарного регулювання вугільної промисловості. Автореф. дис. канд. екон. наук. Донецьк, с. 8. Грушко В.І. Інструменти податкового регулювання інвестиційної активності / Грушко В. І., Кошембар Л. О. // Фінанси України С Жарко Р.П. Теоретико-методичні засади удосконалення податкового регулювання підприємницької діяльності. Автореф. дис. канд. екон. наук. К., с. 10. Податковий менеджмент: навчальний посібник [Електронний ресурс] / [Ю.Б. Іванов, А.І. Крисоватий, А.Я. Кізима, В.В. Карпова] Київ: Знання, c. Режим доступу: pages-3751.html 11. Про концепцію регулювання інвестиційної діяльності в умовах ринкової трансформації економіки: Постанова Кабінету Міністрів України від 1червня 1995 року 384 [Електронний ресурс]. Режим доступу: Про інвестиційну діяльність: закон України від р. [Електронний ресурс]. Режим доступу: rada.gov.ua 13. Бюджетна підтримка та податкове стимулювання національної економіки України: монографія / За заг. ред. Л.Л. Тарангул; Нац. унів-т ДПС України. Ірпінь, К.: Фенікс, с. 14. Налогообложение: проблемы науки и практики 2009: Монография / Под. ред. проф. Ю.Б. Иванова. Х.: Либуркина Л.М.: ИД «ИНЖЕК», с. 15. Паєнтко Т. В. Фіскальне регулювання фінансових потоків у державі / Т. В. Паєнтко, І.А. Безугла // Актуальні проблеми економіки (108). С Налоговая политика. Теория и практика: учебник для магистрантов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, с. 17. Податкова політика України: стан, проблеми та перспективи: Монографія / П.В. Мельник, ЛЛ. Тарангул, З.С. Варналій [та ін.]; за ред. З.С. Варналія. К.: Знання України, с. 18. Податковий кодекс України [Електронний ресурс]. Режим доступу: zakon2.rada.gov.ua/laws/show/ Myskina O.O., е-mail: Deputy dean of the faculty of economics and taxation on educational work of the National University of state tax service of Ukraine; senior lecturer of the department of taxes and taxation, (Ukraine, tel. Irpen) SCIENTIFIC PRINCIPLES OF TAX REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITY The article reveals the essence of the tax regulation, scientific principles of the regulatory capacity of the tax system are studied and systematization of tools of tax effect on investment activity is given. Key words: tax regulation, investment, tax incentives, government regulation. 133
Лопастейская Л.Г., кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Ульяновский государственный технический университет Россия, г. Ульяновск Идрисова О.С. магистрант
УДК 336.22 Теоретико-методические подходы к классификации налоговых льгот в Украине Таращенко Владимир Анатольевич Старший преподаватель кафедры аудита и экономического анализа Национального университета
Хомутенко А.В., к.э.н., доцент, доцент кафедры финансов Одесский национальный экономический университет, Украина В.П. Хомутенко к.э.н., профессор, профессор кафедры финансов Одесский национальный экономический
УДК 330.14 Экономические науки Турсунов Алишер Мухамадназирович доцент кафедры «Экономика промышленности» Ташкентский государственный технический университет имени Ислама Каримова Tursunov Alisher Associate
УДК 336.531.2 (470.345) НАЛОГОВАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ) Захарова Ольга Александровна, аспирант Национального исследовательского
Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. Том 1 (67). 2015 г. 2. С. 12 17. УДК 336.564.2 НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
11 января 2011 года N 1315-01-ЗМО ЗАКОН МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (в ред. Законов Мурманской области от 07.04.2011 N 1332-01-ЗМО,
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТ Алупой Т.А. Николаевский национальный аграрный университет, Николаев, Украина TAX REGULATION OF AGRICULTURAL ENTREPRENEURIAL
Цели освоения дисциплины Курс «Налоги и налогообложение» дает комплекс теоретических и прежде всего практических знаний в области исчисления и уплаты налогов юридическими и физическими лицами. п/п Содержание
Янковская В.А. Формы, методы, инструменты налоговой политики, ее взаимосвязь с экономической политикой // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2019. 6 (июнь). АРТ
Аннотация рабочей программы дисциплины «Налогообложение инвестиционно-инновационной» по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» профиль (программа) подготовки Налоги и налогообложение 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Принят на пятнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление 15-6 от 13 июня 2000 года) МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН Об основах Закон "Об основах " регулирует деятельность
1 УДК 33 КУЗНЕЦОВА А.Н. магистрант 2-го года обучения экономического факультета, Дагестанский государственный университет АЛИЕВ Б.Х. доцент. экон. наук, профессор, зав. кафедрой, Дагестанский Государственный
2. Содержание учебной дисциплины. Введение. Тема 1. Экономические законы и особенности их проявления на предприятии. Экономика предприятия как объект изучения и научная дисциплина. Задачи дисциплины. Цель
3 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Б1.В.ДВ.06.02 ИНВЕСТИЦИИ: ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ Цель дисциплины: Целью учебной дисциплины «Инвестиции: проблемы регулирования» является формирование комплекса знаний по анализу инвестиционных решений
