Человек в экономических отношениях кратко. Экономический человек - краткая характеристика. Модель экономического человека. Понятие и механизм рынка
I Человек и отношения собственности.
Вступая в экономические отношения человек на протяжении жизни имеет возможность ощутить все их многообразие. В отношениях собственности, человек реализует права владения, распоряжения, пользование. Объём этих прав зависит от форм собственности: общей, частной или смешанной.
Следует подчеркнуть, что влияние форм собственности на экономическое поведение человека не является однозначным. Например, частная собственность, с одной стороны, разъединяет людей и отчуждает их от труда, но, с другой – является необходимым условием их хозяйственной самостоятельности и независимости. Общая (или общественная) собственности, в определенной степени способствует преодолению резкого имущественного и социального неравенства, по мнению экономистов, не создаёт достаточных стимулов к труду и не может устойчивый экономический рост.
Право собственности признаётся одним из естественных и не отчуждаемых прав человека.
II Человек и труд.
Важнейшая экономическая роль человека - его участие в процессе труда. Объективными характеристиками трудовой деятельности человека является производительность, эффективность и место в системе общественного разделения труда.
Её оценка определяется степенью соответствия важнейшим требованиям, к ней предъявляемым: требования профессионализм, трудовой, технологической, договорной дисциплины, а также исполнительной и инициативности.
В современное время на характер туда влияет Н.Т.Р.
III Человек и бизнес.
Предпринимательская деятельность в современных условиях становится одной из важных форм участия человека в экономических отношениях. Предпринимательство или бизнес считается осуществляемая по собственной инициативе, на свой риск и ответственность, самостоятельная, направленная на получение прибыли деятельность людей.
Она предъявляет к человеку особые требования: изобретательность, глубокие знания, готовность к риску, твердость, умение самостоятельно принимать ответственные решения, верность слову. Несоответствие этим требованиям превращает деятельность, внешне похожую на предпринимательскую – обман и жульничество.
IV Человек – доходы и расходы.
Наконец, человек является участником отношений распределения и потребления.
Известны различные формы распределения произведенного в обществе продукта: заработная плата, банковский процент, земельная рента, дивиденды. Неравенство доходов зависит от положения человека в отношениях собственности, уровня его образования, квалификации, профессии и других факторов. Неизбежный в условиях рыночной экономики резерв в условиях доходов отдельных людей и групп населения в современных условиях призвано компенсировать государство (соц.программы, пособия).
Вступая в отношения потребления, человек на полученные доходы приобретает необходимые ему товары и услуги, удовлетворяет имеющиеся материальные и духовные потребности.
V Россия на пути рыночной экономики.
Переход к рыночной экономики в России начался в октябре 1991года. Тогда же была подготовлена первая программа радикальных экономических реформ. Основными ее направлениями были: переход к свободному ценообразованию, разгосударствление и приватизация государственных предприятий в промышленности, торговле, сфере услуг. С помощью этих мер авторы программы расчитывали, с одной стороны, ослабить существующий экономический кризис, ликвидировать дефицит, а с другой, создать в России новый класс – класс собственников.
Результаты экономических реформ противоречивы самой серьезной проблемой, с которой пришлось столкнуться правительству в начале реформ, стала проблема освоения населением новой системы ценностей и формирования у граждан качеств необходимых для предпринимателя.
Кроме того с переходом к свободному ценообразованию привело к резкому понижению уровня жизни. Лишение населения накопленных денежных средств привело к определенным последствиям при приватизации - процесс передачи государственной собственности в частные руки.
Приватизация может быть осуществлена:
бесплатная раздача
аренда с последующим выкупом
преобразование государственных предприятий в акционерные общества
выкуп предприятий на конкурентной основе.
Цель приватизации – создание широкого слоя частных собственников в стране – пока не достигнута.
Положительным итогом проводимых реформ можно считать:
1)формирование рыночной инфраструктуры. (коммерческие банки, фондовые и товарные биржи, аукционы.)
2)идет регулирование правовой системы рыночной экономики.
3)решены ряд стратегических задач. (остановлена инфляция, достигнута финансовая стабилизация и т.д.)
Система экономических отношений - национальная экономика или народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями.
В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества.
Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:
- 1) общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой;
- 2) наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами страны на основе разделения труда;
- 3) общий экономический центр, который регулирует и контролирует хозяйственную активность (государство);
- 4) общая экономическая защита в виде экспортно-импортных пошлин, квот и т.п.
Экономическое состояние и развитие страны в целом изучает макроэкономика.
Макроэкономика исследует взаимосвязи совокупного спроса и предложения, их влияние на национальный объем производства, проблемы установления равновесия на различных рынках, государственное регулирование экономики путем проведения экономической политики и другие проблемы.
Определение экономического состояния страны осуществляется с помощью макроэкономических показателей.
Важнейшим показателем национальной экономики является национальное богатство.
Национальное богатство - это стоимость всех запасов, накопленных в данном обществе, долгов других стран и собственности данной страны в других странах за вычетом долгов своей страны.
Составляющими элементами этого показателя выступают: квалификация трудоспособного населения, достижения науки, техники, культурные ценности.
Экономическая теория для измерения объема национального производства использует следующие макроэкономические показатели: валовой национальный продукт (ВНП); чистый национальный продукт (ЧНП); национальный доход (НД); личный доход (ЛД); валовая продукция (ВП); валовой внутренний продукт (ВВП) и другие.
Наибольшее распространение получили три показателя: ВП, ВВП, ВНП.
Валовая продукция (ВП) - это стоимость (денежное выражение) объема продукции, произведенного в какой-то отрасли, показатель рассчитывается в текущих и сопоставимых ценах и используется для определения темпов роста производства, расчета производительности труда, фондоотдачи и т.д.
Валовой внутренний продукт (ВВП) - это рыночная стоимость объема товаров, созданных за определенный период хозяйствующими субъектами данной страны. ВВП определяется для товаров, используемых для конечного потребления населением страны, поэтому характеризует уровень его благосостояния.
Валовой национальный продукт (ВНП) - это стоимость готовых товаров, произведенных в течение года.
Показатель ВНП в развитых странах и ООН считается главным. В валовом национальном продукте учитываются доходы, полученные за товары, произведенные отечественными производителями за рубежом, но исключаются доходы, полученные за товары, произведенные внутри страны иностранными производителями. Разница между доходами граждан данной страны за рубежом и доходами иностранцев в данной стране называется чистые факторные доходы (ЧФД ). Соответственно, ВНП = ВВП+ЧФД.
Национальный доход - это суммарный доход всех жителей страны (зарплата, процент, рента, прибыль).
Производство органически связано с потреблением, оно осуществляется для потребления и определяет его структуру. В свою очередь потребитель, выбирая товары и услуги, активно воздействует на производство, стимулируя его развитие.
Потребитель - это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Каждый из нас является потребителем, желая каким-либо способом удовлетворять свои потребности. Потребителем выступает фирма, организация и государство в целом.
Цель потребителя - извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.
Основные ограничения на пути достижения цели потребителя: семейный (потребительский) бюджет- баланс денежных доходов и расходов семьи; цены на товары и услуги; ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Поэтому потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним тоже стоит проблема рационального выбора.
Рациональное поведение потребителя - это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами.
В странах с командной экономикой действия потребителя, как правило, довольно жестко регламентируются. В рыночной экономике свобода экономического поведения предопределяет суверенитет потребителя, т.е. право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.
Доход потребителя (личный доход) - это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.
Личный доход, остающийся после уплаты налогов, используемый на потребление и сбережение составляет так называемый номинальный доход.
Основными источниками номинального (денежного) дохода потребителя являются: (1) заработная плата; (2) доход от предпринимательской и иной деятельности; (3) доход от собственности (плата, полученная за аренду квартиры, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам); (4) социальные выплаты государства отдельным гражданам (пособия, пенсии, стипендии).
Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. Это обобщающий показатель уровня жизни населения страны, который зависит от объема конечных доходов (номинальный доход минус налоги) и уровня цен на товары и услуги и исчисляется как частное от деления объема конечных доходов на индекс потребительских цен.
Во многих домашних хозяйствах полученный доход распадается на две части: первая используется для покупки товаров и оплаты услуг, вторая образует сбережения. Это деление не зависит от формы и источников дохода, однако зависит от его размера. Чем больший доход получает потребитель, тем большую сумму денег он способен потратить на потребление. С ростом дохода растет и сумма сбережений. Экономисты установили и другие зависимости доходов и расходов: чем больше доход семьи, тем меньше доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а также больше удельный вес сбережений.
