Понятие экономики организации машиностроительного производства. Экономика машиностроения. В развитии российской промышленности
«Экономика машиностроительного производства» является базовой дисциплиной при подготовке инженеров машиностроительных специальностей. Машиностроительное производство - это процесс изготовления, создания, выпуска продукции, товаров и услуг машиностроительным предприятием путем преобразования исходных ресурсов; сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии, информации при одновременном использовании труда в готовом продукте производства.
Экономические особенности машиностроительного производства характерны для машиностроительных предприятий любой организационно- правовой формы: государственных, использующих государственную форму собственности; частных, основанных на индивидуальной частной собственности; муниципальных, находящихся в собственности муниципальных органов власти; смешанных, где собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства - коллективной, на землю - государственной; коллективных (народных), где собственность на основные средства производства коллективная и доля имущественной собственности отдельного члена коллектива не устанавливается; коллективно -частных (акционерных), где имущество принадлежит всем акционерам, а доля каждого акционера определяется пакетом акций, принадлежащих ему, как частному владельцу, и пр.
Машиностроительное производство выпускает орудия труда, т. е. активную часть основных производственных фондов для всех отраслей народного хозяйства, предметы личного потребления, продукцию оборонного назначения. Машиностроительное производство занимает ведущее место в развитии научно-технического прогресса, повышении производительности труда, эффективности функционирования всех отраслей народного хозяйства, т. к. производит все основные средства труда для промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, энергетики, добывающих отраслей и т. д., а также обеспечивает инфраструктуру, т. е. науку, образование, здравоохранение, культуру, правоохранительные органы, оборону и пр. Эти средства труда позволяют повысить уровень механизации и автоматизации, электрификации и химизации, компьютеризации, роботизации, информатизации производства, что в конечном итоге приводят к экономии живого труда, повышению производительности труда и эффективности производства.
Для машиностроительного производства характерны следующие основные особенности:
Продукция машиностроения является основой воспроизводства основных производственных фондов (ОПФ) во всех отраслях народнохозяйственного комплекса, т. к. эта продукция, в силу своей специфики, превращается у потребителя в основные производственные фонды, производящие продукцию других отраслей. Продукция отличается чрезвычайным разнообразием (десятки тысяч наименований и сотни тысяч типоразмеров), точностью изготовления, многодетальностью.
Производственные процессы в машиностроении характеризуются многостадийностью, сложностью и разнообразием применяемых методов обработки: пластическая деформация, резание, химическая, термическая, лазерная обработка и пр. Производственные процессы изготовления машин относятся к прерывным и расчленяются на несколько стадий: заготовительную, обрабатывающую, сборочную; а также разделяются на трудовые процессы, выполняемые с участием человека, и естественные - выполняемые без участия человека (остывание, сушка); основные, направленные на непосредственное изготовление продукции в соответствии с планом производства; вспомогательные, направленные на обеспечение нормального хода основных процессов; и обслуживающие, обеспечивающие бесперебойное выполнение основных и вспомогательных процессов (контроль качества, транспортирование, складирование),
Технологические процессы характеризуются высокой сложностью, многооперационностью, разнообразием способов и методов реализации производственных процессов различной физической природы, что требует различного оборудования, оснастки и инструментов, средств механизации и автоматизации. Технологические процессы отличаются достаточно высокой трудоемкостью и длительностью производственного цикла изготовления деталей, узлов и машин. Длительность производственного цикла зависит от организации материальных потоков во времени, т. е. от порядка движения предметов труда в ходе их обработки, который может быть представлен последовательным, параллельным и параллельно-последовательным видом движения, каждый из которых имеет свои достоинства, недостатки и область рационального применения.
Машиностроительное производство относится к материалоемким и энергоемким производствам, где используются все известные материалы и энергоносители. Наибольший удельный вес в потреблении материалов занимает металл: черный, цветной, сплавы в виде отливок, поковок,
листового, сортового проката и т. д. Среди энергоносителей наибольший удельный вес занимает электрический ток, хотя применяется и натуральное топливо - уголь, газ, мазут и другие энергоносители.
5. Кадры машиностроительного производства отличаются высоким уровнем профессиональной подготовки - от рабочего до управляющего, что обусловлено применением сложной техники, проектированием и разработкой наукоемкой продукции, в которой материализуются технические, технологические, информационные, организационные, экономические инновации, позволяющие обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. Сложная техника и технология требуют высокого уровня подготовки обслуживающего персонала (слесарей, наладчиков), инженерно-технических работников (мастеров, технологов, конструкторов, менеджеров), которые призваны обеспечить эффективное функционирование производства на основе знаний экономических закономерностей его развития.
Успешное развитие машиностроительного производства во многом зависит от экономического образования инженерно-технического персонала, навыков проведения качественного и количественного анализа принимаемых решений, оценки их эффективности в рыночных условиях хозяйствования, выбора источников финансирования производственно- хозяйственной деятельности в условиях инфляции, высокого уровня неопределенности и непредсказуемости рыночной среды и связанных с этим рисков возникновения потерь материальных, финансовых, трудовых, времени и пр.
Цель данного учебного пособия - оказать помощь студентам в овладении знаниями по конкретной экономике машиностроительного производства, методами определения капитальных и текущих затрат на всех стадиях создания машин и оборудования, методами оценки экономической эффективности применения новых технологических процессов, оборудования, оснастки, выбора экономически целесообразных способов получения заготовок, обработки деталей, изготовления узлов и сборки
изделий.
Усвоение студентами указанных вопросов и приобретение навыков их самостоятельного решения требуют проработки практических задач и хозяйственных ситуаций, максимально приближенных к реальным условиям деятельности машиностроительных производств. Практические занятия нуждаются в конкретизации заданий для самостоятельного выполнения, использования действующих нормативов и методических
рекомендаций, что позволяет приблизить решение задач и ситуаций к реальным условиям производства различной специализации.