Вопрос 2. Финансовая система Российской Федерации. Подвопрос 1. Понятие финансовой системы, ее принципы и структура. Сгруппированные по роли субъекта в общественном производстве финансовые отношения образуют
УДК 631.16 Мальцева Г.В. ст. преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и финансов ФГБОУ ВО «Смоленская государственная сельскохозяйственная академия» Россия, г. Смоленск СТИМУЛЫ ИННОВАЦИОННОГО
УДК 332.2 З.К. Анаева, к.э.н. доцент Р.И. Асабаева бакалавр ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» Россия, г. Грозный, Z.K. Anaeva, candidate of economical science associate professor R.I. Asabaeva
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Середа В.Г. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Тихорецке Тихорецк, Россия INVESTMENT ACTIVITY IN MUNICIPAL FORMATIONS Sereda
Финансы, денежное обращение и кредит 309 Финансовое регулирование инвестиционной деятельности субъекта Российской Федерации 2011 Ю.И. Булатова Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
Примерные темы выпускных квалификационных работ по направлению «Юриспруденция», профиль «Финансовое и налоговое право» для бакалавров 2017-2018 учебный год 1. Роль налогового администрирования в обеспечении
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО Уральский государственный лесотехнический университет Институт экономики и управления 620100 Екатеринбург, Сибирский тракт, 37, оф. 1-136 Кафедра бухгалтерского
Государственное регулирование инновационной деятельности. ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» Столкова Г. Барнаул, Россия State regulation of innovation activity. Stolkova G. FGBOU VO "Altai
ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» WWW.APRIORI-JOURNAL.RU 1 2015 УДК 336.201 СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ Мухина Евгения Ринатовна старший преподаватель Пермский национальный
Чиркинян Д.А. Государственный финансовый контроль за деятельностью субъектов предпринимательского права // Академия педагогических идей «Новация». 2019. 3 (март). АРТ 126-эл. 0,2 п. л. URL: http://akademnova.ru/page/875548
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 332:336 В. Н. Гусарова МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ Статья посвящена методологическим аспектам формирования и реализации финансовой
1 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЙТУНСКИЙ РАЙОН ПОСТАНОВЛЕНИЕ «17» cентября 2015г. р.п. Куйтун 399-п Об основных направлениях налоговой политики муниципального
Перов, А. В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для бакалавров / А. В. Перов, А. В. Толкушкин. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2012. 899 с. Принятые сокращения Предисловие Содержание
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "Колледж экономики, страхового дела и информационных технологий КЭСИ" Вопросы к ИТОГОВОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ Специальность
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия Принят Законодательным Собранием Республики Карелия 21 февраля 2013 года (в ред. законов РК от 09.02.2015
Секция «Проблемы финансовых расследований и экономической безопасности» Налоговое администрирование - приоритетное направление современного этапа эволюции налоговой системы в процессе экономической реформы.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ АПК ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 282 И.А. Петрова Важнейшим фактором развития инвестиционного процесса в АПК является активность государственных органов власти в создании инвестиционной
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ПАСПОРТ I ЧАСТЬ 2017 год 2 Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания (далее - Министерство) является органом исполнительной власти
16 июля 2010 года N 96/2010-ОЗ Принят постановлением Московской областной Думы от 8 июля 2010 г. N 8/126-П ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МОСКОВСКОЙ
28 августа 2003 года N 175-ЗО РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ О СТИМУЛИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (в ред. Законов Челябинской области от 26.08.2004 N 272-ЗО,
УДК 330.011.7 Ф.А. СЕРДАРОВ, специалист, НТУ «ХПИ», Л.В. КУЗЬМЕНКО, канд. техн.наук, доц., НТУ «ХПИ» ОБРАЗОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В статье рассматривается
Налоги с физических лиц: учебник / Гончаренко Л. И., Горбова Н. С, Миронова О. А. Под ред. Л. И. Гончаренко. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. 304 с. (Высшее образование). Учебник подготовлен в соответствии с
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина Факультет заочного образования Кафедра «Бухгалтерский учет» Утверждаю: Декан
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ Ромащенко В.Д. Научный руководитель - к.э.н., доцент Коваленко Елена Валентиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский
УДК: 336.228.3 МЕСТО И РОЛЬ НАЛОГОВОГО АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ НА МИКРОУРОВНЕ Зарипова Елена Юрьевна магистрант кафедры «Экономика, управление и инвестиции» Южно-Уральского
Выравнивающая функция налоговые инструменты регулирования экономического развития Налоговое управление заключается в создании условий для сосредоточения в органах государственной власти финансовых ресурсов.