Уровень жизни - совокупность доступных благ и условий жизни населения, которые отражают экономическое состояние страны.
Универсального показателя для оценки уровня жизни населения до настоящего времени выработать не удалось. На сегодняшний день главным показателем является объем продукции на душу населения. Однако он в большей степени характеризует экономические возможности страны, но не отражает реальное распределение совокупного продукта. Поэтому при анализе уровня жизни изучают объем свободного от работы времени, уровень загрязнения окружающей среды (то есть учитываются затраты на очистные сооружения), перенаселение городов (то есть учитывается распределение трудовых ресурсов, жилищное строительство) и другие факторы.
Более сложным является показатель качества жизни , который включает в себя помимо уровня жизни также такие показатели, как условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др.
Уровень жизни человека зависит не только от размера его заработной платы или сбережений, но и от того, насколько разумно он тратит деньги.
Экономисты делят потребительские расходы на обязательные и произвольные.
Обязательные расходы можно рассматривать как минимально необходимые- это расходы на питание, одежду, транспорт, оплату коммунальных услуг и т.п. Если личные доходы потребителя не превышают обязательные расходы, то он, скорее всего, не сможет себе позволить произвольные расходы (на покупку книг, картин, машины и др.).
Чем богаче страна, тем меньшая часть личных доходов ее граждан идет на обязательные расходы. Немецкий исследователь-статистик
Э. Энгель (1821-1896) установил связь между доходами населения и структурой потребления. Согласно «Закону Энгеля», чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля ее расходов на продовольственные товары. Соответственно возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня доходов существенно увеличиваются затраты на высококачественные товары и услуги. Таким образом, структура расходов на потребление изменяется в прямой зависимости от размера дохода.
По доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан разных стран.
Следует отметить, что в любой экономической системе наблюдаются процессы, которые маскируют реальные показатели. Одним из таких процессов является изменение цен. Для приведения показателей к одному уровню применяются различные индексы цен.
Индекс цен (ИЦ) - это отношение совокупной цены определенного набора товаров («рыночной корзины») для сравниваемых периодов времени. Наиболее распространены индекс потребительских цен и индекс цен товаров производственного назначения.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) характеризует изменение во времени уровня цен на товары непроизводственного (т.е. личного) потребления. В России ИПЦ рассчитывается на основе определения стоимости фиксированного набора потребительских товаров («потребительской корзины»).
Потребительская корзина - это минимальный набор непродовольственных товаров и продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизненной активности.
В состав набора включаются определенные виды товаров (продовольственных и непродовольственных) и услуг. «Потребительская корзина» рассчитывается для различных групп населения (мужчины, женщины, трудоспособные, пенсионеры и т.д.). Состав потребительской корзины со временем меняется и различен в разных странах. С ростом богатства общества доля предметов первой необходимости в потребительской корзине сокращается, растет доля товаров длительного пользования. В России размер и состав потребительской корзины определяется не реже одного раза в пять лет, устанавливается законом и устанавливается для трех основных групп населения: трудоспособных людей, пенсионеров и детей.
Прожиточный минимум - это уровень доходов, обеспечивающий приобретение материальных благ, необходимых для обеспечения жизненной активности человека, при определенной экономической ситуации в стране. Прожиточный минимум рассчитывается на душу населения и различается в зависимости от пола и возраста. Жизненно необходимый уровень потребления включает только расходы на питание, самые необходимые предметы санитарии и гигиены, коммунальные услуги, а также обязательные платежи и сборы.
Величина прожиточного минимума является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсий по старости, а также размеров стипендий и других социальных выплат. С понятием прожиточного минимума тесно связано понятие уровня жизни.
Рынок груда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.
Существование рынка труда возможно при условии, что работник является собственником своей способности к труду. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. На нем ведутся переговоры и заключаются договоры (коллективные и индивидуальные) о трудоустройстве, условиях труда, заработной плате.
Труд, как ресурс, обладает определенной спецификой:
- работники обладают различной квалификацией, способностями и физическими данными;
- рабочая сила мобильна по профессиям и географически;
- работники имеют определенные социальные права в отличие от других видов ресурсов.
Рынок труда характеризуется такими показателями, как численность экономически активного населения, численность людей, занятых в экономике, уровень безработицы и др.
Занятость - активность людей, направленная на удовлетворение личных потребностей посредством трудового дохода.
Людям принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к труду и осуществлять любую не запрещенную законом активность, государство же призвано обеспечивать право на труд. Это означает, что оно должно содействовать полной, продуктивной и свободно избранной занятости.
Уровень занятости определяется количеством людей, занятых в экономике, по отношению к численности экономически активного населения. Люди, временно отсутствующие на рабочем месте (болезнь, отпуск, другая уважительная причина), также включаются в категорию занятых.
Безработица - социально-экономическое явление, характеризующееся отсутствием у части населения работы (доходного занятия).
Уровень безработицы определяется отношением числа безработных к численности экономически активного населения в процентах в определенный период времени.
В экономической теории считается, что современная рыночная экономика может иметь определенный уровень естественной безработицы, допустимый размер которой составляет 5,5-6,5% трудоспособного населения. В этом случае говорят об экономике полной занятости.
Естественная безработица делится на фрикционную и структурную.
Фрикционная безработица означает добровольную потерю работы, связанную с поиском нового места с лучшими условиями труда.
Структурная безработица - это вынужденная потеря работы, связанная с прекращением спроса на какую-то профессию, например, вследствие научно-технического прогресса.
Превышение естественного уровня безработицы ведет к снижению роста общественного производства, кроме того, возникает социальная напряженность. Поэтому государство призвано осуществлять социальную защиту населения. К мерам в этом направлении относятся: проведение структурной перестройки профессий; установление уровня минимальной зарплаты; выплата пособий по безработице. Одним из средств решения проблемы безработицы является биржа труда.
Биржа груда - государственная организация, которая изучает спрос и предложение рабочей силы в разных регионах страны и мира и оказывает желающим помощь в трудоустройстве.
Биржа труда обеспечивает регистрацию безработных, определяет пособия по безработице, организует профессиональную переподготовку кадров.
Вопросы для повторения:
- 1. Что такое прожиточный минимум?
- 2. Каков смысл понятия «уровень жизни»?
- 3. Что такое рынок труда, каковы условия его существования?
- 4. Что означает понятие «занятость»?
- 5. В чем сущность безработицы?
- 6. В чем должны состоять меры государства по социальной защите населения?
А. Биологическая и социальная сущность человека
Человек – основной субъект экономических отношений, которые изучает экономическая теория. Однако человек – существо биосоциальное, т. е. с одной стороны, биологическое, с другой – социальное (общественное).
Биологическая сущность человека выражается в его непрерывном воспроизводстве: рождении, развитии, старении, умирании. Человек обладает определенным здоровьем, физическими и духовными способностями и потребностями и т. д. Именно как биологическое существо человек обладает индивидуальностью.
Биологической сутью человек неразрывно связан с природой (он ее часть), с естественной средой обитания, которая является основой всей его жизнедеятельности. Среда обитания включает в себя климатические и почвенные условия, количество и качество пищи, воды, жилище и т. д.
Ресурсы и жизненное пространство ограничены. Площадь земного шара составляет 510,2 млн. км2, причем большая часть (3/4) – это моря. Различны плодородие почвы, флора и фауна, полезные ископаемые, климатические условия в тех или иных регионах Земли. Так, жаркий пояс земной поверхности составляет 49,3%, умеренный – 38,5, а холодный – 12,2%, что определяет продолжительность произрастания сельскохозяйственных культур. В Европе она составляет от 4 до 11 месяцев, в том числе в России и Республике Беларусь – 4 месяца, Германии – 7, Италии, Испании – 11 месяцев.
С позиций современной науки о жизнедеятельности человека, говоря о среде обитания, надо учитывать и связь человека с космосом, о чем говорил еще в XVII в. голландский ученый Х. Гэйгенс в работе “Космотеорос”, подчеркивая, что жизнь – это космическое явление. Данная идея получила развитие в работах русского ученого В. И. Вернадского о ноосфере – царстве человеческого разума, новом состоянии биосферы земли.
