Антикризисная стратегия, антикризисная программа предприятия, антикризисные методы. Антикризисный план мероприятий. Программа выхода из экономического кризиса в РФ. Результат применения антикризисного плана предприятия
Приоритетными направлениями деятельности Правительства РФ в 2016 году названы: исполнение социальных обязательств, поддержка уровня жизни и благосостояния граждан РФ, а также стабильное экономическое развитие. Чиновники определились с мерами преодоления кризиса, а также с объемом их финансирования из федерального бюджета.
Правительство России утвердило План действий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году. Документ уже подписал Премьер-министр России Дмитрий Медведев. В Плане предусмотрены действия всех министерств и ведомств на 2016 год, а также объемы финансирования необходимых антикризисных мер из федерального бюджета. Объемы и источники дополнительного финансирования чиновники собираются определить по итогам работы в 1 квартале 2016 года. Документ имеет вид таблицы, которая состоит из семи столбцов. В каждом из них определены:- действия чиновников;
- документы, необходимые для обеспечения этих действий;
- сроки исполнения;
- ответственные за исполнение министерства и ведомства;
- объем и источники финансирования (основные и дополнительные);
- ожидаемый результат.
Социальный блок
Планом предусмотрены дополнительные меры по содействию занятости населения в виде недопущения роста безработицы. На это чиновники готовы потратить 3 млрд рублей из дополнительных источников. Ими, видимо, станут региональные бюджеты, поскольку речь идет об участниках региональных программ. Те граждане, которые все же окажутся в числе безработных, смогут рассчитывать на дополнительные социальные выплаты из бюджетов субъектов РФ. На эти цели чиновники запланировали субвенции из федерального бюджета в размере 5,5 млрд рублей. Кроме того, Правительство собирается продолжить выплаты наличных средств из материнского капитала, начиная со 2 квартала 2016 года. Но получить эти деньги смогут не все, а только нуждающиеся семьи. Разработать соответствующий закон поручено Минтруду и Минфину. Им поручено найти источники финансирования этого мероприятия, так как в плане не указан ни объем средств, ни откуда они могут быть направлены. Этим же министерствам, с участием Пенсионного фонда России поручено изыскать возможности и внести предложения по дополнительной индексации пенсий по итогам первого полугодия 2016 года. Объемы финансирования станут известны после доклада чиновников по итогам 1 квартала 2016 года. Планом предусмотрены также меры, направленные на сохранение необходимого финансирования госпрограмм по поддержке инвалидов и тяжело больных людей. На компенсацию расходов по приобретению средств реабилитации инвалидов, с учетом их подорожания, Правительство РФ потратит из федерального бюджета 29,8 млрд рублей. На лекарственное обеспечение граждан источники финансирования и объем ассигнований пока не определены. Аналогичная ситуация сложилась с запланированной на первое полугодие господдержкой производителей отечественных лекарств. Однако, значительные суммы средств, как за счет федерального бюджета (88.59 млрд руб.), так и за счет дополнительных источников (49.1 млрд руб.), чиновники собираются направить на обновление парка санитарного автотранспорта в связи с высокой степенью его износа. Такие меры позиционируются кабмином как поддержка отечественного автопрома. При этом отдельно на поддержку тяжелого машиностроения из дополнительных источников будет выделено 10 млрд рублей, а на выпуск отечественных легковых машин - 1,4 млрд рублей. Будут продолжены такие программы, как "Жилье для российской семьи" и субсидирование ипотеки в новостройках. Если на первую чиновники еще не нашли денег, то на вторую будет истрачено 16,5 млрд рублей. 3,5 млрд рублей из федерального бюджета будут направлены на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. А Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства поручено простимулировать льготное кредитование капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах путем субсидирования процентной ставки за счет своих доходов. Чиновники считают, что таким образом строительные компании получат необходимую загрузку.Экономический блок
Среди субсидированных направлений межрегиональных перевозок на которое Правительство РФ выделило 0,4 млрд рублей из дополнительных источников, в этом году нет Крыма. Чиновники решили поддержать туристические потоки на Дальний Восток, а также развитие автобусного маршрута "Золотое кольцо России". Промышленным предприятиям кабинет министров обещает субсидировать выплату процентов по кредитам, взятым на пополнение оборотных средств и финансирование развития производства. На эти цели будет истрачено 2,2 млрд рублей из дополнительных источников, и помощь получат 150 предприятий. Вместе с тем, 0,2 млрд рублей из федерального бюджета будет направлено на создание агентства по технологическому развитию, которое будет курировать промышленность и обеспечивать эффективный трансфер технологий. Планом предусмотрено создание дополнительных мест в общеобразовательных школах, поддержка ОАО РЖД, ФГУП "ГКНПЦ имени М.В.Хруничева", ПАО "ГТЛК", "Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также сельского хозяйства и развития внутреннего туризма. 310 млрд рублей из федерального бюджета чиновники направят на предоставление кредитов регионам РФ. 7,2 млрд рублей получат на свое развитие моногорода. Чиновники обещают поддержку отечественным производителям товаров народного потребления, а также финансирование программ в области инновационных технологий и модернизации промышленности. Не забыты в плане кабмина и промышленные кластеры. Для поддержки предприятий малого и среднего бизнеса из федерального бюджета выделено 11,1 млрд рублей. Эти средства пойдут на создание создание новых предприятий и модернизацию существующих. Кроме того, в числе мер по недопущению необратимых кризисных явлений в секторах экономики, чиновники собираются расширить практику реализации проектов государственно-частного партнерства и обеспечить снижение административного давления на бизнес. В частности, расширить основания для применения наказаний, не связанных с лишением свободы за экономические преступления, ограничить проверки бизнеса, а также установить законодательные норм по взиманию неналоговых платежей с субъектов предпринимательской деятельности и ввести ряд других мер, о которых много говорят, но в реальности бизнес их пока не ощущает. Федеральные органы исполнительной власти вместе с органами исполнительной власти субъектов РФ, Банком России и всеми заинтересованными организациями должны обеспечить выполнение пунктов плана в установленные сроки и каждый месяц отчитывать об их реализации в Минэкономразвития России.2014 год может стал переломным для России за последние 15 лет. Падение цен на энергоносители, кризис на Украине, который вызвал ряд санкций по отношению к России, привели к ухудшению экономической обстановке внутри страны. Девальвация рубля, падение ВВП и повышенная можно назвать основными экономическими итогами 2014 года.
