Максимальный размер ставки ссудного процента. Регулирование ссудного процента и его влияние на экономику. Надзора за банковской деятельностью осуществляет
Один из важнейших принципов кредитования - платность. Плата за кредит выступает в форме ссудного процента. И в этом прежде всего основное предназначение ссудного процента. Но его роль выходит далеко за рамки измерения стоимости ссужаемых денег. Именно это обстоятельство является основанием для того, чтобы ссудный процент удостоился выделения в данном учебнике в отдельную главу.
Ссудный процент - это плата заемщика кредитору за пользование ссудой. Такое определение мы находим почти в каждом учебнике по деньгам, кредиту и банкам.
Но что же скрывается за этой платой? Почему процентные ставки неодинаковы в разных странах, в разных банках одной страны и даже в одном, отдельно взятом банке для разных клиентов?
Однако сущность и источники ссудного процента по-разному определяются представителями разных направлений теоретической экономики. Наибольшее распространение в западных экономических школах получили взгляды сторонников предельной полезности и кейнсианства, взгляды, которые постепенно проникают и на страницы отечественных публикаций.
Первые считают, что ссудный процент - категория психологическая - цена капитала, уплачиваемая за пользование им. Так, представитель австрийской школы Бем-Баверк (1851-1914) трактовал процент как результат, вытекающий из психологии «хозяйствующих субъектов». В своей главной работе «Капитал и процент» (Т. 2: Позитивная теория капитала, 1889) Бем-Баверк объяснял существование ссудного процента психологическими «основаниями», связанными с более высокой оценкой потребителями текущих благ по сравнению с будущими. Мерой различия этих оценок, в основе которого лежит принцип убывания полезности во времени, является уровень процента.
Американский экономист Ирвинг Фишер, изображая процент в виде вознаграждения кредитора за отсрочку потребления, заявлял: «Было бы ошибкой осуждать всякий процент, как основывающийся на эксплуатации» . Дж.М. Кейнс писал, что «норма процента есть вознаграждение за лишение денег на определенный период... Норма процента в любое время, будучи вознаграждением за расставание с ликвидностью, есть мера нежелания со стороны тех, кто владеет деньгами, расставаться с непосредственным контролем над ними... Это цена, которая уравновешивает настойчивое желание удерживать богатство в форме наличных денег с находящимся в обращении количеством денег» .
Еще «проще» определяет процент автор самого популярного учебника «Экономика» Пол А. Самуэльсон: «Процент - сумма, выплачиваемая тому, кто дает деньги взаймы. Процентная ставка (или ставка процента). Цена, уплачиваемая за заимствование денег на определенный период времени, выраженная обычно в процентах от основной части долга в год» .
С точки зрения количественной, действительно, «процент - это сумма, выплачиваемая тому, кто дает деньги взаймы... цена, выплачиваемая за заимствование денег на определенный период времени...» А с точки зрения качественной это цена чего? Расставания с ликвидностью? Или это цена воздержания от использования денег как самого ликвидного актива? Или это цена ссужаемых денег? Очевидно, что мы можем дать только отрицательный ответ на все три вопроса.
Сегодня очень часто и в нашей практической деятельности, и в экономических публикациях мы встречаем определение процента как «цены денег». Но это тоже неверно. Сказать: 100 руб. стоят 10 руб. - это экономически неправильно.
Возьмем конкретный пример. Промышленный капиталист берет в банке ссуду 1 млн руб. и по истечении года возвращает вместе с процентом - 1,050 млн руб.
Ссудный процент 50 тыс. руб. Но ведь, во-первых, 50 тыс. руб. не могут быть ценой 1 млн. В-вторых, по сути дела, здесь нет акта купли-продажи денег. Деньги не продаются, а ссужаются сроком на год, и их собственником остается банк-кредитор. Так что же покупается и продается в кредитной сделке и ценой чего являются 50 тыс. руб.?
Научный ответ на этот вопрос дан К. Марксом в III томе «Капитала». К. Маркс подчеркивает, что объектом купли-продажи в кредитной сделке является специфическая потребительная стоимость денег как капитала - способность денег превращаться в капитал и приносить прибыль.
Деньги как капитал (или товар-капитал) отличаются от всех других товаров (кроме товар-рабочая сила) тем, что если у всех других товаров потребительная стоимость потребляется и при этом исчезает субстанция товара, а с ней его стоимость, то «товар-капитал, напротив, обладает той особенностью, что благодаря потреблению его потребительной стоимости его стоимость и потребительная стоимость не только сохраняются, но еще и увеличиваются. Эту-то потребительную стоимость денег как капитала - способность производить среднюю прибыль - и отчуждает денежный капиталист промышленному капиталисту на то время, на которое он передает этому последнему право распоряжаться ссудным капиталом» .
При продаже товар переходит к покупателю, а деньги - к продавцу. У каждого из них остается одна и та же стоимость, только деньги и товары поменяли своих владельцев. В случае же ссуды только кредитор отдает стоимость, но он остается ее собственником и получает обратно по истечении срока кредитного договора. «Потребительная стоимость ссужаемых денег - это их способность функционировать в качестве капитала и в качестве такового производить при средних условиях среднюю прибыль» . «Стоимость денег или товаров как капитала определяется не их стоимостью как денег или товаров, а тем количеством прибавочной стоимости, которое они производят для своего владельца» .
Если наш промышленник-заемщик получает за год прибыль, равную 15%, то по истечении года он должен не только вернуть позаимствованный 1 млн руб., но и 50 тыс. руб. процентов.
Следовательно, полученная им прибыль 150 тыс. руб. (1 000 000 х 015 /100) будет поделена на ссудный процент, отдаваемый банку (50 тыс. руб.), и предпринимательский доход 100 тыс. руб. (150 тыс. - 50 тыс. руб.).
Следовательно, ссудный процент есть часть прибавочной стоимости, которую функционирующий капиталист уплачивает кредитору за пользование ссудой. Отношение суммы ссудного процента к сумме ссуды, выраженное в процентах, называется нормой ссудного процента и его ставкой.
В реальной жизни имеется множество процентных ставок. С содержательной точки зрения первостепенное значение имеет деление процентных ставок на кредитные и депозитные.
Кредитные ставки - это процентные ставки, которые уплачивает заемщик за пользование кредитом. Для банка это ставка размещения ресурсов.
Депозитные ставки - это процентные ставки, выплачиваемые банками вкладчикам или ставки привлечения ресурсов.
Депозитные и кредитные ставки, в свою очередь, подразделяются на ставки для юридических и физических лиц, в рублях и в иностранной валюте.
Кроме того, все перечисленные ставки дифференцируются:
- по срокам - на кратко-, средне- и долгосрочные;
- по роли и структуре - на основные (базовые) и второстепенные, которые меняются вслед за основными;
- по сферам применения - на внутренние и международные.
Различают номинальные и реальные ставки, т.е. ставки, корректируемые с учетом инфляции.
В мировой банковской практике широкое распространение получили такие базовые процентные ставки, как: ЛИБОР (LIBOR - London Interbank Offered Rate) - ставка по краткосрочным кредитам, размещаемым лондонскими банками (обычно на срок 3-6 месяцев) в виде депозитов в других первоклассных банках; Л ИБИД (LIBID - London Interbank Bid) - ставка по краткосрочным депозитам, привлекаемым ведущими лондонскими банками; МИБОР (MIBOR - Moscow Interbank Offered Rate) - средняя принятая процентная ставка (процентов годовых), объявляемая крупнейшими московскими банками при продаже межбанковских кредитов.
Самой распространенной ставкой, по которой сегодня осуществляется кредитование между первоклассными банками на рынке евровалют, является ЛИБОР. Обычно под ставкой ЛИБОР понимают ставки в фунтах стерлингов и американских долларах. Ставки ЛИБОР используются на международном рынке и на внутренних рынках многих стран. В Российской Федерации затраты по оплате процентов банкам по ссудам, полученным в иностранной валюте, на себестоимость продукции относятся в размере ставки ЛИБОР плюс три процента. Проценты сверх этой нормы выплачиваются из прибыли.