Согласно теории Вернадского человек своим трудом и мыслью может перестроить свою жизнь. Мощь человека на Земле не в физической силе, а в его разуме и труде, который направляется разумом. Мозг – закономерный продукт материи и Вселенной. Активность (инициатива) человека требует мысли и дела, а экономической системой в целом надо управлять, иначе в обществе наступает беспорядок (хаос), происходит потеря энергии и распад. Земля и другие планеты взаимосвязаны. Дыхание земли – результат жизнедеятельности людей – уходит в космическое пространство, а космическое вещество, попадая на Землю, оказывает влияние на жизнедеятельность человека. Таким образом, состояние биосферы Земли, ее ноосфера зависят от жизнедеятельности человека.
Люди как существа биологические равны между собой. Это закон природы. Видимо, отсюда вытекает идеал равенства и братства в различных учениях, а в хозяйственной деятельности – принцип социальной справедливости. В то же время каждый человек обладает индивидуальностью, он – личность.
В XXI в. человечество вошло с таким уровнем цивилизации (особенно с помощью средств массовой информации), когда люди на Земле становятся единым целым. Идет процесс, который называется глобализацией мирового социально-экономического устройства. Это выражается в усилении взаимозависимости национальных экономик стран мира, в качественном ускорении в масштабах всей планеты процессов обмена товарами, услугами, капиталами, информацией и т.
П. В результате происходит конвергенция (сближение) национальных экономических систем, возникновение единого мирового хозяйственного комплекса, развивающегося по унифицированным социально-экономическим законам.
Подобные процессы происходят и с человеком как биологическим существом, отличающимся индивидуальностью. Глобализация унифицирует личность, лишает ее индивидуальности. Этому способствуют не только средства массовой информации, способные внушить человеку любые взгляды, мораль, нравственность, но и некоторые методы обучения, например, тестирование, не позволяющее человеку рассуждать, высказывать свою точку зрения.
В основе данных процессов лежит глобализация собственности, когда дальнейшее приращение финансовой и производственной мощи крупных фирм и корпораций происходит уже главным образом за счет актов, находящихся за рамками национальных границ. Основными формами глобализации собственности является создание транснациональных банков (ТНБ) и транснациональных корпораций (ТНК).
Для формирующейся мировой системы глобальной экономики необходимо манипулировать сознанием в мировом масштабе, недопустимо наличие индивидуумов способных к системному анализу, т. к. глобальная система в основе своей – это высокоорганизованный социально-экономи- ческий механизм, построенный на принципах стопроцентной предсказуемости и управляемости поведением каждого индивидуума в производстве и потреблении. Человек становится винтиком в системе с продиктованными ему потребностями через СМИ, рекламу, обучение и т. д.
Глобализация социально-экономической системы – объективный процесс, в котором заинтересованы самые богатые группы людей на Земле. Вместе с тем биологическая сущность человека с ее индивидуальностью тоже объективное явление. Таким образом, назревает конфликт, противоречие между биологической сущностью человека и процессами унификации личности как социального существа.
Экономическую теорию интересует в большей степени социальная сущность человека. В этом смысле человек – воплощение общественных отношений. Он может существовать лишь будучи включенным в общественную связь (отношения) с другими людьми. Это самые разнообразные отношения: семейные, любовные, религиозные, юридические, политические, национальные, экономические, социальные и т. д.
Из всей системы отношений основными являются экономические и социальные, т. к. они определяют тип социально-экономической системы общества, в котором живет человек.
Экономические отношения, в которые вступает человек, связаны с его хозяйственной деятельностью по производству, распределению, обмену и потреблению благ и услуг. Причем, люди включаются в содержание самих экономических отношений одновременно в качестве субъектов и экономических, и социальных отношений. А в основе этих отношений лежат отношения собственности. Поэтому, чтобы понять социальную сущность человека, надо его изучать в неразрывной связи с социально-экономической средой, в которой он живет и работает.
Если экономические отношения – это отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг, то социальные отношения – это отношения друг к другу, статус людей в обществе, возможности получения благ, доходов, прав, свободы личности, равноправия и т. д.
Экономические отношения развиваются по объективным экономическим законам, социальные – испытывают влияние институционных структур: юридических законов, норм, правил, традиций, общественных и политических организаций и учреждений. Сбалансированность экономических и социальных отношений влияет на социальную сущность человека.
В экономической науке существует такое понятие, как социально-устойчивое экономическое развитие общества, в рамках которого формируется устойчивое человеческое развитие. Данная проблема изучается в рамках ООН. Согласно теории человеческого развития, устойчивым является такое развитие, которое приводит не только к экономическому росту, но и к справедливому распределению его результатов, которое восстанавливает окружающую среду, а не уничтожает ее; повышает ответственность людей, а не превращает их в бездушных исполнителей. Такое развитие уделяет первостепенное внимание бедным, повышая их возможности. Такое развитие – это развитие для людей, для природы, для увеличения количества рабочих мест и улучшения положения женщин в обществе.
Таков современный взгляд на место и роль человека в экономической системе.
Б. Человек как субъект экономических отношений
Как субъект экономических отношений человек является одновременно и производителем, и потребителем благ и услуг.
Как производитель материальных благ человек является основным элементом производительных сил, основной движущейся силой НТП. При изучении человека с этой точки зрения возникает два вопроса (аспекта анализа):
1. Что создает человек, как (какими ресурсами, технологией), для кого, т. е. кто потребляет создаваемые блага?
2. Сколько стоит все то, что создается, каковы затраты и что получает человек; каково его вознаграждение за труд, в какой форме он вознаграждается; каковы движущие силы его деятельности?
Ответ на первый вопрос сводится к следующему. Человек создает блага и услуги для удовлетворения своих потребностей и потребностей других членов общества.
Все блага и услуги создаются трудом и средствами производства.
Необходимость труда для человека обусловлена двумя причинами.
Во-первых, он не может жить не потребляя, а для этого надо производить. Еще в XVIII в. Д. Рикардо отмечал, что если заставить человека отказаться от потребления, он откажется производить. А К. Маркс писал, что всякий ребенок знает, что любая нация погибла бы с голоду, если бы она приостановила производство не только на год, а хотя бы на несколько недель.
Во-вторых, необходимость труда объясняется самой природой человека. Человек обладает разумом, который он приобрел в ходе длительной эволюции. Дарвин считал, что в мире идет процесс развития с усовершенствованием вида. Хотя существует и другое мнение – мы пришельцы из космоса и разум сотворен кем-то, идет процесс инволюции, т. е. упрощения вида.
В любом случае человек обладает разумом, поэтому труд для него является жизненной потребностью (для некоторых в силу ряда причин – тягостной необходимостью). В процессе труда, начиная с младенчества, человек самосовершенствуется, развивается как личность.
Труд – естественное условие человеческого существования. Самым счастливым человеком является тот, кто занимается любимым, творческим трудом, просыпаясь с мыслью, что он будет продолжать начатое дело.
Труд – исключительное достояние человека, хотя, если понаблюдать за животными, они тоже трудятся (пчела, муравей, паук, бобер и т. д.). Однако труд человека отличается от так называемого труда животных. Во-первых, осмысленностью, целесообразностью. Человек заранее ставит цель, намечает план своих действий и обязательно контролирует их, сравнивает результат труда с заранее сконструированным в голове идеальным образцом (планом). Человек не будет продолжать трудиться, если положительный результат не предвидится, чего не скажешь о животных. Во-вторых, только человек создает совершенные орудия труда и при этом совершенствуется сам. Современный работник должен быть не только грамотным (уметь читать, писать), он должен владеть новейшей техникой и технологиями. Поэтому мы говорим, что человек – критерий научно-технического прогресса.
Все, что создает человек, распределяется по-разному, в зависимости от экономической системы общества. Принцип распределения может быть разным: поровну между членами общества, по труду, по факторам производства и т. д.
Второй аспект изучения человека как производителя материальных благ требует ответа на вопросы, сколько стоит создание благ и как вознаграждаются трудовые затраты.
Создание благ и услуг стоит определенных затрат труда и других ресурсов. Человек всегда стремится минимизировать затраты. Еще первобытный человек, добывая пищу и понимая, что на это надо затратить определенные усилия, стремился их минимизировать. Для этого он изобретал орудия труда: топор, лопату, колесо, экскаватор, стиральную машину и т. д.
Труд – это вид издержек, которые несет человек, создавая блага. Ничто в мире ограниченных ресурсов не дается даром.