УДК: 336.7: 338 (575.1) СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СТИМУЛИРУЮЩЕГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ УЗБЕКИСТАНА Б.С. Умаров, Ташкентский финансовый институт, Республика Узбекистан, г. Ташкент
ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» WWW.APRIORI-JOURNAL.RU 5 2014 УДК 336.221 ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ Мухина Евгения Ринатовна старший преподаватель
ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ РФ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ С 2015 ГОДА Кузьмина О.Н., Карбаинова А.А. Научный руководитель: Якубенко М.Н., к.э.н., доцент
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» на 2010-2011 учебный год Специализация «Финансы» 1. Пути повышения эффективности использования собственных и заёмных
Лекция 1. Понятие, предмет, методы, система, принципы и источники инвестиционного права. Инвестиционное право это комплексная отрасль права, регулирующая совокупность общественных отношений, возникающих
ПУТИ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Самсонова И.А., Подковыркина И.Д. ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» Владивосток, Россия
Кафедра финансов и контроля в сельском хозяйстве Дисциплина по выбору студента «Финансы субъектов малого бизнеса» 1 Название курса по выбору Финансы субъектов малого бизнеса студента 2 Специальность 1-25
Инновации и «финансовые романсы» к вопросу о финансировании Аннотация В статье уточняется понятие финансовых ресурсов в контексте инновационной деятельности, рассматриваются условия и основные источники
Бахарова А. И., 1 курс Научный руководитель: Клишина Ю. Е. Ставропольский государственный аграрный университет Россия, г.ставрополь СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ
1.1. Категории финансового права. Финансовые правоотношения 1.1. Категории финансового права. Финансовые правоотношения Финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль российского права, имеющую
Лебедева Л.Н., студентка ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», Россия, г. Волгоград ФИНАНСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В настоящее время происходит
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ АЛТАЙ РЕСПУБЛИКАНЫЕГ БАШКАРУЗЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от ГОП 19 июля 2012 года 192 г. Горно-Алтайск Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2013-2015
От 14 августа 2018 года 257 г. Горно-Алтайск Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов В целях реализации бюджетного процесса
Теория финансов ВОПРОСЫ к кандидатскому экзамену по специальности 08.00.10 финансы, денежное обращение и кредит 1. Сущность финансов и их место в системе производственных отношений. 2. Функции финансов
«Смоленский промышленно-экономический колледж» Планы семинарских занятий по профессиональному модулю ПМ 03. Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учет
УДК 336.76 Дикарева И.А. старший преподаватель Кубанский государственный аграрный университет Россия, Краснодар Алексинцева А.С. студентка 4 курс, факультет государственного и муниципального управления
Жукова Е.О. Актуальные вопросы финансового регулирования экономических и социальных процессов В связи с нарастанием кризисных явлений в экономике наибольшую актуальность приобретают вопросы, связанные
Налоговое регулирование – одна из наиболее мобильных сфер налогового менеджмента. Это важная стадия процесса управления, являющаяся связующим звеном между планированием и контролем, ибо регулирование не только призвано детально обосновать принятый вариант плана по ресурсам, методам и времени реализации. Оно должно выявить, а далее зафиксировать такую совокупность параметров плана, контроль за фактическим значением которых достаточен для исполнения принятых плановых заданий. В силу этого регулирование выступает органическим продолжением планирования.
Налоговое регулирование может быть определено как процесс детальной разработки способов реализации налоговых планов, формирования и введения при необходимости новых и корректировки действующих налоговых режимов, направленных на реализацию фискального, регулирующего и социального назначения налогов, получивших количественное и качественное отражение в бюджетно-налоговых заданиях, целевых установках и налоговой концепции на конкретный период.
Целью налогового регулирования является уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Прежде всего, налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, то есть максимальное обеспечение общественных интересов в их финансовом покрытии.
