Виды налогов и сборов нк рф. Налоги и сборы субъектов РФ: подробное описание и особенности. Насколько значимы региональные налоги
Налог на имущество предприятий. Это прямой налог, обращенный непосредственно к основным, оборотным средствам и финансовым активам хозяйствующих субъектов.
Правовые основы налогообложения имущества предприятий установлены Законом РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» 1 .
Налогообложение имущества свойственно налоговым системам большинства стран. Оно представляет собой эффективный финансовый механизм, является действенным регулятором рыночных отношений, поскольку позволяет сокращать накопление запасов или фондов, не использующихся в производственном процессе; ускоряет амортизацию фондов и таким образом способствует техническому переоснащению; способствует активизации вторичного рынка имущества за счет замороженных основных фондов и т. д.
Налог на имущество предприятий уплачивают: предприятия, учреждения, организации (включая банки и кредитные организации), относящиеся по российскому законодательству к юридическим лицам; филиалы и иные аналогичные подразделения предприятий, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет; компании, фирмы, любые иные организации (включая полные товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории России, континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Исключительным субъектом, не уплачивающим налог с имущества, является Центральный банк РФ, поскольку он обладает производным от права государственной собственности правом полного хозяйственного ведения относительно закрепленного за ним имущества.
1 Ведомости РФ. 1992. № 12. Ст. 599.
"о Крохина.фин право России»
Объектом данного налога являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия. При этом основные средства, нематериальные активы (патенты, лицензии, ноу-хау и т. д.), малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости. Следовательно, налогом облагается совокупность имущества предприятия в виде основных, оборотных средств и финансовых активов, отраженная на балансе налогоплательщика в стоимостном выражении.
Определяя объект налога на имущество иностранных предприятий, следует учитывать следующие особенности. К облагаемому налогом имуществу иностранных предприятий относится как его собственное имущество, так и полученное от российского или иного иностранного лица по договору аренды с последующим переходом права собственности к арендатору. В налогооблагаемую базу имущества иностранных юридических лиц также включаются затраты по производству продукции (работ, услуг) и расходы будущих периодов. При этом отнесение имущества к основным средствам, нематериальным активам, запасам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам и затратам производится в соответствии с российскими нормативными правовыми актами.
Для удобства расчета и уплаты данный налог взимается со среднегодовой стоимости имущества.
Налоговым законодательством установлен широкий перечень имущества, не подлежащего налогообложению. Освобождение от уплаты налога на имущество возможно на основании двух критериев: в зависимости от вида субъекта и вида имущества.
В первом случае от налогообложения имущества освобождаются отдельные виды предприятий, перечисленные в Законе РФ «О налоге на имущество предприятий». Так, данным налогом не облагается имущество бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования; коллегий адвокатов и их структурных подразделений; предприятий по производству, перера-
ботке и хранению сельскохозяйственной продукции; предприятий системы исполнения наказаний в виде лишения свободы; общественных организаций инвалидов; дипломатических представительств и т. д.
Во втором случае от налогообложения освобождается имущество определенного вида независимо от принадлежности какому-либо субъекту. Например, налогом не облагается имуще* ство, используемое исключительно в образовательном процессе и для развития культуры.
Ставка налога на имущество предприятий представляет определенный процент балансовой стоимости совокупности основных, оборотных средств и материальных активов. Включение данного платежа в региональную налоговую систему означает, что вопросы конкретизации ставок налога на имущество предприятий отнесены к финансовой компетенции законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Федеральным законодательством установлены лишь особенности ставок данного налога: во-первых, закреплен ее верхний предел - 2 процента от налогооблагаемой базы; во-вторых, установлен запрет для региональных законодателей на индивидуализацию налоговых ставок для отдельных предприятий. В случае отсутствия решения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об установлении конкретных ставок налога на имущество предприятий применяется максимальная ставка, установленная федеральным законодательством.
Размер налогообложения имущества юридических лиц, их филиалов и представительств зависит от видов осуществляемой деятельности.
Сумма платежей по налогу на имущество предприятий зачисляется равными долями в бюджет субъекта РФ и бюджеты входящих в него муниципальных образований.