Если же человек работает, он желает получить вознаграждение. Чем больше это вознаграждение, тем активнее и качественнее человек трудится. Хотя лозунгом коммунистического общества является принцип “от каждого по способностям, каждому по потребностям”, при социализме в людях воспитывали трудовой энтузиазм, который поощрялся не только материально, но и морально (присвоением почетных званий, награждением почетной грамотой, занесением на доску почета и т. д.).
В каком размере труд должен вознаграждаться? Предположим, что речь идет о наемном труде. Еще представитель физиократов А. Р. Тюрго говорил о минимуме средств существования. Каждый должен получать столько, чтобы ему хватило на воспроизводство способности к труду, т. е. рабочей силы. Для этого необходимо иметь средства, чтобы удовлетворить ряд потребностей: материальных – в пище, одежде, жилище; духовных – литература, кино, театр, спорт и т. д.; профессиональных – образование, повышение квалификации, а также для покрытия расходов, связанных с рождением и воспитанием детей.
Человек должен полностью удовлетворять эти потребности, что признают представители всех школ в экономической науке, а на практике для этого рассчитывается стоимость потребительской корзины, прожиточный минимум, потребительский минимальный бюджет и т. д.
Человек как производитель материальных благ всегда сравнивает затраты на производство и доход, который он получает.
Каковы движущие силы, побуждающие человека заниматься трудовой деятельностью?
Истории становления и развития цивилизации известны два основных стимула к труду: внеэкономический и экономический.
Внеэкономический стимул действует, когда работник находится в физической и юридической зависимости (раб, крепостной, заключенный).
Экономический стимул предполагает материальную заинтересованность в труде, когда человек юридически свободен, но он либо не имеет своего дела и вынужден продавать свою способность к труду, либо имеет свое дело и заинтересован лично в получении предпринимательского дохода (наемный работник, предприниматель). Самыми высокими побудительными мотивами деятельности обладает предприниматель, т. к. размер его дохода целиком зависит лично от него, от его способности и активности.
Кроме того, стимулом к труду может быть интерес, связанный с самим процессом труда, его содержанием, престижностью, условиями, склонностью человека к данной деятельности и т. д.
Человек как производитель материальных благ всегда является носителем определенных социально-экономических отношений и всегда осуществляет свою жизнедеятельность в рамках определенной общественной системы, и поэтому представляет определенный социально-экономический тип (раб и рабовладелец, крепостной и феодал, наемный работник и предприниматель, купец, ростовщик, священнослужитель, колхозник, помещик, арендатор и т. д.).
Человек как потребитель наиболее подробно рассматривается в разделе “Микроэкономика”. Конечная цель производства – потребление. Поэтому производство должно служить потреблению, а его содержание (количество и качество) определяется потребителями. Человек как потребитель стремится максимально удовлетворить свои потребности, получить максимум полезности.
Еще по теме 1. Человек в системе экономических отношений:
- 4.2. Собственность и ее место в системе экономических отношений
- Функции денег в системе экономических отношений. Функция денег как меры стоимости, обращения, средства накопления и сбережения, средства платежа. Функция мировых денег
- Фирма (предприятие) в системе экономических отношений. Производственная функция фирмы
- Экономические реформы и дисциплинарные пространства российского общества
- 4. Человек в системе рыночных отношений. Концепция человеческого капитала
- ТЕМА 13. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА И ОТРАСЛЬ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
- 2. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства и их регулирование
- К теме 12. «Мировое хозяйство и международные экономические отношения»
- 17.1.МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
- 1.1. Экономические и институциональные отношения в системе хозяйственных отношений
- 3. Способы реализации собственности. Экономические интересы. Место и роль собственности в системе общественных отношений
- § 1. Общая характеристика механизма правового регулирования общественных отношений
- § 1. Система законодательства, регулирующего отношения общего землепользования
- Проблема отношения справедливости и естественного закона в современной философии права
- § 3.1. Система сущностных и природных функций правовой идеологии в контексте объектов ее воздействия
- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес -
Основным вектором развития современной экономики и общества, которые в последние годы все чаще обозначают как экономику и общество знании, выступает перемещение человека в центр экономической системы, рост внимания к человеческому фактору, доминирование гуманитарных целей и ценностей во всех сферах общественного производства. Исследователи и специалисты отмечают, что ведущей идеей социально-экономических преобразований становятся изменения в самом человеке, переосмысление его места и роли в системе общественных институтов, приоритет его личностного, профессионального, социального развития .
Исследования позволяют выделить три основные характеристики экономики и общества знаний, которые ученые рассматривают как детерминанты их трансформации и развития.
Во-первых, расширение сферы интеллектуального труда , появление и рост ценности так называемых работников знаний (knowledge workers - термин предложен Питером Друкером в 1959 г. ), которых от всех остальных работников отличают две важнейшие черты:
- 1) он «сам, причем безраздельно, владеет своими собственными “средствами производства”: неразрывно принадлежащими ему интеллектом, памятью, знаниями, инициативой, личным опытом;
- 2) вне зависимости от квалификации, может эффективно работать только в составе коллектива...» .
Во-вторых, доминирование сектора услуг над сектором производства , где знание все больше начинает выступать рыночным товаром .
В-третьих, повсеместное внедрение информационно-коммуникационных технологий , которые в существенной мере меняют содержание и характер труда .
Новая экономика требует новых работников. При этом стоимость высококвалифицированной рабочей силы повышается, в результате чего возникла устойчивая тенденция: большая часть стоимости (цены) создаваемого продукта приходится на затраты труда и выплачивается работнику в виде заработной платы. В развитых странах ее доля достигает 80-85% стоимости вновь создаваемого продукта. В экономической системе это свидетельствует о преобладающей роли человеческого фактора по отношению к материальной базе производства.
В развитых экономиках на современном этапе происходит активное формирование образа «нового работника» с такими основными признаками:
- 1) высокие профессиональные качества, навыки и творческие способности, проявляющиеся в чувстве нового, умении критически оценивать достигнутые результаты, видеть проблемы и находить пути их устранения, в желании постоянно повышать уровень профессионального мастерства, образования и квалификации;
- 2) экономическое мышление, свидетельством которого является умение демонстрировать рациональное экономическое поведение, находить оптимальные варианты повышения эффективности труда, овладение приемами технологических разработок, высокая технико-технологическая культура, экологическое сознание и ориентация на рациональное использование природных и других видов ресурсов;
- 3) готовность к участию в организационной и управленческой деятельности, умение работать в команде, осуществлять проектную деятельность, организовывать групповую работу, выстраивать эффективные коммуникации с другими работниками;
- 4) психологические качества: целеустремленность, добросовестность, ответственность и др.
Вместе с тем развитие личности работника, формирование у него новых свойств и качеств сопровождается ростом и возвышением ее потребностей. При этом характер и структура потребностей претерпевают значительную трансформацию. Простые потребности сменяются сложными, биологические - социальными. В ряду последних также происходит восхождение к их высшим формам - потребностям в самореализации, самоутверждении, самоактуализации.
Современная экономическая система характеризуется тем, что традиционное производство материальных благ, оставаясь основой хозяйства развитых стран, перестает быть его центральным элементом. Данные качественные изменения также накладывают отпечаток на положение человека в экономической системе. Становление экономики и общества знаний со всей очевидностью привело к пониманию необходимости формирования и развития человеческого капитала.
Под человеческим капиталом понимается совокупность интеллектуальных способностей, знаний, профессионально значимых компетенций, мотиваций и систем ценностей, получаемых в процессе образования и практической деятельности человека.
По мнению Э. Г. Скибицкого и Л. Ю. Татариновой , в наиболее полном виде человеческий капитал представлен в теориях и концепциях школы поведенческих наук, ориентирующейся на личность как на приоритетный ресурс, на взаимодействие индивидов в процессе трудовой деятельности. Специфика данного ресурса определяется его сложной природой и способностью личности:
- к изменению своих свойств и своего поведения;
- постановке собственных целей, инициированию и проявлению активности в различных областях деятельности;
- адаптации к меняющимся условиям;
- обучению, саморегулированию, самоконтролю, саморазвитию, сотрудничеству, самоорганизации.
Теория человеческого капитала получила развитие в США с конца 1950-х гг. Толчком к се возникновению послужили работы американского ученого Т. Шульца, который в поисках источника роста производительности труда выделил в самостоятельный фактор неизвестный параметр, назвав его «остаточным фактором», и который впоследствии был идентифицирован как приобретаемые и развиваемые человеком способности к труду.