В учебном пособии рассматриваются задания для студентов, обучающихся по специальностям 15100165 «Технология
машиностроения», 15020165 «Обработки металлов давлением», 19020165 «Автомобиле- и тракторостроение». Темы практических занятий подобраны в соответствии с сеткой часов, предусмотренных рабочей программой курса «Экономика машиностроительного производства». Нормативно-справочные материалы соответствуют специализации обучающихся, хотя со временем они могут изменяться и подлежат корректировке.
Основные темы самостоятельных практических работ:
Система показателей эффективности производства.
Основные производственные фонды и их амортизация.
Оборотные средства и показатели их использования.
Производственная мощность и показатели ее использования.
Себестоимость продукции, ценообразование и определение порога рентабельности производства.
Экономическая эффективность мероприятий НТП.
В учебном пособии представлены 12 вариантов заданий для самостоятельного решения практических задач и ситуаций. Задачи носят сквозной характер, т. е. результаты расчетов предшествующих задач используются как исходная информация в последующих задачах, поэтому студенты выполняют задания по всем темам по одному номеру варианта, выданному на первом занятии. Задания выполняются индивидуально и группой (2-3 чел.) студентов, но отчет о каждой работе студенты оформляют индивидуально, отчитываются о проделанной работе и получают зачет.
По каждой теме представлены исходные данные, методические указания, расчетные формулы, порядок выполнения задания. Нормативно- справочные материалы приведены в приложениях, на которые даются ссылки. Все расчеты выполняются с использованием калькулятора или ЭВМ в дисплейных классах. Для проверки результатов могут применяться типовые программы расчета показателей на ЭВМ. По окончании работы студенты должны сформулировать и записать соответствующие выводы.
Еще по теме ВВЕДЕНИЕ:
- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики главным фактором повышения эффективности национальной экономики становятся уже не отдельные достижения науки и техники, а высокий научный и технологический уровень всего производства. Это уровень определяется в первую очередь состоянием машиностроения как отрасли, обеспечивающей потребности в технологическом оборудовании, которое должно обновляться непрерывно.
Машиностроение - это базовая отрасль экономики, определяющая развитие таких комплексов, как топливно-энергетический, транспортный, строительный, химический и нефтехимический и ряд других. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость) и, как следствие, конкурентоспособность выпускаемой продукции. Современный уровень машиностроения в России, его научно-техническая и производственная базы не отвечают возрастающим требованиям экономического и социального развития страны.
Развитие машиностроения напрямую зависит от качества экономического образования менеджеров и инженерно-технических работников предприятий отрасли.
В процессе изучения дисциплины «Экономика отрасли» у студентов вырабатываются навыки устанавливать, каким образом рыночные процессы направляют деятельность производителей для удовлетворения потребительского спроса, каким образом эти процессы могут нарушаться, каким образом они регулируются или могут быть отрегулированы так, чтобы результативность экономики была достаточно высокой.
В результате изучения дисциплины «Экономика отрасли» студент должен иметь представление о структуре отрасли, знать продукцию отрасли и влияние свойств материалов на ее технико-экономические показатели, владеть навыками в области организационно-экономических проблем, уметь использовать полученные знания для последующего успешного освоения образовательной программы.
Цель данного пособия - оказание помощи студентам в организации самостоятельного изучения курса «Экономика отрасли». В нем рассмотрены важнейшие вопросы экономики отрасли машиностроения в соответствии с учебной программой по данной специальности.
ПОНЯТИЕ ОТРАСЛИ. ОТРАСЛЬ МАШИНОСТРОЕНИЯ
Народное хозяйство страны включает в себя различные сферы, каждая из которых вносит свой вклад в развитие страны. Основным признаком деления народного хозяйства на различные сферы является участие в создании совокупного общественного продукта. На основе данного критерия сферы народного хозяйства можно объединить в две группы: материальное производство и непроизводственная сфера. В свою очередь эти сферы делятся на отрасли.
Отраслевая дифференциация промышленности - возникновение все новых и новых ее отраслей - это постоянный процесс, обусловленный развитием общественного разделения труда.
Различают три формы общественного разделения труда:
1. Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и пр.);
2. Частное разделение труда проявляется в образовании различных самостоятельных отраслей внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства;
3. Единичное разделение труда находит свое выражение в разделении труда непосредственно на предприятии.
Все формы общественного разделения труда взаимосвязаны.
Промышленность состоит из множества отраслей и производств, взаимосвязанных между собой. Основными признаками, отличающими одну отрасль промышленности от другой, являются: экономическое назначение производимой продукции, характер потребляемых материалов, техническая база производства и технологический процесс, профессиональный состав кадров. По этим же признакам различаются и отдельные производства.
Отрасль - это группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве.
Материальное производство включает:
· Промышленность;
· Сельское и лесное хозяйство;
· Грузовой транспорт;
· Связь (обслуживающая материальное производство);
· Строительство;
· Торговля;
· Общественное питание;
· Информационно-вычислительное обслуживание и др.
В непроизводственную сферу входят:
· Жилищно-коммунальное хозяйство;
· Пассажирский транспорт;
· Связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население);
· Здравоохранение;
· Физическая культура и социальное обеспечение;
· Народное образование;
· Культура и искусство;
· Наука и научное обслуживание;
· Кредитование и страхование;
· Деятельность аппарата органов управления.
Отрасль машиностроения является частью машиностроительного комплекса. Машиностроительный комплекс включает 12 крупных отраслей и примерно 100 специализированных отраслей, подотраслей и производств. Машиностроительный комплекс связан со всеми отраслями, так как продукция данного комплекса используется в них в качестве средств производства.
В состав комплексных отраслей входят:
· Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение;
· Химическое и нефтяное машиностроение;
· Станкостроительная и инструментальная промышленность;
· Приборостроение;
· Автомобильная промышленность;
· Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение;
· Строительно-дорожное и коммунальное машиностроение;
· Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов;
· Авиационная промышленность;
· Судостроительная промышленность;
· Промышленность средств связи.