Базовый прогноз Всемирного Банка предполагает, что средняя цена на нефть составит 78 долларов США за баррель в 2015 году и 80 долларов США за баррель в 2016 году. На этом основании, согласно прогнозу, сокращение реального ВВП составит 0,7% в 2015 году, после чего в 2016 году его рост составит 0,3%.
Такая обстановка потребовала от правительства РФ конкретных мер по стабилизации экономической ситуации в стране, т.к. превентивные меры ЦБ,направленные на поддержание курса рубля, значительного успеха не принесли.
После долгих разговоров и обсуждений, 28 января обнародовало антикризисный план на 2015 год.
Вот список основных задач антикризисной программы, размещенный на сайте Правительства:
- - поддержка импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров;
- - содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счёт снижения финансовых и административных издержек;
- - создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимых секторах экономики, в том числе при реализации государственного оборонного заказа;
- - компенсация дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан (пенсионеры, семьи с несколькими детьми);
- - снижение напряжённости на рынке труда и поддержка эффективной занятости;
- - оптимизация бюджетных расходов за счёт выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств;
- - повышение устойчивости банковской системы и создание механизма санации проблемных системообразующих организаций.
Сам план содержит 60 пунктов."Россия должна строить новые заводы и собирать рекордные урожаи.Прежде всего нужно поддержать нашу действительно очень важную составляющую жизни - это макроэкономическая и социальная стабильность, создать условия для развития промышленности там, где это возможно, естественно, сельского хозяйства, заниматься инновациями. В конечном счете, создать условия для устойчивого экономического роста ", - заключил Дмитрий Медведев.
В правительстве РФ отметили, что "постепенная стабилизация мировых сырьевых рынков и принимаемые совместно с Банком России меры позволят нормализовать ситуацию на валютном рынке и создать условия для существенного снижения номинальных процентных ставок и повышения доступности кредитования. "
Хотя сам план предполагает сокращение федерального бюджета по большинству статей на 10%,а также сокращение расходов на 5% в следующие 3 года, но Силуанов высказался так по этому поводу: "Мы себе ставим задачу: к 2017 году сделать бюджет сбалансированным. Это принципиальная задача. И пусть нам говорят - бюджетное правило. Бюджет надо подстраивать под новые цели! ". Сокращения не коснутся социальных обязательств, обороноспособности страны, поддержки сельского хозяйства и исполнения международных обязательств России, а в основном будут касаться сокращения расходов на бюрократический аппарат.
Планируется произвести структурные реформы, направленные на улучшение работы промышленности и сельского хозяйства, снижение инфляции, возвращение к положительным темпам роста экономики. Необходимо сбалансировать пенсионную системуи систему социальных льгот для населения, стабилизировать налоговую систему, для обеспечения роста малого и среднего бизнеса и притока иностранных инвестиций.
В общем антикризисная программа предусматривает выделение средств в размере 2.3 трлн. рублей. 550 млрд из планируется взять из Фонда национального благосостояния - на докапитализацию Внешэкономбанка (до 300 млрд) и банков (до 250 млрд). Кроме того, документ предусматривает докапитализацию системно значимых банков за счет средств в размере 1 трлн рублей, предоставленных Агентству по страхованию вкладов в 2014 году.
1. Причины необходимости антикризисного планирования
2. Общие правила и положения антикризисного планирования.
1. Причины необходимости антикризисного планирования
Каждая компания, каким бы видом деятельности и в какой бы отрасли она ни занималась, должна осуществлять планирование проблемных ситуаций и кризисов. Кризисные ситуации являются естественной, органичной частью процесса развития, и ключ к успеху в бизнесе – это умение эффективно преодолевать их. Наиболее успешные предприятия – это в большинстве своем те, которые имели план действий в случае наступления неизбежного кризиса и прошли через этот путь, обретя новый опыт и новую силу. Чрезвычайно успешные организации – те которые благодаря планированию и использованию своих сильных сторон смогли превратить угрожающие проблемы в позитивные возможности.
Это довольно очевидный вывод не так уж широко известен руководству большинства компаний. По данным Дж. Капонигро из 500 компаний ежегодно отмечаемых авторитетным журналом для деловых кругов Forbes толькоот 5 до 10% разрабатывают формальный план управления во время кризиса . Для российских компаний этот показатель существенно ниже. Некоторый оптимизм в этом отношении вселяет тот факт, что все большее количество организаций приобретает опыт кризисного планирования и успевает оценить его благоприятные последствия.
Причины, по которым организации должны осуществлять антикризисное планирование.
1. Кризисные ситуации случаются в каждой компании.
2. Многие кризисы можно предотвратить или значительно уменьшить их воздействие до того, как они причинят существенный ущерб.
3. Правильно подготовленная организация будет действовать более сфокусированно, решительно, и эффективно в случае наступления кризиса.
4. Когда происходит кризис, нужно принять множество решений, совершить значительное количество действий и подготовить много информационных материалов. Большую часть этой работы можно проделать заранее, без спешки, тщательно обсудив и взвесив все альтернативы.
5. Вклад персонала организации в принятие антикризисных решений будет существенным, если заранее создать для этого необходимые условия.
Причины отказа от антикризисного планирования чаще всего носят субъективный характер (т.е. целиком и полностью определяются мнениями, настроениями высшего руководства организации) и просты до банальности. Представим их в виде суждений некоторого руководителя, который объясняет, почему ему не нужно антикризисное планирование, и сделаем соответствующие комментарии.