Уровень процентных ставок по ссудам в значительной степени зависит от кредитного рейтинга заемщика. Поэтому самыми льготными являются базовые кредитные ставки для первоклассных заемщиков, которые в США называют прайм-рэйт, в Западной Европе они называются базовыми, в Японии - стандартной ставкой. К базовым ставкам привязаны все другие ставки банков.
В последнее время, особенно с быстрым развитием потребительского кредита в РФ, часто упоминается термин «эффективная процентная ставка». Под ней понимается средняя фактическая (а не рекламируемая) годовая процентная ставка.
Кроме того, различают фиксированные и плавающие процентные ставки. Первые не изменяются в течение всего срока кредитного или депозитного договора, а вторые могут изменяться в зависимости от повышения или понижения учетной ставки или ставки рефинансирования в РФ.
Наконец, в банковской практике используются простые либо сложные проценты. Простые проценты, как правило, начисляются по активным операциям, сложные - по пассивным. Цель применения процентов на проценты заключается в стимулировании вкладчиков пролонгировать срочные вклады.
Размеры процентных ставок по активным и пассивным операциям банков, период, порядок, сроки начисления и уплаты процентов, а также механизм их взыскания определяются банком с клиентом в кредитном договоре. Начисление процентов по депозитам и кредитам производится в соответствии с ГК РФ и Положением ЦБ РФ от 26.06.1998 г. № 39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками и отражением указанных операций по счетам бухгалтерского учета».
Проценты начисляются по расчетным, текущим, ссудным и депозитным счетам и по вкладам граждан в размерах и сроки, предусмотренные договором, но не реже одного раза в квартал и выплачиваются частями согласно установленному банком графику оплаты (или погашения) причитающихся процентных ставок.
По размещаемым денежным средствам банки имеют право устанавливать индивидуальные процентные ставки, исходя из сроков размещения (кредитования), суммы размещаемых средств и рисков, связанных с предоставлением средств конкретному клиенту-заем- щику.
Законодательством предусмотрен разный режим изменения процентных ставок по срочным вкладам и вкладам до востребования.
Согласно ст. 838 ГК РФ «банк вправе изменять размер процентов, выплачиваемых на вклады до востребования», если иное не предусмотрено договором банковского вклада. «В случае уменьшения банком размера процентов новый размер процентов применяется к вкладам, внесенным до сообщения вкладчикам об уменьшении процентов, по истечении месяца с момента соответствующего сообщения, если иное не предусмотрено договором» .
Но «определенный договором банковского вклада размер процентов на вклад, внесенный гражданином на условиях его выдачи по истечении определенного срока либо по наступлении предусмотренных договором обязательств, не может быть односторонне уменьшен банком, если иное не предусмотрено законом. По договору такого банковского вклада, заключенному банком с юридическим лицом, размер процентов не может быть односторонне изменен, если иное не предусмотрено законом или договором» .
Итак, ссудный процент есть часть прибавочной стоимости, которую функционирующий капиталист уплачивает кредитору за пользование ссудой. Он проявляется в виде многочисленных процентных ставок.
Теперь предстоит ответить на главный вопрос, интересующий как кредиторов, так и заемщиков: а чем же определяется уровень ссудного процента и его различных вариаций - процентных ставок?
В отечественной литературе анализируются разные подходы к этому вопросу. Но, несмотря на все новации в развитии кредитных отношений, неоспоримой остается теория и методология К. Маркса. И несмотря на все измышления вокруг теории предельной полезности, теории «чистой производительности капитала», кейнсианской «теории предпочтения ликвидности», в конечном счете авторы приходят к выводам К. Маркса о том, что в отличие от товарного ценообразования в основе определения нормы ссудного процента лежит соотношение спроса и предложения ссудного капитала.
В отличие от других товаров ссудный капитал не продается в строгом смысле этого слова, а отдается во временное пользование. Потребительная стоимость ссудного капитала заключается в его способности приносить владельцу прибыль. Поэтому ссудный процент как специфическая, иррациональная цена товара - капитала выражает не ссужаемую стоимость, а потребительную стоимость этого своеобразного товара, т.е. способность приносить прибыль.
«Если цена выражает стоимость товара, то процент выражает увеличение стоимости денежного капитала и поэтому выступает как цена, которая уплачивается за него кредитору... Стоимость денег или товаров как капитала определяется не их стоимостью как денег или товаров, а тем количеством прибавочной стоимости, которое они производят для своего владельца» . Если при продаже обычных товаров цена определяется их стоимостью, а спрос и предложение воздействуют на отклонение цены от стоимости, то ссудный процент не выражает стоимости ссужаемых денег и определяется прежде всего спросом и предложением этого специфического товара.
«Если спрос и предложение покрываются, то рыночная цена товара соответствует его цене производства, т.е. в этом случае оказывается, что его цена регулируется внутренними законами капиталистического производства независимо от конкуренции, так как колебания спроса и предложения не объясняют ничего, кроме отклонения рыночных цен от цен производства. То же с заработной платой. Если спрос и предложение покрывают друг друга, то действие их уничтожается и заработная плата равна стоимости рабочей силы. Но иначе обстоит дело с процентом на денежный капитал. Конкуренция определяет здесь не отклонения от закона: здесь просто не существует никакого иного закона разделения, кроме того, который диктуется конкуренцией» .
Итак, уровень ссудного процента определяет спрос и предложение ссудного капитала. Однако это скорее качественное определение. Естественно, возникает вопрос: возможно ли его определить количественно? Наверное, возможно, и в учебниках и других публикациях попытки найти это искомое не редки. Но поскольку авторы пренебрегли учением К. Маркса, в частности по данному вопросу, то попытки оказываются бесплодными рассуждениями или ничего не означающими изображениями пересечения кривых спроса и предложения кредита.
Но ссудный процент не равен стоимости ссуды. Повторим: цена денег как капитала, т.е. ссудный процент, определяется тем количеством прибавочной стоимости, которое она производит для своего владельца.
Так чем же определяется уровень ссудного процента, который функционирующий капиталист уплачивает ссудному капиталисту?
Поскольку ссудный процент составляет часть прибавочной стоимости, произведенной капиталистом, очевидно, что норма процента зависит от прибыли. Понятно, что в нормальных, обычных условиях верхним пределом ставки является норма прибыли. Если ставка процента достигает средней нормы прибыли, очевидно, что функционирующий капиталист не получит предпринимательского дохода и у него не будет никакого интереса брать ссуду. «Так как процент есть просто та часть прибыли, которую... промышленный капиталист должен уплачивать денежному капиталисту, то максимальным пределом процента служит сама прибыль, причем часть, достающаяся функционирующему капиталисту, была бы тогда равна нулю. За исключением отдельных случаев, когда процент фактически может быть больше чем прибыль, но тогда он не может уплачиваться из прибыли - можно бы, пожалуй, считать максимальным пределом процента всю прибыль минус ту ее часть, которая сводится к плате за надзор» .
Минимальная граница процента не поддается определению, поскольку при нулевой ставке ни один ссудный капиталист не будет заинтересован выдавать ссуду. «Минимальный предел процента, - писал К. Маркс, - не поддается определению. Он может упасть до какого угодно уровня. Но тогда снова и снова выступают противодействующие обстоятельства и поднимают его выше этого относительного минимума» .
Поскольку объект деления между кредитором и заемщиком в условиях конкурентной экономики - средняя норма прибыли, то под влиянием колебаний спроса и предложения ставка процента будет скользить вниз или вверх в пределах от нуля до средней нормы прибыли.
Уровень процента определяется конкуренцией не только между кредиторами и заемщиками, но также и внутриотраслевой конкуренцией между банками и фондовым рынком за привлечение и размещение денежных ресурсов, а также межотраслевой конкуренцией в виде перелива капитала из кредитно-финансовой сферы в нефинансовую и обратно. Если норма прибыли в производстве будет ниже, чем в банковской сфере, то капитал будет мигрировать из производства в банки, и наоборот.