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Это новое явление в российском налоговом праве, направленное на финансовую поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также упрощение налогового администрирования.
Единый сельскохозяйственный налог регулируется гл. 26 НК РФ и применяется наряду с общим режимом налогообложения.
Финансовое право России. Особенная часть
Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога являются организации и индивидуальные предприниматели, избравшие для себя специальный налоговый режим в виде системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
НК РФ запрещает переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога организациям и индивидуальным предпринимателям, занимающимся производством подакцизных товаров; организациям и индивидуальным предпринимателям, переведенным на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с гл. 26 3 НК РФ; организациям, имеющим филиалы и (или) представительства (ст. 346 2).
Особенность единого сельскохозяйственного налога заключается в добровольном порядке его применения организациями и индивидуальными предпринимателями. Предоставленное налогоплательщику право выбора между специальным налоговым режимом в виде системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и общим режимом налогообложения свидетельствует о стремлении законодателя к установлению в налоговом праве баланса частных и публичных интересов и отражает условно диспозитивный метод финансово-правового регулирования.
Принцип добровольности проявляется в переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, а также в возможности возврата к общему режиму налогообложения. Однако НК РФ запрещает налогоплательщикам, перешедшим на уплату единого сельскохозяйственного налога, вернуться к общему режиму налогообложения до окончания налогового периода (ст. 346 2).
Для организаций сущность правового режима единого сельскохозяйственного налога заключается в замене уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и единого социального налога.
Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц налога на добавленную стоимость, налога на имущество физических лиц и единого социального налога. При этом налог на доходы физических лиц и налог на имущество физических лиц не уплачиваются только
Глава 18. Система налогов и сборов Российской Федерации
в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности.
Переход организаций и индивидуальных предпринимателей на уплату единого сельскохозяйственного налога не заменяет уплату налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ. Иные налоги и сборы уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с общим режимом налогообложения.
Переход организаций и индивидуальных предпринимателей на уплату единого сельскохозяйственного налога не освобождает их от исполнения обязанностей налоговых агентов.
Объектом единого сельскохозяйственного налога признаются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов.
Налоговая база единого сельскохозяйственного налога представляет собой денежное выражение доходов, уменьшенное на величину расходов.
Единый сельскохозяйственный налог исчисляется на основании налоговой декларации, составляемой по итогам деятельности за календарный год и уплачивается авансовыми платежами один раз в полугодие. Уплата налога и авансового платежа-по нему производится по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.
Единый сельскохозяйственный налог отнесен НК РФ к числу федеральных налогов, однако он выполняет функции регулирующего доходного источника и бюджетов иных уровней, поскольку суммы; взимаемые с сельских товаропроизводителей, зачисляются на счета органов федерального казначейства, затем распределяются в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Транспортный налог. Устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ об этом налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
В финансовую компетенцию субъекта РФ входит определение ставки транспортного налога в пределах, установленных НК
Финансовое право России. Особенная часть
РФ, порядка и сроков уплаты, установление формы отчетности по налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
Объектом транспортного налога признаются следующие транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства
Налоговым законодательством из объектов обложения транспортным налогом исключены: весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.; автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке; промысловые морские и речные суда; пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок; тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции; транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.
Глава 18. Система налогов и сборов Российской Федерации 475
Налоговая база данного обязательного платежа зависит от вида объекта налогообложения и определяется следующим образом:
в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
в отношении водных несамоходных (буксируемых) транс* портных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
в отношении иных водных и воздушных транспортных средств - как единица транспортного средства.
Налоговый период транспортного налога составляет один календарный год.
Ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Критерии расчета ставок транспортного налога определены НК РФ. Однако законами субъектов РФ налоговые ставки могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем в пять раз.
В финансовую компетенцию субъектов РФ входит также право на установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования этих транспортных средств.
Порядок исчисления суммы транспортного налога зависит от категории налогоплательщиков. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, получаемых от органов государственной регистрации транспортных средств на территории Российской Федерации.
1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом настоящим Кодексом . Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом .
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом
4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.
Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.
Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.
В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.
Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом , следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом . Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом .
Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом , могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом , ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.
6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом .
7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье
Транспортный налог
Транспортный налог устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ об этом налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
В финансовую компетенцию субъекта РФ входит определение ставки транспортного налога в пределах, установленных НК РФ, порядка и сроков уплаты, установление формы отчетности по налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
Объектом транспортного налога признаются следующие транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства
Налоговым законодательством из объектов обложения транспортным налогом исключены: весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.; автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью
600 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации
двигателя до 100 л. с. (до 73, 55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке; промысловые морские и речные суда; пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок; тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции; транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.
Налоговая база данного обязательного платежа зависит от вида объекта налогообложения и определяется следующим образом:
в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
в отношении иных водных и воздушных транспортных средств - как единица транспортного средства.
Налоговый период транспортного налога составляет один календарный год.
Ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу
Глава 22. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации 601
мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Критерии расчета ставок транспортного налога определены НК РФ. Однако законами субъектов РФ налоговые ставки могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем в пять раз. ^
В финансовую компетенцию субъектов РФ входит также право на установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования этих транспортных средств.
Порядок исчисления суммы транспортного налога зависит от категории налогоплательщиков. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, получаемых от органов государственной регистрации транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налог на игорный бизнес
\ Налог на игорный бизнес взимается с предпринимательской
деятельности, связанной с извлечением доходов в виде выигрыша, платы за проведение азартных игр или пари.
Плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Объектами налога на игорный бизнес являются: игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора; касса букмекерской конторы. Названные объекты подлежат постановке на налоговый учет не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика с обязательной выдачей в течение пяти дней свидетельства о регистрации объекта налогообложения. Также регистрации в налоговых органах подлежит любое изменение количества объектов налогообложения.
602 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации
Налоговая база налога на игорный бизнес определяется отдельно по каждому объекту как общее количество игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов, касс букмекерских контор, используемых налогоплательщиком.
Налог уплачивается ежемесячно по ставкам, устанавливаемым субъектами РФ. Налоговый кодекс РФ предоставляет законодательным органам власти субъектов РФ право самостоятельно определять размер ставок налога в следующих пределах:
за один игровой стол - от 25 тыс. до 125 тыс. руб.;
за один игровой автомат - от 1500 до 7500 руб.;
за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25 тыс. до 125 тыс. руб.
В случае, если законом субъекта РФ не установлены ставки, налог на игорный бизнес считается установленным по минимальным ставкам.
Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно и фиксируется в налоговой декларации, которая представляется в налоговый орган ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Особенностью правового режима налога на игорный бизнес является наличие специальных составов налоговых правонарушений и мер ответственности, которые обособлены от гл. 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» НК РФ. Статья 366 НК РФ устанавливает ответственность за непостановку на налоговый учет объектов налога на игорный бизнес. Подобные противоправные деяния наказываются взысканием штрафа в трехкратном размере ставки налога, установленной для соответствующего объекта налогообложения. Повторное совершение аналогичного деяния влечет взыскание штрафа в шестикратном размере. Поскольку ставки налога на игорный бизнес детализируются региональным законодательством, то сумма налоговой санкции поставлена в зависимость от волеизъявления представительного органа соответствующего субъекта РФ. Такой подход федерального налогового законодательства подчеркивает региональный статус налога на игорный бизнес, так как осуществление предпринимательской деятельности без постановки объектов на налоговый учет причиняет имущественный вред бюджетам субъектов РФ. Таким образом, специфика налога на игорный бизнес заключает-
Глава 22. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации 603
ся в наличии специального состава налогового правонарушения и его закреплении в гл. 29 «Налог на игорный бизнес» Особенной части НК РФ.
§ 3. Налог на имущество организаций
Налог на имущество организаций установлен гл. 30 НК РФ и детализируется законами субъектов РФ. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы власти субъек-|тов РФ имеют право определять налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму этчетности об исполнении налоговой обязанности.
Налог на имущество уплачивают: российские организации; в иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, является движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств. Примечательно, что российское налоговое законодательство обязывает иностранные организации вести учет объектов налога на имущество по правилам бухгалтерского учета, установленным нормативными правовыми актами РФ.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается недвижимое имущество, принадлежащее указанным организациям на праве собственности и находящееся на территории Российской Федерации.