1. «Кризис никогда не наступит в нашей компании». Многие владельцы компаний и менеджеры представляют кризисы только как глобальные и разрушительные явления, о которых пишут газеты и снимают телерепортажи (например, катастрофический ураган, крушение поезда или авиакатастрофа). Они сразу отметают возможность того, что нечто подобное может затронуть их бизнес, забывая при этом о более типичных, менее заметных кризисах, которые происходят почти в каждой организации и ставят точку в деятельности сотен тысяч компаний в год. Менеджеры зачастую не видят, что кризис может разрастись из проблем, связанных с качеством продукции, из отношений с клиентами, сотрудниками или акционерами.
2. «У нас в организации хорошо налажено управление, и во время кризиса мы сможем обойтись без плана». Антикризисное планирование исходит из того, что кризис – совершенно особая форма существования организации, когда не все управленческие навыки, пригодные для «мирной» жизни, хорошо «работают». Для успешного управления кризисом часто необходимо сменить стиль принятия решений и управления в целом, внести изменения в систему контроля, мотивации, управления финансовыми и другими ресурсными потоками. Если руководитель проявляет прекрасные управленческие навыки, еще не факт, что он также хорошо сможет справляться с управлением в кризисной ситуации.
3. «У нас нет времени строить планы относительно того, что может никогда не случиться». Почти все люди любят откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Однако большинство этих вещей не делается и завтра. Но если в обыденной жизни такая практика не создает особых проблем, то в АКУ она недопустима. Антикризисное планирование часто оказывается последним в списке дел, когда кажется, что повседневные заботы так насущны, а возможность кризиса так мала. Такая «экономия» времени впоследствии обернется несоизмеримыми потерями, в том числе и времени.
4. «В нашей отрасли промышленности кризисы просто не случаются». Часто руководители готовы признать, что кризисы происходят в других сферах, таких как защита окружающей среды, химическая промышленность или транспорт, и убеждены, что в их отрасли кризисов никогда не будет. Истина же состоит в том, что проблемы есть в любом бизнесе и, когда им не уделяется должного внимания, они превращаются в полновесный кризис. Хотя некоторые типы кризисов более характерны для одних сфер, чем для других, кризисные ситуации затрагивают все виды бизнеса во всех отраслях.
5. «Все кризисы разные, поэтому планировать их невозможно». Действительно, у каждого кризиса своя динамика возникновения и развития, поэтому их влияние на организации различно. Однако, можно определить типы наиболее характерных для конкретной компании кризисов, а потом убедиться, что ее руководство хорошо подготовлено к ним. Антикризисное планирование при этих обстоятельствах не только возможно, но и необходимо.
6. «У нас разработана прекрасная программа связей с общественностью. Нам не нужно делать что-либо еще для антикризисного планирования». Удачная программа по связям с общественностью при общей стабильности и результативности работы организации обеспечивает надежное основание для выживания в кризисе. Однако в полной мере использовать это преимущество можно, лишь дополнив его антикризисным планированием. В этом случае организация будет наилучшим образом подготовлена к АКУ.
7. «Мы не можем позволить себе взять на работу дополнительно еще одного сотрудника, который будет заниматься антикризисным планированием». Это действительно проблема для малых и средних фирм, для которых содержание дополнительно еще одного высококвалифицированного (и потому высокооплачиваемого) специалиста - непомерная нагрузка. Есть два пути решения этой проблемы: 1) назначить кого-нибудь по совместительству ответственным за антикризисное планирование, предоставив ему время и возможности для самостоятельного изучения методов АКУ посредством чтения книг и посещения занятий в школе бизнеса или в университете; 2) обратиться в консалтинговую фирму соответствующего профиля, чтобы она разработала такую программу. Объективный взгляд третьей стороны в лице опытного специалиста в области АКУ будет полезен и обеспечит завершенность антикризисного плана.
8. «Наша компания не может позволить себе платить кому-либо за осуществление антикризисного планирования». Напомним, что цена за осуществление антикризисного планирования не стабильна (и, тем более, не стабильно высока), а зависит от ряда факторов. Во-первых, от объема рынка, на котором действует компания. Чем больше рынок и чем он разнообразнее (в том числе территориально), тем дороже будет стоить работа. Во-вторых, от опыта компании в области АКУ – она может самостоятельно проделать значительную часть работы, особенно такой, которая не требует специальных антикризисных знаний и навыков. В-третьих, от того, какое решение будет принято руководством: желает ли оно, чтобы консалтинговая фирма просто разработала проект, а сотрудники организации его воплотили или чтобы фирма осуществляла весь проект от начала до конца, т.е. осуществляла не только разработку проекта, но и внедрение и контроль.
9. «Мы никогда раньше не занимались кризисным планированием и очень успешно существовали без него». На это можно возразить, что хотя прошлый успех для многих организаций является залогом сегодняшней безопасности, к сожалению, есть и оборотная сторона медали – излишняя самоуверенность. Недальновидная убежденность руководства в том, что если компания прекрасно существовала до сего дня, то вряд ли кризис как-то ее затронет. Всегда необходимо исходить из того, что неизбежный кризис рано или поздно постучится в дверь, и быть во всеоружии.
До последнего не признававшие проблемы в российской экономике, власти резко изменили мнение и буквально за пару недель разработали антикризисный план
, призванный спасти Россию от всех проблем. Заявленные меры поддержки, на первый взгляд, звучат неплохо. Но при более пристальном их изучении становится понятно: они настолько общие, что население почувствует их вряд ли.
О необходимости срочно спасать российскую экономику Кремль сообщил в самом начале 2015 года. А уже 27 января появилось распоряжение правительства №98-р, содержащее план, который, как утверждают чиновники, «подготовлен в целях обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры».
Что в плане?