Методы налогового регулирования имеют отличительные особенности и связаны со спецификой исполнения бюджетных заданий по налоговым поступлениям. Их плановый уровень, имеющий статус закона, не имеет четкой адресной разверстки до конкретного исполнителя в форме директивы. Вследствие этого методы регулирования должны в обязательном порядке включать законодательные уложения, определяющие те или иные стороны налогового производства и ответственность за их нарушения, а также широкий спектр методов косвенного воздействия на поведение налогоплательщиков, стимулирующих принятие ими решений, необходимых обществу.
В качестве форм налогового регулирования можно назвать систему налогового стимулирования, оптимизацию налоговых ставок, систему налоговых льгот и меры санкционного действия.
Система налогового стимулирования предполагает изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени; предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога; предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.
Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями - фискальной и регулирующей. От размера налоговых ставок зависит построение рациональной налоговой системы. Расчет оптимального уровня налоговых ставок - процесс крайне сложный и трудоемкий. Здесь, прежде всего, необходимо экономическое обоснование с целью оптимизации государственных расходов, их приведение в соответствие с возможностями реальной экономики.
Система налоговых льгот представляет собой комплекс налоговых преференций стратегического действия, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов, укрепляющий основы малого и среднего производственного бизнеса. Налоговые льготы предоставляются в виде отмены авансовых платежей, уменьшения или полного сложения налогового обязательства при соблюдении определенных условий, снижения размера налоговой ставки.
Налоговое регулирование – совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет повышения или понижения общего уровня налогообложения.
Формы и методы налогового контроля в России
И зарубежных странах
Контроль – важнейший элемент процесса управления любой социально-экономической системой. Все сложные искусственные системы, к которым относится и система налогообложения, всегда стремятся выйти из-под контроля по тем или иным объективным или субъективным причинам. Этим тенденциям противостоит сила управления и, прежде всего такой его элемент, как контроль. Вследствие этого эффективность управления во многом определяется тем, как налажена система контроля. Главный смысл контроля – это систематическая деятельность, направленная на приближение фактического исполнения к запланированному результату.
Функция налогового контроля была предусмотрена в российской системе налогообложения с начала ее действия. Государственный налоговый контроль возложен на налоговые органы. Это направление работы является для них приоритетным. На налоговые органы возложена обязанность по организации и проведению контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства РФ. При осуществлении налогового контроля проверяется не работа учреждений, предприятий, организаций, а исполнение ими правовых предписаний.
Выделяют три вида контроля : общий, ведомственный и специализированный, касающийся определенной сферы деятельности.
В соответствии со ст. 82 НК, налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в следующих формах: проведение налоговых проверок; получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц; проверка данных учета и отчетности; осмотр помещений и территорий, используемых для получения дохода и в других формах, предусмотренных законодательством. Весь набор контрольных действий ориентирован на обеспечение полной собираемости налогов и сборов, поскольку выполнение каждым налогоплательщиком своих налоговых обязательств – необходимое и достаточное условие выполнения бюджетно-налоговых обязательств. Налоговый контроль осуществля-ется в разрезе отдельных налогов, групп налогоплательщиков, территорий, то есть охватывает всю систему налогообложения. Главная задача налогового контроля – обеспечение экономической безопасности государства.
Формы налогового контроля подразделяются в зависимости от сроков (оперативный и периодический) и источников получения информации (документальный и фактический) (рис. 2).
Рис. 2. Виды налогового контроля
Оперативный контроль представляет собой проверку, которая осуществляется в пределах отчетного периода по завершении контролируемой операции в соответствии с ее качественной и количественной характеристиками.
Периодический контроль – это проверка за определенный отчетный период по данным планов, смет норм и нормативов, первичных документов, отчетов, записям в учетных регистрах, отчетности и другим источникам.
Документальный контроль – это проверка, при которой содержание проверяемого объекта или его соответствие регламентированному значению определяются на основании данных, содержащихся в документах.
Фактический контроль – это проверка, при которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания.
В целом, эффективность налогового контроля во многом зависит от методического качества налоговых законов. Чем сложнее, запутаннее, противоречивее налоговое законодательство, тем труднее осуществлять налоговый контроль.