Одним из ярчайших примеров этого была широкомасштабная эмиссия государственных ценных бумаг в России в 1993-1996 гг., когда доходность ГКО была значительно выше, чем в банковской сфере, или в 10 раз выше, чем в промышленности. В результате капитал устремился в государственную финансовую пирамиду, обрушившуюся в августе 1998 г.
Кроме того, на уровень ссудного процента влияют:
- международная миграция капиталов, состояние национальных валют и платежного баланса. Укрепление валюты притягивает зарубежный капитал, способствует росту спроса на валюту и росту процентной ставки;
- уровень и динамика инфляции. Снижение покупательной способности денег, как мы видели это в гл. 3, ведет к обесценению возвращаемых кредитору средств и провоцирует повышение ссудного процента;
- режим налогообложения в разных секторах экономики и льготы для покупателей государственных ценных бумаг;
- общее состояние экономики и факторы рисков. Чем выше риски, тем выше уровень ссудного процента;
- денежно-кредитная политика государства. Государство может оказывать как понижательное, так и повышательное воздействие на уровень процентных ставок в стране, воздействуя на них как прямо с помощью понижения или повышения учетной ставки (ставки рефинансирования в России), так и косвенно с помощью регулирования норм обязательного резервирования, рефинансирования коммерческих банков и операций на открытом рынке (подробнее - см. гл. 11);
- состояние бюджета государства, масштабов и условий размещения государственных ценных бумаг.
Ссудный процент - не только важная экономическая категория, но и один из важнейших инструментов регулирования экономики.
Во-первых, это стержневой механизм реализации кредитных отношений. Понижение ссудного процента стимулирует кредитную экспансию, расширение производства и потребления, рост инвестиций, занятости населения, но может провоцировать инфляцию.
Повышение ссудного процента оказывает противоположное воздействие на инвестиции, производство и потребление.
Во-вторых, повышение или понижение ссудного процента воздействует на миграцию капитала из страны в страну, на состояние платежного баланса и валютный курс. Причем влияние это неоднозначное. Так, повышение процентной ставки выше среднемирового уровня, с одной стороны, привлекает иностранных инвесторов, но, с другой, выталкивает за границу отечественных заемщиков, поскольку стоимость кредита там ниже, чем на внутреннем рынке.
В-третьих, изменение кредитных ставок оказывает влияние на межотраслевую миграцию капитала внутри страны.
В-четвертых, регулирующая роль ссудного процента выходит далеко за рамки непосредственно кредитного процесса. Он становится исходной базой для оценки недвижимости, включая землю, жилье и т.п., ее доходности, определения курса акций и т.п.
Например, если мы хотим определить цену какого-то участка земли сельскохозяйственного назначения, то, зная величину ренты (допустим, 1 млн руб.) или арендной платы и проценты по депозитам - 5% годовых, мы можем легко определить цену данного участка земли. Цена данного участка земли будет равна
Это означает, что собственник земли, получающий арендную плату 1 млн руб. в год, продав свой участок за 20 млн руб. и положив их на банковский депозит, ежегодно будет получать 1 млн руб.
При номинале акции какой-либо компании в 1000 руб., дивиденде 20% годовых и депозитном проценте 5% рыночная цена акции должна составлять
Там же. П. 3.
Ссудный процент - это цена ссужаемой во временное пользование стоимости (или ссудного капитала).
Существование ссудного процента обусловлено наличием товарно-денежных отношений, которые в свою очередь определяются отношениями собственности. Ссудный процент возникает там, где один собственник передает другому определенную стоимость во временное пользование, как правило, с целью ее производительного потребления.
Для кредитора, отказывающегося от текущего потребления материальных благ, цель сделки состоит в получении дохода на ссуженную стоимость. Предприниматель привлекает заемные средства также с целью рационализации производства, в том числе увеличения прибыли, из которой он должен уплатить долг и проценты.
Если исходить из принципа равного дохода на вложенные средства, то на один рубль заемных средств приходится величина прибыли, соответствующая доходности собственных вложений. Столкновение интересов собственника средств и предпринимателя, пускающего их в оборот, приводит к разделению прибыли на вложенные средства между заемщиком и кредитором. Доля кредитора выступает в форме ссудного процента.
Такое определение природы ссудного процента опирается на ряд основных теоретических подходов к трактовке причин его возникновения.
Согласно марксистской теории ссудного процента источником его образования является прибавочная стоимость, полученная в процессе производства, которая делится на две части: предпринимательский доход и ссудный процент как плату за пользование предоставленным капиталом. При этом ставка процента определяется соотношением спроса и предложения на заемный капитал.
Марксистская теория дает следующее определение ссудного процента: «Если цена выражает стоимость товара, то процент выражает возрастание стоимости денежного капитала и потому представляется ценою, которая уплачивается за него кредитору». Одновременно утверждается, что «процент как цена капитала - выражение с самого начала совершенно иррациональное», поскольку цена сведена к чисто абстрактной форме, а именно к определенной сумме денег, уплачиваемой за нечто, фигурирующее в качестве потребительной стоимости.
Марксистская теория вводит разделение двух понятий: капитала-собственности и капитала-функции. Процент является доходом капитала-собственности, то есть платой капиталисту за то, что он является владельцем ссудного капитала. Предпринимательский доход - вознаграждение капитала-функции за предпринимательскую деятельность.
Согласно теории предельной полезности процент возникает в связи с психологическим предпочтением человека потреблять материальные блага сегодня, а также получать дополнительный доход в результате разумного распоряжения де ньгами, а не откладывать этот процесс на будущее. Соответственно в теории предельной полезности процент рассматривается как некоторая компенсация за отказ собственника средств от их текущего потребления.
В трактовке теории чистой производительности капитала процент возникает в результате обмена суммы текущих благ на бо льшую сумму будущих благ. В результате производительного применения капитала повышается эффективность производства, что приводит к увеличению выпуска конечного продукта. Этот прирост выпуска называют чистой производительностью капитала и измеряют уровнем процента.
Элементы экономического регулирования, связанные с ссудным процентом:
§ посредством нормы процента уравновешивается соотношение спроса и предложения кредита;
§ устанавливаемая центральным банком ставка платы за ресурсы (ставка рефинансирования) наряду с нормой обязательных резервов и условиями выпуска и обращения государственных ценных бумаг постепенно становится эффективным средством управления коммерческими банками;
§ посредством процента осуществляется регулирование объема привлекаемых банком депозитов;
§ процентная политика коммерческого банка направлена на соответствующее управление ликвидностью его баланса.
Ссудный процент может иметь разные формы, их классификация определяется рядом признаков, в том числе формами кредита, видами операций кредитного учреждения, видами инвестиций с привлечением кредита, сроками кредитования.
Можно привести следующую классификацию форм ссудного процента:
§ по формам кредита:
Коммерческий процент;
Процент по лизинговым сделкам;
Процент по потребительскому кредиту;
Процент по государственному кредиту;
Процент по международному кредиту и др.
§ по видам операций кредитного учреждения:
Учетный процент по вексельным операция;
Процент по ссудам;
Процент по межбанковским кредитам;
Процент по долговым ценным бумагам и др.
Наличие различных форм ссудного процента на практике определяет многообразие процентных ставок.
Существующие теории ссудного процента построены на наличии неразрывной взаимосвязи между спросом и предложением средств, объемом сбережений и инвестиций, ссудным процентом и доходом на инвестиции как элементами единой системы.
При сложившемся уровне дохода на инвестиции норма процента на рынке формируется соотношением спроса и предложения денежных средств. Одновременно при неизменной норме процента уровень дохода в реальном (в производственном) секторе экономики определяется объемом сбережений и инвестиций. Денежная сфера и реальный сектор экономики тесно взаимосвязаны. Изменения в соотношении спроса и предложения денежных средств ведут к колебанию процента, который в свою очередь действует на формирование спроса на инвестиции и, в конечном счете, на уровень дохода. Действительно, при сложившемся уровне ссудного процента в реальном секторе экономики будут приняты все инвестиционные проекты, в которых ожидаемая норма чистой прибыли выше ставки процента.
