Методы налогового планирования в организации делятся на. Этапы налогового планирования
Налоговое планирование - это совокупность плановых действий налогоплательщика, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом согласно действующему законодательству.
Налоговое планирование обусловлено тем, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. При этом налоговое планирование представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации и является планированием финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей.
Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законом средства, приемы и способы (в т.ч. и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств.
Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает конкретные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает многообразие методов для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властным органам направлениях.
Чтобы планирование было эффективным, необходимо, чтобы все плановые мероприятия были индивидуально направленными и носили адресный характер. В то же время налоговое планирование должно применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.
Эффективное налоговое планирование включает в себя: - определение основных принципов; - анализ проблем и постановка задач; - определение основных инструментов, которые может использовать организация; - создание схемы; - осуществление финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с разработанной схемой. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.
Налогоплательщик вправе организовывать свои дела таким образом, чтобы получить максимальную налоговую экономию; при этом суды обязаны признавать законность таких действий налогоплательщика и соответствующих налоговых последствий.
В Российской Федерации субъекты предпринимательской деятельности обладают правом защищать свои имущественные права любыми, не запрещенными законом способами. Поскольку налог - это изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, а право собственности первично, следовательно, налогоплательщик вправе избрать вариант уплаты налогов, позволяющий сохранять собственность, минимизировать налоговые потери. Данное положение особенно важно в связи с действующей в налоговом праве "презумпцией облагаемости", что выражается в обложении государством налогами всех доходов, за исключением перечисленных в законе.
Статья 21 Налогового кодекса Российской Федерации прямо предусматривает, что "налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах".
В Кодексе также провозглашена "презумпция невиновности" налогоплательщика, сформулированная в ч.6 ст. 108. Каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Установлено, что обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Данный важнейший принцип налогового права дополняется следующими важными правилами: - все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика; - налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.
Следует разграничивать уклонение от уплаты налогов, обход налогов и налоговое планирование.
Уклонение от уплаты налогов - это несвоевременная уплата налогов, непредставление документов, незаконное использование налоговых льгот и т.д.
Иными словами, уклонение от уплаты налогов имеет место, когда налогоплательщики занижают свои налоговые обязательства способами, прямо или косвенно запрещенными законом, либо вообще не уплачивают налоги, или уплачивают их не должным образом. Именно элемент незаконного уменьшении налоговых обязательств позволяет разграничить уклонение от уплаты налогов и налоговое планирование.
Понятие "уклонение от уплаты налогов" определено только в одном законе - Уголовном кодексе Российской Федерации. Статьи 198 и 199 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за "уклонение гражданина от уплаты налога" (статья 198) в форме уклонения от подачи декларации о доходах или включения в декларацию заведомо ложных сведений и "уклонение от уплаты налогов с организаций" путем включения в бухгалтерские документы предприятия заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо путем сокрытия других объектов налогообложения (статья 199).
Обход налогов - это ситуация, в которой лицо не является налогоплательщиком в силу различных причин.
Можно выделить два способа обхода налогов: законный и незаконный.
Законный способ. Если лицо воздерживается от получения доходов в формах, с которыми законодатель связывает обязанность уплаты налогов, в том числе и по повышенным ставкам, то это не противоречит закону и может использовать практически без ограничений.
Незаконный способ. Этот способ обхода налогов предусматривает использование запрещенных законом приемов (например, уклонение от регистрации предприятия) и, таким образом, наряду с уклонением от уплаты налогов, является налоговым правонарушением.
Налоговая оптимизация - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.
Существуют два вида налоговой оптимизации:
1. Перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация предполагает применение таких приемов и способов, которые уменьшают налоговое бремя налогоплательщика в процессе всей его деятельности.
2. Текущая налоговая оптимизация предполагает применение некоторой совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае.
Таким образом, налоговое планирование - это комплексное и целенаправленное применение налогоплательщиком мер, направленных на полное использование совокупности всех методов налоговой оптимизации.
К числу основных и наиболее широко применяемых инструментов налогового планирования относятся:
Предусмотренные налоговым законодательством налоговые льготы;
Оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений применительно к осуществляемым видам деятельности;
Цены сделок;
Дифференциация налоговых ставок по видам налогов;
Специальные налоговые режимы и системы налогообложения;
Льготы, предусмотренные соглашениями об избежание двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями;
Методы определения налогооблагаемой базы по конкретным налогам.
Основной задачей является организация системы правильного и своевременного применения инструментов налогового планирования как индивидуально, так и взаимосвязано. В рамках этой системы должны быть разработаны схемы оптимальной структуры организации хозяйственной деятельности с учетом требований законодательства, одновременного использования предоставленных в рамках его действия возможностей, а также тенденций к изменению действующего законодательства и вероятности его изменения.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
В качестве одной из ключевых задач было озвучено повышение эффективности налогового планирования на микро- и макроуровне, а также были определен его методы на 2020-2018 год.
О том, какими способами предприятия и государство будут оптимизировать процесс перечисления налоговых выплат в бюджет пойдет речь в данной статье.
Необходимые сведения
Налоговое планирование представляет собой комплекс мероприятий, который реализуется как на государственном уровне, так и на базе отдельных предприятий.
При этом:
В общем виде налоговое планирование предполагает расчет размера прямых и косвенных налоговых платежей, выбор оптимальной модели налогообложения, установление размера налоговых отчислений с оборота и т.п.
Любая компания в процессе своего функционирования стремиться найти способы снижения налоговых выплат.