Не признаются объектами налога на имущество организаций объекты природопользования (водные и другие природные
604 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации
ресурсы), земельные участки, а также имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба при условии, что это имущество используется для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества организации. При определении налоговой базы российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянные представительства, имущество учитывается по его остаточной стоимости. Недвижимое имущество иностранных организаций, не осуществляющих свою деятельность через постоянные представительства, учитывается по инвентаризационной стоимости этих объектов, которая определяется органами технической инвентаризации. В этой связи налоговое законодательство обязывает уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, сообщать в налоговые органы сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта в течение 10 дней со дня его оценки или переоценки.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно и рассчитывается отдельно относительно каждого объекта налогообложения. Имущество организации не всегда может фактически находиться на территории одного субъекта РФ. Для таких случаев п. 2 ст. 376 НК РФ установлено правило, согласно которому при нахождении объекта недвижимого имущества на территориях разных субъектов РФ либо на территории субъекта РФ и в территориальном море, на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте РФ в части, пропорциональной доле стоимости этого объекта недвижимости на территории каждого субъекта РФ.
Налог на имущество организаций уплачивается ежегодно авансовыми платежами за первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Однако субъект РФ вправе не устанавливать взимание авансовых платежей.
Глава 23. Местные налоги и сборы
Налог на имущество организаций уплачивается по ставкам, устанавливаемым законами субъектов РФ. Налоговый кодекс РФ определяет только верхнюю границу налоговой ставки - 2,2%. Федеральное налоговое законодательство разрешает субъектам РФ устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков млн имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Особенностью правового режима налога на имущество организаций является наличие большого количества льгот, предусмотренных ст. 381 НК РФ. Так, освобождаются от налогообложения: организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ; религиозные организации; общероссийские общественные организации инвалидов; организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции. Не включаются в число объектов налога на имущество: памятники истории и культуры федерального значения, объекты социально-культурной сферы, используемые для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и юциального обеспечения; имущество специализированных ротезно-ортопедических предприятий, коллегий адвокатов, .вокатских бюро и юридических консультаций, государственных научных центров и др.
Глава 23 МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
НК РФ Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов
1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.
(см. текст в предыдущей редакции)
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.
Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.
Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.
В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.
Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.
Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.
6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.
Виды налогов и сборов в Российской Федерации — классификация (федеральные, региональные и местные) и перечень налогов России.
Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов определены статьей 12 Налогового кодекса России (НК РФ).
Комментарий
Джаарбеков Станислав , налоговый консультант, юрист. Сайт: Taxd.ruНК РФ устанавливает перечень налогов. Этот перечень может быть расширен только изменениями в Налоговый кодекс. Так было не всегда. До введения Налогового кодекса (с 1 января 1999 года) нередко на местах вводили налоги по своему усмотрению. Так, были налог на ветхое жилье (налог на ремонт ветхого жилья), налог на милицию, налог на образование, налог на строительство моста через реку и т.д.
В настоящее время, все более четко — НК РФ установил закрытый перечень налогов и власти не имеют право вводить новые налоги (точнее ввести новый налог власти могут, но только если такие изменения войдут в НК РФ, что является долгой и непростой процедурой). Так, п. 6 ст. 12 НК РФ прямо предусматривает — не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.
Общие черты налоговой системы России определены статьей 12 НК РФ.
Налоги и сборы группируются в три группы, исходя из уровня бюджета — федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги и сборы
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Перечень федеральных налогов и сборов установлен ст. 13 НК РФ:
11) Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Региональные налоги
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации .
Перечень региональных налогов установлен ст. 14 НК РФ:
Особенности региональных налогов регулируются п. 3 ст. 12 НК РФ:
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Местные налоги
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Перечень местных налогов определен ст. 15 НК РФ:
Перечень специальных налоговых режимов определен в статье 18 НК РФ:
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения - регулировался Законом РФ от 12.12.1991 N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения". Отменен с 2006 года в связи с принятием Федерального закона от 01.07.2005 N 78-ФЗ.
В России применялись, но были отменены следующие региональные налоги:
Система общественных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.