Увеличение уровня процентных ставок приведет к сокращению объемов инвестиций и переливу денежных средств из реального сектора экономики в финансовый. Напротив, увеличение или уменьшение доходности осуществляемых вложений определяет размер денежного спроса и, следовательно, уровень ссудного процента.
Наибольшее распространение среди теорий, посвященных вопросу формирования уровня ссудного процента, получили классическая теория ссудных капиталов и кейнсианская теория предпочтения ликвидности.
Согласно классической теории ссудных капиталов основными переменными, которые воздействуют на норму процента даже в краткосрочном аспекте являются инвестиции и сбережения.
В теории, разработанной Дж. М. Кейнсом, норма процента определяется в качестве вознаграждения за «расставание» с ликвидностью. Кейнс отмечал, что процент - это «цена, которая уравновешивает желание держать богатство в форме наличных денег с имеющимся количеством наличных денег», то есть количество денег в обращении - это фактор, который наряду с предпочтением ликвидности определяет действительную норму процента.
Следует отметить, что предпочтение ликвидности Кейнс ставит в зависимость от следующих основных мотивов:
§ операционный мотив определяет необходимость иметь часть активов ликвидной форме, чтобы финансировать текущие расходы;
§ страховой мотив выражается в необходимости иметь некоторый дополнительный резерв наличности сверх минимальной суммы для оплаты планируемых затрат из-за необходимости финансирования непредвиденных расходов;
§ спекулятивный мотив влияет на предпочтение ликвидности следующим образом: например, когда уровень, процентных ставок высокий, а цены, например, на облигации низкие - объем наличных денежных средств будет уменьшаться, поскольку люди будут покупать ценные бумаги как для получения доходов в виде процентов сегодня, так и для получения потенциальной выгоды от продажи ценных бумаг после падения процентных ставок.
При формировании рыночного уровня ссудного процента на отклонение его величины от средней нормы прибыли воздействуют факторы, лежащие в основе проведения процентной политики отдельных кредиторов:
§ макроэкономические факторы:
Соотношение спроса и предложения заемных средств, которое в условиях свободной экономики уравновешивается нормой процента;
Уровень развития денежных рынков и рынков ценных бумаг;
Международная миграция капиталов, состояние национальных валют, состояние платежного баланса;
Факторы риска, присущие любой кредитной сделке;
Денежно-кредитная политика Центрального Банка;
Инфляционное обесценение денег (инфляционные ожидания);
Налогообложение.
§ Частные факторы - определяются конкретными условиями деятельности кредитора, его положением на рынке кредитных ресурсов, характером операций и степенью риска.
Определение уровня рыночных процентных ставок, можно представить через механизм их формирования:
r - реальная ставка процента по «безрисковым операциям» в случае, когда уровень инфляции ожидается нулевым;
е - премия, эквивалентная уровню инфляционных ожиданий на срок долгового обязательства;
(r + е) - безрисковая ставка процента по долговому обязательству, включает реальную ставку процента по «безрисковым операциям» и премию на ожидаемый уровень инфляции до момента погашения долгового обязательства;
RP - премия за риск неплатежа, которая определяется в первую очередь кредитоспособностью заемщика;
LP - премия за риск потери ликвидности;
МР - премия за риск с учетом срока погашения долгового обязательства.
Процентная ставка - это относительная величина процентных платежей на ссудный капитал за определенный период времени (обычно за год). Рассчитывается как отношение абсолютной суммы процентных платежей за год к величине ссудного капитала.
Фиксированная процентная ставка устанавливается на весь период пользования заемными средствами без одностороннего права ее пересмотра.
Плавающая процентная ставка - это ставка по средне- и долгосрочным кредитам, которая складывается из двух частей: подвижной основы , которая меняется в соответствии с рыночной конъюнктурой (как правило, межбанковская ставка предложения кредитных ресурсов) и фиксированной величины , обычно неизменной в течение всего периода кредитования или обращения долговых ценных бумаг.
Учетный процент - это официальная ставка переучета коммерческих векселей коммерческих банков центральным банком.
Ставка рефинансирования - это официальная ставка кредитования коммерческих банков со стороны центрального банка.
Учетный процент и ставка рефинансирования являются одними из основных инструментов, с помощью которых центральные банки разных стран регулируют объемы денежной массы в обращении, темпы инфляции, состояние платежного баланса и валютный курс. Рефинансирование коммерческих банков может проводиться либо путем прямого краткосрочного кредитования, либо посредством переучета коммерческих векселей. В России в настоящее время применяется только один способ рефинансирования - прямое кредитование коммерческих банков со стороны Банка России.
Понижение официальной процентной ставки приводит к удешевлению кредитных ресурсов и увеличению их предложения на рынке, напротив, eе повышение - к сжатию денежной массы, замедлению темпов инфляции, но в то же время - к сокращению объемов инвестиций.
Банковский процент - данная форма ссудного процента появляется в том случае, когда одним из субъектов кредитных отношений выступает банк. Доля дохода, получаемая банком, представляет собой компенсацию за посредничество, риск невозврата долга, принятый на себя банком, и оценку кредитоспособности заемщика. Риск невыполнения обязательств перед банком по его активам превышает риск невыполнения обязательств перед вкладчиком по пассивам. Таким образом, банк принимает на себя и риск неплатежей по своим обязательствам.
При определении нормы процента в каждой конкретной сделке коммерческий банк учитывает:
§ уровень базовой процентной ставки;
§ премию за риск.
Базовую процентную ставку определяют исходя из планируемой «себестоимости» ссудного капитала и заложенного уровня прибыльности ссудных операций банка на предстоящий период.
Премия за риск дифференцируется в зависимости от следующих основных критериев:
§ кредитоспособности заемщика;
§ наличия обеспечения по ссуде;
§ срока кредита;
§ прочности взаимоотношений клиента с банком и кредитной истории клиента.
Таким образом, верхняя граница процента за кредит определяется рыночными условиями. Нижний предел складывается с учетом затрат банка по привлечению средств и обеспечению функционирования кредитного учреждения.
К частным факторам, лежащим в основе определения уровня процента по активным операциям банка, относятся:
§ себестоимость ссудного капитала;
§ кредитоспособность заемщика;
§ цель ссуды;
§ характер обеспечения ссуды;
§ срок и объем предоставляемого кредита.
Депозитные ставки по пассивным операциям банков подвержены влиянию тех же рыночных процессов, что и ставки по активным операциям, поэтому направленность их колебания приблизительно такая же. Депозитная ставка - это ставка по привлечению депозитных вкладов в коммерческий банк, она всегда ниже кредитной на несколько процентных пунктов, разницу называют «спрэд», или «процентная маржа»; за счет нее покрываются расходы на обеспечение работы банка, и формируется прибыль.
Межбанковская процентная ставка - процентная ставка по кредитам на межбанковском рынке. Такие ставки наиболее подвижны и в большей степени ориентированы на рыночную конъюнктуру. Межбанковский рынок - это оптовый рынок кредитных ресурсов; он обеспечивает коммерческим банкам доступ к ресурсам для целей обеспечения ликвидности и получения доходов по временно свободным денежным средствам, которые нельзя разместить на более выгодных условиях.
Наиболее известны на международном финансовом рынке ставки ЛИБОР. ЛИБОР - это шкала процентных ставок, которые применяются лондонскими банками, выступающими на евровалютном межбанковском рынке с предложением средств в разных валютах и на разные сроки: 1, 2, 6 и 12 месяцев. Каждый крупный лондонский банк самостоятельно устанавливает и изменяет ставку ЛИБОР в зависимости от конъюнктуры рынка. В узком смысле ЛИБОР - это средняя процентная ставка по предложению средств крупнейшими банками Великобритании. Традиционно ставки ЛИБОР применяются в качестве «подвижной основы» при предоставлении кредитов на условиях плавающей процентной ставки.
Российский межбанковский рынок также имеет определенные особенности. Преимущественно это рынок краткосрочных финансовых ресурсов. Процентные ставки определяются рыночной конъюнктурой и в то же время зависят от оценки платежеспособности коммерческого банка. Такая оценка проводится в процессе установления и пересмотра лимита кредитного риска на каждый банк-контрагент, с которым заключаются соглашения о совершении межбанковских операций.