Осуществить это можно двумя путями:
Граница между минимизацией налоговых выплат в рамках налогового планирования и уклонением от уплаты налогов тонка. Однако первое – всегда осуществляется легально.
При этом в зависимости от специфики производства, географического сегмента и особенностей бизнеса подходы к нему могут несколько различаться.
Налоговое планирование затрагивает все виды платежей в бюджет, которыми облагается данное предприятие – причем каждый налог рассматривается отдельно.
Основные определения
Налоговое планирование – это комплекс действий, ориентированных на сокращение или отсрочку налоговых платежей в казну. Оно опирается на нормы гражданского, трудового и налогового законодательства РФ.
Нарушение любого из их положений переводит налоговое планирование в ранг уклонения от обязательных платежей в бюджет.
Оптимизация налогообложения – вступает синонимом налогового планирования. При этом под ней:
С какой целью проводится
Нельзя недооценить роль налогового планирования как метода снижения налоговых обязательств для современного бизнеса.
Потому главная его цель – снижение налоговой нагрузки на предприятие, что обеспечит сокращение издержек и рост прибыли.
Существует ряд особенностей, которые касаются осуществления налогового планирования в фирме:
Для того чтобы определить насколько предприятие нуждается в эффективном налоговом планировании достаточно рассмотреть размер нагрузки налогообложения на предприятие:
Важно отметить, что достижение главной цели налогового планирования – снижение груза налоговых платежей возможно путем:
В целом оптимизация может затронуть отдельный налоговый платеж или весь бизнес в целом.
Нормативная база
В настоящее время в РФ существует целый комплекс нормативно-правовых актов, которые регулируют вопросы налогового планирования, в том числе:
Указывает на то, что граждане должны быть наделены экономическими правами. К числу которых можно отнести и налоговое планирование | |
, | Устанавливают добровольный порядок использования гражданами и компаниями налоговых льгот |
Определяет возможность самостоятельного выбора плательщиком налогового режима | |
, | Предусматривает право выбора формы осуществления предпринимательской деятельности |
Устанавливает право самостоятельного определения способа осуществления денежных расчетов | |
, | Указывают на возможность выбора характера проведения амортизации, списания товаров и определения списка прямых и косвенных затрат |
Руководствуясь приведенными выше положениями субъект предпринимательской деятельности сможет наилучшим способом организовать налоговое планирование и достигнуть ожидаемых результатов.
Методы оптимизации, применяемые в налоговом планировании
Оптимизация налогообложения реализуется на базе разнообразных инструментов, форм и методов налогового планирования. Они позволяют снизить общую сумму налогов к уплате и рационализировать структуру затрат.
Существует ряд методов, на основании которых может быть реализована оптимизация налогообложения. Они подразделяются на внешние и внутренние.
К числу внешних методов оптимизации можно отнести:
В свою очередь, внутренние методы предполагают изменения в организации работы и управления в самой компании. Они включают:
Внутренние методики оптимизации представляются менее рискованными. Однако эффективное налоговое планирование предусматривает использование и тех, и других.
Используемые инструменты
Выбор оптимального механизма налогового планирования определяется сферой и видом деятельности, нормативно-правовой базой.
Тем не менее, можно выделить несколько основных его инструментов, в частности:
- Разные виды налоговых режимов.
- Налоговые льготы по различным обязательным платежам в бюджет.
- Типы договоров с партнерами.
- Формы организации бизнеса.
Приведенные выше общие инструменты, как правило, применяются в рамках отдельного хозяйствующего субъекта.
Тем не менее, сегодня можно говорить о существовании нескольких видов налогового планирования, для каждого из которых характерны свои методы, в том числе:
Если в организации
Если налоговое планирование осуществляется на уровне компании, то его главной целью выступает уменьшение налоговой нагрузки, что влечет за собой повышение финансовой эффективности бизнеса.
В этой ситуации наиболее эффективными и действенными представляются такие инструменты, как:
Выбор учетной политики | Позволяет один раз в год установить порядок определения денежных поступлений и затрат, движения товаров и наличности, что оказывает влияние на определяемый расчетным путем размер объектов налогообложения |
Аналитико-расчетный подход | Позволяет оценить показатели прошлых лет и на их основе сформировать планы, относительно объема выпуска (НДС и ), численности персонала ( , отчисления в ФОМС, ПФР, ФСС), а также объема используемых в производственной деятельности активов ( , ) |
Балансовый метод | В основном применяется при выстраивании отношений между материнской и дочерней компаниями. Он состоит в анализе показателей (оценка состояния активов, соотношения заемного и собственного капитала и др.) |
Нормативный подход | Предполагает прогнозирование суммы налоговых отчислений на будущее с учетом текущих ставок и предполагаемых финансовых результатов. В рамках этого инструмента зачастую прорабатывается три сценария – оптимистический, реалистический и пессимистический |
Создание налогового поля основан на выставлении базовых условий | Формы организации бизнеса, статуса плательщика, системы налогообложения, сроков внесения обязательных платежей в бюджет, после чего детально прорабатывается каждый платеж |
Государственное планирование
Если говорить о государственном налоговом планировании, то оно призвано контролировать выполнение количественных и качественных показателей по поступлениям в бюджет, ФОМС , ФСС и ПФР .
При этом налоговое бремя должно оставаться необременительным, иначе это приведет к сокращению предпринимательской активности.