В зависимости от того, на какой рынок ориентирована продукция, выпускаемая предприятиями машиностроительного комплекса их можно объединить в следующие группы:
1. Группа отраслей инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение), развитие которых определяется инвестиционной активностью топливно-энергетического комплекса, строительного и транспортного комплексов;
2. Группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения;
3. Электротехника, приборостроение. Станкостроение - группа наукоемких отраслей, так называемых комплектующих, развивающихся вслед за потребностями всех других отраслей промышленности;
4. Автомобильная промышленность, выпуск продукции которой ориентирован на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребность предприятий, фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов).
Отрасли машиностроения могут группироваться также по признаку территориальной принадлежности рынков сбыта:
1. Отрасли импортозамещения. В данную группу включаются такие группы, как автомобильная промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, транспортное машиностроение, строительно-дорожное машиностроение. Развитие отраслей данной группы определяется инфраструктурным фактором экономики и спросом на их продукцию на внутреннем рынке;
2. Отрасли экспортной ориентации. В данную группу включаются энергетическое машиностроение, электротехническая промышленность, приборостроение по производству различных элементов автоматизированных систем управления (включая многофункциональные производственные комплексы на базе микропроцессорного управления), станкоинструментальная промышленность по производству тяжелых металлорежущих станков и прессов, а также авиа- и судостроение. Они обладают научно-техническим потенциалом, позволяющим им либо выпускать конкурентоспособные изделия, либо создавать их в относительно короткие сроки.
Условные группировки отраслей машиностроения по различным признакам используются для выработки направлений совершенствования отраслевой структуры машиностроения в соответствии с поставленными целями и на основе анализа по заранее сгруппированным отраслям.
Можно выделить следующие группы факторов, определяющих изменение отраслевой структуры отрасли:
1. Научно-технический прогресс - развитие науки и техники способствует развитию новых отраслей, выделению из уже существующих отраслей новых подотраслей, либо ликвидации предприятий или отраслей, не соответствующих требованиям времени;
2. Темпы развития отраслей народного хозяйства, потребляющих продукцию машиностроения - влияние данного фактора сопоставимо с эффектом мультипликатора, ускорение или замедление развития отраслей, потребляющих продукцию предприятий машиностроения, определяет развитие соответствующих отраслей машиностроения;
3. Рост материального благосостояния и культурного уровня населения - изменения в составе потребностей населения напрямую определяют развитие отраслей, производящих продукцию, способную удовлетворить данные потребности.
Постоянное изменение отраслевой структуры машиностроения делает необходимым ее систематический контроль с целью выявления соответствия сложившейся структуры отраслей потребностям народного хозяйства.
Для анализа отраслевой структуры промышленности обычно используют следующие показатели:
1. Доля отдельной отрасли в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;
2. Доля прогрессивных отраслей в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;
3. Коэффициент опережения - выражает отношение темпа роста отрасли или отдельного комплекса к темпу роста всей промышленности:
К оп = Т отр / Т пром,
где, К оп - коэффициент опережения,
Т отр - темп развития отрасли или комплекса,
Т пром - темп развития промышленности.
4. Соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями. Опережающее развитие перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими обычно характеризует положительные тенденции в развитии экономики страны;
5. Доля военно-промышленного комплекса в общем объеме промышленного производства;
6. Соотношение между группами А (производство средств производства) и Б (производство предметов потребления).
В общем плане отраслевая структура промышленности характеризует:
1. Уровень индустриального развития страны;
2. Уровень технического развития страны;
3. Степень экономической самостоятельности страны;
4. Уровень производительности общественного труда.
В промышленно развитых странах, где кризисы и спады производства периодические повторяются, изменение текущей конъюнктуры меньше всего затрагивают выпуск новейшей высокотехнологичной продукции, что создает определенные импульсы для выхода из кризисных ситуаций. Для нашей страны характерно опережающее снижение производства наиболее прогрессивной техники. В результате можно полностью утратить накопленный за предшествующие годы технологический потенциал, хотя и недостаточно качественный, но все же имеющий принципиальное значение для дальнейшего функционирования экономики.
Структура конечной продукции отечественного машиностроения отличалась «утяжеленностью» и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники оставалась достаточно высокой при резком отставании выпуска потребительских товаров и особенно оборудования для непроизводственной сферы. В первой половине 1980-х гг. рост производства продукции инвестиционного машиностроения полностью прекратился, а во второй половине начался спад, перешедший 1990-х гг. в обвальное падение.
Современное состояние машиностроения показывает необходимость продуманной политики государства в отношении оптимизации отраслевой структуры. Совершенствование отраслевой структуры отрасли должно основываться на анализе макроэкономических пропорций экономики. Установление научно обоснованных пропорций в развитии отраслей машиностроения позволяет повысить темпы развития народного хозяйства на базе научно-технического прогресса и достичь максимально возможной экономии общественного труда.
Эффект от совершенствования отраслевой структуры машиностроения может проявляться в следующем:
1. Рост взаимопроникновения и перераспределения ресурсов осваиваемых производств с повышением уровня качества продукции от применения наукоемких технологий;
2. Постепенное снижение себестоимости производства за счет эффективного использования ресурсов;
3. Постепенное замещение импортного производства продукцией отечественного машиностроения;
4. Развитие инфраструктуры отраслей машиностроения.
В результате совершенствования отраслевой структуры машиностроения должно сформироваться ядро - совокупность хозяйствующих субъектов, эффективно реагирующих на изменения конъюнктуры рынка и выпускающих конкурентоспособную продукцию.
Все материальные ресурсы, используемые в промышленности в качестве предметов труда, условно подразделяются на сырьевые и топливно-энергетические.
Сырьевые ресурсы представляют собой совокупность имеющихся в стране предметов труда, которые используются непосредственно для производства различной промышленной продукции.
Под сырьем (сырым материалом) понимают всякий предмет труда, на добычу или переработку которого затрачен труд и который под его воздействием претерпел определенные изменения. К сырью обычно относят продукцию добывающей промышленности (руда, нефть, уголь, песок, щебень) и сельскохозяйственную (зерно, картофель, свекла), а к материалам - продукцию обрабатывающей промышленности (черные и цветные металлы, цемент, мука, пряжа).