Как заявил премьер Дмитрий Медведев
, «антикризисный план
состоит из комплекса мер, которые направлены на обеспечение устойчивого развития экономики. Работа будет строиться по трем основным направлениям. Во-первых, это активизация экономического роста, поддержка системообразующих предприятий, малого и среднего бизнеса. Во-вторых, это меры поддержки по отдельным отраслям. В-третьих, обеспечение социальной стабильности».
План рассчитан на ближайшие два года. Он предполагает «активизацию структурных изменений в российской экономике, стабилизацию работы системообразующих организаций в ключевых отраслях и достижение сбалансированности рынка труда , снижение инфляции и смягчение последствий роста цен на социально значимые товары и услуги для семей с низким уровнем доходов, достижение положительных темпов роста и макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе». По крайней мере, это заявлено в описании документа на сайте правительства.
В число ключевых направлений деятельности в рамках реализации плана в течение ближайших месяцев входят содействие импортозамещению
, развитию малого и среднего предпринимательства, привлечение инвестиций
, поддержка незащищенных слоев населения, снижение напряженности на рынке труда и повышение устойчивости банковской системы. Пока на антикризисный план будет потрачено 1,4 трлн рублей, а целом сумма может достичь 2 трлн рублей.
План потребует больших ресурсов, заявил на заседании правительства первый вице-премьер Игорь Шувалов . По его словам, потратиться придется как бюджету, так и Фонду национального благосостояния. Часть расходов будут косвенными – в виде госгарантий. «Президентом в целом план одобрен», – констатировал вице-премьер.
Почувствуют ли улучшение граждане?
В пока еще не утвержденном варианте плана предполагается: докапитализация банков (1 трлн), АПК (600 млрд), социальные обязательства (350 млрд), санация банков (250 млрд), отмечает главный специалист отдела ценных бумаг банка «Интеркоммерц» Иван Кибардин
. Данные меры, безусловно, окажут свое позитивное действие на экономику. Особо в этом вопросе хотелось бы выделить вливания в АПК, с целью реализации программы импортозамещения. Но, учитывая невысокую конкуренцию и большие производственные издержки в данной сфере, здесь главная задача – не допустить стремительного роста цен . Как реализация данного плана отразится на гражданах? Данный план рассчитан на улучшение и стабилизацию ситуации в российской экономике. А это значит, в случае его успешной реализации, качество жизни в стране должно улучшиться, полагает эксперт.
Но слова про «общее улучшение жизни» звучат слишком общо. Почувствует ли его действие на себе каждый россиянин? Далеко не факт. Антикризисный план правительства в целом является довольно несбалансированным, поскольку меры по поддержке экономики в нем только «косметические» и не предполагают по сути структурных реформ, уверена руководитель аналитического департамента ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Наталья Самойлова . В сущности, речь идет лишь о выделении денег на поддержку существующей экономической системы – до 2,4 трлн рублей. Однако ни о приватизации крупных госкомпаний, ни о реструктуризации госмонополий речи в данной программе не идет. То есть конкретики очень мало.
Среди ключевых позитивных моментов – меры по диверсификации экспорта
. В частности, предполагается выделение до 150 млрд рублей в качестве кредитных гарантий для обеспечения роста несырьевого экспорта. Если говорить в целом, то такой большой объем программы поможет смягчить ожидаемую рецессию, и в перспективе года-двух будут способствовать выходу экономического роста на положительную траекторию . Однако фундаментально в экономике, к сожалению, ничего в лучшую сторону не изменится, констатирует Самойлова.
По проторенной дорожке: раздача денег компаниям
В принципе, примеры подобной поддержки у России есть. Правительство пошло традиционным путем, который оно уже испробовало шесть лет назад, зимой 2009 года, раздав деньги отдельным компаниям и банкам, напоминает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко . Тогда тоже был составлен список из примерно ста юрлиц, которым оказывалась целевая адресная финансовая помощь. Кстати, банки ВТБ и Москвы тогда тоже попали в число основных получателей господдержки. Вот и на этот раз, все те же лица и те же методы.
Государство по-прежнему надеется «залить» пожар деньгами. 1,37 трлн рублей направят на рефинансирование (читай, создание новой) задолженности компаний и затыкание дыр в капиталах банков. Примечательно, что не предполагается никакого механизма, который помог бы оценить эффективность расходов, что в свою очередь, позволило бы, при необходимости, корректировать программу помощи и таким образом, выйти из кризиса быстрее и за меньшие деньги.
Это – другой кризис
Но и отличия в действиях властей от предыдущего кризиса есть. Во-первых, на этот раз заморожены пенсионные накопления, и они не придут на рынок. А значит, на рост инвестиций в 2015 году можно не надеяться. В 2009 году именно механизм покупки ценных бумаг помог быстро восстановиться активам финансовых учреждений, что привело к перезапуску реального сектора. На интервенции было потрачено всего 150 млрд рублей, это в девять раз меньше, чем планируется потратить сейчас. Острая фаза кризиса продлилась около года, и именно дешевизна активов и уверенность в будущем была мощным стимулом для инвестиций, что помогло быстро преодолеть негативные последствия.
Во-вторых, продекларирована поддержка малому бизнесу. Видимо, есть понимание, что в крупных предприятиях не обойдется без сокращений. Кстати, первые разговоры о том, что необходимо снизить административное давление на бизнес, появились как раз зимой 2009 года. Как мы видим, тема по-прежнему актуальна. Но льготы в основном отданы на откуп регионам, а они ограничены в своих финансовых возможностях. Ни один регион пока не продекларировал полное освобождение от сборов для новых предпринимателей.
В-третьих, произошел отказ от стимулирования экономического роста рыночными методами. Ставка в борьбе с кризисом сделана не на развитие бизнеса, а на выполнение соцобязательств. Экономика не получит дешевых кредитов, а потребительский спрос будет предоставлен сам себе. Вполне возможно, что таким образом был выбран путь наиболее долгого восстановления. Из заявлений чиновников следует, что на этот раз быстрого подъема экономики не ожидается, и «дно» продлится не менее двух-трех лет. Это чревато тем, что частные инвестиции могут не торопиться, пока не пробьются первые ростки (не снизится инфляция), а они, в свою очередь, не появятся из ниоткуда, кроме как из инвестиций. Банк России , попавший под огонь критики за курс рубля и высокие ставки, по прежнему предпочитает проводить политику «сначала научитесь прыгать, потом налью воду в бассейн» (сначала низкая инфляция, потом дешевые деньги).