Налоговое планирование на уровне государства предполагает:
- оптимизация уровня налогового бремени;
- формирование оптимальной структуры налогов и сборов;
- обеспечение максимального уровня собираемости налогов;
- создание рациональной системы налогового контроля.
Для реализации этих задач государственные органы в лице Минфина и ФНС, используют такие финансовые инструменты, как:
- система налоговых льгот;
- разнообразные налоговые режимы;
- соглашения по вопросам двойного налогообложения;
- формы и виды договоров компаний с партнерами.
Эти специальные методы создают основание для формирования налогового планирования на предприятии. Они обеспечивают баланс интересов государства (пополнение казны) и хозяйствующих субъектов (сокращение затрат).
Если на макроуровне
Осуществление налогового планирования на макроуровне предполагает оптимизацию системы обложения хозяйствующих субъектов, позволяющего сформировать поступления для решения политических, социальных, экономических и иных задач.
В этом случае налоговое планирование ориентировано на решение следующих задач:
- Создание эффективного налогового законодательства.
- Построение удобной для бизнеса налоговой системы.
- Установление ставок налогов, размера льгот и характера объектов обложения.
Оно реализуется в рамках формирования текущих и перспективных планов, которые согласуются с общей социально-экономической политикой государства.
В числе инструментов налогового планирования на макроуровне можно назвать налоговые ставки, размер и порядок оценки объектов, виды сделок, режимы и системы взимания обязательных платежей.
Распределение их на виды
Налоговое планирование осуществляется на уровне государства, отдельных фирм и их объединений.
При этом набор используемых ими инструментов несколько отличается, но преследует один и тот же результат — рационализация налоговых выплат.
Все инструменты, используемые в процессе налогового планирования, классифицируются по нескольким критериям, а именно.
По сфере применения различают:
По характеру использования бывают:
Как правило, эффективное налоговое планирование предусматривает использование рационального их сочетания.
Что в результате?
Итогов проведения налогового планирования на предприятии выступает письменное заключение, которое включает в себя такие аспекты, как:
- Методы оптимизации порядка и структуры обложения обязательными платежами.
- Обоснованные рекомендации, касающиеся осуществления учетной политики.
В итоге решаются такие проблемы в функционировании компании, как:
- Достижение более высокой конкурентоспособности в рамках конкретного сегмента.
- Сокращение налоговых обязательств и. как следствие, совокупных затрат.
- Достижение более рационального и эффективного использования ресурсов.
Отсутствие же адекватной системы налогового планирования на предприятии вне зависимости от его размера и сферы функционирования влечет за собой необоснованные потери, ухудшение финансового состояния, падение конкурентоспособности.
Налоговое планирование - это активные и целенаправленные законные действия организации с целью уменьшения налоговых платежей (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей).
Цели налогового планирования
Основные цели налогового планирования заключаются в следующем:
оптимизация налоговых платежей;
сокращение налоговых потерь по конкретному налогу или по группе налогов.
Налоговое планирование: подробности для бухгалтера
- Необоснованная налоговая выгода
Каком – нет? Что такое агрессивное налоговое планирование? Как доказывается наличие умысла налогоплательщика... каком – нет? Что такое агрессивное налоговое планирование? Как доказывается наличие умысла налогоплательщика... умышленного. Рекомендуется использовать термин «агрессивное налоговое планирование». Сам термин в письме не... международной налоговой практике под «агрессивным налоговым планированием» понимается использование несовершенства налогового законодательства...
- Чертова дюжина или 13 признаков, при которых даже добросовестный налогоплательщик попадает «под прицел» налоговых органов
Уж тем более сомнительные методы налогового планирования (налоговой оптимизации). Но означает ли... уж тем более сомнительные методы налогового планирования (налоговой оптимизации). Но означает ли...
- Пределы налогового планирования. Товарный знак
Когда уменьшение налогов к уплате признается законным, а когда оптимизация приводит к реальным доначислениям? Как понять где грань, преступая которую добросовестный налогоплательщик становиться нарушителем? Давайте разберемся на примерах из практики использования товарного знака в бизнесе, когда судебные органы признают снижение налоговой нагрузки законной, а когда встают на сторону контролирующих органов. Оценим риски нескольких вариантов использования товарного знака и поговорим о допустимом...
Позволяет заметно снизить показатели и объем расходов на содержание предприятия посредством разработанной программы оптимизации налогообложения. В целом налоговое планирование способствует решению таких задач, как оптимизация налогообложения, снижение налоговых выплат, контроль за расходами и многие другие. Налоговое планирование является важной и неотъемлемой частью системы финансового управления в организации. Это обусловлено тем, что с налогообложением связаны все сферы производственной, финансовой, хозяйственной деятельности предприятия. На этапе стратегического планирования формируется налоговое поле организации, на основании которого составляются в дальнейшем и среднесрочные, и текущие планы налоговых платежей, налоговые календари и прочие элементы налогового планирования.
Предметом налогового планирования являются экономические процессы, которые будут протекать в организации в плановом периоде. Эти процессы могут относиться к различным сферам деятельности организации. Основным документом долгосрочного налогового планирования является налоговый бюджет.
Налоговый бюджет является составной частью финансового бюджета организации, состоящего из прогнозного отчета о прибылях и убытках, прогнозного бухгалтерского баланса и бюджета движения денежных средств. Показатели налогового бюджета - суммы планируемых к начислению налогов и страховых взносов - отражаются в производственном бюджете и прогнозном отчете о прибылях и убытках.
Планирование налогового бюджета осуществляется не менее чем за месяц до начала следующего года.