Понятие «человеческий капитал» рассматривают в узком смысле и широком. В узком смысле человеческий капитал есть образование, накопленный человеком профессиональный и жизненный опыт. По мнению Г. Беккера, под человеческим капиталом понимается комплекс таких приобретенных и унаследованных качеств, как образование, знания, полученные на рабочем месте, здоровье и многие другие . Подобной точки придерживался и Т. Шульц, отмечая, что «образование - это одна из форм человеческого капитала. Она является человеческой потому, что становится частью человека, и она капитал, поскольку представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе» . Вместе с тем такая трактовка представляется недостаточно всеохватывающей: во-первых, человеческий капитал - это многогранное явление и несводим только к образованию, а во-вторых, необходимо разделять возможность участия в трудовой деятельности и фактическое участие в ней. Например, готовность к труду есть и у безработных, они могут обладать сколь угодно большим трудовым потенциалом, но никак его не применять, не оказывая влияния на экономику.
Все это заставляет рассматривать понятие человеческого капитала в более широком смысле. Так, Д. Грейсон определяет человеческий капитал как наиболее важный общественный ресурс: «...человеческий капитал - это наиболее ценный ресурс, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы, является краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности» . Некоторые исследователи включают в понятие человеческого капитала не только способность индивидов к производительному труду и получению дохода, но и социальные, психологические, мировоззренческие, культурные качества людей . Так, по мнению Л. Туроу, «человеческий капитал... включает такие свойства человека, как уважение к политической и социальной стабильности, что приобретается преимущественно в результате соответствующего воспитания и образования... Все общества хотят создать индивидуума с определенными будущими предпочтениями... Общество может рассчитывать на получение известных выгод от различных проектов инвестиций в человека именно потому, что они изменяют будущие или текущие предпочтения таким образом, что последние становятся совместимыми со стремлениями общества (или большинства в обществе). Такие изменения в предпочтениях имеют ценность для общества, но не обязательно для индивидуума» .
Применительно к конкретной организации эти качества могут проявляться через трудовой потенциал и лояльность работника, которые при наличии соответствующего уровня компонентов человеческого капитала (профессиональных знаний и навыков, физических и психологических возможностей человека и др.) позволят существенно повысить ценность конкретного сотрудника для организации.
К основным элементам, формирующим структуру человеческого капитала, по версии Всемирного банка относят:
- капитал образования (знания, умения, навыки - общие и специальные);
- капитал подготовки на производстве и повышения квалификации в процессе трудовой деятельности (квалификация, навыки, практический опыт);
- научный и инновационный капитал (инновации, научно-исследовательские работы);
- капитал здоровья и здорового образа жизни (а более широко - качества жизни);
- обладание экономически значимой информацией (знание о состоянии рынков, цен, доходов);
- капитал мобильности работников (трудовой миграции);
- капитал культуры (воспитание, самовоспитание, саморазвитие);
- мотивация трудовой деятельности .
Многие исследователи отмечают, что человеческое измерение в современной экономике и обществе проявляет себя в двух основных формах: человеческого и социального капитала. Понятие «социальный капитал» было предложено в 1990-е гг. Р. Патнэмом для обозначения тех личностных качеств и характеристик (доверие, эмпатия, законопослушание и т.д.), которые неотделимы от индивида, по проявляются только в коллективной деятельности. Согласно П. Бурдье социальное положение индивида есть совокупность его статусов в социальном пространстве - «ансамбль невидимых связей», формирующих «пространство позиций, внешних по отношению друг другу, определенных одни через другие, по их близости, соседству или по дистанции между ними...» . Эти «невидимые связи» и образуют социальный капитал.
Понятие социального капитала впервые было введено Г. Лури и развито Дж. Колеманом . Под социальным капиталом понимается «вклад социальной организации общества в общественное производство» . Социальный капитал увеличивает отдачу от инвестирования в физический и человеческий капитал, причем эти инвестиции дополняют друг друга, а не выступают конкурирующими альтернативами.
Понятие социального капитала находит применение и на уровне организации. Например, О. Нордхог отмечает, что использование концепции социального капитала позволяет охарактеризовать конгломерат социальных отношений и неформальные связи между различными подразделениями фирмы . Социальный капитал характеризуется, в частности, таким понятием, как «организационная социализация», означающая степень совпадения ценностей, отношений и норм у работников со средними для организации в целом значениями. Сильные социальные связи между работниками и подразделениями организации создают социальный контроль, который снижает необходимость прямого руководства и излишней регламентации деятельности работников.
Социальный капитал имеет отношение к таким элементам общественной организации, как социальная структура, социальные нормы, связи и взаимодействия, социальные отношения, которые создают условия для координации и кооперации людей ради достижения общих целей. Вклад человеческого капитала в результаты деятельности организации может быть достаточно высоким, но низкая социальная значимость этих результатов будет негативно сказываться на величине социального капитала. Недостаточная социальная ориентация и социальная ответственность организации, а иногда и откровенно антигуманная направленность ее деятельности также приводят к различным оценкам человеческого и социального капиталов.
Социальный капитал, воплощенный в нормах и различных формах гражданского участия, признается важным условием экономического процветания и эффективного самоуправления. Дж. Колеман приходит к выводу о том, что «подобно другим формам капитала, социальный капитал продуктивен, делая возможным достижение целей, иными способами недостижимых» .
Так же как физический и человеческий капитал, социальный капитал обладает свойством воспроизводиться и накапливаться. Следовательно, успешное сотрудничество и взаимодействие работников организации порождают новые социальные активы, которые стимулируют развитие человеческого капитала не только в собственной организации, но и в орга- низациях-партнерах. В отличие от капитала физического социальный капитал - это ресурс, который количественно увеличивается, а не уменьшается при употреблении, и который истощается, если его не использовать.
Таким образом, понятие социального капитала позволяет включить в рассмотрение фактор «социальной организации», «социального порядка», «социальной ответственности» наравне с другими факторами производства.
Еще одним взаимосвязанным с человеческим капиталом понятием выступает понятие «интеллектуальный капитал», осмысливаемый также в терминах капитала отношений (relationship capital), организационного (organizational capital), структурного (structural capital), инновационного капитала (innovation capital), капитала процесса (process capital), экономического (economic capital), информационного капитала , капитала , определяемого организационной культурой (cultural capital) и т.д. Эти компоненты интеллектуального капитала служат основным источником устойчивых конкурентных преимуществ и затрагивают такие характеристики организации, как:
- организационные границы, формально выполняющие роль организационной идентификации и стратегических инициатив;
- цели, определяющие экономическую, социальную и историческую значимость организации;
- структуру управления, задающую формы разделения труда, системы и процедуры управления, механизм распределения функций и т.п.;
- механизмы адаптации к изменениям во внешней и внутренней среде;
- систему взаимоотношений (организационная культура и социально- психологический климат);
- систему мотивации и стимулирования трудовой деятельности;
- лидерство, позволяющее удерживать организацию и ее подсистемы в равновесии (власть и полномочия, методы принятия решений, стили руководства и т.п.).
По определению В. Гойло, «материальной сущностью интеллектуального капитала выступает невещное, но реальное творческое достояние отдельного человека, коллективов и всего общества. Социальной же сутью здесь предстает характер владения, распоряжения и пользования этими достояниями. То есть, другими словами, интеллектуальный капитал - это знания, информация» . Специфика интеллектуального капитала состоит, по мнению автора, в том, что знания не подвержены физическому отчуждению или экспроприации, и информация может выноситься на рынок бесчисленное множество раз .
Ряд авторов утверждают, что понятие «интеллектуальный капитал» как составляющая человеческого капитала включает в себя объем знаний и информации, накопленный человеком, однако наибольшее распространение получила более расширительная его трактовка, включающая в его структуру :
- рыночные активы (бренд, товарный знак, портфель заказов);
- интеллектуальную собственность (патенты, авторские права, ноу-хау
- человеческие активы (человеческий капитал как коллективное знание и творческие способности сотрудников);
- совокупные компетенции как формы проявления человеческого капитала сотрудников;
- инфраструктурные активы (технологии, информационные системы и базы данных, управленческие ноу-хау, организационную структуру, информационные сети и электронные ресурсы и т.д.).