Среди различных элементов, участвующих в составлении процедур налогового контроля, можно выделить следующее:
Более или менее благоприятная общественная и администра-тивная среда:
1. Сознание гражданского долга населением. Одна из главных целей любого налогового ведомства состоит в том, чтобы улучшать соблюдение закона и бороться против подлога и уклонения от налогов. Понятие соблюдения закона и налоговых обязательств налогоплательщиком, часто употребляемого английским словом «compliance», невозможно точно определить, каков бы ни был метод, использованный для оценки (общий подход, начиная с национальных счетов, отраслевых анализов, исчерпывающих проверок деклараций, результаты которых обобщены в целых категориях налогоплательщиков).
2. Идентификация налогоплательщиков. Налоговые ведомства располагают одним национальным номером идентификации налогоплательщиков:
Испания и Швеция - единственный национальный номер идентификации для общего характера налогоплательщиков;
Канада - Нидерланды – Италия - номер, специфический для частных лиц, и другой номер для юридических лиц;
США - использует номер, изначально созданный в обществен-ных целях;
Франция - так же, как и в США, номер для частных лиц и номер, специфический для юридических лиц.
Определение номера важно для налоговых ведомств, так как оно позволит, с одной стороны, благоприятствовать эффективности услуг, предназначенных для потребителей и, таким образом, улучшить отношения между администрацией и налогоплательщиками. С другой стороны, способствовать тому, чтобы улучшать налоговую проверку только по документам налогоплательщика, для подъема неплатежеспособных, для управления информацией по проверке сведений.
3. Механизмы взимания налога как средства предотвращения подлога. Почти во всех европейских странах применяются методы взимания налога у источника дохода (в основном на доходы с заработной платы и на вложение капитала), так же как механизмы периодических платежей или предварительной выплаты.
Эти методы гарантируют большую долю налоговых сборов. Таким образом, в Германии они представляют 34 % налоговых сборов, 32 % в Ирландии, 42 % в Великобритании.
Это также упрощает обязанности потребителей и освобождает налоговое ведомство от некоторого контроля на уровне получателей, перенося его в платежные ведомства, которые обязывает осуществлять более частое и более цельное наблюдение за декларантами.
4. Случайное общение и сбор информации. По окладам и зарплатам налоговые ведомства собирают информацию, предоставленную служащими и сообщенную работниками, и это не зависит от способа налогообложения, то есть от удержания налогов у источника доходов или от спонтанных деклараций налогопла-тельщиков.
Налоговые ведомства хранят также информацию, предоставлен-ную спонтанно другими службами: финансовыми органами, страхо-выми компаниями, социальными органами.
Организация контроля:
1. Административная централизация как направление эффективности контроля. В большинстве стран тенденция к созданию центра или делокализованного агентства становится общепринятой, за исключением Германии и Швеции. Канада приняла эту систему в конце 1999 г. (ADCR), а Италия в 2002 г. (AE). Сильная централизация существует параллельно именно в вопросе сбора деклараций и управления средствами платежа, принудительного взыскания и контроля больших предприятий.
2. Политика программирования налоговой проверки. Именно главные управления определяют политику налоговой проверки на уровне кабинетов министров и главных управлений. На двухлетний или трехлетний период политика налоговой проверки указывает общие направления, фиксируя первостепенные, количественные и качественные цели.
Ввиду федеральной организации Германии, политика контроля в этой стране определена на уровне Федеральных Земель, даже если Бундестаг вмешивается в работу местных структур для проверки больших предприятий, и старается согласовывать частоту проверок категориями налогоплательщиков и географическое распределение средств.
Деятельность планирования контроля остается широко централизованной в странах юга (Италия, Испания), так же как в Японии. Она рассредоточена больше в других странах, которые работают с группами налогоплательщиков, таких как США, Великобритания, Швеция, Нидерланды.
3. Осуществление контроля. В основном контроль осуществля-ется структурами, имеющими различные организационные террито-риальные уровни (местные, департаментские или региональные) как во Франции. Их компетенция чаще всего определяется географическими критериями и оборотом предприятий, которые надо проверять. Существуют национальные или федеральные структуры контроля в некоторых странах, как, например, в Германии, Испании, Италии, Великобритании. Другие страны, как Канада, Нидерланды, США, Ирландия, имеют оперативные управления, организованные по группам налогоплательщиков в национальном масштабе, но внедренные на региональном уровне.
Полномочия органов контроля:
1. Право на получение информации.
Налоговая администрация может потребовать от любого лица предоставления любой справки, или подготовки любого документа, относящегося к налоговому законодательству. Сведения, собранные в этом случае, могут быть использованы для налогообложения и проверки любых услуг, либо физического или юридического лица, или третьей стороной
этого лица.