Налоговый бюджет планируется на основании принятой налоговой политики, амортизационной политики, данных бухгалтерского учета и расчетов налогооблагаемых баз в следующие сроки:
для квартального планирования - до 1 числа третьего месяца предшествующего квартала;
для месячного планирования - до 20 числа предшествующего месяца.
Внешние и внутренние виды планирования .
Д.В. Попков выделяет подход к планированию на основе внешнего и внутреннего планирования.
Внешнее планирование .
Может проводиться несколькими методами: замены налогового субъекта, замены вида деятельности, замены налоговой юрисдикции.
Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему "инвалидных" компаний, имеющих льготы как общества инвалидов или имеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня, позволяет экономить на прямых налогах.
Метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись. Примером использования этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по чужому поручению с чужим товаром за определенное вознаграждение, или использование договора товарного кредита - из соображений более легкого учета и меньшего налогообложения.
Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории. Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений. Разработка стратегии развития компании подразумевает возможную организацию аффилиационных структур во внешних зонах с минимальным налоговым бременем (офшор).
Внутреннее планирование .
Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей путем внутреннего планирования, в связи с чем можно выделить общие и специальные методы. Среди общих методов выделяют: выбор учетной политики, разработку контрактных схем, использование оборотных средств, льгот и прочих налоговых освобождений. Среди специальных: метод замены отношений, метод разделения отклонений, метод отсрочки налогового платежа и метод прямого сокращения объекта налогообложения.
Общие методы внутреннего планирования .
Выбор учетной политики организации, разрабатываемой и принимаемой один раз в финансовый год, - важнейшая часть внутреннего налогового планирования. Этот документ подтверждает обоснованность и законность того или иного толкования нормативных правовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского учета.
Одним из тривиальных и часто используемых методов налоговой оптимизации является снижение налогооблагаемой прибыли за счет применения ускоренной амортизации и (или) переоценки основных средств. Так, если возможности для ускоренной амортизации в России невелики, то переоценка основных средств представляет собой достаточно эффективный способ экономии на налоге на прибыль и налоге на имущество.
Контрактная схема позволяет оптимизировать налоговый режим при осуществлении конкретной сделки. Речь идет, во-первых, об использовании налогоплательщиком в контрактах четких и ясных формулировок, а не принятых типовых; во-вторых, - об использовании нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку. Все это помогает выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расходования финансовых и товарных потоков.
Льготы - одна из важнейших деталей внутреннего и внешнего налогового планирования. Теоретически льготы - один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования. Практически же большинство льгот достаточно жестко лимитируют сегмент их использования. Льготы и их применение в значительной степени зависят от местного законодательства. Как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы.
Налоговое законодательство предусматривает различные льготы :
освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
понижение налоговых ставок;
целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов);
прочие налоговые льготы.
Специальные методы налоговой оптимизации .
Специальные методы налоговой оптимизации имеют более узкую сферу применения, чем общие, однако также могут применяться на всех предприятиях.
1. Метод замены отношений основывается на многовариантности путей решения хозяйственных проблем в рамках существующего законодательства. Субъект вправе предпочесть любой из вариантов, допустимых как с точки зрения экономической эффективности операции, так и с точки зрения оптимизации налогообложения.
2. Метод разделения отклонений базируется на методе замены. В данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть либо хозяйственная операция заменяется на несколько операций. Метод применяется, как правило, когда полная замена не позволяет достичь ожидаемого результата.
3. Метод отсрочки налогового платежа основан на возможности переносить момент возникновения объекта налогообложения на последующий календарный период. В соответствии с действующим законодательством срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом. Используя элементы метода замены и метода разделения, можно перенести срок уплаты налога или его части на последующий период, что позволит существенно сэкономить оборотные средства.
4. Метод прямого сокращения объекта налогообложения имеет целью снижение размера объекта, подлежащего налогообложению, или замену этого объекта иным, облагаемым более низким налогом или не облагаемым налогом вовсе. Объектом могут быть как хозяйственные операции, так и облагаемое налогами имущество, причем сокращение не должно оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.
Расчетно-аналитический метод .
Расчетно-аналитический метод применяется при отсутствии нормативов в случае анализа достигнутых значений конкретных финансовых показателей. Данный метод предполагает расчет показателей на основе известных величин за прошедшие периоды, индексов их изменения и экспертных оценок развития. Метод используется при расчете и анализе налогооблагаемых баз и их составляющих, а также при планировании налогов за прошлые периоды. Для применения метода могут быть использованы данные налоговых деклараций с разбивкой по видам налогов.
Данные, полученные в соответствии с расчетно-аналитическим методом, могут быть скорректированы по следующими причинам:
планируемое увеличение/уменьшение объемов работ, услуг, выполняемых компанией (налог на прибыль);
увеличение/уменьшение среднесписочной численности работников (НДФЛ, страховые взносы в Пенсионный фонд);
изменение законодательства (изменение размера взносов в Пенсионный фонд);
наличие штрафов, пени;
иные причины.
С применением этого метода могут подвергаться сравнению квартальные, месячные и годовые показатели.
Неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных факторов вынуждают постоянно корректировать ожидания фирмы относительно внешних условий и уточнять планы. Подобное планирование будет более точным, если его осуществлять ежеквартально и сравнивать показатели за несколько лет:
Кобщ. = К2005 + К2006 + ... + К2009 / п (количество лет)
Возможно также скорректировать полученные результаты, исходя из следующих показателей:
коэффициент инфляции;
коэффициент изменения средней заработной платы по региону;
коэффициент изменения объема реализации, обусловленного планами по расширению или закрытию производства;
коэффициент изменения численности работников, рассчитываемый исходя из данных статистической отчетности.