Различают:
1. Основные материалы - это материалы, которые в натуральной форме входят в состав готового продукта, составляя его материальную основу;
2. Вспомогательные материалы - это материалы, не входящие в состав готовой продукции, а только способствуют ее формированию.
Топливо и энергия по своей экономической природе относятся к вспомогательным материалам, но в силу особой значимости они выделяются в самостоятельную группу ресурсов. Различают потенциальные и реальные топливно-энергетические ресурсы:
1. Потенциальные топливно-энергетические ресурсы - это объем запасов всех видов топлива и энергии, которым располагает тот или иной экономический район, страна в целом;
2. Реальные топливно-энергетические ресурсы в широком смысле слова - это совокупность всех видов энергии, используемых в экономике страны.
К основным направлениям рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов можно отнести:
1. Улучшение структуры топливного и топливно-энергетического баланса;
2. Более тщательную и качественную подготовку сырья к его непосредственному использованию на промышленных предприятиях;
3. Правильную организацию транспортировки и хранения сырья и топлива - недопущение потерь т снижения качества;
4. Комплексное использование сырья;
5. Химизацию производства;
6. Использование отходов производства;
7. Вторичное использование сырья и др.
Л. И. ТРУСОВА
ЭКОНОМИКА
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА.
ЗАДАЧИ И СИТУАЦИИ
Учебное пособие
Ульяновск2005
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего, профессионального образования
Ульяновский государственныйтехнический университет
Л. И. Трусова
ЭКОНОМИКА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО
ПРОИЗВОДСТВА.
ЗАДАЧИ И СИТУАЦИИ
Учебное пособие
Ульяновск 2005
УДК 33: 378 (075)
ББКЗО.бОбя7
Рецензенты: кафедра «Экономика и организация производства», институт Экономики и бизнеса УлГУ, зав. кафедрой, доктор экономических наук В. В. Самохвалов; генеральный директор ОАО «УНИПТИМаш», кандидат технических наук, доцентВ. Е. Быстрицкий
Трусова, Л. И.
Т78 Экономикамашиностроительногопроизводства. Задачи и ситуации
учебное пособие/ Л. И. Трусова. - Ульяновск: УлГТУ, 2005. - 70 с
ISВN 5-89146-673-2
Включает теоретические основы формирования экономической грамотности, культуры экономического мышления при организации производственнохозяйственной деятельности машиностроительного предприятия в условиях рыночныхотношений.
Содержит задания на выполнение самостоятельных работ, описание порядка их выполнения, подходы и методы исследования экономических ситуаций в машиностроительном производстве при изучении ресурсов производства, показателей их использования, анализе факторов эффективности производства.
Представлены методы расчета издержек производства, формирования цен на товары и услуги, определения порогарентабельности производства, определения экономической эффективности инвестиций.
Пособие предназначено студентам, аспирантам и преподавателям технических вузов, инженерам и специалистам машиностроительных предприятий.
Введение...................................................................................................................................................................... |
||
Тема 1. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ................................... |
||
1.1. Задание на самостоятельную работу по теме №1 (длявсехспециальностей) ................... |
||
1.2. Порядоквыполненияработ........................................................................................ |
................ |
|
Тема 2, ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ И ИХАМОРТИЗАЦИЯ.......................... |
||
2.1. Задание на самостоятельнуюработу по теме №2 |
(длявсехспециальностей). ...............20 |
|
2.2. Порядоквыполненияработы........................................................................................... |
||
Тема 3. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВАИ ПОКАЗАТЕЛИ ИХИСПОЛЬЗОВАНИЯ..................................... |
||
3.1. Задание на самостоятельнуюработу по теме №3 |
(длявсех специальностей)..ю.......... |
|
3.2. Порядоквыполненияработы............................................................................................................ |
||
Тема 4.ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬЦЕХА И ЭФФЕКТИВНОСТЬЕЕ |
||
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.................................................................................................................................................. |
||
4.1. Задание на самостоятельную работу по теме№ 4 |
(длявсехспециальностей)................... |
|
4.2. Порядоквыполненияработы........................................................................................................... |
||
Тема 5. СЕБЕСТОИМОСТЬПРОДУКЦИИ ИЦЕНООБРАЗОВАНИЕ...................................................... |
||
5.1. Заданиена самостоятельную работу по теме №5 |
(длявсехспециальностей).................... |
|
5.2. Порядоквыполненияработы............................................................................................................ |
||
Тема 6, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬПРОИЗВОДСТВА....................................................... |
||
6.1. Задание на самостоятельную работу по теме№ 6 |
(длявсехспециальностей).................. |
|
6.2. Порядоквыполненияработы........................................................................................................... |
||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................................................................... |
||
Приложение 1........................................................................................................................................ |
||
Приложение 2........................................................................................................................................ |
||
Приложение 3........................................................................................................................................ |
||
Приложение 4........................................................................................................................................ |
||
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.................................................................................................................... |
ВВЕДЕНИЕ
«Экономика машиностроительного производства» является базовой дисциплиной при подготовке инженеров машиностроительных специальностей. Машиностроительное производство - это процесс изготовления, создания, выпуска продукции, товаров и услуг машиностроительным предприятием путем преобразования исходных ресурсов; сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии, информации при одновременном использовании труда в готовом продукте производства.
Экономические особенности машиностроительного производства характерны для машиностроительных предприятий любой организационноправовой формы: государственных, использующих государственную форму собственности; частных, основанных на индивидуальной частной собственности; муниципальных, находящихся в собственности муниципальных органов власти; смешанных, где собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства - коллективной, на землю - государственной; коллективных (народных), где собственность на основные средства производства коллективная и доля имущественной собственности отдельного члена коллектива не устанавливается; коллективно-частных (акционерных), где имущество принадлежит всем акционерам, а доля каждого акционера определяется пакетом акций, принадлежащих ему, как частному владельцу, и пр.