По утверждению Л. Эдвинссона и М. Мэлоуна, понятие интеллектуального капитала начинает доминировать в методах стоимостной оценки организаций, поскольку именно оно отражает динамику организационного развития и созидания стоимости. Только оно учитывает тот факт, что изменения современных предприятий происходят так быстро, что все, на что остается полагаться, - это талант и преданность сотрудников компаний . Эта простая констатация приводит к парадоксальному выводу: человеческий капитал не может быть отнесен не только к собственным средствам организации, но и, вопреки распространенному убеждению, лишь достаточно условно может рассматриваться в качестве ее активов. Он должен быть отнесен к временно привлеченным средствам, принадлежащим к пассивам подобно долговым обязательствам или выпущенным акциям. Это во многом объясняет нежелание организаций инвестировать в человеческий капитал своих сотрудников (например, в повышение их квалификации, стажировки), так как отдача от этих инвестиций может быть присвоена другой организацией.
Существует также проблема нерационального использования человеческого капитала в организации, связанная с чрезмерной загрузкой наиболее ценных сотрудников, способных решать широкий круг задач и, следовательно, быстрее и эффективнее справляющихся с постоянно возрастающим потоком служебных заданий. В результате нерациональной загруженности капитал здоровья данного сотрудника снижается, что, в свою очередь, отражается на его работоспособности.
Таким образом, в современных условиях проблема человеческого капитала отражает переориентацию экономической науки с вопросов использования трудовых ресурсов на проблемы создания качественно новой рабочей силы, удовлетворяющей растущим требованиям, предъявляемым экономикой знаний к уровню компетентности, мобильности, креативности и трудовой мотивации работника.
Для оценки эффективности процесса воспроизводства человеческого капитала применяют ряд известных моделей. Общее для них - констатация того факта, что в формировании человеческого капитала участвуют физический капитал, природные ресурсы и накопленный ранее человеческий капитал, которые рассматриваются в этих моделях, как основные факторы производства. Модели различаются по основному фактору воспроизводства. Некоторые исследователи (Л. Туроу, С. Боулс) в качестве него выдвигают человеческое время и природные способности, а другие (например, Т. Шульц, Г. Беккер) - человеческую деятельность.
Л. Туроу исходит из посылки, что индивиды представляют собой основной источник ресурсов при формировании инвестиций в человеческий капитал. Они вкладывают человеческое время и финансовые ресурсы и располагают некоторым первоначальным запасом этого времени. За счет наличия этого ресурса (человеческого времени) индивид может приобрести другие активы человеческого капитала. В модели Туроу допускается, что вложения в производство человеческого капитала подобны вложениям в любой другой производственный процесс, а сами процессы производства человеческого капитала аналогичны процессам производства товаров и услуг и показывают количественные отношения между факториальными вложениями и объемом произведенного человеческого капитала . Следовательно, в рамках модели Туроу можно оценить эффективность осуществленных инвестиций в человеческий капитал с учетом вероятностного поведения персонала по накоплению и использованию этого капитала.
Т. Шульц предположил, что далеко не все экономические способности даны людям от рождения, многие из них развиваются посредством определенных видов деятельности, за счет конкретных инвестиций . Категория времени рассматривается им как единица учета деятельности человека, но нс как само вложение.
Дж. Хэкман и О. Олдрин при оценке человеческого капитала предложили учитывать такой актив, как «мотивационный потенциал» человека, который, по их мнению, находится в тесной корреляционной зависимости с приростом производительности .
Позднее были разработаны и другие модели, однако общим для всех них является то, что все они подчеркивают активную роль человека в формировании человеческого капитала, а эта активность в существенной мере зависит от мотивации трудовой деятельности.
Многообразие человеческой личности, разнообразные мотивы ее деятельности и поведения обусловливают необходимость разработки концептуальных моделей человека , т.е. унифицированных представлений об индивиде, действующем в определенной системе социально-экономических отношений. Модель человека, как и любая другая, включает в себя основные параметры, характеризующие индивида: потребности, мотивы, цели, формы активности, а также потенциал и возможности человека, используемые им для достижения поставленных целей. Экономическая наука исходит из рационального поведения субъектов трудовой деятельности, т.е. из их стремления добиться максимального результата при наименьших затратах.
Экономический человек (homo economicus , economic man) - это типичный рационально действующий субъект экономических отношений, ориентированный на максимальное удовлетворение личных потребностей за счет выгодного вложения собственного капитала, в том числе интеллектуального, человеческого.
Разумный экономический человек (rational economic man) - индивид, использующий свой труд и (или) свои ресурсы в условиях рынка в собственных интересах. В узком смысле - это разумный эгоист, в широком - разумный человек, но не обязательно эгоист, действующий в соответствии с общепринятыми принципами конформистской экономической теории.
Экономический человек, как правило, действует в ситуации, когда количество доступных ему ресурсов ограничено. Он не может одновременно удовлетворить все свои потребности и поэтому вынужден делать выбор. Среди факторов, обусловливающих этот выбор, выделяются предпочтения и ограничения. Предпочтения характеризуют субъективные потребности и желания индивида, ограничения - его объективные возможности. Главными ограничениями экономического человека являются величина его дохода и стоимость отдельных благ и услуг, а также действия других участников рынка. Экономический человек наделен способностью оценивать возможные для него варианты выбора с точки зрения того, насколько их результаты соответствуют его предпочтениям (К. Бруннер и У. Меклинг - «человек оценивающий» - evaluating man). Предпочтения экономического человека более устойчивы, чем его ограничения, поэтому экономическая наука рассматривает их как относительно постоянные и акцентирует внимание на реакциях индивида на изменение ограничений.
Выбор экономического человека является рациональным в том смысле, что из доступных (и известных) вариантов выбирается тот, который, согласно его мнению или ожиданиям, в наибольшей степени будет отвечать его предпочтениям (максимизировать его целевую функцию).
Рассмотрим эволюцию модели экономического человека.
Адам Смит. Понимание экономических выгод от инвестиций в человеческий капитал характерно еще для предложенной А. Смитом модели экономического человека. Главным элементом этой модели выступает специфическая мотивация: собственный интерес или стремление к богатству как главный мотив поведения. В то же время в «Богатстве народов» А. Смит подчеркивает, что поведение человека направляется «симпатией», т.е. умением поставить себя на место другого и желанием заслужить одобрение «беспристрастного наблюдателя», т.е. Смит подчеркивает ограниченность собственного интереса определенными социальными рамками .
Таким образом, с одной стороны, А. Смит утверждает, что не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими собственных интересов , именно потому, что развитая система разделения труда ставит человека в отношения с другими людьми, к которым он может и не испытывать симпатии, с другой стороны, рациональность экономического поведения не распространяется на отношения, не согласующиеся с общечеловеческими этическими ценностями. Честность, порядочность, трудолюбие, ответственность перед обществом, умеренность в потреблении являются нравственной основой экономической модели Смита.
Смит не сводит собственный интерес людей исключительно к получению денежных доходов наподобие максимизации прибыли: на выбор занятий помимо заработка влияют также приятность или неприятность занятия, легкость или трудность обучения, постоянство или непостоянство занятий, больший или меньший престиж в обществе и, наконец, большая или меньшая вероятность успеха.
Иеремия (Джереми) Бентам. Бентам исходит из того, что интересы общества есть сумма интересов граждан, поэтому, если возникает конфликт интересов разных общественных групп, приоритет отдается тем, у кого потенциальное количество благосостояния в случае удовлетворения их интересов будет больше, а если эти количества равны, следует предпочесть более многочисленную группу. В отличие от Смита Бентам считает, что согласование индивидуальных «стремлений к благосостоянию» - эго прерогатива не рынка и конкуренции, а законодательства, которое должно награждать тех, кто способствует общественному благу, и наказывать тех, кто ему мешает.
В сфере мотивации - эго гедонизм, т.е. сведение всех мотивов человека к достижению удовольствий и избеганию огорчений. Необходимым следствием подобного трудового поведения является пассивно-потребительская ориентация.И. Бентам подчеркивает, что всякая реальность интересует человека лишь тогда, когда ее можно с пользой для себя употребить. «Стремление к труду, - пишет Бентам, - не может существовать само по себе, это псевдоним стремления к богатству, сам же труд может вызывать лишь отвращение» .
Маржиналисты. Целью трудовой деятельности для каждого из ее участников у маржиналистов выступает получение максимальных наслаждений или наибольшее удовлетворение потребностей. Однако сам характер потребностей конкретизируется в соответствии с законом убывающей предельной полезности (первый закон Госсена) .