Итоговый расчет налога:
Налоговая база x Ставку налога x Кбщ. x Кскор. = Сумма налога
Пример .
10000000 - налоговая база по налогу на прибыль (20000000 (доход) - 10000000 (расход) = 10000000 налоговая база);
Ставка налога 20%;
Кобщ. = 1,14;
Кскор. = 2 года.
10000000 x 0,2 x 1,14 x 2 = 4560000 (сумма налога за 2 года).
При этом мы фактически осуществляем грубый расчет налога, не корректируя значения с учетом сложного процента, ставки дисконтирования и иных показателей.
Наименова- |
01.01.08 - |
01.01.08 - |
01.01.09 - |
Увели- |
Коэф- |
Прогноз |
Коэф- |
Прог- |
Штрафы, |
|
Налог на |
||||||||||
Налог на |
||||||||||
Государ- |
||||||||||
Расчеты по |
Взносы |
|||||||||
Расчеты с |
||||||||||
Расчеты с |
||||||||||
Расчеты с |
||||||||||
Расчеты с |
||||||||||
Обязатель- |
||||||||||
Расчеты по |
||||||||||
Транспор- |
||||||||||
Земельный |
С помощью этого метода также планируются налоговые риски:
Наименова- |
Налог на |
Единый |
Единый |
Единый |
Стра- |
Стра- |
Стра- |
Налог |
Тран- |
Земель- |
|
Количество |
|||||||||||
Количество |
|||||||||||
Сумма по |
|||||||||||
Оценка |
Балансовый метод .
Балансовый метод состоит в создании бухгалтерской модели хозяйственной или финансовой ситуации. Фактически мы производим увязывание потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования на основе балансовых показателей. Иными словами, данный метод предполагает рассмотрение той или иной ситуации (или отдельной операции) путем составления бухгалтерских проводок и на их основе - расчета баланса; он широко применяется во многих организациях.
Указанный метод удобен при разработке схем и форм взаимодействия головной организации с дочерними и зависимыми обществами, когда существует необходимость определения совокупной величины налоговых обязательств и общего (корпоративного) финансового результата.
С помощью балансового метода возможно сравнивать финансовые и налоговые показатели по филиалам.
Пример
Расчет земельного налога
Наименование |
Количество |
Кадастровая |
Налоговая |
Сумма |
Примечание |
В филиале |
|||||
Начислены |
|||||
Оценивая балансовые показатели, важно выделить причины, которые повлияли на увеличение, неправильное исчисление сумм налогов, а также на наложение штрафных санкций.
Важно отметить, что подобное планирование может осуществляться и в случае централизованной уплаты ряда налогов, например налога на прибыль.
Наименование |
Налоговая |
Примечание |
||||
В филиале |
||||||
Начислены |
||||||
Балансовый метод наиболее целесообразно использовать в налоговом планировании, во-первых, при проведении анализа с точки зрения налоговых последствий текущих хозяйственных и финансовых операций на стадии заключения договоров, определении оптимальной формы сделки и, во-вторых, в некоторых случаях при формировании учетной политики организации как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. Чтобы оценить тот или иной вариант экономической деятельности организации в разных условиях хозяйствования, выделяются крупные блоки хозяйственных операций, включающие главные отличия. Эти блоки оформляются в виде бухгалтерских проводок, затем выполняются расчеты балансов для каждого из них. Сравнение позволит выбрать более выгодный вариант.
Пример
Составление различных контрактов на производство ремонтно-строительных работ
Наименова- |
Плани- |
Расходы, |
Внереали- |
Прочие |
Налого- |
Сумма |
Чистая |
Капиталь- |
|||||||
Капиталь- |
Преимущества балансового метода - его простота и наглядность. Схематично прослеживается весь ход бухгалтерского оформления операции, а по данным полученного в результате баланса выявляется итоговая сумма налоговых платежей и финансовых результатов организации.
Балансовый метод позволяет:
дать оценку финансовых показателей обособленных структурных подразделений;
осуществить планирование по каждому виду хозяйственной деятельности;
выделить налогообложение по конкретным доходным договорам.
Метод также может применяться в целях оценки эффективности нескольких предприятий. Этот метод состоит в том, что на основе балансов ряда коммерческих предприятий определяются опосредованные величины параметров, которые могут быть использованы для сравнения или для построения расчетной экономической модели. Отклонения в ту или иную сторону показателей конкретной организации от среднестатистических характеризуют положительную или отрицательную динамику его деятельности.
Однако балансовый метод только формирует итоговые результаты, исходя из заданных параметров, но не фиксирует зависимостей их от исходных данных, не устанавливает критериев выбора оптимального варианта, не дает конкретных рекомендаций, в каких случаях и при каких условиях применение того или иного варианта наиболее эффективно.
Балансовый метод не всегда учитывает изменения законодательства. В частности, при планировании страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, вводимых с 2010 г. Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации...", необходимо будет предусмотреть, что с 2010 г. будут применяться следующие тарифы страховых взносов:
Пенсионный фонд Российской Федерации - 26%;
Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9%;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2,1%;
территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3%.
Следует также отметить, что в балансе могут отсутствовать некоторые показатели, необходимые для планирования тех или иных налогов. В качестве примера можно привести планирование транспортного налога, поскольку в балансовых данных отсутствует такой показатель, как мощность двигателя.