Машиностроительное производство выпускает орудия труда, т. е. активную часть основных производственных фондов для всех отраслей народного хозяйства, предметы личного потребления, продукцию оборонного назначения. Машиностроительное производство занимает ведущее место в развитии научно-технического прогресса, повышении производительности труда, эффективности функционирования всех отраслей народного хозяйства, т. к. производит все основные средства труда для промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, энергетики, добывающих отраслей и т. д., а также обеспечивает инфраструктуру, т. е. науку, образование, здравоохранение, культуру, правоохранительные органы, оборону и пр. Эти средства труда позволяют повысить уровень механизации и автоматизации, электрификации и химизации, компьютеризации, роботизации, информатизации производства, что в конечном итоге приводят к экономии живого труда, повышению производительности труда и эффективности производства.
машиностроительного |
производства |
характерны |
следующие |
|||||
основные особенности: |
||||||||
1. Продукция |
машиностроения |
является |
воспроизводства |
|||||
основных |
производственных |
отраслях |
||||||
народнохозяйственного комплекса, т. к. эта продукция, |
в силу своей |
|||||||
специфики, |
превращается у |
потребителя в основные производственные |
фонды, производящие продукцию других отраслей. Продукция отличается чрезвычайным разнообразием (десятки тысяч наименований и сотни тысяч типоразмеров), точностью изготовления, многодетальностью.
2. Производственные процессы в машиностроении характеризуются многостадийностью, сложностью и разнообразием применяемых методов обработки: пластическая деформация, резание, химическая, термическая,
трудовые процессы, выполняемые с участием человека, и естественные - выполняемые без участия человека (остывание, сушка); основные, направленные на непосредственное изготовление продукции в соответствии с планом производства; вспомогательные, направленные на обеспечение нормального хода основных процессов; и обслуживающие, обеспечивающие бесперебойное выполнение основных и вспомогательных процессов(контроль качества, транспортирование, складирование),
3. Технологические процессы характеризуются высокой сложностью, многооперационностью, разнообразием способов и методов реализации производственных процессов различной физической природы, что требует различного оборудования, оснастки и инструментов, средств механизации и автоматизации. Технологические процессы отличаются достаточно высокой трудоемкостью и длительностью производственного цикла изготовления деталей, узлов и машин. Длительность производственного цикла зависит от организации материальных потоков во времени, т. е. от порядка движения предметов труда в ходе их обработки, который может быть представлен последовательным, параллельным и параллельно-последовательным видом движения, каждый из которых имеет свои достоинства, недостатки и область рационального применения.
4. Машиностроительное производство относится к материалоемким и энергоемким производствам, где используются все известные материалы и энергоносители. Наибольший удельный вес в потреблении материалов занимает металл: черный, цветной, сплавы в виде отливок, поковок,
листового, сортового проката и т. д. Среди энергоносителей наибольший удельный вес занимает электрический ток, хотя применяется и натуральное топливо - уголь, газ, мазут и другие энергоносители.
5. Кадры машиностроительного производства отличаются высоким уровнем профессиональной подготовки - от рабочего до управляющего, что обусловлено применением сложной техники, проектированием и разработкой наукоемкой продукции, в которой материализуются технические, технологические, информационные, организационные, экономические инновации, позволяющие обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. Сложная техника и технология требуют высокого уровня подготовки обслуживающего персонала (слесарей, наладчиков), инженерно-технических работников (мастеров, технологов, конструкторов, менеджеров), которые призваны обеспечить эффективное функционирование производства на основе знаний экономических закономерностейего развития.
Успешное развитие машиностроительного производства во многом зависит от экономического образования инженерно-технического персонала, навыков проведения качественного и количественного анализа принимаемых решений, оценки их эффективности в рыночных условиях хозяйствования, выбора источников финансирования производственнохозяйственной деятельности в условиях инфляции, высокого уровня неопределенности и непредсказуемости рыночной среды и связанных с этим рисков возникновения потерь материальных, финансовых, трудовых, времении пр.
Цель данного учебного пособия - оказать помощь студентам в овладении знаниями по конкретной экономике машиностроительного производства, методами определения капитальных и текущих затрат на всех стадиях создания машин и оборудования, методами оценки экономической эффективности применения новых технологических процессов, оборудования, оснастки, выбора экономически целесообразных способов получения заготовок, обработки деталей, изготовления узлов и сборки
Усвоение студентами указанных вопросов и приобретение навыков их самостоятельного решения требуют проработки практических задач и хозяйственных ситуаций, максимально приближенных к реальным условиям деятельности машиностроительных производств. Практические занятия нуждаются в конкретизации заданий для самостоятельного выполнения, использования действующих нормативов и методических
В учебном пособии рассматриваются задания для студентов,
«Автомобиле- и тракторостроение». Темы практических занятий подобраны в соответствии с сеткой часов, предусмотренных рабочей программой курса «Экономика машиностроительного производства». Нормативно-справочные материалы соответствуют специализации обучающихся, хотя со временем они могут изменяться и подлежаткорректировке.
Основные темы самостоятельныхпрактическихработ:
1. Система показателей эффективности производства.
2. Основные производственные фонды и ихамортизация.
3. Оборотные средстваи показатели ихиспользования.
4. Производственная мощность и показатели ее использования.
5. Себестоимость продукции, ценообразование и определение порога
рентабельности производства.
6. Экономическая эффективность мероприятийНТП.
В учебном пособии представлены 12 вариантов заданий для самостоятельного решения практических задач и ситуаций. Задачи носят сквозной характер, т. е. результаты расчетов предшествующих задач используются как исходная информация в последующих задачах, поэтому студенты выполняют задания по всем темам по одному номеру варианта, выданному на первом занятии. Задания выполняются индивидуально и группой (2-3 чел.) студентов, но отчет о каждой работе студенты оформляют индивидуально, отчитываются о проделанной работе и получаютзачет.
По каждой теме представлены исходные данные, методические указания, расчетные формулы, порядок выполнения задания. Нормативносправочные материалы приведены в приложениях, на которые даются ссылки. Все расчеты выполняются с использованием калькулятора или ЭВМ в дисплейных классах. Для проверки результатов могут применяться типовые программы расчета показателей на ЭВМ. По окончании работы студенты должны сформулировать изаписать соответствующие выводы.