В России существуют следующие агрегированные ставки межбанковского рынка:
МИБИД - средняя процентная ставка от ежедневно заявляемых крупнейшими московскими банками ставок привлечения межбанковских кредитов;
МИБОР - средняя процентная ставка от ежедневно заявляемых крупнейшими московскими банками ставок размещения межбанковских кредитов;
МИАКР - средневзвешенная по объемам фактических сделок процентная ставка по предоставлению коммерческими банками межбанковских кредитов.
Как правило, уровень ставок на межбанковском рынке при прочих равных условиях превышает депозитные ставки, но складывается на более низком уровне, чем ставки по активным операциям.
Поскольку процент по активным операциям банка играет важную роль в формировании доходов, а плата за привлеченные ресурсы занимает существенное место в составе расходов, актуальна проблема определения процентной маржи , то есть разницы между средними ставками по активным и пассивным операциям банка.
Основными факторами, влияющими на размер процентной маржи являются:
§ объем и состав кредитных вложений и их источников;
§ сроки платежей;
§ характер применяемых процентных ставок и их движение.
а) сокращение инвестиций;
б) увеличение инвестиций;
в) увеличение ВВП;
г) подрыв стимула хозяйственной активности населения.
а) стимулирует производительный труд;
б) способствует уменьшению разрывов в доходах лиц различных социальных категорий;
в) ведет к усилению социальной дифференциации;
г) используется для поддержания уровня жизни лиц с фиксированными доходами.
82. Личный доход – это:
а) весь доход, предназначенный для личных расходов, после уплаты налогов;
б) ВНП минус амортизация;
в) стоимость произведенных за год товаров и услуг;
г) доход, полученный домохозяйствами в течение данного года, включая сумму, которую составляют их налоги.
83. Политика доходов в административно-командной экономике основывается на:
а) распределении благ по потребностям;
б) равном распределении на душу населения;
в) нормативном распределении;
г) распределении по труду.
84. В коротком периоде при повышении уровня цен занятость возрастет, если:
а) рост номинальной зарплаты отстает от роста уровня цен;
б) рост реальной ставки зарплаты отстает от роста средней производительности труда;
в) индексация заработной платы отстает от инфляции;
г) повышается реальная ставка зарплаты.
85. Добровольно уволившийся работник во время поиска новой работы подвержен форме безработицы:
а) циклической;
б) структурной;
в) фрикционной;
г) застойной.
86. Эгалитарный принцип социальной справедливости подразумевает, что:
а) справедливость устанавливается рынком;
б) все члены общества получают равные блага;
в) максимизирует полезность наименее обеспеченных лиц;
г) максимизирует полезность всех членов общества.
87. Правительство в текущем году увеличило расходы на образование населения за счет сокращения затрат на содержание государственного аппарата. Вследствие этого :
а) вырос реальный национальный доход текущего года;
б) возрос перманентный доход страны;
в) вырос номинальный национальный доход текущего года;
г) национальный доход возрастет в следующем году.
88. Система обязательного социального страхования охватывает всех,кроме:
а) пенсионеров работающих по найму;
в) временно нетрудоспособных.
89. Основной тенденцией политики доходов и заработной платы в экономически развитых странах является:
а) сокращение реальной заработной платы при увеличении числа получателей трансфертных платежей;
б) нарастание дифференциации доходов и сокращение социальных программ;
в) постепенное увеличение нормы заработной платы и повышение равномерности распределения доходов.
г) последовательное увеличение налога на прибыли, и увеличение трансфертных платежей.
90. Государственная политика доходов в странах с рыночной экономикой – это:
а) поддержание сопоставимого уровня заработной платы в различных отраслях национальной экономики;
б) установление государством размера заработной платы и жалованья всем категориям занятых;
в) перераспределение доходов через систему налогов и социальных выплат с целью сглаживания социальных различий;
г) противодействие инфляции.
91. Неравенство доходов – это:
а) различия в налогообложении доходов;
б) неравномерное распределение национального дохода между населением страны;
в) разница в доходах от собственности, предпринимательском доходе и трудовых доходах;
г)различия в уровне оплаты труда.
92. “Полная занятость” – это:
а) абсолютное отсутствие безработицы;
б) уровень безработицы, равный сумме уровней фрикционной и структурной безработицы при нулевом уровне циклической безработицы;
в) когда число незанятых к наличной рабочей силе составляет 9-10%;
г) естественный уровень безработицы для конкретного государства.
93. Кривая Лоренца показывает:
а) степень неравномерности персонального распределения доходов;
б) ставок налогообложения от уровня доходов;
в) динамику изменения доходов за период;
г) уровень доходов различных групп населения.
94. Продление срока выплат пособий по безработице за счет увеличения дефицита госбюджета относится к мероприятиям :
а) политики предложения;
б) комбинированной политики
г) кредитно-денежной политики.
95. Изменения в уровне реальной заработной платы можно определить путем сопоставления номинальной заработной платы с динамикой:
а) уровня цен на товары и услуги;
б) нормы прибыли;
в) ставки налогообложения;
г) ставки банковского процента.
а) различия в рыночной стоимости “товарной корзины” двух разных временных периодов;
б) различия в уровнях цен двух разных стран;
в) различия между структурой производства в данном и предыдущем году;
г) разницу между уровнем оптовых и розничных цен.
97. Минимальный размер заработной платы устанавливается:
а) тарифным соглашением;
б) государством для госслужащих и предпринимателями для наемных работников;
в) государственным законом;
г) индивидуально для каждого работника.
98. Потерявший работу человек из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных:
а) фрикционной формой безработицы;
б) застойной формой безработицы;
в) циклической формой безработицы;
г) структурной формой безработицы.
99. Если человек болен и не может работать, то он:
а) относится к числу неполных занятых;
б) не учитывается в составе рабочей силы;
в) рассматривается, как потерявший возможность поступить на работу;
в) относится к числу безработных.
100. Продление срока выплат пособий по безработице за счет увеличения дефицита госбюджета относится к мероприятиям:
а) политики предложения;
в) кредитно-денежной политики;
в) фискальной политики;
г) комбинированной политики.