Максимально полную информацию о критериях оптимальности в налоговом планировании предоставляет использование экономико-математических методов, что позволяет организации в каждой конкретной ситуации не только рассчитать эффективность различных вариантов решения, но и обозначить критерии выбора оптимального.
Иногда совместно с балансовым и расчетно-аналитическим методом оцениваются управленческие решения, их влияние на финансовый результат.
Метод оптимизации плановых решений используется также во многих элементах оперативного планирования, связанных с принятием управленческого решения. Суть его состоит в разработке ряда альтернативных вариантов решения, расчете размера налоговых обязательств по каждому варианту, суммарной величины дополнительных затрат, оценке вероятности изменений законодательства в планируемом периоде и выборе на основе полученных результатов оптимального варианта.
При разработке сложных производственных и финансовых схем, где необходимо учитывать множество факторов и условий налогообложения, целесообразно использовать несколько методов налогового планирования одновременно. Налоговое планирование в коммерческих организациях требует от финансистов, бухгалтеров-аналитиков высокого профессионализма, ответственности и хорошего владения тонкостями налогового и гражданского законодательства.
Одна из важнейших составляющих работы по управлению финансами организации - налоговое планирование. Это комплекс действий, направленных на оптимизацию расходов по уплате налогов, сборов, всех обязательных платежей. Кроме того, планирование призвано снизить возможные риски в сфере налогообложения, а также исключить ошибки, ведущие к росту затрат. Наконец, с помощью грамотного управления налогами организация создает себе репутацию надежного, законопослушного и эффективного игрока. Это позитивно отражается на взаимоотношениях как с контролирующими органами (в первую очередь, с ФНС), так и с контрагентами.
Для правильного налогового планирования требуется комплексный подход, включающий предварительный анализ ситуации, подготовку концепции, определение алгоритма действий и последовательную реализацию принятых решений. Законом предусматривается целый ряд методов, способов, мер, которые позволяют оптимизировать схему налогообложения и повысить доходность, снять риски, добиться больших успехов в деле развития предприятия.
Значение и сущность
Под налоговым планированием (прогнозированием) понимают систему законных действий, направленных на сокращение выплачиваемых налогов и повышение финансовых результатов компании. Это достигается за счет экономии, грамотного использования действующего законодательства, а также благодаря исключению ошибок во взаимоотношениях с контролирующими органами (отсутствию внеочередных проверок).
Снижение нагрузки на организацию за счет профессионального подхода к налогообложению ведет к повышению ее конкурентоспособности на рынке, к улучшению имиджа и привлечению новых акционеров. Грамотное прогнозирование обеспечивает положительную динамику выручки, рост прибыли предприятия. Таким образом, значение налогового планирования невозможно переоценить.
Ключевые цели прогнозирования
Главные цели планирования:
- законное применение предусмотренных в Налоговом кодексе льгот и освобождений;
- формирование эффективной учетной политики;
- обеспечение полной и своевременной уплаты налогов;
- исключений рисков во взаимоотношениях с контролирующими органами (налоговое планирование проверок).
Все предпринимаемые действия по сокращению налогового бремени нацелены на оптимизацию обязательных выплат, минимизацию расходов, увеличение оборотных ресурсов, повышение эффективности компании. В итоге, предприятие получает новые возможности для развития и показывает рост прибыли, что является ключевой целью любого бизнеса.
Виды налогового планирования
Работа по планированию может осуществляться в рамках отдельной компании, в масштабе группы компаний – партнеров, кроме того - на национальном и международном уровне. Наиболее актуально корпоративное прогнозирование, которое проводится в рамках отдельного бизнеса и позволяет достигать локальных результатов.
Оптимизация налогов возможна на партнерском уровне. Это особенно актуально в случаях, когда бизнес раздроблен на несколько самостоятельных предприятий или тесно сотрудничает с другими компаниями (партнерами).
О национальном планировании принято говорить, если хозяйственная деятельность осуществляется на территории одной страны. Если же бизнес работает в нескольких странах, возникает потребность в международном прогнозировании.
Необходимость оптимизации налогов
Потребности в эффективном налоговом планировании возникают у бизнеса еще на этапе регистрации. Уже в это время, до начала практической работы, следует спланировать форму, структуру предприятия и продумать схему налогообложения. Предпринятые меры позволят успешно стартовать и добиться серьезных успехов на ранней стадии развития.
Для работающей компании важно максимально использовать возможности законодательства в части оптимизации налогов, при этом - добиться признания права такового использования со стороны фискальных органов. Практически это реализуется за счет профессионального прогнозирования и формирования эффективного менеджмента.
Потребности в изменении подхода к налогообложению выражаются в цифрах: чем выше налоговая нагрузка по отношению к чистому доходу компании, тем более востребовано прогнозирование.
Потребности в оптимизации:
- высокая (критически важно организовать планирование) - если налоги, уплачиваемые предприятием, составляют 40% и более по отношению к чистому доходу;
- актуальная (рекомендуется обеспечить эффективное прогнозирование) - если компания уплачивает от 20 до 35% налогов по отношению к доходу;
- низкая - если общая налоговая нагрузка составляет до 15%.
Задачи по оптимизации могут решаться привлечением выездных специалистов, а также посредством найма сотрудника в штат или организации отдела (для крупных компаний).
Общие принципы налогового планирования
Прежде чем организовывать налоговое прогнозирование на предприятии, следует четко представлять основные принципы этой масштабной работы. Следование принципам позволяет достигать намеченных целей без существенных рисков для бизнеса.