Использование права на получение информации не должно позволить никоим образом осуществлять критический анализ бухгалтерского учета. Операции сбора информации должны иметь точечный характер и ограничиваться выпиской бухгалтерских бумаг или копией с документов. Такое определение права часто не эквивалентно в различных странах. В Германии, Испании, в Великобритании использование этого права ограничено.
Практику права на получение информации в различных странах можно кратко изложить в таблице 2.
Таблица 2
Права на получение информации в различных странах
Страна | Право сообщения (связи) |
Германия | Практика права не предусмотрена специальными документами |
Канада | Право существует как по отношению к налогоплательщикам, так и в отношении третьих сторон |
Испания | Право не является предметом регламентации, но администрация может осуществлять, тем не менее, это право. |
США | У права есть широкая область применения как ко всем налогоплательщикам, так и к третьим сторонам без ограничения. Документы должны храниться в зависимости от полезности для учреждения налогообложения. В случае отказа может быть осуществлено требование осуществить платеж. |
Франция | Право используется очень широко и касается как самого налогоплательщика, так и третьей стороны. |
Ирландия | Не имеется ясного различия между правом на получение информации и правом проверки. Право рассматривать бухгалтерские документы и согласие налогоплательщика являются общими для обеих процедур. Можно это рассматривать как обычный контроль, который осуществляется без разрешения высших налоговых органов. |
Италия | Право позволяет администрации собрать у третьих лиц информацию о налогоплательщике. Это право осуществляется отправлением запроса. |
Япония | Право существует в отношении должников и осуществляется в письменном виде. |
Нидерланды | Право довольно широко используется и позволяет получить информацию как от налогоплательщика, так и от третьих сторон. |
Великобрита-ния | Право ограничено. Оно возможно по отношению к третьим сторонам, но у администрации нет никакого способа принуждения. Налогоплательщик имеет даже возможность просить у «независимого уполномоченного», чтобы расследование, объектом которого он является, было остановлено. В этом случае контролер должен получить разрешение уполномоченного при условии разоблачения. Что касается таможни, то право по отношению к третьей стороне касается только предприятий, зарегистрированных для НДС. Администрация должна просить разрешения судьи для получения информации, если доказательство превышает 1,6 млн.евро. |
Швеция | Возможность спрашивать у налогоплательщика, который считается должником, любые необходимые сведения. Право на получение информации может осуществляться у третьей стороны только в письменной форме и виде требования. |
2. Право проверки. Право проверки можно определить как возможность для администрации проверять существование и точность заявленных элементов, начиная с бухгалтерских данных и уточняющих документов, хранящиеся налогоплательщиком. Между тем способы, распространение, срок, момент, даже цель контроля имеют различную практику:
Процедура, специфичная для контроля физических лиц не обобщена, даже если методы контроля над доходами широко распространены (баланс, свободные оборотные средства, баланс наличных);
Некоторые страны не применяют контроля на месте (Великобритания);
Одно из главных различий между странами касается неожиданного характера проведения проверки. В Германии, Испании, Италии право проверки осуществляется неожиданно, в то время как в других странах, во Франции например, начало проверки без предварительного уведомления налогоплательщика способно свести всю процедуру на нет;
Большинство стран предусматривают обязательное сотрудничество с проверяемым налогоплательщиком;
Отсутствует ограничение срока контроля на месте для Германии, Канады, США, Нидерландов, Японии, Швеции;
Срок оговаривается в случае мошеннического поведения, способного быть прерванным отправлением уведомления о проверке.
3. Право визита и конфискации. Эта процедура – является процедурой неожиданного контроля, проводимая специали-зированными агентами. Также обыски осуществляются по просьбе налоговых органов при наличии разрешения судебной власти агентами администрации, которые должны проникнуть в торговые и частные помещения. Во время обыска агенты соберут информацию и документы, способные доказать рассматриваемое мошенничество: тайная деятельность; сокрытие доходов; фиктивная деятельность и передача доходов; подлог в налоговой льготе; мошенничество с европейскими субсидиями.
Контрольные вопросы
1. Что такое налоговая система?
2. Из каких элементов состоит налоговая система РФ?
3. Что включает в себя система налогов и сборов РФ?
4. Что такое налоговые правоотношения?
5. Кто такие участники налоговых правоотношений?
6. Какова история развития налогообложения в России?
7. В чем заключаются особенности построения налоговой системы Франции?
8. В чем заключаются особенности построения налоговой системы Германии?
9. В чем заключаются особенности построения налоговой системы Канады?
10. В чем заключаются особенности построения налоговой системы Китая?