ТЕМА1. СИСТЕМАПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
Для оценки эффективности производства применяется система показателей, отражающая определенную пропорциональность между факторами производства (рабочей силой, средствами труда и предметами труда) и позволяющая сопоставить расход ресурсов с результатами работы (выпуском и реализацией продукции). В табл. 1 приведена матрица показателей эффективности производства, которая может применяться для любого структурного подразделения машиностроительного производства (поточная линия, участок, цех, производство, завод)- Матрица построена по принципу деления показателей, стоящих в ее «числителе», на показатели, стоящие в ее «знаменателе».
В представленной таблице содержится четыре векторстроки: показатели трудоемкости (основных фондов, материальных затрат, продукции), показатели фондоемкости, показатели материалоемкости и показатели выработки продукции (производительности) . Матрица разделена главной диагональю на две части. Особенность матрицы в том, что каждому показателю, стоящему выше главной диагонали, соответствует обратный ему показатель, стоящий ниже главной диагонали. С повышением эффективности производства все показатели, расположенные выше главной диагонали, имеют тенденцию к снижению, а показатели, расположенные ниже главной диагонали, - к повышению. Матрица может быть расширена за счет включения в нее других показателей, например, себестоимости, выпуска товаров (услуг) в натуральных единицах, прибыли, дополнительных капитальных вложений и т. д. Матрица может быть рассчитана для плановых показателей, для отчетных, в динамике с базисным периодом и т. д.
При расчете матрицы показатели рабочей силы могут выражаться числом работников (рабочих) или отработанным ими временем в часах, человеко-часах, человекоднях, годах. Показатели основных фондов, материальных затрат и выпускаемой (реализованной) продукции могут выражаться в натуральных единицах или стоимостных.
Особенность показателей матрицы в том, что все показатели выше главной диагонали являются показателями «емкости» (трудоемкость продукции (Р/В), фондоемкость (Ф/В), материалоемкость (М/В)), показатели ниже главной диагонали (обратные) - показатели «отдачи»
(отдачарабочей силы - производительность труда В/Р5 фондоотдача(В/Ф)? материалоотдача(В/М)).
Матрица показателейэффективности производства |
||||
Сказуемое |
Рабочая сила |
Средства |
Предметы |
Результаты |
Подлежащее |
труда Ф, тыс. |
трудаМ, тыс. |
труда В, тыс. |
|
Показатели трудоемкости |
||||
Рабочая сила |
||||
(численностьили |
||||
затратырабочего |
||||
времени) Р, чел. |
Показатели фондоемкости |
|||
Средства труда |
||||
(основный |
||||
производственные |
||||
фонды) Ф, тыс. руб. |
||||
Показатели материалоемкости |
||||
Предметы труда |
||||
(материальные |
||||
затраты) М, тыс. руб. |
||||
Показатели выработкипродукции |
||||
Результаты труда |
||||
(выпуск или |
||||
реализация |
продукции) В, тыс. руб.
1.1. Задание на самостоятельную работу по теме № 1 (длявсех специальностей)
Дана динамика основных технико-экономических показателей работы цеха за предшествующую пятилетку. Используя матричный метод исследования, выявить динамику производных показателей эффективности производства и пути возможного их улучшения. Построить графики измененияисследуемых показателей.
АННОТАЦИЯ
Включает теоретические основы формирования экономической грамотности,
культуры экономического мышления при организации производственно-хозяйственной
деятельности машиностроительного предприятия в условиях рыночной экономики.
Содержит задания на выполнение самостоятельных работ, описание порядка их
выполнения, подходы и методы исследования экономических ситуаций в машиностроительном производстве при изучении ресурсов производства, показателей их использования, анализе факторов эффективности производства.
Представлены методы расчета издержек производства, формирования цен на то-
вары и услуги, определения порога рентабельности производства и экономической эффективности инвестиций.
Пособие предназначено студентам, аспирантам и преподавателям технических
вузов, инженерам и специалистам машиностроительных предприятий.
Учебное пособие является электронной версией книги:
Л. И. Трусова, В. В. Богданов, В. А. Щепочкин. Экономика машиностроительного производства. Задачи и ситуации:
учебное пособие /
Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 78 с.
ВВЕДЕНИЕ
1. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
1.1. Задание на самостоятельную работу по теме №1
1.2. Порядок выполнения работы
2. ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ И ИХ АМОРТИЗАЦИЯ
2.1. Задание на самостоятельную работу по теме №2
2.2. Порядок выполнения работы
3. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
3.1. Задание на самостоятельную работу по теме №3
3.2. Порядок выполнения работы
4. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ ЦЕХА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
4.1. Задание на самостоятельную работу по теме №4
4.2. Порядок выполнения работы
5. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
5.1. Задание на самостоятельную работу по теме №5
5.2. Порядок выполнения работы
6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА
6.1. Задание на самостоятельную работу по теме №6
6.2. Порядок выполнения работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Нормативы простоя оборудования в ремонте в течение
года
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Ориентировочная стойкость рабочих частей штампов до
полного износа
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Коэффициент приведения ценности денег к расчетному
шагу
ГЛОССАРИЙ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Введение
В учебном пособии раскрываются следующие дидактические единицы:
– основные фонды;
– оборотные средства;
– оплата труда;
– планирование затрат;
– финансирование инновационной деятельности;
– технико-экономический анализ инженерных решений;
– коммерческая деятельность предприятий: финансовые отношения,
внешнеэкономическая деятельность.
Основной целью изучения дисциплины «Экономика машиностроительного производства» является формирование у студентов знаний, позволяющих
правильно ориентироваться в организационной, экономической, социальной,
правовой структурах машиностроительного производства.
Основными задачами изучения дисциплины «Экономика машиностроительного производства» являются:
– сформировать у студентов знания о производственных ресурсах маши-
ностроительного предприятия: (основные производственные (ОПФ) и непроиз-
водственные фонды);
– научить студентов пользоваться методиками оценки ОПФ и расчета по-
казателей их использования;
– cформировать у студентов знания об оборотных фондах и оборотных
средствах предприятия;
– помочь разбираться в вопросах организации труда на машинострои-
тельном предприятии, чтобы исключить в будущем ошибки взаимопонимания с
руководством или подчиненными в вопросах этого аспекта;
– обучить студентов современным принципам и методам расчета себестоимости продукции и вопроса ценообразования машиностроительной продукции;
– привить навыки расчета уровня качества продукции;
– научить рассчитывать величину годового и полного экономического
эффекта от производства и внедрения наукоемкой продукции.