101.Предмет финансового права:
а).отношения по поводу оборота денежных средств
б) отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств
в). научные представления по вопросам экономической деятельности
102. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований – это:
а).деятельность по взиманию налогов и сборов
б). деятельность по финансированию и кредитованию за счет средств бюджета
в) деятельность по сбору, распределения и использованию фондов денежных средств для достижения задач и функций государства и муниципальных образований
103. В финансовом праве в основном используется метод:
а) властных предписаний
г). сочетания императивного и диспозитивного методов
104.Финансы – это:
а).совокупность наличных денег на территории государства
б).совокупность финансовых институтов
в) отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств
105. Что является отличительной чертой метода финансового права:
а).возможность вступать в договорные отношения
б) юридическое неравенство субъектов финансовых правоотношений
в).возможность выбора варианта поведения из нескольких предложенных государством
106. К особенностям финансово-правовых норм относятся:
а) их преимущественно императивный характер
б).регулируют именно финансовые отношения
в).регулируют денежно-имущественные отношения
г).регулируют все экономические отношения
107. Какой из актов может являться нормативно-правовым источником финансового права:
а).судебный акт суда общей юрисдикции
б).судебный акт арбитражного суда
в).постановление прокурора
г) инструкция Министерства финансово РФ
д).инструкция Министерства здравоохранения и социального развития РФ
108. Санкция финансово-правовой нормы – это:
а).обязанность субъекта финансово-правового отношения
б) мера государственного принуждения
в).объем правоспособности участника отношения
г).полномочия участника финансового правоотношения
109.В финансовом праве преобладают нормы:
а).запрещающие
б).уполномочивающие
в) обязывающие
110. Регулирование денежного обращения является функцией:
а). Правительства РФ
б). Государственной Думы РФ
г). Министерства финансов
д) Центрального банка РФ
111 . Финансовые правоотношения – это:
а) общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований по поводу формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств
б).денежные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления
в).общественные отношения властного имущественного характера в сфере экономики
112. Финансовая правоспособность - это:
а) способность иметь финансовые права и обязанности, предусмотренные в законе
б).это способность лица самостоятельно либо через законных представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать финансовые права и обязанности
в).способность лица отвечать за неисполнение и неправомерную реализацию финансовые прав и обязанностей
113. К публично-правовым образованиям как субъектам финансового права относятся:
а).органы государственной власти, организации
б).только муниципальные образования
в) Российская Федерация в целом и ее субъекты, муниципальные образования
114. Право на использование бюджетных средств относится:
а).к процессуальным бюджетным правам
б) к материальным бюджетным правам
в).правам на установление федеральных налогов и сборов
115. Центральный банк РФ как субъект финансового права относится:
а).к публично-правовым образованиям
б) к коллективным субъектам
в). к индивидуальным субъектам
116. Предварительный финансовый контроль осуществляется:
а).после проведения финансовой операции
б).во время проведения финансовой операции
в) до совершения финансовой операции
117. По результатам аудиторской проверки аудитор:
а).составляет акт проверки
б) выражает свое мнение в аудиторском заключении
в).составляет справку
118. Общая цель деятельности Счетной палаты РФ:
а) осуществление государственного финансового контроля за исполнение федерального бюджета
б).проведение ревизий на государственных унитарных предприятиях
в).противодействие легализации доходов, полученных преступным путем
119. Целью аудита является:
а).проверка основных средств предприятия
б).проверка прибыльности и доходности производства
в) выражение мнения о достоверности финансовой отчетности проверяемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству
120. В чьем ведении находится Федеральное казначейство:
а).Государственной думы РФ
б).Центрального банка РФ
в) Министерства финансов РФ
г).Правительства РФ
121. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются в форме:
а) федеральных законов
б).федеральных конституционных законов
в).указов Президента
122. Какой из ниже перечисленных фондов не относится к государственным внебюджетным фондам:
а).Пенсионный фонд РФ
123. Под бюджетом понимается:
а). бюджеты всех уровней
б).классификация расходов и доходов государства
в) форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления
124.Бюджетный год начинается:
б). с момента утверждения закона о бюджете
125. В Российской Федерации бюджетная система включает в себя:
а).бюджет РФ и бюджеты субъектов РФ
б).государственный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов
в) бюджеты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и бюджеты государственных внебюджетных фондов
126. В состав доходов бюджетной системы входят:
а).оборотная кассовая наличность и прочие доходы
б) налоговые и неналоговые доходы
в).безвозмездные перечисления в виде дотаций, субвенций, субсидий
г).доходы от ведения предпринимательской деятельности ее субъектами
127.Признак нецелевого характера использования свойствен безвозмездным перечислениям в виде:
а).субвенций и дотаций
б).субвенций и субсидий
в).субсидий и дотаций
г) дотаций
128.Расходы бюджетов осуществляются в форме:
а) бюджетных ассигнований
б).бюджетных обязательств
в).расходных обязательств
129. Первичное (исходное) правоотношение, в рамках которого возникает обязанность выплатить средства из бюджета:
а) расходное обязательство
б).бюджетное обязательство
в).расходы бюджета
130. Обязанной стороной в расходном обязательстве является:
а).Центральный банк РФ
б) публично – правовое образование
в).организации и физические лица
131. Публичное обязательство может быть предусмотрено:
а).договором
б) только законом
в).как законом, так и договором
132. Расходы бюджета – это:
а).денежные средства, направляемые на финансирование государственных
б).организаций и учреждений
в) денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления
г).денежные средства, выделяемые из федерального бюджета
133.Бюджетный процесс – это:
а).деятельность органов бюджетного контроля по выявлению бюджетных правонарушений и взысканию причиненного ущерба
б) деятельность органов государственной власти и местного самоуправления и участников бюджетного процесса, регламентированная бюджетным законодательством, по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также контролю за составлением, рассмотрением и исполнением бюджетов
в) деятельность органов местного самоуправления по контролю за формированием, расходованием и использованием фондов денежных средств
134.Правовая форма отчета об исполнении бюджета Российской Федерации:
а).классификация доходов государства
б).бюджетная роспись
в) федеральный закон
135.Государственная Дума рассматривает проект Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год:
а) в трех чтениях
б).в четырех чтениях
в).до преодоления всех разногласий с Правительством РФ
136.Составление проекта федерального бюджета возлагается на:
а).Государственную Думу РФ с участием Счетной палаты РФ
б) Правительство РФ
в). Президента РФ
г).Федеральное Казначейство
137.Проект бюджета на очередной финансовый год представляется Государственной Думе:
а).одновременно с представлением бюджетного послания Президента Федеральному Собранию
138. Бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются:
а) Федеральным Собранием РФ
б).Правительством РФ
в).органами данных фондов
139.Средства какого государственного внебюджетного фонда направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т. п.:
а).Федерального фонда обязательного медицинского страхования
б) Фонд социального страхования РФ
в) Пенсионного фонда РФ
140.Какой из ниже перечисленных фондов не относится к государственным внебюджетным фондам:
а).Пенсионный фонд РФ
б).Фонд социального страхования РФ
в) резервный фонд Правительства РФ
141. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется:
а) Федеральным казначейством РФ
б).Федеральным Собранием РФ
в).Правительством РФ
142.Денежные средства государственных внебюджетных фондов находятся в собственности:
а).самих фондов
б) Российской Федерации
в).субъектов РФ и муниципальных образований
в).организаций и физических лиц, вносящих взносы в эти фонды
143.Право хозяйственного ведения предполагает:
а) предприятие самостоятельно распоряжается полученной прибылью
б).предприятие имеет право на получение только части прибыли
в).предприятие не имеет права распоряжаться полученной прибылью
144. Средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества:
а).распределяются поровну между всеми уровнями бюджетной системы
б).не подлежат зачислению в бюджет
в) подлежит зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме
145.Средства, получаемые Центральным банком РФ, поступают:
а).100% в государственный бюджет
б).полностью остаются самому банку
в) 50% перечисляется в бюджет, 50% остаются банку
146.Кредитная организация – это:
а).учреждение, созданное для предоставления кредитов гражданам и юридическим лицам
б).банки и валютные биржи
в) юридическое лицо, осуществляющее банковские операции для цели извлечения прибыли на основании лицензии, выданной Центральным банком РФ
147. Осуществлять денежную эмиссию может:
а) Центральный банк РФ
б).любая банковская организация
в).небанковская организация
148. Центральный банк РФ является плательщиком:
б) налог на прибыль организаций
в).имущество организаций
149. Какой орган осуществляет лицензирование деятельности кредитных организаций:
а).Министерство финансов
в) Центральный банк РФ
150. В чьей компетенции находится право осуществлять денежную эмиссию:
а).Министерства финансов
б).Правительства РФ
в) Центрального банка РФ
г).Государственной Думы РФ
151. Дотации - это:
а).денежные средства, передаваемые государственным внебюджетным фондам и государственным предприятиям для выполнения их функциональных задач;
б).бюджетные средства, предназначенные для выплаты государственного долга;
в).бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня на безвозвратной и безвозмездной основе;
г).бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.
152. Отличительным признаком субвенции является:
а).безвозмездность;
б).безвозвратность;
в).целевой характер;
г).верно все перечисленное.
153. Отличительным признаком субсидии является:
а).безвозмездность;
б).безвозвратность;
в).целевой характер;
г).долевое финансирование.
154 .Трансферты населению - это:
а).все виды денежных перечислений в бюджеты нижестоящего уровня;
б).бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению социального характера, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления;
в).выплаты из консолидированного бюджета в адрес региональных и местных бюджетов,
г).при условии обязательном направлении субъектами РФ и местными органами власти населению в режиме социальной помощи.
155. Финансовая помощь, осуществляемая в форме дотаций, субвенций, субсидий, учитывается:
1.в составе доходов консолидированного бюджета;
2.в доходах того бюджета, который является получателем этих средств;
3.в составе бюджета, передающего эту помощь;
4.в расходной части бюджета, средства которого передаются нижестоящим бюджетам.