Отвратительный внешний фон
Ситуация усугубляется и другими особенностями, которых не было шесть лет назад: снижением инвестиционных рейтингов РФ , международными санкциями, ухудшением внешнеполитической обстановки. Это приведет к более быстрому расходованию ресурсов, которые рискуют оказаться дефицитными, если положение не улучшится. При этом отсутствует четкий план импортозамещения, видимо, предполагается, что конкретно в этом вопросе должен действовать рыночный механизм.
Фактически, считает Георгий Ващенко, ситуация в экономике будет зависеть от того, что закончится первым: низкие цены на нефть или резервы правительства. Помимо них, в бой могут быть брошены пенсионные резервы и средства граждан. Запасов хватит примерно на три года, если к этому времени не будет разработан и внедрен «план Б» , направленный на стимулирование потребительского спроса, ситуация в экономике может достичь своей низшей точки за последние шесть лет.
Так-то и в самом деле: нынешний антикризисный план строго
«следует в фарватере» тех практик, которые применялись на Западе и у нас,
начиная с 2008 года, считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов
. То
есть накачивание экономики деньгами в надежде, что запустится экономический
рост. На Западе это привело к росту, но в основном не в реальном секторе, а в
финансовом, где надулся очередной пузырь. У нас это привело просто к инфляции,
поскольку отечественный финансовый рынок не был настолько емким, чтобы
переварить всю эмиссию. Да и отток капитала никто не отменял. В общем, и в том
и другом случае заявленных целей достигнуто не было. «Правда, лично у меня есть
некоторые сомнения, что декларируемые цели вообще кто-то пытался достичь.
Реальной задачей было спасти банки, с чем успешно справились», – иронизирует
эксперт.
Сегодня мы и в самом деле видим примерно такую же картину, чуть скорректированную с учетом санкций и сокращения доступности финансирования на Западе. Банкам, безусловно, нужен капитал – и затем, чтобы покрыть ошибки прежних лет, и затем, чтобы замещать западные кредиты для российских заемщиков. Но проблема в том, что наши банки в нынешних условиях регулирования просто не могут эффективно (то есть дешево, на долгий срок, и не нарушая при этом нормативов ЦБ) кредитовать реальный сектор, даже если очень этого хотят. Поэтому есть большая опасность, что большая часть господдержки снова уйдет на финансовые рынки. И это, как в прежние годы, приведет к спекуляциям и инфляции, а не к оживлению реального сектора.
Нужна реформа институтов, а не докапитализация компаний
Чтобы этого не случилось, необходима коренная реформа банковской системы. Например, разделение нынешних универсальных банков на расчетные и инвестиционные (кредитующие реальный сектор, оказывающие инвестиционные услуги и т.д.), в отношении которых ЦБ будет использовать разные подходы к регулированию.
Параллельно с реформой банковской системы целесообразно провести реформу налоговой системы – тут дело даже не в ставках налогов, а в той чрезмерно сложной и противоречивой нормативной базе и административном подходе к сбору налогов. Достаточно сказать, что крупнейшим нарушителем налогового законодательства у нас, по мнению специалистов в налоговой сфере, является сегодня… само государство. Что, конечно, нонсенс, но вместе с тем, как говорится, медицинский факт. Без упрощения расчета налогов и оздоровления налогового администрирования невозможно решить ни проблему «обнала», ни другие важные проблемы в финансовой сфере.
Нужно защитить институт собственности – без этого рассчитывать на инвестиции невозможно. В свою очередь для защиты института собственности необходима реформа суда. Нужна реформа межбюджетных отношений. Ситуация, когда центр перекладывает на регионы, у которых заведомо денег нет, заботу о развитии малого бизнеса, выглядит по меньшей мере странно.
Список этот можно продолжать – сегодня требуют решения такие вопросы, как: эффективность антимонопольного регулирования, установление материальной ответственности госслужащих за злоупотребления или причиненный по неосторожности ущерб и т.д. Одним словом, масштабным финансовым вливаниям в идеале должны предшествовать институциональные реформы. Или, если уж с реформами опять запоздали, то хотя бы проводить их параллельно.
Так или иначе, выиграют от антикризисных мер, в первую очередь, банки и крупные компании, которым действительно может стать несколько легче. Но пойдут ли они на реальное послабление условий предоставления своих услуг рядовым гражданам – вопрос очень спорный. Ну, а социальной сфере остается лишь надеяться, что расходы на нее сокращаться не будут.
Пока же больше верится в сокращение расходов, которые пообещал Дмитрий Медведев. «Необходимо провести тщательную инвентаризацию всех других расходных статей. По отдельным направлениям траты придется ограничить, в этом году… в среднем на 10%. Конечно, речь должна идти, прежде всего, о неэффективных тратах. Если потребуется, такого рода сокращение может быть продолжено, как минимум, на 5% в год в реальном выражении», – заявил он. Что-что, а сокращать у нас умеют.
В конце января Правительство РФ представило антикризисный план, который должен обеспечить финансовую и социальную стабильность России в 2015 году (). Документ предусматривает семь основных направлений: поддержка импортозамещения, развитие малого и среднего бизнеса, привлечение инвестиций, оптимизация бюджетных расходов, поддержка социально незащищенных категорий граждан, обеспечение стабильности банковской системы и снятие напряженности на рынке труда. Большинство из этих мер планируется реализовать уже в феврале-марте текущего года. Интересно, что некоторые из них включены в план "задним числом", так как уже были реализованы в прошлом году.