В области мотивации трудовой деятельности здесь можно отметить ограничение эгоизма: экономический человек, по словам Альфреда Маршалла, не только подвергает себя лишениям в бескорыстном стремлении обеспечить будущее своей семьи, ему свойственны и другие альтруистические мотивы деятельности . Описывая многообразие человеческих мотивов и потребностей, А. Маршалл называет в их числе стремление к разнообразию, жажду привлечь к себе внимание, потребности, удовлетворяемые той или иной деятельностью (спортом, путешествиями, научным и художественным творчеством, стремлением к признанию и совершенству). Однако в то же время он делает вывод о том, что экономическая теория должна главным образом заниматься мотивами, которые наиболее сильно и устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни.
Таким образом, единой, классической модели человека в современной экономической науке не существует. В общем виде можно утверждать, что каждая модель экономического человека содержит три группы факторов, представляющих цели человека, средства для их достижения (как вещественные, так и идеальные) и информацию (знание) о процессах, благодаря которым средства ведут к достижению целей (наиболее важными из таких процессов являются производство и потребление).
Выводы
- 1. Главным вектором развития экономики и общества знаний выступает перемещение человека в центр экономической системы, рост внимания к человеческому фактору, при этом стоимость квалифицированного труда повышается.
- 2. Основными характеристиками «нового работника» являются: высокие профессиональные и личностные качества, креативность, готовность к непрерывному образованию, развитое экономическое мышление, экологическое сознание, социальная активность.
- 3. Нод человеческим капиталом понимается совокупность интеллектуальных способностей, знаний, профессионально значимых компетенций, мотиваций и систем ценностей, получаемых в процессе образования и практической деятельности человека.
- 4. Социальный капитал является продуктом общественного производства, средством достижения групповой солидарности, выступает не только и не столько причиной экономических выгод, сколько проявлением социально-экономических условий и обстоятельств, является групповым ресурсом и не может быть измерен на индивидуальном уровне.
- 5. Интеллектуальный капитал - это знания, навыки и производственный опыт конкретных людей, а также нематериальные активы организации.
- 6. Многообразие человеческой личности, разнообразные мотивы ее деятельности и поведения обусловливают необходимость разработки концептуальных моделей человека, т.е. унифицированных представлений об индивиде, действующем в определенной системе социально-экономических отношений.
- 7. В большинстве существующих моделей экономического человека сохраняется приверженность усредненному подходу к работнику как к носителю рационального экономического поведения, действия которого определяются предпочтениями человека и его стремлением к максимизации цели при существующих ограничениях.
Практикум
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Какие тенденции определяют характер современной экономики? Раскройте подробно каждую из выделенных характеристик.
- 2. Какие факторы определяют требования к современному работнику? Назовите эти требования. Одинаково ли они актуальны для различных сфер производства?
- 3. Дайте определение человеческого капитала. Что входит в структуру человеческого капитала? Чем данное понятие отличается от понятий «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы», «рабочая сила»? Поясните свой ответ.
- 4. Дайте определение социального капитала, интеллектуального капитала. В каком соотношении находятся эти понятия с понятием «человеческий капитал»?
- 5. Как вы понимаете, что такое «экономический человек»? В чем состоит рациональность экономического поведения? Почему люди иногда ведут себя иррационально? Приведите примеры.
- 6. Перечислите основные направления исследований модели экономического человека. В чем состоит сходство различных моделей? Какова их специфика? Какое значение данные модели имеют для построения системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности?
Ситуационные задачи и задания
ВОПРОСЫ 1. Блага, потребности, ресурсы. Домохозяйство и семья как субъекты микроэкономики 2. Основы общественного производства. Отношения собственности 3. Рыночные отношения: сущность, функции, структура 4. Общественное развитие и экономический рост
1. Блага, потребности, ресурсы. Домохозяйство и семья как субъекты микроэкономики Экономика представляет собой сложную многоуровневую, развивающуюся систему, состоящую из малых подстистем – домохозяйств и предприятий. Понятие «домашнее хозяйство» не тождественно понятию «семья» . Под семьей понимается группа, объединяемая общностью семейно-родственных связей, не обязательно проживающая под одной крышей и имеющая общий бюджет. Деятельность семьи включает множество измерений: биологическое, демографическое, психологическое и пр. , тогда как деятельность домашнего хозяйства является «проекцией» семьи на одну из сфер деятельности – экономическую.
1. Блага, потребности, ресурсы. Домохозяйство и семья как субъекты микроэкономики Создание достойных условий для развития членов семьи требует не только эффективного ведения домашнего хозяйства, но и формирования семейного бюджета, состоящего из двух частей: доходной и расходной. Доходы включают следующие статьи: - заработная плата; - предпринимательский доход; - доходы от собственности (рента, процент, арендные платежи, дивиденды); - государственные трансфертные платежи (пенсии, стипендии, пособия); - доходы прочих источников (наследство и пр.).
1. Блага, потребности, ресурсы. Домохозяйство и семья как субъекты микроэкономики Расходы семейного бюджета состоят из статей: соцстрахование, налоги, питание, промышленные товары (одежда, обувь), образование, электричество, квартплата, транспорт, развлечения, досуг, путешествия, накопления (сбережения), прочие расходы. Одним из показателей уровня жизни семьи служит потребительская корзина – полный набор материальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения нормальных потребностей среднестатистической семьи.
Потребительская корзина – рассчитанное государством минимальное количество Т и У, заложенных в прожиточный min на 1 год
1. Блага, потребности, ресурсы. Домохозяйство и семья как субъекты микроэкономики Потребности домохозяйства и отдельно взятого индивида можно определить как состояние неудовлетворенности или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно обозначенное состояние заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность. Деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для отдельно взятого человека. Потребности развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации, это касается, прежде всего, высших потребностей.
1. Блага, потребности, ресурсы. Домохозяйство и семья как субъекты микроэкономики Благо – средство для удовлетворения потребностей. Классификация благ отличается большим разнообразием: 1. Экономические и неэкономические. Блага, имеющиеся в неограниченном количестве в сравнении с нашими потребностями, например, воздух, именуют свободными или неэкономическими; 2. Блага потребительские и производственные, или блага прямые и косвенные, иначе именуемые предметы потребления и средства производства.
1. Блага, потребности, ресурсы. Домохозяйство и семья как субъекты микроэкономики Потребительские блага предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Производственные – используемые в процессе производства ресурсы (машины, станки, здания, земля, профессиональные навыки). 3. Частные и общественные блага. В качестве примеров общественных благ можно привести законотворчество, национальную оборону, общественный порядок. Частные блага предоставляются только заплатившим за них. Потребности людей не ограничиваются лишь использованием материальных благ. И услуга адвоката, и лекция в университете связаны с производством нематериальных благ.
1. Блага, потребности, ресурсы. Домохозяйство и семья как субъекты микроэкономики Ресурсы – все то, что используется для производства продукции, удовлетворяющей материальные и нематериальные потребности. Различают ресурсы человеческие (трудовые), природные, инвестиционные, предпринимательские. 1) Часть трудовых ресурсов, занятая в материальной и непроизводственной сфере, образует экономически активное население. В развитых странах Запада его доля составляет 70% всех трудовых ресурсов, в развивающихся – 45 -55%. Важно учесть соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими. Его называют демографической нагрузкой. В среднем в мире (в том числе и в России) 100 трудоспособных обеспечивают своим заработком 70 детей и пенсионеров.
1. Блага, потребности, ресурсы. Домохозяйство и семья как субъекты микроэкономики 2) Природные ресурсы или дары природы. Большинство стран осуществляют свою экономическую деятельность в условиях естественной ограниченности ресурсов. Природные ресурсы, разведанные и добытые, становятся сырьем для разнообразных отраслей материального производства. 3) Инвестиционные ресурсы включают в себя производственные площади, энергетические мощности, систему складских и транспортных средств, сеть сбытовых организаций. 4) Под предпринимательским ресурсом понимают организационные способности, необходимые в производстве товаров и услуг.