Главные принципы планирования:
- соблюдение закона - все предпринимаемые действия по оптимизации налогов должны производиться с учетом законодательных требований;
- комплексный подход - в работе задействуются нормы не только налогового законодательства, но и всех прочих областей права;
- своевременность - необходимо заблаговременно осуществлять прогнозирование, оперативно реагировать на изменения законодательства и структуры бизнеса;
- рациональность - важно соблюдать принцип целесообразности тех или иных действий, направленных на сокращение налоговой нагрузки (полученные результаты всегда должны покрывать затраты);
- обоснованность - наличие доказательств законности всех предпринимаемых действий (на случай претензий со стороны контролеров, в том числе судебной защиты и т. д.);
- профессионализм - работу по планированию следует доверять только квалифицированным специалистам, имеющим соответствующий опыт;
- конфиденциальность - содержание планирования, применяемого в организации, должно быть открыто ограниченному кругу лиц.
Деятельность по налоговому прогнозированию включает несколько этапов. На первом этапе специалисты анализируют ситуацию и определяют ключевые риски. Кроме того, выявляются основные проблемы и конкретизируются задачи, которые требуют решения. На следующем этапе подбираются методы и инструменты, позволяющие решить поставленные задачи. Наконец, формируется оптимальная схема финансово-экономической деятельности в организации, и в соответствии с ней компания продолжает работу.
Определение рисков
Первый шаг на пути к эффективному налоговому планированию - выявление рисков, угроз возможных финансовых потерь. Под этим понимается самый широкий круг явлений, связанных с ошибками в работе бухгалтерии, неоправданными расходами, фискальным контролем и связанными с ним штрафными, судебными санкциями.
Ключевые налоговые риски:
- увеличение налогов;
- претензии и проверки со стороны контролирующих служб;
- судебное, уголовное преследование.
Анализ ситуации и утверждение задач
Эксперты анализируют, как устроена компания и каким образом ведется ее экономическая деятельность (в частности, финансовая). Специалисты определяют структуру налогового поля: устанавливают перечень выплачиваемых налогов, рассматривают имеющиеся ставки, льготы. Одновременно исследуются все виды отношений, в которых участвует налогоплательщик (изучаются договоры, бухгалтерские записи). В итоге, оценивается размер имеющихся обязательств (включая соотношение налогов к прибыли).
На основе проделанной аналитической работы формируется концепция, выставляются задачи, которые необходимо решить. Они могут касаться оптимизации всей налоговой схемы предприятия, минимизации группы налогов или экономии по отдельным видам сборов.
Подбор методов и инструментов планирования
Существует широкий перечень методов, способов и средств налоговой оптимизации. Все эти возможности обеспечивает действующее российское законодательство. К известным инструментам относятся льготы, особые договорные отношения, спецрежимы налогообложения, средства учета и прочие способы избежать чрезмерных трат.
Для примера, существуют льготы на имущество компаний, в которых свыше половины штата - инвалиды. Определенной экономии позволяет добиться применение особых форм отношений (в частности, продажа товаров через комиссионера или использование в производстве давальческого сырья).
Налоговый кодекс РФ определяет ряд специальных режимов и особенных систем налогообложения: УСН (упрощенка для небольших предприятий и предпринимателей), ЕНВД, льготная система для свободных экономических зон.
К действенным средствам учета относится расчет выручки по отгрузке и оплате, переоценка ресурсов, оценивание материальных запасов производства по себестоимости и т. д.
Формирование схемы финансово-экономической деятельности
Один из этапов налогового прогнозирования - подготовка схемы финансово-экономической деятельности предприятия. На этом этапе важно наиболее эффективно задействовать все имеющиеся методы и инструменты, чтобы решить поставленные задачи с максимальным результатом. Причем, схема составляется таким образом, чтобы полностью соответствовать положениям законодательства.
При создании структуры финансово-экономической деятельности организации следует учитывать изменения в законодательной базе. Дело в том, что налоговая политика государства постоянно развивается и претерпевает корректировки: появляются новые тенденции, вводятся формы и режимы налогообложения, меняются ставки, отменяются и возвращаются льготы. Все эти изменения нужно принимать во внимание при прогнозировании, чем и занимаются специалисты: они постоянно ведут мониторинг законодательных актов и быстро реагируют актуальные на новшества, соблюдая принцип своевременности.
Сроки и периоды прогнозирования
Налоговое планирование - стратегическая работа с отложенным эффектом. Результаты усилий специалистов в области налогообложения становятся видны лишь по окончанию определенного периода. К тому же, прогнозирование ведется поэтапно, с течением времени схема может корректироваться, в нее вносятся очередные дополнения, в том числе в связи с вступающими в силу изменениями закона. Чаще всего новеллы законодательства вступают в силу спустя большой срок (1-2 года) после их объявления, что позволяет предприятиям спланировать свою будущую деятельность на перспективу.
В Российской Федерации большое количество изменений закона вводится в начале года. Поэтому самым ответственным периодом для налогового планирования считается декабрь. В конце года схема оптимизации дорабатывается с учетом предстоящих нововведений, зачастую изменениям подвергаются определенные положения учетной политики, связанные с налогообложением.
Формы и направления налогового прогнозирования
Работа по прогнозированию с целью оптимизации налогообложения основывается на принципе комплексности и ведется в следующих формах:
- мониторинг законодательства, сбор и изучение фактической информации;
- создание и оптимизация схемы финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- контроль над исполнением предпринятых мер, применением инструментов планирования.