Стоит отметить, что документ, несмотря на важную задачу, сам по себе мало отличается от типового плана законопроектной деятельности, который обычно утверждает правительство на текущий календарный год. По сути он включает в себя набор экономических инициатив, которые кабмин планирует воплотить в жизнь, но при этом не содержит их обоснования и оценки последствий. Некоторые из предложенных правительством мер носят скорее декларативный и абстрактный характер, но есть вполне конкретные и практические. Разберем основные предложения правительства, а также рассмотрим иные важные меры поддержки экономики, на которых настаивают многие эксперты, но которые в план не вошли.
Малый и средний бизнес
Одна из немногих сфер, которая нашла свое отражение в плане и при этом содержит четкие, понятные показатели, – это поддержка малого и среднего бизнеса. Практически все запланированные мероприятия касаются снижения налоговой нагрузки на эту категорию предпринимателей.
Во-первых планируется расширить круг предприятий, которые относятся к категории малых и средних, за счет двукратного увеличения выручки от реализации товаров (работ, услуг). Для микропредприятий они вырастут с 60 млн до 120 млн руб., для малых предприятий – с 400 млн до 800 млн руб., а для средних предприятий – с 1 млрд до 2 млрд руб. Соответственно, после реализации этой меры на государственную поддержку сможет претендовать более широкий круг организаций и индивидуальных предпринимателей.
Во-вторых, принятый в конце прошлого года закон о двухлетних планируется распространить на всех впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, оказывающих производственные и бытовые услуги. Напомним, что на данный момент для применения этой льготы предусмотрены ограничения по видам деятельности, объемам выручки и доле доходов по видам деятельности, в отношении которых применялась нулевая ставки в рамках УСН и ПСН. Окончательное решение о введении такой налоговой льготы на своей территории принимает регион.
Помимо этого, правительство намерено существенно расширить полномочия регионов по предоставлению налоговых преференций малому и среднему бизнесу. Главный минус в том, что на регионы не будут обязаны применять такие послабления, а лишь приобретут право это сделать, причем воспользуются им далеко не все. Причины для отказа могут быть разные: начиная от перспективы снижения доходов местных и региональных бюджетов, и заканчивая просто нежеланием "заморачиваться". При таком подходе поддержка малого бизнеса по стране окажется неравномерной и будет во многом зависеть от того, насколько предпринимателям "повезло" с регионом.
МНЕНИЕ
Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ:
"Мне кажется чрезвычайно опасной попытка переложить решения любых послаблений для малого бизнеса на региональные власти. У нас многие регионы достаточно серьезно "закредитованы" [речь о бюджетных кредитах, предоставляемых субъектам РФ за счет федерального бюджета. – Ред. ]. Естественно, очень непросто в ситуации, когда ты концы с концами свести не можешь, еще и "отрубить" часть своих доходов, создав преференции предпринимателям. Не каждый регион на это решится. Поэтому было бы лучше принять такое решение на федеральном уровне, чтобы поддержка работала реально во всех субъектах РФ. Иначе в регионах, где и так непросто живется, для малого бизнеса все станет еще сложнее или останется на прежнем уровне, а вперед пойдут регионы, у которых есть для этого возможность, и которые сами по себе динамично развиваются".
Так или иначе, планируется, что субъекты РФ получат право снижать ставки по УСН с объектом налогообложения "доходы" с 6% до 1%, а также максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (с 1 млн до 500 тыс. руб.), и ставки ЕНВД для отдельных видов деятельности (с 15% до 7,5%.).
Кроме того, правительство намерено реализовать провалившуюся в Госдуме в декабре прошлого года инициативу о введении патентов для самозанятых граждан (теперь в п. 29 Плана она позиционируется как антикризисная мера). Напомним, что по изначальной задумке одновременно с приобретением такого патента физическое лицо автоматически приобретает статус индивидуального предпринимателя, а после истечения срока действия патента также без каких-либо действий со своей стороны снимается с учета.
Кроме того, на этот раз планируется предусмотреть особый порядок исчисления и уплаты НДФЛ и страховых взносов самозанятых в государственные внебюджетные фонды – при первой попытке реализовать идею о патентах для самозанятых за это выступали бизнес-омбудсмен Борис Титов и Общественная палата РФ, но в финальный законопроект Минэкономразвития России данные предложения тогда не вошли.
Не обойдет вниманием правительство и вопросы государственного контроля и надзора за малыми предприятиями. Так, планируется сократить количество оснований, по которым ФАС России вправе осуществлять внеплановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства без согласования с прокуратурой. Наряду с этим, на них не будут распространятся некоторые запреты, предусмотренные антимонопольным законодательством – запрет на злоупотребление доминирующим положением, заключение несущественных антиконкурентных соглашений.
Импортозамещение
Несмотря на то, что на тему импортозамещения в последнее время говорится очень много на самом высоком уровне, а проведение данной политики преподносится как основной плюс введенных в отношении России санкций, в плане на эту тему не сказано ничего конкретного.
Правительство намерено утвердить отраслевые программы импортозамещения, установить особенности планирования и осуществления закупок импортного оборудования, работ, услуг за рубежом и требования к ним. Российским поставщикам и производителям планируется передать некие ресурсы и технологии, необходимые для начала производства (какие именно и в каком объеме – не уточняется). Также будет усовершенствована система государственных гарантий в целях поддержки экспорта. Экспортеров либо освободят от обязанности представлять документ, подтверждающий отсутствие в отношении товара запретов и ограничения, либо максимальное упростят его получение.
При этом правительство не дает никакой конкретики в плане сфер и категорий товаров в отношении которых планируется проводить импортозамещение. Таким образом, оно на данный момент по большому счету остается красивым лозунгом. На отсутствие четкого понимания, что и чем необходимо замещать, указывает и президент ТПП РФ .
"Все говорят об импортозамещении. Назовите хотя бы одного человека, который бы сказал: я точно знаю, что можно заместить? Все хотят заниматься импортозамещением, но никто не понимает, что надо заместить. Те компании, которые сегодня этот импорт используют, должны обозначить себя и свои проблемы, а мы тогда будем искать тех, кто способен производить комплектующие здесь, на российской основе", – отметил он.