В результате изучения дисциплины «Экономика машиностроительного
производства» студенты должны:
иметь представление:
? об организационной, экономической, социальной, правовой структурах
машиностроительного производства;
знать:
– экономические основы производства и ресурсы предприятий;
– структуру основных фондов, оборотных средств предприятий;
– структуру персонала;
– системы оплаты труда, основы планирования затрат;
– основы финансирования инновационной деятельности предприятий;
– проблемы технико-экономического анализа инженерных решений;
– принципы коммерческой деятельности предприятий;
– основы создания и освоения новой техники;
уметь:
? рассчитывать индексы и темпы изменения технико-экономических по-
казателей;
– определять стоимость ОПФ и показатели их использования;
– рассчитывать величину производственной мощности предприятия, оп-
ределять узкие места на производстве;
– оценивать величину издержек, связанных с изготовлением и реализацией продукции, разбираться в вопросах ценообразования;
– экономически обосновывать целесообразность применения разнообразных ТП изготовления продукции.
получить навыки:
? расчета полного и годового экономического эффекта от производства и
реализации инновационной продукции.
В учебном пособии рассматриваются задания для студентов, обучающихся по специальностям и направлениям: 15100165 «Технология машиностроения», 150900 (552900) «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств», 15020165 «Машины и технология обработки металлов давлением». Темы практических занятий подобраны в соответствии с
сеткой часов, предусмотренных рабочей программой курса «Экономика машиностроительного производства». Нормативно-справочные материалы соответствуют специализации обучающихся, хотя со временем они могут изменяться и
подлежат корректировке.
Основные темы самостоятельных практических работ:
1) система показателей эффективности производства;
2) основные производственные фонды и их амортизация;
3) оборотные средства и показатели их использования;
4) производственная мощность цеха и эффективность ее использования;
5) себестоимость продукции и ценообразование;
6) экономическая эффективность производства.
В учебном пособии представлены 12 вариантов заданий для самостоятельного решения практических задач и ситуаций. Задачи носят сквозной характер, т. е. результаты расчетов предшествующих задач используют как исходную информацию в последующих задачах, поэтому студенты выполняют
задания по всем темам по одному номеру варианта, выданному на первом занятии. Задания выполняют индивидуально. Студенты отчитываются о проделанной работе и получают зачет.
По каждой теме представлены исходные данные, методические указания,
расчетные формулы, порядок выполнения задания. Нормативно-справочные
материалы приведены в приложениях, на которые даны ссылки. Для проверки
результатов могут применяться типовые программы расчета показателей на
ЭВМ. По окончании работы студенты должны сформулировать и записать со-
ответствующие выводы.
Машиностроительное производство – это процесс изготовления, создания, выпуска продукции, товаров и услуг путем преобразования исходных ресурсов: сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии, информации при одновременном использовании труда в готовом продукте производства.
Экономические особенности машиностроительного производства характерны для машиностроительных предприятий любой организационно-правовой
формы: государственных, использующих государственную форму собственности; частных, основанных на индивидуальной (частной) собственности; муниципальных, находящихся в собственности муниципальных органов власти; смешанных, где собственность на рабочую силу является индивидуальной, на
средства производства – коллективной, на землю – государственной; коллективных (народных), где собственность на основные средства производства коллективная и долю имущественной собственности отдельного члена коллектива
не устанавливают; коллективно-частных (акционерных), где имущество принадлежит всем акционерам, а долю каждого акционера определяют пакетом акций, принадлежащих ему, как частному владельцу, и пр.
Машиностроительное производство выпускает орудия труда, т. е. активную часть основных производственных фондов для всех отраслей народного
хозяйства, предметы личного потребления, продукцию оборонного назначения.
Машиностроительное производство занимает ведущее место в развитии научно-технического прогресса, повышении производительности труда, эффективности функционирования всех отраслей народного хозяйства, так как производит все основные средства труда для промышленности, сельского хозяйства,
строительства, транспорта, связи, энергетики, добывающих отраслей и т. д.,
а также обеспечивает инфраструктуру, т. е. науку, образование, здравоохранение, культуру, правоохранительные органы, оборону и пр.
Для машиностроительного производства характерны следующие основные особенности:
1. Продукция машиностроения является основой воспроизводства ОПФ
во всех отраслях народнохозяйственного комплекса, так как эта продукция, в
силу своей специфики, превращается у потребителя в основные производственные фонды, производящие продукцию других отраслей. Продукция отличается
чрезвычайным разнообразием (десятки тысяч наименований и сотни тысяч типоразмеров), точностью изготовления, многодетальностью.
2. Производственные процессы в машиностроении характеризуются многостадийностью, сложностью и разнообразием применяемых методов обработки: пластическая деформация, резание, химическая, термическая, лазерная обработка и пр. Производственные процессы изготовления машин относятся к
прерывным и расчленяются на несколько стадий: заготовительную,обрабатывающую, сборочную; а также разделяются на трудовые процессы, выполняемые с участием человека, и естественные – выполняемые без участия человека
(остывание, сушка); основные, направленные на непосредственное изготовление продукции в соответствии с планом производства; вспомогательные, направленные на обеспечение нормального хода основных процессов; и обслуживающие, обеспечивающие бесперебойное выполнение основных и вспомогательных процессов (контроль качества, транспортирование, складирование).
3. Технологические процессы характеризуются высокой сложностью,
многооперационностью, разнообразием способов и методов реализации произ-
водственных процессов различной физической природы, что требует различного оборудования, оснастки и инструментов, средств механизации и автоматизации. Технологические процессы отличаются достаточно высокой трудоемкостью и длительностью производственного цикла изготовления деталей, узлов и
машин.