2. Основы общественного производства. Отношения собственности Производство – исходный пункт в процессе создания материальных и нематериальных благ. В рыночном хозяйстве производственные отношения возможны, когда рынок и сфера обмена посылают производителю соответствующий ценовой сигнал. Будучи созданными в процессе производства, блага завершают свое движение в потреблении, являющемся непосредственным этапом-целью лишь во внерыночных системах. В системе рыночного хозяйства непосредственной целью является получение прибыли. Если рассматривать производство как непрерывно возобновляющийся процесс, включающий в себя стадию распределения, обмена и потребления, можно говорить о процессе
2. Основы общественного производства. Отношения собственности общественного воспроизводства. Обмен способствует перемещению в пространстве благ таким образом, что происходит полное удовлетворение человеческих потребностей, увеличивается богатство общества (если не сводить богатство только к осязаемым вещам). Потребление характеризуется как отрицательное производство, поскольку в процессе его происходит уменьшение либо разрушение полезности. Потребление можно разделить на два типа – личное потребление и производственное. Второй тип потребления предполагает использование косвенных благ, или средств производства, для создания новых потребительских благ. Таким образом, процесс производства есть не что иное как процесс производительного потребления.
2. Основы общественного производства. Отношения собственности Распределение как категория экономической науки – это не только распределение произведенных товаров и услуг. Это и размещение ресурсов, или факторов производства. В этом смысле распределение в обществе зависит от института собственности, так как у факторов производства есть владельцы. Форма собственности на средства производства определяет характер экономических отношений. По структуре экономические отношения подразделяют на организационноэкономические и социально-экономические.
2. Основы общественного производства. Отношения собственности Организационно-экономические – складываются по поводу организации производства, распределения и обмена произведенного продукта. Формами организации являются: разделение труда, кооперация, концентрация производства (укрупнение предприятий), его централизация (объединение многих хозяйственных единиц в единое целое). Социально-экономические отношения складываются между людьми по поводу условий производства, определяемых формами собственности на средства производства.
2. Основы общественного производства. Отношения собственности От формы собственности зависит главное: социально-экономическое содержание отношений производства, распределения, обмена и потребления. Развитие подобных отношений всегда осуществляется в интересах собственников. Собственность выступает юридической и экономической категорией. Юридическое понимание собственности связано с формальным и действительным правом. Формальное право или титул собственности – официальное, законодательное оформление и признание собственности. Действительное право – реально существующие отношения со всеми ограничениями и взаимодействием хозяйствующих субъектов.
2. Основы общественного производства. Отношения собственности Экономическое содержание собственности связано с категорией присвоения. Собственность, как процесс присвоения, раскрывают понятия пользование, владение и распоряжение. Низшей формой присвоения выступает пользование, характеризующееся кратковременным извлечением из вещи полезных свойств. Реализуется через хозяйственный механизм, посредством которого рабочий или коллектив имеют отношение к средствам производства только в течение рабочего дня. Владение предполагает длительное извлечение совокупности полезных свойств из вещи (уничтожение или отчуждение объекта собственности не допускается). Владелец,
2. Основы общественного производства. Отношения собственности по существу, посредник собственника в фактическом использовании объекта собственности. Примером владения служат арендные отношения. Высшая форма присвоения – распоряжение. Здесь труженик и собственник – в одном лице. Собственник наделен всеми правами, включая отчуждение. Собственность – один из ведущих факторов формирования экономических интересов, формы экономических отношений, направляющей деятельность людей в сторону удовлетворения потребностей. Выделяют следующие группы экономических интересов: интересы различных социальных групп и слоев общества; национальные и интернациональные; макро- и микроэкономические; перспективные и текущие.
3. Рыночные отношения: сущность, функции, структура Изучение экономической теории дает ответы на многочисленные вопросы, связанные с проблемами индивидуального выбора в рыночном хозяйстве: как принимаются решения о том, что производить, как распределить сбережения во времени, что покупать, каким образом осуществляется выбор в пользу дополнительной работы или досуга и т. п. Участниками децентрализованной системы, коей и является рынок, являются и предприниматели, и работники, продающие способность трудиться, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и пр.
3. Рыночные отношения: сущность, функции, структура Основных субъектов рыночного хозяйства подразделяют на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели), и правительство. Домашнее хозяйство – основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики, состоящее из одного и более человек. Домохозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Бизнес – деловое предприятие, предполагающее вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.
3. Рыночные отношения: сущность, функции, структура Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики. Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация. Первая из обозначенных категорий означает, что в любом сообществе никто из участников хозяйства не способен жить за счет полного самообеспечения всеми экономическими благами.
3. Рыночные отношения: сущность, функции, структура Специализация, в свою очередь, является принципом сравнительного преимущества, т. е. способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости. Производители обладают разными навыками, умением, по-разному обеспечены ограниченными ресурсами. Принцип сравнительного преимущества объясняет как процессы специализации в рамках отдельного предприятия, так и в международных масштабах. Условием возникновения рынка является и экономическая обособленность, или хозяйственная автономия субъектов рынка, означающая свободу в принятии решений по поводу количества, места и адресатов для производимой продукции.
3. Рыночные отношения: сущность, функции, структура Для возникновения рынка определенного продукта важна и величина трансакционных издержек (в качестве примера предлагается организация на дому выпечки пирожков). Наконец, важнейшим условием возникновения рынка является свободный обмен ресурсами. Ведь общественное разделение труда, специализация и обмен могут существовать и в иерархических системах, где Центр определяет кому и что производить, кому и с кем обмениваться произведенной продукцией.
3. Рыночные отношения: сущность, функции, структура Изучение рынка возможно с разных сторон. С точки зрения купли-продажи рынок рассматривается как сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя. С точки зрения организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики. С позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования. В качестве обобщения можно сказать:
3. Рыночные отношения: сущность, функции, структура Рынок – система организационноэкономических отношений, действующая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства. Сущность рынка реализуется через его основные функции: информационную, стимулирующую, ценообразующую, контролирующую. Информационная функция предоставляет возможность проведения анализа различного рода показателей: уровня цен, процентной ставки, доходности, средней заработной платы и пр.
3. Рыночные отношения: сущность, функции, структура Значение стимулирующей функции заключается в возможности учета затрат на производство продукции. Сущность контролирующей функции состоит в возможности дифференциации производителей: развитии эффективных фирм и разорении убыточных. Важнейшая функция рынка – ценообразующая: высокие цены стимулируют производство, рост которого продолжается до наступления равновесия между спросом и предложением, и установления равновесной цены.
4. Общественное развитие и экономический рост Под экономическим ростом понимают тенденцию изменения показателей развития национальной экономики за определенный промежуток времени. Для характеристики обозначенной тенденции используют общие и частные показатели. К общим показателям относят увеличение валового внутреннего продукта (ВВП), чистого национального продукта (ЧНП) или национального дохода (НД) за определенный период времени или их рост на душу населения. В качестве частных показателей используют производительность труда, эффективность производства и пр. В ряде случаев тенденция изменения показателей развития может быть нулевой или даже отрицательной.
4. Общественное развитие и экономический рост Выделяют экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. При экстенсивном типе экономического роста объем производства возрастает за счет количественных факторов, т. е. за счет дополнительного привлечения ресурсов. При интенсивном – за счет применения более эффективных средств труда, более совершенных технологий и форм организации производства. Принято говорить о преимущественно экстенсивном и преимущественно интенсивном типах экономического роста, так как в чистом виде они практически не встречаются. Все факторы, воздействующие на экономический рост разделяют на факторы спроса (доход, ожидания) и факторы предложения (ресурсы, производительность, НТП, эффективность).
4. Общественное развитие и экономический рост Главными составляющими роста естественного уровня ВНП являются увеличение общего количества отработанных человеко-часов и производительности труда. При изменении естественного уровня ВВП изменяются совокупный спрос и совокупное предложение, а цены остаются стабильными до тех пор, пока не происходит изменений в ожидаемом уровне цен на привлекаемые факторы производства, скорректированном на уровень их производительности. Стабильность цен объясняется тем, что рост ВВП происходит без увеличения затрат факторов на единицу продукции.
4. Общественное развитие и экономический рост Причинами нарушений в экономической системе могут быть отклонения в структуре совокупного спроса и ошибки в налогово-бюджетной и кредитноденежной политике. Если совокупный спрос отстает от расширения естественного уровня реального объема производства, то наблюдается спад темпов экономического роста – рецессия роста. Современной особенностью экономического развития является замедление темпов экономического роста, связанное с изменениями в структуре рабочей силы, понижением отношения капитала к труду, резкими нарушениями предложения, замедлением темпов научноисследовательских работ, инфляцией и пр.