Наряду с этим, промышленным предприятиям, реализующим проекты импортозамещения, планируется предоставить субсидии из федерального бюджета на общую сумму 20 млрд руб. Целевое назначение таких выплат – компенсация части затрат на уплату процентов по кредитам, взятым в российских банках.
Социальная сфера
Одна из самых знаковых инициатив правительства в социальной сфере – это возможность получить часть средств материнского капитала наличными, в виде единовременной выплаты в сумме 20 тыс. руб. Потратить их, соответственно, можно будет на любые цели. Напомним, по общему правилу средства материнского капитала предоставляются и расходуются только в безналичной форме и строго на улучшение жилищных условий, получение образования ребенком или на формирование накопительной часть пенсии матери (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ " ").
Помимо этого, в плане предусмотрена и уже произведена 1 февраля 2015 года страховых пенсий на уровень роста потребительских цен за 2014 год – на 11,4%. Правда, эта индексация и так должна происходить каждый год именно в привязке к потребительским ценам и как раз 1 февраля (ч. 10 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ " "). Так что в данном случае отнесение правительством своей текущей обязанности к разряду антикризисных мер не вполне корректно.
Из более абстрактных мер – улучшение лекарственного обеспечения граждан, в том числе инвалидов, участников ВОВ, членов семей погибших инвалидов войны и , имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В чем именно будет это улучшение заключаться – неясно.
Помимо этого планируется выдавать социальные ипотечных кредиты отдельным категориям граждан на специальных условиях в рамках программы "Жилье для российской семьи". Речь идет о так называемом жилье экономического класса, стоимостью до 30 тыс. руб. за один кв. м. для граждан с низкими доходами, нуждающихся в переселении из аварийного жилья и др. Основные условия данной программы утверждены .
Банковская сфера
Одна из основных, но при этом наиболее спорных мер поддержки экономики, предусмотренных планом, – выделение средств системно значимым кредитным организаций на сумму 1 трлн руб (докапитализация) (). Несмотря на то, что данная мера включена в антикризисный план, она, как и многие другие, была разработана еще в конце 2014 года. Докапитализация будет осуществляться через госкорпорацию Агентство по страхованию вкладов (АСВ) и коснется 27 банков .
Эти банки должны в течение трех лет увеличивать совокупный объем ипотечного кредитования, кредитования субъектов малого и среднего бизнеса или организаций, работающих в наиболее важных отраслях экономики, не менее чем на 1% в месяц. Кроме того, им придется увеличить собственные средства на 50% от размера полученных от АСВ денег за счет своей прибыли или средств акционеров, а также в течение трех лет не повышать вознаграждение руководству и размер фонда оплаты труда иных работников.
При этом многие эксперты считают, что такого рода поддержку стоило распределить среди гораздо более широкого круга кредитных организаций. Так, президент Ассоциации российских банков предложил направить упомянутую сумму 150-200 банкам, в том числе в регионах. По его словам, ситуация, когда к господдержке имеют доступ только крупные игроки, не способствует развитию конкуренции на рынке и диверсификации российской экономики.
Президент также высказался за распределение 1 трлн руб., выделенного на докапитализацию банков, не только крупным кредитным организациям, но и банкам "второго уровня" и региональным банкам. По его словам, многие проекты реализуются в регионах как раз через такие банки, и если до них средства не дойдут, то это осложнит жизнь очень большому количеству предприятий. Кроме того, глава ТПП РФ считает, что при распределении средств на докапитализацию банков должно быть четко определено, сколько из этих средств пойдет на поддержку малого бизнеса в части обеспечения доступа к кредитным ресурсам.
Аналогичную позицию в части региональных банков сформулировал и Совет Федерации (постановление Совета Федерации от 4 февраля 2015 г. № 27-СФ " ").
Помимо этого, также планируется целевая докапитализация банков на сумму 250 млрд руб. с целью реализации инфраструктурных проектов и поддержка для Внешэкономбанка на сумму до 300 млрд руб. (обе меры будут проведены за счет средств Фонда национального благосостояния).
Еще одна заметная инициатива правительства для поддержки экономики через банковский сектор – создание банка (агентства) "плохих долгов". Данная структура будет выкупать проблемные активы банков, долги организаций. "Это существенная поддержка банкам, но она очень важна и для самих клиентов, чтобы банк, очистившись от этой составляющей, мог работать с клиентами, а клиенты были уверены, что банк не тянут на дно "токсичные" займы. На каких условиях государство будет выкупать эти займы и как будет работать с ними, нам еще предстоит услышать в ближайшее время", – прокомментировал инициативу Гарегин Тосунян.
Из других мер, предусмотренных антикризисным планом в банковской сфере, – увеличение объемов государственных гарантий по кредитам юридических лиц, в том числе на осуществление инвестиционных проектов, и финансирование реструктуризации текущей задолженности (на эти цели планируется выделить 200 млрд руб.).
Госзакупки
Достаточно большой блок плана затрагивает вопросы, связанные с государственным и муниципальным заказом, посредством которого также будет оказываться поддержка отечественным предприятиям. По мнению Сергея Катырина, заказы государственных органов и госкомпаний в условиях кризиса – это один из серьезнейших источников финансирования, в том числе и для малого бизнеса.
Правительство РФ намерено прописать случаи и порядок предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) по госконтрактам и их списания. В отношении договоров, срок которых истекает в этом году, появятся механизм пересмотра сроков их исполнения, цен и количества товаров, работ, услуг (п. 9 Плана).
Кроме того, заказчики смогут устанавливать авансовые платежи по отдельным договорам о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг – до 80% суммы договора (для оборонного заказа – до 100%) (). Сейчас в основном размер аванса ограничен 30% от суммы договора (). Также предусматривается создание механизма заключения долгосрочных госконтрактов при условии создания и развития поставщиком производства на территории России ().