4. Машиностроительное производство относится к материалоемким и
энергоемким производствам, где используют все известные материалы и энергоносители.
5. Кадры машиностроительного производства отличаются высоким уровнем профессиональной подготовки – от рабочего до управляющего, что обусловлено применением сложной техники, проектированием и разработкой наукоемкой продукции, в которой материализуются технические, технологические,
информационные, организационные, экономические инновации, позволяющие
обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции.
Успешное развитие машиностроительного производства во многом зависит от экономического образования инженерно-технического персонала, навыков проведения качественного и количественного анализа принимаемых решений, оценки их эффективности в рыночных условиях хозяйствования, выбора
источников финансирования производственно-хозяйственной деятельности в
условиях инфляции, высокого уровня неопределенности и непредсказуемости
рыночной среды и связанных с этим рисков возникновения материальных, финансовых, трудовых, временных и других потерь.
Электронная версия книги : [Скачать, PDF, 649.63 КБ ].
Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.
МОДУЛЬ 1 «ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ КУРСА «ЭКОНОМИКА МАШИНОСТРОЕНИЯ»
Народное хозяйство страны и его структура. Роль экономики в развитии страны и основные технико-экономические показатели. Понятие отрасли, структура отрасли. Место машиностроения в народном хозяйстве. Экономические законы и формы их проявления. Проблемы экономики на современном этапе. Перспективы технического, экономического и социального развития машиностроения. Пути определения кризиса в экономике РФ. Источники и причины рыночной власти. Экономика как наука. Связь с другими дисциплинами. Предмет и задача курса «Экономика машиностроения».
МОДУЛЬ 2 «СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТОРЫ
РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА»
Рыночная экономика, рыночные отношения в системе экономического механизма. Экономические законы и формы их проявления в различных отраслях экономики. Экономические границы машиностроения и факторы их определяющие. Экономические субъекты рыночной экономики. Структура рынка и разнообразие продукта. Экономические регуляторы рыночного механизма. Продуктовая дифференциация в машиностроении. Концентрация производства, олигополия. Интеграция и диверсификация в машиностроении. Монополия, неценовая конкуренция, слияние и поглощение. Олигополистическое ценообразование, ценовая дискриминация.
Отрасль машиностроения и эффективность ее развития. Проблемы экономического и технического развития машиностроительной отрасли.
МОДУЛЬ 3 «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В МАШИНОСТРОЕНИИ»
Ценообразование и рынок, отрасль и рынок. Виды цен. Цена как функция спроса и предложения. Ценовая конкуренция, себестоимость продукции в промышленности, содержание сметы затрат на производство, основные пути снижения себестоимости. Прибыль, порядок формирования и распределения. Рентабельность, пути повышения рентабельности. Нормативная база ценообразования в машиностроении.
МОДУЛЬ 4 «ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ В МАШИНОСТРОЕНИИ,
ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ»
Концентрация производства в машиностроении. Понятие о фондах, их классификация, структура и экономическая сущность. Износ и амортизация основных фондов. Оценка и переоценка основных фондов. Сущность оборотных средств, источники формирования и определения потребности. Оборачиваемости оборотных средств, показатели, пути ускорения. Экономическое значение ускорения оборачиваемости оборотных средств. Торговля средствами производства - основная форма материально-технического обеспечения в машиностроении.
МОДУЛЬ 5 «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ, ОПЛАТА И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ МАШИНОСТРОЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА»
Производительность общественного и живого труда. Показатели и измерители производительности труда. Факторы роста и резервы повышения производительности труда. Кадры: состав, структура и тенденции их измерения. Категории промышленно-производственного персонала. Трудовые ресурсы и механизм трудовых соглашений. Стимулирование труда. Формы и системы оплаты труда. Занятость населения и уровень жизни.
МОДУЛЬ 6 «НТП И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ МАШИНОСТРОЕНИЯ»
Экономический эффект и экономическая эффективность. Общая и сравнительная эффективность: методика определения, показатели. Приведенные затраты. Учет фактора времени (разновременных затрат). Влияние НТП на эффективность производства Учет специфики машиностроения при определении эффективности. Экономика создания и освоения новой техники на рынок. Эффективность НИР.
МОДУЛЬ 7 «НОРМЫ И НОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
В МАШИНОСТРОЕНИИ»
Виды норм, роль нормирования в современных условиях. Классификация затрат рабочего времени и пути снижения непроизводительных потерь. Нормирование расхода материально – технических ресурсов. Основные методы нормативных наблюдений. Обработка результатов наблюдений и расчет норм труда. Государственная политика в вопросах нормирования затрат и установления тарифов.
МОДУЛЬ 8 «ИНВЕСТИЦИОННАЯ И СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА»
Экономика размещения предприятий. Причины размещения, размер предприятия и факторы его определяющие. Интеграция (горизонтальная и вертикальная). Технологическая и отраслевая структура капитальных вложений. Источники финансирования предприятий в условиях рыночной экономики. Основы технико-экономического обоснования инвестиционных проектов.
Инвестиционная политика в РФ. Диверсификация слияния и поглощения (горизонтальные и вертикальные).
МОДУЛЬ 9 «ФИНАНСОВО- КРЕДИТНЫЙ МЕХАНИЗМ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»
Основные источники финансирования машиностроения и ведущих отраслей народного хозяйства. Банковская система РФ. Участие банков в инвестиционном процессе. Кредиты, их виды. Плата за кредит, рынок капиталов, рынок ценных бумаг. Привлечение иностранных инвестиций, финансовые биржи. Налоговая политика, виды налогов, налогообложение предприятий.
Тематика самостоятельной работы определяется вузом и должна иметь профессионально-ориентированный характер и непосредственную связь рассматриваемых вопросов и будущей профессиональной деятельности выпускника, т.е. иметь системно-деятельностную направленность. Тематическая направленность должна требовать активной творческой работы. Тематика контрольной работы выбирается студентом самостоятельно, при этом кафедра обеспечивает консультирование студента по ней и остальным видам самостоятельной работы. Возможная тематическая направленность контрольной работы для каждого учебно-образовательного модуля и области профессиональных знаний представлена в таблице 4