156 . Бюджетный процесс - это:
а).регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением;
б).способ исполнения бюджета по доходной и расходной части, а также применения мер ответственности за нарушения установленного порядка в этой сфере;
в).порядок подготовки проектов бюджетов, их утверждения, а также государственного управления бюджетной деятельностью и применения мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
157 . Финансово-правовая норма (норма финансового права) - это:
а).установленное гражданским обществом и обеспеченное им определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования общественных денежных фондов и доходов;
б).установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников;
в).установленное государством определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников;
г).установленное гражданским обществом и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников;
158. Бюджетный период:
а).длится 1 календарный год;
б).состоит из стадии исполнения бюджета - бюджетного года;
в).включает период времени от начала составления проекта бюджета до утверждения отчета об исполнении бюджета.
159. Проект федерального закона о федеральном бюджете должен быть внесен в Государственную Думу РФ не позднее:
160. Проект федерального закона о федеральном бюджете проходит в Государственной Думе РФ:
а).3 чтения;
б).4 чтения;
в).количество чтений определяется Регламентом Государственной Думы.
161. Президент РФ, не позднее марта месяца года, предшествующего финансовому, выступает перед Государственной Думой с:
а).прогнозом социально-экономического развития;
б).ежегодным посланием Федеральному Собранию;
в).бюджетным посланием;
г).отчетом об исполнении бюджета.
162. Предметом финансового права являются:
а).общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и местным самоуправлением финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств;
б).общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств;
в).общественные отношения, возникающие в процессе осуществления местным самоуправлением финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.
163. Бюджетная роспись - это:
а).документ, представляемый бюджетным учреждением в Государственную Думу РФ, чтобы получить предусмотренные бюджетом бюджетные ассигнования;
б).документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ;
в).документ, конкретизирующий бюджетную классификацию на предмет учета особенностей каждого получателя бюджетных средств.
164. Сбюджетным посланием перед Федеральным Собранием РФ выступает:
а).Президент РФ;
б).Председатель Счетной палаты РФ;
в).Министр финансов;
г).Председатель Правительства РФ.
165. Бюджетные ассигнования - это:
а).часть бюджетных средств, передаваемых на возвратной основе на обеспечение инвестиционных задач государственного сектора экономики;
б).бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств;
в).бюджетные средства, предназначенные для передачи государственным внебюджетным фондам, в случае дефицита их бюджетов;
г).средства федерального бюджета, предназначенные для передачи их в бюджеты нижестоящего уровня, либо в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
166. Бюджетные обязательства - это:
а).обязательства одних участников бюджетного процесса по отношению к другим участникам бюджетного процесса;
б).обязанности органов, исполняющих бюджет, предоставлять бюджетные средства в соответствии с законом (решением) о бюджете и сметой доходов и расходов;
в).расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год;
г).обязательства главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств по финансированию бюджетных получателей.
167. Бюджетный кредит - это:
а).форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;
б).кредитные средства, которые бюджет вправе получить на возмездных условиях в кредитной организации;
в).часть бюджетных расходов, направляемых на возмездной основе иностранным государствам, в том числе странам СНГ;
г).форма предоставления безвозвратной помощи получателям бюджетных средств, в соответствии с утвержденной бюджетной росписью.
168. Из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ предоставляются:
а).трансферты;
б).дотации;
в).субвенции;
г).субсидии;
169. Бюджетный год в РФ равен:
а).календарному году;
б).бюджетному периоду;
в).сельскохозяйственному году.
170. 3авершение бюджета происходит:
г).иной вариант ответа.
171. Принцип единства кассы в процессе исполнения бюджета предполагает:
а).зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета;
б).использование только одного счета банков в процессе обслуживания доходов и расходов бюджетов всех уровней;
в).передачу прав по формированию доходов и расходов бюджетов федерального, регионального и местного уровней в Федеральное казначейство РФ;
г).порядок открытия только в Банке России одного счета, на который должны зачисляться все доходы и с которого должны производиться все расходы бюджетов.
172. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется:
а).Центральным банком РФ;
б)Федеральным казначейством РФ;
в).Правительством РФ;
г).каждым уровнем власти самостоятельно.
173. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляет:
а).Федеральное Собрание РФ;
б).Счетная палата РФ;
в).Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ;
г).Специалисты в области страхования Министерства экономики РФ;
174. 3аконодательно установленными формами страхования являются:
а).обязательное, имущественное, личное, страхование ответственности и др.;
б).обязательное и добровольное;
в).страхование, осуществляемое российскими и зарубежными страховщиками;
г).обязательное, личное, на случай пожара, страхование жизни, гражданской ответственности и др.
175.Эмиссию наличных денег в РФ осуществляет:
а).Министерство финансов РФ;
б).Правительство РФ;
в).Центральный банк РФ;
г).Федеральное Собрание РФ;
176. Надзора за банковской деятельностью осуществляет:
а).Центральный банк РФ (Банк России);
б).Счетная палата РФ;
в).Министерство финансов РФ;
г).Федеральное Собрание РФ;
177. Центральный банк РФ (Банк России) подотчетен:
а).Счетной палате РФ;
б).Федеральному Собранию РФ;
в).Правительству РФ
г).Государственной Думе РФ.
178. Основным методом финансового контроля является:
а).наблюдение;
б).ревизия;
в).обследование;
г).проверка.
179. Юридическое лицо обязано согласовать лимит остатка кассы:
а).с налоговой инспекцией;
б).с банком, в котором открыт расчетный счет;
в).с местной администрацией;
г).с финансовым органом субъекта РФ.
180. Предельный размер наличной денежной суммы, которую юридические лица вправе передавать другим юридическим лицам в качестве платежа по одной сделке, составляет:
а).10 тыс. рублей;
б).60 тыс. рублей;
в).100 тыс. рублей.
181. Валютный контроль в РФ осуществляется:
а).органами валютного контроля;
б).агентами валютного контроля;
в).органами и агентами валютного контроля.
182. Порядок ведения кассовых операций на территории РФ устанавливает:
а).Центральный банк РФ;
б).Федеральное казначейство РФ;
3.Министерство финансов;
В).Правительство РФ.
183. Расчеты между юридическими лицами в РФ должны осуществляться:
а).в безналичной форме;
б).в наличной форме;
в).в безналичной и наличной форме;
г).с использованием кредитных карт.
184. К способам правового регулирования денежного обращения относятся:
а).денежная реформа;
б).деноминация;
в).эмиссия денег;
г).все перечисленное.
185. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах включает в себя:
а).совокупность всех нормативных актов по налогам и сборам;
б).совокупность Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;
в).совокупность федеральных законов и подзаконных нормативных актов о налогах и сборах;
г).совокупность федеральных законов и норм права о налогах и сборах.
186. 3аконодательство субъектов РФ о налогах и сборах включает в себя:
а).совокупность законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым кодексом;
б).совокупность только одних законов субъектов РФ о налогах и сборах;
в).совокупность Налогового кодекса, законов РФ, субъектов РФ и подзаконных нормативно - правовых актов о налогах и сборах;
г).совокупность принятых законов и иных правовых норм, принятых законодательными органами субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом.
187 . Кнормативно-правовым актам органов местного самоуправления о налогах и сборах относятся:
а).все нормативные акты, принятые представительными и исполнительными органами власти муниципальных образований;
б).нормативные акты, которые приняты представительными органами местного самоуправления;
в).все нормативные акты и нормы права, которые приняты органами местного самоуправления.
188. 3аконодательство о налогах и сборах регулирует отношения:
а).властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;
б).властные отношения между Правительством РФ и Министерством по налогам и сборам, налоговой полицией, таможенными органами, а также между налоговыми органами и налогоплательщиками, налоговыми агентами;
в).между налогоплательщиками и налоговыми агентами, между налоговыми органами и органами общей компетенции, между правоохранительными органами и налогоплательщиками.
189. Виды финансового контроля:
а).предварительный, текущий и основной;
б).предварительный, текущий и дополнительный;
в).предварительный, текущий и последующий.