За рамками плана
Ряд авторитетных экспертов предлагают и другие меры по поддержке экономики России, в том числе в качестве дополнения к антикризисным мерам. Одно из наиболее популярных предложений – понижение Банка России, которая сейчас составляет 15%. Напомним, в середине декабря прошлого года она была резко увеличена Банком России (с 10,5% до до 17%) в середине декабря, а в начале февраля – снижена до 15%.
По словам академика РАН, заведующего кафедрой экономической теории и политики РАНХиГС Абела Аганбегяна , ключевую ставку необходимо снизить до 8%, так как, по прогнозу Банка России, инфляция в 2015 году запланирована именно в таком объеме. При этом он отмечает, что при действующей ключевой ставке экономический рост и развитие невозможны, а рецессия будет очень глубокой.
Аналогичное мнение высказал и Гарегин Тосунян: по его словам, проблема ключевой ставки стоит не столько перед банковской системой, сколько перед заемщиками. При действующей ключевой ставке кредитование фактически заморожено, и его объемы существенно упали и в сегменте потребительского рынка, и в сегменте коммерческих кредитов. Согласно позиции главы АРБ, снижение ключевой ставки должно быть значительным, в то время как изменение на 1-2% эффекта не даст.
По мнению Сергея Катырина, в идеале размер ключевой ставки, с учетом российских реалий, должен составлять 5%. При нынешней ставке, отметил он, у предприятий возникнут сложности в процессе реализации уже запущенных проектов, а новые программы не смогут быть реализованы без компенсации процентной ставки со стороны государства.
"Для реального производственного бизнеса – это запретительная ставка. Никто такие кредиты, я полагаю, взять не сможет за редким исключением (например, компании, которые имеют возможность продавать свою продукцию за рубежом, получать валюту, менять ее на рубли и возвращать такого рода кредиты). Для малого и среднего бизнеса это точно невозможно", – пояснил эксперт.
Еще одна мера, которая часто предлагается, но при этом не нашла отражение в плане, – отмена на ввоз в Россию продовольственных товаров из стран ЕС. Многие эксперты сходятся в том, что эти ограничения способствуют росту цен внутри страны. Как отметил Абел Аганбегян, отмена ответных санкций, во-первых, станет жестом доброй воли для нормализации отношений с ЕС, а во-вторых, позволит остановить рост цен на продовольствие и улучшить снабжение населения.
По словам академика, из-за ответных мер в 2014 году даже в условиях рекордного урожая цены на продовольствие выросли на 17% , в то время как в 2013 году, когда санкций не было, рост цен составил 7%. При этом он убежден, что снятие ограничений не причинит вреда отечественным производителям.
"Иностранные компании, чтобы произвести продовольствие, должны тратить евро. Однако продают товары они в России за рубли, и им очень трудно возместить свои затраты в евро при нынешнем курсе. Поэтому импорт сейчас сократился на 15% в месяц, но не из-за санкций, а в основном из-за курса евро. Наши производители сейчас защищены фактически больше, чем любой пошлиной", – пояснил он.
За отмену ограничений на импорт продовольствия из ЕС ранее высказывался также финансовый омбудсмен Павел Медведев . По его мнению, ответные меры России являются основной причиной роста цен на продовольственные товары. Тем не менее, правительство и без этого стабилизировать цены на продукты в течениедвух-трех месяцев.
Говоря о возможности дополнения антикризисного плана, председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский также отметил, что одной из главных задач является снижение инфляции, которая в 2015 году может составить 12-20%. При этом научный совет при комитете выступил за то, чтобы проблемой инфляции занимался не только Банк России, а совместная комиссия Правительства РФ и Банка России, одновременно с подготовкой программы сокращения инфляции.
МНЕНИЕ
Абел Аганбегян, заведующий кафедрой экономической теории и политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ:
"Банк России демонстрирует, что он неспособен справиться с инфляцией. Это не его вина, не низкая квалификация персонала, а объективное обстоятельство. Инфляция от Банка России зависит, грубо говоря, на 1/3. На 2/3 инфляция зависит от Правительства РФ: от того, как повышаются тарифы, от того, как ведут себя государственные монополии, от антимонопольного законодательства, от бюджета и государственных внебюджетных фондов. Если мы хотим сократить инфляцию, нужен новый подход – создание и деятельность совместной комиссии Правительства РФ и Банка России".
С этим мнением солидарен и Гарегин Тосунян, который отмечает, что инфляция в России имеет немонетарный характер и в значительной мере зависит от тарифов государственных монополий, подконтрольных правительству, а не Банку России.
МНЕНИЕ
Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков:
"Инфляция связанна с нашей тарифной политикой. Госмонополии создавались и существуют во всех странах для того, чтобы в нарушение условий конкуренции сохранять низкие тарифные ставки, чтобы свой производитель был в более выгодной конкурентной среде. А у нас тарифы госмонополий – как раз главный источник инфляции, и мы удивляемся и все время почему-то киваем на кредитный рынок и монетарным методом пытаемся бороться с инфляцией, когда наша инфляция имеет отнюдь не монетарное происхождение. Уровень монетизации России остается низким. В этом смысле требуется как раз не борьба с кредитным рынком и его сжатие и сокращение, а стимулирование кредитования, борьба с высокими процентными ставками экономическими методами и с высокими тарифами административными методами, а также диверсификация экономики".
В целом же факт появления плана поддерживают практически все эксперты. Однако этого нельзя сказать о его содержании, которое никак не соответствует серьезной задаче вывода из кризиса экономики России. В плане отсутствует целый ряд важных моментов, а многие его положения аморфны. Эксперты сходятся на том, что план направлен на смягчение кризиса, а не на выход из него и развитие российской экономики. Вместе с тем, документ скорее всего будет дорабатываться. Свои предложения по антикризисным мерам есть как у обеих палат Федерального собрания РФ, так и, например, у РСПП и ТПП РФ.