В процессе работы специалисты постоянно анализируют законодательство, чтобы своевременно реагировать на изменения. Кроме того, при росте налоговой нагрузки на организацию вводятся специальные мероприятия, нейтрализующие негативный эффект тех или иных явлений.
Направления планирования
Рассмотрим основные направления налогового планирования. Это общая база, на которой строится оптимизация нагрузки на компанию. В процессе прогнозирования важно вести грамотную работу по каждому из перечисленных направлений.
Общие направления:
- выбор организационно-правовой формы (желательно - перед государственной регистрацией бизнеса);
- определение оптимального для организации налогового режима;
- установление (изменение) объекта налогообложения;
- создание структуры хозяйственной деятельности, в том числе дробление на подразделения различной направленности (реструктуризация);
- выбор места регистрации компании с учетом особенностей местной ФНС, географической близости к активам предприятия, принадлежности к определенным зонам действия льгот и освобождений;
- анализ и применение налогового законодательства с целью максимального использования предусмотренных льгот для конкретного налогоплательщика;
- распределение доходов предприятия в целях дополнительного облегчения фискальной нагрузки.
Методы налогового планирования
Принцип комплексности в планировании предполагает привлечение разнообразных методов и способов уменьшения налогов для повышения доходности организации. Все методы условно делятся на внешние и внутренние.
Внешние методы налоговой оптимизации достаточно ограничены, однако, при правильном применении, обеспечивают заметный результат в виде снижения расходов компании. Примеры: изменение субъекта налогообложения, замена вида деятельности, смена юрисдикции. Следует понимать, что внешние изменения - довольно серьезны, они влекут крупные последствия для бизнеса. Поэтому важно крайне взвешенно подходить к использованию подобных методов.
Наряду с этим существуют внутренние способы минимизации налогов, которые имеют не столь очевидные последствия. Однако таких способов - гораздо больше, и возможности их применения - значительно шире.
Внутренние методы налоговой оптимизации
В арсенале специалистов по налоговому планированию есть большой спектр внутренних способов минимизации налогов и сборов для повышения эффективности компании. Далее перечислим и коротко охарактеризуем основные из них.
Формирование учетной политики
Один раз в год в организации утверждается учетная политика. Выбор политики учета - один из важнейших аспектов прогнозирования. В рамках данного подхода возможно проведение, в частности, переоценки ресурсов компании, что позволяет абсолютно законно сократить выплаты по налогам на имущество и доходы.
Аналитико-расчетный метод
В процессе планирования обязательно осуществляется анализ показателей прошедших налоговых периодов. Качественная аналитика позволяет обнаружить участки, где можно внести изменения, обеспечивающие уменьшение налогов.
Анализ предшествующих периодов дает возможность заложить в новый бизнес-план корректировки, касающиеся следующих показателей:
- объемы выполненных работ, предоставленных услуг, реализованных товаров (возможно сокращение налога на прибыль, налога на добавленную стоимость);
- размеры активов, использующихся в экономической деятельности, включая земельные наделы (минимизация налогов на имущество, землю);
- список работников (снижение выплат по НДФЛ, взносов во внебюджетные фонды).
Балансовый метод
Для создания бухгалтерской модели той или иной экономической, финансовой ситуации задействуется балансовый метод. Он предполагает учет балансовых показателей. В частности, данный метод применим при расчете финансовых потребностей и определении оптимальных источников привлечения средств. Это касается как внутренних процессов в компании, так и взаимодействия в группе связанных организаций (например, в отношениях между материнской компанией и дочками).
Нормативный метод
Для планирования будущих выплат по налогам и сборам важно учитывать действующие нормы, налоговые ставки. Такой подход называют нормативным методом, он позволяет точно рассчитывать ожидаемые показатели в целях прогнозирования расходов налогоплательщика.
Оптимизация планов и решений
В процессе налогового планирования специалисты обязательно рассматривают несколько вариантов планов и решений. Детальные прогнозы по каждому из сценариев позволяют сделать выбор в пользу наиболее предпочтительного с точки зрения соотношения экономии затрат и рисков.
Определение налогового поля
Прогнозирование предполагает формирование так называемого налогового поля - схемы, которая описывает ключевые аспекты налогообложения в организации.
Основные аспекты налогового поля:
- полный перечень налогов и сборов, которые подлежат уплате;
- имеющиеся льготы, освобождения;
- выбранная система налогообложения;
- статус налогоплательщика;
- расположение субъекта;
- сроки проведения выплат.
При определении налогового поля принимаются во внимание следующие сведения: организационно-правовая форма предприятия, его учетная политика, виды хозяйственной деятельности. В рамках подготовленной базы специалисты детализируют каждый отдельный платеж, благодаря чему достигается высокая точность прогнозирования.
Заключение
Налоговое планирование - важный фактор развития организации. Услуги в области прогнозирования и оптимизации налогов особенно востребованы в компаниях с высоким уровнем расходов по отношению к прибыли.
Профессиональный подход к планированию позволяет минимизировать выплаты в соответствии с законодательными возможностями, и в то же время - исключить риски во взаимоотношениях с ФНС (в том числе внеплановые проверки), другими контролирующими органами.
В качестве решения вопроса оптимизации может быть привлечен выездной специалист (либо приглашена группа специалистов). Аутсорсинг - достойная альтернатива штатному сотруднику (отделу), при условии у приглашенных экспертов профессионального опыта в сфере налогового прогнозирования.