190. Доходы бюджетов образуются за счет:
а).за счет любой деятельности, не запрещенной действующим законодательством;
б).налоговых доходов и безвозмездных перечислений;
в).налоговых и неналоговых видов доходов;
г).налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений
191. Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов:
а).двух уровней;
б).трех уровней;
в).четырех уровней.
192. Дефицит бюджета - это:
а).превышение доходов бюджета над его расходами;
б).превышение расходов бюджета над его доходами;
в).превышение прибыли бюджета над его убытками.
193. Профицит бюджета - это:
а).превышение расходов бюджета над его доходами;
б).превышение прибыли бюджета над его убытками;
в).любой вариант, в зависимости от ситуации;
г).превышение доходов бюджета над его расходами.
194. Временное управление бюджетом предусмотрено в случае:
а).если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала финансового года;
б).если закон (решение) о бюджете не вступил в силу до начала финансового года;
в).если закон (решение) о бюджете вступил в силу с начала финансового года частично;
г).временное управление бюджетом законодательством не предусмотрено.
195. При рассмотрении в последнем чтении законопроект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год:
196.Деньги выполняют функцию:
а)средства контроля
б) средства платежа
в)фискальную
197. Срок изъятия из обращения банкнот и монет при их обмене на банкноты и монеты нового образца установлен:
а). от трех до пяти лет
б) без ограничения
в) в течение 1 года
г) от 1 года до 5 лет
Ссудный процент представляет собой вознаграждение за пользование заемными денежными ресурсами (по-другому называемыми ссудным капиталом или кредитом) в течение ограниченного количества времени. Другими словами, это ставка процента, которая отражает стоимость кредитных денег и фактически показывает цену кредита. Ссудный процент рассчитывается по формуле, обозначенной на рисунке справа.
Рассматриваемая экономическая категория имеет место в том случае, когда некоторый владелец свободных финансовых ресурсов передает их другому лицу на какое-то время в целях полезного потребления. То есть заемщик как бы покупает полезность предоставляемого капитала, которая выражается в возможности генерации прибыли за счет этих денег, при этом ссудный процент является ценой данных ресурсов, уплачиваемой заемщиком владельцу кредитного капитала.
Источником уплаты ссудного процента является добавочная стоимость, возникающая в момент эффективного использования предоставленного займа. Ссуда эксплуатируется как капитал, который инвестируется в производство, поэтому уровень платы за кредит не может быть выше нормы прибыли, генерируемой в результате использования займа (в противном случае ссуда используется не рационально).
От чего зависит ставка ссудного процента
Как и стоимость любого товара, цена кредита имеет свойство менять свое значение, поэтому ссудный процент может варьироваться в разные периоды в зависимости от спроса и предложения на кредитные ресурсы. Соотношение предложения и спроса определяется следующими факторами:
Яндекс.Директ
Размеры денежных накоплений и сбережений, являющихся источниками кредитных возможностей – чем больше данный показатель, тем ниже ссудный процент (т.к. велико предложение).
Цикличность производства. В некоторые моменты спрос на инвестиции повышается (например, в период экономического подъема), а в другие периоды – понижается. Таким образом, чем выше инвестиционный спрос, тем выше норма ссудного процента.
Государственное регулирование денежной массы, имеющейся в обращении – чем больше денег обращается в системе, тем выше процентные ставки.
Темпы инфляции. При усилении инфляционных процессов процентные ставки возрастают, при этом различают номинальные и реальные ставки. Реальный % вычисляется как номинальный % за вычетом среднегодового обесценивания денег. В том случае, когда темпы инфляции превосходят рост ставок, то ссудный процент становится отрицательным, т.е. фактически взимается с кредитора, а не с заемщика.
Колебания валютного курса – чем выше курс иностранной валюты, тем ниже ставка процента, и наоборот.
Международное перетекание капиталов и др.
Таким образом, динамика нормы процента в основном определяется рыночным механизмом, но во многом зависит от государственного регулирования.
Особенностью человеческого поведения является тот факт, что индивид предпочитает сегодняшние блага, пускай и большим, но будущим благам. Эта особенность получила название временного предпочтения. Временное предпочтение - склонность хозяйственных агентов индивидов предпочитать, при прочих равных условиях, реалии сегодняшнего дня будущим благам. Чтобы владелец капитала отказался от его самостоятельного применения сегодня, его необходимо вознаградить за такой отказ. Процент - плата за то, что владелец капитала предоставляет другим возможность сегодняшнего, текущего использования капитала, отказываясь от самостоятельного альтернативного его применения.
Ставка ссудного процента определяется предложением накопленных средств и спросом на заемные средства. Ссудный процент - цена, уплачиваемая собственникам капитала за использование их заемных средств в течение определенного периода. Ссудный процент выражается с помощью процентной ставки (ставки ссудного процента) за год. Ставка ссудного процента - количество денег, которое требуется уплатить за использование одной заемной денежной единицы в год. Ставка ссудного процента рассчитывается:
где r - ставка ссудного процента; R - годовой доход кредитора; К - сумма денежного капитала, отданного взаймы.
Различают номинальную и реальную ставку ссудного процента. Номинальная ставка ссудного процента - ставка ссудного процента, выраженная в денежных единицах по текущему курсу без учета темпов инфляции. Это количество денег, уплаченное за единицу заемного денежного знака за определенный период времени. Номинальная ставка показывает, насколько сумма, которую заемщик возвращает кредитору, превышает сумму, полученную в виде кредита. Реальная ставка ссудного процента - ставка ссудного процента, выраженная в денежных единицах с поправкой на инфляцию. Эта ставка - основная при принятии инвестиционных решений.
На величину ставки ссудного процента влияет ряд факторов:
1. Риск инвестиционного проекта. Риск - неотъемлемая черта рыночной экономики. Предприниматель рискует, когда заключает контракт с новым поставщиком, налаживает производство нового товара, осваивает новый рынок и т. д. Кредитор рискует, когда предоставляет кредит малоизвестной фирме; предоставляет деньги взаймы известной фирме, инвестирующей средства в какой-то новый проект и т. д. Чем выше риск, что заемщик не выплатит ссуду, тем больший ссудный процент будет взимать кредитор.
2. Срок предоставления ссуды. Чем больше срок, на который предоставляется ссуда, тем больше упущенных возможностей по использованию этих средств у кредитора. Иными словами, кредиторы долгосрочной ссуды вынуждены отказываться на длительный срок от альтернативных вариантов вложения капитала. Кроме того, чем больше срок, на который предоставляется ссуда, тем больше вероятность того, что ее не вернут, следовательно, тем больше ставка ссудного процента.
3. Обеспеченность ссуды. Залог - имущество или другие ценности, отданные заемщиком в качестве обеспечения ссуды. Если ссуда заемщиком не возвращается, то кредитор имеет право удовлетворить свое требование из стоимости залога. Залог в обеспечении займа обычно сокращает риск для кредитора» а чем меньше риск, тем меньше будет ставка ссудного процента.
4. Размер предоставляемой ссуды. Ставка ссудного процента на ссуды меньшего размера обычно выше, чем на более крупные. Объясняется это тем, что административно-управленческие расходы в абсолютном выражении как мелкой, так и крупной ссуды одинаковы. Поскольку издержки на оформление любой ссуды равны, то чем меньше ссуда, тем выше должна быть ставка ссудного процента.
5. Налогообложение дохода (процента). Некоторые формы кредита и доходы кредиторов облагаются налогом. Величина налога включается кредитором в состав процента. Иными словами, чем больше величина взимаемого налога, тем больше ставка ссудного процента. Кредитор может отдать предпочтение более низкой ставке ссудного процента по необлагаемому налогом кредиту и отказаться от кредита по более высокой ставке ссудного процента, если полученный доход будет облагаться налогом.
6. Условия конкуренции. Чем больше банков (кредиторов) функционирует на данной территории, тем выше конкуренция между ними и ниже ставка ссудного процента. И наоборот, чем больше банк, чем значительнее его монопольная власть, тем выше оказывается ставка ссудного процента.